Отрицательные герои в пьесе Недоросль – описание качеств персонажей

Положительные и отрицательные герои комедии Недоросль Фонвизина сочинение

Каждый герой комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” сыграл определенную роль в обнажении, высмеивании общественных недостатков, связанных с воспитанием, образованием людей. Через отношение героев друг к другу в разных ситуациях автор поднимает насущные вопросы того времени, раскрывает основную мысль произведения.

Отрицательные герои

Все члены семьи Простаковых являются сторонниками одной идеи – обогащения за счет труда других. Самый простой способ и для госпожи, и для ее брата – удачная женитьба. Поэтому они заслуженно отнесены Милоном к категории “недостойных людей”. Автор относит их к отрицательным героям.

Хозяйка – властная женщина. На первый план выступает жажда наживы любым способом, несмотря на подлые поступки. Она оставляет крестьян без имущества, но даже на этом не останавливается. Ее цель существования – поиск выгоды. На протяжении всей комедии Простаковой движет корысть и лесть. Общая характеристика помещицы сводится к тому, что из “бранчивой” она становится “ласковой до самой низости” в случае, если видит в чем-либо выгоду. Отсутствие образования в некоторой степени радует ее, так как это могло бы помешать заработку денег. Возможности зарабатывать взятками, по ее мнению, ничего не должно мешать, даже обучение грамоте.

Отличаясь меньшей жестокостью по отношению к окружающим, но не меньшим желанием жить вольготно, прикладывая минимум усилий для создания собственного капитала, является сын помещицы – Митрофан. Его характеристика со стороны матери не соответствует истинным качествам подростка: “то-то умное дитя, то-то разумное”. Бесцельная натура, лишь изредка соглашающаяся на уговоры матери заняться наукой, не приспособленная к самостоятельности. Лень и грубость – основные отрицательные характеристики героя. Неуважительное отношение к кормилице – яркий показатель невоспитанности, отсутствия жалости к близким людям.

Полная зависимость господина Простакова от своей жены подчеркивает его неспособность принимать решение в любом жизненном вопросе, слабость. Он находится под влиянием супруги, которая подавляет его волю. Отсутствие желания сопротивляться, безынициативность – качества, за счет которых он дополняет свою жену. Даже любовь к сыну больше похожа на нежелание понять, каков он на самом деле. Ему свойственна боязнь смотреть правде в глаза.

Брат помещицы – Тарас Скотинин. По характеру близок к описанию сестры. Он также порой ведет себя агрессивно, ленив, хотя и имеет определенную цель. Он желает за счет женитьбы на Софье завладеть ее хозяйством. Не интересуется образованием, в грамоте видит скуку. Образ Тараса вобрал в себя признаки некоторых людей того поколения. Он равнодушен к родственным и любовным связям, чувствам, связанным с ними. Имея ограниченные понятия в отношении семейных уз, для него все сводится лишь к обустройству дома, управлению хозяйством, оставляя без внимания интеллектуальный рост. Вражда и соперничество героев между собой лишь подчеркивают их глупость и незанятость.

Положительные герои

Особое внимание автор уделяет положительным героям комедии. Софья – пример для многих девушек в воспитании, порядочности. Она не изменяет своим качествам. Отзывчивость, утонченность привлекают внимание. Ее внутренний мир остается светлым даже среди озлобленных, нелюбящих ее людей. Имея влечение к чтению, девушка с интересом занимается самообразованием. Горячее сердце требует взаимности в любви, радуется всему хорошему, излучая доброту и терпение. На фоне семьи Простаковых она сохраняет человеческий облик. Представляет полную противоположность, помогая разоблачить истинную сущность отрицательных героев произведения.

Участвуя в комических ситуациях, Стародум порой старается посмотреть на всех со стороны, не переставая удивляться бесчеловечности и невежеству этой семьи. Его опыт и мудрость, накопленные и преумноженные с годами, выливаются в поучительный монолог. На каждую проблему у него свое мнение. Размышляя о богатстве, Стародум считает правильным лишь честность и отсутствие подлости. Заработав состояние “без подлой выслуги”, он передает его Софье. Ценит отцовское воспитание, которое, прежде всего, было направлено на душу человека.

Жизнь научила его обдумывать поступки, быть сдержанным и рассудительным человеком. Он разбирается в людях. Фальшь Простаковых разоблачает с первой минуты, не находя в них и доли благонравия. Степенность, приличие пожилого человека противопоставляются неумению помещиков вести себя в обществе в силу своей невоспитанности и необразованности.

Милон разделяет взгляды Стародума. Он является образованным молодым офицером. Воспитанность и справедливость делают его достойной кандидатурой на место мужа Софьи. Возмущению Милона нет предела, когда узнает о тех условиях, куда попала его возлюбленная. Милон – образец лучших качеств, которые необходимы не только храброму воину, но и разумному собеседнику и любящему мужу.

За счет разделения героев произведения на положительных и отрицательных, автор высмеивает жадность, невежество и необразованность, наказывая героев за подлые поступки.

2 вариант

Невозможно недооценить роль каждого из героев комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». И положительные, и отрицательные персонажи несут в себе те черты, без которых ни один из образов не был бы завершенным. Следуя одной цели, каждый из героев содержит отрицательную либо положительную оболочку, благодаря которой читателю становится понятно и отношение автора к нему, и раскрытие идеи произведения. Недостатки, которые проявлялись в то время в обществе, были воплощены автором в героях. То же самое можно сказать и о достоинствах.

Положительные герои обращают внимание на себя неизменными качествами, способными спасти мир. Так, Софья – воспитанная девушка, она понимает, что отец всегда воспитывал в ней любовь к людям, умение быть неравнодушной. Она старается быть отзывчивой. Софья не может обойтись без книг ни дня. Для нее процесс познания – это важнейшая составляющая повседневной жизни. Ее облик будто светится изнутри от доброты и нежности. Это замечают все вокруг.

Читайте также:
Любовь к жизни краткое содержание рассказа Джека Лондона, анализ произведения, описание главных героев, основная мысль и тема, жанр

Необыкновенным терпением и рассудительностью обладает Стародуб. Он представлен автором в роли пожилого человека с большим багажом положительных черт. Мудрый и справедливый, он радостно идет навстречу тем, кто сторонится наживы. Но не понимает людей злых, подлых. Отсутствие образованности, нежелания набираться знаний в некоторых окружающих заставляют его возмущаться.

Достойное место в ряду положительных героев занимает Милон. Этот молодой офицер, который является сторонником Стародуба. На первом месте среди его качеств выделяется храбрость и искренняя любовь.

Отрицательные герои – это, прежде всего, члены семейства Простаковых. Радуясь своему существованию, госпожа всеми силами стремится найти во всем выгоду. Подобными ценностями живет и ее сын – Митрофан, который не видит смысла в образовании. Именно поэтому молодой человек оказался неспособным действовать ни в одной из сфер жизни. Отсутствие принципов воспитания со стороны хозяйки дома в отношении сына сделали его ленивым и жестоким увальнем. Недалеко от них ушел и Тарас Скотинин. Знакомясь с ним поближе, складывается впечатление, что этот человек не имеет чувств. В нем поселилась скука и в отношении

Таким образом Д. И. Фонвизин показывает качества героев зрителю, указывая недостатки одних, которые живут лишь враждой и агрессией высмеивая необразованных людей с подобным образом жизни или достойные черты. При этом мы понимаем, что все, о чем хотел сказать автор произведения, проявляется в людях во все времена, в любом поколении.

Также читают:

Картинка к сочинению Положительные и отрицательные герои комедии Недоросль Фонвизина

Популярные сегодня темы

Короткий рассказ Бунина представляет собой описание истории горбуна, который получает любовное письмо и весь в предвкушении готовится к свиданию. Он приобретает некоторые новые предметы для гардероба, идет к парикмахеру

Самым сокровенным в литературе неизменно является поэзия. При прочтении стихов появляются самые разнообразные эмоции, представления, однако проза является более точной и лишена многочисленного разнообразия

Когда я был довольно маленьким, то жил в районе, который трудно назвать благоприятным в смысле безопасности, этот район изобиловал представителями всяческих радикальных молодежных сообществ

Посреди большого множества поучительных детских рассказов, стоит выделить произведение Андреева «Петька на даче». Мало кто знает то, что в базе сюжета лежит настоящая история известного в то время парикмахера

Из разнообразных примеров искусства мы можем узнать о том, чем является сила духа. Также есть много примеров и из повседневности, когда такое качество проявляется.

Краткая характеристика героев в комедии «Недоросль» Фонвизина

Фонвизин в своем произведении попытался отобразить порочные нравы провинциального дворянства того времени. Отдельной темой, на которой автор постарался заострить внимание читателя является проблема воспитания молодого поколения. Образ и характеристика главных героев комедии «Недоросль» поможет понять, кто является положительным, а кто отрицательным персонажем. Каждый из них по-своему индивидуален. Многое можно понять, прочитав их имена и фамилии. Глядя на них видишь, какими показателями характера они наделены и что из себя представляют.

Простакова

Дворянка по происхождению. Мать Митрофанушки. Не любит людей и супруга. При любом удобном случае дает мужу понять, что он никто в доме. Женщина командир. Необразованна. Невоспитанна. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. Злая, грубая баба. Души не чает в единственном сыне. Питает страсть к деньгам. Ради наживы и выгоды пойдет по головам. Хитра и коварна. Именно она придумала план, как обвести вокруг пальца сиротку и женить на ней сынка. Будущее Митрофана для Простаковой на первом месте. Все для него любимого, но сам сынок вряд ли в состоянии оценить по достоинству всепоглощающую материнскую любовь и заботу.

Простаков

Муж Простаковой. Полностью соответствует фамилии. Этакий простачок. Подкаблучник. Пассивный, безвольный мужчина. Привык, что в доме всем рулит жена. Всегда старается угодить ей, иначе можно попасть под горячую руку супруги, а она у нее тяжелая. Самому не раз приходилось получать оплеухи от женушки. Любит сына. В душе гордится единственным наследником. Правда, непонятно, какие могут быть причины для гордости, если сын, кроме презрения ничего вызывать не может.

Митрофан

Главный герой комедии. Сын Простаковых. Недоросль. Подросток шестнадцати лет от роду. Маменькин сынок. Привыкший, что мамаша и ее окружение выполняют любое желание по щелчку пальца, и не дай бог, кто ослушается юного господина. Избалованный, эгоистичный юноша. Любит деньги. Не уважает старших. Никчемный молодой человек. Учеба для него тяжкий труд. Не по зубам ему гранит науки. Ленив. Зато предложение жениться вызвало у парня неподдельный интерес. Вот бы такое рвение да в нужное русло. Невежественен и глуп.

Скотинин

Брат Простаковой. Дворянин. Любит свиней и деньги. Невежественен. Груб. Необразован. Из-за приданого готов был взять в жены Софью, не питая к ней чувств. Невоспитанный, неотесанный мужик. Копия своей сестры.

Софья

Сирота. Дворянка по происхождению. Племянница Стародума, которую под свое крыло взяли Простаковы. Юное, чистое создание. Богатая наследница, что послужило поводом для стычки между хозяйским сыном и Скотининым. Получила хорошее образование. Честна, порядочна. Доброй души человек. Отличается отзывчивостью. Верная. Любит своего жениха Милона. Готова бороться за свою любовь до последнего.

Стародум

Дядя Софьи. Опекун девушки, вынужден был покинуть племянницу на длительное время, чтобы улучшить положение и встать на ноги для ее блага. Хороший наставник. Дает правильные советы. Сильная, авторитетная личность. Мудрый, рассудительный. Добрый. Все нажитое заработал честным трудом. Прямолинеен.

Читайте также:
Образ Наташи Ростовой - характеристика героини, биография и описание

Милон

Жених Софьи. Честный, порядочный парень. Военный. Искренне любит Софью. Высокоморален. Образован. Скромен. Честь и отвага для него не пустые слова. Достойная партия для любой девушки.

Правдин

Государственный служащий. Чиновник. Честный, порядочный человек. Занимается тем, что подвергает наказанию помещиков, отличающихся жестокостью по отношению к крепостным.

Цыфиркин, Кутейкин, Вральман

Горе преподаватели хозяйского сына. Ни один не получил должного образования. Все они из бывших простых работяг.

Вральман работал кучером. Немец. Учит Митрофана иностранному языку. Хитрый, льстивый. Способен на подлость и обман.

Кутейкин обучает недоросля грамоте. Дьячок. Учитель из него никакой. Расчетлив. Труслив.

Цыфиркин. Из бывших военных. Преподает арифметику. Добрый, честный мужчина. Как учитель ничего из себя не представляет.

Еремеевна

Няня Митрофана. Обычная крестьянка. Женщина верно и преданно, как собака, служит хозяйке на протяжении жизни. Терпеливо сносит оскорбления, рукоприкладство, не выражая недовольства. Получает мизерную зарплату, но попросить поднять жалованье у нее не хватит духа, не в ее это характере. Принимает жизнь такой, какая есть.

Тришка

Крепостной крестьянин. Портной при дворе. Не имеет профессионального швейного образования. Неглуп. Может постоять за себя и огрызнуться в ответ на замечания хозяйки. Отличается рассудительностью.

Положительные и отрицательные герои комедии “недоросль”: описание персонажей (таблица)

Характеристика героев в комедии “Недоросль” (таблица)

Как и было принято в классицизме, герои комедии “Недоросль” четко делятся на отрицательных и положительных.

Однако наиболее запоминающимися, яркими являются все же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, ее брат Тарас Скотинин и сам Митрофан.

Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.

Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонерами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделенные только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.

Охарактеризуем подробнее каждого из персонажей:

Герои Характеристика Речь персонажа
Отрицательные персонажи
Госпожа Простакова Центральный отрицательный персонаж, представительница крепостного дворянства. Изображена необразованной, невежественной и злобной бабой, которой принадлежит вся власть в семье: “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Она убеждена в том, что образование излишне и даже вредно: “Без науки люди живут и жили”. Двуличная особа: с крепостными, учителями, мужем, братом общается свысока, грубо, даже агрессивно, а к людям, от которых зависит ее положение, пытается подольститься. Подтверждением этой же мысли является изменение отношения к Софье. “Презлойфурией, которой адский нрав делает несчастье целого дома” называет ее Правдин. Единственный человек, внушающий ей добрые чувства — сын Митрофанушка, “друг сердешный”, “душенька”. Поэтому в финале ее даже жаль, ведь и он отворачивается от нее. Тришке – “скот”, “мошенник”, “воровская харя”, “болван”; Еремеевне – “бестия”, “каналья”, “собачья дочь”.Стародуму – “благодетель”.”Что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не сможем”.”Плуты, воры, мошенники! Всех велю прибить до смерти.”
Скотинин Еще один резко отрицательный персонаж, обладатель скотоподобной фамилии, самовлюбленный и жестокий. Единственная страсть — свиньи и все, что с ними связано, придает его образу некое подобие животного. “Я от роду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки”.”Люблю свиней…””В деревеньках ваших водятся ли свинки?”” Я и своих поросят завести хочу”.”…как чорта изломаю… будь я свиной сын…””Эко счастье привалило”.”Я бы те… за ноги, да об угол”, “Ах ты чушка проклятая!” – Митрофану.”Да вишь как развизжалась” – о сестре.
Митрофан Недоросль шестнадцати лет, сын провинциальных помещиков. Его имя “говорящее”, ведь Митрофан в переводе с греческого – “похожий на мать”. Такой же двуличный: тиран по отношению к домашним, униженно просит прощения у Стародума в финале. Обладает несомненной хитростью. Например, сон, где “матушка бьет батюшку”. Воспитание зависит от быта, среды, условий формирования человека. Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив. Митрофанушка — не только полный невежда, питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него не существует ничего значимого, кроме собственных интересов. “Невежда без души — зверь”, по словам Стародума. Грубый и жестокий по отношению к крепостным, учителям, няньке, отцу. “Он хотя и шестнадцати лет, достиг уже до последней степени своего совершенства и далее не пойдет”, – говорит о нем Софья. “Чушка проклятая”, как называет его дядя, – конечный итог деградации дворянства при уродующем душу воспитании. Исторически “недорослем” считался молодой дворянин, не получивший от учителя письменного удостоверения о выучке. Его не принимали на службу, не разрешалось вступать в брак. Образ “недоросля”, благодаря комедии, стал нарицательным: обычно так говорят о глупых и невежественных людях. Еремеевне – “старая хрычовка”; дяде – “Убирайся, дядюшка; проваливай”; “гарнизонная крыса” – учителю Цыфиркину..”Пострел их побери и с Еремеевной” – об учителях.”Не хочу учиться, хочу жениться”.”Все к чорту!”
Простаков Человек безвольный и слабый. О нем точно нельзя сказать, что он “глава семьи”. Во всем подчиняется супруге и боится ее. Предпочитает не иметь своего мнения — сцена с шитьем кафтана: “При твоих глазах мои ничего не видят”. Неграмотный “бесхребетный подкаблучник”, в сущности, он не такой уж плохой человек. Любит Митрофана, “как надлежит родителю”. “Он смирен”, – говорит о нем Правдин.
Положительные персонажи
Правдин Государственный чиновник, направленный для проверки положения в имении Простаковых. Произвол, по его мнению, является непростительным пороком. Тирания заслуживает наказания. Поэтому правда восторжествует и имение у жестокой и деспотичной Простаковой будет отобрано в пользу государства. “Из подвига сердца моего неоставляю замечать злонравных невежд, которые, имея над людьмисвоими… власть, употребляют ее во зло бесчеловечно”.”Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается…особливое старание о воспитании”.
Софья Племянница Стародума. Приличная, добрая, умная девушка. В переводе с греческого имя ее “мудрость”. Честная и образованная. “Бог дал тебе всеприятности твоего пола,… сердце честного человека”, – говорит ей Стародум. “Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть… Нельзя не любить правил добродетели… Они – способы ксчастью”.”Все мое старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных”.
Стародум Дядя и опекун Софьи. Выполняет роль резонера, высказывающего мысли автора. Его имя говорит, что он воспитан в эпоху Петра и придерживается ее идеалов, когда при дворе служили верно и честно, не лебезя перед “сильными мира сего”. И свое состояние и положение он честно заслужил: был на военной службе, служил и при дворе. Обладает прямодушием и нетерпением к несправедливости. Человек, наделенный властью, по его мнению, не должен ни в коей мере нарушать права других людей. “Просвещение возвышает одну добродетельную душу”.”Наличные деньги не наличные достоинства”.”Начинаются чины — перестает искренность”.”Имей сердце, имей душу – и будешь человек во всякое время”.”Достоинство сердца неразделимо”.”Главная цель всех знаний человеческих – благонравие”.
Милон Красавец-офицер, жених Софьи. Несмотря на молодость, уже принимал участие в военных действиях, где геройски себя проявил. Скромен. “Молодой человек больших достоинств”, “вся публика считает его честным и достойным человеком”, по словам Стародума. “Я влюблен, и имею счастье быть любим”.”Я полагаю истиннуюнеустрашимость в душе, а не в сердце…”
Второстепенные персонажи
Цыфиркин В прошлом солдат, поэтому дорожит понятиями долга и чести: “За службу деньги брал, а по-пустому не бирал и не возьму”.Грубоватый, но прямолинейный и честный. “Праздно жить не люблю”, – говорит он. “Прямым добрым человеком” назван Стародумом. “Здешни господа добры командеры!”, “здесь беглый огонь в суткисряду часа по три”.”Здравствовать сто лет, да двадцать, да еще пятнадцать, несчетны годы”.
Кутейкин Недоучившийся семинарист с “говорящей” фамилией: кутья – обрядовая каша, обязательное святочное и поминальное блюдо. Человек, несомненно, хитроватый, о чем свидетельствует выбор текста при обучении Митрофана: “Аз же есмь червь, а не человек, поношение человеков”, “сиречь животина, скот”. Жаден к деньгам, старается не упустить своего. Церковно-славянская лексика: “тьма кромешная”, “горе мне грешному”, “звах бых”, “приидох”, “убояся бездны премудрости”.
Вральман Немец Адам Адамович – бывший кучер Стародума. Человек — проходимец, о чем и говорит его фамилия, выдает себя за ученого, который может научить “по-французски и всем наукам”, а сам мешает другим учителям. Обладатель лакейской души, старается понравиться Простаковой, нахваливая Митрофана. Сам невежественен и бескультурен. “Умарить хотят репенка!””Шиучи с стешними хоспотами, касалосьмне, што я фсе с лошатками”.
Еремеевна Нянька Митрофана. Искренне служит в доме Простаковых, любит своего воспитанника Митрофана, но вознаграждена за свою службу так: “По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день”. “… я б с ним поломалась…я б и клыков беречьне стала”.”…как больше служить, не знаешь… рада бы не токмо что… живота не жалеешь… а все не угодно”.
Читайте также:
Рыжик краткое содержание и разбор главной мысли автора читать

(Пока оценок нет)
Loading…

Внутренний мир сочинение 15.3.

Характеристика героев в комедии “Недоросль” (таблица)

Categories: Сочинения на свободную тему

Недоросль: положительные и отрицательные герои. Герои комедии Недоросль Фонвизина

В 1782 году закончил работу над лучшим своим произведением – комедией «Недоросль» – Д. И. Фонвизин.

Написанная в соответствии с традициями классицизма, она тем не менее стала новаторской для своего времени.

«Недоросль» главные герои

Комедия «Недоросль» была создана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. Центральной проблемой произведения выступает порицание дворянского воспитания тех времен. Пьеса содержит признаки классического стиля. Типичной литературным приемом является употребление говорящих имен и фамилий, которые четко отражают характер персонажа. Название пьесы отражает суть указа Петра I, где и оговаривалась невозможность дворян, не имеющих образования, служить и жениться. Актуальность проблематики произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ.

Характеристики героев «Недоросль»

Главные герои

Митрофанушка

В образе Митрофана, автор высмеивает грубость, невежество и застой российского дворянства. Главному герою шестнадцать лет от роду, живет он с родителями. Митрофан единственный ребенок в семье. Он абсолютно необразован. Все только хвалят Митрофанушку за отсутствие стремления к учебе.
Персонаж предстает перед читателем как избалованный и не уважающий других молодой человек. Он не уважает собственного отца, льстит и пользуется расположением матери.

Стародум

В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи. Его имя указывает на поколение придворных людей, которые несли свою службу честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Он говорит словами автора. Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью не должен пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя. Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.

Простакова

Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и невежественная баба. Она концентрирует в своих руках власть в семье. Единственный человек, к которому она питает добрые чувства — ее сын. Основной характеристикой ее образа является безумное, и даже животное чувство любви к сыну. Она уверена в том, что все, что хорошо Митрофану – выгодно, а остальное – плохо. По ее мнению способ, которым достигается желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.

Читайте также:
Стихи про родителей - трогательные до слез, короткие со смыслом

Софья

Юная девушка, сирота. Потеряла отца в младенчестве, мать — за полгода до описываемых событий. Образованная, умная, благодетельная девушка. Дворянка, помещица, на чьё имение позарились Простаковы. Единственная и горячо любимая племянница Стародума, который сделал её богатой наследницей. Поначалу должна была выйти замуж за Скотинина, затем — за Митрофана, но сердце её принадлежит только Милону.

Милон

Один из положительных персонажей пьесы. Молодой дворянин, образцовый офицер, прекрасно образованный, просвещённый человек. При всех своих достоинствах отличается большой скромностью. Возлюбленный Софьи, с которой составляет гармоничную пару. По замыслу Фонвизина является образцом принципиально нового молодого поколения, способного возродить Россию, сделать её лучше и сильнее.

Правдин

Государственный служащий, который отправлен с целью проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает пресечь помещичий произвол. Правда возьмет верх и имение у жестокой и деспотичной жены будет изъято.

Простаков

Мужчина средних лет, супруг г-жи Простаковой и отец Митрофанушки. Дворянин, помещик. Недалёкий, необразованный мужчина, привыкший во всем слушаться свою деспотичную жену. Для него характерны такие черты как безвольность, инфантильность, апатичность. Не имея собственного мнения, он не способен принимать решения. В своём же доме играет никчемную роль.

Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Образ Еремеевны, няни Митрофана олицетворяет пагубное влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к их дому как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.

Скотинин

Второй крайне отрицательный персонаж, из перечня образов. Фамилия и единственная страсть — свиньи говорят сами за себя. Эти черты придают образу некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой было чуждо просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется некоторой отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.

Кутейкин

Один из учителей Митрофана, церковнослужитель, в прошлом семинарист, который бросил семинарию на первом курсе из-за своих ничтожных умственных способностей. Тёмный, малограмотный человек, приставленный Простаковой к Митрофану преподавать грамоту. За три года обучения не способен научить великовозрастного барского сына даже азам грамматики.

Цыфиркин

Один из учителей Митрофана, отставной сержант. Всю свою жизнь отдал армии, но, выйдя в отставку, был вынужден зарабатывать на хлеб преподаванием математики. Это трудолюбивый, честный, добрый человек, который берётся за любую работу, даже если плохо в ней разбирается. Несмотря на все старания Цыфиркина, Митрофан не способен освоить даже простейшие математические знания. Будучи честным перед самим собой, отказывается брать деньги за обучение, так как Митрофан так ничему не научился.

Вральман

Немец, преподаватель Митрофана, обучает его французскому языку и прочим наукам. На деле Вральман сам ничего не знает, но ловко пускает пыль в глаза недалеким Простаковым, убеждая их в собственной гениальности. Благодаря лести и потаканию прихотям Митрофана Вральман живет в доме своих хозяев как равный Это невежественный лгун, привыкший подстраиваться под обстоятельства и во всём искать свою выгоду. В итоге выясняется, что в прошлом Вральман работал кучером у Стародума.

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и комичность ситуации.

Главные и второстепенные герои в комедии «Недоросль» (для школьников и студентов)

В своей комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднимает острые общественно политические проблемы. Он рассуждает о роли просвещения и воспитания в развитии отдельной личности и государства в целом.

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Главные и второстепенные герои комедии «Недоросль» – типичные представители социальных слоев России XVIII в. Это столичные и провинциальные дворяне, крепостные крестьяне, военные, представители духовенства, мещане, чиновники.

  1. Характеристика героев
  2. Госпожа Простакова
  3. Господин Простаков
  4. Митрофан
  5. Скотинин
  6. Софья
  7. Стародум
  8. Милон
  9. Тришка
  10. Цитаты по персонажам
  11. Правдин
  12. Стародум
  13. Милон
  14. Софья
  15. Митрофанушка
  16. Простакова
  17. Скотинин
  18. Сочинения по произведению «Недоросль»
  19. «Не хочу учиться, а хочу жениться» – проблема воспитания в повести
  20. Смысл названия: две стороны медали

Характеристика героев

Хотя комедия написана в традициях классицизма, характеристика героев в «Недоросле» лишена шаблонности, свойственной этому литературному направлению. Еще видно четкое деление действующих лиц на положительных и отрицательных, но образы получились не схематичными, а живыми, с яркими индивидуальными чертами.

Госпожа Простакова

Один из центральных персонажей пьесы «Недоросль» – Простакова. Это, пожалуй, самый живой и неоднозначный персонаж.

Дворянка по происхождению, госпожа Простакова владеет поместьем в глубинке России. Полностью подчинив мужа, она распоряжается всем в доме и сама ведет хозяйство. Помещица жестока с крепостными, оскорбляет и бьет их, наказывает за любую провинность.

Читайте также:
1984 кратко - читать онлайн пересказ романа-антиутопии Джорджа Оруэлла

Простакова невежественна. Знания и учеба для нее – пустая трата времени. Сыну она решает дать образование лишь потому, что это модно и необходимо, чтобы поступить на государственную службу. При этом Простаковой нельзя отказать в уме и хитрости. Именно она придумала план похищения Софьи.

При всех отрицательных чертах характера Простакова искренне любит сына. Он смысл ее жизни. Ради него она готова на все. Но слепая материнская любовь лишь вредит Митрофану.

Господин Простаков

Терентий Простаков – муж госпожи Простаковой и отец Митрофана, провинциальный помещик. У него говорящая фамилия. Это простой, недалекий человек, не имеющий собственного мнения, безвольный и не способный принимать самостоятельные решения. Он полностью подчинился активной и деятельной жене, стал ее тенью. Безвольный помещик позволяет ей оскорблять и даже бить себя. Простаков всей душой любит сына, даже несмотря на то, что тот грубит ему.

Митрофан

Митрофан – один из главных действующих лиц, сын Терентия Простакова и его жены, юноша 15 лет, недоросль. Учебу он считает бесполезной тратой времени. 4 года занятий с домашними учителями прошли для него даром.

Митрофан груб и бессердечен. Он не уважает отца и не питает к нему теплых чувств. С матерью он ласков и почтителен до тех пор, пока она исполняет его прихоти. Когда помещица оказалась в беде и потеряла свою власть, он отворачивается и от нее. Крепостных избалованный юноша не считает за людей и при любом случае оскорбляет их. Даже няню Еремеевну, которая любит его всей душой и защищает до последнего, он обижает без малейшего раскаяния. С учителями он груб и непочтителен.

Митрофан перенял от дядюшки Простакова любовь к свиньям. Небезразличны ему и деньги. Юноша хочет жениться на Софье, узнав, что та получит богатое наследство от Стародума.

Скотинин

Тарас Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он провинциальный помещик, дворянин. Скотинин необразован, гордится, что за всю жизнь не прочитал ни одной книжки. Он груб и жесток, особенно со своими крестьянами, которых колотит за любую провинность. Зато в его деревнях созданы все условий для свиней, главной любви и страсти в жизни Скотинина. К ним он относится лучше чем, к людям.

Софья

Софья происходит из просвещенной дворянской семьи. После смерти родителей она попадает в семью Простаковых, дальних родственников, где ей приходится несладко.

Софья в переводе с греческого означает «мудрость». Ум, рассудительность – главные качества героини. Девушка получила хорошее образование, любит читать. К тому же у нее доброе, отзывчивое сердце.

Она искренне любит Милона и ценит заботу дядюшки Стародума. Софья смиренно терпит издевательства Простаковой, но ее нельзя назвать безропотной. За свою любовь и право самостоятельно выбирать мужа она готова бороться до последнего.

Стародум

Представления Фонвизина об идеальном наставнике и воспитателе воплотились в образе Стародума. Это опекун Софьи и ее дядя. Стародум – сильная личность, но он не стремится подчинить себе племянницу. С девушкой он разговаривает на равных, советует, объясняет, но не приказывает, не пытается давить на нее. Он мудрый наставник и друг для нее.

У Стародума говорящая фамилия. Она сложилась из сочетания 2 слов: «старый» и «думать». Старый – это не столько указание на возраст героя, сколько на его приверженность «старым» ценностям эпохи Петра I, на привычку думать по-старому. Стародум убежден, что долг дворянина – служить Отечеству.

Он не гонится за наградами, а старается делать все по совести. На войне герой не смог заслужить ордены и звания, хотя был тяжело ранен в бою. Оказавшись при дворе, он также не смог получить чинов и привилегий. Но Стародум ни о чем не жалеет.

Для него главное не нажить богатство и получить звания, а остаться честными и благородным человеком с незапятнанной совестью. Не найдя места в современном обществе, герой уезжает в Сибирь, где без хитрости и обмана, честным трудом сколачивает свое состояние.

Стародум прямодушен и искренен, может быть резок, особенно если видит несправедливость. Он не терпит в людях лжи, грубости и подлости. При этом он великодушен и готов прощать ошибки.

Милон

Один из положительных персонажей пьесы – Милон, возлюбленный Софьи. Это образцовый офицер, очень добрый и благородный. Несмотря на молодость, уже показал себя с лучшей стороны в деле, на поле боя. Он смелый и отважный, неустрашимый. Готов отдать жизнь за Отечество.

Успехи на военном поприще не сделали Милона высокомерным. Он остается скромным и почтительным с окружающими. Старается всегда говорить правду и в людях ценит искренность и прямоту.

Милон искренне любит Софью и относится к ней с уважением. Его не интересует приданное девушки, он ценит ее внутренние качества, прекрасную и чистую душу. Софья отвечает взаимностью молодому офицеру.

Тришка

Тришка – один из ярких второстепенных персонажей пьесы, несмотря на то, что появляется по ходу сюжета лишь один раз – в начале 1-го действия. Он слуга в семействе Простаковых. В их доме он выполняет обязанности портного. Характеристика Тришки в пьесе дается устами Простаковой. По ее словам, он мошенник, вор, скот.

Читайте также:
Котлован - краткое содержание, история создания, анализ, сюжет

Но вскоре становится понятно, что так помещица относится ко всем своим слугам. Тришка же на деле оказывается умнее и благороднее своей госпожи. Он не глуп, сообразителен, сам выучился портняжному мастерству. Тришка – один из немногих не боится возражать Простаковой и умеет постоять за себя, хоть и не раз был наказан за это.

Цитаты по персонажам

В своей комедии Фонвизин поднимает злободневные для того времени проблемы, многие из них не потеряли актуальности и сейчас. Меткие фразы, произнесенные героями, стали афоризмами.

Правдин

  • «…Как мудрено истреблять закоренелые предрассудки, в которых низкие души находят свои выгоды!».
  • «Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение».
  • «…Прямое достоинство в человеке есть душа…»

Стародум

  • «Начинаются чины — перестает искренность».
  • «…Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
  • «Невежда без души — зверь».
  • «…Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается».
  • «…Гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану».
  • «…Лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».
  • «Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван».
  • «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».
  • «…Добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может».

Милон

  • «Храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни».

Софья

  • «Нельзя не любить правил добродетели. Они — способы к счастью».
  • «Как наружность нас ослепляет!».

Митрофанушка

  • «Не хочу учиться, хочу жениться…».

Простакова

  • «…Повинную голову меч не сечет».
  • «Где гнев, тут и милость».

Скотинин

  • «Суженого конем не объедешь, душенька!».
  • «На своё счастье грех пенять».

Сочинения по произведению «Недоросль»

Одним из обязательных видов работ при изучении комедии «Недоросль» является сочинение. Вот несколько образцов.

«Не хочу учиться, а хочу жениться» – проблема воспитания в повести

В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднимает самые острые и злободневные проблемы, стоявшие перед обществом в те годы. Так, он рассуждает о социально-политической ситуации в России, о произволе помещиков и бесправии крестьян; о роли образования и воспитания.

Причина того, что помещики-самодуры унижают своих крестьян, что дворяне идут на службу не ради блага Отечества, а для получения чинов и званий, кроется в воспитании. Эта тема раскрывается на сопоставлении и противопоставлении представителей молодого поколения – Софьи и Митрофана. На их примере Фонвизин показывает, какую роль играет воспитание для отдельной личности и для государства в целом.

Софья получила от родителей прекрасное воспитание. Она хорошо образованна, умна и начитанна. Но главное ее достоинство, по мнению Стародума, – доброе и чистое сердце. Даже оскорбляющей и унижающей ее Простаковой она никогда не грубит и остается почтительной с ней. А в конце пьесы даже вступается за нее, простив все нанесенные обиды. Девушка ценит любовь и заботу дядюшки Стародума. Она благодарна ему за все, что он делает для нее.

Полная ее противоположность Митрофан. Госпожа Простакова воспитывает сына так же, как воспитывали ее и брата родители. Она убеждена, что «без наук люди живут и жили». Будь ее воля, она и сына не стала бы обучать грамоте. Но по царскому указу он должен получить образование.

К Митрофану ходят учителя, но делается это лишь для галочки. Невежественную помещицу не волнует, что сами не слишком образованные Цыфиркин, Кутейкин и Вральман мало что могут дать ее сыну. Да и сам Митрофан не испытывает никакой тяги к науке и знаниям. Куда интереснее ему гонять голубей. «Не хочу учиться, а хочу жениться», – провозглашает герой, а Простакова всячески поддерживает сына.

Но страшно не только то, что Митрофан остается необразованным юношей в свои почти 16 лет. Гораздо ужаснее, что он растет эгоистом и жестоким человеком. У Простаковой нет уважения к окружающим. Даже с близкими людьми, мужем и братом, она ведет себя грубо. Для нее ничего не стоит оскорбить человека и унизить его.

А уж своих крепостных она и вовсе за людей не считает. Для нее они лишь рабочая сила, обязанная обслуживать ее и платить ей оброк. Митрофанушка растет копией своей матери. Он оскорбляет преданную и обожающую его няню Еремеевну, грубит и диктует свои правила учителям, обижает отца. Ему неведомы жалость и сострадание, он эгоист до мозга костей.

Плоды своего воспитания Простакова пожинает в конце пьесы: управлять поместьем будет Правдин, Митрофан должен отправиться служить в армию. Лишившись власти, жестокая помещица остается одна. От нее отворачиваются все, даже обожаемый сын: «Да, отвяжись, матушка, как навязалась». Стародум подытоживает: «Вот злонравия достойные плоды!», – подчеркивая важность воспитания молодого поколения.

Смысл названия: две стороны медали

Название «Недоросль» для комедии выбрано Фонвизиным неслучайно. В нем заключен важный смысл.

В XVIII в. недорослями называли несовершеннолетних подростков, еще не закончивших образование. Помимо основного, прямого значения, слово «недоросль» имеет и переносное. Так называли невежду, недалекого и необразованного человека, лентяя и лоботряса. Возраст человека при этом не важен. Это оценка применима и к юноше, и к старцу. Благодаря комедии Фонвизина, именно это значение вышло на первый план и закрепилось в русском языке.

Митрофанушка – недоросль в обоих смыслах этого слова. Он не только не получил образование, но и не желает учиться. Знания, которые пытаются ему вдолбить учителя, он считает бессмысленными и бесполезными. Занимается он лишь потому, что иначе не получит разрешения поступить на государственную службу и не сможет получить чины.

Читайте также:
Стихи для 1 класса - читайте нашу подборку стихотворений онлайн

Слепая любовь и невежество госпожи Простаковой приводят к тому, что в свои 15 лет Митрофанушка не умеет делать самых элементарных вещей. Для этого у него есть слуги. В результате такого воспитания Митрофанушка вырастает эгоистичным, невежественным, ленивым, грубым, жестоким. Его имя стало нарицательным. Так теперь говорят о людях, которые не желают учиться, недалеких и не способных позаботиться о себе.

Самое страшное для автора, что при неправильном воспитании рано или поздно всякий человек вырастет, достигнет совершеннолетия, но далеко не каждый перестанет быть при этом недорослем.

“Недоросль” – пьеса Д. И. Фонвизина. Анализ произведения, главные герои

Меню статьи:

“Недоросль” – пьеса в пяти действиях, принадлежащая перу Дениса Ивановича Фонвизина. Культовое драматическое произведение XVIII века и один из наиболее ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на театральных подмостках, получило экранное воплощение, а его строки разобрали на цитаты, которые сегодня живут автономно от первоисточника, став афоризмами русского языка.

Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”

Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.

Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.

Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.

К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.

В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно обвенчать ее с сыном. Однако и тут вероломная госпожа терпит фиаско – Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.

Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, правда, ее имение, которое уже давно вызывало подозрения, передают государственному опекуну. Все разъезжаются и даже Митрофанушка бросает маменьку, ведь он ее не любит, как в общем-то и никого на свете.

Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательные герои:

  • госпожа Простакова – хозяйка деревни;
  • господин Простаков – муж ее;
  • Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
  • Тарас Скотинин – брат Простаковых.

Положительные герои:

  • Софья – сирота, живет у Простаковых;
  • Стародум – дядя ее;
  • Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
  • Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин – учитель арифметики;
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
  • Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремевна – няня Митрофана.

Госпожа Простакова

Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.

Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.

Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.

Господин Простаков

Фигуральный хозяин поместья Простаковых. На самом деле всем руководит его властная жена, которой он безумно боится и не смеет молвить слово. Простаков давно утратил собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош или плох кафтан, сшитый портным Тришкой для Митрофана, потому что боится произнести не то, что ожидает госпожа.

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.

А самое жуткое, что Митрофанушка жуткий эгоист, для него ничто не имеет значения, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко бросает маменьку, так безответно любившую его. Даже она для него пустое место.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.

Читайте также:
История создания комедии Ревизор, когда была написана, факты

Софья

Положительный женский образ произведения. Очень воспитанная, добрая, кроткая и сострадательная девушка. Софья получила хорошее образование, она обладает пытливым умом и жаждой к знаниям. Даже в отравляющей атмосфере дома Простаковых девушка не уподобляется хозяевам, а продолжает вести тот образ жизни, который ей по душе – она много читает, размышляет, со всеми приветлива и вежлива.

Стародум

Дядя и опекун Софьи. Стародум – голос автора в пьесе. Его речи очень афористичны, он много рассуждает о жизни, добродетелях, уме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных вопросах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубостей и неприкрытой критики,а что до легкого сарказма – его недалекие “родственники” распознать не могут.

Милон

Офицер, возлюбленный Софьи. Образ героя-защитника, идеального молодого мужчины, мужа. Он очень справедлив, не мирится с подлостью и ложью. Милон смел, причем, не только в бою, но и в своих речах. Он лишен тщеславия и низкомерной расчетливости. Все “женихи” Софьи говорили лишь о ее состоянии, Милон же ни разу не упомянул, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как у нее появилось наследство, а потому в своем выборе молодой человек руководствовался отнюдь не размером годового дохода невесты.

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.

Смысл названия: две стороны медали

У названия пьесы есть прямое и переносное значение.

Прямое значение названия
Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.

Переносное значение названия
Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.

Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.

Место в литературе: Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса “Недоросль”.

Главной темой комедии “Недоросль” считается, воспитание молодого дворянина, а также политические темы, которые коснулись Петра Первого, не брать на службу недорослей, запрет женитьбы дворян. В произведении пишется о разделении персонажей, воспитания отличаются, и эта тема героев разделяет, у персонажей не одинаковые понимания на жизнь. Разделение персонажей выражается в общении с родителями, это показывается во взаимоуважении между Софьей и отцом, контраст прихотями балованного Митрофана, который не умеет ничего и никого ценить.

Семья Простаковых не образованные, не приемлют в жизни нового и прогрессивного, не самостоятельны, потому что крепостное право не отменили, на семью работают крепостные. Главным для Простаковых – это материальное благополучие. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни деспотической матери. Девушка видит, кто в семье главный, и подстраивается под желания матери. Приходим к такому выводу, что жизнь человека зависит, какое воспитания у личности. Также, к главному относиться образование и культура которая потом выразиться в уважении к ближнего, добропорядочность человека.

Читайте также:
Жестокость и доброта в повести Н.В. Гоголя «Шинель» примеры проявления

Композиция

Пьеса “Недоросль” развивается четко. В начале произведения читатель знакомится с главными героями. В конце первого действия происходит завязка сюжета. Интрига в комедии – из письма Стародума узнают о великом приданом Софьи, после этой новости происходит борьба претендентов на руку Софьи. Раскрываются и характеры действующих лиц. Напряжение нарастает в конце четвертого действия, когда Простакова решает похитить Софью и насильно выдать замуж за Митрофанушка.

В пятой действии комедии становиться известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в похищении и угрожает наказать эту семью. В финале негативные герои наказаны, а добрые награждены.

Второстепенные персонажи

В произведении действуют и другие персонажи: запуганный муж Простаковой, брат Скотинин – любящий собственных свиней, и дворянский «недоросль» — любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием.

Выведены такие из персонажей: Крепостная няня, бывшая кормилица Митрофана Еремеевна, портной Тишка, учитель – сельский дьячок Кутейкин, немецкий кучер Вральман. Эти персонажи, оставаясь за сценой, становятся главным страдательным образом комедии.

Главные герои «Недоросль» характеристика положительных и отрицательных персонажей комедии Фонвизина

Герои пьесы либо полностью положительные, либо до конца отрицательные. Автор наделяет их говорящими фамилиями. Положительные персонажи декларативно излагают авторскую точку зрения на проблему. Схематизм характеров компенсируется яркостью образов, афористичностью языка, юмором.

Главные герои

Митрофанушка

Стародум

Простакова

Правдин

Список действующих лиц

  1. Простакова.
  2. Простаков.
  3. Митрофанушка.
  4. Софья.
  5. Милон.
  6. Правдин.
  7. Стародум.
  8. Скотинин.
  9. Кутейкин.
  10. Циферкин.
  11. Вральман.
  12. Тришка.

Софья, Митрофанушка, Простакова – главные действующие лица. Недоросль – это понятие, обозначающее молодого дворянина, не получившего образования. Им, как известно, в комедии является Митрофан – один из главных героев. Но и других персонажей в комедии нельзя назвать второстепенными. Каждый из них играет определенную роль в сюжете. Произведения, как и другие сочинения эпохи классицизма, отражает события, происходящие в течение одного дня. Действующие лица в комедии «Недоросль» наделены именами. И это еще один типичный признак произведений классицизма.



Второстепенные персонажи

Няня Еремеевна

Скотинин

Комедию можно считать собранием анекдотичных ситуаций и рассказов той поры, которые отражают уровень невежества дворянского сословия. Список героев представлен как противопоставление светлого темному. Анализ положительных персонажей не дает ярких эмоций, но выражает авторскую позицию. Основные конфликты отражают борьбу здравого смысла с невежеством. Перечень характеристик действующих лиц пьесы не утратил своей актуальности и в наши дни. Проблематика произведения часто используется при написании сочинений или творческих работ. Особенностями произведения является то, что благодаря собирательному образу героя, читатель может представить себе трагичность и комичность ситуации.

СочиненияГлавные герои «Шинель» характеристика персонажей повести Гоголя списоком

СочиненияГлавные герои «Судьба человека» характеристика списка персонажей рассказа Шолохова

Второстепенные герои комедии Фонвизина «Недоросль»

— крепостной Простаковых, портной-самоучка. Если не угодит госпоже шитьём, его ждёт наказание.

— нянька и кормилица Митрофана, крепостная. Самозабвенно любит своего подопечного, готова грудью защитить его от дюжих кулаков Скотинина. За верную службу от хозяйки получает «по пяти рублей в год да по пяти пощёчин в день».

— учитель словесности для Митрофана, окончивший только младший класс семинарии — риторику. Далее попросил увольнения, убоясь «бездны премудрости».

— сержант в отставке. Знает арифметику, чему пытается обучать Митрофанушку. Третий год безуспешно бьётся с парнем над ломаными (дробями).

— учитель Митрофана по французскому и по всем наукам, немец. Он представился учёным, на самом деле — бывший кучер. Разумеется, ничему не учит.

Карикатурные образы учителей отражают проблему образования дворянских отпрысков в России XVIII века.

Анализ комедии

«Недоросль» Фонвизина представляет собой классическую комедию в 5-ти действиях, в ней неукоснительно соблюдаются все три единства – единство времени, места и действия.

Решение проблемы воспитания – центральный момент драматического действа этой сатирической пьесы. Обличительная саркастическая сцена экзамена Митрофанушки является подлинной кульминацией в разработке воспитательно-образовательной темы. В комедии Фонвизина происходит столкновение двух миров – каждый из них с разными идеалами и потребностями, с разными стилями жизни и речевыми диалектами.

Автор новаторски показывает помещичий быт того времени, взаимоотношения хозяев и простого крестьянского люда. Сложная психологическая характеристика героев дала толчок последствующему развитию русской бытовой комедии как театрально-литературного жанра эпохи классицизма.

Недоросль. 10 фактов из жизни Митрофанушки

«Не хочу учиться, а хочу жениться» — жизнеутверждающее высказывание Митрофанушки вот уже третье столетие не теряет актуальности. Первая в истории русской драматургии реалистическая, или бытовая, комедия Дениса Фонвизина подарила и массу ярких образов, и полезных афоризмов. Узнаем 10 фактов из жизни Митрофанушки вместе с Натальей Летниковой.

Идеи «Недоросля» у Фонвизина оформились в Европе. На протяжении полутора лет литератор, будучи во Франции, знакомился с философией, юриспруденцией и жизнью страны. При написании «Недоросля» драматург опирался на статьи из сатирических журналов, произведения Вольтера, Руссо, Дюкло и даже комедии, написанные самой Екатериной II.

Говорящие фамилии — лучшие авторские характеристики. В набросках главного героя звали Иванушка, но к выходу комедии в свет — уже Митрофанушка, в просторечии «маменькин сынок» — госпожи Простаковой. Псевдоученый Вральман и чиновник Правдин, Стародум и Скотинин, Софья и Милон, Цыфиркин и Кутейкин — герои самого известного произведения Фонвизина и законченные портреты своей эпохи.

Читайте также:
Кладовая солнца - краткое содержание сказки, главные герои, сюжет


Иллюстрация комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»


«Недоросль». Помещица Простакова чинит суд и расправу. С гравюры Н.И. Калиты. 1958


Иллюстрация комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

История недорослей в России. Так в ХVIII веке именовали дворянских детей, не достигших возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. Фонвизин наполнил образ ироническим смыслом. Недоросль — необразованный, неотесанный, грубый, эгоистичный молодой человек, а имя Митрофанушка с легкой руки драматурга стало нарицательным.

Самая репертуарная пьеса ХVIII века русской сцены. За год до премьеры автор испытывал произведение на домашних чтениях. Поставить пьесу намеревались и в Петербурге, и в Москве. Московская цензура рисковать не стала. Премьера прошла в 1782 году в Вольном российском театре Петербурга. «Недоросль» пережил множество любительских постановок. В спектакле Нежинской гимназии роль Простаковой играл Гоголь.

Автор, он же режиссер. Работал над постановкой, распределял роли и сам Фонвизин, и «первый придворный российского театра актер» — Иван Дмитриевский. Самый знаменитый актер ХVIII века исполнил роль Стародума и стал главным магнитом для публики. Роль Правдина сыграл яркий актер и драматург Петр Плавильщиков, а образ Еремеевны с блеском воплотил ведущий комик того времени Яков Шумский.

«Умри, Денис, лучше не напишешь» — фраза, приписанная Григорию Потёмкину, стала настоящим историческим анекдотом. По театральной легенде, после премьеры спектакля в Петербурге к Фонвизину якобы подошел князь Потёмкин с этой фразой. По другой версии — лестный отзыв принадлежит Державину. «Драматический словарь» того времени сообщал: «Публика аплодировала пьесу метаньем кошельков».


«Недоросль» Фонвизин. Художник Т.Н. Кастерина


«Недоросль» Фонвизин. Художник Т.Н. Кастерина


Госпожа Простакова, Митрофанушка, Кутейкин и Цыфиркин. «Недоросль» Фонвизин. Художник Т.Н. Кастерина

Положительные образы

В создании положительных образов драматург более традиционен. Каждый из них представляет собой выражение определённой идеи, и в рамках утверждения этой идеи создаётся образ-персонаж. Практически положительные образы лишены индивидуальных черт, это присущие классицизму образы-идеи; Софья, Милон, Стародум, Правдин — это не живые люди, а выразители «определенного типа сознания», они представляют передовую для своего времени систему взглядов на отношения между супругами, общественное устройство, сущность человеческой личности и человеческое достоинство.

Образ Правдина

Правдин, государственный чиновник, воплощает идею государственности, которая оберегает интересы просвещения, народа, которая стремится активно изменить жизнь к лучшему. Опека над имением Простаковой, которую волею императрицы назначает Правдин, вселяет надежду на то, что правительница России способна встать на защиту тех из своих подданных, кто всего более в этой защите нуждается, а решительность, с которой Правдин проводит преобразования, должна была убедить зрителя, что высшая власть заинтересована в улучшении жизни народа. Но как тогда понять слова Стародума в ответ на призыв Правдина служить при дворе: «Тщетно звать врача к больным неисцельно»? Вероятно, то, что за Правдиным стояла Система, которая подтвердила своё нежелание и неумение проводить реальные преобразования, а Стародум представлял в пьесе себя самого, отдельного человека, и объясняло, почему образ Стародума воспринимался зрителями с гораздо большим сочувствием, чем образ «идеального чиновника».

Итоговый вывод

Комедия Фонвизина стала для современников уникальным знаковым произведением. В пьесе происходит яркое противопоставление высоких моральных принципов, настоящей образованности и лени, невежества и своенравия. В социально-политической комедии «Недоросль» на поверхность поднимаются три темы:

  • тема образования и воспитания;
  • тема крепостничества;
  • тема осуждения деспотической самодержавной власти.

Цель написания этого гениального произведения ясна – искоренение невежества, воспитание добродетелей, борьба с пороками, поразившими российское общество и государство.

Содержание произведения

В имении дворянской семьи Простаковых над всеми властвует деспотичная и грубая госпожа Простакова. Полгода назад их семья взяла себе дальнюю родственницу, осиротевшую девушку Софью. Спустя некоторое время, она получает письмо от своего дядюшки Стародума, который обещает оставить племяннице всё своё наследство. Узнав об этом, хитрая помещица сразу принимает решение женить своего шестнадцатилетнего сына Митрофана, недоросля, на девушке, чтобы получить всё состояние. Но у Софьи уже есть возлюбленный — офицер Милон. Вовремя приехавший Стародум помогает разрешить ситуацию своим вмешательством.

Попытка Простаковой насильно выдать Софью замуж за глупого сына терпит крах. Сама же госпожа теряет власть над имением и крестьянами из-за деспотичности и плохого обращения. А любимый сын, которого так опекала и баловала мать, грубо отталкивает её.

Милон и Софья

История любви Милона и Софьи — это типично классицистическая история любви двух благородных героев, каждый из которых отличается высокими нравственными качествами, поэтому их отношения и выглядят так искусственно, хотя, на фоне «скотининского» отношения к той же Софье («Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку») она и в самом деле представляет собой образец высокого чувства нравственных, образованных, достойных молодых людей, противопоставленный «плодовитости» отрицательных героев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: