Основные идеи Эмиля Дюркгейма в социологии и их значение

Теории и концепции Эмиля Дюркгейма

Исходя из заголовка статьи, становится понятно, что речь пойдёт о работе и идеях Эмиля Дюркгейма — французского философа и социолога, первого в мире профессора социологии, родоначальника французской социологической школы, а также основателя и издателя журнала «Социологический ежегодник», выпускавшегося с 1886 по 1913 годы. Эмиль Дюркгейм был преподавателем в университетах Парижа и Бордо, а вся его деятельность послужила институциализации социологии во Франции.

Дюркгейм был продолжателем идей французского философа Огюста Конта. Он разделял его точку зрения о месте, занимаемом социологией в системе наук, а также о том, что появиться она могла ещё в XIX веке, когда человечество осознало, что нуждается в самостоятельном управлении социальной жизнью. Дюркгейм активно позиционировал объект социологии — социальную реальность как несводимую к биопсихической сущности людей, а предметом социологии он считал социальные факты, которые могут существовать вне человека и оказывать на него «принудительное» воздействие. Будучи основным теоретиком в области позитивистски направленной социологии, он разработал теории социологии религии, разделения труда, функционального анализа, социальной сплочённости, социального познания, социального факта и даже самоубийства.

Социальный факт

Во всех работа Дюркгейма в явной или неявной форме, но всегда упоминается проблема социального факта – именно он был основой всех идей исследователя. Согласно его представлениям, социальные факты – это основа жизни общества, но они не могут быть сведены ни к физическим, ни к психологическим, ни к экономическим факторам реальности, и обладают своими самостоятельными характеристиками. Главными их признаками являются независимое от человека объективное существование и особая «принудительная сила», оказывающая на человека давление.

Дюркгейм подразделял все социальные факты на:

  • Морфологические – представляющие материальную основу общества, интенсивность взаимодействия между людьми, частоту контактов, особенности поселений и т.п.;
  • Духовные – составляющие коллективное сознание.

И исследовал Дюркгейм, главным образом, роль в развитии общества именно духовных социальных фактов, приписывая им решающее значение.

Социологизм

Теоретико-методологическая база концепции Дюркгейма представлена социологизмом – одной из разновидностей социального реализма. Исходя из этого, учёный говорил, что над индивидом морально и физически довлеет общество. Человек же является двойственным существом, в котором есть индивидуальная часть, уходящая корнями в организм и ограничивающая деятельность человека, и социальная часть, представляющая реальность наивысшего морального и интеллектуального порядка, т.е. социума. Без социума, считал Дюркгейм, не может быть ни политики, ни морали, ни религии, ни экономических институтов. Следуя идее социологизма, Дюркгейм объяснял социальное – социальным, а другим факторам в жизни социума уделял меньше внимания.

Социальная сплочённость

Социальная сплочённость – это ещё один теоретико-методологический принцип концепции Эмиля Дюркгейма. Социальной сплочённости отводится главная роль в его идеях об экономической власти социума, политической власти, становлении религиозных форм, разделении труда. Чем выше степень социальной сплочённости, тем прогрессивнее общество. А разделение труда – это естественный процесс, которому предшествует согласие всех членов общества. И согласие это может быть двух форм: оно может иметь механический или органический характер.

Механическое согласие (солидарность) преобладало в древнем обществе, где люди были социально равны, любое «несистемное» поведение жёстко пресекалось, и ни один отдельный человек не мог развивать свою индивидуальность. А органическое согласие (солидарность) свойственно современному обществу. В этом случае социальный обмен и его продукты обусловлены зависимостью людей друг от друга. Учитывая, что каждая форма социального согласия сама по себе несовершенна, главная функция разделения труда – это интегрирование людей, обеспечение единства социальной системы и воспитание чувства солидарности – наивысшего морально принципа и универсальной ценности.

В условиях современности, для того, чтобы солидарность вообще могла существовать и развиваться, необходимо создание профессиональных корпораций, которые должны выполнять множество социальных функций, начиная производственными и заканчивая моральными и культурными; вырабатывать и внедрять в жизнь всё новые нормы отношений между капиталом и трудом, способные развивать личность и преодолевать социальный кризис.

Религия

Религии в развитии социума Дюркгейм также предавал большое значение. Во всех своих работах он пишет, что религия является единственным продуктом развития социума. Изучив историю становления религий, от первобытной до буржуазной, он смог доказать, что действительным объектом любого религиозного культа можно считать социум, а главными социальными функциями этих культов – формирование сплочённости и представление идеалов, которые стимулируют социальное развитие. Дюркгейм считал, что религия серьёзно влияет на сохранение нравственных ценностей и становление человека, а также на утверждение позитивной солидарности. В подтверждение этого учёный доказывал, что в обществе нужна религия, причём, не божественная, а социальная.

Самоубийство

Однако наибольшая известность в мире пришла к Дюркгейму после выхода его книги «Самоубийство», в которой он отвергал мнение о том, что основой самоубийства служат исключительно психологические факторы, и доказывал, что истинной причиной является социальная жизнь с её ценностями и нормами, и особенности социальных связей. Само же самоубийство разделялось Дюркгеймом на три типа:

  • Эгоистическое – является особым протестом человека против социальных норм и условий жизни, созданных социальными группами (например, семьёй);
  • Альтруистическое – причиной для него служат убеждения о том, что необходимо приносить себя в жертву кому-либо/чему-либо (например, самосожжение после смерти близких или смерть «за Родину»);
  • Аномическое – представляет собой протест против действующих социальных порядков (например, фашизма, диктатуры).
Читайте также:
Социология Сорокина - типы мобильности, концепции

Изучив невероятное количество фактов, Дюркгейм смог доказать, к примеру, что летом самоубийств происходит больше, нежели зимой; в городах – больше, чем в сёлах; среди одиноких – больше, чем среди семейных и т.д. В настоящее время социологи, исследующие подобные проблемы, используют в своей деятельности методики и теории, разработанные Дюркгеймом.

Социологическая теория и социальная философия

Социологическая теория и социальная философия, созданные Дюркгеймом, основываются на категориальном аппарате. Благодаря его всесторонней разработке были выделены такие категории как «коллективные представления», «общественные противоречия», «функция», «структура», «историческая мысль», «время», «общественные классы», «пространство» и т.д. А по причине того, что категории представляют собой концепты, они есть результат коллективной деятельности социума. Но акцентируя внимание на субъективном аспекте категорий, учёный и не отрицал их объективного содержания.

Наследие

Упорный труд и активная исследовательская деятельность позволили Эмилю Дюркгейму оставить после себя не только огромное литературное наследие, но и уникальную социологическую теорию, а также крупную социологическую школу. Основанная Эмилем Дюркгеймом школа, которая группировалась, главным образом, вокруг созданного и выпускаемого им же журнала «Социологический ежегодник», очень успешно развивала и распространяла учение Дюркгейма даже в Первую и Вторую мировые войны.

Все ученики Дюркгейма (Марсель Мосс, Морис Хальбвакс, Селестин Бугле и другие) создавали каждый своё направление в социологической науке, основываясь на теориях своего учителя. Эти учёные, а также их последователи успешно защищали и продолжают защищать социологическую теорию Эмиля Дюркгейма от критики экзистенциалистов, марксистов и феноменологов.

Более подробно ознакомиться с теориями и концепциями Эмиля Дюркгейма вы можете в его работах «Элементы социологии», «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни», «Социология и философия» и других.

Социология Дюркгейма

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности социологической мысли Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм является одним из известных французских социологов, который частично разделял идеи позитивистской социологии, и при этом выступал против идеи биологизации социологии, которая активно продвигалась Огюстом Контом. Дюркгейм является автором множества социологических произведений, но одним из ключевых является выпущенная в 1898 году работа «Метод социологии». В отличие от марксистских изысканий, теория Дюркгейма больше внимания уделяет субъективной составляющей всей социальной деятельности, которая осуществляется в обществе.

Дюркгейм уделял большое внимание структуре социологии. Он считал, что она включает в себя несколько крупных разделов, которые затрагивают специфику тех или иных отраслей:

  • Во-первых, это социальная морфология;
  • Во-вторых, социальная физиология;
  • В-третьих, общая социология.

Как и анатомия человека, социальная морфология занимается изучением внутреннего строения общества, а также того, как устроены его социальные органы. Как правило, организм общества напоминает организм человека: его части занимаются исполнением отдельных функций. Это и социальные институты, и состав населения, его плотность и возможности расселения, а также социальные классы и страты, которые обладают особыми социально-демографическими и количественными характеристиками. Социальная физиология имеет большое значение, так как она изучает социальную жизнедеятельность отдельных социальных институтов, которые соотносятся с социальными сферами.

Все это разнообразие приводит к тому, что в социологии возникают некоторые новые отрасли, например, экономическая социология, социология религии, социология семьи и брака. Каждое из направлений исследует узкие жизненные сферы, которые имеют большое значение в жизни человека, поскольку позволяют ему успешно социализироваться, входить в профессиональные сферы, получать образование, регулировать свои доходы и расходы, а также вступать в разнообразные взаимодействия с другими членами общества. Что касается общей социологии, которую Дюркгейм также назвал теоретической, то она устанавливает более общие социальные законы функционирования общества, которые могут быть универсальными и подстраиваться под все множество социальных взаимоотношений и взаимодействий, которые реализуются в современном мире.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, социология в работах Дюркгейма предстает как наука о социальных фактах, которая имеет свой предмет – особую реальность, основу которой составляют всевозможные социальные факты. Это могут быть морфологические и духовные факты.

Морфологические факты – плотность населения, наличие путей сообщения между населенными пунктами, которые реализуют взаимосвязь между жителями определенной территории, а также характер поселений, которые располагаются в некоторых территориях. Что касается духовных фактов, то они включают в себя религию, моральные установки, ценности и право человека на выражение своих идей, мыслей.

Важно также упомянуть, что Эмиль Дюркгейм большое внимание уделял методологическим принципам теоретической социологии. Он утверждал, что, во-первых, социальные факты необходимо рассматривать как вещи, которые обладают своими особенностями и свойствами. Во-вторых, социальная реальность превалирует над индивидуальной: это значит, что человек должен быть ориентирован на анализ общей деятельности, и подстраивать свою реальность под общие тенденции и перспективы развития. В-третьих, социологический метод должен в обязательном порядке применяться для всех общественных наук, ведь только так он доказывает свою состоятельность и самостоятельность.

Социологизм Э. Дюркгейма

Итак, мы определили, что, согласно разработкам Эмиля Дюркгейма, общество представляет собой совокупность социальных фактов, а также отношений между существующими социальными фактами.

Предмет социологической науки – это те самые социальные факты (иными словами, социальные институты), которые могут быть отражены в социальных явлениях, которые доступны наблюдателю для оценки. Как правило, это брак или семья, общественные группы, политические партии, движения, профессиональные коллективы.

Читайте также:
Индустриальное общество - определение, особенности, отличия

Сущность социальных фактов состоит в коллективных представлениях людей, которые отражают всю сущность отношения к тому или иному социальному явлению.

В качестве более обобщающего понятия, которое отражает сущность и специфические черты теории и методологии социологии Эмиля Дюркгейма, выступает понятие «социологизм». В нем различают два основных аспекта, которые играют очень важную роль в рассмотрении социологической науки:

  • Онтологический аспект;
  • Методологический аспект.

Онтологический включает в себя социальную реальность, а также общество, которое как раз является реальностью особого, специфического порядка. Она автономна от всех иных реальностей, поскольку имеет особые характерные черты, включает в себя социальные институты и социальные группы, которые постоянно взаимодействуют друг с другом, постоянно прогрессируют и изменяют окружающую действительность вокруг себя. Социальная реальность развивается в соответствии с изменениями, которые происходят в различных областях человеческой жизни. Как правило, трансформации касаются экономической, политической, социальной и духовной реальностей.

Методологический аспект вытекает их реалий онтологического. Он предполагает, что социология – это часть природы, и по этой причине она подобна науке о природе, науке о человеке и человеческом организме. Индивид не принадлежит самому себе – он осуществляет свою деятельность во благо других членов общества, учитывая их права и свободы. Также к методологическому аспекту следует отнести утверждение о том, что социальные факты – это вещи, и их необходимо изучать как объективные реальности. У них есть свои особенности, характерные черты, они могут влиять друг на друга, могут в большей степени отрицать явления друг друга, но это не дает им права полностью отказываться от идеи того, что в противоборстве рождаются особые социальные процессы и новые факты.

Эмиль Дюркгейм: биография, теории, вклад, работы

Содержание:

  • биография
  • Ранние года
  • Карьерная лестница
  • Смерть
  • Основные теории дюркгейма
  • Разделение труда
  • Метод социальных наук
  • Функционализм
  • Самоубийство
  • Штат
  • Другие материалы Дюркгейма
  • Религиозное явление
  • Пионер социологии
  • Опубликованные работы
  • Посмертные произведения
  • Дюркгеймовские фразы
  • Ссылки

Эмиль Дюркгейм Он был французским социологом и философом 1858 года рождения, который считается одним из отцов социологии. Среди прочего, его работы позволили социальной науке начать отличаться от психологии и политической философии, а также продвинули эпистемологический реализм и гипотетико-дедуктивный метод.

Его самые известные работы включают его монографию Самоубийство, опубликованный в 1897 году, который положил начало социальным исследованиям, а также Правила социологического метода (1895), в которой он объяснил, как подходить к социальным фактам научной и систематической фирмы.

Этот автор посвятил значительную часть своей карьеры открытию, описанию и объяснению структурных социальных событий, происходящих в учреждениях. Согласно своим постулатам, социология должна изучать эти социальные явления целостным образом, то есть с интегральной точки зрения и с учетом того, что влияет на все общество.

Помимо своей работы в качестве социологического исследователя, Дюркгейм отличился тем, что сделал социологию академической дисциплиной. Он был создателем первого факультета социологии в Университете Бордо, а в 1896 году он основал первый журнал, посвященный этой теме, L’Année Sociologique.

биография

Ранние года

Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года в Эпинале, Франция. Несмотря на то, что его отец был раввином, в детстве он прошел через процесс секуляризации, который заставил его отказаться от иудаизма.

Юный Эмиль провел свою юность в очень бурном и меняющемся историческом контексте. В этот период его страна пережила большой промышленный и экономический рост, но потерпела поражение во франко-прусской войне. Во время этого конфликта в 1870 году родной город Дюркгейма был оккупирован пруссаками.

Его хорошие академические результаты позволили ему поступить в Ecole Normale Supérieure в Париже в 1879 году, где он получил диплом по философии три года спустя. Получив ученую степень, Дюркгейм начал преподавать в различных городах Франции.

В 1885 году социолог переехал в Германию, где познакомился с методами экспериментальной психологии, разработанными Вильгельмом Вундтом.

Карьерная лестница

Во время своего пребывания в Германии Дюркгейм отправил во французские журналы несколько статей по философии и позитивным наукам. Эти публикации сыграли важную роль в том, что в 1887 году он получил предложение работать профессором социальных наук и педагогики в Университете Бордо.

В то время Дюркгейм начал интересоваться социологией, дисциплиной, которая тогда зародилась после первой позитивистской формулировки, сделанной Огюстом Контом.

Первым крупным вкладом Дюркгейма была его докторская диссертация: О разделении общественного труда (1893). Два года спустя он опубликовал одну из своих самых важных работ, Правила социологического метода. В 1896 году по курсам социологии он стал первым во Франции кафедрой этой дисциплины.

Следующим его профессиональным назначением был Парижский университет, где он работал профессором педагогических наук с 1902 года до своей смерти.

Смерть

Смерть сына во время Первой мировой войны привела Дюркгейма в состояние депрессии. Разочарованный и безутешный, он умер в Фонтенбло 15 ноября 1917 года.

Основные теории дюркгейма

До того, как Дюркгейм начал работать над этим предметом, теоретики, занимающиеся социологией, не считали его автономной дисциплиной, а подходили к нему через органические или психологические подходы.

Читайте также:
Социальная группа, виды, примеры формальных и неформальных

Дюркгейм изменил эту точку зрения и подтвердил, что существуют специфические социальные явления и что социологию следует рассматривать как науку, изучающую их.

Для Дюркгейма социальные факты были определены как «способы действия, мышления и чувства, внешние по отношению к человеку и обладающие силой принуждения, в силу которой они ему навязываются».

Эти социальные факты, согласно его теории, присутствуют до рождения человека в любом обществе и, следовательно, являются внешними по отношению к его личности. Они также являются коллективными фактами, поскольку являются частью социальной культуры и носят принудительный характер, поскольку люди получают образование в соответствии с нормами и правилами этого общества.

Французский социолог также подтвердил, что общество существует как вне, так и внутри индивида, поскольку оно усваивает и принимает его ценности и мораль. По этой причине первичной единицей исследования социологии должно быть общество в целом, а не его отдельные компоненты.

Разделение труда

В некоторых его работах, таких как Образование и социология Y Разделение труда в обществеДюркгейм утверждал, что солидарность является основным элементом поддержания сплоченности в современных обществах.

По мнению автора, существует два типа солидарности: органическая, проявляющаяся в семье, между друзьями или в сельских общинах, и механическая, которая развивается в индустриальных обществах из-за разделения труда в компаниях. В последнем случае чувство принадлежности меньше, чем в небольших группах.

По этой причине автор указал, что индустриальному обществу необходимо внедрить новую систему образования. С одной стороны, дети должны были получить начальное образование в семье, а глобальные нормы и ценности должны были преподавать в школах.

Социолог считал солидарность моральным фактом, что она не может иметь внешнего существования. Поэтому для его реализации необходимы закон и право.

Еще одна важная концепция в работах Дюркгейма – это аномия, термин, который он определяет как отсутствие социальной солидарности из-за отсутствия регулирования, вызванного перманентной модернизацией. Социолог включает общественный договор, защищаемый некоторыми просвещенными философами, в эти факторы аномии, поскольку он не гарантирует порядка.

Метод социальных наук

Дюркгейм предложил использовать в своей работе метод позитивизма. Правила социологического метода (1895). Автор намеревался изучить общество как «вещь» и проверить свои гипотезы через реальность.

Двумя инструментами, предложенными Дюркгеймом, были статистика и логические рассуждения. С их помощью он намеревался создать метод, основанный на непосредственном наблюдении фактов и диапазоне их проверки.

Предлагая изучать социальные факты как «вещь», социолог приравнял их к тем явлениям, которые можно наблюдать и противопоставлять с помощью научного метода. Дюркгейм установил для этого четыре шага:

  • Внешний вид: это предыдущие концепции или априорные суждения, сделанные с библиографическим анализом.
  • Глубина: раскрывается сущностью и природой социальной организации.
  • Характер события: анализируется, находится ли событие в пределах нормы или имеет патологический характер.
  • Анализ: со всеми собранными данными проводится подробное расследование, а затем интерпретируются результаты.

Функционализм

Функционалистская теория, предложенная Дюркгеймом, сосредоточила свое внимание на закономерностях, функционировании и нормах общества. В нем социолог сослался на использование функции, определяемой как внешнее проявление объекта в рамках определенной системы отношений.

Функция, как ее представил Дюркгейм, представляет собой концепцию, которая выражает отношения между элементами множества и демонстрирует их взаимозависимость.

С помощью этой социологической теории Дюркгейм стремился объяснить социальные явления через функцию социальных институтов. Таким образом, он считал социальные изменения, которые стремились к гармонии, функциональными, тогда как, если баланс был нарушен, эти изменения следовало считать дисфункциональными.

Самоубийство

Одной из самых известных работ Дюркгейма была Самоубийство: социологическое исследование, опубликовано в 1897 г.

Автор изучил годовой уровень самоубийств в разных странах за определенный период времени и обнаружил, что он имеет тенденцию оставаться неизменным в течение длительного периода времени. Точно так же он обнаружил, что этот показатель действительно варьируется в зависимости от страны или сообщества. В качестве примера он обнаружил, что в католических обществах было меньше самоубийств, чем в протестантских.

На основании этих данных автор пришел к выводу, что самоубийство имеет социальные причины, а не только индивидуальные и психологические. Дюркгейм зафиксировал четыре различных типа самоубийств:

  • Эгоистичное самоубийство: происходит, когда самоубийца не имеет сильных социальных связей. Это отсутствие интеграции в общество позволяет жертве самоубийства совершить акт самоубийства.
  • Альтруистическое самоубийство: причиной может быть очень низкая важность личности. Дюркгейм привел в качестве примера случай с некоторыми примитивными народами, которые заставляли пожилых людей покончить жизнь самоубийством, когда они больше не могли постоять за себя.
  • Аномическое самоубийство: это происходит, когда общество находится в ситуации дезинтеграции или аномии.
  • Фаталистическое самоубийство: оно совершается в обществах с правилами, слишком строгими и подавляющими для отдельных людей.

Штат

Дюркгейм определял государство по выполняемым им функциям. У этих функций должны быть ограничения, поскольку они не должны зависеть от контроля социальных связей и коллективного сознания.

Само государство для автора является разновидностью коллективного сознания, но не единственным. Это орган социальной мысли, который должен быть посвящен разработке определенных социальных представлений, предназначенных для управления коллективным поведением.

С другой стороны, этот автор утверждал, что конфликты были аномалиями в продвижении к прогрессу и порядку, двум центральным идеям в обществах его времени.

Читайте также:
Анкетирование - правила составления и виды вопросов, оформление

Другие материалы Дюркгейма

Несмотря на то, что Эмиль Дюркгейм не оставил никаких чисто антропологических работ, он внес очень ценный вклад в эту дисциплину. Кроме того, он ввел научный метод в социальный анализ и создал концепцию социологического факта.

Религиозное явление

Французский социолог также упомянул религиозный феномен, в частности, в своей работе. Элементарные формы религиозной жизни (1912). Эта работа была основана на нескольких антропологических наблюдениях за аборигенами Австралии и Америки.

На основании собранных данных Дюркгейм разработал теорию. В соответствии с этим религию следует рассматривать как социальное явление, хотя в то же время она является продуктом коллективного мышления.

Автор трактовал религию как символ самого общества. Таким образом, в страхе человека перед священным символически выражается его зависимость от общества. Сама концепция бога, согласно Дюркгейму, была бы формой поклонения обществу.

Как и в случае с культурой и самим обществом, религия является элементом контроля над сознанием человека и, следовательно, очень ценным инструментом социальной сплоченности.

Пионер социологии

В дополнение ко всей его теоретической работе, Дюркгейм считается одним из отцов социологии также благодаря его академической работе. Французы были основателями первого социологического факультета в Университете Бордо в 1895 году.

С другой стороны, он также был создателем первого журнала, посвященного этой теме, L’Année Sociologique, который появился в 1896 году.

Опубликованные работы

Разделение труда в обществе (1893). Его докторская диссертация.

Правила социологического метода (1895).

Нравственное воспитание (1902).

Элементарные формы религиозной жизни (1912).

Уроки социологии (1912).

Посмертные произведения

Образование и социология (1922).

Образование: его сущность, функция (1928)

Педагогика L’évolution во Франции (1938).

Дюркгеймовские фразы

– Уровень самоубийств обратно пропорционален степени интеграции социальных групп, к которым принадлежит человек.

– Общество для своих членов то же самое, что Бог для своих верных.

– Сантименты – это объект науки, но не критерий научной истины.

– Мы подчиняемся закону не потому, что мы его создали, потому что он был любим таким количеством голосов, но потому, что он хорош, он соответствует природе фактов, потому что это все, чем он должен быть, потому что мы доверяем ему.

– Не следует говорить, что действие оскорбляет общую совесть, потому что оно преступно, а скорее, что оно является преступным, потому что оно оскорбляет общую совесть.

– Религия – это не просто система идей, это прежде всего система сил.

– Приходится выбирать между обществом и Богом.

– Каждое общество – это нравственное общество. В некоторых отношениях этот характер еще более выражен в организованных обществах.

– Преследование цели, которая по определению недостижима, обрекает себя на вечное несчастье.

– Образование – это социализация молодого поколения взрослым поколением.

– Человек может действовать только в той мере, в какой он научится знать контекст, частью которого он является, знать свое происхождение и условия, от которых он зависит.

Ссылки

  1. Акал Групп. Эмиль Дюркгейм и социология. Получено с nocierreslosojos.com
  2. Пастор Крус, Хосе Антонио. Об Эмиле Дюркгейме. Восстановлено с ув.эс
  3. Агундес, Марина С. Дюркгейм (I): самоубийство и разделение труда. Получено с сайта revistalibertalia.com.
  4. Пейр, Анри М. Эмиль Дюркгейм. Получено с britannica.com
  5. Херст, Эллисон. Биография Дюркгейма. Получено с open.oregonstate.education
  6. Страницы Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм: его жизнь и работа (1858-1917). Получено с durkheim.uchicago.edu
  7. Карлс, Пол. Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Получено с iep.utm.edu
  8. Кроссман, Эшли. Краткий обзор Эмиля Дюркгейма и его исторической роли в социологии. Получено с thinkco.com

ДМТ (наркотик): действие и механизм действия этого токсичного вещества

Конспект лекций по курсу «Социология».

2.4. Социологические воззрения Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство» и др. Особенно большое внимание ученый уделял изучению проблем предмета и метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее элементов, вопросов социального порядка и социальной дезорганизации. Дюркгейм многое сделал для институционализации социологической науки. Он создал первую во Франции кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление – французская социологическая школа.

Научные взгляды Дюркгейма нередко определяют одним словом – «социологизм», поскольку предложенный им подход к изучению общества отличался исключительно социологическим характером, когда на первый план выдвигалась задача исследования особой социальной реальности, анализом которой не занималась ни одна из существующих наук.

Предметом социологии Дюркгейм считал образующие эту реальность социальные факты, подразделяя их на «морфологические» и духовные. К первым он относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и т. д. («материальный субстрат» общества), ко вторым – традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и др. («коллективное сознание» общества). Впоследствии Дюркгейм дополнил это истолкование предмета социологии еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении и функционировании.

В соответствии с пониманием предмета и задач социологии Дюркгейм определял и структуру социологического знания. В целом он делил социологию на три основные части: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

Читайте также:
Социальный контроль - формы, методы, роль в развитии общества

Социальная морфология аналогична анатомии: она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, природных условий жизни людей; во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления общества» и включает в себя ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и др. Общая социология осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие социальные законы.

Основные методологические принципы социологии Дюркгейма были изложены в его работе «Правила социологического метода». В качестве главных среди них можно выделить следующие:

? принцип эмпиризма и объективизма в изучении социальных явлений («социальные факты нужно рассматривать как вещи»);

? признание специфичности и автономности социальной реальности;

? приоритет социальной реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

Эти принципы позволили Дюркгейму сформулировать некоторые положения функционального подхода к изучению социальных явлений. Чтобы объяснить социальный факт, отмечал Дюркгейм, необходимо выявить его функцию в создании социального порядка. Анализ социальной роли, социальной функции того или иного явления он считал главной задачей социологии.

Изучая различные аспекты социальной жизни людей, Дюркгейм постоянно обращался к вопросам: что побуждает индивидов сплачиваться, каковы те связи, которые их объединяют? Поэтому центральной темой его научного творчества стала проблема социальной солидарности.

В трактовке Дюркгейма солидарность выступает как высший моральный принцип, высшая моральная ценность. По существу, солидарность определяет общественное состояние, социальный порядок общества. Дюркгейм выделял два типа социальной солидарности: механическую и органическую. Первая предполагает сходство индивидов, тождественность исполняемых ими функций, неразвитость личностных качеств; вторая – самостоятельность индивидов, развитость их как личностей, разделение между ними функций в обществе.

Механическая солидарность присуща простым, архаичным обществам, где коллектив поглощает индивида, а наличие репрессивного права свидетельствует о подавлении личности и господстве коллективного сознания (в основном религиозного). Органическая солидарность свойственна сложным, развитым обществам и основывается на всеобщем разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов. При этом прежнее архаичное коллективное сознание уступает место новому коллективному сознанию, которое все более принимает светский, рационалистический характер. Репрессивное право постепенно заменяется «реституционным» правом, ориентированным на перевоспитание нарушителей закона.

Переход от механической к органической солидарности Дюркгейм рассматривал как общественный прогресс, главным фактором которого выступает разделение труда. В разделении труда, понимаемом как единство профессиональной специализации и кооперации, Дюркгейм видел фактор сплочения людей и преодоления центробежных тенденций. Разделение труда вынуждает людей обмениваться продуктами своей деятельности, совершенствовать свои профессиональные навыки и, следовательно, развивать свои личностные качества. В конечном счете, этот процесс открывает простор для расширения всех сфер «социального бытия».

Однако со временем Дюркгейм был вынужден признать, что и в сложных обществах, основанных на разделении труда, встречаются всевозможные социальные патологии, связанные с потерей органической солидарности. Изучая эти явления, он разработал теорию социальной аномии, которая давала научное объяснение процессам социальной дезорганизации.

Под термином «аномия» (буквально «беззаконие») Дюркгейм понимал отсутствие четкой системы социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей. Подобное явление характерно для переходных и кризисных периодов жизни, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились.

Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в фундаментальной работе Дюркгейма «Самоубийство», где на большом статистическом материале прослеживалась динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов. В данном произведении Дюркгейму удалось органично соединить эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании.

Дюркгейм внес крупный вклад в развитие социологической мысли. Он заложил основы функционального подхода к изучению общества, разработал не только общую теорию и методологию социологического исследования, но и его конкретные методы, правила и процедуры. Введенный им в научный оборот термин «аномия» позволяет дать объяснение дефектов социальных норм и причин отклоняющегося поведения.

Концепции Эмиля Дюркгейма

1. Сущность концепций Эмиля Дюркгейма

2. Социологическая теория Э.Дюркгейма

3. Социологические парадигмы

1. Сущность концепций Эмиля Дюркгейма

По мнению Дюркгейма, социология может стать наукой только при условии, если у нее будет собственный предмет и собственный метод.

Предмет социологии Дюркгейма — это социальные факты, которые составляют особую социальная реальность, имеющую свои собственные качества и законы. Социальным фактом, по Дюркгейму, является любой социальный феномен, который:

· накладывает определенные ограничения на действия индивида

· является внешним, объективным по отношению к нему (не является результатом его субъективной мотивации).

В таком понимании объекта социологии выразилось негативное отношение Дюркгейма к утилитаристской традиции в английской социологии и экономике, в соответствии с которой любая деятельность рассматривалась сквозь призму субъективных мотивов и воли отдельного индивида.

В «Правилах социологического метода» Дюркгейм формулирует три основных положения, которым, по его мнению, должна следовать молодая наука.

1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что:

· социальные факты являются внешними для индивидов;

· социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они строго наблюдаемы и безличны;

· устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

Читайте также:
Анархизм - описание движения, определение, виды, идеи

2. Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что:

· социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями;

· она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

3. Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что:

· источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;

· общество представляет собой автономную систему, управляемую своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.[7,с. 32]

Соответственно в социологии Дюркгейма уменьшается и роль индивида в социологической теории: индивид практически оказывается не способным влиять на социальную реальность.

Таким образом, на индивида с самого рождения оказывается сильное давление, которое является гарантом социальной стабильности. Дюркгейм выделял два типа такого давления. Во-первых, это принуждение, исходящее извне, то есть от окружающих индивида людей и общества в целом. Во-вторых, это давление интериоризированных (то есть перенесенных внутрь) норм, которые становятся как бы внутренними двигателями человека (здесь обнаруживается родство взглядов Дюркгейма с психоаналитической социологией, ср. понятие Сверх-Я).[2,с. 54]

Отказ от ценностей, их утрату Дюркгейм называл аномией. Аномия — это такое состояние, когда общество утрачивает свою регулирующую функцию, а человек перестает верить в ценности общества. В результате этого человек переживает состояние дезориентации, оказывается неспособным отличить «хорошее» от «плохого», «правильное» от «неправильного». Аномия может также возникать вследствие нарушения равновесия между потребностями и степенью их удовлетворения. В этом случае общество оказывается неспособным ограничить человека и контролировать его поведение.[5, с. 20]

Затем Дюркгейм обратился к статистическим данным, касающимся самоубийств в разных обществах и разных группах общества. Ему удалось показать, что в современном ему обществе наиболее частотным типом оказывались эгоистическое и анемическое самоубийство, причем эгоистических самоубийств было больше среди протестантов, чем среди католиков, что объяснялось ослаблением социального контроля (разрушением коллективной совести), а также индивидуалистическим духом протестантизма. Альтруистические самоубийства были более типичными для социальных групп и обществ, в которых коллективная совесть более сильна (например, в примитивных обществах и в армии). Соответственно оказалось, что и среди горожан уровень самоубийств выше, чем среди жителей деревень, где общинный дух сохранился.[4, с. 65]

Дюркгейм изучал также религию и политику. В работах, посвященных религии, он высказал идею, что религиозные верования в примитивных обществах обеспечивают их целостность, а символическим воплощением их были сакральные объекты. В современных же обществах обнаружение таких сакральных объектов проблематично, что и приводит к состоянию аномии, грозящей общественному порядку. Основное значение в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Он разработал концепцию коллективного сознания (совокупности убеждений и мнений), разделяемых всеми членами данного общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества (или другие группы) придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивид не желает следовать общим нормам, возникает аномия. Эта ситуация может быть результатом любого резкого изменения социальной структуры (например, при внезапных экономических подъемах или спадах).[3,с. 101]

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого. Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона «социологизма», т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество – это реальность особого рода не сводимая к другим ее видам.

3. Онтологическая сторона «социологии» но сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.[6,с. 132]

Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» – это «социальный реализм», хотя у Дюркгейма он и не выражен в столь экстремистской форме. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. Здесь сказалось, в частности, влияние Э. Бугру и В. Вундта. Аналогичные идеи применительно к поведению толпы развивал во Франции Г. Лебон. Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество – часть природы, постольку наука об обществе -социология – подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий в его работах, особенно ранних.

Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т.е. понятия, образовавшиеся вне науки.

Читайте также:
Влияние культуры на формирование личности на примерах

Необходимо подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма имеет не столько онтологический, сколько методологический смысл. «Рассматривать факты определенного порядка как вещи – не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят; не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией», – писал он. Это обстоятельство нередко игнорировали интерпретаторы и критики Дюркгейма.[10,с. 156]

Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.

2. Социологическая теория Э. Дюркгейма

Дюркгейм подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов. При объяснении социальных явлений он часто апеллировал к демографическим и социально-психологическим факторам (объем и плотность населения, структура и степень сложности социальных групп и т.п.), к «социальной среде» и социальным условиям (не очень ясно определяемым). Впоследствии же он вес чаще обращается к понятиям «чувства долга», «морального авторитета» общества и другим психологическим и символическим посредникам между обществом и индивидом.[13,с. 457]

Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С. Люксу)

1) Морфологическая (структурная) основа

Основана на сходствах (преобладает в менее развитых обществах) Сегментарный тип (вначале на плановой, затем на территориальной основе) Слабая взаимозависимость(относительно слабые социальные связи) Относительно малый объем населения Относительно низкая материальная и моральная плотность

2) Типы норм (воплощенные в праве)

Правила с репрессивными санкциями Преобладание уголовного права

З. а) Формальные признаки коллективного сознания

Большой объем Высокая интенсивность Высокая определенность Власть группы абсолютна

б) Содержание коллективного сознания

Высокая степень религиозности Трансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность) Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целого Конкретность и легальный характер

1) Морфологическая (структурная) основа

Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах) Организованный тип (слияние рынков и рост городов) Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи) Относительно большой объем населения Относительно высокая материальная и моральная плотность

2) Типы норм (воплощенные в праве)

Правила с реститутивными санкциями Преобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного)

Социология Эмиля Дюркгейма

5. Дюркгейм вчера и сегодня

Судьба незаурядных научных идей нередко такова, что, оказав глубокое и повсеместное влияние в науке, превратившись в «парадигму», они, по крайней мере внешне, теряют свою актуальность. Кажется, что они существовали всегда и не существовать не могли. Так произошло и с идеями Дюркгейма, находящимися у истоков современного социологического мышления.

Трудно найти такую отрасль социологии, начиная от общей социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которой бы влияние исследований Дюркгейма так или иначе не ощущалось. Трудно назвать более или менее крупного социолога нашего столетия, который бы так или иначе не соотносил свои идеи с дюркгеймовскими, с тем чтобы продолжить и развить их или полемизировать с ними. Трудно, наконец, назвать такую страну, в которой хотя бы номинальное присутствие социологии не сочеталось с одновременным присутствием дюркгеймовских идей.

Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. И тем не менее идеи Дюркгейма продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем они могут оказаться весьма полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии, переживающих бурные социальные изменения и радикальное обновление социальных институтов. Именно такой исторический этап переживают сейчас страны, освобождающиеся от тоталитарных режимов.

Конечно, Франция эпохи Дюркгейма существенно отличается от этих обществ рубежа XX–XXI столетий. Конечно, концепции французского социолога во многом ошибочны: ведь у классиков, в отличие от простых смертных, и заблуждения бывают выдающимися. Тем не менее теория Дюркгейма разрабатывалась не только для Франции конца XIX — начала XX в. и применима не только к ней. Ведь между обществами и эпохами существуют, как известно, не только различия, но и сходства. В противном случае вера в то, что из истории можно извлекать уроки, ни на чем не основана. К сожалению, некоторые даже весьма простые и давно установленные социологические истины сегодня оказались основательно забыты вследствие длительного и безраздельного господства псевдосоциологических догм.

Ниже следует краткое рассмотрение нескольких ключевых тем и принципов социологического наследия Дюркгейма, имеющих, на наш взгляд, существенное значение для социальной науки и практики в нашей стране в современных условиях.

1. Общество. Даже такая, казалось бы, сверхбанальная категория, как «общество», сегодня нуждается в новом обосновании и возрождении. Для Дюркгейма эта категория имела основополагающее значение и представляла собой нечто гораздо большее, чем просто научное понятие; он говорил о нем с пылом и страстью пророка. В связи с секуляризацией общественной жизни он видел в обществе высшую и в то же время «реальную» сущность, которая обосновывает и санкционирует нравственность. «Между Богом и обществом надо сделать выбор, — говорил он. — Не стану рассматривать здесь доводы в пользу того или иного решения; оба они близки друг другу. Добавлю, что, с моей точки зрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве лишь общество, преображенное и мыслимое символически» 160 .

Читайте также:
Феминизм - определение, история развития, основные идеологии движения женщин

160 Durkheim E. Sociologie et philosophic. P. 75.

Понятие общества в социологистской интерпретации довольно расплывчато и многозначно; Дюркгейм мистифицировал и сакрализовал его. Он гипостазировал общество и игнорировал противоречивость и сложность его структуры. Несмотря на это, идея общества имеет непреходящее значение и сегодня актуальна не меньше, чем во времена Дюркгейма.

На протяжении многих лет в социальной псевдонауке, выступавшей от имени марксизма, основным субъектом исторического процесса провозглашалось не общество, а классы. Само же общество трактовалось в социал-дарвинистском духе как арена беспощадной классовой борьбы, так что общество как целостная система выступало как своего рода фикция. При этом рядом сосуществовали две взаимоисключающие концепции. В одних случаях подлинными распорядителями исторического процесса объявлялись господствующие классы, навязывающие свою волю остальным классам и слоям; в других (иногда параллельно), наоборот, объявлялось, что подлинные творцы истории — народные массы (таким образом, в последней интерпретации от роли субъектов истории господствующие классы отлучались).

В настоящее время в некоторых исторических, околонаучных и околохудожественных концепциях возрождается старый миф расово-антропологической школы, согласно которому главные субъекты исторического процесса — не классы, а расы и этносы. Если в прежних вульгарных интерпретациях общество представлялось воплощением и продуктом классов и классовой борьбы, то в нынешних исторических мистификациях общество толкуется как превращенная форма «игры кровей», борьбы рас и этносов. Критика расово-антропологических концепций, развернутая еще в социологии конца XIX — начала XX в., в этой связи полностью сохраняет свою актуальность, так же как сохраняет актуальность идея общества.

Идее общества как совокупности всех индивидов и групп, объединенных многообразными социальными, экономическими, культурными связями, общими традициями, целями и ценностями, еще предстоит занять свое место и в сознании социальных ученых, и в общественном мнении.

2. Социальная солидарность. Тема социальной солидарности — основная тема всей социологии Дюркгейма. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга — обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем социологическом исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, его последнее крупное исследование посвящено доказательству роли религии в создании и поддержании социального единства. Не случайно исследование согласия в социологии рассматривается как дюркгеймовская традиция 161 .

161 Социология сегодня. М., 1965. С. 147.

По существу, солидарность для Дюркгейма — синоним общественного состояния. Он был убежден, что в конечном счете люди объединяются в общество не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге.

Несомненно, доказывая «нормальный» характер солидарности и «анормальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм во многом выдавал желаемое за действительное, за что подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и совершенно не предвидел массовые всплески «механической» солидарности в тоталитарных обществах.

Известно, что разделение труда ведет к формированию социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами; это убедительно доказал еще Маркс. Но ведь и отсутствие солидарности, социально-групповую вражду также нельзя признать «нормальной», т. е. непрерывной и повсеместной. Во-первых, это фактически неверно. Сотрудничество, взаимообмен и сплоченность — во всяком случае, не менее универсальные явления социальной жизни, чем конфликт. Во-вторых, и сам конфликт, эффективно, мирно и вовремя разрешаемый, иногда играет социально функциональную роль, выступая как симптом социальных проблем и средство восстановления социального равновесия. Наконец, в-третьих, необходимо иметь в виду так называемый «эффект самоосуществляющегося пророчества»: провозглашение социальной вражды «нормальным» явлением, будучи фактически неверным, в то же время может служить и служило средством ее обоснования, оправдания, практического внедрения. И наоборот, признание солидарности нормой социальной жизни влечет за собой активный поиск путей ее осуществления и может реально способствовать этому осуществлению.

Именно осуществление принципа социальной солидарности может успешно противостоять теперь пагубным проявлениям индивидуального, группового, национального эгоизма — следствиям традиционного деспотического централизма, многолетнего искоренения естественных различий и насаждения искусственного единообразия. При этом необходима именно такая солидарность, которая основана на различиях, на взаимодополнительности и взаимообмене. Выражаясь дюркгеймовским языком, насильственная и искусственная «механическая» солидарность должна уступить место естественной и добровольной «органической» солидарности.

К сожалению, подлинное значение разделения общественного труда до сих пор еще не осознано, так же как не осознано значение равных «внешних» условий (по выражению Дюркгейма) этого разделения. Современное общество безнадежно деградирует, когда разделение труда в нем основано на протекционизме, родственных связях, привилегиях, происхождении и прочих формах противоестественного социального отбора. И наоборот, общество может процветать только при условии естественного социального отбора, основанного на свободном соревновании трудовых достижений, умов, талантов, нравственных достоинств в равных условиях и соответственно вознаграждаемых. Существенное условие социальной эффективности и успешного функционирования разделения труда, всех форм плюрализма — безусловное признание всеми членами общества определенного минимума объединяющих общих ценностей, образующих то, что Дюркгейм называл «коллективным сознанием». Придумывать их не нужно, их необходимо лишь коллективно отобрать из ценностей, уже функционирующих в общественном мнении, и из социокультурных традиций. Они зафиксированы во «Всеобщей декларации прав человека».

Читайте также:
Статистическое наблюдение - методы, примеры исследования

Важное значение имеет в настоящее время уже начавшийся процесс формирования разнообразных «промежуточных» групп, способных отстаивать интересы своих членов и в то же время служить для них нравственной средой. Эта старая социологическая «рекомендация» должна получить дальнейшее применение и развитие.

3. Мораль. Мораль в истолковании Дюркгейма неотделима от социальной солидарности и также постоянно находилась в центре его исследовательских интересов. Доказывая, что разделение труда порождает солидарность, он одновременно доказывал, что оно выполняет нравственную функцию. Последняя неоконченная работа французского социолога была посвящена проблемам этики. Дюркгейм вынашивал мысль создать особую науку о нравственных фактах, которую он называл «физикой нравов» 162 . Эта основанная на социологии наука о нравственности в его истолковании сама должна была стать нравственностью. Дюркгейм считал, что нравственность не следует выводить из искусственно формулируемых этических учений, навязывая их затем обществу. Нравственность следует черпать из самой социальной действительности, проясняя ее средствами науки. «Социальный вопрос» для Дюркгейма был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-религиозным вопросом. Мораль он понимал как практическую, действенную, реальную силу; все же, что не имеет нравственного основания, с его точки зрения, носит временный и непрочный характер. Именно поэтому он считал, что политические революции сами по себе не затрагивают основ социального строя, если они не выражают глубинных нравственных ценностей общества и не опираются на них.

162 Durkheim E. Introduction a la morale // Revue phihosophique. 1920. Т. 89. P. 96.

К этим идеям Дюркгейма уместно обратиться и сегодня. В течение длительного времени и в науке, и в массовом сознании в нашей стране доминировало представление о том, что практической, реальной силой в истории являются только экономика и политика. Нравственность же считалась если не эпифеноменом, то, во всяком случае, чем-то из области высших сфер сознания, не затрагивающих общественного бытия. Между тем и социальная наука, и социальный опыт свидетельствуют о том, что любые экономические и политические институты базируются на определенных нравственных основаниях. Соответственно, чтобы преобразовать указанные институты, требуется изменить эти основания, восстановить их и опереться на них. В противном случае даже самые верные экономико-политические решения не могут быть реализованы.

4. Социальные нормы и ценности. Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы. С его точки зрения, социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, и в этом вопросе его теория уязвима в некоторых отношениях. «В работах Дюркгейма религиозные предписания и, шире, моральные нормы рассматриваются так, как если бы они поддавались только одному способу истолкования членами общества, — справедливо отмечает Э. Гидденс. — Но одна и та же совокупность символов и кодов, таких, например, как христианские догматы, может быть и обычно становится объектом разнообразных и антагонистических истолкований, вовлекаясь в борьбу групп с противоположными интересами» 163 .

163 Giddens A. Duikheim. Hassocks, 1978. P. 106.

Тем не менее и здесь нам есть что почерпнуть в теории французского социолога. Это относится, в частности, к его понятию аномии, о котором шла речь выше. Описанное Дюркгеймом состояние аномии всегда сопровождает общества в переходные периоды их истории; в этом смысле оно нормально. Такое состояние, по-видимому, переживает в настоящее время и наше общество. Осознание этого — первый шаг на пути преодоления анемического состояния. Тогда на смену ценностям изуродованным, девальвированным, антигуманным придут ценности подлинные, основательные, свободно и ответственно принятые.

Настоящим томом издательство «Канон» продолжает давнюю, хотя и надолго прерванную, традицию издания произведений Дюркгейма в России. Именно в России были осуществлены первые переводы его книг, причем еще при его жизни, когда классик еще не стал классиком 164 .

164 См.: Метод социологии. Киев-Харьков, 1899. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. Самоубийство. СПб., 1912. (Последнее издание воспроизведено с некоторыми сокращениями в 1994 г. московским издательством «Мысль».)

164 Помимо указанных, в дореволюционной России были опубликованы следующие работы Дюркгейма: Социология и социальные науки. — Метод в науках. СПб., 1911. Социология и теория познания. — Новые идеи в социологии. СПб., 1914, № 2. Кто хотел войны? (В соавт. с Э. Дени). Пг., 1915. Германия выше всего. Идеология немцев и война. М., 1917.

В 1991 г. в серии «Социологическое наследие» издательства «Наука» был опубликован однотомник Дюркгейма, в который вошли новые переводы книг «О разделении общественного труда» и «Метод социологии» 165 . Тираж быстро разошелся, что неудивительно, учитывая, с одной стороны, его незначительность, с другой — большой читательский интерес к социологической классике и потребности развивающегося социологического образования. Кроме того, в 1991 г. в журнале «Социологические исследования» была опубликована известная работа Дюркгейма «Ценностные и „реальные“ суждения» 166 .

Читайте также:
Социальная защита населения - основные направления и формы

165 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Общ. ред., пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана; комментарии В. В. Сапова. М., Наука, 1991.

166 Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения. Пер. и вступ. заметка А. Б. Гофмана // Социол. исслед., 1991, № 2.

Представляемая вниманию читателя книга включает в себя ряд произведений Дюркгейма. Она состоит из двух частей.

Первую часть составляет «манифест» дюркгеймовской социологии, один из шедевров мировой социологической классики «Метод социологии» («Правила социологического метода»). Первоначально эта работа была опубликована в виде серии статей, а в 1895 с незначительными изменениями и предисловием была издана отдельной книгой в издательстве «Алькан». В 1901 г. вышло второе издание книги, к которому автор написал специальное предисловие. С тех пор книга переиздавалась практически без изменений.

На русском языке книга впервые была издана в Южно-Русском книгоиздательстве Ф. А. Иогансона (Киев-Харьков, 1899); переводчик книги неизвестен. Несмотря на низкий уровень перевода и типографского исполнения, значение этого издания было весьма существенным: это было первое книжное издание Дюркгейма за пределами Франции.

Настоящее издание «Метода социологии» воспроизводит вышеназванное издание 1991 г., вышедшее в серии «Социологическое наследие» издательства «Наука». Перевод осуществлен по книге: Durkheim E. Les regies de la methode sociologique. 13-eme ed. P., Presses Universitaires de France, 1956.

Вторую часть книги составляют небольшие работы Дюркгейма разных лет, получившие широкую известность и более или менее полно представляющие его воззрения на предмет, метод и призвание социологии. Работы расположены в хронологическом порядке, что дает возможность читателю наглядно представить себе преемственность и эволюцию концепций автора.

4 Статистическое наблюдение: виды и формы

Статистическое наблюдение. Статистическое исследование начинается со сбора статистической информации, характеризующей изучаемые социально-экономические явления и процессы. Данный этап называется статистическим наблюдением.

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за социально-экономическими явлениями и процессами, заключающееся в регистрации необходимых признаков у каждой единицы изучаемой совокупности.

Например, при переписи населения по каждому без исключения жителю страны регистрируются сведения о поле, возрасте, семейном положении, образовании и др.

Статистическое наблюдение, как правило, носит массовый характер. Это проявляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупности позволяет получать наиболее точные данные, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.

Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том, что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки полученных данных.

Формы статистического наблюдения

Формы статистического наблюдения: отчетность, специально организованное статистическое наблюдение, регистры.

Отчетность способ получения статистической информации от юридических лиц.

Отчетность представляет собой специально разработанные формы, включающие в себя те признаки, которые подлежат регистрации. Формы статистической отчетности разрабатываются и утвержденные органами государственной статистики РФ. Любое юридическое лицо, являющееся субъектом экономики РФ, обязано предоставлять отчетность органам государственной статистики по месту своей регистрации по установленным отчетным формам и в установленные сроки.

В период формирования рыночной экономики особое место в системе сбора стати­стической информации стали занимать специально организованные статистические наблюдения.

Специально организованное статистическое наблюдение проводится для получения каких-либо данных, не содержащихся в предоставляемой отчетности или которые необходимы для проверки или уточнения данных, содержащихся в отчетах.

Особо следует выделить такой вид специально организованного наблюдения, как перепись.

Перепись это специально проводимые широкомасштабные работы по сбору необходимой статистической информации об изучаемых объектах в границах отрасли, региона или страны в целом. Так, например, переписи населения, которые проводятся примерно один раз в 10 лет и направлены на получение необходимой информации о населении страны. Органами статистики также проводятся переписи многолетних насаждений, жилого фонда, незавершенного строительства и пр.

Кроме переписей, к специально организованному наблюдению также относятся и другие единовременные работы по сбору необходимой статистической информации, в частности, в рамках социологических или маркетинговых исследований.

Регистровое наблюдение представляет собой постоянный мониторинг состояния и развития наблюдаемых единиц, заключающийся в первичном размещении и своевре­менной актуализации информации в ведущейся базе данных. В статистической практике ряда стран находят применение регистры населения, т.е. постоянно актуализируемые списки жителей страны с указанием их основных социально-демографических признаков, а также регистры предприятий, содержащие информацию организационно-правового и эко­номического характера.

Планомерность является основой статистического наблюдения, поэтому его проведение должно основываться на детально разработанном плане.

План статистического наблюдения

План статистического наблюдения состоит из двух частей, первая включает программно-методологические вопросы, а вторая организационные вопросы. Образец и перечень вопросов смотрите по ссылке .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: