Основание Киева – история возникновения столицы государства

Дата основания Киева и исторические факты

  • 14 Августа, 2019
  • События
  • Анисимова Светлана

Время основания Киева – вопрос спорный. Это связано отчасти с тем, что приблизительно установленная дата основания города – 482 год – вызывает множество сомнений и недостаточно подтверждена историческими фактами. Но нельзя не согласиться с тем, что этот прекрасный современный город имеет древнюю богатейшую историю.

Несколько версий даты основания

Киев – столица Украины. Он является центром культуры и науки страны и по праву относится к древним городам. История его достаточно хорошо изучена. Киев был центром древнерусского государства, поэтому вопросу его образования уделялось пристальное внимание со стороны историков.

Официальной датой основания Киева принято считать 482 год. Но большинство авторитетов в области истории склонны к тому, что эта дата не соответствует истине. Предположение об основании Киева в V-VI веке, так называемая «юбилейная» версия, появившаяся в 1982 году, не может с точностью доказать, что город основан именно в это время. Проще говоря, не хватает археологического материала для ее доказательства.

Первая версия – «юбилейная»

Инициатором проведения мероприятия по празднованию 1500-летия Киева был известный украинский историк академик Транько, вхожий во власть. Он замахнулся на празднование 2000-летия Киева. Была создана комиссия во главе с академиком Рыбаковым, члены которой доказывали, что нет достаточного количества различных археологических аргументов. Ответ ЦК Компартии Украины был однозначным. Празднуем сейчас 1500 лет городу, когда появятся достаточные факты – исправим.

Появлению этого утверждения послужили результаты раскопок на правом берегу Днепра. В них были найдены остатки укреплений, жилых домов, предметы быта, соответствующие VI-VII векам, несколько монет византийских императоров Анастасия I (491-518 гг.) и Юстиниана I (527-565 гг.), золотые украшения.

Но это поселение, по мнению большинства историков, не может быть городом. По мнению польского историка XVI века, первого историографа Великого княжества Литовского Матея Стрыйковского, основание города князем Кием относится к 430 году. Но размеры его были настолько малы, что он называет его городком.

Вторая версия

Большинство историков поддерживают версию, что Киев был образован как город в IX-X веках. Они полностью согласны, что на территории современного города было несколько поселений, которые называются городскими и были основаны на рубеже V века. Но они были малыми, и считать, что это города, неправильно. По уровню социально-экономического развития их никак нельзя сравнить, например, с известным Пастырским городищем в Черкасской области.

Все поселения в границах современного Киева не могли быть «племенными центрами». Значит, дата основания Киева более поздняя. Разрозненные поселения славян на территории современного Киева – это предыстория его образования. Не от них нужно отсчитывать судьбу вырастающего на их месте исторического центра.

Древняя легенда о появлении города

Летопись «Повесть временных лет» начинает историю образования Земли Русской преданием о трех братьях – Кие, Щеке и Хориве – и их сестре, имя которой было Лыбедь. Они были полянами и жили раздельно, владели своими родами. Кий основал поселение и сидел на горе, которую сегодня называют Боричев спуск (узвоз). Поэтому Нестор считает, что именно здесь произошло основание Киева. Щек облюбовал гору, которая сегодня носит название Щекавица, Хориву досталась гора, которую люди прозвали Хоривицей.

Вокруг селений рос густой бор, полный зверья и птиц. Величавый Днепр давал много рыбы и служил развитию торговых и культурных связей с другими народами. Летописец Нестор указывает, что несведущие люди называли Кия речным перевозчиком, который организовал этот промысел на Днепре. Так как мостов в ту пору не было, то он приносил хорошие барыши. Автор летописи указывает на то, что Кий был князем и ходил с войском в Византию и подписал с константинопольским царем мирный договор.

Это был не единственный поход. Он ходил к Дунаю на болгар. Места, где они проживали, Кию очень понравились. Он решил остаться жить здесь со своим родом. Он основал городок Киевец Дунайский. Но это не понравилось местной знати. Их воины прогнали его. Этот городок существовал и во времена Нестора в XII веке. После похода против камских булгар Кий вернулся домой и умер. Племенному городку было дано имя Кия. Согласно легенде, именно он основатель Киева, откуда пошла Земля Русская.

Движение славян на запад

Историками начало этого события, сильно изменившего этническую карту Европы, датируется VI веком. В движении на Балканы и к Дунаю принимали участие не только племена из южных окраин их расселения, но и славянские народы, проживающие на Верхнем Поднепровье, которые соприкасались с балтскими племенами – предками литовцев и латышей.

Славяне из зоны лесов плыли на юг по рекам Днепр, Припять, Березина, Сож, Десна, которые текли к месту, где располагается современный Киев. Хозяином положения был тот князь, который сидел на Киевских высотах. Он взимал проездную пошлину, имел дружину. Этот процесс требовал и новых форм правления. Князю при большой массе людей, двигающихся вниз по Днепру, необходима была крепость, которая защищала бы поселение. Ведь зачастую переселение шло целыми племенами, не всегда дружелюбными.

Где располагалась Киевская крепость

По мнению академика Б. Рыбакова, который исследовал летопись Нестора, городища братьев располагались на территории современного Киева следующим образом. Щек обосновался на горе Щекавице, которая носила это название во времена Владимира Мономаха и сейчас так называется. Гора, на которой обосновался Хорив, – это Вышгород, или Хоревица (Хоривица, Юрковица). Сложнее дело обстояло с горой старшего брата Кия.

В 1908 году на Старокиевской горе внутри «города Владимира» раскопали самостоятельную крепостицу, обнесенную валом и рвом. Судя по найденной керамике «корчак», она относится к VI веку. Так когда основан Киев? Этот вопрос будет еще долго волновать исследователей. Но ответ на него находится в руках археологов.

Упоминание Киева в документах Византии

Согласно записям Константина Багрянородного, византийского императора X века, на месте современного Киева была крепость, которая носила название Самбатас, в ней останавливались ладьи, плывущие через Киев. Этот император часто упоминал город в своих документах, хорошо знал его расположение. К его работам часто обращались ученые, используя определенные данные в своих исследованиях. Но название крепости повергло советских археологов в некоторое смятение.

Было высказано предположение, что Самбатас – это гавань или затон на берегу Днепра, бывший торговым пунктом. Как известно, торговым местом Киева был Подол, именно в этой части города были обнаружены древнеримские монеты. После подробного исследования этого вопроса было установлено, что крепость Самбатас располагалась на горе недалеко от Подола. Правда, этимология этого слова до сих пор не ясна.

Далее академик Рыбаков подчеркивает, что Нестор указывал в своей летописи о том, что у Кия город был в одном месте, а потом его перенесли на высокую гору. Только после смерти старшего брата нарекли город его именем. Значит, первая крепость, может быть, и носила имя Самбатас. После строится новая на Старокиевской горе. Ее после смерти Кия нарекли его именем. Но если следовать этой версии, то образование Киева никак не может быть датировано 482 годом.

Читайте также:
Искусство Древнего Рима кратко об истории государства, основные черты

Новгородские летописи

«Повесть временных лет» была ответом невигласам (несведущим людям), которые сомневались в том, что Кий был князем. Упоминания о Кие, его братьях и сестре можно увидеть в новгородских летописях XI-XII веков. Они гласили о том, что дата основания Киева – 854 год. Таким образом, все города Руси как бы появились в одно время. Основал его охотник или перевозчик по имени Кий.

Киевских летописцев то, что основатель города был простым перевозчиком, сильно задело. Они дали ответ в летописном Своде. По их мнению, такой город, как Киев, мог основать только князь. Так, Рим основал царь Ромул, в честь сирийского царя Антиоха построен город Антиохия, в честь Александра Македонского – Александрия.

Исследования летописца Нестора

Через несколько десятилетий, а точнее в XII веке, этим вопросом занялся киевский монах-летописец и историк Нестор. Источником для написания его труда были народные сказания, предания, которые сохранились в народе, о походах князей, о том, кто основал Киев, кто такой был Кий. Он собрал большое количество материала, на основании которого в летопись вошло много исторических событий, они позволили в будущем составить развернутую картину образования Киевского государства.

Скорее всего, Нестор был добросовестным ученым и пытался узнать все подробности о личности Кия. Он не излагал в летописи того, чего не знал. У него нет точного года основания Киева. Он пишет, что князь выступал походом против Византии, но он не пишет, какой император его принимал, так что год образования Киева остался без изменения, тот, на который указывали новгородцы. Русские князья с дружинами часто ходили на Царьград, а также поступали на службу к византийским императорам, но это было в VIII-X веках.

Так, может быть, новгородцы были правы? Сходится это и со временем написания Нестором своей летописи. Не может быть того, чтобы люди помнили, что происходило 500-600 лет назад.

Так какой год основания Киева? Об этом с точностью сказать на сегодняшний день невозможно.

Упоминание о легенде в «Истории Тарона»

В середине XX века академик Н. Марр обратил внимание на то, что в «Истории Тарона», записанной Зенобом Глаком в VIII веке, есть одна глава, поразительно похожая на киевскую легенду. Она не имеет ничего общего с историей Армении. Тарон – историческая область в Армении. Что может быть общего у полян, населяющих земли современного Киева, и историей армянской области?

В ней говорилось, что три брата Куар (Кий), Мелтей и Хореван (Хорив) основывают три города в стране Полуни (Поляне). Через некоторое время они создали еще один город, который располагался на горе Керкей. Его правителем становится старший брат. Эта запись ценна еще тем, что указывает на конкретную дату, от которой можно вести отчет, – это VII-VIII века. Стоит отметить, что она несколько не совпадает с годом основания Киева в «Новгородской летописи» (IX век).

Путь от славян к грекам

До нашествия хазар вдоль реки Днепр проживали славянские племена. Об этом говорят археологические раскопки городищ Ходосовского, Каратульского, Каменского, находящихся за порогами. Есть основание предположить, что перед порогами также было поселение, но в этом случае сейчас оно скрыто Запорожским водохранилищем.

Таким образом, выстраивалась целая цепочка городков, где можно было остановиться отдохнуть, запастись продуктами, отремонтировать ладьи, купить или продать товар. Ведь путь был нелегким и неблизким. Перед порогами приходилось тащить суда волоком или перевозить их на телегах, поэтому требовался ремонт и отдых.

Город мастеров

Поселения вдоль Днепра образованы были торговыми людьми и ремесленниками: плотниками, кузнецами, другими мастеровыми. Ряд историков склонен предполагать, что поселения на берегах Днепра существовали задолго до 482 года – официальной даты образования города. В том числе и поселения в современных границах Киева. Они существовали с тех пор, как сформировалась греческая цивилизация. Поселения образовывали первые жители, которые были большей частью мастеровыми. Они давали им названия.

Этимология названия города

Существуют три официальные версии происхождения названия Киева. История каждой имеет свои основания, и все они имеют право на существование.

  1. По летописи, город получил название от имени своего основателя князя Кия и стал центром племени полян. Похожая легенда приведена в сочинениях армянского автора Зеноба Глака.
  2. Вторая версия гласит о том, что название города произошло от работников, которые обслуживали переправу через Днепр. Они носили название кияне, или кияны. Есть предположение, что слово «кий» произошло от славянского «кый» – молот. Переправа представляла собой деревянный настил, который укладывался на деревянные столбы (кии). Это можно объяснить тем, что существуют сходные названия в других странах, таких как Кийево на Балканах, Куявия в Польше. Кроме того, в русском языке существуют такие слова, как «кий» – инструмент игры в бильярд, и «киянка» – рабочий инструмент, представляющий собой деревянный молот.
  3. Третья версия происхождения названия города появилась в XX веке. Ее выдвинул историк Гарвардского университета О. Прицак. Он предполагает, что слово «кий» еврейского или тюркского происхождения и связано с хазарами, которые, по его словам, и основали город Киев. Хорошо известно, что хазары исповедовали иудаизм. А их правители были иудеями.

Каждая из версий имеет право быть, но ни одна из них не имеет преимуществ перед другими, так как нет веских доказательств ни одной из них.

Так когда же появился Киев?

Как писал академик Рыбаков, рождение города – это не появление сказочных палат за одну ночь. Это рождение центра, узла прочности всей округи. Причины появления города могут быть различными, равно как и их формы. Это может представлять собой порубежное или центральное укрепление, место проведения веча, стан князя, племенной ритуальный центр, место торга и даже перепутье дорог. Чем их больше в одной точке сосредоточено, тем больше гарантировано появление города на месте племенного поселения. Это происходит при трансформации общества из первобытного в классовое.

Ответ на этот вопрос можно найти только в будущем. Никто не может решить: «А давайте отпразднуем юбилей и скажем, что городу 1500 лет», – только из-за того, что найдены древние византийские монеты. Таких сведений должно быть как можно больше. Не зря же постоянно работают археологи, обнаруживая все новые факты, только они помогут нам с точностью сказать, сколько лет Киеву и другим городам.

Почему Киев – мать городов русских? Год основания Киева. История Киевской Руси

Киев – это столица Украины, один из крупнейших ее городов. Его история насчитывает не меньше тысячи двухсот лет. Как говорит летопись, основан он был тремя братьями и сестрой. Речь идет о Кие, Щеке, Хориве, а также Лыбеди. В статье будет рассказано о раннем периоде в истории Киева. Начиная от его основания и до периода раздробленности Руси. А также будет рассмотрен вопрос о том, кто сказал: «Киев – мать городов русских».

Читайте также:
Золотая Орда история образования великого государства, основатель и ордынские правители, столица и герб, освобождение территорий, распад

Историко-этимологическая справка

Вам будет интересно: История “МММ”: создатель и суть гениального обмана

Прежде чем объяснять, почему Киев – мать городов русских, следует начать с его основания и версий происхождения названия. Как показывают археологические раскопки, на территории нынешней Киевской области поселения существовали уже около пятнадцати – двадцати тысяч лет назад. Что касается года основания Киева, то точная дата историкам неизвестна.

Если говорить о происхождении названия, то его однозначного объяснения не существует. Как сказано в летописи, наименование города связано с именем его основателя. «Повесть временных лет», относящаяся к 12 в., утверждает, что три брата и сестра основали поселение, являвшееся центром племени полян, названное в честь старшего – Кия. Тогда город состоял из терема и княжеского двора.

Куар и кияне

Вам будет интересно: Теплотехнический институт Челябинска: прошлое и настоящее здания со “звездой”

В сочинении «История Тарона», принадлежащем перу армянского автора Зеноба Глака, рассказывается об образовании Куара (то есть Киева) в стране племени полунь (то есть полян) тремя братьями. Их имена – Куар, Ментей, Хереан.

Существует и народная версия. Она сводит этимологию наименования к слову «кияне», или «кияны». Это первые жители, которые работали на переправе через реку Днепр. Это, по сути, был деревянный настил на столбах, вбитых в дно. Столбы эти назывались киями.

Археологические раскопки

Изучая вопрос о том, почему Киев – мать городов русских, продолжим рассмотрение его ранней летописи. Это необходимо, чтобы дать развернутый ответ. Как уже говорилось выше, в истории Киева ученые насчитывают не меньше, чем 1200 лет, а точная дата его образования не установлена.

Вам будет интересно: Что это, “своекорыстие”: значение слова, примеры употребления

Археологические раскопки позволяют говорить о том, что на правом берегу Днепра в 6-7 вв. уже имелись поселения, которые можно рассматривать в качестве городских. Исследователи обнаружили остатки жилищ, укреплений, керамику, византийские монеты, ювелирные изделия. В 9 в. Киев находился в зоне конфликта венгров с хазарами, отличавшейся нестабильностью.

Князь Олег

Во второй половине 9 в. на Киевской земле правили представители варяжского племени – Аскольд и Дир. Вероятнее всего, они являлись членами дружины Рюрика и освободили полян от хазарской зависимости. В то время как он сам правил на Новгородской земле до своей смерти в 879 г. После этого власть перешла к Олегу, который состоял регентом при Игоре, малолетнем сыне и наследнике Рюрика.

В 882 г. Олег из Новгорода пошел в наступление на Киев. Он захватил власть, убив Дира и Аскольда. После этого произошло объединение Киева и Новгорода князем Олегом. Как свидетельствует летопись, первый из названных городов стал главным в объединенных княжествах. А теперь перейдем непосредственно к ответу на вопрос о том, почему Киев – мать городов русских.

Свидетельство летописца

Снова обратимся к русской летописи «Повесть временных лет». Как уже говорилось, она составлена в 12 в. У нее есть и другие названия. В одном случае речь идет о «Первоначальной летописи», еще один вариант – это «Несторова летопись». Считается, что ее составил Нестор, инок Киево-Печерского монастыря.

Согласно его свидетельству, 822-й – это год провозглашения Киева матерью городов русских. Эту фразу произнес князь Олег после того, как захватил в нем власть. По предположению академика Д. С. Лихачева, она является семантической калькой, то есть заимствованием путем буквального перевода слова «метрополия» – «материнский город». С древнегреческого языка μήτηρ переводится как «мать», а πόλις обозначает не что иное, как «город».

Вам будет интересно: Жмот – это яркая черта характера

Таким образом, по свидетельству Нестора, Олег объявил, что Киев стал столицей владений, которые достались ему на княжение. Автор летописи относился к школе Киево-Печерского монастыря. Его послушники были последователями византийской традиции, которой они строго придерживались. Поэтому ученый монах и употребил такой термин, как «метрополия», который дословно был переведен как «мать городов».

Сегодня это слово понимается как государство, которое имеет колонии, поселения, находящиеся за пределами их границ. Они зависят от метрополии и эксплуатируются ею. У древних греков метрополиями были полисы, то есть города-государства, у которых имелись свои поселенческие территории в чужих землях, у варваров.

Что касается даты произнесения рассматриваемого выражения, то она вызывает у историков споры. Однако все они сходятся в том, что объединение двух самых крупных городов у племен восточных славян явилось для них важнейшим шагом. Оно дало толчок для создания сильного государства на территории Восточной Европы.

Присоединение земель

На этот же период приходится и возрастание масштабов строительных работ на территории г. Киева. Свидетельством тому являются археологические раскопки, сделанные на Подоле, в Верхнем городе, Печерске, на Кирилловской горе. Это было связано с тем, что быстро увеличивалось городское население. Это происходило за счет людей, прибывавших из различных регионов Руси. За период правления Олега к землям Киевской Руси были присоединены территории, на которых проживали древляне, северяне, тиверцы, уличи, радимичи, кривичи и новгородские славяне.

Во время проведения одного из походов в соседние территории князь погиб. Ставший править после него Игорь в 914 г. осуществил поход на древлян, которые стремились к отделению от Киева. В 941 г. он, в торговых интересах, организовал и поход на Византию. Широкомасштабные и многочисленные военные выступления требовали потребления больших ресурсов. Это подталкивало к увеличению размеров дани с покоренных земель. В результате в 945 г. произошло восстание древлян, убивших Игоря.

Киев как столица в 9-12 веках

С момента захвата князем Олегом Киева и до второй половины 13 в. этот город являлся столицей Руси. Традиционно «сидевшие» в нем князья держали верховенство над правителями прочих русских земель. При этом киевский стол выступал в качестве главной цели соперничества внутри династий. В 968 г. город выстоял при осаде печенегами, в чем помогли хорошо укрепленные форпосты. Из них самым крупным был Вышгород.

В 988-м по указанию князя Владимира в реке Днепр произошло крещение городского населения. Русь превратилась в христианское государство. Была организована Киевская митрополия, которая просуществовала до 1458 г. В 990-м начали строить первую каменную церковь. В 1240-м г. ее разрушили орды Батыя, напавшие на Киев. Как свидетельствует «Повесть временных лет», в 1-й половине 10 в. в городе действовала христианская соборная церковь, посвященная пророку Илье.

Читайте также:
Андрей Боголюбский - биография, политика, походы князя

При правлении князя Владимира продолжалось городское строительство, в том числе и жилых домов. Киев почти на треть состоял из принадлежавших князю земель. На них был расположен дворец. Город Владимира, площадью около 10 га, окружал земляной вал и ров. Тогда Киев имел широкие международные связи. К его партнерам можно отнести и Византийскую империю, и восточные, и скандинавские страны, и Западную Европу.

Убийство Бориса и Глеба

После смерти Владимира в 1015 г. вспыхнула междоусобная война за Киевский престол. Как гласит официальная версия, его сыновья Борис и Глеб были убиты Святополком Окаянным, приходившимся им старшим братом. Они стали первыми из русских святых покровителями Руси и русских князей.

Однако Святославу нанес поражение четвертый брат, которым был Ярослав Мудрый. Проиграв в битве, которая состоялась под Любечем, он (Святослав) потерял княжение в Киеве. По просьбе изгнанного князя польский король Болеслав I двинулся на столицу и на реке Буг разбил войско, которым командовал Ярослав Мудрый. Однако нового князя киевляне не приняли. В результате восстания, вспыхнувшего в 1018 г., Ярославу был возвращен престол. Изучая, почему Киев – мать городов русских, нужно сказать о его «золотом веке».

Город Ярослава

При нем здесь наступил «золотой век». В начале 11 в. Киев был довольно крупным образованием, размеры которого увеличивались. В нем имелось 400 храмов и 8 торжищ. К концу века его уже называли соперником Константинополя. Кроме двора самого князя, были построено и около десяти дворов других высокопоставленных лиц.

Из «Повести временных лет» известно, что город Ярослава имел площадь больше шестидесяти гектаров. Его окружал ров, залитый водой и имевший глубину двенадцать метров. К нему подступал высокий вал, длина которого равнялась трем с половиной километрам. Его ширина у основания – тридцать метров. Высота вместе с частоколом доходила до шестнадцати метров.

Дела духовные

Именно в то время, когда правил Ярослав Мудрый, построили Софийский собор, украшенный множество фресок и мозаик. Самой известной является изображение Богородицы Оранты. В 1051 году Киевский князь собрал в Софийском соборе епископов, где из местных уроженцев был избран митрополит Илларион. Тем самым была продемонстрирована конфессиональная независимость от Византии.

В тот же год монах Антоний Печерский и его ученик Феодосий основали Киево-Печерскую лавру. Сын Ярослава Мудрого, князь Святослав II, даровал монастырю находившееся над пещерами плато. Позже на нем были выстроены каменные храмы, богато украшенные живописью. А также здесь расположились крепостные башни, кельи, прочие строения. С лаврой тесно связаны имена таких исторических личностей, как летописец Нестор и художник Алипий.

Существовала и такая часть старого Киева, которую именовали городом Изяслава-Святополка. По времени возникновения она находится на третьем месте. Ее центром был Златоверхий Михайловский монастырь. В 1068 г., после того как Изяслав проиграл на реке Альте битву с половцами, против него было организовано вечевое выступление. Он был вынужден скрыться в Полоцке. После него временно на престол взошел Всеслав Брячиславич.

В завершение рассмотрения вопроса о том, почему Киев – мать городов русских, следует отметить, что в 12 в. начался процесс распада Древнерусского государства и наступления феодальной раздробленности.

ДРЕВНИЙ КИЕВ

Результаты археологических раскопок свидетельствуют, что уже в VI—VII вв. на правом берегу Днепра существовали поселения, которые некоторыми исследователями интерпретируются как городские. Первое датированное упоминание Киева в русских летописях относится к 860 – в связи с описанием похода русов на Византию. К VIII –IX вв. относятся: 2 городища – на Старокиевской горе (пл. 1,5 га, ширина рва 12–13 м, глубина – 5 м) и на Замковой горе (пл. 2,5 га); селища – на горах Детинка и Вздыхальница, а так­же в историческом районе Кудрявец.

Основание Киева.

В начальной, не датированной части «Повести временных лет» приведено предание об основании Киева тремя братья­ми Кием, Щеком и Хоривом. В соответствии с легендой о трёх братьях существовали на территории города несколько (не менее трёх) «самостоятельных поселений VIII-X вв.» По легенде, резиденция Кия вместе с городком располагалась в районе Старокиевской горы (другое название Верхний город). Имеются в виду не только остатки древнейших укреплений, но также каменное языческое капище, жилища конца V-VIII вв., ювелирные изделия этого времени. На капище были расположены идолы из дерева с позолотой. После принятия князем Влядимиром Святославичем христианской веры, идолы были сброшены в Днепр. Летописец называет Киев того времени даже не городом, а городком («градок»), подчёркивая этим его незначительные размеры.

Замковая гора (Хоривица, Киселёвка, Флоровская или Фроловская гора) представляет собой останец правого высокого берега Днепра с крутыми склонами. Расположен между Старокиевской горой, Щекавицей и урочищем Гончары-Кожемяки с одной стороны и киевским Подолом — с другой. В IX—X вв. на горе располагался загородный княжеский дворец.

Киевский подол как сосредоточие ремесла и торговли возник, судя по археологическим данным, в IX в., возможно – в конце этого столетия. Возникновение Подола было тесно связано с развитием ремёсел и киевского торга. Подол сделался средоточием купеческого и ремесленного населения, нередко поднимавшего восстания против Горы, т. е. «города» в собственном смысле этого слова. Таким образом, наряду с Детинцем, населённым княжескими слугами и зависимыми людьми, в Киеве возник новый квартал – ремесленников и купцов. Именно на Подоле и надо искать сосредоточие ремесленной и торговой жизни Киева в дни его процветания.

Согласно «Повести временных лет» во второй половине IX в. в Киеве княжили дружинники варяга Рюрика, Аскольд и Дир, освободившие полян от хазарской зависимости. В это время Киев описывается в роли главного города земли полян, центра «Польской земли». В 882 г. князь Олег овладевает Киевом, и он становится столицей Древнерусского государства. Летописец называет Киев уже не городком, а «градом». На это же время приходится и рост масштабов строительства на территории Киева, об этом свидетельствуют археологические материалы, обнаруженные в Верхнем городе, на Подоле, Кирилловской горе, Печерске. Краткие, отрывочные и запутанные летописные свидетельства о Киеве IX-X вв. дополняются материалами обширного Киевского некрополя. Наиболее ранней датой киевских курганов считается IX в.

«Город Владимира».

Небольшие самостоятельные поселения вокруг Киева лишь в конце X в. объединились в один город. Отдельные замечания летописи, относящиеся к топографии Киева X в., не оставляют сомнения в том, что город в это время располагался на высотах над Днепром и не имел ещё прибрежного квартала – «Подола».

Во время правления Владимира Киев примерно на треть состоял из княжеских земель, на которых располагался дворец. Город Владимира был обнесён земляным валом и рвом. Из летописных известий становится совершенно ясным, что укреплённое место, или собственно «город», занимало совсем незначительную территорию. Центральным входом служили каменные Градские (позднее — Софийские, Батыевы) ворота. Территория города Владимира занимала около 10-12 га. Валы города Владимира имели в своей основе деревянные конструкции.

Читайте также:
Индустриализация в СССР - причины процесса, этапы и особенности

Десятинная церковь.

Точно неизвестно начало возведение первой каменной церкви в Киевской Руси, но известно, что строительство было окончено в 996 г. Церковь строилась в качестве кафедрального собора неподалеку от княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Согласно церковному преданию, она была построена на месте убийства христианских первомучеников Феодора и его сына Иоанна.

Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 г. при Ярославе Мудром. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где была похоронена христианская супруга Владимира — византийская царевна Анна, умершая в 1011 г., а затем и сам Владимир. Также сюда были перенесены из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 г. Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского. Во время нашествия монголов княжеские мощи были спрятаны. В 1240 г. войска хана Батыя, взяв Киев, разрушили церковь.

Расцвет Киева при Ярославле Мудром.

Киев достиг своего «золотого века» в середине XI века при Ярославе Мудром. Город существенно увеличился в размерах. Располагался на площади свыше 60 га, был окружён рвом с водой глубиной 12 м и высоким валом длиной 3,5 км, шириной у основания 30 м, общей высотой с деревянным частоколом до 16 м. Кроме княжеского двора, на его территории находились дворы других сыновей Владимира и прочих высокопоставленных лиц (всего около десяти). Было три входа в город: Золотые ворота, Лядские ворота, Жидовские ворота. Предполагают, что население в Киеве в период его расцвета считалось десятками тысяч. Это был один из наиболее крупных европейских городов своего времени.

Софийский собор.

До сих пор ведутся споры о датировке собора. Разные летописи (все они созданы позже времени строительства собора) называют датой закладки собора 1017 или 1037 год. Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. Собор строился константинопольскими зодчими, поэтому столь отличное архитектурное решение имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли. Интерьер собора сохранил крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI в., выполненных византийскими мастерами. На стенах и многочисленных столбах собора представлены образы святых, составляющих огромный христианский пантеон (свыше 500 персонажей).

Киев в XII—XIII веках.

Древнеславянская столица времён правления Ярославичей и Владимира Мономаха олицетворяла в застройке отсутствие монолитности и скученности, напротив, впервые были применены приёмы проектирования улиц и площадей с учётом законодательной основы, регулирующей эстетическую сторону строительства жилья. Крупнейшим районом Киева в это время был Подол. Его площадь составляла 200 га. Он также был известен своими укреплениями, так называемыми столпиями, которые упоминаются в летописи XII в. В центре Подола было летописное «Торговище», а на Горе был Бабин торжок, второе место торга. Это второе, чисто простонародное название, возможно, таит в себе характеристику торговли на Бабином торжке как второстепенном киевском рынке. На Подоле стояли монументальные культовые сооружения: церковь Пирогоща (1131-35), Борисоглебская и Михайловская церкви.

Но Киев славился не только Подолом, но и своими монастырями и церквями. В Киеве было 17 монастырей, из которых самым крупным была Киево-Печерская лавра, основанная около середины XI в. Большинство киевских монастырей было основано князьями и боярами. Таким сделался и Киево-Печерский монастырь, возникший в непосредственной близости к любимому княжескому селу Берестову.

По сведениям Лаврентьевской летописи при пожаре 1124 г. пострадало около 600 («близь 6 сот») церквей на Горе и на Подоле. Такая цифра кажется почти невероятной для одного города, но надо иметь в виду, что в неё входят многочисленные монастырские и небольшие частные церкви, а также многочисленные престолы в приделах и т. д. Большинство князей, княгинь, бояр имели свои личные моленные – божницы. Количество церквей скорей всего носит преувеличенный характер, но количество церквей предположительно было больше сотни.

Киев после монголо-татарского нашествия.

В 1240 г. Киев был взят войсками Батыя. К тому времени город уже неоднократно завоевывался и разорялся в ходе междоусобных войн между русскими князьями. В 1169 г. город был взят Андреем Боголюбским. В 1203 г. Киев был захвачен и сожжён смоленским князем Рюриком Ростиславовичем. Также во время войн 1230-х годов город несколько раз осаждался и разорялся, переходя из рук в руки.

Главное ядро города (Гора и Подол) в это время находилось в сложившихся границах. После сооружения деревянного частокола Замковая гора превратилась в детинец города. При захвате ханом Батыем Киева, она была одним из оплотов сопротивления монголо-татарским войскам. У подножья горы в оборонном рву было найдено множество широкоперых стрел, используемых с времен Золотой Орды. Замковая гора в сер. XIII в. становится центром возрожденного города Основное количество жителей в то время сосредоточивалось на Подоле, здесь находились собор Успения Богородицы и городской торг.

Подол также не утратил своей территории. По-прежнему Киев активно торговал, в нем проживали ремесленники. В период позднего средневековья стал даже в какой-то мере синонимом Киева. В документах того времени его называют то «нижним городом», то «новым городом», то просто Киевподолом. Из трех известных по летописям подольских церквей две продолжали существовать и после 1240 г. Церковь Успения Богородицы Пирогощей стояла на торговище, она была городским собором, здесь хранился городской архив.

Борисоглебская церковь была опустошена в 1482 г., книги ее и среди них церковный помянник сожжены, а священник захвачен в плен, из которого он бежал через несколько дней и по памяти восстанавливал помянник. Но сама церковь после этого полностью так и не отстроилась. В начале XVII в. ее остатки были разобраны.

Древнекиевские каменные сооружения не были уничтожены в 1240 г. (кроме Десятинной церкви). Они разрушались в течение довольно длительного времени из-за отсутствия достаточных экономических ресурсов, средств, необходимых для поддержания существования любого памятника. Такие разрушения от ветхости либо каких-то строительных ошибок были нередки. Например, в 1105 г. «увалися верх святого Андрея» — церкви, заложенной лишь в 1086 г. князем Всеволодом Ярославичем.

Золотые ворота также не были разрушены ханом Батыем. Они оставались парадным въездом в Киев еще в середине XVII в. Время разрушения надвратной церкви Благовещенья остается невыясненным.

На протяжении всего XIII в. Киев продолжал оставаться и традиционным церковно-административным центром Руси, а следовательно, продолжал влиять на политическую и идеологическую жизнь страны. В Киеве посвящались епископы в различные княжества Руси. Так, в 1273 г. архимандрит Серапион был поставлен епископом Владимирским. В 1289 г. в Киев для посвящения в сан приезжал из Твери епископ Андрей. В 1288—1289 гг. в Софийском соборе митрополит Максим рукоположил епископов Иакова и Романа соответственно во Владимир и Ростов. Лишь в 1299 г. митрополит перенес свою кафедру во Владимир.

Читайте также:
Летчики герои Великой Отечественной войны 1941 1945, список

Основатели Киева: кем они были по национальности

Последнее столетие не утихают яростные споры – какой же народ стоял у истоков зарождения «матери городов русских». Чтобы составить собственное мнение, стоит изучить наиболее популярные версии.

Восточнославянская

Согласно Повести временных лет начала XII века Киев был основан тремя братьями-полянами Кием, Хоривой и Щеком и их сестрой Лыбедью. В Несторовой летописи читаем: «И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя старшего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
Впрочем, о происхождении самих полян, расселившихся по правому берегу среднего Днепра, ведутся не менее ожесточенные дискуссии. Одни (В. Седов, И. Русанов, Г. Матюшкин) включают полян в «дулебский племенной союз» наряду с древлянами, дреговичами и волынянами. Существует мнение, что поляне происходят от скифского племени палов. Не исключается и сарматское происхождение восточнославянских племен.

Скандинавская

Известный шведский историк-популяризатор, писатель и профессор истории в Лундском университете Дик Харрисон придерживается версии, что Киев был заложен много ранее (не в XII, а в V веке). И активное участие в основании и развитии города с V по X век принимали викинги, которые называли будущий Киев Кёнугардом.
После прихода к Днепру викинги и скандинавские купцы договорились с местными восточными славянами «дружно жить поживать» и радушно принимать ищущих лучшей доли скандинавов. В качестве примера тесных связей между двумя народами Дик Харрисон приводит годы жизни в Киеве норвежских королей Олафа Харальдссона и Харальда Сигурдссона (IX в.), а также брак дочери шведского короля Олафа Шётконунга с великим киевским князем Ярославом.
Историк напоминает, что в пользу его теории говорит и происхождение слова «русы». Русами, а вернее руденами, шведы традиционно называли выходцев из центральной Швеции. И сегодня по-фински Швеция звучит как Ruotsi, а по-эстонски – Rootsi. По этой версии получается, что часть основателей Киева действительно прибыла с территории современной Швеции, чтобы затем ассимилироваться с восточными славянами.

Хазарская

Версию о хазарском происхождении Киева разделял, в частности, российско-американский историк-евразиец Георгий Вернадский. Сторонники этой теории уверены, что в VII-X вв. территории к северу от Черного моря контролировались Хазарским каганатом, а земли полян входили в средневековое государство кочевого народа. Сами поляне платили хазарам дань (Б. Рыбаков), о чем упоминается в Повести временных лет.
Сам же Киев был не столицей «выдуманного государства полян Руси», а хазарской пограничной крепостью. Ее исконное название Куйава (Kuyawa) восходит не к имени мифического полянского князя Кия, а к Куйи – имени хазарского вазира, основателя крепости во второй половине IX века. Упоминание Киева как Куйава встречается в иностранных источниках X-XI века: Кioaba/Самватес – у византийского императора Константина XII Багрянородного в трактате «Об управлении Империей», Кuyaba – у арабского географа Абу аль-Истахри, Cuiewa – у немецкого хрониста епископа Мерзебургского.

Еврейская

Единственным источником, где Киев называется Самватес, является трактат Константина Багрянородного. Это название не только переводится с хазарского как «верхняя крепость» (от тюркского sam – верхний и bat – сильный), но и позволяет говорить об еврейском происхождении города.
Доводы в пользу этой гипотезы приводятся следующие. Во-первых, Самватес созвучно с Самбатион – рекой, которая в еврейской мифологии текла по краю земли в стране потерянных десяти Израильских колен. Во-вторых, Самбат звучит почти как Шаббат – седьмой день отдыха в иудаизме, в который Тора предписывает воздерживаться от работы. В-третьих, существует ряд топонимов: река Днепр в былинах называется Израй-река (предположительно, от Израиль), имя одного из основателей города Хорива восходит к ивритскому названию горы Синай (Хорев).

Армянская

Свои аргументы приводят сторонники армянского происхождения Киева. Они убеждены, что византийский нахарар (князь) армянского происхождения Смбат Багратуни в 585 году основал на Замковой горе крепость, названную Смбатас. Потомки Смбата Багратуни – Куар (Кий), Шек (Мелтей) и Хореан — возвели на соседних холмах новые крепости: Куар (Кий), Мелтей (Щековица) и Кореан (Кореван).
Четыре крепости: Смбатас, Куар, Мелтей, Кореван в дальнейшем объединились в город Киев. Армянская династия киевских князей просуществовала 300 лет (585-882 годы), пока потомки трех братьев Аскольд и Дир не были убиты варягами Рюриковичами.
Об армянах-основателях Киева упоминают историки VII-VIII вв. Себеос и Зеноб Глак. О кровном родстве между Куаром, Шеком и Хореаном, с одной стороны, и Рустем-Осколдом и Диром, говорит польский историк XV века Ян Длугош и такие исследователи, как А. Шахматов и М. Тихомиров. В частности, изучавший несохранившиеся летописи Ян Дуглаш пишет, что «после смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Скифская

Период развития Преднепровья (территорий, где позднее возник Киев) с VII по III в. до н.э. принято называть скифским. Археологические находки в древних поселениях, городищах и курганах позволили ученым весьма четко определить границы Скифии, в частности на севере современной Украины. Однако однозначно ответить на вопрос, населяли ли скифы Преднепровье и какую роль они сыграли в основании Киева, пока не получается.
Считается, что царские и кочевые скифы пришли и подчинили многие местные племена, в частности скифов-пахарей лесостепного Поднепровья и современной правобережной Украины. Существует теория, что этнически скифы-пахари были праславянами, но их культура претерпела сильное влияние ираноязычных скифов-кочевников. И это доказывают археологические находки, обнаруженные при раскопках Хотовского и Ходосовского городищ. Это и горшки с налепным валиком и сквозными, проколотыми шилом отверстиями – типичная посуда скифов-пахарей, и миски с черпаками с характерной петельчатой ручкой и налепным ободком, которые использовали для вина царские скифы, и типичные скифские наконечники стрел.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

История основания Киева: легенды и интересные факты

История основания столицы Украины Киева давно окутана легендами. Известно, что официально город основали в 482 году, однако первые небольшие поселения на территории современной Киевщины были еще 15-20 тысяч лет назад.

Читайте также:
Законы Хаммурапи ℹ️общая характеристика древнего кодекса, содержание статей и значение, основные положения, интересные факты о своде законов Вавилона

В одной из самых известных на сегодня легенд, которая описана в “Повести временных лет” рассказывается, что основателями Киева есть три брата из славянского племени полян – Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь. Сначала каждый брат основал свое укрепление на киевских горах. Однако согласно тогдашнему патриархальному строю, именно с самым старшим братом связывали все достижения. Поэтому князья решили объединиться: город на днепровских холмах назвали в честь старшего брата – Кия, а именами других ради чествования назвали горы и реку, которая протекала поблизости.

Впоследствии вокруг Киева образовали Полянское и Киевское княжества, объединяющие полян, древлян и северян. Сначала эти земли называли Русскими, а затем – Киевской Русью. Если вам интересны такие истории, то переходите по ссылке на учебник по истории Украины 7 класс О.В. Гисема и узнайте больше об основании других городов.

Что было до официального основания Киева

До официальной даты основания Киева на территории современного города были найдены и исследованы Кирилловская стоянка (25 тысячелетие до н. э.), Трипольская культура (4-3 тысячелетия до н. э.) и Зарубинецкая культура (II век до н. э.) . Если вам нужно ответить на сложные вопросы из своего учебника, то ищите правильные ответы в разделе “ГДЗ и решебники по истории Украины 7 класс”.

Поселение с древнейших времен до III ст. до н.э. на территории современной Киевщины называют докиевские. Во времена Великой Скифии на Старокиевской и Замковой горах, на Подоле, Оболони, Печерске жители выращивали хлеб, ухаживали скот, знали разные ремесла, торговали с греческими городами на Черном море.

В начале нашей эры здесь также активно кипела жизнь. Ученые находили клады римских монет, оборонительные валы, богатые могилы тех времен, что подтверждало, что на территории современного Киева заканчивались торговые пути с юга. Был определен возраст древнейших фортификационных укреплений на Старокиевской горе, которые датируются серединой I тысячелетия н. э. Если вам интересно узнать о других достопримечательностях, то читайте учебник по истории Украины за 5 класс В.С. Власова.

“Поляны же жили в те времена отдельно и властвовали родами своими. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, и сестра их – Лыбидь. Кий сидел на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щекавицей, а Хорив – на третьей горе, отчего и прозвана она Хоривицей. и построили они городок в честь своего старшего брата, и назвали его Киев. а вокруг города был лес и пуща большая, и ловили там зверей. и были мужи мудры и сообразительными, и назывались они полянами, от них в Киеве есть поляны и до сих пор”, – рассказывается в “Повести временных лет”.

Как говорится в летописи, Кий также ходил к греческому царю в Царьград (Византия), имя которого не сохранилось. Известно, что большие почести отдал ему царь, при котором он приходил. Вероятно, он выступал как союзник византийского императора, ведь они тогда часто нанимали антских князей, подкупая их деньгами или землей.

Когда Кий возвращался домой, то на Дунае понравились ему место, и построил он там маленький городок. Он хотел жить со своими братьями и сестрой, однако окружающие жители не дали ему этого сделать. Поэтому этот город прозвали Киевец, остатки которого сохранились до XI-XII вв. После этого Кий вернулся в Киев, где и умер. В этом же городе умерли его братья Щек и Хорив и сестра Лыбедь.

После смерти всех братьев права полян начали притеснять древляне и другие племена. Их нашли хазары, которые требовали платить им дань. Поляны посоветовались и с каждого дома дали хазарам по мечу.

“И понесли [это] хазары князю своему и старейшинам своим, и сказали им: “Вот, новую дань нашли мы”. А те спросили их: “Откуда?” И они сказали им: “В лесу на горах, над рекой Днепровской”. А те спросили: “Что они дали?” и они показали меч, и сказали старцы хазарские: “Нехорошая [это] дань, княже. Мы получили [ее] односторонним оружием, то есть саблями, а тех оружие обоюдоострое, то есть мечи. Они будут собирать дань и с нас, и с других земель”. И все это сбылось, [потому что] говорили они не по своей воле, а по Божьему повелению”.

В школе обычно проверяют знания на тему “Восточнославянские племена накануне образования государства”, где упоминается Кий, его братья и сестра. Чтобы знать точные ответы, вы сможете проверить себя сейчас благодаря ГДЗ по истории Украины 7 класс А.Е. Святокума, комплексная тетрадь для контроля знаний.

До принятия христианства славяне были язычниками. В основе этого верования лежало обожествление сил природы, животных и растений. На первый план выносили божества, которые олицетворяли силы природы, почитались также священные деревья и дикие звери. Дубы во времена язычества сохранялись нетронутыми. Установка челюсти дикого кабана в ствол способствовала отношению к дубу как к священному предмету.

Для славян важными были капища, святилища, где стояли выполнены из разного материала изображения языческих богов. Такие культовые сооружения найдены в Киеве, Чернигове, Новгороде. Однако одним наличием культовых сооружений не ограничивалось. Следили за соблюдением всех обычаев, обрядов волхвы, колдуны, ведуны. О них упоминается в “Повести временных лет”, когда описывается смерть князя Олега Вещего. Колдун предсказал князю смерть от собственного коня. Однако животное умерло, а Олег остался жив. Тогда князь обвинил колдунов во лжи. Однако пророчество все же сбылось: Олег умер от укуса змеи, которая выползла из черепа его коня.

Один из древнейших районов Киева Подол был главным торговым центром города. Здесь находились каменные соборы, дворы торговцев и вечевая площадь. Названия улиц – Щекавицкая, Хорива, Борисоглебская, Игоревская, Братская, Волошская, подтверждают давность этого района. Во времена Киевской Руси Подол был разделен на кварталы: Гончары, Дегтяри, Кожемяки, Торжище, а река Почайна, которая омывала этот район, была одной из трасс пути “из варяг в греки”. Подробнее об этом важном торговом пути вы сможете найти в любом учебном пособии в разделе “Учебники по истории Украины 7 класс”.

На Подоле были найдены остатки мастерских, в которых работали ремесленники 60 различных специальностей. Однако наиболее популярной отраслью было кузнечное и художественное ремесло. На Подол постоянно прибывали купцы и некоторые даже временно селились там. Например, у Торжища находился двор новгородских купцов, которые построили церковь Святого Михаила – Новгородскую колокольню, а купцы из Турова – Туровскую колокольню. На Подоле не сохранились сооружения древних времен, однако их можно увидеть на Старокиевской горе, где было основано “град Кия”.

Читайте также:
СНГ (содружество независимых государств), список стран и их столиц в составе СНГ, какие соглашения были заключены, штаб-квартира, структура, дата создания, высший орган

Владимир Великий, князь Киевской Руси, в интересах языческой элиты ввел языческий пантеон богов. На месте старого капища, где стояло подобие Перуна, появились 7 разноплеменных богов: Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь и Велес.

Однако впоследствии Владимир сделал вывод, что государству нужна новая вера. Поэтому он решил принять христианство и окрестить русичей. Крещение состоялось во времена затруднительного положения Византии, в то время считалась могущественным государством. Тогда византийский император обратился в Киев с просьбой о военной помощи. Главными условиями, по которым Киев соглашался помочь Византии, были брак Владимира с сестрой императора Анной и содействие крещению населения Киевского государства.

После принятия христианства в 988 году Киев загудел другой жизнью – городской. На месте языческих капищ строили церкви, что символизировало победу христианской религии. А главным сооружением Киева в Х в. считалась Десятинная церковь (Святой Богородицы). Первый каменный храм получил такое название, потому что на его содержание князь Владимир Великий выделил десятую часть доходов своих владений. Его стены покрывала фреска и мозаика, а внутри можно было увидеть драгоценные кресты, иконы, которые Владимир вывез из Корсуни (Херсонеса). В 1240 году церковь разрушили монголо-татары.

После смерти князя Владимира между его сыновьями началась борьба за Киевский престол. Его унаследовал старший сын Святополк, который побоялся соперничества и приказал убить своих младших братьев Бориса и Глеба, которые княжили в северных городах Ростове и Муроме, а затем и третьего брата – Святослава. Князья Борис и Глеб жили по-христиански и не имели никаких намерений конкурировать со Святополком. Их похоронили в церкви святого Василия в Вышгороде в 1026 году.

Против Святополка пошел походом князь Ярослав, что княжил в Новгороде. Тогда победил князь Ярослав, а Святополка выгнали из Руси за его преступления. После этого три года продолжалась борьба за власть между Ярославом и Мстиславом, но потом они помирились и разделили между собой Русь. В 1036 г. князь Мстислав умер, и Ярослав вновь стал единственным обладателем Киевской Руси.

Уже в XI в. Киев стал крупнейшим городом Европы, где проживало 50-150 тысяч человек, хотя в то время Рим, Лондон и Париж имели по 20 000 населения. Уступал Киев тогда только Константинополю. Варяги удивлялись большому количеству крепостей, поэтому назвали современную территорию Украины “страной городов”.

Понравилось читать об истории Украины, в частности, Киева? Тогда не останавливайтесь на начатом! О прошлом своей страны вы сможете узнавать и в видеоформате благодаря разделу “Онлайн уроки за 7 класс по истории Украины”. Слушайте о Галицко-Волынском государстве при преемниках Даниила Романовича и его культуре, Чернобыле и многое другое.

История России до 1917 года

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

КИЕВ, «мать городов русских». Первая столица Русского государства, его название связывают с именем Кия (см.: Кий, Щек и Хорив), легендарного основателя города. По археологическим данным, поселения на территории Киева существовали уже в позднепалеолитический период. Киев основан в VI—VII вв. н. э. как центр восточнославянского племени полян. Впервые Киев упоминается в русских летописях под 860 в связи с походом Руси на Византию. В «Повести временных лет» под 862 помещена легенда, связывающая происхождение названия «Киев» с именем Кия. Возвышению Киева как политического, культурного и торгового центра Киевской Руси способствовало его географическое положение. Через Киев проходили важнейшие торговые пути — «из варяг в греки», из Европы в Азию, в Польшу, в Царьград (Константинополь), на Дон, на Муром, в Новгород. В IX — н. XII в. Киев — центр Киевской Руси, место, где подвизались великие русские святые Антоний и Феодосий и сонм других печерских подвижников. Высокого развития в Киеве достигли ремесло, письменность, архитектура, живопись. В сер. XI в. в Киеве построены выдающиеся памятники древнерусского зодчества: Софийский собор, Киево-Печерская лавра. В 1037 при Софии Киевской основана первая на Руси библиотека; в X—XI вв. появились первые школы. В Киеве был создан первый древнерусский кодекс законов Русская Правда.

Софийский Собор, возведенный по приказу киевского князя Ярослава Мудрого константинопольскими мастерами в 1037—1045 гг.

С раздроблением Киевской Руси на ряд удельных княжеств, усилившимся в XII в. и приведшим к упадку древнерусского государства, Киев утратил значение политического центра Древней Руси. Во 2-й пол. XII в. Киев стал центром Киевского удельного княжества. В дек. 1240 Киев после упорной обороны, возглавлявшейся воеводой Галицко-Волынского кн. Даниила Романовича Дмитрием, был захвачен и разрушен монголо-татарскими завоевателями. С 1240 Киевское княжество было в вассальной зависимости от Золотой Орды. Ок. 1362 Киев захватил литовский кн. Ольгерд, передавший Киевское княжество в удельное владение своему сыну Владимиру. Во 2-й пол. XIV—XV в. население Киева вело борьбу как против литовских захватчиков, так и против татарских набегов. В 1399 Киев выдержал осаду татарского войска, в 1416 татарский хан Едигей, захвативший город, не сумел взять княжеский замок, оборонявшийся населением. Окончательная ликвидация удельного княжества литовским правительством (1470) вызвала восстание в городе против литовского наместника Гаштовта в н. 1471. С 1471 Киев стал центром Киевского воеводства Литовского государства. В 1482 Киев был захвачен и разграблен войсками татарского хана Менгли-Гирея. Но вскоре город был восстановлен. В 1494—97 литовское правительство, стремясь привлечь на свою сторону зажиточные слои населения Киева, ввело городское магдебургское право. Оживление экономической жизни вызвало рост населения Киева, составлявшего к к. XVI в. ок. 7 тыс. чел., в 1-й четв. XVII в. — до 15 тыс. После заключения Польшей и Литовским государством Люблинской унии 1569 Киев был захвачен Польшей. В к. XVI — 1-й пол. XVII в. население Киева активно выступало против оккупантов, которые были изгнаны из города в 1648 крестьянским казацким войском во главе с Богданом Хмельницким. 16 янв. 1654 население Киева торжественно встретило русских послов и принесло присягу на верность России. С 1654 Киев стал центром Киевского воеводства, входившего в состав России (с 1708 — Киевской губернии, с 1781 — Киевского наместничества, с 1797 — Киевской губернии). «Мать городов русских» снова стала одним из главных духовных и культурных центров Русского государства, местом поклонения общероссийским святым — печерским чудотворцам.

Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000—20 000 лет назад.

Вид на Софийскую площадь

Для периода бронзового века территориям юго-западной части характерна белогрудовская культура. Период энеолита (медный век) и неолита представлен трипольской культурой, памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4 500 — 3 500), средний (3 500—2750) и поздний (2 750 — 2 000 гг. до н. э.).

Читайте также:
Распад Османской империи история создания мусульманского государства

Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тыс. до н. э. — первой половины I тыс. н. э.

Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II—III вв. — рубеже IV—V вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке.

Существует легенда, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. Согласно археологическим исследованиям, первое городское поселение на территории Подола появилось не ранее 880-х гг. Согласно традиционной точке зрения, с 882 г. Киев являлся столицей Киевской Руси. Самые ранние упоминания города, в трактате «Об управлении империей» Константина Багрянородного и в Киевском письме еврейской общины, свидетельствуют, что в начале X века Киев был пограничной крепостью Хазарии на границе с Леведией (протовенгерским образованием на территории Украины). Константин именует эту крепость «Самбат», что означает «верхние укрепления» на тюркских языках (вероятно, и хазарском). Результаты некоторых археологических раскопок дают основание считать, что уже в VI—VII вв. поселения на правом берегу Днепра можно считать городскими. Эта концепция, подкреплённая празднованием в 1982 г. 1500-летия Киева, рассматривалась как общепринятая. Однако в противоположность «юбилейной концепции» часть историков и археологов считает, как и прежде, что образование Киева как города проходило в VIII—Х веках. Только в конце этого периода отдельные поселения слились в единое поселение городского характера

Киевское метро, на станции «Почтовая площадь»

В Киевской Руси владение Киевским великокняжеским столом обеспечивало князю старейшинство в Руси и после её распада на отдельные княжества. В 1240 г. разрушен монголо-татарами. С 1362 находится в составеВеликого Княжества Литовского и Речи Посполитой; после Люблинской унии 1569 Киевщина входила в состав не ВКЛ, а польских коронных земель.

С 1654 года (Переяславская рада) Киев в составе Российского государства; в отличие от остальной Левобережной Украины, Киев был уступлен Польшей первоначально временно, затем, по «Вечному миру» 1686 года с Речью Посполитой — постоянно; с 1721 в составе Российской империи, центр Киевской губернии. С января 1918 до апреля 1919 г. — столица независимой Украины (Центральная Рада, Гетманщина Скоропадского,Директория Петлюры). В то же самое время, с 1918 г., столицей советской Украинской ССР являлся Харьков. В 1934 г. в Киев из Харькова по решению Совнаркома Украины перенесена столица Украинской ССР. Во времяВеликой Отечественной войны Киев был оккупирован немцами с 19 сентября 1941 по 6 ноября 1943. В августе — сентябре 1941 г. в районе Киева произошло одно из крупнейших сражений начального периода Великой Отечественной Войны, известное в мировой историографии как битва за Киев 1941.

За героизм, проявленый во время обороны, Киеву было присвоено звание города-героя (Указ Верховного Совета СССР от 21 июня 1961; утверждено Президиумом Верховного Совета СССР, 8 мая 1965). С декабря 1991Киев — столица независимого государства Украина.

История Киева. Киев руський

Главным героем нового проекта Виктора Киркевича снова стал Киев. На этот раз автор решил поделиться с читателями собственным видением истории любимого города, причем в самые разные эпохи, начиная с древнейшего периода и заканчивая Новым временем. Первая книга проекта «История Киева» называется «Киев руський». В ней речь идет о начале нашей истории, о восточных славянах и их соседях (хазарах, печенегах, германцах), о том, какие племена жили на территории нашей страны в далекой древности, кто и когда основал Киев – «матерь городов руських». Автор, отстаивая свою точку зрения, не только по-новому интерпретирует известные исторические факты, но и знакомит читателя с малоизвестными, порой весьма экзотическими, теориями о происхождении Руси. И этот свежий, хотя и неоднозначный взгляд на историю Киева и Киевской Руси безусловно побуждает к самостоятельному поиску истины и заставляет задуматься о вечных вопросах: «Кто мы?», «Откуда пришли?», «Куда идем?».

Оглавление

  • История Киева. От мифов к реальности
  • Происхождение славян
  • Кем был покоритель Рима?
  • Исследователи слова «рус» – не сдавайтесь!
  • Откуда пошла Русь. Кельтское происхождение Киевской Руси из Франции
  • Воздвижение креста Апостолом Андреем
  • Как и когда был основан Киев?
  • Киев основан хазарами?!
  • Формирование Древнеруського государства

Из серии: История Киева

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История Киева. Киев руський предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Как и когда был основан Киев?

Разобравшись с племенами, жившими на наших землях, перейдем к главному вопросу — основанию Киева, ставшему политическим центром и главной крепостью полянского союза племен. В начале уточним, стал ли Киев сразу центром славянской, Надднепрянской Руси. Увы, ничего определенного, как и по другим ключевым вопросам ранней истории города, сказать нельзя. Но важно, что Киев возник и формировался на границе трех больших «племенных» группировок: древлянской, сиверянской и полянской. Почему именно тут возник центр региона? Среднее Приднепровье экономически и политически было достаточно развитым для того времени регионом. К тому же оно было территорией взаимных контактов и влияния всевозможных культур. Немаловажно и то, что киевские князья получили возможность контролировать речные пути по Днепру, Припяти, Десне, Сожу, Сейму, Березине, Тетереву, Горыни. Киев становится важным центром на пути «из варяг в греки». Здесь сформировалась «Изначальная Русь» — могучий полянский союз племен. В VIII–IX вв. государственное объединение стало федерацией нескольких союзов племен, в частности полян, северян, возможно, уличей (они тогда проживали в Среднем Приднепровье). Эти племена составляли Полянский союз, тождественный Антскому. Хотя нужно заметить, что «анты» не были самоназванием славян, они, скорее всего, называли себя полянами. Распад союза вызван самостоятельным путем развития каждого племени. Этот первый этап создания Руси отражен в «Повести…»: «Поляне, яже ныне зовемая Русь». Но нужно отметить, что это было объединение нескольких племен, которые академик Б. Рыбаков удачно назвал «союз союзов племен».

Первые поселения на территории современного Киева появились еще в период палеолита. Следы первобытных людей обнаружены и описаны археологами (Кирилловская стоянка, Протасов Яр и др.). Но в силу обстоятельств жизнь в Среднем Приднепровье временами прекращала свое существование. А все стоянки к будущему городу не имеют никакого отношения, кроме тех, что находились на территории Киева.

Самое старое славянское поселение на территории нынешнего города возникло на рубеже новой эры. Археологи относят его к Зарубинецкой культуре, которую, после долгих ученых споров, окончательно признали славянской. Находки зафиксированы на Старокиевской и Замковой горах, в районе Львовской площади и на Подоле. Безусловно, перечисленные поселения, еще нельзя считать городом Киевом — они создавали «протокиевское ядро». Процесс формирования древнеруських городов только начинался и закончился лишь в конце I тыс. Об этом свидетельствуют археологические находки, в частности клады с монетами.

Читайте также:
Казанское ханство - откуда появилось и как вошло в состав Руси

Типичное славянское городище на берегу реки (макет)

Трудно понять, какие именно давние поселения Приднепровья отразились в современных письменных источниках. Ряд исследователей пытались связать с Киевом один из приднепровских городов, названный в «Географии» Птолемея — Метрополем. Уж очень похоже на «Мать городов». Но эта популярная гипотеза не имеет основания, потому что Птолемей имел в виду город возле Ольвии. Еще более безосновательной является отожествление с Данпарстадом, столицей готов, резиденцией короля Германариха. Этот город нужно искать где-то в районе современного Запорожья.

В 1910 г. исследователь фундаментов Десятинной церкви археолог Д. Милеев нашел остатки рва глубиной до 3 м и частокола. Площадь, которую ров защищал, оказалась старейшим Киевским городищем, первым детинцем города. Было доказано, что оно датируется серединой I тыс. Сооружение первого Киевского городища имело громадное значение, так как подтвердило наличие тут ремесленников и торговцев. Основное богатство крестьянина — земля — не требовало городищ, тут, скорее, подходили Змиевы валы — защита полей. Для феодала, ремесленника и купца необходима была крепость-городище для охраны его жизни и имущества. Поэтому все средневековые города имеют хорошо укрепленный замок, детинец, кремль. Строительство первого городища оказало большое влияние на дальнейшую судьбу «протокиевского гнезда», способствовало концентрации тут ремесла и торговли.

Возьмем традиционную версию создания городища, запечатленную во многих произведениях монументального искусства — от панно до памятников. Летопись Нестора: «И быша братья: единому имя Кий, а другому Щек, а третьему Хорив, и сестра ихЛыбедь. Седяше Кий на горе, где же ныне узвоз Боричев, а Щек седяше на горе, где ныне зовется Щекавица, а Хорив на третьей горе, от него же прозвалась Хоревица. И сотвориша град во имя брата их старейшего, и нарекоша имя ему Киевъ. Бяше около града лес и бор велик, и бяху ловяща зверь, бяху мужи мудри и смыслени, нарицахуся поляне, от них же есть поляне в Киеве и до сего дне».

Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь. Худ. И. С. Ижакевич

К этому рассказу в течение столетий отношение менялось от безоговорочного принятия до такого же отрицания. Споры утихли после обнаружения остатков вала. Археологические исследования подтвердили, что в конце V в. уже существовали укрепленные поселения на Старокиевской горе и других центральных местах Киева. Они относятся к памятникам Пражской культуры. Анализ письменных источников позволил ученым признать историчность личности Кия, хотя его братья и сестра считаются выдуманными или, по крайней мере, второстепенными персонажами. Нестор далее полемизирует с новгородскими летописцами о Кие — перевозчик он или князь? К этому будет не лишним добавить сообщение византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского об антском вожде Хильбудии, служившем византийскому императору, вероятно, Юстиниану. Поэтому основателя Киева можно считать вполне реальной исторической личностью — предводителем восточнославянского племени полян с непростой и колоритной биографией. Попытаемся хоть как-то восстановить хронологию его жизни. Считается, что Кий жил в конце V — первой трети VI в., а его образ вполне исторически обоснован. К сожалению, в «Повести…» сообщение об основании Киева помещено в недатированной части, что затрудняет определение точного времени. Но вереница событий, помещенных после сведений об основании города, помогают датировать данное событие. Это приход болгар на Нижний Дунай (середина VII в.), появление белых угров в Европе (около 640 г.), завершение борьбы славян с аварами. Имя императора Ираклия названо в летописи в этот период в связи со славяно-аварскими столкновениями.

Одну из возможных разгадок приведенной топонимики дает Библия, в частности сюжет встречи Моисея с Богом, вручающим ему Завет. Эта встреча произошла на горе Хорив, которая венчает горный массив Синая, причем Бог для доказательства своей силы превратил посох (кий) Моисея в змия (щек) и наоборот. Можно допустить, что мифологической метафорой этой встречи и ее номинативного ряда — «Хорив», «Кий» (посох, жезл), «Щек» (змий) — стали исторические названия киевских гор, что усиливает святость города. С определенной долей фантазии эту троичность можно связать с тризубом — гербом нашей страны.

Довольно подробный, со многими общими деталями, вариант киевской легенды находим в произведении армянского историка Зеноба Глака (Иоанна Мамиконяна) «История Тарона». Современная наука датирует этот текст VIII в., но если он переписан в Армении в это время, то событие произошло значительно раньше. Очевидно, деятельность Кия приходится на конец славяно-аварских войн, когда он просил помощи у византийского императора. Это могло произойти только после 568 г., когда анты и византийцы единым фронтом выступали против аварской экспансии. Об этих союзных действиях узнаем у Феофилакта Симокатта и Феофана. Предположим, что Кий посетил Царьград, может быть, в связи со службой, и в благодарность император Ираклий оказал ему высокую честь. Окончательно уточнить время и условия политической деятельности легендарного полянского правителя помогают византийские источники. В первую очередь интригующая история Кувера или Куврата (Хорвата) — славянского князя, из области Срем (Сурмий, современная Хорватия). Этот князь, по происхождению хорват, поднял восстание против аварского кагана. Он был личным другом императора Ираклия, с которым они учились в Константинополе. Кувер построил на Дунае «город», так называемый «Керамисов лагерь», но не смог удержаться в нем. Что было дальше, сведений нет, византийские хронисты о нем не пишут. Имеются все основания предположить, что Кувер и Кий одно лицо, поэтому имеем точную дату восстания против аваров — 635 г., а отход Кия в Среднюю Надднепрянщину и строительство первого киевского городища можно датировать концом 30-х годов VII в.

Академик Б. А. Рыбаков

Скорее оправданным, чем обоснованным, стало предложение П. П. Толочко, по подсказке Б. Рыбакова, отпраздновать круглый юбилей основания Киева при нашей жизни, что пришлось по душе партийному руководству Украины. В то время не по годам амбициозный ученый выбрал дату празднования юбилея Киева — 1982 г., и это было не случайно. Год основания города, именно города, а не просто Киева, должен быть — 480, тогда, по существующей терминологии ноль в конце свидетельствовал о приблизительной дате, но 1980 год был годом Олимпийских игр в Москве. Совмещение этих празднеств уменьшило бы торжественность мероприятия. Можно было назвать годом основания города 485-й, но, как выразился Петр Петрович на встрече в Клубе киевоведов в 1979 г.: «Долго было ждать». Поэтому и был выбран 482 г., где последняя, не круглая, цифра как бы указывала на точность определения, то есть не был определен лишь месяц…

Происхождение Киева и княжеские династии давно интересовали неравнодушных к истории людей. Суждения этих любителей часто не совпадали с мнениями, а еще более, с догмами ученых. Так как задача моего компилятивного труда — заинтересовать, возбудить желание публики читать, приведу мнения не ученых, а фантазеров-писателей. Их предположения основаны на отдельных научных фактах, выдернутых из серьезных исторических книг. «В лета 1972» по Киеву прошел гром, нет, скорее, «Бич Божий» — вышел роман Ивана Билыка «Меч Арея», где рассказывается о киевском князе Богдане Гатыле — так автор переименовал вождя гуннов Аттилу. Тем самым он «переселил» к нам этого вождя варваров из Хунгари (Венгрии). Но книга моя не о генезисе гуннов, хотя не исключено, что к этому процессу был причастен и Киев. Дам слово И. Билыку. Предисловие к книге вызвало неоднозначную реакцию, сразу сделавшую роман бестселлером. Вся научно-историческая верхушка, проникнутая партийным духом, кипела и шипела… Книга попала под «цековское» постановление, в котором «рубили» литератора, а с ним незаурядных историков Е. Апанович, М. Брайчевского… Итак, цитирую автора в переводе: «Мнения о том, что гунны издавна жили на наших землях, придерживались и ученые поздних времен. Вслед за Птолемеем, который писал, что гунны (хойны) живут на левом берегу Днепра, вслед за Аммианом и Марцианом Гераклийским такой же точки зрения придерживается и Адам Бременский, северонемецкий хронист второй половины ХI в.: столица Гунигарда называется у него Хивен. И если это название кажется нам сомнительным, то обратимся непосредственно к преемнику и земляку Адама Бременского — Гельмольду. Этот историк, который жил в середине ХII в., в своем фундаментальном труде «Хроника славян» неоднократно повторяет, что все славянские земли, которые лежат на восток от Дании и славятся большими богатствами, датчане называли когда-то Остроградом, а теперь, в его время, называют также Гуни — из-за того, что их население состояло из гуннов. Там размещает он и гуннский метрополис (столицу), который называется Хуе. По его словам, земля гуннов начинается сразу же за Эльбой. Ученый, которого никак не назовешь славянофилом — напротив, в немецкой экспансии на восток он был одним из ее идеологов,все эти земли отдает гуннам. И это в то время, когда, если верить некоторым историкам, гуннов уже давно на свете не было, а их остатки уже несколько столетий ассимилировались с венграми. Из этого следует, что так называемые гунны — народ испокон веков европейский и ниоткуда, тем более с Северного Китая, не пришел. Но тут возникает что-то новое. Говоря про Гуниг, Гельмольд нисколько не сомневается, что это страна, по сути, славянская, и даже в свое время, в середине ХII в., в период наибольшего расцвета Киевской Руси, могущественнейшей среди всех европейских государств, называет «метрополисом» славянского мира Хуе. Что это на самом деле Киев, находим подтверждение у других ранних и поздних авторов. Ф. Гаген, например, в своих примечаниях к первому немецкому изданию «Песни о Нибелунгах» говорит, что Киев, тот самый, что, по Гельмольду, называется Хуе, в сагах «Киенуборг в Канугарде» варяги называли Самбатом, то есть сборным пунктом для кораблей на Днепре (по-немецки Sammelplatz der Boote, сокращенно Sambot). Этот Самбат не вызывает никаких сомнений. Кажется, все историки уже давно согласились, что это Киев. Странно, почему, согласившись с одним, они пропускают другие утверждения этого самого автора: что и Киенуборг, и все подобные ему названия — это не выдумки и не химера, а Киев».

Читайте также:
Опричнина Ивана Грозного - определение, учреждение, предпосылки

Атилла. Худ. Э. Делакруа

Кроме Билыка, Аттила заинтересовал Александра Вельтмана, выпустившего в 1858 г. отдельным изданием свою книгу «Аттила и Русь IV–V веков», где автор пишет: «Почувствовав восхищение таким историческим деятелем, как Аттила, мы все-таки преклоняемся перед ним. Не как перед сыном степных улусов, а как перед великим русским князем…» Пересказывать книгу нет резона, так как ее переиздали в «Хронике 2000» в 1996 г., в переводе И. Билыка. Но названия глав весьма красноречивы: «V. Великокняжеский род властелинов киянских или киевских» и «VI. Аттила, великий князь Киевский и всея Руси самодержец».

Можно было «пощеголять» именами киевских князей, заимствованных у этнического шведа Вельтмана, но боюсь запутать читателя. А он толком и не знает, как и я сам, когда же был по-настоящему основан Киев. И кто были те князья, усердно изображаемые всяческими ремесленниками на всевозможной рекламной продукции и ваятелями монументальных панно на зданиях.

Еще в Указе Совета Министров СССР о праздновании 1500-летия Киева подчеркивалось очень важное определение именно города Киева. Как мы уже говорили, в древности это понятие отождествлялось с замком как основополагающим началом. В Древней Руси не употреблялось современное понятие «замок», а вместо этого применялись слова «двор» и «град». В первом случае средоточие частного хозяйства (крестьянского, купеческого, княжеского, феодального). Специфика термина не выявляет социальной, классовой функции явления. Но в источниках в первую очередь определяют феодальные усадьбы, расположенные на территории города или тесно связанные с ним. А вот «град» имеет функциональный специфический характер. Град — это огороженное, укрепленное место, поселение, усадьба. В начальный период Киевской Руси существовали исключительно феодальные грады. Общинные поселения не ограждались, крестьяне свои дворы не укрепляли, не было смысла. Процесс формирования городов только-только завершился, городские коммуны были еще слишком слабыми для осуществления фортификационного строительства собственными силами. Так что городские «грады», о которых говорится в летописях, являются детинцами, или кремлями, то есть укреплениями, построенными феодальной властью, часто исполнявшими административно-политические функции. Эквивалент древнеруських градов — городища. Самое старое из них — городище Кия. Но уже в IX в. вся территория Руси покрывается небольшими укреплениями, каждое из них является усадьбой феодала — его резиденцией и центром землевладения. Они размещались на высоких холмах или мысах, для удобства обороны удачно использовались природные условия. Усадьбы повторяли форму возвышенности, имели небольшие размеры и были окружены рвом и валом с небольшим частоколом. Именно о таких городищах писал хронист, упоминая древлянские грады. Недаром скандинавские викинги, появившиеся тогда на Руси, называли ее «Гардарикой», «страной градов», и в данном случае это не города, а замки. По свидетельству Баварского Анонима (писал в 866–890 гг.), только уличи имели 318 градов, бужане — 230, волыняне — 70. Густота размещения феодальных городищ позволяет говорить о средних размерах имений — приблизительно 100 км 2 родового феода. Поэтому на одной горе Кий, на другой — Щек, а на третьей — Хорив.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: