Органы местного самоуправления – виды, полномочия, структура

Органы местного самоуправления: основные полномочия

Одной из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации является местное самоуправление. Его гарантии закреплены в Конституции РФ.

«В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона.

Кроме того, вопросам местного самоуправления посвящена отдельная, 8 глава Конституции РФ. В ней, в частности, приписывается, что «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Поправками в Конституцию, поддержанными россиянами в ходе общероссийского голосования, также уточняется, что местное самоуправление наряду с органами государственной власти входит в единую систему публичной власти в РФ, они «осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Основополагающими элементами местного самоуправления являются его самобытность и самостоятельность в решении вопросов местного значения, под которыми понимается финансово-экономическая и организационная обособленность муниципальных образований, закрепление в законодательстве предметов ведения и полномочий местного самоуправления.

Полномочия органов МСУ, в свою очередь, прописаны в Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.

К таким полномочиям, в частности, относятся:

— создание муниципальных предприятий и учреждений и осуществление их финансового обеспечения;

— установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями;

— организация тепло- и водоснабжения, водоотведения;

— организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

— утверждение генеральных планов городского округа, городского поселения, правил землепользования и застройки;

— дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения;

— присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети;

— создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением;

— создание условий для обеспечения жителей поселения, городского округа, внутригородского района услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

— подготовка, материально-техническое обеспечение и проведение местных выборов и референдумов;

— разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры;

— утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд;

— утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов;

— участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципальных образований;

— организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района, городского округа;

— выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

— обеспечение проживающих в городском округе, городском поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями;

— сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, городского округа;

— создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, муниципального района, городского округа, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения.

И многие другие. Подробнее о полномочиях органов местного самоуправления вы можете узнать на сайте профильного Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления – виды, полномочия, структура

Вопрос: Как должна формироваться местная администрация, и ка­кими полномочиями она обладает?

Ответ: Местная администрация представляет собой исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом она наделяется полномочиями по решению во­просов местного значения и переданных муниципальному образованию государственных полномочий. Обязательность наличия местной адми­нистрации предусмотрена Федеральным законом. Наличие местной ад­министрации должно быть предусмотрено также и уставом муници­пального образования. В уставе должна быть закреплена и компетенция местной администрации.

Читайте также:
Государственные символы России - герб, описание флага РФ и обозначение

Часть 8 статьи 37 Федерального закона определяет, что структура местной администрации утверждается представительным органом му­ниципального образования по представлению главы местной админист­рации.

Глава местной администрации руководит ее работой на принци­пах единоначалия. Именно этим исполнительный орган муниципально­го образования принципиально отличается от исполнительных органов государственной власти, которые, согласно общему правилу, должны принимать свои решения коллегиально.

При подготовке структуры местной администрации нужно исхо­дить из задач, которые должна решать администрация и которые долж­ны содержаться в уставе муниципального образования, учитывая при этом возможность образования отраслевых (функциональных) и терри­ториальных органов местной администрации.

Руководители структурных подразделений местной администра­ции вправе издавать собственные правовые акты в форме приказов. Правда, для этого необходимо, чтобы полномочия указанных руководи­телей были зафиксированы в уставе муниципального образования.

Основные полномочия местной администрации носят исполни­тельный характер, так как касаются практически всех вопросов жизне­деятельности муниципального образования, в том числе исполнения бюджета, создания муниципальных предприятий и учреждений, участия в создании хозяйственных обществ, организации исполнительной рабо­ты по решению вопросов местного значения. При этом необходимо иметь в виду, что далеко не всю работу по решению вопросов местного значения администрация обязана вести сама. Значительная ее часть мо­жет выполняться организациями, созданными в виде муниципальных предприятий или учреждений, часть работы может проводиться на ос­нове гражданско-правовых договоров, заключаемых главой местной администрации с коммерческими организациями. К примеру, вопросы организации энергоснабжения без заключения такого договора своими силами ни одно муниципальное образование, за редким исключением, не решит.

Местная администрация самостоятельно планирует организацию своей деятельности, что оформляется правовыми актами главы местной администрации.

Избирательная комиссия муниципального образования формиру­ется для подготовки и проведения муниципальных выборов и местных референдумов, проходящих в муниципальных образованиях.

Избирательная комиссия муниципального образования формиру­ется сроком на 4 года представительным органом местного самоуправ­ления. Ее численность устанавливается уставом муниципального обра­зования. Порядок формирования избирательной комиссии достаточно жестко урегулирован нормами Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерацию». Правом пред­ставлять кандидатов в состав избирательной комиссии обладают поли­тические партии, выдвинувшие кандидатов и допущенные к распреде­лению мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Рос­сийской Федерации и законодательном органе субъекта Российской Федерации. А в случае формирования представительного органа муни­ципального образования по пропорциональной системе и в таком орга­не. Помимо указанных структур, представительный орган обязан назна­чить не менее 2 представителей, внесенных избирательной комиссией субъекта Российской Федерации. Кроме указанных выше лиц, правом представлять кандидатуры пользуются собрания избирателей по месту жительства, учебы, работы, службы, а также избирательная комиссия муниципального образования предыдущего состава. Назначать состав избирательной комиссии должен представительный орган муниципаль­ного образования.

Избирательная комиссия муниципального образования обладает широкими полномочиями при проведении выборов и местных референ­думов. Полный перечень полномочий муниципальной избирательной комиссии обычно определяется законом субъекта Российской Федера­ции о соответствующем виде выборов, при этом общие полномочия закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации» (пункт К) статьи 24).

Согласно этому закону муниципальная избирательная комиссия осуществляет следующие мероприятия.

I . На территории муниципального образования:

1) контроль за соблюдением избирательных прав и права на уча­стие в референдуме граждан Российской Федерации;

2) меры по обеспечению при проведении выборов в органы мест­ного самоуправления, местного референдума соблюдения единого по­рядка распределения эфирного времени и печатной площади между за­регистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации, ме­жду инициативной группой по проведению референдума и иными груп­пами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

3) меры по обеспечению при проведении выборов в органы мест­ного самоуправления, местного референдума соблюдения единого по­рядка установления итогов голосования, определения результатов вы­боров, референдумов;

4) меры по обеспечению при проведении выборов в органы мест­ного самоуправления, местного референдума соблюдения единого по­рядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, рефе­рендумов;

5) меры по организации финансирования подготовки и проведе­ния выборов в органы местного самоуправления, местных референду­мов.

II . Комиссия обеспечивает издание необходимой печатной про­дукции.

III . Комиссия распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного са­моуправления, местного референдума, контролирует целевое использо­вание указанных средств.

Читайте также:
Антиглобализм - возникновения движения, суть, цели и взгляды

IV . Комиссия рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указан­ным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

V . Комиссия оказывает правовую, методическую, организацион­но-техническую помощь нижестоящим комиссиям; заслушивает сооб­щения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референ­дума.

Кроме того, избирательная комиссия имеет право на составление протоколов о совершении административных правонарушений, преду­смотренных главой 5 Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях.

Государственное и муниципальное управление: конспект лекций.

13.1. Органы местного самоуправления: понятие, виды, общая характеристика.

Под органами местного самоуправления, как правило, понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Это органы местных саморегулируемых территориальных сообществ, муниципальных образований, которыми они формируются и перед которыми несут ответственность за надлежащее исполнение своих полномочий. Органы местного самоуправления обладают следующими особенностями:

1) не входят в систему органов государственной власти (в соответствии со ст. 12 Конституции);

2) в случае наделения их отдельными государственными полномочиями они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность в данном случае будет находиться под контролем государства (в соответствии со ст. 132 Конституции).

Статья 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) четко определяет структуру органов местного самоуправления, включая в нее следующие элементы: 1) представительный орган муниципального образования; 2) глава муниципального образования; 3) местная администрация; 4) контрольный орган муниципального образования; 5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Причем наличие первых трех элементов в системе органов местного самоуправления является обязательным.

В системе муниципальных органов власти особое место занимает представительный орган местного самоуправления как выборный орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Наименования представительного органа местного самоуправления различны. В зависимости от исторических, национальных и иных традиций представительный орган может называться: дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание, собрание представителей, рада, курултай, джирге, круге и т. п.

Представительный орган осуществляет вопросы исключительного ведения – это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений, которые вправе решать только представительный орган местного самоуправления и никакие иные органы. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 35), в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления находятся следующие вопросы: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Перечисленные полномочия представительных органов – это минимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанностей. Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, где в соответствии с законодательством субъектов РФ они могут быть расширены (но не сужены). В случае, когда перечень полномочий достаточно широк, роль представительных органов с общей системе органов местного самоуправления значительно возрастает.

Структура представительного органа местного самоуправления – внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся: 1) руководящее звено (председатель); 2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии); 3) территориальные структуры (депутатские группы); 4) политические фракции; 5) рабочий аппарат.

Председатель организует работу представительного органа муниципального образования: созывает и ведет заседания представительного органа; контролирует и обеспечивает выполнение регламента представительного органа; подписывает решения, протоколы заседаний, другие документы представительного органа; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительного органа или возложены действующим законодательством.

Читайте также:
Что такое политология - что изучает, где учиться и работать

Постоянные комиссии как функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующие вопросы: а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях; б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа; в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа; г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Исполнительные органы местного самоуправления – органы, осуществляющие организационно-управленческие и исполнительно-распорядительные функции, направленные на исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов, а также наделенные уставом муниципального образования собственной компетенцией. Исполнительным органом местного самоуправления является местная администрация (мэрия).

Местная администрация (от лат. аdministrаtiо – управление, руководство) – исполнительный орган в системе местного самоуправления, возглавляемый главой муниципального образования (главой администрации), осуществляющий следующие организационно-распорядительные функции: 1) исполнение федеральных законов, законов субъекта РФ и местных нормативных актов; 2) разработка проекта бюджета муниципального образования и его исполнение; 3) управление муниципальной собственностью; 4) разработка программ социально-экономического развития муниципального образования и их исполнение и т. п.

К структурным элементам местной администрации, как правило, относятся: 1) руководящее звено (глава местной администрации и его заместители); 2) аппарат администрации; 3) департаменты, управления, комитеты; 4) территориальные (районные) структурные единицы местной администрации.

Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования на основе единоначалия. Все исполнительные органы местного самоуправления подотчетны ему и ответственны перед ним. Глава местной администрации несет персональную ответственность за надлежащее функционирование исполнительных органов городского самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования глава местной администрации выполняет следующие функции: а) организует формирование и исполнение бюджета муниципального образования; б) руководит непосредственно и через подчиненные органы предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;

В) обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан;

Г) отменяет правовые акты подчиненных органов управления администрации; д) организует разработку проектов планов, программ, правовых актов и вносит их на рассмотрение представительного органа муниципального образования; е) заключает договоры, соглашения; ж) применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности назначаемых им муниципальных служащих.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 37) главой местной администрации может быть: 1) глава муниципального образования; 2) лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

При проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы: а) определяет порядок проведения конкурса (принимая положение о конкурсе на замещение должности главы местной администрации); б) устанавливает состав конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов комиссии); в) назначает членов конкурсной комиссии в муниципальных районах и городских округах назначает только /3, а /3 назначается законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представлению высшего должностного лица субъекта РФ); г) выбирает лицо на должность главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса; д) утверждает условия контракта главы администрации (принимая примерный контракт, заключаемый с главой местной администрации); е) утверждает структуру местной администрации по преставлению главы местной администрации; ж) вправе выступать инициатором расторжения контракта с главой местной администрации.

Высшим должностным лицом в системе органов местного самоуправления является глава муниципального образования. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования: 1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования, является председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района из числа представителей выборных органов поселений является председателем представительного органа муниципального района.

Таким образом, реализуется принцип разделения властей на местномуровне. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), в сельских поселениях (как правило, малочисленных) допускается совмещение полномочий председателя представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации.

Читайте также:
Политическая идеология - определение понятия, функции

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 36), глава муниципального образования обладает следующими полномочиями:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования (представительские полномочия подразумевают, что с перечисленными субъектами глава муниципального образования вправе подписывать соглашения, высказывать позицию от имени всего муниципального образования, за исключением специально оговоренных в законодательстве или уставе муниципального образования случаях);

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Приведенные полномочия принадлежат главе муниципального образования независимо от способа его избрания и от того, какой орган он возглавляет. Уставы муниципальных образований расширяют данный перечень полномочий главы муниципального образования с учетом того, какой орган он возглавляет – представительный или исполнительный. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и представительному органу местного самоуправления.

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой, по Закону о местном самоуправлении 2003 г., реализован принцип разделения властей.

Органы местного самоуправления и их виды. Модели организации местной власти

Органы местного самоуправления и их виды

Виды органов местного самоуправления

Ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”) устанавливает, что структуру органов местного самоуправления составляют:

    1. представительный орган муниципального образования;
    2. глава муниципального образования;
    3. местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
    4. контрольно-счетный орган муниципального образования;
    5. иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным , за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования .

Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, которая образована в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ о проведении местного референдума.

Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3 процентов от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта РФ в порядке и сроки, которые установлены федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ о проведении местного референдума. Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию муниципального образования, которая проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного референдума, а также осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению местного референдума. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”. Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Читайте также:
Европейский союз - какие страны входят, структура, политика

При отсутствии предусмотренной настоящим Федеральным законом инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного муниципального образования в случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного в настоящей части местного референдума устанавливаются законом субъекта РФ.

Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания.

До формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Содержание решения о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан):
    1. структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
    2. порядок избрания и полномочия главы муниципального образования (в соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона).

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Модели организации местной власти

Первая модель предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования, его официальным представителем, и главой местной администрации. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.

Вторая модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти – он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа. Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках. В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий.

Третья модель предусматривает, что глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе. Это разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.

Четвертая модель предусматривает, что представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрания одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципального образования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава местной администрации и как его руководитель. Такая модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.

Читайте также:
Законодательный процесс понятие, этапы и основные стадии, общая характеристика

Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

Шестая модель предусматривает, что представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов. Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.

К вопросу о правомерности наделения органов местной администрации полномочиями по управлению муниципальным имуществом

В научной и практической среде по сей день не прекращаются споры о том, правомерно ли наделение органов местной администрации (муниципальных органов), входящих в структуру исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации, полномочиями на осуществление функций по управлению и распоряжению имуществом муниципального образования, в том числе земельными участками, функциями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, функций по оказанию услуг в сфере имущественных и земельных отношений, иных функций.

Речь идет о таких отраслевых (функциональных) структурных подразделениях местных администраций, чаще всего известных под такими наименованиями, как «Комитет по управлению имуществом», «Управление (Департамент, Отдел) земельных и имущественных отношений» и т.п.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) не раскрывает понятия «орган местной администрации». Данное понятие встречается нам в части 8 статьи 37 названного закона, в которой, в частности, говорится, что в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Под самой структурой местной администрации понимается ее внутреннее подразделение на отраслевые, функциональные или территориальные органы, которые могут носить различные наименования – отделы, комиссии, комитеты, управления и т.п. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными подразделениями муниципального хозяйства, например, ЖКХ, образованием и т.д. Под функциональными подразделениями понимают подразделения, отвечающие за определенные направления муниципальной деятельности, например, за управление финансовыми средствами, муниципальной собственностью и т.д.[1]

Понятие «орган местной администрации» также встречается в части 3 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, согласно которой основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа в форме муниципального казенного учреждения и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Как справедливо отмечает Селихова О. Г., примечательно, что органы местной администрации как юридические лица упоминаются в статье, озаглавленной “Органы местного самоуправления как юридические лица”. Трудно представить логику законодателя, фактически уравнявшего в названии органы как целое и их структурные подразделения[2].

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В актах федерального законодательства мы нередко видим, что законодатель использует термин «органы местного самоуправления» наряду с термином «органы государственной власти», обозначая, что от имени публично-правового образования (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) действуют, соответственно, органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 2 статьи 125 ГК РФ; статья 39.2 ЗК РФ). Данные термины в некотором смысле соотносимы друг с другом. Орган местного самоуправления – это тоже орган публичной власти, но ограниченный в своей юрисдикции территорией соответствующего муниципального образования и предусмотренной законом компетенцией.

Правительство Российской Федерации, осуществляя, как орган государственной власти, исполнительную власть в государстве, осуществляет управление федеральной собственностью (статьи 1 и 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”). Причем, Правительство Российской Федерации осуществляет данное полномочие не непосредственно, а через специально созданный федеральный орган исполнительной власти – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)[3].

Читайте также:
Органы исполнительной власти РФ - понятие и статус

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”).

Например, в соответствии с Законом Республики Дагестан от 07.06.2006 г. N 33 «О Правительстве Республики Дагестан»[4] Правительство Республики Дагестан является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан (статья 1). Правительство Республики Дагестан осуществляет в соответствии с законом управление и распоряжение государственной собственностью Республики Дагестан (статья 13). Здесь также следует отметить, что названное полномочие осуществляется Правительством Республики Дагестан не непосредственно, а через специально созданный орган исполнительной власти Республики Дагестан – Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан[5].

Как видим, от имени органов государственной власти соответствующего уровня по вопросам управления собственностью публично-правового образования действуют соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или региональные).

Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация (часть 1 статьи 34, часть 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В свете изложенного, возникает резонный вопрос: только лишь местная администрация должна осуществлять полномочия по управлению муниципальным имуществом, или же от имени данного органа местного самоуправления может выступать уполномоченный орган местной администрации? Можно ли в этом смысле соотнести понятия «орган исполнительный власти» и «орган местной администрации»?

По мнению В. В. Волкова органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации, должны подчиняться главе местной администрации и не могут обладать собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В случае наделения этих органов статусом юридического лица они не приобретают организационной и функциональной независимости в структуре местной администрации. В противном случае возникает вполне закономерный вопрос: следует ли считать местную администрацию единым органом или совокупностью органов?[6]

Иной точки зрения придерживается Баженова О. И., на взгляд которой эффективное осуществление компетенции структурного подразделения во многих случаях невозможно без предоставления ему права выступать от имени муниципального образования в отдельных правоотношениях: это позволяет сосредоточить процесс принятия и реализации решений в одном месте. Вопрос лишь в том, какие это правоотношения. Ответ зависит от компетенции подразделения, закрепляемой в уставе либо иных муниципальных нормативных правовых актах. Возможно, различные виды полномочий следует закреплять актами, принимаемыми разными органами местного самоуправления: наиболее важные из них, в том числе связанные со вступлением в имущественные правоотношения, – решением представительного органа, а остальные – решением местной администрации[7].

Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Каких «должностных лиц местного самоуправления» подразумевает указанная выше норма закона? Следует ли под указанным лицом понимать руководителя функционального органа местной администрации, отвечающего за управление муниципальной собственностью?

Согласно разъяснениям Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления иные должностные лица могут действовать от имени муниципального образования без доверенности в соответствии с уставом муниципального образования, если они наделены исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения. К таким должностным лицам устав муниципального образования может относить как руководителя органа местного самоуправления, так и его заместителя (заместителей), а также руководителей органов местной администрации (их заместителей)[8].

Например, частью 1 статьи 46 Устава г. Ростов-на-Дону предусмотрено, что администрация города в лице ее органов и внутренних подразделений реализует исполнительно-распорядительные полномочия городского самоуправления (в том числе в области управления муниципальной собственностью) под руководством и контролем главы Администрации города[9].

Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону – отраслевой (функциональный) орган администрации города Ростова-на-Дону, входящий в ее структуру, обеспечивающий проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, сочетающий отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера[10].

Органы местной администрации с аналогичной компетенцией созданы во многих муниципальных образованиях нашей страны.

Например, Комитет земельных и имущественных отношений, согласно положению, утвержденному Казанской городской Думой от 29.12.2010 №20-3, в рамках своей компетенции осуществляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению и управлению муниципальным имуществом г.Казани[11].

В соответствии с решением Городской думы г. Краснодара от 15.12.2005 г. N 4 Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар является функциональным органом администрации муниципального образования город Краснодар, в числе основных задач которого – управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, в порядке, определенном городской Думой Краснодара[12].

Читайте также:
ООН (Организация Объединенных Наций) — история, состав, цели

Комитет по управлению имуществом г. Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования «Город Саратов» права собственника муниципального имущества и полномочия в области земельных отношений в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами[13].

Комитет по управлению имуществом г. Махачкалы является функциональным органом Администрации города Махачкалы, входит в его структуру и уполномочен на осуществление функций по управлению и распоряжению муниципальным имуществом г. Махачкалы, в том числе и земельными участками, функций по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, функций по оказанию услуг в сфере имущественных и земельных отношений, иных функций (решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением “город Махачкала” от 18.03.2010 г. N 24-3и)[14].

Очевидно, что перечисленные выше муниципальные органы действуют от имени исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – местной администрации. В этом смысле можно говорить о некотором соотношении между понятием «орган исполнительной власти» (действует от имени органа государственной власти) и понятием «орган местной администрации» (действует от имени органа местного самоуправления). Конечно, данное соотношение достаточно условно, но оно позволяет понять место и роль органа местной администрации в системе властеотношений.

В заключение хотелось бы отметить, что во многих российских регионах органы прокуратуры считают передачу полномочий от органов местного самоуправления к функциональным органам местной администрации вполне законной (письмо прокуратуры г. Новороссийска от 29.03.2013 г. N 273ш-12-2207; письма прокуратуры Краснодарского края от 11.09.2012 г. N 22-21-2012 и от 13.08.2013 г. N 22-211-2012; http://prokuratura-krasnodar.ru)[2].

[1] Практика применения законодательства о местном самоуправлении в разъяснениях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления // Издание Государственной Думы, 2018.

[2] О. Г. Селихова. Особенности правового статуса органов местного самоуправления // “Российский юридический журнал”, N 5, сентябрь-октябрь 2016 г.

[3] Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 “О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом” // “Собрание законодательства РФ”, 09.06.2008, N 23, ст. 2721.

[5] Постановление Правительства Республики Дагестан «Вопросы Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан» от 17.052018 г. N 48 // http://docs.cntd.ru/document/550110017.

[6] В. В. Волков. Статус юрлица для органов местной администрации. Вопрос целесообразности // http://bujet.ru/article/231858.php

[7] О. И. Баженова. Органы муниципального образования как его представители: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право, 2011, № 3.

Органы местного самоуправления – виды, полномочия, структура

дМС ЖПТНХМЙТПЧБОЙС РПДИПДПЧ Л ТЕЫЕОЙА РТПВМЕНЩ ЧЩВПТБ ПТЗБОЙЪБГЙПООПК НПДЕМЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ГЕМЕУППВТБЪОП РТЕДЧБТЙФЕМШОП ЧЧЕУФЙ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙА ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС. пУОПЧБОЙСНЙ ДМС ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ ЬФЙИ ПТЗБОПЧ НПЗХФ ВЩФШ УМЕДХАЭЙЕ:

  • РП УРПУПВХ ПВТБЪПЧБОЙС;
  • РП ОБЪОБЮЕОЙА (УФЕРЕОЙ УРЕГЙБМЙЪБГЙЙ);
  • РП РТЕДНЕФБН ЧЕДЕОЙС;
  • РП УРПУПВХ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК;
  • РП ФЙРХ ЙУРПМОСЕНЩИ ЖХОЛГЙК.

рП УРПУПВХ ПВТБЪПЧБОЙС ПТЗБОЩ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС Ч УБНПН ПВЭЕН УМХЮБЕ НПЗХФ ВЩФШ ТБЪДЕМЕОЩ ОБ ЧЩВПТОЩЕ Й ДТХЗЙЕ. еУМЙ Ч ПФОПЫЕОЙЙ ЧЩВПТОЩИ ПТЗБОПЧ ОЕ ФТЕВХЕФУС ДПРПМОЙФЕМШОЩИ ТБЪЯСУОЕОЙК, ФП ДТХЗЙЕ УПЪДБАФУС РП НЕТЕ ОЕПВИПДЙНПУФЙ Й, Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ, НПЗХФ РПДТБЪДЕМСФШУС ОБ ЖПТНЙТХЕНЩЕ ОБ ДПВТПЧПМШОПК ПУОПЧЕ У РПУМЕДХАЭЙН ХФЧЕТЦДЕОЙЕН (ОБРТЙНЕТ, ЛПНЙУУЙЙ РТЕДУФБЧЙФЕМШОПЗП ПТЗБОБ), ОБ ПУОПЧЕ ОБЪОБЮЕОЙС (НЕУФОБС БДНЙОЙУФТБГЙС), ОБ ПУОПЧЕ ЛППРФБГЙЙ РП ХУФБОПЧМЕООЩН ОПТНБН (НХОЙГЙРБМШОЩЕ ЛПНЙУУЙЙ: БДНЙОЙУФТБФЙЧОБС, ЦЙМЙЭОБС Й РТ.) Й Ф.Р.

фПЮОП ФБЛБС ЦЕ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙС НПЦЕФ ВЩФШ ТЕЪХМШФБФПН РТЙНЕОЕОЙС ДТХЗПЗП ПУОПЧБОЙС – УРПУПВБ ДЕМЕЗЙТПЧБОЙС РПМОПНПЮЙК. пВЭЕРТЙЪОБОП Ч ДЕНПЛТБФЙЮЕУЛЙИ ЗПУХДБТУФЧБИ, ЮФП ЙУФПЮОЙЛПН Й ОПУЙФЕМЕН ЧМБУФЙ СЧМСЕФУС ОБТПД. йУИПДС ЙЪ ЬФПЗП, ЧУСЛЙЕ ПТЗБОЩ ЧМБУФЙ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ПТЗБОЩ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ЛБЛ ПДОБ ЙЪ ЖПТН ПУХЭЕУФЧМЕОЙС ЧМБУФЙ, РПМХЮБАФ УЧПЙ РПМОПНПЮЙС ПФ ОБТПДБ, Ф.Е. ЧЩВПТЩ СЧМСАФУС ОЕ ФПМШЛП УРПУПВПН ПВТБЪПЧБОЙС ПТЗБОПЧ, ОП Й УРПУПВПН ОБДЕМЕОЙС ЬФЙИ ПТЗБОПЧ РПМОПНПЮЙСНЙ. пТЗБОЩ, ЖПТНЙТХЕНЩЕ ЙОЩНЙ УРПУПВБНЙ, РПМХЮБАФ УЧПЙ РПМОПНПЮЙС ПРПУТЕДПЧБООП МЙВП ПФ ЧЩВПТОЩИ ПТЗБОПЧ, МЙВП Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РТБЧПЧЩН БЛФПН, РТЙОЙНБЕНЩН ПТЗБОБНЙ ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ, ЧЩВПТОЩН ПТЗБОПН ЙМЙ ОБУЕМЕОЙЕН ОЕРПУТЕДУФЧЕООП.

рП ОБЪОБЮЕОЙА ПТЗБОЩ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС НПЦОП ЛМБУУЙЖЙГЙТПЧБФШ ЛБЛ ПТЗБОЩ ПВЭЕЗП Й УРЕГЙБМШОПЗП ОБЪОБЮЕОЙС (ПТЗБОЩ У ЫЙТПЛПК Й ХЪЛПК УРЕГЙБМЙЪБГЙЕК), РПОЙНБС РТЙ ЬФПН РПД ПТЗБОБНЙ ПВЭЕЗП ОБЪОБЮЕОЙС ФЕ, ДЕСФЕМШОПУФШ ЛПФПТЩИ ТБУРТПУФТБОСЕФУС ОБ ЧУЕ УЖЕТЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС (ЙМЙ ЙИ ВПМШЫХА ЮБУФШ), Б РПД ПТЗБОБНЙ УРЕГЙБМШОПЗП ОБЪОБЮЕОЙС – “ПФТБУМЕЧЩЕ” ПТЗБОЩ, ФП ЕУФШ ЪБОЙНБАЭЙЕУС ХЪЛЙН ОБРТБЧМЕОЙЕН ДЕСФЕМШОПУФЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС, ПДОПК ЙЪ ЕЗП УЖЕТ (ЧПЪНПЦОП ОЕУЛПМШЛЙНЙ). вПМЕЕ РПОСФОЩН ФБЛПЕ ДЕМЕОЙЕ УФБОПЧЙФУС ОБ ЛПОЛТЕФОЩИ РТЙНЕТБИ.

Читайте также:
Формы государства — виды, принципы и элементы форм

фБЛ, ПЮЕЧЙДОП, ЮФП ПФ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС ЖЙОБОУПЧЩИ Й ВАДЦЕФОЩИ ПТЗБОПЧ Ч РТСНПК ЪБЧЙУЙНПУФЙ ОБИПДЙФУС ДЕСФЕМШОПУФШ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЧУЕИ ПУФБМШОЩИ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС. ч ЛБЮЕУФЧЕ УРЕГЙБМЙЪЙТПЧБООЩИ (ПФТБУМЕЧЩИ) НПЦОП ТБУУНБФТЙЧБФШ ПТЗБОЩ ХРТБЧМЕОЙС ПВТБЪПЧБОЙЕН, ЪДТБЧППИТБОЕОЙЕН, НХОЙГЙРБМШОЩН ЦЙМЙЭОЩН УФТПЙФЕМШУФЧПН, НХОЙГЙРБМШОПК УПВУФЧЕООПУФША.

дЕМЕОЙЕ РП РТЕДНЕФБН ЧЕДЕОЙС УЧСЪОП У ФЕН, ЮФП ПТЗБОЩ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ТЕЫБАФ ОЕ ФПМШЛП ЧПРТПУЩ НЕУФОПЗП ЪОБЮЕОЙС, ПФОЕУЕООЩЕ Л ЧЕДЕОЙА НХОЙГЙРБМШОЩИ ПВТБЪПЧБОЙК, ОП Й ЙУРПМОСАФ ПФДЕМШОЩЕ ЗПУХДБТУФЧЕООЩЕ РПМОПНПЮЙС, ЧПЪМПЦЕООЩЕ ОБ ОЙИ ПТЗБОБНЙ ЗПУХДБТУФЧЕООПК ЧМБУФЙ.

лМБУУЙЖЙЛБГЙС РП УРПУПВХ РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК ЧЧПДЙФУС Ч УЙМХ ФПЗП, ЮФП Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ИБТБЛФЕТБ ТЕЫЕОЙК ПОЙ НПЗХФ РТЙОЙНБФШУС Ч ЛПММЕЗЙБМШОПН РПТСДЛЕ ЙМЙ ЕДЙОПМЙЮОП.

тБУУНБФТЙЧБС ТПМШ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ЛБЛ ПТЗБОЙЪБГЙПООПК УФТХЛФХТЩ, ЧЩУФХРБАЭЕК ПФ МЙГБ УХВЯЕЛФБ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС – ОБУЕМЕОЙС НХОЙГЙРБМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС (НЕУФОПЗП УППВЭЕУФЧБ), – НПЦОП РТЙКФЙ Л ЧЩЧПДХ, ЮФП ПОЙ (ПТЗБОЩ) ДПМЦОЩ ПУХЭЕУФЧМСФШ ДЧБ ФЙРБ ЖХОЛГЙК, ПВЯЕЛФЙЧОП РТЙУХЭЙИ ЬФПНХ УХВЯЕЛФХ: РТЕДУФБЧМСФШ ЕЗП ЙОФЕТЕУЩ Й ТЕБМЙЪПЧЩЧБФШ ЬФЙ ЙОФЕТЕУЩ. рТЕДУФБЧМЕОЙЕ ЙОФЕТЕУПЧ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ЙИ ЧЩСЧМЕОЙЙ, БЗТЕЗЙТПЧБОЙЙ, БТФЙЛХМЙТПЧБОЙЙ Й, Ч ЛПОЕЮОПН ЙФПЗЕ, ТБЪТБВПФЛЕ РТПЕЛФБ ТБЪЧЙФЙС НХОЙГЙРБМШОПЗП ПВТБЪПЧБОЙС Й РТЙОСФЙЙ ОЕПВИПДЙНЩИ ТЕЫЕОЙК, УПЪДБАЭЙИ РТБЧПЧХА ВБЪХ ДМС ТЕБМЙЪБГЙЙ РТПЕЛФБ, Ч ЖПТНЕ РТБЧПЧЩИ БЛФПЧ. тЕБМЙЪБГЙС ЙОФЕТЕУПЧ ПВЕУРЕЮЙЧБЕФУС РХФЕН ТБЪТБВПФЛЙ Й ЙУРПМОЕОЙС РТПЗТБННЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС, ОБРТБЧМЕООПК ОБ ПУХЭЕУФЧМЕОЙЕ РТПЕЛФБ. ьФЙН ДЧХН ФЙРБН ЖХОЛГЙК УППФЧЕФУФЧХАФ ДЧБ ФЙРБ ПТЗБОПЧ – РТЕДУФБЧЙФЕМШОЩЕ Й ЙУРПМОЙФЕМШОЩЕ.

рТЕДУФБЧЙФЕМШОЩК ПТЗБО Ч ГЕМПН ОБДЕМСЕФУС Ч УЧСЪЙ У ЕЗП ТПМША Ч УЙУФЕНЕ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ЙУЛМАЮЙФЕМШОПК ЛПНРЕФЕОГЙЕК, ЛПФПТБС ОЕ НПЦЕФ РЕТЕДБЧБФШУС ДТХЗЙН ПТЗБОБН. фПМШЛП РТЕДУФБЧЙФЕМШОЩК ПТЗБО ХФЧЕТЦДБЕФ НЕУФОЩК ВАДЦЕФ, ТЕЫБЕФ РТЙОГЙРЙБМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, УЧСЪБООЩЕ У ТБУРПТСЦЕОЙЕН НХОЙГЙРБМШОПК УПВУФЧЕООПУФША, ЛПОФТПМЙТХЕФ ПФ ЙНЕОЙ ОБУЕМЕОЙС ДЕСФЕМШОПУФШ ДТХЗЙИ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС.

уХЭЕУФЧХАФ Й ПТЗБОЙЪБГЙПООЩЕ НПДЕМЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС, Ч ЛПФПТЩИ УПЪДБЕФУС ОЕ ПДЙО РТЕДУФБЧЙФЕМШОЩК ПТЗБО, Б ЙЪВЙТБЕФУС ОЕУЛПМШЛП ПТЗБОПЧ У ЪБТБОЕЕ ПРТЕДЕМЕООЩНЙ РПМОПНПЮЙСНЙ: ВАДЦЕФОЩЕ ПТЗБОЩ, ЛПОФТПМШОЩЕ ПТЗБОЩ, ПТЗБОЩ, ТБУРПТСЦБАЭЙЕУС НХОЙГЙРБМШОПК УПВУФЧЕООПУФША. ч ЬФЙИ УМХЮБСИ ЙНЕЕФ УНЩУМ ЗПЧПТЙФШ П УЙУФЕНЕ ЧЩВПТОЩИ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС Й ПРТЕДЕМСФШ НЕУФП ЛБЦДПЗП ЙЪ ЙЪВЙТБЕНЩИ ПТЗБОПЧ Ч ЬФПК УЙУФЕНЕ.

йУРПМОЙФЕМШОЩК ПТЗБО НПЦЕФ ЙНЕФШ ЕЭЕ ВПМЕЕ УМПЦОХА УФТХЛФХТХ, ЛБЦДЩК ЬМЕНЕОФ ЛПФПТПК НПЦЕФ ВЩФШ УБНПУФПСФЕМШОЩН Ч РТЕДЕМБИ ПРТЕДЕМЕООПК ЛПНРЕФЕОГЙЙ ПТЗБОПН, УФТХЛФХТОЩН РПДТБЪДЕМЕОЙЕН ПТЗБОБ, ОБЛПОЕГ, ЕДЙОПМЙЮОЩН ДПМЦОПУФОЩН МЙГПН. пТЗБО Й УФТХЛФХТОПЕ РПДТБЪДЕМЕОЙЕ РТЙ ЬФПН ТБЪМЙЮБАФУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ОБМЙЮЙС РТБЧБ РТЙОСФЙС УБНПУФПСФЕМШОЩИ АТЙДЙЮЕУЛЙ ЪОБЮЙНЩИ ТЕЫЕОЙК РП ЧПРТПУБН, ПФОПУСЭЙНУС Л ЛПНРЕФЕОГЙЙ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС.

нЕУФОБС БДНЙОЙУФТБГЙС ОЕПДОПТПДОБ РП УЧПЕНХ ЛБЮЕУФЧЕООПНХ УПУФБЧХ. ч УФТХЛФХТХ НЕУФОПК БДНЙОЙУФТБГЙЙ ЧИПДСФ ЛБЛ ЖХОЛГЙПОБМШОЩЕ РПДТБЪДЕМЕОЙС, ФБЛ Й УПВУФЧЕООП ПТЗБОЩ У РТБЧПН РТЙОСФЙС ТЕЫЕОЙК РП ХУФБОПЧМЕООПНХ ЛТХЗХ ЧПРТПУПЧ. ч ОЕЛПФПТЩИ УМХЮБСИ ЬФЙ ПТЗБОЩ ОБДЕМСАФУС ФБЛЦЕ РТБЧБНЙ АТЙДЙЮЕУЛПЗП МЙГБ.

лМБУУЙЖЙЛБГЙС ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС НПЦЕФ РТПЧПДЙФШУС Й РП РТЙЧЕДЕООЩН ЧЩЫЕ ПУОПЧБОЙСН, Й РП ТСДХ ДТХЗЙИ. чБЦОП, ЮФПВЩ ПОБ УРПУПВУФЧПЧБМБ ТЕЫЕОЙА ВПМЕЕ ПВЭЕК ЪБДБЮЙ – ПРТЕДЕМЕОЙА РП ЧПЪНПЦОПУФЙ ПРФЙНБМШОПК РТЙНЕОЙФЕМШОП Л ЛПОЛТЕФОЩН ХУМПЧЙСН УФТХЛФХТЩ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС. тЕЪХМШФБФПН БОБМЙЪБ ДПМЦОБ ВЩФШ ЧЩТБВПФЛБ ОБ ЕЗП ПУОПЧЕ РТЕДМПЦЕОЙК РП УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙА УФТХЛФХТЩ ПТЗБОПЧ НЕУФОПЗП УБНПХРТБЧМЕОЙС ФБН, ЗДЕ ПОЙ ХЦЕ УПЪДБОЩ Й ЖХОЛГЙПОЙТХАФ, ЙМЙ ПРТЕДЕМЕОЙЕ ОЕПВИПДЙНПК УФТХЛФХТЩ ЧП ЧОПЧШ ЖПТНЙТХАЭЙИУС НХОЙГЙРБМШОЩИ ПВТБЪПЧБОЙСИ.

Политология — что изучает эта наука, ее функции и методы

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Политикой (это что?) люди начали заниматься с древних времен и, пожалуй, нет другой такой области, в которой сконцентрировалось столько доморощенных специалистов.

Каким бы аполитичным себя не позиционировал человек, волей-неволей он все равно вовлечен в политический процесс.

Политика определяет нашу жизнь, поэтому лучше бы знать правила этой игры. Логика подсказывает, что правила эти изучает наука политология.

«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами».
Шарль де Монталамбер, французский писатель

Политология — это.

Политология — это наука, изучающая политическую сферу общественной жизни. Слово имеет древнегреческие корни, образовано от πόλις — город-государство и λόγος — учение, слово.

Зачем вообще нужна политология, если есть социология (это как?), философия (это что?), правоведение, экономика (это о чем?), история, которые, казалось бы, охватывают все пласты общественно-политической жизни?

Политическая наука рассматривает общество с особой точки зрения, в сферу ее интересов включено все, что касается ВЛАСТИ:

  1. природа и формирование власти;
  2. общественные функции власти;
  3. взаимодействие партий, групп, целых государств и отдельных политических деятелей в борьбе за власть;
  4. формы и последствия борьбы за власть и проч.

Политика пронизывает жизнь общества, причем как на глобальном, так и на местечковом уровне, поэтому было бы странным не выделить политологию в отдельную область знания.

Читайте также:
Партийная система определение, структура, типы и классификация

Эта научная дисциплина по историческим меркам сформировалась совсем недавно, только в середине XX века, и до сих пор часть ученых не признает ее самостоятельности.

В России ситуацию усугубило то, что советская власть объявила политологию буржуазной теорией, приравнивая ее к лженаукам, т.к. любые политические процессы в СССР рассматривались с точки зрения исторического материализма (это как?).

Все прочие взгляды не просто считались ересью (это как?), но и приводили к самым серьезным последствиям.

Что изучает политология как наука

Единого мнения о содержании науки политологии нет до сих пор. Последователи Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) убеждены:

политология — это наука о государстве, т.к. древнегреческий философ считал политикой именно государственную деятельность, направленную на всеобщее благо и процветание.

Разве мог подумать Аристотель, что через каких-то две с небольшим тысячи лет большинство населения планеты будут согласны с тезисом «политика — грязное дело».

«В детстве я хотел стать тапером в борделе или политиком.
Разница, по правде сказать, небольшая».
Гарри Трумэн, 33-й президент США

Другая точка зрения на политологию у последователей Никколо Макиавелли (1469– 1527 гг.), который первым высказал идею:

политическая наука — это наука о власти.

Политическая борьба затрагивает не только государственные структуры, мир политики многогранен, поэтому ученые долго не могли определиться с предметом изучения политологии.

В 1948 году на Парижской Международной конференции было принято волевое решение очертить круг проблем, которыми будут заниматься политологи:

  1. Политическая теория;
  2. Политические институты (правительство, государственная администрация, конституция);
  3. Партии, группы и общественное мнение;
  4. Международные отношения.

” alt=””>

Главная проблема политологии в том, что ее основной предмет — политика — не имеет четко сформулированного определения.

Политика настолько обширна, что в ней очевидно прослеживается деление на более узкие отрасли, каждая из которых изучает свое:

  1. Политическая философия — законы функционирования политических систем;
  2. Политическая история — эволюцию политического устройства общества;
  3. Политическая теория — институты власти;
  4. Политическая социология — существующие политические процессы;
  5. Политическая психология — политическое поведение масс;
  6. Политическая антропология — предпосылки для занятия людей политикой.

Функции политологии

Предназначение и роль политологии определяются функциями, которые она выполняет в обществе:

  1. Познавательная функция отвечает за политическую грамотность и разработку фундаментальных знаний;
  2. Инструменталистская функция находит новые способы политических преобразований в обществе;
  3. Диагностическая функция определяет состояние общества;
  4. Прогностическая функция предсказывает варианты развития событий с учетом всех факторов влияния;
  5. Функция политической рефлексии подразумевает критическое осмысление происходящего и выстраивание адекватной линии поведения;
  6. Функция политической социализации отвечает за политическую культуру граждан, их включенность в политические процессы.

Методы науки о политике

Политология сложилась на основе сразу нескольких смежных дисциплин, поэтому ее методы исследования заимствованы из разных областей знания.

    Исторический метод рассматривает политические процессы в ретроспективе, выявляя закономерности.

«История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить».
Зигмунд Графф, немецкий писатель

  • Системно-функциональный метод устанавливает универсальные закономерности существования политических систем.
  • Сравнительный (компаративный) метод выявляет общие и уникальные черты однотипных политических явлений.

    Задачи политологии

    Политология — это целый комплекс знаний, которые необходимы не только власть имущим, но и рядовым гражданам для понимания процессов, происходящих в стране и мире, осознания своего места и возможностей в общественной жизни, умения ориентироваться в политической обстановке.

    Автор статьи: Елена Румянцева

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Большевики без всякой политологии пришли к власти и создали великое государство. Может не зря они считали политологию ересью?

    Смотрю на сегодняшних политологов, что выступают на политических шоу, ну такую чушь несут. Неужели нужно пять лет учиться, чтобы с экрана телевизора говорить глупости?

    Это интереснейший предмет, но только в том случае, когда его преподают объективно. У нас же, его часто путают с пропагандой.

    Максим: пропаганда — это замечательно. Пропаганда добра, здорового образа жизни, человеколюбия, любви к Родине.

    Это Западные политологи и политтехнологи извратили это слово, подсовывая нам свою негативную пропаганду, ничего кроме докрутива не несущую.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: