Оползень – что это такое, как с ним борются и как вести себя при ЧС

Действия населения при обвалах, оползнях, селях

Чрезвычайные ситуации природного характера опасны своей внезапностью. Часто население поддается панике, не зная, как реагировать в подобной ситуации. Это приводит к увеличению количества жертв стихии.

Цель данной статьи – дать читателю необходимую информацию, что касается правил поведения при оползнях, селях и обвалах. Вы узнаете, что необходимо делать в такой ситуации, чтобы сохранить жизнь себе и своим близким.

Пошаговые действия населения при обвалах, оползнях, селях

Некоторые природные явления требуют от человека выдержки и выполнения определенного алгоритма действий для сохранения собственной жизни (рисунок 1).

Они могут застать нас врасплох, порождая панику и беспомощность. Поэтому население в опасных районах должно хорошо знать, что делать при каждой экстренной ситуации.

Итак, алгоритм действия при обвалах:

  1. Не пытайтесь убежать, скорость обвала в горах выше человеческой. Лучше попытайтесь двигаться поперек схода камнепада к его краю, где интенсивность движения меньше. Попробуйте взобраться на возвышение или дерево.
  2. Если уйти в сторону не удалось, отбросьте в сторону имеющиеся у Вас острые и твердые предметы, катитесь в направлении обвала, стараясь держать мышцы расслабленными. Закрывайте голову руками.
  3. Защищайте органы дыхания от песка и грязи при помощи одежды.
  4. При обрушении здания старайтесь расположиться под устойчивыми конструкциями: стенами, дверными проемами. Не пользуйтесь лифтами и лестницами.
  5. Когда обвал остановится, освободите достаточное пространство вокруг лица, чтобы обеспечить доступ кислорода.
  6. Чтобы сориентироваться под завалом, плюньте сквозь зубы. Если слюна попадет в лицо, значит, Вы находитесь вниз головой.
  7. Постарайтесь освободить зажатые конечности, пытайтесь двигаться в сторону поверхности или в более безопасное место. Если есть опасность повторного осыпания, движение следует остановить.
  8. Кричите и зовите на помощь, попробуйте петь, чтобы спасатели услышали Вас.
  9. Попытайтесь не паниковать. Ждите освобождения, регулярно проверяя состояние пальцев рук и ног.

При оповещении о быстро надвигающемся селе действуйте в такой последовательности:

  1. Соберите документы и деньги, приготовьте необходимый запас еды, воды и медикаментов (бинт, антисептик, обезболивающие препараты).
  2. Отключите все электроприборы, перекройте газ и воду.
  3. Плотно закройте окна, двери и вентиляционные отверстия.
  4. Укройте от грязи ценное имущество, которое нельзя унести.
  5. Поднимайтесь на возвышенность в безопасное место, остерегаясь камней, которые могут вылетать из грязевого потока.
  6. В случае опасности не думайте об имуществе, спасайте свою жизнь.

Получив информацию о схождении оползня или сели, необходимо быть готовым к срочной эвакуации:

  1. Собрать документы, воду и провиант.
  2. Действовать, сообразуясь с угрозой, которая определяется скоростью смещения оползня.
  3. При слабой скорости (метры в месяц) поступайте в зависимости от своих возможностей – вывозите мебель, вещи, переносите строения и др.
  4. При скорости смещения более 1 м в сутки предпринимайте действия в соответствии с заранее разработанным планом.
  5. При срочной эвакуации отключите газовые и электрические приборы, перекройте воду.

Рисунок 1. Подобные стихийные действия требуют от населения организованности

При необходимости возьмите теплые вещи, после чего максимально быстро и организованно перемещайтесь в безопасное место.

Причины появления обвалов и селей

Под селем понимают временный поток, состоящий из воды и обломков горных пород, который внезапно возникает в лощинах и руслах горных рек. Он движется с большой скоростью (до 10 м/с) несколькими волнами в период времени от десятков минут до нескольких часов.

Причинами возникновения селевого оползня могут быть:

  • Обильные осадки, длящиеся продолжительный период времени;
  • Интенсивное таянье снега (ледников);
  • Прорыв водоема;
  • Землетрясение;
  • Извержение вулкана.

Обвалом называют отрыв и падение (обрушение) массы горных пород вниз под действием силы тяжести. Наиболее велика вероятность обвалов с ослабленных склонов, где грунт вымывается водой или разрушается в результате выветривания. Еще одной причиной этого стихийного бедствия является деятельность человека в горах и на возвышенностях, когда массив горных пород разрушается вследствие строительных работ или добычи полезных ископаемых (рисунок 2).

Рисунок 2. Часто причиной оползня или сели становится деятельность человека

Немаловажным фактором для возникновения обвалов являются особенности геологического строения определенного участка земной коры, а также чрезмерное скопление влаги.

Опасность и негативные последствия

Опасность описываемых чрезвычайных явлений состоит в ударах горных пород и камней, крупных заваливаниях открытого пространства горными массами, риске для жизни людей (рисунок 3).

Среди негативных последствий этих чрезвычайных ситуаций называют разрушение дорог, магистралей и коммуникаций (труб для подачи воды, газа и электросетей). В комплексе с разрушением домов вплоть до полного уничтожения населенных пунктов, это стихийное бедствие представляет серьезную опасность для населения.

Рисунок 3. Опасность оползней в том, что они полностью разрушают все объекты на своем пути

Кроме того, обвалы, оползни и сели провоцируют видоизменение ландшафта – изменение или перекрытие русла рек, заболачивание плодородных земель, гибель сельскохозяйственных посадок, что нередко сопровождается гибелью людей и животных.

Как себя вести при сходе лавины

Лавина – это огромная масса снега, сходящая со склонов гор на большой скорости (90-100 км/час). Это природное явление способно наносить серьезные разрушения, являясь наиболее опасным для людей, находящихся в это время на склоне (рисунок 4).

В некоторых случаях лавина представляет опасность и для жителей населенных пунктов, находящихся на ее пути. В данном случае действия населения будут схожи с поведением во время обвалов: нужно закрыть окна и вентиляционные отверстия, перекрыть все коммуникации в доме и, взяв с собой только самое необходимое, эвакуироваться в безопасное место.

В случае, если Вы все-таки попали в центр действия природной стихии, действуйте следующим образом:

  1. При возможности постарайтесь уйти с пути лавины в безопасное место (за выступ скалы, в любую выемку). Если же такой возможности нет, освободитесь от вещей, примите горизонтальное положение по направлению движения лавины, подтяните колени к животу.
  2. Защитите рот и нос шарфом, варежкой, воротником.
  3. Двигаясь в лавине, старайтесь держаться на ее поверхности и продвигаться плавными плавательными движениями к краю схода.
  4. Ни в коем случае не кричите. Снег полностью заглушает все звуки, а бессмысленные движения лишают кислорода, сил и тепла. Подавайте звук только тогда, когда почувствуете, что кто-то находится рядом.
  5. Когда лавина остановится, разбейте ледяную корку на лице, образовавшуюся в результате дыхания. Освободите пространство около лица и груди, что поможет дыханию.
Читайте также:
Воздушные линии электропередач определение, классификация, схема устройства

Рисунок 4. Так нужно действовать, если вы попали в лавину

Если представляется возможность, передвигайтесь к верху лавины. Определить направление движения можно при помощи слюны, просто позволив ей вытечь изо рта. Под силой земного притяжения она упадет вниз.

Действия населения при оползнях

Оползнем называют скользящее сползание масс грунта вниз по склонам гор, крутых берегов и оврагов под влиянием силы тяжести. Это явление может вызывать завалы и разрушения жилых, административных и производственных зданий, инженерных и дорожных сооружений, трубопроводов и линий электропередач, травмы и гибель людей и животных (рисунок 5).

Населению в районах с повышенной оползневой опасностью в случае получения сигнала об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации должно действовать по такой схеме:

  1. Готовясь к эвакуации, взять с собой документы, ценности, теплые вещи и продукты (в зависимости от указаний администрации).
  2. Имущество, которое нельзя взять с собой, следует укрыть от воздействия влаги и грязи. Двери и окна, а также все отверстия в помещении плотно закрыть.
  3. Покинуть здания, находящиеся на пути движущегося оползневого участка, предварительно отключив газовые и электроприборы, а также водопроводную сеть.
  4. Если по какой-либо причине вы остаетесь дома, поднимитесь на второй этаж или чердак строения.
  5. По возможности продвигаться в безопасное место (возвышенности, склоны гор, не предрасположенные к оползневому процессу), остерегаясь скатывающихся камней, глыб, обломков конструкций и пр.
  6. Будьте осторожны, эвакуируясь на авто: грязевой поток способен снести машину с пути и опрокинуть ее.
  7. Если в процессе эвакуации, оползень настиг вас, постарайтесь немедленно сменить направление. Когда сделать это невозможно, лягте на землю, свернитесь в клубок и защитите голову руками.
  8. Возвращаться в зону бедствия можно лишь убедившись в отсутствии повторной угрозы.
  9. Будьте осторожны с находящимися рядом линиями электропередач и газопроводами, поскольку они могут быть повреждены и представлять опасность. Проверяйте целостность дорог и мостов, по которым планируете передвигаться.
  10. Проходя завалы и подтопленные местности, остерегайтесь спрятавшихся там животных, в частности, змей.

Рисунок 5. Слаженные действия помогут избежать негативных последствий от оползня

При осмотре помещения используйте фонарик на батарейках, который включайте до входа в помещение. Совсем не заходите внутрь дома, если это небезопасно из-за запаха дыма, скопления воды, видимых разрушений и т.д.

Что необходимо делать при селях

Как правило, места, предрасположенные к схождению селевых потоков, хорошо известны. Поэтому, если вы собираетесь в горы, изучите предварительно свой маршрут (рисунок 6).

Услышав грохот, немедленно поднимайтесь из низины вверх, не менее, чем на 100 метров, держась подальше от русел рек и ручьев.

Населению, проживающему в опасных районах, при оповещении о схождении селя следует быть готовыми к эвакуации. Необходимо собрать документы, взять с собой деньги и медикаменты, небольшой запас воды и продовольствия. Покидая дом, отключите газ и электричество, плотно закройте окна и двери. В случае быстрой эвакуации поднимайтесь в безопасное место на возвышенности, помогая более слабым физически людям.

Рисунок 6. Из селеовго потока практически невозможно выбрать, поэтому нужно сделать все возможное, чтобы избежать встречи с ним

При этом необходимо знать, что из движущегося потока на большие расстояния могут выбрасываться камни, угрожающие жизни. Если Вы пострадали в результате чрезвычайной ситуации, постарайтесь оказать себе доврачебную помощь, наложив на пораженные участки тела лед (мокрую ткань) или давящую повязку. По возможности окажите помощь пострадавшим вокруг Вас, содействуйте разбору завалов и заносов по пути движения потока.

Предупредительные меры

Для защиты местности и населения в регионах, предрасположенных к схождению селей, оползней и обвалов, планируются предупредительные мероприятия активного и пассивного характера (рисунок 7).

Рисунок 7. Предупредить оползни помогают деревья и специальные бетонные заграждения

К пассивным относятся:

  1. Введение запретов на строительную и горнодобывающую деятельность вблизи опасных участков.
  2. Проведение наблюдений за состоянием земной коры, выявление первых признаков приближающегося бедствия.
  3. Охрана насаждений на склонах гор от незаконной вырубки.

Активные методы представлены такими действиями:

  1. Организация системы оповещения и составление плана эвакуации.
  2. Строительство противоселевых дамб и плотин для задержания селевых потоков и лавин.
  3. Сооружение обводных каналов, отводящих потоки в сторону от населенных пунктов.
  4. Снижение уровня горных озер.
  5. Укрепление склонов гор путем посадки деревьев.

Приведенное ниже видео – яркое доказательство опасности этих грозных явлений природы.

Геофизические ЧС оползни и обвалы

Урок 22. ОБЖ 9 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Геофизические ЧС оползни и обвалы”

Где-то на юго-востоке Аляски находится бухта Литуйа — залив длиной 14 километров и до 3 километров в ширину. 9 июля 1958 года в районе залива произошло сильное землетрясение магнитудой 8,3. Оно спровоцировало мощный оползень, в результате которого в воды залива обрушилось около 30 миллионов кубометров камней и льда. Поднявшаяся волна достигала 30 метров в высоту. Выйдя на берег, она пошла вверх по склону и накрыла подступающие к заливу горы. В результате была уничтожена вся растительность, включая сотни тысяч деревьев, на высоте до 524 метров над уровнем моря. Для сравнения, высота Останкинской телебашни вместе со шпилем составляет 540 метров.

Итак, оползень — это опасное геофизическое явление, вызванное смещением масс горных пород по склону под воздействием собственного веса.

Причиной образования оползней является нарушение равновесия между сдвигающей силой тяжести и удерживающими силами. В связи с этим, оползни принято разделять на оползни, вызванные естественными причинами, и оползни, вызванные искусственными причинами.

К естественным причинам относятся:

· увеличение наклона склона в результате подмыва водой;

· уменьшение прочности пород при выветривании или переувлажнении осадками и подземными водами;

· воздействие сейсмических толчков.

Искусственные причины возникновения оползней, как правило, связаны со строительной и хозяйственной деятельностью человека. Это могут быть разрушения склонов при строительстве дорог, необдуманная вырубка лесов, а также неразумное ведение сельского хозяйства на склонах.

Поверхность, по которой оползень отрывается и перемещается вниз, называется поверхностью скольжения или смещения.

По её крутизне различают: очень пологие оползни (крутизна склона не более 5 о ); пологие, с крутизной 5—15 о ; и крутые, с крутизной склона 15—45 о — это наиболее распространённый тип оползня.

Читайте также:
Влияние курения на здоровье - вред, болезни от никотина

Оползни особенно энергично развиваются весной или во время летних дождей, а на берегах морей — после сильных штормов, когда волны подрезают берег.

Для образования оползня необходимо несколько условий, но самое главное из них — это наличие воды. Она проникает в глубь пород и заполняет поры между частицами грунта. В результате уменьшается сцепление между частицами, и увеличивается вес породы. И тогда, под действием силы тяжести, вся эта масса начинает сползать по склону вниз, иногда со скоростью до 10 м/с.

Оползнеопасные районы занимают около 40 % территории России. Довольно часто они происходят в Поволжье, в Саратовской области, в районе Волгограда, на берегах реки Дон, в долине реки Кубань, а также во многих районах Сибири и в Крыму. Наибольшую опасность представляют оползни, которые развиваются на территории городов, коих в России стране более 700.

Иногда оползни происходят внезапно, как это было 20 сентября 2002 года, когда крупный оползень сошёл в Кармадонском ущелье в Северной Осетии. Ледокаменная масса заполнила пространство протяжённостью около 5 км. Тогда без вести пропало более ста человек. Среди них и съёмочная группа во главе с актёром и режиссёром Сергеем Бодровым-младшим.

По масштабам оползни принято делить на крупные, средние и мелкомасштабные.

Крупные оползни вызываются в основном естественными причинами и образуются вдоль склонов на сотни метров. Толщина таких оползней иногда доходит до двухсот метров.

Средние и мелкомасштабные оползни имеют размеры менее десяти метров. А их причинами, зачастую, является жизнедеятельность человека. Такие оползни очень часто происходят в Крыму из-за бесконтрольной застройки береговой линии. Например, 5 декабря 2016 года из-за деятельности человека на мысе Фиолент в районе одной из турбаз обвалился берег, унеся с собой часть асфальтированной дороги, кусок забора и газон. Местные жители тогда шутили, что теперь «у некоторых прямо из окна видны почти стометровый обрыв и море. И да, до моря действительно близко: всего-то 10 секунд лету, если неаккуратно выйти во двор».

Также различают оползни по скорости их движения. Среди таких оползней выделяют:

· исключительно быстрый оползень, скорость которого достигает 3 м/с.

· очень быстрый — скорость движения составляет около 30 см/с.

· быстрый оползень (его скорость движения достигает 1,5 м/сут).

· умеренный оползень движется со скоростью до 1,5 м/месяц.

· скорость очень медленного оползня достигает 1,5 м/год.

· исключительно медленный оползень движется со скоростью до 6 см/год.

Конечно же образование оползня может создать чрезвычайную ситуацию. Оползни могут разрушать как отдельные объекты, так и подвергать опасности целые населённые пункты. Так, например, случилось с городом Сэн-Жан-Вьёни в канадской провинции Квебек. 4 мая 1971 года последовал первый признак надвигающейся угрозы, когда домашний скот отказался выходить на поля на краю города: скорее всего, животные ощутили незначительные колебания почвы. Той же ночью надвинулся огромный оползень. Дороги, транспорт и дома были поглощены громадной волной грязи, высота которой достигала 15 м.

Однако крупнейшие оползни на нашей планете образуются не на поверхности земли, а под водой. Самым крупным считается оползень «Стурегга», образовавшийся в 6200 году до нашей эры на границе континентального шельфа в ста километрах от границы современной Норвегии. Его площадь составила около 3500 км 3 (такое количество породы могло бы покрыть Исландию слоем в 34 метра).

Установлено, что большую часть потенциальных оползней можно предотвратить, если своевременно принять меры в начальной стадии их развития. К ним относятся: отвод поверхностных и атмосферных вод с оползневого участка; посадка деревьев и кустарников в комплексе с посевом многолетних дёрнообразующих трав на поверхности оползневых склонов. В случаях, когда оползень предотвратить невозможно, то происходит оповещение населения и организуется эвакуация.

Давайте рассмотрим некоторые рекомендации специалистов по действиям населения при угрозе возникновения оползня, во время и после него. Первое, и самое главное, что нужно сделать, это изучить информацию о возможных местах и примерных границах оползней, запомнить сигналы оповещения об угрозе возникновения оползня, а также порядок действий при получении этого сигнала.

Итак, при получении сигналов об угрозе возникновения оползня отключите электроприборы, газовые приборы и водопроводную сеть, приготовьтесь к немедленной эвакуации: соберите документы и ценные вещи, а в зависимости от обстановки — тёплые вещи и продукты.

После смещения оползня, если вы не пострадали, помогите спасателям извлекать из-под завалов пострадавших людей.

И поговорим ещё об обвалах. Обвалы — это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.

Чаще всего обвалы наблюдаются в горах, на морских обрывах и обрывах речных долин. Их образованию способствуют геологическое строение местности, наличие на склонах трещин и зон дробления горных пород. Возникают обвалы чаще всего во время сильных дождей и весной, когда в горах тает снег.

Разновидностями обвалов являются камнепады, обвалы грунта и обрушение ледников. В основном их движение происходит в форме падения на значительной части пути, но имеет и существенные различия в зависимости от масштабов явления.

Так, например, в 1911 году на Памире Усойский обвал обрушил в долину почти 2,2 миллиарда кубометров земли и горных пород. В результате образовалась естественная плотина высотой почти 300 метров, а на месте долины образовалось красивое Сарезское озеро.

Особенно широко распространены камнепады на склонах крутизной в 30 о и более. Чаще всего размеры падающих камней невелики. А общий объём камнепада не превышает десятков кубических метров. Камни перемещаются в форме неоднократных прыжков, чаще всего со скоростью до 40—60 м/с. Наиболее опасны камнепады на автомобильных дорогах, проложенных в крутосклонных ущельях (например, на Алтае, и на Кавказе).

Обвалы грунта отличаются от камнепадов не просто большим объёмом, а прежде всего сплочённостью обрушивающегося материала. Возникают обвалы в основном в результате землетрясений. Скорость движения обвалов иногда может достигать 300 км/ч, а длина пути — многих километров. Происходят и крупные обвалы ледников, которые также возникают в результате землетрясений. Хотя иногда ледники обрушиваются и без них.

Читайте также:
Реферат Первая помощь - общие правила и принципы, теория

Обвалы, происходящие в горах, на морских берегах и обрывах речных долин — это обычное явление. Но иногда обвалы приводят к трагическим последствиям, создавая чрезвычайную ситуацию. Например, так случилось в сентябре 1994 года в Сунженском районе Ингушетии. При горном обвале погибло 16 человек.

Обвалы способны создавать и угрозу безопасности движения наземного транспорта. Так, например, железная дорога Туапсе — Сухуми идёт по самой береговой кромке Чёрного моря. С одной стороны, ей угрожает возникновение обвала горных пород, размываемых морем, а с другой — обрывы нависающих гор.

Для предотвращения обвала принимаются инженерные меры по укреплению горных пород: их опоясывают стальными обручами, а трещины заливают цементом. В некоторых местах организуют постепенное обрушение горных пород взрывами малой мощности.

Если заранее известно место обвала, то единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организует заблаговременную эвакуацию населения в безопасные места.

В заключении хотелось бы отметить, что оползни и обвалы случаются не только на Земле, но и на других небесных телах. Так, например, считается, что крупнейший оползень в нашей Солнечной системе, вероятно был сформирован горой Эвбея на спутнике Юпитера Ио. Его объём оценивается примерно в 25 тысяч кубических километров.

Выхода нет? – Правильные мероприятия по защите от оползней

Оползни – грунтовые массы, которые движутся со склонов, оврагов, берегов рек. Это природное явление обладает высокой разрушительной силой и может засыпать технику, животных, людей. Борьба с оползнями основывается на тщательном изучении физико-геологической местности и регулировании окружающего ландшафта.

Куда обращаться при обнаружении движений пласта? Как бороться с оползнями при строительстве? К кому обратиться в экстренной ситуации? Обсуждаем с представителями группы компаний «КС» и «ВММоторсервис» – специалистами по водопонижению.

Внешние признаки оползневого склона

Обычно грунт находится в состоянии покоя. Однако любое воздействие внешней силы приводит в движение массы земли. Это может быть естественное явление либо результат деятельности человека. Смещение породы вызывает:

  • сельскохозяйственная и строительная деятельность (рыхление почвы, возведение сооружений, копка земли);
  • сейсмическая активность в регионе;
  • наводнение;
  • вырубка лесов;
  • ослабление породы в результате выветривания или вымывания плотных слоев грунта.

Оползень состоит из верхней точки скольжения, подошвы, бровка срыва, самой массы, террасы. Чем выше угол наклона, тем выше риск обрыва пород.

Больше всего подвергаются разрушению глинистые местности при увлажнении во время наводнений, разливов рек или дождя. Существует несколько уровней опасности:

  • Высокий риск образования оползня. На поверхности имеются горизонтальные трещины. Максимальный порог напряжения возникает в нижней части склона.
  • Повышенная степень угрозы. Также наблюдаются горизонтальные трещины. Однако напряжение происходит в средней части отвеса.
  • Потенциальная угроза. Трещины по горизонтали отсутствуют. Напряжение концентрируется вдоль оси.
  • Откос без риска возникновения оползня.

Вероятность срыва грунта возникает на склонах с углом 15°≥.

Анализ физико-географических условий

Основная задача инженера – обнаружение угрозы и предотвращение оползней. Если невозможно избежать движения пласта, риски сводятся к минимуму. Для этого надо детально изучить местность и провести работу по стабилизации условий.
Подготовительные мероприятия включают следующие действия:

  1. Сбор информации. Специалист берет пробу грунта, изучает картографические данные, собирает материал о рекогносцировочных и предпроектных разработках.
  2. Исследовательская деятельность. Проводится геологическая разведка, испытания, укрепление траншей, откачка воды из скважин и проверка физико-механических свойств пород.
  3. Составление проекта. Подготовка актов согласно нормативной документации. Проект должен исключать риск разрушения породы и создания опасных условий. Для этого разрабатываются методы и схемы предотвращения движения грунта. Создаются максимально эффективные способы защиты.
  4. Сопровождение ремонтно-строительных работ. На каждом этапе инженер мониторит ситуацию. При возникновении опасных условий следует немедленно принять меры по предотвращению оползней. Также необходимо контролировать весь процесс, чтобы возведение сооружений производилось согласно плану.

Противооползневые мероприятия и способы борьбы с оползнями зависят от предпроектной разработки. Инженер оценивает ситуацию и на базе собранных сведений разрабатывает эффективные схемы. Учитываются все имеющиеся данные и прогнозы.

Мероприятия и методы борьбы с движением почвы

Выбор методов укрепления оползня зависит от многих факторов. Часто устранение проблемы требует значительных финансовых затрат. Для принятия решения следует прогнозировать ситуацию. Как долго сооружение будет защищать от обвала: ближайшие часы, месяцы или годы. Существуют пассивные способы борьбы в виде запретов:

  • на уничтожение растительности;
  • на прокладку борозд для отвода вод со склонов;
  • на работу или движения техники рядом с обрывами;
  • на возведение сооружений у опасных участков;на разрушение нижней части откоса;
  • на проведение взрывоопасных и ударно-вибрационных действий.

Однако пассивных мер иногда бывает недостаточно. Приходится использовать дополнительные методы. К ним относят инженерные конструкции, которые препятствуют оседанию грунта.

Активные способы борьбы с оползнями

  • Габионы (металлические сетки, заполненные камнями или другими материалами). Имеют привлекательный вид, но технология не подходит для 1–2 степени угроз. Также их нельзя устанавливать рядом с жилыми или производственными объектами. Однако для возведения не требуется крепкое основание.
  • Подпорные стенки. Железобетонные блоки, которые обладают хорошей устойчивостью и надежным перекрытием.
  • Торкретирование. Металлическая сетка с анкерными крепежами заполняется быстровысыхающей массой. Конструкция имеет невысокую прочность, долго возводится. Каждый слой надо наносить, когда предыдущий высохнет. Однако метод не требует использование спецтехники, не зависит от основания и хорошо удерживает оползни с небольшим уклоном.
  • Комбинированные способы. Применение металлических сеток в тандеме с другими средствами защиты.
  • Анкерный способ. Технология сама по себе ненадежная. Анкера распределяют по периметру, их комбинируют вместе с бетонным слоем, металлическими сетками и стальными балками.
  • Бетонирование. Полимерная решетка заполняется тяжелым бетоном. В результате получается прочная конструкция. Технология не требует возводить отдельно основание, но слишком затратна.
  • Бетонное полотно. Еще один вид комбинированной защиты. Отрезки бетонного полотна размещают на склоне и фиксируют крепежными элементами, смачивают водой и через сутки готов надежный бетонный щит. Между собой отрезки фиксируют винтами.

Дренирование подземных вод

Важной составляющей для контроля оползней является отвод вод (дождевых, грунтовых и т.д.). На откосах может возникать гидростатическое боковое давление. Сила воздействует на подошву и сквозь щели и трещины размывает основание. Явление опасно. Особенно во время проведения строительных работ.

Чтобы этого не произошло, необходимо обеспечить надежный дренаж. Осушение грунта в комбинации с другими технологиями создаст качественную защиту от оползня. Для этих целей можно использовать:

  • методы водопонижения котлована при помощи иглофильтров;
  • применение эжекторов;
  • перераспределение влаги с помощью электроосмоса;
  • технологии с насосным оборудованием.
Читайте также:
Гражданская оборона понятие, история создания, структура, основные задачи

Подобные меры помогут уменьшить уровень грунтовых вод, снизить влажность и улучшить безопасность на объекте. Чтобы заказать конкретную услугу, достаточно позвонить по телефону горячей линии или заполнить форму обратной связи. Инженеры группы компаний «КС» и «ВММоторсервис» всегда готовы помочь. Обращайтесь!

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 12
Природные чрезвычайные ситуации
Сели, оползни, обвалы и снежные лавины

Содержание урока

Сели, оползни и обвалы

Сели, оползни и обвалы

Что такое сели, оползни и обвалы?

Задание

Рассмотрите фото. Составьте характеристику этих природных явлений.

Сели — поток воды, часть объёма которого (до половины) составляют различные минеральные частицы (песок, щебень, камни и даже крупные валуны). Причина возникновения: ливневые дожди и бурное таяние снегов. Угрозу схода селевых потоков создают переполнение горных озёр и рек, образование запруд и их прорыв.

Оползни — отрыв и сползание вниз по горному склону огромных масс грунта. Происходит по берегам водоёмов из-за переувлажнения склонов, подмыва их водой, землетрясений и неправильной деятельности людей.

Обвалы — падение больших масс скальных горных пород, дробление и скатывание по крутым обрывистым склонам гор, речных долин и морских побережий. Происходят в результате нарушения цельности пород, причины которого — выветривание, подмыв, землетрясения, нарушения в строительной и хозяйственной деятельности человека.

Работа в группах

Используя свои знания, справочную литературу, Интернет, составьте памятку «Правила поведения при угрозе схода селей, оползней, обвала». Обсудите свои идеи с классом. Дополните свои рассуждения информацией, раскрытой в тексте.

Как вести себя при угрозе оползня, селя или обвала?

Люди, проживающее в опасных зонах, должны знать очаги этих явлений, возможные направления движения потоков и их возможную силу. При угрозе возникновения оползня, селя или обвала организуется эвакуация населения и имущества в безопасные места.

В большинстве случаев население может быть предупреждено об опасности селевого потока за несколько десятков минут. Редко удаётся сделать это за 1-2 ч до катастрофы. О приближении селевого потока и обвала можно догадаться по характерному звуку перекатывающихся и соударяющихся друг с другом валунов и осколков камней, напоминающему грохот приближающегося с большой скоростью поезда. Об угрозе оползня говорят трещины на зданиях, разрывы на дорогах, выпучивание земли, смещение оснований высотных конструкций.

При заблаговременной эвакуации надо:

• вещи, которые невозможно взять с собой, укрыть от воздействия влаги и грязи;
• плотно закрыть двери, окна, вентиляционные и другие отверстия;
• отключить электричество, газ, водопровод;
• легковоспламеняющиеся вещества вынести из дома в отдалённые ямы или отдельно стоящие погреба.

Если получен сигнал о приближении селевого потока, схода оползня или обвала, необходимо как можно быстрее покинуть помещение. предупредить об опасности окружающих и выйти в безопасное место.

Если стихия вас настигла.

Если вы оказались на поверхности движущегося оползня, следует передвигаться вверх и ближе к его краю. Остерегайтесь скатывающихся сверху камней, обломков зданий и земляного вала. При высокой скорости оползня возможен сильный толчок при его остановке.

В случае захвата человека движущимся потоком селя необходимо оказать ему помощь. Для этого можно использовать шесты, канаты или верёвки.

Если вы попали под обвал, постарайтесь спрятаться под скалой, большим деревом и т. п. Если рядом нет укрытий, ложитесь на землю лицом вниз и обхватите голову руками, чтобы защититься от камней. Если обвал застиг вас дома, спрячьтесь под какими-то прочными предметами — столом, кроватью.

После окончания оползня, селя или обвала убедитесь в отсутствии повторной угрозы. Только после этого можно вернуться для оказания помощи пострадавшим.

Как избежать или уменьшить опасность селя, оползня или обвала

К сожалению, очень часто сели, оползни и обвалы образуются из- за непродуманной деятельности людей. Вырубка лесов, выкорчёвывание деревьев, выпас скота и проведение земляных работ на горных склонах — всё это может повлечь за собой размыв почв, сход селей, оползни или обвалы. Поэтому в горных районах нужно строго выполнять рекомендации по рубке лесонасаждений, ведению земледелия, по выпасу домашнего скота.

При угрозе селя на пути его движения к населённым пунктам строят плотины, возводят насыпи, устраивают отводные канавы. Долг каждого — по мере возможности участвовать в этих работах. Для предотвращения оползней и обвалов отводят поверхностные воды, сажают деревья, устраивают различные поддерживающие инженерные сооружения. Люди, проживающие в оползне- и обвалоонасных районах, не должны допускать обильной утечки воды из кранов, повреждённых труб водопровода или водоразборных колонок; при скоплении поверхностных вод (с образованием луж) необходимо своевременно устраивать водоотводящие стоки.

Следующая страница Снежные лавины

Оползень – что это такое, как с ним борются и как вести себя при ЧС

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и

10 декабря 2015 года N 2-4-87-53-14

Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных подсистем РСЧС по обеспечению безопасности населения и территорий при угрозе возникновения оползневых процессов, их прохождению и уменьшению последствий от них

1. Цели и задачи

Методические рекомендации разработаны для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) по обеспечению безопасности населения и территорий при угрозе возникновения и возникновении оползневых процессов и уменьшению последствий от них.

Целью разработки методических рекомендаций является повышение эффективности реагирования РСЧС на риски, вызванные угрозой возникновения и возникновением (активизацией) оползневых процессов, используя для этого данные о состоянии недр (государственный мониторинг состояния недр) и метеорологической обстановки (мониторинг метеорологической обстановки).

Проблему активизации оползневых процессов существенно осложняет и антропогенное воздействие, выражающееся в усилении нагрузок на грунты, сброс сточных и технических вод, принятие некомпетентных решений при строительстве зданий, сооружений, транспортных магистралей и др.

Таким образом, основной задачей защиты населения и территорий при угрозе и прохождении оползневых процессов является подготовка и своевременное доведение до органов управления сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС (далее – Ф и ТП РСЧС), руководителей муниципальных образований, руководителей организаций и предприятий ежедневных оперативных прогнозов и экстренных предупреждений, а также реагирование на риски возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с оползневой активностью.

Читайте также:
Чрезвычайная ситуация - понятие, типы ЧС, причины возникновения

Одной из основных целей защиты населения и территорий, подверженных оползневым процессам, является заблаговременное проведение мероприятий, направленных на их предупреждение. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

детализация (уточнение) рисков возникновения чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) для территорий, на которых прогнозируется угроза активизации прохождения оползневых процессов по данным мониторинга геологической и метеорологической обстановки;

детализация прогноза развития ЧС в результате активизации оползневых процессов до муниципального образования (потенциально опасного, социально значимого объекта);

организация круглосуточного взаимодействия между органами управления, силами и средствами Ф и ТП РСЧС по вопросам реагирования на прогноз;

организация оповещения населения и руководителей органов местного самоуправления (руководителей объектов экономики), доведение экстренных предупреждений;

проведение мероприятий по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств Ф и ТП РСЧС к выполнению возложенных на них задач;

контроль организации реагирования органов управления, сил и средств Ф и ТП РСЧС на прогноз развития ЧС.

2. Общие положения

2.1.1. Общие понятия

Природная чрезвычайная ситуация (далее природная ЧС) – обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Различают природные чрезвычайные ситуации по характеру источника и масштабам.

Источник природной чрезвычайной ситуации – опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Поражающий фактор источника природной чрезвычайной ситуации – составляющая опасного природного явления или процесса, вызванная источником природной чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими, биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

Поражающее воздействие источника природной чрезвычайной ситуации – негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника природной чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

Опасное природное явление – событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут вызвать поражающее воздействие на людей, объекты экономики и окружающую природную среду.

Стихийное бедствие – разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.

Природно-техногенная катастрофа – разрушительный процесс, развивающийся в результате нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей, разрушению и повреждению объектов экономики и компонентов окружающей природной среды.

Зона природной ЧС – территория или акватория, на которой в результате возникновения источника природной чрезвычайной ситуации или распространения его последствий из других районов возникла природная чрезвычайная ситуация.

Зона вероятной природной чрезвычайной ситуации – территория или акватория, на которой существует либо не исключена опасность возникновения природной чрезвычайной ситуации.

Опасное геологические явление – событие геологического происхождения или результат деятельности геологических процессов, возникающих в земной коре под действием различных природных или геодинамических факторов или их сочетаний, оказывающих или могущих оказать поражающие воздействия на людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты экономики и окружающую природную среду.

Оползень – смещение масс горных пород по склону под воздействием собственного веса и дополнительной нагрузки вследствие подмыва склона, переувлажнения, сейсмических толчков и иных процессов.

Противооползневая защита – комплекс охранно-ограничительных мероприятий и инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и развития оползневого процесса, защиту людей и территорий от оползней, а также своевременное информирование органов исполнительной власти или местного самоуправления и населения об угрозе возникновения оползня.

2.1.2. Характеристика оползней

Оползни возникают при нарушении устойчивости склона. Сила связанности грунтов или горных пород оказывается в какой-то момент меньше силы тяжести, и вся масса приходит в движение. Оползни являются катастрофическими процессами, при которых гибнут люди, ущерб, наносимый ими народному хозяйству, значителен: разрушаются жилища, повреждаются коммуникационные тоннели, трубопроводы, телефонные и электрические сети.

Оползни могут быть вызваны различными факторами: водонасыщение грунт; изменение вида насаждений; уничтожение; наводненность грунта; изменение вида насаждений; уничтожение растительного покрова; выветривание; сотрясения. Основной причиной их возникновения является избыточное насыщение подземными водами глинистых пород до текучего состояния. В результате происходит сползание по склонам огромных масс грунта, а вместе с ним всех строений и сооружений.

В горах оползни способны вызывать крупные завалы, обрушение автомобильных и железных дорог, разрушение населенных пунктов и уничтожение лесов, посевов, способствовать образованию катастрофических затоплений и гибели людей.

По механизму оползневого процесса выделяют: сдвиг, выдавливание, гидравлический вынос.

По глубине залегания поверхностного скольжения различают оползни поверхностные – до 1 м, мелкие – до 5 м, глубокие – до 20 м, очень глубокие – свыше 20 м.

По мощности, вовлекаемой в процесс массы горных пород, оползни распределяют на: малые – до 10 тыс.м ; крупные – от 101 до 1000 тыс.м ; очень крупные – свыше 1000 тыс.м .

По скорости движения оползни бывают: быстрые (время развития измеряется секундами или минутами), средней скорости (минуты, часы), медленные (дни, годы).

Только быстрые оползни могут стать причиной настоящих катастроф с сотнями человеческих жертв. К таким смещениям относятся те, скорость которых составляет несколько десятков километров в час (или значительно больше), когда бегство невозможно (на настоящую эвакуацию не остается времени).

Оползни потоки возникают тогда, когда твердый материал смешивается с водой и течет с большой скоростью. Оползни потоки могут быть грязевыми (к ним относятся и вулканические грязевые потоки), каменными или переходными. К быстрым смещениям относятся и лавины, как снежные, так и снежно-каменные.

Поражающие факторы природной ЧС, обусловленной оползнем:

Характер действия, проявления поражающего фактора источника природной ЧС:

– смещение (движение) горных пород;

– сотрясение земной поверхности;

– динамическое, механическое давление смещенных масс;

Грунтовая толщина склоновых участков (особенно ее приповерхностные слои) испытывает деформации и без активного развития оползневого процесса. Это может быть связано с целым рядом факторов:

Читайте также:
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - теоретические основы

– промерзанием и оттаиванием верхних горизонтов массива в зимне-весенний период;

– обводнением и высыханием их в теплое летнее время;

– с силовым воздействием на грунтовый скелет подземных вод;

– с изменением напряженного состояния в массиве вследствие увеличения-уменьшения веса грунтов при их увлажнении-высыхании;

– с проявлением взвешивающего эффекта грунтовых вод;

– с влиянием локальных подвижек, проявлений отдельных трещин и техногенных изменений рельефа и др.

Перечисленные факторы могут вызывать деформирование приповерхностного слоя в сторону падения склона. Это деформирование может происходить в виде весьма медленной ползучести (известно явление “вековой ползучести”) с возможными активизациями при аномальных воздействиях факторов.

Также причинами возникновения оползней могут быть антропогенные факторы. В частности, оползни могут быть вызваны вырубкой лесов и кустарников на склонах, распахиванием склонов, чрезмерным поливом склонов, закупориванием, засорением и заваливанием мест выхода подземных вод.

На возникновение оползней влияет производство взрывных работ, вследствие которых происходит-образование трещин.

Оползни могут образоваться при разрушении склонов котлованами, траншеями и дорожными выемками. Такие оползни могут произойти при строительстве жилья и других объектов на склонах.

3. Оценка оползневой опасности и основные методы наблюдений за состоянием оползней

3.1. Оценка оползневой опасности

Оценка оползневой опасности, как правило, включает в себя комплекс работ:

– изучение оползневой обстановки в районе работ, включая анализ всех оползневых проявлений (форма проявления, мощность оползневых масс, степень их обводнения, механизм возникновения и развития оползневых деформаций, тип оползня по механизму) и состояния склонов, примыкающих к исследуемому участку. Характеристика типов оползней (содержательная часть и рисунки). Возможные формы разрушения склона в результате развития оползневого процесса (характер и величины разрушительных деформаций);

– геомеханический анализ геологического строения и инженерно-геологических условий участка исследований, включая рассмотрение характеристик физико-механических свойств грунтов толщи, оценку структурной прочности грунта каждого слоя и определение действующего давления от веса вышележащих слоев с учётом возможной техногенной нагрузки;

– выявление (распознавание) возможного типа оползня и степени активности склона с оценкой факторов (по статье). Определяются основные факторы (параметры), характеризующие тип оползня и степень его активности (по статье);

– обоснование расчётных схем на основе учёта механизма возникновения (активизации) и развития оползневых деформаций;

– проведение расчётов устойчивости с целью выявления возможных причин возникновения (активизации) оползневых деформаций (учитываются возможные изменения гидрогеологических условий, в том числе возникновение восходящей и нисходящей фильтрации и соответствующих напоров; образование подвижек нижней части склона и как следствие “подрезка” верхней его части; изменения свойств грунтов в результате обводнения или в процессе деформирования, техногенная нагрузка);

– разработка рекомендаций по эффективным и рациональным защитным мероприятиям и мониторингу.

3.2. Организация мониторинга

Мониторинг оползней представляет собой сложную инженерную задачу, для решения которой используются различные методы диагностики и контроля.

Особенно сложной данная задача предстает при строительстве в оползневой зоне крупных сооружений (дороги, мосты, туннели, здания), поскольку это приводит к существенному перераспределению нагрузок внутри оползневой массы.

Действия населения при стихийных бедствиях

Действия населения при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. Ведение спасательных и других неотложных работ

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы весьма частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.

Каждому стихийному бедствию, аварии и катастрофе присущи свои осо­бенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бед­ствий и человеческих потерь. Каждая по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении насе­ления в значительной мере снизить все виды потерь.

Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуаци­ях, к участию в работах по ликвидации стихийных бедствий, аварий и катаст­роф, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи постра­давшим.

Что же представляют собой стихийные бедствия, каковы их особенности, каковы правила поведения и действия людей в чрезвычайных ситуациях?

Стихийные бедствия – это опасные природные явления или процессы геофизического, геологи­ческого, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких мас­штабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, разрушением и уничто­жением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.

Землетрясение – это подземные удары (толчки) и колебания поверхности земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре.

Проекция центра очага землетрясения на поверхности земли называется эпи­центром. Очаги землетрясения возникают на различных глубинах, большей ча­стью в 20-30 км от поверхности.

Как правило, они охватывают обширные территории. Часто нарушается це­лостность грунта, разрушаются здания и сооружения, выходят из строя водо­провод, канализация, линии связи, электро- и газоснабжения, имеются челове­ческие жертвы. Это одно из наиболее страшных стихийных бедствий. По дан­ным ЮНЕСКО, землетрясениям принадлежит первое место по причиняемому экономическому ущербу и числу человеческих жертв.

Когда землетрясение происходит под водой, возникают огромные волны — цунами. Порой их высота достигает 60 м (16-этажный дом), вызывая огромные разрушения на суше.

Возникают землетрясения неожиданно, и хотя продолжительность главного толчка не превышает нескольких секунд, его последствия бывают трагически­ми.

Как следует поступать при землетрясении?

Если первые толчки вас застали дома (на первом этаже), надо немедленно взять детей и как можно скорее выбе­жать на улицу. В вашем распоряжении не более 15 — 20 сек. Тем, кто оказался на втором и последующих этажах, встать в дверных и балконных проемах, распах­нув двери и прижав к себе ребенка. Или чтобы не пораниться кусками штукатур­ки, стекла, посуды, картин, светильников, спрячьтесь под стол, кровать, в платя­ной шкаф, закрыв лицо руками. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опор­ных колонн, т.к. эти места наиболее прочны. Здесь больше шансов остаться не­вредимыми. Ни в коем случае не прыгать из окон и с балконов.

Как только толчки прекратятся, немедленно выйти на улицу, подальше от зда­ния, на свободную площадку

Смотрите, чтобы никто не пользовался лифтом. В любой момент он может остановиться, и люди застрянут, а это очень опасно.

Читайте также:
Первичные средства огнетушения - виды, контроль за ними

Если первые толчки застали вас на улице, немедленно отойдите дальше от зданий, сооружений, заборов и столбов — они могут упасть и придавить вас.

Помните, после первого могут последовать повторные толчки. Будьте готовы к этому сами и предупредите тех, кто рядом. Этого можно ожидать через несколько часов, а иногда и суток.

Не стойте на мостах. Не прикасайтесь к проводам — они могут оказаться под током.

В момент разрушения опасность представляют также разлетающиеся кирпичи, стекла, карнизы, украшения, осветительная арматура, вывески, дорожные знаки, столбы.

Почти всегда землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа или замыканием электрических проводов.

Наводнение – это временное затопление значительной части суши водой в результате дей­ствий сил природы. Происходят они по трем причинам. Во-первых, в результа­те обильных осадков или интенсивного таяния снега. Во-вторых, из-за сильных наганных ветров, которые наблюдаются на морс­ких побережьях, например, Каспия и в устьях рек, впадающих в море (залив). В-третьих, подводные землетрясения. Возникают гигантские волны — цуна­ми. Скорость их распространения достигает 400 — 800 км/час. Они с колос­сальной силой обрушиваются на побережье, смывая все на своем пути.

Наводнение стало фактом

Эвакуация — один из способов сохранения жизни людей. Для этого исполь­зуются все имеющиеся плавсредства: боты, баржи, катера, лодки, плоты, маши­ны-амфибии. Входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину на­стила. Во время движения запрещается меняться местами, садиться на борта, толкаться. После причаливания один из взрослых выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все не окажутся па суше

Когда плавсредства отсутствуют, надо воспользоваться тем, что имеется по­близости под рукой — бочками, бревнами, деревянными щитами и дверями, обломками заборов, автомобильными шинами и другими предметами, способ­ными удерживать человека на воде. Отпускать в такое плавание детей одних нельзя. Обязательно рядом должны быть взрослые.

Может быть и такое: вода застала вас в поле или в лесу. Как быть, что делать? Срочно выходить на возвышенные места, а в лесу забраться на прочные разве­систые деревья.

К тонущему подплывать лучше со спины. Приблизившись, взять его за голо­ву, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу, работая свободной рукой и ногами.

При наличии лодки приближаться к терпящему бедствие следует против те­чения, при ветреной погоде — против ветра и потока воды. Вытаскивать чело­века из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.

Лесные пожары

До 80% пожаров возникает из-за нарушения населением мер пожарной безо­пасности при обращении с огнем в местах труда и отдыха, а также в результате использования в лесу неисправной техники. Бывает, что лес загорается от мол­ний во время грозы.

По характеру пожары подразделяются на низовые, подземные и верховые. Чаще всего происходят низовые пожары — до 90% от общего количества. В этом случае огонь распространяется только по почвенному покрову, охватывая нижние части деревьев, траву и выступающие корни.

При верховом беглом пожаре, который начинается только при сильном ветре, огонь продвигается обычно по кронам деревьев «скачками». Ветер разносит искры, горящие ветки и хвою, которые создают новые очаги за несколько десят­ков, а то и сотни метров. Пламя движется со скоростью 15 — 20 км/час.

Если пожар возник. Что делать?

Захлестывание кромки пожара — самый простой и вместе с тем достаточно эффективный способ тушения слабых и средних пожаров. Для этого использу­ют пучки ветвей длиной 1 -2 м или небольшие деревья, преимущественно ли­ственных пород. Группа из 3-5 человек за 40 — 50 мин может погасить захлестыванием кромку пожара протяженностью до 1000 м.

В тех случаях, когда захлестывание огня не дает должного эффекта, можно забрасывать кромку пожара рыхлым грунтом. Безусловно, лучше, когда это де­лается с помощью техники.

Для того чтобы огонь не распространялся дальше, на пути его движения уст­раивают земляные полосы и широкие канавы. Когда огонь доходит до такого препятствия, он останавливается: ему некуда больше распространяться.

Не исключено, что огонь все больше и больше приближается к деревне или другому населенному пункту, расположенному в лесу. Что предпринять? Глав­ное — эвакуировать основную часть населения, особенно детей, женщин и ста­риков. Вывод или вывоз людей производят в направлении, перпендикулярном распространению огня. Двигаться следует не только по дорогам, а также вдоль рек и ручьев, а порой и по самой воде. Рот и нос желательно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, платком, полотенцем. Не забудьте взять с собой доку­менты, деньги и крайне необходимые вещи.

Помните, огонь безжалостен.

Селевые потоки и оползни

Сель — это внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с большим содержанием камней, песка и других твердых материалов. Причина его возникновения — интенсивные и продолжительные ливни, быст­рое таяние снега или ледников.

В отличие от обычных потоков сель движется, как правило, отдельными вол­нами, а не непрерывным потоком. Одновременно выносится огромное количе­ство вязкой массы. Размеры отдельных валунов и обломков достигают 3-4 м в поперечнике. При встрече с препятствиями сель переходит через них, продол­жая наращивать свою энергию.

Обладая большой массой и высокой скоростью передвижения (до 15 км/ч), сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводят из строя линии связи, электропередачи, приводят к гибели людей и животных. Все это продолжается очень недолго — 1-3 часа. Время от начала возникновения в горах и до момента выхода его в равнинную часть исчисляется 20-30 мин.

Оползень — скользящее смещение земляных масс под действием собствен­ного веса. Происходит чаще всего по берегам рек и водоемов, на горных скло­нах. Основная причина их возникновения — избыточное насыщение подзем­ными водами глинистых пород.

Можно ли предсказать начало оползня? Да, можно. Оползень никогда не явля­ется внезапным. Вначале появляются трещины в грунте, разрывы дорог и берего­вых укреплений, смещаются здания, сооружения, деревья, телеграфные столбы, разрушаются подземные коммуникации. Очень важно заметить эти первые при­знаки и составить правильный прогноз. Движется оползень с максимальной ско­ростью только в начальный период, далее она постепенно снижается. Чаще всего оползневые явления происходят осенью и весной, когда больше всего дождей.

Читайте также:
Доклад на тему: «Вред алкоголя для подростков» влияние зависимости

Ураганы, бури, смерчи

Это чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха. Скорость урагана дос­тигает 30 м/с и более. Он является одной из мощных сил стихии и по своему пагубному воздействию может сравниться с землетрясением.

Ураганный ветер разрушает прочные и сносит легкие строения, опустошает поля, обрывает провода, валит столбы линий электропередачи и связи, ломает и выворачивает с корнями деревья, топит суда, повреждает транспортные магис­трали.

Бури — разновидность ураганов и штормов.

Сюда же, к ветрам огромной разрушительной силы, следует отнести и смер­чи — восходящие вихри быстро вращающегося воздуха, имеющие вид темного столба диаметром от нескольких десятков до сотен метров с вертикальной, иногда и загнутой осью вращения. Смерч как бы «свешивается» из облака к земле в виде гигантской воронки. Внутри его давление всегда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы.

Надвигаются ураган, буря, смерч. Что предпринять?

Гидрометслужба за несколько часов, как правило, подает штормовое предуп­реждение. Следует закрыть двери, чердачные помещения, слуховые окна. Стек­ла заклеить полосками бумаги или ткани. С балконов, лоджий, подоконников убрать вещи, которые при падении могут нанести травмы людям. Выключить газ, потушить огонь в печах. Подготовить аварийное освещение — фонари, све­чи. Создать запас воды и продуктов на 2-3 суток. Положить на безопасное и видное место медикаменты и перевязочные материалы. Радиоприемники и те­левизоры держать постоянно включенными: могут передаваться различные со­общения и распоряжения.

Из легких построек людей перевести в прочные здания. Остерегайтесь ране­ния стеклами и другими разлетающимися предметами. Если вы оказались на открытой местности, лучше всего укрыться в канаве, яме, овраге, любой выем­ке: лечь на дно и плотно прижаться к земле.

Аварии и катастрофы

Авария — это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения. Происходят аварии на коммунально-энергетических сетях, промышленных пред­приятиях. Если эти происшествия не столько значительны и не повлекли за собой серьезных человеческих жертв — их обычно относят к разряду аварий.

Катастрофа — это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести по­следствий и наличии человеческих жертв.

В результате аварий на производстве возможны взрывы и пожары, а их послед­ствия — разрушение и повреждение зданий, сооружений, техники и оборудова­ния, затопление территории, выход из строя линий связи, энергетических и ком­мунальных сетей.

Следствием аварий являются взрывы и пожары.

При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и к человечес­ким жертвам. Степень и характер разрушений зависят, кроме мощности взрыва, от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.

На каких предприятиях чаще всего происходят взрывы? Там, где в больших количествах применяются угле­водородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и по­луфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахар­ная пудра на сахарных заводах, древес­ная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.

Взрывы возможны в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ.

К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызы­вающие пожары, обвалы, затопления подземными водами.

Большой материальный ущерб, а в ряде случаев и человеческие жертвы при­носят внезапные обрушения зданий, мостов, других инженерных сооружений. Причины — ошибки при изыскании и проектировании, низкое качество строи­тельных работ.

Пожары происходят всюду: на промышленных предприятиях, объектах сель­ского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях, в жилых домах.

При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и орга­низовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность.

На железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в ва­гонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеня­ющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, проис­ходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов. Ликвидировать такие ава­рии довольно сложно.

Автомобильные аварии и катастрофы

Причины дорожно-транспортных происшествий могут быть самые различные. Это прежде всего нарушения правил дорожного движения, техническая неисп­равность автомобиля, превышение скорости движения, недостаточная подго­товка лиц, управляющих автомобилями, слабая их реакция, низкая эмоциональ­ная устойчивость. Нередко причиной аварий и катастроф становится управле­ние автомобилем лицами в нетрезвом состоянии. К серьезным дорожно-транспортным происшествиям приводят невыполнение правил перевозки опасных грузов и несоблюдение при этом необходимых требований безопасности.

Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздей­ствием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и оши­бок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является след­ствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидыва­ние судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное располо­жение грузов и плохое их крепление.

К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопа­ющих привлекаются все члены экипажа, при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

Авиационные аварии — это авиационные происшествия, не приведшие к человечес­ким жертвам, но вызывающие разрушения самолета различной степени.

Катастрофа — это авария с человеческими жертвами. А происходит их дос­таточно много.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций са­молета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении эки­пажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречаю­щейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые — проводимые членами экипажа, вторые — организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближай­шем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Читайте также:
Должности в армии - список, виды, способы замещения

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.

К месту посадки прибывают аварийно-спасательная команда, медицинские работники, пожарные, подразделения охраны, которые и проводят основные работы по оказанию помощи людям, ликвидации последствий аварий.

Аварии на гидротехнических сооружениях

Опасность возникновения затопления низинных районов происходит при раз­рушении плотин, дамб и гидроузлов. Непосредственную опасность представ­ляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопле­ния и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

День основания Военно-морского флота России

30 октября в России отмечается День основания Военно-морского флота России. Такая дата выбрана не случайно – (20) 30 октября 1696 года Боярская Дума по настоянию Петра I вынесла решение о создании в Российском государстве регулярного военно-морского флота.

На самом деле флот на Руси существовал за много столетий до Петра I. Без флота не достиг бы своего положения Великий Новгород, русские воины на ладьях отправлялись в походы по Черному морю. Но тот старый русский флот не был регулярным в общепринятом понятии. Петр заимствовал идею создания централизованного военно-морского флота в Европе. Он сам очень интересовался кораблестроением и, как и в случае с регулярной армией, начал создавать российский флот с потешных войск. Знаменитый ботик Петра I «Святой Николай» не зря зовется «дедушкой русского флота» – он был приобретен еще двоюродным братом деда Петра боярином Никитой Ивановичем Романовым для речных прогулок, а в 1688 году Петр обнаружил ботик в Измайлове.

Петром лично были заложены несколько судов – в Переяславле, на Плещеевом озере. Затем некоторое время корабли строили в Архангельске, но вскоре Петр пришел к выводу о том, что Белое море совершенно не годится для морских экспериментов. Именно это обстоятельство и заставило его обратить повышенное внимание на возможность выхода России к другим морям – Балтийскому, Азовскому и Черному. Однако решение этой задачи требовало от России вступления в войну с соседними государствами. Ведь выход к Азовскому и Черному морям перекрывала Османская империя, Балтику контролировала Швеция.

Решение о создании регулярного флота принималось как раз на фоне бурных событий на южных рубежах российского государства. Первый штурм Азова, тогда еще бывшего османской крепостью, окончился неудачно, что заставило Петра активизировать работу по созданию флота. Азовская крепость фактически запирала выход из Дона в Азовское море, поэтому для того, чтобы обеспечить свободный выход русским судам, и предстояло освободить крепость от турок. Весной 1696 года были построены два корабля, два галеаса, 23 галеры и 4 брандера. Строили их на реке Воронеж, с прицелом на то, чтобы корабли затем вошли в Дон и спустились бы к Азову. Адмиралом флота был назначен Франц Лефорт – выходец из Швейцарии, ко времени описываемых событий уже более двадцати лет находившийся на русской службе.

Азовский флот строился Петром I с 1695 по 1711 годы. Наблюдением за строительством кораблей в конце 1690-х гг. занимался вице-адмирал Корнелиус Крюйс – норвежец по происхождению, ставший в 1705 году первым командующим Балтийским флотом. Для строительства Азовского флота были созданы дополнительные верфи в Таврове и Ново-Павловске, а также в районе реки Икорц. Всего с 1695 по 1710 годы было построено 67 кораблей, прамов и фрегатов, столько же бомбардных судов, брандеров, галер, около тысячи бригантин и прочих судов. Однако поспешность в строительстве кораблей сыграла свою роль – первый русский флот очень быстро приходил в негодность. Когда в 1710 г. началась война с Османской империей, в строю были лишь 5 кораблей, 1 фрегат, 2 шнявы и 1 тялка. С такими силами рассчитывать на победу в войне с турками было преждевременно. По итогам Прутского мира Россия была вынуждена вернуть туркам Азов, убрать верфи в Таганроге.

После Северной войны началось строительство Балтийского флота Российской империи. Его базы размещались в Санкт-Петербурге, затем – в Кронштадте, Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Именно с создания Балтийского флота фактически и началась победоносная история российских военно-морских сил. К 1725 г. Россия уже располагала 130 парусными кораблями, в том числе 36 линейными кораблями, 9 фрегатами, 3 шнявами. Кроме того, империя имела и мощный гребной флот из 396 кораблей. Строительство кораблей велось на многочисленных верфях, наиболее крупные из которых располагались в Воронеже, Казани, Архангельске, Переяславле, Олонце, Астрахани, а затем и Санкт-Петербурге. В 1718 году для управления флотом и решения всех важнейших вопросов его строительства была создана Адмиралтейская коллегия.

На первых порах существования российского флота важную роль в его становлении и развитии играли иностранные военные специалисты, прежде всего выходцы из стран Скандинавии, Нидерландов, Англии. Многие из них делали успешную карьеру сначала в европейских государствах, а затем и на службе русскому царю. В качестве примеров можно привести того же Франца Лефорта, Корнелиуса Крюйса, Томаса Гордона и многих других высокопоставленных офицеров. Однако именно в Петровскую эпоху появились и отечественные флотоводцы, довольно быстро догнавшие иностранных специалистов и даже превзошедшие их по своим командирским талантам, а главное – по отваге и мужеству. К «золотой плеяде» петровских флотоводцев можно отнести Федора Апраксина, Наума Сенявина, Алексея Сенявина, Михаила Голицына. Именно эти люди формировали лицо русского флота в начале XVIII века.

Смерть Петра I стала огромным ударом для русского флота. Темпы кораблестроения сбавились. Ситуацию удалось исправить только после восшествия на престол Анны Иоанновны, при власти которой была учреждена Воинская морская комиссия под председательством вице-канцлера графа Андрея Остермана. В состав комиссии вошли известные флотоводцы вице-адмирал граф Николай Головин, вице-адмирал Наум Сенявин, вице-адмирал Томас Сандерс, контр-адмирал Пётр Бредаль и контр-адмирал Василий Дмитриев-Мамонов.

Вторая половина XVIII века стала временем подлинного расцвета русского военно-морского флота. Русско-турецкие войны, присоединение к России земель Крымского ханства способствовали развитию Черноморского флота. Русские корабли стали выходить в Средиземное море, где успешно действовали против турок. Именно в это время взошла звезда русского военно-морского гения Федора Ушакова – одного из ярчайших защитников Российской империи, чье имя стоит в одном ряду с именем генералиссимуса Александра Суворова.

Читайте также:
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - теоретические основы

На рубеже XVIII-XIX вв. Российская империя уже обладала одним из самых сильных в мире флотов – третьим по количеству кораблей после флотов Великобритании и Франции. В начале XIX века русские моряки принимали самое активное участие в географических открытиях, совершая экспедиции в Арктике и Антарктике.

Очередным переломным моментом в истории русского флота стала Крымская война. Она продемонстрировала всему миру мужество русских военных моряков, в том числе и адмиралов, героически погибавших в обороне Севастополя. Но именно война в Крыму выявила и многочисленные недостатки русского флота, просчеты в организационной структуре, в управлении и комплектовании. Стало ясно, что Россия серьезно отстает от передовых стран мира в области судостроения.

По итогам Крымской войны устаревший парусный флот был заменен паровым флотом. Началось строительство броненосцев, мониторов и плавучих батарей, которые, однако, из-за тяжести не были способны ходить на большие расстояния. Конец XIX века стал для России и эпохой продолжающегося технического совершенствования флота. Особенно бурными темпами флот развивался после восшествия на престол императора Николая II. Однако начавшаяся Русско-японская война довольно быстро выявила и определенные просчеты, связанные не столько с качеством личного состава, сколько с неразберихой в управлении, высоким уровнем коррупции. Но ситуацию как всегда исправляли сами русские моряки – от матросов до адмиралов. Они демонстрировали чудеса отваги. Так, вошел в историю мирового флота подвиг моряков крейсера «Варяг».

19 марта 1906 года в составе российского императорского флота были созданы подводные силы. С этого времени развитие подводного флота стало одним из наиболее важных направлений, тем более, что подводные лодки демонстрировали все большую эффективность.

Первая мировая война стала последним испытанием российского императорского флота. Как всегда, моряки демонстрировали героизм, высокую боевую выучку. В Черном море российскому флоту удалось добиться превосходства над противостоявшим ему флотом Османской империи. Готовилась Босфорская операция. Однако революционные события 1917 года привели к развалу российского флота. Стоит отметить, что одну из ключевых ролей в революции сыграли именно матросы Балтийского и Черноморского флотов. Это было связано с тем, что среди матросов преобладали призванные на флотскую службу квалифицированные рабочие, многие из которых еще до мобилизации имели связи с революционными организациями. «Красные матросы» стали одним из символов Октябрьской революции.

По итогам Гражданской войны большая часть кораблей российского императорского флота была выведена белыми и интервентами. Советской России пришлось создавать свой флот практически с нуля и, надо сказать, новая власть с этой задачей превосходно справилась. В течение 1920-х – 1930-х гг. был создан прекрасно вооруженный и подготовленный советский флот. Именно в эти годы закладывался фундамент той организационной структуры, системы подготовки и образования военно-морского флота, который до сих пор используется уже постсоветской Россией.

Великая Отечественная война – трагедия для страны, но и героическая страница в истории нашего флота. Поскольку судьба страны решалась на сухопутном фронте, значительная часть моряков была переброшена на сушу, где воевала как обычные пехотные подразделения. Гитлеровцы боялись советских моряков как огня, называя их «черными дьяволами». Всего за годы Великой Отечественной войны флот направил на помощь сухопутным войскам более 400 тысяч матросов и офицеров. Многие из них были отмечены за проявленную доблесть высокими правительственными наградами.

Послевоенный период – эпоха Холодной войны, длительного противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов Америки. Военно-морской флот СССР не прекращал свое совершенствование и развитие, одновременно продолжая решать самые разные боевые задачи уже по всему миру. Советские военные моряки бывали в Анголе и Йемене, Египте и Сомали, Мозамбике и Бангладеш. К концу 1980-х гг. в состав ВМФ СССР входили более 100 эскадр и дивизий, численность личного состава достигала 450 тысяч человек. В Советском Союзе существовали многочисленные военно-морские учебные заведения, ставшие настоящей кузницей высококвалифицированных офицерских кадров для ВМФ СССР, а также флотов союзных государств.

Конечно, распад Советского Союза не мог не оказать соответствующего влияния и на ситуацию на флоте. Тяжелее всего пострадал Черноморский флот, оказавшийся разделенным между Россией и Украиной. Далеко не все моряки согласились перейти на службу в украинский флот, что привело к большим сокращениям личного состава.

В настоящее время Военно-Морской Флот Российской Федерации состоит из Балтийского флота, Северного флота, Тихоокеанского флота, Черноморского флота и Каспийской флотилии. В состав ВМФ РФ входят надводные и подводные силы, береговая и палубная морская авиация, береговые войска флота в составе войск береговой обороны и морской пехоты. В условиях обострившейся военно-политической ситуации, в том числе в Средиземноморье, российский флот решает важнейшие политические задачи, в том числе связанные с поддержанием боеспособности группировки российских войск в Сирии.

В последние годы российское правительство уделяет особое внимание развитию и совершенствованию Военно-морского флота. На флот поставляются новые корабли, подводные лодки, улучшаются условия службы и содержания личного состава. Возвращается престиж военной службы на флоте – сегодня попасть служить на корабли ВМФ России мечтают очень многие призывники. Как здесь не вспомнить знаменитые слова о том, что лишь армия и флот являются единственными подлинными союзниками России.

В День основания Российского военно-морского флота «Военное обозрение» поздравляет с этой праздничной датой всех тех, кто служит, служил или иным образом причастен к Военно-морскому флоту СССР и России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: