Описание степи в повести Гоголя Тарас Бульба – роль природы

Полное раскрытие и описание образа степи в повести «Тарас Бульба»

Шедевральный пример русской классики — повесть «Тарас Бульба» написана Н. В. Гоголем в 1835, в этом же году и опубликована. Произведение вошло в многотомник «Миргород» как часть жизнеописания быта и культуры людей того времени. В 1842 году автор увеличивает объем повести, меняет масштаб исторических сцен. Великий писатель очень ценил народное творчество и фольклор. Ярко и живо Гоголь представил описание образа летней степи в своей бессмертной повести «Тарас Бульба».

  1. Художественное описание
  2. Языковые приемы
  3. Композиционные методы
  4. Смысловая симфония

Художественное описание

Думы, песни и сказания легли в основу многих произведений Гоголя. Национальный колорит и украинская природа особо воспеваются писателем. Бескрайние степные просторы, красоты Днепра, летний знойный полдень и многое другое — эту россыпь драгоценных образов можно проследить в каждом его сочинении. «Тарас Бульба» вошел в мировую литературу как настоящее зеркало, отражающее особенности быта, языка, культуры людей того времени, а также как пейзажный портрет степного ландшафта.

Уже из отрывка второй главы произведения — описания степи в повести «Тарас Бульба», видно любовь писателя ко всему южному пространству, что она занимала: «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее». Эти слова как точно характеризуют внутренний настрой автора, выдают его созвучность природе. Она предстает живым организмом со своим жизненным ритмом, укладом, настроением в зависимости от времени суток:

  1. Степь утренняя — роскошная, яркая, брызжущая цветами, блестящая птицами под полуденным солнцем, живущая тысячами разных звуков, благоухающая запахом цветущих трав. Бездонное синее небо контрастирует с зеленым атласом коврового покрывала, укрытого цветами. Птицы свили гнезда в этом неизмеримом океане диких растений. Степь живет этим сплетением растений, птиц, солнца, ветра! Она полна этой невидимой силой, напоена ей, вдыхает ее жизненное начало и одновременно питает все это своими соками! Природная мощь, могучие жизненные потоки брызжут через эти строки.
  2. Степь вечерняя — замирающая, успокаивающая, обволакивающая, курящая амброй и благовониями. Где каждый цветок готовится спокойно отойти ко сну, где на смену дневных птичьих трелей выходят треск кузнечиков и свист сусликов, а нагретая солнцем земля отдает свое благоуханное тепло воздуху. Волны свежего, легкомысленного ветерка бороздят просторы этого моря, поднимая легкую рябь. Вся поверхность земли медленно входит в сон, убаюканная звуками.
  3. Степь ночная — даже по ночам она не утихает. Она искрит огоньками светляков, трещит, свистит, стрекочет насекомыми, полыхает заревами пожарищ и заглядывает в казачью душу огромными блестками звезд под малороссийским небом. И каждый ее обитатель продолжает свою ночную песнь.

Языковые приемы

Анализ отрывка «степь» из «Тараса Бульбы» очень ярко и колоритно показывает настроение писателя, его отношение к родной природе. Для передачи радостного восхищения, что вызывает у Николая Васильевича степь, он использует следующие приемы :

  • метафора: чайка роскошно купалась в воздухе, красные платки летали по небу, глядели ночные звезды;
  • сравнение: крик лебедя как серебро, по небу как будто кистью наляпаны облака;
  • использование множества глаголов для подчеркивания «живости» степи: ветерок дотрагивался, степь курилась, пар отделялся;
  • изменение прямого порядка слов: брызнули цветы, синели верхушки;
  • гипербола: неизмеримые волны диких растений; миллионы цветов; поверхность — зелено-золотой океан; каждый цветок испускает амбру;
  • эпитеты: прозрачные облака, светящиеся черви, пестрое пространство, вольная степь.

Композиционные методы

Для реализации художественного замысла в описании степи Гоголь использует различные способы. Раскрытие связки исторического, культурного, нравственного тезисов происходит через приемы:

  • усиление,
  • противопоставление,
  • монтаж.

Прием усиления прослеживается в описании растительного покрова степи днем: «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». Автор усиливает эффект цветущего океана: здесь и там сквозят сине-голубые волошки, белеет кашка, желтеет дрок и наливается пшеница. Создан образ ночной степи, где каждая последующая деталь усиливает и дополняет предыдущую, создавая единый ансамбль. Дневная музыка затихала и сменялась другой — суслики свистели, кузнечики трещали, насекомые стрекотали.

Противопоставление можно проследить в описании девственной природы и отряда казаков. Красивый фрагмент из неспокойной жизни типичных представителей украинского казачества, островок природного спокойствия на фоне бесконечных междоусобиц. Природа противопоставляет свою размеренность, умиротворенность бессмысленной человеческой суете под названием «война».

Позади оставленный родимый дом, семьи. Впереди — неизвестность, возможно, смерть, кровь, хаос. Но сейчас — только степь с ее законами. Путешественники невольно подчинялись ее настроениям: «Выглянуло солнце, облило живительным, теплотворным светом степь и все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело». Души их очищались, слушая музыку степи.

Природа была настолько первозданной, что совершенно не нуждалась в людях. Это они растворялись в золотом океане с вкраплениями желтого, голубого, зеленого, видели отблески крыльев чайки, слушали крик двигавшихся туч диких гусей и вдыхали ароматы зеленого покрывала, замирали сердцем, прикасаясь к первозданной музыке степи. Она настраивала их душевные струны на неповторимый природный лад, забирала сомнения, лечила печаль и исцеляла смуту, питала корни и давала силу. Они едины в этот момент — первозданная сила земли и люди.

Здесь очень четко прослеживается монтаж. Слияние двух смыслов — природного и человеческого, рождает логичный третий — любовь к своей Отчизне.

Образ степи в повести «Тарас Бульба» несет именно эту смысловую нагрузку: верность Родине, патриотизм, радость от общения с природой, «чувство локтя» от родной земли. Нет ничего лучше и прекраснее своего края. В восторге то ли Бульба, то ли сам Гоголь восклицает:»Черт вас возьми, степи, как вы хороши!….»

Читайте также:
Композиция повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» идейная структура произведения, версии интерпретации эпизодов и интересные особенности сюжетной линии

Смысловая симфония

Трансформация смыслов в описании степи в «Тарасе Бульбе» очень образно воздействует на читателя и дает возможность увидеть всю красоту степной равнины Новороссийского пейзажа, вдохнуть образ летней природы. Можно почувствовать всю уникальность гоголевского языка в описании простых вещей: земля, растения, солнце, ветер и самых людей на конях. В тексте повествования ярко виден весь колорит жаркого, полнокровного лета, наложенный на образ бескрайней цветущей степи.

Каждая черточка этого степного пейзажа выписана, вырисована с таким вкусом, что поневоле ощущается и запах цветущей кашки, и вечерний стрекот насекомых, и серебряно-розовые отсветы на небе. Кажется, что автор только кисть в руках талантливого художника. Сама природа рисует эту картину, а писатель всего лишь облекает ее в слова.

Отрывок «степь» из произведения «Тарас Бульба» — яркий пример «гоголевского» литературного языка с использованием сравнений, описаний, речевых оборотов и даже характерной ему своеобразной пунктуации.

И вроде бы ничего нет такого необычного в этом бескрайнем поле, в этих диких цветах, в этих привычных звуках птиц, в порывах свежего ветра, а красота своей родимой земли берет за душу всякого, кто не только родился и вырос здесь, а и кто просто читает это произведение.

Все сочинения по литературе за 7 класс

В этой книге представлены варианты сочинений по литературе за 7 класс. Используя ее при подготовке к написанию сочинения, школьники смогут в предельно сжатые сроки написать творческую работу по любой теме.

Оглавление

  • 1. Образ главного героя в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 2. Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 3. Гипербола как основной прием повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 4. Фольклорные элементы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • 5. Идеальный образ святого в русской литературе (на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Все сочинения по литературе за 7 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Пейзаж и его роль в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Повесть «Тарас Бульба» — это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.

В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.

Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса — один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.

В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»

Читайте также:
«Последний срок» краткое содержание повести Валентина Распутина

Образ степи для писателя — это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь — родина героев, богатырей-запорожцев.

Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.

Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.

При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая-то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.

Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.

Описание степи в повести Гоголя Тарас Бульба

Во многих своих произведениях Николай Васильевич Гоголь очень красиво и образно описывает природу на фоне которой разворачиваются приключения его героев. Пейзажи являются колоритной окантовкой сюжетной линии. В том числе, и в своей повести «Тарас Бульба» автор очень живописно изображает очарование и красочность степи.

Степь является прекрасным фоном для развития сюжета и добавляет яркости в сюжетный рисунок произведения. В изображении писателя степь, как будто, живой организм со своим характером и голосом. «Девственная пустыня» степи, словно, доказательство открытости, широты и тяги к свободе души героев произведения. Степь своими просторами не ограничивает ни поступки, ни мысли героев повести. Природа будто чувствует все изменения настроения героев.

Богатство оттенков красок, запахов и звуков точно изображают богатство края, в котором разворачивается сюжет повести. Сила духа главного героя подчеркнута его отношением к родной природе и его восприятием царственной натуры степного края.

Любое время суток обладает своим цветовым сочетанием и своими звуками. Автор сравнивает степь с океаном, в котором расцвели миллионы всевозможных цветов. Из описаний видно насколько писатель любит родную природу. Он подробно и колоритно описывает каждый нюанс цвета, запаха и звука степной природы.

Утро, день, вечер, ночь в степи имеют свои оттенки не только красок, но и звуков. Днем автор красиво обрисовывает парение ястребов в небе, «тучи диких гусей» и купание «в волнах воздуха» чаек. Вечерние перемены природы красочно изображены изменением красок и запахов воздуха. Ночью, под «ночными звездами», становятся слышнее звуки, которые издают бесчисленные насекомые и животные, живущие в траве и невидимые днем. Каждое время суток имеет свой дух и характер. Яркость красок, звуков и запахов изменяются ежечасно. Мельчайшие детали трансформаций природы красочно описаны великим писателем.

Каждое словосочетание в описании красоты степной природы очень ярко подчеркивает красоту и величественность края, где разворачивается сюжетная линия книги «Тарас Бульба». Воздушность и чистота благозвучного художественного прозаического языка писателя создают природному образу степи правдоподобную чувственность и своеобразность, открывая необъятный простор равнины, которая воспитывает смелых, крепких телом и духом запорожцев, имеющих бесстрашный характер и колоссальную волю к свободной жизни.

Вариант 2

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» – это произведение, рассказывающее о храбрых воинах, борющихся за свободу своей Родины. Повесть сочетает черты прозы и лирики. Образы главных героев, трех казаков, их душевное состояние раскрываются при помощи пейзажного описания степи, которая является не только фоном происходящих событий, но и становится отельным самостоятельным персонажем произведения.

Читайте также:
Волков характеристика героя из романа И.А. Гончарова "Обломов", описание образа и внешности, отношения с окружающими, род занятий и интересы, сравнение с Обломовым

Творческое формирование Гоголя как писателя происходило под влиянием романтических идей в литературе первой половины 19 века. Лирическое описание пейзажа было средством для выражения духовных исканий и переживаний героев. Состояние природы тесно переплеталось с внутренним миром человека.

Описание степи в повести появляется в первый раз во второй главе произведения. Три казака отправляются на Сечь. Каждый герой погружен в свои мысли. Тарас Бульба думает о прошлом, о молодости, которая покинула его. Он вспоминает товарищей, с которыми не раз бокобок приходилось ему сражаться в бою. Кого встретит он на Сечи, а кого уже нет в живых? Эти вопросы занимают ум старого казака.

Старший сын Бульбы, был добрым и прямодушным человеком. При прощании его глубоко тронули слезы матери, они стали причиной душевных волнений героя. Мысли Андрия, молодого спешащего жить юноши, наполнены воспоминаниями о красавице-полячке, которую он увидел в Киеве. Думы героев рассеиваются, когда в предрассветный час перед ними предстает вся красота бескрайних просторов степи. Писатель сравнивает ее с зелено-золотым океаном, по которому рассыплись миллионы полевых цветов. И чем дальше едут путники, тем прекрасней становится природа.

Образ Степи становится символичным. Он отражает свободолюбивый нрав запорожцев, их силу характера, могущество и веру. Кажется, что не Сечь, а сама степь принимает новых казаков в свои зеленые объятия. Родина в повести Николая Васильевича – это красота природы, первозданной, не тронутой человеком. Поэтому при описании края не встречаются дома и постройки, лишь курении, которые легко убрать, чтобы перекочевать на другое место.

Степь завораживает своей красотой, бескрайним простором и свободой, которой она дышит.

Степь в произведении Тарас Бульба

Николая Гоголя можно смело назвать великолепным художником, которому удавалось передать всю красоту и природу тех мест, которые он описывал. Природные особенности, благодаря красоте и изяществу своих слов и мыслей, он передавал настолько ярко, что она как будто бы оживала перед читателем. При этом данное описание не было осложнено тем, что это относилось к лирическим отступлениям, а, наоборот, оно дополняло целостность сюжетной картины. В данном великолепном произведении показывается нелегкий путь и выбор трех центральных персонажей, которые принимают индивидуальные решения, исходя из того, во что они действительно верят и что для них является ценным и важным. Стоит также сказать и о степи, которая в данном произведении была показана не простым местом, которое дополняет сюжетные моменты в нем. Здесь степь играет куда большую роль, это своеобразное место, где многие герои находят удовлетворение и покой.

Первый раз читатель сталкивается с описанием степных мест почти в самом начале второй главы в моменте, связанным с путешествием трех казаков в сторону Сечи. При этом интересной особенностью в данном описательном моменте является то, что автор старается показать мысли этих героев. Так, например, Тарасу, вспоминается его прошлое, и он думает о том, кого может встретить на своем пути. Также, в данном эпизоде, читатель знакомится с сыновьями Тараса. Остап показан жизнерадостным, трудолюбивым молодым человеком, который безумно предан своей родине. Он является чувственным и понимающим сыном, который в сцене прощания с матушкой, сильно волновался и переживал за нее. Андрий же показан как человек, которого больше беспокоили на тот момент больше личные чувственные моменты жизни – он грезил встретить на своем пути знакомую красивую девушку, чтобы напомнить ей о былых временах.

Крайне ярко и глубоко описываются детали степи, по которой продвигаются главные персонажи. Здесь она олицетворяет свободу и любовь к Родине данных персонажей, так как он говорит о том, что «степь принимает» главных героев, так как «убеждена» в том, что эти люди являются ее защитниками. Она показывается как место, в которой всегда царили свобода мысли, ведь считалось, что именно путешествуя по степи, человек задумывался о своих самых настоящих и искренних желаниях и мечтах. В целом описание степи дополняет сюжет тем, что читатель может понять, что это особое место, которое влияло на мысли персонажей, и давало им понимание того, правильно ли они поступали на протяжении последних лет.

Читайте также:
Лиза характеристики героини в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", описание образа и характера, в кого влюблена, отношение к Молчалину, судьба, положение в обществе

Также читают:

Картинка к сочинению Степь в повести Тарас Бульба

Популярные сегодня темы

Алкоголь является опасным врагом человека в современное время. Проблема алкоголизма на сегодняшний день очень актуальна. Из статистики видно, что алкоголь употребляет все большое количество людей. К ним относятся как мужчины, так и женщины.

Роман «Воскресение» стал последним в творчестве писателя. Он написан в период разрыва автора со своим классом. Толстой встал на сторону угнетенных масс, и яростно критикует государственный порядок

Комедия Шарманка, написанная Андреем Павловичем Платоновым в 1930 году, в первый раз издана в России в журнале Театр в №1 в 1988 году.

В рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание» повествуется о гимназистке Оле Мещерской. Она была обычной девочкой, которая не выделялась среди толпы прочих гимназисток. Но в период полового созревания Оля стала по-настоящему красивой девушкой

Самое сказочное время года – это зима. В это время года кажется, что сама Снежная королева в сопровождении трех своих братьев, сопровождающих ее во время ее прогулок

Описание степи в повести «Тарас Бульба»

Николай Васильевич Гоголь зарекомендовал себя как великолепный художник, выражавший красоту в слове. Природа предстаёт перед читателем словно живой организм, удачно вписывающийся в сюжетное повествование. В произведении «Тарас Бульба» рассказывается о храбрых воинах, нелёгком выборе и личной драме трёх козаков. Степь в повести «Тарас Бульба» становится не просто фоном, на котором разворачиваются основные события, а представляет собой нечто большее.

Для начала следует сказать, что творческое сознание Гоголя формировалось под влиянием романтической традиции. Переняв у сентименталистов способы отражения духовных переживаний с помощью пейзажа, писатели-романтики значительно расширили применение этого приёма. Стихия в романтизме понималась как нечто могущественное и великое, то, что обязательно должно вызывать отклик в человеческой душе. Различались пейзаж-настроение, который отражал текучесть жизни и переменчивость эмоций, пейзаж-руины, пробуждающий фантазию, пейзаж-стихия, где показана сокрушительность природных сил, и пейзаж-мираж, который переносит в сферу ирреального, таинственно-возвышенного. В тексте произведения «Тарас Бульба» степь скорее представлена первым подвидом: пейзаж-настроение, но с некоторыми оговорками (нельзя забывать, что в творчестве Н. Гоголя, как и в произведениях других писатели того времени, отражена смена романтической парадигмы на реалистическую).

Впервые описание степи появляется уже во второй главе, когда два молодых человека и старый козак отправляются на Сечь. Каждого из героев одолевают свои мысли. Тарас думал о своём прошлом, об ушедшей молодости, о том, кого встретит на Сечи, живы ли его товарищи. В этой же главе читатель узнаёт о двух сыновьях Тараса. Остап был добрым и прямодушным, он считался лучшим товарищем. Прощание с матерью и её слёзы тронули юношу до глубины души, несколько смутив его. Андрий же «имел чувства несколько живее».

Для наглядности стоит поместить здесь отрывок из «Тараса Бульбы» о степи:

«Степь чем далее, тем становилась прекраснее… Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!…»

Как тонко и чувственно прописана каждая деталь пейзажа. Складывается впечатление, что не Сечь должна принять новых козаков, а сама степь: «степь давно приняла их в свои зелёные объятия…». Эта фраза употреблена не ради красоты слога. Образ степи оказывается символическим воплощением свободы, силы, могущества, веры в чистоту. Родина в повести ассоциируется, прежде всего, с красотами природы и степью. Вольные степи тождественны свободолюбивому характеру запорожцев. В степи всё дышит свободой и простором. Автор говорит о том, что путешественники останавливались лишь на обед и сон, а всё остальное время скакали навстречу ветру. Неслучайно в тексте повести нет описания каких-либо строений на территории Украины, есть только курени, которые легко убрать и поставить заново. Иначе говоря, нет никаких оков, которые могли бы ограничить или убить природу. В этом ключе нужно сказать и о военных походах запорожцев: известно, что они выжигали города дотла, сравнивали деревни с землёй. Этот факт можно понимать и как своеобразную борьбу с ограничением именно природы, провозглашение свободы и отсутствия условностей. При этом запорожцы не представляются читателю как некие хозяева стихии, наоборот, они органично вписываются в природу, живут ею и в ней.

Читайте также:
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях сравнительная характеристика

В повести «Тарас Бульба» описания степи отличаются богатством ярких красок. Текст оказывается крайне визуализированным, то есть описываемая картинка тут же предстаёт в воображении читателя. Картинки сменяют друг друга, акценты перемещаются под удивительное звуковое сопровождение:

«По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихала и сменялась другою. Пёстрые суслики выползали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Так лирично живописать степь мог только человек, по-настоящему любивший её, понимающий её богатство.

Пейзажные зарисовки появляются и в эпизоде осады Дубно: Андрий ходит по полю, глядя на бескрайние просторы, но чувствует духоту на сердце. Июльская жара соединяется с внутренним состоянием героя, ощущением бессилия и усталости. Аналогичный приём использован и в первой главе произведения. Путники только выехали из родного дома, а другие козаки увели мать Остапа и Андрия, которая не хотела смириться с их отъездом. Эта сцена смутила и самого Тараса Бульбу, но, тем не менее внутреннее состояние героев вновь описывается посредством природного мира: «день был серый… птицы щебетали как-то вразлад». Именно последнее слово и задаёт общее настроение: Остап и Андрий ещё не чувствуют того единства с отцом и степью, будто герои ещё не обрели целостность. Здесь субъективное восприятие природы персонажем соединяется с объективным авторским словом о внутреннем состоянии героя.

Благодаря детальным описаниям и мелодичному художественному языку Гоголь создаёт живой образ степи, пронизанный свободой, красотой и силой.

Урок литературы в 7 классе “образ степи” в повести “Т.Бульба”
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок исследование, позволяющий раскрыт особенности мастерства писателя и развитие творческие способности детей.

Скачать:

Вложение Размер
publikatsiya_uroka.docx 89.84 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:Трофимова Людмила Александровна,

учитель МОБУ СОШ №1 г.Мелеуз

Тема урока литературы в 7 классе:

« Образ степи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

– осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении»,

– распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,

– объясняют авторскую позицию,

– выразительно воспроизводят текст.

– оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем; ( регулятивные УУД)

– умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)

– умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)

– соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,

– осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ;

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Форма урока: Исследование

Оборудование: мультимедийная презентация, видеофрагмент из кинофильма «Тарас Бульба» режиссера В. Бортко, рабочие листы с заданиями для групповой работы.

1.-Предлагаю начать урок с просмотра фрагмента фильма по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

– Почему герои грустные? (Что осталось позади? Куда направляются?)

-Но настроение меняется. Найдите строчки, которые показывают изменение настроения. Что является причиной изменения настроения?

Степь- именно о ней сегодня пойдет речь.

-Какие ассоциации у вас возникают со словом степь?

Степь-простор,широта,красота,свобода…-этот ассоциативный ряд, вспомним в ходе урока.

-Как можно определить тему урока?

Может быть, вам поможет словарик ?(На доске словарик литературных терминов.

Запишите в тетради: «Образ степи в повести «Тарас Бульба».

-Какие вопросы нам следует рассмотреть в связи с названной темой?

-Может быть вам поможет эпиграф к уроку:

Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат

живыми красками действительности. Видишь и слышишь их… В.Г.Белинский

-Как описывает степь автор?

-Какую роль играет описание степи в повести?

-Как степь помогает донести идейный замысел автора?

2.Внимательно прочитаем фрагмент ы, изображающие степь.

Текст выведен на отдельных листах, пользуемся карандашом.

При чтении заключите в овал ключевые слова. В данном тексте – это в основном существительные ; слова, которые мало понятны обозначьте вопросом (?),подчеркните образные выражения.

  • Какого типа текст? Докажите.
  • Есть слова с вопросами?
  • Как правило композиционно первое и последнее предложения играют важную роль, прочитайте и скажите,
  • Что они отражают? -Точку зрения автора.

Автор, изображая степь, испытывает любовь, восхищение, изумление, восторг.

Назовите ключевые слова, которые встретились

Все эти предметы можно увидеть. Презентация.

Какой термин подойдет?- зрительные образы

Составим кластер используя зрительные образы.

Обратите внимание на композицию отрывка–Сначала Гоголь дает описание всего степного пространства ( тогда весь юг …,затем образ степи во всем многообразии. Степной пейзаж объединяет в себе все и землю, и птиц и солнце

Прочитаем 2 отрывок о степи

Назовите ключевое слово- переменилось

Прочитаем 3 отрывок

-Мы здесь больше видим или слышим?

-Что слышим ? (бесчисленный мир насекомых-треск, свист, кракание).

Уточним цвет – Цветовые образы(1 группа)

Попытаемся услышать звуки. Звуковые образы -поможет 2 группа

Зелено-золотой океан,белая кашка,

Темно-зеленая степь, изголуба-темному небу,

Степь, усеянная блестящими искрами свтящихся червей;ночное небо,темная-вереница лебедей,темное небо

Тысячи птичьих свистов, крик гусей,

Овражки(суслики) с тановились на з адние лапки и оглашали с тепь с вистом, трещание кузнечиков,крик лебедя

Бесчисленный мир насекоымых, треск,

3 группа выписывает художественные средства в таблицу.

Девственная пустыня, обольстительный ветерок, неизмеримые волны

Растения, как лес; крик лебедя ,как серебро

Чайка купалась в синих волнах океана, птица мелькает черною точкой, красные платки лебедей по небу, волны диких растений

Дрок выскакивал, звезды глядели, ветер дотрагивался

Поверхность земли –океан, миллионы разных цветов брызнули, туча диких гусей.

Показать таблицу с ответами.

Вывод: Множество звуков и обилие красок характерно для дневной степи.

К вечеру более темные тона, музыка дня сменилась ночной- гораздо больше звуков ,чем днем.

Включаются в наше восприятие и другие органы чувств: запахи,ощущения(осязания)возникающие при прикосновении кожи с чем -либо
Разнообразные художественные средства присутствуют на протяжении всего описания.

-Как вы поняли текст поможет ромашка .

-Отрываете лепесток –продолжаете называть задание: почему, как, когда, какие…

Работая по фрагментам повести, мы отметили зрительные, звуковые, цветовые образы степи, попытались услышать звучание степи, почувствовать запахи и веяние ветерка в вечерней степи.

Мне бы хотелось еще раз повторить задание со словом почему.

Почему так красиво, подробно, с любовью представлен образ степи?

Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца.

Придумай синквейн на тему « Степь» (Для первой группы)

Восхищает,удивляет,завораживает,
Степь рождает героев
Родина мать

Поделись впечатлениями о текст, вписав нужные слова.(Для второй группы)

Меня _________________ опис ание степи. Я убедился, что Н.В.Гоголь -____________________________________________________________.

Перечитывая отрывок, я представляю__________________________________________________________________________________________________________________________.

Эти образы писатель ярко показал, используя разнообразные средства выразительности_____________________________________________________________________________________________________________________.

Также можно услышать __________________________________________________. Это еще более усиливает_________________________________________________________.

Образ степи передает красоту окружающего мира и показывает, что только здесь могут жить _____________________________, способные _______________________________________________________________.

Представим, что вы встретились с великим писателем Н.В.Гоголем. Какие вопросы вы бы задали автору по образу степи в повести «Тарас Бульба» (Для третьей группы)

Запишите 5 вопросов.

Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца.

1.Оцени свои успехи на уроке, поставив + и – на ступеньках.

1.SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок:

Описание степи в повести “Тарас Бульба” Гоголя: отрывок из произведения

“. Черт вас возьми, степи, как вы хороши. ”
Художник А. Герасимов

Описание степи в повести “Тарас Бульба”: отрывок из текста

“. Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши.

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно‑зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба‑темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого‑нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш*; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, – все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто‑нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно‑розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу.

Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра. “

(*кулиш – жидкая пшенная каша с салом)

Это было описание степи в повести “Тарас Бульба” Гоголя: отрывок из II-ой главы произведения.

Описание степи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Шедевральный пример русской классики — повесть «Тарас Бульба» написана Н. В. Гоголем в 1835, в этом же году и опубликована. Произведение вошло в многотомник «Миргород» как часть жизнеописания быта и культуры людей того времени. В 1842 году автор увеличивает объем повести, меняет масштаб исторических сцен. Великий писатель очень ценил народное творчество и фольклор. Ярко и живо Гоголь представил описание образа летней степи в своей бессмертной повести «Тарас Бульба».

Основной смысл произведения

Постоянная атмосфера опасности, измены и подвига позволяет держать читателя в напряжении. Произведение «Тарас Бульба» максимально приближено к историческому эпосу и героическому роману. Детально описывается быт Сечи, представляется картина украинской степи. Подробно повествуется о городе, который осажден казаками. Он изображен глазами Андрия, восхищенным красотой музыки, девушки, природы. Гоголевские гиперболы позволяют воссоздать богатырский и былинный образ. Правильность поступка и внешняя красота зачастую противопоставлены в поэме.

Поэт описывает взросление и формирование героев. Тарас специально отправляет сыновей на войну, чтобы закалить их, проверить, увидеть, на что они способны. Андрий, полюбив полячку, переходит на вражескую сторону и погибает, поскольку в выборе между любовью к Родине и любовью к девушке на первом месте находится девушка.

Все основные персонажи умирают — Андрий погибает от руки отца, который не простил предательства, Тараса и Остапа берут в плен, где они также умирают — один от мучительных истязаний, второй на костре. В поэме отсутствуют известные исторические личности, основными героями являются обычные люди, но именно такая «обыкновенность» и сделала их необычными для читателя, а саму эпоху превратила в героическую.

Художественные образы

Повесть является любимым жанром Гоголя. Изображение главного героя в произведении создано на основе выдающихся лидеров национального движения:

  1. Тарас Трясыло.
  2. Наливайко.
  3. Остраница.
  4. Гуня.
  5. Лобода.

В произведении автор описал судьбу свободолюбивых людей. Образ Тараса воспроизведен на фоне противостояния казаков против татарских и турецких завоевателей. Речь идет сразу о нескольких стихиях повествования — простых явлений и торжественного лирического пафоса народного поэтического эпоса. Смысл последнего состоит в описании мощи Русской земли.

Создавая произведение, поэт изучал фольклорные, исторические и документальные хроники. Автор являлся большим знатоком народного творчества. В песнях Николай Васильевич находил отображение жизни простого народа.

Автор черпает образы из героических народного творчества. Он применяет былинные и песенные приемы. Вот один из ярких фрагментов поэмы.

Как плавающий по ясному и светлому небу ястреб, сделавший множество кругов мощными крыльями, неожиданно останавливается на одном месте, как распластанный среди воздуха и оттуда силой наносит удар по гуляющему около пшеничного поля перепелу, — так сын Тараса, Остап, налетел на хорунжего и тут же набросил ему на шею петлю.

Художественные особенности в «Тарасе Бульбе» заключаются в распространенном приеме троекратного повторения. Так, Тарас в разгаре сражения трижды перекликается со своими воинами: «А что, пацаны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабла казацкая сила?». И трижды слышит: «Есть батьку, не ослабла казацкая сила, не гнутся казаки!». Сочинение Гоголя наполнено мыслями о ценности родной земли, о желании погибнуть за независимость и свободу. На свете нет большего позора и преступления, чем измена Родине.

Популярные сегодня темы

Поэма написана Пушкиным на основе реальных исторических событий, и ее герои или их прототипы являются историческими лицами.

Думаю, у каждого человека есть смешные и не очень истории из детства. Стоит только покопаться в недрах своей памяти. Так приятно иногда посидеть, вспомнить. Ностальгия всегда дарит положительные эмоции

Каждый человек начинает свою жизнь в семье. С семьи начинается процесс социализации человека. Члены семьи — это самые близкие люди, которые будут поддерживать на протяжении всей жизни

Данный текст вышел в свет более тысячи лет назад. В нем скрыт неординарный подтекст. Целью произведения становиться наставление жить в мире и согласии для детей. Так как он на протяжении своей жизни не стремился конфликтовать

В середине марта уже чувствовалось наступление весны. Иногда случались дожди. В оврагах еще были снежные сугробы, но па полях он осел. Уже видна была черная земля. Набухали почки, зацвела ива и показались первоцветы

Описание природы

Восторженность, изумление, восхищение, любовь и любование — именно эти чувства переполняют душу Гоголя. Описание природы в «Тарасе Бульбе» в высшей степени эмоционально, оно патетически взволнованно и лирически окрашено.

Прочитав описание степи днем, можно увидеть «картинку художника-живописца» — у поэта все как бы нарисовано. Использованы ярчайшие краски. Их пестрота и многообразие просто ослепляют взор. Основной фон степи «зелено-золотой», при этом на него «брызнуло множество различных цветов».

Отрывки о степи из «Тараса Бульбы»: через степную траву заметны наливающиеся колосья пшеницы, «лиловые, синие и голубые волошки», «белая кашка», «желтый дрок» с пирамидальной макушкой, белая чайка, которая «роскошно» купается «в синих небесных волнах», мелькая в выси черной точкой. И все это наполняется выглянувшими солнечными лучами. Такого множества разных оттенков природа не знает, поэтому абсолютно ясно, что поэт пытается передать в первую очередь не разнообразие цветов, а впечатления.

Картинка, которая отображает степь днем, условно делится на две части:

  1. Степь и безбрежное, бездонное небо над ней.
  2. Зеленовато-золотая поверхность земли.

На фоне зеленовато-золотистого бесконечного моря, которое уходит куда-то вдаль, на переднем плане пестрят разные цвета. Тут же бегают и куропатки, шныряющие между колосьями пшеницы. Птиц огромное количество. «Тысячами различных птичьих свистов смогла наполниться степь», но непосредственно птицы описаны у автора необычно рельефно. К примеру, можно обратить внимание на неподвижно находящихся в небе ястребов с распластанными крылами и устремленным в землю взором. Можно даже проследить направление их взгляда, соответственно, читатель смотрит на них с довольно близкого расстояния.

«Туча диких гусей» темным пятнышком летит «в стороне», очень далеко. Нужно о гусей» означает не количество, а впечатлением — очень много! Чайка вылетает из-под ног путешественников. На картинке можно выделить несколько моментов — полет птицы и превращение ее в точку в небесной дали.

Несколько интересных сочинений

Гагин является одним из главных персонажей повести « Ася». Первое знакомство с ним происходит на одним из праздников в небольшом немецком городе. Господин Н.Н., главный герой, симпатизирует Гагину.

Главные герои новеллы – молодая замужняя пара: женщина, по имени Делла, и её муж Джеймс Диллингем Юнг, или, как называет его жена, Джим. Молодые супруги живут достаточно бедно

Я рассматриваю репродукцию картины «Полевая рябинка». Аркадий Рылов создал её в 1922 году. Живописец сумел запечатлеть настоящую пышность и яркость красок отечественной природы.

Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.

Я считаю, что жить без людей, отрешенно — невозможно, или, по крайней мере, это не приведёт ни к чему хорошему. Человек – существо биосоциальное, то есть социум является для него такой же неотъемлемой частью, как и биологическая составляющая

Сравнение с главными героями

Гоголь изображает едущих по степи Тараса с сынами так: «Уже и черных шапок не видно, одна лишь молния сжимаемой травы указывает на их бег». При этом «молния сжимаемой травы» является зрительным образом. Кажется, что издали скачущие казаки по траве перемещаются зигзагообразными движениями, которые по форме напоминают молнию. Помимо этого, трава, раздвинутая скачущими лошадьми, сжимается молниеносно быстро. Гоголь вводит в поэму яркие словесные образы. А самое важное — стремится описать свое настроение и чувства. Это можно проследить в одном из монологов:

Черт вас побери, степи, как вы прекрасны, как давно хотелось по вам погулять!

Прослеживая, как преображается степь ночью, можно заметить, что в описаниях основное место уделено музыке, которая звучит в эту пору, запахам цветов. То есть днем нельзя услышать стрекота кузнечиков и свиста сусликов. В описании все сказочно таинственно, великолепно и прекрасно. На первый план выходит не сама картинка, а впечатления от нее — степь ночью фантастична и необыкновенна.

«Тарас Бульба» — это уникальное сочетание романтической и реалистической поэтики. Из романтического описания автора чувствуется высокая эмоциональность повествования, тем более блестяще проявляющаяся в картинах природы с их повышенной мощью, патетикой, яркостью метафор, неожиданностью сюжетных линий.

Сочинение Описание степи в повести Тарас Бульба

Изображение в произведении степной запорожской равнины является способом применения писателем художественного приема, заключающегося в представлении природного начала в качестве живого организма, включенного в сюжетную линию повести, а также несущего существенную фоновую смысловую нагрузку.

Описание степного пространства изображается писателем в виде пейзажа-настроения в сочетании с реалистичными оговорками, отличающимся богатыми, яркими красочными зарисовками. Писатель демонстрирует визуализированную текстовую нагрузку, позволяющую вообразить описываемую природные картины, которые чередуются между собой, сменяя акцентную структуру при помощи удивительного звукового мелодичного сопровождения.

Каждая черта изображенного пейзажа описывается автором с мастерской чувственностью и тонкостью, акцентируя красотой словесных выражений, олицетворяя в виде степного образа символа родной свободной земли и вольного простора. При этом автором применяются различные художественные приемы в виде гипербол, метафор, сравнений, эпитетов и живописных олицетворений.

Образ степи используется писателем не только в виде дневного описания природных красот, но и в виде степной равнины на фоне вечернего солнечного заката, передавая внутреннее настроение персонажей произведения, отражая жизненное движение и изменение эмоционального состояния героев. При этом персонажи повести гармонично сливаются с природным пейзажем, принимающим их с любовью и откровенной преданностью, составляя вместе с другими степными обитателями целостное единство. Тем самым писатель подчеркивает истинность народных характеров персонажей, которые искренне любят свою отчизну и способны на ее защиту, даже ценой своей жизни.

Писатель использует в описании степной природы необычайную лиричность, проявляющуюся не только в изображении пейзажа степи, но и сочетающуюся с введением в текст повести образов степных животных, тонко демонстрирующих красочную силу и свободный характер степного пространства.

Легкость и прозрачность мелодичного художественного литературного языка писателя придают природному образу степи невероятную чувственность и неповторимость, раскрывая необъятный простор равнины, рождающей храбрых, сильных запорожцев, обладающих мужественными характерами и огромной жизненной волей.

Другие сочинения: ← Критика о повести Шинель↑ ГогольАнализ повести Портрет →

Примеры текста

В описании степи ярко прослеживается связь природы с настроением главных персонажей, а также их внутренним миром. Вначале «все три наездника скакали молчаливо». Тарас задумался «о былом», вспоминая погибших друзей, «слеза тихонько круглилась на его веке, и седая голова уныло опустилась». Остап «душевно был растроган слезами матери, и лишь это его смущало, заставляя в раздумьях свесить голову». Андрий «потупив взгляд в гриву своей лошади, грустил о расставании с панночкой».

Однако степное пространство, его удивительный простор были дороги и близки сердцу главных героев. Степь являлась их Родиной-матерью, и она, как родная мать, принимая несколько печальных сыновей «в зеленые объятия», утешая и подбодряя их, вливала жизненную энергию и силу. Наконец, Тарас, откинув грустные мысли, весело окликнул сынов. Они посмотрели на степь, которая была облита живительными солнечными лучами, и все, что «смутно находилось на душе, вмиг сошло, сердца их взлетели, словно птицы».

Фразы, которыми описывает Гоголь природу:

  1. «ветер, обольстительный, как волны океана»;
  2. «далее, степь полностью курилась благовонием»;
  3. «красные платки пролетали по нахмуренному небу» (описана вереница лебедей);
  4. «лебединый крик отдавался в воздухе, словно серебро».

Чувствуется неожиданность и красота таких образов, с особым эмоциональным подтекстом. Сложность может вызывать только сравнение лебединого крика и серебра. Предлагается следующая трактовка: лебедь — гордая и красивая птица, серебро — благородный и красивый металл. Такая метафора объединяет благородство и красоту крика.

Любовь к родной земле

В литературной истории Гоголь является первым поэтом, который открывает красоты украинской степи. В описании природы выражается в первую очередь горячая любовь поэта к Родине, уверенность в ее могуществе и силе, восхищение бескрайними просторами и красотой:

  1. «Никогда еще борона не проходила по бесчисленным волнам дикорастущих растений, по которым брызнуло бесчисленное количество различных цветов».
  2. «Степь, чем дальше, тем была прекрасней, и ничего в природе не может быть лучше нее».
  3. «Из густой травы поднималась мерными взмахами крыльев чайка, роскошно купаясь в голубом небе, вот она перевернулась и блеснула в солнечных лучах».
  4. «На заре вся степь полностью изменялась. Все пестрое пространство было охвачено последними отблесками солнечных лучей и постепенно смеркалось, даже видно, как тень проскользнула по нему, и оно становилось темно-зеленым. По синему небу исполинской кистью были наляпаны большие полоски из розового золота…».
  5. «…издалека белели клоками прозрачные и пушистые облака, и освежающий, обольстительный, как морской бриз, ветерок чуть колыхал верхушки травы…».

Главные персонажи

В дальнейшем идет описание Тараса Бульбы и его сопровождающих, которые гуляют по этой самой степи. Здесь они останавливаются буквально на считаные минуты, чтобы пообедать. Автор рассказывает, что спутники отвязывают деревянные баклажки, слезая со своих лошадей. Описывается отряд, состоящий из 10 казаков. Вслед за этим писатель переходит к описанию того, как меняется к вечеру степь. Тарас Бульба и остальные казаки поедают:

  • коржи;
  • хлеб;
  • сало.

Запивают они все это чаркой, не позволяя себе лишнего в дороге. А вокруг пестрое в дневное время суток пространство приобретает темный оттенок.

При этом запахи становятся всё более насыщенными. От каждой травы и цветка исходят свой характерный аромат, из-за чего вся степь словно наполняется благовониями. Также меняется и небо, которое приобретает тёмно-голубой оттенок, украшенный широкими бело-золотистыми облаками, между которыми иногда видны розоватые полосы.

Красоты всей этой атмосфере пребывания в степи добавляет свежий и легкий ветерок, который с легкостью пробивается между с травами и дотрагивается до их верхушек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: