Описание картины Васнецова Три богатыря – история создания

«Богатыри» Васнецова – олицетворение русского духа

  • Автор: Виктор Михайлович Васнецов;
  • Год: 1898
  • Место нахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва;
  • Размер: 295,3 × 446 см. Холст масло;
  • Цена: Картина была продана Павлу Михайловичу Третьякову, в скоре после её создания. Точная дата продажи и цена не известна.
  1. Васнецов и патриотическое воспитание детей
  2. Васнецов – выходец из народа
  3. История создания картины «Три богатыря»
  4. Описание картины Васнецова «Богатыри»
  5. Натурщики и пейзаж
  6. Величие картины
  7. Коллекция известных картин Васнецова

Васнецов и патриотическое воспитание детей

С самого детства российским детям известно имя Виктора Михайловича Васнецова: в учебниках на протяжении всех лет учёбы встречаются репродукции картин художника. Уже в начальных классах ученики знакомятся с биографией живописца, знают богатырей и многих других былинных и сказочных героев. Современные методы преподавания отечественной истории, литературы, изобразительного искусства и родной речи позволяют преподносить материал интересно, давать детям глубокие знания. Уже в начальной школе учатся описывать увиденное и работают над сочинением по картине «Богатыри». Целями изучения творчества Васнецова со школьной скамьи являются воспитание любви к родине, уважение к её защитникам, а также формирование умения анализировать и составлять текст.

В сочинении по картине Васнецова «Богатыри», как правило:

  • Описывается художественное полотно в общем
  • Характеризуется каждый из богатырей
  • Описывается природа как самостоятельный персонаж

Патриотическая составляющая в этом полотне акцентируется именно на природе: хмурое небо с несущимися тучами над головами зорких богатырей – символ неослабевающей внешней угрозы для русского народа и необходимости всегда быть начеку.

Васнецов – выходец из народа

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926) родился и вырос в многодетной семье в суровом и живописном Вятском крае. Здесь, среди «мужиков и баб», он любил слушать старинные песни, былины и сказки, которые и сформировали ранние и самые сильные жизненные впечатления будущего художника. Детское восприятие прочных основ жизни народа с их вековыми традициями сыграло решающую роль в становлении Васнецова как певца русского эпоса. «Три богатыря» – картина, ставшая центральным его полотном.

История создания картины «Три богатыря»

Идея написать масштабное полотно с героями русских былин возникла у художника в 1871 году. Обдумывая затею, он сделал карандашный набросок. Спустя целых пять лет повторил то же в красках. Вошедший в мастерскую и увидевший результат Василий Поленов был восхищён. Васнецов же ничего особенного не видел и предложил Поленову забрать себе понравившийся этюд. Однако возмущённый легкомысленным предложением Поленов придумал, как повлиять на друга: он взял с Васнецова слово, что тот подарит ему эскиз после того, как будет готова картина.

Так и было – первый эскиз, сделанный маслом, подарен В.Д. Поленову и сейчас выставлен в его доме-музее. Это произошло только после нанесения Васнецовым финальных штрихов, до которых мастеру понадобилось ещё более 20 лет. В конце апреля 1898 года шедевр, ставший символом русского народа, наконец был закончен.

Описание картины Васнецова «Богатыри»

На фоне широкой равнины, невысоких холмов вдалеке и пасмурного неба, среди жухлой травы и редкой молодой еловой поросли стоят как вкопанные три богатыря.

Это русские былинные герои:

  • Илья Муромец – центральная фигура – на огромном вороном коне. Могуч телом и крепок духом. С ладонью, приставленной ко лбу, зорко вглядывается в серую даль. В нём чувствуются спокойствие, уверенность, основательность и простота – богатырь из народа и особо им любим. На левом плече щит, в руке копьё – пока спокойно лежит на холке коня, но в случае опасности в мгновение будет готово к бою. С запястья правой руки свисает булава – грозное оружие в умелых руках. Илья Муромец в доспехах и шлеме – важна каждая деталь для сохранения жизни богатыря в случае схватки. Конь вороной под стать бесстрашному хозяину – косит глазом, налитым кровью. Сбруя – тяжёлая цепь – только так можно обуздать коня, сладить с ним.
  • Добрыня Никитич – на картине слева – на белом коне. Изящество кольчуги и драгоценное сияние алого щита говорят о знатном происхождении богатыря. Из былин известно, что это человек зрелый, степенный, обходительный. По возрасту он самый старший из персонажей картины. Рука с наполовину обнажённым мечом готова пустить его в ход в любой момент. Конь также схож характером с хозяином – чутко и внимательно принюхивается к ветру.
  • Алёша Попович – справа на картине – на низкорослой каурой лошади. Самый молодой богатырь, удалой весельчак и песенник, в походы возит с собой гусли – отчего бы на привале не спеть и не сыграть для души? Сметлив и ловок этот воин, горяч и стремителен в бою. Лук и стрелы всегда наготове. Рыжая лошадь Алёши Поповича, пощипывая траву, держит уши востро.

Богатыри в дозоре – оглядывают, всё ли в порядке на земле родной, нет ли беды где иль ворога лютого.

Натурщики и пейзаж

Илью Муромца Васнецов писал и с владимирского крестьянина, грузным телом напоминавшего Илью, и с абрамцевского кузнеца, степенного красавца со спокойными глазами, и даже с московского извозчика, «здоровенного детины – вылитого Ильи», по словам художника.

Читайте также:
Серебряный век русской культуры - развитие, достижения

В былинах Добрыня молодой, но Васнецов решил сделать его зрелым. В его образе живописец соединил портретные черты В.Д. Поленова, свои собственные и своего отца.

Алёшу Поповича художник писал с сына мецената Мамонтова, у которого в Абрамцево Васнецов гостил. По словам художника, три могучих дуба, увиденные им здесь из окна, помогли ему передать богатырский дух персонажам.

Натурщики облачались в настоящую одежду воинов Древней Руси, которую для художника выдавали напрокат в Историческом музее.

Васнецов долго думал и над достойным своим богатырям пейзажем. Однажды на прогулке по Абрамцево художник оказался в широком поле, окружённом густым лесом. Вот красота и величие земли русской! Здесь и была построена мастерская, сюда привозили натурщиков и лошадей.

Величие картины

Увидев впервые картину, размер которой 295,3 х 446 см, Третьяков был поражён и молча рассматривал полотно несколько минут. Не раздумывая, он купил впечатляющий шедевр и торопливо перевёз к себе.

Васнецов считал, что кое-что ещё надо подправить и несколько раз приезжал в галерею с кистями, в рабочем халате и прямо в зале, взбираясь на стремянку, делал на полотне мазки, необходимые по его мнению. Это он дорабатывал Добрыню Никитича, изредка поглядывая в зеркальце на себя.

Сжившись с картиной за годы труда, он любил её и с уверенностью мог сказать, что ему действительно удалось выразить свою мечту и веру в красоту и непобедимую мощь земли русской.

Воссоздав грандиозные по духовной мощи образы защитников Древней Руси, Васнецов выразил своё возвышенное и одновременно гражданское понимание идеала русского народа.

Коллекция известных картин Васнецова

Сюжет картины Васнецова Царевна лягушка

Васнецов Богатырский скок

Васнецов Иван царевич на сером волке описание

Описание картины Васнецова “Три богатыря” — история создания

История написания

Васнецов работал над выдающимся холстом больше двух десятков лет. Идея нарисовать картину с русскими героями появилась в 1871 г. Началом создания полотна «Три богатыря» стал эскиз, созданный карандашом во время пребывания автора в Париже в 1876 г. Полноценная реализация этого наброска состоялась по истечении нескольких лет.


Набросок картины Васнецова «Три богатыря»

Своим созданием картина «Три богатыря» во многом обязана другому российскому художнику – В. Д. Поленову. Товарищ Васнецова был впечатлен необычным эскизом и выразил при его виде глубокий восторг. Виктор Михайлович хотел подарить другу свой набросок. Поленов пообещал забрать эскиз только тогда, когда появится полноценное полотно, что и произошло впоследствии.

К созданию картины «Три богатыря» художник приступил в усадьбе Абрамцево. Васнецов подходил к своей работе очень ответственно, называл ее «творческим долгом, обязательством перед народом». К 1898 г. полотно с тремя витязями было полностью готово и подписано автором.


«Три богатыря»

Картину «Три богатыря» сразу признали настоящим шедевром. Ее высоко оценил и затем купил знаменитый русский коллекционер П. М. Третьяков. Работа была выставлена на всеобщее обозрение, однако некоторое время Васнецов продолжал вносить в нее правки.

Сегодня оригинальное полотно, созданное более 100 лет назад, хранится в стенах Государственной Третьяковской галереи.

Как появилась картина Васнецова «Три богатыря»?

Официально художник начал трудиться над полотном в 1881 г. Однако идея панно возникла у него ещё в 1871 г., при посещении мастерской Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927). Друзья обсуждали принципы творчества, и кто-то сказал, что задавать тон всего произведения обязано то сказание, которое легло в его основу. Рисунок может разве что дополнить и расширить уже существующее впечатление, но не полностью его трансформировать. Сразу же после визита Виктор Михайлович «набросал карандашиком» давно лелеемый замысел – троицу могучих богатырей на лохматых конях.

Первый эскиз маслом, подаренный В. Д. Поленову, сейчас хранится в его доме-музее. На нём есть две даты – «75» и «10 марта 1898». Первое число проставлено ошибочно – полотно Васнецов закончил вскоре после своей поездки в Париж в 1876-1877 гг. и преподнёс приятелю. Но, увидев рисунок и услышав описание картины, которую хотел создать Виктор Михайлович Васнецов, Поленов отказался забирать набросок, заявив, что возьмёт его лишь тогда, когда мастер нанесёт финальные штрихи. Для этого потребовалось более 20 лет – и наконец 27 апреля 1898 г., огромный шедевр (его размеры – 295,3*446 см) был закончен.

Художник рисовал и другие эскизы. Среди них – пейзажи «Абрамцево» (1879), «Мелколесье. Ахтырка» (1880), «Лесистый пригорок и дали в Абрамцеве» (1881), портреты «Витязь в кольчуге» (1880), «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров» (1883), этюды «Лошади» (1881), «Кольчуга» (1898), «Голова крестьянина» (1898).

Этюд для первого плана картины «Богатыри» Абрамцево Холст, масло 19х47,5 Дом-музей В. Д. Поленова

Мелколесье. Ахтырка Холст на картоне, масло 14 х48 Музей-заповедник Абрамцево

Читайте также:
Архитектура Древнего Египта - описание храмов и пирамид

Пейзаж лесистого пригорка и дали в Абрамцеве (Пейзаж под Абрамцевым) Холст, масло.34,7х49,3 Третьяковская галерея 1882 г.

Вот что говорил о картине сам живописец: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг».

Полотно по достоинству оценила публика и критики. А когда Виктора Михайловича посетил коллекционер П. М. Третьяков, он был настолько поражен произведением, что простоял перед ним несколько минут, а потом немедленно заключил договор о покупке. Так «Три богатыря» стали одним из последних панно, внесённых в каталог картин всемирно известного собрания. Кроме того, они заняли центральное место на персональной выставке Васнецова, организованной в марте-апреле 1899 г.

«Богатыри» в Государственной Третьяковской галереи, Москва

Илья Муромец на картине Васнецова «Три богатыря»

Илья Муромец изображен в центре полотна. Его фигура самая крупная среди троих богатырей. Легенда сообщает об Илье Муромце следующее:

  • герой родился в селе, находящемся рядом с Муромом;
  • будущий богатырь воспитывался в крестьянской семье;
  • до 33 лет он не ходил, однако потом был чудесным образом исцелен.


Илья Муромец

Для создания картины с тремя героями были задействованы настоящие натурщики и лучшие лошади из усадьбы Абрамцево. Чтобы передать дух старины, использовалась подлинная одежда древнерусских витязей.

Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров. Старинные атрибуты предоставил для создания его образа и остальных персонажей Исторический музей города Москвы.

На картине богатырь, облаченный в шлем и доспехи, внимательно всматривается вдаль. Он оглядывает пристальным взглядом русскую землю, чтобы вовремя заметить малейшую опасность. На левой руке витязя виден щит, с правой руки, которую он приложил ко лбу, свисает булава.

Илья Муромец изображен восседающим на могучем вороном коне, поперек которого он расположил копье. На верном спутнике богатыря тяжелая сбруя, помогающая обуздать его. Конь искоса смотрит красноватым глазом и круто выгибает шею. Он выглядит так же уверенно, как и всадник, демонстрирует свою ежеминутную готовность к бою.

Васнецов «Богатыри» — история полотна

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – архитектор и художник, прославившийся своей любовью к былинам и преданиям. В его работах причудливо переплетается реальность и вымысел, погружая зрителя в удивительный мир снов, фантазий, волшебных существ и отважных героев. Некоторые считали, что подобные произведения возрождают национальную культуру, другие же критиковали их «безынтересность». Тем не менее, в 1912 г. мастеру пожаловали дворянство, признав его уникальные заслуги.

Талантливый живописец близко дружил со многими великими художниками своего времени – И. Е. Репиным, И. М. Крамским, В. Д. Поленовым, П. П. Чистяковым, был членом мамонтовского кружка в Абрамцеве (неформального объединения творческой интеллигенции). В 1871 г., при общении с другими мастерами и возникла идея полотна «Богатыри» (именно такое название дал ему автор). Вернувшись домой, он немедленно набросал карандашный эскиз, оставив в дневнике описание картины: «Взгорья, простор… дивный сон детства! Нарисовал в единочасье».

Но, несмотря на скорость, с которой появился первый вариант произведения, его завершение потребовало более 20 лет. Уточняя отдельные детали изображения, В. М. Васнецов создал около 20 этюдов маслом: портреты «Голова крестьянина», «Витязь в кольчуге», «Крестьянин Владимирской губернии Иван Петров», пейзажи заповедных земель близ Абрамцева (усадьбы, которая тогда принадлежала промышленнику и филантропу С. И. Мамонтову), рисунки лошадей. А доспехи и оружие мастер скопировал с аутентичных музейных экспонатов.

Первый набросок карандашом 1871—1874 гг. Третьяковская галерея Первый эскиз маслом. Холст 27х41 Дом-музей В. Д. Поленова

Наконец, 27 апреля 1898 г. огромное полотно – 295,3х446 см – было окончено. Незадолго до этого художник вручил своему другу, В. Д. Поленову, первый эскиз, выполненный маслом на картоне (27х41 см).

Масштабное произведение тотчас обрело популярность. Сразу же после того, как был нанесён последний штрих, его приобрёл П. М. Третьяков, в чьей галерее холст находится и сегодня. По картине Васнецова придумывали анекдоты и сценические миниатюры – актёры разыгрывали диалоги и забавные сценки между героями. А когда состоялась персональная выставка художника (март-апрель 1899 г.), полотно заняло на ней центральное место.

Васнецов «Богатыри». Фото с оригинала. 1881—1898 гг. Государственная Третьяковская галерея

Добрыня Никитич

Слева от Ильи Муромца нарисован Добрыня Никитич, сидящий верхом на белом скакуне. Этот богатырь считается самым старшим среди всех персонажей картины, является вторым по значимости в знаменитой троице.


Добрыня Никитич

В древних былинах сохранились сведения о том, что Добрыня Никитич был человеком образованным, справедливым, уверенным в своей силе. Во многих легендах его называют змееборцем, поскольку он сумел одержать победу над Змеем Горынычем.

Образ Добрыни Никитича отличается от остальных богатырских фигур тем, что для его создания не был выбран натурщик. Считается, что в облике этого героя Васнецов объединил черты своего лица, особенности отцовской внешности, а также художника Поленова.

Добрыня Никитич имеет знатное происхождение и высокий статус. Об этом свидетельствуют:

  • княжеские доспехи;
  • алый щит со вставками из благородного металла;
  • стремена с позолотой;
  • конская уздечка с медальонами из золота.
Читайте также:
Лунная соната история создания произведения Людвига ван Бетховена

Во взгляде Добрыни Никитича читаются уверенность и бесстрашие. Рука героя частично вынимает меч из ножен, украшенных драгоценностями. Богатырь и его сильный конь, который принюхивается к ветру, в любой момент способны защитить родные земли.

Алеша Попович

Справа Васнецов расположил Алешу Поповича – самого младшего из нарисованных на картине витязей. Он контрастирует с остальными богатырями не только возрастом, но и телосложением. Алеша Попович – это сын священнослужителя, который прославился на Руси необыкновенным умом.

Прототипом Алеши Поповича стал юноша по имени Андрей – сын Саввы Мамонтова, которому принадлежало поместье Абрамцево. Молодой человек скоропостижно умер от болезни в разгар работы над картиной, и Васнецов заканчивал создание героя по памяти.

Алеша Попович худощавый и выглядит скромнее остальных богатырей. В руках молодой витязь удерживает лук со стрелами. Васнецов изобразил его на приземистом рыжем коне.


Алеша Попович

Алеша не производит впечатления силача, однако обладает необыкновенной смекалкой. Также он известен как песенник и гусляр. Чтобы победить врага, этот молодой витязь чаще всего прибегает к хитрости и обману. Мудрость и сильный характер можно прочесть во взгляде Алеши Поповича, которые талантливо изобразил художник. Благодаря своему недюжинному уму, этот богатырь сумел одержать верх над Тугарином Змеевичем.

«Богатыри» Васнецова: когда в картине главное эпичность

Искусство и история. Несколько слов для тех, кто читает статьи в «ВО» наспех, через строчку, или прочитывает в них то, чего там никогда не было. Данная статья не отнюдь не попытка оскорбить, умалить или принизить значимость для культуры России полотна «Богатыри» (да-да, именно таково название этой знаменитой картины, а вовсе не «Три богатыря», так ее стали уже позднее называть в просторечии!), написанного Виктором Михайловичем Васнецовым. Но это одновременно и ответ на содержащийся в эпиграфе панегирик к этой картине. Совершенно очевидно, что талантливый художник имеет право изображать на своих полотнах образцы материальной культуры весьма далекими от реальности, как это сделал, например, Леонардо да Винчи в картине «Битва при Ангиаре», и что его искусство вполне может быть условно, если это искусство настоящее. Вот если художник не слишком талантлив и никаких особых идей в картину не вкладывает, то тогда ему следует изображать все фотографически точно. Другое дело, если он умеет передать своей кистью дух явления, наполнить свое полотно некоей потусторонней силой, тогда любые вольности ему будут простительны. Не бытописательство его цель, вот и все!

Однако, зная это, нам следует знать и то, насколько достоверно изображены им те или иные предметы из той же «археологии» на данном полотне! И можно ли им доверять с точки зрения исторической. Причем картина «Богатыри», как, пожалуй, ни одна другая, позволяет это сделать.

Сначала немного истории. Идею картины о богатырях Васнецов вынашивал больше двадцати лет. А говорил о ней он так: «Может, я не всегда работал над «Богатырями» с должным усердием и напряженностью, но они неотступно были передо мною, лишь к ним влеклось сердце и тянулась рука! Это – мой творческий долг». Время тогда было такое, что художники ранга Васнецова даже малозначительные детали рисовали с натуры, да еще и по нескольку раз. Использовали артефакты Оружейной палаты Кремля, а уж позировать им почиталось за честь, и немалую.

Вот и Илью Муромца для своих «Богатырей» В. М. Васнецов написал с абрамцевского крестьянина-извозчика Ивана Петрова. В роли прототипа юного Алеши Поповича выступил сын мецената Саввы Мамонтова Андрей, в имении которого в Абрамцеве Васнецов гостил вместе с семьей. Что же касается Добрыни, то искусствовед Николай Прахов считал, что его лицо является собирательным образом Васнецовых — отца художника, его дяди и отчасти самого живописца. Хотя есть и такая версия, что Добрыня был написан с художника В.Д. Поленова. Что до лошадей, то тут все просто: все они принадлежали Савве Мамонтову, так что были у художника всегда под рукой.

Когда полотно было представлено для всеобщего обозрения в 1898 году, его по достоинству оценила и публика, и критика. А известного коллекционера П. М. Третьякова она настолько поразила, что он долго стоял перед ней и сразу же предложил купить. На персональной выставке Васнецова в марте-апреле 1899 г. она также привлекла внимание публики, да это и неудивительно. Такой силой и самобытностью веет от нее, что их просто ощущаешь физически, достаточно лишь немного постоять возле этого полотна.

Раньше герои былин считались исключительно вымышленными персонажами, однако историки выяснили, что «настоящий» Илья Муромец, например, родился в городе Муроме в XII веке. Под именем Илия он был похоронен в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. причислен к лику святых. Сохранились его мощи, по которым даже выяснилось, что у него были проблемы, а рост составлял около 182 см. В то же время встретиться вместе богатыри могли бы лишь на картине художника. Когда Илья был молодым, Добрыня был уже старцем, а Алеша Попович еще мальчиком. Кстати, в реальности витязь Александр Попович был отнюдь не поповичем – «поповским сыном», а ростовским боярином, воевал в дружинах Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, и погиб в битве на Калке в 1223 г.

Читайте также:
Последний день Помпеи описание картины Карла Павловича Брюллова

Ну а теперь давайте внимательно рассмотрим эту картину с точки зрения оружиеведения, то есть те образцы оружия и доспехов, которые на ней изображены. Начнем с фигуры крайней слева – Добрыни Никитича. На голове у него так называемый «шлем с Деисусом» или «колпак греческий». И известен единственному образцу, который находится в Оружейной палате Московского Кремля и очевидно, что именно с него-то он и был нарисован. Шлем датируется XIII—XIV веками, но в Византии мог употребляться и раньше. В описи 1687 года о нем сказано так: «Шапка с Деисусом железная, травы мелкие наведены золотом и серебром. Ветха, не вооружена. По нынешней переписи 1687 года и по осмотру, та шапка против прежних переписных книг сошлась. Цена шестьдесят рублев, а в прежней описной книге написана пятая». По венцу шлемы насечкой и золочением были сделаны изображения вместе с надписями на греческом языке. Можно увидеть фигуры Вседержителя, Богородицы, Иоанна Крестителя, двух Ангелов-Хранителей, двух Херувимов и двух Евангелистов, один из который св. Николай Чудотворец.

Такой шлем мог употребляться с кольчужной бармицей, и Васнецов ее нарисовал. Ну а выбор типа шлем очевиден. Скорее всего так художник хотел показать культурную связь Руси с Византии, а также и религиозность богатыря, шлем которого недаром украшают изображения святых. Удивительна внешность Добрыни. Если мы посмотрим на рисунки и гравюры в таком журнале, как «Нива», то увидим, что именно такими изображались у нас в то время скандинавы и германцы, герои «Песни о Нибелунгах», а отнюдь не славяне. Надеть на него шлем с крыльями, и перед нами будет ну точно Тор или Один.

Очень интересны на Добрыне доспехи. Прежде всего это пластинчатая броня из металлических прямоугольников, нашитых на синюю ткань. Потом на нем надета кольчуга с короткими широкими рукавами. Но у него также и предплечья затянуты в кольчугу, причем с металлическими браслетами у запястья.

Размеры пластинок и их форма не позволяют идентифицировать этот доспех ни как колонтарь, ни как что-нибудь другое. И уж тем более для XII – XIII вв. «богатырской эпохи» совершенно «неактуальна» кольчуга с рукавами до запястья, да еще и в обтяжку. Словом, тут мы имеем дело с фантазией автора, хотя она практически и не бросается в глаза. Почему-то он не стал обряжать Добрыню вот в этот колонтарь, хотя и вполне мог бы.

Щит Добрыни больше бросается в глаза, поскольку он красный, да еще и усыпан бляшками. Само их обилие вызывает сомнение. Подобного рода находки неизвестны. Но особенно нетипичен умбон. Он должен был иметь полусферическую либо цилиндроконическую форму, и размер его должен быть таким, чтобы под ним пряталась согнутая в кулак кисть руки.

Очень интересный у Добрыни меч. Это типичный скандинавский меч, с трехчастным навершием и слегка изогнутым в сторону острия перекрестием. Узор и на нем, и на перекрестии типично норманнский. Похожих мечей, так же, как и умбонов, много в «типологии Петерсена» — энциклопедическом издании «Норвежские мечи эпохи викингов» (Ян Петерсен «Норвежские мечи эпохи викингов. Типохронологическое изучение оружия эпохи викингов». СпБ. Альфарет, 2005). Похоже, Васнецов ничего плохого в «норманнской теории» не видел, или по крайней мере, не считал, что нашему богатырю может быть почему-то зазорно пользоваться мечом «скандинавского происхождения». Правда, точный тип меча «по Петерсену» по картине определить затруднительно, но то, что это меч скандинавский, несомненно.

В общем, на мой взгляд, Добрыня на картине (если не принимать во внимание щит без умбона) выглядит как… скандинавский конунг, побывавший на службе в Византии. Там он приобрел характерные для греков пластинчатые доспехи и две кольчуги, надеваемые одна под другую, богатый греческий шлем, а меч с «родной» позолоченной рукоятью он сохранил свой собственный.

Фигура этого богатыря одета художником более просто: кольчуга, правда с красивой фибулой на левом плече, очень простой шлем. Видно, что у него сзади колчан со стрелами, а значит есть и лук, однако его не видно. Главное, на что обращает внимание зритель — это копье и внушительных размеров булава с небольшими и совсем нестрашными шипами. Копье тоже очень внушительное, но к нему есть вопросы. Илья – всадник, витязь, а значит у него должно быть и всадническое копье. То есть наконечник иметь… «крылышки», чтобы после копейного удара копье не пробивало бы «объект атаки» насквозь, и у его обладателя был бы шанс (пусть и небольшой!) извлечь его и использовать повторно. Конечно, известны наконечники копий и без крылышек. Однако уже в коннице Каролингов они использовались в обязательном порядке. То есть в идеале сам наконечник копья должен быть уже и обязательно иметь перекрестие. И Васнецов вполне мог его нарисовать. Но почему-то не стал…

Читайте также:
Народные промыслы России - виды древнего искусства

Точно так же совершенно фантастический облик имеет и булава, которая висит у Муромца на запястье. Причем, видимо именно изображение этой булавы следует считать фирменной «фишкой» Васнецова – раз нарисовав, он повторяет ее снова и снова. Мы видим эту булаву на его картине «Битва скифов со славянами», написанную им в 1881 году; ей же вооружен (правда, без шипов) «Витязь на распутье» 1882 года. Хотя на более раннем его полотне «После побоища Игоря Святославича с половцами» 1880 года у изображенной там булавы мы видим весьма впечатляющие шипы.

Получается, что художник сознательно стремился к тому, чтобы придать облику Муромца облик максимально возможного миролюбия. То есть «шипы» на его булаве хотя и есть, но так малы, что никакой особой роли не играют. Но самое интересное, что эта его булава чисто сказочная, вернее «былинная», потому что подобное оружие в реальности не существует. То есть булавы с грушевидным навершием известны, но они имеют совершенно другие пропорции. Видеть турецкие парадные булавы похожих очертаний Васнецов мог в Оружейной палате Московского Кремля. Внешний их вид явно запал ему в душу, и он развил его в нечто реально не существовавшее, но производящее очень даже достоверное впечатление.

А теперь представим себе на мгновение, что художник вооружил бы Илью настоящей, музейной булавой. Смотрелась бы она на картине? Однозначно нет. Или это было бы устрашающего вида оружие, утыканное шипами, скорее говорящее о кровожадности его хозяина, нежели о его миролюбии, или… «шарик на палочке», совершенно не вяжущийся с богатырским обликом Ильи. Гениально? Да гениально, хотя и не исторично. Не исторично – зато эпично!

Вот щит… он явно круглый, металлический с умбоном и тоже явно перекочевавший сюда с картины «Витязь на распутье», но… дело в том, таких щитов на Руси в то «богатырское время» еще не было! Это типичный турецкий калкан, который распространился у нас в XVI веке, так что тут Муромцу более подошел бы миндалевидный, большой, «червленый» щит. Ну, вот что-то вроде щитов у билибинского «Красного всадника» 1899 года и у прочих его богатырей. Хуже картина от этого бы не стала.

Последний третий богатырь самый молодой и, видимо, поэтому одет в самые «молодые» для Руси доспехи. На нем и шлем, и кольчужно-пластинчатый панцирь явно восточного образца. Ну и, конечно, прекрасно выписан лук, опять-таки из коллекции Оружейной палаты.

Интересно, что на шее у него гривна и цепь, и перстень с камнем на пальце, и кольцо, да и пояс с набором у него богатый, то есть любит у Васнецова Алеша пофорсить, да и как без этого, коли он и внешностью удался, и как же в таком случае «добру молодцу» да без красивого «узорочья»? Про гусли у седла пишут все, а вот что перекрестие и навершие меча имеют определенное сходство с этими деталями меча Карла Великого «Жауйез» как-то никто внимания не обращал, хотя такое сходство есть. Правда, у французского меча концы перекрестия явно длиннее.

Мы не знаем, о чем думал художник, создавая это свое гениальное полотно. Он не оставил воспоминаний о том, как он писал эту картину. Но невольно приходит на ум мысль, что Добрыня символизирует Византию и варягов, Алеша – это Восток, с которого к нам приходило восточное оружие и традиции лучного боя, а вот Илья Муромец воплощает собой объединяющую силу русского народа, он стоит между Западом и Востоком, как самый сильный, могучий и мудрый.

Так что да, есть картины, в которых историчность принесена в жертву эпичности, но если их пишет мастер, то их качество от этого совсем не страдает, просто мы понимаем, что художник сместил ряд акцентов для большей выразительности и… все! Идея над всем главенствует и при этом главенствует мастерски!

А теперь представим, что Васнецов не был бы… тем, кем он был, а нарисовал бы трех богатырей разного возраста одного времени и принадлежавших к одной культуре. Это могли быть отличная иллюстрация к находке погребения «Черная могила» или воины в «шлемах Ярослава Всеволодовича» — у кого богаче, у кого беднее. Вся тройка могла бы иметь либо круглые с умбоном, либо миндалевидные щиты и… что в итоге у нас бы получилось? И сравнились бы эти богатыри с известными нам богатырями?!

Читайте также:
Теория цвета в живописи определение в колористике, описание базового цвета

Живопись. История картины. В.М. Васнецов. «Богатыри».1881-1898 гг.

В.М. Васнецов. «Богатыри».1881-1898 гг.

Об авторе.

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) – русский художник, мастер исторической и фольклорной живописи. Наиболее известные его картины: «Иван-Царевич на Сером волке», «Витязь на распутье», «Алёнушка», написанные по мотивам народных сказок; «После побоища Игоря Святославича с половцами» – по мотивам «Слова о полку игореве».

История написания картины.

Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, создал множество набросков (первый набросок был им сделан в 1871 году). За основу пейзажа он взял виды в окрестностях Абрамцево — усадьбы знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова.

Прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи).

Интересно, что в былинах Добрыня Никитич всегда молод, как и Алёша, но В. Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи считают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.

Младший сын хозяина имения, Андрей Мамонтов, стал прототипом Алеши Поповича, а для богатырских коней «позировали» лошади с абрамцевской конюшни.

Описание картины.

Холст, масло. 295, 3× 446 см

На картине «Три богатыря» В. Васнецов изобразил трех известных былинных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Каждый образ – индивидуален, воплощает определённые черты характера русского народа.

В центре изображён Илья Муромец, самый старший из богатырей. Он внимательно смотрит вдаль, верится, что ничего не ускользнёт от его взгляда. Он крепко держит меч и огромное копье, а на правой руке его – палица (это один из видов оружия в Древней Руси, тяжёлая дубина из прочных пород деревьев). Весь вид Ильи Муромца свидетельствует о его огромной физической, поистине богатырской силе. Герой олицетворяет мощь и мудрость народа, стойкость защитников Родины.

Второй богатырь – Добрыня Никитич. Он изображён слева на картине, но по правую руку от Ильи Муромца. По традиции на Руси по правую руку стояли или сидели за столом всегда самые важные, надёжные люди. Этим автор подчеркнул не меньшую значимость богатыря. Добрыня Никитич вынимает меч из ножен (ножны — изделие, специальный футляр для хранения и ношения клинкового оружия), словно в любую минуту он готов к бою. В его образе воплощены боевой дух, отвага народа.

Самый младший из богатырей – Алеша Попович. Он очень молод, но уже готов сражаться за родную землю, народ. Автор изобразил богатыря в несколько романтическом стиле: он нежен, на боку у него колчан со стрелами, а слева – гусли, что свидетельствует о его любви к народной музыке. В образе Алёши Поповича художник воплотил огромную любовь простого народа ко всему прекрасному, его умение видеть и ценить красоту, любить и защищать всё, что дорого.

Картина имеет сюжет, о котором художник писал в своём письме П. П. Чистякову следующее: “Богатыри Добрыня, Илья и Алешка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого? “ В этих словах заключена идея картины – способность народа, который воплощён в образах богатырей, защитить свою Родину, противостоять любой несправедливости. Автор показал защитников не только родной земли, но и всех обиженных, то есть простых людей, народ. Богатыри никого не дадут в обиду, зорко стоят на своём посту!

Особо хочется отметить богатырских коней, которые под стать своим хозяевам. Они такие же сильные, мощные, готовые в любую минуту по велению хозяина мчаться на врагов.

Богатыри изображены посреди огромных русских просторов: на переднем плане – степь, на заднем фоне возвышаются небольшие холмы. Но небо – тёмное, с огромными тучами, предгрозовое, словно и природа ощущает опасность.

Где картина находится в настоящее время?

Москва. Государственная Третьяковская галерея.

Портрет В.М. Васнецова. Художник Н.Д. Кузнецов. 1891 г.

«Богатыри» Виктора Васнецова – картина, что писалась более 20 лет

«Богатыри» – одна из самых узнаваемых и любимых народом картин Виктора Васнецова

Свою знаменитую картину «Богатыри» (в народе её также называют «Три богатыря») Виктор Васнецов писал более двадцати лет. Сколько людей позировало живописцу, сложно перечислить. Среди простого люда и представителей интеллигенции художник искал тот самый “русский типаж”, который был успешно воплощён в образах трёх былинных героев.

Интересно, что все три образа значительно различаются между собой, а сам Васнецов сумел мастерски передать характеры Ильи, Алёши и Добрыни. Какие скрытые символы можно увидеть на этом полотне? Почему Васнецов так долго трудился над своими «Богатырями»? И что вдохновило его на создание картины?

История создания картины

Как часто бывает, любому выдающемуся творению предшествует ряд случайностей, которые подтолкнули мастера на создание своего шедевра. Так было и с Васнецовым. Известный русский художник в 1871 году посещает мастерскую своего друга.

Там он вдохновляется увиденным и делает простой карандашный набросок будущей картины. Впрочем, стал бы клочок бумаги размером 19 на 26 сантиметров первым шагом к созданию знаменитого полотна – большой вопрос. К счастью, этот набросок увидел мастер исторической живописи П. П. Чистяков, что и посоветовал Васнецову приступить к работе над этой картиной.

Читайте также:
Культура Древней Греции основные этапы развития древнегреческой культуры, классический, гомеровский периоды, характерные черты и особенности

Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Именно идеей Чистякова стало использование образов былинных богатырей, а не трёх простых всадников. Однако уже на этом первом наброске заметны все основные детали и особенности будущей картины. Первый эскиз своего произведения Виктор Васнецов преподнёс своему другу, Поленову, в доме-музее которого он хранится и сегодня.

Однако Поленов не хотел принимать лишь зарисовку. Он уговорил живописца создать настоящую большую картину, к чему Васнецов приступил позднее. В целом, на создание полотна ушло более двадцати лет – со дня того самого знаменитого наброска на маленьком листе бумаги до воплощения идеи на холсте.

Образы богатырей

Как я уже заметила, натурщиков для этого сложного произведения Васнецов искал всюду. Прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров, живший во Владимирской губернии. Именно этот человек позировал живописцу для этюда 1883 года.

Крестьянин Иван Петров, проживавший во Владимирской губернии, 1883 год.
Этюд к картине «Богатыри»

Но как истинный творец, Васнецов не мог успокоиться, отыскивая новые типажи и пробуя менять образ Ильи, богатыря, что оказался самым сложным в портретном решении. В других зарисовках и этюдах художника можно увидеть образ, взятый с натуры кузнеца из Абрамцева или извозчика, встреченного Васнецовым в Москве. Сам мастер писал:

“Иду по набережной около Крымского моста – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья”.

А вот личности натурщиков Добрыни и Алёши так и остаются загадками. Многие искусствоведы полагают, что в чертах Добрыни Никитича художник мог изобразить самого себя. Несмотря на то, что в былинах этот богатырь всегда описывается молодым силачом, Васнецов решил показать его зрелым мужчиной. Не исключено, что некоторые черты он списал с самого себя, создав таким образом некий “автопортрет”.

Описание, сюжет и символы картины «Богатыри»

Васнецов считается признанным мастером изображения фольклорных и былинных сюжетов, но его богатыри стали одним из самых известных творений. Одни только размеры полотна являются поистине впечатляющими – 295 на 446 см. Главным замыслом художника стало изображение силы и мощи русских героев, что всегда готовы отразить нападение врага.

В своём письме к Чистякову художник описывал своё произведение так:

“Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”.

В своём воображении при создании «Богатырей» Васнецов воскресил былинные образы самых знаменитых персонажей, что известны каждому русскому человеку. У художника не было стремления изобразить конкретный эпизод из древних преданий или исторический момент.

Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1881-1898 г.
Картина находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия

Напротив, Васнецов постарался обобщить в образах своих богатырей силу и твёрдость духа всего русского народа. Илья, Добрыня и Алёша являются лишь отчасти былинными персонажами, их главное предназначение – отражение могущества всей Руси.

Как известно из преданий, об этих трёх богатырях рассказывалось в разные времена, а потому встретиться так, являясь практически ровесниками, они могли лишь на картине Васнецова. Все три героя картины – очень разные:

  • Илья Муромец воплощает физическую силу и мудрость самого старшего из богатырей.
  • Добрыня Никитич привлекает к себе внимание живостью взгляда – сразу ясно, что перед нами находчивый и смелый человек.
  • Алёша Попович, самый младший из богатырей, – явно считается метким стрелком. На боку его лошади заметны гусли, а значит, именно он любит развлекать товарищей своей музыкой во время привала.

Илья Муромец, фрагмент картины «Богатыри»

Не менее интересны и особые “скрытые” символы картины Васнецова «Богатыри», которые замечаешь лишь после детального просмотра. Пейзаж представлен исполинскими деревьями и юными сосенками – это отражает преемственность поколений. Герои стоят на фоне темнеющего неба – возможно, оно “сообщает” нам о приближении противника. Однако в небесах заметны просветы, а значит, победа неизменно будет на стороне правды и добра.

Сын Виктора Васнецова, Алексей, вспоминал о работе отца:

“«Богатыри» — это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни…”.

Живописец действительно вложил все свои силы и мастерство в этот шедевр, который я бы назвала не просто прекрасным, а вдохновляющим. Глядя на «Богатырей» Васнецова, невольно чувствуешь гордость за прошлое своей страны, за силу духа, полученную от предков, за готовность противостоять любым испытаниям – как делали наши предки-”богатыри” в далёкие времена.

Описание картины Васнецова “Три богатыря” — история создания

Виктор Михайлович Васнецов известен как гениальный мастер, глубоко увлеченный историей и традициями своей страны. Он автор многих художественных шедевров, получивших всемирное признание. Картина Васнецова «Три богатыря» – это объемное полотно, изображающее легендарных героев Руси, передающее особенности русского характера.

Читайте также:
Жанры музыки определение и описание, список направлений вокальной и инструментальной музыки, основные виды, примеры популярных исполнителей

История написания

Васнецов работал над выдающимся холстом больше двух десятков лет. Идея нарисовать картину с русскими героями появилась в 1871 г. Началом создания полотна «Три богатыря» стал эскиз, созданный карандашом во время пребывания автора в Париже в 1876 г. Полноценная реализация этого наброска состоялась по истечении нескольких лет.

Набросок картины Васнецова «Три богатыря»

Своим созданием картина «Три богатыря» во многом обязана другому российскому художнику – В. Д. Поленову. Товарищ Васнецова был впечатлен необычным эскизом и выразил при его виде глубокий восторг. Виктор Михайлович хотел подарить другу свой набросок. Поленов пообещал забрать эскиз только тогда, когда появится полноценное полотно, что и произошло впоследствии.

К созданию картины «Три богатыря» художник приступил в усадьбе Абрамцево. Васнецов подходил к своей работе очень ответственно, называл ее «творческим долгом, обязательством перед народом». К 1898 г. полотно с тремя витязями было полностью готово и подписано автором.

Картину «Три богатыря» сразу признали настоящим шедевром. Ее высоко оценил и затем купил знаменитый русский коллекционер П. М. Третьяков. Работа была выставлена на всеобщее обозрение, однако некоторое время Васнецов продолжал вносить в нее правки.

Сегодня оригинальное полотно, созданное более 100 лет назад, хранится в стенах Государственной Третьяковской галереи.

Илья Муромец на картине Васнецова «Три богатыря»

Илья Муромец изображен в центре полотна. Его фигура самая крупная среди троих богатырей. Легенда сообщает об Илье Муромце следующее:

  • герой родился в селе, находящемся рядом с Муромом;
  • будущий богатырь воспитывался в крестьянской семье;
  • до 33 лет он не ходил, однако потом был чудесным образом исцелен.

Для создания картины с тремя героями были задействованы настоящие натурщики и лучшие лошади из усадьбы Абрамцево. Чтобы передать дух старины, использовалась подлинная одежда древнерусских витязей.

Прототипом Ильи Муромца стал крестьянин Иван Петров. Старинные атрибуты предоставил для создания его образа и остальных персонажей Исторический музей города Москвы.

На картине богатырь, облаченный в шлем и доспехи, внимательно всматривается вдаль. Он оглядывает пристальным взглядом русскую землю, чтобы вовремя заметить малейшую опасность. На левой руке витязя виден щит, с правой руки, которую он приложил ко лбу, свисает булава.

Илья Муромец изображен восседающим на могучем вороном коне, поперек которого он расположил копье. На верном спутнике богатыря тяжелая сбруя, помогающая обуздать его. Конь искоса смотрит красноватым глазом и круто выгибает шею. Он выглядит так же уверенно, как и всадник, демонстрирует свою ежеминутную готовность к бою.

Добрыня Никитич

Слева от Ильи Муромца нарисован Добрыня Никитич, сидящий верхом на белом скакуне. Этот богатырь считается самым старшим среди всех персонажей картины, является вторым по значимости в знаменитой троице.

В древних былинах сохранились сведения о том, что Добрыня Никитич был человеком образованным, справедливым, уверенным в своей силе. Во многих легендах его называют змееборцем, поскольку он сумел одержать победу над Змеем Горынычем.

Образ Добрыни Никитича отличается от остальных богатырских фигур тем, что для его создания не был выбран натурщик. Считается, что в облике этого героя Васнецов объединил черты своего лица, особенности отцовской внешности, а также художника Поленова.

Добрыня Никитич имеет знатное происхождение и высокий статус. Об этом свидетельствуют:

  • княжеские доспехи;
  • алый щит со вставками из благородного металла;
  • стремена с позолотой;
  • конская уздечка с медальонами из золота.

Во взгляде Добрыни Никитича читаются уверенность и бесстрашие. Рука героя частично вынимает меч из ножен, украшенных драгоценностями. Богатырь и его сильный конь, который принюхивается к ветру, в любой момент способны защитить родные земли.

Алеша Попович

Справа Васнецов расположил Алешу Поповича – самого младшего из нарисованных на картине витязей. Он контрастирует с остальными богатырями не только возрастом, но и телосложением. Алеша Попович – это сын священнослужителя, который прославился на Руси необыкновенным умом.

Прототипом Алеши Поповича стал юноша по имени Андрей – сын Саввы Мамонтова, которому принадлежало поместье Абрамцево. Молодой человек скоропостижно умер от болезни в разгар работы над картиной, и Васнецов заканчивал создание героя по памяти.

Алеша Попович худощавый и выглядит скромнее остальных богатырей. В руках молодой витязь удерживает лук со стрелами. Васнецов изобразил его на приземистом рыжем коне.

Алеша не производит впечатления силача, однако обладает необыкновенной смекалкой. Также он известен как песенник и гусляр. Чтобы победить врага, этот молодой витязь чаще всего прибегает к хитрости и обману. Мудрость и сильный характер можно прочесть во взгляде Алеши Поповича, которые талантливо изобразил художник. Благодаря своему недюжинному уму, этот богатырь сумел одержать верх над Тугарином Змеевичем.

Пейзаж

Краткое описание картины «Три богатыря» Васнецова стоит завершить характеристикой пейзажа. Известно, что художник долго подыскивал вид, достойный стать фоном для трех русских богатырей. В поисках подходящего варианта он регулярно совершал прогулки по Абрамцево. В итоге художник выбрал местность, окруженную густым лесом. Васнецов распорядился построить здесь мастерскую, попросил привозить в нее натурщиков.

Читайте также:
Декоративно-прикладное искусство - краткое сообщение, виды, предметы

Три богатырские фигуры расположены в центральной части полотна, разграничивающей небо и землю. Возникает ощущение, что витязи сроднились с окружающей их природой, которая соответствует героическому духу картины.

Пейзаж, изображенный Васнецовым, можно назвать типично русским. За могучими спинами трех богатырей виднеются:

  • небо, покрытое густыми облаками;
  • высокие холмы, поросшие дремучим лесом;
  • курганы с камнями и сидящими на них кречетами.

На полотне видны луг и перелески, небольшие ели и сосны, характерные для русской земли. Деревья гораздо меньше троих персонажей. С помощью такого приема автор передает величие своих героев.

Вокруг богатырей дует свежий вольный ветер, пригибающий к земле траву. В дальней части картины видна парящая в небе птица – символ духа свободы. Глядя на витязей и окружающий пейзаж, можно ощутить напряжение и тревогу. В то же время, три богатырские фигуры источают уверенность в способности защитить родные земли, дарят чувство спокойствия.

Картина в Государственной Третьяковской галереи

Картина «Три богатыря» является одним из ярчайших свидетельств гениальности В. М. Васнецова. Лучшие сыновья Руси, изображенные на ней, олицетворяют народное величие. Они несут в себе природную мудрость и свободолюбие русских людей. Картина «Три богатыря» обладает высокой художественной ценностью и заслуженно считается достоянием нации.

Считаете ли вы данную работу Васнецова шедевром? Согласны ли с тем, что картина «Три богатыря» вызывает у жителей России гордость за свою историю и страну? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы не потерять.

Описание самого известнейшего полотна Васнецова «Три богатыря» в видео – анализ картины.

  1. «Замечательные полотна». – Л.,1966г.
  2. Коваленская Н. Н. В. М. Васнецов. // История русского искусства. / Под общ. ред. академика И. Э. Грабаря, действительного члена Академии художеств СССР В. С. Кеменова и члена-корреспондента АН СССР В. Н. Лазарева. Том IX. Книга вторая. — М.: Наука, 1965 г.
  3. Краснов В.Н. Беседы по искусству. – М.: Искусство, 1967 г.

Описание картины “Богатыри” Васнецова для сочинения, история создания (“Три богатыря”)

“Богатыри”.
В. Васнецов

Картина “Богатыри” – одно из самых известных произведений выдающегося русского художника В. Васнецова.

В интернете часто картину “Богатыри” иногда ошибочно называют “Три богатыря”.

Описание картины “Богатыри” Васнецова для сочинения и история создания

На картине изображены три знаменитых русских богатыря – Добрыня Никитич (слева на белом коне), Илья Муромец (в центре) и Алеша Попович (справа).

“Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всем долгом творческом пути. «Богатыри» ознаменовали начало самобытных исканий художника.

Все время он обращался к ним как к роднику творческого воодушевления, ясности и целостности мысли.

Работа над «Богатырями» давала отдых Васнецову, она «исцеляла» его в моменты смятения и снижения творческой энергии, когда он растрачивал ее на «выколупывание из воображения» того, что требовалось для росписи собора.

«Богатыри» были освежающим источником, как и героическая музыка, к которой так страстно стремился Васнецов, ища вдохновляющих сил в могучем художественном творчестве великих композиторов — Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, которых он особенно любил.

«Богатыри» увенчали творчество Васнецова, они являются завершением его неослабных исканий воплощения героических идеалов, неиссякаемой его любви к родине, выражением человечности и мужества, внутренней и внешней, душевной и физической красоты русского народа.

И у Васнецова, разумеется, не только исторические предания породили героические образы, но и сама широко раскинувшаяся родина была вдохновляющей силой.

Тема родных просторов стала существенным элементом картины «Богатыри». Недаром пейзаж в ней играет столь значительную роль в создании величественности общего впечатления. «Богатыри» Васнецова — могучие люди могучей, широкой земли.

«Не обижают ли где кого» — вот гуманистическая основа замысла, ради которой Васнецов так настойчиво добивался завершения своего произведения и не оставил его, несмотря на все затруднения, стоявшие на его пути. Гуманизм, являющийся существенной чертой характера русского народа, определяет одну из высоких идей, положенных в основу этого замечательного произведения русской школы живописи.

Очевидцы отмечали, что лучше всех получился Илья Муромец. Да и сам автор был больше всего доволен им. Илья — это великолепно вылепленная фигура крестьянина-богатыря. Красота русского народного типа нашла здесь образное, живое воплощение. Начиная от плавных, силуэтных линий могучего тела пожилого, много пережившего богатыря, как бы неразрывно слитого с могучим конем, кончая доспехами, украшениями,— во всем осязательно чувствуется русская народная мощь, спокойная, уверенная сила, мудрость, выдержка и благородство.

Эта характерная деталь, верно почувствованная художником, дает ему возможность создать монолитные образы всадника и коня, а это в свою очередь способствует впечатлению монументальности образов.

Добрыня Никитич во всем облике своем выражает другие качества русского народа. В нем художник показал не только отмеченное былинами «вежество» — знание, культурность и вдумчивость, ной пытливость ума, предусмотрительность.

Читайте также:
Декоративно-прикладное искусство - краткое сообщение, виды, предметы

Насторожен и его чуткий, быстрый как ветер породистый конь, высоко поднявший голову, напрягший уши, вперивший зоркие глаза в даль и тонкими ноздрями внюхивающийся в воздух; развевающиеся грива и хвост коня, ржание передают его волнение. Он чует врага. Вводя такую деталь, как полумесяцы на сбруе коня, художник дает понять зрителю, что на коне сидит победитель «злого татарина», что конь достался витязю после жестокой боевой схватки.

У Добрыни своя повадка, свои привычки, но оба они — и Илья и Добрыня — полны решимости дать отпор врагу. Соответственно тому, что говорили былины о нем, художник пишет Добрыню представительным, величавым и внутренне собранным. Его богатые доспехи и одежда, так же как и сбруя его белого коня, украшены чеканным орнаментом. Его лицо проникнуто величественной красотой, ясностью пытливой мысли.

В колорите фигуры Добрыни и его коня применены Васнецовым любимые народом красочные сочетания красного, белого, ярко-зеленого, золотисто-желтого. Они характерны для народных русских изделий и для новгородской школы нашего древнего искусства. Но Васнецов обогащает их цветовую насыщенность. Сочен цвет зеленых сафьяновых сапогов Добрыни, выразительна окраска «червленого» щита, красива красная шлея с золотыми украшениями на белом коне. Необходимую суровость вносит серый цвет кольчуги и шлема.

На картине Алеша дан молодым красавцем, он — ловкий, находчивый и всегда готовый на выдумки певец и гусляр-богатырь. В его широком смуглом, обветренном лице с густыми, черными бровями, выразительными, умными и живыми глазами, с мягкими очертаниями губ и подбородка выражена прелесть облика молодого русского крестьянина. Тип его схож с лицом Ивана-царевича на картине-сказке. Такие черты красоты любимы художником. Здесь они получают утверждение, так как полны жизненных сил.

Под одеждой, кольчугой и полуброней, облегающей лишь нижнюю часть груди, чувствуется крепко сложенное, сильное тело, могучие плечи. Алеша — воплощение отваги и смелости. Но он и «душа-парень», умеет биться, умеет и веселиться. С гуслями не расстается, они у него привязаны к седлу. Эту русскую национальную черту характера не забыл показать Васнецов: темно-красная одежда Алеши, гнедая масть его коня создают ту красочную гамму, которая соответствует горячему темпераменту молодого богатыря. В шитье рубашки, в нарядном поясе и шейном украшении, в убранстве шлема, доспехов, оружия, седла и в упряжи рыжего ловкого, подвижного, увертливого коня — во всем сказывается внимание к наряду витязя и к его красоте.

В сравнении с произведениями «После побоища», «Витязь на распутье», «Битва русских со скифами» — «Богатыри» выделяются своей строгой, суровой простотой и монолитностью композиции. Мысля большими масштабами, Васнецов в композиции «Богатырей» давал широкие линии и массы. Выдвинув на первый план «богатырскую заставу», он отказался от расположения ее в центре картины. Оно вытекало из задуманного сюжета произведения: опасность приближается справа, и туда направлено все внимание заставы.

Пейзаж «Богатырей» — пример монументально-эпического пейзажа. Над ним Васнецов работал долго, прилагая все усилия для того, чтобы найти выразительные соотношения линий, планов, характер растительности, земли и неба. . это луг и перелески. Маленькие сосенки и елочки, родные деревья русской земли, на переднем плане картины поставлены как указание, что богатыри стоят на родной земле и стерегут свою родину. Композиционно эти деревца помогают ярче воспринять мощь богатырей. Имеются прекрасные этюды с натуры, в которых автор настойчиво искал мотив синтетического пейзажа.

Соками плодородной прекрасной земли, силой громадных просторов веет от всего пейзажа картины. Белые густые, клубящиеся облака плывут за насторожившимися богатырями, ритмически повторяя их абрисы, контрастируя с плотными массами их силуэтов и. темно-зелеными могучими холмами, которые предельно простой, плавной и выразительной линией контура передают просторы великой родины. Перед зрителем развертывается героический пейзаж подлинно монументальной композиции.

Живопись картины крепка и выразительна. Васнецов искал и нашел гармоничное сочетание сильных по цветовой насыщености красок, своей суровой простотой соответствующих образам богатырей. Придавая всегда большое значение колориту, Васнецов однажды высказал следующую мысль: «. поэтичность картины едва ли не более всего заключается в тоне и красках».

Образы Ильи, Добрыни и Алеши — большая удача русской исторической живописи. В них величаво воплощена правда о народе, в них выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее.”

(Н. Моргунов, Н. Моргунова-Рудницкая, “Васнецов Виктор Михайлович” (“Русские художники. Монографии”), 1962 г.)

Описание картины “Богатыри” из книги В. Н. Осокина “В. Васнецов” (серия “ЖЗЛ”):

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: