ООН (Организация Объединенных Наций) — история, состав, цели

История, структура, цели и задачи Организации Объединенных Наций (ООН)

ООН официально существует с 24 октября 1945 года; к этому дню Устав ООН был ратифицирован большинством подписавших его государств и вступил в силу.

Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года, когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке “Думбартон‑Оукс”. На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 года, США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 года после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить “всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности”.

25 апреля 1945 года представители 50 стран собрались в Сан‑Франциско (США) на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

В Сан‑Франциско собрались делегаты стран, представляющих свыше 80% населения земного шара.

В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в работе Конференции, достигало 3500. Кроме того, было свыше 2500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан‑Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда‑либо имевших место.

На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в “Думбартон‑Оуксе”, на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.

25 июня 1945 года Устав из 111 статей был единогласно принят. Он был подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51‑м государством‑основателем.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций “избавить грядущие поколения от бедствий войны”.

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

В июле 2011 года 193‑м полноправным членом ООН стал Южный Судан.

Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) – главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).

Совет Безопасности ООН действует постоянно. Согласно Уставу, несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности играет ведущую роль в определении наличия угрозы миру или акта агрессии. Он призывает стороны в споре урегулировать его мирным путем, и рекомендует методы урегулирования или условия урегулирования. В некоторых случаях Совет Безопасности может прибегать к санкциям или даже санкционировать применение силы в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов Организации: пять постоянных членов с правом вето (Китай, Россия, Великобритания, США и Франция) и 10 непостоянных членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок.

Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) – учрежден Уставом ООН в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности ООН, а также специализированных учреждений и организаций.

Международный суд – главный судебный орган ООН, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.

Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации.

Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН – генеральный секретарь ООН.

Генеральный секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Нынешним, восьмым по счету, генеральным секретарем является Пан Ги Мун, который приступил к исполнению своих обязанностей 1 января 2007 года.

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений – международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам, связанных с ООН через ЭКОСОС международными соглашениями: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Большинство членов ООН – участники специализированных учреждений ООН.

В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Официальные языки ООН и ее организаций – английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Штаб‑квартира ООН находится в Нью‑Йорке.

За более чем 60‑летнюю историю Организация Объединенных Наций, ее специализированные учреждения и персонал удостаивались Нобелевской премии мира десять раз. Одному из учреждений, Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев, эта премия присуждалась дважды (1954, 1981). Норвежский комитет по присуждению нобелевских премий дважды удостаивал этой чести генеральных секретарей ООН – Дага Хаммаршельда (1961) и Кофи Аннана (2001). В 2001 году премия “За вклад в создание более организованного мира и укрепление мира во всем мире” присуждена совместно организации и ее генеральному секретарю.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Право международных организаций

Понятие, классификация, правовая природа и структура международных организаций

Международная организация – организация, учрежденная договором государств-членов, придавших ей статус международной организации. Термин «международные организации» употребляется применительно и к межгосударственным (межправительственным) и к неправительственным организациям. Их юридическая природа различна.

Читайте также:
Тоталитаризм - определение, характерные черты, плюсы и минусы

Международная межправительственная организация – объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета. Международные межправительственные организации можно классифицировать:

а) по предмету деятельности – политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;
б) по кругу участников – универсальные и региональные;
в) по порядку приема новых членов – открытые или закрытые;
г) по сфере деятельности – с общей или специальной компетенцией;
д) по целям и принципам деятельности – правомерные или противоправные;
е) по количеству членов – всемирные или групповые.

Признаки международных межправительственных организаций.

  1. Членство не менее трех государств.
  2. Постоянные органы и штаб-квартира.
  3. Наличие учредительного договора.
  4. Уважение суверенитета членов-государств.
  5. Невмешательство во внутренние дела.
  6. Установленный порядок принятия решений.

Международные неправительственные организации создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц. Международные неправительственные организации бывают:

а) политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные;
б) женские, по охране семьи и детства;
в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;
г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.

Международные организации являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются государствами. Процесс создания международной организации включает три стадии:

  1. принятие учредительных документов организации;
  2. создание ее материальной структуры;
  3. созыв главных органов – начало функционирования.

Структуру международной организации составляют органы международной организации – ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов международной организации. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органом международной организации является межправительственный орган, в который государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени. По характеру членства органы делятся на:

  • межправительственные;
  • межпарламентские (характерно для Европейского союза, состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения);
  • административные (из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации);
  • состоящие из лиц в личном качестве и др.

Организация Объединенных Наций: история создания, цели и принципы. Структура и содержание Устава ООН

Организация Объединенных Наций была создана в период Второй мировой войны, когда человечество основательно задумывалось над тем, как предотвратить в будущем такие страшные войны.

14 августа 1941 г. Президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Соединенного Королевства Уинстон Черчиль подписали документ, где обязались «работать вместе с другими свободными народами как в войне, так и в мире». Свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности получил впоследствии название Атлантической хартии. Первые контуры ООН были начерчены на Конференции в Вашингтоне на заседаниях, проходивших в сентябре – октябре 1944 г., где США, Соединенное Королевство, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях будущей организации. 25 апреля 1945 г. делегаты 50 стран собрались в Сан-Франциско на Совещание Объединенных Наций и приняли Устав, состоящий из 19 глав и 111 статей. 24 октября Устав был ратифицирован пятью постоянными членами Совета Безопасности, большинством подписавших его государств и вступил в силу. С тех пор 24 октября в международном календаре называется Днем ООН.

ООН является самой авторитетной универсальной международной межправительственной организацией. ООН – универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН обязателен для всех государств.

Цели ООН:

  • Поддерживать международный мир и безопасность.
  • Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.
  • Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера.
  • Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Принципы ООН:

  • суверенное равенство всех ее членов;
  • добросовестное выполнение обязательств по Уставу;
  • разрешение международных споров мирными средствами;
  • отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства;
  • обеспечение того, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами ООН, когда это необходимо для поддержания международного мира и безопасности;
  • невмешательство во внутренние дела государств;
  • уважение основных прав и свобод человека;
  • равноправие и самоопределение народов;
  • сотрудничество и разоружение.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и социальный совет, Секретариат и Международный суд.

Структура и содержание Устава ООН: цели и принципы ООН; члены организации; органы, мирное разрешение споров; действия в отношении угрозы миру; самоуправляющиеся территории; региональные соглашения; международная система опеки.

Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности ООН. Экономический и социальный совет ООН

Генеральная Ассамблея – наиболее представительный орган ООН, обладает самой широкой компетенцией. Генеральная Ассамблея – демократический орган. Каждый член независимо от размеров территории, численности населения, экономической и военной мощи имеет один голос. Решения по важным вопросам принимаются большинством в 2/3 присутствующих и участвующих в голосовании членов Генеральной Ассамблеи. В работе Генеральной Ассамблеи могут принимать участие государства – не члены ООН, имеющие постоянных наблюдателей при ООН (Ватикан, Швейцария) и не имеющие их. Возглавляет Генеральную Ассамблею Генеральный секретарь.

Компетенция Генеральной Ассамблеи.

  • Обсуждает любые вопросы или дела в пределах Устава.
  • Дает рекомендации членам ООН в ее органам (за исключением вопросов, отнесенных к ведению Совета Безопасности).
  • Рассматривает общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принцип разоружения, и дает соответствующие рекомендации.
  • Рассматривает любые вопросы, относящиеся к поддержанию мира.
  • Рекомендует меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами.
  • Содействует международному сотрудничеству в политической области и прогрессивному развитию международного права и его кодификации.
  • Формирует органы ООН, получает от них доклады об их деятельности.
  • По рекомендации Совета Безопасности принимает в члены ООН и исключает из своих членов.
  • Совместно с Советом Безопасности избирает члена Международного суда.

Совет безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных – Россия, Китай, Франция, Великобритания, США – и 10 непостоянных – избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года. На него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Совет действует от имени государств – членов ООН и является главным исполнительным органом ООН, ему отведена главная роль в мирном разрешении споров. Решения по процедурным вопросам в Совете принимают большинством в 9 голосов. По остальным вопросам необходимо большинство в 9 голосов, но это число должно включать голоса постоянных членов.

Читайте также:
Партийная система определение, структура, типы и классификация

Компетенция Совета Безопасности.

  • Контроль за исполнением государствами принципов ООН.
  • Подготовка планов регулирования вооружений.
  • Определение наличия угрозы миру, нарушения мира или актов агрессии.
  • Выносит рекомендацию или принимает меры по принуждению правонарушителя.

Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) – несет ответственность за выполнение функций, изложенных в главе IX Устава ООН. Состоит из 5 членов, избираемых ежегодно Генеральной Ассамблеей сроком на три года.

Компетенция Экономического и социального совета.

  • Предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и аналогичных областях.
  • Дает рекомендации ООН по вышеизложенным вопросам.
  • Заключает соглашения со специализированными учреждениями и координирует их деятельность, получает от них доклады.
  • Осуществляет связь с неправительственными международными организациями.

Краткая характеристика организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации американских государств (ОАГ) как региональных международных организаций по Уставу ООН

Организация Североатлантического договора (НАТО). Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций, одной из которых явилась НАТО. Основной целью НАТО является обеспечение свободы и безопасности всех членов политическими и военными средствами в соответствии с принципами ООН. НАТО призвана обеспечить прочный мир в Европе и сохранить стратегическое равновесие во всей Европе.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силы или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический совет, комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, генеральный секретарь. Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, постоянного военного комитета и международного военного штаба. В настоящее время в НАТО входят 16 государств. Но с каждым годом организация планирует расширение, в частности в перспективе планируется принятие ряда государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. НАТО в настоящее время играет очень важную роль. Эта организация принимает активное участие в решении международных конфликтов. Зачастую НАТО подменяет ООН и ее решения.

Организация американских государств. В нее входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США.

Учредительными документами Организации американских государств являются три акта:

  1. Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г.;
  2. Устав Организации американских государств (принят 30 апреля 1948 г., вступил в силу 13 декабря 1951 г.);
  3. Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 г.

В соответствии с Уставом целями Организации американских государств являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, организация совместных действий против агрессии, развитие сотрудничества в политической, экономической, социальной, научно-технической и культурной областях.

Высшим органом Организации американских государств является Генеральная ассамблея, в которой представлены все государства-члены.

Консультативное совещание министров иностранных дел уполномочено рассматривать проблемы срочного характера, в том числе связанные с вооруженным нападением на государства – члены Организации американских государств. При нем учрежден Консультативный комитет обороны.

Под руководством Генеральной ассамблеи работают три совета: Постоянный совет, Межамериканский экономический и социальный совет, Межамериканский совет по образованию, науке и культуре, представляющие собой исполнительные органы, наделенные весьма широкими полномочиями.

Административным органом Организации американских государств является Генеральный секретариат во главе с генеральным секретарем.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: становление и развитие, источники, органы

В 1975 г. было образовано Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое в 1994 г. решением Будапештского совещания было преобразовано в организацию (ОБСЕ). Таким образом, ОБСЕ превратилось из конференции в организацию.

В настоящее время ОБСЕ представляет собой формирующуюся международную региональную организацию. Ее учредительными документами являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г., Хартия для новой Европы и Дополнительный документ к ней, принятые в Париже в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г. Эти документы определяют основные цели ОБСЕ: решительно использовать нормы и стандарты для создания общества общей безопасности; обеспечить реализацию всех обязательств ОБСЕ; служить форумом консультаций, принятия решений по сотрудничеству; усилить превентивную дипломатию; повысить способность в урегулировании споров и конфликтов и в осуществлении мирных операций; упрочивать безопасность путем контроля за вооружениями, за разоружением; развивать деятельность в области прав человека.

Принципы ОБСЕ были закреплены в Декларации принципов, являющейся составной частью хельсинкского Заключительного акта.

Начиная с 1990 г. происходит становление и развитие структуры ОБСЕ. Было определено, что встречи глав государств и правительств должны проводиться регулярно раз в два года. На них устанавливаются приоритеты и даются ориентиры на высшем политическом уровне.

Высшим органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств.

Управляет организацией и принимает решения Совет министров иностранных дел государств-участников. Совет ОБСЕ является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Он состоит из министров иностранных дел, должен собираться не реже одного раза в год для рассмотрения вопросов, имеющих отношение к ОБСЕ и принятия соответствующих решений. Председателем каждого заседания Совета ОБСЕ должен быть представитель принимающий страны.

Руководящий совет обсуждает и формирует политику, решает общие вопросы бюджета.

Постоянный совет – постоянный действующий орган политических консультаций и принятия решений.

Председатель Постоянного совета – главное исполняющее лицо. При нем находится «тройка» представителей.

Генеральный секретарь ОБСЕ – главное административное лицо.

При ОБСЕ существует должность верховного комиссара по национальным меньшинствам, Бюро демократических учреждений и прав человека.

ОБСЕ имеет все признаки международной организации, за исключением одного: оно образовано не договором государств, а политическим соглашением. Это чисто политическое образование, не обладающее международной правосубъектностью. В настоящий момент ОБСЕ как международная организация находится в процессе становления.

переговорщики всех стран

История ООН в фактах и легендах

“Мы, народы Объединенных Наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе”

С этих слов начинается Устав Организации Объединенных Наций – структуры, создание которой называют одним из главных итогов Второй мировой войны.

Читайте также:
Европейский союз - какие страны входят, структура, политика

Изначально именно предотвращение глобальных международных конфликтов является основной задачей ООН. Ее штаб-квартира не раз становилась ареной самых ожесточенных словесных баталий и скандальных поступков ради сохранения мира и спасения человеческих жизней.

История ООН в фактах и легендах, рассказанных дипломатами, – в спецпроекте ТАСС.

ДЕСЯТЬ ФАКТОВ ПРО ООН

Рожденная войной

Идея создания ООН возникла еще в самом начале Второй мировой войны. 14 августа 1941 года на борту военного корабля в Атлантическом океане близ о. Ньюфаундленд (Канада) президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль подписали Атлантическую хартию – документ, декларирующий цели двух стран в войне против нацистской Германии и ее союзников, а также их видение послевоенного устройства мира. 24 сентября 1941 года к этой декларации присоединился СССР.

© UN Photo/(Historical Photo)

В ходе встречи была подписана Атлантическая хартия. Этот документ не был договором между двумя державами, а только подтверждал “некоторые общие принципы национальной политики названных стран (США и Великобритании), принципы, на которых они базировали свои надежды на лучшее будущее мира”. На фото: Рузвельт (слева) и Черчилль присутствуют на церковной службе на борту военного корабля в ходе переговоров, август 1941 года

Несколько пунктов Атлантической хартии имели прямое отношение к вопросу о международной организации. В частности, в 5 пункте декларировалось желание США и Великобритании осуществить полное сотрудничество между всеми странами в экономической области с целью обеспечения для всех более высокого уровня жизни, экономического развития и социального обеспечения. На фото: переговоры Рузвельта и Черчилля, предшествовавшие подписанию Атлантической хартии.

‘, ‘bgPos’ : ‘center center’>, ]”>

Президент Рузвельт, Корделл Хэлл и его супруга (слева направо) в аэропорту Вашингтона после возвращения госсекретаря США из Москвы. 10 ноября 1943 года

© AP Photo/George R. Skadding

1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран гитлеровской коалиции, заявили о поддержке Атлантической хартии, подписав Декларацию Объединенных Наций. В этом документе впервые было официально использовано название “Объединенные Нации”, предложенное президентом Рузвельтом.

Идею образования новой организации поддерживали все, но имелись разногласия по вопросам ее структуры, задач и полномочий.

В итоге на Московской конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании (Вячеслава Молотова, Корделла Хэлла и Энтони Идена) в конце октября 1943 года был подписан первый документ о создании международной организации в возможно короткие сроки. Во встрече также участвовал посол Китая в Москве Фу Бин-чан.

Чтобы попасть на конференцию, государственный секретарь США Корделл Хэлл совершил первый полет в своей жизни, а по возвращении из Москвы прямо в аэропорту его лично встречал президент Рузвельт.

Декларация от 1 января 1942 года, в которой впервые упоминается название “Объединенные Нации”, предложенное президентом США Франклином Рузвельтом

Президент Гарри Трумэн (сидит) и его помощник на конференции в Сан-Франциско. 25 апреля 1945 года

Устав ООН и подозрительный Трумэн

Окончательная договоренность о создании ООН была достигнута в 1945 году в Ялте в ходе встречи руководителей трех стран антигитлеровской коалиции – Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля.

Было условлено, что в основу деятельности ООН будет положен принцип единогласия великих держав – постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.

Однако проблемы и разногласия между державами, задумавшими ООН, начались еще до принятия Устава организации. Позиция США претерпела серьезные изменения после смерти президента Рузвельта. Сменивший его Гарри Трумэн относился к СССР с большой подозрительностью.

Трумэну не нравились достигнутые в Ялте договоренности о принципе единогласия великих держав в Совете Безопасности, а также возможность использовать право вето. Согласно раскладу сил, который сформировался на тот момент в будущей международной организации, США обладали абсолютным большинством голосов в Совете Безопасности и Генеральной ассамблее. Мешало одно – право вето, которое получала Москва вместе с остальными членами СБ ООН. Трумэн надеялся изменить ситуацию на конференции в Сан-Франциско, где должен был обсуждаться Устав ООН.

Масла в огонь неприязни к коммунистическому режиму подливала информация от американского посла в Москве Аверелла Гарримана.

Из депеши Аверелла Гарримана

Мы должны найти возможность остановить советскую политику достижения превосходства. Если мы не встретим эту проблему лицом к лицу, история зафиксирует, что следующее поколение будет жить в советскую эпоху

Из депеши Аверелла Гарримана

Конференция в Сан-Франциско шла с апреля по июнь 1945 года. Между двумя делегациями – американской и советской – возникла острая дискуссия о принципах соблюдения договоренностей, достигнутых в Ялте и на других встречах в верхах.

Предстояло найти решение вопроса о том, что должен рассматривать Совет Безопасности и что – Генеральная ассамблея, то есть какие дела могут быть объектом применения вето и какие – нет.

Советский Союз выступал за то, чтобы все важные проблемы войны и мира решались Советом Безопасности. Вашингтон и Лондон настаивали на таком разделении этих проблем, которое расширяло бы права Генеральной ассамблеи в ущерб Совбезу.

Представлявший тогда СССР посол в США Андрей Громыко заявил, что “наша страна не даст своего согласия на такой Устав ООН, который сеял бы семена новых военных конфликтов между странами”.

Андрей Громыко, глава делегации СССР на конференции в Сан-Франциско

Помню, после такого заявления с нашей стороны на одном из совещаний пяти держав воцарилась напряженная тишина. Взоры участников устремлялись в этот момент на главу делегации США в ожидании, что скажет он в ответ

Андрей Громыко, глава делегации СССР на конференции в Сан-Франциско

В итоге жарких споров и после очередного заявления советской делегации, что “измором ее не взять”, противники вето отступили. Был найден и компромисс относительно полномочий Генассамблеи – она могла обсуждать любой вопрос, но не принимать обязательных решений для государств – членов ООН.

26 июня 1945 года в Сан-Франциско представители 50 государств поставили свои подписи под Уставом ООН. Польша, не участвовавшая в Конференции, подписала Устав позже, успев войти в число государств – основателей ООН.

24 октября 1945 года Советский Союз стал 29 государством, сдавшим ратификационную грамоту. Именно она обеспечила нужное количество ратификаций для вступления Устава ООН в силу, что и произошло в тот же день.

Читайте также:
Типы избирательных систем - сравнительная таблица, плюсы-минусы

Сэр Джереми Гринсток, бывший постпред Великобритании при ООН (1998-2003), глава Ассоциации ООН в Соединенном Королевстве

СССР был совершенно не в восторге от идеи первенства США. Это был очень сложный этап, и я думаю, что учреждение ООН и фактически насильно привитая привычка разговаривать друг с другом даже в то время, когда это было сложно и Москве, и Вашингтону, значительно снизили возможность конфликта между крупными державами. Соединенные Штаты и СССР поняли: чтобы избежать новой мировой войны, они должны договориться о том, что никогда не втянутся в войну против друг друга

Сэр Джереми Гринсток, бывший постпред Великобритании при ООН (1998-2003), глава Ассоциации ООН в Соединенном Королевстве

© UN Photo/Otto

На открытии первой сессии конференции в Сан-Франциско выступает глава китайской делегации – руководитель правительства и министр иностранных дел Сун Цзывэнь. 26 апреля 1945 года

© UN Photo/Rosenberg

Народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов (второй справа) и посол СССР в США Андрей Громыко (слева)

Представители Китая, Турции и Великобритании обсуждают документы

© UN Photo/Rosenberg

Посол Парагвая Веласкес (в центре) вместе с членами делегации на конференции в Сан-Франциско

Принц Фейсал бен Абдель Азиз Аль Сауд, министр иностранных дел Саудовской Аравии, будущий король

© UN Photo/Rosenberg

Делегаты США встречают президента Трумэна в аэропорту Сан-Франциско

Журналисты за работой

© UN Photo/McLain

Делегация СССР на конференции в Сан-Франциско. В первом ряду в центре – Андрей Громыко

© UN Photo/Rosenberg

Официальный обед от имени чилийской делегации. На нем присутствует Андрей Громыко

© UN Photo/Yould

Подписание Устава ООН состоялось 26 июня 1945 года. На фото: Эдвард Стеттиниус, госсекретарь США, возглавлявший американскую делегацию на конференции, пожимает руку президенту Трумэну после подписания Устава

© UN Photo/Yould

Подписи под Уставом поставили представители 50 государств. На фото: глава МИД Египта Абдель Хамид Бадави подписывает Устав в присутствии египетской делегации

‘, ‘bgPos’ : ‘center center’>, ]”>

Первые резолюции и право первого слова

Первая сессия Генассамблеи ООН открылась 10 января 1946 года в зале Вестминстерского дворца в Лондоне. Ее первая резолюция была посвящена мирному использованию атомной энергии и ликвидации атомного и других видов оружия массового уничтожения.

Там же спустя неделю прошло первое заседание Совета Безопасности ООН. Изначально в его состав входило 11 стран, в том числе пять постоянных членов: СССР, США, Великобритания, Франция и Китайская Республика (Тайвань, в 1971 году это место заняла Китайская Народная Республика).

Первая резолюция Совбеза, принятая в Лондоне, касалась создания военно-штабного комитета, в который входят начальники штабов постоянных членов СБ ООН или их представители. Задача комитета – оказывать поддержку в планировании военных операций, инициированных Совбезом, и участвовать в других программах с военной направленностью. Однако из-за холодной войны эта структура практически не функционировала.

Виталий Чуркин, постпред РФ в ООН (2006-н. в.)

Долгие годы это был просто формальный орган. Они собирались, открывали заседание, тут же закрывали. Но потом, правда неформально, к ним приходили люди, которые занимаются разработкой ооновских миротворческих операций, они что-то рассказывали и на этом расходились. Сейчас нам удалось после долгих усилий (и изменили свои позиции некоторые члены “пятерки” по этому поводу) более активно подключить комитет к реальной работе

Виталий Чуркин, постпред РФ в ООН (2006-н. в.)

В Лондоне также был определен порядок выступлений на общеполитических дискуссиях в ООН. Право начинать получила Бразилия, так как именно ее представитель поднял руку, когда никто не решался взять слово в ходе сессии первой Генассамблеи.

После бразильцев обычно выступают представители США – по праву хозяев.

$8,5 млн Рокфеллера для ООН

В ходе первой сессии Генеральной ассамблеи в Лондоне также была достигнута договоренность разместить штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, а не в Европе. Существует версия, что сторонником этого решения был Сталин. Он считал, что таким способом можно будет привязать Америку к ООН и тем самым через эту организацию воздействовать на поведение Вашингтона на международной арене. Отвергнув идею европейской штаб-квартиры, Сталин напомнил о бесславной судьбе Лиги Наций, развалившейся накануне Второй мировой войны не в последнюю очередь из-за того, что из нее вышли США.

С 16 августа 1946 года штаб-квартира ООН временно разместилась в деревне Лейк Саксес, Лонг-Айленд. 14 декабря 1946 года Генеральная ассамблея приняла предложение Джона Д. Рокфеллера-мл. о выделении $8,5 млн на покупку нынешнего участка для строительства постоянной штаб-квартиры ООН.

В ноябре 1947 года был утвержден архитектурный план будущей штаб-квартиры. Церемония заложения фундамента состоялась 24 октября 1949 года, а официальное открытие штаб-квартиры произошло 10 января 1951 года.

Первый генсек ООН Трюгве Ли демонстрирует чек на $8,5 млн, полученный от Рокфеллера. 25 марта 1947 года

Восемь генсеков

С октября 1945 года по февраль 1946 года (в период формирования организации) обязанности генсека ООН исполнял представитель Великобритании Глэдвин Джебб. С 1946 года ООН возглавляли семь человек, нынешний, восьмой генеральный секретарь – представитель Республики Корея Пан Ги Мун. Его срок полномочий истекает в декабре 2016 года.

Даг Хаммершельд (Швеция; 1953-1961) осуществил ряд мер по укреплению суверенитета ООН, в частности, при нем все служащие ООН перешли из подчинения государственных органов в подчинение генеральному секретарю. Предпринимал активные шаги для заключения соглашения о перемирии между Израилем и арабскими странами, содействовал разрешению спора относительно Суэцкого канала. При нем в 1956 году была организована первая миротворческая операция (в Египте). В 1960 году во время Конголезского кризиса инициировал проведение миротворческой миссии ООН в Конго. В сентябре 1961 года погиб в авиационной катастрофе в Северной Родезии (ныне Замбия)

© UN Photo/Peder Hammarskjöld

У Тан (Бирма; 1961-1971) сыграл важную роль в деэскалации Карибского кризиса и окончании гражданской войны в Конго, подвергал критике апартеид в Южной Африке и публично осудил вторжение США во Вьетнам. При нем была значительно расширена система организаций ООН, в частности, были созданы Программа развития ООН, Университет ООН, Программа ООН по окружающей среде. Деятельность У Тана на посту генерального секретаря ООН вызывала негативную оценку со стороны США и Израиля

Читайте также:
Что такое политология - что изучает, где учиться и работать

© UN Photo/Yutaka Nagata

Курт Вальдхайм (Австрия; 1972-1981) сконцентрировал усилия на урегулировании кризисов на Кипре и Ближнем Востоке, а также на поиске компромисса между Индией и Пакистаном, Ираном и Ираком, Китаем и Вьетнамом. На фото: Вальдхайм во время пресс-конференции в аэропорту Никосии, 1977 год

© UN Photo/David Burnett

Хавьер Перес Де Куэльяр (Перу; 1982-1991) пытался разрешить англо-аргентинский конфликт вокруг Фолклендских островов и кувейтский кризис, участвовал в решении пограничного спора между Гайаной и Венесуэлой, выступал посредником в переговорах в Намибии и по вопросу о референдуме в Западной Сахаре, а также в урегулировании ирано-иракского конфликта. На фото: визит в Намибию, 1989 год

© UN Photo/Milton Grant

Бутрос Бутрос-Гали (Египет; 1992-1996) реформировал структуру Секретариата ООН, разработал концепцию превентивных операций по поддержанию мира. В период его руководства состоялось больше конференций на высшем уровне, чем за все время существования ООН. Его критиковали за неспособность провести через СБ решение о военном вмешательстве ООН с целью остановить гражданскую войну и предотвратить геноцид в Руанде. Бутрос-Гали – единственный генсек ООН, который не был переизбран на второй срок (из-за вето США). На фото: вместе с палестинским лидером Ясиром Арафатом (слева), 1996 год

© UN Photo/Evan Schneider

Кофи Аннан (Гана; 1997-2006) инициировал программу крупномасштабных реформ ООН, результатом которой стало создание Комиссии ООН по миростроительству и Совета ООН по правам человека. В качестве посредника участвовал в переговорах конфликтующих сторон на Кипре, в Восточном Тиморе, в урегулировании территориального спора между Нигерией и Камеруном, вел переговоры с руководством Ирака по поводу инспекций комиссии ООН по разоружению, в 2003 году выступал против американского вторжения в Ирак. Был одним из инициаторов проведения саммитов ООН в 2000 и 2005 годах и принятия “Целей развития тысячелетия” – программы по борьбе с бедностью и общего повышения уровня жизни населения планеты к 2015 году. При нем ООН значительно расширила миротворческие функции и увеличила число операций. В 2001 году Кофи Аннан (вместе с ООН) был удостоен Нобелевской премии мира. На фото: Кофи Аннан с супругой

© UN Photo/Forsvaret/Per Thrana

Пан Ги Мун (Республика Корея; 2007 год – н. в.) уделяет особое внимание повышению эффективности организации. В 2007 году принял ряд мер, направленных на повышение транспарентности ООН (жесткие требования, касающиеся публикации сведений о доходах сотрудников и заключения организацией различных договоров). В 2010 году добился создания структуры по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин “ООН-женщины”. В 2011 году инициировал реформу секретариата ООН и сокращения бюджета. В области международных отношений усилия генсека сосредоточены на урегулировании конфликтных ситуаций в Судане, Демократической Республике Конго, Сомали, Афганистане, Ираке, Сирии и на Ближнем Востоке. На фото: в ходе визита в Бенин, 2010 год

ООН (Организация Объединенных Наций) — история, состав, цели

В структуру ООН входят: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

  • Рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации.
  • Организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения.
  • Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН.
  • Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов.
  • Избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Каждое государство имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Генеральная Ассамблея имеет в своем составе Генеральный комитет, Комитет по проверке полномочий и 6 специализированных комитетов:

  • Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
  • Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет) занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет) занимается экономическими вопросами.
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) занимается проблемами социального и гуманитарного характера.
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет) занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет) занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций.
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет) занимается международными правовыми вопросами.

В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 членов каждый год. 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • Пять — от государств Африки и Азии.
  • Один — от государств Восточной Европы.
  • Два — от государств Латинской Америки.
  • Два — от государств Западной Европы и других государств.

Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом «вето».

Читайте также:
Формы государства — виды, принципы и элементы форм

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) — один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения.
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения.
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования.
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

  • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК).
  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).
  • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА).
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Международный суд – главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

В структуру Секретариата ООН входят:

  • Канцелярия Генерального секретаря ООН (КГС)
  • Управление служб внутреннего надзора ООН (УСВН)
  • Управление по правовым вопросам ООН (УПВ)
  • Департамент по политическим вопросам ООН (ДПВ)
  • Управление по вопросам разоружения ООН (УВР)
  • Управление операций ООН (УО)
  • Департамент полевой поддержки ООН (ДПП)
  • Управление по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ)
  • Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ)
  • Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению (ДГАКУ)
  • Департамент общественной информации ООН (ДОИ)
  • Департамент по вопросам управления ООН (ДУ)

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, отделения – в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение ООНаций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за употреблением наркотиков, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.

ООН: история создания, цели и принципы деятельности

Организация Объединенных Наций – это универсальная международная организация, созданная в мо­мент завершения второй мировой войны, в условиях разгрома фашизма, благодаря совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза. При создании ООН был учтен отрицательный опыт Лиги Наций, существо­вавшей в период между двумя мировыми войнами, были отбро­шены те антидемократические черты, которые характеризова­ли структуру и деятельность Лиги Наций.

Инициаторами создания Организации Объединенных Наций явились Советский Союз, Соединенные Штаты Америки и Великобри­тания.

В соответствии со ст. 1 Устава Организация Объединенных Наций преследует следующие цели:

1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для пре­дотвращения и устранения угрозы миру, а также подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мир­ными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение междуна­родных споров или ситуаций, которые могут привести к нару­шению мира; 2) развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и само­определения народов, а также принимать другие соответствую­щие меры для укрепления всеобщего мира; 3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гумани­тарного характера и в поощрении и развитии уважения к пра­вам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; 4) быть центром для согласования дей­ствий наций в достижении этих общих целей.

Согласно ст. 2 Устава для достижения указанных целей Организация и ее члены действуют в соответствии со следую­щими принципами: 1) суверенное равенство всех членов Орга­низации; 2) добросовестное выполнение принятых на себя обя­зательств; 3) разрешение международных споров мирными сред­ства таким образом, чтобы не подвергать угрозе международ­ный мир и безопасность; 4) воздержание в международных от­ношениях от угрозы силой или ее применения как против тер­риториальной неприкосновенности или политической незави­симости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН; 5) оказание ООН ее членами всемерной помощи во всех предпринимаемых ею в соответст­вии с Уставом действиях; 6) обеспечение того, чтобы государст­ва, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами Устава; 7) невмешательство ООН в дела, входящие во внутреннюю компетенцию любого государства.

Читайте также:
Органы местного самоуправления - виды, полномочия, структура

Членами ООН являются 191 государств. Государства – члены ООН имеют при Организации свои постоянные представительства.

Исключение государства из ООН, согласно Уставу, может быть произведено за систематическое нарушение принципов, содержащихся в Уставе. Решение об этом принимается Гене­ральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Возможность выхода государства из Организации не предусмот­рена, но как бы презюмируется, поскольку ООН – это добро­вольное объединение суверенных государств.

Наряду с членством в ООН сложился статус постоянных наблюдателей ряда государств, не являющихся членами ООН.

Система органов ООН

В качестве главных органов Организации Объединенных Наций в ее Уставе названы Генеральная Ассамблея, Совет Безо­пасности, Экономический и Социальный Совет, Международ­ный Суд, Суд по опеке, Секретариат. При необходимости воз­можно создание вспомогательных органов (ст. 7) Главные орга­ны ООН характеризуются особым правовым статусом, их пол­номочия и взаимоотношения зафиксированы в Уставе ООН. Однако и по своему правовому положению, и по реальному зна­чению названные в Уставе главные органы далеко не равно­значны. Центральное место в системе ООН занимают Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея.

Вспомогательные органы образуются в большинстве слу­чаев по решению Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасно­сти, Экономического и Социального Совета, которые координи­руют их деятельность, заслушивают доклады, выносят свои рекомендации.

В современных условиях значительную работу проводят такие органы, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) во главе с Советом по торговле и развитию, Орга­низация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) во главе с Советом по промышленному развитию, Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) во главе с Советом управляющих и др.

Как правило, органы ООН состоят из государств — членов данной Организации либо из всех членов (Генеральная Ассамб­лея), либо из установленного числа членов (Совет Безопасно­сти, Экономический и Социальный Совет, Комитет по мирному использованию космического пространства т. д.).

Каждое входящее в соответствующий орган государство представлено в нем назначаемым данным государством долж­ностным лицом (представителем) или делегацией.

ООН имеет свой бюджет, формируемый из ежегодных взно­сов государств-членов; определенные взносы возложены также на те государства, не являющиеся членами ООН, которые уча­ствуют в деятельности ее органов.

Правилами процедуры предусмотрены официальные и ра­бочие языки. Официальными языками ООН с момента создания Организации признаны пять языков: английский, французский, испанский, русский и китайский. На этих языках издаются ос­новные документы Организации. Что же касается рабочих язы­ков, на которых издаются все материалы Организации (вклю­чая стенографические отчеты) и на которые обязательно пере­водятся речи, произнесенные на любом официальном языке, то ими в течение ряда лет признавались только первые два из перечисленных — в Совете Безопасности, первые три — в Ге­неральной Ассамблее. На XXIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1968 г. было принято постановление о включении рус­ского языка в число рабочих языков Ассамблеи; позднее рус­ский язык был включен в число рабочих языков Совета Безо­пасности. С 1973 г. к категории официальных и рабочих языков Генеральной Ассамблеи отнесен арабский язык.

Генеральная Ассамблея. Она состоит из всех членов ООН. Каждое государство имеет на ее сессиях делегацию в количест­ве не более пяти представителей и пяти заместителей предста­вителей; при этом делегация имеет один голос.

Компетенции Генеральной Ассамблеи подлежат любые во­просы или дела в пределах Устава (ст. 10). Она может рассмат­ривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе вопросы ра­зоружения, обсуждать вопросы сотрудничества в политической, экономической, социальной, культурной областях, вопросы со­действия осуществлению прав человека и основных свобод, во­просы прогрессивного развития и кодификации международ­ного права, делать рекомендации членам Организации и (или) Совету Безопасности по любым таким вопросам или делам.

Генеральная Ассамблея уполномочена обсуждать любые относящиеся к поддержанию международного мира и безопас­ности вопросы, поставленные перед ней каким-либо государст­вом или Советом Безопасности, и делать соответствующие ре­комендации.

Генеральная Ассамблея имеет сессионный порядок рабо­ты. Очередные сессии созываются ежегодно в третий вторник сентября и длятся три месяца. Специальные сессии созываются Генеральным секретарем по требованию Совета Безопасности или большинства членов Организации. Такие специальные сессии имеют особую нуме­рацию.

Существует семь главных комитетов Генеральной Ассамб­леи: Первый комитет (политические вопросы и вопросы безо­пасности, включая разоружение); Специальный политический комитет (аналогичные вопросы); Второй комитет (экономиче­ские и финансовые вопросы); Третий комитет (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры); Четвертый коми­тет (вопросы опеки и несамоуправляющихся территорий); Пя­тый комитет (административные и бюджетные вопросы); Шес­той комитет (правовые вопросы). В каждом из комитетов представлены все члены Генеральной Ассамблеи.

На сессии создается Генеральный комитет из председате­ля Ассамблеи, его заместителей, председателей главных коми­тетов – всего в составе 25 человек. Он предназначен для коор­динации работы главных комитетов и оказания помощи пред­седателю Ассамблеи в общем руководстве работой сессии. Об­судив переданные им вопросы, главные комитеты представля­ют соответствующие предложения на утверждение Генераль­ной Ассамблеи, ее пленарного заседания.

В целях осуществления своих функций Генеральная Ас­самблея учреждает специальные комитеты и комиссии как на временной, так и на постоянной основе (Консультативный ко­митет по административным и бюджетным вопросам, Комитет по взносам, Специальный комитет по вопросу о ходе осуществ­ления Декларации о предоставлении независимости колониаль­ным странам и народам, Комитет по использованию космиче­ского пространства в мирных целях, Специальный комитет по операциям по поддержанию мира – комитет 33-х, Специаль­ный комитет для Всемирной конференции по разоружению, Комиссия международного права, Комиссия по праву междуна­родной торговли и др.).

Совет Безопасности. Он занимает особое место в системе главных органов ООН. Государства – члены ООН для обеспе­чения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и достигли согласия в том, что при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безо­пасности действует от их имени (ст. 24 Устава).

В отличие от Генеральной Ассамблеи, включающей всех членов Организации, Совет Безопасности имеет ограниченный состав. Количество его членов фиксируется в Уставе ООН (ст. 23), вследствие чего для изменения численного состава Со­вета необходимо внесение поправок в Устав.

Читайте также:
Политическая идеология - определение понятия, функции

Совет Безопасности состоит из 15 государств-членов (до 1965 г. состоял из 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены.

Постоянными членами Совета, согласно ст. 23 Устава, яв­ляются пять государств: Советский Союз, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция и Китай. В настоящее время место Союза ССР в Совете Безопасности занимает Российская Федерация (поправка, в Устав в связи с этим не вносилась).

Генеральная Ассамблея избирает десять других государств – членов ООН в качестве непостоянных членов Совета Безопас­ности (до расширения состава было шесть непостоянных чле­нов). Эти члены избираются на двухгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию пять государств. При избра­нии непостоянных членов уделяется должное внимание степе­ни участия членов Организации в поддержании международ­ного мира и безопасности, а также справедливому географи­ческому распределению.

Согласно ст. 24 (п. 1), для обеспечения быстрых и эффек­тивных действий ООН ее члены возлагают на Совет Безопасно­сти главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и соглашаются в том, что при исполнении его обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени.

В соответствии со ст. 25 Устава члены ООН взяли на себя обязательство подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Действенность резолюций Совета Безопасности о санкциях обусловлена их выполнением государствами, в том числе с ис­пользованием внутригосударственных правовых средств.

Если Совет Безопасности сочтет, что перечисленные в ст. 41 меры являются недостаточными для выполнения его ре­шений, то он уполномочивается (ст. 42) предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восста­новления международного мира и безопасности. Такие дейст­вия могут включать демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.

Важное место в деятельности Совета Безопасности в со­временных условиях занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).

Полномочия Совета Безопасности не затрагивают, соглас­но ст. 51, неотъемлемого права государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападе­ния, до тех пор пока Совет Безопасности не примет необходи­мых мер.

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Он соз­дан для того, чтобы под руководством Генеральной Ассамблеи осуществлять международное сотрудничество в экономической и социальной областях.

ЭКОСОС состоит (с 1973 г.) из 54 государств-членов ООН. Члены ЭКОСОС избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года, причем ежегодно переизбирается одна треть со­става.

Основные задачи Экономического и Социального Совета вытекают из положений ст. 55 Устава ООН, согласно которым Организация Объединенных Наций содействует повышению уровня жизни, полной занятости населения, экономическому и социальному прогрессу, разрешению международных проблем в экономической и социальной областях, а также в сфере здра­воохранения, культуры и образования; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.

Совет по опеке. После Второй мировой войны под руководством ООН была созда­на международная система опеки. Эта система распространялась на:

территории, находившиеся под мандатом;

территории, отторгнутые от вражеских государств во время Вто­рой мировой войны;

территории, добровольно включенные в систему опеки государ­ствами, ответственными за их управление.

Основные цели системы опеки – способствовать прогрессу насе­ления подопечных территорий и его постепенному развитию к само­управлению или независимости. Цели системы опеки в определенной степени были достигнуты: из первоначальных 11 подопечных терри­торий в системе опеки осталась только одна – управляемые США Тихоокеанские острова (Микронезия).

Международный Суд. Международный Суд является главным судебным органом ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава. Государства — не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.

Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъ­являемым в их странах для назначения на высшие судебные должнос­ти, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства * . Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя ни­какому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатичес­кими привилегиями и иммунитетами.

При характеристике правового положения Суда следует учиты­вать, что стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не вправе.

К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторона­ми, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или дей­ствующими конвенциями.

Следует учитывать, что решение Суда не имеет характера преце­дента и обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалова­нию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открыв­шихся обстоятельств.

Суд вправе давать консультативные заключения по любому юри­дическому вопросу, по запросу любого учреждения, уполномоченно­го делать такие запросы в соответствии с Уставом ООН. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.

Секретариат ООН. На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их реше­ний, претворение в жизнь программ и политики ООН. Подразделе­ния Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения штаб-квартир органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене.

Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осущест­вляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных догово­ров государств-членов ООН.

Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который является главным административным должностным лицом ООН. Ге­неральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассам­блеей по рекомендации Совета Безопасности.

Генеральный секретарь ООН:

осуществляет общее руководство подразделениями Секрета­риата;

представляет Генеральной Ассамблее доклад о работеООН;

участвует в работе международных конференций, проводимых под эгидойООН;

назначает персонал Секретариата и руководит его работой.

При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал не должны запрашивать или получать указаний от каких-либо правительств.

Читайте также:
Законодательный процесс понятие, этапы и основные стадии, общая характеристика

Сотрудники Секретариата назначаются Генеральным секретарем по правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Прием на службу в Секретариат и определение ее условий производится на договорной основе с учетом необходимости обеспечения высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности. Эти международные гражданские служащие (численностью более 25 тыс. человек) приносят присягу, обязуясь не запрашивать и не получать инструкций от какой-либо власти, не имеющей отношения к ООН.

ООН: что это такое, расшифровка аббревиатуры, назначение организации, ее устав и символика

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На конец 2018 года в мире насчитывалось 251 государство. Мировое сообщество как школа, в которой есть старшеклассники, есть первоклашки.

Все они составляют коллектив школы, но насколько разное у них представление о мире и о своей роли в нем! Если дать в руки малышу спички — может сгореть школа, если оставить его одного на улице, то его могут обидеть.

Мировая система — это смешение стран с разным уровнем экономического и политического развития, разным менталитетом и уровнем жизни.

О том, как защитить нашу хрупкую планету, человечество и каждого отдельно взятого человека от природных и техногенных катаклизмов, от военных конфликтов, от насилия в любой форме, люди начали задумываться очень давно.

Но только в середине 20 века (в 1945 году) было решено создать международную организацию, которая занялась бы решением этих проблем в планетарном масштабе.

Конечно, вы уже догадались, что речь пойдет об ООН. Сегодня мы узнаем, что такое ООН, решение каких проблем находится в компетенции этой организации, на основании чего она действует, какие методы использует в своей деятельности, и какова ее символика.

ООН — что это (расшифровка)

ООН — это аббревиатура от названия «Организация Объединенных Наций». Название довольно емкое, сразу становится понятно, что это международная организация, в которой работают представители из разных стран.

Основные проблемы, решением которых занимается ООН:

  1. мир и безопасность;
  2. изменение климата;
  3. экономическое и политическое развитие стран;
  4. права человека;
  5. терроризм;
  6. чрезвычайные ситуации.

В приведенном ниже ролике наглядно показана история создания организации после Второй мировой войны:

Устав ООН (на официальном сайте)

Цели создания ООН прописаны в ее Уставе. Устав любой организации (политической, коммерческой, общественной) — это официальный документ, который регламентирует все основные моменты ее деятельности.

Это как бы закон для отдельно взятой организации (что это?), преступать который ее члены не имеют права. При необходимости Устав может быть официально скорректирован.

Вот что прописано в Уставе ООН:

Прочитать Устав можно на официальном сайте ООН.

В частности, Устав оглашает следующие цели функционирования ООН:

  1. поддержание мира во всем мире методом мирных переговоров или же с помощью физического подавления актов агрессии ;
  2. развитие дружественных отношений между всеми странами;
  3. организация сотрудничества между странами для решения международных проблем в экономической, социальной, гуманитарной, культурной сфере на основе соблюдения равенства всех людей;
  4. централизация и координация действий различных государств для осуществления вышеуказанных действий.

Принципы, на которых основана деятельность ООН:

  1. все члены организации равны между собой и добросовестно выполняют взятые на себя обязанности;
  2. решение международных проблем осуществляется с позиции мирного урегулирования, без создания конфликтных ситуаций и угроз территориальной и политической целостности других государств.

Говоря простыми словами, ООН не вправе угрожать захватом, вторгаться на территорию других стран, регулировать политическую власть, даже если там существует какой-либо конфликт;

  • если существует угроза миру вследствие агрессии, то ООН вправе применить силовое давление, но только после попыток мирного урегулирования;
  • никто из стран-членов ООН не вправе оказывать поддержку тем государствам, против которых со стороны ООН принимаются какие-либо превентивные (предупреждающие) или принудительные меры.
  • Структура ООН (Совет Безопасности и др.)

    В настоящее время в составе ООН 193 страны. Организация имеет в своем составе следующие органы:

    1. Генеральная Ассамблея ООН — это представительство всех 193 стран-участниц ООН. Ассамблея проводится 1 раз в год в Нью-Йорке для решения наиболее важных вопросов;
    2. Совет Безопасности ООН — орган из 5 постоянных и 10 выбираемых членов, который ответственен за работу по поддержанию мира на планете;
    3. Экономический и социальный Совет — состоит из 54 представителей, которые выбираются Генеральной Ассамблеей. Функции: анализ, координация и разработка рекомендаций по решению актуальных проблем в экономике, экологии (что это?) и в социальной сфере;

    Что такое система ООН

    Система ООН — это непосредственно Организация Объединенных Наций + 36 программ, фондов и специализированных учреждений.

    Каждый из участников системы имеет собственную структуру и свой бюджет. Бюджет программ и фондов формируется за счет добровольных взносов, а бюджет специализированных учреждений — за счет обязательных и добровольных.

    Рассмотрим систему ООН в таблице:

    это 5 организаций с различными функциями:

    Дополнительно к перечисленным программам, фондам и учреждениям, относятся такие структуры: по борьбе со СПИДом, с последствиями от природных катаклизмов, по разоружению, в также институт и колледж по получению дипломатического образования.

    На схеме — места расположения участников системы ООН:

    Как видите, структура системы ООН велика и затрагивает практически все сферы, касающиеся жизни и деятельности людей на планете.

    Флаг и эмблема ООН

    Организация Объединенных Наций имеет собственный символ и флаг. Символ (эмблема) ООН — карта земного шара, окруженная двумя ветками оливы, олицетворяющими мирное сосуществование:

    Флаг ООН представляет собой стяг светло-голубого цвета, в центре которого расположена эмблема организации:

    Заключение

    Мы познакомились с основными моментами деятельности ООН, его структурой и символикой. Сфера деятельности организации столь велика, что рассказать о ней в одной статье попросту невозможно.

    Ознакомиться с этой темой более подробно можно на официальном сайте ООН.

    Читайте наш блог, это полезно и увлекательно.

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (4)

    Складывается ощущение, что при военных конфликтах разного уровня, данная организация только озабоченность может выражать. Опять же, в уставе прописано равенство всех её членов, но в совете безопасности только пять постоянных представителей, они же могут накладывать вето, что часто парализует принятие важных решений, лучше бы право вето отменили, а решения принимали простым большинством.

    Федор: право вето — это то, что до сих пор удерживает мир от катастрофы. Вам , кончено же, виднее (хуже то уже для вашей страны не придумаешь), но все остальным (включая Россию) хочется жить так, как они живут (в мире). Нам такая жизнь, как у вас в стране не нужна. Даже не мечтайте.

    Федор: право вето — это то, что до сих пор удерживает мир от катастрофы. Вам , кончено же, виднее (хуже то уже для вашей страны не придумаешь), но всем остальным (включая Россию) хочется жить так, как они живут (в мире).

    Нам такая жизнь, как у вас в стране не нужна. Даже не мечтайте. Вы уж сами там хлебайте полной ложкой, то что заварили по глупости.

    И таки да, ООН уже теряет свою значимость, но именно из-за того, что США ни в грош не ставит ее решения. Собственно, нужно просто указать на свое место единственной стране (пусть и «самой исключительной») и ООН снова приобретет былое величие и значение.

    Кто бы там что не говорил, но реформирование ООН уже давно стало необходимостью. Да, когда-то данная организация могла удерживать мир в рамках холодной войны, не давая перейти к горячей фазе. Но сейчас, вес решений ООН крайне низок, и носит рекомендательный характер.

    Все это надо пересматривать, ведь содержание ООН требует огромных средств, а эффективность находится под сомнением. По сути, сейчас это площадка для разговоров, не более.

    Понятие партийной системы. Классификация партийных систем.

    Партийная система представляет собой целостную систему взаимоотношений между партиями, совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти.

    В современный период в разных странах действует большое количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть.

    Партийная система складывается в зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий.

    Данные категории раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

    Факторы, влияющие на формирование партийной системы той или иной страны: уровень политической зрелости общества, его политического сознания и культуры; исторические традиции; национальный состав; религиозная ситуация; расстановка социально-классовых сил и т. п.

    Значительное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.

    Типы партийных систем:

    1) в зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы:

    демократические –широкие гражданские права и свободы человека;

    авторитарные –непререкаемое подчинение власти;

    тоталитарные –контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

    2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

    однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая);

    двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США);

    многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здеськоалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия);

    «двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия);

    3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

    4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

    5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

    Важнейшими основаниями, по которым оценивается эффективность той или иной партийной системы, являются:

    – восприимчивость к запросам и нуждам общества;

    – способность трансформировать их во властные решения;

    – возможность обеспечить демократический контроль за деятельностью властных структур.

    Особенности и тенденции развития партийной системы Казахстана.

    Конституция Республики Казахстан гарантирует права партий, движений, ассоциаций, за исключением тех, чья деятельность направлена на «насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни» [1] . Вмешательство государства в дела партий и общественных объединений не допускается.

    Согласно последней редакции Закона Республики Казахстан «О политических партиях» политическая партия должна иметь не менее 40 000 членов.

    В Казахстане официально зарегистрированы следующие политических партий:

    1) Народно-Демократическая партия «Нур Отан»

    2) Политическая партия «Бірлік»

    3) Демократическая партия Казахстана «Ак жол»

    4) Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл»

    5) Коммунистическая Народная партия Казахстана

    6) Общенациональная социал-демократическая партия «Азат»

    7) Партия патриотов Казахстана

    Партия «Нур Отан»

    «Нур Отан» – самая многочисленная партия Республики Казахстан, численность которой составляет более 600 000 человек. Партия была учреждена в 1999 году. Сегодня она имеет региональные представительства во всех областях Казахстана, а также в Алма-Ате и Астане и занимает 83 места из 107 в парламенте Казахстана. Социальная база партии – работники бюджетной сферы, студенты, представители культуры и искусства, малого и среднего бизнеса. Приоритетными направлениями в работе партии являются разъяснение стратегии “Казахстан-2050”, активизация работы в регионах, повышение активности партии, обеспечение широкого участия граждан в политике и усиление взаимодействия с некоммерческими организациями. Лидер партии – Нурсултан Назарбаев. Партия активно сотрудничает с росийской “Единой Россией” и украинской “Партией Регионов”. Имеется молодежная организация “Жас Отан”.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: