Окончание – правила правописания, значение и роль, примеры подборки

Правописание окончаний

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 4. Правописание окончаний

Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.

4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных

Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.

В Кита. в Коре. в Германи. в Заполярь. в изумлени..

Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).

Особая группа существительных*

время
партия
знание
гений

Путь
(проверочное слово для р. п., д. п. и п. п.)

1 склонение
(кроме слов на -ия)

-а (м. р. / ж. р.)

страна
папа
земля
дядя

Стена
(проверочное слово)

2 склонение
(кроме слов на -ий, -ие)

Нулевое оконч. (м. р.)
-о (ср. р.)
-е (ср. р.)

конь
село
поле

Стол
(проверочное слово)

3 склонение

-ь (ж. р.)

мать
мышь

Степь
(проверочное слово)

*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).

Обратите внимание!
Помните, что существительные типа галерея, ассамблея, аллея, музей и пр. не следует относить к особой группе. Они склоняются по первому и второму склонению. Ср.:
В коллекциИ (особ. гр.) — в галереЕ (1 скл.).
В планетариИ (особ. гр.) — в музеЕ (2 скл.).

Помните, что существительные типа сомнение и сомненье, Мария и Марья склоняются по-разному:
о МарьЕ (Марья, 1 скл. о стенЕ);
о МариИ (Мария, особая группа, о путИ).

Помните, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
На пони (пони — несклоняемое сущ.).
О заведующЕМ (заведующий — сущ., склоняющееся как прилагательное).

4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.

В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.

Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре (в каком? — окончание -ом / -ем) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром (с каким? — окончание -ым / -им) с меняющИМся;
беспокоящ. йся матери (какой? – окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне (на судне каком? — окончание -ом / -ем) на тонущЕМ.

Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.

Запомни!
1) В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ьи (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме И. и В. падежей ед.ч. м., перед окончанием пишется Ь:
лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.

2) В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
апрель – апрельский
июль – июльский
сентябрь – сентябрьский

Исключение: январь – январский

4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола

Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.

Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.

Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).

Глаголы на -ить относятся ко II спряжению.
Клеить; верить; поставить.

Исключения:
брить
стелить
(они относятся к I спряжению)

Глаголы на -АТЬ, -ЕТЬ, -ТИ, -УТЬ и др. (не на -ить) относятся к I спряжению.
Таять; надеяться; лаять.
Исключения:
гнать, дышать, держать, зависеть,
видеть, слышать и обидеть,
а еще вертеть, терпеть,
ненавидеть и смотреть.
(они относятся ко II спряжению)

Проверочный глагол:
говорить.

Проверочный глагол:
брать.

Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь ( слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся

Обратите внимание!
Иногда тип спряжения определить трудно, потому что неясно звучит безударный суффикс неопределенной формы (клеить, ссориться, сеять, таять, веять, реять, надеяться, затеять и др.).
Такие суффиксы следует запоминать.

При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Заставишь (сов. в.) — заставить (сов. в.), а не заставлять (несов. в.).

Глаголы типа услышать, постелить и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов – исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они прогонЯТ (прогнать, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они застелЮТ (застелить, как и стелить, — глагол I спряжения).

Глаголы типа бриться, держаться и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов – исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Они гонЯТся (гнаться, как и гнать, — глагол II спряжения).
Они бреЮТся (бриться, как и брить, — глагол I спряжения).

Читайте также:
Твёрдые согласные звуки проблемы и правила произношения в русском языке

В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).

2.9. Основа и окончание

1. Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица.

Окончание часто называют изменяемой частью слова.

Ср.: книг а – книг и – книг у .

Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

2. Окончания выражают грамматические значения:

рода, числа, падежа – у существительных (книг а – окончание –а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), прилагательных (больш ая книга – окончание –ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанн ая книга – окончание –ая указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых местоимений (мо я книга – окончание –я указывает на женский род, единственное число, именительный падеж), некоторых числительных (одн а книга – окончание –а указывает на женский род, единственное число, именительный падеж);

падежа – у некоторых местоимений (нет к ого – окончание –ого указывает на родительный падеж) и числительных (нет пят и – окончание –и указывает на родительный падеж);

лица и числа – у глаголов в настоящем и будущем времени (дума ю – окончание –ю указывает на 1 лицо, единственное число);

рода и числа – у глаголов в прошедшем времени (читал а – окончание –а указывает на женский род, единственное число).

3. Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками.

Нет нож а , резать нож ом .

Но окончание может быть и нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож □ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2 склонения) и женского рода (3 склонения);

у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа;

у кратких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода;

у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода;

у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий .

Так, существительное армия [а́рм’и j ь] имеет окончание -я (звук [ь]), а [ j ] входит в основу [а́рм’иj]. Для того чтобы это доказать, можно просклонять слово: в арми[ j ]ю, арми[ j ]ей и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Значит, [ j ] – часть основы, ведь окончание – изменяемая часть слова. Только в форме родительного падежа этот звук графически выражен с помощью буквы й (арми й ), а в других формах он не получает специального обозначения.

В формах типа предгорий, блюдец мы наблюдаем подобное явление. Только здесь присутствует ещё и беглость гласных (и, е).

Ср.: предгорье [пр’и э дго́р’ j ь] – предгор ий [пр’и э дго́р’ иj ]; блюд ц е [бл’у́т ц ъ] – блюд ец [бл’у́д ьц ].

2) В форме именительного падежа, единственого числа, мужского рода качественных и относительных прилагательных -ий является окончанием (это изменяемая часть слова, ср.: син ий – син его ). В тех же формах притяжательных прилагательных (лисий, волчий) -ий является суффиксом. Он сохраняется при склонении. Только в других формах суффикс представлен в усечённом виде – [ j ] , и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса сигнализирует разделительный ь .

4. Окончание обычно находится в конце слова.

Исключения составляют:

окончания, стоящие перед постфиксами -ся (у возвратных глаголов, причастий), -те (во множественном числе повелительного наклонения), -то, -либо, -нибудь (у неопределённых местоимений);

Уч ит ся, учащ ий ся, ид ём те, к ого -то, к ого -либо, к ого -нибудь.

окончания в сложных числительных, где окончания следуют за каждым корнем.

В тр ёх ст ах , нет пят и десят и .

Правописание окончаний определяется частеречной принадлежностью слова и поэтому будет рассмотрено при характеристике соответствующих частей речи.

5. Основа – это часть слова без окончания. Основа является носителем лексического значения данного слова.

Чтобы выделить основу, надо отделить окончание.

Землёй – земл -ёй, основа земл-; несу – нес -у, основа нес-.

Значок основы – квадратная скобка снизу:

Основа слова может быть равна корню.

Кроме корня, основа может включать приставки и суффиксы.

Желт-изн -а, по-желт-е -ет.

6. При склонении и спряжении основа может меняться – сокращаться или увеличиваться.

Например: лист □ и листь [ j ]-я – во множественном числе основа увеличилась за счёт суффикса -j- . Подобные изменения основы характерны, как правило, для глагола: у большинства глаголов основа инфинитива и основа настоящего времени не совпадают.

Ср.: жд-а –ть и жд –у – основа в настоящем времени сократилась (утрачивается суффикс –а); чит-а –ть – чит-аj –ют – в данном случае основа в настоящем времени, напротив, увеличилась за счёт звука [ j ], который входит в состав суффикса настоящего времени и повелительного наклонения (ср.: чит-ай ).

Читайте также:
Русский язык - предмет, определение, наука, задачи, изучение

Ср.: арм и -я, арм и -и, арм и -ей; быт и -е, быт и -я, быт и -ем.

2) В существительных мужского рода с финалью -й (пролетари й , санатори й , кра й и др.) этот согласный также относится к основе, поскольку он сохраняется при склонении существительных, ср.: край, кра[ j ]-я, кра[ j ]-ю, кра[ j ]-ем. В косвенных падежах [ j ] графически не обозначен специальным знаком. На его наличие указывают гласные я, е, ю после другого гласного (см. п. 1.5).

Таким образом, данные существительные в именительном падеже, единственном числе, как и другие (стол □ , конь □ и подоб.), имеют нулевое окончание:

7. Поскольку в русском языке есть несколько постфиксов, то есть суффиксов, которые могут располагаться после окончаний, то основа некоторых форм слов может быть разорванной.

Как ого– то – окончание –ого, основа как.. то ; уч ит ся – окончание –ит, основа уч..ся .

Следует различать основу конкретной формы слова и основу слова (при словообразовании).

Основа конкретной формы слова представлена частью слова без окончания.

Основа слова определяется по начальной форме слова. Она включает в себя корень, приставки и словообразовательные суффиксы и постфиксы. Формообразующие суффиксы и постфиксы в словообразовательную основу включаться не будут.

Например, для того чтобы выявить основу слова у глагольной формы записал –а, надо сначала указать начальную форму глагола (инфинитив) записать и отбросить окончание (в других концепциях – формообразующий суффикс) неопределённой формы –ть: записа- .

2) Глагольный возвратный постфикс -ся ( учи ть ся , мы ть ся ) не является формообразующим, поэтому обязательно должен включаться в основу слова.

3) Как отмечалось, в некоторых случаях формы существительных в единственном и множественном числе отличаются не только окончаниями, но и формообразующими суффиксами. В этом случае основа слова (для словообразования) также определяется по начальной форме – единственное число, именительный падеж, ср.: сын □ /сыновья – основа слова (для словообразования) – сын- .

4) Как отмечалось, причастие и деепричастия занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и особыми формами глагола. Поскольку в данном пособии они рассматриваются как самостоятельные части речи, то суффиксы причастий (-ом/-ем/-им; -ущ/-ющ/-ащ/-ящ, -нн/-н/-енн/-ен/-т, -ш/-вш) классифицируются как часть словообразовательной основы слова.

Окончание ℹ️ правила правописания части слова у глаголов, имен прилагательных и существительных, значение и роль, примеры подборки окончаний

Окончание – это изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса. Графически окончание обозначается прямоугольником – Окончание служит для связи слов в словосочетании или предложении…, Морфемный разбор, Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Грамматические признаки окончания
  2. Таблица окончаний падежей
  3. Как найти окончание слова
  4. Морфы и алломорфы
  5. Как определить окончание в слове?
  6. Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива
  7. Правило встречается в следующих упражнениях:
  8. Какие бывают окончания
  9. Отсутствие окончаний у неизменяемых слов
  10. Различия нулевого окончания и его полного отсутствия
  11. Расположение окончания внутри слова
  12. Двойное окончание в слове
  13. Какие бывают окончания?
  14. Литература
  15. Смотреть что такое “Окончание” в других словарях:
  16. Книги
  17. Слова, не имеющие окончаний
  18. Видеоурок
  19. У каких слов нет окончания
  20. Окончание выделяется по звуковому составу
  21. Список использованной литературы
  22. Тест по теме
  23. Оценка статьи

Грамматические признаки окончания

Окончания, или флек­сии (лат. flexio — сги­ба­ние, пере­ход), — это слу­жеб­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или после суф­фик­са, например:

  • дорог а ;
  • длин н ая ;
  • тво я ;
  • перв ый ;
  • при­пис ыва ю ;

Окончания выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние рода, чис­ла, паде­жа у имен­ных частей речи,

лица и чис­ла у глаголов:

  • хорош ий (м. р.), хорош ая (ж. р.), хорош ее (ср. р.), хорош ие (мн. ч.);
  • дерев о (и. п.), мимо дерев а (р. п.), к дерев у (д. п.) и т. д.;
  • два­дцат ый (им. п. ед.ч.), два­дцат ого (р. п. ед. ч.), о два­дцат ом (п. п. ед. ч.);
  • твой — тво его , тво ему , твои м , о тво ём ;
  • пры­га ю (1 лицо ед. ч.), пры­га ешь (2 лицо ед. ч.), пры­га ете (2 л. мн. ч.).

Окончания слу­жат для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении:

  • красн ый флаг;
  • красн ая полоска;
  • красн ое зарево;
  • красн ые огоньки.

Они оста­но­ви­лись на пере­крёст­ке: горел крас­ный свет (Анатолий рыба­ков. Страх).

Суммируем все выше­ска­зан­ное и дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое окон­ча­ния в рус­ском языке.

Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или суф­фик­са, выра­жа­ю­щие раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и слу­жа­щие для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении.

Таблица окончаний падежей

Падеж На какой вопроса отвечает? Изменение окончания
Именительный Кто? Что? Степлер _ / Трав а
Родительный Кого? Чего? Степлер а / Трав ы
Дательный Кому? Чему? Степлер у / Трав е
Винительный Кого? Что? Степлер _ / Трав у
Творительный Кем? Чем? Степлер ом / Трав ой
Предложный О ком? О чем? О степлер е / О трав е

Как найти окончание слова

Если учительница говорит: «Найдите окончание слова», вам надо это слово изменить. Если хотите выпендриться, скажите: «Хорошо, тогда проспрягаем слово» (если у вас глагол) или «Ок, тогда я просклоняю слово» (если у вас ИМЯ существительное, прилагательное, числительное или местоимение, причастие).

Читайте также:
Пинал или пенал - как это пишется правильно в русском языке?

Склоняем имя существительное «курица» – нет курицы, даю курице, виню курицу – окончание «а».

Спрягаем глагол «звонит» – звоню, звонишь – окончание «ет».

Морфы и алломорфы

В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом.

При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф.

Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-).

Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи), аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.

Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком, а классом знаков.

Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф» и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты». Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности — конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме — идёт речь».

Как определить окончание в слове?

Чтобы най­ти окон­ча­ние, нуж­но изме­нить сло­во: про­скло­нять или про­спря­гать. Та часть сло­ва, кото­рая изме­ня­ет­ся, и будет являть­ся его окончанием.

Например: опре­де­лим окон­ча­ние у суще­стви­тель­но­го «кра­со­та», изме­нив его по падежам:

  • р. п. нет (чего?) кра­сот ы ;
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к кра­сот е ;
  • в. п. вижу (что?) кра­сот у и т. п.

Очевидно, что в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ни­ем явля­ет­ся мор­фе­ма -а:

крас от а — корень/суффикс/окончание.

У неко­то­рых слож­ных суще­стви­тель­ных и чис­ли­тель­ных суще­ству­ет несколь­ко окончаний:

  • счет -фак­тур а — чего? счёт а — фак­тур ы , чему? счёт у -фак­тур е , о чём? о счёт е -фак­тур е ;
  • тр и ст а — тр ёх сот , тр ём ст ам , тр емя ст ами , о тр ёх ст ах .

Какое окончание у начальной формы глагола, или инфинитива

«Ть». Читать, писать, слушать, орать, хихикать, улюлюкать, вздыхать, мять – везде «ть».

Но в глаголах «беречь», «печь», «стеречь» и других окончания нет. Оно как бы есть – «чь», но оно входит в корень, поэтому мы его не выделяем.

Это постфикс, то есть то, что находится после окончания. В слове «подготовиться» окончание «ть», а «-ся» – постфикс. Выделять его надо треугольничком, как суффикс.

Правило встречается в следующих упражнениях:

Упражнение 106, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 90, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 2

Упражнение 134, Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 139, Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 180, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 192, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 108, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 203, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 96, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 123, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 126, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 164, Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 1, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 231, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 169, Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 28, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 33, Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 189, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 204, Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 54, Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 146, Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 4, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 381, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 417, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 121, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 295, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 83, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 86, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 87, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 90, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 91, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Задачка стр. 53, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 16 стр. 56 – 57, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 128, Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 156, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 26, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 28, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 29, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 34, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 62, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 48 – 49, Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 261, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Какие бывают окончания

  • падежные;
  • двойные;
  • нулевые.

Отсутствие окончаний у неизменяемых слов

Не многим известно, но существуют отдельные ответвления слов, не имеющих окончания и слова с нулевым окончанием. Обычно объяснимо подобное явление тем, что данные слова были заимствованы из других языков.

Читайте также:
Одушевлённые и неодушевлённые существительные и их отличия

И при переходе попросту утратили окончания. Нулевое окончание характерно для таких частей речи, как: несклоняемые формы имени прилагательного (маренго, бордо, хаки), неизменяемые слова , неизменяемые формы имени существительного (пальто, кофе, кафе), наречия (направо, налево, красиво), а также категория состояния (грустно, радостно, больно).

Полностью отсутствует окончание в слове: неопределенная форма глагола (бранить, браниться), деепричастия (наслаждаясь, играясь), формы сравнительной степени имен прилагательных, наречий, слов состояний (милее, добрее, веселее).

Различия нулевого окончания и его полного отсутствия

К сожалению, запутаться в данной теме довольно просто. Нередко и у взрослых возникают ошибки в определение нулевого окончания, да даже просто правильного окончания. Видя перед собой документацию, они судорожно пытаются вспомнить «Что такое окончание в русском языке? И как его правильно определить?». Так делать не стоит. Учите весь материал вовремя.

Путание нулевого окончания и его отсутствия считается очень грубой ошибкой, за которую вы несомненно потеряете баллы на предстоящей экзаменационной работе. И получится, что все усердия уйдут в воздух. Старайтесь запомнить все основные моменты, даже если кажется, что они вам не пригодятся. Крайне важно не путать полное отсутствие окончания в слове и нулевое окончание.

Чтобы понять, к какому разряду относится какое-либо слово, необходимо попробовать изменить его, просклонять. Если, воспользовавшись этим способом, вы, например, обнаружили окончание « е » в какой-либо падежной форме, значит, данной слово относится к группе «слова с нулевым окончанием». Если же после разбора оно так и осталось неизменным, следовательно, окончание полностью отсутствует. Старайтесь быть предельно внимательными, когда дело касается этой темы!

Расположение окончания внутри слова

Навряд ли вам приходилось сталкиваться с явлением, когда оно располагается внутри слова, но оно также имеет место быть. Более привычное дело, когда оно находится в самом конце. К тому же большинство слов именно так и сформировано.

Сегодня мы познакомимся со сложными числительными, имеющими целых два корня. Их совсем несложно выявить: от пят и десят и до восьм и десят и и от дв ух сот до девят и сот. Необходимо также отметить, что в двух последних вариациях представлены слова с нулевым окончанием.

Разумеется, крайне непривычно встречать окончание в середине слова. Но забывать про них ни в коем случае нельзя, поскольку, если вдруг аналогичные слова встретятся на экзамене, вы просто растеряетесь. И это совершенно нормальная реакция, так как тема серединных окончаний обычно игнорируется учителями по непонятным причинам. Так что ваша задача — лишь запомнить, что и такие случаи возможны. И спокойно действовать на работе, не волнуясь, не переживая.

Важным моментом также является склонение данных числительных. Когда вы изменяете падежную форму, задействуются оба окончания. И не всегда они совпадают друг с другом. Это тоже стоит отложить в голове на будущее.

Двойное окончание в слове

Как мы поняли из выше сказанного, существуют слова с двойным окончанием. Но кроме тех, что уже были разобраны, есть и другие, которые следует рассмотреть. Иначе есть вероятность того, что вам придется разбирать их уже самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ими являются сложные существительные. В данном случае, когда дело касается изменений, затрагиваются окончания обоих частей слова. К таким словам относятся: вагон-ресторан, кресло-качалка, школа-интернат.

И если вы попробуете изменить их, заметите, что изменения влекут за собой обе части слова. Разумеется, это касается не всех сложных слов. У некоторых все же изменяется только одна часть, поскольку у другой попросту отсутствует окончание в слове.

Про эти правила не стоит забывать, если вы хотите получить хорошую оценку на экзамене. Можете даже выписать их в блокнот, чтобы время от времени повторять. Таким образом, заложив материал на долгие годы. Усердно готовьтесь ко всем экзаменам, чтобы уже после его начала, не возникало вопросов «Что такое окончание?». Удачи!

Какие бывают окончания?

В русском языке есть слова с материально выраженным окончанием, слова с материально не выраженным окончанием и слова, не имеющие окончания.

Термин «материально не выраженные окончания» имеет наиболее употребляемый синоним: «нулевое окончание».

Русский язык

План урока:

Теоретические основы

Теория – основа для грамотного правописания. Если не знать правила и особенности морфем, то написать их верно вряд ли удастся. Рассмотрим, что подразумевается под окончаниями и как определяют эту морфему разные лингвисты.

Что такое окончание. Общая информация

Окончание является видоизменяемой морфемой. Оно не имеет единого вида и в каждой части речи пишется по-разному. Но несмотря на это, окончание помогает не только передавать смысл и значение слова, склоняя его. Эта морфема строит грамотную речь и образовывает новые слова. Однако эти единицы речи не будут являться однокоренными, о чем всегда следует помнить.

Лингвисты по-разному интерпретируют определение окончания. Кроме того, это слово многозначное. Это означает, что смысл слова будет зависеть от общего контекста. В толковом словаре Ожегова можно найти следующее определение окончания с точки зрения грамматики:

«То же, что флексия – изменяющаяся при склонении или спряжении часть слова, которая находится в конце словоформы».

Ушаков определяет эту морфему несколько иначе:

«Часть слова, которая видоизменяется во время спряжения слов или склонения их по родам».

Определения несколько отличаются друг от друга, но при этом общий смысл сохраняется. Таким образом, можно сказать, что они полностью тождественны. Исходя из этого, под окончанием можно понимать часть слова, находящуюся в конце единицы речи и изменяющуюся в зависимости от склонения или спряжения.

Читайте также:
Являясь как пишется по правилам русского и почему?

Если в других морфемах, например, в приставке или суффиксе, гласные изменяются в зависимости от применяемого правила, то в окончаниях это происходит совсем по другой причине. Это зависит от падежа, в котором стоит слово, или от его склонения. На эти два аспекта нужно обратить внимание во время подбора подходящей буквы.

Функции окончания. Роль в русском языке

В русском языке окончания – это те же самые аффиксы, которые не только сами видоизменяются, но и меняют морфологическое значение того слова, в котором они стоят. Но при этом окончание играет и другие не менее важные роли в нашей речи.

Функции окончания как морфемы:

  • изменяет морфологическое значение слова: род, число, падеж;
  • образует новые формы слов, но при этом не создает однокоренных единиц речи;
  • влияет на смысловую передачу речи: от изменения одного окончание может поменяться и весь смысл.

Чтобы понять, как именно окончание может изменить смысл слова, достаточно разобрать несколько примеров. Омонимичные слова, употребленные с разными окончаниями, соответственно, имеют и неоднозначную интерпретацию.

Смыслоразличительные функции окончаний:

Таким образом, можно заметить, что от окончания зависит очень много в русском языке. Поэтому важно запоминать не только правила, но верное употребление в зависимости от контекста речи.

Как обозначить окончание. Выделение морфемы

Окончания, как и другие морфемы в русском языке, имеют свое особое графическое обозначение. Оно необходимо для выделения орфограмм на письме и отделения от других элементов в слове. Данное обозначение представляет собой квадратик, вмещающий всю морфему. Он напоминает окошко, из которого выглядывает окончание.

Выглядит это следующим образом:

Во время отработки орфограмм после написания слова необходимо обозначить окончание. Внося его в небольшой квадратик, каждый мысленно обозначает эту морфему у себя в голове. Поэтому в дальнейшем с ее написанием не будет возникать никаких проблем. Для этого и придумано графическое обозначение окончания.

Окончания личных глаголов

Под личными глаголами понимаются такие части речи, которые обозначают действия объектов и способны склоняться по лицам. Окончания в таких глаголах постоянно изменяются, что может стать причиной орфографической ошибки. Рассмотрим правописание окончания личных глаголов, чтобы не допускать ошибок во время написания слов.

Правописание окончаний личных глаголов. Правила и слова-исключения

Для начала необходимо выучить, как склоняются глаголы. Для этого можно обратиться к таблице склонений:

Рассмотрим пример изменения глаголов по лицам на примере глагола «отвечать»:

На этом примере мы можем увидеть, как видоизменяются слова при помощи окончаний. Однако и ошибку в этой морфеме допустить не трудно. Чтобы определить, какое спряжение у глагола, необходимо поставить данную часть речи в начальную форму.

Как определить спряжение глагола:

  • ставим в начальную форму: примерять;
  • смотрим на таблицу спряжений и определяем по окончанию (в данном случае –ять);
  • ответ – 1 спряжение.

Обратимся к таблице спряжений:

Ее нужно обязательно запомнить, включая все слова-исключения. Это поможет ориентироваться в написании окончаний личных глаголов. Перед употреблением того или иного окончания следует определить спряжение глагола, которые можно посмотреть в таблице: каждому спряжению соответствует определенное окончание. К словам-исключениям относят следующие единицы речи:

Окончания глаголов очень схожи с суффиксами причастий. Это тоже очень важно учитывать.

Трудные случаи написания окончаний в глаголах

Существует несколько отдельных правил по правописанию этой морфемы в данной части речи. Их тоже нужно учитывать, чтобы не допускать ошибки. К дополнительным глаголам-исключениям относятся следующие слова:

  • Лаять;
  • Блеять (издавать блеющие звуки);
  • Каяться;
  • Веять (дуть);
  • Лелеять;
  • Маяться;
  • Надеяться;
  • Чуять;
  • Чаять (надеяться);
  • Хаять (ругать);
  • Реять (плавно перемещаться в воздухе);
  • Сеять;
  • Таять.

Они не изменяются и не могут писаться по-другому, потому что их нельзя проверить по правилу или таблице, они не поддаются теоретическим обоснованиям. Все вышеперечисленные слова относятся только к первому спряжению. Также очень важно обращать внимание на приставки в слове, а особенно если есть приставка вы-. Она притягивает к себе ударение, тем самым окончание в таких единицах речи становится безударным. Поэтому во время проверки приставку придется отбросить.

Вытащит – тащить; выберет – берет; выгонят – гонять.

Если глагол стоит в повелительном наклонении, то у него может быть только одна форма написания окончания. Такие слова образовываются при помощи суффикса -и- и специального окончания –те. В том случае, если данная часть речи стоит во втором лице множественном числе и при этом относится к первому спряжению, то пишется окончание –ете.

Поднимите стулья, купите пластырь.

1 лицо множественное число: когда вы поднимете стулья, придите ко мне в кабинет.

При написании окончаний в глаголах могут возникнуть много трудностей, поэтому всегда следует помнить теорию и уметь ее применять на письме.

Суффиксы причастий

Главной функцией причастия является обозначение признака предмета по действию. В этих частях речи тоже легко допустить ошибку. Рассмотрим главные правила.

Правописание суффиксов в причастии. Трудные случаи

Существует несколько категорий правил для написания суффиксов в причастиях. Выделяют действительные и страдательные причастия. Правила для действительных причастий собраны в следующей таблице:

Также существует отдельное правило для причастий, в которых есть -Н-, -НН-. Оно же действует и для отглагольных прилагательных. Необходимо посмотреть на слово, поставить его в начальную форму и определить его спряжение по таблице. Если слово относится к первому спряжению, то использовать суффиксы -ущ- и -ющ-, а если ко второму, то -ащ- и -ящ-.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 9 класса 3 четверти

Таблица правописания причастий:

Эти правила нужно обязательно учитывать во время написания текстов на слух. Если знать правила и уметь их применять, писать можно совершенно без ошибок и помнить все слова-исключения.

Образование деепричастий

Под деепричастием понимают такую часть речи, которая обозначает добавочное действие. Оно образовывается при помощи основы глагола настоящего времени и оканчиваются на определенные конструкции. Разберем этот вопрос более подробно.

Как образуются деепричастия. Их правописание

У деепричастий нет окончания, но они образуются при помощи специальных отглагольных конструкций. В вопросах тестирования часто попадается эта часть речи, поэтому правило нужно запомнить.

Необходимо образовать от деепричастия глагол и определить его вид. Если слово отвечает на вопрос «что делать?» – то несовершенный, если на вопрос «что сделать?» – совершенный. Далее нужно действовать в соответствии с таблицей и выбирать подходящий суффикс. Правильное образование деепричастий происходит следующим образом:

Это правило нужно учитывать не только при написании слов на бумаги, но и при образовании новых форм во время выполнения различных грамматических заданий.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Правописание окончаний»

Единый Государственный экзамен по русскому языку представляет собой перечень из 26 заданий. В задании номер 12 проверяют знания из области окончаний различных частей речи. Чтобы его выполнить правильно, необходимо ознакомиться со структурой, отработать все трудные случаи и постоянно повторить правила. Рассмотрим, из чего состоит этот номер в ЕГЭ по русскому языку 2021.

Задание 12. ЕГЭ по русскому 2021

В этом номере выпускникам предстоит ознакомиться с содержанием нескольких строчек и самостоятельно вставить буквы в пропуски. Выбор необходимо обосновать и подкрепить правилом, чтобы точно не ошибиться во время выполнения. Для этого важно хорошо изучить теорию. В ответ может быть занесено сразу несколько значений, поэтому нужно быть предельно внимательными.

Правописание окончаний имен существительных

Правописание окончаний имён существительных зависит от того, к какому типу склонения относятся данные существительные. Ошибки в выборе окончаний или возникают не во всех падежных формах, а только в формах трёх падежей: родительного, дательного и предложного.

Существительные I склонения (страна, капля, дядя, аллея) в формах родительного падежа имеют окончание –ы (-и), а в формах дательного и предложного – е:

Р Стран-ы Капл-и Дяд-и Алле-и
Д. Стран-е Капл-е Дяд-е Алле-е
П. (О) стран-е (О) капле (О) дяде (Об) алле-е

2. Существительные, оканчивающиеся на -ия (армия, се­рия, линия, Мария) образуют особый вариант склонения, в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание :

Р. Арми-и Сери-и Лини-и Мари-и
Д. Арми-и Сери-и Лини-и Мари-и
П. (Об) арми-и (О) сери-и (О) лини-и (О) Мари-и

Эти слова не следует путать с существительными на -ья, (Марья, Наталья, Софья) которые склоняются по общему правилу и имеют в формах дательного и предложного падежей окончание : Марье, Наталье, Софье, но: Марии, Наталии, Софии; (о) Марье, (о) Наталье, (о) Софье, но: (о) Марии, (о) Наталии, (о) Софии.

3.Существительные II склонения в форме предложного падежа имеют окончание -е: (в) доме, (на) коне, (на) столе, (о) зное, (в) ине-е.

4. Существительные III склонения (грусть, ночь, рожь, тишь) в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и:

Р. Груст-и Ноч-и Рж-и Тиш-и
Д. Груст-и Ноч-и Рж-и Тиш-и
П. (О) груст-и (К) ноч-и (Во) рж-и (В) тиш-и

5. Слово путь, а также десять существительных на -мя (знамя, пламя, племя, стремя и др.) являются разносклоняемыми и в формах родительного, дательного и предложного падежей имеют окончание -и:

Р. Пут-и Знамен-и Пламен-и Племен-и
Д. Пут-и Знамен-и Пламен-и Племен-и
П. (В) пут-и (На) знамен-и (В) пламен-и (В) племен-и

6. Имена собственные, называющие населённые пункты, типа Кашин, Калинин, Бородино образуют особую форму творительного падежа единственного числа по образцу существительных второго склонения и имеют окончание -ом: Кашином, Калинином, Бородином. Эти слова не следует путать с именами собственными, называющими русские фамилии (Кашин, Калинин, Бородин), которые в форме творительного падежа имеют окончание -ым: Кашиным, Калининым, Бородиным.

7. Существительные типа часовой, столовая, мороженое, трудящийся, образованные от прилагательных и причастий, изменяются по образцу качественных прилагательных. Существительные типа лесничий, ничья, третье — по образцу притяжательных прилагательных с суффиксом -ий- (типа лисий, волчий). Фамилии типа Смирнова, Орлова, Голубева — по образцу притяжательных прилагательных с суффиксом -ое- (типа сестрин, отцов).

Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия

1. Существительные с неодносложной основой мужского и среднего рода на -ий и – ие в предложном падеже женского рода на -ия в дательном и предложнм падеже единственного числа имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание , а не , например: гений – о гении, натрий – о натрии, радий – о радии, Василий – о Василии, Юрий – о Юрии, отделение – в отделении, возвращение – по возвращении, содействие – при содействии; армия – к армии, об армии; линия – по линии, на линии; станция – к станции, на станции; Болгария – по Болгарии, в Болгарии; Мария – к Марии, о Марии.

При наличии вариантов на -ие и -ье, -ия и -ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями – ; например: вариантные пары типа об умении – об уменье, в цветении – в цветенье, о многословии – о многословье, о Наталии – о Наталье, к Марии – к Марье.

В художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предл. п. существительных сред, рода на -ье (обычно при предлоге в ) с окончанием , например: В молчаньи шел один ты с мыслию великой (П.); Подвиг есть и в сраженьи, / Подвиг есть и в борьбе. / Высший подвиг – в терпеньи, / В любви и мольбе (Хом.); И снег соперничал в усердьи / С сумерничающею смертью (Б. Паст.); «В очарованьи» (название стихотворения И. Северянина); Птицы кричат в поднебесьи, / Сердце стучит в подреберьи (В. Долина). Под ударением окончание предл. п. отмечается только у одного слова на -ье: забытьё – в забытьи?.

2. Немногочисленные существительные на -ий, -ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание – е . Перечень таких слов: змий – о зми-е, кий – о ки-е (вариант: о кие- ), Кий (легендарный основатель Киева) – о Кие, чий (растение) – о чие, «Вий» – в «Bue», Пий – о Пие, при папе Пие; хрия (термин риторики) – по хрие, о хрие; Бия (река) – по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) – к Ие, о Лие, о Bue; Гия (мужское имя) – к Гие, о Гие.

У немногих существительных на -ие, -ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на и либо на е, напр.: судия – к судии, о судии, лития – в литии-, ектения – в ектении, бытие – о бытии, житие – о житии, в житии , но: остриё – на острие, об острие, Зия, Алия, Зульфия (личные имена) – о Зие, об Алие, к Зульфие, Кызыл-Кия- (город) – в Кызыл-Кие.

Падежные окончания существительных во множественном числе

1. У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы(и) и а(я): курсы, сады, гвозди, берега, края.

Формы на -а(-я) употребляются:

1) у многих односложных слов: бег – бега, бока, борта, века (но: во веки веков, в кои веки), глаза, дома, леса, луга, рога, снега, сорта, стога, шелка;

2) у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге: адрес – адреса, буера, буфера (и буферы), веера, векселя, вечера, вороха, голоса, доктора, дупеля, егеря, желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, кителя, колокола, купола, кучера, лемеха, мастера, невода (и неводы), номера, окорока, округа, ордера, острова, откупа (и откупы), отруба холода, хутора, черепа, шафера, штемпеля (и штемпели), штуцера (и штуцеры), шулера (и шулеры), также у некоторых других слов типа директора, обшлага, профессора, рукава ;

3) у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а(я) или на ы(и) зависит от смысла): боровы (‘самец свиньи’) – борова (‘часть дымохода’), корпусы (‘туловище человека или животного’) – корпуса (‘здание’, ‘войсковая единица’), лагери (‘общественно-политические группировки’) – лагеря (‘временная стоянка’), мехи (‘механизм для нагнетания воздуха’, ‘емкость для вина’) – меха (‘выделанная шкура зверя’), образы (‘обобщенное представление’) – образа (то же, что икона), ордены (‘организация с определенным уставом’) – ордена (‘знак отличия’), пропуски (‘что-нибудь пропущенное, недосмотренное’) – пропуска (‘документ на право входа куда-либо’), соболи (‘пушной зверек’) – соболя (мех соболя’), токи (‘движение электрического заряда в проводнике’) – тока (‘место токования птиц’, ‘площадка для молотьбы’), тоны (‘музыкальный звук’) – тона (‘оттенок цвета по яркости, колориту’), тормозы (перен. ‘препятствие в развитии чего-либо’) – тормоза (‘устройство для замедления или остановки движения’), учители (‘глава учения’) –учителя (‘преподаватель’), хлебы (‘продукт, выпекаемый из муки’) – хлеба (‘злаки на корню’), цветы (‘цветущее растение’) – цвета (‘окраска, световой тон’).

Читайте также:
Диалектные слова - понятие, особенности происхождения

Смыслоразличительную роль окончания -ы(-и) и -а(-я) выполняют в следующих словах: зубы – зубья, корни – коренья, крюки – крючья, листы – листья, мужи – мужья, сыны – сыновья, клоки – клочья.

Многие имена существительные мужского рода в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание, т.е. оканчиваются на согласный основы. Сюда относятся слова, называющие:

1) парные предметы: (нет) ботинок, валенок, погон, чулок (но: носков ), эполет (но: рельсов );

2) некоторые национальности (у большинства слов основа оканчивается на -н и -р): (образ жизни) англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, турок, хазар, цыган; но: бедуинов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, негров, орочей, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, якутов;

3) воинские объединения: (отряд) партизан, солдат; в названиях прежних родов войск формы с нулевым окончанием и на -ов употребляются дифференцированно, в зависимости от значения: при собирательном значении (с неопределенно-количественными существительными армия, отряд, войско, группа и т.п.) используется форма с нулевым окончанием: (отряд) гренадер, гусар, драгун, кирасир, рейтар (‘средневековый воин’), улан, а при обозначении отдельных лиц (или конкретного количества, названного числительными) – форма на -ов: (пять) гусаров, кирасиров ; формы гардемарингардемаринов равноупотребительны; в названиях современных родов войск употребляется, как правило, полная форма: (группа) минеров, саперов, также мичманов ;

4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, аршин, герц, гран, эрстед; наблюдаются колебания следующих счетных форм: микронмикронов, ом – омов, рентгенрентгенов, граммграммов, килограммкилограммов, караткаратов ; а также формы на ов: кулоновкулон), ньютоновньютон), эргов (и эрг), динаров, гектаров .

Как нормативные в языке используются следующие формы на ов: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов; но: баклажан – баклажанов.

2. У существительных женского рода, оканчивающихся на -а, в родительном падеже после шипящих ь не пишется: барж (баржа), краж (кража), лыж (лыжа), рощ (роща), туч (туча), тысяч (тысяча).

Существительные женского рода на -ия (армия, линия) и на -ья (если ударение не падает на окончание: певунья, хохотунья ) в родительном падеже оканчиваются на -ий (это суффикс основы, а окончание – нулевое): армий, аудиторий, пародий, фамилий, экскурсий, гостий (но: гостей от гость), колдуний, оладий (оладья), певуний, плясуний, попрыгуний, хлопотуний, шалуний, эскадрилий .

Существительные на ударяемое -ья (скамья ) в родительном падеже оканчиваются на -ей (окончание также нулевое): бадей (бадья ), ладей, полыней, свиней, семей, статей; также судей (судья ). Нормативными являются формы долей, кеглей, пеней, пригоршней, саклей, свечей.

У существительных женского рода на -ня (вишня, спальня) в родительном падеже ь не пишется (окончание нулевое): боен (бойня), вишен, колоколен, купален, спален.

Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь, а также яблонь (от яблоня ); но: яблоней (от яблонь).

Читайте также:
Перенос слов и деление на слоги - задания, правописание

Нормативными являются формы родительного падежа множественного числа: вафель, домен, кочерёг, кровель, нянь, оглобель (и оглоблей), простынь (и простыней ), розог, свадеб, сплетен, усадеб (и усадьб).

Существительные среднего рода на -ие (издание, удивление) и на -ье (ожерелье, предгорье) в родительном падеже множественного числа оканчиваются на -ий (окончание нулевое): завоеваний, переживаний, приглашений, притязаний, разочарований, состязаний, формирований; кочевий (кочевье), надгробий, побережий, предместий, угодий .

Существительные на -ьё в родительном падеже множественного числа оканчиваются на ей (окончание нулевое): ружей (ружьё), питей – малоупотр. (питьё ).

Существительные дверь, дочь, лошадь в творительном падеже оканчиваются на -ьми: дверьми, дочерьми, лошадьми (форма на -ями – устарелая). Существительные кость, плеть в творительном падеже оканчиваются на -ями: костями, плетями (форма на -ьми встречается только в устойчивом сочетании лечь костьми ).

Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (типа грабли, ножницы), имеют нормативную форму родительного падежа: заморозков, клавикордов, клипсов, лохмотьев, пантов; нападок, ножниц, панталон, потемок, сумерек, шаровар; будней (реже буден), дровней, яслей; см. также: выкрутасов, грабель (реже граблей ), рейтуз.

Окончания существительных после суффиксов

После суффикса -ищ- у существительных мужского и среднего рода в единственном числе пишется окончание -е , а у существительных женского рода – окончание -а: арбуз-ищ-е, басище, великанище, волчище, городище, дождище, дружище, роялище, сапожище, умище, болотище, бревнище, винище; бородища, головища, силища, скучища, туфлища (туфля). Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание , а существительные среднего рода – окончание : заборищи, сапожищи, ладонищи, мозолищи; болотища, бревнища, оконища .

После суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- в именительном падеже единственного числа пишется:

1) окончание у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода: дум-ушк-а, зимушка, волюшка, страстишка, болтунишка, воришка, колдунишка, купчишка, скворушка, трусишка ;

2) окончание у существительных среднего рода и у неодушевленных существительных мужского рода: гор-юшк-о, здоровьишко, молочишко, пальтишко, голосишко, городишко, рублишко, сараишко, заборишко .

После суффикса -л- в именительном падеже единственного числа у одушевленных существительных мужского и общего рода пишется окончание , у существительных среднего рода – окончание : верзи-л-а, воротила, заводила, мазила; мочало, точило, ветрило, зубило .

После суффикса -иц- у существительных среднего рода пишется окончание : варень-иц-е, здоровьице, именьице, креслице, маслице, поместьице (ср.: пальтецо , ружьецо ).

Личные окончания глаголов

О чем эта статья:

Лицо и окончания глаголов

Для начала вспомним определение глагола.

Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».

Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:

  • я (что делаю?) играю;
  • ты (что делаешь?) играешь;
  • он, она, оно (что делает?) играет.

Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.

С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.

В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:

1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:

  • я плаваю — мы плаваем;
  • я смеюсь — мы смеемся.

2. Второе лицо отражает действие собеседника:

  • ты плаваешь — вы плаваете;
  • ты смеешься — вы смеетесь.

3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:

  • он, она, оно плавает — они плавают;
  • он, она, оно смеется — они смеются.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.

Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.

В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:

  • I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
  • II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).

Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:

Управляю

Выберу

Управляем

Выберем

Спорю

Понравлюсь

Спорим

Понравимся

Управляешь

Выберешь

Управляете

Выберете

Споришь

Понравишься

Спорите

Понравитесь

Управляет

Выберет

Управляют

Выберут

Спорит

Понравится

Спорят

Понравятся

Алгоритм написания личных окончаний глаголов:

  1. Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
  2. Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
  3. Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.

Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:

  • отличать личные формы глагола от других;
  • уметь ставить глагол в неопределенную форму;
  • знать глаголы-исключения;
  • уметь определять тип спряжения;
  • помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.

Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.

По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:

  • Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:

  1. Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
  2. Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
  3. По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
  4. Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.

Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.

Речь актера. правила выделения логических ударений

Перечислим правила расстановки логических пауз и ударений.

1.Подлежащее и сказуемое.

В простом нераспространенном предложении на одно из них и падает логическое ударение. Обычно ударение принимает на себя слово, занимающее второе порядковое место.

Например:
«Поля опустели; обнажились леса».

2.Правило о новом понятии:

А) если подлежащим и сказуемым является слово, означающее новое для данного текста понятие, то на нем ставится ударение. Если впервые упоминаются оба понятия, то они оба выделяются.

Б) если данное понятие уже упоминалось в тексте, то оно уже не выделяется

Например:
«Вот дом,
который построил Джек,
а это пшеница,
которая в темном чулане хранится
в доме,
который построил Джек».

Мы видим, что новые понятия: «дом», «Джек», «пшеница», «чулан» – выделяются. При повторении слов «дом», «Джек» ударение с них снимается.

В) сказуемые, смысл которых в тексте заключается в смысле подлежащего, не выделяются в тексте.

Например:
«Сверкнула молния», «прогремел гром».

Если утверждается одно понятие для отрицания другого, то оба противопоставляемых члена выделяются.

Например:
«У меня будет отпуск не в этом году, а в будущем» – этот год противопоставлен будущему;
«В наших жилах кровь, а не водица» – «кровь» противопоставлена «водице»;
«Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех».

Если в фразе есть скрытое противопоставление, то член предложения, являющийся скрыто противопоставленным, обязательно будет под ударением.

Например:
«Это были настоящие цветы» (подразумевается, что они не бумажные).

4.При сочетании нескольких однородных членов в предложении все они должны быть выделены.

Например:
А) «У человека с бородою было умное, молодое, свежее лицо»;

Б) «Тут ели, спали, любили, дрались, заводили нескончаемый торг, ждали светлого будущего, болели и умирали».

В этом предложении восемь однородных членов, причем такие группы слов, как «заводили нескончаемый торг», «ждали светлого будущего» являются распространенными однородными членами, так как в них выражаются понятия, относящиеся к тому, что делали тут эти люди.

5.Если определение выражено существительным в родительном падеже, то оно принимает на себя ударение.

Например:
«смысл фразы», «сила звука», «идея произведения».

6.В сравнении наиболее ударным будет то, с чем сравнивается, а не то, что сравнивается.

Например:
«Лицо старухи было сморщено, как высохшее яблоко»,- сморщенное лицо сравнивается с высохшим яблоком, следовательно, ударными будут слова «высохшее яблоко».
7. Местоимение никогда не может быть ударным словом.
Например:
А) «я никогда этого не забуду»;
Б) « я тебе ничего не скажу».

В вопросительном предложении ударным является то слово, в котором выражена сущность вопроса.

Например:
«Ты взял яблоко?». Если мы хотим узнать, кто взял яблоко, мы выделяем слово «ты».

Если имеются противопоставления, то и местоимение будет ударным.

Например:
«Если ты не пойдешь в гости, то и меня там не будет».

Одно из ударных слов является основным ударным словом всей фразы, остальные ударные слова выделяются в меньшей степени.

Одни слова в речевом потоке выделяются наиболее сильно, другие – слабее, третьи – слабее, четвертые могут совсем не выделяться.

Например:
«Собираясь уходить / и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если завтра приду за вами, / поедете на вокзал, / прочитать лекцию ///».

В первом такте мы выделим слово «уходить», во-первых, потому что оно стоит в конце такта, во-вторых, потому, что оно вбирает в себя смысл всего высказываемого в такте – «уходя».

Во втором такте незначительно выделяется слово «руку» – потому что оно стоит в конце такта и, кроме того, слова «пожимая руку» означают «прощание».

Подчеркнем в нашем примере наиболее выделяемое слово: самое ударное тремя чертами, менее выделяемое – двумя, еще менее выделяемое – одной чертой.

«Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал: // «если я завтра приду за вами, /поедете на вокзал / прочитать лекцию».//

Итак, получился целый комплекс ударений – сильных, средних и слабых.

«Так же как в живописи существуют тона, полутона, светотень, так точно в искусстве речи существуют целые гаммы разных степеней ударений, которые надо скоординировать так, чтобы малые ударения не ослабляли, а, напротив, сильнее выделяли слово, чтобы они не конкурировали с ним, а делали одно общее дело по строению и передаче трудной фразы».
(Слова К.С. Станиславского, цитируемые по книге М. Кнебель «Слово в творчестве актера»).

То же самое мы наблюдаем при ударении звука в слове.

Например:
В слове «кабинет» третий слог «нет» – ударный, второй «би» – предударный, первый «ка» – слабый.

Можно сказать, что степень ударения в слове различна: наибольшая на ударном слоге, средняя – на предударном, меньшая – на слабом.

Иногда ударение настолько незначительно, что гласный звук вообще выпадает, не произносится (в слове «папоротник» звук [о] в третьем слоге выпадает).

Чтобы узнать, какие слова являются главными в речевом такте, можно также попытаться отбросить слова, без которых можно обойтись, и оставить как бы скелет фраз.

Этот прием называется «скелетирование» текста.

К.С. Станиславский рекомендовал после того, как текст разбит на речевые такты, определить в предложении главное слово и выделить его при произношении.
Ударное слово является основным центром мысли.

Для нахождения логического центра мысли недостаточно одного разделения фразы на речевые такты – смысловые ударения в каждой отдельной фразе определяются только тогда, когда найдена связь между всеми фразами, которые объединяются одной главной темой.

В зависимости от нее в каждой фразе определяются логические центры, т.е. слова, которые раскрывают эту тему.

«Ударные слова – это только придорожные вехи, по которым находит себе верный путь к уху и сердцу зрителя логическая мысль. Не зная мысли, которую ты хочешь сказать, не найдешь «главного» слова в фразе» (Н.Горчаков «Режиссерские уроки К.С. Станиславского»).

Поэтому никогда не следует начинать работу над текстом с отыскания подлежащих или сказуемых, требующих ударений согласно правилам грамматики.
Возьмем простую фразу «Дай мне яблоко». По правилам грамматики логическое ударение должно быть на сове «яблоко», однако могут быть разные обстоятельства, меняющие смысл фразы, и тогда центр будет меняться, например: «дай мне яблоко», «дай мне яблоко».
Интонация произношения реплик должны, как в жизни соответствовать эмоциональному “заряду” и транслировать необходимую эмоцию, как “орудие” которым ведется конфликт к победе”.

Прежде всего, зритель должен считывать внутренний диалог героя, так как сопереживание персонажу можно передать только “заразив его эмоциями, яркими, правдивыми и по-настоящему ЕСТЕСТВЕННЫМИ, для внутреннего самочуствия, мыслительного процесса и понимания: почему? и зачем? – персонаж говорит именно эти слова, с именно такой интонацией и его мимика или поддерживает транслируемую информацию или отрицает, то есть помогает “прочитать” внутренний диалог героя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: