Односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова- как определить

Что такое односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные слова

Односложные, двух­слож­ные, трёх­слож­ные и четы­рёх­слож­ные сло­ва отли­ча­ют­ся коли­че­ством глас­ных зву­ков, обра­зу­ю­щих столь­ко же фоне­ти­че­ских сло­гов.

Узнаем, что такое одно­слож­ные, дву­слож­ные, трех­слож­ные, четы­рех­слож­ные сло­ва в рус­ском язы­ке.

Гласный звук явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим, поэто­му в фоне­ти­че­ском деле­нии слов ори­ен­ти­ру­ем­ся на коли­че­ство глас­ных зву­ков в их зву­ча­нии.

Односложные слова

По мини­маль­но­му коли­че­ству глас­ных в сло­ве выде­лим одно­слож­ные сло­ва, кото­рые содер­жат один фоне­ти­че­ский слог. Вспомним, что такое фоне­ти­че­ский слог.

ОпределениеФонетический слог — это один глас­ный звук или глас­ный в соче­та­нии с одним или несколь­ки­ми соглас­ны­ми зву­ка­ми, кото­рые в про­цес­се гово­ре­ния про­из­но­сят­ся одним толч­ком выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха.

Приложим ладо­шку под под­бо­ро­док и чет­ко про­из­не­сем сло­ва:

лаз, март, лось, мост, лист, миг, сыр, тест, взгляд

На глас­ных под­бо­ро­док уда­рит по ладо­ни один раз. Значит, эти сло­ва явля­ют­ся одно­слож­ны­ми.

Дополнительный мате­ри­алУзнаем более подроб­но о соста­ве одно­слож­ных слов с одним, дву­мя, тре­мя, четырь­мя соглас­ны­ми.

Двухсложные слова

По коли­че­ству сло­гов сло­ва могут быть мно­го­слож­ны­ми: двух-, трёх-, четы­рёх­слож­ны­ми и т.д.

Двусложные сло­ва, как мож­но опре­де­лить по их назва­нию, содер­жат по два глас­ных звук.

Примерысли-ва, стуль-чик, за-бор, го-род, кро-на, те-ма, у-каз, о-стров, а-гент, и-гла, зме-я, ве-чер

При их про­из­но­ше­нии под­бо­ро­док опу­стит­ся на ладонь два раза, так как про­изой­дёт два толч­ка выды­ха­е­мо­го воз­ду­ха.

Дополнительный мате­ри­алО том, как делить сло­ва на фоне­ти­че­ские сло­ги, что нуж­но учи­ты­вать при этом, узна­ем с при­ме­ра­ми в ста­тье про двух­слож­ные сло­ва.

Не все двух­слож­ные сло­ва мож­но пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем. Ряд слов, в кото­рых гласный-одиночка обра­зу­ет само­сто­я­тель­ный слог, невоз­мож­но пере­не­сти, оста­вив одну бук­ву на стро­ке, напри­мер:

  • зме-я — змея
  • у-дар — удар
  • о-браз — образ
  • и-гла — игла
  • а-нис — анис.

Трёхсложные слова

В сло­ве может быть боль­ше глас­ных, чем два. Три глас­ных зву­ка в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют трех­слож­ные сло­ва. При про­из­но­ше­нии трех­слож­но­го сло­ва про­ис­хо­дит три толч­ка воз­ду­ха, но один из них силь­нее, кото­рый созда­ет­ся удар­ным глас­ным, а два — сла­бее в без­удар­ных сло­гах. Убедимся в этом, про­из­но­ся сло­ва:

лё-тчи-ца, ко-ро́-ва, бе-ли-зна́

Примеры трёхсложных слов

В трех­слож­ных сло­вах соглас­ные груп­пи­ру­ют­ся с глас­ны­ми по два, три и даже четы­ре зву­ка в сло­ге, напри­мер:

  • до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка,
  • при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка,
  • взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.

Гласный может обра­зо­вать само­сто­я­тель­ный слог в трёх­слож­ном сло­ве:

  • а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис,
  • о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник,
  • у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.

Обратим вни­ма­ние, что орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов, при­ве­ден­ных выше, не сов­па­да­ет с их сло­го­де­ле­ни­ем из-за нали­чия в их зву­ко­вом соста­ве гласного-одиночки.

Дополнительный мате­ри­алУзнаем пра­ви­ло пере­но­са слов в рус­ском язы­ке.

Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние и орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов:

  • у-щель-е — уще-лье, а-збу-ка — аз-бу-ка,
  • о-го-род — ого-род, у-ра-ган — ура-ган,
  • о-тли-чник — от-лич-ник, а-дре-сат — ад-ре-сат.

Четырёхсложные слова

Если в зву­ко­вом обли­ке сло­ва содер­жит­ся четы­ре сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных, его назо­вем четы­рех­слож­ным, напри­мер:

  • а-за-ли-я, а-лю-ми-ний, а-ра-бе-ска,
  • ка-лей-до-скоп, кры-со-ло-вка, сто-ро-же-вой, ле-ни-ви-ца,
  • о-ста-но-вка, о-ва-ци-я, о-пе-ра-тор,
  • у-чи-ли-ще, у-кла-дчи-ца, у-ро-жай-ный.

Перенос этих слов тоже тре­бу­ет вни­ма­тель­но­сти. При пере­но­се четы­рех­слож­ных слов нель­зя остав­лять на стро­ке или пере­но­сить на сле­ду­ю­щую стро­ку одну бук­ву, хотя фоне­ти­че­ский слог суще­ству­ет в нем само­сто­я­тель­но.

Сравним:

  • у-ро-жай-ный — уро-жайный, урожай-ный,
  • о-ва-ци-я — ова-ция,
  • а-лю-ми-ний — алю-миний, алюми-ний.

Четырехсложные сло­ва не пре­дел в фоне­ти­че­ском соста­ве. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют пяти-, шести-, семи­слож­ные и т.д. сло­ва, напри­мер:

  • пяти­слож­ные — у-кра-ше-ни-е, за-я-вле-ни-е, ма-те-ма-ти-ка, ме-ха-ни-че-ский,
  • шести­слож­ные — пре-о-бла-да-ни-е, по-бе-ди-тель-ни-ца, пе-ре-по-я-са-нный, по-ля-ри-за-ци-я,
  • семи­слож­ные — ми-не-ра-ли- за-ци-я, при-со-е-ди-не-ни-е, ре-ко-гно-сци-ро-во-чный.

Что такое односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные слова

Односложные, двух­слож­ные, трёх­слож­ные и четы­рёх­слож­ные сло­ва отли­ча­ют­ся коли­че­ством глас­ных зву­ков, обра­зу­ю­щих столь­ко же фоне­ти­че­ских слогов.

Гласный звук явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим, поэто­му в фоне­ти­че­ском деле­нии слов ори­ен­ти­ру­ем­ся на коли­че­ство глас­ных зву­ков в их звучании.

Односложные слова

По мини­маль­но­му коли­че­ству глас­ных в сло­ве выде­лим одно­слож­ные сло­ва, кото­рые содер­жат один фоне­ти­че­ский слог. Вспомним, что такое фоне­ти­че­ский слог.

Приложим ладо­шку под под­бо­ро­док и чет­ко про­из­не­сем слова:

На глас­ных под­бо­ро­док уда­рит по ладо­ни один раз. Значит, эти сло­ва явля­ют­ся односложными.

Двухсложные слова

По коли­че­ству сло­гов сло­ва могут быть мно­го­слож­ны­ми: двух-, трёх-, четы­рёх­слож­ны­ми и т.д.

Двусложные сло­ва, как мож­но опре­де­лить по их назва­нию, содер­жат по два глас­ных звук.

Читайте также:
Наоборот выделяется ли запятыми вводное слово или нет, обособление

При их про­из­но­ше­нии под­бо­ро­док опу­стит­ся на ладонь два раза, так как про­изой­дёт два толч­ка выды­ха­е­мо­го воздуха.

Не все двух­слож­ные сло­ва мож­но пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем. Ряд слов, в кото­рых гласный-одиночка обра­зу­ет само­сто­я­тель­ный слог, невоз­мож­но пере­не­сти, оста­вив одну бук­ву на стро­ке, например:

  • зме-я — змея
  • у-дар — удар
  • о-браз — образ
  • и-гла — игла
  • а-нис — анис.

Трёхсложные слова

В сло­ве может быть боль­ше глас­ных, чем два. Три глас­ных зву­ка в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют трех­слож­ные сло­ва. При про­из­но­ше­нии трех­слож­но­го сло­ва про­ис­хо­дит три толч­ка воз­ду­ха, но один из них силь­нее, кото­рый созда­ет­ся удар­ным глас­ным, а два — сла­бее в без­удар­ных сло­гах. Убедимся в этом, про­из­но­ся слова:

Примеры трёхсложных слов

В трех­слож­ных сло­вах соглас­ные груп­пи­ру­ют­ся с глас­ны­ми по два, три и даже четы­ре зву­ка в сло­ге, например:

  • до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
  • при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
  • взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.

Гласный может обра­зо­вать само­сто­я­тель­ный слог в трёх­слож­ном слове:

  • а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис;
  • о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
  • у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.

Обратим вни­ма­ние, что орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов, при­ве­ден­ных выше, не сов­па­да­ет с их сло­го­де­ле­ни­ем из-за нали­чия в их зву­ко­вом соста­ве гласного-одиночки.

Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние и орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов:

  • у-щель-е — уще-лье; а-збу-ка — аз-бу-ка;
  • о-го-род — ого-род; у-ра-ган — ура-ган;
  • о-тли-чник — от-лич-ник; а-дре-сат — ад-ре-сат.

Четырёхсложные слова

Если в зву­ко­вом обли­ке сло­ва содер­жит­ся четы­ре сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных, его назо­вем четы­рех­слож­ным, например:

  • а-за-ли-я, а-лю-ми-ний, а-ра-бе-ска;
  • ка-лей-до-скоп, кры-со-ло-вка, сто-ро-же-вой, ле-ни-ви-ца;
  • о-ста-но-вка, о-ва-ци-я, о-пе-ра-тор;
  • у-чи-ли-ще, у-кла-дчи-ца, у-ро-жай-ный.

Перенос этих слов тоже тре­бу­ет вни­ма­тель­но­сти. При пере­но­се четы­рех­слож­ных слов нель­зя остав­лять на стро­ке или пере­но­сить на сле­ду­ю­щую стро­ку одну бук­ву, хотя фоне­ти­че­ский слог суще­ству­ет в нем самостоятельно.

Сравним:

  • у-ро-жай-ный — уро-жайный, урожай-ный;
  • о-ва-ци-я — ова-ция;
  • а-лю-ми-ний — алю-миний, алюми-ний.

Четырехсложные сло­ва не пре­дел в фоне­ти­че­ском соста­ве. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют пяти-, шести-, семи­слож­ные и т.д. сло­ва, например:

  • пяти­слож­ные — у-кра-ше-ни-е, за-я-вле-ни-е, ма-те-ма-ти-ка, ме-ха-ни-че-ский;
  • шести­слож­ные — пре-о-бла-да-ни-е, по-бе-ди-тель-ни-ца, пе-ре-по-я-са-нный, по-ля-ри-за-ци-я;
  • семи­слож­ные — ми-не-ра-ли- за-ци-я, при-со-е-ди-не-ни-е, ре-ко-гно-сци-ро-во-чный.

Что такое односложные, двусложные,трехсложные и четырехсложные слова?

Слова односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные имеют в начале своем числительные, которые подскажут, что речь идет о количестве слогов в словах. Сами названия, как видим, “говорящие”.

Если это односложное слово, то один слог в нем составит один гласный звук, например:

том, кот, взгляд, лень, пень, дождь;

В двусложном слове содержится два гласных звука и соответственно два слога:

о-лень, ска-мья, кро-лик.

Трехсложное слово имеет в своем звуковом облике три гласных и три слога:

мо-ло-ко, про-сты-ня, о-го-род, кра-си-вый.

У четырехсложных слов – четыре гласных звука и четыре слога, например:

на-зы-ва-ет, на-ре-чи-е, за-да-ни-е, зна-че-ни-е.

Существуют и пятисложные слова с пятью гласными звуками и пятью фонетическими слогами, например:

со-ста-вле-ни-е, ска-зу-е-мо-е, пре-дло-же-ни-е, о-фор-мле-ни-е.

Односложные, многосложные слова.

Определение одно-, дву-. четырёхсложных слов основываетсяя на том числе слогов, которые эти слова включают. Таковые, имеющие более одного слога, относятся к многосложным.

-односложные: лес, волк, сноп, ход, зов, ночь, кот, лоск, гриф, роль, куст, вид, тип, рис, трость, миг, лик;

-двусложные: зима, птица, лиса, ясень, тамга, вино, сито, кизил, терем, пирог, лицо;

-трёхсложные: рубашка, бумага, канитель, кремнезём, пещера, избушка, калоши, поролон, лицемер;

-четырёхсложные: табуретка, голубятня, пересмешник, тектоника, семантика, риторика, лицемерный;

-пятисложные: оправдание, осязание, осознание, телепатия, информатика, космогония, драматургия, морфология, лицеприятный

Односложные – слова, в которых 1слог, то есть 1 гласная.

Дом, кот, ток, ком, трюм.

Двусложные – 2 слога, 2гласных.

Труба, пакет, ваза, пирог, тропа.

Трёхсложные – 3 слога, 3 гласных.

Дорога, пирожок, перина, крапива, бегунья.

Четырёхсложные – 4 слога, 4 гласных.

Заполярье, варение, соление, шахматистка, двусложное.

Так сказать по сложности слова подразделяются в зависимости от количества имеющихся в них слогов. При этом нужно помнить, что слог обязательным образом подразумевает наличие одной гласной в нём, иначе никак. Так вот следуя этой логики, можно сделать такой вывод:

это зависит от количества слогов в слове-

да- один слог- односложное слово,

надо-два слога- стало быть слово двусложное

написать-три слога – трехсложное слово

пародию- четыре слога- четырёхсложное слово.

Читайте также:
Грустно как пишется по правилам русского языка и почему?

В односложных словах имеется один слог: рот, сад, лом.

В двухсложных уже два слога: луна, жаба, туча. Или юла тоже двухсложное слово.

В трёхсложных три слога: газета, лисица, занавесь.

В четырёхсложные, естественно, четыре слога: занавеска.

Все предельно просто. В русском языке слова делятся по слогам и в зависисмости от того сколько слогов в слове и получается:

  • односложное слово,
  • двухсложное,
  • трех,
  • и так далее.

Тем самым, чтобы определить слово по этому критерию, надо разбить его по слогам или выявить все гласные в слове. Чем больше гласных – тем больше слогов и наоборот.

По сути – все просто. Односложное слово имеет один слог, двусложное слово состоит из двух слогов и дальше таким же образом. Допустим, в качестве примера слово муха. Оно является двухсложным словом, так состоит из 2 слогов – му и ха.

Значение (объяснение) данных слов в самом названии (в самом слове).

Одно – сложные, дву – сложные и тд -> один слог, два слога и тд.

Односложным называется слово, которое состоит из одного лишь слога. Примерами таких слов являются следующие: лень, стол, сон, крюк, цирк, честь.

Двусложные слова – это слова, которые состоят из двух слогов: лицо, мясо, ветер, игла и тд.

Трехсложные слова – это слова, где три слога: мармелад, косынка, ветерок и тд.

Пример четырехсложного слова – катамаран.

Определить каким является слово-односложным, двусложным и т.д. очень просто:

  • односложные слова состоят из 1-го слога и 1-ой гласной (дом, сыр, лес);
  • двусложные слова состоят из 2-х слогов и 2-х гласных букв (дача, ваза);
  • трехсложные слова состоят из 3-х слогов и 3-х гласных букв (дорога, собака);
  • четырехсложные слова состоят из 4-х слогов и 4- гласных букв (заполярье, соление).

Безусловно правы! У каждой части слова свои правила написания. К примеру, слово “сдача” пишется с буквой “с”, так как это приставка, а приставки з- не бывает.

Слово “прекрасный” пишется с буквой “е”, потому что пре- это приставка, имеющая в данном случае значение “очень”, то есть очень красивый. У приставки при- свои значения: приближение (прибежать, притянуть), пространственная близость (пришкольный, прибрежный), неполнота действия (присесть, прилечь) и т.д.

Части слова изучает раздел науки о языке – морфемика.

Остриё – это острый конец или режущая кромка чего-Либо: Остриё пики, иголки, ножа.

В переносном значении – главная суть какого-либо явления: Остриё сатиры, полемики.

Пишется и произносится с Ё. Ошибка в произношении возникает из-за факультативности буквы Ё, когда вместо неё пишут Е.

Это существительное 2 склонения ни -ИЕ, но в предложном падеже в соответствии с ударной позицией пишем -ИЕ, на не -ИИ. Например: на острие ножа.

Действительно, очень часто можно услышать неправильное употребление предлогов ИЗ и С, потому что оба эти предлога могут иметь одно и то же значение, а именно: отправление откуда-нибудь; направление обратного движения; указывают место, откуда что-либо удаляется

В одних случаях мы употребляем предлог ИЗ, а в других, казалось бы, аналогичных случаях употребляем предлог С, например: вернулся ИЗ армии, но С флота; приехала ИЗ Челябинска, но С Урала.

Почему используется тот или иной предлог? Однозначного ответа нет, поэтому и происходит такая путаница.

И все-таки в сомнительных случаях можно воспользоваться одним простым правилом, если вспомнить, что у этих предлогов есть антонимы: предлог С имеет антоним НА, а предлог ИЗВ.

По этому простому правилу нужно всего лишь составить пары антонимов с этими предлогами, тогда все станет ясно. Например, раз мы говорим “вошёл в кабинет”, значит, правилен вариант “вышел из кабинета”; приехал на Сахалин — уехал с Сахалина. Понятно, что сказать “приехал на деревню” (как на дерево — на самый верх) ну никак нельзя, то и соответствующее антонимичное сочетание “с деревни” не подходит в этом случае.

Из всего вышесказанного делается вывод, что правильно говорить “ПРИЕХАЛ ИЗ ДЕРЕВНИ“.

Слово “небескорыстный” – это прилагательное мужского рода в единственном числе. В женском роде будет “небескорыстная”, в среднем “небескорыстное” и во множественном числе “небескорыстные” (какая?; какое?; какие?). Во всех случаях слово с “не” пишется и слитно и раздельно, определять написание нужно по контексту предложения.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 9 класса 4 четверти

1) “Небескорыстный” пишем в том случае, если в предложении не встречается усиление отрицания, то есть слова “ничуть не”, “отнюдь не”, “вовсе не” и подобные, а так же нет противопоставления с союзом “а”. Согласно правилам, прилагательные будут написаны слитно с “не”, если их можно заменить близким по значению синонимом без “не”. Синоним без “не” к слову “небескорыстный”: меркантильный.

Пример предложения со словом “небескорыстный”: мой поступок по отношению к нему был небескорыстным.

2) “Не бескорыстный” пишем в том случае, если в предложении присутствует противопоставление или усиление отрицания.

Пример предложения со словами “не бескорыстный”: не бескорыстный, а несущий выгоду поступок.

В русском языке в трех случаях частица не пишется со словами всегда слитно, из них два случая относятся к глаголам.

1) Глаголы, которые не употребляются без не, например:

негодовать, невзлюбить, неволить, небрежничать, неглижировать, негодовать, неможется, недоумевать, нездоровиться, неистовствовать, несдобровать, недужиться, ненавидеть, неймется.

Бабушка пожаловалась, что ей сегодня что-то неможется, да и видно было, что ей нездоровится.

Она объяснила нам, что недужиться может чаще всего к ненастью.

Соседка почему-то невзлюбила нашу собаку, мы недоумевали: ведь собака была очень спокойная и дружелюбная.

2) Частица не всегда пишется слитно в составе приставки недо-, например:

недоедать, недовыполнить, недоглядывать, недопонимать, недогружать, недооценивать, недожарить, недоварить.

Мария Степановна недоварила варенье и оно быстро скисло.

Спортсмен недооценил свои возможности, в результате проиграл более слабому сопернику.

Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Екатерина Бочкова
Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. Логопедами Е. С. Большаковой, Т. А. Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А. К. Марковой. Лексический материал подобран по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.

В самом начале логопедической работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговыхрядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

гласный + гласный /ау, уа, иа/;

согласный + гласный /ба-ба-ба/;

гласный + согласный /ам-ам-ам; ох-ох-ух/;

гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/;

согласный + согласный + гласный /ква-ква-ква/;

гласный + согласный + согласный /афт-афт-афт/;

гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/.

Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

1. Двусложные слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.

Составление предложений: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.

Са-са-са – на носу оса.

Ло-ло-ло – еду я в село.

Ка-ка-ка – у меня рука.

Га-га-га – у меня нога.

Ва-ва-ва – на суку сидит сова.

Ва-ва-ва – вот вода.

Гуси, гуси – га-га-га.

2. Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, кубики, са-поги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама.

Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

Читайте также:
Хожу как пишется - подробное объяснение правила

Она ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.

Они летали, читали, бегали, носили.

Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые.

Предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы. Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.

Упражнение «Что из чего?».

Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины. Мету, мету, не вымету. Несу. Несу, не вынесу.

Упражнение «Чей предмет?»

Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.

Упражнение «Добавить слог»

КА / мака. / ата. / соба. / соро. /

ДА / пома… / побе. / пого. / шара. /

ДЫ / похо… / наря. / пара. /

ТА / пала… / ребя. / каю. / защи. / рабо. / забо. / газе. / высо. / боло. / лопа. / воро. / охо. / копы. / раке. /

ГА / бума. / вата. / теле. / доро. / раду. / кура. / белу. /

ВА / заба. / кана. / коро. /

ША / капу. / кало. / поро. / афи. /

Воду, воду, воду, воду лили, наливали. Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали.

Ко, ко, ко, не ходите далеко.

Наша река широка, как Ока

Му, му, му, молока кому?

Муха-горюха села на ухо.

Уха была неплоха, хороша была уха!

Катя упала в канаву.

Около кола колокола.

Дарики-дарики, летели комарики.

Упражнение «Один – много»

Лошадь – лошади; лебедь –. ; завод –. ; лопата –. ; халат –. ; салат – дорога – жираф – чудо – котёнок – лисёнок – утёнок – .; ежонок – .; ужонок – .

3. Односложные слова из закрытого слова: мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос; дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

Предложения: Вот Вася. Вон Таня. Нет Веры. Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад. Там пень. Как дела? Вон лес. Дай чай /суп, мяч, лук/.

Упражнение «Так бывает?»

У жабы шуба? – Нет у жабы шубы.

У рыбы руки? – Нет у рыбы рук.

У мухи лапы? – Да, у мухи лапы.

У кота зубы? – Да, у кота зубы.

У кита ноги? – Нет у кита ног.

У деда сани? – Есть у деда сани.

У мамы бусы? – Есть у мамы бусы.

У Вовы часы? – Есть у Вовы часы.

У дома ухо? – Нет у дома уха.

4. Двусложные слова с закрытым слогом: лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок.

Вадим, Тимур, Данил, Семен.

Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал

Упражнение «Добавляем слог»

Был – за. был; бил – за. был; пел – за. пел; дул – по. дул; мёл – вы. мел; пил – вы. пил; нес – вы. нес; шел – у. шел; дал – по. дал.

Упражнение «Назови ласково»

Пень – пенек; день – денек; тень – тенек; дом – домик; кот – котик; сад – садик; нос – носик; шар – шарик; лес – лесок; мёд – медок; лёд – ледок; дым – дымок; час – часок; воз – возок.

Гу-гу-гу – гудит гудок

Ды-ды-ды – идет дымок

Зу-зу-зу – едет возок.

Читайте также:
Как пишется погрустнее по правилам русского языка

Тук, тук, тук. Тук, тук, тук.

Это кто был тут? Это бык – бычок. Это кот – коток. Это рак – рачок. Мяу, мяу, кот пищит. У него живот болит.

Лю-ли, лю-ли, лю-ли – полетели гули.

За-за-за – вот идет коза.

Зу-зу-зу – вижу я козу.

Са-са-са – вот летит оса.

Сы-сы-сы – нет осы.

Жи-жи-жи – вот бегут ежи.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Да-да-да – вот у нас вода.

Би, би, би – гудит машина. Не поеду без бензина.

Ахи, ахи, ахи – ОХ! Маша сеяла горох!

Вот гудит паровоз, Он вагоны повез. Чох, чох, чох!

Чу-чу-чу! Далеко я качу!

Жу-жу-жу. На лужок хожу.

Жу-жу-жу. На жуков гляжу.

Гуси, гуси – га-га-га

Пить хотите? Да-да-да.

Гуси, гуси, вот вода!

Так бегите вы сюда!

Укусила кису муха

И болит у кисы ухо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Упражнение «Чей предмет?»

Мамина сумка. Папина полка. Надина булка. Петина майка. Васин замок. Танин мячик. Любин чулок. Катин бидон. Дашин талон. Дядин топор. Васин забор.

Предложения: Жираф ходит. Камень лежит. Козел бежит. Ветер дует. Сахар лежит. Захар рубит щепки. Толик машет рукой. Иван хочет воды. Заяц бежит. У Пети болит бок. У Коли болит нос. У Симы болит рука. Дима несет воду. Петя лечит Люду. Катя лепит пенек.

Упражнение «Что буду делать?»

Пилю – буду пилить; варю –. ; дарю –. ; жарю –. ; хожу –. ; ношу – чиню – бужу – ношу – верю – думаю – пишу – делаю –. ; читаю –. ; нюхаю –. ; копаю – …

Упражнение «Я и ты»

Я веду – и мы ведем; я пою – и мы поем; я несу – и мы несем; я беру – и мы берем; я иду – и мы идем; я сижу – и мы сидим.

5. Двусложные слова со стечением в середине слова: банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка. Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка. Держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

Ву-ву-ву, я вам букву назову.

Су-су-су, я вам тыкву несу.

Су-су-су, киске миску несу.

Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски.

Сыта киска – пуста миска.

В гости к Васе, В гости к Ване.

6. Двусложные слова с закрытым слогоми стечением согласных: кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух. Сергей, Матвей, Антон, Павлик, Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света. Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил. Блюдо, блины, слоны, стена. Плавать, глотать, стучать.

На окошке – кошка, под окошком клумба.

Бы, бы, бы, идет дым из трубы.

Вы, вы, вы, у Вовы сливы.

Ил-ил-ил, я вам санки купил

В коробке – гвозди,

в корзине – грозди,

в кузове – грузы,

в лукошке – грузди.

Ан, ан, ан, папа чинит кран.

Уп, уп, уп, мама варит суп.

Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.

Наш Полкан попал в капкан.

Клава купила какао.

Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Если бы да кабы, во рту выросли грибы.Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!» Я бегу, бегу, бегу Я на месте не стою.

Мы бежим, бежим, Мы на месте не стоим. Я по улице иду и флажок в руке несу. Мы по улице идем. И флажок в руке несем.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин, пеликан, пирожок, самолет, ледокол.

Воз-воз-воз, воду возит паровоз.

Говорит великан великану: Головой я до неба достану!Великану в ответ великан: Выпить весь я могу океан!

На горе гогочут гуси, Под горой огонь горит.

8. Трехсложные словасо стечением согласных: яблоко, шахматы, кол-баса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

Читайте также:
Н и "НН" в причастиях, правило написания одной и двух Н

Упражнение «Назови ласково»

Оля – Олечка; Коля – Коленька; Таня – Танечка; Миша – Мишенька; Вася – Васенька; Петя – Петенька; Света – Светочка; Нина – Ниночка; ветка – веточка; сетка – сеточка; лента – ленточка; лодка – лодочка; кот – котенок; утка – утенок; лиса – лисенок; лось – лосенок; волк – волчонок; белка – бельчонок.

Где мед, там и мухи.

Была бы охота, закипит работа.

Лапкой Полкан палку толкал.

Покатил Костя в Кострому в гости.

У Фани фуфайка, у Феди туфли.

У Вани свекла, у Вали брюква,

У Васи тыква, у Вовы клюква.

Пока не засохла.

Метил в ворону, попал в корову.

Дарья дарит Дине дыни.

Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.

Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.

Будут все играть в футбол и забьют в ворота гол!

Ду-ду-ду, растут яблони в саду.

Спит спокойно сытый сом,

Сладко смотрит сотый сон.

«Кукушка» У леса на опушке, высоко на суку.С утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку! Внизу бежит речушка по желтому песку,Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

В небе паровоз летает, В море плавает вагон, Волк по воздуху шагает, Кто не верит – выйди вон!

Бегемот разинул рот,

булки просит бегемот.

Охотник поехал на охоту.

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

Попугай! Попугай! Попугай!

Ветер воет, ветер воет, ветер завывает,

У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет.

Что рисуют дети?

Стас рисует глобус,

А Света – автобус.

Стас рисует квас,

А Света – ананас.

Стас рисует маску,

А Света – колбаску.

Стас рисует сыр,

А Света – сувенир.

Стас рисует нос,

А Света – пылесос.

Стас рисует сок,

А Света – поясок (Л. Н. Смирнова).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями: матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка.

Предложения и чистоговорки

Кошка с котенком, а курочка с цыпленком. Кораблем управляет капитан. На клумбе цветут красные маки. В конюшне стоят кони. Катя и Коля слепили снежный ком. У Кондрата куртка коротковата. Няня нянчит Надю с Ниной. У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки. Кот копеек накопил, кошке козочку купил. А козе – капустки кочанчик хрусткий.

11, 12. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова. Проговаривание слоговыхрядов с данными согласными: зна – зно – зну – зны; гна – гно – гну – гны; кля – клё – клю – кли; тля – тлё – тлю – тли; нта – нто – нту – нты; ста – сто – сту – сты; дна – дно – дну – дны; фта – фто – фту – фты и т. д.

Флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

Тетя Катя ткет ткань.

Та, та, та, хвост пушистый у кота.

Наш гость купил трость.

Ткач ткет ткани на платье Тане.

13. Двусложные слова с двумя стечениями: звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Лед да лед, Лед да лед.

А пингвин по льду идет.

А пингвин не упадет.

Сидит сокол в гнезде.

А около – соколята этого сокола.

Соколята, смирно сидите,

Со скалы вниз не соскользните.

14. Четырехсложные слова из открытых слогов: пианино, ежевика, ку-куруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.

Чистоговорки и стихи

Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 8 класса 3 четверти

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка!

Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан!

Барабан, баян и трубы, балалайка, бубен, тубы.

Мы играем, бьем, бренчим, барабаним и трубим!

Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.

Водовоз вез воду из водопровода.

Белые бараны били в барабаны.

Надо на ножки надевать босоножки.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

За уши зайца несут к барабану.

Заяц ворчит: – Барабанить не стану!

Нет настроения, Нет обстановки,

Нет подготовки, Не вижу морковки (В. Берестов).

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Цели: • Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения.

Дифференцированный подход к коррекции нарушения звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей За последние 10 лет данные показатели здоровья населения России прогрессивно ухудшаются. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проблема.

Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром. В современных.

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ.

Конспект индивидуального занятия по формированию слоговой структуры в подготовительной группе «Космическое путешествие» Конспект индивидуального занятия по речевому развитию (формирование слоговой структуры) в подготовительной к школе группеТема: «Космическое.

Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой паталогией «Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создание условий.

Методическая разработка «Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР» Введение Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из наиболее трудных для коррекции.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Что такое односложные, двусложные, трехсложные , четырехсложные слова?

Русский язык | 5 – 9 классы

Что такое односложные, двусложные, трехсложные , четырехсложные слова?

Это слова которые складываются из одного двух трёх и более слов.

Найдите односложные слова, двусложные и трехсложные?

Найдите односложные слова, двусложные и трехсложные.

Финики, фиалки, фазан, филин, Фрол.

Какие бывают односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова?

Какие бывают односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова?

Русский язык 2 класс номер 97 Выписать из текста четыре слова : односложное, двусложное, трехсложное и четырехсложное?

Русский язык 2 класс номер 97 Выписать из текста четыре слова : односложное, двусложное, трехсложное и четырехсложное.

Почему птиц так называют : скворцы , кряква, грачи, галка?

Что такое односложные двусложные трехсложные четырехсложные слова?

Что такое односложные двусложные трехсложные четырехсложные слова.

Односложные, двусложные, трехсложные слова в тексте : Птицы называют сами себя?

Односложные, двусложные, трехсложные слова в тексте : Птицы называют сами себя.

“Гал – гал” – кричит галка.

Выпишите из текстачетыры слова с однослжными двухсложными трехсложное и четырехсложное Почему итиц называют скворцы кряква грачи галка?

Выпишите из текстачетыры слова с однослжными двухсложными трехсложное и четырехсложное Почему итиц называют скворцы кряква грачи галка?

А как по другому называют крякву?

Выпишите из текста четыре слова односложные двусложные трехсложные четырехсложные Почему птиц так называют скворцы кряква Грачи галки А как по другому называют крякву.

Что такое односложное, двухсложное, трехсложное, четырехсложное слова?

Что такое односложное, двухсложное, трехсложное, четырехсложное слова?

Гал гал кричит галка кряк кряк крякает кряква гра гра кричат грачи сквор сквор поют скворцы где односложные двусложные трехсложные четырехсложные?

Гал гал кричит галка кряк кряк крякает кряква гра гра кричат грачи сквор сквор поют скворцы где односложные двусложные трехсложные четырехсложные.

Читайте также:
Как пишется корзина по правилам русского и почему

Решите пожалуйста упражнение?

Решите пожалуйста упражнение.

Нужно найти односложное, двухсложное, трехсложное, четырехсложное слово!

Что такое односложные , двусложные, трехсложные слова?

Что такое односложные , двусложные, трехсложные слова.

На этой странице находится вопрос Что такое односложные, двусложные, трехсложные , четырехсложные слова?. Здесь же – ответы на него, и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса соответствует уровню подготовки учащихся 5 – 9 классов. В комментариях, оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.

Тебе надо списывать по (в понедельник – до чашки в пятницу помыла.

Это легко шила звучит с шипящими буквами тоесть там всего 4 буквы а также 4 звука , поровну .

Шила [шы́ла] 4 буквы – 4 звука.

Завод[ит]ся (Ед. Ч. ), ( что делает? 1 спр. ) Весел[им]ся (Мн. Ч. ) ( что делают? 2 спр. ) Бре[ет]ся (Ед. Ч. ) (что делает? 1 спр. ).

Веселимся – окончание (им) Заводится – окончание (ит) Бреется – окончание (ет) Расчешите – окончание (ите).

Насколько я помню затащить.

1. Петушиным 2. Белое , красное , чёрное , жёлтое море 3. Новый год ( праздник ) 4. Нуу . Морской .

В интернете можно встретить множество людей, которые не дописывают слова или же укорачивают их. Сейчас можно встретить множество безграмотных лиц, которые делают ошибки в каждом слове, ведь так и хочется подарить словарь, который поможет им в исправ..

Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Зуб и суп, кров и плов, Что писать в конце слов? То ли звонкий, то ли потише, Кот — кота, год — года. Различим без труда. И в конец букву верно напишем. Звонкие согласные в середине сло..

Береза кудрявая, красивая и безумно яркая! ______________________.

Трехсложные слова .
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Для детей 2 класса

Скачать:

Вложение Размер
podgruppovoe_zanyatie_5.doc 46 КБ
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_5.pptx 1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие для 2 класса.

Учитель – логопед ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная»

Тема : Трехсложные слова .

Цель : Учить детей делить трехсложные слова на слоги.

  1. Коррекционно-обучающие:

-закрепить представление детей о трёхсложных словах.

  • закреплять умение делить слова на слоги, составлять схемы слов из слогов.
  • Добавлять недостающие слоги.
  • Развивать навыки образования сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  1. Коррекционно- развивающие:
  • развитие слогового анализа и синтеза.
  • Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, фонематических процессов,

– формировать положительные установки на участие в занятии;

– умение слушать логопеда;

Оборудование : доска ,компьютер ,проектор ,карточки с заданиями ,тетради .

Здравствуйте дети, Сегодня мы с вами продолжаем работать с трехсложными словами.

Но это будет необычное занятие . Сегодня ваши знания будут проверять герои известных мультфильмов и сказок. Каждый пусть вспомнит свою любимую сказку, или любимый мультик и героев .Назовите их.

Но для начала давайте вспомним,что такое трехсложное слово?

( это слово,которое состоит из трех слогов.)

Как определить количество слогов в слове?

работа по карточками.

Первое задание вам приготовил Муфаса.(кто помнит ,откуда этот герой ?)

Кто прочитает задание ?

1)Прочитайте слова ,деля их на слоги по образцу, проговаривая каждый слог.

Соотнесите количество слогов с количеством гласных в слове.

Запишите слова разделенные на слоги в тетрадь.

( разбираем каждое слово по отдельности потом записываем)

И-рис-ка де- душ-ка

Сколько гласных в каждом слове вы подчеркнули?

Значит сколько слогов?

Какие это слова?

2)А теперь следующее задание от Русалочки по имени Ариэль.

Вставьте пропущенные буквы. Начертите схемы слов в тетрадях.

Сколько гласных в слове ? Из скольки слогов они состоят?значит какие это слова? Молодцы.

3)Следующее задание от Золушки и Принца.

Соедини слоги. Назови получившиеся слова.

( Сколько гласных в слове? Значит из скольки слогов они совтоят? Как называют такие слова?

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал. (сесть на место)

4)А следующее задание нам приготовила Белоснежка.

Прочитайте слова, вставляя пропущенные слоги.

ШОКО. лад ЗАПИС. ка СТОЛИ. ца

ПОДА. рок РОМАШ. ка ШКАТУЛ. ка

ПИСА. тель СУМОЧ. ка КАПИ..тан

Из скольки слогов состоят слова? Сколько гласных с слове? Значит какие это слова?

5)И давайте посмотрим кто же последний приготовил вам задание: Спящая Красавица.

Но перед выполнением этого задания давайте вспомним.

Слова состоящие из одного слога какие? (д:односложные.н-р дом)

Из двух слогов -двусложные.( ру-ка)

Из трех- трехсложные (ра-ке-та)

А теперь прочитайте задание номер пять:

Образуйте из односложного слова сначала двусложное,а затем трехсложное ,по образцу.

Подчеркните гласные красной ручкой.

Как мы образовали трехсложное слово от односложного?

  1. назвали предмет ( мяч)
  2. образовали уменьшительно-ласкательную форму (мячик)
  3. назвали несколько предметов ( мячики)

Лес- лесок- лесочки

крот – кротик- кротики пень- пенёк- пенёчки

бант- бантик- бантики день-денёк- денёчки.

Молодцы дети, вы сегодня подтвердили свои знания . Вы справились со всеми заданиями.

Скажите с какими словами мы работали с вами? Какие задания выполняли?( дописывали пропущенные слоги, делили слова на слоги, составляли схемы слов из слогов.)

Герои сказок прощаются с вами. Всем спасибо.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку «Трехсложные слова .» Учитель – логопед ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района Лямкина Наталья Станиславовна

Прочитайте слова , деля их на слоги и запишите в тетрадь. И-рис-ка де- душ-ка Ёлочка бутылка ямочка сумочка улочка капуста

Вставьте пропущенные буквы. Начертите схемы слов в тетрадях . Фи_лки Ябл_ко Авт_бус Р_машка Ласт_чка Крыж_вник

Соедини слоги. Назови получившиеся слова . пе-ви-ца ку- ри – ца ум-ни- ца пят-ни- ца раз-ни- ца таб -ли- ца .

Физкультминутка ! Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал.

Прочитайте слова, вставляя пропущенные слоги. ШОКО. ЗАПИС. СТОЛИ. ПОДА. РОМАШ. ШКАТУЛ. ПИСА. СУМОЧ. КАПИ…

Образуйте из односложного слова сначала двусложное , а затем трехсложное ,по образцу: Мяч-мячик-мячики . крот – пень- бант- день- мост-

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе «Сравнение слов-названий, слов-признаков, слов-действий со словами, которые выражают чувства »

Заранее класс разбивается на группы по 6 человек.Вся информация есть у каждого – учебник, тетрадь, карточки, задания – выдержать объём: можно по ходу регулировать.Опережающее знакомство в домашн.

Урок русского языка «Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия» 1 класс

Тема: Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия.На уроке передо мною стояла цель: научить детей различать предмет и слово как название предмета; опр.

«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»

Конспект логопедического занятия во 2 классе по теме: “Трехсложные слова разной звуковой наполняемости”.

Коспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза(2 класс), с использованием здоровьесберегающей технологии.

Работа с трехсложными словами.

Для детей 2 класса.

: Знакомство с разными группами слов. Слова – названия предметов. Слова – признаки. Слова – действия.

Цель урока: формирование умения различать предмет и слово как название предмета, определение слов – названия предметов, признаки предметов, действия предметов.

Звуко-буквенный разбор: план, примеры

Содержание:

Фонетический разбор – это характеристика звукового состава и строения слова. Такой анализ позволяет видеть орфограмму, правила сочетаний звуков, орфоэпические нормы языка.

Как сделать звуко-буквенный разбор?

Перед фонетическим разбором необходимо вспомнить, что:

  • все звуки и буквы делятся на гласные и согласные;
  • существуют сильная и слабая позиции;
  • есть йотированные гласные, обозначающие два звука;
  • согласные разделяются по мягкости и твердости, глухости и звонкости;
  • буквы Ь и Ъ не имеют звуков.

Порядок фонетического разбора:

  1. записать данное для разбора слово;
  2. разделить его на слоги, т.е. произнести части слова на одном выдохе;
  3. поставить ударение;
  4. составить транскрипцию в квадратных скобках, для чего несколько раз нужно произнести слово вслух и записать его так, как оно слышится;
  5. сравнить слово, написанное по правилам орфографии и в транскрипции, посчитать количество букв и звуков;
  6. выписать каждую букву отдельно столбиком;
  7. рядом с ней указать звук, который она обозначает;
  8. дать характеристику звука: гласныйсогласный, глухойзвонкий, парныйнепарный, твердыймягкий, для Л, М, Н, Р, Й добавить, что они сонорные.

Пример устного фонетического разбора

Выполним фонетический разбор слова эксплуатация.

Слово состоит из шести слогов: экс-плу-а-та-ци-я, потому что в нем шесть гласных – Э, У, А, А, И, Я. Ударение падает на четвертый слог. Медленно проговорим слово по слогам. В слове 12 букв, 13 звуков. Количество букв и звуков не совпадает, т.к. Я обозначает два звука, потому что стоит после гласного. Охарактеризуем звуки по порядку их следования.

  • Буква Э обозначает звук [э], гласный, безударный.
  • Буква К (ка) обозначает звук [к], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква С (эс) обозначает звук [с], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква П (пэ) обозначает звук [п], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква Л (эл) обозначает звук [л], согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.
  • Буква У обозначает звук [у], гласный безударный.
  • Буква А обозначает звук [а], гласный, безударный.
  • Буква Т (тэ) обозначает звук [т], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква А обозначает звук [а], гласный, ударный.
  • Буква Ц (цэ) обозначает звук [ц], согласный, глухой, непарный, твердый, непарный.
  • Буква И обозначает звук [ы], гласный, безударный.
  • Буква Я обозначает два звука: [й`], согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный; звук [а], гласный, безударный.

Примеры письменного фонетического разбора

Эксплуатация – экс-плу-а-та’-ци-я [эксплуатацый`а], 6 слогов

э – [э] – гласный, безударный;

к – [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

с – [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

п – [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

у – [у] – гласный, безударный;

а – [а] – гласный, безударный;

т – [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

а – [а] – гласный, ударный;

ц – [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

и – [ы] – гласный, безударный;

я – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;

[а] – гласный, безударный.

12 букв, 13 звуков

Яблочный – яб’-лоч-ный [й`аблач`ный`], 3 слога

я – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;

[а] – гласный, ударный;

б – [б] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;

л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

о – [а] – гласный, безударный;

ч – [ч`] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный;

н – [н] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

ы – [ы] – гласный, безударный;

й – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный.

8 букв, 9 звуков

Абстракционизм – аб-страк-ци-о-низм’ [апстракциыан`изм], 5 слогов

а – [а] – гласный, безударный;

б – [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

с – [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

т – [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

р – [р] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

а – [а] – гласный, безударный;

к – [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

ц – [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

и – [ы] – гласный, безударный;

о – [а] – гласный, безударный;

н – [н`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный, сонорный;

и – [и] – гласный, ударный;

з – [з] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;

м – [м] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: