Однокоренные слова – разбор по составу, примеры предложений

Особенности и нормы употребления однокоренных слов в предложении

В русском языке встречается довольно много слов с единым корнем — однокоренных. В отличие от других морфем, которые относятся к второстепенным и в ряде случаев вообще не употребляются с основой, корень является необходимым элементом, поскольку выражает основное значение лексем. Употребление однокоренных слов подчиняется стилистическим нормам литературного языка.

  1. Определение и способы образования
  2. Слова, не имеющие родовых групп
  3. Отличия от схожих форм
  4. Особенности словоформ
  5. Омонимичные корни
  6. Правила правописания корней
  7. Использование родственных слов
  8. Однокоренные слова в предложении
  9. Тавтология (немотивированные повторы)

Определение и способы образования

Однокоренными называются лексемы, имеющие одинаковый корень и объединенные общим смыслом. Если сопоставляемые элементы не отвечают хотя бы одному из этих условий, они не являются однокоренными.

К однокоренным (родственным) относятся:

  • слова, близкие по смыслу;
  • одинаковые части речи с дополнительными морфемами.

Не относятся:

  • грамматические формы одной единицы (поле, поля, полем);
  • омонимы, то есть одинаковые по звучанию единицы, которые имеют разное значение: коса, хлопок, ключ и другие.

Компоненты родственной группы образуются за счет присоединения к корню других морфем: приставки, суффикса или и того, и другого. Примеры однокоренных слов:

  1. Группа 1: белый, белеть, набело, беленый, выбелить, обелить. Корень «бел». Все представленные здесь примеры связаны с белым цветом, однако их значения разные.
  2. Группа 2: род, родители, родственник; родовой, родимый, родной, родовитый; родить, зародить. Корень в этом ряду: «род». Трансформация лексем приводит к новым понятиям, наделяет их иной информацией. Родственные элементы могут относиться к разным частям речи, как в данном случае родить — это глагол, родственник — имя существительное, родовитый — имя прилагательное.

Лексемы с одинаковым корнем наделены схожим смыслом, который соотносит их с определенным явлением или его признаком. Такое множество иногда называют также родственными понятиями.

Слова, не имеющие родовых групп

В русском языке есть единицы, которые не предполагают создания родственных групп. Как правило, они имеют иностранное происхождение. К примеру: какаду, жабо, шампунь и другие.

К вариантам, от которых невозможно составление однокоренного множества, относятся:

  • несклоняемые существительные: пони, метро, кино;
  • неизменяемые прилагательные: реглан, беж;
  • предлоги и союзы: и, а, но, если;
  • наречия: везде, всюду, весьма, здесь;
  • междометия: ой, ого, эх.

Такие варианты не образуют родственных групп.

Отличия от схожих форм

Иногда бывает довольно сложно с одного взгляда отличить однокоренные лексемы от схожих с ними вариантов — словоформ и единиц с корнями-омонимами. Главным признаком, по которому их можно различить, является лексический смысл.

Особенности словоформ

Однокоренные слова иногда путают со словоформами одной единицы. Их различие состоит в следующем:

  1. Родственные лексемы обладают общим корнем, но различны, хотя и близки, по значению. Они также могут быть разными частями речи.
  2. Словоформы имеют одно значение и отличаются только грамматическими признаками (падеж, число — для существительных; падеж, число, род — для прилагательных и причастий; лицо, число, время — для глаголов).

Примеры однокоренного ряда: кислый, кислота, кислинка, подкислить. В этом случае все лексемы имеют общий корень «кисл», их значение связано с кислым вкусом.

Примеры словоформ: кислый, кислого, кислому, кислым, о кислом (при изменении по падежам); кислые (при изменении по числам).

Омонимичные корни

Бывают случаи, когда корни совпадают, но при этом они не относятся к однокоренной группе. Такие варианты называются словами с омонимичным корнем. Это тот случай, когда одинаковая морфема имеет разный смысл. Самые распространенные примеры: корни «нос» и «вод».

Читайте также:
Производные и непроизводные слова определение, структура, способы образования, функции и характеристики, основные признаки и отличия, значение, примеры

Примеры: носить — носик; вода — водитель; хлеб — хлебать.

Иногда лексема выглядит очень обманчиво, поскольку внешне напоминает построенные по принципу присоединения суффиксов или приставок. Например, кушетка кажется аналогичным вариантам памятка, нотка. Однако в этом случае корень «кушетк», значит, он не является омонимичным корневой морфеме кушать.

Правила правописания корней

Знание правописания корня обеспечивает его грамотное использование во всех единицах данной группы. Проверка правописания проводится на основании следующих правил:

  1. Правило 1. Безударную гласную в корне можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором эта гласная будет находиться под ударением. Пример: посолить — посол, соль.
  2. Правило 2. Определить написание согласной в конце корня, когда она звучит нечетко, нужно, представив слово в той форме или подобрав к нему такую однокоренную пару, чтобы после этой согласной оказался гласный звук. Пример: хлеб — хлебец; скобка — скоба.

Варианты, проверить которые невозможно, представлены в орфографическом словаре. Их следует запомнить.

С понятием корня и правилами проверки правописания звуков внутри него детей знакомят еще в младших классах и неоднократно возвращаются к ним впоследствии.

Использование родственных слов

Родственные лексемы выполняют несколько функций:

  • при разборе по составу они служат для определения корневой морфемы;
  • при проверке орфограммы (безударного гласного, согласного в конце корня);
  • в предложениях — в предложениях для придания эмоциональной окраски.

Очень часто лексемы из одного ряда позволяют значительно облегчить конструкцию высказывания. Например, когда одним понятием можно заменить целую фразу: Предмет, с помощью которого можно зажечь огонь — зажигалка.

В быту часто по устоявшемуся образцу рождаются новые варианты: поливалка, стиралка. Они являются просторечными и противоречат нормам литературного языка.

Однокоренные слова в предложении

Считается, что повтор одинаковых корневых морфем в пределах одного предложения является стилистической ошибкой, недопустимой в грамотной речи. Однако это не совсем так. Существуют исключения, когда единицы из одного ряда используются с конкретной, вполне обоснованной целью.

Родственные лексемы в высказывании играют важную роль, когда требуется:

  • усиление определенного значения;
  • привлечение внимания слушателя или читателя к какому-то предмету или явлению;
  • придание эмоциональной окраски.

Чаще всего такой стилистический прием используется в фольклорных текстах или их имитациях: лить ливмя, горе горькое и другие. С той же целью единицы из однокорневого ряда также могут повторяться в рекламных слоганах, в политической риторике.

Иногда точно передать мысль можно только с использованием однокоренных лексем, например, в выражениях типа: петь песни, посадить сад и другие. К устойчивым формам относятся словосочетания: варить варенье, загадывать загадки.

Неизбежны подобные сочетания и при употребление составных терминов, как, например: словарь иностранных слов.

Тавтология (немотивированные повторы)

Неоправданное повторение однокоренных слов или одинаковых морфем — это тавтология. Это явление считается грубой речевой ошибкой и требует тщательного отслеживания и исправления. Оно лишает речь выразительности, обедняет ее.

Читайте также:
Что такое глагол, ✔️на какие вопросы отвечает, глагольные формы и виды глаголов в русском языке, что такое значимые части глаголов, разряды, значение, признаки

Рекомендуется править текстовые документы с учетом этого явления. Прекрасным подспорьем для этого будут словари синонимов и специальные редакторы в интернете для выявления непреднамеренного применения однокоренных элементов. Однако ни один автоматический сервис не способен в полной мере оценить значимость лексической единицы в контексте. Поэтому единственным эффективным способом борьбы с тавтологиями является пополнение собственного словарного запаса.

Однокоренные слова: примеры

Содержание:

Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень, объединяющий все лексемы в один смысловой ряд. Так как корень является главной частью слова, передающей основное лексическое значение, то слова с одним корнем схожи по смыслу, однако точное значение немного различается.

При подборе однокоренных слов в корне могут происходить чередования согласных, выпадение или добавление гласных и согласных.

В чем отличие однокоренных слов от родственных?

Не все однокоренные слова являются родственными. Не забываем, что есть такое понятие в русском языке, как омонимичные корни. Один и тот же корень может обозначать абсолютно разное лексическое значение.

При подборе однокоренных родственных слов ВАЖНО четко понимать значение слова. При необходимости лучше обратиться к толковым словарям.

Сравните примеры:

  • Красавица – красивый, красота, красивенький, красоваться, покрасоваться, красавчик
  • Краска – красить, подкрасить, перекрасить, красильня, краситель, краскопульт, раскраска, раскрашивание

В первом варианте корень –КРАС- имеет основное лексическое значение «привлекательный, приятный вид, впечатляющий»

Во втором случае корень –КРАС- используется в значении «придавать цвет предмету»

Т.к. лексические значения исходного корня абсолютно разные, то и ряды слов нельзя объединять в один.

Еще примеры неродственных слов:

  1. Любовь – любитель, любимый, любить
    Любой – по-любому
  2. бурить – бурильщик, буровая, бур
    буря – бурный, буревестник

Как отличить однокоренные слова от форм слов?

Для этого нужно хорошо различать словообразующие морфемы от формообразующих.

К словообразующим морфемам относятся:

  • приставка,
  • суффикс,
  • постфикс.

Они предназначены для образования новых слов.

К формообразующим относятся:

  • окончание (флексия);
  • суффиксы прошедшего времени глагола –Л-;
  • степени сравнения прилагательных –Е-, -ЕЕ-, -ШЕ-;
  • суффиксы повелительного наклонения глагола –И-.

Они образовывают формы одного и того же слова.

Лес – леса, лесу, лесом окончание образовывает форму числа и падежа существительного

Сильный – сильнее, сильней – суффикс образовывает форму простой сравнительной степени прилагательного

Соберу – собрал суффикс образовывает форму прошедшего времени глагола

Читайте также:
Суффиксы - виды, признаки, правописание морфем разных частей речи

Жить – живи – суффикс образовывает форму повелительного наклонения глагола

К формам слова относятся слова одной части речи.

Для чего нужно подбирать однокоренные слова?

1. Главный ответ: от этого зависит грамотность.

Правописание гласных или согласных, находящих в слабой позиции в корне слова можно проверить только с помощью однокоренного слова, в котором эти же звуки встанут в сильную позицию. Данное требование применимо при орфограммах «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание звонких и глухих согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных».

Приведем примеры:

«Проверяемая гласная в корне»

  • Обижа’ть – оби’да
  • Чистота’ – чи’сто
  • Частота’ – ча’стый
  • Честолюби’вый – че’сть
  • Хо’лодхоло’дный

«Правописание звонких и глухих согласных в корне»

  • Подружка – подруженька
  • Скользко – скользит
  • Книжка – книжечка
  • Дубдубовый
  • Гибкость – гибок

«Правописание непроизносимых согласных в корне»

  • Опасность – опасен
  • Солнце – солнечный
  • Грустный – грусть
  • Сердце – сердечный

2. Однокоренные слова подбирают для составления словообразовательной цепочки и определения способа образования слова.

Однокоренные слова

Однокоренные (родственные) слова — это слова с одним корнем. Корень — основная часть слова, в которой заключается главный смысл всех родственных слов. Как и человек, слова образуют целые семьи. Такие слова называются однокоренными (родственными).

Например: берёз-а — берёз-овый — под-берёз-овик. Здесь корень означает всё, связанное с этим деревом.

Берёзовый. Относящийся к берёзе (например сок, ствол).

Подберёзовик. Гриб, который растёт в соседстве с этим деревом.

Однокоренные слова и формы слова

Однокоренные слова нужно отличать от форм одного и того же слова. Как это сделать?

Во-первых, по лексическому значению, т. е. по смыслу слова. У форм слова одинаковое лексическое значение, то есть смысл, а у однокоренных слов значения отличаются.

Падеж Вопрос Форма слова
именительный падеж кто? что? вертолёт
родительный падеж кого? чего? вертолёт-а
дательный падеж кому? чему? вертолёт-у
винительный падеж кого? что? вертолёт
творительный падеж кем? чем? вертолёт-ом
предложный падеж о ком? о чем? о вертолёт-е

Перед нами в воображении предстаёт одна и та же картинка летающего аппарата с пропеллером. Это формы одного и того же слова, так как лексическое значение одно и то же, разные только грамматические значения (у существительных — падежа и числа), выражающиеся окончаниями.

А теперь сравним: вертолёт и вертолёт-чик. Перед нами в воображении предстают две абсолютно разные картинки. Это однокоренные слова, так как лексическое значение у слов разное. Слово вертолётчик обозначает уже человека, управляющего этим летающим аппаратом с пропеллером.

Кстати, обратите внимание, что в словах вертолёт и вертолётчик два корня. Какие? Что они обозначают? Правильно, -верт- — «вертеть», -лёт- — «лететь».

Можно продолжить группу однокоренных слов для каждого из этих корней:

-верт- — верт-олёт, верт-олётчик, верт-ушка, раз-верт-еться, по-верт-еть;

-лёт- — верто-лёт, верто-лёт-чик, само-лёт, лет-еть, лет-ать, по-лет-еть, по-лёт, вы-лет, от-лёт, лет-ун, лет-яга.

Общее лексическое значение у всех однокоренных слов с корнем -верт- — связано с глаголом «вертеть», а общее лексическое значение всех однокоренных слов с корнем -лёт- связано с глаголом «лететь».

Во-вторых, отличить однокоренные слова и формы одного и того же слова можно по структуре. Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. В формах слова изменяются только окончания.

дом, дома, дому, домом, доме формы слова, меняются только окончания
дом, домишко, домище, надомный, домовой, домоводство однокоренные слова с разными приставками и суффиксами

Использование однокоренных слов

Грамотность человека зависит от того, насколько хорошо он умеет определять корень слова, понимать его лексическое значение, подбирать однокоренные слова. Зная правописание слова, легко ориентироваться в написании всех его однокоренных (родственных) слов.

Когда гласные или согласные буквы оказываются в слабой позиции, появляются сомнения в выборе этих букв.

Л..с-ник — мы пишем через букву -е-, потому что все однокоренные слова этого ряда проверяются словом лес, где сомнительная гласная корня оказалась в сильной позиции, под ударением.

Хле.. — мы пишем через букву -б-, потому что сомнительную согласную проверяем однокоренным словом хлебушек, где эта согласная оказалась в сильной позиции, перед гласной буквой.

Слова с омонимичными корнями.

Следует отличать однокоренные слова от слов с омонимичнымые корнями. Омонимичные корни одинаково пишутся, но имеют разные лексические значения. А у однокоренных слов корни имеют одинаковые лексические значения.

вод-а, над-вод-ный, под-вод-ник, при-вод-ниться, вод-яной, водолаз, водоросли однокоренные. Лексическое значение корня -вод- связано со значением слова «вода».
про-вод-ка слово с корнем -вод- имеет другое лексическое значение, связанное со словом «проводить», поэтому слова проводка и вода не являются однокоренными, то есть родственными, их корни омонимичные, то есть имеют разные лексические значения.

Для чего это нужно знать? Вслушиваясь в слова, всматриваясь в их структуру, можно догадаться о смысле незнакомых слов. Догадайтесь, что означает слово бор-овик? Догадались?

Однокоренные слова, что это такое? Примеры

Однокоренные сло­ва — это сло­ва (лек­се­мы) раз­ных частей речи с общим смыс­ло­вым кор­нем (при­ме­ры: белый, белеть, бело) или одной и той же части речи, но с раз­ны­ми при­став­ка­ми и суф­фик­са­ми (напри­мер: белый, бело­ва­тый, белень­кий).

Однокоренные сло­ва так назы­ва­ют­ся, пото­му что в сво­ем мор­фем­ном соста­ве име­ют одну и ту же глав­ную смыс­ло­вую часть, в кото­рой заклю­че­но их общее зна­че­ние, то есть один и тот же корень. Научимся отли­чать одно­ко­рен­ные сло­ва, или род­ствен­ные сло­ва, от их грам­ма­ти­че­ских форм.

Понятие об однокоренных словах

Среди огром­но­го коли­че­ства слов рус­ско­го язы­ка мож­но выде­лить ряды слов с общей частью, в кото­рой заклю­че­но их глав­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. Конечно же, речь идет о корне и об одно­ко­рен­ных словах.

Эти еди­ни­цы речи объ­еди­ня­ет не про­сто набор оди­на­ко­вых букв и зву­ков, а еще нечто общее, заклю­чен­ное в сло­ве, общая соот­не­сен­ность с чем-либо (пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем, каче­ством и пр.), то есть их лек­си­че­ское значение.

К при­ме­ру, сло­вом «сме­лый» назы­ва­ют отваж­но­го и храб­ро­го чело­ве­ка, не боя­ще­го­ся труд­но­стей и опас­но­стей. Лексическое зна­че­ние это­го при­ла­га­тель­но­го заклю­че­но в корне смел-, кото­рый ука­жем в мор­фем­ном соста­ве близ­ких по смыс­лу слов:

  • смел ость
  • смель чак
  • о смел еть
  • о смел ить­ся
  • смел о

Все пере­чис­лен­ные сло­ва явля­ют­ся однокоренными.

Однокоренные и родственные слова — это одно и то же?

Чтобы выяс­нить, что вклю­ча­ет в себя поня­тие «одно­ко­рен­ные сло­ва» и мож­но ли их назвать род­ствен­ны­ми, обра­тим­ся к примерам.

Рассмотрим ряд одно­ко­рен­ных слов:

  • дом
  • дом ик
  • дом ашний
  • о дом ашнить
  • дом ище
  • дом ишко

Все эти сло­ва раз­ных частей речи свя­за­ны с поня­ти­ем «дом», зна­чит, это одно­ко­рен­ные сло­ва. Их ина­че назы­ва­ют родственными.

Другой ряд суще­стви­тель­ных: «пте­нец», «пти­ца», «пташ­ка», «птич­ник», «птич­ни­ца» — по смыс­лу свя­зан с пти­цей. Общей частью этих слов явля­ет­ся корень -пт-. Это род­ствен­ные слова.

В мор­фем­ном соста­ве одно­ко­рен­ных (род­ствен­ных) слов «ули­ца», «пере­улок», «зако­улок», «про­улок», «улич­ный» можем выде­лить общую часть -ул- — корень слов.

Не сле­ду­ет путать одно­ко­рен­ные сло­ва с грам­ма­ти­че­ски­ми фор­ма­ми слов. Поясним это на примерах.

Как отличить однокоренные слова от форм слов

Возьмем для иссле­до­ва­ния сло­во «дом», кото­рое име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

Проследим, как это сло­во склоняется:

  • и. п. (что?) дом , дом а
  • р. п. крыль­цо (чего?) дом а , мно­го (чего?) дом ов
  • д. п. направ­ля­юсь (к чему?) к дом у , к дом ам
  • в. п. постро­им (что?) дом , дом а
  • т. п. любу­юсь (чем?) дом ом , дом ами
  • п. п. рас­ска­жу (о чём?) о дом е , о дом ах

Перед нами не род­ствен­ные сло­ва, а падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го «дом», у кото­рых корень оста­ет­ся один и тот же, а толь­ко меня­ют­ся падеж­ные окон­ча­ния. Это одно и то же сло­во, толь­ко в дру­гой грам­ма­ти­че­ской «одёж­ке», кото­рую назо­вем его фор­мой.

Сравним с рядом одно­ко­рен­ных слов с кор­нем дом-, при­ве­ден­ных выше.

В этом ряду пред­став­ле­ны фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «тем­ный».

Эти сло­ва явля­ют­ся родо­вы­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, осо­бы­ми фор­ма­ми при­ча­сти­ем и дее­при­ча­сти­ем гла­го­ла «болеть».

Сравним с фор­ма­ми гла­го­ла «болеть» ряд одно­ко­рен­ных слов:

  • боль
  • боль ница
  • боль ной (суще­стви­тель­ное)
  • боль нич­ный двор
  • за бол еть
  • при бол еть
  • за бол ева­ние и пр.

Видеоурок

Упражнения по теме “Однокоренные слова”

1. Выписать столбиками однокоренные слова. Выделить корень.

а) Сад, дубовый, ходить, дуб, садовый, ход, дубок, посадки, переход.

б) Гора, больница, боль, гористый, горная, болезнь.

в) Старость, ночь, старый, ночной, заночевать, стареть, старик.

2. Побобрать к словам жар, свет однокоренные слова, обозначающие признак предмета и действие предмета. Записать их.

3. Со словами грибной, гриб, грибники составить и записать предложения. В предложении должно быть имя мальчика и название деревни.

4. Записать однокоренные слова в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

ОБРАЗЕЦ: белила, белый, белить.

Весна, говор, зелень, морозец, вид, разговор, зеленеет, видный, говорливый, морозит, зелёныё, видеть, морозный, весенний.

5. Выписать из текста однокоренные слова.

6. Стихотворение “Родственные (однокоренные) слова”

Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.
Горка, горочка, пригорки.
Помогите – кА Егорке,
Как писать ему слова:
“На г. ре р. сла тр. ва?”.

7. Прочитайте. Найдите “лишнее” слово.

Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.

Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.

Река, речной, речь, речушка ,речник.

Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.

Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).

Маленький, малявка, маляр, малыш.

Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

Конница, конник, подоконник, конюшня.

Чай, заварка, чайник, чайная.

Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.

Сладость, сахар, сахарница, сахарный.

Озеро, озёрный, вода.

Булка, хлебница, хлеб, хлебный.

Моряк, рыбак, море.

Путь, дорога, путник.

Школьник, ученик, дошкольник.

Ученье, учебник, книга.

Соль, солонка, солома.

Береза, березка, дерево.

Дорога, дороженька, дорогой.

Лес, лесок, лестница.

8. Игра “Сделай гнездо слов”.

Играть можно и в одиночку, и друг с другом: соревноваться, у кого “гнездо” получится больше.

Слова от одного корня. “живущие” в одном “гнезде”, могут принадлежать самым разным частям речи. Например: сад, садовый, посадить, садовник.

Надо собирать слова с самыми различными приставками и суффиксами.

В “гнезде” могут оказаться слова , в которых два корня (сложные слова).

9. Игра “Родственники”.

Участник игры раздаёт карточки. Затем показывает любое слово. Участники игры по очереди подставляют к нему родственные слова. Тот кто первым освободится от своих карточек, считается победителем.

СЛОВА ДЛЯ КАРТОЧЕК:

Вода, водный, водянистый, наводнение, водник, подводный.

Вождь, водить, провод, завод, подводить, вожжи.

Нос, переносица, носатый, долгоносик, носорог.

Несу, носитель, переносить, переносной, поднос, медоносный, носильщик.

Нож, ножевой, ножницы, ножны.

Нога, ножной, треножник, ножка, подножие, сороконожка.

Даю, передать, передач, передатчик, задачник, преподаватель.

Море, морской, моряк,

Память, запоминать, памятка, памятник, запоминание.

Кровь, кровяной, бескровный, обескровить.

10. Выдели корни в однокоренных словах.

Листья жёлтые летят.

11. Являются ли выделенные слова однокоренными?

Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
А кругом луга, леса.
Видит дед: бежит лиса.
Он ружьё наизготовку
И убить решил плутовку.

12. Подбери 2-3 однокоренных слова.

голод – боль-
снег – свет-

13.Докажи, что данные слова являются родственными.

а) билет вагон
билетёр вагонетка
обилетить вагонный
безбилетный вагончик
билетный вагоновожатый
б) бинт гриб
бинтовать грибник
забинтовать грибной
перебинтовать грибница
в) чай брат
чайник братишка
чайный братский
чаепитие братство
г) работа валенки
работник валеночки
рабочий валять
работать валяные
д) лист гитара
листок гитарист
листовой гитарный
листопад гитаристка

14. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ?

15. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

16. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопрос КАК?

17. Найди родственные слова. Выпиши их. Выдели корень.

1) Нефтяники добывают нефть из нефтяной скважины.

2) Кислый вкус имеет травка кислица.

3) Рядом со страусом в загоне был страусёнок.

4) Луковый суп варят из репчатого лука.

5) Медлительный человек всё делает медленно.

6) Крепость укреплена со всех сторон.

7) Мудрец сам поступает мудро и учит мудрости других.

8) Весной все девчонки из нашего класса учатся играть в классики.

18. Выписать из текста родственные слова. Выделить корень.

1) Дикая утка вывела из осоки своих утят. Ярко светило солнце. Над водой цвела водяная кашка. Уточка нырнула в воду , а за ней вся семья.

2) Кругом пышно рос малинник. Сочные душистые ягодки малины быстро заполняли кузовок. Послышался шум. Около кустов шла медведица с медвежонком.

3) Встаёт заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.

4) Я люблю бродить по лесу. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и опята давно ждут грибников. Вот и я под елью нашёл грибок. Да какой!

5) Снежинки родились в снежных облаках высоко над землёй. Они медленно спускались на землю. Красив хоровод из снежинок! А ты любишь первый снежок?

19. Карточки для самостоятельных работ.

Зачеркни лишние слова.

дом ёлка птица
домик дерево утка
Изба ёлочки уточка

Зачеркни лишние слова.

дерево птица стол
яблоня птичка парта
деревце утка столик

Зачеркни лишние слова.

уши корм нос
ушки крошки носик
услышал кормить носатый
ушастый кормушка носит

Зачеркни лишние слова.

лес гриб рисунок
лесок грибок рис
лестница грибник рисовать
лесник груздь разрисовал
лесной грибной картинка

Зачеркни лишние слова.

сад мёд дом
садик мёдик домик
деревья медведь домашний
садовый медовый домино
садовник сладкий хижина

20. Соедини слова из левого столбика с однокоренными из правого.

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.

В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.

План разбора

План разбора слова по составу состоит в следующем:

  1. Определяем, к какой части речи относится анализируемое слово.
  2. Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам. Изменяемая часть будет являться окончанием, остальная часть слова без окончания — основой. Следует помнить, что всё слово может являться основой и не иметь окончания, например наречие — неизменяемая часть речи.
  3. Определяем, входит ли в основу слова кроме корня также приставка и суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами.
  4. Убеждаемся, что выделенные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для проверки подбираются аналогичные слова и сравниваются с анализируемым.
  5. Обозначем части слова с помощью графических обозначений.

Примеры разборов

Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:

  • метро — неизменяемое существительное, нет окончания
  • лес — существительное с нулевым окончанием
  • при школь н ый — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой, корнем, суффиксом, окончанием
  • лед о кол — существительное с двумя корнями и соединительной гласной
  • по зв а л а — глагол с приставкой, окончанием, словооразующим суффиксом а и формобращующим суффиксом л , который не входит в основу
  • быстр о — наречие с суффиксом, не имеет окончания

Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

Особенности разборов

Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.

Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.

Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.

Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.

При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.

Морфемные словари

Среди печатных изданий словарей морфемных разборов, которые вы найдете в школьной библиотеке, можно выделить следующие:

  • Рацибурская Л.В. Словарь уникальных морфем современного русского языка М.: Флинта: Наука, 2009. — 160 с.
  • Аванесов Р.И., Ожегов С.И. Морфемно-орфографический словарь Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с.
  • Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь русского языка, 2002.
  • Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка Ок. 52000 слов. — М.: Рус. яз., 1986. — 1132 с.

В словарях морфемных разборов обычно деление на морфемы делается с помощью слешей: под/вод/н/ый, гор/а и т.д. В словаре Т.Ф. Ефремовой у группы слов с одинаковым корнем исходное слово записано полностью, а в образованных от него словах корневая морфема обозначается через знак V: лес, V-а, V-н-ой и т.д.

Времена глаголов

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть глагол может указывать на время, в которое происходит названное им действие. В русском языке существует три времени глаголов:

  • прошедшее время,
  • настоящее время,
  • будущее время.

Время, в форме которого может стоять глагол, связано с видом глагола. Глаголы несовершенного вида могут иметь форму всех трёх времён:

Прошедшее: спал, гулял.

Настоящее: спит, гуляет.

Будущее: будет спать, будет гулять.

Глаголы совершенного вида могут иметь форму только двух времён:

Прошедшее: заснул, погулял.

Будущее: заснёт, погуляет.

Глаголы условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Прошедшее время

Глаголы прошедшего времени указывают, что действие уже произошло, то есть совершалось в прошлом, до разговора о нём. Они отвечают на вопросы что делал? что делали? или что сделал? что сделали? Например:

Вчера весь день (что делал?) читал.

Дети летом (что делали?) загорали.

Телефон вчера (что сделал?) выключился.

Птицы осенью (что сделали?) улетели.

Глаголы несовершенного вида в прошедшем времени указывают, что действие происходило в прошлом, без указания, было ли оно доведено до конца. Глаголы совершенного вида в прошедшем времени указывают, что действие было доведено до конца или совершилось один раз. Сравните:

дети (что делали?) загорали,

дети (что сделали?) загорели.

В глаголах прошедшего времени после шипящих под ударением произносится звук о, а пишется буква ё, например:

ш ёл, приш ёл, сж ёг, подж ёг.

Слово бывало совместно с глаголами, стоящими в разных временах, позволяет обозначать действия, которые происходили в далёком прошлом и неоднократно повторялись, например:

Раньше бывало и печку топили.

Зимой бывало придёт медведь к избе и угощение просит.

Пойдёшь бывало к озеру, а тут и дождь начинается.

Окончания глаголов прошедшего времени

Прошедшее время глагола образуется от неопределённой формы глагола. У инфинитива отбрасывается -ть и прибавляется суффикс — так образуется глагол прошедшего времени мужского рода:

стира ть – стира л.

Для образования глагола женского рода после суффикса -л- добавляется окончание :

стира л – стира л а.

Для образования глагола среднего рода после суффикса -л- добавляется окончание :

стира л – стира л о.

Для образования глагола во множественном числе после суффикса -л- добавляется окончание :

стира л – стира л и.

Инфинитив Род Множ. число
мужской женский средний
– -ть
свети ть
+
свети л
+ -ла
свети ла
+ -ло
свети ло
+ -ли
свети ли

Обратите внимание, что перед суффиксом пишутся те же гласные, что и в неопределённой форме перед суффиксом -ть, например:

гул я ть – гул я л ,

меш а ть – меш а л ,

дар и ть – дар и л .

У некоторых глаголов в прошедшем времени в мужском роде суффикса не бывает, например:

спас, запер, нёс, тряс.

Род и число глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются ещё и по родам.

Единственное число Множественное число
Мужской род читал читал и
Женский род читал а
Средний род читал о

Род глагола можно определить по его окончанию:

  • Мужской род: что делал? – нулевое окончание (спал).
  • Женский род: что делала? – окончание (спал а).
  • Средний род: что делало? – окончание (спал о).

Многие глаголы прошедшего времени имеют ударение на основе, кроме глаголов женского рода, в которых ударение переходит на окончание , например:

спа́л – спала́,

гна́ло – гнала́,

рва́ли – рвала́.

Обратите внимание, что глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам:

я гулял, ты гулял, он гулял;

мы гуляли, вы гуляли, они гуляли.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени указывают, что действие совершается сейчас, то есть в данный момент, когда о нём говорят. Они отвечают на вопросы что делает? что делают? Например:

Он сейчас (что делает?) читает.

Дети (что делают?) загорают на пляже.

Глаголы в форме настоящего времени могут обозначать постоянно происходящие действия или долго длящиеся (длительные), не связанные с временем их обсуждения, например:

Люди спят по ночам.

Телефон работает третий год.

Форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Будущее время

Глаголы будущего времени указывают, что действие еще не произошло, то есть оно совершится в будущем, после разговора о нём. Они отвечают на вопросы что будет делать? что будут делать? или что сделает? что сделают? Например:

Завтра он (что будет делать?) будет читать.

Дети летом (что будут делать?) будут загорать.

Программа (что сделает?) обновится.

Птицы осенью (что сделают?) улетят.

Будущее время может быть простое и сложное:

1) Будущее простое время имеют глаголы совершенного вида, например:

Я нарисую портрет.

Будущее простое время обозначает, что действие будет закончено или будет иметь результат.

2) Будущее сложное время имеют глаголы несовершенного вида. Форма будущего сложного времени состоит из двух слов: глагола быть, стоящего в будущем простом времени, и инфинитива. Например:

Я буду рисовать портрет.

Будущее сложное время обозначает, что данное действие будет происходить или будет повторяться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: