«Одиночество»️ анализ стихотворения Ивана Бунина, история создания

Тема одиночества в одноименном стихотворении И. А. Бунина

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.
История создания – произведение было написано в 1903 г., летом, когда поэт находился в Константинополе; посвящено его товарищу Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя (именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы) можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест чередуется с трёхстопным амфибрахием, рифмовка перекрёстная АВАВ и параллельная СС.

Метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

Особенности образа природы в стихотворении «Одиночество»

В произведении автор особое внимание уделяет именно осени. Именно ненастье и увядание природы в полной мере передают ностальгическое настроение автора. Поэту навряд ли бы удалось создать настроение печали и особенной грусти, если бы он описывал, к примеру, пение веселых птиц, или радужный пейзаж, насыщенный солнцем. Несмотря на то что писалось произведение летним и теплым днем, внутреннее состояние автора было весьма печальным. Это и отражено в грустном повествовании.
Для каждого поэта и писателя того времени пейзаж и натуральная природа – это были основные художественные образы, которые способны максимально точно передать обстановку, которая окружала на тот момент главного лирического героя. Природа всегда помогала литераторам максимально точно передавать внутреннее состояние.

Особое внимание требуется уделить первым строфам. Здесь поэт описывает окружающее его пространство. Это и дождь, и мгла, и постоянный холод. Такие образы сразу передают читателю особенности настроения, переполненного печалью и грустью. Вся созданная картина, представленная в виде унылого пейзажа, говорит читателю о том, что жизнь замерла. Автор также отмечает, что такое будет продолжаться не всегда и рано или поздно наступит весна на жизненном пути.

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, художнику, другу Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин, страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в чёрствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

Посвящение

В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» необходимо упомянуть и тот факт, что его главный герой — это мастер, человек искусства. Он не знает остановки в своем творчестве. Изначально поэт посвящал это стихотворение своему другу, художнику П. Нилусу (именно поэтому в произведении есть упоминание о «мольберте», за которым «темно»). Возможно, художник в своей жизни переживал нечто, подобное описанному в стихотворении, что было известно самому Бунину. Анализ некоторых строк свидетельствует о том, что лирический герой произведения — это творческий, покинутый человек. Несмотря на то, что стихотворение Бунин посвятил своему другу, в произведении он передал и свои собственные чувства.

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы любви, разлуки и одиночества. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Начинается произведение пейзажем, который создаёт печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла».

Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.

В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…».

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует своё знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Тема и основная идея

В рамках школьной программы стихотворение «Одиночество» изучают в 11 классе, потому что оно довольно сложное для восприятия. Тема произведения — разрыв отношений, после которого человек остаётся в одиночестве. Лирический герой, от лица которого ведётся повествование, и его любимая женщина — единственные персонажи произведения. Для раскрытия двух взаимосвязанных тем поэт использует следующее:

  • психологические зарисовки;
  • описания пейзажей;
  • воспроизведение прощальной сцены.

Чтобы показать читателю душевные муки героя, автор художественно изображает окружающую обстановку. Из рассказа понятно, что природа чувствует себя так же, как человек. На улице «мгла», «дождик» и «ветер», «жизнь до весны умерла», как и любовь в душе героя.

Почему мужчина одинок, становится понятно только во второй строфе. Поэт пишет, что вчера у него была женщина, которая к вечеру стала «казаться женой». Понять это выражение можно по-разному, в зависимости от того, как будет поставлено логическое ударение. В этом заключается авторский приём.

С одной стороны, Бунин показывает, что лирический герой привык к женщине и стал воспринимать её как свою супругу, а с другой — раньше Анна была женой Бунина, а потом стала «казаться ею». Так поэт подводит читателя к мысли, что избежать разрыва было нельзя, ведь если женщина решила расстаться, вернуть её вряд ли получится, да автор и не собирается этого делать.

После ухода супруги поэт сначала надеется на её возвращение, хотя не упоминает об этом. Он только описывает погоду, и читатель может заключить, что всё это время брошенный персонаж с надеждой вглядывался в непроглядную темень, а когда ветер стихал, то и вслушивался.

Читайте также:
Подросток краткое содержание романа Достоевского - читать онлайн

Герой мирится с тем, что теперь придётся жить одному, «без жены». В первых трёх строфах есть слова, который одинаково точно описывают состояние природы и души рассказчика:

  • «темно»;
  • «тоскливо»;
  • «больно».

В четвёртой строфе отражено изменившееся настроение автора. От страданий он переходит к обдумыванию дальнейшей жизни: собирается затопить камин, купить собаку и начать пить. Перечисление обыденных действий показывает, что мужчина готов сродниться со своим одиночеством, принять его.

Последняя строфа вселяет надежду на то, что герой научится получать удовольствие от жизни после ухода супруги. Он иронизирует над собой, а это уже хорошо: кризис миновал, и за ним последует возрождение души. Впоследствии так и случилось: в 1915 году Иван Алексеевич написал стихотворение «Слово», в котором нет и намёка на страдания. Поэтические строки посвящены роли поэта в обществе.

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

Выразительности эмоциям лирического героя придаёт интонация. Автор использует фигуру умолчания, завершая предложение многоточием, и восклицательные предложения. Мрачное настроение передаётся и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Блока.

Иван Печилейский

Ученик (68), закрыт 4 года назад

Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Блока

«Есть минуты, когда не тревожит Роковая нас жизни гроза. Кто-то на плечи руки положит, Кто-то ясно заглянет в глаза.

И мгновенно житейское канет, Словно в тёмную пропасть без дна. И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина.

И напев заглушённый и юный В затаённой затронет тиши Усыплённые жизнию струны Напряжённой, как арфа, души. » Очень надо.

Зинаида Женчевская

Высший разум (182790) 4 года назад

Страшные годы, ужасные времена, наитяжелейшие испытания веры, силы воли — тяготеют над судьбой поэта-символиста, живущего на изломе веков чёрно-сизые тучи, грозящие разразиться разрушающим дождём. Но не прогибается душа поэта под сокрушающими ударами жизни, рвутся на волю смелые мысли, облекаемые в форму слов, рождается стихотворение. Есть минуты, когда не тревожит.

Блок-поэт. Блок-символист. Блок-художник. Блок-музыкант. Блок-одиночка. Одиночество. Одиночество-это скорее слабость, чем сила. В своём стихотворении Блок радуется мгновенной передышке в бурном течении жизни, взывает к единению человеческих душ, воспевает гибель одиночества, восхваляет человеческую способность чувствовать. Невольно хочется провести параллель между блоковской элегией «Есть минуты, когда не тревожит. » и стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Та же напевная мечтательность, схожие мотивы одиночества роднят строки поэтов, разделённых почти сотней лет.

Передаётся читателю и настроение поэта: немного светлой грусти, нечеловеческой тоски и какой-то неясный восторг льётся неисчерпаемым потоком извне и переполняет душу. Также хочется отметить некую неясность, загадку, тайну, которую сложно разгадать. Кто же этот неведомый «кто-то». оказывающий поддержку лирическому герою-поэту? Любимая женщина? Верный друг? Сама жизнь? Я не знаю ответа.

Галина Бирюлина

Ученик (138) 1 год назад

Разве можно публиковать такой поверхностный и примитивный анализ? При чем тут одиночество Блока? Поэт рассказывает о процессе творчества, о том, что чувствует творец при создании стихотворения / картины / музыки / научного открытия / фильма / скульптуры. Образ птицы, заключенной в клетку, нельзя понимать буквально. Птица — это творческое озарение, облаченное в окончательную форму. Процесс создания закончен — и птица вдохновения пожизненно заключена в клетку. Теперь творец опустошен. Он ждет нового таинства творчества.

Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» по плану

Как и в работе над анализом любого другого произведения, школьник в своей работе должен придерживаться плана. В случае с подготовкой домашнего задания по стихотворению «Одиночество» он будет таким:

  1. Автор и заголовок стихотворения.
  2. История его создания. Можно упомянуть о том, что оно было впервые напечатано в 1904 году и посвящено другу поэта.
  3. О чем стихотворение. Поэт рассказывает об одиночестве после расставания. Любовь для поэта – всего лишь мимолетное счастье.
  4. Лирический герой – в данном случае одинокий художник. Он переживает свою боль без высоких фраз, его печаль скорее иронична.
  5. Художественные средства. Бунин использовал оксюморон, метафору, олицетворение, многосоюзие.
  6. Ритм стиха – трехстопный анапест.
  7. Личное мнение школьника.

И. Бунин “Одиночество”: анализ стихотворения по плану

За свою жизнь И. А. Бунин создал немало достойных произведений. Во многих стихах поэт обращался к теме любви и одиночества, описывал грустное расставание. Именно эти вопросы вызывали у поэта особый интерес, и одним из примеров подобного стихотворения и является «Одиночество», которое увидело свет в 1904 году. Без каких-либо возвышенных или громких фраз поэт смог написать произведение, передающее самые тонкие оттенки палитры человеческих переживаний.

Художественные средства

Уже с первых строк можно понять, что чувствует автор стихотворения. Это ощущение тягостности. Однако его главный герой все-таки надеется, что сможет еще быть счастливым, что выражается в повторяющейся фразе «до весны». Но все равно даже это «до весны» является для рассказчика тягостным. При анализе стихотворения «Одиночество» Бунина и средств выразительности, используемых поэтом, можно упомянуть и выражение «жизнь до весны умерла». Здесь также используется прием оксюморона – одновременного использования двух противоположных по смыслу слов.

Для создания печальной атмосферы Бунин пользуется и таким литературным приемом, как метафора. Например, в таких фразах, как «над холодной пустыней воды», «мне темно». «Пустыня» и «темнота» для поэта не выступают в традиционном своем смысле, а являются определениями его внутреннего состояния. В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» необходимо подчеркнуть, что главный герой видит свое существование полностью безрадостным. Осознание того, что он еще вчера был счастлив, а сегодня его жизнь наполнена тоской, гнетет поэта. Его внутренний мир хоть и наполнен тоской, все же неоднозначен. Детали читатель «реконструирует» в процессе прочтения стихотворения.

Концовка

В последней строфе этого стихотворения-исповеди внезапно на миг оживает последняя надежда поэта. Он пишет о том, что хотел крикнуть любимой: «Воротись!» Однако осознает, что прошлое для нее навсегда забыто, она больше не чувствует к нему любви. Полностью осознав свое одиночество, лирический герой с иронией планирует купить собаку. В стихотворении Бунин использовал и такой литературный прием, как градация. Накал переживаний происходит постепенно. Однако, достигая своей наивысшей точки, в последних строфах страсти стихают. Иван Бунин изображает тоску одиночества печально, однако лаконично.

Читайте также:
Сочинение Нет уз святее товарищества по произведению Тарас Бульба

Полный анализ стихотворения «Одиночество» (И.А. Бунин)

Начиная делать полный анализ стихотворения «Одиночество», которое написал Иван Алексеевич Бунин, стоит обратить внимание на то, что написано оно было для близкого друга. Именно поэтому стихотворение пестрит чувствами поэта, которые он испытывал к своему товарищу.

  1. История создания
  2. Жанр, размер произведения
  3. Композиция произведения
  4. Образы и символы произведения
  5. Темы и проблемы
  6. Смысл произведения

История создания

Данное стихотворение появилось на свет в 1903 году. Это был не простой период в жизни автора. Он связал себя впервые узами брака, после неудачного, но искреннего романа. Но, поскольку, предложение своей избраннице он сделал очень быстро, так и не успев узнать её как следует, то столкнулся с тяжестями женитьбы. В письме к своему брату поэт рассказывает, что в семейной жизни его ждало непонимание и нежелание принять его. Жена даже не пыталась постараться разделить чувства, жизнь и переживания Бунина. Это негативно сказывалось на их браке и приносило ему страдания. Возможно, причиной послужило то, что его избранница была очень молода, она едва окончила гимназию. Соответственно и взгляды на жизнь и ценности у них были разными. В этом браке он чувствовал себя несчастным и одиноким. Больнее всего для него было то, что человек, с которым он навек связал свою жизнь, не может и не хочет развеять его одиночество. Эти все факторы негативно отражались и на творчестве поэта.

Читая данное произведение, может показаться, что написано оно было поздней осенью, когда даже природа навевает грусть. Но это не так. Данное стихотворение автор написал летом, когда погода совершено не способствует унынию. Из этого можно сделать вывод, что автор находился в очень мрачном «осеннем» настроении.

Одиночество, которое автор нам передает по средствам поэзии, очень хорошо демонстрирует его внутреннее состояние. Разрыв с любимым человеком, неудачный брак, материальное благополучие – это все то, что окружало творца на тот момент, а впоследствии привело к эмиграции во Францию.

Жанр, размер произведения

Жанром этого произведения выступает элегия, с элементами послания. На протяжении всего произведения мы можем наблюдать личные переживания лирического героя. Так же автор пытается рассказать о своих чувствах девушке, с которой расстался.

Написано же «Одиночество» чередованием анапеста с амфибрахием. Рифмовку автор так же чередует параллельную с перекрестной. Так же Бунин выбирает мужскую рифму с ударением на последний слог.

Композиция произведения

В данном стихотворении используется необычная композиция. Здесь автор совмещает описание природы и чувства лирического героя. В первой и третьей строфе мы наблюдаем, как Бунин ярко описывает пейзажи природы, непрерывный дождь, который очень хорошо передает настроение и чувства автора. Промозглый дождь пронизывает до нитки даже самого читателя – настолько точно и четко автор описал природное явление.

Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

Порывы ветра и холод – это то, что испытывает лирический герой не только в прямом смысле слова. Яркие эпитеты только подчеркивают душевное состояние.

Те же тучи — гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

Вторая же и четвертая строфа рассказывают о чувствах лирического героя. О прошедшей любви и его тоске по этому поводу.

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой…

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Автор показывает, что его чувства живы, он по-настоящему полюбил эту женщину, и она стала для него родной. Она понимала его душа, что было очень важно для творца. Но вернуть её не представляется возможным, поскольку женщина уходит один раз и навсегда. Она не живет прошлым – для неё его попросту нет.

«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила — и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить…

В кульминации произведения мы видим смирение героя с положением вещей. Он решает отпустить свою любовь и пытаться жить дальше.

Образы и символы произведения

Лирического героя Бунин наделяет чертами творческого человека, он не указывает род его деятельности, хотя в строках звучит упоминание мольберта. Друг автора был художников, но при этом писал произведения. Автор воспользовался этими качествами, создавая своего лирического героя.

Лирический герой не является борцом, он решает отпустить ситуацию, даже не попробовав за неё бороться. Всех женщин мира он соединяет в одну – женщину, которая не привыкла смотреть назад. Он принимает отказ, хотя в душе он совершенно не согласен с решением возлюбленной.

Девушку же автор показывает как сильную личность, твердо идущую своей дорогой. Она не привыкла менять свое решение, а любое действие ценит намного больше слов. Ей скучно находиться в обществе гения, поэтому она решает уйти от него.

Хорошим символом внутреннего состояния героя показана и природа. Непрерывный дождь, ветер, темень – все эти чувства бушуют внутри нашего лирического героя.

И в кульминации выступает ещё один образ – образ собаки. Это животное всегда ассоциируется с верностью, преданностью, и любовью. Это те чувства, которых так сильно не хватает герою, что он решает купить собаку. Заполнить ту пустоту в душе, которая образовалась после ухода любимой.

Темы и проблемы

Первой темой данного произведения является одиночество человека. Ведь очень часто мы не можем разделить свои чувства и переживания даже с самыми близкими людьми. Вся проблема в том, что не всегда люди способны понять чувства другого человека. Его переживания, радость и боль.

Виной этому разница характеров и темпераментов. То, что кажется важным нам, не всегда представляет какую-либо важность для других. Это стоит понять и смириться с этим, впредь выбирая людей для своего окружения, которые мыслят идентично с вами.

Выбирая же противоположных людей по взглядам и духу – мы всегда будем чувствовать себя одинокими.

Второй проблемой в стихотворении можно назвать проблему любви. Это прекрасное во всех отношениях чувство, очень часто приносит очень много боли и страданий. В первую очередь потому, что любви подвластны абсолютно разные люди, которые впоследствии не в состоянии понять друг друга. Именно это и показано в данном произведении. Они полюбили друг друга, но столкнулись с отсутствием взаимопонимания. Это и стало причиной расставания двух любящих сердец. Рядом друг с другом они были одиноки.

Читайте также:
Митрофан - характеристика героя Недоросль, описание образа

Смысл произведения

Все стихотворение насквозь пронизывает грусть и уныние. Лирический герой на данном этапе жизни не видит будущего, не может строить никакие планы. Настроение его связано с тем, что он расстался с любимым человеком. Столкнувшись с полной полярностью взглядов, они принимают решение расстаться. Героя не устраивает это, но он ничего не собирается предпринимать. Он течет по течению. Единственная светлая мысль – это надежда, что с приходом весны все изменится. Как природа расцветает и просыпается с первыми весенними лучами, так и лирический герой надеется проснуться и начать все с начала.

Грустное стихотворение, пронизанное нотками печали, заставляет задуматься над тем, кто же находится рядом с нами? Стоит ли связывать свою жизнь с человеком, который не разделяет твои взгляды на жизнь? Потому что, оставшись рядом с человеком, который тебя никогда не поймет, мы рискуем остаться одинокими на всю жизнь.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ, тема и композиция стихотворения Бунина «Одиночество»

Одни сравнивают произведения Ивана Алексеевича с творчеством Брюсова и Блока, другие — со стихами Бродского и Гумилёва. В его творчестве тема человеческих чувств занимает одно из центральных мест. Разбор по плану и анализ стихотворения Бунина «Одиночество» поможет подготовиться к написанию сочинения, определить жанр и выявить особенности композиции.

  1. История создания
  2. Тема и основная идея
  3. Композиция, жанр и мысли
  4. Средства выразительности

История создания

Летом 1903 года, когда поэт жил в Константинополе, он написал стихотворение «Одиночество», посвятив его расставанию с супругой и отчасти своему приятелю. Иван Алексеевич дружил с художником Петром Нилусом, который тоже был одиноким. Этот факт позволяет понять, почему в начале стихотворения автор упоминает мольберт.

Работу над поэтическими строками Бунин начал в период ухудшения отношений с супругой. Анна и Иван Алексеевич не могли достичь взаимопонимания. Женщина упрекала супруга в холодности и отстранённости, а поэт был недоволен тем, что жена не согласна с его взглядами. Впоследствии они расстались. Анна Цакни уехала в Одессу, а поэту оставалось только страдать. Свои переживания Бунин отразил в произведении «Одиночество».

Теме человеческих отношений посвящали свои творения многие авторы того периода. Так, у Куприна, который был ровесником Бунина, есть произведение с таким же названием. В литературе есть и другие примеры лирики, где поэты стараются доказать себе и другим, что смогут пережить разрыв с возлюбленной.

Тема и основная идея

В рамках школьной программы стихотворение «Одиночество» изучают в 11 классе, потому что оно довольно сложное для восприятия. Тема произведения — разрыв отношений, после которого человек остаётся в одиночестве. Лирический герой, от лица которого ведётся повествование, и его любимая женщина — единственные персонажи произведения. Для раскрытия двух взаимосвязанных тем поэт использует следующее:

  • психологические зарисовки;
  • описания пейзажей;
  • воспроизведение прощальной сцены.

Чтобы показать читателю душевные муки героя, автор художественно изображает окружающую обстановку. Из рассказа понятно, что природа чувствует себя так же, как человек. На улице «мгла», «дождик» и «ветер», «жизнь до весны умерла», как и любовь в душе героя.

Почему мужчина одинок, становится понятно только во второй строфе. Поэт пишет, что вчера у него была женщина, которая к вечеру стала «казаться женой». Понять это выражение можно по-разному, в зависимости от того, как будет поставлено логическое ударение. В этом заключается авторский приём.

С одной стороны, Бунин показывает, что лирический герой привык к женщине и стал воспринимать её как свою супругу, а с другой — раньше Анна была женой Бунина, а потом стала «казаться ею». Так поэт подводит читателя к мысли, что избежать разрыва было нельзя, ведь если женщина решила расстаться, вернуть её вряд ли получится, да автор и не собирается этого делать.

После ухода супруги поэт сначала надеется на её возвращение, хотя не упоминает об этом. Он только описывает погоду, и читатель может заключить, что всё это время брошенный персонаж с надеждой вглядывался в непроглядную темень, а когда ветер стихал, то и вслушивался.

Герой мирится с тем, что теперь придётся жить одному, «без жены». В первых трёх строфах есть слова, который одинаково точно описывают состояние природы и души рассказчика:

  • «темно»;
  • «тоскливо»;
  • «больно».

В четвёртой строфе отражено изменившееся настроение автора. От страданий он переходит к обдумыванию дальнейшей жизни: собирается затопить камин, купить собаку и начать пить. Перечисление обыденных действий показывает, что мужчина готов сродниться со своим одиночеством, принять его.

Последняя строфа вселяет надежду на то, что герой научится получать удовольствие от жизни после ухода супруги. Он иронизирует над собой, а это уже хорошо: кризис миновал, и за ним последует возрождение души. Впоследствии так и случилось: в 1915 году Иван Алексеевич написал стихотворение «Слово», в котором нет и намёка на страдания. Поэтические строки посвящены роли поэта в обществе.

Композиция, жанр и мысли

Форма повествования, позволяющая максимально глубоко раскрыть тему, — монолог героя. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • изображение пейзажа;
  • рассказ о разрыве с женщиной;
  • краткое описание переживаний героя.

Стихотворение состоит из шестистиший, которых всего 4. При написании автор использовал мужские рифмы. Размер — трёхстопный анапест, рифмовка — параллельная и перекрёстная. Жанровая принадлежность произведения — элегия, в которой присутствуют элементы послания. Автор не просто рассказывает о душевных терзаниях, но и обращается к ушедшей возлюбленной.

При вдумчивом прочтении можно заметить, что в последней строфе автор начинает думать о будущем, однако настрой нельзя назвать позитивным. Переживаниям поспособствовало и то, что брак с Анной не был счастливым: у супругов умер ребёнок, и это печальное событие побудило Бунина написать стихотворение «Призраки».

Средства выразительности

Стих очень короткий, однако автор применил в тексте несколько тропов. Анализ «Одиночества» Бунина позволяет обнаружить такие метафоры:

  • «идут без конца те же тучи»;
  • «жизнь до весны умерла» (природа находится в зимнем запустении);
  • «пустыня воды».

В стихотворении есть и эпитеты: «серая тьма», «ненастный день», «холодная пустыня». Язык произведения может показаться бедным, но нужно учитывать, что автор использовал различные интонационные оттенки и за счёт этого добился выразительности.

Использованные приёмы:

  • восклицательные предложения;
  • неполные синтаксические конструкции;
  • аллитерации.
Читайте также:
«Дружок» рассказ Н.Н. Носова для читательского дневника, кратко

Идея, которую поэт хотел донести до читателя, заключается в следующем: чувства — это самое ценное, что есть у человека. Их нужно беречь, чтобы потом не пришлось переживать горечь утраты.

И. Бунин «Одиночество»: анализ стихотворения по плану

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.
История создания – произведение было написано в 1903 г., летом, когда поэт находился в Константинополе; посвящено его товарищу Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя (именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы) можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест чередуется с трёхстопным амфибрахием, рифмовка перекрёстная АВАВ и параллельная СС.

Метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

Тема одиночества в одноименном стихотворении И. А. Бунина

1. Природная пустота. 2. Тайна грусти и тоски. 3. Звуковое наполнение. В своей поэзии Бунин сумел сделать много прекрасного. Как ие быть ему благодарным? В. Ф. Ходасевич Лирическое наследие И. А. Бунина наполнено различными красками. Это природные зарисовки, раздумья поэта о деревне, описание различных чувств. По мнению А. Т. Твардовского, он умело прикасается к тончайшей ткани, способной отразить в произведении краски, запахи, звуки. Поэт наполняет свои стихи особой мелодикой. Иногда их просто хочется петь. Они вспоминаются в моменты грусти или печали, как например лирическая зарисовка «Одиночество», написанная в 1903 году. Такое чувство у поэта возникает неслучайно. Он как-то пишет об этом Н. Д. Телешову: «Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам… Как ни кинь, все тяжкое одиночество…». Душа И. А. Бунина наполнена этим чувством, поэтому он решает выложить его в стихотворные строчки, чтобы поделиться и, может быть, разделить это состояние с кем-нибудь еще-, например с нами. Такое увядание в душе непременно связывается с осенью. У И. А. Бунина не мало стихотворений, в которых осень имеет свой прекрасный золотистый наряд. Но в этом произведении природа согласуется с внутренним миром, который царит в душе лирического героя. А там поселились дождик, ветер и мгла. Они словно пеленой закрывают те чувства, что скопились в душе поэта и не дают им выхода. Ведь если на улице не было хотя бы мглы, то дождик, возможно, дарил утешение, унося вместе с потоками воды все беды и печали. Но в следующей строке появляется водное пространство, которое лирический герой называет пустыней. Мы не видим здесь ни птичек, ни листвы. Оно холодно и безжизненно. Так создается очень мрачная картина, в которую мы погружаемся с первых же строк произведения. И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. А. Т. Твардовский писал о том, что И. А. Бунин предельно конкретен и точен в деталях и подробностях описаний. Мы понимаем, что это пространство, которое окружает лирического героя, пустое. В нем нет никого и ничего, кроме природных проявлений. Однако лирический герой все равно указывает на то, что жизни в этом месте нет. Даже сады опустели до весны. В них мы не услышим пения птиц, поэтому они не смогут добавить в печальную картину своих звуков, которым всегда придавал большое значение И. А. Бунин. Так перед нами предстает немая картина, полная тоски и разочарования. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. В этих строках слово «весна» повторяется два раза. Кажется, что лирический герой уверен, что именно это время года способно принести облегчение. Но раз за. окном осень, то до весны еще далеко. И значит, мы не скоро увидим и услышим радостные нотки в речи лирического героя. После такой природной композиции он сам появляется в повествовании. Поэтическое произведение позволяет говорить о внутренних душевных чувствах. Но использование местоимения «я» усиливает эффект. И нам хочется присоединиться к герою, чтобы ему было не так одиноко на даче. Позднее в стихотворении появляется один друг — мольберт, которому лирический герой хотел бы излить свои чувства. Но в этой части комнаты темно, поэтому в произведении не говорится о том, что на мольберте что-нибудь будет нарисовано. Тогда к лирическому герою проникает новый посетитель — ветерок. Но и он не способен развеять печаль. Наоборот, кажется, что ветерок приносит с собой тот холод, который витал над водой и теперь решил добраться до души лирического героя. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Так почему же в душе лирического героя живет одиночество? Кто нарушил его покой? По воспоминаниям жены поэта В. Н. Муромцевой-Буниной стихотворение было написано летом: «Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество», посвященное художнику Нилусу». Тогда возникают новые вопросы: как в царстве света и красоты можно создавать такие темные и мрачные стихотворения. Поднимемся в воспоминаниях еще на один временной отрезок выше. Вот, например, письмо к старшему брату весной этого же года: «Сидел долго один, и было на душе не то что скучно, но тихо, одиноко. Волнения никакого не ощущал, но что-то все-таки было новое». В жизнь поэта вторгается много печальных переживаний. Это и разрыв с его первой женой, А. Н. Цакни, и «литературное одиночество». Все это предпосылки для написания подобного стихотворения. Лирический герой, наконец, раскрывает нам тайну своей грусти и тоски. Вчера у него была посетительница, которая дорога его сердцу. Но она ушла, потому что ей теперь с ним тоскливо. Значит, грусть лирического героя была настолько большой, что ложилась тяжким бременем и на любимого человека. Хрупкая женщина, которую он, возможно, когда-то любил не захотела наполнить свое сердце тоской. Она предпочла оставить его одного, наедине со своими мыслями и чувствами. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Определенную безысходность задает в стихотворении и музыкальность письма Бунина, о которой говорил еще А. Т. Твардовский. Так, первая строчка стихотворения заканчивается буквой «а» (слово «мгла»). Она словно расширяет пространство, способное вместить в себя все одиночество лирического героя. Когда же в произведении появляется он сам, то несколько строк заканчивается на букву «о» (слова «темно», «окно»). И в этом момент пространство вокруг лирического героя словно смыкается. Он закрывает свой душевный мир от посторонних. И мы узнаем, что весь день ему пришлось быть наедине с печальной природы, поэтому под вечер любимая стала казаться ему женой. Вероятно, этого очень жаждало сердце, поэтому возникает в воображении лирического героя подобная картина. Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой… Лирический герой словно обрывает себя на полуфразе и ставит многоточие. Некоторые исследователи творчества поэта отмечали, что его поэзия «строга и эмоционально сдержанна». Может поэтому лирический герой и перестает рассказывать нам о том, что ему представилось в такой ненастный день. Он прощается с образом любимой, который непременно должен вернуться весной. То есть такому весеннему и радостному человеку нет места в его холодной осенней душе. Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены… И снова лирический герой останавливается. В стихотворении появляется многоточие. Но в этот раз нам кажется, что он пытается не выплеснуть на любимого человека свою злобу. Ведь последние слова, которые сообщаются нам о том, что он снова остался один, лирический герой произносит с каким-то ожесточением. И единственное, что остается с ним рядом, — природа. А вот в ней постоянно происходит движение, она не застывает несмотря на то, что на землю спустилась осень. Лирический герой пытается в этой картине найти свое великолепие. Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Но в его мир снова вторгается образ любимого человека и тут же исчезает, так как дождик смывает даже ее следы. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. Наконец, в стихотворении появляются краски, которые всегда в большом количестве разлиты по лирическому наследию поэта. Но для своего одиночества он использует только одну — серую. За этим определением следует существительное «тьма», что добавляет новый оттенок в такой цвет. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Так, тьма становится последней каплей в море грусти и тоски. Лирический герой решает наконец разомкнуть свой круг с помощью крика. Он хочет вернуть того, кто ему был безумно дорог, кто стал частичкой его души. Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но он понимает, что вернуть женщину невозможно: раз она разлюбила, то навсегда. Лирический герой становится для нее чужим, и соответственно, она не сможет освободить его от того одиночества, которое заполнило бы сердце и душу. Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Тогда он решает согреться у камина. Это единственный друг, который остался с ним рядом. Он сможет, хотя бы своими языками пламени, внести веселые нотки в пошатнувшееся душевное равновесие. Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить. В конце произведения после описания всех оттенков одиночества появляются конкретные бытовые детали. Так, эмоциональный накал словно уравновешивается: лирический герой решает просто купить собаку. В небольшом стихотворении об одиночестве И. А. Бунин поднимает множество проблем. Оно говорит о том, что природа и друзья (мольберт, ветерок) не всегда могут исцелить душу, что любовь имеет свои пределы. И все это вместе позволяет создать не менее выразительную картину одиночества, которую поэт и запечатлевает в стихотворных строках.

Читайте также:
Психологический портрет Печорина - стороны героя в произведении

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, художнику, другу Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин, страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в чёрствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы любви, разлуки и одиночества. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Начинается произведение пейзажем, который создаёт печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла».

Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.

В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…».

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует своё знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Образы и символы произведения

Лирического героя Бунин наделяет чертами творческого человека, он не указывает род его деятельности, хотя в строках звучит упоминание мольберта. Друг автора был художников, но при этом писал произведения. Автор воспользовался этими качествами, создавая своего лирического героя.

Лирический герой не является борцом, он решает отпустить ситуацию, даже не попробовав за неё бороться. Всех женщин мира он соединяет в одну – женщину, которая не привыкла смотреть назад. Он принимает отказ, хотя в душе он совершенно не согласен с решением возлюбленной.

Девушку же автор показывает как сильную личность, твердо идущую своей дорогой. Она не привыкла менять свое решение, а любое действие ценит намного больше слов. Ей скучно находиться в обществе гения, поэтому она решает уйти от него.

Читайте также:
Сочинение Моё отношение к Печорину, жизнь и судьба персонажа

Хорошим символом внутреннего состояния героя показана и природа. Непрерывный дождь, ветер, темень – все эти чувства бушуют внутри нашего лирического героя.

И в кульминации выступает ещё один образ – образ собаки. Это животное всегда ассоциируется с верностью, преданностью, и любовью. Это те чувства, которых так сильно не хватает герою, что он решает купить собаку. Заполнить ту пустоту в душе, которая образовалась после ухода любимой.

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

Выразительности эмоциям лирического героя придаёт интонация. Автор использует фигуру умолчания, завершая предложение многоточием, и восклицательные предложения. Мрачное настроение передаётся и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

«Но для женщины прошлого нет…»

В последней строфе монолога-признания вдруг оживает последняя надежда лирического героя на счастье и любовь. Он хочет крикнуть ей вслед: «Воротись!» Но вдруг понимает, что для нее прошлое забыто. И, полностью осознав свое одиночество, он уже не ждет долгожданной весны, а с горькой иронией говорит: «Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить». В этих словах, видимо, намек на то, что участью всех одиноких является привязанность к этому домашнему животному. В преданности собаки усомниться нельзя, чего не скажешь о женщине.

В стихотворении присутствует яркий По мере повествования эмоциональный накал усиливается. Но, достигая своей кульминации в четвертой строфе, затихает в последних строках.

Печально, но лаконично и просто изобразил Иван Бунин одиночество. Анализ стихотворения, которому посвящена эта статья, дает возможность увидеть истинный дар поэта. Без возвышенных и громких фраз, используя довольно простой язык, Бунин создал трогательное поэтическое произведение, в котором смог передать самые тонкие оттенки печали, грусти, одиночества.

За свою жизнь И. А. Бунин создал немало достойных произведений. Во многих стихах поэт обращался к теме любви и одиночества, описывал грустное расставание. Именно эти вопросы вызывали у поэта особый интерес, и одним из примеров подобного стихотворения и является «Одиночество», которое увидело свет в 1904 году. Без каких-либо возвышенных или громких фраз поэт смог написать произведение, передающее самые тонкие оттенки палитры человеческих переживаний.

Анализ стихотворения «Одиночество» (И.А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 31.10.2019 · Обновлено 31.10.2019

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал ощущение одиночества, оторванности от других. Невозможности быть с тем, к кому тянется душа. Это сильнейшее чувство часто становилось предметом творческого исследования русских писателей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения И.А. Бунина «Одиночество» по плану.

История создания

Стихотворение «Одиночество» написано в 1903 году и посвящено другу писателя – художнику Нилусу Петру Александровичу. Бунин называл своего друга поэтом живописи. В стихотворении отражены чувства сразу двух людей: самого поэта и его друга.

Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал:

«До такой степени не понимать ‹…› моего состояния, и не относиться ко мне помягче, до такой степени внутренно не уважать моей натуры, не ставить меня ни в грош, как это делает Анна Николаевна, — это одно непоправимо, а ведь мне жить с ней век.»

Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество.

Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.

Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию.

Жанр, направление, размер

  • Жанр стихотворения «Одиночество» – элегия, так как речь в нём идёт о глубоко личных печальных переживаниях и чувствах лирического героя. Однако это элегия с элементами послания. Герой обращается к ушедшей возлюбленной, как бы желая сообщить ей о своих чувствах.
  • Размер: «Одиночество» написано чередованием анапеста и амфибрахия. Анапест – трёхсложный размер с ударением на последнем слоге. Амфибрахий – трёхсложный размер, с ударением на втором слоге. Рифмовка использована как перекрёстная, так и параллельная. Рифма мужская, так как ударение всегда падает на последний слог в слове.
  • Тип рифмы интересен тем, что в каждом шестистишии в первых четырёх строках использована перекрёстная рифмовка, а последние две строки – всегда с параллельной рифмой. Такое построение соответствует ходу мыслей героя: последние две строки – это либо переход от описания к более личным переживаниям, либо переход к выводу, решению как в последнем шестистишии: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/ Хорошо бы собаку купить».

Композиция

Стихотворение «Одиночество» имеет необычную композицию: первая и третья строфы рисуют пейзаж, который созвучен внутреннему состоянию лирического героя. Вторая и четвёртая повествуют об отношениях главного героя и его возлюбленной, и чувствах, которые они испытывают.

Кульминационные строки соответствуют кульминации чувств героя, выраженной в окрике: «Воротись, я сроднился с тобой!». На протяжении всего стихотворения герой анализирует чувства, которые испытывал и испытывает к возлюбленной. Примечательно, что они даны в динамике.

Так, во второй строфе он говорит «стала казаться женой», а в последней – «сроднился». Герой понял, что эта женщина по-настоящему близка ему, только когда она покинула его. Это апогей чувства героя, и он выражает его в окрике с просьбой вернуться. Но сам же себя останавливает. Наивысшая точка пройдена, и теперь наступает спад – «Но для женщины прошлого нет…». Герой пережил сильное потрясение, осознал, что возлюбленная близка ему, но после этого напряжения, ему хочется почувствовать расслабление. И он убеждает самого себя, что природа женщины не позволит ей вернуться, даже если он действительно позовёт.

Читайте также:
Литературные загадки для малышей и школьников с ответами

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Одиночество», несомненно, символизирует творческого человека. Не важно, художник он или писатель (в стихотворении упоминается мольберт) – это человек с особым мировосприятием, тонко чувствующий. Стоит отметить, что Пётр Нилус был не только художником, но и писателем. У него есть несколько опубликованных статей и сборников. Поэтому Бунин, создавая своего героя, наделил его поэтической душой не только художника кисти, но и художника слова.

Таким образом, лирический герой «Одиночества» – человек мысли в большей степени, чем человек дела. Это доказывают и его рассуждения, и вывод, к которому он приходит. «Буду пить…», — то есть не бороться, а сдаться. Да и героиню он не пытается вернуть, но лишь ссылается на чувства всех женщин. Такой приём называется синекдоха, когда целое замещается частью. Не для конкретной женщины нет прошлого, а для абстрактной, как бы для всех сразу. И из этого делается вывод, что и для героини нет прошлого. Этого герою достаточно, он не в силах справиться с мыслями о возможном отказе, поэтому решает принять его сразу, заранее. Выносить приговор самому себе иногда легче, чем услышать его от других.

Что же до чувств самой героини, Бунин намекает нам, что она, по всей видимости, противоположность героя. Ей нужно действие. Это подтверждается строками: «Вчера ты была у меня, / Но тебе уж тоскливо со мной». Возлюбленная скучает в его обществе. Видимо, они разные люди, и героиня не в состоянии по-настоящему понять его. Одиночество героя возникает ещё в обществе той, что стала близка как жена, но он переосмыслит это позже. Также с опозданием герой поймёт и то, что, несмотря ни на что, эта женщина стала дорога ему.

Символична и природа, которая соответствует настроению героя. «Холодная пустыня воды» – знак опустошения и холода, который царит в душе главного героя. Образ следа, оставленного героиней, также очень символичен. Он расплылся, наполнился водой – время его не пощадило. То есть даже след «уходит» от героя. Он один напоминал о прошлой любви. И, конечно, образ собаки как существа, которое будет любить бескорыстно, просто так. Герой надеется, что, хотя бы любовь к собаке поможет ему избавиться от ощущения ужасающего одиночества, никому ненужности.

Темы и проблемы

  • В стихотворении «Одиночество» в первую очередь поднимается основная проблема одиночества человека. Как сказал К. Юнг, «одиночество – это невозможность говорить с людьми о том, что тебе кажется существенным». Но почему возникает эта невозможность? Почему другие люди не могут разделить с тобой то, что тебе кажется ценным? Часто это случается в союзе, который изначально был построен людьми, имеющими мало общего. Или теми, кто видел разницу в мировоззрении, но готов был мириться с этим, а позже осознал, что не справится.
  • Также очевидна основная тема любви — чувства, которое связывает воедино совсем разных людей. Герой – человек тонко чувствующий, ранимый, склонный к размышлениям в тишине и покое. Эта созерцательность помогает ему творить. А героиня не в силах разделить его тишину, не в силах понять. Она скучает. Такой подход не означает, что кто-то из героев прав больше, а кто-то меньше. Правы оба, но в обществе друг друга они чувствуют себя одиноко. Ведь одиночество часто возникает из-за ощущения что тебя не слышат, не понимают.

Настроение стихотворения «Одиночество» пронизано грустью, ощущением тоски и одиночества. Подобно дороге, которую не видно в темноте поздней осенью, герой не может разглядеть своё будущее. Пока только дождь, мгла и ветер. Но надежда на возрождение остаётся: жизнь умерла только до Весны. Герой надеется на воскресение.

Смысл

Главная мысль стихотворения «Одиночество», вероятно, может быть сформулирована так: люди могут чувствовать себя одинокими, это чувство ужасно, но оно не должно лишать их шанса на возрождение.

Главный герой не стал по-настоящему возвращать героиню, возможно, потому, что в глубине души понимал – они действительно разные люди. Одиночество, которое он испытывает в данный момент, поглощает его душу, терзает его. С этим чувством сталкивается любой, оно абсолютно нормально. И всё же, оно не должно побеждать, в его отношениях победа одиночества над любовью неоспорима. Такова основная идея стихотворения «Одиночество»: герой одинок столько без нее, сколько с ней.

Да, герой отчаялся что-либо изменить, он собирается пить у камина, чтобы хоть ненадолго забыться. Но есть надежда, что он сможет пережить этот период и выйти из него возрождённым. Самого Бунина впоследствии судьба вознаградила вторым браком, в котором он обрёл счастье.

Средства выразительности

«Одиночество» – очень выразительное стихотворение, это достигается не только за счёт особого расположения частей и чёткой рифмы, но и за счёт изобразительных средств, то есть тропов.

Тропы в первой строфе:

  1. «Над холодной пустыней воды» – метафора.
  2. «Жизнь до весны умерла» –метафора, содержащая оксюморон: жизнь умирает.
  3. Также отмечается большое количество сонорных звуков, что создаёт ощущение монотонности: н, м, л, р – аллитерация.

Тропы второй строфы:

  1. «Ненастный день» – эпитет.
  2. Большое количество шипящих в строфе, можно предположить, что герою трудно даётся произнесение этих слов: «Что ж Прощай! Как-нибудь до весны / Проживу и один без жены».
  3. Слова «как-нибудь» подчёркивают тяжесть этого времени. До Весны возрождения души герою ещё нужно дожить.

Тропы третьей строфы:

  1. «Предвечерняя серая тьма» – эпитет.
  2. Тучи, идущие без конца, – символ безнадёжности.
  3. след, смываемый дождём, – символ потери возлюбленной.

Тропы четвёртой строфы:

Эта часть намерена лишена излишних украшений. Присутствует синекдоха – «Но для женщины прошлого нет». Динамика чувств разрешается кульминацией: «Воротись, я сроднился с тобой!», а конечное решение, с которым остаётся главный герой, передаётся с использованием аллитерации шипящих: ж, ш, щ, з.

«Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Бунин Одиночество

Представленная читателю проза по-особенному поэтична, стихотворения полны простоты и лаконичности. Ярким примером достойного творения является произведение «Одиночество».

Сюжет стихотворения рассказывает о лирическом герое, который очень сильно переживает после расставания с любимым человеком. В произведении нет особенных возвышенных фраз, а сюжет сложен на основе ироничной печали. Именно о прошедшей любви, которая привела к расставанию и рассказывает произведение «Одиночество». Чтобы ощутить необыкновенный поэтический замысел. Потребуется тщательно проанализировать произведение.

Читайте также:
Аленький цветочек краткое содержание сказки С.Т. Аксакова , анализ

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой.
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены.

Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльця
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.

Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить.
Хорошо бы собаку купить.

Одиночество писателя

В стихотворении «Одиночество» Бунина любовь представлена в качестве определенного мимолетного счастья. Такие чувства всегда рано или поздно заканчиваются и приводят к расставанию. Но следует отметить, что в произведении данные ощущение плотно переплелись с философскими рассуждениями.

Автор задает сам себе вопрос: «Что же на самом деле испытывает душа в момент разлуки? Как пережить такое расставание?» Именно эти проблемы затронуты в произведении. Поэт постарался максимально плотно и открыто передать читателю ощущения, которые располагаются внутри у человека.

Все творчество поэта переполнено размышлениями о любви. Это говорит о том, что Иван Алексеевич нередко сам испытывал данные эмоции. Практически все произведения писателя выводят тему одиночества на центральное место.

Присутствие данных эмоций у Бунина легко объясняется. Он на протяжении длительного времени проживал вдалеке от своей родины. Писатель постоянно путешествовал и сменял один населенный пункт за другим. Место жительства было постоянно различным и это очень сильно сказалось на его личной жизни и мировоззрении.

Следует отметить, что стихотворение «Одиночество» написано в то время, когда автор еще не отправился в эмиграцию. До ключевых в его жизни событий было еще весьма далеко. Но произведение, созданное в далеком 1903 году, сразу вызвало ажиотаж.

Проведя тщательный анализ произведения, становится понятно, что уже по достижении 33 лет автор прекрасно понимал, что такое боль от потери. Хотя у него вся жизнь еще была впереди, ему уже были понятны многие «правила игры».

История написания произведения «Одиночество»

Изначально необходимо отметить, что представленное читателю стихотворение посвящается близкому для автора человеку – художнику-живописцу Петру Нилусу. Бунин отмечает, что данный деятель также в свое время переживал похожие ощущения, которые описаны в произведении.

Уже первые строки стиха объясняют, что человек, который описан в произведении, представляет собой творческую и покинутую личность. В таком же образе предстает и сам автор произведения – Иван Бунин. Автор описывает самого себя как талантливого и одинокого художника, который передает свои картины в виде слов. Посвящая произведение своему другу, он старался максимально раскрыто передать поэтичность стихотворения, в которое помещает свои чувства и переживания.

В тот жизненный момент, когда Иван Алексеевич писал свое произведение, автор был еще женат. Следует отметить, что данные узы просуществовали недолго, хотя развод оформили очень нескоро. Невеста Бунина не любила и не ценила его, а предпочитала посещать различные развлекательные заведения и специализированно организованные вечера. Она не понимала самого поэта и не разделяла с ним его интересов. Её не интересовало, что пишет муж и о чем, его произведения никогда не были ею прочитаны. Все это придавало писателю ощущение одиночества, да и сам Бунин, после признавался, что разлюбил свою жену.

Следует также ещё отметить, что произведение создавалось именно в летний период года, но в нём описывалась осень. Здесь присутствует большое количество приемов из стилистики, а также читателю представлены особенные образы.

Особенности образа природы в стихотворении «Одиночество»

В произведении автор особое внимание уделяет именно осени. Именно ненастье и увядание природы в полной мере передают ностальгическое настроение автора. Поэту навряд ли бы удалось создать настроение печали и особенной грусти, если бы он описывал, к примеру, пение веселых птиц, или радужный пейзаж, насыщенный солнцем. Несмотря на то что писалось произведение летним и теплым днем, внутреннее состояние автора было весьма печальным. Это и отражено в грустном повествовании.

Для каждого поэта и писателя того времени пейзаж и натуральная природа – это были основные художественные образы, которые способны максимально точно передать обстановку, которая окружала на тот момент главного лирического героя. Природа всегда помогала литераторам максимально точно передавать внутреннее состояние.

Особое внимание требуется уделить первым строфам. Здесь поэт описывает окружающее его пространство. Это и дождь, и мгла, и постоянный холод. Такие образы сразу передают читателю особенности настроения, переполненного печалью и грустью. Вся созданная картина, представленная в виде унылого пейзажа, говорит читателю о том, что жизнь замерла. Автор также отмечает, что такое будет продолжаться не всегда и рано или поздно наступит весна на жизненном пути.

Особенности лирического героя в произведении «Одиночество»

Понять, насколько откровенен образ героя перед читателем, можно сразу после первичного описания заоконной обстановки. Автор не уделяет сильного внимания личности, представленной в творении, и излагает его описание в краткой форме. Стоит отметить, что сразу же становится ясно, что данная личность является художником-живописцем.

Произведение Бунина «Одиночество» представляет собой нечто среднее между особенным признанием и монологом о жизненном пути. Автор рассказывает, что человек принадлежит к миру печали и грусти.

На протяжении многих веков у поэтов и писателей образ художника представляет собой символ определенной печали, а также несбывшейся мечты. Ведь истинный живописец постоянно стремится к созданию своего собственного мира, который иногда, на самом деле, вовсе не существует. Художники всегда мечтают о том, что никогда в реальной жизни не сможет сбыться, и свои мечты описывают на полотнах. Именно таким и является лирический герой, который представлен в произведении Ивана Алексеевича. Он постоянно страдает от одиночества и переполнен тоской, но надеется, что такое состояние рано или поздно его покинет.

Анализ стихотворения «Одиночество»

Большинство строк в произведении указывают именно на одиночество, которое испытывал автор в тот период жизни.

Следует отметить, что произведение написано в виде трехстопного анапеста. Этот стиль позволяет обратить внимание читателя на художественное дарование, представленное автором. Именно оно является признаком мастерства изящной словесности. В стихотворении описаны жизненные моменты. Фрагменты из истории самого поэта и его трагедии. Писатель смог в полной мере передать тонкие оттенки чувств, которые постоянно испытывает человек, находящийся в одиночестве.

Читайте также:
Как писать рецензию на книгу - правила, план, образцы

В произведении показан лирический герой, который остался один. Все чувства и переживания главного персонажа сливаются с описанием природы, которая не оставляет шансов на быстрое исправление. Пейзаж полностью гармонирует с опустошенностью внутреннего состояния: слякоть, бесконечные тучи, леденящий дождь.

И. Бунин «Одиночество»: анализ стихотворения по плану

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.
История создания – произведение было написано в 1903 г., летом, когда поэт находился в Константинополе; посвящено его товарищу Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя (именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы) можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест чередуется с трёхстопным амфибрахием, рифмовка перекрёстная АВАВ и параллельная СС.

Метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

«Вчера ты была у меня…»

Прочитав следующие строки, становится ясно то, как остро испытывал порою одиночество Бунин. Анализ стихотворения, размер которого – трехстопный анапест, – не только позволяет обратить внимание на художественное дарование автора, которого по праву считают необыкновенным мастером изящной словесности. В этом произведении – мельчайшие фрагменты личной трагедии поэта. Он смог воссоздать тонкие оттенки чувств, которые испытывает одинокий человек.

«Под вечер ненастного дня ты мне стала казаться женой…» – в этих строках присутствуют глубинные переживания человека, который, находясь в одиночестве, принимает чужого человека за близкого, а мечту – за реальность.

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, художнику, другу Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин, страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в чёрствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

Смысл произведения

Все стихотворение насквозь пронизывает грусть и уныние. Лирический герой на данном этапе жизни не видит будущего, не может строить никакие планы. Настроение его связано с тем, что он расстался с любимым человеком. Столкнувшись с полной полярностью взглядов, они принимают решение расстаться. Героя не устраивает это, но он ничего не собирается предпринимать. Он течет по течению. Единственная светлая мысль – это надежда, что с приходом весны все изменится. Как природа расцветает и просыпается с первыми весенними лучами, так и лирический герой надеется проснуться и начать все с начала.

Грустное стихотворение, пронизанное нотками печали, заставляет задуматься над тем, кто же находится рядом с нами? Стоит ли связывать свою жизнь с человеком, который не разделяет твои взгляды на жизнь? Потому что, оставшись рядом с человеком, который тебя никогда не поймет, мы рискуем остаться одинокими на всю жизнь.

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы любви, разлуки и одиночества. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Начинается произведение пейзажем, который создаёт печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла».

Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.

В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…».

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует своё знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Композиция, жанр и мысли

Форма повествования, позволяющая максимально глубоко раскрыть тему, — монолог героя. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • изображение пейзажа;
  • рассказ о разрыве с женщиной;
  • краткое описание переживаний героя.

Стихотворение состоит из шестистиший, которых всего 4. При написании автор использовал мужские рифмы. Размер — трёхстопный анапест, рифмовка — параллельная и перекрёстная. Жанровая принадлежность произведения — элегия, в которой присутствуют элементы послания. Автор не просто рассказывает о душевных терзаниях, но и обращается к ушедшей возлюбленной.

При вдумчивом прочтении можно заметить, что в последней строфе автор начинает думать о будущем, однако настрой нельзя назвать позитивным. Переживаниям поспособствовало и то, что брак с Анной не был счастливым: у супругов умер ребёнок, и это печальное событие побудило Бунина написать стихотворение «Призраки».

Средства выразительности

Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

Выразительности эмоциям лирического героя придаёт интонация. Автор использует фигуру умолчания, завершая предложение многоточием, и восклицательные предложения. Мрачное настроение передаётся и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Читайте также:
Еще весны душистой нега анализ, тема, композиция

Тема расставания в стихотворении

Если необходимо сделать анализ стихотворения Бунина «Одиночество» кратко, то можно ограничиться характеристикой главного персонажа, художественными средствами, используемыми поэтом, и основной идеей произведения. Главный герой стихотворения – это художник. Как известно, образ живописца в литературе всегда связан с неким страданием, невозможностью воплотить свои мечты в реальность. Душевные метания художника устремлены к тому, чего в действительности уже нет. Главный герой с болью в душе размышляет о расставании с женщиной.

Художественные особенности лирики Блока

О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить! Александр Блок Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха». В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах. Испепеляющие годы! Бездумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы Кровавый отсвет в. лицах есть. Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности. Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений — символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени». На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни. И черная земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи. В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два «магических» слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях «Прекрасная Дама», «Незнакомка», «Нечаянная радость». Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов. Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в «Незнакомке» перед нами один символический ряд: «шляпа с траурными перьями», «перья страуса склоненные», скрывающаяся «в туманном. окне», за «темной вуалью», «незнакомка». В позднем стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе.» образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом. Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: «твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: «и бросил в ночь заветное кольцо», «синий плащ», «летели дни, крутясь проклятым роем». В стихотворении упоминается единственная деталь туалета — «синий плащ». Его не просто надевает любимая — в него «она печалью завернулась». Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. «. В сырую ночь ты из дому ушла», — уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов. Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа. Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь. Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь. («На поле Куликовом») Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока — не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от роман-сно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто «цыганщины», а большого литературного стиля: Вешний трепет, и лепет, и шелест, Непробудные, дикие сны, И твоя одичалая прелесть Как гитара, как бубен весны! («Ты — как отзвук забытого гимна.») Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой: Отложила молодица Зимнюю кудель. Поглядеть, как веселится В улице апрель! Раскрутился над рекою Красный сарафан, Счастьем, удалью, тоскою Задышал туман. (Из цикла «Ненужная весна») Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме «Возмездие» целиком построен на противоположности антонимических слов: «Жизнь — без начала и конца. Нас всех подстерегает случай.» Или: «Он, утверждая, отрицал. И утверждал он, отрицая.» В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм: Вагоны шли привычной линией. Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. («На железной дороге») Мастерски поэт использует цветовые метафоры: «желтые и синие1 (вагоны 1 и II классов), «зеленые» (вагоны [II класса). Здесь «желтые и синие» олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных. Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: «Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир». Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос: Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне: Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: