Общая физическая подготовка – понятие ОФП, нормативы

Общая и специальная физическая подготовка

Принято различать общую и специальную физическую подготовку. Это известное положение теории спортивной тренировки.

Общая физическая подготовка (ОФП) призвана прежде всего укреплять здоровье, обеспечивать целенаправленное развитие опорно–двигательного аппарата, других жизненно важных функций и физических качеств. При этом предполагается использование любых средств, не обязательно гимнастических упражнений, но (и это существенно) в соответствии с особенностями ациклических упражнений гимнастики.

При такой ориентации общей физической подготовки небезразличен выбор средств для развития силы и гибкости, быстроты и прыгучести, ловкости и выносливости. Если используются упражнения не специфичные для гимнастики, необходимо, чтобы они имели сходство с упражнениями на снарядах по динамике работы мышц. Для развития координационных способностей (ловкости) полезны акробатические прыжки и прыжки на батуте, подвижные игры, эстафеты. В развитии силы используют общеразвивающие упражнения с амортизаторами, на гимнастической стенке, с гантелями или штангой. Развитие быстроты осуществляют с помощью бега на короткие дистанции (30, 60, 100 м), прыжков в длину.

Учитывая ациклический характер гимнастических упражнений, переменный режим мышечной активности (напряжения, расслабления), своеобразие меняющегося ритма и ритмических акцентов при развитии выносливости предпочтительны такие средства как прыжки со скакалкой, кроссовый бег (вместо «гладкого»), бег на лыжах, игры – баскетбол, футбол.

Наряду с развитием традиционных физических качеств с помощью ОФП успешно развивают функциональные возможности, то есть важные для гимнастики общедвигательные способности, опирающиеся прежде всего на сенсомоторные и психомоторные возможности – умение балансировать на ограниченной или подвижной опоре, сохранять устойчивость вестибулярного аппарата и координацию движений в условиях вращений, правильно воспринимать темп и ритм, ориентироваться в пространстве (самоконтроль). Без должного развития функциональных возможностей трудно овладеть заданиями, которые и составляют суть спортивного направления в гимнастике.

Специальная физическая подготовка (СФП) преследует цель – развитие физических качеств до такого уровня, который обеспечит успешное выполнение конкретных соревновательных упражнений программы многоборья.

Средства СФП, как правило, сходны с основными упражнениями на снарядах по структуре движений и по характеру нервно–мышечных напряжений (режим напряжений и расслаблений мускулатуры, темпо–ритмовые особенности мышечной деятельности и т.п.).

Лишь при соблюдении таких условий при развитии специальных физических качеств на основе совершенствования внутренней (динамической) структуры устанавливается желаемая количественная и качественная взаимосвязь со структурой технических действий («сопряжение» по В.М.Дьячкову).

Так, для развития специальных физических качеств широко используются специальные подготовительные упражнения: для развития гибкости – упражнения на ковре, у гимнастической стенки; для развития ловкости – разнообразные соединения прыжковой акробатики; для развития силовых качеств – упражнения на стоялках (мини–модель параллельных брусьев), на низких кольцах. Примерами удачного использования технических средств при развитии силы плечевого пояса служит биомеханический стимулятор В.Т. Назарова, прыгучести – тренажер – «качели».

При высоком уровне СФП основным средством ее дальнейшего совершенствования являются те конкретные упражнения на снарядах, с которыми гимнаст выступает на соревнованиях. Планирование и реализация средств ФП в рамках годичного учебно–тренировочного цикла строится прежде всего в соответствии с уровнем спортивной квалификации занимающихся. Чем ниже квалификация, тем больше удельный все ОФП. С ростом мастерства соотношение средств постепенно меняется в сторону превалирования СФП.

Круглогодичное применение средств ОФП и СФП, правильное дозирование нагрузки с учетом объема и интенсивности проделанной работы, индивидуализации подготовки – все это способствует неуклонному повышению работоспособности, росту мастерства и спортивных достижений.

В рамках отдельного учебно–тренировочного занятия упражнения СФП обычно включаются в заключительную часть, после того, как оказываются решены главные задачи технической подготовки. В ряде случаев например, когда предстоит выработать тонкие силовые дифференцировки (межмышечная координация) при освоении трудных статических поз, такой традиционный подход оказывается малоэффективен. Это объясняется, что развитие способности к проявлению мышечного усилия (статического или динамического) осуществляется на той же основе, что и формирование любого двигательного навыка.

На фоне утомления в конце урока натруженные работой мышцы, забитые продуктами метаболического обмена, невосприимчивы, недостаточно лабильны. В таких случаях лучше упражняться на свежие силы (например, в начале занятия – в специальной разминке). Большой эффект дает дробление доз воздействия (объемов упражнений СФП), рассредоточение их на протяжении занятий. Принцип «понемногу, но чаще» более физиологичен, т.к. благоприятствует протеканию окислительно–восстановительных процессов нервно–регуляторной деятельности.

Общая физическая подготовка


Коротко о главном: Что такое ОФП и почему для всех нас это так важно?

Существует множество материалов о Общей Физической Подготовке, как печатных, так и электронных поэтому наверно не стоит углубляться в науку, так как в последствии, при вашем желании, можно подробно изучить тот или иной аспект, рассмотрим основные положения, близкие к роду деятельности нашей Школы.

Итак, ОФП — это всестороннее развитие, совершенствование и увеличение объёма основных физических качеств и двигательных способностей человека, таких как сила, быстрота, выносливость, координация и гибкость.

Читайте также:
Физминутки для начальной школы виды, требования к проведению упражнений для глаз, пальчиков, подвижных, речевых и музыкальных физкультминуток, примеры занятий

Основой общей физической подготовки является сбалансированный комплекс физических упражнений, разностороннего воздействия. Наибольшее количество данных упражнений представляет легкая атлетика, которую по праву считают «Королевой спорта».

Занятия ОФП спостбствуют гармоничному развитию организма, увеличению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена, стимулируют восстановительные процессы.

В профессиональном спорте хорошая общая физическая подготовка даёт преимущество перед соперником, позволяет легче и качественнее переносить максимальные нагрузки в выбранной специализации, а также снижает риск травматизма.

В повседневной жизни ОФП залог здоровья человека, его красоты, психической и эмоциональной устойчивости, крепкого иммунитета и успешной трудовой деятельности.

Регулярные физические занятия замедляют процесс старения организма, увеличивая выработку гормонов «молодости», что позволяет с легкостью преодолевать тяжелые жизненные ситуации.

Рассмотрим основные физические качества, развиваемые в нашей Школе посредством ОФП:

Силу человека принято определять как способность преодолевать внешнее сопротивления или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

В зависимости от вида выполняемой работы мышцы могут проявлять силу без изменения своей длины — такой режим работы называется статическим или изометрическим и с изменением длины — в динамическом режиме. При уменьшении длины имеет место преодолевающий, и ли миометрический режим работы, при удлинении — уступающий, или плиометрический.

Под быстротой понимается совокупность свойств, характеризующих скоростные способности человека.

Обычно выделяют элементарные и комплексные формы проявления быстроты. К элементарным относят: время простой реакции, время одиночного движения и частоту односуставных движений. К комплексным формам проявления быстроты следует отнести: время сложной реакции (реакции на движущийся объект и реакции выбора) и частоту многосуставных движений.

Известно, что скоростные проявления мало зависимы или вовсе не зависимы друг от друга, это значит что спортсмен может обладать прекрасной реакцией, но медленно двигаться по дистанции и т. д.

Выносливость

Способность выполнять работу без изменения ее параметров (например, не снижая интенсивности, точности движений и т. д.) называется выносливостью. Если выполняемая работа носит неспецифический характер, то способность выполнять ее без изменения параметров называют общей выносливостью, если работа носит специфический характер — специальной.

Под ловкостью понимают, во-первых, способность осваивать двигательные действия, во-вторых, способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Способность к расслаблению

Различают три вида напряженности мышц: тоническую, скоростную и координационную. Тоническая напряженность мышц отмечается при повышенном тонусе мышц в состоянии покоя. Скоростная напряженность возникает при высоком темпе движения в силу того, что мышца не успевает расслабляться. Координационная напряженность возникает как следствие повышенной напряженности мышц при недостаточно совершенном выполнении технических приемов.

Способность сохранять равновесие

Выделяют два вида равновесия: статическое, связанное с удержанием определенной позы, и динамическое, связанное со способностью сохранять определенное положение, либо быстро прийти в него под воздействием факторов извне.

Пространственная точность движений

Способность точно выполнять движения зависит от природной одаренности и общей двигательной подготовленности как спортсмена, так и любого человека, и проявляется она в возможности точно дифференцировать направление и скорость движения.

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Также гибкость — абсолютный диапазон движения в суставе или ряде суставов, который достигается в мгновенном усилии.

Существует три разновидности гибкости, каждая из которых может быть у человека развита в большей или меньшей степени: динамическая (кинетическая) гибкость — возможность выполнения динамических движений в суставе по полной амплитуде, статически-активная гибкость — способность принятия и поддержания растянутого положения только мышечным усилием, статически-пассивная гибкость — способность принятия растянутого положения и его поддержания своим собственным весом, удержанием руками или с помощью снарядов или партнёра.

В зависимости от того, какую разновидность гибкости хочет развивать человек, необходимо использовать разные виды растягивания.

Основной задачей ОФП спортсменов является создание общей двигательной подготовленности, которая служит фундаментом для Специальной Физической Подготовки (СФП).

Специальная Физическая Подготовка — это уже целенаправленное развитие физических качеств и функциональных возможностей спортсменов, с потенциалом предельного их совершенствования, сосредоточенное на конкретном виде спорта в соответствии с его спецификой.

Основой СФП являются специально разработанные и подобранные физические упражнения с характерными особенностями для основного (в выбранном виде спорта) двигательного действия.

Главные задачи СФП — овладение и совершенствование техники движений, избирательное развитие отдельных групп мышц (в соответствии с выбранным видом спорта), перенос развитых ОФП качеств в конкретное движение с достижением его максимальной эффективности, тактическая подготовка, достижение высокой спортивной формы, совершенствование психологической подготовленности. Данные задачи при качественном их решении обеспечивают достижение поставленных целей и высоких спортивных результатов.

Читайте также:
Челночный бег (реферат по физкультуре) техника выполнения упражнения, какие способности развивает, виды челночного бега, ошибки

Известно, что между ОФП и СФП существует прямая взаимосвязь, которая изучается в процессе многолетней тренировки.

В большинстве случаев по мере роста спортивного мастерства объём средств ОФП уменьшается, а объём средств СФП возрастает. Однако, Общая Физическая Подготовка — неотъемлемая составная часть всех этапов и периодов спортивной тренировки, и значимость её не снижается даже при достижении высокого уровня спортивного мастерства.

В итоге, Общая Физическая Подготовка имеет высокую значимость в развитии не только личности конкретного человека, но и общества в целом, повышая тем самым качество жизни.

Регулярные занятия ОФП положительно влияют на людей любого возраста не зависимо от рода трудовой деятельности, к тому же «Здоровый образ жизни» в последнее время приобретает высокую популярность в обществе и является одним из показателей статуса «успешного человека».

Доклад: “Общая физическая подготовка, ее цели и задачи”

Процесс, характеризующий уровень физических навыков человека, а также его двигательных умений, получил название общей физической подготовки. Её цели и задачи включают в себя широкий комплекс важных аспектов, которые способны дать наиболее всестороннюю характеристику здоровья и развития человеческого организма.

Термин «физическая подготовка» широко используется в педагогических процессах, когда возникает необходимость в образовании воспитания в отношении как трудовой и военной, так и спортивной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Общая физическая подготовка, ее цели и задачи»

Тема: Общая физическая подготовка, ее цели и задачи

Кнутас Валентина Ивановна,

преподаватель физической культуры

высшей квалификационной категории

Общая физическая подготовка: понятие, цели и задачи.

Общая физическая подготовка.

Определение целей и задач.

Особенности физической нагрузки при занятиях ОФП.

2.1. Дозирование нагрузок.

2.2. Интенсивность физической активности.

3. Общая физическая подготовка и гармония развития личности.

С каждым годом все больше людей приобщается к регулярным занятиям физическими упражнениями, которые становятся неотъемлемой частью их жизни. В современных условиях жизни выносливость и сильные мышцы – тот резерв, который помогает человеку противостоять натиску нервных и физических перегрузок, неизменно сохранять хорошее самочувствие, всегда быть доброжелательным. Высокое эмоциональное напряжение, быстрые ритмы, постоянные умственные перегрузки требуют выхода скопившейся в организме напряженности, эмоциональной разрядки через физические упражнения.

Процесс, характеризующий уровень физических навыков человека, а также его двигательных умений, получил название общей физической подготовки. Её цели и задачи включают в себя широкий комплекс важных аспектов, которые способны дать наиболее всестороннюю характеристику здоровья и развития человеческого организма .

Термин «физическая подготовка» широко используется в педагогических процессах, когда возникает необходимость в образовании воспитания в отношении как трудовой и военной, так и спортивной деятельности.

В процессе формирования этого качества у человека происходит образование так называемой физической подготовленности. Она представляет собой определенный показатель, характеризующий степень формирования физических умений, способностей и навыков у конкретного человека. В свою очередь, в физкультуре различают две разновидности этого параметра. Так, физическая подготовленность может быть представлена в виде:

общей физической подготовки (ОФП);

специальной физической подготовки (СФП).

Общая физическая подготовка: понятие, цели и задачи.

Общая физическая подготовка.

ОФП – это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или спорта.

ОФП предназначена для улучшения и поддержки работоспособности человека, а также его функциональных способностей и возможностей. Понятие об общей физической подготовке включает в себя широкий спектр применяемых методов и средств ОФП. Их разнообразие обусловлено тем, что в процесс вовлечены широкие слои населения начиная от маленьких детей и заканчивая людьми пожилого возраста .

Таким образом, в настоящее время актуальным является вопрос о том, что включает процесс обучения общей физической подготовке. Прежде всего, её неотъемлемым атрибутом являются средства и методы ОФП. Они включают в себя следующие виды физической активности. В их состав входят такие разновидности, как плавание, бег, игры спортивного и подвижного характера, а также катание на лыжах, велоспорт, выполняющие функции по формированию ОФП.

Комплекс упражнений относится в основном к аэробным физическим нагрузкам, направленным на повышение:

силы природы оздоровительного характера;

факторов, имеющих гигиеническую природу.

С помощью этих средств тренерами реализуется базовая целевая задача в учебных заведениях, заключающаяся в формировании физического воспитания у занимающихся. Программа занятий в группах должна предусматривать формирование общефизической подготовленности, позволяющей поддерживать работоспособность и повысить эффективность труда в учебном процессе.

Однако необходимо отметить тот факт, что даже высокий уровень этого показателя не является гарантией успеха в различных видах спорта ввиду отсутствия специальной подготовленности. В них она должна носить специализированный характер, а в профессиональной деятельности — прикладной .

Читайте также:
Гимнастика реферат - пример работы по физкультуре в школе

Основная роль средств ОФП заключается также в поддержании функционирования восстановительных процессов в организме после физической нагрузки. Она может быть как объемной, так и достаточно интенсивной. Нагрузка позволяет человеку переключиться от одной физической активности к другой .

Определение целей и задач.

Как и любая другая деятельность, ОФП имеет свои определенные параметры, дающие её расшифровку и помогающие лучше понять её суть и назначение.

Главными целями ОФП являются:

укрепление здоровья и общего развития;

повышение функциональных возможностей и общей работоспособности организма человека.

ОФП ставит перед собой следующие задачи:

укрепить и сохранить здоровье, совершенствовать телосложение, поддержать на высоком уровне развитие функциональных возможностей организма;

формирование определенных качеств, характеризующих ОФП, а именно: силу, выносливость, гибкость, быстроту и ловкость;

создать надежную основу для развития специальной физической подготовленности к конкретным видам предстоящей деятельности (трудовой, военной, бытовой);

достижение гармонического развития подготовки, поддержание высокого уровня работоспособности в долгосрочной перспективе;

образование базы для дальнейшей СФП применительно к трудовой, спортивной и другим видам деятельности;

выявление и реализация имеющегося потенциала на практике;

проработка мышечной мускулатуры, направленная на выполнение укрепления тканей, а также их эластичности;

разработка определенных умений по достижению наибольшего расслабления при занятиях разными видами физической активности.

Занятия физической культурой способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в том числе вирусным и бактериальным инфекциям. Это благоприятно сказывается на укреплении защитных функций иммунной системы. Кроме того, ОФП значительно уменьшает процессы старения в организме. В отношении общего развития следует отметить некую особенность. ОФП отличается тем, что она не относится к какому-либо виду спорта. Однако без выполнения определенных нормативов ОФП, таких как бег с определенной скоростью (темпом) на разные дистанции или прыжки в длину, отжимания, подтягивания, невозможно достичь спортивных результатов .

2. Особенности физической нагрузки при занятиях ОФП.

Дозирование нагрузок.

Нагрузки — важнейший фактор, при помощи которого определяется степень воздействия мышечной мускулатуры на ОФП. Она представляет собой меру, оказывающую влияние на человеческий организм. При этом она характеризуется тем, что в процессе её осуществления человек преодолевает трудности как объективного, так и субъективного характера. В процессе осуществления физической активности у человека появляются признаки утомления, характеризующие уровень соответствия выполняемых нагрузок к подготовленности.

При легкой степени усталости наблюдаются следующие признаки:

кожные покровы приобретают небольшое покраснение,

наблюдается выступление небольшого количества пота на лице,

дыхание имеет немного учащенный характер без тяжелой отдышки.

Тяжелая степень нагрузки характеризуется:

значительным покраснением всего тела,

дыханием через рот и общим ухудшением самочувствия человека, сопровождающимся учащенным сердцебиением, сильной отдышкой и нарушением внимания.

Сильные нагрузки для неподготовленного человека могут иметь весьма негативные последствия. При этом виде активности как лицо, так и губы могут приобрести синий оттенок. На одежде видны выделения соли из организма вместе с потом. Кроме того, может наблюдаться нарушение координации движений, дрожание рук и ног. Состояние может усугубляться тошнотой, шумом в голове и ушах, болью и всеобщим недомоганием. Здоровье и уровень подготовки у всех людей индивидуальны. В соответствии с этим нужно подбирать оптимальный уровень нагрузки, который будет не способен нанести вред организму.

В процессе совершенствования уровня ОФП необходимо изменять и уровень нагрузок. Если она останется постоянной, то не принесет должных результатов и будет привычной для человека. Таким образом, при занятиях ОФП необходимо постоянно осуществлять корректирование и изменять дозирование нагрузок в сторону увеличения . Существуют различные виды физической работы. Исходя из её характера, выделяют как тренировочные, так и соревновательные нагрузки. Первые из них характеризуются различными показателями, среди которых можно выделить физические, а также физиологические.

Между физической нагрузкой и количеством выполняемых повторений существует прямая зависимость. Чем выше их число, тем больше степень нагрузки, и наоборот. То же самое касается и амплитуды движений. Исходная позиция может быть как вертикальной, так и горизонтальной. Её изменение также значительно влияет на характер получаемой нагрузки при упражнении. Длительный отдых после интенсивной активности способствует более полному восстановлению организма. По своей сущности отдых между повторениями может носить как активный, так и пассивный характер. Активный отдых подразумевает выполнение легких разгрузочных упражнений, в то время как пассивный предполагает полное прекращение двигательной активности.

Интенсивность физической активности.

В процессе осуществления ОФП необходимо учитывать важность такого фактора, как ритмичность выполняемых упражнений, при которой повышается частота сердечных сокращений (ЧСС). Для характеристики этого параметра используется такой показатель, как относительная частота сокращения сердечной мышцы, выраженная в процентах. Она находится как отношение количества сокращений в период физической активности к максимальной величине этого показателя. Максимальная частота сокращений для каждого человека индивидуальна и зависит от возрастной категории. Чем выше возраст, тем ниже величина параметра. Приближенное значение ЧСС можно определить как разницу между числом 220 и возрастом человека.

Читайте также:
Реферат по физкультуре на тему: "Бег" польза бега по легкой атлетике, основные правила, техники забега на короткие и длинные дистанции, значение спорта для здоровья

В физической культуре выделяют два вида ЧСС. Первый вид получил название пороговой частоты, характеризующей наименьшую степень интенсивности физической активности. При этом типе наблюдается минимальный эффект от тренировки. Второй вид — пиковая ЧСС. Она является критической для человеческого организма, поскольку при физической активности частота сердечных сокращений не должна превышать величину стандартного показателя. Для нее характерна максимальная энергичность и эффективность выполняемых упражнений .

Так, пороговая частота сердечных сокращений находится путем умножения максимальной величины показателя на 75 процентов. В свою очередь, для определения пиковой величины максимальная ЧСС умножается на 95 процентов.

Таким образом, совершенствование общей физической подготовленности необходимо осуществлять как для поддержания, так и для укрепления здоровья. Занятия физкультурой способствуют укреплению сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, органов дыхания, нормализации работы пищеварительного тракта. При нагрузках происходит повышение силы и выносливости, укрепляются сосуды. Организм становится более устойчивым к различным заболеваниям, к которым можно отнести грипп, ОРВИ, а также различного рода бактериальные инфекции. Все это обуславливает важность и необходимость занятий физической культурой в школьных учебных заведениях России .

Общая физическая подготовка и гармония развития личности.

Как правило, ОФП связывают лишь с совершенствованием природной основы человека, его физической организации. Вместе с тем, будучи одной из человеческих и социальных ценностей, она выступает как культура образа жизни людей, стремящаяся к гармонии с самим собой, окружающим миром, природой и социумом.

Характер работы общей физической подготовки определяется теми средствами и методами, которые целенаправленно развивают необходимые физические качества и двигательные навыки. Существенным фактором, оказывающим благотворное влияние на развитие личности, является планирование занятий физического воспитания таким образом, чтобы индивидуально привлекательные формы физической активности выступали подкрепляющим основанием для выработки потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, т.е. планирование учебно-тренировочного процесса следует осуществлять таким образом, чтобы уровень тренированности был достигнут, прежде всего, за счет форм двигательной активности, привлекательных для каждого конкретного участника.

Организация общей физической подготовки с учетом интересов личности и ее физических возможностей во многом определяют появление новообразований личности в юношеском возрасте:

открытия своего внутреннего мира,

становления более или менее устойчивого образа “Я” связанного с развитием самосознания и появлением особого отношения к своей личности.

Поэтому применение в процессе физического воспитания результатов собственного двигательного опыта в значительной мере способствует становлению и развитию познавательных интересов и активности личности.

Без становления персональной «картины мира» со всем порождающим ее комплексом сознания и самосознания» невозможно обеспечить «ни развития научного теоретического мышления, ни способности к учению в мире научного знания».

Список литературы:

Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь, / Ю.И. Гришина. – 4–е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни / Ю.П. Кобяков. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012.

Письменский, И.А. Физическая культура / И.А. Письменский, Ю.Н. Аллянов. – М.: ЮРАЙТ, 2015.

Смагин Н.И. Общая физическая подготовка – фундамент здоровья // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). – Пермь: Меркурий, 2013.

Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003.

Понятие ОФП. Понятие офп

«Понятие ОФП»

Самсонова Анастасия

Понятие ОФП
Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышениюфункциональных возможностей, общей работоспособности, является основой(базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или виде спорта. Средствами ОФП являются физические упражнения (бег, плавание, спортивные и подвижные игры, лыжныйспорт, велоезда, упражнения с отягощениями и др.), оздоровительные силыприроды и гигиенические факторы. С общей физической подготовкой связано с достижением физического совершенства — уровня здоровья и всестороннегоразвития физических способностей, соответствующих спортивной, военной,профессиональной и иной деятельности. Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем,что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительнойнаправленностью вовлекаются практически все слои населения — от младенческого до пожилого возраста.

В отношении общего развития следует отметить некую особенность. ОФП отличается тем, что она не относится к какому-либо виду спорта. Однако без выполнения определенных нормативов ОФП, таких как бег с определенной скоростью (темпом) на разные дистанции или прыжки в длину, отжимания, подтягивания, невозможно достичь спортивных результатов.
Задачи общей физической подготовки

Читайте также:
Техника бега на длинные дистанции реферат - пример

– приобретение общей выносливости;

– гармоничное развитие мускулатуры и силы мышц;

– повышение общих скоростных возможностей (быстроты выполнения движений);

– увеличение подвижности основных суставов и эластичности мышц;

– улучшение ловкости в бытовых, трудовых и спортивных действиях (умение координировать простые и сложные движения);

– приобретение умения выполнять движения без излишних напряжений, а также умения расслабляться.

достижение гармонического развития подготовки, поддержание высокого уровня работоспособности в долгосрочной перспективе;

формирование определенных качеств, характеризующих ОФП. Сюда можно отнести силу, гибкость, выносливость, быстроту движения, ловкость;

образование базы для дальнейшей СФП применительно к трудовой, спортивной и другим видам деятельности; выявление и реализация имеющегося потенциала на практике;

проработка мышечной мускулатуры, направленная на выполнение укрепления тканей, а также их эластичности;

разработка определенных умений по достижению наибольшего расслабления при занятиях разными видами физической активности.

Главными целями ОФП являются укрепление здоровья и общего развития. Занятия физической культурой способствуют повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в том числе вирусным и бактериальным инфекциям. Это благоприятно сказывается на укреплении защитных функций иммунной системы. Кроме того, ОФП значительно уменьшает процессы старения в организме.
Средства и методы физического воспитания

Средства физического воспитания: физические упражнения; двигательные свойства; оздоровительные силы природной среды; гигиенические факторы.

Методы физического воспитания тесно связаны со средствами ФВ. В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, связанные и направленные на ОФП, основанные на активной двигательной деятельности.[9]

Методыфизического воспитания: метод регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод; словесные и сенсорные методы.

Метод регламентированного упражнения предусматривает:

  • твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);
  • по возможности точное дозирование нагрузки и управление её динамикой по ходу упражнений;
  • создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями (применение вспомогательных снарядов).

Игровой метод –

  • “сюжетная” организация игры:

деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий), но может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или другого занятия.

  • комплексное совершенствовование двигательной деятельности в усложнённых или облегчённых условиях.[8]

Соревновательный метод.

Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Словесные методы:

дидактический рассказ, беседа, обсуждение; инструктирование (объяснение задания, правил их выполнения);сопроводительное пояснение (лаконичный комментарий и замечания);указания и команды (как правило, в повелительном наклонении);оценка (способ текущей коррекции действий или их итогов);словесный отчет и взаиморазъяснение; самопроговаривание, самоприказ, основанные на внутренней речи (например: “сильнее”, “держать”, “плавно”).

Сенсорные методы:

  • метод направленного “прочувствования” движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;
  • метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);
  • методы лидирования и текущего сенсорного программирования с использованием специальной электронной аппаратуры, нередко с обратной связью (видео- и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).

Формы их реализации:показ самих упражнений; демонстрация наглядных пособий, предметно-модельная и макетная демонстрация (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков); кино– и видеомагнитофонные демонстрации; избирательно-сенсорная демонстрация отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп).

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

Структура ОФП
С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства — уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других — силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка .Современную физическую подготовку следует рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень которой имеет свою структуру и свои специфические особенности .Самый низкий уровень характеризуется оздоровительной направленностью и строится на основе общей (кондиционной) физической подготовки. По мере повышения уровня физической подготовки увеличивается бе сложность и спортивная направленность, а самый высокий уровень строиться уже на основе принципов спортивной тренировки с целью увеличения функциональных резервов организма, необходимых для профессиональной деятельности. Одним из важнейших условий осуществления физической подготовки является ее рациональное построение на достаточно длительных отрезках времени. Потому что ни за день, ни за неделю, месяц, а Иногда и год невозможно подготовиться к трудовой деятельности. Это длительный процесс формирования двигательных умений и навыков, систематического совершенствования физических (двигательных) качеств, психической подготовки, поддержания уровня работоспособности, сохранения и укрепления здоровья. Построение занятий по физической подготовке основывается на закономерностях физического воспитания и спортивной тренировки.

Читайте также:
Спорт - как выбрать фитнес-трекер, советы новичкам

ОФП — общая физическая подготовка (цели и задачи)

ОФП — общая физическая подготовка; цели и задачи, нормативы ОФП.

Цели и задачи ОФП

1. Укрепление здоровья. Общая физическая подготовка нужна в первую очередь для укрепления здоровья. Изменения при развитии физических качеств происходят на молекулярном уровне, меняются физиологические и биохимические процессы. Увеличивается сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам, повышается иммунитет; ОФП сдерживает процессы старения.

2. Всестороннее развитие физических качеств. ОФП не является спортом, но ни в одном виде спорта без неё не обойтись. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки (СПФ) в конкретном виде спорта, в военной или трудовой деятельности.

Нормативы ОФП

Оценивают уровень ОФП по следующим показателям (тестам):

  • Скорость: бег на 100 м.
  • Выносливость: бег на 2–3 км.
  • Сила: подтягивания, отжимания, пресс.

В разных учебных заведениях нормативы ОФП могут отличаться:

  • Быстрота: бег на 30 или 100 метров.
  • Координация: челночный бег 3х10 или 4х10 метров.
  • Сила: отжимания от пола, подтягивания на перекладине.
  • Скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места, отжимания за 30 секунд.
  • Выносливость: бег 1000 или 3000 метров.
  • Гибкость: наклон вперёд до касания пола пальцами рук, не сгибая колени.

Для примера возьмём нормативы «Университета физической культуры, спорта и здоровья им. Лесгафта» [ссылка]: программа испытаний по ОФП включают в себя 5 нормативов.

Мужчины Женщины Оценка
до 30 лет после 30 лет до 30 лет после 30 лет 👍
Челночный бег 4х10 м / сек
10.0 11.0 12.0 13.0 5
10.8 11.8 12.8 13.8 4
11.6 12.6 13.6 14.6 3
Подтягивание (муж) и Отжимания (жен) / кол-во раз
15 10 25 15 5
11 6 21 11 4
8 3 18 8 3
Прыжок в длину с места / м
2.50 2.25 2.05 1.90 5
2.40 2.15 1.95 1.80 4
2.30 2.05 1.85 1.70 3
Кросс 1000 м (муж) и Кросс 500 м (жен) / мин
3.10 3.30 1.50 2.20 5
3.30 3.50 2.15 2.30 4
3.50 4.10 2.28 2.40 3
Наклон ниже опоры / см
15 12 20 17 5
12 9 17 14 4
9 6 14 11 3

* Таблица нормативов по ОФП для абитуриентов в Университете имени П.Ф. Лесгафта.

Понятия общей и специальной физической подготовки

Физическая подготовка – это педагогический процесс, направленный на воспитание физических качеств и развитие функциональных возможностей, создающих благоприятные условия обеспечения жизнедеятельности человека. Понятием “физическая подготовка” пользуются тогда, когда необходимо подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к трудовой, военной, спортивной и иной деятельности. Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в выбранной сфере деятельности или виде спорта. Средствами ОФП являются физические упражнения (бег, плавание, спортивные и подвижные игры, лыжный спорт, велоезда, упражнения с отягощениями и др.), оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. С ОФП связано достижение физического совершенства – уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих спортивной, военной, профессиональной и иной деятельности.

Необходимость широкого разнообразия средств ОФП определяется тем, что в сферу занятий физическими упражнениями с общеподготовительной направленностью вовлекаются практически все слои населения – от младенческого до пожилого возраста.

Задачами ОФП являются: 1) укрепление и сохранение здоровья, совершенствование телосложения, гармоничное физическое развитие, поддержание общего уровня функциональных возможностей организма, многолетнее сохранение высокого уровня трудоспособности; 2) развитие всех основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости; 3) создание базовой основы для специальной физической подготовленности к конкретным видам деятельности – трудовой, военной, бытовой и т.д.

Читайте также:
Реферат о закаливании организма основные виды, средства и формы, правила, принципы и методы закаливания, влияние на здоровье человека и значение

ОФП – основная целевая задача педагогического процесса физического воспитания студенческой молодежи, ориентированная на укрепление их здоровья, повышение общей работоспособности и эффективности учебного труда. Однако следует помнить, что даже достаточно высокая общефизическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в подготовке к конкретному виду профессии или виду спорта. В этих случаях необходима дополнительная специальная подготовка: в области спорта – специальная подготовка: в области спорта – специальная физическая подготовка, в профессиональной деятельности – профессионально-прикладная физическая подготовка.

Специальная физическая подготовка (СФП) характеризуется уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта.

(СФП) — это процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий, обеспечивает избирательное развитие отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении специализированных упражнений. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения в “своем” виде спорта. Соотношение средств и методов ОФП и СФП зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, его спортивного стажа, периода тренировок и решаемых задач. Принцип единства основывается на том, что приспособительные реакции организма на нагрузки носят избирательный характер и не могут обеспечить развитие всех необходимых для показа высокого спортивного результата качеств. Каждое качество в зависимости от биологической структуры используемых движений, от интенсивности нагрузки развивается специфически. Отклонение в ту или иную сторону при использовании либо специфических средств, либо общеразвивающих физических упражнений, не дает необходимого эффекта. Уровень развития физических качеств неодинаков у представителей различных видов спорта.

Основное средство физической культурыфизические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

Средства физической культуры и спорта

.1 Физические упражнения

.2 Оздоровительные силы природы

.3 Гигиенические факторы

Оздоровительные силы природы оказывают существенное вли­яние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в орга­низме, которые приводят к изменению состояния здоровья и ра­ботоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы приро­ды используют по двум направлениям:

  • как сопутствующие факторы, создающие наиболее благо­приятные условия, в которых осуществляется процесс физичес­кого воспитания. Они дополняют эффект воздействия физичес­ких упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических про­цессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утом­ления и т.д.;
  • как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и вод­ные процедуры).

В теории физического воспитания понятие “сила” выражает одну из качественных характеристик произвольных движений человека, которые направлены на решение конкретной двигательной задачи. Исходя из этого, можно дать следующее определение понятию “сила”.

Сила – это способность преодолевать определенное сопротивление или противодействовать ему за счет деятельности мышц.

В качестве сопротивления могут выступать силы земного тяготения, которые равняются массе тела человека; реакция опоры при взаимодействии с ней; сопротивление окружающей среды; масса отягощений предметов, спортивных снарядов; силы инерции собственного тела или его звеньев и других тел; сопротивление партнера и т.п. Чем большее сопротивление способен преодолеть человек, тем он сильнее.

В зависимости от двигательной задачи и характера работы опорно-двигательного аппарата, сила, проявляемая мышцами, приобретает специфические особенности, которые становятся более выраженными с ростом физической подготовленности человека.

Основными, качественно специфическими для разных двигательных действий видами проявления силы есть: абсолютная, скоростная, взрывная сила и силовая выносливость.

Разновидностью динамической силы является «взрывная» сила. Методом её развития будет метод динамических усилий с использованием различных прыжков, спринтерского бега, метания снарядов.

Дыхание при выполнении силовых упражнений имеет огромное значение и требует специального регулирования.

Во избежание нежелательных явлений при выполнении силовых упражнений следует соблюдать основные правила:

1) допускать задержку дыхания только при кратковременных максимальных напряжениях;

2) включать в тренировку упражнения с предельными или близкими к ним напряжениями в малом объёме;

3) не следует делать максимальный вдох перед выполнением силовых упражнений, так как это усугубляет нежелательные сдвиги в организме при задержке дыхания.

Читайте также:
История Олимпийских игр кратко - где зародились, возрождение, развитие

Желательно, чтобы занимающиеся выполняли вдох и выдох в середине силового упражнения, несмотря на то что это, казалось бы, неудобно делать.

Регулярные тренировки приспосабливают организм к нагрузкам. Адаптация проходит быстрее, если в течение определённого времени порядок и последовательность упражнений остаются постоянными. Рекомендуется повторять подобранный комплекс силовых упражнений, варьируя величину веса, количество повторений упражнения и количество подходов. Однако чрезмерно продолжительное использование одного и того же комплекса ведёт к тому, что его выполнение становится привычным и будет вызывать малые адаптационные сдвиги. Поэтому рекомендуется менять комплексы упражнений один раз в 2-6 недель.

Экспериментально доказано, что трёхразовые занятия в неделю дают наибольший эффект. Эти рекомендации относятся к силовым упражнениям общего воздействия, так как работоспособность в наиболее мощных мышечных группах восстанавливается относительно медленно.

Развитие силы с помощью малого веса имеет своё преимущество. При этом легко осуществляется контроль за правильностью движений и дыхания, исключается избыточное закрепощение мышц и напряжение.

Не следует на занятиях стремиться к выполнению возможно большего числа разнообразных упражнений на силу. Упражнения с большим напряжением обязательно следует чередовать с упражнениями, требующими меньших усилий.

Силовые упражнения наиболее эффективны, если их применять в начале или середине основной части занятий.

Гибкость — это способность выполнять движения с максимальной амплитудой в суставах. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах».

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.

Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) – задача упражнений на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени (6-9 с). После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Упражнения для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отдыха, достаточными для восстановления работоспособности.

В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возраста, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки может быть весьма разнообразной, а количество повторений упражнения в серии дифференцируется. Этот метод имеет два варианта: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.

Кроме того, процесс развития гибкости имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать на тренировке. Как правило, гибкость развивается труднее, чем силовые качества. Главной задачей следует считать развитие активной подвижности, а улучшение пассивной гибкости рассматривать как вспомогательное средство. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой, соревновательный и соревновательно-игровой методы. Под соревновательно-игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.

Соревновательно-игровой метод относится к группе практических методов. Его комбинированное применение позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях. Данный метод обладает многими признаками как игрового, так и соревновательного метода, использующихся в физическом воспитании. К характерным его признакам можно отнести:

Присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действиях;

Непредсказуемую изменчивость, как условий, так и действий самих участников;

Проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;

Читайте также:
Реферат по физкультуре: "Прыжки в длину" история возникновения и развития вида спорта, разновидность, особенности техники выполнения, методика и способы обучения

Стремление учащихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры или соревнования;

Применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.

Если рассматривать соединение соревновательного и игрового методов с позиции физического воспитания, то суть метода сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, подвижные игры, эстафеты или комбинации их, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревнованием исчезает, так как двигательные действия несут в себе признаки, как игры, так и соревнования.

Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Это происходит потому, что соревновательно-игровые задания для учащихся являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия. Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение этого метода не только желательно, но и просто необходимо.

Использование соревновательно-игрового метода позволяет преподавателю успешно развивать как общефизическую, так и специальную подготовку учащегося.

Ловкость – это способность быстро, точно, экономно и находчиво решать различные двигательные задачи.
Обычно для развития ловкости применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.
Наиболее распространенными средствами при развитии ловкости являются акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:
– выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
– зеркальное выполнение упражнений;
– усложнение условий выполнения обычных упражнений;
– изменение скорости и темпа движений;
– изменение пространственных границ выполнения упражнений (уменьшение размеров поля).

Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности, то есть способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость обеспечивается повышенными функциональными возможностями организма.

Предмет философии и ее основные задачи

Филосо́фия др.-греч. φιλοσοφία (дословно: любовь к мудрости)) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

Философия-логико-теоретический взгляд на мир,человека и его место в жизни.Попытка понять и объяснить мир,себя и свое место в жизни.

Философия зародилась примерно три тысячи лет назад в древних культурах Индии,Китая,Греции.

На протяжении всей истории философии ее содержание изменялось.Но философия никогда полностью не теряла из виду задачи,поставленные еще античными мыслителями.

С древности и до наших дней предметом философских размышлений являются самые общие и глубокие идеи и принципы,из которых человек должен исходить в своей жизни и деятельности,в понимании окружающей действительности и в отношении к ней.

Философия-область познания,в которой рассматриваются исходные ,наиболее общие принципы понимания действительности.

1. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

• онтология (учение о бытии);

• гносеология (учение о познании);

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Предмет философии (из википедии).

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает. Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (например, «Для чего существует человек?»). Польза философии – формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления.

14. Рационализм философии нового времени (Р.Декарт)

Становление научного метода познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм. (Ф. Бекон и Р. Декарт).

Эпоха Возрождения посредник между философией Средневековья и Нового времени. Делится на три периода: гуманистический, неоплатонический, натурфилософский. На первый план выдвигается природа, ее хотят изучать практически, т.о. рождается новая наука – механика (для того, чтобы природа показала свою сущность). Это и есть начальная ступень Нового времени. Возрождение создает предпосылки для научной революции. Научная революция – революция представлений о знании и науке, создание новых теорий в области наук. Сформировалось знание, которое объединяет теорию и практику. Человек начинает рассматривать себя как деятеля, это связано с внутренней зрелостью человека. Идеологи начинают разрабатывает новую рациональную философию основанную на разуме и направленную против религиозной идеологии, основанной на вере. Усиливается соединение математики и естествознания. Падает авторитет церкви и растет авторитет науки, государство выходит на первый план. Если раньше шла речь о теоретической науке, чтобы познать мир, то сейчас – практическая наука, чтобы изменить мир.

Читайте также:
История развития лыжного спорта - родина, виды, интересные факты

Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания

Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт (Т. Гоббс: нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах). Особая форма – сенсуализм, выводящий все знания из ощущений..

Сторонники ЭМПИРИЗМА (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики. Идолы – искаженные образы действительности, ложные представления, понятия, предрассудки, которыми обременено сознание человека. Существует четыре вида: А) Идолы рода – это ложные представления о мире, кот. присущи всему чел. роду и явл. результатом ограниченности чел. ума и органов чувств. Это самый опасный вид идолов, т.к. они коренятся в чел. сущности: в чувствах и особенно в разуме. Идолы рода относятся к врожденным. Б) Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективным восприятием человека окружающего его мира. Кроме ошибок, свойственных человеку, у человека существует своя пещера, свой внутренний субъективный мир, следовательно, «сколько людей, столько и мнений». Этот вид наиболее многочисленен и разнообразен. Идолы пещеры – врожденные идолы. Врожденные идолы нельзя полностью искоренить. Полезными являются сомнения во всем том, что сильно укоренилось в разуме. В) Идолы рынка (площади) – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Поскольку люди объединены речью, то установление такого неправильного понимания слов ведет к тому, что разные люди в одни и те же слова вкладывают различный смысл. Эти идолы приобретенные. Г) Идолы театра (теории) – ложное представление о мире. Каждая философская система – это театральные действия, представляющие собой вымышленные миры. Это приобретенные идолы.

Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.

Сторонники РАЦИОНАЛИЗМА считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт – автор выражения “подвергай все сомнению”. Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную. В теории познания обосновал математический, научный и всеобщий метод познания; разработка всех наук должна начинаться с отыскания очевидно истинных положений. Основа фил. сис-мы РД –это метод отыскания истины. Он хочет предоставить своим методом четкие и легкие правила, кот. не позволят тому, кто будет ими пользоваться принять ложное за истинное и, избегая бесполезных умственных усилий, постепенно увеличивая степень знания приведут его к истинному познанию всего того, что он в состоянии постичь. Познание внешних вещей должно осуществляться умом, а не чувствами.

Представители Ф.Бэкон, Т.Гоббс,

Дж. Локк, Дж. Беркли,Д.Юм

Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц

Основные отличия 1)связан с номинализмом;

2)критикует «теорию» врожденных идей;

3)как правило, критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий;

4)уделяет заметное место проблемам индуктивного метода.

1) связан с реализмом;

2) признает врожденные идеи» как основу истинного познания;

3) категория «субстанции» — одна из основных;

4) исследует в основном рациональные средства познания, развивает теорию дедукции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: