Образ Сони Мармеладовой – характеристика и роль, описание комнаты

Образ и характеристика Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Соня Мармеладова девушка вызывающая у читателей не только сочувствие и жалость, но и уважение. Совсем еще молодая, она старается прокормить свою семью: отца пьяницу, мачеху бесконечно хворающую и ее детей. Никто не может ее упрекнуть в том каким способом ей приходится зарабатывать деньги. Как и все девушка с малолетства приученная к труду она пыталась честно заработать занимаясь шитьем, но за это платили такие копейки, что разве только хватило бы денег на одну воду и то без хлеба. Вот и пришлось бедной девочке идти на грех. При этом Соня никого не обвиняет в своей судьбе, она молча переносит все обиды. Даже деньги девушка отдает все семье.

Соня белокурая, голубоглазая, несмотря на свои восемнадцать лет она выглядит моложе. Нельзя сказать, что она красивая, но она очаровывает своей наивностью и добротой. Одеваясь вечером в наряд достаточно яркий и безвкусный она вызывает к себе не презрение, а жалость.

Теперь занимаясь не совсем хорошим делом она старается даже свою семью посещать как можно реже. Соня снимает комнату, чтобы не позорить своих родственников своим ремеслом. Характер девушки не испортился она как была добрая и бескорыстная так и осталась такой. Как же такая на вид невинная и глубоко православная стала на путь пропащей женщины? В этом и заключается вся сущность нашего бытия. Есть люди которые согласны заработать на кусок хлеба практически любым путем. Она понимает, что поступает плохо, но изменить ничего не может. Она не раз говорит, что все за свои дела будут отвечать перед Богом и она тоже.

Встретившись с Раскольниковым Соня понимает, что он совершил преступление убив человека, она убила человека в себе. Редко можно встретить человека переживающего чужие ошибки как свои. Она понимает, что любое плохое дело наказывается. Вот и с ней так получилось за ее работу Бог наказал тем, что она теперь должна по собственной воле следовать за Раскольниковым. Несмотря на это ее чистая душа продолжает верить в добро. Она безвозмездно помогает каторжникам, читает Раскольникову святое писание и он мало помалу начинает раскаиваться. По другому и быть не может. И они уже вместе мечтают о счастливой жизни.

Иногда и в жизни встречаются такие люди, которые своей добротой могут заставить раскаяться, встать на путь исправления. Жаль только, что самим им приходится очень тяжело не каждый может оценить их стремление.

Вариант 2

Сонечка Мармеладова – один из самых сложных и противоречивых образов русской классической литературы, главная героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Впервые мы узнаем о Соне почти в самом начале произведения от ее отца – чиновника Мармеладова: он рассказывает Раскольникову всю свою и ее нелегкую судьбу. Сонечка – дочь Мармеладова от первого брака. Когда ей было четырнадцать лет, Мармеладов женился вторично на Катерине Ивановне, вдове с тремя малыми детьми. Мармеладов пил, денег не было. И в такой среде до определенного возраста жила Сонечка Мармеладова, пока Катерина Ивановна в один из приступов озлобленности не высказала ей прямо о дармоедстве. А Сонечка была девушка не очень образованная и воспитания должного не получила. И могла, к сожалению, заработать только одним способом.

Внешность у Сонечки приятная, даже симпатичная: это – хрупкая, тоненькая блондинка с нежным, «остреньким» и хорошеньким личиком. Выражение лица немного испуганное – Сонечка знает свое место: она живет по «желтому билету» и люди ее чураются. Она стесняется людей, стесняется себя и своей жизни. И первое впечатление таково, что это не очень умная и не очень далекая девушка.

Но у Сонечки есть масса положительных черт и достоинств. Она – добрая во всех смыслах этого слова: не злая и не жадная. Денег у нее в обрез, а она поит чаем детей портного Капернаумова, у которого нанимает комнату.

Сонечка – не злопамятная. Сколько она вытерпела от Катерины Ивановны – и крик, и битье, а не помнит зло, потому что не хочет помнить. Она пошла на панель, а ее папочка этому не препятствовал, потому что лежал пьяный. И она никогда не вспоминает об этом, потому что не хочет.

Она способна на жертвы – приносит в жертву для блага семьи и чужих детей свою молодую жизнь со всеми вытекающими отсюда последствиями. И у нее очень сильная воля – ведь чтобы терпеть все это, надо быть очень сильным человеком. И ей удается убедить Раскольникова принять страдание и искупить себя им, а он соглашается.

Сонечка может не только слушать, а слышать и понять, что является очень редким и ценным качеством. И поэтому Раскольников именно ей доверяет свою страшную тайну. Она видит, что действительно происходит с человеком, а не голые факты: убил, но какие страдания внутри.

Читайте также:
Пословицы и поговорки о семье короткие и красивые, семейных ценностях

У Сонечки внутри есть Бог, и она живет по Божьим заповедям: действительно любит ближних, как саму себя, никого не осуждает – ни отца, ни Катерину Ивановну. Когда Лужин обвиняет ее в краже денег, то даже Катерина Ивановна вступается за Сонечку, потому что она никогда не берет чужого. На первом месте у нее стоит душа – надо повиниться, а то замучаешься. А в душе – вера: Сонечка верит, что ее кипарисный крестик поможет Раскольникову.

Соне очень мало надо – она себя одну завсегда прокормит. Почти весь свой заработок она отдает отцу – пьянице и его семье, не спрашивая, куда уходят деньги.

Сонечка оказывается очень надежной и на нее можно положиться: она не бросает Раскольникова, а следует за ним в Сибирь. Там всегда находится рядом, регулярно пишет обо всем родным, потому что Раскольников относится ко всему равнодушно и отношений с родными не поддерживает. И ее, тоненькую и хрупкую, говорящую тихо и никогда не заискивающую, уважают арестанты за ее труд и любовь к ближнему.

Имя Сонечка Мармеладова давно стало именем нарицательным, примером сочетания в человеке огромной любви, терпения и жертвенности, которые в наше время, к сожалению, становятся все большей редкостью.

Сочинение 3

Есть такие герои классических произведений авторов прошлого века, которые ни при каких условиях не потеряют своей актуальности. Они уже обрели бессмертие и прочно заняли свое место в душах тех, кто не поленился и ознакомился с ними.

Яркий, невинный, но в тоже время порочный образ Сони Семеновны Мармеладовой, дочери обнищавшего пьянчуги Семена Мармеладова, занимает далеко не последнее место в романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”.

Сирота, вынужденная заниматься проституцией, чтобы прокормить отца, мачеху Катерину Ивановну и сводных братьев и сестер. Не возлагая ни на кого вину за свою несчастливую судьбу, она безропотно несет свой тяжкий крест, не требую благодарности взамен. Соня смиряется со своей участью. Будучи глубоко порядочной девушкой, ей очень стыдно за то, чем приходится заниматься. Ей тяжко находится в отчем доме, поэтому она лишь изредка наведывается туда и отдает заработанное мачехе, чтобы та могла купить своим детям еду. Она считает себя недостойной “высшего” общества, в котором ей иногда приходится оказываться.

Соня Мармеладова добрая и самоотверженная, доверчивая и истово верующая девушка. Весь ее облик говорит о том, что в выборе своих поступков она руководствуется лишь велением сердца и истинной верой в Бога.

Встреча Сони и Родиона Раскольникова, кажется, была предначертана кем-то свыше. Оба не чисты перед законом, он убил человека, она – свое тело и душу. Но они находят какое-то утешение друг в друге, хотя девушка не понимает и не принимает мыслей молодого человека. Как можно преступить “Закон Божий” и вознести себя до “необыкновенного человека”, вершащего “правосудие”? Жертвенность молодой Мармеладовой не знает границ. Не могла по-другому поступить она, как взвалить на себя еще и крест Раскольникова, скитаться с ним по городам и весям, а взамен довольствоваться прохладным отношением к себе. Но это Соня, такая тоненькая, маленькая, хрупкая с красивыми голубыми глазами, верная, не способная на лихие помыслы и поступки. Маленькая проститутка, пользующаяся любовью и уважением окружающих ее людей за все те блага, которые дарит им. И благодаря её стараниям, в душе преступника Раскольникова пробуждаются вера, любовь и раскаяние за содеянное. Он по-иному взглянул на жизнь, на её сущность.

Соня Мармеладова – это образ, за внешней оболочкой которого скрывается внутренняя красота, смиренность, всепрощение, бескорыстная любовь к людям и истинная вера в Бога. В этой героине Достоевский воплотил свои взгляды и идеалы.

Сочинение Образ Сони Мармеладовой (Преступление и наказание)

Образ Сони Мармеладовой стал поистине бессмертным. Он занимает особое место в классической литературе, являя собой образец доброты, сострадания и самопожертвования. Глядя на нее, читатель обретает драгоценное понимание таких чудесных явлений как преданная любовь и настоящая вера в Бога.

Знакомство с героиней происходит не сразу. Героиня появляется уже тогда, когда Раскольников уже совершил свой роковой поступок и погубил собственную душу. Кажется, что Родиона ждет неминуемая погибель, и ничего уже поделать с этим нельзя. Но однажды судьба дарит ему чудесное знакомство с необыкновенной девушкой, которая полностью меняет его жизнь.

Первое упоминание о Соне мы слышим из уст ее отца, когда тот рассказывает о своей тяжелой судьбе, бедности и глубокой нужде. Говоря о семье, Мармеладов с теплотой и благодарностью называет имя Сонечки, своей единственной дочери. Его жена Катерина Ивановна была несчастной больной женщиной, отдававшей последние силы на то, чтобы заработать хоть какие-то деньги, в то время как отец семейства пропивал заработок. Тяжелые жизненные обстоятельства негативно сказались на характере Катерины Ивановны, которая начала раздражаться по мелочам, скандалить, обвиняя падчерицу в финансовой нужде. И тогда Соня, чтобы хоть как-то помочь семье, решила пожертвовать собой и начала заниматься проституцией.

Читайте также:
Идиот - краткое содержание романа, анализ произведения, смысл

Услышанная история произвела на Раскольникова сильнейшее впечатление, оставив в его несчастной душе яркий след.

Раскрывать внешность героини автор отнюдь не спешит. Впервые описание внешнего облика Сони происходит, когда девушка возвращается домой в день смерти своего отца. Скромная и чувствительная по своей сути, она не решалась войти в комнату, считая себя недостойной, опороченной.

В первую очередь автор указывает на стиль одежды Сони – наряд дешевый и нелепый, но яркий и вызывающий, что характерно для подобного рода занятий. Лицо бледное и худое, кроткий взгляд, все в ней говорило о душевной боли и свидетельствовало о сильнейшем чувстве унижения. На вид ей было лет 17, невысокая, худенькая и довольно симпатичная девушка с красивыми голубыми глазами.

Образ Сони Мармеладовой полон противоречий: с одной стороны, она хрупкая и слабая, но с другой – считает себя ужасной грешницей, присутствие которой рядом с другими людьми оскорбляет их. Ее так легко обидеть, она беззащитна перед жестокостью других людей. В то же время физическая слабость и неуверенность соседствуют с большой внутренней силой, в основе которой лежит любовь – к отцу, к детям, к Раскольникову, – любовь преданная и бескорыстная. Доброта и сострадание этой девушки не знают границ. Никто не умеет прощать так же, как она. Она простила свою мачеху, не посмела осуждать отца за его слабость и бесконечную тягу к выпивке. Она сочувствует Раскольникову, искренне жалеет его. На такое способен только по-настоящему сильный человек, цельная личность.

Но откуда в такой хрупкой девушке взялась эта удивительная сила? Соню спасает, ведет к свету и помогает вести к нему других ее самозабвенная вера в Бога. Неудивительно, что именно к ней Раскольников идут с покаянием и просьбой о помощи. Вера Сонечки подталкивает главного героя к признанию в своем ужасном деянии, к раскаянию и к его собственной вере в Бога, которая в итоге возвращает Раскольникова к жизни.

Вариант 5

Соня Мармеладова – центральный персонаж романа «Преступление и наказание» великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Автор вложил в героиню образ девушки, умеющей сострадать, прощать и любить. Он создал полную противоположность главному герою произведения Раскольникову в лице Сони Мармеладовой.

Соня – молодая, кроткая, робкая и миловидная девушка. То, чем занимается, она всячески презирает и осуждает ввиду своей набожности и нравственности. Девушка вынуждена работать в сфере проституции, чтобы прокормить свою семью. Ведь ее отец, некогда занимавший приличную должность чиновника, разорился и стал сильно пить. А мачехе, болеющей чахоткой, была необходима материальная поддержка для поддержания жизни маленьких детей. Сонечка стала заниматься этим унизительным и скверным трудом во имя лучшей жизни родных, жертвуя своей честью и принципами. Она не осуждает отца, не винит его в горестях семьи. Напротив, она смиряется со своей участью ради спокойствия и счастья близких.

Героиня – добрый, отзывчивый и способный на сострадание человек. Все заработанные деньги, до последней копейки, она отдает мачехи и горе-отцу. Стыдясь своей жизни, она старается меньше времени проводить дома. Но все знающие и окружающие Соню, понимая ее тяжелое положение, не пытаются унизить и оскорбить. Ведь ее поступки достойны уважения. Терпя такой позор на сердце, Соня добывает средства на пропитание своей семьи. Пожалуй, только махеча притесняет бедную девушку.

Соня послушно верит в Бога, живет по христианским канонам. Она почитает человеческую жизнь за самое ценное, независимо от статуса и материального положения каждого отдельного человека. Девушка испытывает любовь к каждому живущему, пытаясь помочь.

В ее понимании все люди равны между собой и между Божьим судом. А потому она не соглашается с теорией Раскольникова о делении людей на высшие и низшие сорта. Девушка искренне верит, что только Богу возможно осудить того или иного человека. Она осуждает Родиона лишь за то, что он так бесчестно поступил по отношению к старухе-процентщице. Никто не может отнять жизни у другого. Тем не менее, она сострадает бедному студенту, принимает часть его страданий на себя и вместе с ним отправляется на каторгу. Она желает помочь искупить грехи молодого человека и «очиститься» самой.

Через Соню Мармеладова Достоевский раскрывает свои мысли и убеждения касательно ценности человеческой жизни. В девушке он воплощает идеи сострадания, глубокой душевной доброты и благородности.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Сони Мармеладовой

Популярные сегодня темы

Главными героями произведения «Возвращение» являются представители семьи Ивановых. В нем рассказывается о времени после войны, при котором судьбы людей были отягчены ужасающими последствиями.

Аня Раневская – одна из второстепенных героинь пьесы Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Приходится младшей дочерью обанкротившейся помещицы Любови Раневской. Ане 17 лет, и до этого возраста сохранила детскую непосредственность

«Айвенго» Вальтера Скотта является образцом рыцарского романа. В нем есть все элементы, присущие жанру. Главный герой – доблестный рыцарь без страха и упрека.

Читайте также:
Гаев Леонид Андреевич образ и характеристика героя в пьесе А.П. Чехова

Одним из самых старых видов изобразительного искусства является живопись. Древние люди, еще не имевшие письменной и устной речи, уже стремились передать окружающую их действительность в виде рисунков.

Лев Николаевич Толстой – один из известнейших русских классиков. Его творчество затрагивало вопросы общественности, этот писатель старался показать все жизненные проблемы, с которыми сталкивается обычный человек его времени

Какие тайны хранит комната Сони Мармеладовой? Эстетический анализ жилища главной женской героини знаменитого романа

Когда я училась на 1 курсе, наш саркастичный декан вёл у нас загадочную и непонятно кому нужную эстетику. На самом деле, эстетика — очень даже занимательная и необычная наука. Правда, на лекциях под монотонную речь декана почти все засыпали.

Чтобы получить зачёт по эстетике, нам требовалось выбрать фрагмент произведения из русской классики XIX века, в котором описывалась бы обстановка помещения. Ни одна деталь не должна была ускользнуть от нашего внимания! Мы должны были проанализировать буквально все, включая цвет гардин и пыль в углу. Помню, на семинарских занятиях, мы могли по сорок минут обсуждать абзац из пяти строчек. Но зато сколько нового мы для себя открыли!

Для анализа текста я, не мудрствуя лукаво, выбрала описание комнаты Ильи Ильича Обломова из знаменитого романа Гончарова. К сожалению, большинство моих ленивых одногруппников тоже выбрали это произведение. Стоит ли говорить, что ничего нового в своём анализе я сказать не смогла? Декан отказался его принимать и дал мне на выбор другого произведения полтора дня.

Мучаясь несколько часов перед компьютером, мой воспалённый мозг остановился на описании комнаты Сонечки Мармеладовой из гениального романа «Преступление и наказание». Анализ текста, который я опубликую ниже, был сделан мной в пять часов утра. Поэтому, если вы обнаружите в нем признаки СПГС, знайте, что в пять утра от недосыпа будешь искать тайный смысл даже в «Колобке».

Защита моей зачётной работы прошла более чем успешно. Декан был крайне удивлён некоторыми моими объяснениями, но зачёт поставил. А моя трактовка комода в комнате ему так понравилась, что он мне его вспоминает даже спустя 4 года. Что только не придумает студент ради зачёта!

Итак, эстетический анализ фрагмента романа «Преступление и наказание».

«Сонина комната походила будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое».

Форма комнаты Сони — само воплощение дисгармонии, в ней нет симметрии, устойчивости. Она как бы олицетворяет жизнь своей хозяйки — неправильно начавшуюся, со множеством жизненных преград. Люди подсознательно любят правильные формы вещей, а форма комнаты Сони — угловатая и неровная. Вот поэтому она и показалась Раскольникову уродливой.

«Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уж слишком безобразно тупой».

На мой взгляд, окна являются воплощением Святой Троицы, которая «смотрит» на канаву, олицетворяющую безнравственный поступок Сони. Девушка была глубоко верующей, и цитата «Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось» подчёркивает то, что она пошла против своего религиозного чувства, занявшись проституцией. «Убегающий» угол комнаты олицетворяет её истинные мечту и цель в жизни, которыми пришлось пожертвовать ради заботы о семье. Тупой же угол символизирует тупик в жизни Сони Мармеладовой.

«Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле неё, ближе к двери, стул».

В этом фрагменте тоже читается явная дисгармония: большая комната и мало мебели. Здесь подчёркивается не только бедность, но и одиночество Сони. У неё в жизни нет того, кто поддержал бы её.

«По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытой синенькой скатертью; около стола два плетёных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте».

Не просто так стол накрыт именно синей скатертью. Синий цвет — символ Девы Марии. Она почти всегда изображается на иконах и на картинах в синих одеждах. Также синий цвет, согласно трактовкам психологов, обозначает самоотверженность, преданность и серьёзность. Всеми этими качествами и обладает Соня. Затерявшийся в пустоте комод у острого угла также является олицетворением одиночества Сони и её шаткого душевного состояния. В её жизни нет человека, который смог бы помочь ей и поддержать в трудную минуту.

«Вот и все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Чернота обоев, по моему мнению, означает не только плохую проветриваемость в комнате, но и то, что репутация Сони из-за проституции испорчена, очернена. Занавески над кроватью всегда служили для людей защитой от шума и посторонних глаз. У Сони нет даже этого — она беззащитна перед миром.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Собака — друг человека» ✒️ рассуждение о бескорыстной дружбе

Комната Сони Мармеладовой в романе “Преступление и наказание”, описание квартиры, жилища

Раскольников и Соня
(фильм 1969 г.)

Комната Сони Мармеладовой в романе “Преступление и наказание”: описание квартиры, жилища

В начале романа Соня Мармеладова уже живет отдельно от остальной семьи. Она снимает комнату в “доме на канаве” в квартире № 9, которая принадлежит портному Капернаумову. Под канавой имеется в виду “Екатерининский канал”, в настоящее время он носит название “Канал Грибоедова”. Комната Сони расположена на третьем этаже трехэтажного, старого зеленого дома:

Живет же на квартире у портного Капернаумова, квартиру у них снимает, а Капернаумов хром и косноязычен, и всё многочисленнейшее семейство его тоже косноязычное. И жена его тоже косноязычная… В одной комнате помещаются, а Соня свою имеет особую, с перегородкой. Гм, да… Люди беднейшие и косноязычные. ” (Мармеладов о своей дочери Соне, часть 1 глава II)

Она прошла в третий этаж, повернула в галерею и позвонила в девятый нумер, на дверях которого было написано мелом: „Капернаумов портной“. “ (часть 3 глава IV)

А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета. Он доискался дворника и получил от него неопределенные указания, где живет Капернаумов портной. Отыскав в углу на дворе вход на узкую и темную лестницу, он поднялся наконец во второй этаж и вышел на галерею, обходившую его со стороны двора. Покамест он бродил в темноте и в недоумении, где бы мог быть вход к Капернаумову, вдруг, в трех шагах от него, отворилась какая-то дверь; он схватился за нее машинально.” (часть 4 глава IV)

Комната Сони Мармеладовой похожа, скорее, на сарай и выглядит несколько уродливо. В комнате имеется довольно мало мебели. Из мебели у Сони имеется кровать, стол, стул, а также два плетеных стула и комод. На стенах в жилище наклеены старые желтоватые обои. Обстановка в комнате кажется очень бедной:

“. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.

Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой.

Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели.

В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула.

. небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате.

Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.” (часть 4 глава IV)

Это было описание комнаты Сони Мармеладовой в романе “Преступление и наказание”: цитаты о квартире, жилище героини.

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова. Актриса Т. Бедова. Х/ф «Преступление и наказание». 1969

Соня Мармеладова ­– самый трогательный, беззащитный, самоотверженный женский образ романа Ф.М. Достоевского. В произведении ей принадлежит центральная роль наряду с главным героем Раскольниковым. Девушка – родная дочь горького пропойцы Семена Мармеладова и падчерица Катерины Ивановны. Безысходность, порожденная нищетой, вынуждает ее торговать своим телом. Встреча Сони и Родиона Раскольникова коренным образом меняет судьбы обоих героев.

В образе Сони отразились черты грешницы из 8-й главы Евангелия, которую прощает Иисус, предоставляя ей шанс начать новую жизнь.

Описание героя

Внешность

Во внешнем облике Сони удивительным образом отражается чистота ее духовного мира. Автор «награждает» девушку ангельски невинным, детским выражением лица и небесно-голубыми глазами. Соне почти восемнадцать лет, но выглядит она, как девочка-подросток. Она маленького роста, у нее худенькое, бледное, довольно симпатичное личико и белокурые волосы. Кротость ее взгляда выдает ту предельную степень униженности, в которой она пребывает.

В эпизоде смерти Мармеладова Соня одета так, что сразу отпадает вопрос о роде ее занятий. Вульгарное платье с хвостом и громадным кринолином и ярко-красное перо, прикрепленное к шляпке, выдают в ней «блудницу». В остальное время она одевается, как и все девушки ее возраста и положения – просто и бедно: «теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка…»

Характер Сони

Достоевский довольно скупо описывает характер Сони и делает это сознательно. Обходясь без подробного представления и довольствуясь малым количеством эпитетов, он преследует цель придать своей героине воздушность и легкость, практически незаметность. Известно, что одними из главных черт характера Сони являются доброта и милосердие. «Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!» «Соня робкая от природы» и, вдобавок ко всему, очень терпеливая и покорная. Она верит в бога и пытается в этой вере обрести утешение и спасение от своего грехопадения. Основу ее существования составляют смирение, кротость и человеколюбие. В этих ипостасях и заключена «правда жизни» Сонечки Мармеладовой.

Читайте также:
«Огурцы» - краткое содержание рассказа Н. Носова, анализ произведения
Биография

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание». Художник Д. Шмаринов

Соня родилась в небольшом провинциальном городке, в небогатой семье. Мать девочки рано ушла из жизни, поэтому ее воспитанием занимался отец, чиновник в должности титулярного советника. Когда Соне исполнилось четырнадцать лет, Семен Мармеладов встретил женщину, история которой наполнила его сердце жалостью и сочувствием. Так в их доме появилась Катерина Ивановна с тремя детьми, которая стала мачехой Сонечки.

Отношение Катерины Ивановны к падчерице можно назвать двойственным. С одной стороны, всю свою озлобленность неудавшейся жизнью она срывает на девушке, с другой – ни в чем не обделяет ее и не делает различий со своими родными детьми. У Сони нет никакого образования, так как отец внушил ей, что она не большого ума и не отличается никакими способностями. «Достигнув зрелого возраста», она прочитала несколько романтических книг, а после этого – «Физиологию» Льюиса – на этом ее просвещение закончилось. В настоящее время Соня занимается шитьем, что приносит ей небольшой, но стабильный доход. Жизнь безропотной девушки полностью подчинена интересам семьи, ради которой она готова на любую жертву.

Грехопадение

После того, как главу семейства сокращают на службе, супруги принимают решение о переезде в столицу. В Петербурге Мармеладов быстро находит работу, но практически сразу же теряет ее из-за постоянных запоев. Скудные запасы семьи мгновенно улетучиваются, и Мармеладовы начинают погружаться в полнейшую нищету. Чахотка, которая с каждым днем все больше подрывает здоровье Катерины Ивановны, не позволяет ей работать, Мармеладов не просыхает от пьянства, дети голодают. Невыносимо страдая от этой удручающей картины, Соня решает взять обеспечение семьи на себя.

Необходимо отметить роль Катерины Ивановны в решении Сони заняться постыдным делом. Женщина отличается взрывным, непростым характером, теперь же, когда ее окончательно сводит с ума плач голодных детей, она становится совершенно невыносимой. Однажды, на взлете эмоций, она бросает Соне фразу, которая оказывается для девушки роковой. Катерина Ивановна не может даже предположить, что сказанные сгоряча слова, так подействуют на Соню. Ей все становится понятно, когда Соня, вернувшись домой, отдает ей деньги и ложится на кровать лицом к стене. Осознав весь ужас происходящего, Катерина Ивановна встает перед падчерицей на колени и, целуя ее ноги, рыдает.

Учитывая то, что, по сути, и Катерина Ивановна, и ее дети были для Сони не кровными родственниками, а чужими людьми, ее жертву ради них невозможно переоценить. До сих пор между исследователями творчества Достоевского не утихают споры: является ли решение Сони духовным подвигом? Большинство приходит к выводу, что именно как подвиг во имя спасения семьи следует рассматривать ее поступок. Надо отдать должное Катерине Ивановне, которая глубоко ценила ее помощь и всегда заступалась за девушку, если кто-то дурно отзывался о ней.

«Новое» жилье Сони Мармеладовой

После того, как Соня пошла по желтому билету, она была вынуждена поселиться отдельно от семьи. То подобие жилища, в котором она теперь ютится, нельзя назвать ни комнатой, ни, тем более, квартирой. Оно больше похоже на отживший свой век сарай с косыми стенами. Из мебели здесь только кровать, покрытый скатертью стол, стул и допотопный комод. Желтизна на обоях свидетельствует о том, что зимой в комнате сыро и промозгло. Дополняет эту убогую картину вид из окон, под которыми смердит сточная канава. Обстановка унылости и нищеты, в которой вынуждена прозябать девушка, позволяет еще больше оценить ее жертвенность.

Вера и любовь Сони

Соня. Актриса Т. Бедова. Х/ф «преступление и наказание». 1969

Скромная и кроткая Соня страдает и мучается осознанием того, какой великий грех она совершает. Чувствуя себя раздавленной и униженной, она не решается даже присесть рядом с родственницами Раскольникова. По ее мнению, она теперь недостойна быть рядом с порядочными женщинами. Уязвимость своего нового положения она уже успевает прочувствовать по отношению к ней Лужина и квартирной хозяйки.

Но физическая слабость Сони противопоставлена в романе ее духовной силе, источником которой являются вера и любовь. Все поступки, совершаемые девушкой, основаны на взаимодействии этих двух божественных сущностей. Именно любовь к пьянице отцу заставляет ее жертвовать последние деньги на его похмелье, любовь к голодным детям Катерины Ивановны вынуждает ее торговать своим телом и душой. Любовь к Родиону Раскольникову толкает ее на отчаянный шаг – следовать за ним на каторгу.

Читайте также:
Литература - предмет, задачи, изучение, понятие, определения

Соня не злопамятна. Она не осуждает Катерину Ивановну, во многом из-за которой оказалась на панели, и не держит зла на своего отца за его пьянство, а напротив, жалеет его. Даже по отношению к убийце Раскольникову в ней просыпается чувство жалости, которое она выражает словами: «Нет никого несчастнее тебя в целом свете». В начале их отношений Раскольников искренне не понимает, почему Соня так и не довела до конца решение о самоубийстве: «Да скажи же мне, наконец, как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? Ведь справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!». Внезапно ему открывается непреложная истина – Соня остается жить в сопротивлении своему греху лишь из-за того, что больше некому позаботиться о ее семье. «А с ними то, что будет?» – спрашивает она Родиона в ответ на его тираду. Именно это заставляет Раскольникова поклониться Соне: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Возникает ряд закономерных вопросов: где берет силы и терпение эта слабая, беззащитная девушка? Откуда в ее душе столько нерастраченной любви и всепрощения? Что помогает ей в оправдании поступков и пороков окружающих ее людей? Ответом на эти вопросы является вера в бога, которая подтверждается ее собственными словами: «Что бы я без бога-то была?»

Соня и Раскольников

Соня и Раскольников. Кадр из х/ф «Преступление и наказание». 1969

Эти герои живут в абсолютно параллельных мирах но, несмотря на полярность, их непреодолимо тянет друг к другу. Раскольников – яркое олицетворение бунта, Соня – воплощение смирения, Родион – атеист, Соня не мыслит себя без веры в бога, Раскольников эгоистичен, для Сони в порядке вещей посвящать свою жизнь другим людям.

О Соне Раскольников впервые узнает от пьяного Мармеладова, с которым он знакомится в одном из трактиров. Родион, будучи по своей природе чутким человеком, искренне проникается историей девушки, что еще ближе подталкивает его к совершению убийства процентщицы.

Его первая встреча с Соней происходит позже, в доме Семена Захаровича, куда она приходит, чтобы проститься с умирающим отцом. Родиона поражает вульгарный и неуместный для подобного случая наряд Сони, а ее смущает его бесцеремонное разглядывание.

По мере развития их отношений становится понятно, что Соня является полным антиподом Раскольникова. Раскольников идет на убийство ради своей безумной теории, Соня же преступает моральные законы ради спасения семьи. Соню терзает вина за совершенный грех, Раскольников пока не чувствует раскаяния. Но, как это часто случается с противоположностями, героев неудержимо влечет друг к другу, поэтому именно Соне, а не кому-то другому признается Родион в своем страшном преступлении.

Соня не озлобилась на людей после своего грехопадения, она продолжает оставаться все той же миролюбивой и доброй девушкой. В этом ей помогает глубокая вера в бога, основанная на любви и всепрощении. Раскольников, несмотря на пробуждающиеся у него муки совести, все еще отрицает и веру, и бога. Но ему необходима поддержка, поэтому он идет к Соне: «сам не вынес и на другого пришел свалить». Соня читает ему про воскрешение Лазаря из Евангелия. Прослушав эту легенду, Раскольников начинает понимать: принося себя в жертву ради спасения других людей, всегда нужно помнить о боге. Именно отстраненность Родиона от бога является, по убеждению девушки, главной причиной его преступления. Так, благодаря Соне, ее любви и вере понемногу начинает оттаивать сердце главного героя.

В начале их отношений его часто раздражает присутствие Сони, нередко он срывается на грубость. Но со временем он начинает привыкать к их встречам и даже скучает, если они долго не видятся. Соня становится для Раскольникова такой же необходимостью, как глоток воздуха. Это понимает и сама Соня, когда оправляется после тяжелой болезни. Отношения Сони и Раскольникова доказывают антигуманность изначально несостоятельной теории главного героя. Девушка советует ему «страдание принять и искупить себя им», она незаметно подводит его к признанию, а после приговора сопровождает в Сибирь, где делит с ним все лишения. Заключенные уважают ее и относятся ласково и доброжелательно. Беззаветная и жертвенная любовь Сони приводит Раскольникова к духовному возрождению.

В противостоянии двух абсолютно разных мировоззрений Достоевский присуждает победу Соне, олицетворяющей собой христианскую веру. Автор не отделяет любовь от бога, для него эти понятия составляют единое целое, это то, что позволяет героям пережить духовное возрождение и открыться навстречу вере и милосердию. «Их воскресила любовь», – такими словами заканчивает Достоевский историю своих героев.

Роль героя в произведении

На примере характера Сони Мармеладовой писатель изображает всепрощающую, ничего не требующую взамен, любовь. Эта любовь преподносится автором, как некая невысказанность, потому что в романе Соня не произносит о ней ни единого слова. Сама сущность девушки наполнена этим чувством, которое проявляется не в словесной форме, а в виде дел и поступков.

Читайте также:
Анна Снегина краткое содержание, образы героев, сюжет

Неоценимо влияние героини и на дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова. Соня помогает ему избавиться от его заблуждений и приблизиться к нравственному очищению. Соня уже самим своим существованием разрушает теорию главного героя. Ему становится понятно, что эта девушка – не «тварь дрожащая», а сильная личность, веру которой ничто не способно сломить и поколебать. Она остается нравственно чистой даже в той липкой обстановке своей убогой комнаты, где ей приходится обитать. Возможно, это понимают и бывалые «грубые, клейменые каторжные», которые обращаются к Сонечке со словами: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!».

Развитие героя по мере сюжета

Безропотная Соня, испытавшая на себе муки и страдания, прошедшая через унижения, являет собой необыкновенную духовную силу, способную спасти не только себя, но и своего возлюбленного Раскольникова, находящегося на грани отчаяния. Ее отличительной чертой является способность считать чужой грех своим собственным. Во многом из-за искупления и своего греха тоже, она сопровождает Раскольникова в Сибирь. Ее уже нельзя назвать той возвышенной и безропотной жертвой, которую автор представляет в начале повествования. Теперь это сильная личность, которая олицетворяет собой новый тип героини второй половины девятнадцатого столетия.

Отношение автора к герою

Для Ф.М. Достоевского его героиня является нравственным идеалом. Он наделяет ее такими чертами, как доброта, всепрощение, нежность, сочувствие и любовь. Только такой, по его мнению, должна быть настоящая женщина. В образе Сони заключена теория самого писателя о том, что каждый человек имеет право на жизнь. Эту установку он преподносит читателю через убеждения девушки о том, что грех, ради чего бы он ни был совершен, так и останется грехом, что невозможно обрести счастье, совершив преступление. Соня уверена, что путь к счастью всегда лежит через страдания и доказывает это своим смирением и любовью к людям и богу.

Прототипы

В образе Сони отражаются евангельские мотивы. Не случайно в романе она представлена глубоко верующим человеком. В одной из глав Евангелия есть сюжет о девушке, обвиненной в прелюбодействе. Эту историю Достоевский использовал при создании образа Сони Мармеладовой. Он преподносит этот образ так же, как Иисус, обратившийся к людям со словами: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».

Еще одним прототипом героини можно считать Марию Магдалену, которая, сопровождая Христа, проповедует его учение. Так же и Соня, будучи предельно набожной, следует заветам Спасителя и доказывает это не только словами, но и поступками.

Экранизации героя

Самая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в Российской Империи, в 1909 году. Роль Сони Мармеладовой сыграла актриса Александра Гончарова. К сожалению, посмотреть этот фильм в настоящее время не представляется возможным — оригинал и копии кинопленки были утеряны. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль святой грешницы Сони исполнила Мэриэн Марш. В 1956 году французские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Сони досталась известной актрисе Марине Влади.

Самой известной и полюбившейся экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Сони Мармеладовой стала первой работой в кино для двадцатитрехлетней актрисы Татьяны Бедовой, которой на удивление легко удалось вжиться в образ главной героини. После знакомства с экранным образом Сони в исполнении Татьяны Александровны, надолго остается удивительное чувство чистоты, смирения, какой-то особенной тонкости.

В 2007 году был снят сериал «Преступление и наказание», роль главной героини в котором досталась актрисе Полине Филоненко.

  1. Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
  2. Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  4. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  5. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.

Образ и характеристика Сони Мармеладовой сочинение

Работы Достоевского имеют не просто интересный сюжет, но и затрагивают общественно значимые темы и бытовые проблемы. Среди подобных произведений писателя мы можем выделить яркую и знаковую работу Достоевского Преступление и наказание. Среди прочих персонажей романа не может остаться незамеченным образ Сони Мармеладовой. Героиня сыграла значимую роль в жизни Раскольникова, и несмотря на то, что на страницах романа она появляется не сразу, Соня занимает важное место среди женских образов.

Образ Сони Мармеладовой

После совершенного Раскольниковым преступления, где кажется уже ничто не может вытащить героя из пропасти, в его жизни встречается Сонечка. Соня Мармеладова предстает перед читателем в образе восемнадцатилетней девушки небольшого роста, с белокурыми волосами, бледным и худым лицом. Она была хоть и не красавицей, но довольно хорошенькой. Несмотря на возраст, внешне она казалась ребенком, и такой образ автор выбирает не просто так. Ее внешний портрет детской чистоты и невинности, стал отражением душевных качеств героини.

Читайте также:
Стихи на Хэллоуин для детей - читать онлайн подборку веселых стихотворений

Соня — дочь бедного чиновника. Матери у нее не было, зато была больная мачеха, которая постоянно угнетала девушку. У Сони было много младших сестер и братьев, которые из-за нехватки денег постоянно голодали. Чтобы помочь детям и родителям, девушка пытается заработать шитьем, но денег платят мало, поэтому приходится переступить через себя, и встать на путь распутной жизни. Она продает свое тело за деньги, но без этой вынужденной меры, которая противоречит мировоззрению девушки и ее характеру, обойтись было нельзя. Соня идет на жертву ради родных. Но, несмотря на свое занятие и стыдясь своего положения, Соня Мармеладова сохраняет чистоту своей души.

Соня Мармеладова характеристика

Работая над характеристикой Сони, хочется выделить ее исключительную любовь к людям, религиозность, самоотверженность и отзывчивость. Это честная и трудолюбивая девушка, робкая от природы, терпеливая и безропотная. Ради близких она подвергла себя позору, но несет свой крест молча, никого не обвиняя. Соня не теряет веру в людей и не отказывает в помощи Раскольникову. Тот давно запутался в своей теории, согласно которой он разделял людей на два типа. Одни люди правят миром, другие же твари, не заслуживающие уважения. В этом Соня с ним не согласна. Она отрицает право власти сильных и не может допустить, чтобы одни люди были средством для существования других. Для девушки важна жизнь каждого человека, и только Бог может судить и осуждать людей. По этим причинам девушка берется наставить героя на путь истинный.

Роль и значение образа Сони Мармеладовой

Роль образа Сони Мармеладовой в романе Достоевского незаменимая, как и его значение. Ведь именно на ее хрупкие плечи была возложена огромная миссия — помочь Раскольникову обрести право на счастье. Именно через образ Сони Мармеладовой Достоевский воплотил свои сокровенные мысли, и передал идеалы христианской религии. Падшая женщина, которая была чистой и невинной в душе, своими поступками и мироощущением отражала позицию автора.

Сонечка не просто выдержала испытания, что принесла ей судьба, не только не потеряла человеческих качеств, но и помогла обрести Раскольникову смысл жизни. Она подсказала герою, как можно искупить вину и помогла выдержать Родиону долгие годы каторги, подталкивая его на искреннее раскаяние в содеянном. Его покаяние позволило начать все сначала, по-другому относиться к людям и обрести счастье с Соней, которая помогала не только себе, но и другим обрести дорогу к спасению через веру и любовь.

Соня Мармеладова — образ и характеристика героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Первая встреча

Соня Мармеладова предстаёт перед читателем в романе не сразу. Достоевский будто нарочно откладывает встречу с героиней, чтобы каждый из нас мог прочувствовать тот поступок, на который она решилась ради спасения своей большой семьи.

Раскольников знакомится с ней после совершения преступления, когда он находится в отчаянии и уже близок к самоубийству. Ему кажется, что ничего вокруг нельзя изменить, что все его дальнейшее пребывание на земле лишено всякого смысла. Но встреча с бесконечно доброй Соней открывает новый этап в жизни главного героя.

В первый раз он слышит о ней от Семена Захарыча Мармеладова, который последовательно излагает Раскольникову причину падения Сони.

Девушка растёт без матери, с отцом, который в ней не чает души. Ещё совсем недавно она жила вместе с его второй женой Катериной Ивановной и её детьми. Мачеха Сони, страдающая чахоткой, изо всех сил пытается заработать денег, чтобы спасти семью от голода. В это время сам глава семейства тратит последние деньги на выпивку. Пребывая в постоянном отчаянии, Катерина Ивановна нередко попрекала падчерицу за то, что та даром ест заработанный ею хлеб. В итоге Соня решается на страшный шаг. Чтобы помочь своим близким выйти из нищеты, она становится проституткой и получает жёлтый билет, принеся в жертву свое единственное богатство – невинность и чистоту.

Рассказ Мармеладова, посвящённый Соне, затронул Раскольникова до глубины души. Он проникается жалостью к героине уже задолго до знакомства с ней.

Портрет героини

Достоевский описывает её как девушку, имеющую небольшой рост, худенькую, которая была хороша собой. Особенно замечательными для окружающих казались Сонины голубые глаза.

Характер Сони

Образ Сони Мармеладовой — один из самых противоречивых в произведении Достоевского. Имея застенчивый и робкий характер, эта девушка стыдится своего греховного занятия. Она не может даже сидеть рядом с родственниками главного героя, считая себя недостойной подобной чести. Даже протянуть руку сестре Дуне Раскольниковой она не в силах, считая, что тем самым может нанести приличной девушке оскорбление.

Соня настолько безответна, что её могут подвергать унижениям и Лужин, и хозяйка комнаты, где она живёт. Девушка не может дать отпор своим обидчикам.

Читайте также:
Как бадыноко победил великана кратко читать онлайн

Но полностью её характер раскрывается перед читателями только после совершённых ею поступков. Несмотря на свою внешнюю хрупкость, Соня является человеком с невероятно твёрдым характером и крепкой верой. Фундаментом, на котором строится всё её существование, является безграничная вера в Бога, которая, как известно, основана на любви. Именно эта любовь заставляет отдавать ей весь свой заработок отцу, эта же любовь и жалость к ни в чём неповинным детям Катерины Ивановны приводят её к занятиям проституцией.

Любовь к главному герою заставляет её бросить родной город и уехать с ним в далекую Сибирь.

Соня умеет сострадать людям и прощать им даже самые злые поступки. Именно это качество отличает её от остальных героев книги. Она не осуждает постоянно недовольную мачеху, жалеет пьяницу-отца, прощает Раскольникову убийство своей близкой знакомой Елизаветы.

Как же Соня, физически очень слабая, может иметь такую огромную душевную силу? Причиной её всеобъемлющей любви является крепкая вера в Бога. Благодаря ей она приводит Раскольникова к осознанию своей вины и дальнейшему раскаянию. В дальнейшем Родион так же, как и Соня, приходит к вере и начинает новую жизнь.

Роль героини в романе

Соня — один из центральных персонажей в романе. Именно через неё нам доносится авторская позиция. Убеждения героини, её ценности были убеждениями и ценностями самого Достоевского, который также считал, что только любовь и вера в Бога может спасти этот мир от зла.

Несмотря на свою телесную нечистоту, Соня осталась кротким и невинным человеком в душе. Свои телесные грехи она покрывает жертвенной любовью к окружающим людям. Входящая по убеждению Раскольникова в отряд «тварей дрожащих» она оказывается по своему существу гораздо выше и сильнее любого власть имущего человека.

Сам Родион также чувствует свою слабость перед девушкой, которой приходится преодолевать столько испытаний.

Однако пройдя через все трудности, уготованные жизнью, Соня наконец-то обретает свое счастье в конце романа. Она бросает своё преступное занятие и едет вслед за Раскольниковым, нисколько не сомневаясь. Несмотря на то, что Родион и Соня находятся в каторжной ссылке, они оба чувствую себя счастливыми и готовыми к новой жизни.

Нравственные принципы Сони, её образ жизни приводят, в конце концов, к развенчанию теории Раскольникова. Главный герой, условно поделивший людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», понимает всю неполноценность своего мировоззрения. Соня, которую он раньше относил в разряд последних, на деле оказывается духовно сильным человеком. Он искренне удивляется и преклоняется перед её самопожертвованием. Только встав на сторону её убеждений, он становится по-настоящему счастливым человеком.

Вывод

Характеристика образа Сони Мармеладовой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Литература. 10 класс

Конспект урока

«Их воскресила любовь». Образ Сони Мармеладовой.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. Определение места Сони Мармеладовой в романе Достоевский и тема униженных и оскорблённых.
  2. Характеристика героини, взаимоотношения с Раскольниковым и сходство судеб.
  3. Развитие образа Сони Мармеладовой и проблемы нравственного идеала автора.

Глоссарий по теме

Художественный образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение.

Нравственный идеал — представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

Роман — прозаическое произведение, которое отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, показанных в их развитии.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Основная литература:

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Цитаты из произведений. 9-11 классы. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Тема униженных и оскорблённых в романе «Преступление и наказание» раскрывается и в образе Сони Мармеладовой. Совершив преступление, Раскольников направляется к ней с мыслями: «Почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла сума?».Чтобы спасти от голодной смерти брата и сестёр, больную мачеху и пьяницу-отца, девушка торгует телом.

Раскольников осуждает подобную жизнь. Он молча, «стараясь не глядеть на Соню, поскорее проходит вперёд и бесцеремонно осматривает её комнату». Мысли девушки в этот момент: «Ей было и тошно, и стыдно, и сладко…». Молодой человек ведёт себя самоуверенно, задаёт бесцеремонные вопросы. Соня же демонстрирует кротость, отвечает смиренно, в ней чувствуется какая-то беззащитность: она слишком открыта и уязвима для зла.

Во время первой встречи Соня раскрывается перед Раскольниковым как человек любящий, с чуткой и отзывчивой душой. Родион понимает, что «настоящий разврат не проник ни одною каплей в её сердце…». Герой задаётся вопросом: «Да скажи мне наконец, какой этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?».Раскольникову кажется, что «справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить». Ответ Сони обескураживает его: «А с ними-то что будет?». Её взгляд, в котором он читает, до какой чудовищной боли истерзала её мысль о позорном положении, заставляет Раскольникова понять, что «значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, с своею чахоткой».

Читайте также:
Белый пудель краткое содержание рассказа А.И. Куприна, характеристика

Молодой человек спрашивает в недоумении: «Так ты очень молишься богу-то, Соня?». И она даёт ему ответ: «Что же бы я без бога-то была?». И героиня мгновенно превращается из тихой и покорной девушки в решительную, гневную, сильную и уверенную. «С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и не правильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнём, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, ещё дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным». Герой проникается человеколюбием Сони, он склоняется перед ней и целует её ногу: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Религиозность девушки влияет на Раскольникова, он просит прочитать притчу о воскрешении Лазаря. Чудо воскрешения он ждёт теперь и от неё: «У меня теперь одна ты… пойдём вместе… Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою (это всё равно!)».

Соня готова перенести любые страдания во имя любви к близким людям. Её жизнь строится по законам самопожертвования. И даже испытывая позор и унижения, она сохраняет отзывчивую душу. Она не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает.Раскольников же протестует, он не хочет принимать жизнь такой, какая она есть. Выношенная им теория толкает его на путь насилия.

Вторая встреча Раскольникова происходит с Соней, когда он приходит рассказать о страшном убийстве. Он чувствует её нравственную силу, поэтому считает, что она выдержит его признание. Во время этого свидания сталкивается правда Раскольникова и правда Сони. Пытаясь оправдать своё преступление, Родион называет несколько причин, которые разбиваются о христианские принципы.

Соня следует вместе с ним на каторгу. Арестанты проникаются её поступком, снимают шапки, кланяются: «Матушка Софья Семёновна, мать ты наша, нежная, болезная». Они любят её и хвалят, даже не осознавая за что. Раскольникова же не любят и избегают.

Со временем любовь девушки отогревает Родиона: «как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к её ногам. Он плакал и обнимал её колени». Достоевский отмечает: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные истоки жизни для сердца другого».Под подушкой у Раскольникова теперь лежит Евангелие. Так для героя начинается новая жизнь.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Ребус – соответствие.

Соотнесите события встреч Сони и Раскольникова.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Раскольников просит Соню читать Евангелие. Раскольников падает перед ней на колени.

Раскольников признаётся в убийстве старухи-процентщицы. Просит совет, как поступить.

Герой просит надеть крест, Соня крестит Раскольникова.

Подсказка: «. Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик. ».

2. Ребус – соответствие.

Соотнесите героя и описание комнаты, в которой он живёт.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

«Это была крошечная клетушка, шагов в десять длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими пыльными и всюду отстававшими обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко».

«Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь…другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели».

«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол. на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике».

Подсказка: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: