Образ России в поэме Мертвые души – краткое описание дворянства

Образ России в поэме «Мертвые души»: краткий обзор поэмы

Содержание:

Образ России в поэме «Мертвые души» кратко характеризует жизнь людей в стране в период девятнадцатого века. Гоголь создал знаменитое произведение в 1841 году. Каждая часть композиции описывает конкретного помещика, знакомящегося с главным героем. Через богатство образов автор передает разнообразие характеров, различия в уровне жизни простых крестьян, помещиков. Главный образ поэмы – русский народ, Россия. Каждый сюжетный поворот связывает события, давая точную характеристику определенной категории людей: чиновникам, помещикам, крестьянам.

Отдельно писатель выделил дорогу. Герой по имени Павел – главный персонаж, пребывающий в постоянном движении. Он переезжает из одной усадьбы в другую, заводя знакомства с зажиточными горожанами. Каждый переезд – своеобразный урок, позволяющий Чичикову иначе взглянуть на крепостное общество, дворянские сословия. Параллельно автор описывает красоты природы, с которыми встречается персонаж в дороге.

Образ России в «Мертвых душах» – кратко

До начала путешествия Павла писатель подробно рассказывает о пейзажах. Русская земля для него – душа народа, передающая его величие, символизирующая огромные возможности простых людей. Как характеризует автор Россию в произведении:

  • Историческое развитие государства. Многие эпизоды указывают на смену ценностей в обществе. Задание каждого помещика – заработать больше денег, найти новые источники дохода. Даже мертвый крестьянин вызывает у людей желание получить прибыль. Яркий пример предприимчивого, беспринципного человека – главный герой Павел;
  • Характеристика народного труда. Гоголь много говорит о красоте городов, дворцов, созданных руками русского человека. Поэма повествует о трудолюбии простого народа. Тяжелый труд крестьян не оценивается по достоинству;
  • Стремление к лучшей жизни. В эпизодах встречается упоминание о желании молодежи изменить свою жизнь, получить образование, переехать в Петербург, найти хорошую работу. Писатель верит в процветание, положительные перемены в стране;
  • Красивейшая природа. Гоголь сравнивает пейзажи с произведением искусства. Для него Русь – родина, у которой есть душа. С описанием красот противоречит характеристика домов, жилища. Они позиционированы как бедные, ветхие, разбросанные по земле. Сюжет передает ощущения народа того времени – неудовлетворенность, подозрительность, финансовая нестабильность;
  • Особенности зажиточных людей. Через описание помещиков творец характеризует основные пороки, мешающие развитию страны. Герои греховны, безнравственны, алчны. Знакомство с каждым человеком – своеобразный тест личности. После общения Чичиков делает вывод о недостатках, низменности действующего лица.

Городом Н писатель именует все просторы России. Однако приоритетом для граждан является не красота, духовные ценности или нравственные принципы. Они стремятся к богатству, игнорируя общественные, культурные нормы.

Образ России в поэме гоголя «Мертвые души» – взгляд в будущее

Вся поэма посвящена критике государственного порядка. Она пронизана фразами, вселяющими надежду на улучшение жизни, изменение взглядов, приоритетов. Гоголь проводит параллель между угнетенностью, забитостью народа и его талантами, трудолюбием. Каждый персонаж – это урок, показывающий влияние пороков на жизнь человека, всей страны.

Понятие родины автор возвышает над невзгодами, трудностями. Многие сцены показывают, что несмотря на низменность персонажей – жителей России, страна непременно станет лучше. На это указывает окончание композиции: красивая тройка, несущаяся к светлому будущему.

Гоголь верит в непоколебимость, силу России. Поэма говорит, что родина непременно воспрянет, ситуация изменится, люди станут добрее, сменят свои приоритеты.

Образ России в поэме Мертвые души Гоголя

Где можно увидеть образ старой России как ни в поэме «Мертвые души». В ней показана ее суть, все естество России того времени, чем она живет, чем существует. И в этом романе показана только отрицательная ее сторона (положительную автор не стал показывать), где показаны одни пороки, безнравственность, греховность, всю слабую сторону одной медали.

Такая сторона особенно проявлялась в богатых слоях общества, да и простые люди небыли лишены этого.

Гоголь старался показать это в своем романе для любого читателя. И как считают критики, ему не полностью это удалось в своем первом томе; – Они полагают, может быть, он полностью это раскрыл во втором, потерянном тому «Мертвых душ», кто знает.

Как Россия отражена в поэме, часто она показана через невежество господ в одном поместье. Здесь, каких только пороков нет, все собраны в одном «флаконе», прям кладезь пороков и грязи. Много образов постарался описать автор: и расточительного Манилова, и расчетливую и бережливую Коробочку, плута и пройдоху Ноздрева, домовитого Собакевича, скрягу Плюшкина, который может возглавить всю эту пирамиду ничтожности.

Несмотря на то, что все эти люди играют отрицательных героев романа, все они личности, каждый индивидуален по своему, но тем ни менее у них есть нечто общее. То, что их всех объединяет это необразованность, бескультурье, небольшой интеллект, огромная страсть к деньгам и наживе, жестокость и невежественное обращение к крепостным и просто маленьким людям.

Такова была Россия во времена Гоголя, такой он ее видел, и где-то актуальной остается и по сей день. Чиновники этой небольшой провинции, как и везде иногда не чисты на руку, господствует коррупция, стремление каждого мало-мальски высокого чиновника обогатиться за счет простого народа, отсутствие боязни наказания за свои поступки, полная безнаказанность во всех сферах, и полная круговая порука.

Читайте также:
Пир во время чумы краткое содержание читать онлайн

И вся Россия это – именно этот город N. Главное здесь материальное богатство, деньги и власть.

Но как говорилось ранее, простой народ также является частью Росси и они показывают другую сторону России, но так же не блестящую ее сторону.

Безграмотность, уровень духовности неимоверно низок на тот момент.

Как и над богатым сословием смеялся автор, так же высмеивает и простой люд. Иронизируя недотепу Петрушку, который страсть как любил читать книги, но к сути от прочитанного не вникал.

Положительной стороной крепостничества это стремление к свободе, талантливость и трудолюбие.

2 вариант

Не секрет, что Н.В.Гоголь горячо любил свою родину. Размышляя над созданием поэмы “Мёртвые души”, он желал «показать хотя с одного боку всю Русь…». Обличая людские пороки, создавая яркие лирические отступления писатель раскрывает образ России в поэме. Изначально автор указывает на величие и прелесть своей родины, стремление молодых людей к наукам, красоту её природы и архитектуры.

Но сложно было бы описать страну, не затронув её населения. Н.В.Гоголь уделяет большое внимание характеру и нравам помещиков, которых посещает Чичиков. Благодаря этому мы понимаем, что на момент создания произведения Россия переживает не лучший период: страну населяет множество несправедливых, эгоистичных и лицемерных людей.

Так, в образе Манилова нам изначально предстаёт радушный и гостеприимный помещик. Однако он совершенно равнодушен к своему хозяйству и крестьянам, погружён в собственные мечты, для осуществления которых не предпринимает никаких действий, лишь ожидая их внезапного исполнения.

Собакевич – также человек, не лишённый радушия. Внешне он похож на медведя – зверя, символизирующего Россию. В то время как Собакевич заботится о собственной сытости, лишения терпят его крепостные и даже приятели. Собакевич неуступчив и упёрт.

Коробочка – образ самой настоящей русской женщины. Её бережливость, грамотное ведение хозяйства вызывают уважение, но привычка прибедняться и отсутствие образования совсем не красят помещицу.

Ноздрёв – кутила и пьяница. Он так же легко расстаётся с людьми, как и сходится с ними. Предательство друзей и даже собственных детей ничего для него не значит. Ноздрёвы – одно из самых печальных, и, увы, распространённых явлений на Руси.

Плюшкин – персонаж, вызывающий сочувствие. Потеря того, что было дорого помещику, вызывает в нём желание любой ценой удержать при себе то, что осталось, нажить ещё больше. Хозяйственность была положительной чертой Плюшкина, но она же и убила в нём человеческий облик.

Образ самого города N, в котором автор отражает всякий уездный город России, пестрит серыми и жёлтыми оттенками, бедностью и воровством. Н.В. Гоголь иронично описывает городские пейзажи, но от этого не становится менее печально.

Итак, к концу произведения автор, создав удивительный образ тройки, мчащейся в светлое будущее, передает в нём свои надежды на спасение России. Его родина сильна и непоколебима и не может, несмотря на все испытания, не воспрянуть однажды и не переменить настоящего положения дел к лучшему.

Сочинение 3

Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная Россия полна пороков, особенно среди господ.

Автор показывает частое невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич. Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев, каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех много общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам, жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна – подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает пороки всего самодержавно-крепостнического строя.

В поэме автор не ограничивается обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые уловки ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится главный герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но доход от усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал, причем делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью. Но автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки других помещиков.

Ничтожность высших сословий не может не отражаться на жизни простого народа. Это хорошо показано в «Повести о капитане Копейкине», на примере истории раненого офицера, который не мог добиться от чиновничества ответа на прошение. Ожидание хоть какой-нибудь помощи оборачивается для капитана высылкой из столицы.

Читайте также:
Мифология Древнего Рима - о возникновении, основные боги и существа

Деградация, которой способствовало крепостное право, коснулась и крестьян. В поэме показаны люди из народа, крепостные мужики, уровень духовности которых совершенно ничтожен, развитие которых пало жертвой многовекового гнета. Автор иронизирует над ними, рассказывая о крепостном Петрушке, что любил читать книги, о содержании которых даже не задумывался. Однако крепостничество не смогло затоптать свободолюбие русского народа, его богатырский дух, талантливость и трудолюбие. Гоголь восхваляет русских мастеров, восхищается «живым и бойким русским умом». Именно эти качества помогают еще верить в будущее страны.

Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ России в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Роман Мастер и Маргарита о судьбе художника, его ответственности перед творчеством, включает евангельский, земной и демонический миры.

Одним из второстепенных персонажей произведения является Елизавета Прокофьевна Епанчина, дальняя родственница главного героя романа Льва Николаевича Мышкина.

Лев Николаевич Толстой всегда был религиозным человеком, постоянно находился в поисках смысла жизни, ставил в собственных произведениях вечные вопросы. Рассказ – «Бедные люди»

Поэма написана Пушкиным на основе реальных исторических событий, и ее герои или их прототипы являются историческими лицами.

Палата №6 – знаменитая повесть Антона Павловича Чехова о трагической судьбе доктора Рагина. К второстепенным героям повести относится Дарьюшка, ее образ позволяет более полно понять характер главного героя.

Образ России в поэме «Мертвые души» Гоголя — Сочинение

Где можно увидеть образ старой России как ни в поэме «Мертвые души». В ней показана ее суть, все естество России того времени, чем она живет, чем существует. И в этом романе показана только отрицательная ее сторона (положительную автор не стал показывать), где показаны одни пороки, безнравственность, греховность, всю слабую сторону одной медали.

Такая сторона особенно проявлялась в богатых слоях общества, да и простые люди небыли лишены этого.

Гоголь старался показать это в своем романе для любого читателя. И как считают критики, ему не полностью это удалось в своем первом томе; — Они полагают, может быть, он полностью это раскрыл во втором, потерянном тому «Мертвых душ», кто знает.

Как Россия отражена в поэме, часто она показана через невежество господ в одном поместье. Здесь, каких только пороков нет, все собраны в одном «флаконе», прям кладезь пороков и грязи. Много образов постарался описать автор: и расточительного Манилова, и расчетливую и бережливую Коробочку, плута и пройдоху Ноздрева, домовитого Собакевича, скрягу Плюшкина, который может возглавить всю эту пирамиду ничтожности.

Несмотря на то, что все эти люди играют отрицательных героев романа, все они личности, каждый индивидуален по своему, но тем ни менее у них есть нечто общее. То, что их всех объединяет это необразованность, бескультурье, небольшой интеллект, огромная страсть к деньгам и наживе, жестокость и невежественное обращение к крепостным и просто маленьким людям.

Такова была Россия во времена Гоголя, такой он ее видел, и где-то актуальной остается и по сей день. Чиновники этой небольшой провинции, как и везде иногда не чисты на руку, господствует коррупция, стремление каждого мало-мальски высокого чиновника обогатиться за счет простого народа, отсутствие боязни наказания за свои поступки, полная безнаказанность во всех сферах, и полная круговая порука.

И вся Россия это – именно этот город N. Главное здесь материальное богатство, деньги и власть.

Но как говорилось ранее, простой народ также является частью Росси и они показывают другую сторону России, но так же не блестящую ее сторону.

Безграмотность, уровень духовности неимоверно низок на тот момент.

Как и над богатым сословием смеялся автор, так же высмеивает и простой люд. Иронизируя недотепу Петрушку, который страсть как любил читать книги, но к сути от прочитанного не вникал.

Положительной стороной крепостничества это стремление к свободе, талантливость и трудолюбие.

Обличение «хозяев жизни»

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, «хозяев жизни». Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, — носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении «Мертвые души».

Читайте также:
Теория Раскольникова в Преступлении и наказании - анализ смысла

Краткая история создания

Согласно известному факту, сюжет для своей поэмы Гоголь услышал от Пушкина в 1831 году. В то время те или иные махинации с «мёртвыми душами» были обычным делом — нередко беженцам или ссыльным крестьянам давали имена умерших людей, чтобы спасти от преследования. В первом томе произведения писатель сознательно подчёркивал только порочные черты у своих героев; 2 и 3-й том, по замыслу Гоголя, должны были показать и светлые стороны российского общества:

  • Первый том. Изобличение порочных черт российского общества и Чичикова (как его типичного представителя). Имеются све́дения, что Гоголь сознательно хотел написать 3 поэмы по принципу «Божественной комедии» Данте, где 1-й том — ад, 2-й — чистилище и 3-й — рай. Был закончен в 1841 году.
  • Второй том. Предположительно, показ русской действительности с хорошей стороны (в частности, указание на жертвенность народа, его терпение, любовь и иные качества). Должны были также измениться помыслы Чичикова; именно во втором томе писатель планировал показать тот путь, который должен пройти русский человек и Николаевская Россия в целом для преображения. Написан примерно в 1851—1852 годах, утерян (либо уничтожен) в тот же период.
  • Третий том. Если кратко — будущее своей родины, наступление которого, по мнению писателя, неизбежно.

Разнообразие человеческих недостатков автор показывает при помощи «дорожного сюжета» — Чичиков (а вместе с ним и читатели поэмы) последовательно знакомится с каждым персонажем, отмечая про себя его характе́рные черты и особенности. При этом писатель нередко останавливается на описании восхитительной русской природы; образ России в произведениях Гоголя всегда связан с противопоставлением природных красот и человеческого уродства.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм – вот основная идея «Мертвых душ». Критик понимал под словосочетанием «субстанциальное начало» богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе. Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии — все это воплощает образ Руси в поэме «Мертвые души». Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме «Мертвые души». Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над «порядками» – проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль – во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Бібліотека школяра вітає тебе!

Свою роботу ми розпочали в березні 2008 році і весь цей час ми плідно працюємо над розширенням можливостей нашої електронної бібліотеки. Наш сайт стане у нагоді тим, хто навчається і тим, хто постійно намагається здобути нові знання. Ми намагались зібрати інформацію, яка стане у нагоді учню при підготовці домашніх завдань чи складання іспитів, студенту — під час підготовки до сесії. Для Вашої зручності, «Бібліотека школяра» розділена на шістнадцять розділів, серед яких ми зможете знайти: твори з мови, з української та зарубіжної літератури, сочинения по русскому языку и литературе, стислі перекази творів, біографії письменників та історичних діячів, рефетати та багато іншого. Сподіваємось, що «Бібліотека школяра» стане Вам у нагоді. Дякуємо, що завітали до нас!

Читайте также:
Жизнь Арсеньева краткое содержание романа - читать онлайн бесплатно

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: «Русь, куда ж несешься ты?». Однако ответа нет. Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь. И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Образ России

Великий классик, получивший идею, хотел показать идеальную русскую жизнь в глубинке. Но замысел расширился. Гоголь не смог раскрасить будни помещиков и чиновников. Идеальные краски ушли на задний план, а серые реалии выплыли наружу. Именно этим можно объяснить настроение Пушкина во время чтения автором поэмы. Грусть и тяжесть наполняла душу поэта. Россия предстала перед читателями галерей пороков: скупости, лени, обжорства. Каждый образ дополнялся следующим персонажем и становился собирательным:

  • Мечтательный Манилов;
  • Скупая Коробочка;
  • Разгульный Ноздрев;
  • Угрюмый Собакевич;
  • Алчный Плюшкин.

Россия породила страшных людей, имеющих власть над другими, но не желающих ничего создавать. Все они выросли их хороших людей, но общество помогло им очерстветь душой и деградировать как личностям.

Добродушный романтизм Манилова становится пустотой ленивого мечтателя, беспечного и глупого. Строить нереальные прожекты, сидя в приходящей в запустение беседке, — все, что он может.

Хозяйственность и практичность Коробочки свели ее разум к тупому исканию выгоды. Она превратилась в глупую старуху, не вдумывающуюся в предмет торговли. Главное, продать.

Смелость Ноздрева заменяется невежеством, пьянкой и транжирством. Он смело врет, хамит и дерется, но трусливо сбегает от решения настоящих проблем.

Богатырская стать Собакевича стала грубостью, крепость характера преобразовалась в черствость души, а прямолинейность стала подозрительностью.

Бережливость Плюшкина переросла в безнравственность. Он не замечает близких себе людей, отказывается от детей и не радуется внукам.

Эти образы составляют основу сатиры на крепостную Русь. Безжизненная Россия ждет изменений, надеется на новые социальные классы, интересные идеи.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, «рыцарей» наживы. Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. В.Г. Белинский, которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя «Мертвые души», был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

Образ России в поэме гоголя «Мертвые души» – взгляд в будущее

Вся поэма посвящена критике государственного порядка. Она пронизана фразами, вселяющими надежду на улучшение жизни, изменение взглядов, приоритетов. Гоголь проводит параллель между угнетенностью, забитостью народа и его талантами, трудолюбием. Каждый персонаж – это урок, показывающий влияние пороков на жизнь человека, всей страны.

Понятие родины автор возвышает над невзгодами, трудностями. Многие сцены показывают, что несмотря на низменность персонажей – жителей России, страна непременно станет лучше. На это указывает окончание композиции: красивая тройка, несущаяся к светлому будущему.

Гоголь верит в непоколебимость, силу России. Поэма говорит, что родина непременно воспрянет, ситуация изменится, люди станут добрее, сменят свои приоритеты.

Смотри также:

  • Главная тема «Мертвых душ»: как связаны все части произведения

«Мертвые души» — революционное произведение

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Гоголь — патриот

Посвященные России, русскому народу лирические страницы являются, пожалуй, лучшими в «Мертвых душах». Чернышевский, говоря о высоком патриотизме Николая Васильевича, писал, что Гоголь считал себя человеком, который должен служить отечеству, а не искусству. Образ Руси в поэме «Мертвые души» свидетельствует о том, что будущее страны, действительно, волновало писателя. Безусловно, Николай Васильевич Гоголь является истинным патриотом.

Образ России в поэме «Мертвые души»

Мы подготовили для Вас несколько сочинений про образ России в поэме Гоголя «Мертвые души». Используйте эти примеры для выполнения своего задания по литературе.

Сочинение 1

Где можно увидеть образ старой России как ни в поэме «Мертвые души». В ней показана ее суть, все естество России того времени, чем она живет, чем существует. И в этом романе показана только отрицательная ее сторона (положительную автор не стал показывать), где показаны одни пороки, безнравственность, греховность, всю слабую сторону одной медали.

Читайте также:
Левий Матвей - характеристика персонажа Мастер и Маргарита

Такая сторона особенно проявлялась в богатых слоях общества, да и простые люди небыли лишены этого.

Гоголь старался показать это в своем романе для любого читателя. И как считают критики, ему не полностью это удалось в своем первом томе; — Они полагают, может быть, он полностью это раскрыл во втором, потерянном тому «Мертвых душ», кто знает.

Как Россия отражена в поэме, часто она показана через невежество господ в одном поместье. Здесь, каких только пороков нет, все собраны в одном «флаконе», прям кладезь пороков и грязи. Много образов постарался описать автор: и расточительного Манилова, и расчетливую и бережливую Коробочку, плута и пройдоху Ноздрева, домовитого Собакевича, скрягу Плюшкина, который может возглавить всю эту пирамиду ничтожности.

Несмотря на то, что все эти люди играют отрицательных героев романа, все они личности, каждый индивидуален по своему, но тем ни менее у них есть нечто общее. То, что их всех объединяет это необразованность, бескультурье, небольшой интеллект, огромная страсть к деньгам и наживе, жестокость и невежественное обращение к крепостным и просто маленьким людям.

Такова была Россия во времена Гоголя, такой он ее видел, и где-то актуальной остается и по сей день. Чиновники этой небольшой провинции, как и везде иногда не чисты на руку, господствует коррупция, стремление каждого мало-мальски высокого чиновника обогатиться за счет простого народа, отсутствие боязни наказания за свои поступки, полная безнаказанность во всех сферах, и полная круговая порука.

И вся Россия это – именно этот город N. Главное здесь материальное богатство, деньги и власть.

Но как говорилось ранее, простой народ также является частью Росси и они показывают другую сторону России, но так же не блестящую ее сторону.

Безграмотность, уровень духовности неимоверно низок на тот момент.

Сочинение 2

Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» стремился показать все стороны жизни русского человека. Полностью задумку писатель так и не смог осуществить, так как до нас дошел только первый том, в котором изображенная Россия полна пороков, особенно среди господ.

Автор показывает частое невежество господствующих сословий на примере поместного дворянства. Гоголь описал целую галерею образов, полных пороков и невежества. Здесь расточитель Манилов и бережливая Коробочка, пройдоха Ноздрев и хозяйственный Собакевич. Особняком стоит скряга Плюшкин, до уровня ничтожности которого не смог опуститься еще никто из помещиков. Несмотря на все недостатки этих героев, каждый из них у автора – индивидуальность, неповторимая личность. Но у всех много общего: культурная необразованность, низкий интеллект, страсть к деньгам, жестокость к крепостным, безнравственность. В поэме автор характеризует не только отдельных помещиков, то и чиновников города в целом. Все они нечисты на руку, стремятся обогатиться за счет народа. Они не боятся наказания за свои деяния, потому что во всю силу работает круговая порука, потому что вся страна – подобие города N. На примере чиновников этой провинции Гоголь изображает пороки всего самодержавно-крепостнического строя.

В поэме автор не ограничивается обличением господствующих сословий. Он затрагивает тему путей исторического развития России. Становится понятно, что к середине XIX столетия деньги в стране встают для всех на первый план. Предприимчивые люди готовы на любые уловки ради материального блага. Примером такого предпринимателя становится главный герой поэмы – Чичиков. Он относится к сословию поместных дворян, но доход от усадьбы ему неинтересен. Главное его стремление – собрать капитал, причем делает он это незаурядными способами, удивляя своей изобретательностью. Но автор не восторгается своим героем, а высмеивает его пороки, как недостатки других помещиков.

Ничтожность высших сословий не может не отражаться на жизни простого народа. Это хорошо показано в «Повести о капитане Копейкине», на примере истории раненого офицера, который не мог добиться от чиновничества ответа на прошение. Ожидание хоть какой-нибудь помощи оборачивается для капитана высылкой из столицы.

Деградация, которой способствовало крепостное право, коснулась и крестьян. В поэме показаны люди из народа, крепостные мужики, уровень духовности которых совершенно ничтожен, развитие которых пало жертвой многовекового гнета. Автор иронизирует над ними, рассказывая о крепостном Петрушке, что любил читать книги, о содержании которых даже не задумывался. Однако крепостничество не смогло затоптать свободолюбие русского народа, его богатырский дух, талантливость и трудолюбие. Гоголь восхваляет русских мастеров, восхищается «живым и бойким русским умом». Именно эти качества помогают еще верить в будущее страны.

Подводя итоги, автор рассуждает о судьбе России, утверждает, что есть в ней еще нерастраченные силы, которые смогут удержать ее на плаву. Несмотря ни на что, Гоголь верит в Русь, сравнивает ее с тройкой, которой уступают дорогу другие страны.

Читайте также:
Кладовая солнца - краткое содержание сказки, главные герои, сюжет

Сочинение 3

Уникальность поэмы подтверждается большим количеством образов, представленных в ней. Часть из них видима – это люди, часть скрыта за сюжетом. Россия в «Мертвых душах» присутствует на каждой странице, за каждым персонажем. Образ России в поэме «Мертвые души» просматривается через события, предшествующие странствованию Чичикова.

У России большая история. Автор любовно описывает то, что создано русским человеком. Красивые города, дома и дворцы. Молодежь стремится в Петербург за знаниями, за службой, за новой жизнью.

Дерзкая дивная природа России схожа с творениями искусства, она обвивает здания, поднимается в вышину и теряется в облаках. Природа скрывает бедные домишки, разбросанные по огромной стране. В России все противоречиво.
Народ так долго был угнетаем, что не умеет провести обычную сходку. У него получается «препорядочная путаница». Мужики не знают, кому верить. Они погружаются в свое ремесло, заливают горе водкой, гибнут по кабакам.
Патриотизм знати заменяется постройкой избы на русский манер. Огромное количество благотворительных обществ появляется и сразу пропадает.

Страна держится за прошлое, видя в нем пример для процветания. Но автор верит, связь с прошлым сильна только у богатых с «мертвой душой». Другие образованные люди надеются на лучшее развитие событий и меняют настоящее.

Типичными образами настоящей России являются помещики губернского городишка N. Дворянские сословия, обленившись, жируют, грабя своих крепостных. Маниловы мечтают о встречах и беседах с друзьями, но не могут назвать ни одной интересующей их темы. Они ждут только повышения по службе, которое придет само собой. Стать генералом Манилов собирается, потому что найдет приятного собеседника. Об их встречах узнают другие знатные вельможи, итог – высокое звание.

Маниловы не думают о службе, труде, подвигах, все появляется как по мановению волшебной палочки. На самом деле в поместьях маниловых все постепенно приходит в упадок. Витают только мысли хозяина, остальное гибнет и стареет.

Собакевичи заняты едой. Они набивают животы разнообразными блюдами, не смотрят на количество съеденного. На их фоне голодные мужики выглядят по-другому. Они работают до изнеможения, но не могут накормить свои семьи. Голод и обжорство – образ жизни собакевичей. Плюшкины – самый неприятный тип дворянства. От своей алчности они потеряли все человеческое. Живут как пауки, страшные и жестокие. Тащат в свое логово все, что смогут унести, не гнушаются воровства. Они уже не понимают, зачем им нужны эти вещи, но страсть к накопительству превыше разума.

Ноздревы ездят по балам, пьют и буянят. Для них важно пошуметь, поврать, подраться и напиться. Нет дела, к которому бы они относились с уважением. Настоящее России – это помещики, не создающие для страны ничего. Они ищут, на чем поживиться, разрушая все вокруг себя. Они олицетворяют косность и застой в умах русского дворянства.

Писатель критикует порядок, существующий в стране. Он готов беспощадно его бичевать словом, образами и делами. Но Гоголь уверен, что Россию ждет славное будущее. Автор поэмы видел, как талантлив народ, что создает он, необразованный и забитый. Сложно представить, каков будет результат труда человека, если ему открыть все те научные данные, которыми владеет человечество.

Образ России в поэме «Мертвые души» возвышается горделиво над всеми персонажами. Страна не зависит от помещиков с низкой душой, она встанет и расцветет.

Образ России в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»

Русь и простой народ

У России есть великая история. Гоголь с любовью рассказывает, что было сотворено российским человеком. Описываются прекрасные города, здания и дворцы. Молодые люди во все времена стремятся в столицу за образованием, за службой, навстречу лучшей жизни.

Тяготы Российского общества

Опасная чарующая природа похожа на произведение искусства, она обнимает архитектурные сооружения, заглядывает в небесную высь и теряется среди облаков. В произведениях Гоголя образ России всегда величественен и торжественен. Природа укрывает ветхие домики, расставленные по большой стране. Создание образа России у Гоголя в поэме «Мертвые души» осуществляется при помощи поэтичных описаний роскошной живописи всего внешнего.

Но в Российском государстве всегда есть противоречия и конфликты. Люди длительное время находились под гнетом, поэтому пока еще обычной жизнью на Родине жить не умеют. Народ никому не верит: крестьяне погружаются в собственную работу, запивают горе огненной водкой, погибают в кабаках.

Привилегированное дворянство принимает за патриотизм строительство своих домов на русский манер. Ежедневно организуются в огромном количестве благотворительные общества, но почти сразу же расформируются. Государство крепко держится за прошлую жизнь, полагая, что былые времена были примером процветания. Автор убежден: прошлое составляет ценность лишь для богатых сословий с «мертвыми душами».

Некоторые образованные дворяне верят в лучшее, надеются на развитие родной страны, стараются проводить реформы для изменения российской действительности.

Предназначение русского населения

Николай Гоголь критикует нравы и устои, закрепившиеся в стране. Писатель готов безжалостно бичевать словом развращенное дворянство. Образ России в «Мертвых душах» возносится горделиво над другими героями поэмы. Российскую землю не сломит низкое душою дворянство, ее непременно ждет подъем и величие.

Читайте также:
Стихи про лису короткие четверостишия для детей, красивые стихотворения

Русская земля:

  • талантливая;
  • великая;
  • живая.

Автор прерывается от рассказов о помещиках лирическими описаниями красоты Руси: чудесной, сверкающей, малознакомой. Писатель пишет: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?» Птица-тройка, летящая на просторе — символ Руси. Она свободна, могущественна, непобедима. Гоголь восторгается Россией. Он описывает любовь к труду крестьян, их особый талант.

Писатель убежден, что российский «мужик» в силах изобрести нечто, которое поведет страну по новому пути. При написании сочинения на тему России и Гоголя непременно следует упомянуть о роли простого народа в судьбе отчизны.

Образ родины в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Тема: Образ Родины в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Цели: показать сложный образ России в поэме Гоголя;

развить исследовательские навыки учащихся;

содействовать патриотическому воспитанию;

формировать коммуникативные способности.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя (работа Ф. Моллера), интерактивная доска. На экране возникают одна за другой картины родного края: бричка, берёзы, избы, помещики, трактиры, дождь, радуга, тройка, иллюстрации художников П. М. Боклевского, А. Зыкова, самих учащихся; цитаты из поэмы. На интерактивной доске написаны тема и эпиграф, которые неоднократно появляются на экране во время урока.

К уроку ученики выполнили следующие групповые и индивидуальные задания:

нарисовали фамильные гербы помещиков, сделали им визитки;

сравнили лирические отступления романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с лирическими отступлениями поэмы «Мёртвые души»;

написали сочинение – миниатюру на тему «Что значит для меня родина?»;

нашли высказывания великих людей о родине;

подготовили выступление по рассказу А. П. Чехова «Справка» (образ Волдырёва);

разработали концепцию Гоголя о переустройстве России по книге «Выбранные места из переписки с друзьями».

План и ход урока

  1. Оргмомент (учащиеся записывают тему, эпиграф в тетради).

«… передо мной все наши, наши помещики, наши чиновники, наши мужики, наши избы, словом, вся православная Русь… Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нём!» (Н. В. Гоголь – В. А. Жуковскому 12. 11. 1836 г.)

  1. Вступительное слово учителя.

Самой важной темой русской литературы, пожалуй, является тема родины. Мы, старшее поколение, усвоили, что родина – это святое, ею можно восхищаться, о ней можно петь, по ней можно путешествовать… Но сейчас всё меняется, меняется и отношение к родине. Появились такие «патриоты», которые утверждают, что родина там, где хорошо.

— А вот для вас, ребята, что значит родина? (Сочинения учащихся, высказывания великих людей. Обобщение.)

Определение цели урока

Мы закончили читать поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души», где главным образом является «вся Русь»; в произведении дан сложный образ нашей родины, и его постижение – это цель нашего урока. В основе сюжета лежит история путешествия Чичикова по Руси. Давайте и мы отправимся вслед за ним по стране.

Изучение темы

— На небольшом пространстве «Мёртвых душ» уместилась вся Русь. Кого только тут нет! Кажется, всех званий и сословий коснулся в них Гоголь, никого не обошёл. Дворянство, крестьянство, офицерство, губернии, Петербург, трактиры, кабаки, канцелярии, которые Гоголь сравнивает с кругами ада, и русский необъятный простор. Захочешь увидеть приказчика – увидишь и его, купца – является и купец, полицейского – есть и полицейский, дам – налицо и дамы. Курьеры, зеваки, работники, половые, хозяева трактиров, моты и скряги, беглые и каторжники, разбойники и дети – всё тут есть. Есть даже пророк, потому что не может обойтись русская земля без пророка, хотя, как любил говорить писатель, нет пророка в отечестве своём.

— Давайте начнём с погоды. Какой Гоголь изображает погоду? (Солнце, свежий ветерок, проливной очищающий ливень, но главное – воздух!).

— Читая поэму, ощущаешь чистоту и свежесть, простор, ширь, даль… Может быть, это ощущение вызывают пейзажи? Какие картины природы вы увидели в поэме? (Усадьба Манилова, сад Плюшкина, городской парк и пр.)

Эти описания – своего рода прологи, которые подготавливают нас ко встрече с определёнными лицами.

— Но откуда же всё – таки это ощущение свежести и чистоты? Может, от богатства русской души, способной исторгнуть из себя все тёмное и злое, «расколдоваться», сбросить тяжёлые путы невежества и тоски? О ком с восхищением писал Гоголь? Кто они? Назовите их. (Каретник Михеев, Пробка Степан – богатырь, Иван Колесо – колесных дел мастер, Максим Телятников – сапожник, Абакум Фыров – бурлак).

— Вот им верил Гоголь, верил в их силы, трудолюбие, талантливость, широту натуры, ум. Восхищает писателя и меткая русская речь. (Выразительное чтение отрывка из лирического отступления).

— Кроме этих крестьян, есть задавленные крепостничеством, совершенно, казалось бы, тёмные невежды. Кто они? (Дядя Миняй и дядя Митяй, Петрушка, Селифан, Прошка, Пелагея, две бабы в усадьбе Манилова, мужики у кабака; мужики, белящие потолок в доме Ноздрёва…).

— Их много, они словно копейки, которые составляют миллионы. Именно они, а с ними заодно и 400 душ, которые купил Чичиков в губернии, есть живая плоть родины, её народонаселение.

Читайте также:
Братец и сестрица краткое содержание сказки братьев Гримм - читать онлайн

— А как протестуют они против своего положения? (Массового движения нет, протест выражается в народном слове, в метких пословицах, песне).

— А помещики, т.е. Собакевич, Плюшкин, Манилов, Коробочка, страшно неподвижны, тяжелы на подъём, накрепко прикованы к своим родовым гнёздам.

— Прочитайте подготовленные вами визитные карточки помещиков. Объясните, какие гербы вы нарисовали и почему? (Выступления учащихся).

— Эти «мёртвые души» — бездонная скорбь писателя. Не случайно А. С. Пушкин сказал после чтения первых глав: «Боже, как грустна наша Россия!».

— А бричка Чичикова летит по дороге, звенят колокольчики, по сторонам остаются кочки, берёзы, поля… Остаётся родина… Кстати, каких ещё авторов вы знаете, чьи главные герои, путешествуя, наблюдают за русской действительностью? (А. Н. Радищев, Н. А. Некрасов).

— Образ родины у Гоголя создаётся и в описании города N. Что вы узнали о городе, «который не уступал другим губернским городам»? (Аршавский портной, иностранец Василий Фёдоров, городской парк, трактир, гостиница, заборы, присутственные места).

— Кто первым встретился Чичикову, когда бричка подъехала к гостинице? (Учащиеся читают эпизод).

— Расскажите, как выглядит сам губернский город.

— Главная ценность любого государства, значит, и Руси тоже, его население, люди. Давайте отправимся в город.

— Скажите, какие чиновники города вам запомнились? (Губернатор, вице – губернатор, прокурор, почтмейстер, полицмейстер, Иван Антонович Кувшинное рыло и др.)

— Эти чиновники толстые или тонкие? (Толстые). Чем они отличаются от тонких?

— Подробнее расскажите про Ивана Антоновича. (Он не только взяточник, он многоопытный артист в этом ремесле. Стал явлением русской жизни, как и многие герои поэмы).

— А вот как это делает Волдырёв, герой рассказа А. П. Чехова «Справка» (Выступление учащегося. Видимо, способ получения взяток, который демонстрировал Иван Антонович, был отлично усвоен русскими чиновниками. Не случайно Собакевич говорит: «Весь город – разбойничий вертеп»).

— За кого они приняли Чичикова? (Фальшивомонетчик, разбойник, капитан Копейкин, похититель губернаторской дочки).

— Почему его не арестуют?

— Отчего умер прокурор?

— Почему они боятся нового генерал – губернатора? (Боятся неизвестного им человека).

Учитель. Лихоимцы, взяточники, бесконечно чуждые государственным интересам, люди, несущие разорение и гибель России, — вот чиновники, изображённые Гоголем.

— Символом власти является Петербург. Какой вы увидели столицу в новелле о капитане Копейкине? Но прежде давайте вспомним, что такое новелла? (Петербург жесток, равнодушен; интересы государства противопоставлены интересам простого человека).

— Родина – это ещё и песни, и сказки, и легенды. Разве не они породили новеллу про Кифа Мокиевича и Мокия Кифовича?

— Как вы поняли её содержание?

— Как поняли значение новеллы? (Русские лжепатриоты, начиная от философов и кончая царём, не хотят унять разбушевавшихся сынков своих, терзающих народ, не хотят выносить сор из избы своего государства. Слово правды остаётся сказать только литературе).

— Образ родины был бы неполным, если бы мы не сказали о самом авторе. К какому типу писателей отнесёте вы Гоголя? (Ко второму. Сравнивается с одиноким путником).

— Неспокойно на родине, но полна скрытых внутренних сил. Но Россия, верил Гоголь, сдвинет с места свою бедную, беспристрастную жизнь. Пока он не знает, какими средствами, и вряд ли это будет крестьянское восстание, но что – то будет, потому что есть идеал, без чего не было бы поэмы, не было бы завершения образа родины. (Подготовленные учащиеся выразительно читают отрывки лирических отступлений:

«Русь! Русь! вижу тебя!…» —

«Русь! Куда же ты несёшься» —

О Руси — птице – тройке — )

— Красивые лирические отступления. В них Гоголь восторгается красотой родины, её полями, степями, бесконечными дорогами, тройками, сёлами и т.д. В каком произведении мы ещё встречали лирические отступления? (Сообщение учащегося, который сравнил лирические отступления романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с лирическими отступлениями поэмы Гоголя. В «Евгении Онегине» — это прежде всего лирические воспоминания, связанные с событиями из жизни поэта, обращения к друзьям, читателям – возникает тема поэзии, размышления о дружбе, любви, о ценности человеческой личности).

— «Мёртвые души» — боль и надежда писателя. Он не верил правительству и тем более помещикам и чиновникам. Дворянская революция была ему чужда и неясна. Оставалась пассивная надежда, что должен найтись человек, который откроет глаза всем русским людям на пошлость их жизни. И роль такого человека Гоголь взял на себя.

— Итак, какой же увидели вы родину в поэме? (Бесприютная, печальная, несчастная, тёмная, страдающая, горькая, красивая).

— А какие чувства вызывает родина у Гоголя? (Конечно, автор любит свою страну, потому что мы любим родину не только за красоту, мощь, величие, но и за то, что она страдает).

— У Н. В. Гоголя была своя концепция переустройства России. Об этом он пишет в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Какая бы слабая и загадочная ни была эта концепция, давайте послушаем, что предлагает писатель. (Сообщение индивидуально подготовленного учащегося).

Читайте также:
Сочинение на тему - Героическая смерть Тараса Бульбы, описание

Обобщение

Учитель. Вернёмся к эпиграфу урока. Да, «вся Русь» явилась в «Мёртвых душах». Бесстрашный автор сказал святую правду о ней. Он, конечно, не очень уверен в том, что его послушают, но пошёл на этот гражданский подвиг без колебаний, «первым взглянул смело и прямо на русскую действительность». (В. Г. Белинский).

Мы с вами сегодня путешествовали по родине, как и Гоголь, мы почувствовали положительную жизнеутверждающую силу русского народа, веру автора в то, что Россия находится в процессе развития.

Домашнее задание

  1. Индивидуальное задание: произведения каких музыкантов, скульпторов, художников увековечили образ Гоголя и его творения?
  2. Докажите, что Гоголь – наш современник (письменно).

Сочинение: Образ России в поэме «Мёртвые души» (Н.В. Гоголь)

(664 слова) Николай Васильевич Гоголь утверждал, что написал произведение «Мёртвые души» в жанре поэмы. Огромное количество образов, созданных писателем в поэме, подтверждают ее жанровую уникальность и своеобразие. Например, в книге особое место занимает поэтический образ России, который описывается в лирических отступлениях автора. На протяжении всего произведения читатель может проследить, как раскрывается образ великой России. В поэме «Мёртвые души» автор изобразил прошлое, настоящее и будущее родной страны.

Образ России формируется благодаря тем событиям, которые произошли еще до странствий Чичикова. У России огромная история своего становления и развития. Писатель с восхищением изображает в своем произведении то, что создавалось большим трудом русского человека. Николай Васильевич описывает невероятно красивые дома, дворцы и города. Также Гоголь рассказывает, как молодое поколение рвётся в Санкт-Петербург, чтобы получить новые знания и обрести достойную жизнь. Но и дивную природу провинции автор ровняет с произведениями искусства. Именно за картинами природы скрываются маленькие дома, которые разбросаны по всей территории огромной страны. Но природное богатство и потенциал для роста не могут компенсировать недостатков социального и политического устройства. Например, автор замечает, что люди настолько долго были угнетенными, бесправными, что не могут провести даже обычную сходку. Вместо нее получается лишь «препорядочная путаница». От горя и бесправия они сбегают к алкоголю и погибают в кабаках. При всем этом Гоголь видит в России силу для развития и процветания. И кроется она в народе, его таланте и силе духа. Но пока хозяева России — это богатые помещики города N. Правит бал обленившееся дворянское сословие, которое живет расточительно и праздно благодаря тому, что грабит своих же крепостных.

Олицетворением настоящей России являются мечтатели и болтуны Маниловы. Такие люди ничего не делают, их хозяйство в упадке, но они проживают оставшиеся деньги, фонтанируя идеями, которые никогда не будут реализованы. Они лишь с нетерпением ждут чудес, не прилагая никаких для этого усилий. Так, Манилов грезит о том, чтобы стать генералом, но упускает то обстоятельство, что вообще не служит. Но бесцельная жизнь Маниловых не остаётся безнаказанной. Читатель видит, как все в поместьях героев со временем приходит в упадок.

Также типичными представителями современной России являютя Собакевичи. Все их заботы сводятся к одному — набить животы разными блюдами, а сундуки — деньгами. При этом они не замечают и не контролируют количество съеденного, а также закрывают глаза на то, каким путем оно нажито. Им автор противопоставляет бедных мужиков, которые трудятся их последних сил, но при этом не могут накормить семьи. Интересно, что только Собакевич понял суть аферы Чичикова, но не пресек мошенничество, а стал его сообщником, продав мертвые души втридорога. Это говорит о беспринципности такого рода людей, расшатывающих основы России.

Можно сказать, что Плюшкины — самый ничтожный и неприятный тип дворянства, представленный в романе «Мёртвые души». Ведь из-за своей чрезмерной жадности герои утратили все человеческие качества. Они тащат в свои дома абсолютно всё, не понимая, зачем им нужны все эти вещи. Плюшкины просто одержимы страстью накопительства.

К нынешней России можно отнести и Ноздревых. Они предпочитают ездить по балам, пить и драться, не думая о будущем и проматывая все до копейки. Они готовы «нагадить ближнему» из чистой любви к искусству сплетен. Они готовы заложить все богатства России, лишь бы удовлетворять свои капризы. Их антиподами являются глупые и помешанные на хозяйстве Коробочки, которые не хотят знать ничего, кроме своего скотного двора. Они вечно жалуются на жизнь, но втайне скапливают огромные суммы, которые не возвращаются в экономку страны, а просто лежат в чулках.

Таким образом, настоящее России символизируют жадные и помещики, которые лишь разрушают все вокруг себя, желая красиво и беззаботно жить за чужой счет.

Николай Васильевич, несомненно, отрицает и критикует сложившиеся законы настоящей России. Однако писатель заявляет, что великую страну ждёт светлое будущее. Гоголь уверен, что русские люди талантливы, а их добродетель победит бездельников. Автор возвысил образ России над всеми образами персонажей произведения. Ее быстрый полет завершает произведение, дает надежду: Россия, несмотря ни на что, будет процветать и достойно преодолевать все трудности.

Читайте также:
Мои университеты краткое содержание, анализ сюжета

Можно утверждать, что Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мёртвые души» хотел донести до читателя мысль, что застой в России исходит от главного сословия, которое погрязло в праздности и алчности. Образ жизни помещиков вовсе не привлекает автора. Однако писатель верит в прогресс, которого могут добиться другие сословия.

«Описание дворянства и помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»»

После «Ревизора» Гоголь обратился к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и больших городов, хоронившийся в глуши своих деревень,- эту Россию дворянчиков, которые хотя и живут без шума и кажутся совсем ушедшими в заботы о своих землях, скрывают более глубокое развращение, чем .западное. Благодаря Гоголю, мы, наконец, увидели их выходящими из своих дворцов и домов без масок, без прикрас, вечно пьяными и обжирающимися; рабы власти без достоинства и тираны без сострадания своих крепостных, высасывающие жизнь и кровь народа с тою же естественностью и наивностью, с какой питается ребенок грудью своей матер».

Ни в одной стране нет такого множества чиновников, как в России. И чиновники эти стоят над безгласным народом, как темный лес. Армия чиновников, которые народом не выбраны и не обязаны давать ответ народу, соткала густую паутину, и в этой паутине люди бьются, как мухи. В «Авторских набросках к первому тому» Гоголь писал: «Идея города. Возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья». Какие черты чиновничества выделяет Гоголь? Каким материалом поэмы это подтверждается?

* Манилов: У Манилова ничего не было. Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазерство, сладенькая болтовня.
* Коробочка. Бессмысленное накопительство, неуемная жажда выгоды- и полная духовная нищета. Типичность «дубинноголовой» помещицы.
* Ноздрев – говорун, кутила, лихач, народ видный. Пустой, вздорный прожигатель жизни.
* Собакевич „Патриот русского желудка”; ненависть к культуре и просвещению. Грубая сила, напористость и наглость. Помещик-торгаш и кулак.
* Плюшкин. И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек.

У чиновников бюрократов, взяточников, бездельников, корыстолюбивых и эгоистичных людей с нечистой совестью сложилось мнение как о человеке порядочном, благонамеренном, дельном, знающем, почтенном, любезном и„преприятном “. И дают эти оценки самые разные по характеру люди. Чичиков и Молчалин преуспевают, живут в свое удовольствие, откладывают копеечки на черный день, и, в то же время, обделывают свои дела так искусно и так осторожно, что черные дни никогда не являются. Но Чичиков и Молчалин, по своей благоразумной скромности, вовсе не желают обращать на себя, с какой бы то ни было стороны и по какому-то ни было случаю, внимание своих современников и сограждан. Чичиков и Молчалин любят оставаться в тени и в неизвестности, потому что их мелкие предприятия требуют для своего процветания мрака и тишины. Внимательный наблюдатель может и должен узнавать своих старых знакомых, несмотря на их новые костюмы, манеры, разговоры.

Прочитаны главы о помещиках и чиновниках, лирические отступления. И постепенно раскрывается картина бесправного положения народа. А само «предприятие» Чичикова? Для помещиков и чиновников крепостная душа – предмет купли и продажи; между вещью и человеком различия нет. Гоголь показывает, что крепостной гнет губительно воздействует и на людей из народа. Вот Петрушка и Селифан слуги Чичикова, бестолковые дядя Митяй и дядя Миняй, а дворня Манилова – воры и пьяницы, девчонка Коробочки, слуга Плюшкина. Мягкую, сочувственную улыбку, горькую иронию автора ощущаем мы, читая об этих людях.

Художник рисует не только сломленных рабством, но и могучих духом, свободолюбивых людей, типичных, для великого русского народа. Талантливость, трудолюбие, жизнеспособность русского человека признают даже господствующие классы. О простом русском человеке Гоголь пишет так, что читатель убеждается: «кровь как-то хорошо обращается у русского в груди» (по меткому замечанию А. И. Герцена).

Характеризующий стиль для персонажей

Манилов обходительный, учтивый, прекраснодушный, примитивный, наивно-восторженный, преувеличенно обходительный, беспечный, бесформенный, неопределенный. слащавость, пустословие, напускное глубокомыслие, заискивающие манеры.

Коробочка пошла, глупа, прижимиста, тупа, жадна, простодушная, примитивная, религиозная, грубоватая, предусмотрительная, настороженная, недоверчивая.

Ноздрев «исторический человек», «разбитной малый», «говорун, лихач, кутила», «народ видный», пустой, вздорный прожигатель жизни, болтун, враль.

Собакевич «несколько неуклюжий, похожий» «на средней величины медведя», накопитель, «кулак»; груб, неотесан, обжора, плут цепкий, безжалостный.

Плюшкин бессмысленное накопительство, раб вещей, мелочная подозрительность, предельная скупость, духовное и физическое вырождение; жалкий, потерявший человеческий облик, вконец опустившийся человек.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: