Образ Бэлы в романе Герой нашего времени – характеристика героини

Образ и характеристика Бэлы — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Портрет

Бэла — младшая дочь одного из черкесских князей, подчинившихся русской власти. Ей лет 16. Это была красивая девушка: тоненькая, высокая, с чёрными локонами. Максим Максимыч говорит, что её чёрные глаза напоминали глаза горной серны и «так и заглядывали к вам в душу» «и сверкали, будто два угля».

Когда Бэла оказалась у Печорина, она не понимала русскую речь, но со временем стала понимать и говорить по-русски. Речь Бэлы была понятна Печорину и Максиму Максимычу, девушка уже могла хорошо передавать свои мысли по-русски.

Отношения Печорина и Бэлы

Печорин впервые увидел Бэлу на свадьбе её старшей сестры, на которую его и Максима Максимыча пригласил их кунак (друг) черкесский князь.

Бэле сразу понравился этот красивый русский офицер, и потом он часто грезился ей во сне (об этом она впоследствии призналась ему).

Прекрасная черкешенка тоже произвела большое впечатление на Печорина. Она подошла к нему на свадьбе сестры и пропела комплимент. Максим Максимыч спросил приятеля: «Ну, что, какова?» Тот ответил: «Прелесть!»

Печорина привлекло к Бэле её девичье обаяние, красота, прекрасный голос, и он решился на её похищение. Помог Печорину украсть Бэлу 15-летний Азамат, который доводится Бэле братом. Он согласился отдать сестру Печорину за коня, которого тот пообещал помочь украсть у Казбича.

Печорин получил Бэлу, но долго она дичилась его. Похититель добивался любви этой гордой девушки, каждый день что-нибудь ей дарил, но она отталкивала подарки. Тогда он объяснил ей, что «аллах для всех племён один и тот же», поэтому нет запрета для любви между людьми разной веры и национальности. Он сказал девушке, что хочет, чтобы она была счастлива, а если она будет грустить, он умрёт. Бэла согласилась быть веселее, но заплакала, когда Печорин стал уговаривать, чтобы она его поцеловала. Тот разозлился и во что бы то ни стало решил добиться её любви. Он купил множество персидских материй, но эти «подарки подействовали только вполовину; она стала ласковее, доверчивее — да и только».

Тогда Печорин зашёл к своей пленнице прощаться. Он сказал, что уезжает, так как она его не любит, и оставляет ей всё, что имеет. Печорин попросил её вспоминать о нём и простить, если он погибнет. Когда он подошёл к двери, девушка заплакала и бросилась ему на шею.

Счастье этих людей длилось недолго. Вскоре Печорин разлюбил Бэлу. Он охладел к ней из-за того, что, как он признался Максиму Максимычу, «невежество и простосердечие» дикарки ему уже надоели.

Бэла погибла от руки Казбича, подкараулившего её у речки. Печорин воспринял её гибель, с точки зрения Максима Максимыча, странно: когда тот постарался его утешить, Печорин засмеялся. Затем он долго болел, исхудал и никогда не говорил о бедной девушке.

Характер и поступки Бэлы

Младшая дочь черкесского князя получила традиционное воспитание кавказских девушек. Она прекрасно пела, танцевала, была весела, простосердечна.

Девушка осознавала, что дочь князя должна быть гордой и неприступной, поэтому долго не показывала своей любви к Печорину и отвергала его богатые подарки.

Гордость Бэлы проявилась в том, что, поняв, что Печорин её разлюбил, она решила уйти от него. «Я не раба его — я княжеская дочь. » — сказала она Максиму Максимычу, но он постарался её успокоить и уверил, что, если она будет грустить, то скорее наскучит своему любимому. Простосердечная девушка поверила, что став веселее, удержит любовь Печорина.

Своеволие гордой черкешенки проявилось в том, что она, несмотря на запрет Печорина ходить на крепостной вал, вышла к речке, поэтому и погибла от кинжала Казбича. Этот разбойник хотел похитить девушку, а когда это ему не удалось из-за того, что подстрелили его коня, он убил Бэлу. Умерла она не сразу и долго мучилась перед смертью. Максим Максимыч сказал своему попутчику: «Нет, она хорошо сделала, что умерла! Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович её покинул? А это бы случилось, рано или поздно…»

Вывод

Яркий и выразительный образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» придаёт 1-ой главе этого произведения романтичность. Образ прекрасной черкешенки, как и другие женские образы романа, подчёркивает противоречивый душевный мир Печорина, так как именно в любви сильнее проявляется особенность души человека.

Характеристика образа Бэлы, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Сочинение Образ и характеристика Бэлы в романе Лермонтова Герой нашего времени

В лице Бэлы автор представил красивую девушку, которая умела любить искренне, преданно. Но это принесло ей лишь разочарование и гибель.

С начала знакомства Печорина с азиатской красавицей читатель с умилением следит за ходом развития их отношений. Мужчина проявляет себя как человек, способный горячо любить, быть нежным и интересным. Огонь взаимной любви переходит в страстные чувства влюбленных с первого взгляда.

В начале главы Печорин представлен как тонкий ценитель женской красоты. Он “не сводил с нее глаз”, раскрывая тем самым ее необычный блеск в глазах и необыкновенную внешность. Максим Максимыч подтверждает привлекательность Бэлы, обращая внимание на ее грациозный стан, темные глаза и длинные волосы. Девушка, не скрывая, проявляла свой свободолюбивый характер, чем притягивала Григория. Проницательность и опыт общения с дамами подсказывал Печорину, что эта девушка особенная, в ней есть изюминка. Печорин любовался ее задорными выходками: “начала петь, плясать и прыгать вокруг меня”, “А уж как плясала”. Трудолюбивая девушка готова была всю жизнь ухаживать и радовать будущего мужа, так как рукоделие и вышивание были ее любимыми занятиями.

Читайте также:
Сон Обломова - анализ главы из романа И.А. Гончарова "Обломов"

Позже именно по причине своей неприступности судьба Бэлы закончилась трагично. Мужчине казалось, что он влюблен. Однако это чувство вновь оказалось ошибочным. Страсть отступила быстро. Об этом говорила каждая деталь общения, совместного проживания Григория и Бэлы. Со временем становится понятно, что мужчину привлекло стремление выйти победителем из борьбы за девушку.

Шестнадцатилетняя черкесская княжна была необычайно красивой, гордой девушкой. Она была независимой, но “дика”.

Несмотря на свои качества, которые должны были стать залогом счастливой семейной жизни (преданность любимому мужчине), она становится жертвой Печорина и в результате погибает. Она помогла автору раскрыть подробнее образ главного героя.

Вариант 2

Наверно образ Бэлы запечатлелся всем, кто читал роман Лермонтова «Герой нашего времени», Эта гордая черкешенка, дочь местного князя поражает воображение своей целостностью и безыскусностью.

Внешне девушка ослепительно красива. У нее стройный стан и высокий рост, черные, густые волосы и глубокие, черные глаза, которых невозможно забыть. Бэла воспитывалась согласно традициям горного народа. Она умела вышивать золотом, плясать лезгинку, петь народные песни. Лермонтов показывает горную красавицу как девушку веселой, остроумной.

Увидев Печорина на свадьбе сестры, Бэла пленилась им. Это говорит о ее незаурядном уме, хотя девушке на тот момент исполнилось всего шестнадцать лет. Печорин, в свою очередь, был поражен красотой «дикой» горянки. Но в дальнейшем, как показывает автор, ему скорее было интересно завоевать гордую девушку. На самом деле он не был в нее влюблен.

Похитив Бэлу, Печорин стал за ней «ухаживать». Запер в башен и одаривал подарками, достойными княгини. Но девушка отказывалась от знаков внимания. Несмотря на то, что Печорин ей нравился, свободу она ценила выше.

Вначале Григорий не понимал девушку, но раскусив ее характер, решил отпустить. Получив свободу, Бэла призналась в своей любви и вышла за него замуж. Как цельная натура и приученная во всем угождать мужу, Бэла была счастлива вначале совместной жизни с Печориным. Но, имея способность тонко чувствовать, она поняла, что он охладел к ней. Это задело ее за живое.

В рассказе Максима Максимыча мы видим, что девушка осунулась, глаза ее поблекли, и она целый день тихонько напевала свои грустные песни. Для себя горная княжна решила, что уйдет от Печорина. Для нее была ненавистна сама мысль: жить с человеком, который ее не любит.

После того, как ее ранили и понимая, что осталось не долго жить, Бэла жалела лишь о том, что она не христианка и не сможет увидеться в той жизни с Печориным. На предложение Максима Максимыча принять православие, девушка отвечала отказом. Традиции и воспитание своего народа она ставила выше, хотя впав в посмертный бред, вспоминала в основном Печорина и лишь немного отца и брата.

Что стало бы с ней, если бы она осталась жива — неизвестно. Максим Максимыч полагал, что для нее смерть — лучший выход из положения. Но возможно, эта гордая девушка жила бы счастливо и в своем окружении.

Бэла в романе Герой нашего времени

Бэла – типичная представительница своего народа, она очаровательная и покорная девушка гор. В ней удивительным образом сочетаются свободолюбие и способность подчиняться мужской воле, целомудрие и умение очаровывать мужчину, как говорит Азамат, «Не бывало такой жены и у турецкого падишаха. » и не сказать, чтобы он преувеличивал существенным образом.

Лермонтов действительно описывает Бэлу как некое уникальное сокровище, создание невероятной красоты и грациозно воспитанную девушку, которая вообще практически на любого человека производит огромное впечатление.

Впечатляет юная восточная красавица и главного героя. Лермонтов, конечно, сознательно впервые представляет девушку именно через взгляд Печорина, который восклицает: «Прелесть!». Весьма характерное слово, ведь офицер в чем-то именно прельщается этой героиней, и в итоге именно прельстившись, совершает много греховных и не совсем праведных поступков.

Конечно, Лермонтов довольно далек от религиозной морали и более оценивает поведение своих героев через другие категории. Развертывание такой оценки мы можем наблюдать в главе Фаталист. Бэла, кстати говоря, является тоже своеобразной иллюстрацией для рассмотрения понимания мира через призму фатализма.

С одной стороны она соглашается остаться у Печорина по причине обстоятельств (которые попросту довлеют над хрупкой девушкой) и в связи с традициями собственного народа, где похищение невест является нормой, но также она выражает смирение с собственной судьбой и даже во много преобразует обстоятельства по-своему. Бэла начинает заботиться о Печорине, она чувствует и свою ответственность за этого человека и поэтому решает остаться с ним фактически добровольно, а потом и влюбляется. При этом девушка не прельщается каким-то внешними факторами и атрибутами (и этот факт свидетельствует о глубоком понимании мира) но выбирает по воле сердца, так как ее интересует характер Печорина.

Читайте также:
Как писать итоговое сочинение по литературе - план, правила

Нужно сказать, для Бэлы эта любовь является первой, то есть опыт совершенно новый и доселе неизвестный, но девушка ведет себя довольно зрело и разумно. Она не просто увлекается, а погружается в чувство, но при этом не делает этого бездумно. Тут характерными являются фразы, которые произносит Бэла после того как узнает об охлаждении к ней чувств Печорина, она сохраняет достоинство и весьма зрело оценивает не только свои, но и чувства других людей.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Бэлы

Популярные сегодня темы

Я живу в большой и дружной семье, у меня есть мама и папа, сестра, две бабушки и два дедушки. Все мы живем вместе, в огромной и просторной квартире. Я учусь в школе, сестренка ходит в детский сад.

После прочтения какого-либо произведения у любопытного читателя всегда возникает интерес к тому, как же оно было создано, долго ли писалось и что послужило прототипом героев. «После бала» Толстого

Пятилетний Никита с малых лет подолгу был без присмотра. Его мать рано утром уходила трудиться в поле. А отца он не помнил, потому что тот давно ушёл воевать. Отправляясь на работу, мать наказывала сыну собирать куриные яйца

С самого своего раннего детства я увлекался больше всего двумя вещами: прогулками на велосипеде и чтением книг. Первой серьёзной книгой, которую я прочёл, стала «Незнайка» Николая Носова

Рассказ «Кусака» Леонида Николаевича Андреева является поистине удивительным и поучительным произведением. Эта история про взаимоотношения людей и братьев наших меньших, про поступки по отношению к ним и про наши обещания и слова

Сочинение Бэла в романе Герой нашего времени (Образ и характеристика) Лермонтова

Бэла – центральная героиня романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Девушка стала жертвой манипуляций и игр Григория Печорина с чувствами других людей.

Бэла – молодая красивая девушка, ей около16 лет. Она живет в ауле на Кавказе. Бэла – дочь богатого татарского хана, у нее есть старшая сестра и младший брат Азамат. Она обладает гордым, честным и искренним характером. Черкешенка выросла среди дикой природы Кавказа, и это отразилось на ее свободолюбивом и гордом нраве.

Бэла – хорошая рукодельница, девушка любит петь и танцевать. Она добрая, веселая. Впервые Бэла встречает Печорина на свадьбе старшей сестры. Молодой офицер понравился девушке, и она посветила ему хвалебную песнь. Красавица горянка, разительно отличавшаяся от светских дам, также поразила воображение Печорина, офицер решает похитить девушку.

Выкрасть сестру Печорину помогает Азамат, младший брат Бэлы. Он привозит девушку в крепость. Офицер прикладывает все усилия, чтобы добиться расположения горской красавицы, но она остается неприступной и холодной по отношению к нему. Тогда Печорин решается на последнюю попытку: он объявляет девушке, что она свободна и может вернуться в родной аул. После этих слов, Бэла признается Печорину в своих чувствах и уже добровольно остается с ним в крепости.

В любви Бэла полностью раскрывается, ее чувства расцветаю, Девушка искренне любит Печорина, в отношении к нему проявляются лучшие стороны ее характера: чуткость, заботливость, верность. Молодая горянка не играет чувствами, в отличие от Печорина. Добившись расположения Бэлы и получив ее признание в любви, чувства офицера к девушке начинают остывать. Григорий отдаляется от Бэлы. Она же продолжает любить Печорина, но не находя взаимности чувств, Бэла постепенно увядает: пропал блеск в ее черных глазах, девушка осунулась, потускнела. Бэла полностью отдается своим чувствам: поэтому сила ее страданий соизмерима с силой любви, которую она испытывает.

Выйдя за пределы крепости, Бэла не осознано приблизила свой конец. Она была похищена разбойником Казбичем. Из ревности Казбич наносит девушке смертельные раны, через несколько дней она умирает. Перед смертью Бэла жалеет лишь об одном, что не встретиться на небесах с Печориным, им мешают разные религии. Уходя из жизни, она просит офицера, чтобы он не забывал ее. Бэла любила героя по-настоящему, отдаваясь этому чувству целиком, без остатка.

Сочинение 2

Известный роман под названием «Герой нашего времени» написан русским писателем Золотого века отечественной литературы, приемником Александра Сергеевича Пушкина, Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

Структура произведения представляет собою роман, состоящий из нескольких повестей, каждая из которых являет цельное произведение, но они объединены в единое целое.

Главный герой – Георгий Печорин – находится в извечном поиске самого себя. И потому он не брезгует использовать других людей, как вещи и менять друзей. Хотя в глубине своей души он очень несчастлив. Лермонтов четко дает читателям это понять. Не надо быть провидцем, чтобы не уловить эту мысль.

Одной из главных героинь произведения является девушка Бэла. С нею впервые и в последний раз читатель знакомится в главе с соответствующим названием «Бэла».

Бэла – девушка, которая понравилась главному герою и тот решил ее увезти. Это очень трагически отразилось на судьбе девушки.

Читайте также:
Шинель Гоголь - анализ, краткое содержание, тема, история создания

Но что же было такое в Бэле, что заставило Печорина обратить на нее свое пристальное внимание? А вот что. Она отличалась от девушек, светского общества, в котором устал крутиться Григорий своей какой-то дикостью, натуральностью, искренностью. Бэла была черкешенкой, потому в ее жилах кипел кавказская кровушка. Она тоже влюбилась в Печорина, причем продолжала любить его до самого финала и исхода своей жизни.

Печорин увидел ее на свадьбе ее сестры и понял, что должен получить ее. У девушки был брат Азамат, который мечтал получить коня разбойника Казбича. Печорин решил предложить свою помощь в похищении животного при условии, что юноша поможет украсть сестрицу. Азамат, будучи горячим, бездумным и глуповатым, амбициозным мальчуганом, не раздумываясь согласился на эту перспективную, на его взгляд, сделку.

Бэла была украдена и увезена главным героем. Вскоре она погибла из-за мести Казбича, который лишился коня.

Бэла любила Печорина, но исхода своей жизни. А тот разлюбил ее и утратил интерес к ней. Она увяла, как дикий и диковинный цветок из той кунсткамеры.

Бэла была не только красивой, но и смышленой, умной, веселой, талантливой и озорной девушкой. Поплатилась за прихоти брат жизнью.

В данном тексте представлена характеристика и анализ образа такой героини, которая весьма повлияла на судьбу главенствующего персонажа романа, как Бэла.

Характеристика Бэлы. 9 класс

«Герой нашего времени» – это одно из самых известных прозаичных произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. Автор стал новатором в области психологических романов. Каждый лермонтовский герой имеет свои отличительные черты, свой уникальный характер. Именно это позволяет читателю понять всех персонажей произведения и добраться до смысловой сути романа.

Одна из главных действующих лиц «Героя нашего времени» – девушка Бэла. Именно ей посвящена первая глава произведения. Образ этой юной особы позволяет понять и других героев, например, самого Печорина. Григорий Александрович увидел в молодой девушке новую жертву, его пленила не только ее красота, но и не доступность, строгость ее воспитания.

Бэла была дочерью обеспеченного татарского князя. В этой семье ортодоксально чтили традиции и обычаи кавказских народов. Лермонтов описываю ее как свободолюбивую и «дикую» красавицу, выросшую в горном крае. Девушка не только прекрасна собой, но еще наделена хореографическими и вокальными способностями. Для Бэлы, не видевшей ничего, кроме гор Кавказа и собственного народа, Печорин стал удивительным открытием. Однажды, при встрече, она даже исполнила Григорию хвалебную песню на родном языке. Конечно, для Печорина – это была маленькая победа.

Описывая внешность Бэлы, автор делает акцент на ее глазах, которые словно «заглядывали» в душу к другим героям романа. Ее взгляд «говорил» о том, что эта девушка горда и независима. Именно любовь девушки к свободному образу жизни не позволяла ей полностью раскрыться перед Печориным. Она не желала покориться ему, несмотря на симпатию. Рядом с Григорием она оставалась рабой и это «убивало» ее. Наравне с эти, юная княжна была очень доверчива. Поверив в искренность Печорина, она решает не возвращаться в отчий дом, а всю жизнь провести с любимым. И это говорит еще об одной черте Бэлы – о верности своему возлюбленному, даже тогда, когда всем стало ясно, что Печорин бросит ее.

Последние слова девушки доказывают, что она была верна ее и своей вере. На смертном одре у нее была возможность стать христианкой, но она предпочла умереть с той религией, которую ей «вручили» отец и мать. Лермонтов вводит в произведение Бэлу еще и для того, чтобы показать читателю контраст между кавказским и русским менталитетом того времени.

Бэла не смогла полностью изменить Григория, но все же оставила свой след в его жизни. Несмотря на то, что Печорин не любил девушку, он ее уважал за ее веру, искренность и чистоту помыслов.

Образ 4

Из всех женских образов лермонтовского романа «Герой нашего времени» Бэла самая удивительная и трогательная. Она как чудесный цветок, выросший в дикой природе и не защищённый от случайных опасностей и бурь.

Этот образ очень трагичен, потому что 16-летняя татарская девочка не может постоять за себя, оградить свою честь и достоинство от чужой воли. А рассчитывать на благородных рыцарей, как становится понятным из повествования, ей не приходится.

Она очень красива: тоненькая и стройная, как юная лань. О её огромных чёрных глазах Максим Максимыч сказал, что они будто заглядывают в самую душу. То они загораются огнём и сверкают, как угли. То из них струится печаль одиночества.

Характер Бэлы раскрыт в её чувстве к Печорину. Любовь к нему стала содержанием её короткой жизни. Хоть отношения необразованной и неразвитой черкешенки и русского офицера-дворянина не могут быть равными, но это именно она сделала первый шаг навстречу своему избраннику.

Среди гостей на свадьбе своей сестры эта девочка подошла и пропела комплимент поразившему её воображение русскому военному, а позже признавалась, что с первого взгляда полюбила Печорина.

Герой романа, сражённый красотой черноглазой певуньи, мог бы сделать её счастливой. Но Печорин не способен на возвышенную жертвенную любовь-служение. Он бездарен и эгоистичен в проявлении чувства к женщине.

Читайте также:
Стихи про радугу короткие четверостишия про радугу и ее цвета

Бэла не дождалась достойных положения княжеской дочери знаков, что она избрана и её ждёт сватовство, свадьба, о которой мечтает каждая девушка. Её выкрали и, положив со связанными руками и ногами поперёк седла, доставили русскому офицеру.

Оскорбленное достоинство, попранные лучшие чувства Бэле тем горше переживать, что роль продаваемой за калым заложницы определена ей не только «благородным» офицером, но и родным братом Азаматом. О такой ли судьбе мечтала юная героиня – быть проданной за лошадь, тоже в свою очередь украденную?

Тема торга, мены в отношении прекрасной, но бесправной и беззащитной девушки звучит недостойно и унизительно и определяет трагическую развязку в судьбе героини. Гордая и неприступная в плену у Печорина, Бэла не разменивает свои чувства на подарки и подношения. Но в своей простоте и бесхитростности она оказывается обезоруженной актёрской игрой ловеласа, его притворными слезами.

Девушка поверила в искренность и силу чувств скучающего хлыща, для которого она лишь причудливая игрушка. Наигравшись, он оставил её самой решать, как жить дальше. Печорину неведомо чувство ответственности за людей, в жизнь которых он вторгается и разрушает чужой мир.

Максим Максимыч, единственный, кто искренне полюбил Бэлу как дочь, вынужден был признать, что для одинокой, забытой черкешенки гибель была лучшим выходом из душевных страданий. Ей выпали и жестокие физические страдания. Умирая от смертельного кинжального удара Казбича, она по сути стала жертвой эгоизма и жестокости Печорина. Из-за него был убит и отец Бэлы, а предавший её брат навсегда канул в неизвестность.

Так полная огня прекрасная черкешенка, танцевавшая зажигательную лезгинку и распевавшая песни, поплатилась за то, что на её пути встал герой, способный приносить лишь несчастья, разочарование и смерть.

Образ Бэлы в романе Герой нашего времени

Популярные сочинения

Что мы видим на картине? Типично русский пейзаж – разбитая колёсами деревенская дорога с колдобинами и ухабами, по которой после продолжительного дождя вниз текут ручьи

Конфликт поколений – является извечной человеческой проблемой. Старшее поколение, как правило, упрекают младшее в не желании прислушиваться, а младшее в ответ выказывают свои упреки

На мой взгляд, одними из самых сложных и в то же время недооцененных и взаимоотношений являются отношения именно учителей и учеников. Недаром эта тема очень популярна в фильмах

Бэла — образ и характеристика героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Вся структура романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» и система образов построены так, чтобы ярче и многостороннее осветить образ Печорина. Но и второстепенные герои сами по себе интересны и имеют самостоятельное значение. Хотя каждую часть романа можно считать отдельным законченным повествованием, общий герой и замысел делают его единым целым.

Печорин на протяжении всего романа сталкивается с разными людьми, его вмешательство в их жизни не только не проходит для них бесследно, но всем приносит одни страдания и разочарования. Чем наполнена человеческая душа, тем она и делится с другими. Несчастный сам делает несчастными и других.

Характеристика образа Бэлы из одноимённой повести помогает раскрыть характер самого Печорина. Бэла — его очередная жертва.

Личность

Бэла — дочь мирно́го князя (то есть горца, подчинившегося русской власти). Ей 16 лет. Она живёт в доме отца вместе со старшей сестрой и младшим братом Азаматом. Бэла выросла в горах, она характеризуется как «дикая черкешенка», хотя точно определить её национальность трудно: так на Кавказе в то время называли женщин различных национальностей. Что можно сказать совершенно точно – так это то, что она мусульманка по вероисповедованию. Русского языка она не знала и начала учить его уже в период жизни у Печорина.

Говоря о характере Бэлы, Лермонтов не следует романтической традиции описания горцев как гармоничных «детей природы». У него каждый герой — личность со сложным и часто противоречивым характером. Цельность их натуры, сила страстей соединены с неразвитостью жизни, патриархальной ограниченностью мировоззрения. Гармония их жизни основана на силе традиций, а не на развитости сознания.

Внешность

Внешность девушки описана фрагментарно и в основном со слов других персонажей: Максима Максимыча, Печорина.

Она была «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Печорин любовался её красотой, её большими чёрными глазами, чёрными локонами, которые любил целовать. При первой встрече с ней он не сводил с неё глаз.

Максим Максимыч рассказал, что за время нахождения Бэлы в их крепости она очень похорошела, потеряв загар. На её щеках разыгрался румянец.

Характер

По словам Максима Максимыча, это была «милая, славная, добрая девушка». В первое время гордость не позволяла ей принимать подарки от Печорина, которые он закупал для неё в большом количестве. Она обладала твёрдым характером, чем ещё больше раззадоривала Печорина, который обещал, что всё равно она будет его.

Когда Бэла освоилась на новом месте, привыкла к Максиму Максимычу и Печорину, она стала более раскованной, весёлой, часто пела, танцевала, подшучивала над старым штабс-капитаном. Её искренность и простосердечность нравились Максиму Максимычу, и он очень привязался к девушке, как к дочери.

Читайте также:
Отрочество - краткое содержание по главам, характеристика героев

Она была искусной рукодельницей, очень хорошо вышивала золотом.

Бэла и Печорин

Приехав в крепость N. после дуэли с Грушницким под руководство Максима Максимыча, Печорин с первого взгляда влюбляется в младшую дочь мирно́го князя Бэлу. С помощью Азамата, её младшего брата, Печорин похищает Бэлу из отцовского дома. Он надеется, что, узнав его лучше, Бэла ответит взаимностью.

Сначала она не открывает своего чувства к Печорину, но позже признается, что ни один мужчина не производил на неё такого впечатления, как Печорин, и что она тоже влюбилась в него с первого взгляда. Но вначале он старался завоевать её сердце дорогими подарками, которые она с гордостью отталкивала. Затем она стала принимать подарки, но не более того, Печорину она так и не покорилась. Он решает (или просто делает вид) отпустить её домой, но она бросается ему на шею и не уходит.

Из рассказа Максима Максимыча читатели узнают, что 4 месяца они жили счастливо, Печорин наряжал её, лелеял, заботился о ней.

Но постепенно он теряет к ней интерес, по полдня проводит на охоте, обращается с ней холодно. Она надоела ему.

Бэла видит изменение в поведении и Печорина и понимает, что он её разлюбил. Лицо её осунулось, большие глаза потускнели.

Максим Максимыч стал укорять Печорина за такое отношение к бедной девушке, на что тот ответил, что «любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Он признался, что всё ещё любит Бэлу, но ему с нею скучно.

Однажды Печорин и Маским Максимыч были на охоте, и в это время Казбич похитил Бэлу, которая вышла за крепостной вал к речке. Похитителя они заметили уже поздно, но бросились в погоню и ранили его лошадь. Тогда Казбич соскочил с лошади и ударил Бэлу кинжалом в спину. Она прожила ещё два дня и умерла.

«Нет, она хорошо сделала, что умерла!»

Так сказал Максим Максимыч. Далее он продолжил: «Ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно…»

И в этом старый штабс-капитан был прав. Печорин бы точно её покинул, к этому всё шло. И пришлось бы бедной девушке возвращаться в свой аул, где не было уже ни отца, ни брата. Без всякой защиты, опозоренная, она вряд ли смогла благополучно устроить свою жизнь.

Но если бы даже он её не покинул, а взял с собою в Петербург, она не была бы там счастлива, т. к. не смогла бы вписаться в светское общество, нравы которого надо усваивать с самого детства. Вырванная из родной почвы по прихоти Печорина, она не смогла бы прижиться на почве чужой.

Вывод

Душевная опустошённость Печорина не позволяет ему найти себя даже в личной жизни. Он обречён на трагическую развязку любви и дружбы, потому что умеет только брать, ничего не отдавая взамен. Он разрушает всё, к чему прикасается. Похитив Бэлу, он берёт на себя слишком большую ответственность, но как будто этого не осознаёт.

Образ Бэлы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — самый светлый и чистый. И горько оттого, что такие вот «герои» любого времени легко и безнаказанно вмешиваются в судьбы других людей и ломают их.

Характеристика образа Бэлы может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Характеристика Бэлы в романе “Герой нашего времени”, образ, описание, внешность и характер в цитатах

Бэла.
Художник В. А. Поляков

Юная красавица Бэла является одной из центральных героинь романа “Герой нашего времени” Лермонтова.

Характеристика Бэлы в романе “Герой нашего времени”, образ, описание, внешность и характер в цитатах

“. Раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу. “

“. меньшая дочь хозяина, девушка лет шестнадцати. “

“. он переменился к этой бедной девочке. “

“. он отдавал старшую дочь замуж. “

“. Сынишка его, мальчик лет пятнадцати. “

“. дикая черкешенка должна быть счастлива, имея такого милого мужа, как он. “

“. этим дикарям больше ничего не надобно. “

“. Ага! – подумал я, – и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь. “

“. любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. “

“. видны были те же горы, что из аула, – а этим дикарям больше ничего не надобно. “

“. она была хороша: высокая, тоненькая. “

“. не один Печорин любовался хорошенькой княжной. “

“. она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках…”

“. глаза черные, как у горной серны*, так и заглядывали к вам в душу. ” (*серна – горная коза)

“. Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля. “

“. Она призадумалась, не спуская с него черных глаз своих, потом улыбнулась ласково и кивнула головой в знак согласия. “

“. Я имел гораздо лучшее мнение о черкешенках. “

“. Разве ты любишь какого нибудь чеченца. “

“. Вопрос о национальной принадлежности Бэлы окончательно не разрешен. ” (В.А. Мануйлов “Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени””, 1966 г.)

“. Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича. “

“. Я хотел было поставить крест, да, знаете, неловко: все-таки она была не христианка. “

“. бился с нею Григорий Александрович; между тем учился по-татарски, и она начинала понимать по нашему. “

“. Славная была девочка эта Бэла. “

“. первые дни она молча гордо отталкивала подарки, которые тогда доставались духанщице и возбуждали ее красноречие. “

“. я не раба его – я княжеская дочь. “

“. Дьявол, а не женщина! – отвечал он, – только я вам даю мое честное слово, что она будет моя…”

“. несмотря на запрещение Печорина, она вышла из крепости к речке. “

“. Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала. “

“. я буду весела. – И с хохотом схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать около меня. “

“. невежество и простосердечие одной так же надоедают. “

“. Как она пляшет! как поет! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха…”

“. все грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты. “

“. Она, бывало, нам поет песни иль пляшет лезгинку… А уж как плясала! видал я наших губернских барышень только куда им! совсем не то. “

“. ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтобы тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива. “

“. черкешенка у Григорья Александровича. “

“. мне стало досадно, что никогда ни одна женщина меня так не любила. “

“. она нам призналась, что с того дня, как увидела Печорина, он часто ей грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления. “

“. она покачала головкой и отвернулась к стене: ей не хотелось умирать.

“. На другой день рано утром мы ее похоронили за крепостью, у речки, возле того места, где она в последний раз сидела. “

Бэла в романе «Герой нашего времени» (М.Ю. Лермонтов)

История создания


Михаил Лермонтов
Отдельные части романа «Герой нашего времени» по мере написания выходили в литературном журнале «Отечественные записки». «Бэла» была написана первой в 1838 году и впервые опубликована в мартовском номере за 1839 год. Годом позже роман впервые издали целиком в Санкт-Петербурге тиражом в 1000 экземпляров.

Читайте также:
Шенграбенское сражение в романе Толстого Война и Мир

Жанр произведения определяется как лирико-психологический роман. Лермонтов расположил главы романа с нарушением хронологического порядка. Глава о Бэле в большинстве изданий идет первой, в то время как в хронологическом порядке этот эпизод в жизни Печорина должен следовать за событиями, описанными в главах «Тамань» и «Княжна Мери».

Вероятно, Лермонтов изменил порядок глав таким образом, чтобы читатель мог увидеть героя сначала глазами стороннего наблюдателя — Максима Максимыча. А затем только погрузиться во внутренний мир героя на страницах дневника Печорина, в виде которого представлены последние главы.

Вариант 2

Наверно образ Бэлы запечатлелся всем, кто читал роман Лермонтова «Герой нашего времени», Эта гордая черкешенка, дочь местного князя поражает воображение своей целостностью и безыскусностью.

Внешне девушка ослепительно красива. У нее стройный стан и высокий рост, черные, густые волосы и глубокие, черные глаза, которых невозможно забыть. Бэла воспитывалась согласно традициям горного народа. Она умела вышивать золотом, плясать лезгинку, петь народные песни. Лермонтов показывает горную красавицу как девушку веселой, остроумной.

Увидев Печорина на свадьбе сестры, Бэла пленилась им. Это говорит о ее незаурядном уме, хотя девушке на тот момент исполнилось всего шестнадцать лет. Печорин, в свою очередь, был поражен красотой «дикой» горянки. Но в дальнейшем, как показывает автор, ему скорее было интересно завоевать гордую девушку. На самом деле он не был в нее влюблен.

Похитив Бэлу, Печорин стал за ней «ухаживать». Запер в башен и одаривал подарками, достойными княгини. Но девушка отказывалась от знаков внимания. Несмотря на то, что Печорин ей нравился, свободу она ценила выше.

Вначале Григорий не понимал девушку, но раскусив ее характер, решил отпустить. Получив свободу, Бэла призналась в своей любви и вышла за него замуж. Как цельная натура и приученная во всем угождать мужу, Бэла была счастлива вначале совместной жизни с Печориным. Но, имея способность тонко чувствовать, она поняла, что он охладел к ней. Это задело ее за живое.

В рассказе Максима Максимыча мы видим, что девушка осунулась, глаза ее поблекли, и она целый день тихонько напевала свои грустные песни. Для себя горная княжна решила, что уйдет от Печорина. Для нее была ненавистна сама мысль: жить с человеком, который ее не любит.

После того, как ее ранили и понимая, что осталось не долго жить, Бэла жалела лишь о том, что она не христианка и не сможет увидеться в той жизни с Печориным. На предложение Максима Максимыча принять православие, девушка отвечала отказом. Традиции и воспитание своего народа она ставила выше, хотя впав в посмертный бред, вспоминала в основном Печорина и лишь немного отца и брата.

Читайте также:
Пейзаж в романе Толстого Война и мир, пример сочинения

Что стало бы с ней, если бы она осталась жива — неизвестно. Максим Максимыч полагал, что для нее смерть — лучший выход из положения. Но возможно, эта гордая девушка жила бы счастливо и в своем окружении.

«Герой нашего времени»


Максим Максимыч
Рассказ о Бэле выстроен как воспоминания штабс-капитана Максима Максимыча, рассказанные случайному попутчику во время ночного привала в горах. Штабс-капитан приходился приятелем главному герою романа Григорию Печорину.

Бэла — младшая дочь черкесского князя. Героине 16 лет, она хороша собой, высокая и тонкая, с черными волосами и большими черными глазами. Бэла выросла в горах Кавказа и всю жизнь провела в ауле, не получив воспитания, которое дают городским барышням. С точки зрения Печорина Бэла — дикарка.

У девушки есть старшая сестра, которая выходит замуж. На свадьбу по приглашению отца Бэлы являются Максим Максимыч и Печорин. Бэла красива, и Печорин разглядывает девушку, а заодно замечает, что за Бэлой следит еще один мужчина – бандит Казбич, обладатель коня, который славится силой и быстротой по всей округе.


Григорий Печорин

Азамат, брат Бэлы, хочет во что бы то ни стало заполучить коня Казбича. Юноша просит продать коня и взамен готов выкрасть для Казбича что угодно, даже Бэлу, собственную сестру. Казбич в ответ на это предложение говорит, что лихой конь бесценен, а женщин в обмен на золото можно приобрести аж четыре штуки.

Максим Максимыч подслушивает этот разговор и передает Печорину. Тот договаривается с Азаматом насчет похищения Бэлы и взамен обещает помочь юноше добыть желанного коня. Азамат под покровом ночи привозит Бэлу к Печорину, а на следующее утро крадет коня Казбича, пока тот с Максимом Максимычем распивает чай.

Максим Максимыч пытается воззвать к совести Печорина, но герой говорит, что возвращать девицу поздно и бессмысленно — отец в любом случае зарежет Бэлу или продаст ту в рабство. Печорин держит девушку запертой в комнате и нанимает некую татарку, чтобы та ходила к Бэле и передавала девице подарки.


Главные герои книги «Герой нашего времени»

Героиня отвергает подношения, но со временем начинает больше доверять Печорину. Герой проводит дни рядом с Бэлой и даже учит ради девицы татарский язык, а сама Бэла начинает немного понимать русский.

В один прекрасный день Печорин заявляет Бэле, что осознал собственную ошибку и отпускает девушку домой. Ведь Бэла никогда не сможет его полюбить. В ответ на это Бэла говорит, что любит Печорина. Тем временем бандит Казбич убивает отца Бэлы, пребывая в уверенности, что князь знал о краже коня и дал Азамату на это согласие.

Печорин же наигрался с Бэлой, девица ему наскучила и, бросив ту в крепости одну, герой ускакал на охоту. Бэла в компании Максима Максимыча совершает прогулку на крепостной вал. С высоты бастиона герои видят, как из леса показывается всадник. Бэла опознает в нем бандита Казбича, а лошадь под Казбичем принадлежит отцу Бэлы.


Образ Бэлы

Печорину девушка совсем не интересна, тот в основном охотится, не обращая больше на Бэлу внимания. Девушка впадает в депрессию, и Максим Максимыч, видя это, вызывает Печорина на разговор, однако тот лишь жалуется на собственную несчастливую судьбу. Бэлу герой выкрал, потому что «любовь дикарки» была для него этаким «свежачком», но, как выяснилось, экзотические девушки так же быстро надоедают Печорину, как и знатные барыни. Любовь Бэлы наскучила герою.

Однажды мужчины уезжают на охоту вдвоем, и Бэла остается без охраны. Пока тех не было, в крепость явился Казбич и выкрал Бэлу. Печорин преследует бандита и ранит коня Казбича. Поняв, что удрать не удастся, бандит бьет Бэлу ножом. Через два дня девушка умирает от ран.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение описание по фотографии (картине) Гиппенрейтера Пятнистый олень (описание)
    На одной из таежных фотографий Гиппенретера изображен пятнистый олень. Он стоит на фоне березовой рощи. По всей видимости, сейчас зима — зверь совсем не проваливается в снег, значит его слой еще очень тонкий.
  • Толстой Л. Н.
  • Сочинение «Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме Гроза
    В драме «Гроза» Островский описал выдуманный провинциальный городок Калинов. Заправляют в местечке торговцы, зажиточные горожане. Савел Прокофьевич да Кабаниха подчинили себе всех. Они истинная власть и никто им не указ.
  • Критика о рассказе Старуха Изергиль Горького и отзывы критиков-современников
    Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» впервые увидел свет в 1895 году, состоящий из трёх частей. Рассказ не лишён драматизма женщины рассказывающей на склоне лет о мужчинах
  • Сочинение на тему День победы 9 мая
    Девятый день последнего месяца весны — значительный и важный праздник не только для Российского народа, но и многих людей нашей планеты.
Читайте также:
Загадки на День матери - подборка с ответами о самом светлом празднике мам

Экранизации

В 2006 году на экраны вышел телевизионный мини-сериал «Герой нашего времени» режиссера Александра Котта по сценарию Ираклия Квирикадзе. В сериале шесть серий, которые охватывают каждую из частей лермонтовского романа. Роль Бэлы исполняет актриса Наталья Горовенко.


Наталья Горовенко в образе Бэлы

В 1966 году на московской киностудии имени Максима Горького вышла драматическая дилогия «Герой нашего времени» режиссера Станислава Ростоцкого. Первый фильм дилогии — экранизация истории Бэлы. В роли главной героини снялась молдавская актриса Сильвия Берова. Для актрисы эта роль стала первой известной работой в кино.

Характеристика Бэлы в романе «Герой нашего времени» — сочинения для 9 класса

  1. Бэла – жертва Печорина
  2. Характер Бэлы
  3. Гордость и независимость
  4. Свободолюбие
  5. Верность любимому человеку
  6. Искренность
  7. Преданность вере
  8. Бэла – укор Печорину

Герой любого литературного произведения обязательно вступает в контакт с другими персонажами. Проявляя себя в общении с ними, он даёт нам возможность увидеть его «во всей красе». Становится понятно, каков он на самом деле, какими чертами характера обладает, чем объясняются его поступки. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет лучше изучить главного героя – Печорина. Это человек, который постоянно ищет себе новую психологическую жертву, и однажды ею становится Бэла – дочь черкесского князя.

Это совсем юная привлекательная девушка, выросшая среди гор и получившая строгое национальное воспитание. Знакомство Печорина с Бэлой происходит на свадьбе её старшей сестры. Бэла пропела Печорину что-то вроде комплимента на своём языке, выразив сожаление, что «не расти, не цвести ему в нашем саду». А Печорин весь вечер «в задумчивости не сводил с неё глаз». Потом станет очевидно, что его, пресыщенного любовью светских красавиц, привлекла не только красота и молодость Бэлы, но и трудность задачи по овладению ею.

Подвернувшийся случай помог Печорину организовать похищение девушки из родительского дома. Но праздновать победу он не мог. Бэла оказалась для него неприступной крепостью.

Характер Бэлы

Гордость и независимость

Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» даёт представление о натуре гордой и независимой. Об этом говорили уже её глаза.

Максим Максимыч, приятель Печорина и его невольный подельник, описывая горянку, не может обойти вниманием эту, самую важную в её внешности, деталь: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу»; «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля». А глаза, как известно, могут многое сказать о человеке, если не всё.

Свободолюбие

Поэтому неудивительно, что то, что читалось в глазах, подтверждалось и поведением Бэлы. Печорин не сразу понял, почему она не хочет покориться, хотя испытывала явную симпатию к своему похитителю. Он опробовал все способы соблазнения, которые стопроцентно сработали бы в случае с любой другой женщиной.

Но Бэла «молча гордо отталкивала подарки» и не хотела поцеловать Печорина, несмотря на его уверения в любви. «Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить», – говорила она, и в этом была главная причина её холодности. Она, как птица, не могла петь в неволе. Свободолюбие – определяющая черта в образе Бэлы.

Печорину оставалось одно средство – отпустить её домой, сказав, что сам уезжает. «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя», – отмечает Максим Максимыч. Лишь в этом случае была надежда, что гордая черкешенка ответит взаимностью.

И она оправдалась – поверив в искренность Печорина и почувствовав себя свободной, Бэла не захотела уходить от любимого.

Верность любимому человеку

До последней минуты своей недолгой жизни она оставалась верной ему, даже когда почувствовала, что он начал охладевать. Бэла могла бы уйти, но не хотела этого делать, не убедившись, что действительно больше не нужна Печорину. В своих чувствах она не сомневалась.

«Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь. »

Бэла тяжело переживала, предчувствуя скорый разрыв: «она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели».

Характеристика образа Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова | источник

Герой нашего времени М.Ю. Лермонтов

Цитаты

«Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения».

«Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда, и, верно, будет когда-нибудь опять».

«В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».

«Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная, что я испугался».

«Уж эта мне Азия! что люди, что речки — никак нельзя положиться!» (штабс-капитан Максим Максимыч)

«Слава — это удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким».

Характеристика образа Бэлы в романе Лермонтова «Герой нашего времени» » Сочинение на EraInfo.ru

Подвернувшийся случай помог Печорину организовать похищение девушки из родительского дома. Но праздновать победу он не мог. Бэла оказалась для него неприступной крепостью.

Читайте также:
Мифы Японии - кому поклонялся народ в древности, какие существа описывают читать онлайн

Характер Бэлы

Гордость и независимость

Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» даёт представление о натуре гордой и независимой. Об этом говорили уже её глаза.

Максим Максимыч, приятель Печорина и его невольный подельник, описывая горянку, не может обойти вниманием эту, самую важную в её внешности, деталь: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу»; «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля». А глаза, как известно, могут многое сказать о человеке, если не всё.

Поэтому неудивительно, что то, что читалось в глазах, подтверждалось и поведением Бэлы. Печорин не сразу понял, почему она не хочет покориться, хотя испытывала явную симпатию к своему похитителю. Он опробовал все способы соблазнения, которые стопроцентно сработали бы в случае с любой другой женщиной.

Но Бэла «молча гордо отталкивала подарки» и не хотела поцеловать Печорина, несмотря на его уверения в любви. «Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить», – говорила она, и в этом была главная причина её холодности. Она, как птица, не могла петь в неволе. Свободолюбие – определяющая черта в образе Бэлы.

Печорину оставалось одно средство – отпустить её домой, сказав, что сам уезжает. «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя», – отмечает Максим Максимыч. Лишь в этом случае была надежда, что гордая черкешенка ответит взаимностью.

И она оправдалась – поверив в искренность Печорина и почувствовав себя свободной, Бэла не захотела уходить от любимого.

Верность любимому человеку

До последней минуты своей недолгой жизни она оставалась верной ему, даже когда почувствовала, что он начал охладевать. Бэла могла бы уйти, но не хотела этого делать, не убедившись, что действительно больше не нужна Печорину. В своих чувствах она не сомневалась.

«Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь.

Бэла тяжело переживала, предчувствуя скорый разрыв: «она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели».

В романе «Герой нашего времени» Бэла предстаёт перед нами как цельная личность, которая не умеет притворяться, кривить душой, кокетничать. Она искренна в каждом своём проявлении. Для неё отношения с Печориным – не игра. Она полюбила его всем сердцем, и хочет, чтобы ему с ней было хорошо. Поэтому «ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие…»

В предсмертном бреду она лишь немного вспоминает о родном доме, отце и брате, а в остальное время говорит о Печорине. Придя в себя, она жалеет, что не христианка, и душа её в раю никогда не встретится с душой любимого.

Но в ответ на предложение окрестить её говорит, что умрёт в той вере, в какой родилась.

Преданность вере лишний раз подтверждает, что она никогда не изменяет себе, всё делает только по глубокому внутреннему убеждению, и если любит – то любит по-настоящему.

Бэла – укор Печорину

Обычно говорят – «живой упрёк». А вот Бэла из романа «Герой нашего времени» – это «мёртвый упрёк». Это укор Печорину, по чьей вине она, по сути, погибла. Ведь если бы не его прихоть, её судьба могла сложиться иначе. Печорину же упрекнуть Бэлу было не в чем. Впервые в жизни он встретил такую женщину – без единого морального изъяна, без тени лукавства и стремления к выгоде, абсолютно чистую душевно. Было бы по-другому – он мог бы найти оправдание своему поступку низостью человеческой. Но оправданий нет – и ему остаётся признать всю глубину своего собственного нравственного падения. Максим Максимыч был неприятно удивлён, когда в ответ на соболезнования Печорин рассмеялся. А он этим как раз и говорил: «Да, вот такой я негодяй». На самом деле он глубоко переживал смерть Бэлы, «был долго нездоров, исхудал», ему было неприятно вспоминать этот случай. Хотя он и разлюбил её, но, безусловно, уважал. Она недостойна была такого конца.

Образ Бэлы в романе Герой нашего времени – характеристика героини

Бэла – жертва Печорина

Герой любого литературного произведения обязательно вступает в контакт с другими персонажами. Проявляя себя в общении с ними, он даёт нам возможность увидеть его «во всей красе». Становится понятно, каков он на самом деле, какими чертами характера обладает, чем объясняются его поступки. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет лучше изучить главного героя – Печорина. Это человек, который постоянно ищет себе новую психологическую жертву, и однажды ею становится Бэла – дочь черкесского князя.

Читайте также:
Образы помещиков в поэме Мёртвые души, описание домов, изображения

Это совсем юная привлекательная девушка, выросшая среди гор и получившая строгое национальное воспитание. Знакомство Печорина с Бэлой происходит на свадьбе её старшей сестры. Бэла пропела Печорину что-то вроде комплимента на своём языке, выразив сожаление, что «не расти, не цвести ему в нашем саду». А Печорин весь вечер «в задумчивости не сводил с неё глаз». Потом станет очевидно, что его, пресыщенного любовью светских красавиц, привлекла не только красота и молодость Бэлы, но и трудность задачи по овладению ею.

Характер Бэлы

Гордость и независимость

Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» даёт представление о натуре гордой и независимой. Об этом говорили уже её глаза. Максим Максимыч, приятель Печорина и его невольный подельник, описывая горянку, не может обойти вниманием эту, самую важную в её внешности, деталь: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу»; «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля». А глаза, как известно, могут многое сказать о человеке, если не всё.

Свободолюбие

Поэтому неудивительно, что то, что читалось в глазах, подтверждалось и поведением Бэлы. Печорин не сразу понял, почему она не хочет покориться, хотя испытывала явную симпатию к своему похитителю. Он опробовал все способы соблазнения, которые стопроцентно сработали бы в случае с любой другой женщиной. Но Бэла «молча гордо отталкивала подарки» и не хотела поцеловать Печорина, несмотря на его уверения в любви. «Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить», – говорила она, и в этом была главная причина её холодности. Она, как птица, не могла петь в неволе. Свободолюбие – определяющая черта в образе Бэлы.

Печорину оставалось одно средство – отпустить её домой, сказав, что сам уезжает. «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя», – отмечает Максим Максимыч. Лишь в этом случае была надежда, что гордая черкешенка ответит взаимностью. И она оправдалась – поверив в искренность Печорина и почувствовав себя свободной, Бэла не захотела уходить от любимого.

Верность любимому человеку

До последней минуты своей недолгой жизни она оставалась верной ему, даже когда почувствовала, что он начал охладевать. Бэла могла бы уйти, но не хотела этого делать, не убедившись, что действительно больше не нужна Печорину. В своих чувствах она не сомневалась. «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь. »

Бэла тяжело переживала, предчувствуя скорый разрыв: «она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели».

Искренность

В романе «Герой нашего времени» Бэла предстаёт перед нами как цельная личность, которая не умеет притворяться, кривить душой, кокетничать. Она искренна в каждом своём проявлении. Для неё отношения с Печориным – не игра. Она полюбила его всем сердцем, и хочет, чтобы ему с ней было хорошо. Поэтому «ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие…»

Преданность вере

В предсмертном бреду она лишь немного вспоминает о родном доме, отце и брате, а в остальное время говорит о Печорине. Придя в себя, она жалеет, что не христианка, и душа её в раю никогда не встретится с душой любимого. Но в ответ на предложение окрестить её говорит, что умрёт в той вере, в какой родилась. Преданность вере лишний раз подтверждает, что она никогда не изменяет себе, всё делает только по глубокому внутреннему убеждению, и если любит – то любит по-настоящему.

Бэла – укор Печорину

Обычно говорят – «живой упрёк». А вот Бэла из романа «Герой нашего времени» – это «мёртвый упрёк». Это укор Печорину, по чьей вине она, по сути, погибла. Ведь если бы не его прихоть, её судьба могла сложиться иначе. Печорину же упрекнуть Бэлу было не в чем. Впервые в жизни он встретил такую женщину – без единого морального изъяна, без тени лукавства и стремления к выгоде, абсолютно чистую душевно. Было бы по-другому – он мог бы найти оправдание своему поступку низостью человеческой. Но оправданий нет – и ему остаётся признать всю глубину своего собственного нравственного падения. Максим Максимыч был неприятно удивлён, когда в ответ на соболезнования Печорин рассмеялся. А он этим как раз и говорил: «Да, вот такой я негодяй». На самом деле он глубоко переживал смерть Бэлы, «был долго нездоров, исхудал», ему было неприятно вспоминать этот случай. Хотя он и разлюбил её, но, безусловно, уважал. Она недостойна была такого конца.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: