«Облака» краткое содержание пьесы Аристофана, анализ произведения, главные герои, проблематика комедии

Облака

В Афинах самым знаменитым философом был Сократ. За свою философию он потом поплатился жизнью: его привлекли к суду и казнили именно за то, что он слишком многое ставил под сомнение, разлагал (будто бы) нравы и этим ослаблял государство. Но до этого было пока ещё далеко: сперва его только вывели в комедии. При этом приписали ему и такое, чего он никогда не говорил и не думал и против чего сам спорил: на то и комедия.

Комедия называлась «Облака», и хор ее состоял из Облаков — развевающиеся покрывала и почему-то длинные носы. Почему «Облака»? Потому что философы раньше всего стали задумываться, из чего состоит все разнообразное множество предметов вокруг нас. Может быть, из воды, которая бывает и жидкой, и твёрдой, и газообразной? или из огня, который все время движется и меняется? или из какой-то «неопределённости» ? Тогда почему бы не из облаков, которые каждую минуту меняют очертания? Стало быть, Облака — это и есть новые боги новых философов. К Сократу это отношения не имело: он как раз мало интересовался происхождением мироздания, а больше — человеческими поступками, хорошими и дурными. Но комедии это было все равно.

Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твёрдо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию «Облака».

Живёт в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щёголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи. Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными. Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажками вымерить прыжок. Или вот ещё: жужжит комар гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочём не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно».

Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звёздам. «Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» — «Какими богами? у нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это — гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром». — «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живёхоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.

Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает. «Где на свете ты видел правду?» — «у всевышних богов!» — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели учёные беседы». — «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьёшься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды.

Стрепсиад с сыном радёхоньки. Приходит кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянётся: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал!» — «Ужо разразит тебя Зевс!» — «Ужо защитят Облака!» Приходит второй кредитор. «Плати проценты!» — «А что такое проценты?» — «Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом!» — «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятиями убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка расплата!»

Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмём и заведём! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?» Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.

Читайте также:
Неточка Незванова краткое содержание, основная тема и идея

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Вопрос№22. Проблематика комедии Аристофана «Облака».

«Облака» 423 г. Отличается от обычных комедий. Посвящена культурной проблеме: выступает против софистов и Сократа. Проблема воспитания молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса.

Старик Стрипсиад обеспокоен сыном Фидиппидом – тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе – сократической беседе – приведение человека к выводу. У Аристофана Сократ – это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце». Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Сократ принимает Стрепсиада в «мыслильню» и проделывает над ним обряд «посвящения». Мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков, почитание которых отныне должно заменить традиционную религию. Пародируются естественно-научные теории философов и новые софистические дисциплины, например грамматика. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, посылает вместо себя сына. Происходит агон между Кривдой и Правдой – прежде всего о проблеме воспитания. восхваляет старое строгое воспитание. Кривда защищает свободу вожделений. Кривда побеждает. Фидиппид быстро овладевает всеми необходимыми уловками, и старик спроваживает своих заимодавцев.

Но вскоре искусство сына обращается против отца. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир. Любитель старых поэтов Симонида и Эсхила, Стрепсиад не сошелся в литературных вкусах с сыном, поклонником Еврипида. Фидиппид поколотил старика, доказывает ему, что сын вправе бить отца. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации, но, когда Фидиппид обещает доказать и то, что законно бить матерей, взбешенный старик поджигает мыслильню Сократа.но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну – Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрипсиад берет лестницу и факел – поджигает мыслильню.

1. Сократ – карикатура на софистику (далек). На деле – выступал на площади, здесь – в мыслильне.

2. комедия кончается без обычной обрядовой свадьбы Образованный А. не враг науки, в софистике его пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей

Вопрос№23. Литературные взгляды Аристофана («Лягушки»).

Прежде чем рассматривать художественные средства, которыми пользовался Аристофан, нам важно остановиться на том, как сам он представлял себе свои задачи, свой метод И литературные приемы. Об этом нередко он говорит в своих пьесах, особенно в парабазах. Уже в «Осах», относящихся к 422 г., он замечает о себе, что «поднялся до такой высоты, какой не достигал до него никто в Афинах» (1023). Учитывая двойственную сущность комедии — серьезную и шутливую, он обращается к судьям состязания в комедии «Женщины в Народном собрании» с таким объяснением (1156 сл.):

Пусть же умники и судят, помня умное у нас;

А кто любит посмеяться, тот по смеху и суди.

Свои литературные взгляды лучше всего он выразил в комедии «Лягушки», в сцене спора Эсхила с Эврипидом. Оба поэта, по его пониманию, признают одинаковый принцип, который формулируется в словах Эсхила: «Малых детей наставляет учитель, а взрослых людей поэты» (1054 сл.). На вопрос Эсхила: «За что следует восхищаться поэтом?» — Эврипид отвечает: «За искусство его и за наставления, — за то, что мы (т. е. поэты) делаем лучшими людей в государстве» (1008 — 1010). В другом месте той же комедии хор говорит: «Священный хор по справедливости должен давать государству добрые советы и наставления» (686 сл.). Таким образом, на искусство устанавливается моральная точка зрения, — театр признается школой для взрослых11. Этим определяются и художественные идеалы Аристофана. С его точки зрения, которую он выражает устами Эсхила, поэзия должна сообщать гражданам бодрость и воинственный дух, и героями его поэзии были Патроклы и Тевкры с львиной душой (1042). В качестве образов он ссылается на трагедии «Семеро против Фив» и «Персы». Он исходит из возвышенных представлений. «Поэт должен, — говорит он, — безнравственные вещи скрывать, не выводить их и не изображать в театре. Мы должны говорить только о нравственных вещах» (1053 — 1056).

Эврипида он представляет грубым натуралистом и вкладывает в его уста такое объяснение: «Я выводил обыденные вещи, которые у нас в обиходе и которые с нами неразлучны, так что по ним меня можно бы проверить: зрителям все это знакомо, и они могли бы изобличить мое искусство» (959—961). Аристофан считает этот натурализм вредным, вносящим нравственное разложение. «Каких только бед не причинил он!» — говорит про Эврипида Эсхил. Особенно нападает он на Эврипида за то, что он первый стал изображать любовную страсть (1043 сл.). «Разве не представлял он сводней или женщин, рождающих в храмах, или сестер в сожительстве с братьями, или женщин, заявляющих, что жизнь — не жизнь? Вот от этого-то город наш и наполнился писаришками и шутами, народными обезьянами, обманывающими вечно народ. И теперь так мало занимаются гимнастическими упражнениями, что нет никого, кто мог бы нести факел» (1078 — 1088)12. В этих рассуждениях Аристофан отражает споры о реализме в искусстве, которые велись среди его современников. Ясно, что Эврипид и Аристофан — представители двух различных лагерей. Находя свой идеал в лице Эсхила, Аристофан развенчивает Эврипида, видит в его творчестве социальную опасность и не оставляет поэта в покое даже после смерти, критикуя и содержание и форму его произведений. Он затрагивает 33 его трагедии, нападает на него при всяком удобном случае, задевает его личную жизнь, низкое происхождение и т. п. В «Женщинах на празднике Фесмофорий» он издевается над его мнимым женоненавистничеством. В разных комедиях Аристофан высмеивает стремление Эврипида воспроизводить действительную жизнь с ее мелочами и неприглядностью. Аристофан называет Эврипида «собирателем пустой болтовни, творцом нищих, сшивателем лохмотьев» («Лягушки», 840 сл.). В «Ахарнянах» Дикеополид обращается к Эврипиду с просьбой снабдить его каким-нибудь особенно жалким рубищем из гардероба его трагедий (410 — 479). Аристофан критикует Эврипида и за преобладание в его трагедиях рассудочности, обилие замысловатых, ученых слов, видя в этом вульгарность. «Вот сейчас, — говорит хор в «Лягушках», —завертится его ловкий, болтливый язык, оттачивающий слова, будет говорить тончайшие вещи, напрягая с величайшим трудом свои легкие» (825 — 829).

Читайте также:
Обломов и Штольц сопоставительная характеристика героев в романе И.А. Гончарова, смысл их спора в произведении, воспитание, социальное положение и взгляды персонажей

Признавая первенство в поэзии за Эсхилом, второе место Аристофан отдает Софоклу. В знак этого Эсхил, уходя из загробного мира, оставляет его своим заместителем. Однако высокая оценка Эсхила не мешает Аристофану тонко указать и некоторые его недостатки. Он отмечает натянутость молчания действующего лица в течение целой сцены, например в прологе «Прикованного Прометея», в не дошедшей до нас «Ниобе», чрезмерную высокопарность и тяжеловесность речи, пристрастие к страшным и чудовищным образам и словам и т. д. (911 — 945). Он «первый из греков нагромоздил величавые слова и ввел красивую шумиху трагической речи» (1004 сл.), — так характеризует его хор. «Не скажет он слова ясно», — говорит про него Эврипид (927). Его тяжеловесные слова на весах сразу же перетягивают легкую речь Эврипида (1364—1460). Эсхил не может возразить на его критику. Аристофан, несмотря на свои нападки на Эврипида, сам многое заимствовал у него.

Из других трагических поэтов своего времени Аристофан подверг жестокому осмеянию молодого поэта Агафона, представив его типом изнеженного, женоподобного человека в «Женщинах на празднике Фесмофорий». Не раз задевает он Каркина, Иона Хиосского, Иофонта, сына Софокла и др. («Мир», 834 сл., 864; «Лягушки», 73 — 79).

Аристофан рано осознал высокое общественное значение своих комедий и в «Осах» называл себя «очистителем, отвращающим беды от своей страны» (1043). Роль комического писателя он считал одной из самых трудных и важных («Всадники», 516, ср. «Ахарняне», 633 сл.). В парабазе «Ахарнян» он ставит себе в заслугу то, что высказывал откровенно правду и предупреждал против лести, которой нередко увлекались афиняне (628 — 644). Средством воздействия на современников он считает соединение серьезного с шуткой. Так, хор в «Лягушках» обращается с молитвой к богине Деметре, чтобы она дала ему возможность «высказать много смешного и много серьезного и, сыгравши и пошутив, одержать победу и получить в награду ленту» (389—393). В «Осах» он заявляет, что, когда стал выступать впервые в театре, нападал не на заурядных людей, а на особенно сильных (1029 сл.).

Аристофан не раз отмечает сметливость афинской публики, которая умеет тонко разобраться в качестве драматических произведений и понять содержащиеся в них намеки («Осы», 1010—1014; «Лягушки», 1109—1118). Он заявляет, что и без соответствующей маски у актера зрители поймут, кого надо разуметь под фигурой Пафлагонца во «Всадниках» (225 — 233). Зная тонкое чутье публики, Аристофан близко принимает к сердцу провал своего любимого произведения — «Облаков» («Облака», 520 — 527; «Осы», 1043 — 1045).

Много намеков на разных современников рассеяно в комедиях Аристофана. Видно, что во «Всадниках» он намекает на суеверие, нерешительность и медлительность Никия (32 — 35), на склонность к вину Демосфена (95 — 102). Однако многие из намеков остаются незаметными или непонятными из-за отсутствия у нас исторических сведений.

Серьезные разногласия вызывало понимание комедии «Птицы». По примеру Гёте многие готовы были видеть в ней просто веселую шутку, фантастическую феерию, другие воспринимали ее как аллегорию. Однако в ее содержании так много намеков на живую афинскую действительность, что с такими толкованиями никак нельзя согласиться. План фантастического государства напоминает мечты некоторых мыслителей о политическом и социальном переустройстве, вроде проектов Гипподама Милетского (178 — 186; 550 — 626). В то же время план создания мирового государства, способного подчинить и небо и землю, — если откинуть комические преувеличения, — напоминает агитацию политиков вроде Алкивиада, затеявших поход в Сицилию и суливших афинянам подчинение не только Сицилии, но блокаду Пелопоннеса и завоевание Запада, в том числе и Карфагена (Фукидид, VI, 15, 2; 90, 2 — 3). Кроме того, в комедии осмеивается ряд современных деятелей (1 292— 1299; 1553—1564). Все это показывает, что нет никаких оснований обособлять данную комедию от других комедий Аристофана.

Аристофан видит принципиальное отличие своего творчества от произведений предшественников и современников в том, что он изгнал из оборота все грубые и чисто внешние комические приемы, основанные в значительной степени на непристойностях. В «Мире» хор такими словами определяет образ деятельности поэта (739 — 743):

Он, во-первых, один у соперников всех прекратил их обычай смеяться

Над одеждою рваной и теми людьми, кто воюет с одними лишь вшами;

Он изгнал и Гераклов, месящих хлеба, и обжор этих вечно голодных,

И бегущих рабов, надувающих ловко, нарочно терпящих побои —

Это все недостойным он первый признал, и рабов выводить, как другие,

Проливающих слезы, не стал он.

Протестуя против пошлостей, он предупреждает: «кто в этом находит смешное, тот от моих шуток не получит удовольствия» («Облака», 560). Аристофан неоднократно говорит о благопристойности своих комедий («Облака», 537 — 544; «Лягушки», 1 —15, 358). Он отвергает как недостойное снискивать расположение зрителей, кидая в толпу угощения («Осы», 58 сл.; «Мир», 711 сл.; «Богатство», 797 сл.).

Положительную задачу свою он характеризует устами хора в «Мире» (748 — 754):

И, подобные пошлости бросив и вздор, непристойные шутки такие,

Возвеличил он этим искусство у нас, укрепил, возведя это зданье,

Величавою речью и мыслью глубокой и шутками неплощадными;

Читайте также:
Мильон терзаний краткий конспект статьи И.А. Гончарова по комедии "Горе от ума", тезисный план, анализ, оценка и характеристика критиком героев, главная мысль

Не людишек простых он в комедиях стал подвергать осмеянью, не женщин,

Но со страстью Геракла какой-то он стал нападать уж на самых могучих.

Среди запаха страшного кожи13 пройдя и угрозы, навозом несущей,

И я в первую очередь бой начинаю с чудовищем лютым, зубастым.

Под этим «чудовищем» Аристофан разумеет Клеона. Во «Всадниках» он сравнивает его с мифическим Тифоном (511) и не раз говорит о борьбе с ним в других комедиях («Облака», 549 — 551 сл.; «Осы», 1036). Из этого видно, какое политическое значение он придавал своим комедиям.

Правда, надо все же признать, что, осуждая теоретически пошлые шутки, он и сам иногда допускал их, как это можно видеть в «Лисистрате», в «Женщинах на празднике Фесмофорий», в начальной части «Мира» и т. д. Он невольно отдает дань ходячим приемам древней комедии, вышедшей из грубой основы карнавальных шуток.

Краткое содержание комедии «Облака» (Аристофан)

Ценителям античной культуры советуем читать краткое содержание комедии «Облака» – одного из немногих сохранившихся произведений древнегреческого поэта Аристофана. Автор высмеивает модные в его эпоху философские учения, отрицающие заветы предков и веру в богов.

  1. Главные герои
  2. Краткое содержание
  3. Пролог
  4. Парод
  5. Парабаса
  6. Эписодий первый
  7. Эписодий второй
  8. Эписодий третий
  9. Эписодий четвертый
  10. Агон первый
  11. Эписодий пятый
  12. Эписодий шестой
  13. Эписодий седьмой
  14. Эписодий восьмой
  15. Агон второй
  16. Эксод

Главные герои

Фидиппид – сын Стрепсиада; молодой человек, увлекающийся лошадьми и состязаниями на ипподроме.

Сократ – мудрец, основавший в собственном доме школу («мыслильню»).

Краткое содержание

Пролог

Ночью Стрепсиад на крыльце своего дома никак не может уснуть. Он озабочен множеством долгов. Стрепсиад приказывает слуге принести хозяйственную книгу. Его выводят из себя записи о долгах за лошадей и конскую сбрую.

Стрепсиад проклинает увлечение сына Фидиппида конскими состязаниями. Тот спит рядом с отцом и даже во сне говорит о лошадях. Стрепсиад вспоминает, как женился на племяннице Мегакла, от которой «пахло» расходами. Родившегося сына она с самого детства приучала к мысли стать похожим на дядю, который управляет колесницей на ипподроме. Фидиппид не внял советам отца стать пастухом и увлекся лошадьми.

Стрепсиад будит сына и просит его пойти учиться, чтобы избавиться от долгов. Научить этому могут мудрецы, живущие по соседству в «мыслильне». Фидиппид восклицает, что это известные «негодяи» и «плуты». Он наотрез отказывается идти к ним на учебу.

Стрепсиад угрожает выгнать сына из дома и не давать больше денег на содержание его коней. Разгневанный Фидиппид отправляется попросить помощи у своего дяди.

Стрепсиад решает сам поступить на учебу в «мыслильню». Он стучится в соседний дом. На стук выходит ученик и рассказывает удивительные вещи о своем учителе. Недавно Сократ хитроумным способом высчитал размер блошиного шага. Также он доказал, что комары «трубят» задом. Вчера Сократу удалось украсть из палестры плащ и купить на него еды.

Стрепсиад восхищен мудростью Сократа и требует немедленно впустить его в дом. Его глазам предстают другие ученики, ведущие себя очень странно. Один напряженно смотрит в землю, другой «считает звезды» собственным задом. Не менее удивительны вещи в «мыслильне». Ученик показывает Стрепсиаду «астрономию», «геометрию» и изображение всего мира.

На большой высоте Стрепсиад замечает человека в гамаке. Ученик говорит, что это сам Сократ. Стрепсиад почтительно обращается к мыслителю и просит научить его мудрому красноречию.

Сократ торжественно посвящает Стрепсиада в ученики. Он усаживает его на «священные козлы», дает в руки венок и посыпает мукой. Сократ обращается с молитвой к Облакам, которых почитает в качестве богов.

Парод

С небес раздается пение Облаков, прославляющих город Афины. Стрепсиада пугают эти грохочущие звуки. Сократ говорит, что нет никаких богов, кроме Облаков. В ответ на упоминание Стрепсиада о Зевсе он объясняет, что дожди, гром и молнии производят сами Облака.

Сократ соглашается взять Стрепсиада в ученики. Он обещает сделать из него настоящего мудреца, который своими речами будет одерживать победы «на судах, на собраньях, в советах и в спорах». Стрепсиад готов терпеть голод, нужду, лишения и оскорбления, лишь бы полученная мудрость помогла ему избавиться от долгов.

Сократ приказывает новому ученику сбросить накидку и вводит его в «мыслильню».

Парабаса

Облака обращаются к афинянам, укоряя их за избрание своим властителем и полководцем Клеона, а также за проведение календарной реформы.

Эписодий первый

Сократ приступает к обучению Стрепсиада. Он говорит, что ученику еще рано заниматься изучением «кривды» и предлагает ему сначала разобраться в словах мужского и женского рода.

Сократ изобретает новые слова с четким указанием на род: «фазыня» вместо «фазан», «корзан» вместо «корзина». Мыслитель также утверждает, что многие мужские имена (Милесия, Аминия) на самом деле являются женскими.

Закончив урок, Сократ приказывает Стрепсиаду растянуться на лежанке и «погрузиться в самого себя». Ученик покорно покоряется и вскоре начинает кричать от боли. Лежанка в «мыслильне» кишит клопами.

Эписодий второй

Сократ возвращается к ученику и интересуется, как идут его размышления. Стрепсиад занят ловлей клопов. Учитель советует ему хорошенько обдумать свою главную мысль об избавлении от долгов.

Стрепсиад говорит, что придумал нанять колдунью, с ее помощью выкрасть с неба месяц и спрятать его в сундуке. Кредиторы потеряют счет времени и не будут начислять проценты.

Сократ хвалит задумку ученика и предлагает ему подумать над тем, как избавиться от предъявленного иска. Стрепсиад отвечает, что возьмет лупу и незаметно уничтожит документ.

Мыслитель вновь одобряет ловкость ученика и дает ему новое «задание»: защитить себя в суде. Стрепсиад говорит, что в таком случае он просто повесится.

Сократ приходит в гнев и отказывается учить старика дальше. Стрепсиад обращается за помощью к Облакам. Они советуют прислать в «мыслильню» вместо себя сына.

Стрепсиад уходит домой с твердым намерением уговорить Фидиппида стать учеником Сократа.

Эписодий третий

Стрепсиад встречает сына и с жаром рассказывает ему о полученных в «мыслильне» знаниях. Старик отвергает существование Зевса, требует различать «фазана» и «фазыню».

Фидиппид с печалью слушает помешавшегося отца, который вернулся домой без одежды и обуви. Чтобы не огорчать его, он соглашается пойти в «мыслильню» и самому оценить мудрость Сократа и его учеников.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Любовь — это счастье или страдание?»️ основные понятия, рассуждения об отношениях, примеры из жизни, аргументы из литературных произведений

Стрепсиад приводит сына к учителю и просит научить его «побеждать кривдой правду».

Эписодий четвертый

Появляются Правда и Кривда, сидящие в клетках. Они начинают ругаться друг с другом. Взаимные обвинения перерастают в драку. Предводительница хора Облаков призывает соперников успокоиться. Она предлагает им спокойно высказаться, чтобы Фидиппид сам выбрал себе наставника.

Агон первый

Правда рассказывает, что в прошлом афиняне почитали ее и руководствовались ей в жизни. Они воспитывали детей в послушании родителям, умеренности, скромности, учтивости. Такое воспитание делало людей здоровыми, сильными и красивыми. Сейчас жители города предпочитают Кривду. Они предаются разврату, проводят время в бесплодных речах и спорах, сквернословят, совершают «безобразные поступки».

Кривда берется с легкостью опровергнуть все доводы. Она доказывает, что умение спорить развивает в человеке смелость и настойчивость. Скромные и добродетельные люди всегда становятся жертвами обмана. Если отказываться от наслаждений (еды, вина, азартных игр, чувственных наслаждений), то жизнь вообще теряет смысл.

Кривда утверждает, что все уважаемые и почитаемые в обществе люди – «толстозадые». Она предлагает противнику поглядеть на зрителей и убедиться в этом. Правда смотрит в зал, признает свое поражение и убегает.

Поединок между Правдой и Кривдой укрепляет Стрепсиада в решении отдать сына в «мыслильню». Сократ уводит Фидиппида за собой. Молодой человек боится, что станет «несчастным, тощим, бледным».

Эписодий пятый

Стрепсиад несет целый мешок, чтобы вознаградить Сократа за обучение сына. У него остается всего несколько дней до взыскания долгов.

Сократ забирает вознаграждение и выводит к отцу худого и бледного сына. Фиддипид говорит, что сумеет разобраться с кредиторами. Радостный Стрепсиад отводит сына домой.

Эписодий шестой

К Стрепсиаду приходит Пасий со свидетелем и требует вернуть ему деньги. Кредитор напоминает, что он клялся отдать долг именем Зевса. Старик отвечает, что эта клятва ничего не стоит, ведь богов не существует.

Стрепсиад выносит корзину и спрашивает у Пасия, что это такое. Когда тот отвечает, старик говорит, что ничего не отдаст «дурню», который называет «корзан» «корзиною».

Пасий уходит, пригрозив обратиться к властям.

Эписодий седьмой

К Стреписиаду приходит Аминий и просит вернуть деньги, которые ему задолжал Фиддипид. Старик заводит «ученый» разговор о том, откуда берется вода для дождя. Он отрицает, что его долг может увеличиться со временем, ведь огромное море «не возрастает». В конце концов Стрепсиад просто прогоняет кредитора.

Эписодий восьмой

Стрепсиад выбегает из дома и кричит, что его избивает собственный сын. За ним следом выходит Фиддипид. Он говорит, что имеет полное право бить отца и может это доказать.

Агон второй

Предводительница хора Облаков просит отца и сына рассказать о причине конфликта. Стрепсиад говорит, что они поспорили по поводу искусства. Фиддипид ругал старых поэтов и восторгался новыми. В ходе спора он накинулся на отца с кулаками.

Фиддипид в оправдание напоминает, что его в детстве тоже бил отец. «Старик – вдвойне ребенок», поэтому «заслуживает двойного наказания». К тому же обычай почитать родителей уже устарел. Давно пора ввести новый.

Стрепсиад соглашается с доводами сына и признает право молодых бить собственных отцов. Фиддипид заявляет, что собирается «поколотить» свою мать. Пораженный отец проклинает Сократа и Кривду.

Эксод

Стрепсиад отрекается от новых учений, советует сыну чтить Зевса и зовет его побить Сократа. Фиддипид отказывается и уходит.

Стрепсиад спрашивает совета у статуи Гермеса. Выслушав бога, он влезает с факелом на дом Сократа и поджигает его. «Мудрецы» с криками выбегают наружу, а «мыслильня» разваливается.

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Краткое содержание комедии «Облака» Аристофана

Известный греческий философ Сократ славился тем, что во многом сомневался. В комедии Аристофана «Облака» о Сократе написано то, чего на самом деле не было. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Облака». Название появилось благодаря тому, что одной из первых тем, обсуждаемых философами, было происхождение облаков. Из чего они образуются? Чем примечательны?

  1. Основные персонажи пьесы
  2. «Облака» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «Облака»
  4. Сюжет комедии «Облака» Аристофан
  5. Видео о комедии Облака

Основные персонажи пьесы

  • Стрепсиад – старик, бывший земледелец, простой, недалёкий человек.
  • Фидиппид – его сын, любит конный спорт, отца чтит мало, не обращает внимание на то, что вводит семью в долги.
  • Сократ – пародийный мыслитель-софист, однако проповедует философские мысли не самого исторического Сократа, а видного софиста Антифонта, и, частично, Анаксагора, Гиппона и Протагора.

«Облака» очень краткое содержание

Аристофан «Облака» краткое содержание для читательского дневника:

В Афинах жил себе Сократ, который был учен умен, и кроме того – философ, и именно это и подвигло многих людей отправляться к нему в ученье, чтобы стать таким же как он – великим мыслителем.

Была одна семья, где уже вырос мальчик, став юношей. Но он, Стрепсиад, как его звали, был увлечен конными скачками и играми. Это нравилось парню, но он впал в долги просто огромные, и именно из-за этих конных скачек. А потому, отец, возмущаясь, обвинял поначалу жену – горожанку, которая хотела, что мальчик рос образованным и настоящим – аристократом.

Потом отец советует сыну поехать учиться к великому Сократу, который научил бы его своим мыслям – философским, которые и сделали бы его не таким бедным. Ведь умными непонятными мыслями можно обдурить людей.

Потом парень все же поехал к Сократу, который стал учить его смирению, но вместе с тем – совсем не таким вещам, как казалось бы, должен был учить философ. И потому, когда кредиторы пришли получить свои деньги, он смог наглостью своей просто загнать их в угол. Стрепсиад понял, что смирение приведет его к бедности, а не к богатству, а потому, он решил, что только наглость поможет ему и дальше жить припеваючи.

Главная мысль:

Аристофан своей комедией хотел показать, что поступки, всегда считавшиеся хорошими, не так хороши, а плохие, не так ужасны.

Короткий пересказ «Облака»

Краткое содержание «Облака» Аристофан:

Действие начинается в доме Стрепсиада. Тот волнуется из-за долгов, в которые влезла его семья из-за его сына, Фидиппида, и его любви к конному спорту.

Читайте также:
Главные герои Война и мир - характеристика персонажей, их ошибки

Раздумывая, Стрепсиад просит Фидиппида пойти в учение в мыслильню Сократа, что находится неподалёку, чтобы выучиться умению запутывать словами и выбраться из долгов, но его сын отказывается, называя Сократа и его учеников негодяями.

Тогда Стрепсиад решает сам пойти к Сократу. В мыслильне ученик показывает Стрепсиаду их занятия, что представлены в комическом ключе. Стрепсиад проходит посвящение, ему рассказывают об «облаках», что почитаются здесь вместо богов. Сократ объясняет действие вихрей и облаков на примере человеческого желудка.

Сократ пытается расспрашивать Стрепсиада и озвучивает сомнение в его обучаемости, затем они вместе уходят в мыслильню. Дальше идёт лирическое отступление, в котором хор от лица самого драматурга говорит о произведениях Аристофана и обличает афинского полководца Клеона, а также обращается к слушателям якобы с посланием от Селены.

Действие продолжается, выходят Сократ и говорит, что давно не видел подобного дурака, а затем зовёт Стрепсиада и пытается его обучать. Он рассказывает ему свои размышления по поводу родов и их использования в языке, но Стрепсиаду его слова непонятны. Наконец Стрепсиаду кажется, что у него что-то начало получаться и он рассказывает Сократу свои мысли по поводу того, как можно избавиться от долгов.

Сократу нравятся его размышления, и он подкидывает старику новые задачки. Когда Стрепсиад не находит ответа и говорит, что в представленной ситуации бы удавился, потому что к мертвецу требований быть не может, Сократ выгоняет его, называя дураком. Тогда, по наставлению хора, Стрепсиад решает отдать в учение Сократу Фидиппида и на этот раз уговаривает сына.

Сократ соглашается обучать Фидиппида, а затем уходит, оставляя юношу смотреть представление, которое устраивают Правда и Кривда. Правда и Кривда спорят между собой о том, кто из них сильнее. Каждый читает свою речь и приводит свои доводы. Наконец, Правда признаёт себя побеждённым. Сократ уводит Фидиппида. Хор облаков остерегает Стрепсиада.

По прошествии времени Стрепсиад приходит за сыном Сократ сообщает, что теперь Фидиппид может выиграть любую тяжбу и обрадованный отец забирает исхудавшего, осунувшегося сына домой. Обнадёженный Стрепсиад отсылает двух соседей, которым он должен не с чем. Хор вновь предостерегает Стрепсиада насчёт его сына. Следущая сцена – Стрепсиад выбегает из дома, преследуемый Фидиппидом, который пытается его поколотить.

Отец пытается отчитать сына за нанесённые побои, но, используя приобретённое умение искажать правду, Фидиппид утверждает, что имеет полное право бить отца, и Стрепсиад не может опровергнуть его хитрые слова. Отчаявшийся и разочарованный Стрепсиад отказывается от учения Сократа, берёт факел и поджигает дом Сократа.

Заключение:

Комедия Аристофана вызвала неоднозначную реакцию публики, многие упрекали драматурга в очернении образа Сократа, с другой стороны, признавалась высокая художественная ценность произведения. Драматург позднее решил переделать пьесу, но так и не оформил до конца последний её вариант. Некоторые нововведения всё же сохранились и дошли до наших дней. К примеру, сцена со спором Правды и Кривды отсутствовала на первом показе.

Это интересно: «Собака на сене» Лопе де Вега – это комедия о молодой овдовевшей женщине Диане, которая сражается со своей безумной любовью к секретарю Теодору. Преградой к их отношениям служит тот факт, что они не могут быть вместе из-за отсутствия титула и происхождения у Теодора. И несмотря на то, что он умный и красивый мужчина графиня не пускает даже мысль об их союзе.

Сюжет комедии «Облака» Аристофан

«Облака» Аристофан краткое содержание произведения:

Живёт в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щёголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи.

Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными.

Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажками вымерить прыжок. Или вот ещё: жужжит комар гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочём не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно».

Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звёздам. «Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» — «Какими богами? у нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это — гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром».

— «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живёхоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.

Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает.

Читайте также:
Правдин - характеристика героя Недоросль, описание образа

«Где на свете ты видел правду?» — «у всевышних богов!» — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели учёные беседы». — «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьёшься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды.

Стрепсиад с сыном радёхоньки. Приходит кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянётся: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал!» — «Ужо разразит тебя Зевс!» — «Ужо защитят Облака!» Приходит второй кредитор. «Плати проценты!» — «А что такое проценты?» — «Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом!»

— «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятиями убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка расплата!»

Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмём и заведём! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?».

Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.

Вывод:

Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твёрдо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию «Облака».

Читайте также: Поэма «Божественная комедия» Данте Алигьери, написанная в период 1308–1321 гг., является выдающимся произведением средневековой литературы. Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Божественная комедия» по главам. Поэма стала вершиной творчества Данте, воплощением его мировоззрения, а также настоящей энциклопедией философских, научных и богословских знаний своего времени.

Видео о комедии Облака

Содержание комедии Аристофана «Облака» состоит в разоблачении софистики – группы новых философских теорий, появившихся в Элладе как раз во времена творчества великого афинского драматурга. В противовес прежним прочным моральным устоям и твёрдой религиозности софисты проповедовали учение об относительности нравственных понятий, о ложности народной веры в богов, о субъективности привычного человеческого познания.

Билеты. Вариант 6.
16. Аристофан. Облака.

В 423 г. Аристофан, уже получивший две первые награды на Ленеях, решил поставить новую комедию “Облака” на Великих Дионисиях. Комедия получила третью награду. Однако сам поэт считал “Облака” своей лучшей пьесой и впоследствии упрекал зрителей за то, что они, привыкшие к грубым площадным шуткам, не поняли утонченной остроты и глубокого смысла его комедии. Еще ранее Аристофан не раз сокрушался по поводу падения нравов в Афинах и связывал политические неурядицы с моральным обликом общественных деятелей и правителей Афин. В “Облаках” он подвергает жестокому осмеянию новые принципы воспитания, пропагандируемые софистами, и те новые учения о природе и обществе, которые, по его мнению, подрывали основы полисной идеологии. Комедия названа по хору, образ которого сложен и фантастичен. В начале комедии хор облаков изображает парение высокой поэтической мысли, в дальнейшем облака – либо новые божества, изобретенные модными учеными, либо воплощение их туманных идей. В конце комедии, где устанавливается искомая истина, хор облаков поет от имени извечных олимпийских богов. Основным объектом нападок Аристофана становится Сократ, сложный обобщенный образ идейных противников Аристофана. Аристофановский Сократ кое-что унаследовал от своего реального прототипа, афинского философа, современника поэта, но вдобавок он наделен чертами софиста и ученого шарлатана, постоянного героя народных бытовых сценок.

Антипод Сократа – старик, по имени Стрепсиад, похожий на Дикеополя из “Ахарнян”. Легкомысленный сын Стрепсиада наделал множество долгов, и старик, спасаясь от кредиторов, хочет поступить в школу к Сократу, где, как он слышал, учат “неправду оборачивать правдой”. Школа Сократа называется “мыслильней”, а ее глава раскачивается над землей в подвешенной к стропилам корзине. Сократ объясняет испуганному Стрепсиаду, что он оберегает свои возвышенные мысли от земного влияния и поэтому парит в воздухе. Изможденные ученики поглощены науками. Один выясняет, какой частью тела издает звуки комар, другой старательно вычисляет длину блошиного прыжка в блошиных шагах, а для этого,

Воск растопивши, взял блоху и ножками
В топленый воск легонько окунул блоху.
Воск остудивши, получил блошиные
Сапожки, ими расстоянье вымерил

Честный Стрепсиад не может усвоить все премудрости новой науки. Его, как неспособного, выгоняют из “мыслильни”. Вместо себя Стрепсиад посылает к Сократу сына. В споре Правды и Кривды, каждая из которых стремится расположить в свою пользу сына старика, раскрывается основная тема комедии – борьба старых, полисных, идей и новых, софистических. Противников вносят на орхестру в корзинах наряженными боевыми петухами. Спор разыгрывается в форме петушиного боя, но содержание его очень серьезно. Побеждает Кривда, соблазняя юношу тем, что в школе Сократа он быстро развратится и станет жить припеваючи, так как теперь скромные люди не в почете в Афинах. Вторая часть комедии направлена на утверждение доводов Правды. Сын Стрепсиада успешно проходит курс обучения и избавляется от кредиторов. Но затем он доказывает отцу, что по новым лравилам, призывающим жить по природе, а не по закону, “немодно” уважать родителей. Перейдя от слов к делу, он избивает Стрепсиада, и тот в отчаянии поджигает “мыслильню”.

Читайте также:
Повесть о настоящем человеке - краткое содержание, анализ, сюжет

Вопросы литературной критики и роли искусства в жизни общества нашли отражение в комедии “Лягушки”, поставленной на Ленеях в феврале 405 г. Непосредственным поводом для создания этой комедии явилось известие о смерти Еврипида, полученное в Афинах весной 406 г. В период репетиций “Лягушек” умер Софокл. Дальнейшая судьба трагедии казалась всем неизвестной, так как выдающиеся трагические поэты не оставили достойных преемников. В комедии “Лягушки” бог Дионис, покровитель театрального искусства, решил спуститься в подземный мир, чтобы привести на землю Еврипида, которого он считает лучшим трагическим поэтом. Стремясь подбодрить себя, Дионис добывает у Геракла львиную шкуру, палицу и в сопровождении раба отправляется в путь. Через озеро Смерти Диониса перевозит Харон, а хор лягушек, по которому комедия получила свое название, приветствует Диониса, севшего за весла. В этой комедии Аристофан переставил традиционные комедийные части и начал со смешных эпизодических сценок похождений трусливого щеголя Диониса и его плутоватого раба, а во второй части поместил агон. Кроме того, он сократил парабасу, сделав ее самостоятельной и не связанной с действием. В парабасе хор от имени поэта призывает афинян лечить тяжелые раны государства, забыть прежние политические разногласия, из-за которых в изгнании сказались многие честные и дельные люди. Афинянам настолько понравилась эта парабаса, что они потребовали повторения комедии и удостоили Аристофана редчайшей для поэта награды – ветви священной оливы.

Вторая часть комедии разыгрывалась в царстве мертвых и представляла собой спор о задачах драматической поэзии. Хор в этой части состоит из мистов, то есть посвященных в элевсинские мистерии. Дионис приходит в обитель мертвых в то время, когда Еврипид, собрав вокруг себя своих поклонников, пытается прогнать Эсхила с трона, предоставленного ему, как отцу трагедии. Бог подземного царства Плутон просит Диониса рассудить противников. Начинается основная часть пьесы – состязание Эсхила и Еврипида. Цель искусства для обоих бесспорна: “разумней и лучше делать граждан родимой страны”. Но Эсхил считает, что для этого нужно воспитывать граждан сильными духом и храбрыми, внушать им “возвышенные мысли” и обращаться к ним только в “величавых речах”. А Еврипид полагает, что люди станут “добрыми и достойными” тогда, когда поэты раскроют перед ними правду жизни, о которой нужно говорить простым человеческим голосом. Эсхил возражает, доказывая, что житейской правдой обычно прикрываются низменные побуждения людей и мелкие делишки, недостойные внимания поэтов. Несчастья современных Афин Эсхил объясняет развращающим влиянием трагедий Еврипида.

Сколько зла и пороков пошло от него:
Это он показал и народ научил,
Как в священнейших храмах младенцев рожать,
Как сестрицам с родимыми братьями спать,
Как про жизнь говорить очень дерзко – не жизнь
Вот от этих-то мерзостей город у нас
Стал столицей писцов, крючкотворов, лгунов,
Лицемерных мартышек, бесстыдных плутов,
Что морочат, калечат, дурачат народ.

Кто бы с факелом гордо промчался.

обоих трагиков. Чаша со стихами Эсхила перетягивает. Дионис понимает свою ошибку и вместо Еврипида уводит на землю Эсхила под напутственную песнь хора. Последние слова хора, нарушая сценическую иллюзию, обращены к зрителям:

Городу славному счастья, добра и удач пожелаем.
Скоро от бед и жестоких скорбей мы спасемся, забудем

Комедия Аристофана “Облака”: краткое содержание

Комедия Аристофана “Облака”, краткое содержание которой есть в этой статье, одно из самых известных произведений древнегреческого комедиографа. Впервые была поставлена в 423 году до нашей эры на Великих Дионисиях. Позже автор переделывал пьесу, но закончить работу не успел. До наших дней дошла частично переработанная версия. В частности, в ней появились жалобы на несправедливость публики, финальная сцена поджога мыслильни, дискуссия между Кривдой и Правдой.

Философ Сократ

Пьеса Аристофана “Облака”, краткое содержание которой вы сейчас читаете, посвящена учениям философа Сократа. В то время он был самым популярным умником в Афинах. Правда, за свое учение ему, в конечном счете, пришлось поплатиться жизнью. Его судили и приговорили к смерти за то, что слишком многое он подвергал сомнению, а этим якобы ослаблял государство.

Но задолго до этого его сделали главным персонажем комедии, приписав ему многое такого, чего он никогда не только не делал и не говорил, но даже и не думал. А также то, против чего он категорически спорил.

Почему комедия называется “Облака”

Краткое содержание комедии Аристофана “Облака” поможет быстро освежить в памяти сюжет этого произведения. Почему она так называется? Этим вопросом задаются многие исследователи.

Дело в том, что хор в пьесе состоял из облаков. На них были развевающиеся покрывала и длинные носы. Аристофан выбрал именно облака потому, что перед философами изначально стоял вопрос, из чего состоит разнообразное множество предметов, которые нас окружают. Они размышляли, в каком состоянии они могут быть – жидком, газообразном или твердом. А может быть из огня, который постоянно движется и меняет все вокруг себя. А может быть даже из какой-то неведомой неопределенности.

По одной из версий все окружающее состоит из облаков, которые ежеминутно меняют очертания. Выходит, что облака и есть новые боги новых философов. Правда, к Сократу это имело мало отношения, потому что он практически не интересовался происхождением мироздания. Зато исследовал первопричины человеческих поступков и хороших, и дурных.

Исследовать человеческие поступки было особенно небезопасно. Ведь многие предки даже не задумывались о том, что такое хорошо, а что такое плохо. А новые философы начинали вдаваться в детали, утверждая, что хорошее на самом деле не так уж и хорошо, а плохое не так уж и плохо. Все это сильно беспокоило афинских граждан. Именно этому посвятил свою комедию “Облака” Аристофан. Краткое содержание поможет лучше разобраться, что именно имел в виду автор.

Новые мудрецы

Один из главных героев комедии “Облака” Аристофана – афинский гражданин по имени Стрепсиад. У него есть молодой щеголеватый сын, который слишком азартен и увлекается скачками. Из-за этого он постоянно влезает в долги и буквально разоряет отца.

Читайте также:
Мне голос был - анализ, лирическая героиня, жанр произведения

Из-за этого Стрепсиад не может спать по ночам. Мысли о кредитах его постоянно грызут и не дают покоя. На днях он узнает, что в Афинах появились новые мудрецы. Они виртуозно способны сделать неправду правдой и наоборот, приводя неопровержимые доказательства.

Он решает поучиться у них этой науке, чтобы на суде суметь отбиться от назойливых кредиторов. На старости лет Стрепсиад решает отправиться осваивать новую науку.

Мыслильня Сократа

В комедии Аристофана “Облака”, сюжет которой можно узнать по этой статье, зрители на сцене видят мыслильню Сократа. Появляется ученик философа, который поясняет, какие науки они тут постигают.

В качестве примера он приводит случай, когда блоха укусила ученика, разговаривавшего с Сократом. После этого она перепрыгнула на знаменитого философа и укусила его тоже. Тут же окружающие задались вопросом, далеко ли она прыгнула. Отвечая на этот вопрос, важно решить, как мерить ее прыжок. Человеческими или блошиными прыжками.

Еще один предмет обсуждения в мыслильне – чем жужжит комар? Задницей или гортанью. Ведь тело его трубчатое, поэтому при быстром полете, размышляет Сократ, воздух попадает ему в рот, а вылетает через зад.

Спорят ученики с учителем даже о том, что Афины не могут обозначаться на карте кружком. Довод состоит в том, что в этом городе на каждом шагу встречаются крючкотворы и спорщики, поэтому такой значок для Афин нисколько не подходит.

Сам философ в это время висит в гамаке, расположенном под самой крышей. Он стремится познать мироздание, а для этого старается быть ближе к звездам, объясняют зрителям.

Как отделаться от кредиторов

В комедии “Облака” Аристофана действующие лица – Сократ и Стрепсиад. Как только последний замечает философа, сразу начинает его просить научить таким речам, чтобы не платить никаких долгов, заклиная при этом его богами.

Сократ, вместо того, чтобы перейти к занятиям, задает ему вопрос, каких богов он имеет в виду. Ведь сейчас на смену Зевсу пришли новые боги – облака. По словам философа, его новая священная троица – Облака, Вихрь и Язык. Тут же на сцене появляется хор, состоящий из облаков, которые начинают славить небо, Афины, а также рекомендовать публике Аристофана.

На настойчивый вопрос Стрепсиада, как же ему спастись от кредиторов, Сократ советует клясться именем Зевса в суде, что ничего у них никогда не брал. А потому, что Зевса уже давно нет, то и за ложную клятву ему ничего не будет. Поэтому с правдой можно больше нисколько не считаться, утверждает философ.

Главный спор

Стрепсиад удивляется и не верит этому. Начинается главный спор в комедии Аристофана “Облака”. В кратком содержании следует упомянуть, что для того, чтобы решить, кто из них прав, на сцену выносят большие корзины, в которых сидят Правда и Кривда, похожие на боевых петухов.

Они начинают бодаться, а окружающий их хор только подначивает. К концу забавной перепалки выходит, что в действительности Кривда оказывается сильнее Правды.

Стрепсиад разбирается с кредиторами

Стрепсиад, научившийся всему, что хотел, отправляется на встречу с кредиторами. Когда они начинают требовать долг, он клянется Зевсом, что ничего у них не брал. Второй кредитор требует уплатить проценты, на что главный герой вопрошает, что это вообще такое. Кредитор терпеливо объясняет, что долг постоянно прирастает.

Хватает в комедии “Облака” Аристофана цитат, заслуживающих внимание. Одной из них ему и отвечает Стрепсиад. “Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?”. Когда кредитор, возмущается, куда же ему прирастать, Стрепсиад парирует, что и проценты к его долгу прирастать не должны, поэтому он не заплатит ни гроша.

Все кредиторы с проклятиями убегают от главного героя, не в состоянии выбить из него свои деньги. Стрепсиад радуется, но хор облаков его предостерегает, что расплата может настигнуть в самый неожиданный момент.

В итоге все так и происходит. Стрепсиад ругается с сыном из-за разного мнения о стихах Еврипида. В сердцах сын хватает палку и сильно колотит отца. Тот впадает в панику: где это видано, чтобы дети поднимали руку на родителей. Сын же утверждает, что, если нужно будет, и такой закон появится, и традиция заведется.

Только в этот момент старый Стрепсиад понимает, в какой беде он оказался. Он в отчаянии просит помощи у облаков, вопрошая, в какие дебри они его завлекли. Облака в ответ только напоминают ему слова известного древнегреческого драматурга Эсхила о том, что только на собственных страданиях человек учится.

Осознав все произошедшее, Стрепсиад хватает факел и бежит, чтобы расправиться с философом Сократом и его учением. В заключительных сценах пьесы зрители видят дым и огонь, который поднимается над мыслильней.

Анализ комедии

Анализ комедии “Облака” Аристофана следует начать с того, что Аристофан изобразил Сократа в своем произведении софистом. Так называют преподавателей ложной мудрости, которые славятся умением обманывать оппонентов в спорах.

Простой старик Стрепсиад попадается на эту удочку, отчаявшись когда-нибудь вернуть долги своего сына. В этом произведении отображаются все стилистические и идеологические особенности творчества автора. В пьесе много споров, ссор и брани. Именно из этого, по мнению автора, и состоит новая просветительская философия.

«Облака» — краткое содержание пьесы Аристофана

«Облака» очень краткое содержание

Аристофан «Облака» краткое содержание для читательского дневника:

В Афинах жил себе Сократ, который был учен умен, и кроме того – философ, и именно это и подвигло многих людей отправляться к нему в ученье, чтобы стать таким же как он – великим мыслителем.

Была одна семья, где уже вырос мальчик, став юношей. Но он, Стрепсиад, как его звали, был увлечен конными скачками и играми. Это нравилось парню, но он впал в долги просто огромные, и именно из-за этих конных скачек. А потому, отец, возмущаясь, обвинял поначалу жену – горожанку, которая хотела, что мальчик рос образованным и настоящим – аристократом.

Потом отец советует сыну поехать учиться к великому Сократу, который научил бы его своим мыслям – философским, которые и сделали бы его не таким бедным. Ведь умными непонятными мыслями можно обдурить людей.

Читайте также:
Аришка-Трусишка - краткое содержание, основная тема и мысль

Потом парень все же поехал к Сократу, который стал учить его смирению, но вместе с тем – совсем не таким вещам, как казалось бы, должен был учить философ. И потому, когда кредиторы пришли получить свои деньги, он смог наглостью своей просто загнать их в угол. Стрепсиад понял, что смирение приведет его к бедности, а не к богатству, а потому, он решил, что только наглость поможет ему и дальше жить припеваючи.

Главная мысль:

Аристофан своей комедией хотел показать, что поступки, всегда считавшиеся хорошими, не так хороши, а плохие, не так ужасны.


Действующие лица

Комедия «Облака» Аристофана имела два варианта. Первый раз пьеса была поставлена в 423 году до н. э. Позже автор решил переделать текст, но работа не была завершена. До современников дошел только второй вариант комедии.

Аристофан написал свою работу, чтобы высмеять софистов. Он имел консервативные взгляды и не признавал новый образ мыслей и суждений. В комедии «Облака» несколько главных героев:

  1. Стрепсиад — недалекий и простой человек, который был земледельцем.
  2. Фидиппид — сын Стрепсиада, любитель конного спорта. Отличается беспечностью и не переживает из-за того, что вгоняет семью в долги.
  3. Сократ — софист. На самом деле он стал воплощением не мудреца Сократа, а Антифонта и других мыслителей.

В своей работе Аристофан хотел показать, что не всегда хорошие поступки приносят пользу, а плохие вредят. На счету автора множество разных работ.

Например, в пьесе «Осы» Аристофан поднимает тему образования. Читать его произведения нужно внимательно, только так удастся понять их.

Короткий пересказ «Облака»

Краткое содержание «Облака» Аристофан:

Действие начинается в доме Стрепсиада. Тот волнуется из-за долгов, в которые влезла его семья из-за его сына, Фидиппида, и его любви к конному спорту.

Раздумывая, Стрепсиад просит Фидиппида пойти в учение в мыслильню Сократа, что находится неподалёку, чтобы выучиться умению запутывать словами и выбраться из долгов, но его сын отказывается, называя Сократа и его учеников негодяями.

Тогда Стрепсиад решает сам пойти к Сократу. В мыслильне ученик показывает Стрепсиаду их занятия, что представлены в комическом ключе. Стрепсиад проходит посвящение, ему рассказывают об «облаках», что почитаются здесь вместо богов. Сократ объясняет действие вихрей и облаков на примере человеческого желудка.

Сократ пытается расспрашивать Стрепсиада и озвучивает сомнение в его обучаемости, затем они вместе уходят в мыслильню. Дальше идёт лирическое отступление, в котором хор от лица самого драматурга говорит о произведениях Аристофана и обличает афинского полководца Клеона, а также обращается к слушателям якобы с посланием от Селены.

Действие продолжается, выходят Сократ и говорит, что давно не видел подобного дурака, а затем зовёт Стрепсиада и пытается его обучать. Он рассказывает ему свои размышления по поводу родов и их использования в языке, но Стрепсиаду его слова непонятны. Наконец Стрепсиаду кажется, что у него что-то начало получаться и он рассказывает Сократу свои мысли по поводу того, как можно избавиться от долгов.

Сократу нравятся его размышления, и он подкидывает старику новые задачки. Когда Стрепсиад не находит ответа и говорит, что в представленной ситуации бы удавился, потому что к мертвецу требований быть не может, Сократ выгоняет его, называя дураком. Тогда, по наставлению хора, Стрепсиад решает отдать в учение Сократу Фидиппида и на этот раз уговаривает сына.

Сократ соглашается обучать Фидиппида, а затем уходит, оставляя юношу смотреть представление, которое устраивают Правда и Кривда. Правда и Кривда спорят между собой о том, кто из них сильнее. Каждый читает свою речь и приводит свои доводы. Наконец, Правда признаёт себя побеждённым. Сократ уводит Фидиппида. Хор облаков остерегает Стрепсиада.

По прошествии времени Стрепсиад приходит за сыном Сократ сообщает, что теперь Фидиппид может выиграть любую тяжбу и обрадованный отец забирает исхудавшего, осунувшегося сына домой. Обнадёженный Стрепсиад отсылает двух соседей, которым он должен не с чем. Хор вновь предостерегает Стрепсиада насчёт его сына. Следущая сцена – Стрепсиад выбегает из дома, преследуемый Фидиппидом, который пытается его поколотить.

Отец пытается отчитать сына за нанесённые побои, но, используя приобретённое умение искажать правду, Фидиппид утверждает, что имеет полное право бить отца, и Стрепсиад не может опровергнуть его хитрые слова. Отчаявшийся и разочарованный Стрепсиад отказывается от учения Сократа, берёт факел и поджигает дом Сократа.

Заключение:

Комедия Аристофана вызвала неоднозначную реакцию публики, многие упрекали драматурга в очернении образа Сократа, с другой стороны, признавалась высокая художественная ценность произведения. Драматург позднее решил переделать пьесу, но так и не оформил до конца последний её вариант. Некоторые нововведения всё же сохранились и дошли до наших дней. К примеру, сцена со спором Правды и Кривды отсутствовала на первом показе.

Это интересно: «Собака на сене» Лопе де Вега – это комедия о молодой овдовевшей женщине Диане, которая сражается со своей безумной любовью к секретарю Теодору. Преградой к их отношениям служит тот факт, что они не могут быть вместе из-за отсутствия титула и происхождения у Теодора. И несмотря на то, что он умный и красивый мужчина графиня не пускает даже мысль об их союзе.

Об авторе пьесы

Греки гордились людьми высокого таланта и обширных знаний. Если говорили о театре, они часто упоминали Аристофана (448−386 г. до н. э), называли его «комик». Позднее за ним закрепился титул «отец комедии». Произведения комедиографа были зеркалом общественно-политической жизни Афин. Они отражали множество реалий своей эпохи.

Однако в биографии Аристофана много белых пятен. Причина заключается в том, что современникам не приходило в голову составить жизнеописание популярных жителей античных городов. Когда этим вопросом занялись александрийские исследователи, оказалось, что документальных свидетельств осталось очень мало.

Об Аристофане известно, что он вышел из семьи земледельца в Аттике. Это объясняет хорошее знание комедиографом труда и быта землепашцев. Он принимал близко к сердцу проблемы тружеников поля, понимал их чаянья и заботы. Анализ тематик и произведений автора убеждает, что он был образован, всестороннее развит и находился в гуще политических событий своего времени.

Первая комедия была написана античным автором в 427 г. до н. э, и ее драматург выбрал для участия в ежегодных состязаниях. Впоследствии он написал еще 40 ярких произведений. На его могиле есть надпись, сочиненная Платоном:

Долго искали хариты святилища; Аристофана

Вечную душу найдя, прочный в ней храм обрели.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Любовь — это счастье или страдание?»️ основные понятия, рассуждения об отношениях, примеры из жизни, аргументы из литературных произведений

Сюжет комедии «Облака» Аристофан

«Облака» Аристофан краткое содержание произведения:

Живёт в Афинах крепкий мужик по имени Стрепсиад, а у него есть сын, молодой щёголь: тянется за знатью, увлекается скачками и разоряет отца долгами. Отцу и спать невмоготу: мысли о кредиторах грызут его, как блохи.

Но дошло до него, что завелись в Афинах какие-то новые мудрецы, которые умеют доказательствами неправду сделать правдой, а правду — неправдой. Если поучиться у них, то, может быть, и удастся на суде отбиться от кредиторов? И вот на старости лет Стрепсиад отправляется учиться.

Вот дом Сократа, на нем вывеска: «Мыслильня». Ученик Сократа объясняет, какими здесь занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными.

Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажками вымерить прыжок. Или вот ещё: жужжит комар гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины. «Нипочём не поверю: в Афинах что ни шаг, то спорщики и крючкотворы, а в кружке этом ни одного не видно».

Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звёздам. «Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» — «Какими богами? у нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это — гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром».

— «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живёхоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.

Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? «А вот посмотри». Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает.

«Где на свете ты видел правду?» — «у всевышних богов!» — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели учёные беседы». — «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьёшься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды.

Стрепсиад с сыном радёхоньки. Приходит кредитор: «Плати долг!» Стрепсиад ему клянётся: «Видит Зевс, ни гроша я у тебя не брал!» — «Ужо разразит тебя Зевс!» — «Ужо защитят Облака!» Приходит второй кредитор. «Плати проценты!» — «А что такое проценты?» — «Долг лежит и прирастает с каждым месяцем: вот и плати с приростом!»

— «Скажи, вот в море текут и текут реки; а оно прирастает?» — «Нет, куда же ему прирастать!» — «Тогда с какой же стати и деньгам прирастать? Ни гроша с меня не получишь!» Кредиторы с проклятиями убегают, Стрепсиад торжествует, но хор Облаков предупреждает: «Берегись, близка расплата!»

Расплата приходит с неожиданной стороны, Стрепсиад побранился с сыном: не сошлись во взглядах на стихи Еврипида. Сын, недолго думая, хватает палку и колотит отца. Отец в ужасе: «Нет такого закона — отцов колотить!» А сын приговаривает: «Захотим — возьмём и заведём! Это по уговору бить отцов нельзя, а по природе — почему нет?».

Тут только старик понимает, в какую попал беду. Он взывает к Облакам: «Куда вы завлекли меня?» Облака отвечают: «А помнишь Эсхилово слово: на страданьях учимся!» Наученный горьким опытом, Стрепсиад хватает факел и бежит расправляться с Сократом — поджигать его «мыслильню». Вопли, огонь, дым, и комедии конец.

Вывод:

Человеческие поступки — тоже дело опасное. Отцы и деды не задумывались и не рассуждали, а смолоду твёрдо знали, что такое хорошо и что такое плохо. Новые философы стали рассуждать, и у них вроде бы получалось, будто логикой можно доказать, что хорошее не так уж хорошо, а плохое совсем не плохо. Вот это и беспокоило афинских граждан; вот об этом и написал Аристофан комедию «Облака».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: