«Обезьяна и очки» анализ и мораль басни И.А. Крылова, характерные признаки

«Обезьяна и очки» — анализ и мораль басни И.А. Крылова

Крылов писал такие произведения, посредством которых высмеивал абсурдные ситуации и человеческие глупости. В каждом его рассказе присутствуют поучения и мораль. Анализ басни «Обезьяна и очки» помогает понять, что именно глупость людей становится причиной всех нелепых ситуаций.

Краткое содержание

Главной героиней басни была мартышка, которая, постарев, стала плохо видеть. Люди посоветовали ей использовать очки. Большое количество оптики она перепробовала, но ничего ей не подходило. Проблема заключалась в том, что она не имела представления, как ими пользоваться. И на хвост их одевала и облизывала, и нюхала, как только она их не вертела, а куда надевать все равно не понимала. «Фу, гадость», — причитала мартышка и жалела о том, что послушала людей.

Она считала, что над ней посмеялись и обманули. Толку в очках нет, подумала обезьянка и кинула их. Очки ударились о булыжник и разбились.

Анализ басни «Мартышка и очки» показывает, что автор хотел высмеять человеческие глупости. Многие люди, как и обезьяна не понимают важности и ценности некоторых вещей. Подобное случается в основном от малообразованности человека. Зависть в этом случае также играет немаловажную роль. Заметив чье-то умение или способность, другие пытаются подражать, не замечая, что выглядят очень глупо.

Крылов хотел донести главную мораль басни «Мартышка и очки» посредством описания. Она заключается в том, что обладание не всегда находится наравне со способностями. Глупцы очень часто в своих неудачах обвиняют посторонних. Если бы обезьянка была умнее, она обязательно воспользовалась советом людей, но этого не произошло по вине ее собственной глупости.

Чтобы «прозреть», следует обратить внимание на свои ошибки и признать собственное невежество. Однако мартышка из басни не способна осознавать свою глупость.

В произведении Крылов использовал несколько средств художественной выразительности, а именно:

  • комичность;
  • аллегорию;
  • описание;
  • иносказание.

Образ обезьянки автор использует в качестве самоуверенных людей, которые берутся за дело, не зная при этом сути и значения. Мораль «Мартышка и очки» также является утверждением о необходимости обучения, получения знаний и стремлении достигать цели. Без образованности и навыков человеческое существование будет казаться бессмысленной.

Сюжетная линия

Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.

Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.

К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.

В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.

Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.

Отзывы читателей

Я познакомилась с этой басней еще в 4 классе. Тогда мне не совсем была понятно, какова главная мысль произведения. Повзрослев, я поняла, что хотел сказать баснописец, описывая характерные признаки мартышки. Своими словами Крылов открывал глаза читателям на очевидные вещи, о которых многие боялись говорить прямо.

В басне высмеивается главный герой, а именно мартышка. По моему мнению, основная тема раскрывает поведение глупой обезьянки. Тут дело не в очках, а то как она с ними себя ведет. Многие люди, не зная, что означает вещь или слово, пытаются использовать их. Я после прочтения произведения сделала один вывод: нужно учиться, а не подражать другим.

Мне всегда нравилось творчество Крылова. Все его произведения имеет необычную историю создания. Перед написанием каждой басни он наверняка сталкивался с людьми, являющимися образами его рассказов. «Мартышка и очки» — это краткое сообщение, которое учит людей не «обезьянничать», а быть индивидуальными.

Анализ и мораль басни Ивана Крылова «Обезьяна и очки»

Хотя басня «Мартышка и очки» была написана более 200 лет назад, затронутая в ней тема актуальна и сегодня. Это произведение интересно детям начальных классов, подросткам, и взрослым, причем в каждом возрасте его понимают с новой стороны. Рассмотрев анализ и мораль басни «Обезьяна и очки», можно сделать выводы о невеждах, которые окружают каждого, проанализировать свое поведение, подход к решению собственных проблем.

Краткое содержание

История создания басни неизвестна, точной информации, в каком году Иван Андреевич Крылов ее написал, нет. Впервые о ней услышали в 1811 году, когда «Мартышка и очки» стала частью очередного сборника. Суть излагается кратко, присутствует типичная для басен структура и аллегория, используются выражения, которые стали крылатыми.

Главный герой стихотворения — обезьяна, которая стала «слаба глазами». Решив улучшить зрение, она стала действовать быстро, но безрезультатно:

  • вспомнила, что слышала об очках,
  • приобрела их сразу много — «с полдюжины»,
  • нашла много вариантов их применения, но ни один не оказался правильным,
  • разозлилась и оставила свою затею.
Читайте также:
Почему Мертвые души это поэма, а не роман или повесть, особенности

Басня написана в стиле, характерном для Ивана Андреевича — сюжет простой, описан один эпизод из жизни животного. Краткое изложение основной мысли удерживает внимание читателя. Интриги особой нет, результат неправильных поступков мартышка получает сразу.

Мораль басни «Мартышка и очки» выражена так:

  • нежелание учиться,
  • стремление добиться успеха простым путем,
  • самоуверенность, презрение к чужим советам,
  • упертость, упрямство.

Каждый, кто знаком с произведением, согласен, что его суть заключается в осуждении поведения самоуверенной обезьяны. При этом люди, которых она представляет, имеют возможность решать проблемы по-другому, но из-за упрямства отказываются.

Чему еще учит басня

Чтобы понять ценность какой-либо вещи, нужно научиться ее применять. Нежелание тратить время на то, чтобы учиться чему-то новому — признак глупости, которая высмеивается в басне. Иван Андреевич Крылов в очередной раз призывает подрастающее поколение не жалеть времени и сил на получение знаний.

Еще произведение предостерегает от привычки делать преждевременные выводы. Прежде чем критиковать совет, нужно как следует над ним поразмышлять, подумать, как он помогает другим. Не стоит заранее говорить, что ситуация особенная и никто не может помочь.

Другая распространенная ошибка — нежелание просить помощи. Мартышке никто не запрещал спросить других, что делать. Раз за короткий срок она нашла много очков, значит, она не из робкого десятка и при желании может многое. Если бы у нее возникло желание разобраться, она бы с легкостью нашла, у кого попросить помощи. Произведение Крылова учит быть благодарными за знания, опыт, который человек перенимает у других. Когда дают совет, вместо проявления упрямства нужно слушать каждое слово, чтоб потом его применять.

«Мартышка и очки» — басня, мораль которой понятна даже детям. Обезьяна — это аллегория, в которой некоторые узнают себя. В какой-то мере глупость присуща каждому человеку, ведь все ошибаются. Но важно учиться думать, приобретать знания и не выставлять глупость напоказ, а бороться с нею.

Отзывы читателей

Ребята в третьем классе читают «Обезьяна и очки» на одном дыхании. Когда разбирали ее на уроке, удивилась, что дети быстро поняли основную мораль, но каждый заметил свои нюансы.

Анна Витальевна, преподаватель начальных классов

Читаю детям басни, считаю, что это долг каждого родителя — привить любовь к литературе, научить ребенка анализировать, размышлять. «Мартышка и очки» — одно из любимых произведений Крылова и мое, и детей.

Нашла свои старые детские книжки и с удовольствием перечитала сборник басен Крылова. Моя любимая — «Мартышка и очки», учила ее наизусть, даже рисовала к ней картину. К удивлению, хоть прошло 20 лет, первую строчку прочитала, а дальше продолжила по памяти. Удивительное произведение. Сейчас читаю сборник вместе со своими детьми.

«Обезьяна и очки» — анализ и мораль басни И.А. Крылова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Крылов
  • Анализ и мораль басни Мартышка и очки

Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед. Понятное дело, для того чтобы от глупости избавиться нужно действовать в том числе и методами обличения.

Многие люди подобно мартышке в этой басни, действительно не понимают ценности чего-либо. Подобное проявляется по большей части от невежества или недостаточной образованности. Зависть тоже имеет свою роль, к примеру, кто-то видит чье-то умение или способность и тоже хочет обладать этим.

Только вот обладание никогда не равно самой способности и какому-либо умению. Об этом Крылов тоже говорит. Ведь очки действительно помогают и могут служить полезным инструментом, но глупая мартышка не знает как пользоваться этим инструментом, но слишком глупа чтобы понять собственную глупость.

Как поступают глупцы в подобной ситуации? Обвиняют во всем другого или других, начинают роптать на инструмент, но не на собственное неумение. Поэтому мартышка и считает очки ненужными и людей лжецами, которые только придумывают какие-то сказки про очки, которые могут помочь зрению.

Если бы мартышка знала как пользоваться очками, то получила бы пользу, но в итоге не получает ничего, так как глупа. Итогом глупости является только разрушение и недовольство, но самое печальное в участи мартышки, которая, вероятно, никогда не поймет в чем на самом деле дело. Заблуждения подобного типа невероятно распространены, но люди не могут такие заблуждения признать порой на протяжении всей своей жизни, поэтому остаются в невежестве и фактически слепцами.

Анализ 2

Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую динамичную и образную пьесу, в которой присутствуют закадровые комментарии действий основных персонажей.

Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая в силу возраста начинает терять зрение, а поскольку является достаточно любопытным персонажем, собирающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, с точки зрения людей, огромным подспорьем для слабовидящих лиц.

Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным аксессуаром для глаз, не понимающей его практического применения.

Читайте также:
Горе от ума краткое содержание комедии Грибоедова, история создания

Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме демонстрируя недальновидность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже пытающейся определить запах очков. В итоге считающаяся себя обманутой Мартышка в раздражении избавляется от ненавистного бесполезного предмета, разбив очки об пол, так и не осознав способ их применения.

Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда однородных членов предложения, описывающих бесполезность действий Мартышки, а также посредством включения в басню форм диалога, демонстрирующих легкость и увлекательность произведения.

Очки в басни являются символом знаний, которые, по мнению автора, должны применяться разумно и толково, в противном случае знания не приводят к положительному результату.

Образ Мартышки используется автором в качестве изображения невежественных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какой-либо проблемы, суть которой для них неизвестна и непонятна, при этом представляют себя в виде знающих и дальновидных представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать негативные оценки человеческим действиям и поступкам.

Моралью басни является авторское утверждение о необходимости получения знаний, образования, постоянного стремления к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных целей, в отсутствии которых человеческое существование становится бессмысленным.

Краткое содержание

Главной героиней басни была мартышка, которая, постарев, стала плохо видеть. Люди посоветовали ей использовать очки. Большое количество оптики она перепробовала, но ничего ей не подходило. Проблема заключалась в том, что она не имела представления, как ими пользоваться. И на хвост их одевала и облизывала, и нюхала, как только она их не вертела, а куда надевать все равно не понимала. «Фу, гадость», — причитала мартышка и жалела о том, что послушала людей.

Она считала, что над ней посмеялись и обманули. Толку в очках нет, подумала обезьянка и кинула их. Очки ударились о булыжник и разбились.

Анализ басни «Мартышка и очки» показывает, что автор хотел высмеять человеческие глупости. Многие люди, как и обезьяна не понимают важности и ценности некоторых вещей. Подобное случается в основном от малообразованности человека. Зависть в этом случае также играет немаловажную роль. Заметив чье-то умение или способность, другие пытаются подражать, не замечая, что выглядят очень глупо.

Крылов хотел донести главную мораль басни «Мартышка и очки» посредством описания. Она заключается в том, что обладание не всегда находится наравне со способностями. Глупцы очень часто в своих неудачах обвиняют посторонних. Если бы обезьянка была умнее, она обязательно воспользовалась советом людей, но этого не произошло по вине ее собственной глупости.

Чтобы «прозреть», следует обратить внимание на свои ошибки и признать собственное невежество. Однако мартышка из басни не способна осознавать свою глупость.

В произведении Крылов использовал несколько средств художественной выразительности, а именно:

  • комичность;
  • аллегорию;
  • описание;
  • иносказание.

Образ обезьянки автор использует в качестве самоуверенных людей, которые берутся за дело, не зная при этом сути и значения. Мораль «Мартышка и очки» также является утверждением о необходимости обучения, получения знаний и стремлении достигать цели. Без образованности и навыков человеческое существование будет казаться бессмысленной.

Басня «Мартышка и очки»

Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на-волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.

Басня Мартышка и очки читать текст

Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на-волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали.

А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.

Басня Мартышка и очки читать

Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на-волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали.

Читайте также:
Мифология Древнего Рима - о возникновении, основные боги и существа

А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.

Анализ басни «Мартышка и очки»

Сюжет басни «Мартышка и очки» банален. Мартышка – в русском фольклоре довольно глупое животное, но очень схожее по восприятию мира и действиям с человеком – услышала от людей, что исправить проблему ухудшившегося к старости зрения можно с помощью очков. Не разобравшись, что и к чему, она набрала себе их побольше (полдюжины – 6 штук) и, примеряя очки на разные части тела (ведь, как их правильно использовать, Мартышка не спросила/не дослушала), очень удивлялась, почему же они не помогают. В конце повествования животное, обидевшись на людей, назвав их лжецами и так и не найдя применения неизвестному ей предмету, разбивает очки о камень.

Простая ситуация, но такая наглядная, особенно, если учесть, что Мартышка здесь олицетворяет всех невежд, а очки – науку. И все не было бы так грустно, если бы невежды встречались, только среди простых людей, но ведь в истории достаточно примеров, когда люди-Мартышки занимали высокопоставленные должности и своим невежеством лишали остальных (пусть и на время, до момента смены власти), новых знаний и возможностей.

Подумай, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

Мартышка – это зверёк, который вечно кривляется, не слушается, показывает различные выходки и пытается что-то повторить за человеком.

Это смешное животное, а в басне – ещё и глупое.

Задействовав её образ, автор хотел высмеять людей, которым присущи аналогичные черты.

Ведь в реальной жизни можно встретить людей, которые пытаются повторять за другими и делают что-то, не будучи в этом осведомлены.

А, когда у них это не получается, винят других – свою ошибку признать не желают.

Эта басня Ивана Андреевича не единственная, в которой главным героем выступает это животное.

Мартышки имеют много плохих «привычек», поэтому их можно сравнить со многими людьми.

Вообще каждое животное — персонаж, которое задействовано в произведениях Ивана Андреевича, имеет черты, что присущи и людям.

Таким образом, на их примерах автор учит нас моральным ценностям.

Стоит отметить, что каждая басня указанного автора написана простым, доступным языком, читается легко и ненавязчиво.

Они смешат и одновременно учат.

Поэтому их читать не только невероятно интересно, но и полезно.

Место басни в творчестве Крылова

Басня «Мартышка и очки» занимает особое место в системе басен И. А. Крылова. Недаром дети пишут сочинения, готовят сообщения и доклады по этому произведению великого баснописца. Басня — это наглядный пример жизненных ситуаций, которые так важно освещать в обществе, особенно в кругу молодежи.

«Мартышка и очки» как нельзя лучше иллюстрирует порок невежества, проявление глупости, последствия необразованности. Именно этим она примечательна для изучения в начальной школе (3−4 классы), когда дети только начинают осознавать важность знаний. Эта басня многому учит, имеет простую мораль, легка на рифмы, форма повествования доступная, вместе с тем емкая и яркая. Про «Мартышку и очки» можно сказать, что это — одно из самых поучительных и назидательных произведений в творчестве И. А. Крылова.

Сюжетная линия

Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.

Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.

К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.

В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.

Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.

Отзывы читателей

Я познакомилась с этой басней еще в 4 классе. Тогда мне не совсем была понятно, какова главная мысль произведения. Повзрослев, я поняла, что хотел сказать баснописец, описывая характерные признаки мартышки. Своими словами Крылов открывал глаза читателям на очевидные вещи, о которых многие боялись говорить прямо.

В басне высмеивается главный герой, а именно мартышка. По моему мнению, основная тема раскрывает поведение глупой обезьянки. Тут дело не в очках, а то как она с ними себя ведет. Многие люди, не зная, что означает вещь или слово, пытаются использовать их. Я после прочтения произведения сделала один вывод: нужно учиться, а не подражать другим.

Читайте также:
Реакция помещиков на предложение о покупке мертвых душ, анализ

Мне всегда нравилось творчество Крылова. Все его произведения имеет необычную историю создания. Перед написанием каждой басни он наверняка сталкивался с людьми, являющимися образами его рассказов. «Мартышка и очки» — это краткое сообщение, которое учит людей не «обезьянничать», а быть индивидуальными.
Илья

И. А. Крылов «Мартышка и Очки»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Урок разработам по УМК “Начальная школа 21 века”.

Урок интегрированный с применением цифровых технологий.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka.docx 221.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений . И.А. Крылов «Мартышка и очки».

Цель : создать условия для ознакомления с жанровыми особенностями и структурой басен; способствовать развитию умений выделять особенности языка И. А. Крылова, определять мораль и форму изложения, ориентироваться в тексте, сравнивать басни одного автора (форма, содержание, сюжет, мораль); содействовать выразительному чтению басен наизусть

Тип урока : применение знаний и способов действий.

Место и роль урока в изучаемой теме : пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особенностями и структурой басен.

Предметные знания, предметные действия

– знать жанровые особенности и структуру басен, выделять особенности языка И. А. Крылова; уметь определять мораль и форму изложения; сравнивать басни одного автора (форма, содержание, сюжет, мораль);

– читать тексты басен осознанно, правильно, выразительно.

– составлять план решения учебной задачи совместно с группой;

– адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

– пользоваться разными видами чтения;

– осуществлять анализ и синтез, делать выводы.

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и других людей; высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

I. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

– Сегодня на уроке вам предстоит работать в группах. Поэтому не забывайте правила: не перебивать, слушать, уважать мнение другого.

-У вас на партах лежат желтые карточки со словами. Прочтите. Вам нужно составить из них пословицу.

Работа с экраном и в группах.

Ученье без уменья – не польза, а беда.

– Как вы понимаете пословицу?

– Сегодня мы работаем по девизом: « Ученье без уменья – не польза, а беда».

Постановка учебной задачи урока

– О чем вы хотели бы узнать на уроке?

На доске три слова, которые нужно продолжить.

II. Постановка цели. Актуализация знаний.

– Перед вами лежат зеленые листы с отрывками из произведений. Но прочитать вы сможете не как всегда, слева направо, а наоборот. Вам нужно назвать название, откуда взяты строки. Читаем поочередно, сначала первую и кто догадался, поднимает руку.

На экране появляются строчки и ответы.

1. урыскечосуклалсопгоб от-едгенороВ («Ворона и лисица»)

– Молодцы. Читаем следующую.

алепорпеонсаркотеЛ («Стрекоза и Муравей»)

– Отлично. Читаем следующую.

3. акуЩ ад каР, ьдебеЛыджандО(«Лебедь, Рак и Щука»)

– Верно. Все разгадали.

– Кто написал все эти произведения? (Крылов И.А.)

– В каком жанре писал И.А. Крылов? (они все относятся к басням)

– Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
– А чтобы узнать о ком она, назовите героев, с которыми мы еще не знакомы… (обезьяна и очки)

– Сформулируйте над какой сегодня басней будем работать?

И.А. Крылов «Мартышка и Очки».

– Давайте вспомним, что такое басня. Составим «Кластер». Перед вами на доске расположены карточки со словами. Нужно выбрать те, которые характеризуют басню.

короткий рассказ, стихотворная форма, прозаическая форма, люди, звери, предметы, мораль, высмеиваются недостатки героев, аллегория, ирония, волшебное произведение, рассказ, сказка, волшебство

III. Изучение нового материала.

– Поднимите руку, кто видел обезьяну?

– Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. ( Любопытная, любит гримасничать, подвижная).

Группа «Зоологов» сейчас нам расскажут интересные факты из жизни обезьян.

1.Головной мозг у этих обезьян хорошо развит, в нем имеются борозды и извилины.

2. Хвост присутствует не у всех видов. У некоторых мартышек не имеется хвоста, у других видов он есть. У некоторых он длиннее, а у других короче: от 2-х сантиметров до 106 сантиметров.

3. Зубов у них во рту имеется 32, как и у людей. Форма зубов тоже схожая с человеческой.

4. Раньше в России мартышек называли морскими кошками.

5. В ночное время мартышки прячутся в пещерах или на деревьях.

-Узнали ли вы что-то новое для себя?

– Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

– Так кто главные герои басен?
– Чьи поступки высмеивает автор?

-Значит, все недостатки людей автор переносит на
-А это обидно для человека?
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека?

– И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки.

– Сейчас вы прослушаете басню «Мартышка и Очки». Ответьте после на вопросы:

– Понравилась ли вам произведение?

Прослушивание басни (аудио)

– Понравилась ли вам произведение? Что заставило вас улыбнуться?

– Сейчас вам предстоит прочитать текст вместе с аудиозаписью. Вы читаете в полголоса каждый, слушая при этом запись.

– Переходим к работе по заданиям. Синие карточки.

Задание по группам.

– Группа «Зоологов» находят мораль басни. Как вы ее понимаете? (находят по учебнику).

– Группа «Театралы» подготовить инсценирование басни.

– « Литераторы » работа с иллюстрациями. Подобрать к картинкам слова из текста.

– « Филологи » работают со словарем. Находят определения к словам: невежда , враки, налгать, прок, досада.

Теперь настало время немного отдохнуть. Группа « Театралов » проведут для нас физкультминутку.

Вот какая стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо — влево.)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)

Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)

Проверка выполненных заданий.

– Зачитайте мораль басни (группа «Зоологов»). Как вы ее понимаете?

– Проверим «Театралов» ( достала, вертит, прижмёт,нанижет , понюхает, полижет, хватила)

– Проверим правильность выполненного задания работа с иллюстрациями группой « Литераторы» .

– Группа «Филолгов ». В тексте встречаются непонятные слова. Сейчас группа «Филолгов » нам помогут разобраться с непонятными словами.

Невежда – малообразованный человек.

Враки – вздор, ерунда.

Прок – польза, толк

Досада – Чувство раздражения и неудовольствия вследствие неудачи, обиды или какой-нибудь неприятности.

Работа с текстом.

– Как выглядела Мартышка? Как описывает ее автор, найдите в тексте.

– Почему обезьяна посчитала, что ее обманули?

– Несут ли очки пользу?

Группа « Театралы ». Инсценирование басни.

– Сейчас вам предстоит ответить на тестовые вопросы группой.

– С какой басней познакомились?

– Кто главные герой басни?

– Как урок вынесли из басни?

На столах лежат человечки и листы с изображением лестницы, расположите человечка на тот уровень ступени, на который вы себя оцениваете по работе в группе сегодня на уроке.

1 – я мало работал в группе и на уроке

2 – я хорошо поработал на уроке, но мог бы еще лучше

3 – я активно поработал в группе, мне все удалось

VII. Домашнее задание.

  • Выучить басню наизусть.
  • Выразительное чтение и иллюстрация к басне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :” Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х.

И.А.Крылов. Мартышка и очки.

И.А.Крылов. Мартышка и очки.

Урок литературного чтения по теме “И. А. Крылов “Мартышка и Очки”

Урок знакомства с новым литературным жанром – басней. В процессе формирования умения определять басню по характерным признакам происходит развитие субъектности учащихся. Это означает принятие в образо.

Диафильм И. А. Крылов “Мартышка и очки”

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур.

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :” Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он.

«Баснописец И.А. Крылов». И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».

Урок литературного чтения, 4 класс, по программе “Начальная школа XXI века”. Место и роль урока в изучаемой теме: пятый урок в разделе «Произведения русских баснописцев», ознакомление с жанровыми особ.

Анализ и мораль басни Ивана Крылова «Обезьяна и очки»

Басня Мартышка и очки читать текст

Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на-волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.

Элементарный учебник физики под редакцией академика Г.С. Ладсберга ГЛАЗ КАК ОПТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Глаз человека имеет приблизительно шарообразную форму; диаметр его (в среднем) 2,5 см; глаз окружён снаружи тремя оболочками. Внешняя твёрдая и прочная оболочка 1

, называемая склерой или белковой оболочкой, защищает внутренность глаза от механических повреждений. Склера на передней части глаза прозрачна и называется роговой оболочкой или роговицей
2
; на всей остальной части глаз она непрозрачна, имеет белый цвет и называется белком.

С внутренней стороны к склере прилегает сосудистая оболочка 3

, состоящая из сложного сплетения кровеносных сосудов, питающих глаз. Эта вторая оболочка в передней части глаза переходит в радужную оболочку, окрашенную у разных людей в различный цвет. Радужная оболочка имеет в середине отверстие, называющееся зрачком
4
. Радужная оболочка способна деформироваться и таким образом менять диаметр зрачка. Изменение это происходит рефлекторно (без участия сознания) в зависимости от количества света, попадающего в глаз; при ярком освещении диаметр зрачка равен 2 мм, при слабом освещении доходит до 8 мм.

Рис 1: Схематический разрез глаза человека

1 – белковая оболочка; 2 – роговая оболочка; 3 – сосудистая оболочка; 4 – зрачок; 5 – хрусталик; 6 – сетчатая оболочка; 7 – зрительный нерв; 8 – стекловидное тело; 9 – передняя камера

На внутренней поверхности сосудистой оболочки расположена сетчатая оболочка, или сетчатка 6

. Она покрывает всё дно глаза, кроме его передней части. Сзади через оболочку входит зрительный нерв
7
, соединяющий глаз с мозгом. Сетчатка состоит в основном из разветвлений волокон зрительного нерва и их окончаний и образует
светочувствительную поверхность глаза.
Промежуток между роговой и радужной оболочками называется передней камерой 9

; он заполнен камерной влагой. Внутри глаза, непосредственно за зрачком, расположен хрусталик
5
, представляющий собой прозрачное упругое тело, имеющее
форму двояковыпуклой линзы. Кривизна поверхностей хрусталика может меняться в результате действия облегающей его со всех сторон мышцы. Посредством изменения кривизны поверхностей хрусталика достигается приведение изображения предметов, лежащих на различных расстояниях, точно на поверхность чувствительного слоя сетчатки; этот процесс называется аккомодацией. Вся полость глаза за хрусталиком заполнена прозрачной студенистой жидкостью, образующей стекловидное тело 8
.

По своему устройству глаз как оптическая система сходен с фотоаппаратом. Роль объектива выполняет хрусталик совместно с преломляющей средой передней камеры и стекловидного тела. Изображение получается на светочувствительной поверхности сетчатки. Наводка на резкость изображения осуществляется путём аккомодации. Наконец, зрачок играет роль изменяющейся по диаметру диафрагмы.

Способность глаза к аккомодации обеспечивает возможность получения на сетчатке резких изображений предметов, находящихся на различных расстояниях. Нормальный глаз в спокойном состоянии, т.е. без какого-либо усилия аккомодации, даёт на сетчатке отчётливое изображение удалённых предметов (например, звёзд). С помощью мышечного усилия, увеличивающего кривизну хрусталика и, следовательно, уменьшающего его фокусное расстояние, глаз осуществляет наводку на нужное расстояние. Наименьшее расстояние, на котором нормальный глаз может отчётливо видеть предметы, меняется в зависимости от возраста от 10 см (возраст до 20 лет) до 22 см (возраст около 40 лет). В более пожилом возрасте способность глаза к аккомодации ещё уменьшается: наименьшее расстояние доходит до 30 см и более – возрастная дальнозоркость.

Рис. 2: Близорукость и дальнозоркость глаза

У нормального глаза задний фокус находится на сетчатке (а); близорукость глаза (б) исправляется с помощью рассеивающей линзы (в); дальнозоркость (г) – с помощью собирающей линзы (д)

Далеко не у всех людей глаз является нормальным. Нередко задний фокус глаза в спокойном состоянии находится не на самой сетчатке (как у нормального глаза; рис. 2а), а с той или другой стороны от неё. Если фокус глаза в спокойном состоянии лежит внутри глаза перед сетчаткой (рис. 2б)

, то глаз называется
близоруким. Такой глаз не может отчётливо видеть отдалённые предметы, так как напряжение мышц при аккомодации ещё сильнее отдаляет фокус от сетчатки. Для исправления близорукости глаза должны быть снабжены очками с рассеивающими линзами (рис. 2в)
.

В дальнозорком глазе фокус при спокойном состоянии глаза находится за сетчаткой (рис. 2г)

.
Дальнозоркий глаз преломляет слабее нормального. Для того чтобы видеть даже весьма удалённые предметы, дальнозоркий глаз должен делать усилие; для видения близко лежащих предметов аккомодационная способность глаза уже недостаточна. Поэтому для исправления дальнозоркости употребляются очки с собирающими линзами (рис. 2д)
, приводящие фокус глаза в спокойном состоянии на сетчатку.

Выныриваем из моей обожаемой физики и окунаемся в восхитительные иллюстрации к басне «Мартышка и Очки» в исполнении советского художника-мультипликатора Петра Петровича Репкина. Вашему вниманию роскошная восьмёрка рисунков к советскому диафильму «Басни дедушки Крылова».

БАСНЯ «МАРТЫШКА И ОЧКИ» ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА «Басни дедушки Крылова» Производство студии «Диафильм», 1986 год Художник П. Репкин


Иллюстрация к басне Крылова «Мартышка и Очки» «Басни дедушки Крылова» Производство студии «Диафильм», 1986 год Художник: Репкин Пётр Петрович


Иллюстрация к басне Крылова «Мартышка и Очки» «Басни дедушки Крылова» Производство студии «Диафильм», 1986 год Художник: Репкин Пётр Петрович


Иллюстрация к басне Крылова «Мартышка и Очки» «Басни дедушки Крылова» Производство студии «Диафильм», 1986 год Художник: Репкин Пётр Петрович


Иллюстрация к басне Крылова «Мартышка и Очки» «Басни дедушки Крылова» Производство студии «Диафильм», 1986 год Художник: Репкин Пётр Петрович


Иллюстрация к басне Крылова «Мартышка и Очки» «Басни дедушки Крылова» Производство студии «Диафильм», 1986 год Художник: Репкин Пётр Петрович


Иллюстрация к басне Крылова «Мартышка и Очки» «Басни дедушки Крылова» Производство студии «Диафильм», 1986 год Художник: Репкин Пётр Петрович


Иллюстрация к басне Крылова «Мартышка и Очки» «Басни дедушки Крылова» Производство студии «Диафильм», 1986 год Художник: Репкин Пётр Петрович


Иллюстрация к басне Крылова «Мартышка и Очки» «Басни дедушки Крылова» Производство студии «Диафильм», 1986 год Художник: Репкин Пётр Петрович

Репкин Пётр Петрович (1915–1995) – советский художник-постановщик мультипликационных фильмов. С 1944 – художник-мультипликатор на студии «Союзмультфильм». Работал на студии «Диафильм» все годы её существования – с 1935 по 1993 год. Заслуженный деятель искусств. Член Союза Художников СССР. Член Союза кинематографистов СССР.

Заключительный аккорд статьи посвящается истинным ценителям физики и тем, кто только пытается её понять и полюбить Вашему вниманию замечательная пятёрка качественных задач по физике и портреты пожилых джентльменов в очках в исполнении британского живописца Чарльза Спенселейя.


Порванная струна A Broken String Чарльз Спенселей

Чарльз Спенселей (Charles Spencelayh; 27.10.1865–25.06.1958) – британский жанровый живописец, портретист.

Анализ басни Мартышка и очки, главные герои басни

«Мартышка и очки» — произведение лёгкое, точное, а самое главное — это необходимое руководство к правильным действиям в жизни. Поражает крыловский юмор (очки мартышкой нюхаются и лижутся, надеваются на хвост) и рассудительность в виде морали в конце басни. Иван Андреевич в очередной раз вывел на сцену человека с серьёзным недостатком, чтобы помочь многим другим искоренить подобный недостаток в себе.

О басне

«Мартышка и очки» — басня на все времена. В ней Крылов быстро, коротко и очень точно раскрыл внутреннюю сущность глупого, необразованного, инфантильного человека. 21 век — век новых гениальных изобретений, которые невозможны без необходимых знаний, упорства, умения думать, анализировать, сравнивать. Чтение и изучение басни «Мартышка и очки » в школе — начальное руководство к действию — учиться долго и терпеливо, усидчиво и с удовольствием, чтобы потом, во взрослой жизни, дарить людям новые идеи и продвигать их в жизнь.

Из-под тонкого пера Крылова басня про мартышку и полдюжину очков вышла в 1812 году. Это был год войны с французами. Иносказательный характер басни помог писателю рассказать о невежественных и пустых людях, ругающих науку и знания и не приносящих пользу государству. Если бы в то время было меньше таких «мартышек», то и исход войны был бы иным. Баснописец, смеясь и иронизируя, поднимает в своей басне большую человеческую проблему глупости и праздности.

Мартышка — главный герой

Главное действующее лицо басни — мартышка. Она вертлява, нетерпелива, поверхностна. Услышав о пользе очков, она тут же попыталась исправить своё ослабевшее зрение с их помощью. А вот каким образом это сделать — не уточнила. Про таких «товарищей» говорят: «тяп-ляп» или «слышал звон да не знает, где он». Понять мартышкину торопливость можно — она скорей хочет видеть мир здоровыми глазами. Но торопливость и невежество ещё никогда и никому не приносило пользы, а также горячность и злость. Стоило ли вдребезги разбивать все очки, чтобы потом остаться по-прежнему слабовидящей и неудовлетворённой?

Сюжетная линия

Жанр произведения Крылова — басня. Это короткий иносказательный рассказ, написанный в форме стихотворения. Он содержит в себе аллегорический смысл и напоминает образную пьесу, где за кадром кто-то комментирует действия главной героини. Читателям из сюжета становится понятно, чем занимается мартышка и какие манипуляции с очками она проделывает.

«Шибалково семя» краткое содержание рассказа Шолохова – читать пересказ онлайн

Комичность главного персонажа автор описывает, применяя однородные члены предложения, подчеркивая ее безграмотность и беспомощность. Включая в произведение, формы диалога, писатель делает свой рассказ более легким и увлекательным.

К басне очень хорошо подходит известная пословица: «Дело мастера боится». Это говорит о том, что прежде чем браться за что-то необходимо для начала обладать знаниями.

В произведении автор высмеивает конкретные пороки и недостатки человечества. Баснописец смеется не над героиней своего произведения, а над определенной категории людей, не проявляющих интерес к очевидным вещам.

Крылов всегда кратко и умело описывал недостатки людей, которых он сравнивал с необычными образами. Писатель использует аллегорию по отношению к невеждам, не признающим свои ошибки.

Басня Крылова Мартышка и очки

Анализ / мораль басни «Мартышка и очки» Крылова

Басня «Мартышка и очки» — одно из самых известных произведений Ивана Андреевича Крылова, неизменно включаемое в школьную программу.

Басня написана в 1815 году. Ее автору в тот момент исполнилось 46 лет, он трудится в Публичной библиотеке Петербурга. В литературном отношении писатель практически полностью переключился на басенное творчество. Сборник 1815 года вышел с иллюстрациями. Басня сочинена в размере вольного ямба, типичного для И. Крылова. Активность одного действующего лица (Мартышки) перекрывается невозмутимостью другого (Очков). Небольшая узконосая обезьянка «к старости» стала подслеповатой. В неволе она могла достигнуть весьма преклонного возраста – лет тридцати и даже сорока. «Слаба глазами»: стала плохо видеть, а значит – попадать впросак. «У людей слыхала»: она жила у кого-то (скорее всего, в дворянском доме) почти на правах члена семьи. «Зло не большой руки»: идиома, означающая, что дело поправимо. «Очков с полдюжины»: шесть штук. «Достала»: попросту стянула. «Вертит и так и сяк»: пример устаревшего ударения в слове. «Темя»: область головы ближе к затылку. Дальше череда колоритных приставочных глаголов, соединенных перечислительной градацией: прижмет, понюхает, нанижет, полижет. «Не действуют никак». Очки не «оживают», чтобы поведать ей свои тайны, точнее, главную из них – искусство их ношения. «Тьфу пропасть!»: обезьяна бранится. Достается и людям за «враки», даже себя она величает «дураком» за то, что слушала небылицу про пользу очков. «На-волос»: очередная идиома И. Крылова, означающая «ни на волосок, нисколько». «О камень хватила»: разозленная Мартышка выбежала с очками во двор, где и расколотила их так, что «брызги засверкали» (это еще и метафора). «Познатней»: имеющий имя и вес в обществе. Следом идет мораль: невежде все не впрок, не разобравшись, он бранит даже весьма хорошие вещи. Если не получилось что-то у одного, не факт, что не выйдет у другого. Также обыгрывается тема знаний, просвещения, попадающих в руки неучей. Возможно, есть и подтекст восприятия новшеств разными поколениями (обезьяна-то была пожилой). Наконец, доступность очков героине не принесла пользу. Лексика разговорная, пересыпанная выразительными, местами устаревшими, оборотами. Перепадам ритма и интонации способствуют широкие возможности разностопного ямба.

В «Мартышке и очках» И. Крылов представляет на суд читателя невежество и самодовольство.

Слушать (скачать) аудио басни онлайн в высоком качестве:

Мультфильм по басне обезьяна и очки

Анализ, суть и мораль басни «обезьяна и очки»

Произведение Ивана Крылова «Мартышка и очки» входит в школьную общеобразовательную программу и изучается в 3 классе.

История создания

Сказка была написана в 1815 году, на тот момент автор басни работал в Публичной библиотеке Санк-Петербурга.

Этот период жизни автора отмечается порывом написания лучших его басен, в которых прослеживается особенная мораль и смысл. Уже в 1815 году выходит сборник басен с иллюстрациями.

Автор басни Иван Крылов

Размер — вольный ямб.

Лексика басни — разговорная, выразительная с устаревшими оборотами.

Главный герой – Мартышка, а также Очки.

  • Обезьянка «к старости» в неволе приобрела недуг — близорукость. «Слаба глазами»: стала плохо видеть.
  • «У людей слыхала»: считается, что Мартышка жила в дворянском доме с людьми как член семьи.
  • «Зло не большой руки»: идиома, означающая, что дело поправимо. «Очков с полдюжины»: 6 пар очков.
  • «Вертит и так и сяк»: прямой смысл.
  • «Темя»: около затылка.
  • Приставочные глаголы: прижмет, понюхает, нанижет, полижет.
  • «Не действуют никак».
  • Очки не «оживают», очки никак не открывают обезьяне искусство их ношения.
  • «Тьфу пропасть!»: обезьяна начинает ругаться.
  • Достается и людям за «враки», даже себя она величает «дураком» за то, что слушала небылицу про пользу очков.
  • «О камень хватила»: обиженная Мартышка выходит во двор и разбивает очки, что «брызги засверкали» (это еще и метафора).
  • «Познатней»: имеющий имя и вес в обществе.

Мораль басни: невежде все не впрок, не разобравшись, он бранит даже весьма хорошие вещи. Иными словами, если у кого-то что-то не получается, это не значит, что не получится у другого. Также суть еще заключается и в том, что не стоит за дело браться неучам и потом говорить, что что-то не работает.

Мартышка к старости стала плохо видеть, но от людей она слышала, что с помощью очков это легко исправить. Она раздобыла себе очки, но не знала, как их правильно использовать. Она надевала их на темя, на хвост, нюхала и лизала их. Но видеть от этого лучше не стала. Тогда Мартышка решила, что люди все врут и разбила все очки о камень.

Читать басню Мартышка и очки онлайн

Мораль басни Мартышка и очки

Басня Мартышка и очки — анализ

Басня Крылова Мартышка и очки замечательна в первую очередь тем, что главная мысль в ней выражается не только в морали, основная ирония находится в тексте. Внимательный читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

Басня Мартышка и очки — крылатые выражения

  • Мартышка к старости слаба глазами стала…
  • Тот дурак, кто слушает людских всех врак

Басни Крылова читатьЧитает И. Ильинский Впервые напечатана в издании басен 1815 г. По сюжету может быть сближена с басней «Очки» («Басни в стихах и прозе, выбранные из лучших писателей», в которой рассказывается, как «полесский молодец», желая подражать «ученому старичку», покупает очки, думая, что при помощи их он сможет «не учась стать ученым». В басне Н. Неведомского «Белка» дан тот же сатирический мотив невежды, с презреньем отвергающего просвещенье. Мартышка и очки Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; ? Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на?-волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, ? Так он ее еще и гонит. читает Игорь Ильинский Игорь Владимирович Ильинский (11 июля 1901—13 января 1987) — советский актёр, режиссёр театра и кино, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР. Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841). В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми. Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Открытый урок по детской литературе с практикумом по выразительному чтению по теме “Литература первой половины XIX века. И.А. Крылов”

Разделы: Литература

Цели:

  • Познакомить с художественным своеобразием басен, проверить знание студентами басен через анализ программ “Школа-2100”, “Школа России”, “Развивающая программа Л.В. Занкова”.
  • Развивать у студентов умения работать со словарем литературоведческих терминов, с учебной и дополнительной литературой, навыки анализа басни.
  • Воспитывать интерес к предмету, к творчеству И.А. Крылова.

Оборудование: портрет баснописца И.А. Крылова, выставка книг, эпиграф на доске, магниты.

Литература:

  1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр “Академия”; Высшая школа, 2001. – С. 80-84.
  2. Безносов Э.Л. Большой справочник. Литература для школьников и поступающих в Вузы. И.А. Крылов. – М.: “Академия”, 1999. – С. 22-24.
  3. Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия. – М., Просвещение, 1978. – 411 с.
  4. Детская литература. Хрестоматия с основами литературоведения. Учебное пособие. – 2-е изд. – “Академия”, 1997. – 640 с.
  5. Хрестоматия по детской литературе: Учебное пособие/Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. – М.: “Академия”, 1997. – 544 с.
  6. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. В океане света: Книга для чтения в 4-м классе. В 2-х ч. Ч.1. – 3-е изд., перераб. – М.: Баллас, 2003. – 240 с. – С. 96-98. Слон и Моська. Квартет. Свинья под дубом.
  7. Родная речь. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.1./Сост. Л.Ф. Климанова и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 223 с. – С. 102-106. Лебедь, Рак и Щука. Стрекоза и Муравей.
  8. Родная речь. Учебник для уч-ся нач. шк. В 3 кн. Кн.1. Ч.1./Книга 1. Сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 224 с. – С. 79-82. Лебедь, Щука и Рак. Чиж и голубь. Стрекоза и муравей.
  9. Родная речь. Учебник для учащихся нач. классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/Сост. М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с. – С. 114-117.
  10. Чуракова Н.А. Литературное чтение. Часть 1. Учебник для 3 класса (1-4). – Самара: Корп. “Федоров”, 2001. – 192 с. – С. 56-60. Эзоп., С. 61-64. Крылов.

Ход занятия

На доске:

Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой,
Народ его и Родина его.
М.В. Исаковский.

I. Организационный момент.

II. Биографическая справка о писателе (с элементами беседы).

В Санкт-Петербурге (Ленинграде), в Летнем парке есть памятник:

Звери: лев, лиса, волк, слон, Моська. Животные подняли И.А. Крылова на высоту славы.

Кто они? (Герои его произведений).

Автором памятника является скульптор Клодт, построен монумент на пожертвования, на народные средства в 1855 году. Почему такой памятник?

Крылов являлся свидетелем исторических событий тех времен, когда родились, жили и погибли Пушкин, Лермонтов, Грибоедов (казнен). Он был современником Рылеева. Он прожил удивительную жизнь: являлся современником Рылеева. Он прожил удивительную жизнь: являлся современником восстания Пугачева, Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов (1825 г.), эпохи реакции. Он был современником Гоголя, Белинского, Тургенева.

Что вы знаете о Крылове?

Откройте учебник Арзамасцевой И.Н., Николаевой С.А. на с. 80-81, законспектируйте то, о чем мы еще не успели поговорить (7 минут на работу).

Зачитайте, что у вас получилось?

Басни Крылова появились в 1806 году. Первая его басня – “Дуб и трость”. Первые 23 басни появились в 1809 году. “Этот род понятен каждому, его читают и слуги, и дети”, – писал В.Г. Белинский. Вскоре стали один за другим выходить небольшие сборники. И с тех пор басни Крылова прочно утвердились в чтении детей. Очень рано Крылов начал чиновничью службу, еще в родном городе Твери, и затем продолжал ее в Петербурге. В 15 лет они приступил к “изобличению пороков”, написав комическую оперу “Кофейница”, а в 1789 г., в 20 лет, стал издавать свой журнал – “Почта духов”. Я дополню ваш конспект:

Всего при жизни Крылова было выпущено 6 книг басен, около 140 басен. Еще до басен К. писал комические оперы, комедии, трагедии. Он не только баснописец, но и открыватель первой публичной библиотеки в Петербурге.

В начале 19 века на сцене русских театров ставились его пьесы: “Модная лавка”, “Урок дочкам”. Но славу К. принесли басни. Пушкин высоко ценил басни К. за их веселое лукавство, насмешливость, живописный способ выражаться.

III. Работа со словарем литературоведческих терминов (определение басни).

А теперь в словаре литературоведческих терминов найдем определение басни (1 студент).

Басня – небольшое произведение аллегорического (иносказательного) характера, написанное с обличительными и нравоучительными целями. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Обычно басня представляет собой маленькую сценку, в которой изображается какое-либо событие или развертывает спор между действующими лицами. В начале или конце басни содержится краткая “мораль”. В России наиболее известны басни И.А. Крылова (“Ворона и лисица”, “Свинья под дубом”). Басня относится к роду литературы – эпосу. Басня выступает как жанр эпоса.

Немаловажной является история басен. Первые басни появились в Индии (“Калила и Димна”), басни Эзопа (греч.), Федр (Рим), Лафонтен (Франция).

Русские баснописцы: Кантемир, Тредиаковский, Сумароков, Хемницер, Дмитриев, Измайлов, Крылов…

IV. Викторина.

Исправьте, если нужно, ошибки в названиях басен.

  • “Ларец” (“Ларчик”).
  • “Обезьяна и очки” (“Мартышка и очки”, “Зеркало и обезьяна”).
  • “Любознательный” (“Любопытный”).
  • “Жужутка и Барбос” (“Две собаки”).
  • “Жемчужное зерно” (“Петух и жемчужное зерно”).
  • “Тришкина рубаха” (“Тришкин кафтан”).

Вставьте недостающие слова, напишите название басни.

  • Ай, Моська! Знать, …,
  • Что лает…
  • Когда в товарищах …. нет,
  • На лад их дело…
  • Ну, братец, виноват:
  • … я и не приметил.
  • За что же, не боясь греха,
  • Кукушка хвалит Петуха?
  • За то, …

Ответы:

    она сильна, на Слона (“Слон и Моська”);
  • согласья, не пойдет (“Лебедь, Щука и Рак”);
  • слона-то (“Любопытный”);
  • что хвалит он Кукушку (“Кукушка и Петух”).

V. Исследовательская работа.

Какова же тематика басен И.А. Крылова? (Путем исследования научно-методической литературы, студенты приходят к формулировке основных пяти тем, которым посвящены басни).

1) Исторические события:

“Волк на псарне” – Наполеон занял Москву, запросил мира, Кутузов ответил отказом. “Обоз” – Александр 2. “Ворона и курица” – в щи к французам. Некоторые дворяне думали, что они приверженцы, но их мнения разорили.

“Квартет” – история государственного совета.

2) Положение народа: “Листы и корни”, “Волк и ягненок”, “Рыбья пляска”.

3) Царский суд: “И щуку бросили в реку” и др.

4) Цензура: “Тришкин кафтан”.

5) Моральные качества людей: “Ворона и Лисица”, “Свинья под дубом”, “Слон и Моська” и др.

VI. Самостоятельная работа.

Какие басни изучаются в начальных классах? Чему они посвящены? (Анализ учебников для начальных классов).

VII. Анализ басни.

На примере одной из басен рассмотрим их художественное своеобразие: (“Ворона и Лисица”).

  • Реализм (бытовая сценка из жизни).
  • Народность (постановка проблемы общенародного значения, освещение с позиций народа и интересов народа).
  • Народный язык басен (язык басен Крылова есть прототип “Горе от ума”, с. 51. Хрестоматия Дановского).
  • Аллегория (иносказание) “Звери и птицы сами за меня говорят” И.А. Крылов.
  • Конфликтность ситуации (внутренний конфликт или внешний).
  • Моральная сентенция (нравоучение). Где находится мораль?
  • Многие моральные фразы стали крылатыми.
  • Живой разговорный язык.
  • Юмор.

VIII. Домашнее задание:

По схеме письменно на листочках проанализировать басню “Стрекоза и Муравей”.

Выучить любую басню И.А. Крылова наизусть.

Прочитать “Мороз Иванович” В.Ф. Одоевского.

Специальные вопросы:

    Антоний Погорельский “Черная курица, или Подземные жители” – обзор творчества на 5 минут.
  1. Владимир Федорович Одоевский “Городок в табакерке” – обзор творчества на 5 минут.
  2. Слово о В.А. Жуковском и его сказках.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: