«Нюрка» рассказ Юрия Коваля для читательского дневника, краткое содержание

Ю. Коваль, Нюрка: содержание, герои, основная мысль какие? Что писать?

Как пересказать рассказ Юрия Коваля Нюрка своими словами? Что написать в читательском дневнике? Чему учит, какая основная мысль произведения?

Рассказ Юрия Коваля “Нюрка” о девочке, которой исполнилось 7 лет и ей пора было в школу.

Краткое содержание:

По случаю Дня рождения Нюры дяди Зуя все собрались к ней в гости. Каждый принес какой-то подарок. Причем, все старались что-то к школе подарить, ведь девочка должна была осенью пойти в первый класс. Подарки были самые разные: пенал собственноручно сплетенный из бересты, нарядный белый фартук, даже два ведра черники. Автор же подарил ей 2 кг конфет и бинокль.

Праздник с угощением удался на славу. Нюра было очень довольна подарками. 1 сентября она отправилась с рюкзаком в школу, в белом фартуке и с биноклем на шее. Она в этот год была в селе единственной первоклассницей. Учителю бинокль понравился, они решили потом с крыши на звезды с его помощью смотреть.

Главные герои: девочка Нюра, автор-рассказчик, дядя Зуй, школьный учитель Алесей Степаныч. А также все местные жители: Пантелевна, семья Мироновых, братья Моховы, Маня Клеткина, тетя Ксеня.

Основная мысль: 7 лет – это много, 7 лет будут длиться очень долго, целый год. И для ребенка это важная дата, ведь пора идти в школу. Подарки приятно получать и не важно какие они: дорогие или просто ведро черники. Главное, что все старались для девочки, даже ягоды собрать – дело непростое. Подарки и праздник должны быть от души, от чистого сердца.

как известно многие дети мечтают побыстрее вырасти чтобы пойти учится в школу. Для них это здание выглядит очень загадочно и притягательно. Деревенская девочка по имени Нюра, которая является одной из центральных героинь рассказа была именно такой. В августе ей должно было исполнится семь лет, а значит уже в сентябре она будет носить гордое звание “ученица”. в честь такого события дедушка испёк вкусные ватрушки и позвал гостей. Среди приглашённых были Федя Миронов с мамой, братья Моховы и пятилетняя Маша Клеткина. Каждый из них приходил в дом с подарками для именинниц. В основном это были разного рода канцелярские принадлежности. Только Моховы отличились и принесли вкусную чернику. Автор также был в числе приглашённых. он долго думал что же подарить маленькой девочке и в итоге его выбор пал на бинокль. Это был самый необычный для девочки подарок. Первого сентября Нюра отправилась в школу вместе с биноклем, а учитель Алексей Степаныч, увидев его предложил как нибудь полюбоваться звёздами, сидя на крыше. Главные герои произведения это девочка Нюра, рассказчик, дедушка Зуй и приглашенные гости. основная мысль: детство это здорово, именно в этот период времени многие события кажутся очень важными и значимыми. Произведение учит читателя что нужно быть внимательными к близким людям.

Сюжет рассказа Юрия Коваля “Нюрка” выстроен вокруг дня рождения деревенской девочки Нюры, у которой в конце августа, накануне Дня знаний 1 сентября, был день рождения. Вскоре после праздника Нюрке предстояло пойти в первый класс.

Праздновали день рождения героини всем селением: каждый житель подарил будущей первокласснице подарки, связанные с ее предстоящим походом в школу. Особо выделялся белый фартук с подписью “Нюри” (так вышила имя малышка, которая еще не знала грамоты), портфель из кожзама, коричневое школьное платье.

Автор повествования также был в гостях у Нюрки и подарил героине туристический бинокль: он попал в селение случайно и больше ничего подходящего для подарка у него не оказалось.

Поскольку все подарки были тематическими, школьными, то и бинокль попал в этот разряд. Первого сентября Нюрка в сопровождении деда Зуя, кокторый ее воспитывал, под сопровождающими взглядами немногочисленных жителей деревни, с биноклем на шее, отправилась в первый класс.

Первоклассницей в поселении девочка была единственной, отсюда такое внимание к событию и герою. Учитель начальных классов подытожил, что в нюркин бинокль с крыши школы неплохо будет смотреть на звезды.

Данное резюме подводит читателя к основной мысли произведения: школьное обучение очень важный и ответственный этап в жизни человека. Вся жизнь, начиная с первого учебного дня, должна быть подчинена процессу освоения знаний, включая даже бинокль. Жители деревни, уважительно относящиеся к предстоящему походу в школу девочки Нюры, подчеркивают важность этого события. Акцент в рассказе сделан на том, что у ребенка с началом учебы в школе появляется взрослая ответственность и обязанность хорошо учиться. Этой цели ближайшие 10 лет будет подчинена вся его жизнь, без исключения.

Рассказ Юрия Коваля «Нюрка» для читательского дневника

Один из добрых и трогательных детских рассказов, который написал советский писатель Юрий Коваль, — «Нюрка». В читательский дневник можно написать, что это произведение затрагивает тему детства, а также рассказывает о дружбе, отзывчивости и о первом волнении ребёнка, когда он впервые в жизни идёт в школу. Когда главная героиня собиралась в первый класс, её поддерживали все её друзья и взрослые знакомые. Рассказ был написан в 1970 году и вошёл в сборник «Чистый дор».

  1. Краткое содержание
  2. План для пересказа
  3. Характеристика главных героев
  4. Анализ и основная мысль
  5. Отзывы для читательского дневника

Краткое содержание

Нюрка — шестилетняя девочка, которая жила в деревне со своим дедушкой, дядей Зуем. Ей долго было 6 лет — целый год. Но вот в августе у неё был день рождения. По этому случаю дядя Зуй позвал гостей, в том числе и рассказчика.

Рассказчик долго не знал, что можно ей подарить. Соседка посоветовала купить килограмм конфет-подушечек. Но он решил, что здесь нужно что-то посерьёзнее. Встряхнул рюкзак и нашёл бинокль, хороший, целый. Через него он взглянул на двор дяди Зуя, и всё хорошо видно было.

Читайте также:
Анализ Премудрый пескарь Салтыкова-Щедрина - тема, идея

Купив в магазине ещё и конфет, рассказчик отправился в гости к Нюрке на день рождения. Там собрались самые разные местные жители. Каждый из них принёс подарки, причём все они старались подарить что-нибудь школьное, ведь скоро Нюрка в школу пойдёт:

  1. Федюша Миронов пришёл с мамашей Миронихой и принёс пенал из бересты, который дед Мироша сплёл.
  2. Пятилетняя Маня Клеткина принесла белый школьный фартук, на котором в уголке маленькими алыми буквами было вышито имя «Нюри».
  3. Тётя Ксеня принесла школьное коричневое платье, которое она сама сшила.
  4. Братья Моховы принесли 2 ведра черники — сами собирали. Мирониха сказала, что это нешкольное, но по логике ребят это было «очень даже школьное». Они сами первыми и напали на чернику.
  5. Дядя Зуй подарил внучке жёлтый портфель. Другие гости тоже дарили разное: букварь, линейку, химические карандаши, самописку.
  6. Рассказчик вручил девочке конфеты и бинокль. Та очень обрадовалась, засмеялась, и ребята стали по очереди в него глядеть. Только Мирониха сказала, что это нешкольное, и на бинокль смотрела, будто первый раз в жизни его видела. Но рассказчик ответил, что это школьное, если в него будет школьница глядеть, да и дядя Зуй сказал, что с помощью бинокля Нюрка вместе с учителем Алексеем Степанычем с крыши школы смогут смотреть на звёзды.

После этого все сели за стол, пили чай и смотрели в окно, глядя, как летают над сараем ласточки и слушая, как поёт соловей. А ребята играли во дворе, Нюрка сложила свои вещи в портфель и бегала с ним. Вскоре гости разошлись, и девочка благодарила их за подарки.

Через неделю наступило первое сентября. Нюрка пошла в школу, на шее у неё висел бинокль, и все местные жители выходили на крыльцо и смотрели на неё, ведь в этом году она в деревне была единственной первоклассницей. У школы её встретил учитель Алексей Степаныч, который был рад, что с собой она взяла бинокль.

План для пересказа

Это довольно небольшой рассказ, в котором рассказывается об одном эпизоде из жизни маленькой девочки. Но для удобства его можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

  1. Нюрке 6 лет.
  2. День рождения.
  3. Дядя Зуй накрывает стол.
  4. Гости.
  5. Школьные подарки.
  6. Удивительный бинокль.
  7. Первое сентября.
  8. Знакомство с учителем.

Устный пересказ позволяет лучше понять сюжет и смысл произведения.

Характеристика главных героев

В произведении несколько главных героев. Их описание и характеристика:

  1. Нюрка — шестилетняя девочка, которой в августе исполняется 7 лет. Она добрая, весёлая, любознательная, благодарная за подарки. Отзывчивая и работящая, помогает своему дедушке по хозяйству. Как и многим первоклассникам, ей не терпится пойти учиться в школу.
  2. Дядя Зуй — дедушка Нюрки, деревенский житель, любящий, заботливый. Дарит внучке портфель из жёлтого кожзаменителя. Гордится перед всеми соседями, когда ведёт внучку в первый класс.
  3. Рассказчик — сосед и хороший знакомый дяди Зуя, взрослый мужчина. Честный, справедливый, умный. Хочет подарить будущей первокласснице что-то особенное. Находит в своём рюкзаке целый бинокль и решает преподнести ей его.
  4. Федюша Миронов, Маня Клеткина, братья Моховы — ребята разного возраста, хорошие друзья Нюрки, которые приходят поздравить её с днём рождения, подарить подарки и поиграть.
  5. Мирониха — мать Федюши, немного вредная женщина, которая сказала, что бинокль — это не школьный подарок.
  6. Пантелеевна, тётка Ксеня — остальные взрослые, которые пришли в гости.
  7. Алексей Степаныч — учитель Нюрки, который встретил её у школы первого сентября и пообещал, что они будут смотреть в бинокль на звёзды.

Все герои произведения — это обычные деревенские жители, жизнь которых автор описывает просто и колоритно.

Анализ и основная мысль

На творчестве Юрия Коваля выросло не одно поколение советских детей. И до сих пор его произведения остаются притягательными для читателей, ценящих живое и ёмкое слово. Темы его рассказов различны: например, истории «Недопёсок», «Шамайка» и «Белозубка» — о животных, а цикл «Чистый дор» посвящён жизни жителей одноимённой вологодской деревни. Именно там, судя по всему, и происходят события рассказа «Нюрка». Коваль всегда отличался умением органически чувствовать слово, мелодию речи, её напевность и внутренний строй, поэтому его произведения увлекают своей самобытностью и уникальным слогом.

Главные мысли и идеи рассказа «Нюрка»:

  1. 7 лет — очень важный возраст для любого ребёнка, ведь именно тогда ребята идут в школу. Для них начинается новый этап, когда они чувствуют ответственность и прощаются с беззаботностью. В это время взрослые и старшие товарищи должны поддерживать их. Именно поэтому жители деревни очень уважительно относятся к походу девочки в школу и подчёркивают важность этого события.
  2. Детство — прекрасная пора, когда любое событие в жизни ребёнка кажется для него чем-то глобальным и значимым.
  3. Подарки должны дариться с душой, и не имеет значения, какими они будут — полезными или не очень. Важно внимание. Главное, что все старались ради Нюрки, даже собрать ведро черники — дело непростое.

Рассказ учит настоящей дружбе, несмотря на возраст, доброте, отзывчивости, внимательности к близким людям. Учит стремиться к знаниям, быть любознательным и познавать окружающий мир.

Если читать и разбирать произведение внимательнее, можно увидеть, что оно напоминает настоящую сказку, а не просто зарисовку из жизни деревенского народа. Гости, собирающиеся к Нюрке на праздник, напоминают добрых фей с дарами. А каждый подарок в той или иной мере поможет пройти инициацию, перейдя из дошкольников в школьники. Разумеется, появляется и злая «фея» — Мирониха, которая придирается. Но её побеждают грамотными аргументами в пользу того, что бинокль — это школьная вещь.

Читайте также:
«Телефон» краткое содержание рассказа Николая Николаевича Носова, анализ произведения, описание главных героев, основная мысль и тема

В финале трёхчастной композиции Нюрка приходит в школу, сам учитель признаёт бинокль школьной вещью, после чего дверь за главной героиней закрывается: инициация пройдена, теперь её ждёт совершенно новая жизнь.

Отзывы для читательского дневника

Мне очень понравилось это тёплое, трогательное, немного забавное произведение. Автор очень тонко передаёт атмосферу жизни в деревне, при чтении в воображении появляются яркие образы, которые смешиваются с собственными воспоминаниями.

Больше всего мне понравилось, что все главные герои здесь — как одна большая семья, которая в этом году провожает в школу единственную среди них первоклассницу. Как это часто бывает в деревнях, все соседи здесь почти родные, поэтому и подарки для соседской девочки выбирают с такой заботой и любовью. А когда она идёт в первый класс, все выходят на крыльцо своих домов, чтобы посмотреть на неё и порадоваться за неё. Благодаря такой тёплой атмосфере этот рассказ хочется перечитывать не один раз.

В рассказе «Нюрка» говорится о девочке, которой исполняется 7 лет, а через неделю она уже пойдёт в школу. Пожалуй, каждый ребёнок всегда стремится поскорее пойти в первый или нулевой класс, чтобы получать свои первые знания. Мир вокруг ещё кажется таким огромным и непонятным, но именно в школе на все вопросы наконец-то будут получены ответы.

Каждый школьник всегда очень ответственно подходит к сбору в первый класс: нужно приобрести портфель, школьную форму, пенал и многое другое… И очень хорошо, что у главной героини есть такие замечательные друзья, в том числе и взрослые люди, которые подарили ей всё это и искренне радовались за неё.

При первом прочтении рассказ «Нюрка» показался мне простым бытовым эпизодом из жизни девочки, которая получает подарки на день рождения и готовится пойти в школу. Но на самом деле в этом произведении заложено несколько скрытых смыслов, его интересно анализировать, читать между строк, чувствовать настроение… Каждый герой здесь очень интересен, а их характеры можно уловить даже по тем подаркам, что они дарят Нюрке.

Сама Нюра мне тоже очень понравилась. Это девочка, которая искренне стремится к учёбе. Она мечтательна и берёт с собой в школу подаренный ей бинокль, чтобы через него вместе с учителем смотреть на звёзды. Рассказчик дарит ей именно его неслучайно: это предмет, который позволяет познавать мир, с его помощью далёкое и недосягаемое становится близким. Это очень важно для школьницы, которая в школе будет набираться знаний, тоже помогающих сделать далёкое и непонятное близким и простым.

«Нюрка» читательский дневник

«Нюрка» – добрый, трогательный рассказ о жизни деревенской девочки, которая с нетерпением ждала исполнения семи лет, чтобы пойти учиться в школу.

Краткое содержание «Нюрка» для читательского дневника

ФИО автора: Коваль Юрий Иосифович

Название: Нюрка

Число страниц: 4. Коваль Ю. И. «Чистый двор». Издательство «Речь». 2019 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1970 год

Главные герои

Рассказчик – взрослый мужчина, хороший знакомый дяди Зуя.

Нюрка – маленькая девочка, которой не терпелось пойти учиться в школу.

Дядя Зуй – дедушка Нюрки, добрый, любящий.

Федюша Миронов, Маня Клеткина, братья Моховы – хорошие друзья Нюрки, пришедшие поздравить её с днём рождения.

Пантелеевна, тётка Ксения, Мирониха – взрослые, близкие соседи и друзья дяди Зуя и Нюрки.

Алексей Степаныч – учитель Нюрки.

Сюжет

Шестилетняя Нюрка очень ждала свой день рождения: в августе ей исполнится целых семь лет и она пойдёт в школу. В честь праздника дядя Зуй сам испёк калитки – вкусные ватрушки с пшённой кашей, накрыл стол и позвал гостей. Вскоре в их дворе стали появляться первые гости: Федюша Миронов со своей мамой Миронихой, пятилетняя Маня Клеткина, братья Моховы и другие. Каждый принёс Нюрке отличные подарки, которые могли пригодиться первоклашке: букварь, линейку, пенал, карандаши, самописку. Тётка Ксения ради такого случая даже сшила специальное школьное платье, а Маня принесла белый фартук, на котором сама вышила маленькими буквами «Нюри». А братья Моховы принесли два ведра черники и всех убеждали, что это очень даже «школьный» подарок.

Собираясь на торжество, рассказчик немного растерялся: он не знал, что подарить семилетней девочке. Неожиданно он вспомнил, что у него есть замечательный бинокль, который понравится любому ребенку. Купив ещё два килограмма конфет, он отправился к дяде Зую.

Усевшись за стол, гости с удовольствием стали есть вкусные калитки и аппетитно хрустеть огурцами. Нюрка же сложила все подарки в новый школьный портфель и радостно бегала по дому. Но особенную радость у нее вызвал бинокль: такой замечательной вещицы не было ни у кого из её знакомых ребят. Друзья принялись тут же проверять бинокль в действии, а после отправились во двор играть в лапту. Тем временем дядя Зуй поставил самовар, и взрослые принялись пить чай, наблюдая за весёлой игрой детворы.

Спустя неделю после праздника наступило первое сентября и Нюрка отправилась в школу – в этом году она была единственной первоклассницей в селе. Девочка была одета в школьное платье, белый фартук с надписью «Нюри», и в руках держала букет осенних золотых шаров. И даже в школу она отправилась с биноклем, с которым никогда не расставалась. Увидев его, учитель Алексей Степаныч предложил девочке как-нибудь залезть на крышу и полюбоваться звездами.

План пересказа

  1. День рождения Нюрки.
  2. Дядя Зуй накрывает стол.
  3. Приход гостей.
  4. Школьные подарки.
  5. Бинокль.
  6. Первое сентября.
  7. Знакомство с учителем.
Читайте также:
Анна Снегина краткое содержание, образы героев, сюжет

Главная мысль

Детство – лучшая пора, когда можно легко и радостно познавать окружающий мир.

Чему учит

Рассказ учит быть дружными, добрыми, отзывчивыми, внимательными к близким людям. Учит стремиться к знаниям и хорошо учиться.

Отзыв

Нюрка стремилась поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Для неё это был настоящий праздник, ведь теперь она могла многому научиться, быть взрослой, самостоятельной девочкой.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Нюрка.

Пословицы

  • Учёба и труд к победам ведут.
  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • Учёба и труд рядом идут.
  • Ученье — свет, а неученье – тьма.
  • Тяжело в учении – легко в бою.

Что понравилось

Понравилось, что все друзья Нюрки постарались сделать полезные подарки, которые могли пригодиться ей в школе. В результате девочка пошла в первый класс нарядная и очень счастливая.

Читательский дневник по рассказу Ю. Коваля «Нюрка»

Советский детский писатель Юрий Николаевич Коваль создавал циклы ярких рассказов, в которых герои были объединены общими событиями. Одним из таких сборников о деревенских жителях, их чувствах и взаимоотношениях с природой стала книга «Чистый Дор». В неё вошёл опубликованный чуть ранее рассказ «Нюрка». Читательский дневник по этому произведению поможет пробудить у детей интерес к другим добрым историям о девочке, её односельчанах и друзьях.

Сведения о книге

На начальных этапах работы с дневником читателя школьники вносят только самые краткие, основные, сведения. Они выглядят как отчёт о прочитанном произведении:

  • Автор: Юрий Николаевич Коваль, советский писатель.
  • Название: «Нюрка».
  • Жанр: рассказ.
  • Год и место опубликования: 1970, журнал «Мурзилка».

Незнакомые слова

Произведения Ю. Коваля созданы около пятидесяти лет назад, во времена Советского Союза.

Современным детям объяснения некоторых слов могут показаться невероятными. Именно поэтому необходима предварительная работа по их толкованию:

  • «подушечки» — конфеты без обёртки в форме подушечки, с начинкой из повидла;
  • химический карандаш — карандаш, графит у которого пишет, как чернила, если его смочить;
  • самописка — самое первое название авторучки;
  • окуляр — часть бинокля, которую подносят к глазам.

Персонажи произведения

Повествование идёт от имени писателя, приехавшего за город ненадолго, но прожившего в деревне целый год. Главная героиня этой истории — жизнерадостная деревенская девочка Нюрка, которую в деревне любят взрослые и дети.

Остальные персонажи — друзья Нюрки и их родители. Среди взрослых есть настроенные дружелюбно и те, кто во всём ищет плохое. Односельчане героини:

  • дядя Зуй — дедушка Нюрки;
  • Пантелеевна (в тексте Пантелевна) — хозяйка, у которой жил автор.
  • Федя Миронов и Мирониха — его мама.
  • Маня Клеткина — дошкольница.
  • Тётка Ксеня — соседка дяди Зуя.
  • Братья Моховы — школьники.
  • Алексей Степаныч — учитель.

Сокращённое изложение текста

Внучке дяди Зуя Нюрке было шесть лет, а в августе исполнилось семь. Для праздника дедушка испёк калитки — ватрушки с пшённой кашей — и пригласил друзей девочки и соседей. Позвали и автора.

Он задумался о подарке, пересмотрел свой рюкзак и увидел в нём хороший бинокль, с целыми стёклами и крутящимися окулярами. Хозяйка Пантелевна посоветовала ещё купить конфет «подушечек».

Гости к Нюрке пришли самые разные — и дети, и взрослые. Каждый старался подарить что-нибудь для школы: букварь и самописку, линейку и химические карандаши.

Федя Миронов принёс пенал из бересты, который сделал дедушка мальчика. Маленькая Маня Клеткина подарила праздничный белый школьный фартук, на котором вышила слово «Нюри» — пусть и с ошибкой, но от сердца.

Тётя Ксеня сшила для именинницы форменное платье для школы, а дядя Зуй подарил внучке настоящий портфель. Братья Моховы принесли два полных ведра черники. Подарили и тут же сами начали есть ягоды.

Автор поздравил Нюрку с днём рождения, отдал подарок и объяснил, как обращаться с биноклем. Девочка обрадовалась, засмеялась, и всё ребята стали по очереди в него смотреть. Гостям было интересно и весело, только Мирониха смотрела на каждый подарок и говорила, что он нешкольный.

После этого все пошли в дом и стали угощаться чаем с калитками, есть огурцы. Нюрка бегала вокруг стола и прижимала к себе портфель, в который сложила все подарки. Потом ребята пошли играть в лапту, а взрослые сидели у окна и смотрели на детей. Чуть позже гости начали расходиться по домам, и каждого из них Нюрка поблагодарила за подарок.

Прошла неделя, наступило первое сентября. В тот день с утра пораньше Нюрка отправилась в школу, нарядная — в подаренном платье и белом фартуке. На груди у неё красовался бинокль, а в руке девочка несла осенние цветы.

Следом за ней шёл счастливый дядя Зуй и кричал всем о том, что его дочь пошла в школу. Люди выходили на улицу и провожали девочку взглядом, ведь она была единственной первоклассницей в том году.

У школы было много народу. Учителя звали Алексей Степаныч. Он встретил Нюрку и похвалил за то, что принесла бинокль — теперь все ребята смогут смотреть на звёзды. Дядя Зуй и соседи стояли и смотрели, как девочка поднималась по ступенькам. Потом она зашла в школу, и за ней закрылась дверь. Так и стала Нюрка первоклассницей, потому что ей исполнилось семь. И ещё целый год будет семь.

План пересказа

Нужно обратить внимание на эмоциональную окраску произведения и лёгкие оттенки юмора, присущие автору. Рассказ является небольшим по объёму, что позволяет сделать пересказ, близкий к тексту, и с учётом особенностей языка автора. Примерный план может быть таким:

Читайте также:
Недоросль - краткое содержание по действиям и явлениям

  1. У Нюрки день рождения.
  2. Собираются гости.
  3. Подарки имениннице.
  4. Бинокль.
  5. Угощение для гостей.
  6. Первое сентября.
  7. Нюрка — первоклассница.

Семь лет для ребёнка — это важная дата, для него как бы начинается совсем другая, «взрослая» жизнь. Появляются новые обязанности, новые друзья и новые знания. Замечательно, если близкие и просто знакомые люди помогают маленькому человеку вступить в другой этап жизни с желанием расти и учиться. В этом заключается главная мысль автора. Для Нюрки односельчане устроили настоящий праздник и сделали это от души.

Дружить по-настоящему, быть внимательным и отзывчивым, и неважно при этом, сколько лет друзьям. А ещё нужно уметь быть благодарным и ценить поддержку близких так, как это делает деревенская девчонка Нюрка — с открытым сердцем и доброй душой.

Отзывы о прочитанном

Мне рассказ очень понравился. Обязательно буду читать другие истории про Нюрку и её соседей.

Из рассказа я узнала о том, как нелегко жили дети в деревне. Но всё равно они не грустили, дружили, и им было интересно.

Сегодня я прочитала рассказ «Нюрка», который мне очень понравился. Он о весёлой и доброй девочке, которую все любили.

Ю. Коваль, Нюрка: содержание, герои, основная мысль какие? Что писать?

Как пересказать рассказ Юрия Коваля Нюрка своими словами? Что написать в читательском дневнике? Чему учит, какая основная мысль произведения?

Рассказ Юрия Коваля “Нюрка” о девочке, которой исполнилось 7 лет и ей пора было в школу.

Краткое содержание:

По случаю Дня рождения Нюры дяди Зуя все собрались к ней в гости. Каждый принес какой-то подарок. Причем, все старались что-то к школе подарить, ведь девочка должна была осенью пойти в первый класс. Подарки были самые разные: пенал собственноручно сплетенный из бересты, нарядный белый фартук, даже два ведра черники. Автор же подарил ей 2 кг конфет и бинокль.

Праздник с угощением удался на славу. Нюра было очень довольна подарками. 1 сентября она отправилась с рюкзаком в школу, в белом фартуке и с биноклем на шее. Она в этот год была в селе единственной первоклассницей. Учителю бинокль понравился, они решили потом с крыши на звезды с его помощью смотреть.

Главные герои: девочка Нюра, автор-рассказчик, дядя Зуй, школьный учитель Алесей Степаныч. А также все местные жители: Пантелевна, семья Мироновых, братья Моховы, Маня Клеткина, тетя Ксеня.

Основная мысль: 7 лет – это много, 7 лет будут длиться очень долго, целый год. И для ребенка это важная дата, ведь пора идти в школу. Подарки приятно получать и не важно какие они: дорогие или просто ведро черники. Главное, что все старались для девочки, даже ягоды собрать – дело непростое. Подарки и праздник должны быть от души, от чистого сердца.

как известно многие дети мечтают побыстрее вырасти чтобы пойти учится в школу. Для них это здание выглядит очень загадочно и притягательно. Деревенская девочка по имени Нюра, которая является одной из центральных героинь рассказа была именно такой. В августе ей должно было исполнится семь лет, а значит уже в сентябре она будет носить гордое звание “ученица”. в честь такого события дедушка испёк вкусные ватрушки и позвал гостей. Среди приглашённых были Федя Миронов с мамой, братья Моховы и пятилетняя Маша Клеткина. Каждый из них приходил в дом с подарками для именинниц. В основном это были разного рода канцелярские принадлежности. Только Моховы отличились и принесли вкусную чернику. Автор также был в числе приглашённых. он долго думал что же подарить маленькой девочке и в итоге его выбор пал на бинокль. Это был самый необычный для девочки подарок. Первого сентября Нюра отправилась в школу вместе с биноклем, а учитель Алексей Степаныч, увидев его предложил как нибудь полюбоваться звёздами, сидя на крыше. Главные герои произведения это девочка Нюра, рассказчик, дедушка Зуй и приглашенные гости. основная мысль: детство это здорово, именно в этот период времени многие события кажутся очень важными и значимыми. Произведение учит читателя что нужно быть внимательными к близким людям.

Сюжет рассказа Юрия Коваля “Нюрка” выстроен вокруг дня рождения деревенской девочки Нюры, у которой в конце августа, накануне Дня знаний 1 сентября, был день рождения. Вскоре после праздника Нюрке предстояло пойти в первый класс.

Праздновали день рождения героини всем селением: каждый житель подарил будущей первокласснице подарки, связанные с ее предстоящим походом в школу. Особо выделялся белый фартук с подписью “Нюри” (так вышила имя малышка, которая еще не знала грамоты), портфель из кожзама, коричневое школьное платье.

Автор повествования также был в гостях у Нюрки и подарил героине туристический бинокль: он попал в селение случайно и больше ничего подходящего для подарка у него не оказалось.

Поскольку все подарки были тематическими, школьными, то и бинокль попал в этот разряд. Первого сентября Нюрка в сопровождении деда Зуя, кокторый ее воспитывал, под сопровождающими взглядами немногочисленных жителей деревни, с биноклем на шее, отправилась в первый класс.

Первоклассницей в поселении девочка была единственной, отсюда такое внимание к событию и герою. Учитель начальных классов подытожил, что в нюркин бинокль с крыши школы неплохо будет смотреть на звезды.

Данное резюме подводит читателя к основной мысли произведения: школьное обучение очень важный и ответственный этап в жизни человека. Вся жизнь, начиная с первого учебного дня, должна быть подчинена процессу освоения знаний, включая даже бинокль. Жители деревни, уважительно относящиеся к предстоящему походу в школу девочки Нюры, подчеркивают важность этого события. Акцент в рассказе сделан на том, что у ребенка с началом учебы в школе появляется взрослая ответственность и обязанность хорошо учиться. Этой цели ближайшие 10 лет будет подчинена вся его жизнь, без исключения.

Читайте также:
Психологический портрет Печорина - стороны героя в произведении

“Чистый Дор” — книга Юрия Коваля, цикл рассказов о деревне Чистый Дор, написанных в 1970 году.

Деревня такая реально существует в Вологодской области, и писатель бывал там не раз. Незатейливо и с любовью описывает он простую деревенскую жизнь, людей, которых встретил там. Старуха Пантелеевна, у которой он неожиданно для себя остался пожить на целый год, дядя Зуй, его внучка Нюрка, Мохов, Фролов — всё это главные герои книги. Вроде ничего особенного и не происходит, но рассказы захватывают посильнее иных приключенческих книг.

В то время как мы сидим за компьютерами, они копают картошку, ловят рыбу, рубят дрова.

И автор — он тоже один из главных героев — рассказывает о них то с юмором, то с сочувствием, но всегда с большим уважением.

Трогательное произведение Юрия Коваля “Шамайка” рассказывает историю бездомной кошки. Читательский дневник по этому произведению можно заполнить примерно так:

Название произведения: “Шамайка””.

Автор: Юрий Коваль.

Жанр: повесть.

Главные герои: люди и животные.

Люди:

Негр Джим – слуга господина Мали.

Японец Мали – владелец лавки, где продавались животные.

Лиззи – подруга японца. Равнодушная, не любит животных.

У-туулин -хозяин скобяного склада, владелец быка.

Графиня Блонская, купившая Шамайку, думая, что это дорогая породистая кошка.

Виктор – сын графини.

Кухарка Долли, служившая графине и хорошо обращавшаяся с кошкой.

Животные:

Шамайка – красивая серая кошка, которая родилась на улице.

Рваное Ухо – задиристый кот, ставший отцом котят Шамайки.

Бык Брэдбери, который любил и защищал Шамайку.

Мама Шамайки – Фрида. Полубульдог. Рыжий кот Христофор.

Краткое содержание:

У трущобной кошки рождаются котята. Кот-пират Рваное Ухо убивает всех, остается лишь один серый котенок. Мама котенка случайно уплывает на корабле. Котенок приходит в лавку японца Мали. Слуга японца Джим хочет оставить его, но подруга его хозяина велит выбросить котенка во двор скобяного склада. Котенок знакомится с быком Брэдбери. Он начинает защищать его. Во время охоты котенок конфликтует с котом Рваное Ухо, Джим защищает его. Котенок становится красивой кошечкой, Рваное Ухо обращает на нее внимание, она нравится ему. Джим называет кошку Шамайкой. Быка продают. Шамайка сходится с бывшим врагом – котом Рваное Ухо. У них появляются котята, но вскоре Шамайка остается одна, так как котов убивают. Она относится к кролику, как к котенку, поэтому ее берут в лавку Мали. Но кролик вскоре умирает. Шамайку решают пустить на мех. Она сбегает, но попадается ловцам животных. Джим выручает ее. Затем ее продают в богатый дом как редкую кошку. Ей не нравится ее новая жизнь, сын хозяйки обижает ее. Она сбегает, но ее возвращают. Хозяйка отвозит ее на виллу. Кухарка хорошо обращается с ней, но вскоре кухарку увольняют из-за кошки. В итоге кошка снова сбегает. Она бежит очень долго и прибегает в родные места, где все изменилось. Больше нет родных трущоб, лавку Мали снесли. Шимайка встречает его самого, он одинок и беден, спит под лодкой. Джим умер, а Лиззи ушла от него. Они вместе бредут в город, Мали хочет снова продать кошку.

Чему учит произведение: данная повесть очень трогательная. Она показывает, как непросто живется бездомным животным. Из нее видно, какими жестокими и равнодушными могут быть люди. Повесть побуждает любить животных и не бросать их. Животные нуждаются в нашей помощи. Мы должны помнить о своей ответственности перед животными.

Мой отзыв о произведении: меня очень тронула эта история. Мне очень жаль несчастную Шамайку, которая осталась совсем одна. Я переживал за ее судьбу. Эта книга трогательная и поучительная, она помогает посмотреть на мир глазами животных и понять, насколько бывает тяжела их судьба.

Более подробное содержание, а также план повести можно посмотреть в этом вопросе.

Произведение “Шамайка” знакомит нас с одной кошкой, родившейся на улице, и рассказывает о ее судьбе. История очень грустная и трогательная, она может многому научить нас.

К главным героям можно отнести как людей, так и животных.

Среди людей можно выделить следующих героев:

Негр Джим. Он является слугой владельца лавки, японца Мали. Джим проникается теплыми чувствами к бездомной кошке, именно он называет ее Шамайкой.

Японец Мали. Он является владельцем лавки, где продают животных. Японцем на самом деле он не является. Шамайка нравится ему, но в то же время он относится к ней, как к возможности получить деньги.

Лиззи. Подруга владельца лавки Мали. Лиззи равнодушна к животным и видит в них только источник выгоды.

Графиня Блонская. Богатая женщина, купившая Шамайку.

Также есть второстепенные персонажи: У-туулин, сын графини, Кухарка Долли.

Главные герои среди животных: Шамайка. Красивая уличная кошка.

Кот-пират Рваное Ухо. Поначалу он недолюбливает Шамайку, но потом они остаются вместе.

Всех остальных животных можно назвать второстепенными персонажами. Среди них: кошка Фрида – мама Шамайки, полубульдог, Рыжий кот Христофор, собака графини.

Произведение учит понимать животных и помнить об их потребностях. Оно позволяет взглянуть на мир глазами животных, учит понимать, что их жизнь очень непроста. Нужно любить животных и помнить, что мы несем ответственность за них. Нельзя бросать животных, обрекая на тяжелую жизнь. Нельзя поступать с животными жестоко, они тоже чувствуют боль и голод, нуждаются в еде, тепле и заботе. Произведение содержит важный урок для детей, они должны помнить, что животные – не игрушки, нельзя издеваться над ними и причинять им вред. Прочитав повесть, можно лучше понять, что чувствуют животные, а также узнать, как тяжело им живется, если у них нет дома и любящего хозяина.

Читайте также:
История создания Горе от ума - кратко о сюжете и замысле

С кратким содержанием произведения можно ознакомиться в этом вопросе.

Произведение “Шамайка” рассказывает о судьбе бездомной кошки. Из него читатель узнает, как живется животным на улице, с какими трудностями они сталкиваются, и как порой жестоко обращаются с ними люди.

В самом начале произведения автор знакомит читателя с животными, среди которых особенно примечателен задиристый кот по кличке Рваное ухо. Затем автор рассказывает о трущобной кошке, у которой рождаются котята. Котят убивает Рваное Ухо, остается один серый котенок – кошечка, которая впоследствии получит кличку Шамайка.

Мама котенка случайно оказывается на корабле, который уплывает. Котенок остается один. Он приходит в лавку японца Мали, где продаются животные. Его видит слуга японца Джим. Подруга владельца лавки Лиззи не разрешает оставить котенка, его относят во двор скобяного склада. Там его принимает бык Брэдбери, он защищает котенка и заботится о нем. Проходит время, котенок становится красивой кошечкой. Кошечка конфликтует с котом Рваное Ухо, но постепенно тот замечает ее красоту. Слуга Джим однажды видит, как кошка спит рядом с быком, его трогает эта дружба, он называет кошку Шамайкой.

Быка Брэдбери продают. Шамайка остается одна. Она снова встречает кота Рваное Ухо и они остаются вместе. У Шамайки рождаются котята. Их папа приносит им кролика, сбежавшего из лавки. Шамайка начинает относиться к нему, как к котенку. Бывший владелец быка решает убить бездомных котов. Он стреляет в котят, а затем убивает Рваное Ухо из винтовки. Джим забирает кошку и кролика. Людей удивляет любовь кошки к кролику, но кролик умирает. Кошку решают пустить на мех. Ее откармливают вместе с другими котами. Шамайке удается сбежать, тогда как других котов убивают.

Кошка снова остается одна на улице. Животных отлавливают, ловят и Шамайку. Джим спасает ее от кошколовов. Затем ее продают как очень дорогую и редкую кошку “Королевская Аналостанка”. Ее покупает богатая графиня Блонская, которая очень любит все редкое и необычное. Она хорошо ухаживает за Шамайкой, но той живется несладко. Ей не нравятся банты, которые привязывают ей на шею, да и сын графини обижает ее. Кошка сбегает, но ее возвращают. Шамайку везут на виллу. Там о ней заботится кухарка. Кухарку увольняют, когда та заступается за кошку.

Шамайке не нравится ее жизнь и в итоге она сбегает. Бежит очень долго, преодолевая все препятствия, и возвращается в знакомые места. Но там все изменилось: трущобы убрали, лавку японца Мали снесли и построили новые дома. Шамайка не знает, куда податься, и просто бродит одна. На пристани она встречает спящего под лодкой человека. Это знакомый ей Мали, бывший владелец лавки. Он тоже один. Его слуга Джим умер, а Лиззи ушла. Мали остался ни с чем. Они уходят вдвоем в новый город. Мали думает повторно продать кошку.

Можно содержание написать в виде краткого плана:

  1. Рождение Шамайки.
  2. Знакомство с негром Джимом, владельцем лавки Мали и его подругой Лиззи.
  3. Дружба с быком Брэдбери. Конфликт с котом Рваное Ухо.
  4. Брэдбери продают. Шамайка начинает дружить с котом Рваное Ухо.
  5. Рождение котят, дружба с кроликом.
  6. Рваное Ухо убивают, Шамайка остается одна.
  7. Шамайку решают пустить на мех, она убегает.
  8. Ее ловят, она снова оказывается у Мали и Джима.
  9. Продажа Шамайки в богатый дом.
  10. Несладкая жизнь в новом доме. Сын хозяйки обижает кошку.
  11. Побег и возвращение. Жизнь на вилле.
  12. Последний побег Шамайки и возвращение в родные места.
  13. Встреча с обедневшим Мали.

Как заполнить читательский дневник по этому произведению, можно посмотреть в этом вопросе.

Рассказ «Нюрка»

Рассказ Ю.Коваля “Нюрка” о маленькой девочке, которая с нетерпением ждала свой седьмой День рождения, чтобы пойти учиться в школу.
На праздник пришло много гостей, и каждый принес Нюре подарки. В основном это были школьные принадлежности, но был один очень интересный и необычный подарок — бинокль. Когда девочка пошла в первый класс, она взяла с собой и бинокль. Учитель похвалил девочку и пообещал, что они вместе залезут на крышу и будут смотреть на звезды.

Нюрка

Нюрке дядизуевой было шесть лет.Долго ей было шесть лет. Целый год.
А как раз в августе стало Нюрке семь лет.
На Нюркин день рождения дядя Зуй напёк калиток — это такие ватрушки с пшённой кашей — и гостей позвал. Меня тоже. Я стал собираться в гости и никак не мог придумать, что Нюрке подарить.
— Купи конфет килограмма два, — говорит Пантелевна. — Подушечек.
— Ну нет, тут надо чего-нибудь посерьёзнее.
Стал я перебирать свои вещи. Встряхнул рюкзак — чувствуется в рюкзаке что-то тяжёлое. Елки-палки, да это же бинокль! Хороший бинокль. Всё в нём цело, и стёкла есть, и окуляры крутятся.
Протёр я бинокль сухой тряпочкой, вышел на крыльцо и навёл его на дядизуев двор. Хорошо всё видно: Нюрка по огороду бегает, укроп собирает, дядя Зуй самовар ставит.
— Нюрка, — кричит дядя Зуй, — хрену-то накопала?
Это уже не через бинокль, это мне так слышно.
— Накопала, — отвечает Нюрка.
Повесил я бинокль на грудь, зашёл в магазин, купил два кило подушечек и пошёл к Нюрке.
Самый разный народ собрался. Например, Федюша Миронов пришёл в хромовых сапогах и с мамашей Миронихой. Принёс Нюрке пенал из берёсты. Этот пенал дед Мироша сплёл.
Пришла Маня Клеткина в возрасте пяти лет. Принесла Нюрке фартук белый, школьный. На фартуке вышито в уголке маленькими буковками: «Нюри».Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два химических карандаша, самописку.
Тётка Ксеня принесла специальное коричневое первоклассное школьное платье. Сама шила. А дядя Зуй подарил Нюрке портфель из жёлтого кожзаменителя.Братья Моховы принесли два ведра черники.
— Целый день, — говорят, — сбирали. Комары жгутся.
Мирониха говорит:
— Это нешкольное.
— Почему же нешкольное? — говорят братья Моховы. — Очень даже школьное.
И тут же сами поднавалились на чернику.
Я говорю Нюрке:
— Ну вот, Нюра, поздравляю тебя. Тебе теперь уже семь лет. Поэтому дарю тебе два кило подушечек и вот — бинокль.
Нюрка очень обрадовалась и засмеялась, когда увидела бинокль. Я ей объяснил, как в бинокль глядеть и как на что наводить. Тут же все ребята отбежали шагов на десять и стали на нас в этот бинокль по очереди глядеть.
А Мирониха говорит, как будто бинокль первый раз видит:
— Это нешкольное.
— Почему же нешкольное, — обиделся я, — раз в неге будет школьница смотреть!
А дядя Зуй говорит:
— Или с учителем Алексей Степанычем залезут они на крышу и станут на звёзды глядеть.
Тут все пошли в дом и как за стол сели, так и навалились на калитки и на огурцы. Сильный хруст от огурцов стоял, и особенно старалась мамаша Мирониха. А мне понравились калитки, сложенные конвертиками.
Нюрка была весёлая. Она положила букварь, бинокль и прочие подарки в портфель и носилась с ним вокруг стола.
Напившись чаю, ребята пошли во двор в лапту играть.
А мы сели у окна и долго пили чай и глядели в окно, как играют ребята в лапту, как медленно приходит вечер и как летают над сараями и над дорогой ласточки-касатки.
Потом гости стали расходиться.
— Ну, спасибо, — говорили они. — Спасибо вам за огурцы и за калитки.
— Вам спасибо, — отвечала Нюрка, — за платье спасибо, за фартук и за бинокль.
Прошла неделя после этого дня, и наступило первое сентября.
Рано утром я вышел на крыльцо и увидел Нюрку.
Она шла по дороге в школьном платье, в белом фартуке с надписью «Нюри». В руках она держала большой букет осенних золотых шаров, а на шее у неё висел бинокль.
Шагах в десяти за нею шёл дядя Зуй и кричал:
— Смотри-ка, Пантелевна, Нюрка-то моя в школу пошла!
— Ну-ну-ну… — кивала Пантелевна. — Какая молодец.
И все выглядывали и выходили на улицу посмотреть на Нюрку, потому что в этот год она была единственная у нас первоклассница.
Около школы встретил Нюрку учитель Алексей Степаныч. Он взял у неё цветы и сказал:
— Ну вот, Нюра, ты теперь первоклассница. Поздравляю тебя. А что бинокль принесла, так это тоже молодец. Мы потом залезем на крышу и будем на звёзды смотреть.
Дядя Зуй, Пантелевна, тётка Ксеня, Мирониха и ещё много народу стояли у школы и глядели, как идёт Нюрка по ступенькам крыльца. Потом дверь за ней закрылась.
Так и стала Нюрка первоклассницей. Ещё бы, ведь ей семь лет. И долго ещё будет. Целый год.

Читайте также:
Шинель Гоголь - анализ, краткое содержание, тема, история создания

Краткое содержание Коваль Недопёсок для читательского дневника

Часть 1

На одной зооферме, работала Прасковья. Она заботилась о песцах. В канун праздников, директор фермы, Некрасов, не выдал женщине заслуженную премию. Прасковья очень надеялась на эти деньги, она хотела помочь своей родственнице, оказавшейся в трудном положении. Работница расстроилась, такой поворот событий, совсем не входил в ее планы.

В этот день, на службе, у нее буквально все валилось из рук. В таком угнетенном состоянии, Прасковья забыла замкнуть клетку с песцами. Когда пришло время кормления, женщина увидела, что нет двух, особо важных песцов. Один из них, по кличке Наполеон имел уникальный мех, цвета платины. Второй же, под именем 116, тоже считался редким. Оба животных высоко ценились, и от их пропажи, ферма понесла бы огромные убытки. Узнав об этом, Некрасов пришел в ярость. Работники зоофермы решили разыскать песцов.

Директор и бригадир принимали множество попыток, для поиска ценных экземпляров. Не помог даже гончий пес местного охотника, он просто потерял след. Все их усилия были напрасны. Вся зооферма была обеспокоена этим событием. Нужно было срочно что-то делать. Некрасов решил выпустить из клетки песца, по кличке Маркиз. Он уже как-то сбегал с фермы, но промотавшись по лесам, голодный и оборванный он вернулся. Потом он возвратил сбежавшего песца Рислинга. В этот раз, Некрасов надеялся, что Маркиз вернет двух беглецов обратно.

План директора сработал, Маркиз нашел зверьков и повел на зооферму. Все бы закончилось хорошо, если бы не свободолюбивая натура Наполеона. Он не хотел опять в клетку, поэтому убежал от Маркиза, а за ним и 116.

Когда зверьки шли около проселочной дороги, 116 поймал мимо проезжавший Шамов. Он спутал песца с лисицей и отвез на ферму. Обрадованный Некрасов, выписал шоферу вознаграждение в размере двух червонцев.

Наполеон бежал дальше. Он старался избегать людных мест. Через некоторое время, песец оказался в селе Ковылкино. Там он подрался с местными собаками. Его спас и забрал себе плотник Меринов. Он поселил Наполеона вместе со своей собакой Пальмой. Песцу нравилось его новое жилище.

Читайте также:
Черты классицизма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" основные признаки и принципы художественного стиля, особенности традиций, нарушение правил, примеры

Недопёсок

Часть 1

На звероферме «Мшага» за песцами обычно ухаживала Прасковьюшка. Перед праздниками директор зверофермы, Пётр Ерофеич Некрасов, лишил её премии. Это оказалось настоящим ударом для работницы — у неё уже были свои планы на премию, ей хотелось помочь сестре с тремя детьми. Весь день она ходила потерянная и, покормив зверей, за двумя забыла запереть клетку. Когда наставало время обеда, по звероферме разносился металлический звон. Это песцы начинали «играть на тарелочках» — крутить свои миски-пойлушки. В это время Прасковьюшка-то и обнаружила пропажу двух песцов: Наполеона Третьего, с очень ценным мехом платинового цвета, и голубого песца под номером 116. Узнав о случившемся, Некрасов был в ярости — побег редкого песца сулил большие убытки, решено было искать беглецов.

Часть 2

На следующий день, на двор Мериновых забрели дворняжки. Они увидели Наполеона и опять начали задираться. Мимо шел мальчик Леша, он спас песца и забрал с собой. Леша еще не учился в школе, поэтому у него было много свободного времени. Мальчик привязал песца на веревочку и стал играть с ним на школьном дворе. Леша представлял себя великим путешественником, а песец, которого он назвал Филькой, должен был сопровождать отряд, в экспедиции на Север.

В это время, в школе шли учебные занятия. Вера, дочка плотника Меринова, увидела в окно всю эту картину. Она узнала песца, которого вчера принес отец. Девочка вместе с учителем, пошли спасать Наполеона. На ночь зверька оставили в школе. Его посадили в кроличью клетку. На следующий день они решили вернуть песца на ферму.

Наполеон уже несколько дней скитался на свободе. Его дорогая платиновая шубка превратилась в облезлый выцветший мех, сам песец стал похож на бродячего пса.

Настало утро, директор школы позвонил в зооферму. Дети не желали расставаться с забавным животным, они были уверены, что из песца сошьют воротник. Леша забрал Наполеона и спрятал. Некрасов, директор зоофермы в срочном порядке прибыл в школу. Он сообщил детям о необходимости вернуть песца на ферму. Некрасов разрешил ученикам приходить к ним в зооферму и ухаживать за животными. Ребята решили вернуть зверька, но в том месте, где его спрятал Леша, песца там не оказалось. Мальчик отпустил Наполеона на волю, чтобы тот достиг Северного полюса. Дети расстроились и обиделись на Веру. Ведь именно она настояла на том, чтобы Леша спрятал животное.

Придя домой, Вера обнаружила Наполеона в конуре у Пальмы. Девочка обрадовалась и отнесла зверька к Некрасову. Она потом долго размышляла, правильно ли она поступила. Песца вернули в зооферму.

Стояла ночь, все животные спали, лишь в двух клетках было неспокойно. Маркиз и 116, метались по своим жилищам, с интересом поглядывая на спящего Наполеона.

Спустя месяц, Наполеон вновь совершил побег. Никто не знает, куда он сбежал в этот раз. Может быть на Северный полюс?

Это произведение учит любви к животным.

Голосов: 29
Читать краткое содержание Недопёсок. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

«Нюрка» читательский дневник

«Нюрка» – добрый, трогательный рассказ о жизни деревенской девочки, которая с нетерпением ждала исполнения семи лет, чтобы пойти учиться в школу.

Краткое содержание «Нюрка» для читательского дневника

ФИО автора: Коваль Юрий Иосифович

Название: Нюрка

Число страниц: 4. Коваль Ю. И. «Чистый двор». Издательство «Речь». 2020 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1970 год

Главные герои

Рассказчик – взрослый мужчина, хороший знакомый дяди Зуя.

Нюрка – маленькая девочка, которой не терпелось пойти учиться в школу.

Дядя Зуй – дедушка Нюрки, добрый, любящий.

Федюша Миронов, Маня Клеткина, братья Моховы – хорошие друзья Нюрки, пришедшие поздравить ее с днем рождения.

Пантелеевна, тетка Ксения, Мирониха – взрослые, близкие соседи и друзья дяди Зуя и Нюрки.

Алексей Степаныч – учитель Нюрки.

Сюжет

Шестилетняя Нюрка очень ждала свой день рождения – в августе ей исполнится целых семь лет и она пойдет в школу. В честь праздника дядя Зуй сам испек калитки – вкусные ватрушки с пшенной кашей, накрыл стол и позвал гостей. Вскоре в их дворе стали появляться первые гости: Федюша Миронов со своей мамой Миронихой, пятилетняя Маня Клеткина, братья Моховы и другие. Каждый принес Нюрке отличные подарки, которые могли пригодиться первоклашке: букварь, линейку, пенал, карандаши, самописку. Тетка Ксения ради такого случая даже сшила специальное школьное платье, а Маня принесла белый фартук, на котором сама вышила маленькими буквами «Нюри».

Собираясь на торжество, рассказчик немного растерялся – он не знал, что подарить семилетней девочке. Неожиданно он вспомнил, что у него есть замечательный бинокль, который понравится любому ребенку. Купив еще два килограмма конфет, он отправился к дяде Зую.

Усевшись за стол, гости с удовольствием стали есть вкусные калитки и аппетитно хрустеть огурцами. Нюрка же сложила все подарки в новый школьный портфель и радостно бегала по дому. Но особенную радость у нее вызвал бинокль – такой замечательной вещицы не было ни у кого из ее знакомых ребят. Друзья принялись тут же проверять бинокль в действии, а после отправились во двор играть в лапту. Тем временем дядя Зуй поставил самовар, и взрослые принялись пить чай, наблюдая за веселой игрой детворы.

Спустя неделю после праздника наступило первое сентября, и Нюрка отправилась в школу – в этом году она была единственной первоклассницей в селе. Девочка была одета в школьное платье, белый фартук с надписью «Нюри», и в руках держала букет осенних золотых шаров. И даже в школу она отправилась с биноклем, с которым никогда не расставалась. Увидев его, учитель Алексей Степаныч предложил девочке как-нибудь залезть на крышу и полюбоваться звездами.

Читайте также:
«Судьба барабанщика» - краткое содержание повести А. Гайдара, главные герои

План пересказа

  1. День рождения Нюрки.
  2. Дядя Зуй накрывает стол.
  3. Приход гостей.
  4. Школьные подарки.
  5. Бинокль.
  6. Первое сентября.
  7. Знакомство с учителем.

Главная мысль

Детство – лучшая пора, когда можно легко и радостно познавать окружающий мир.

Чему учит

Рассказ учит быть дружным, добрым, отзывчивым, внимательным к близким людям. Учит любить знания и хорошо учиться.

Отзыв

Нюрка стремилась поскорее вырасти, чтобы пойти в школу. Для нее это был настоящий праздник, ведь теперь она могла многому научиться, быть взрослой, самостоятельной девочкой.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Нюрка.

Пословицы

  • Учёба и труд к победам ведут.
  • Грамоте учиться – всегда пригодится.
  • Учёба и труд рядом идут.
  • Ученье — свет, а неученье – тьма.
  • Тяжело в учении – легко в бою.

Что понравилось

Понравилось, что все друзья Нюрки постарались сделать полезные подарки, которые могли пригодиться ей в школе. В результате девочка пошла в первый класс нарядная и очень счастливая.

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 15.

Прощание

Завершаем пересказ повести Юрия Коваля «Алый». Краткое содержание не сможет передать боль расставания рядового Кошкина с Алым, для этого нужно прочитать оригинал.

На руках отнес Кошкин Алого на заставу. Фельдшер сказал, что не выживет пес, — слишком тяжелое ранение. Но Кошкин ему не поверил, сидел возле Алого, гладил его, обещал, как придет посылка, отдать ему колбаску. Глаза пса то мутнели, то просветлялись.

Алому было приятно слушать Кошкина, но голова собаки закружилась, поплыли птицы и голова его стала тяжелая. Не смог удержать ее пес и уронил на лапы, вздрогнул и умер. А Кошкин все сидел, гладил Алого и говорил: “И колбаса, и коржики, и сало”.

Настоящая собака

Продолжаем пересказ повести Ю. Коваля «Алый». Вскоре пес стал слушаться хозяина, потому что полюбил его. Когда Кошкин получал посылку — он делился с Алым. Пес, конечно же, сразу съедал и думал, что если бы ему кто гостинцы прислал, он непременно бы “отвалил” Кошкину “чего-нибудь повкуснее”.

Инструктор смотрел, чему боец с собакой научились, и покрикивал. Целыми днями Кошкин учил Алого. Пес знал почти все команды, но рядовому этого было мало — он тыкал ему в нос тряпкой. Потом позвал за собой, во дворе стояли люди в балахонах, и вдруг Алый почувствовал запах — точно так пахла тряпка, которой Кошкин тыкал ему в нос. Инструктор их обоих похвалил.

Анализ произведения ю.И. Коваля «Недопесок».

1.История создания произведения.

Писатель любил природу, много путешествовал по средней полосе России, и впечатления от увиденного и пережитого часто ложились в основу его произведений. Животные, как и человек, становятся героями произведений Коваля. Так было и с “Недопеском”. Повесть родилась после посещения зверофермы, где друг-бригадир рассказывал, как ловят убегающих на свободу песцов. “Недопесок”, вышедший в 1975 году, вызвал особый интерес взрослых читателей явной социальной направленностью, сатирой на “лагерное” устройство общества. Поиски свободы – главная тема произведения.

2.Смысл и авторский замысел в названии произведения.

Смысл произведения – неистребимая жажда свободы, ради которой жертвуют жизненными удобствами. Это произведение о доброте, благородстве и справедливости. В книге много детей, вся она просто озарена обаянием детства. И одним из главных действующих лиц этой книги – дошкольник Серпокрылов, освободивший Наполена Третьего,стремившегося на Северный полюс. Книги Юрия Коваля пронизаны юмором, в них тонко вычерчен образ. Родины, доброе отношение к старикам, детям и русской природе.

Недопесок- белый песец видоизменяется по временам года: – с весны во время пребывания в норе песец имеет шерсть тонкую и чуть не черную, называясь норилками или норчиками; – к августу песцы делаются крестоватиками с серой спиной, пересеченной крестообразно серыми же полосками, идущими по ребрам; – в октябре они принимают одноцветно-серый вид и называются голубцами-чалками, синяками и НЕДОПЕСКАМИ; – около Николина дня, в декабре, становятся настоящими рослопесцами с совершенно белой шерстью. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Вообще НЕДОПЕСОК стало именем нарицательным, т. к. недопесками называют, например, собак в том возрасте, когда она уже вроде не щенок, но и еще не взрослая особь.

3.Особенности композиции произведения, развитие сюжета.

Ноябрьским утром они бежали – юный песец (недопесок) по кличке Наполеон Третий и голубой песец под номером 116. Они сбежали из незапертых клеток и через дыру в заборе покинули территорию зверофермы «Мшага». Искусственно выведенные человеком, выращенные в клетках, песцы впервые вступили в мир неизведанный и взяли курс на север. Потому что там – Северный Полюс. Родина.

Это история о воле к свободе, как величайшем даре живого существа. Писатель не сочиняет сказку про «одушевленного» зверя, но открывает в юном песце душу живую и осторожно следит за ее становлением.

Три дня и три ночи недопесок Наполеон осваивал этот мир один. Мир людей и вещей, мир новых пространств, мир новых запахов и звуков.

«Кто поймет душу недопеска?» Тот, кто видит в нем не меховой воротник или будущую шапку, но существо, наделенное определенным заданием в этой жизни.

Первым почувствовал душу песца и разгадал его стремление к Северному полюсу дошкольник Алексей Серпокрылов. Он пытался сделать все, что было в его силах, чтобы Наполеон продолжил свое возвращение на родину, но… «взрослый» мир предпочел видеть в недопеске только мех редкого, платинового окраса.

Наполеона вернули на звероферму, но мир успел подарить ему за эти дни много хорошего – собака Пальма предоставила недопеску свою конуру для ночлега, и он понял, что значит дом, согретый теплом другого существа; старый колодец, дремавший двадцать лет, ожил и «бормотнул» песцу, что «все путем»; мотоциклетная перчатка стала другом и товарищем по играм… Многое из увиденного и услышанного на воле предстоит осмыслить песцу перед новым путешествием на родину, потому что ровно через месяц он опять сбежит со зверофермы «Мшага», и писатель верит в то что Наполеон Третий «наверняка добрался до Северного полюса».

Читайте также:
Свои люди сочтёмся - краткое содержание пьесы по действиям

“Недопёсок” — повесть о восхитительной красоты песце, которая может научить ребёнка видеть за любым текстом не только увлекательный сюжет. хотя увлекательный сюжет, лёгкий юмор и яркие персонажи здесь тоже присутствуют. “Недопёсок” может стать букварём для входа в более сложную, уже не детскую литературу, в которой недостаточно просто следовать за рассказом и представлять себе движуху. Недопёску-Наполеону очень трудно не сопереживать, а как-то только встаёшь на его неуютное место, то понимаешь, что дальше без анализа и метафор уже никак. Даже если ты ребёнок.

Недопёсок-Наполеон Третий родился в неволе, был выведен человеческими руками на песцовой ферме ради чудесной красоты меха. И судьба его — пойти на чью-то тёплую шубку. Но Наполеон Третий вынес в своих генах не только волшебный мех, но и яростное желание вырваться на свободу, унаследованное от предков. Что такое свобода, он представляет себе плохо, потому что никогда её не видел. И всё же его острый нос неуклонно повёрнут к северу, как стрелка компаса, и именно туда несут его лапки и зов предков. Недопёсок сбегает, его ловят, он сбегает, ему помогают, его ловят, он…На своем пути ему встречаются и растяпы, и хулиганы, и противные взрослые.

Упорство, с которым молодой неопытный песец бежит неизвестно куда, потрясает. И как относительна красота в этом мире: две минуты назад это был изумительной красоты зверь, а вот уже какая-то грязная шавка, не песец даже, а вымазавшийся в не пойми чём шпиц. Кстати, забавно, что издатели того времени усмотрели в стремлении попасть на север аналогию с еврейским эмигранством, в связи с чем были некоторые трудности при печати “Недопёска”.

О писателе

Автор рассказа «Алый» — Ю. Коваль — появился на свет 9 февраля 1938 года в Москве. Там же окончил среднюю школу и филологический факультет пединститута. Увлекался авторской песней, рисунком, искусством скульптуры, фресками и живописью. Сам иллюстрировал свои книги и участвовал в художественных выставках. Публиковаться начал еще в институте.

После учебы преподавал историю, рисование, русский язык и литературу в селе Емельяново Татарской АССР. Через три года вернулся в Москву, работал в вечерней школе для молодежи и в детском журнале. Его стихи и рассказы для детей публиковались в “Смене”, “Мурзилке”, “Огоньке”, “Пионере”.

О творчестве

Юрий Иосифович подолгу жил в сельской местности в Вологодской области. Любимым жанром писателя стали прозаические миниатюры о деревне и ее жителях, природе и животных. При жизни Коваля вышло в печать более тридцати его книг. Наиболее известные произведения Коваля:

  • “Алый” – рассказ опубликован в 1968 году.
  • «Приключения Васи Куролесова» — вышла повесть в печать в 1971-м.
  • Рассказ «Кепка с карасями» — вошел в сборник “Чистый Двор”, опубликованный в 1970 году.
  • Повесть «Недопесок» — вышла в печать в 1974 году.
  • Повесть «Пять похищенных монахов» — опубликована в 1976-м.
  • Повесть «Полынные сказки» — вышла в печать в 1978 году.

По сценариям писателя было снято более десяти анимационных фильмов и два художественных, в том числе и по рассказу «Алый». Юрий Коваль был награжден в 1983 году премией Гайдара, в 1986-м — дипломом IBBY, в 1972 и 1987 годах стал лауреатом Всесоюзного конкурса. В 1996 году последней книге “Суер-Выер”, опубликованной уже после смерти Ю. И. Коваля, была присуждена премия “Странник”. Умер детский писатель 2 августа 1995 года.

Краткое содержание Коваль Недопёсок

Прасковья ухаживала за животными на звероферме. Директор лишил ее премии, на которую она так рассчитывала. Она хотела помочь своей сестре, у которой трое детей. Покормив животных, она забыла закрыть две клетки, где находились редкий песец Наполеон и песец 116. Воспользовавшись этим, они сбежали. Пропажу обнаружили лишь в обед, когда беглецы уже были далеко. Директор Некрасов очень разозлился, ведь Наполеон редкий и очень дорогой вид.

Начались поиски сбежавших. Директор привлек к поискам сначала бригадира Филина но, не добившись успеха, обратился к охотнику, у которого была гончая собака Давило. Но пес так и не нашел песцов а погнался за зайцем.

На ферме все переживали о пропаже животных. Директор предложил выпустить из соседней клетки с Наполеоном рыжего песца Маркиза. В свое время песец тоже сбегал с фермы, но вернулся. Маркизу не понравилось на воле, потому что хочется, есть и холодно. А один раз Маркиз даже помогал вернуть назад на ферму беглеца. Вот и в этот раз Некрасов решил воспользоваться его помощью. Тем временем Наполеон и 116 устроились на ночлег в норе барсука. Им очень хотелось, есть, но Наполеону понравилось на воле.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: