Низки ударение – на какой слог правильно ставить читать онлайн

Перенос ударения на предлоги

Ударение.

Подвижность русского ударения, т.е. перенос его с одного слога на другой в различных грамматических формах единого фонетического слова, вызывает ряд трудностей в произношении этих форм.

Перенос ударения на предлоги на, за, под, по, из, без возможен, если в предложении после существительного нет поясняющих его слов:

1) в сочетаниях с предлогом за (с винительным падежом) в значении:

«по ту сторону, сзади», например: уйти за́ реку, за́ гору; заложить за́ щеку, за́ ухо; заложить руки за́ спину, за́ голову;

«в течение» (с единицами времени), например: сделать за́ год, за́ день, за́ ночь, за́ зиму; заплатить за́ год, за́ день и т.п.;

2) в сочетаниях с предлогом на (с винительным падежом) в значении:

«по направлению, сверху чего-л», например: упасть (сесть, лечь) на́ пол, взобраться на́ гору, что-то попало на́ руку, на́ нос, взвалить груз на́ спину, надеть что-либо на́ голову, на́ ноги, на́руки;

«указание точки соприкосновения с опорой», например: лечь на́ спину, упасть на́ спину, на́ руки, на́ голову, встать на́ ноги, на́ руки, на́ голову;

«в расчете на указанный срок» (с единицами времени), например: запастись (растянуть, хватит) на́ год, на́ день, на́ ночь, на́ зиму, взять кредит на́ год и т.п.;

«указание меры различия», например: на́ год старше, на́ день раньше, на́ голову выше и т.п.;

3) в сочетаниях с предлогом по (с дательным падежом) – при значении этого предлога «на поверхности, в пределах» (о движении), например: ходить по́ полу, по́ полю, по́ двору, гулять по́ лесу, летать по́ небу, плавать по́ морю, рассыпаться по́ полу, по́ лесу.

При других значениях этих предлогов переноса ударения может не происходить, например:

а) принять что-либо за го́ру, за ре́ку, за но́гу, за зи́му, его ценят за го́лову, за ру́ки, награда за го́лову, я опасаюсь за во́лосы, за го́лову, за но́ги;

б) обратите внимание на ру́ки, на но́ги, на но́с, на по́л, на де́нь, несмотря на но́чь, на зи́му, налог на зе́млю;

в) тоска по мо́рю, по не́бу, судить по двору́, по ле́су, каждому досталось по по́лю.

10 глаголов русского языка, которые произносят неправильно даже самые грамотные люди

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Часто в словосочетании «облегчить работу» люди ставят ударение на первый слог – видимо, думая, что проверочное слово у этого глагола – «легче». Однако это не так. Ударение надо ставить на букву «И». То же самое происходит при сочетании этого глагола со всеми именами собственными в настоящем и будущем времени: «я облегчу», «они облегчат», «он облегчил», «они облегчили». Ни в одном из таких слов ударение не падает на корень «легч». Чтобы запомнить, где ставить ударение, достаточно заменить слово «облегчить» на синоним «упростить». Мы же не говорим «упрОстить»!

Если вам необходимо открыть бутылку вина и вы при этом скажете, что собираетесь ее «откупОрить», это будет неверно. Потому что ударение в этом слове стоит на втором слоге. Запомнить это правило легко, если вспомнить Пушкина: «Говаривал мне: «Слушай, брат Сальери, Как мысли черные к тебе придут, Откупори шампанского бутылку Иль перечти “Женитьбу Фигаро”».

Говоря «урок начался» или «фильм начался», многие делают распространённую ошибку, когда произносят глагол с ударением на первый слог – «нАчался». В конце 1980-х существовала пародия на речь Михаила Горбачёва, который, как известно, часто путал ударения: «Пора бы это все нАчать для того, чтобы углУбить – и тогда всё сформИруется». Впрочем, произносить «начАлся» – такой же дурной тон. Чтобы не выглядеть героем пародии, лучше следовать орфоэпической норме русского литературного языка и произносить глагол «начался» грамотно – с ударением на «я».

Есть нехорошие люди, которые вечно стремятся всё опошлить, и конечно, это нехорошо. Но если вы решитесь сделать такому человеку замечание, не ошибитесь в ударении: в слове «опошлить» оно падает на второй слог. Запомнить это можно по прилагательному «пошлый».

Читайте также:
Грамматические признаки причастия в русском языке -понятие, правила

Тема соседского ремонта и звуков перфоратора ранним субботним утром актуальна для многих. Можно стучать возмущенно палкой по батарее. Иногда помогает. Но вот говорить при этом: «Опять они свЕрлят» – нежелательно. Ведь неопределенная форма у этого глагола – «сверлИть». А значит, соседи – сверлЯт.

Если залежавшийся в холодильнике сыр покрылся плесенью, многие из нас почему-то говорят, что он заплесневЕл». И глубоко ошибаются. Нет, в том, что продукт пора выбрасывать, сомневаться не нужно. Просто говорить надо «заплЕсневел». Подсказка, если забудете: ударение в этом глаголе ставится так же, как и в слове «плЕсень». Соответственно, при неправильном хранении продукты «плЕсневеют».

Одна из самых распространенных ошибок в ударении касается глагола «балуется». Очень часто можно слышать «ребёнок бАлуется», «я не курю, а лишь иногда бАлуюсь». Однако в разговорном слове «баловаться», а также в других родственных ему словах – например, «балованный», «баловать», «балуешься» и т.д. – ударение никогда не падает на первый слог. Так что малыш не бАлуется, а балУется. И родители его вовсе не избАловали, а избаловАли.

Согласитесь, не очень приятное занятие – пломбировать зуб. Звук бормашины – как железом по стеклу. Примерно то же самое чувствуют грамотные люди, когда слышат словосочетание «пломбировать зуб» с ударением на «и». Дело в том, что по правилам нужно говорить «пломбировАть». Хотя неверное произношение этого глагола очень распространено как в среде врачей, так и в среде пациентов.

У многих это наверняка вызовет удивление, но в слове «включит» ударение нужно ставить на последний слог. А значит, надо говорить «он свет включИт», «мы свет включИм», «они свет включАт» и так далее. Непривычно, конечно, но таковы правила.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!

Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах:)

Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

бухгАлтеров, род.п. мн.н

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

Искра знания и искрА зажигания

Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕстностей род.п. мн.ч

стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

твОрОг (двойное ударение)

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

языкОвая колбаса, языковАя система

Большинство материала взято с этого источника

Всем спасибо за внимание!

Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

@sarth, не спи, ты – почти нео!))))

Вас теперь двое.

Грамотности пост#6 Жареная или жаренная?

Мускулатура, подмышки и мыши: этимология

Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.

Во-первых, слитно или раздельно она пишется?

Во-вторых, при чём тут вообще мыши?

Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.

Слово “мышка” (под которой подмышка) действительно происходит от слова “мышь”. А ещё от слова мышь происходит слово “мышца” (в древнерусском произносилось как “мышица”, а писалось до падения редуцированных “мъшьца”).

Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали “подмышкой”.

Кстати, слово “мускулы” произошло точно так же. На латыни “мышь” – будет “mus”, а “мышонок”, с уменьшительным суффиксом – “musculus”. Но уже в Древней Греции слово “μῦς” означало и мышь, и мышцу.

Ну а теперь первый вопрос – как правильно написать? Это зависит от того, какой частью речи является это слово в каждом конкретном случае – существительным или наречием.

Существительное отвечает на вопрос “что?” и его производные, в этом случае пишем слитно:

чесать (что?) подмышку

гладкие (что?) подмышки

аромат исходит (от чего?) от подмышек

жмёт (в чём?) в подмышках

А наречие отвечает на вопросы “где?”, “куда?” и пишется раздельно:

Читайте также:
Опоздала как пишется по правилам русского языка

Поиск ответа

Всего найдено: 1027

Вопрос № 230596

не собирать грибы в лосополосах. где правильно поставить ударение в слове лесополоса

Ответ справочной службы русского языка

Ударение падает на последний слог.

Вопрос № 230464

Подскажите, пожалуйста, на какой слог ставится ударение в слове “продали”?

Ответ справочной службы русского языка

Допустимо: _прОдали_ и _продАли_.

Вопрос № 230417

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно поставить ударение в слове туфель (мн.число). Например, купить пару туфель. Ударение на У или Е? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _тУфель_: _купить пару тУфель_.

Вопрос № 230396

Добрый день! Скажите, пожалуйста, куда правильно ставить ударение в слове “в бутике”? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Ударение всегда ставится на И: _в бутИке_.

Вопрос № 230257

Здравствуйте. Как правильно ставить ударение в слове “корпусная”, применительно к словосочетанию “корпусная мебель”. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 230198

Здравствуйте! Если я правильно понял, вот здесь: http://spravka.gramota.ru/buro.html?gotoq=190939 Вы рекомендуете ставить ударение в слове “контент” на второй слог. Насколько я знаю, это спорный момент, потому как в английском языке, откуда заимствован этот термин, смена ударения в нём меняет исходное значение слова. Если ударение стоит на первом слоге, “кОнтент”, то оно означает “содержимое”, “информационное наполнение”. В то же время, когда ударение падает на второй слог, “контЕнт”, то оно становится прилагательным и означает “счастливый”, “удовлетворённый”. Посему вопрос. Имеет ли смысл при заимствовании этого слова менять в нём ударение, если это коренным образом меняет его смысл? Лично мне, как человеку, ежедневно работающему с английским языком, произношение “контЕнт” режет слух и вызывает ассоциации, не связанные со значением “содержимое”. Более того, нетрудно представить, насколько забавно это слышать тем, для кого английский – родной. Что говорят по этому поводу правила русского языка? Заранее спасибо за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Ударение _контЕнт_ зафиксировано в «Русском орфографическом словаре». Произношение заимствованных слов в русском языке и языке-источнике часто не совпадает, как, например, в слове _монитор_ (заимствованном, согласно словарям, также из английского языка). Что касается четких правил постановки удерения, то их в русском языке нет.

Вопрос № 230179

Как правильно поставить ударение в слове “имбирь” в творительном падеже? Чай с чем – с имбИрем или имбирЁм?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 230002

Подскажите, пожалуйста, правильное ударение в слове “начались”

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 229978

Скажите, пожалуйста, как правильно ставить ударение в слове сети? На Е или на И. Например, в словосочетаниях торговые сети, развитие сети. Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _торговые сЕти, развитие сЕти_. Подробнее см. в окне http://dic.gramota.ru/search.php?word=%F1%E5%F2%FC&lop=x&gorb=x&efr=x&ag=x&zar=x&ab=x&sin=x&lv=x&pe=x&az=x [«Проверка слова»].

Вопрос № 229858

как правильно ставить ударение в слове “цепочка”

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 229486

Добрый день! Возник спор на какой слог правильно ставить ударение в слове “дрозофила”. Под рукой в тот момент оказалась Малая Советская Энциклопедия, в ней указано, что ударение ставится на второй слог, т.е. “дрозОфила”, а в онлайн-словарях везде указано – “дрозофИла”. Как верно?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _дрозофИла_ (так указывается и в орфографических словарях, и в «Российском энциклопедическом словаре»).

Вопрос № 229298

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно поставить ударение в слове ножовщиков? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 229193

куда ставится ударение в слове кухонный

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, воспользуйтесь окном «Проверка слова» на нашем портале.

Вопрос № 229042

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, как правильно ставить ударение в слове “деньгами”

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: _деньгАми_. Вариант _дЕньгами_ устаревает.

Вопрос № 228982

Скажите, пожалуйста, на какой слог падает ударение в слове “овен”. Словари тут расходятся в рекомендациях. Скажите, пожалуйста, какой вариант правилен. Спасибо за ответ. Клара

Ответ справочной службы русского языка

Устраняем технические недостатки в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением)

Обучение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста чтению. Недостатки чтения. Устранение технических недостатков в чтении (коррекция скорости чтения, работа над постановкой ударения, трудными для чтения словами, устранением регрессии, орфоэпическим чтением).

Коррекция скорости чтения.

Упражнение №1. Слова расселись у окошка. О чём они говорят?

Читайте также:
Одушевлённые и неодушевлённые существительные и их отличия

Ты читаешь очень быстро. Это хорошо. Это было бы даже отлично, если бы из-за спешки не случалось так много ошибок. Слова обижаются. Каждому из них хочется, чтобы ты прочел его внимательно. Мы с этой проблемой справимся. Мы посадим слова у окошка. Вот они, смотрят из окна. Прочти их. А теперь я сдвину окошко – и в нем появятся новые слова. Так постепенно мы с тобой прочтем весь рассказ.

Примечание для родителей.

Если ваш ребенок читает очень быстро, совершая при этом много ошибок, прибегните к помощи “окошечка”, у которого прорезь должна находиться слева. Таким образом, правая сторона строки будет всегда закрыта, и вы сможете механически регулировать темп чтения в соответствии с возможностями ребенка.

Обязательно объясните ребенку, зачем вы используете “окошечко”. Поняв направленность и необходимость ваших действий, он станет сознательно помогать процессу работы с окошечком и сможет подключить систему самоконтроля.

Упражнение №2. Читаем со скоростью молнии.

В названии этого упражнения недаром говорится о молнии. “Со скоростью молнии” – значит “очень быстро”. Ты начнешь читать медленно, в спокойном темпе, но как только я скажу: “Молния”, – читай быстро-быстро. Но помни, читать надо не только быстро, но и правильно, без ошибок.

Примечание для родителей.

Упражнение заключается в чередовании щадящего режима чтения с максимально быстрым его темпом. Обратите внимание на правильность чтения. На первых порах одновременно следить за темпом и правильностью детям бывает трудновато. Но постепенно ребенок научится соответствовать обоим требованиям. В качестве примера работы мы предлагаем несложный текст, хотя в будущем для этого упражнения можно использовать любой рассказ из учебника по чтению.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы.

Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвиненок закрыл глаза и. бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море. Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море. (Г. Снегирев)

Упражнение №3. Прочитаем вслух рассказ. Не один, а много раз.

Примечание для родителей.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает его же в течение одной минуты и отмечает место, на котором остановился. Небольшой перерыв. Ребенок снова читает текст с самого начала и вновь отмечает место, на котором истекла отпущенная ему минута. Естественно, во второй раз удается прочитать больше. Таким образом, это простое упражнение не только тренирует навык чтения, но и повышает мотивацию ребенка. Возвращайтесь к тексту и в третий, и в четвертый раз.

Упражнение №4. Возьми друга на буксир.

Тебе знакомо выражение “взять на буксир”? Правильно, оно означает “оказывать поддержку, помощь”. Я буду быстро читать, а ты следи глазами за тем, как я это делаю. Старайся не отставать. Как только я остановлюсь, бери меня на буксир – продолжай чтение сам. Теперь уже я буду следить глазами и, как только ты остановишься, возьму на буксир тебя.

Примечание для родителей.

Выберите текст, соответствующий технике чтения вашего ребёнка. Читая, не развивайте слишком большой темп, иначе вашему подопечному будет не под силу следить за вами. И не водите по строчкам указкой или пальцем – ребенок должен перемещать взгляд без этих вспомогательных средств. Но, поменявшись ролями и передав функцию “буксира” ребенку, постарайтесь, чтобы он подольше не останавливался: ведь наша главная задача в данном случае – развивать у него навык скоростного чтения.

В дальнейшем можно варьировать скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту. Повторяйте упражнение многократно. Постепенно скорость чтения ребенка станет подтягиваться к вашей.

Работаем над постановкой ударения.

Примечание для родителей.

Обычно существует две причины, по которым в читаемом слове неправильно ставится ударение.

1. Слово незнакомо ребенку – оно не входит в его активный словарный запас, либо он вообще впервые его слышит.

2. Ребенок постоянно слышит от окружающих неправильный вариант постановки ударения в определенном слове. Он воспринимает его как правильный.

Читайте также:
Невозможно как пишется по правилам - слитно или раздельно?

Какая бы из причин не была истинной, результат всегда оказывается одним и тем же. Как помочь ребенку в этом случае?

Сначала необходимо поработать над смысловой стороной слова, и только затем над его звучанием. Общий порядок работы изложен в памятке для ребенка.

Памятка для ученика может быть использована как для самостоятельной, так и для совместной работы. Во втором случае воспользуйтесь ею как инструкцией для разбора трудного слова.

Как ты думаешь, что такое ударение? Для чего оно нужно? Может быть, без него можно обойтись? Нет, нельзя! От ударения очень многое зависит. Если его изменить или переставить в другую часть слова, смысл может полностью измениться. Например, когда мы говорим полки, ставя ударение на первый слог, то имеем в виду несколько стеллажей для хранения каких-нибудь вещей. Но стоит нам переставить ударение на второй слог – полки, как стеллажи превратятся в целую армию с множеством солдат.

По тому, насколько правильно человек ставит ударение, судят об уровне его образованности. В самом деле, что ты подумаешь о людях, которые говорят килОметр на слог “ло”, или алфАвит, ставя ударение на “фа”?

Теперь ты видишь, что ударение – это очень важная вещь. И если при чтении тебе попадутся слова, место ударения в которых тебе еще неизвестно, воспользуйся следующей памяткой.

Памятка для работы над ударением.

1. Если слово уже встречалось тебе раньше, попробуй самостоятельно уяснить для себя его смысл. Что оно обозначает?

2. Если слово для тебя совсем новое, отыщи его в толковом словаре. Из словарной статьи ты сможешь узнать, что обозначает это слово. Прочти, а потом постарайся самостоятельно объяснить смысл слова. Кроме того, в словаре указано, на какой слог слова приходится ударение. Запомни это, чтобы в дальнейшем произносить слово правильно.

3. Произнеси слово правильно несколько раз, голосом выделяя ударение. Определи, какой по счёту слог – ударный. Несколько раз отстучи карандашом ритм слова – ударный слог громко, а безударные – тихо, так, чтобы число ударов соответствовало числу слогов.

4. Нарисуй с помощью крестиков слоговую схему слова. Ударный слог обозначь большим крестиком (X), безударные – маленькими (х). Например, для слова КЛАПАН схема будет выглядеть так: Хх.

5. Напиши слово цветным фломастером печатными буквами на листе бумаги, выдели ударную гласную ярко-красным цветом и размером. Пусть ударная гласная будет больше других букв. Правильно произнеси слово несколько раз, ориентируясь на выделенную ударную гласную.

6. Посмотри на слово несколько секунд. Закрой глаза, мысленно представь себе слово. Оживи ударную гласную: вообрази, как она дышит, танцует, растет.

7. Открой глаза, громко и отчетливо произнеси слово несколько раз подряд.

8. Составь два-три предложения с этим словом и запиши их. В слове, над которым работаешь, выдели ударную гласную красным фломастером. Прочитай вслух предложения.

Работаем над трудными для чтения словами.

Примечание для родителей.

Для того, чтобы помочь ребенку осмыслить трудное для чтения слово, необходимо придерживаться определенного плана работы. Рассмотрим его, разбирая отрывок из рассказа Л. Толстого.

Стало мышам плохо жить от кота. Что ни день, то двух-трёх заест. Сошлись раз мыши и стали судить, как бы им от кота спастись.

Вот одна мышка и сказала: “Я вам скажу, как нам от кота спастись. Ведь мы потому и гибнем, что не знаем, когда он к нам идет. Надо коту на шею колокольчик надеть, чтобы он гремел. Тогда всякий раз, как он будет от нас близко, нам слышно станет, и мы уйдём”.

1. Предложите ребенку прочесть первый абзац текста.

2. Слова, которые будут прочитаны по слогам, подчеркните карандашом. Объясните ребенку, почему вы их подчеркнули, и предложите ему продолжить чтение, самостоятельно выделяя трудные слова.

3. Проанализируйте вместе с ребенком, в чем состоит для него трудность подчеркнутых слов. Объясните значение тех слов, которые ему непонятны; при необходимости воспользуйтесь толковым словарем, подберите синонимы. При работе с редко встречающимися в детской речи словами обращайте внимание в первую очередь на смысловую сторону: полностью осознанный словарный материал легче усваивается.

4. Поработав над пониманием, переходите к технике чтения. Произнесите сначала сами, а потом вместе с ребенком слово, вызвавшее затруднение. Сделайте это несколько раз, постепенно ускоряя темп. При этом ученику необходимо не только слышать и произносить слово, но и видеть графический образ слова. Чтобы ребенка не отвлекали соседствующие в тексте слова, предлагаем учебное пособие, которое легко изготовить самостоятельно.

Читайте также:
Мозаичный ударение на какой слог падает и почему

5. Приготовьте картонные карточки длиной 10 и шириной 1,5 см. На них печатными буквами запишите по одному проблемному слову. Лучше, если ребенок под вашим руководством сделает это своей рукой. В левом краю каждой карточки проделайте небольшое отверстие и проденьте в него колечко. Карточки окажутся нанизанными на кольцо, как ключи на брелок. Например, первым в нашем случае окажется слово “спастись”, трудное из-за двух пар сдвоенных согласных и “хитрого” окончания. Далее последуют карточки с другими непростыми словами.

6. Дайте ребенку “связку” слов. Пусть, передвигая карточки по колечку, он прочтет каждое слово несколько раз. Так он научится узнавать их с первого взгляда. Потом, встретив “отработанные” слова в тексте, ребенок будет читать их синтетическим способом. Если же указанная работа не проводилась, то он, как показывает опыт, и при повторном чтении произносит их по слогам.

7. Количество карточек с трудными словами может быть разным – в зависимости от объема и сложности предложенного текста. Даже если трудных слов очень много (30 и более), не отчаивайтесь. Не пропускайте ни одного проблемного слова. Постепенно их количество будет снижаться, а ваш ребенок будет читать все быстрее и правильней.

Работаем над устранением регрессий.

Чрезвычайно распространенной причиной замедленного чтения является то, что специалисты называют регрессией, попросту говоря – возвратное движение глаз к уже прочитанному. Некоторые дети неосознанно, незаметно для себя читают дважды не только отдельные слова, но и весь текст – как сложный, так и относительно легкий. Понятно, что на это уходит время.

Определить, присутствуют ли у ребенка при чтении регрессии, можно с помощью простого наблюдения. Если при прочтении вслух незнакомого текста взгляд ребенка постоянно возвращается назад для перечитывания, а в чтении отсутствует плавность, значит, регрессии имеют место. Они могут быть вызваны тремя основными причинами.

1. Текст труден для понимания, и ребёнок, проверяя себя, старается дважды прочесть чуть ли не каждое слово.

В этом случае полезно предложить ученику не беспокоиться, даже если он не все понял, пообещав позднее объяснить каждое сложное слово. Часто оказывается, что объяснения не нужны, смысл ясен и так. Вопрос о регрессии снимается.

2. Низкий уровень внимания.

Иногда возвратное чтение вызвано невозможностью сосредоточиться. Узнайте, не беспокоит ли что-нибудь ребенка во время чтения, мешая должным образом сконцентрироваться. Успокойте юного читателя, подбодрите его. Предложите упражнения на концентрацию внимания (см. раздел “Развивающие методики. Внимание.”). Скорее всего, вы справитесь с этой проблемой. Главное, чтобы регрессии не вошли в привычку.

3. Сила привычки.

Как правило, именно мы, взрослые, сами того не желая, формируем у детей привычную регрессию. Когда ребенок еще только осваивает послоговой способ чтения и не всегда может сразу уловить смысл, мы то и дело просим его перечитывать какое-нибудь слово вновь и вновь, пока он не поймет значение прочитанного слова. Это – прямой путь к регрессии.

Другой случай. Когда родители слишком рано начинают настаивать на чтении целым словом, ребенок идет на невинный и вынужденный, в общем-то, обман: читает по слогам про себя, а затем уже вслух – слово целиком. Так формируется привычка. Всего вероятнее, такой ребенок, и приобретя навык синтетического чтения, сложные и длинные слова будет всегда перечитывать дважды.

Любая привычка – вещь очень устойчивая. Устранить ее нелегко. Для преодоления привычки к возвратному повторному чтению необходимы регулярные занятия с использованием специального упражнения – чтения с “окошечком”, в котором вырез расположен справа.

Окошечко, которое имеет вырез справа, по мере чтения будет закрывать уже пройденный текст, заставляя взгляд читающего двигаться строго слева направо. Тем самым оно не позволит ребенку возвращаться к словам, которые он уже прочитал, и поможет устранить навык “двойного чтения”.

Объясните ребенку, зачем вы используете такое “окошечко”. Это поможет юному читателю понять смысл и необходимость такой работы. Чтобы преодолеть вредную привычку, нужно сформировать новую. Используйте “окошечко” постоянно и при каждом удобном случае – например, при выполнении домашних заданий. Не волнуйтесь, если видимый результат появится нескоро: переучивание и формирование новой привычки – достаточно длительный процесс.

Работаем над орфоэпическим чтением.

Примечание для родителей.

Обычно, когда техника чтения ребёнка совершенствуется и он начинает читать быстро и довольно свободно, происходит незаметный переход от орфографического чтения (прочтения слов по написанию) к орфоэпическому (прочтению слов так, как они произносятся). Именно так читают взрослые: “видя” слово в тексте, мы произносим его не по написанию, а по речевому звучанию. Однако есть дети, которые на предыдущих этапах обучения привыкают к орфографическому чтению и не могут отказаться от него, даже когда их читательская техника становится вполне совершенной.

Читайте также:
Частицы в русском языке - разряды и виды, примеры, значение, список

Если раньше орфографическое чтение было важно и необходимо, поскольку обеспечивало точное воспроизведение слова, то на этапе чтения синтетическим способом этот способ, как правило, приводит к снижению темпа и недостаточному осмыслению содержания.

Как же можно помочь ребёнку в этом случае?

Возьмите небольшой текст или его часть из учебника по чтению. Приблизительно 5-6 строчек. Дайте ребенку возможность прочитать его. Поработайте с ним, используя памятку.

Старайтесь каждый день уделять некоторое время этому виду работы. Вскоре для ребенка откроется смысл каждого слова. Он начнёт больше опираться на содержание, чем на техническую сторону. Привычное звучание будет извлекать из памяти привычные ассоциации, обороты речи, шаблоны. Чтение станет более интересным и увлекательным занятием.

“Ты уже знаешь, что в русском языке очень часто слова произносятся не так, как пишутся. Например, мы говорим К[А]-РОВА, а пишем КОРОВА, говорим СО[Н]ЦЕ, а пишем СОЛНЦЕ. Если читать все слова так, как они написаны, это будет звучать непривычно. Попробуй несколько минут так поговорить. Сам заметишь, что становишься похож на иностранца, изучающего русский язык.

Твоя задача научиться при чтении произносить слова так же, как в обыденном разговоре. Письменная речь при прочтении не должна отличаться от устной. Чтобы достичь этого результата, необходимо соблюдать некоторые правила и работать над произнесением трудных для тебя слов. Предлагаем тебе воспользоваться следующей памяткой”.

1. Прочитай предложение и подчеркни в нем все слова, которые пишутся не так как произносятся. Сначала читай слово и только затем произноси. Произносить надо так, как они обычно звучат в устной речи.

2. Поработай с каждым из подчеркнутых слов. Произноси их и найди звуки, которые обозначены не соответствующей им буквой. Например, пишется РОМАШКА, а говорится Р[А]МАШКА.

3. Выдели красным цветом те буквы , которые произносятся в слове иначе, чем пишутся. Вот так: РОМАШКА. Если возникнут трудности, попроси кого-нибудь произнести слово медленно и чётко, чтобы было легче сравнивать.

4. Прочитай так каждое подчёркнутое тобой слово в предложении, найди все “хитрые буквы” (те, которые произносятся иначе, чем пишутся) и выдели их в тексте.

5. Прочитай медленно вслух все предложение, произнося слова так, как они звучат в речи. Выделение цветом поможет тебе читать правильно.

Примечание для родителей.

Неважно, будет ли ребенок в своей работе проговаривать слова вслух или выполнит задание молча. Главное, что он станет читать текст орфоэпическим способом, опираясь на сигналы, которые проставил собственноручно. Кроме того, подобная работа имеет неоценимое значение для усвоения грамотного письма, т. к. развивает орфографическую зоркость – учит видеть “опасные места”, в которых написание расходится с произношением.

Стихи для запоминания ударений в словах

Для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи. Часто их рассказывают в детском саду и в начальных классах. Они могут быть полезны не только детям.

Весёлые фразы и стишки были придуманы ещё во времена СССР И. Агеевой, С. Белорусцем, П. Синявским и другими поэтами. Многие стишки в списке новые и составлены командой сайта accentonline.ru.

алфави́т
Заучив весь алфав и т,
Он имел усталый в и д.

апостро́ф
1. Зря он писал так много стр о ф,
Не там поставил апостр о ф.
2. Ох, сколько ж это катастр о ф —
Не там поставлен апостр о ф.

афе́ра
1. Кто ни в чём не знает м е ры,
Тот способен на аф е ры.
2. Мы услышали от В е ры
Про какие-то аф е ры.

балова́ла
Мама сына балов а ла,
Вместо супа торт дав а ла.

бало́ванный
1. Он очень образ о ванный,
И вовсе небал о ванный.
2. Он был немного ск о ванный,
И капельку бал о ванный.

ба́нты
1. Девочки надели б а нты
И играют дружно в ф а нты.
2. Если есть в тебе тал а нты,
Завяжи на праздник б а́ нты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе банты́.
(И. Агеева)

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 11 класса 1 четверти

бла́гами
1. А жизнь бежит зигз а гами
И одаряет бл а гами.
2. Вы не машите фл а гами,
Нас одарите бл а гами.

блоки́ровать
1. Реклама начала шок и ровать,
Пора её блок и ровать.
2. Как ни старались мы варь и ровать,
Пришло время блок и ровать.

бряца́ние
На мониторе — мерц а ние,
От гитары — бряц а ние.

букси́ровать
— Вагон дезинфиц и ровать?
— Давай его букс и ровать!

взята́
1. У неё была мечт а ,
Из книжки сказочной взят а .
2. Самолётом высот а
Хорошо была взят а .

включи́м
1. Время телевизору мы отдад и м
На диван приляжем и его включ и м.
2. Нам телефон необход и м,
Быстрее мы его включ и м.

водопрово́д
Он задел громоотв о д
И упал в водопров о д.

восприня́ть
1. Тогда я смог пон я ть —
Мне этого не восприн я ть.
2. Так больно было всё прин я ть
И эту правду восприн я ть.

вручи́т
Курьер доставку облегч и т
И надо дому товар вруч и т.

газопрово́д
1. Возле нас шумит зав о д,
А под ним газопров о д.
2. Ох, добавил мне хлоп о т,
Во саду газопров о д.

герба́
Двойка — была его судьб а ,
Ведь он не знал страны герб а .

гербы́
1. Щедрою волей моей судьб ы
Достались мне фамильные герб ы .
2. Есть у каждой стран ы
Символические герб ы .

граффи́ти
Нет, вы только посмотр и те!
На стене опять графф и ти.

грунтовы́е
Утекают чаев ы е,
Словно воды грунтов ы е.

диспансе́р
Все, кто болеют корью, наприм е р,
Помещены в больничный диспанс е р.

догово́р
Чтобы вдруг не вышел сп о р,
Заключите догов о р.

докуме́нт
Он — начальник
И в мом е нт
Нам подпишет докум е нт.

доне́льзя
Что ж некуда мне д е ться —
Упрям он был дон е льзя.

доска́
1. Этот сон просто тоск а —
Снилась школьная доск а .
2. Хочется тёплого песк а ,
А под ногами лишь доск а .

досу́г
1. У меня хороший др у г,
Проводим вместе мы дос у г.
2. Позову своих подр у г,
Вместе проведём дос у г.
3. Здесь на даче все вокр у г
Украшает мой дос у г.

дремо́та
Как работать неох о та!
Одолела нас дрем о та.

жалюзи́
1. Поскорее привез и
Для окошек жалюз и !
2. Ты нам шторы не воз и ,
Мы повесим жалюз и .

зави́дно
Есть при всех конфеты — ст ы дно!
Поделись, ведь нам зав и дно!

занята́
1. Что мне вся эта сует а ?
Ведь я делами занят а .
2. Не жди меня, моя мечт а ,
Ведь я сегодня занят а .

заперта́
1. Есть у неё заветная мечт а ,
Но дверь к мечте той заперт а .
2. В доме нашем царит пустот а —
Дверь в наш дом давно заперт а .

звоня́т
Он звонит, они звон я т.
Очень встретиться хот я т.

зубча́тый
1. Не полетит наш самолёт крыл а тый,
Ведь потерялся механизм зубч а тый.
2. Шёл по лесу медведь мохн а тый
И винтик он нашёл зубч а тый.

ико́та
Икота, ик о та,
Уходи на Фед о та.
С Федота на Якова,
С Якова на всякого.

и́ксы
1. Играли весело рем и ксы,
А мы все вычисляли и ксы.
2. По улице гуляли ф и ксы,
Мы в школе вычисляли и ксы.

инжене́р
Вот, у Коли, например,
Мама — милиционер.
А у Толи и у В е ры
Обе мамы — инжен е ры.

инструме́нт
Предъявите докум е нт —
Мы дадим вам. (инструм е нт).

и́скра
Отлетела от костра
И погасла быстро —
Коль неверно, то искра́,
Если верно — и́ скра!
(С. Белорусец)

катало́г
1. Ударение в слове катал о г
Падает всегда на третий сл о г!
2. Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу см о г,
В ней бывает картотека,
Специальный катал о г.
3. Подарок выбрать мне пом о г
Один хороший катал о г.

Читайте также:
Командировка как пишется - объяснение правила орфографии

кварта́л
1. Мы прошли нем а ло —
Целых два кварт а ла.
2. В бухгалтерии авр а л —
Завершается кварт а л.
3. День отчётности наст а л,
Время закрывать кварт а л.

кладова́я
— Что стоишь, завхоз, зев а я?
— Опустела кладов а я.

кла́ла
1. Ох, горький чай, не ожид а ла,
Ведь ложку сахару я кл а ла.
2. Бережно я книги протир а ла,
Потом в коробочку их кл а ла.

ко́гтя
В бочке есть и ложка д ё гтя:
Кошки нет без остренького к о́ гтя.

коры́сть
Всё мыши смогут перегр ы зть,
Коль будет с этого кор ы сть.

краси́вее
1. Чем человек счастл и вее,
Тем выглядит крас и вее.
2. Тот из нас счастл и вее,
В ком душа крас и вее.

креме́нь
1. Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый д е нь.
Не расколется крем е нь.
2. Я купил себе рем е нь
Крепкий, будто бы крем е нь.

ле́ктор
Будет новый «л е ктор» —
Предупредил прор е ктор.

ло́ктя
1. Царапинка у л о ктя
От кошачьего к о гтя.
2. А собачка не без к о гтя —
Вот царапина у л о ктя!

ломо́та
Тяжела была раб о та —
В теле всём теперь лом о та.

ломо́ть
Жалко весь, но дайте х о ть
Хлеба вашего лом о ть.

мастерски́
Лишь потёр слегка виск и ,
Выпил виски мастерск и .

мозаи́чный
Подарок моза и чный,
Вполне себе прил и чный.

мусоропрово́д
На площадке — хоров о д,
Чистят — мусоропров о д.

нача́в
Я понял весь уст а в,
Только читать нач а в.

нача́вший
1. Он был уже уст а вший
И отступать нач а вший.
2. Хоть он и много повид а вший,
Но чувством проникаться был нач а вший.

нача́вшись
1. Мы разошлись не попрощ а вшись,
Окончился роман и не нач а вшись.
2. Ты ушёл, её и не дожд а вшись,
Встреча закончилась и не нач а вшись.

новорождённый
Я ужасно утомл ё нный,
Брат не спит новорожд ё нный.
Не смыкает ночью глаз,
Криком громким будит нас.
(И. Агеева)

новосте́й
1. Я жду своих гост е й
И с ними новост е й.
2. Услышать я хочу вест е й,
Хороших добрых новост е й.

облегчи́ть
Непросто ударенья зауч и ть!
Стихи задачу могут облегч и ть!

опто́вый
1. Построили в городе н о вый
Красивый магазин опт о вый.
2. Возле улицы сад о вой
Магазин открыт опт о вый.

оркестро́вая
Была уже совсем не н о вая
В театре яма оркестр о вая.

осве́домить
Чтоб территорию иссл е довать,
Жильцов надо осв е домить.

парте́р
1. В доме — чудесный интерь е р,
Возле него цветной парт е р.
2. Премьера фильма про мод е рн,
Билеты взяли мы в парт е р.

плодоноси́ть
1. Хочу я у тебя спрос и ть:
Будет ли яблоня плодонос и ть?
2. Дерево можно исцел и ть,
Будет оно плодонос и ть.

пломбирова́ть
1. Кухня в воде, чего же жд а ть?
Надо трубу пломбиров а ть!
2. Зубик болит. Не горев а ть!
Пошли его пломбиров а ть!

позвони́шь
1. Ну, почему же ты молч и шь,
Ведь я спросила: позвон и шь?
2. Ему ты этим отомст и шь,
Если ему не позвон и шь.

премирова́ть
1. Директор должен напис а ть:
Кого, за что премиров а ть.
2. За труд не надо забыв а ть
Работников премиров а ть.

прину́дить
1. Свет солнечный её разб у дит,
Гулять на улице прин у дит.
2. Холодный ветерок ост у дит,
Одеться потеплей прин у дит.

при́няли
Всё они предпр и няли,
Решение уже пр и няли.

развите́е
1. Учись-ка ты быстр е е,
И будешь развит е е.
2. Считай, читай скор е е,
И будешь развит е е.

Читайте также:
Конечно - выделяется запятыми или нет, правописание вводного слова

реме́нь
Я купил себе рем е нь
Крепкий, будто бы крем е нь.

свёкла
1. Мы у тёти Ф ё клы
Ели борщ из св ё клы!
2. Свёкла плакать начала,
До корней нам о кла:
— Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, св ё кла.
(П. Синявский)

сверли́т
1. У соседей голова бол и т —
Он стену целый день сверл и т.
2. Он на лавочке сид и т,
Взглядом все её сверл и т.

сли́вовый
1. Несу в корзине и вовой
Пирог с начинкой сл и вовой.
2. Сок я сл и вовый купил,
Дома банку я открыл.
Оказался сок томатный,
Ничего мне не понятно.

сори́т
Тот природу не хран и т,
Кто на улице сор и т.

столя́р
Красит здания мал я р,
Мебель делает стол я р.

танцо́вщица
Не пришла к ней ещё бесс о нница,
Не устала ещё танц о вщица.

тво́ро́г
Бабка испекла пир о г
Да забыла про твор о г.

то́рты
1. В музее — натюрм о рты:
На них — цветы и т о рты.
2. Не налезли ш о рты —
Часто ели т о рты.
3. Сперва —
Их на кусочки режьте.
А следом —
Открывайте рты —
И с наслажденьем
Т о́ рты ешьте!
Ошибкой будет
Есть торты́!
(С. Белорусец)

трансфе́р
1. Запотел секундом е р —
Столь тяжёлым был трансф е р.
2. Грустил дядя офиц е р,
Не прибыл его трансф е р.

ту́фля
Слово «т у фля» я прочту
С ударением на «т у ».

убыстри́ть
Рисуй, умеешь ты твор и ть!
Известность надо убыстр и ть.

углуби́ть
1. Чтобы было легче ж и ть,
Знания нам нужно углуб и ть.
2. Корабли не смогут пл ы ть —
Канал здесь нужно углуб и ть.

украи́нский
Харчо — суп груз и нский,
А борщ — укра и нский.

уме́рший
1. Он был какой-то потускн е вший,
Как лебедь в опере ум е рший.
2. И сад был полностью сгор е вший,
Наверное, он был уже ум е рший.

фено́мен
1. Вынесли приговор: он невин о вен.
Столь странный это был фен о мен.
2. Зверь этот был просто огр о мен,
Такой загадочный фен о мен.

фети́ш
1. Нет, ему не угод и шь.
Думает, что он — фет и ш.
2. А куда ты так спеш и шь?
Ведь работа не фет и ш.

хво́я
1. Елкё не было пок о я —
Нравилась котёнку хв о я.
2. После солнечного зн о я
Свежестью одарит хв о я.

цеме́нт
Для строителей в мом е нт
Машина привезёт цем е нт.

ша́рфы
А у нашей М а рфы —
Все в полоску ш а рфы.

шасси́
Для приземления прос и
Пилота выпустить шасс и .

щаве́ль
1. Прилетел мохнатый шм е ль
И уселся на щав е ль.
2. Срубили е ль,
Сорвали щав е ль.

щавеля́
На обед с тобой не зр я
Варим щи из щавел я .

Стишки сразу для нескольких слов:

Фено́мен звони́т по среда́м,
Приня́в догово́р по года́м,
Он о́тдал экспе́ртам эско́рта
Хода́тайство аэропо́рта.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла́
И вопрос свой задала́.
(А. Пушкин)

Баба Фёкла копала свёклу,
а Коко Шанель любила щаве́ль.

Ударение в слове баловать и его производных

В современном мире для того, чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу, получить повышение или завоевать внимание и уважение собеседников, необходимо в совершенстве владеть русским языком. Нужно не только идеально знать грамматику и пунктуацию, но еще и правильно произносить слова при разговоре, не совершая глупых ошибок.

Сложности в русском языке

Иностранцы, как правило, приходят в ужас от сложности русского языка, а овладение безошибочным правописанием и разговорной речью им кажется совершенно невыполнимой задачей. Безусловно, большинство правил достаточно просты и легки для запоминания. С ними редко возникают трудности. Например, с малых лет дети знают, что на единственную гласную букву в слове всегда падает ударение, а также про всегда ударную букву «е».

Читайте также:
Тем не менее выделяется запятыми или нет, вводное слово или нет

А вот что касается других слов, написание или произношение которых вызывают трудности, то тут нужно активировать мозговые клетки для запоминания множества правил и исключений к ним. «Баловаться» и «избалованный» — эти словоформы являются отличным примером того, что ударение в некоторых случаях нужно просто выучить.

Постепенное изменение норм

Жизнь не стоит на месте, в наш родной язык приходит множество иностранных слов, в то время как некоторые наши устаревают и выходят из повседневного обихода. Русский язык развивается, обновляется и совершенствуется.

В связи с этим фонетико-орфоэпические нормы в последнее время терпят некоторые изменения. В глаголах неопределенной формы на протяжении некоторого времени наблюдается смещение ударения ближе к началу слова. Таким образом, ударным слогом в глаголе «принудить» всегда являлся последний: «принудИть». Однако в последнее время такое произношение считается неверным, а акцент падает на букву «у»: «принУдить».

Многие глаголы в русском языке имеют единственный верный вариант произношения в устной речи. К таким глаголам относится «баловАться». В этих словах акцент делается на вторую букву «а».

Как правильно ставить ударение

Баловаться

Баловать — это значит дарить радость, потакать капризам или шалостям, говорить приятные слова и совершать не менее приятные поступки. Вне зависимости от смыслового значения этого слова, правильное его произношение всегда остается одинаковым.

В соответствии с известными правилами русского языка, вторая буква «а» в слове «баловаться» является ударной. Словари фиксируют произношения слова «баловАться» с ударной второй «а», как единственно верный вариант. Произношение с ударением на первую букву «а», считается ошибочным и не рекомендованным к употреблению в разговорной и литературной речи.

Аналогичным образом будет ставиться ударение и в глаголах других форм: «избаловАть», а также «разбаловАть». Ударным в каждом случае будет являться последний слог.

Формы и производные:

  • Ударение в глаголе «баловаться», а также в разных его формах, имеет полное право падать на второй или же третий слог. Самое важное — это запомнить, что в этом глаголе (а также в любых его формах) первый слог никогда не может быть акцентным. Если это правило накрепко засядет в уме, то спряжение такого глагола не составит никакого труда.
  • При спряжении глагола «баловаться» в формы прошедшего или же будущего времени, акцент идет на третью гласную: баловАл, баловАли, будем баловАться и тому подобное.
  • В форме настоящего времени или в виде деепричастия несовершенного вида акцент падает на второй слог. Например, балУя, балУет и другие.
  • В деепричастии несовершенного вида «балУясь» ударение падает на букву «у».
  • В слове «балованный» также могут возникнуть трудности с определением, на какой же слог ставить ударение. Даже при условии, что действует правило «первый слог с подобным корнем никогда не может быть ударным», появляется вопрос: а на какую букву ставится в слове «избалованный» ударение? Давайте разберемся, ударение в слове «избалованный» падает на букву «а» или «о».
  • В причастии «балованный» в соответствии с литературными нормами нашего языка, ударным является второй слог: «балОванный». Такое произношение в русском языке является корректным.
  • По такому же принципу делается акцент и в подобных словах с добавлением приставок. Например, избалОванный, забалОванный, разбалОванный.
  • Помимо трудностей с глаголами, причастиями и деепричастиями, поставить в тупик может и правильное произношение существительных. Важно помнить, что, например, в слове «баловнИк» ударение падает на последний слог.

Легкий способ запомнить правила

Для того чтобы не допускать ошибок распределения ударений в устной речи, можно пользоваться своеобразной подсказкой. Возьмите, к примеру, любой глагол на «-овать». Принцип определения ударных слогов будет одинаковым:

  • баловАться — целовАться;
  • балУя — целУя;
  • баловАл — целовАл и другие формы глагола.

Оба глагола относятся к человеку с чувством заботы и ласки. Поэтому использование этой подсказки «он ее баловАл, нежно в губы целовАл», позволит вам избежать допущения ошибок в разговоре или в письменной речи.

Таким образом, правильное произношение некоторых глаголов и образованных от него других словоформ необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок в речи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: