Неявка на экзамен уважительные причины отсутствия студента на сессии

Уважительные и неуважительные причины неявки на экзамен: как можно не прийти, но сдать

Пропуск лекции или практического занятия — частое явление среди студентов. Обычно прогул можно отработать и никаких проблем или негативных последствий за этим не последует. Другое дело — неявка на экзамен. Это более серьёзное «преступление» и смягчить его можно только уважительной причиной. Расскажем, как может оправдаться неявившийся на экзамен студент.

Больше лайфхаков, которые сделают учебный год легче, можно найти, подписавшись на наш телеграм-канал. А скидки и выгодные предложения во втором помогут сэкономить.

Неявка на экзамен абитуриента

Рассмотрим, могут ли рассчитывать на поступление те, кто не пришел на ЕГЭ или внутренний экзамен.

Что делать, если пропустил экзамен ЕГЭ

Если выпускник пропустил единый государственный экзамен по уважительной причине (болезнь, катаклизм, стихийное бедствие) и подтвердил её соответствующим документом, он сможет пройти испытание в резервный день.

Такой документ подают в пункт, где ученик регистрировался на ЕГЭ.

Неявка на вступительные экзамены

Для поступления в некоторые университеты или техникумы нужно не только предоставить аттестат или результаты ЕГЭ, но и пройти внутренний экзамен. С ним ситуация аналогичная: если абитуриент принесёт в приёмную комиссию документальное подтверждение, что отсутствовал в этот день по серьёзной причине, то сможет сдать экзамен в другие даты.

Но если пропущена последняя возможная дата, выпускник теряет шанс на поступление: пройти экзамен нужно в сроки, указанные в правилах приёма.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Неявка на сессию без уважительной причины — повод для отчисления.

Причины неявки на экзамен в вузе или колледже

Существует разные причины неявки на экзамен в университете. Уважительные позволяют перенести сдачу экзамена на более поздний срок. Неуважительные грозят «хвостом» по несданному предмету.

Уважительные причины неявки на экзамен

К серьёзным причинам, которые «оправдывают» отсутствие студента на экзамене или зачёте относят:

  1. Тяжёлую болезнь или необходимость ухода за больным родственником.
  2. Авария или катаклизм, которые вызвали проблемы с общественным транспортом.
  3. Ожидание аварийной службы (пожарники, медики, МЧС и пр.).
  4. Участие в судебном заседании (или нахождение под арестом).
  5. Выполнение государственных обязанностей (например, работа в избирательной комиссии).

Одним словом, уважительные причины неявки на сессию или отдельный экзамен — это те, которые обусловлены объективными обстоятельствами и не зависят лично от студента.

Такие причины нуждаются в подтверждении (одних слов недостаточно): справке из мед. учреждения суда, аварийной службы и пр. Этот документ студент относит в деканат, а взамен получает «хвостовку» с датой проведения пересдачи экзамена.

Неявка на экзамен без уважительной причины

Все причины, кроме перечисленных выше, уважительными не считаются. Например:

  • пребывание в другом городе или стране;
  • участие в общественном мероприятии;
  • выступление на конференции.

Все это не спасёт от плохой оценки: если студент не явился на экзамен, преподаватель имеет полное право поставить ему в экзаменационной ведомости «неуд».

Кстати, двойку можно заработать даже за то, что студент пришел на экзамен без зачётной книжки.

Пропустить сессию или даже один экзамен без уважительной причины — значит обеспечить себе проблемы с деканатом, которые могут привести даже к отчислению: оно произойдёт, если студент накопит более трёх «хвостов».

Неявка на экзамен в университете в большинстве случаев происходит из-за того, что студент просто не готов. Решить эту проблему и подготовиться к сдаче помогут эксперты студенческого сервиса. Там работают профессионалы, которые разбираются в самых разных предметах: от русской литературы до органической химии.

  • Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
  • Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
  • Курсовая работа 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
  • Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Можно ли не прийти на экзамен: разбираемся с причинами неявки, последствиями и даем полезные советы

Любой студент периодически задается вопросом: что будет, если я не приду на экзамен? Не буду ходить вокруг да около и позволю себе небольшой спойлер, сказав, что ничего хорошего из этой затеи не выйдет.

В этой статье расскажу, почему не стоит игнорировать экзамен и как быть, если попасть на него все таки не получилось.

В чем смысл экзамена

Экзамен — то, из чего в большинстве случаев состоит сессия. В зависимости от курса, вуза и специальности количество экзаменов в одной сессии может варьироваться от 1 до 6.

Читайте также:
Система образования в Великобритании структура системы, высшее образование

Больше всего вопросов относительно экзаменов возникает у первокурсников, ведь им сложно дается переход от школьного обучения к вузовскому. Поэтому некоторые из них считают, что если не успел подготовиться к экзамену, то можно на него не приходить: в любом случае получишь «неуд». А если не приходить, то хотя бы не будешь при всех позориться.

При неявке студента на экзамен в ведомость выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно».

Самое важное в вопросе неявки на экзамен — причина. От нее зависит, чем разрешится сложившаяся ситуация.

Причины неявки на экзамен

Все причины делятся на уважительные и неуважительные. Как можно понять из определений, результат у них будет диаметрально противоположным.

Уважительные причины неявки

Уважительные причины неявки гарантируют, что проблем в случае непосещения экзамена у вас не будет. Главное, чтобы причины были веские и имели подтверждение. Вот какие причины являются серьезными:

  • болезнь, нахождение на стационарном лечении в больнице;
  • выполнение важного поручения по учебе;
  • отсутствие в городе или стране;
  • проблемы со здоровьем у близких родственников или смерть кого-либо из них.

Любая из этих причин нуждается в официальном подтверждении. В большинстве случаев нужны «бумажные» доказательства: больничный лист, справка из деканата, подтверждение отсутствия в городе по уважительной причине и т. д, в которых будут указаны даты, соответствующие датам сессии.

Сообщать об отсутствии на экзамене нужно заранее.

Если учреждение образование посчитает вашу причину уважительной, то вы получите шанс сдать экзамен в другое время. Так как для вас такая «пересдача» будет первой, то она никак не повлияет на общую успеваемость и получение стипендии.

Неуважительные причины неявки

Неуважительных причин может быть больше, чем уважительных. В общем, к ним относятся все те, для которых студент не может найти и предоставить какое-либо официальное подтверждение.

Если для пропуска экзамена нет уважительных причин, то студент получает свой законный «неуд» в зачетку, а чаще всего просто отправляется на пересдачу. После первой неудачи у студента будет еще 2 попытки сдать экзамен. После 3-й неудачной его ждет отчисление.

Можно, конечно, попробовать договориться с преподавателем в индивидуальном порядке, но такой вариант «прокатывает» нечасто.

Последствия несдачи экзамена

Последствия пропуска экзамена напрямую связаны с самим экзаменом (его значением), учебным заведением и конкретным преподавателем. Вот только несколько вариантов развития событий:

  1. Публичная порка с последующей возможностью пересдачи. Возможно, вначале придется выслушать претензии преподавателя, а потом уже радоваться пересдаче. Нередко студент допускается к пересдаче при условии, что максимальная оценка за экзамен будет снижена на один балл. Это значит, что вместо возможной 5 удастся получить только 4.
  2. Пересдача и объяснительная в деканат. А точнее, наоборот: сначала нужно будет написать объяснительную и пообщаться последовательно с преподавателем, руководителем кафедры, деканатом, которые и решают, допускать студента к пересдаче или нет.
  3. Повторная сдача экзамена членам комиссии. Такой исход возможен, если преподаватель откажется принимать экзамен у студента. Здесь шансы провалиться и быть отчисленным выше.

Полезные советы и рекомендации

Я собрал для вас полезные советы и рекомендации на основе опыта предыдущих поколений. И вот что нужно учесть:

  • если «прогуляли» экзамен, предпринимайте попытки реабилитации в глазах преподавателя как можно скорее. Есть шанс, что он сменит гнев на милость;
  • не выдумывайте несуществующие причины отсутствия на экзамене. Возможно, если вы признаете ошибку, преподаватель это оценит;
  • проявляйте интерес к пересдаче, обещайте выучить все и даже больше. Некоторые предлагают во время экзамена ответить не на два стандартных вопроса, а на три;
  • если есть возможность, попробуйте сдать экзамен с другой группой. Иногда преподаватели идут на такие уступки;
  • готовьтесь к пересдаче основательнее, чем готовились бы к первой попытке. К пересдающим у преподавателей всегда повышенные требования.

Надеюсь, эти советы помогут вам избежать пересдачи или справиться с ней достойно.

Уважительные и неуважительные причины неявки на экзамен

В жизни всякое бывает. Студенческая жизнь бывает настолько насыщена событиями, что учащийся может позабыть о важном событии, не успеть подготовиться или вовсе упасть без сил.

В жизни всякое бывает. Студенческая жизнь бывает настолько насыщена событиями, что учащийся может позабыть о важном событии, не успеть подготовиться или вовсе упасть без сил.

Иногда студенты пропускают экзамены. Далеко не всегда причиной пропуска столь важного мероприятия является лень, безответственность или забывчивость.

Читайте также:
Серия диплома - что означает, зачем может пригодиться и пример

Далеко не все причины позволяют студенту сохранить свое место в ВУЗе, отправиться на пересдачу.

Выделяют уважительные и неуважительные причины неявки на экзамен.

Уважительные причины

Если студент пропустил зачет или экзамен по такой причине, то он отправится на пересдачу, где сможет проявить все свои способности и знания.

Следует отметить, что любая уважительная причина должна быть подкреплена официальным документом.

В числе наиболее распространенных обстоятельств уважительного плана выделяют:

  1. Болезнь. В данном случае студенту предстоит предоставить преподавателю в деканат справку из медицинского учреждения, где он проходил лечение.
  2. Уход за больным членом семьи. Данный факт может быть подтвержден справкой из медучреждения или социальной службы.
  3. ЧП: стихийное бедствие, авария и пр. В этом случае студент должен предъявить соответствующий акт из администрации или справку из правоохранительных органов.
  4. Административный арест, вызов в суд. В деканат придется предоставить судебное уведомление или соответствующий документ, подтверждающий обязательное присутствие на том или ином мероприятии.
  5. И другие причины.

Если студент сможет доказать, что пропуск экзамена был по уважительной причине, то ему предоставят шанс пересдать его.

Для этого учащемуся придется уточнить дату и место проведения пересдачи, подготовиться, взять «бегунок» или «хвостовку».

Сама процедура пересдачи не будет отличаться от обычного экзамена: придется тянуть билет, студенту предоставят время для подготовки, а затем он приступит к защите.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Неуважительные причины

Если экзамен был пропущен из-за халатного отношения учащегося, лени или иных факторов, которые не находят документального подтверждения, то подобные причины относят к категории «неуважительные».

Чем это чревато? Подобные прогулы могут привести к тому, что студент будет отчислен из ВУЗа.

Зачастую пропуск без уважительной причины приравнивается к «неуду». При хорошем раскладе деканат пойдет навстречу студенту и предоставит ему шанс для пересдачи.

Обычно закрыть задолженность становится возможным после сессии в строго отведенное для этого время.

Следует отметить, что присутствие на экзамене без зачетной книжки можно квалифицировать, как неявка по «неуважительной причине».

Отказ от ответа на экзамене также приравнивается к «неявке» и выставляется отметка «неудовлетворительно».

Неявка обязательно помечается в экзаменационной ведомости как «не явился».
Ни один ВУЗ не имеет право отчислять студента без пересдачи.

Учащийся должен получить шанс исправить свою ошибку. Если это ему не удалось, тогда поднимается вопрос о его отчислении.

Экзаменационный предмет можно пересдать 3 раза: первый – непосредственно экзамен, оставшиеся 2 попытки – пересдачи.

Злоупотреблять возможностями (пересдачами) не стоит. Как только у студента накопится более трех «хвостов», ему грозит отчисление.

Таким образом, пропуск экзамена – это своеобразное происшествие, которое может негативно отразиться на учебной деятельности и жизни студента в целом.

Если учащийся предоставит официальный документ, «оправдывающий» его пропуск, то его можно будет «отработать» на пересдаче, слегка продлив сессию из-за полученной задолженности.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Практические советы

До начала занятий

  • Проверьте, что в программе вашего учебного курса была приведена свежая информация о критериях оценивания достижений студентов, методике расчета оценок, сроках и формате проведения письменных и других видов работ.
  • Убедитесь, что файл с программой вашего учебного курса (рабочая программа учебной дисциплины) размещен на сайте ВШЭ в базе учебных курсов: http://www.hse.ru/edu/courses, а также в том, что этот учебный курс показывается на вашей персональной странице сайта.
  • Создайте профиль вашего учебного курса в LMS: http://lms.hse.ru.
  • За месяц до начала модуля сообщите менеджеру департамента о своих предпочтениях при формировании расписания: какие дни недели и какие часы занятий вам наиболее удобны. Ваши пожелания по возможности будут учтены.
  • Перед началом модуля проверьте свое расписание на своей персональной странице на портале или уточните расписание ваших занятий у менеджера департамента.
  • Расписание на следующий модуль размещается в открытом доступе на сайтах и на информационных стендах департаментов и образовательных программ не позднее чем за 3 дня до начала занятий.
  • Расписание экзаменов (в том числе пересдач) размещается не позднее чем за 7 дней до их начала.

Как заказать аудиторию и технику

Если у вас есть определенные требования к аудитории (расположение столов, доски, наличие учебных компьютеров, интерактивной доски и т.д.) на весь период чтения курса, пожалуйста, предупредите об этом учебный офис за 2 недели до начала модуля.

Если для проведении одного или нескольких занятий вам потребуется ноутбук, проектор, колонки или подключение к интернету, пожалуйста, не позже чем за 3 дня до занятия отправьте заявку в диспетчерский отдел корпуса Вышки, в котором проходят занятия.

Читайте также:
Топ 100 вузов России - рейтинг лучших университетов, институтов

В 2015–2016 учебном году будет тестироваться сервис заказа аудиторий для разовых занятий и техники для проведения занятий через электронную систему расписания РУЗ НИУ ВШЭ.

Найти форму заявки, электронные адреса диспетчерских можно по ссылке: http://www.hse.ru/studyspravka/zakaz

Во время занятий

  • Напоминайте студентам о содержании и формах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, методике оценивания их учебных достижений в начале изучения дисциплины и повторно за неделю до проведения аттестации.
  • Фиксируйте текущие достижения учащихся в своих рабочих ведомостях ( http://www.hse.ru/studyspravka/rab.wedomosti ). Ведомости удобно вести в LMS.
  • Регулярно информируйте студентов о результатах текущего контроля.
  • Если студент по болезни или иной причине не выполнил какую-либо из работ в рамках текущего контроля успеваемости, преподаватель самостоятельно решает, следует ли студенту выполнить эту работу индивидуально в другое время. ВНИМАНИЕ! Если вес элемента текущего контроля в результирующей оценке >= 30% , и студент пропустил его по уважительной причине , преподаватель обязан дать возможность пересдачи или перераспределить вес на другие элементы контроля.
  • Если студент опоздал на контрольную или иную работу, проводимую в аудитории в заранее объявленное время, преподаватель вправе не допустить его к выполнению работы.

До начала экзамена

  • Содержание экзамена и методика расчёта оценки. За неделю до экзамена преподаватель напоминает студентам о содержании контрольного испытания и методике расчета результирующей оценки, сообщает о возможности использования на экзамене справочников и других источников информации.
  • Расписание. Расписание экзаменационной сессии с указанием места и времени проведения каждого экзамена составляет менеджер образовательной программы на основе информации, полученной от преподавателей. Не менее чем за неделю до начала сессии он сообщает расписание преподавателям и студентам.
  • Ведомость. Преподаватель самостоятельно получает ведомость со списком студентов, допущенных к экзамену. Ведомость формирует учебный офис образовательной программы. Преподаватель может выбрать бумажную или электронную экзаменационную ведомость.
  • «Автомат». Если на курсе есть студенты, которых преподаватель хочет освободить от экзамена по результатам текущего контроля (особо отличившиеся при изучении данной дисциплины и набравшие накопленную оценку по дисциплине выше 7 баллов) и «автоматом» выставить им оценки «отлично» (8, 9,10 баллов), он должен на последнем занятии проинформировать об этом студентов, получивших «автомат». Этим студентам приходить на экзамен не нужно.

На экзамене

  • Экзамен может проводиться в любое время с 9.00 до 21.00.
  • Экзамен не должен длиться более 4-х часов для каждого студента.
  • Принимать экзамен можно только у студентов, перечисленных в экзаменационной ведомости.
  • К сдаче экзамена допускаются все студенты, перечисленные в ведомости. В ведомость выставляются оценки: накопленная, полученная студентом на экзамене и результирующая.
  • Неудовлетворительные результаты текущего контроля не могут служить основанием для недопущения студента к экзамену.
  • Если студент не явился на экзамен, в ведомость вместо оценки вносится пометка «неявка».
  • Запрещено вносить в ведомость пометку «неявка» по просьбе студента, ответившего на «неудовлетворительно».
  • Если студент болен, он должен проинформировать об этом преподавателя до начала экзамена.
  • Если студент после получения задания отказывается от продолжения участия в экзамене, ссылаясь на плохое самочувствие, то оценивается та часть работы, которую он успел выполнить, независимо от наличия медицинской справки.
  • Если студент предъявляет медицинскую справку/отказывается от участия в экзамене по состоянию здоровья до начала экзамена, в ведомость вносится запись «неявка».

Преподаватель может удалить студентов с экзамена и выставить в ведомость оценку «неудовлетворительно», если:

  • студент использует материалы, не включенные в список разрешенных для этого экзамена;
  • студент пытается общаться с другими студентами или иными лицами, в том числе с помощью мобильного телефона и прочих электронных устройств;
  • студенты без разрешения перемещаются в аудитории.

В диспетчерских отделах учебных корпусов имеются специальные средства, которые могут «гасить» сигналы сотовой связи, Интернет, а также вести видеозапись во время экзамена. Вы можете заранее заказать эти устройства и инструкции к ним, если проводите контрольное испытание для большого числа студентов (http://www.hse.ru/studyspravka/zakaz).

Документы

  • формат экзаменационных ведомостей (Приложение 2);
  • ведомость для научно-исследовательских семинаров, практик, проектов (Приложение 3);
  • ведомость по курсовым работам (Приложение 4)

Пересдача экзамена

  • Повторно сдавать экзамен можно только в случае, если студент получил оценку «неудовлетворительно» (0-3 балла по 10-балльной шкале).
  • Запрещено повторно сдавать экзамен, если студент получил оценку 4 балла и выше.
  • Запрещено повторно сдавать экзамен по одной и той же дисциплине более двух раз. Первая пересдача проводится преподавателем, принимавшим экзамен. Другой преподаватель может сделать это вместо него только по согласованию с департаментом. Процедура повторного проведения экзамена должна полностью соответствовать процедуре первого экзамена.
  • Пересдаче подлежит только оценка, полученная на экзамене.
  • Накопленная оценка по курсу не может изменяться.
  • Вторая пересдача (то есть третья попытка сдать экзамен) проводится комиссией в составе не менее трех человек. В порядке исключения комиссия может не учитывать результаты текущего контроля и выставить студенту результирующую оценку без учета накопленной оценки. Если программа дисциплины не предусматривает проведение экзамена, и результирующая оценка определяется по итогам текущего контроля, то организуется только одна пересдача, которая принимается комиссией в соответствии с правилами проведения второй пересдачи. При этом накопленная оценка не учитывается комиссией.
  • В случае защиты курсовой работы допускается только одна пересдача.
Читайте также:
Университеты Китая особенности обучения и получения высшего образования

Апелляция

Студент имеет право на апелляцию по поводу результатов экзамена в случаях:

  • если, на его взгляд, вопросы экзамены были сформулированы некорректно, выходят за рамки учебной программы или если он выявил ошибки в вариантах ответов на задачи и тестовые задания;
  • преподаватель нарушил установленную процедуру проведения экзамена;
  • преподаватель нарушил методику выставления оценки за работы;
  • во время или после экзамена возникли обстоятельства, мешающие преподавателю объективно оценить работу студента.

Кафедральная учебная нагрузка преподавателей

Материалы по расчету нагрузки научно-педагогических работниковНИУ ВШЭ размещены на странице «Справочник учебного процессаНИУ ВШЭ / Преподавателям / Планирование учебной нагрузки ППС» (http://www.hse.ru/studyspravka/PlanUchebNagr).

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Что считается уважительной причиной при прогуле

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!

Кадровый учет и отчеты по сотрудникам, зарплата, пособия, командировочные и удержания в удобном бухгалтерском веб-сервисе

Прогулом считается отсутствие работника на рабочем месте более 4 часов подряд в течение рабочего дня или отсутствие весь рабочий день (смену) без подтверждения уважительной причины (пп. «а» п. 6 статьи 81 ТК РФ). За прогулом может последовать дисциплинарное наказание, вплоть до увольнения.

Закон уважительных причин прогула не предусматривает. Работодатель должен самостоятельно решать, является ли причина прогула уважительной (Письмо Роструда от 04.12.2020 N ПГ/56975-6-1). Для этого нужно запросить у работника объяснительную записку и документы, которые подтвердят уважительность пропуска работы.

Уважительные причины можно разделить на группы:

  • причины личного характера;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • документально оформленное разрешение работодателя.

Уважительные причины личного характера при прогуле

Жизненных обстоятельств огромное множество, и не все они являются уважительными. Разберем некоторые из них.

Болезнь. Работник может отсутствовать на рабочем месте в случае болезни. Обычно сотрудник заводит больничный лист, но иногда для сохранения зарплаты может от этого отказаться. Тогда сотрудник должен предоставить справку от врача с указанием даты приема, выписку из медкарты, справку о вызове скорой помощи и т. п. Аналогичная ситуация в случае болезни ребенка или другого члена семьи, нужно предоставить справку от врача или взять больничный по уходу за ребенком.

Медосмотр на некоторых предприятиях — обязательная процедура по трудовому договору (ст. 213 ТК РФ). Если сотрудник проходил его не по своей инициативе и принес справку от врача, то отсутствие не является прогулом и считается уважительной причиной. К тому же в день прохождения медосмотра, а также сдачи крови работодатель обязан не только освободить сотрудника от работы, но и предоставить дополнительный день отдыха и выплатить за эти дни средний заработок (статья 186 ТК РФ). Неявка на работу из-за медицинского обследования, которое сотрудник проходит по своему желанию (пусть и по назначению врача), не считается уважительной. На такой случай всегда следует получать разрешение работодателя.

Коммунальная авария. К неожиданным поломкам в сфере коммунальных услуг относят утечку газа, поломку общедомового оборудования, аварию, замыкание электричества, пожар и прочее.

Пример такой ситуации рассмотрен в Определении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.06.2020 № 88-10036/2020. Работодатель уволил сотрудницу, которая не вышла на работу из-за прорыва стояка горячего водоснабжения. Ее не было на работе больше 4 часов — во время самой аварии с 7:00 до 13:00 и далее на время ремонтных работ до конца рабочего дня (16:18). Суд посчитал отсутствие из-за прорыва уважительной причиной, однако сразу после устранения аварии сотрудница должна была явиться на работу. Но так как период прогула без уважительной причины не превысил четырех часов, сотрудницу на работе восстановили.

Суд. Также уважительной причиной будет участие в судебном процессе: например, если сотрудник находится в суде как истец или ответчик по повестке. Участие в судебном заседании для своей защиты — конституционное право гражданина (ст. 46 Конституции РФ). Кроме того, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ). Эти выводы подтверждает судебная практика: Кассационное определение Хабаровского краевого суда от 16.12.2011 по делу N 33-9086, Определение Московского областного суда от 11.05.2010 по делу N 33-9048/2010.

Читайте также:
Тезисы научного доклада: определение, требования по составлению

При этом если в суде работник выступает представителем одной из сторон, прогул уважительным скорее всего не посчитают. Такова судебная практика (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.02.2018 N 33-5079/2018, Апелляционное определение Брянского областного суда от 02.06.2015). Всё дело в том, что в гражданских процессах представительство является добровольным, поэтому прогул работы не будет уважительным.

Невыплата зарплаты. Если работодатель задерживает зарплату более 15 дней, работник имеет право приостановить работу до момента выплаты задержанной суммы, известив об этом работодателя в письменной форме заранее. Однако нельзя приостанавливать работы в период военного, чрезвычайного положения, в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, государственными служащими и в других случаях (статья 142 ТК РФ). Это подтверждает практика (Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 14.01.2015 по делу N 33-48, Б-13, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 26.02.2015 по делу N 11-1996/2015).

Арест. Если суд назначил работнику административный арест, прогул можно считать уважительным, так как отсутствие на работе не зависит от воли работника. Уволенных за прогул по этой причине сотрудников суды восстанавливают на работе (Кассационное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.04.2011 по делу N 33-940, Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 11.12.2013 по делу N 33-9126/2013).

Учебный отпуск. Сотрудник, который совмещает работу с учебой, имеет право на дополнительный отпуск с сохранением среднего заработка. Работодатель обязан его предоставить (ст. 173 – 176 ТК РФ). Если работодатель отказал в отпуске, а сотрудник ушел в него самовольно, прогулом это считать нельзя. При этом работник обязан предоставить справку-вызов из образовательного учреждения или другой документ. Это подтверждается судебной практикой (Определение Московского городского суда от 16.09.2013 N 4г/8-9629).

Ведите учет, платите зарплату, налоги и взносы, отчитывайтесь через интернет в Контур.Бухгалтерии. Веб-сервис сам рассчитает суммы, выберет проводки, сформирует отчеты.

Форс-мажорные ситуации

Дорожно-транспортное происшествие или неисправность транспорта — это уважительные причины, если в случае неисправности общественного транспорта нельзя добраться до рабочего места другим транспортом. Сюда же относят задержку рейса при возвращении из командировки, отпуска и иной поездки, нахождение в ГИБДД на разборе ДТП.

Эпидемиологическая обстановка. Если работодатель ранее рекомендовал работникам не присутствовать на рабочем месте при подозрении на коронавирус, увольнение сочтут неуважительным. Особенно если сотрудник предварительно уведомил о возможно болезни своего непосредственного начальника ( Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.03.2021 N 88-5838/2021) .

В эту же категорию попадают сбои в работе общественного транспорта, погодные условия и стихийные бедствия. При этом важно подтвердить, что обстоятельства действительно были серьезными и препятствовали явке на работу. Подойдут ссылки на сообщения МЧС, СМИ, транспортных служб и пр.

Документально оформленное разрешение работодателя

Иногда причины пропуска рабочего дня известны заранее: свадьба, рождение ребенка, экзаменационная сессия в образовательных учреждениях и другие причины. В таких случаях сотрудник имеет право на дополнительные неоплачиваемые выходные, которые не считаются прогулом. Для этого работник предупреждает работодателя письменно. При рождении ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников установлен срок предоставления отпуска в размере 5 календарных дней. По другим семейным обстоятельствам и уважительным причинам предоставляется отпуск по соглашению между работником и работодателем (ст. 128 ТК РФ).

Самовольное использование дней отдыха

Работник в общем случае не может самовольно использовать дни отгула или уходить в отпуск, даже если он предоставляется без сохранения заработной платы.

При этом не будет прогулом использование работником дней отдыха, которые работодатель был по закону обязан ему предоставить, но не захотел. Например:

  • отпуск без сохранения зарплаты пенсионеру по старости (ч. 2 ст. 128 ТК РФ);
  • отпуск без сохранения заработной платы при регистрации брака, если работник подал заявление (ст. 128 ТК РФ);
  • отпуск по утвержденному графику отпусков, но без согласования с работодателем (ч. 2, 3 ст. 123 ТК РФ);
  • отпуск по уходу за ребенком до трех лет при поданном заявлении (ст. 256 ТК РФ);
  • учебный отпуск для подготовки к ВКР и ее защита, сдача госэкзаменов (ст. 173 ТК РФ);
  • дополнительные выходные для ухода за ребенком-инвалидом по заявлению (ч. 1 ст. 262 ТК РФ).
Читайте также:
Написание дипломных работ на заказ: что для этого нужно

Документально оформленное разрешение работодателя

Иногда причины пропуска рабочего дня известны заранее: свадьба, рождение ребенка, экзаменационная сессия в образовательных учреждениях и другие причины. В таких случаях сотрудник имеет право на дополнительные неоплачиваемые выходные, которые не считаются прогулом. Для этого работник предупреждает работодателя письменно. При рождении ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников установлен срок предоставления отпуска в размере 5 календарных дней. По другим семейным обстоятельствам и уважительным причинам предоставляется отпуск по соглашению между работником и работодателем (ст. 128 ТК РФ).

Как обосновать причину прогула

Если работник отсутствует на рабочем месте по уважительной причине, её нужно подтвердить. При отсутствии уважительной причины неявка будет признана прогулом, который влечет за собой увольнение (ст. 81 ТК РФ) или наложение на работника дисциплинарного взыскания.

Ст. 56 ГПК РФ утверждает: «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается». То есть, работник должен доказать, что отсутствовал по уважительной причине, а работодатель со своей стороны должен доказать сам факт отсутствия работника. Для работодателя таким доказательством может быть акт об отсутствии работника, данные электронных систем прихода и ухода работников, показания свидетелей. Для работника — это больничный лист, документы о ДТП, оформленные сотрудником полиции, акт о затоплении квартиры и другие документы.

Если работник не предоставил доказательство, то решение остается за работодателем. Например, в случае болезни работника, который не обращался в медицинское учреждение и не имеет документального подтверждения, признание будет зависеть от решения работодателя, репутации сотрудника и степени доверия к нему руководства.

О своём невыходе работник должен сообщить работодателю по телефону, устно или другим способом, по возможности, подтвердив документально уважительную причину прогула (повестка, документ из медучреждения и др.). Документальное подтверждение более достоверно и поможет работодателю принять обдуманное решение, либо отменить наложенное наказание за неявку.

Можно ли уволить за прогул

Прогул — это грубое нарушение трудовых обязанностей (п. 6 ст. 81 ТК РФ). Работодатель имеет право привлечь нарушителя к дисциплинарной ответственности: сделать выговор или даже уволить. Увольнение может последовать и за один единственный прогул без уважительной причины.

Для этого нужно соблюдать особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности:

  • подтвердите прогул документом — актом, накладной запиской, распечаткой данных системы «вход-выход» (если она есть на предприятии);
  • получите от работника письменную объяснительную или составьте акт об отказе;
  • оцените уважительность прогула;
  • убедитесь, что с даты прогула не прошло 6 месяцев (срок применение дисциплинарного взыскания);
  • оформите документы для увольнения: дополнительно к подтверждающим прогул документам издайте приказ об увольнении, внесите запись в трудовую книжку (сдайте СЗВ-ТД) и в личную карточку;
  • рассчитайтесь с сотрудником.

Некоторых работников нельзя уволить за прогул. Это беременные женщины, сотрудники в отпусках и на больничных.

Суд может признать увольнение за разовый прогул несоразмерным наказанием. Работодатель при выборе дисциплинарного взыскания должен учитывать тяжесть проступка, его обстоятельства и в целом отношение работника к своим обязанностям и его поведение. Так, Верховный Суд РФ признал незаконным увольнение сотрудника, который предупредил о своем отсутствии непосредственного руководителя и написал заявление со ссылкой на семейные обстоятельства. Работодатель не смог доказать, что при вынесении решения об увольнении за прогул он учел все обстоятельства и тяжесть проступка (Определение Верховного Суда РФ от 18.06.2018 N 66-КГ18-8).

Ведете кадровый учет, оформляете больничные, отпускные, удержания? Оцените возможности веб-сервиса Контур.Бухгалтерия. В одном окне вы можете вести учет, начислять зарплату и уплачивать взносы, автоматически формировать отчеты и отправлять их онлайн. Наши эксперты-юристы, налоговики и бухгалтеры окажут поддержку (услуга входит в тариф). Первые 14 дней работы в сервисе — бесплатно.

Заочный – Студенту об экзаменах и зачетах

Полный текст Положения размещен на сайте СГУПСа. Ниже приведены в сокращенном виде отдельные пункты Положения, касающиеся непосредственно студентов. (Комментарии к отдельным пунктам заключены в скобки и выделены курсивом) .

•Количество экзаменов в учебном году не должно превышать десяти, а количество зачетов двенадцати. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

•Экзамены проводятся в сроки, установленные графиком учебного процесса.

•На подготовку к экзамену по дисциплине должно быть отведено не менее трех дней.

•Декан допускает студента до экзаменационной сессии при условии выполнения студентом семестрового учебного плана (сдаче всех зачетов, защите всех рефератов, домашних заданий, курсовых работ и проектов). Для студента, обучающегося на компенсационной основе, дополнительным условием допуска до зачетов и экзаменов является наличие документа об оплате за обучение. В исключительных случаях, при наличии уважительных причин, декан факультета может допустить до экзаменационной сессии студента без одного зачета или курсового проекта (работы) по дисциплине, по которой нет экзамена в данную сессию.

Читайте также:
Защита кандидатской диссертации основные особенности и требования

•Кафедра допускает студента к экзамену по своей дисциплине при условии выполнения студентом предусмотренных рабочей программой лабораторных и других работ.

• Прием экзамена и зачета при отсутствии зачетной книжки не допускается.

•Экзамен (зачет) у студентов всех форм обучения принимается при наличии зачетно – экзаменационной ведомости, подписанной деканом факультета или его заместителем по учебной работе. В экзаменационной ведомости должны быть отмечены фамилии студентов, не допущенных до экзамена деканом и кафедрой.

•Экзамен проводится в устной или письменной форме, по билетам, тестам или иным заданиям, утвержденным заведующим кафедрой. Форму проведения и содержание экзамена и зачета устанавливает кафедра. Экзаменатор имеет право задавать студенту дополнительные вопросы и задачи в соответствии с рабочей программой дисциплины.

•Студенту, использующему в ходе экзамена или зачета неразрешенные источники и средства для получения информации, выставляется неудовлетворительная оценка.

(Под неразрешенными источниками и средствами понимаются заготовленные дома ответы на вопросы, а также конспекты лекций, учебная литература, сотовые телефоны и др. Если на экзамене или зачете разрешено использовать отдельные источники, преподаватель об этом сообщает студентам заранее).

•Процедура проведения экзамена или зачета для студента должна укладываться в 3 астрономических часа, включая получение задания, подготовку ответа, собеседование и оглашение результата. При наличии перерыва продолжительность может быть увеличена до 4 часов.

•Экзаменационная оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) выставляется с учетом текущей успеваемости в семестре, полноты и качества ответов на экзаменационные вопросы и решения экзаменационных задач.

•Оценка «отлично» выставляется студенту, показавшему полное и системное усвоение программного материала, его понятий и закономерностей, умение грамотно и четко излагать и использовать полученные знания при решении и анализе стандартных и нестандартных задач и ситуаций.

•Оценка «хорошо» выставляется студенту, показавшему усвоение большинства вопросов учебной программы, ее понятий и закономерностей, умение грамотно и четко излагать содержание программных вопросов, решать и анализировать стандартные задачи и ситуации.

•Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, показавшему усвоение наиболее важных вопросов учебной программы, его понятий и закономерностей, умение внятно излагать содержание этих вопросов, решать и анализировать основные типовые задачи и ситуации. Оценка «удовлетворительно» может быть выставлена студенту, допустившему в ходе аттестационных испытаний непринципиальные ошибки и обладающему необходимыми знаниями и умениями для их устранения под руководством преподавателя. Студент, получивший удовлетворительную оценку, имеет необходимую подготовку (компетенции) для успешного изучения последующих дисциплин учебного плана и соответствует той части квалификационной характеристики выпускника, которая обеспечивается данной учебной дисциплиной.

•Студенту, показавшему подготовку ниже уровня, необходимого для получения удовлетворительной оценки, выставляется неудовлетворительная оценка.

•Зачет по дисциплине может проставляться по результатам контрольных работ и рефератов, предусмотренных рабочей программой и учебным планом, а также выступлений студентов на семинарах и коллоквиумах.

•Неявка студента на экзамен отмечается экзаменатором в зачетно – экзаменационной ведомости словами «не явился» в графе «оценка». При отсутствии уважительных причин неявка студента на экзамен приравнивается деканом факультета к неудовлетворительной оценке.

•После окончания экзаменационной сессии, при необходимости, декан факультета устанавливает сроки ликвидации задолженностей. Эти сроки должны охватывать каникулярное время и не более трех недель следующего семестра.

•Пересдача экзамена и зачета с неудовлетворительной оценки по одной и той же дисциплине допускается не более двух раз. Вторая пересдача принимается комиссией.

•Пересдача экзамена с неудовлетворительной оценки в период экзаменационной сессии, как правило, не допускается. Декан факультета, при наличии уважительных причин, может разрешить студенту одну такую пересдачу, если это не вредит сдаче других экзаменов.

•Пересдача экзамена с целью повышения положительной оценки может быть разрешена деканом факультета, при согласии экзаменатора, и, как правило, вне пределов экзаменационной сессии и только в течение того учебного года, за который пересдается экзамен.

•В виде исключения ректором университета или проректором по учебной работе на основании представления декана факультета, при согласии экзаменатора может быть разрешена пересдача экзамена на повышенную оценку по дисциплине предшествующих лет обучения.

(Практика применения данного пункта показывает, что такое разрешение дается редко и только в случаях пересдачи одной – двух оценок «хорошо» на «отлично».)

•Экзаменационная сессия студенту может быть продлена деканом факультета при наличии уважительных причин:

Читайте также:
ГОСы в университете - что это такое, как подготовиться, как проводится

а) болезнь, подтвержденная справкой лечебного учреждения;

б) иные непредвиденные и установленные деканом факультета обстоятельства, не позволившие студенту прибыть на экзамен.

•Окончание продленной сессии не должно выходить за пределы третьей недели следующего семестра. Длительная болезнь студента может, при соблюдении установленного порядка, служить основанием для предоставления студенту академического отпуска, но не для продления сроков сдачи экзаменов за пределами третьей недели следующего семестра.

•Документы о болезни, другие документы, дающие право на академический отпуск или продление экзаменационной сессии, должны быть представлены до или в первые дни экзаменационной сессии. Если студент сдавал экзамен и получил неудовлетворительную оценку, документы о его болезни в дни, предшествующие данному экзамену, не могут служить основанием для аннулирования неудовлетворительной оценки.

•При наличии уважительных и документально подтвержденных причин (продолжительная болезнь, семейные обстоятельства, длительные командировки и др.) студенту может быть предоставлен академический отпуск, но не более двух раз за весь срок обучения.

•За невыполнение учебного плана из университета отчисляются студенты:

а) получившие в одну экзаменационную сессию неудовлетворительные оценки по трем дисциплинам или пропустившие три экзамена из-за невыполнения учебного плана и семестровых программ учебных дисциплин (не допущенные к трем экзаменам);

б) получившие неудовлетворительную оценку при второй пересдаче экзамена;

в) не ликвидировавшие академическую задолженность до конца третьей недели следующего семестра;

г) не прошедшие учебную, производственную или преддипломную практику и не защитившие отчет о ее прохождении.

•Для студентов заочной формы обучения предельным сроком ликвидации задолженностей за предыдущий учебный год считается 1 марта следующего учебного года. В случае невыполнения этого условия студент подлежит отчислению из университета, если ему не был предоставлен академический отпуск.

•Студенту заочной формы обучения направляется вызов на лабораторно – экзаменационную сессию, если он не имеет задолженности за предыдущий курс и к началу лабораторно – экзаменационной сессии выполнил все контрольные и курсовые работы и курсовые проекты по дисциплинам, выносимым на сессию. Выполненными считаются зачтенные (защищенные) и допущенные к защите контрольные и курсовые работы и курсовые проекты.

(Контрольные и курсовые работы, курсовые проекты, отчеты по практике, рефераты и другие работы, выполняемые студентами – заочниками, подлежат защите с целью выявления самостоятельности выполнения, понимания выполненного и приобретенных в ходе выполнения знаний и умений.)

Секреты подготовки к экзамену за 1 день

Подготовка к экзамену за 1 день — это вполне осуществимая задача. По принципу спринтера нужно сделать максимальный рывок за короткий отрезок времени. Однако при умственной нагрузке работают более тонкие и сложные механизмы, чем при мышечной. Чтобы суметь запомнить огромный объем информации и выучить билеты за 1 день, нужно использовать все возможные методы улучшения работы мозга, экономии времени, запоминания. От того, каким образом студент повысит эффективность процесса обучения, зависит конечный результат экзамена.

Подготовка к предстоящей нагрузке

Как подготовиться к экзамену за 1 день? На отличную оценку в ситуации авральной подготовки рассчитывать может только хорошо ориентирующийся в предмете ученик. Цель экстренно быстрого усвоения материала для обычного студента — избежать неудовлетворительной оценки.

Накануне дня подготовки желательно хорошо выспаться, ведь чтобы все успеть, встать придется пораньше. Не нужно завтракать слишком плотно, так как обилие пищи задействует большую часть энергии на переваривание, а не на умственную деятельность. Завтрак, а также последующие приемы пищи, должны работать на максимальное увеличение эффективности обучения. Хорошо повышают IQ такие продукты:

  • темный шоколад;
  • ягоды (черника, малина, ежевика);
  • морепродукты (лосось, тунец, устрицы);
  • орехи (грецкий, бразильский), тыквенные семечки;
  • приправы (корица, шафран, карри);
  • фрукты (авокадо, яблоки, груши, абрикосы);
  • овощи (морковь, свекла, шпинат, капуста).

Рекомендуется выпить кофе или цитрусовый сок, так как они обладают свойством повышать сосредоточенность.

Чтобы эффективно подготовиться к экзамену за 1 день и выучить билеты, необходимо хорошо настроиться на плодотворную работу. Можно провести короткий аутотренинг, повторив про себя несколько раз позитивные утверждения. Чтобы не потерять концентрацию, нужно убрать все отвлекающие факторы: социальные сети, телевизор и телефон. На столе не должно быть ничего лишнего кроме принадлежностей для плодотворной учебы.

Теперь можно открыть перечень вопросов для экзамена и просмотреть их. Рекомендуется начинать с наиболее сложных и фундаментальных билетов, оставив легкие на потом. Утром память не перегружена и концентрация находится на высшем уровне, поэтому усвоение трудного материала будет более быстрым и эффективным.

Как правильно распределить время

Учеба без отрыва на протяжении всего дня грозит нервным срывом и депрессией. Но если нужно подготовиться к экзамену за 1 день, то придется поднапрячься. Главное — грамотно распределить время. Через каждые 45 минут сосредоточенной учебы необходимо делать 15-минутный перерыв, ведь такой режим не зря использовался еще в школе. Во время передышки мозг должен отдохнуть от умственной нагрузки. Лучше всего в это время выйти на свежий воздух, подвигаться, можно медитировать или просто полежать.

Читайте также:
Система образования в России ступени и уровни образования в Российской Федерации, виды и принципы образовательной системы, структура и организация, схема

Необходимо правильно распределить ограниченное количество времени, если перед студентом стоит задача из запоминания 30 билетов в течение одного дня. Чтобы за 1 день выучить все экзаменационные билеты, придется осваивать по 3 вопроса в каждые 45 минут. На это уйдет 10 часов, после чего необходимо устроить большой двухчасовой перерыв. Оставшееся время понадобится на повторение пройденного материала, чтобы лучше закрепить его в памяти.

Иногда происходит застревание на одном из сложных вопросов, а время уходит. Рекомендуется пропустить этот вопрос, перейти к следующему. Контролировать время поможет таймер. К непроработанным вопросам придется вернуться позже.

Используем ресурсы памяти

Как быстро улучшить память? Скорость подготовки зависит не только от способностей студента, но и от изучаемых дисциплин. Точные науки (математика, физика) требуют практики, а гуманитарные — навыков усвоения больших объемов материала, запоминания определений и дат.

Обучение в сверхскоростном режиме задействует кратковременный тип памяти. За один день можно запомнить колоссальный объем информации, но после экзамена от знаний не останется и следа. Чтобы выучить материал на более долгий срок, нужно увеличить число повторений в соответствии с объемом информации.

Способы запоминания

Каждый студент в процессе учебы понимает, как он быстрее усваивает материал. В обучении наиболее важными являются сенсорные типы памяти: слуховая, зрительная или моторная, а также их комбинации. Этой индивидуальной особенностью можно воспользоваться для того, чтобы быстро улучшить память и успеть выучить билеты за 1 день.

Аудиалу нужно прочитывать конспекты вслух, можно начитать текст на диктофон и прослушивать по нескольку раз. Можно тренироваться, рассказывая билет кому-либо из домочадцев, животному или своему отражению в зеркале. Делать это нужно от лица профессора, стараясь объяснить материал слушателям. Обучение других только что выученному материалу улучшает его запоминание.

Известно, что на визуальное восприятие расходуется около 50 % ресурсов головного мозга. Обладателю зрительной памяти легче запоминать материал по таблицам, диаграммам и чертежам, зарисовывать схемы.

Студент с моторным видом памяти ускорит запоминание информации, если будет писать шпаргалки. На миниатюрном клочке бумаги фиксируется основная суть ответа на билет, выжатая из целого конспекта или параграфа учебника. Процесс составления шпаргалки заставляет студента анализировать, выделять самое важное, и автоматически запоминать информацию. На кусочке бумаги нужно разместить тезисный план ответа, добавить даты или формулы. Возможно, на экзамене шпаргалки ему даже не понадобятся, так как все знания осядут в голове.

Как максимально задействовать память

Правильное использование памяти поможет сделать подготовку к экзамену максимально эффективной и быстрой, направляя информацию напрямую в мозг. Необходимо учить по принципу: от общего к частному. Сначала требуется уловить общую суть, которая послужит опорой для более детального рассмотрения вопроса.

Быстро улучшить память поможет составление плана текста, способствующего структурированию, анализу и точной формулировке. Он составляется методом разбивания текста на отдельные смысловые блоки с выделением главной мысли из каждого. Достаточно написать три пункта: проблему, главную мысль, вывод. Алгоритм изучения билетов за 1 день с помощью плана:

  • текст нужно сосредоточенно прочитать;
  • произнести вслух наиболее значимые моменты;
  • зафиксировать на бумаге основные моменты (можно в виде шпаргалок);
  • обязательно пересказать по написанному плану.

План помогает усвоить большой объем информации быстрее, так как при этом работают все типы памяти. Он также окажется полезен непосредственно перед экзаменом, когда нужно быстро восстановить в памяти изученные накануне вопросы.

Как за 1 день выучить билеты, если не всегда удается понять сложную информацию? Зубрить бесполезно, так как неусвоенный мозгом материал просто не запомнится. Поэтому лучше потратить время на разбор трудных моментов, выстраивая логические цепочки, применяя ассоциации. Во время экзамена можно излагать материал своими словами. Преподаватели ценят тех, кто старается разобраться и хоть что-то понимает.

Для быстрого запоминания исторических дат, названий, терминологии, иностранной лексики можно использовать мнемотехнические приемы. Они основаны на свойстве памяти сохранять лишь наполненные эмоциями образы, а не сухие факты и даты. Абстрактные объекты подменяют понятиями с зрительным и чувственным восприятием. Мнемонические схемы могут быть в виде аббревиатур, рифмованных фраз, образов.

Читайте также:
Как написать введение к курсовой работе пример и образец структуры

Некоторые методы мнемоники для быстрого запоминания:

  1. Чтобы запомнить последовательность слов, можно ориентироваться по расстановке мебели в своей комнате. Каждый предмет мебели обозначают одним из слов. Теперь словесную последовательность невозможно забыть.
  2. Если выучить три основные исторические даты, то остальные можно называть, отсчитывая от них.
  3. Благодаря зрительной памяти можно легко и быстро запоминать информацию в виде зарисовки, узора из цифр.
  4. Слуховая память активизируется, если прослушивать лекции, записанные на диктофон.

Чтобы за 1 день выучить билеты со множеством терминов или иностранных слов, можно воспользоваться методом карточек. На одной из сторон записывается термин, а на обратной — его расшифровка. Метод удобен еще и тем, что студенту будет легче проверить себя перед экзаменом.

Как еще можно за 1 день выучить билеты? Одним из вариантов является использование готовых кратких электронных конспектов, созданных самими студентами. Там можно найти компактно оформленные готовые ответы на вопросы. Такой способ позволит значительно сэкономить время на поиске информации.

Что делать с усталостью

Велика вероятность того, что режим подготовки к грядущему экзамену может сорваться из-за сильной усталости студента. Но время терять нельзя, поэтому придется прибегать к стимуляции активности любыми доступными способами. Наиболее известный метод взбодриться — выпить кофе. Нужно заранее запастись натуральным черным кофе, а также темным шоколадом. Если добавить в кофе сливки или молоко, то мозг получит дополнительную энергию из углеводов. Рекомендуется съесть хлеб с медом, орехи. Не стоит использовать энергетики. Заряд бодрости быстро пройдет, а за этим последует еще большая усталость.

Физические нагрузки являются одним из наиболее эффективных стимуляторов умственной деятельности. Вращения головой улучшают кровоснабжение мозга, обогащая клетки кислородом. Несколько минут отжиманий, приседаний, вращений туловищем и руками, прыжков и даже танцев восстановят энергетический потенциал. Рекомендуется также сделать гимнастику для глаз, чтобы снять зрительное напряжение.

Надежда на «авось»

Изучив около половины билетов за 1 день, студент может решить, что этого достаточно. К сожалению, надежда на «авось» приводит к провалу на экзамене. Именно пропущенный материал попадается чаще всего. Чтобы не пожалеть о затраченных усилиях, нужно подготовить небольшой ответ на каждый из вопросов. Всегда лучше ответить по билету хоть что-то, чем молчать перед экзаменатором.

У каждого из преподавателей есть ряд любимых тем, что выявляется в процессе учебы. Этот материал нужно выучить очень хорошо, так как дополнительные вопросы могут быть связаны именно с ним.

Совместная подготовка

Отличный метод экстренной подготовки к экзамену — коллективный. Несколько студентов объединяют свои усилия, собираясь вместе в общежитии или на квартире. Каждому достается часть вопросов. С помощью коллективного разума подготовиться к экзамену за 1 день удается быстрее и эффективней. Еще один плюс совместной подготовки в повышении мотивации — одногруппники не дадут заснуть или отлынивать от поставленной задачи. Главное, сохранять серьезный настрой и помнить об ограниченном времени.

Формат экзамена

Формат экзамена можно узнать у преподавателя или посмотреть в учебном плане. Если требуется написать сочинение или дать подробный ответ, то придется изучить большой перечень тем. Подготовка будет состоять в написании примерного плана сочинения, запоминании терминов и основных концепций.

Формат теста предполагает вопросы о терминах, незначительных деталях, этапах событий, сходствах и различиях определенных понятий. Правильный вариант выбирается из нескольких предложенных. Рекомендуется сконцентрироваться на изучении отдельных тем. Для подготовки к экзамену можно использовать примерные тесты, стараясь отвечать на вопросы максимально быстро. Если ответ на вопрос неизвестен, то нужно следовать дальше. На некоторые из них придется давать интуитивный ответ.

Сдавать экзамен желательно в первой пятерке, что даст больше времени на подготовку. Еще не успевший устать экзаменатор не будет слишком требовательным, зная, что в очереди еще много студентов. Если зайти в самом конце очереди, то можно воспользоваться усталостью преподавателя и рассчитывать на его снисхождение.

Перед экзаменом необходимо хорошо выспаться. Именно во время сна происходит упорядочивание полученной за день информации. Недостаток сна, ночное бдение над учебниками, приводит к снижению умственной активности на 40 %. Усталость и сонливость на экзамене подведут даже при хорошей подготовке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: