Невский проспект – краткое содержание, история создания, анализ

«Невский проспект» Н. В. Гоголь Кратко

Николай Васильевич Гоголь
Повесть «Невский проспект» Краткое содержание

Невский проспект – это повесть, входящая в «Петербургский цикл» Гоголя. Кроме этой повести, в цикл входят произведения «Портрет», «Шинель», «Нос». Где-то есть комизм, а где-то трагизм. А Невский проспект – произведение, где заметно смешение трагизма с комизмом.

Очень краткий пересказ повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

События разворачиваются в Петербурге, и всё начинается с Невского проспекта. Именно здесь вечером поспорили два приятеля, поручик Пирогов и художник Пискарев. После спора они разошлись в разные стороны. Читатель узнаёт о том, насколько разными оказались злоключения Пискарева и Пирогова: художник в итоге покончил с собой, а поручик сумел пережить унижение и сохранить бодрость духа.

Список и краткая характеристики героев повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Главные герои «Невского проспекта»:

  • Пискарев –небогатый художник и идеалист. Встретив очаровательную брюнетку, увязался за ней. Полюбив девушку, Пискарев искренне надеялся жениться на ней и уберечь от разврата. Однако реальность оказалась настолько беспощадной, что художник-идеалист покончил с собой.
  • Пирогов –поручик, смотрящий на жизнь поверхностно и с весёлым цинизмом. Увязавшись за блондинкой, поручик попал в слободу ремесленников-немцев. Пирогов решил устроить очередную интрижку, и стал ухаживать за блондинкой. Это кончилось скандалом: жестянщик Шиллер, муж блондинки, вместе со своими друзьями Кунцем и Гофманом сурово наказал нахала. Пирогов хотел пожаловаться генералу на ужасную выходку немцев, но в итоге передумал.

Второстепенные персонажи повести «Невский проспект»:

  • Шиллер – немец-жестянщик, муж блондинки. Его реальный предшественник – поляк Ф.В. Булгарин (он же Фиглярин, ФаддейВыжигин).
  • Гофман – сапожник-немец, друг Шиллера. Реальный предшественник – немец Н.И. Греч, редактор газеты «Северная пчела» (также эту газету презрительно называли Скверная пчела).
  • Блондинка – жена Шиллера, глуповатая немка (а как говорится, все блондинки – глупышки).
  • Брюнетка –проститутка, осознанно выбравшая путь праздности и разврата.

Краткое содержание повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» по главам

Глава 1

Здесь описывается главная улица Петербурга в разное время: утром, днём, вечером. После рассказа о том, каких людей можно встретить до двух часов пополудни, неожиданно начинается подвох: Гоголь непринуждённо рассказывает об усах и бакенбардах. Эти части тела превращаются в нечто самостоятельное, и получается реальный персонаж (именно так получилось в повести «Нос», где главный герой Ковалёв остался без носа, а затем увидел его в чиновничьем мундире, живого и говорящего).

В конце главы, когда наступил вечер, поспорили два приятеля – поручик Пирогов и робкий небогатый художник Пискарев. Они увидели красавиц, проходящих мимо, и поручик решил в донжуанском стиле покорить блондинку. Художник после колебаний и строгого напутствия приятеля поспешил за брюнеткой. С этого момента судьбы обоих героев разошлись в разные стороны.

Глава 2

Пискарев спешил следом за очаровательной темноволосой девушкой, и попутно плавал в собственных грёзах. Но, попав вслед за незнакомкой в дом, где слышался какой-то неприятный смех, художник очнулся. Как же он жалел семнадцатилетнюю красавицу, попавшую в этот ужасный дом разврата, бордель. Услышав пошлую речь юной проститутки, Пискарев поспешил покинуть притон и вернулся в свою квартиру.

Художник думал о том, как вырвать возлюбленную из страшной хватки разврата, и вскоре был удивлён. Появился лакей, и сообщил, что барыня пригласила Пискарева на бал. Конечно же, взволнованный молодой человек охотно согласился поехать на бал, где и встретил красавицу. Однако в один из моментов вся бальная зала постепенно исчезла, и оказалось, что художник просто-напросто видел реалистичный сон.

Пискарев так хотел увидеть любимую во сне, что стал жить совсем неправильно: вместо бодрствования утром и днём – постоянная дремота, вместо ночного сна – непонятное бодрствование. Неудивительно, что у молодого человека началась бессонница. Художник отправился покупать опиум. Пообещав написать портрет красавицы и самого перса-продавца, Пискарев получил столь желанное зелье. Бессонница исчезла, появились сны, один чуднее другого. В одном из них брюнетка стала женой художника.

И тогда молодой человек, обезумевший от любви к красавице,решил во что бы то ни стало спасти любимую от падения в бездну разврата, и отправился в бордель. Однако там реальность обрушилась на художника Пискарева с неумолимостью многотонного пресса. Проститутка наотрез отказалась работать, ей куда больше нравилась привычная жизнь, полная «пустоты и разврата». Вернувшись в свою квартиру, Пискарев заперся в комнате и покончил с собой. Похоронили художника на Охте – месте, где хоронят самоубийц.

Глава 3

Пирогов, поручик с донжуанскими замашками, шёл за девушкой-блондинкой и попал на Мещанскую улицу, а затем в дом немца-ремесленника. Хозяин дома, жестянщик Шиллер, был пьян, и требовал, чтобы друг, сапожник Гофман, отрезал ему нос. Появление Пирогова оказалось досадной помехой, и раздражённый жестянщик указал незваному гостю на дверь.

Пирогов решил поступить иначе: заказать шпоры для сапог. Это были уловки, истинная цель – покорить глупенькую блондинку. И однажды, когда Шиллер ушёл к друзьям, а его жена осталась дома одна, поручик решил,что теперь пришло время для соблазнения блондинки. Однако появился пьяный хозяин в компании друзей – сапожника Гофмана и столяра Кунца. Разгневанный Шиллер решил проучить несносного поручика, и сделал это.

Пирогов был ужасно разгневан, и хотел нажаловаться генералу на немцев-ремесленников. Однако, посетив кондитерскую и почитав газету «Северная пчела», поручик несколько поостыл, а после прогулки по Невскому проспекту окончательно успокоился и решил побывать на званом вечере.

Читайте также:
Вино из одуванчиков краткое содержание читать с картинками

Глава 4

Здесь Гоголь рассуждает о двух совершенно разных событиях, и делает финальный вывод: Невский проспект «лжёт во всякое время» – и утром, и днём, и особенно вечером.

Кратко об истории создания повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Замысел повести появился ещё в 1831 году, когда Гоголь побывал в Петербурге и сделал несколько зарисовок. По мнению специалистов, именно из этих зарисовок постепенно сформировалась повесть, показывающая северную столицу Российской Империи с обеих сторон: комической и ужасной.

Интересно, что именно в черновом варианте, забракованном цензурой, скрывается ответ на вопрос, что именно случилось с Пироговым, когда он попытался соблазнить немку и столкнулся с её разгневанным пьяным мужем, а также двумя другими ремесленниками. Оказывается, Пирогова высекли.

Невский проспект — история: от создания до современности

Невский проспект, связывающий площади — Дворцовую и Александра Невского, является самым сердцем Санкт-Петербурга, его главной магистралью, знаменитой во всем мире. Протяженность Невского составляет 4,5 км.

Заложенный в 1710 году Петром Великим проспект всего на 7 лет младше славного города на Неве. Спустя 2 года после основания Невского, в 1712-м государь перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург. Невский проспект стал главной магистралью столицы Российской империи.

Петербуржцы гордятся Невским проспектом, искренне обожая его. Но многие ли знают его историю? О том, как складывалась судьба великой улицы Северной столицы и пойдет речь дальше, в мельчайших и интереснейших подробностях.

Начало Невского проспекта

Необходимость в прокладке проспекта возникла вскоре после основания Санкт-Петербурга. В то время к нему с юга из Москвы и Великого Новгорода можно было подъехать по Новгородской дороге, сегодня это трасса от Лиговского проспекта до Таврического сада. Невский проспект планировался как главные въездные южные ворота в Петербург.

Далее дорога в районе Кирочной улицы разделялась на несколько дорог, одна из них пролегала вдоль Невы, и вела на запад к Фонтанке, также приводила к гласису перед Адмиралтейством, который назывался Адмиралтейским лугом. Его не застраивали, так как свободное пространство было необходимо для крепости. Этой дорогой пользовались для подвоза продовольствия к Адмиралтейству. Но ее часто размывало. И надежной ее было трудно назвать. А ведь именно эта часть дороги Новгородского тракта связывала Адмиралтейство, построенного в 1704 году, с центральной Россией.

В начале будущего Невского проспекта, между Адмиралтейским лугом и Мойкой располагалась Морская слобода, в которой жили рабочие верфи. В 1705 году здесь построили Морской рынок, где торговали продуктами, мясом, рыбой, а также дровами и сеном. Через Морскую слободу к Морскому рынку шла Большая Морская улица.

Рядом с рынком, на набережной Мойки стоял дом адмирала Корнелия Крюйса, который руководил строительством Адмиралтейства и был президентом Адмиралтейств-коллегии. Адмирал жил рядом с моряками и рабочими Адмиралтейства. Этот особняк стал одним из первых именитых жилых зданий на Невском проспекте. Дальнейшая судьба дома Крюйса неизвестна.

Также причиной закладки Невского проспекта явились победы русской армии в Северной войне — под Полтавой и взятие Выборга. Пётр I понял, что шведы к городу на Неве уже близко не подойдут, и начал обдумывать план по переносу столицы из Москвы в Санкт-Петербург.

Город, образованный вокруг крепости и верфи, начал готовиться к приёму царского двора и к своему статусу. Так, в 1710 году был основан Александро-Невский монастырь. Сразу же появилась необходимость в этом месте создавать удобный въезд в Петербург с юга.

Начали прокладывать “першпективу” по наикратчайшему пути от Адмиралтейства до Новгородского тракта. На карте Петербурга виден прямой угол между Невским и Лиговским проспектами. По версии краеведа Петра Николаевича Столпянского, именно в этом месте река Фонтанка была наиболее узкой и удобной для наведения переправы. Так было определено направление Невского проспекта. Его назвали Большой першпективной дорогой.

В 1712 году во время строительства монастыря также прокладывалась дорога. Когда в 1718 завершили строительство дороги, ее стали величать по названию монастыря — “Невской першпективной дорогой”. Первое упоминание об этой дороге можно найти в исторических летописях, где говорится о дороге к Невскому монастырю. Независимая прокладка двух дорог объясняет излом в районе площади Восстания.

При прокладке Большой першпективной дороги возникли большие сложности с грунтом. Местность была болотистой. В зыбкий грунт строителя забивали стойки, поперёк них связками крепили брёвна от днищ барок, по которым настилали доски. Процесс возведения Невской першпективной дороги был сложнее. Неоднократно прокладывались гати, которые также укрепляли днищами барж.

Поначалу Большая першпектива вяло застраивалась, поскольку государь планировал сделать центр города на Васильевском острове. А вот Невская першпектива была более успешной. Местность вокруг нее отводилась под земли служителям монастыря и рабочему населению.

Часто можно услышать историю о том, что Невский планировали сделать вытянутым и прямым, как стрела. Якобы, две эти дороги начали прокладывать одновременно с двух сторон. Они должны были соединиться на Новгородском тракте. Но нерадивые строители, мол, не рассчитали, вот, и вышел изгиб, где государь, говорили, приказал их высечь. Однако миф далек от реальности, два отрезка будущего Невского проспекта строились в разное время и до 1738 назывались по-разному: одна — Большой першпективой, другая – Невской першпективой.

Возведением дороги Петербургу удалось перешагнуть через Мойку, которая до того являлась естественной границей города. Новой границей Санкт-Петербурга стала Фонтанка. Между Мойкой и Кривушей образовалась Переведенская слобода, где жили рабочие, приехавшие сюда из разных уголков. К 1712 на углу Большой першпективной дороги возвели небольшую деревянную церковь Рождества Богородицы. Это был первый храм на Невском проспекте.

Читайте также:
Загадки про овощи для детей 3-7 лет - простые, сложные и обманки

Большая першпективная дорога стала соединяться с другими округами Петербурга. Через некоторое время ее скорректировали в пределах Адмиралтейского луга, чтобы она выходила на центр Адмиралтейства, на котором незадолго возвели башню со шпилем. Однако она все ещё представляла собой узкую просеку среди болота. По мнению Столпянского пленные шведы, привезенные из Москвы, вскорости превратили её в удобное шоссе. Их работа увенчалась посадкой четырёх рядов берёз.

С тех пор на Большой першпективе началось строительство мостов. В 1715 году был возведен первый мост через Фонтанку, через год построили мосты через Мойку и Кривушу.

На содержание магистрали уходило много денег, поэтому проезд был платным. Размер платы казался непомерным. Однако все средства реально уходили на поддержание дороги, которую ежегодно укрепляли заново: за год к весне днища барж погружались в болотистый грунт, приходились укладывать новые. Не только деньгами путешественники могли расплачиваться за проезд, но и стройматериалом, булыжником, которым в 1720-х годах и удалось вымостить дорогу.

По случаю переноса мощей Святого князя Александра Невского в Александро-Невский монастырь в 1724 году генерал-полицмейстер Антон Девиер сделал блестящий подарок Большой першпективе. На ней вечером зажглись первые фонари, которые были установлены через каждые 106 м. и заправлялись конопляным маслом. Под фонарями установили лавочки.

Благодаря благоустройству Большой першпективы она стала главной въездной дорогой, подъездом к центру Петербурга. В 1728-1730 годах на першпективе появилась немецкая церковь Святого Петра с двумя зданиями, построенными по проекту архитектора Доменико Трезини. Таким образом, они образовали перед кирхой парадные проезды. В дальнейшем этот приём применяли при возведении других храмов, что намного обогатило художественно-архитектурный ансамбль Невского проспекта. Почти сразу же появилась тут и голландская община.

Императрица Анна Иоанновна много сделала для развития Петербурга и Большой першпективы. В знак этого и для торжественной встречи царицы в 1731 году на дороге у Мойки возвели триумфальные ворота в виде трёхпролётной арки с башенкой, были украшены золочёной резьбой и скульптурой. Они возводились по проекту российского архитектора Ивана Кузьмича Коробова. Их назвали Адмиралтейскими.

В 1733-1737 годах была возведена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Своей величавой колокольней, увенчанной высоким шпилем, перекликающимся со шпилем Адмиралтейства, она стала главной высотной доминантой Большой першпективной дороги. Церковь строилась во имя чтимого списка Казанской иконы Божией Матери, который был перенесен за день до ее освящения. В будущем здесь возведут грандиозный Казанский собор.

Вот, как описывают Невский проспект очевидцы того времени, например, Карл Рейнхольд Берк в своих “Путевых заметках о России”:

“Из Итальянского сада и Сибирского приказа мы возвратились в город по Перспективной улице. Она проложена от Адмиралтейства и уходит далеко за город. Домами она застроена лишь в наименьшей своей части, прочая часть состоит из берёзовой аллеи – где прорубленной, а где насаженной и представляющей собой чрезвычайно красивый больвар. На Перспективной улице, как было сказано, мало примечательных зданий, помимо каменной русской церкви, которая пока не достроена, но будет, по-видимому, красивой”.

Морской рынок возле Адмиралтейства со своей торговлей сеном и дровами представлял опасность для верфи как источник возможных пожаров. Поэтому его перенесли подальше и от Адмиралтейства и от першпективы на участок между Мойкой и Большой Морской улицей в новое здание, построенного по проекту Георга Иоганна Маттарнови.

Это подтверждает историк К. В. Малиновский в своей книге “Санкт-Петербург XVIII века”, цитируя указ Сената от 24 апреля 1735 года:

“имеющийся на Адмиралтейском острову Морской рынок перевесть немедленно на порожнее место, показанное от Полицмейстерской канцелярии, идучи к Невскому монастырю по правую сторону перспективной дороги, а на том новом рынке места Санктпетербургским купецким людям отводить от Полицмейстерской канцелярии, от Камер-Конторы и от Ратуши, с общаго согласия, полинейно, чем в которой линии торговать”.

Некоторые историки склонны думать, что перевод рынка произошел после пожаров 1736 – 1737 годов. Тогда, сгорела большая часть застройки вокруг Адмиралтейства, включая здание рынка. Как бы там ни было, после ужасных пожаров в 1737 году Анна Иоанновна издает указ:

“. за Мьею речкою по проспективной на погорелых местах, для осторожности от пожарного случая, отныне впредь вместо новозачатого обывательми деревянного строения, и которые ещё не зачали, всем строить каменное строение на погребах в одно жильё неотменно, и для того зачатыя строении велеть разобрать”.

В 1738 году городская комиссия дала названия 17 главным магистралям Петербурга, в том числе Большой першпективе, которая стала Невской Проспективной улицей. Так стал называться участок трассы в Адмиралтейской части, до Мойки. Через год Невской Проспективной улицей стали называть уже и дорогу до современной площади Восстания. Вскоре это название распространилось на весь участок дороги от Адмиралтейства до Александро-Невской лавры. И становится абсолютно очевидным тот факт, что имя проспекту было дано в честь монастыря, а не Невы.

Анализ повести «Невский проспект» (Н. В. Гоголь)

Николай Васильевич Гоголь в своих произведениях часто воспевал влюбленных, тонко чувствующих людей, и обличал всевозможные пороки: ложь, алчность, жестокосердие… Не стала исключением и его повесть «Невский проспект», разбор которой предлагает Вам Многомудрый Литрекон.

Читайте также:
«Цветок»️ анализ стихотворения А.С. Пушкина, история создания

История создания

История написания повести «Невский проспект» открывает перед читателем интересные факты из биографии писателя:

  • Гоголь любил гулять по Северной Столице, наблюдать за прохожими, прислушиваться к их разговорам.
  • Замысел написать произведение, где главным действующим лицом будет Петербург, возник у Гоголя в 1831 году. Об этом свидетельствуют наброски с описанием города, датированные 1831 годом.
  • Примечательно, что с 1830 по 1833 годы Николай Васильевич посещал занятия в Академии художеств в качестве вольноприходящего студента. Писатель получил уникальную возможность пообщаться с огромным количеством живописцев, в том числе уже известных. Он был в восторге от общества, собравшегося на курсе.
  • Неизвестно, был ли у художника Пискарева прототип в реальной жизни, или был его образ собирательным, но посещение курсов однозначно повлияло на писателя, что нашло отголосок в повести « Невский проспект».
  • Работа над повестью была завершена в октябре 1834 г. , а цензурное разрешение было получено 10 ноября 1834 г. Повесть была впервые напечатана в сборнике «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя» в 1835 г.

Жанр и направление

Жанровая разновидность произведения «Невский проспект» — повесть. Есть одна основная сюжетная линия, в ней задействованы немногие герои, объем книги и размах событий тоже соответствуют характеристике повести.

Направление — социально-критический реализм. В этом произведении Гоголь затрагивает тему маленьких людей, весь проспект полон ими: гувернантки и канцелярские рабочие, нищие, булочники. Все это люди, не имеющие веса в обществе, обреченные на скромное, если не жалкое, существование.

Суть: о чем повесть?

В основу повести входят две истории молодых людей, знакомых друг с другом. Пискарев — бедный, но талантливый молодой художник. Увидев мельком в толпе прекрасную незнакомку он следует за ней до ее дома. Девушка, заметившая преследование, на удивление читателя не пугается, а дает знак Пискареву проследовать за ней в дом. Молодой художник испытывает шок, осознав, что попал в дом терпимости.

Явственно вырисовывается внутренний конфликт, где юноша не в силах мириться с действительностью. Служитель прекрасного, он пленен прелестью незнакомки не ради желания плотских утех, а восхищен ее красотой, как произведением искусства. Он не в силах принять того, что его возлюбленная ввергнута в столь низменное и грязное занятие. Сбежав оттуда и проведя несколько дней в тяжелом психическом состоянии, Пискарев принимает решение спасти падшую женщину, сделав ее своей женой. Читатель может заметить, что семнадцатилетняя блудница невоспитанна и непроходимо глупа, что она не пара возвышенному Художнику. Но Пискарев не оставляет своих надежд, он признает, что беден, и ей придется трудиться. Ему нечего предложить ей, кроме своей любви и честного имени, а красотка поднимает его на смех… Возможно, будь у Пискарева деньги, он смог бы увести девушку из того мрачного места, мог бы считать ее спасенной… Но он всего лишь маленький человек, он бессилен что-либо изменить. Здесь стоит заметить, что Пискарев не богат, но у него есть надежда на светлое будущее — его талант (в процессе чтения становится известно, что два человека хотели себе картины кисти Пискарева). Не находя в себе сил осмыслить и принять столь нелицеприятную реальность этого мира, молодой человек покончил с собой.

Антитезой Пискареву выступает поручик Пирогов, недавно получивший повышение. С одной стороны, он гордился и мечтал об собственном портрете, с другой — даже для женитьбы на купчихе по расчету нужно было дослужиться до полковника. Он не высокого чина, талантов не имеет, как и богатого внутреннего мира. Дамы для Пирогова — источник выгод и удовольствий. Поэтому он тоже идет за незнакомкой по улице, но совсем с другими намерениями. Она оказывается женой немца. Он флиртует с ней, но, придя к даме, обнаруживает ее мужа и получает по заслугам. Получив оскорбление от немца, с чьей женой хотел завязать роман, Пирогов забывает об инциденте в тот же вечер. Он не только не ищет прекрасного, наоборот, ищет, кого бы подтолкнуть к греху.

Интересно обратить внимание на перекличку с другими произведениями автора: когда Пирогов впервые входит в дом Шиллера, хозяин просит своего собутыльника. .. Отрезать ему нос! В другом же произведении Гоголя пропавший нос разыскивает колежский асессор Ковалев, к слову, тоже маленький человек. Немец Шиллер же не стал терпеть позора, который хотел нанести ему Пирогов. Правда, на утро, протрезвев, очень боялся расплаты за свое поведение — он не имел права оскорблять офицера, даже покусившегося на его, Шиллера, жену.

Главные герои и их характеристика

Система образов в рассказе «Невский проспект» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

герои повести «невский проспект» характеристика
петербург образ петербурга неоднозначен. автор воспевает и одновременно обличает главную улицу петербурга: воспевает величие, красоту, размах, а обличает зловещую изменчивость, циничность невского проспекта. здесь все не то, чем кажется. люди, с виду богато одетые, не имеют ничего, кроме своего наряда. красивые женщины направляются в дом терпимости продавать свое тело. невский проспект жесток, он готов обмануть вас, лишь только вы зазеваетесь. даже образы героев противопоставлены друг другу, они как бы исходят из двух сущностей петербурга.
пискарев талантливый художник с развитым чувством прекрасного. мечтатель, влекомый ангельской красотой, он придумывает себе благочестивую душу ее обладательницы, и влюбляется в нее. он не в силах поверить, что столь милое создание может творить такие гадкие дела. по натуре он — идеалист, и готов поверить в любую иллюзию. именно поэтому ему удается рисовать талантливые работы, ведь он улавливает душу, а не изгибы тела. художник символизирует красоту и утонченность невского проспекта, его изящный вкус и возвышенное стремление к творчеству. говорящая фамилия «пискарев» говорит о том, что герой, несмотря на все свое мастерство, является маленьким человеком, который не может повлиять ни на что. у него нет внутренней силы поменять этот мир и нет возможности приспособиться к нему. он обречен на смерть, как и все прекрасное в холодном и циничном городе.
пирогов низменная сущность пирогова, напротив, вызывает отвращение. поручик не прочь поживиться легкой добычей, он самонадеян и самовлюблен. у него нет талантов, есть лишь амбиции и пороки. ему очень хорошо живется на невском проспекте: иллюзий он не питает. в женщине он видит то, что в ней и есть, не придумывая каких-то возвышенных качеств ее души. в жене немца пирогов почувствовал легкодоступное удовольствие, и этого ему достаточно. этот герой тоже имеет говорящую фамилию «пирогов», которая указывает на его мещанскую и приземленную сущность. он лишь наживает богатство и чины, как образцовый столичный житель, на мир души и творчества ему плевать. поэтому он спокойно забывает потрясения минувшего дня и продолжает жизнь. он символизирует пошлость и торговлю собой на невском проспекте, где люди кичатся мнимыми достоинствами и показным достатком.
женские образы в творчестве гоголя женщина зачастую выступает злым духом и коварной соблазнительницей без сердца. таковой является и избранница художника. внешне она прекрасна, но внутри глупа, порочна и жестока. в даме писатель видел пустой сосуд, который пленяет только внешними очертаниями. ничуть не лучше избранница пирогова: она легкомысленна и хитра, вероломна и порочна. хоть она и носит имя честной женщины, в душе у нее такой же дом терпимости.
Читайте также:
Доктор Живаго - краткое содержание романа, история создания

Тематика произведения «Невский проспект» до боли знакома каждому городскому жителю:

  1. Тема города — основная в повести. Описание его очарования и безобразия становится главным поводом для размышления писателя. Петербург — город контрастов. Богатство уживается с нищетой, причем нередко в одном и том же доме. Творцы идут рука об руку с обывателями и карьеристами. Но главная черта столицы — ее обманчивость. Красота женщин манит Вас в публичный дом, примерная супруга норовит скрыться с незнакомцем, а богач с виду может оказаться бедняком, разодетым для прогулки по Невскому проспекту.
  2. Тема любви. Любовь, по мнению Гоголя, обманчива, а иногда и вовсе продажна. Возвышенные чувства строятся на иллюзиях, которые разбивает реальность при первом же порыве откровенности. Искренность и преданность не нужны, ведь они не продаются, в отличие от разврата. Художник со своим чувством весьма символично погибает: им обоим не место на Невском проспекте.
  3. Тема творчества. Настоящий художник также оказывается слишком идеальным и возвышенным для реального мира. Его чуткая душа не может вынести пошлости окружающей среды. Если даже красота продает себя тому, кто больше даст, творец бессилен что-либо изменить. Настоящее искусство слишком утонченно и хрупко для грубых людей.

Проблемы

Проблематика повести «Невский проспект» не менее интересна:

  1. Проблема маленького человека. Пискарев пробует бунтовать против социальной несправедливости и порочности, но терпи поражение из-за своего бессилия. Он оказывается слишком ничтожным и слабым, чтобы противостоять растлевающему влиянию города. Он не смог спасти девушку, потому что ей самой не нужно этого спасения. Не справившись с собой, маленький человек сводит счеты с жизнью, признавая свое поражение. И таких героев десятки — все они обречены на ничтожное прозябание.
  2. Разврат и порочность города. Символично, что проститутка сама отвергла помощь художника. Ей нравится ее жизнь, веселый и пьяный угар дней. Она довольна тем, что может продавать свою красоту. Нельзя спасти того, кто не хочет этого.
  3. Пошлость и мещанство. Пирогов — олицетворение обывательского образа мыслей. Он не углубляется в жизнь: ему достаточно поверхностного комфорта и достатка. Кроме своей персоны и успеха, его ничего не тревожит и не интересует. Он равнодушен к судьбе других людей и готов пробиваться к преуспеянию любыми путями.
  4. Несоответствие мечты и реальности. Художник лишил себя жизни потому, что ощущал, как бесконечно далек идеал от действительности. А для него существование без возвышенных грез немыслимо. Когда реальность разрушила его светлые иллюзии, он больше не смог продолжать жить.
  5. Одиночество человека как такового, и одиночество человека в большом городе. Никто не помог художнику в трудную минуту. В городе много людей, но никого близкого и понимающего. Все вовлечены в свои эгоистические заботы, и никому нет дела до ближнего. Человек обречен на внутреннее одиночество и затворничество.

Главная мысль

Смысл повести «Невский проспект» — обличение двуличия Петербурга и людей, живущих в нем. За внешним лоском кроется пустота, за красотой — порок, за приветливостью — равнодушие. Петербург красив и весел, но бесконечно холоден по отношению к людям, как и они сами по отношению друг к другу.

Автор со страниц произведения показывает две стороны одного города, два характера, словно желая своим рассказом предостеречь читателя от ошибок. Не стоит доверять миражу, не стоит гнаться за фантомом. Любая красота может быть обманчива, и жертвой этой красоты может стать любой маленький человек. Для борьбы с несовершенством мира нужна сила воли, и если ее нет, не стоит и пытаться. Мотылек, летящий на пламя, обречен. И все же даже такой обреченный на неудачу полет гораздо содержательнее, чем тупое самодовольство ничтожного Пирогова. Такова основная идея повести «Невский проспект».

Читайте также:
Хорошее отношение к лошадям - анализ стихотворения, история

Чему учит?

У каждого произведения есть мораль, и повесть «Невский проспект» — не исключение. Автор призывает человека возвыситься над суетой Невского проспекта и не увлекаться его миражами. Праздничная и шумная улица манит нас призрачной красотой, но за маской многолюдства скрывается пустота. Никто не подойдет к Вам на этой улице с чистыми намерениями и добрым сердцем.

Вывод из повести каждый сделает сам, но большинство людей, по мнению Многомудрого Литрекона, задумаются о том, что важно не растерять отзывчивость на многолюдных улицах большого города. Пискареву не хватило сил, чтобы вытащить девушку из развратной трясины, но его порыв уже достоин уважения. Если бы люди были менее циничны и безразличны, Невский проспект был бы совсем другим.

Критика

Повесть «Невский проспект была прекрасно воспринята такими мэтрами, как А. С. Пушкин, М. Ф. Достоевский.

В. Г. Белинский писал: «. .. Пирогов! .. Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация! О, единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов! .. Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придет по плечам тысячи человек! » (В. Г. Белинский «О русской повести и повестях г. Гоголя»)

Художественное своеобразие творчество Гоголя ярко проявилось в повести «Невский проспект»:

В четырех повестях: «Вий», «Тарас Бульба», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего» — Гоголь с различных сторон подходит к проблеме зла в любви и в красоте. Он остро ощущает трагизм любви и двусмысленность красоты в нашем мире и задолго до Достоевского знает о существовании двух идеалов — идеала Мадонны и идеала Содомского… (К. В. Мочульский, «Гоголь. Соловьев. Достоевский»)

Женские образы вызвали еще больше обсуждений у рецензентов:

«Гоголь, написавший «Невский проспект», кажется, первый у нас серьезно и реалистично тронул скользкую тему о падшей женщине и доме терпимости. Это одна из самых романтичных его повестей, и с Гоголя у нас установилась реалистически не очень верная, но психологически чудесно-красивая, характерная для русской души традиции идеализировать падшую» (А. А. Измайлов «Литературный Олимп. Лев Толстой, Чехов, Андреев, Куприн… Характеристики, встречи, портреты, автографы», 1911 г.)

Анализ «Невский проспект» Гоголь

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 661.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 661.

Жизнь в Петербурге наложила глубокий отпечаток на творчество Николая Васильевича Гоголя. Находясь под впечатлением от Северной Пальмиры, писатель посвятил ей несколько произведений, среди которых оказалась и повесть «Невский проспект». В повести автор показывает особенности и нравы Петербурга, сатирически разоблачает человеческие пороки. В центре сюжета трагическая фигура художника и комическая — поручика, их влюблённость с неудавшимся финалом в двух незнакомок. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Год написания – 1834 год.

История создания – Жизнь в Санкт-Петербурге оказала большое влияние на молодого писателя, который написал несколько повестей, посвящённых северной столице. Среди них оказалась и повесть «Невский проспект».

Тема – Жизнь Санкт-Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе.

Композиция – Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта. Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятелей), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик пытается завести роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).

Жанр – Повесть.

Направление – Критический реализм.

История создания

В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург. Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощёным петербургским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей. Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.

Работа над «Невским проспектом» была завершена в октябре 1834 года, а уже месяц спустя, благополучно пережив критику и цензуру, повесть была напечатана в литературном сборнике «Арабески».

Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.

Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.

для самых нетерпеливых –

Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.

Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

Читайте также:
«Витя Малеев в школе и дома» краткое содержание повести Н.Н. Носова

На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества. Проживая в большом многолюдном городе, окружённый тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу – добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.

Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальшь и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

Композиция

Проводя анализ повести «Невский проспект», следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Композиция повести весьма традиционна и состоит из последовательных частей:

  • завязка – встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий представляет собой сопоставление поведения двух героев в похожих условиях: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и её отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка – поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарёва;
  • эпилог – описание Невского проспекта, в котором всё эфемерно и лживо.

Произведение Гоголя «Невский проспект» написано в жанре повести. Поскольку главная идея произведения – обличительная, то можно сказать, что повесть принадлежит литературному направлению критический реализм.

Повесть Невский проспект Николая Гоголя: краткое содержание

Повесть «Невский проспект» была написана в 1834 году. Этот и следующий год были самыми плодотворными в жизни писателя Николая Гоголя. В этот период он не только создал множество великих произведений, но и задумал все те, что были написаны впоследствии.

Одна из знаменитых повестей носит название Невский проспект (Гоголь), краткое содержание и анализ ее основных идей будут предложены далее.

  1. История создания
  2. Краткое содержание
  3. Краткий анализ
  4. Полезное видео
  5. Подведем итоги

История создания

Молодой Гоголь был достаточно близок к художественному миру столицы. Три года (1930-1931) он посещал курсы Художественной академии, где учился рисованию. У него было много знакомых живописцев, включая таких светил, как Венецианов или Брюллов.

Николай Гоголь очень хорошо изучил мир художников, знал, что это за люди, чем они живут.

Творческой жизни посвящены два известных произведения писателя: «Невский проспект» и «Портрет». В них автор высказал свои взгляды, сомнения и мысли о роли, значении и возможностях творчества. Образом человека-творца в произведениях писателя всегда является именно художник, живописец.

Обратите внимание! Повесть Невский проспект в кратком содержании полезно прочесть для повторения, если надо быстро вспомнить какие-либо подробности сюжета.

Однако если читать краткое содержание Невский проспект, то оно не сможет заменить собой целое произведение великого писателя. Читать краткий пересказ по главам это значит не прочитать классическое произведение совсем.

Повесть «Невский проспект» была задумана, как полагают, в 1831 году, а написана к октябрю 1934. Произведение входит в знаменитый цикл «Петербургские повести», где собраны произведения разных лет. Объединяет их место действия – Санкт-Петербург.

Сам Гоголь не собирал эти повести в один цикл. Такая традиция появилась в литературе уже после ухода из жизни писателя. Все «Петербургские повести» принято считать во многом близкими между собой по тематике. Литературоведы находят в них художественное единство. Такова история создания повести.

Это интересно! Николай Гоголь — Ночь перед Рождеством: краткое содержание

Краткое содержание

Повествование начинается с описания Невского проспекта, в котором заключена вся душа Петербурга. Здесь можно увидеть множество характерных типов людей из самых разных общественных слоев.

Здесь никогда не прекращается жизнь, только меняется в разное время суток.

Гоголь описывает сановников, дам, мужиков, владельцев магазинов, гувернанток с дворянскими детьми, ремесленников, купцов, чиновников разных рангов, которые, словно вереницей, проходят по Невскому. Наконец, из всей этой толпы автор выделяет двух людей, ставших главными героями повести молодого художника Пискарева и его легкомысленного приятеля поручика Пирогова.

Оба они гуляли по вечернему проспекту, когда их внимание привлекли женщины. Поручик заметил какую-то «блондинку» и сразу увязался за ней, надеясь на легкую любовную интрижку. Мысли же и чувства художника были намного возвышенней. Он увидел юную темноволосую девушку, которая показалась ему идеалом красоты.

Читайте также:
Преступление и наказание - краткое содержание по главам и частям

В ее лице он разглядел что-то «божественное», «святое». Художник пошел за ней, без всякой дурной мысли, которой просто не могла вместить его чистая душа, желая лишь увидеть, где может жить такая великолепная красавица.

«Дама» заметила молодого человека, улыбнулась ему, а подойдя к своему дому, знаком пригласила молодого человека войти внутрь. Мечтательному художнику представился целый роман. Он подумал, что какие-то таинственные обстоятельства заставляют прекрасную даму искать его помощи и, наверняка, она хочет дать ему очень важное поручение.

Это интересно! Повесть Портрет Николая Гоголя: краткое содержание

Молодой романтик не верил своему счастью, всей душой жаждал служить этому идеалу красоты, выполнять любые ее повеления. Так художник поднялся на четвертый этаж, вслед за своей «дамой» зашел в одну из квартир и, оглядевшись, с ужасом осознал, что он находится в публичном доме.

Это открытие очень болезненно подействовало на чистого, скромного юношу. Ведь красота для него была предметом религиозного поклонения, явлением Бога на земле.

Но вот перед его глазами была «красота, тронутая тлетворным дыханием разврата».

Художник чувствовал здесь что-то мистическое: «она какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину».

Тут красавица обратилась к нему и о чем-то заговорила. Голос был «нежным», «мелодичным», но слова ужасали своей глупостью и пошлостью. Это было выше всяких сил! Художник со всех ног бросился бежать.

Вернувшись домой, он долго не мог уснуть от потрясения, наконец, уже далеко за полночь, начал дремать. Вдруг в дверь кто-то постучал. Это оказался богато одетый лакей. Он доложил, что пришел от барыни, которую художник видел несколько часов назад.

Дама прислала за ним карету и просит ее навестить. Молодой человек очень обрадовался. Значит, его красавица знатная дама и не может работать в том ужасном доме. Здесь какая-то тайна! Он охотно сел в карету.

Так художник Пискарев оказался во дворце с «мраморными колоннами», где праздновали бал. Залы были переполнены людьми. Молодой человек несколько потерялся от шума, незнакомых лиц и окружающей роскоши. Он прислонился к колонне и стал смотреть на толпу.

Мимо проходило множество великолепных дам, но одна из них особо выделялась изяществом наряда и красотой. С трудом протиснувшись сквозь толпу, художник приблизился к красавице, желая хорошо ее рассмотреть. Оказавшись с ней лицом-к-лицу, он вдруг понял, что эта царица бала та самая девушка, которую он видел накануне.

Дама тоже узнала художника и позвала его в другой конец зала, где можно было бы поговорить. И вот они там встретились. Красавица что-то ему объясняла, говорила о каких-то загадочных обстоятельствах, по вине которых оказалась вчера в том ужасном доме.

Но что здесь была за тайна, художник не успел узнать, их разговор прервал неизвестный пожилой человек, и красавица была вынуждена на минуту отойти.

Художнику не терпелось продолжить беседу, будучи не в силах ждать, он пошел искать свою даму. Пискарев долго ходил из комнаты в комнату, но нигде ее не находил. Наконец, устав, прислонился к стене… и проснулся.

Реальность снова предстала перед ним такой, какая есть. Но он не мог с этим примириться. Сон был куда лучше! И он стал жить только снами, а чтобы как можно меньше бодрствовать, начал принимать опиум. Теперь смысл его существования был в том, чтобы снова и снова вызывать у себя грезы.

Вновь видеть то воплощение идеальной красоты, понимать, что на самом деле она вовсе не работает в публичном доме, такое просто невозможно! Всему причиной сложные, загадочные обстоятельства…

Просыпаясь он думал: «Лучше бы ты вовсе не существовала! Не жила в мире, а была бы созданием вдохновенного художника!»

Однажды ему приснилось, что эта девушка стала его женой. Он был совершенно счастлив. А когда проснулся, подумал: «А вдруг эту красоту еще можно спасти?» Что, если он действительно женится на ней и вытащит из пучины разврата? С этой мыслью художник вновь пришел в публичный дом.

Дверь отворила та самая девушка, все такая же прекрасная, хотя выглядевшая теперь несколько заспанной и бледной. Художник открыл красавице свои чувства, предложил выйти за него замуж и начать вместе с ним новую трудовую жизнь – он будет писать картины, она заниматься каким-нибудь рукоделием.

Но, оказалось, девушка вовсе не в восторге от его предложения. Разврат ее нисколько не тяготил, напротив, ей нравилось, что можно бездельничать, пить, спать до двух часов.

Благородная жизнь в бедности и трудах девицу не привлекала. Художник понял, что ее душа уже совершенно опустошена. Последней каплей стали пошлые шутки присутствовавшей при этом разговоре подруги красавицы.

Художник выбежал из дома и целый день бродил по городу, не зная куда идет. Ум его помутился. Наконец, он вернулся к себе и заперся. Через неделю в доме почуяли неладное и взломали дверь. Художник Пискарев лежал на полу с перерезанным горлом, а рядом лежала бритва.

Сразу после этой трагедии, идет комедия – история товарища погибшего художника, того самого поручика Пирогова, который увязался за какой-то блондинкой. Как оказалось, это была жена немца-жестянщика, которого звали Шиллер.

Пирогов проследовал за белокурой немкой до самого ее дома, откуда был грубо выгнан ее пьяным мужем. Однако, поручик не сдавался. Он пришел к жестянщику на следующий день и заказал себе шпоры, чтобы иметь предлог наведываться в его дом. Потом ему понадобились ножны для кинжала.

Читайте также:
Характеристика Николая Ростова в романе Война и Мир - образ

Все это время Пирогов тайком пытался заигрывать с женой мастера, однако та не отвечала на его ухаживания. Наконец, поручик пришел в воскресенье, когда немца-жестянщика не было дома, и стал приставать к его жене, несмотря на ее возмущение и крики.

Тут как-раз пришел муж со своими товарищами–ремесленниками. Все они были пьяны. Пирогова подвергли порке и выставили за дверь.

Поручик был крайне возмущен таким оскорблением своей дворянской чести, хотел жаловаться на немца во все судебные инстанции страны, вплоть до самого государя.

Однако посетив кондитерскую, почитав газету, прогулявшись по Невскому, сходив на вечер к друзьям, совершенно успокоился и забыл все неприятное.

Это интересно! Изучаем краткое содержание поэмы Мертвые души по главам

Краткий анализ

В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.

Вот основные идеи этого произведения:

  1. Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
  2. Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
  3. Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
  4. «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру» вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
  5. Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
  6. История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.

Обратите внимание! Глубинная философская идея произведения Невский проспект – двойственность и трагизм красоты и любви в нашем мире.

Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.

В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле.

В реальном мире все извращено, находится во власти зла.

Красота обречена на гибель сама и губит других:

  • в повести «Тарас Бульба» она толкает героя на предательство отчизны,
  • в «Записках сумасшедшего» доводит до безумия,
  • в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.

В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.

Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.

Полезное видео

Подведем итоги

Был ли Гоголь, когда писал «Невский проспект», во всем согласен со своим героем художником Пискаревым – трудно сказать. По крайней мере, сам он вполне нашел способ примирить искусство с действительностью, поскольку стал великим русским писателем-реалистом.

В поэме «Мертвые души» Николай Гоголь гениально изобразил окружающую жизнь во всей ее неприглядности, но это был поздний этап его творчества.

Анализ произведения Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Повседневная жизнь в Петербурге оставила глубочайший след в душе Николая Васильевича Гоголя. Будучи очарованным Северной Пальмирой, литератор решил посвятить ей несколько своих произведений. Анализ «Невского проспекта» кратко ознакомит с идеей повести, ее художественным своеобразием. В дальнейшем он может стать полезным при составлении доклада или написании сочинения по литературе в 10 классе.

  1. Год создания
  2. История написания
  3. Мотив повести
  4. Композиция и структура
  5. Жанровый портрет Пискарева и Пирогова
  6. Характеристика произведения
  7. Гоголевский Петербург

Год создания

Произведение входит в трилогию петербургских повестей наряду с «Портретом» и «Записками сумасшедшего». Впервые опубликовано в сборнике «Арабески» в 1935 г. Некоторые исследователи высказывали предположение, что начало работы Гоголя над повестями относится к 1831—1832 годам, но сохранившиеся рукописи и свидетельства позволяют проследить развитие гоголевского замысла лишь с сентября 1833 года.

По своему направлению произведение можно отнести к социально-критическому реализму, а по жанру — к повести.

История написания

Делая анализ «Невского проспекта», можно прийти к выводу, что Гоголь был подготовлен к тому, чтобы написать петербургские истории, жестокой школой жизни, которую ему лично пришлось пройти в молодые годы.

Прибыв в столицу из Нежина в 1829 году, он познал на практическом опыте и бедственное положение неимущего чиновника (переписчика в департаменте), и окружение начинающих живописцев, толкавшихся в классах Петербургской Академии художеств (Гоголь в свое время посещал ее).

Читайте также:
Легенда об Арионе краткое содержание читать за несколько минут

Мотив повести

Работа над мотивом Петербурга заняла в творчестве автора особый период. В петербургских повестях остросатирический пафос гоголевского творчества увеличился. Социальная тематика ощутимо усилилась в сравнении с «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и «Миргородом». Правдивое мастерство писателя в этом направлении достигло своей кульминации.

Основной трагический мотив — красота, порабощенная уродством и взывающая к освобождению из-под власти столичной пошлости и разврата. Этот довод получил свое дальнейшее развитие в истории художника Пискарева, одного из главных действующих лиц произведения.

Композиция и структура

Повесть представляет собой переплетение двух повествований, связанных в единое целое. История содержит завязку: два приятеля — художник Пискарев и поручик Пирогов — встречают на Невском проспекте двух красавиц, после чего каждый преследует одну из них.

У обоих товарищей (и в этом сходство их историй) приключения получают неожиданный поворот и заканчиваются неудачей. Дальнейшее развитие событий происходило так:

  • брюнетка, которую преследует Пискарев, казалась ему недосягаемым существом, идеалом женщины, но на самом деле была уличной красоткой;
  • Пирогов преследует замужнюю женщину.

Дальше следует характерное для Гоголя переплетение юмора и трагизма. Смена интонаций, исполненных высокой лирической патетикой и сатирическим негодованием, особенно видна в кульминации и развязке:

  • Пискарев предлагает падшей женщине замужество, но получает насмешливый отказ, затем он старается в опиумных сновидениях вернуть свой идеал на прежнюю высоту;
  • поручика Пирогова высек муж с друзьями розгами на глазах у его пассии;
  • Пискарев в отчаянии закончил жизнь самоубийством;
  • Пирогов недолго страдал о поруганной чести и крушении своих надежд.

Этот внешний комический контраст между историями двух друзей ведет автора к трагическим размышлениям о современном обществе и его противоречиях.

Жанровый портрет Пискарева и Пирогова

Автор изобразил своего героя Пискарева слабым и несмелым, но возвышенным мечтателем. Его переживания великодушны и человечны.

Гибель художника содержит глубоко патетический и даже трагический элемент. Пискарев наивен, как робкий и слабый мечтатель, неспособный к борьбе за свои идеалы. И вместе с тем его грезы заключают в себе благородное содержание.

Его личная проблема сливается в композиционном изображении Гоголя с объективной трагедией красоты и человеческого достоинства в окружающем мире. Она ведет читателей к осознанию смысла о ненормальности общества, в котором красота — выражение гармонически развитой человеческой природы — поругана и развращена из-за господства грубого животного начала над благородным и человеческим. В этом главная проблематика повести. К такому заключению можно прийти, сделав анализ «Невского проспекта».

Гоголь характеризует Пирогова самодовольным мелким жуиром и столичным фатом. На протяжении краткой истории он не выходит из магического круга пошлости. Ею одинаково окрашены любовные удачи и неудачи Пирогова.

Катастрофа, завершающая любовное похождение, — сечение Пирогова разъяренным мужем и его пьяными собутыльниками. На этом позор поручика заканчивается. По этому эпизоду можно сделать вывод, каков он был по своей натуре, кем являлся, как автор относился к нему.

Характеристика произведения

Анализ повести позволяет сделать вывод, что именно Невский проспект представляет собой отображение дворянской России. Это отображение богатства, престижного величия и роскоши, ослепляющих небогатого фантаста вроде Пискарева. Но за сверкающим фасадом дворянского общества таится полное социальное вырождение.

Лоск и великолепие, завлекающие возбуждение и суетность столичной жизни, — мистификация, под оболочкой которой скрывается искажение человеческих ценностей, устремлений и суждений, — такой окончательный вывод писателя-сатирика.

Повесть начинается с изображения главной улицы столицы и сменяющейся на ней разнородной чередой персон всякого возраста и положения. Обзор проспекта в разные часы дает возможность Гоголю сделать своеобразный разрез Петербурга и всех классов его обитателей — зажиточного и неимущего, чиновного и нечиновного.

Перед читателями проходят русские мужики, мастеровые, содержатели магазинов, сонный чиновник с портфелем под мышкой, гувернеры всех наций с их питомцами, благородные аристократические дамы и господа.

Этот эскиз повседневной жизни Невского проспекта — не только пролог для разворачивающейся далее истории Пискарева и Пирогова. Он является своего рода предисловием ко всем повестям и даёт возможность автору с самого начала выставить на передний план основную для цикла тематику Петербурга.

Гоголевский Петербург

Житейский практический опыт позволил Гоголю изобразить в своей повести внешне блистательную Северную Венецию с ее общественными контрастами глазами несчастного художника-разночинца, «маленького человека» Пискарева.

В понимании Гоголя проблема столицы связана с вопросом настоящего и будущего России. Петербург и его описание — это не только место действия, а целый мир, живущий по общим законам жизни дворянского общества.

Те лица, что сегодня появились в определенные часы на Невском проспекте, в те же часы появятся на нем завтра. Один день в гоголевском Петербурге похож на другой, кажется, что он не собирается кончаться никогда. Каждый человек подчинен общему ритму и порядку жизни. Именно против сложившегося строя меркантильных жизненных отношений, порожденных им социальных, нравственных и эстетических представлений общества направлено негодование писателя.

Его современники, романтики 30-х годов, противопоставляли низкой действительности жизнь в мире мечты. Герой Гоголя сводит счеты с жизнью из-за невозможности осуществить свою мечту в действительности, поднять ее до уровня собственного гуманистического идеала.

«Невский проспект» анализ произведения Гоголя – конфликт, история создания, вывод, художественные средства повести

Жизнь в Петербурге наложила глубокий отпечаток на творчество Николая Васильевича Гоголя. Находясь под впечатлением от Северной Пальмиры, писатель посвятил ей несколько произведений, среди которых оказалась и повесть «Невский проспект». Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения, который будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Мертвые души - символический образ

Краткий анализ

Год написания – 1834 год.

История создания – Жизнь в Санкт-Петербурге оказала большое влияние на молодого писателя, который написал несколько повестей, посвященных северной столице. Среди них оказалась и повесть «Невский проспект».

Тема – Жизнь Санкт-Петербурга и судьба «маленького человека» в большом городе.

Композиция – Композиция произведения представлена таким образом, что жизнь всего города как нельзя лучше раскрывается через описание Невского проспекта. Композиционная структура повести следующая: завязка (встреча двух приятеле), развитие событий (художник пытается спасти падшую женщину, а поручик заводит роман с замужней дамой), кульминация (падшая женщина отказывается выходить замуж за художника, поручик оказывается избит мужем своей пассии), развязка (поруганная честь поручика, смерть художника).

Жанр – Повесть.

Направление – Социально-критический реализм.

История создания

В 1831 году у писателя возник замысел написать повесть, центральным героем которого был бы удивительный, величественный и весьма неоднозначный Санкт-Петербург. Гоголь сделал несколько набросков с описанием города, который всегда глубоко волновал его. Писатель любил подолгу гулять по мощеным питерским улочкам, наблюдая за жизнью северной столицы, нравами его жителей. Он впитывал в себя и запоминал случайные разговоры, бытовые сценки, которые впоследствии стали частью его произведения.

Работа над «Невским проспектом» была завершена в октябре 1834 года, а уже месяц спустя, благополучно пережив критику и цензуру, повесть была напечатана в литературном сборнике «Арабески».

Данное произведение причисляют к циклу петербургских повестей Николая Васильевича, в которых он удивительно тонко описал многоликую жизнь Северной Пальмиры, в том числе и самые темные ее стороны.

Смысл названия повести заключается в том, что самым сердцем Санкт-Петербурга, его олицетворением, всегда считался знаменитый Невский проспект. Так, сквозь призму взаимоотношений людей на этом проспекте, столь прекрасном внешне, отображена жизнь всего города.

Центральная тема произведения – судьба «маленького человека» в большом городе, с его ярко выраженными социальными контрастами, вызывающими в людях внутренний конфликт между представлениями об идеале и суровой реальностью жизни.

Писателем раскрывается нравственная проблематика. Так, семнадцатилетняя девушка, в которую влюбляется художник, несмотря на свой юный возраст, уже глубоко погрязла в пучине порока. Она с презрением отвергает предложение Пискарева изменить свою жизнь и стать примерной супругой, ей это попросту неинтересно. Поручика Пирогова не смущает замужний статус очаровательной блондинки. Он без капли смущения готов соблазнить молодую женщину ради удовлетворения собственной прихоти.

На примере художника Пискарева автор в полной мере раскрывает тему одиночества. Проживая в большом многолюдном городе, окруженный тысячами людей, молодой человек остается один на один с собственными проблемами. Не в силах справиться с душевными терзаниями, он приходит к малодушному выводу – добровольно уйти из жизни. И даже о его смерти окружающие узнают лишь спустя несколько дней, а на похороны никто не приходит. Равнодушие к своим ближним приобретает катастрофические масштабы, человек перестает быть ценностью.

Тонкие, романтические натуры, отчаянно ищущие идеалы, не в состоянии справиться с пугающими реалиями повседневной жизни. Зачастую за прекрасной внешностью скрывается безобразная душа, а самые чистые намерения разбиваются о фальш и равнодушие. Так автор доносит основную мысль своего произведения – неизбежное и для многих трагическое противоречие между иллюзиями и реальностью, столкновение живой, трепетной души с пагубной силой обмана.

Композиция

Проводя в повести «Невский проспект» анализ произведения, следует отметить его несколько необычное композиционное построение. Общая картина жизни Петербурга, со всеми его пороками, страстями и соблазнами Гоголь раскрывает в описании Невского проспекта, а также в авторских обобщениях в ходе повествования. Судьбы главных героев в повести рассматриваются сквозь призму общего движения жизни города.

Николай Васильевич придает большое значение тщательному описанию Невского проспекта, используя при этом различные художественные средства. Его изображение в разное время суток позволяет автору сделать очень точную характеристику социальной структуры всей северной столицы.

Построение композиции повести весьма традиционно и состоит из последовательных частей:

  • завязка – встреча двух приятелей, каждый из которых выбирает свой собственный жизненный путь, поиск личного «идеала»;
  • развитие событий представляет собой параллельное развитие двух сюжетных линий: художник пытается спасти «падшего ангела», в то время как поручик вовсю ухлестывает за замужней женщиной;
  • кульминация также представлена двумя событиями: предложение художником руки и сердца падшей женщине и ее отказ, а также порка поручика супругом его пассии;
  • развязка – поруганная честь поручика Пирогова и безлюдные похороны молодого художника Пискарева;
  • эпилог – описание Невского проспекта, в котором все эфемерно и неправдиво.

Произведение Гоголя «Невский проспект» написано в жанре повести. Поскольку главная идея произведения – обличительная, то можно сказать, что повесть принадлежит литературному направлению под названием социально-критический реализм.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: