Народничество – причины возникновения, основа движения, значение

Народнические организации и хождение в народ

Народничество – революционное движение в России во второй половине XIX века, делавшее акцент на сближении прогрессивной интеллигенции с крестьянской общиной.

Предпосылки возникновения народничества

Идея возникновения народничества принадлежала революционным демократам, писателям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому, которые обосновали теоретические положения этого направления.

Представители нового революционного движения требовали передать землю крестьянам, ликвидировать самодержавие, лишить дворянство привилегий.

Для возникновения народничества сложился ряд предпосылок:

российская экономика носила переходный характер от феодализма к капитализму;

поиску выхода из экономического тупика препятствовали сохранение крепостного права, самодержавия и непоследовательность внутриэкономического курса правительства Александра II;

неприятие революционно настроенной частью интеллигенции идей капитализма, как искусственно навязанных для аграрной России;

идеализация разночинцами крестьянской общины и стремление создать на её основе справедливое социалистическое общество, минуя стадию капитализма.

Цели первых народнических организаций («ишутинцы», «народная расправа», «чайковцы»)

Организация, годы существования, место

Ишутинский кружок (1863-1866), Москва.

Подготовить крестьянскую революцию с помощью интеллигенции

Пропаганда среди крестьян идей социализма.

Тактика террора и заговора; неудачное покушение Каракозова на Александра II.

Общество «Народная расправа» (1869), Москва

Свергнуть существующий строй и подготовить «народную мужицкую революцию»

Жёсткая дисциплина, обман, шантаж, убийство коллеги – студента Иванова.

Объединённые народнические кружки – «чайковцы» (1871-1874), Петербург.

Борьбе за политические свободы противопоставляют распространение научной и революционной литературы (в том числе произведений Чернышевского, Герцена, Добролюбова, К.Маркса).

Пропагандистская и просветительская работа.

Хождение в народ как форма популяризации социалистических идей среди крестьян

Ёмкий лозунг «В народ» выдвинул А. И. Герцен в 1861 году, предполагая под ним сближение интеллигенции и народа.

Идею сближения с народом осуществили народнические организации 70-х годов XIX столетия. 37 российских губерний охватило «хождение в народ», в котором участвовали 2,5 тыс. человек.

Несмотря на единую цель – популяризацию революционных идей среди крестьян – единого плана и программы не было вследствие разрозненности и разных методов воздействия: от мирных путей перехода к социализму до разрушения государственных устоев и физического устранения представителей правящей элиты.

В конце 70-х годов новая волна народников попыталась донести свои идеи до крестьян и больше сблизиться с ними через «оседлую пропаганду» (молодёжь селилась рядом с крестьянами для тесного сближения и пропаганды социалистических идей). Однако, вскоре народникам пришлось признать, что долгожданной победы крестьянской революции в России не будет, так как в среде крестьян политические идеи не находили отклика.

Организации «Земля и воля», «Народная воля», «Чёрный передел»

Организация, годы существования, место

«Земля и воля» (1861-1864 – самоликвидация). (1876-1879 — восстановление) Москва, Петербург.

Г. Плеханов, А. Михайлов, С. Перовская, Д. Лизогуб, Н. Морозов и др.

Подготовка крестьянской революции

«Народная воля»- террористическое крыло «Земли и воли» (1879-1987) Москва, Петербург.

П. Лавров, С. Перовская,

А. Желябов, В. Фигнер и др.

Заставить правительство пойти путём демократических реформ, направленных на социальное преобразование общества.

Физическое уничтожение наиболее одиозных членов правительства. Подрыв основ действующей власти и поднятие революционного духа народа.

В программе партии указано, что народовольцы

немедленно прекратят террор, как только в России будет установлена конституция.

Террор — убийство Александра II поднимет народ на борьбу против самодержавия.

Тайное народническое общество «Чёрный передел» («осколок» общества «Земля и Воля») (1879-1881), Петербург

Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич.

Замена помещичьего землевладения на коллективное владение землёй крестьянскими общинами.

Программа идей общества «Чёрный передел» легла в основу ленинского Декрета о земле, принятого в октябре 2017 г.

Идейные течения народничества

Представители народничества считали революцию единственным правильным решением в освобождении народа от самодержавия, но высказывались за разные методы осуществления революции.

Бунтарское направление. Лидер — выходец из дворян М.Бакунин. Разрушение существующего государства и установление на его руинах социалистического общества с принципами всеобщего равенства. Движущая сила революции — крестьяне, доведённые до отчаяния нищетой и бесправием, и беднейшие слои пролетариата (люмпены). Бакунинцы называли революцию бунтом, способным распространиться на весь мир.

Заговорщическое направление. Лидер — публицист П.Ткачев. Теория Ткачева гласила, что небольшая группа заговорщиков способна совершить государственный переворот и захватить власть, поскольку самодержавие в России не имеет классовой опоры, а возлагать надежды на крестьянство не стоит. Следующий этап – проведение революционно-социалистических преобразований и новое общество готово.

Пропагандистское направления. Лидер — профессор военной академии П.Лавров.

Лавров считал, что Россия в силах «перепрыгнуть» через капитализм и путём революции (движущая сила – интеллигенция) прийти к социалистическому обществу. Интеллигенция в силу образованности и понимания происходящего должна «понести в народ» социалистические идеи, разбудив его революционное сознание.

Читайте также:
НАТО: история создания Североатлантического военно-политического блока

Либеральное народничество

Николай Михайловский — теоретик этого направления, разделяя точку зрения большинства народников о некапиталистическом пути развития России, призывал к мирным политико-социальным реформам в обществе, осуждал террор и основным направлением своей деятельности считал культурно-просветительскую работу среди населения через печатные органы и земские организации.

Карательная политика царизма в отношении народовольцев

Выступления народников беспощадно карались органами власти, на стороне которых были тюрьмы, армия, полиция. Восемь процессов над участниками революционного движения (1877 – 1887 гг.) привели к тому, что большинство из них оказались на каторге в Сибири, погибли в тюрьмах, а к наиболее опасным, с точки зрения правительства, была применена смертная казнь (Желябов, Каракозов, Кибальчич, Перовская, Соловьёв, Халтурин, и др.).

Окончание деятельности народничества

Не сумев поднять крестьян на борьбу против существующего строя, убедившись в равнодушии крестьян к идеям народников, потерпев крах в ошибочной теории индивидуального террора, репрессии со стороны царизма, громкие судебные процессы привели к тому, что в конце 80-х годов народничество утратило влияние.

В дальнейшем преемниками народников стали социалисты-революционеры – эсеры.

Историческое значение движения народников

  • Народники серьёзно подняли вопрос о самом многочисленном слое населения России – крестьянах, отражая их интересы и настроения.
  • Зарождение первых революционных организаций.
  • Вовлечение молодёжи в процесс политической борьбы.
  • Отказ от террора как главного метода политической борьбы.
  • Реальная помощь крестьянам в образовании, лечении, налаживании быта, юридических вопросах («теория малых дел»).
  • Тема народничества отражена в творчестве писателей и художников второй половины XIX века: Короленко, Некрасова, Салтыкова-Щедрина, Верещагина, Крамского, Репина и др.
  • «Земля и воля»: программа и деятельность.
  • Революционно-террористические организации в России
  • Народничество – утопия на российской почве

«Хождение в народ» — тема довольно сложная, и зачастую даже студентам вуза понять ее оказывается сложно. Несмотря на то, что в статье отмечаются основные моменты самого исторического явления, мне материал не понравился. Нет структуры, тема подается под одним углом и понять ее очень сложно.

Напротив, «хождение в народ» просто и понятно в контексте наивных представлений интеллигентных народников о готовности крестьянства к решительному бунту, надо только донести ему правду устами студентов-добровольцев, а народ осознанно поднимется и сметет власть.

Народничество – революционная идеология

Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

  • 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
  • 1876 – создание «Земля и воля».
  • 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
  • 1 марта 1881 – убийство Александра 2.

Видные исторические деятели народничества:

  1. Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
  2. Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
  3. Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
  4. Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
  5. Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
  6. Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

Идеология революционного народничества

Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.
Читайте также:
Казачество кто такие казаки и когда они появились, история возникновения имперского казачьего союза, ФЗ о казачьих обществах, образ казачества в современности, где живут казаки

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

– «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» – говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

– «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» – был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

«Земля и воля»

В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

Окончание деятельности народничества и краткие итоги

В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.

К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.

Читайте также:
Гиксосы - кто такие, как повлияли на Древний Египет читать онлайн

Народничество 19 века (кратко)

Народничество – идеологическое течение разночинной интеллигенции в России в 1860–1900 годах. Название течение получило благодаря своему постулату – «сближение интеллигенции с народом». Народничество XIX века в России началось с предложенной А. Герценом и развитой Н. Чернышевским теории общинного социализма. Постулатами этой теории и как следствие, основой идеологии народничества стали идеи о том, что:

– историческое развитие России должно идти и идет по-своему, отличному от стран Европы, пути.
– для России не характерно и неприемлемо такое явление, как капитализм.
– самодержавие не имеет социальной основы в русском обществе.
– в своем развитии Россия движется к социализму, минуя стадию капитализма.
– ячейка будущего социалистического общества не семья, а община.
– крестьянскими массами должна руководить организация профессиональных революционеров.
– крестьянство, в массе своей, уже готово к тому, чтобы воспринять и откликнуться на социалистические идеи.
– революция – единственно верный способ социальных изменений.

Истоки и причины возникновения. Социальная база.

В середине XIX века решение крестьянского вопроса было главной задачей, стоявшей перед российской властью. Ибо оттого как будет решен этот вопрос зависело дальнейшее развитие страны. В среде интеллигенции предлагалось много вариантов развития страны, но все они сходились на скорейшей отмене крепостничества. Свое виденье на этот счет на рубеже 1840-1850 годов изложил публицист, писатель и философ А. И. Герцен. Под впечатлением от поражения европейских революций конца 1840 годов, он выдвинул теорию о том, что социализм должен утвердится именно в России на основе крестьянской общины. «Общинный социализм» Герцена был развит в конце 1850 годов другим видным публицистом и философом Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена, он полагал, что община – переходный этап к коллективной форме производства и потребления. Идеи «общинного социализма» нашли горячий отклик в среде разночинной интеллигенции. А ее неудовлетворенность ходом крестьянской реформы 1861 года, стала поводом к действию. Кроме того, введенная в 1861 году плата за получение высшего образования закрыла двери университетов для большого числа разночинной молодежи, не имеющей возможности оплачивать свое обучение. От них, по выражению А. Герцена, «заперли науку». Они и стали социальной базой народничества 19 века.

Цели движения.

Целью народничества как общественно-политического движения было полное переустройство общества на основе социалистических принципов.

Течения в народничестве.

Народничество, как общественно-политическое течение, не было однородным. Объединенные главной идеей «общинного социализма», идеологи народничества предлагали разные пути достижения цели.
Пропагандистское направление. Его идеологи – П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Основной постулат – социальная революция должна готовиться постоянной пропагандой интеллигенции среди народа. Неприемлемость насильственного пути переустройства.
Бунтарское или анархическое течение. Его главным идеологом был М. А. Бакунин. В основе этого направления – отрицание государства как такого и замена его обществами на принципе автономии. Путь достижения цели – через революцию, бунт и восстания. Череда мелких бунтов и восстаний готовит собой большой революционный взрыв.
Социально-революционное или заговорщицкое. Лидер – П. Н. Ткачев. Приверженцы этого течения полагали, что не просвещение должно готовить революцию, а, наоборот, – революция должна дать народу просвещение, равенство и братство. Поэтому не стоит тратить время на просвещение, а создав тайную, дисциплинированную организацию профессиональных революционеров захватить власть. В отличие от анархизма Бакунина, Ткачев выступал за сильное государство, способное превратит страну в большую коммуну.

Деятельность народников.

Первые нелегальные и полулегальные кружки народников появились еще в 1850 годы. Уже тогда они разделялись на пропагандистские и заговорщицкие.
В начале 1860 годов в Москве, Петербурге и других городах стали возникать кружки народников. Наиболее влиятельным из них была созданная в Петербурге в 1861 году первая «Земля и воля». Ее участниками была разработана первая народническая программа переустройства общества. Но в 1864 году организация самораспустилась. Но соратниками первой «Земли и воли» в 1863 году в Москве было создано тайное общество Н. А. Ишутина («ишутинцы»). Это революционная организация ставила своей целью подготовку крестьянской революции. За три года участники организации установили связи с подпольем в других городах, создали в Москве бесплатную школу, несколько мастерских на «социалистических принципах», готовили побег Н. Чернышевского с каторги. Но неудачное покушение на Александра II, совершенное 4 апреля 1866 года по собственной инициативе членом организации Д. Каракозовым, положило конец ее деятельности. Организация была раскрыта и разгромлена, около двух тысяч человек оказались под следствием. Но только 36 из них были приговорены к заключению.
В конце 1860 годов организации народников стали возникать во всех крупных городах. В начале 1870 годов их было уже несколько десятков. Тогда же, в 1873 -1874 годах, состоялось первое «хождение в народ» – массовая попытка народников лично пообщаться с народом. Сотни молодых людей и девушек отправлялись в деревни, устраивались там учителями, фельдшерами, писарями и пытались вести агитацию среди крестьян. Но ничем хорошим для народников это не закончилось – крестьяне настороженно относились к чужакам, ведущим непонятные и крамольные разговоры. Закончилось хождение в народ массовыми арестами – было арестовано 1500 человек, многие из них были осуждены за антиправительственную агитацию. Главным уроком, вынесенным ими из своего хождения в народ, стал отход от попыток поднять массовое восстание. Вместо этого, они сосредоточились на создании организаций профессиональных революционеров.
Наиболее значительной из организаций народников второй половины 1870 годов, стала вторая «Земля и воля», созданная в 1876 году. Она имела несколько филиалов, преимущественно на Юге России. Крестьянская революция не снималась с программы «Земли и Воли», но именно члены этой организации устроили в конце 1870 годов череду покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но были в этой организации и те, кто отвергал террор как средство борьбы – Г. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч. В 1879 году произошел окончательный раскол – противники террора создали организацию «Черный передел», а те, кто считал путь террора единственно верным – «Народную волю». В течение года «Народная воля» превратилась в мощную организацию, ее руководящим органом был Исполнительный комитет (Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер и др.). Вокруг этой организации объединилось несколько тысяч народников. «Идеей фикс» народовольцев было убийство императора Александра II. С ноября 1879 года они совершили пять покушений на императора, и только 1 марта 1881 года им удалось достичь своей цели. Но это стало концом как самой «Народной воли», так и многих других организаций народников. Руководители «Народной воли» были арестованы и по приговору суда казнены. Всего же к суду по делу народовольцев было привлечено более 10 тыс. человек. От столь масштабных репрессий народничество, как общественно-политическое течение, уже не оправилось. Хотя еще в течение двадцати лет, вплоть до 1900 годов в Москве, Петербурге и других крупных городах периодически возникали кружки народников, но они были малочисленны и быстро ликвидировались властями. Кроме того, народничество как идеология к началу XX исчерпала себя – крестьянская община, основа идеологии народничества, переставала существовать. На смену общине приходили товарно-денежные отношения. Капитализм, как бы этого ни хотелось народникам, бурно развивался в России, все глубже проникая во все сферы жизни общества. И как на смену крестьянской общине пришел капитализм, так и на смену народничеству пришла социал-демократия.

Читайте также:
Вторая мировая - причины и хронология, основные события

Значение народничества.

Первыми организациями народников были опробованы методы политической борьбы. Методом проб и ошибок народники пришли к пониманию какой должна быть революционная организация. Этот бесценный опыт был перенят следующим поколением революционеров – социал-демократами. Методы борьбы тоже стали уроком для следующих поколений революционеров, наиболее точно и емко это наследие народников характеризует ленинское «Мы пойдем другим путем».
Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций. Вовлечение в общественную жизнь большого числа молодежи, практика общественной жизни и политической борьбы – тоже заслуга народничества. Народничество – это общественная инициатива снизу, заставившая власть считаться с мнением, пусть пока небольшой, части общества. Пожалуй, это главное идеологическое значение народничества 19 века в России.

Возникновение народничества

Причины народнического движения

К 70-м годам XIX в. снова усилилось крестьянское движение. Волнения происходили как в центральных губерниях, так и на Украине, в Грузии и Азербайджане, в Поволжье и других районах России. Крестьяне требовали

  • отмены всех повинностей в пользу помещиков,
  • возвращения отрезанной у них при освобождении земли.

Крестьяне напряженно ждали настоящей воли. Обострение классовой борьбы, подъем крестьянского движения явились могучим стимулом оживления общественного, и прежде всего революционно-демократического, движения. Большое влияние на него оказали также революционные события на Западе.

Важнейшим событием в международном революционном движении было создание в 1864 г. I Интернационала. Возглавляемый великими мыслителями и революционерами К. Марксом и Ф. Энгельсом, I Интернационал оказал огромное влияние на развитие рабочего движения во всем мире. К его деятельности было приковано внимание революционеров всех стран.

В 1870 г. группа русских эмигрантов создала Русскую секцию I Интернационала и обратилась к К. Марксу с просьбой быть ее представителем в Генеральном совете. К. Маркс ответил согласием. Создание Русской секции Интернационала свидетельствовало о появлении интереса к марксизму и рабочему движению в среде русских революционеров. Однако в самой России марксизм еще не получил широкого распространения. Рабочее движение в России делало только первые шаги.

Читайте также:
Поход Тохтамыша на Москву - в чем значение Куликовской битвы читать онлайн

Большое впечатление на передовую молодежь России произвела героическая борьба французского пролетариата в дни Парижской коммуны (1871 г.). Революционере М. П. Сажин, Е. Л. Дмитриева и другие боролись на баррикадах вместе с коммунарами. Знаменитый русский математик Софья Ковалевская оказывала медицинскую помощь в госпитале раненым коммунарам. Русские революционеры восприняли Парижскую коммуну как начало «мировой революции», которая, «поднявшись над развалинами Парижа. облетит все столицы мира, желанная, святая, побывает и в нашей мужичьей избе».

В 70-х годах начался крутой подъем русского революционного движения.

Взгляды народников

Представителями революционно-демократического движения в 70-х годах были революционные народники. Народниками их назвали потому, что они, глубоко сочувствуя страданиям народа, выступая защитниками его интересов, пошли в народ, чтобы поднять его на революцию.

Народники продолжили великое дело Герцена и Чернышевского, дело борьбы против самодержавия и крепостничества. Они требовали безвозмездной передачи всей земли крестьянам, ликвидации самодержавия и всех привилегий дворянства, боролись против произвола полиции и чиновников. Народники мечтали о свободе и равенстве всего народа. Это была программа революционно-демократического преобразования России.

Являясь последователями Чернышевского, народники понимали, что осуществить эти преобразования можно только революционным путем, и все свои силы направляли на пропаганду революционных идей, на подготовку народа к восстанию. Они надеялись своими силами поднять народ на революцию, совершить в России революционный переворот и провести социалистические преобразования. В отлитие от своих предшественников, революционеров 60-х годов, они боролись не только против самодержавия и других остатков крепостничества, но и против капитализма, пришедшего на смену феодальному строю. Они надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Они рассчитывали осуществить социалистический переворот с помощью крестьянства. Но они не понимали того, что крестьянство не является самостоятельной революционной силой. В условиях капитализма крестьянство расслаивается на буржуазию и пролетариат и только под руководством рабочего класса способно совершить социалистическую революцию. Народники были социалистами-утопистами.

Теоретические ошибки народников

Народничество имело серьезные недостатки как в теории, так и в практике революционной борьбы. Народники не знали законов общественного развития. Они полагали, что капитализм в России – явление случайное, насаждаемое сверху правительством. Они не понимали, что по сравнению с феодальным строем капитализм представляет собой шаг вперед. Более того, народники считали его регрессом. Не могли они оценить и роли нового, нарождающегося класса – пролетариата, рассматривая его лишь как разорившуюся, нищую часть крестьянства.

Народники думали, что «особый экономический строй России», имея в виду общинную организацию деревни, позволит ей миновать капитализм. С древнейших времен в русской деревне сохранилась община. Это значит, что луга, леса и другие угодья находились в коллективном владении всей деревни. Пахотные земли также принадлежали общине. Хотя они и находились в частном пользовании, их периодически перераспределяли между крестьянами. Дом, огород, скот являлись частной собственностью. Из этого народники делали ошибочный вывод, что частнособственнические настроения были развиты у русских крестьян очень слабо. Поэтому община, по их мнению,- это «зародыш социализма», «социалистическая ячейка», а русский крестьянин по своей натуре и природе – социалист. Они мечтали через крестьянскую общину сразу же перейти к социалистическому строю. Народники не понимали того, что община разлагается на бедняков и кулаков и что этот процесс свидетельствует о развитии капитализма в сельском хозяйстве.

Выступая против самодержавия, народники не ставили перед собой непосредственной задачи борьбы за его ликвидацию. Они считали, что введение конституции при сохранении экономического господства помещиков и буржуазии будет выгодно только капиталистам и помещикам, народ же от этого ничего не получит, кроме вреда, так как он неграмотен и беден. Поэтому власть опять захватят богачи.

Народники отражали настроения крестьянства, которое боролось с остатками феодализма, но боялось капитализма, приносившего разорение значительной части населения, превращавшего его в пролетариат. Мечтая о создании социализма, народники выступали по существу за буржуазные преобразования, хотя сами этого не осознавали. Передача земли крестьянам, за что боролись народники, не только не уничтожила бы капитализм, как указывал В. И. Ленин, а, напротив, дала бы «более широкую базу для его развития» (Соч., т. 8, стр. 290).

Читайте также:
Западный фронт Первой мировой войны причины конфликта и диспозиция сторон, ход военной кампании и основные события, итоги наступлений

Три течения в народничестве

В революционном народничестве было три основных направления:

  1. бунтарское,
  2. пропагандистское,
  3. заговщическое.

Теоретиком бунтарского направления был Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). Бакунин был выходцем из дворянской среды. В 40-х годах он эмигрировал за границу и стал активным деятелем западноевропейского революционного движения. За участие в революции 1848 г. прусский и австрийский суды дважды приговаривали его к смертной казни. Более года сидел он в австрийской тюрьме прикованный цепью к стене, а затем был выдан царскому правительству. После длительного тюремного заключения Бакунин был выслан в Сибирь, откуда бежал за границу.

В 60-х годах Бакунин стал главой анархизма, т. е. такого политического течения, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти. В это время Бакунин вел упорную борьбу против К. Маркса и Интернационала, чем нанес большой вред международному рабочему движению. Его мелкобуржуазные анархистские идеи имели успех в тех странах, где капитализм был развит слабо, а пролетариат еще не сложился в самостоятельную политическую силу,- в Италии, Испании, России.

Основной задачей революционной борьбы Бакунин считал разрушение государства, что должно было, по его мнению, привести к установлению социализма и всеобщего равенства. Главную силу революции он видел в крестьянстве и в люмпен-пролетариате – «разбойном элементе», как он говорил.

Народники-бунтари вслед за своим учителем считали, что русские крестьяне, доведенные до отчаяния нищетой и бесправием, уже готовы к революции. Необходимо идти в народ и немедленно поднимать его на бунт, который в конце концов выльется во всероссийскую, а затем и в мировую революцию. Революция, по их представлениям,- это всеобщий бунт, который сломает государство и установит социализм.

Пропагандистское направление народничества обосновал Петр Лаврович Лавров (1823–1900). Он был профессором математики в военной академии, полковником. В 60-х годах за участие в революционном движении он был арестован и сослан. В 1870 г. Лавров бежал из ссылки за границу и стал играть видную роль в среде русских эмигрантов-революционеров.

Как и все народники, Лавров исходил из того, что Россия может миновать стадию капитализма и прямо прийти к социализму путем революции. Ведущей силой революции он считал интеллигенцию. Она должна усвоить социалистические и революционные идеи, а затем понести их в народ. Так как народ не готов к революции, интеллигенция должна создать революционную организацию и развернуть широкую пропаганду среди народа, разбудить его, внести в народные массы социалистическое сознание. В этом ее долг перед народом.

Заговорщическое направление обосновал критик и публицист Петр Никитич Ткачев (1844-1885). Он принимал активное участие в студенческом и революционном движении 60-х годов, за что был осужден царским судом. После освобождения из тюрьмы в 1873 г. эмигрировал за границу. Ткачев считал, что самодержавие не имеет никакой классовой опоры, «висит в воздухе». Поэтому с ним легко может справиться небольшая группа заговорщиков. Путем государственного переворота они захватят власть и затем проведут необходимые революционные и социалистические преобразования. В отличие от большинства народников Ткачев и его сторонники не считали крестьянство решающей силой революции, поэтому они стремились совершить революцию не путем народного восстания, а путем тайного заговора против правительства.

Представители всех этих течений, высказываясь за различные методы борьбы, признавали революцию единственным путем освобождения народа. Вот почему это движение получило название революционного народничества 70-х годов.

Народничество

В середине XIX века в Российской империи начинает зарождаться идеологическое течение среди разночинной интеллигенции – народничество. Название оно получило от своей основной идеи – сближения интеллигенции с народом.

Истоки народничества

Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

Читайте также:
Средневековая деревня - устройство, виды поселений и быт людей

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Цели народничества

Своей главной задачей народники считали полное изменение общества на основе социалистических принципов.

Основные направления движения народничества

Народничество не было однородным. И если главная идея была «общинный социализм», то пути следования к этой цели были самые разные.

Одним из направлений было пропагандистское. Во главе этого движения стояли П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Они считали, что недопустимо насильственное переустройство, а социальная революция должна готовиться постоянной пропагандистской работой интеллигенции.

Другое направление носило название бунтарского или анархического. Это движение отрицало государство и хотело заменить его обществами на принципе автономии. Здесь главным лидером и идеологом был М. А. Бакунин. Представители этого направления считали, что большой революционный взрыв может подготовить череда постоянных бунтов и восстаний.

Еще одно направление было социально-революционное, или заговорщицкое. Его идеологи считали, что только революция может дать народу просвещение, равенство и братство. Не надо тратить время на просвещение, необходимо создавать организацию революционеров и захватывать власть. Лидер движения П. Н. Ткачёв был сторонником сильного государства, способного превратить страну в большую коммуну.

Деятельность народников

В 1860 году легальные и нелегальные объединения народников появились в Москве и Санкт-Петербурге. Одной из самых крупных организаций стала «Земля и воля», появившаяся в Санкт-Петербурге в 1861 году. В этой организации была разработана первая народническая программа переустройства общества, но в 1864 году организация самораспустилась.

Соратники «Земли и воли» создали тайное общество Н. А. Ишутина (ишутинцы), члены которого собирались подготовить крестьянскую революцию. Они за несколько лет установили связь с подпольными организациями в других городах, открыли в Москве бесплатную школу, несколько мастерских и даже готовили побег Н. Чернышевского с каторги.

4 апреля 1866 года Д. Каракозов, член этой организации, по собственной инициативе организовал покушение на Александра II. Покушение было неудачным, организация – разгромлена, многие ее члены – арестованы.

К концу 60-х годов XIX века организации народников появились во многих городах России. Именно в это время состоялись первые «хождения в народ». Народники предприняли попытку лично пообщаться с народом. Молодые люди отправлялись в деревни, работали учителями, фельдшерами, писарями и по совместительству вели агитацию среди крестьян. Пропагандистская работа закончилась провалом. Крестьяне не очень рвались беседовать с чужаками. В результате около 1500 человек были арестованы и получили срок за антиправительственную агитацию.

В 1876 году была создана вторая организация «Земля и воля». Она имела свои филиалы во многих городах, в основном на юге России. Участниками организации был совершен целый ряд покушений на жандармских и полицейских чиновников. Но террор как средство борьбы разделяли не все участники. Против были В. Засулич, Г. Плеханов, Л. Дейч. В 1879 году в организации произошел окончательный раскол.

Противники террора объединились в организацию «Черный передел», а сторонники террора – в «Народную волю», во главе которой встали А. Желябов, В. Фигнер, С. Перовская и другие. Главной задачей они считали убийство императора Александра II.

Члены «Народной воли» в период с 1879 по 1 марта 1881 года совершили пять неудачных покушений на императора, но в итоге им удалось добиться своей цели. Руководители были арестованы и казнены. По делу народовольцев прошло более 10 000 человек. Репрессии подорвали силы народников, и они уже не представляли серьезной угрозы.

Значение народничества

Народничество прочно заняло свое место в истории классовой борьбы. Были опробованы различные методики политических столкновений. Практика показала, какой должна быть революционная организация, и в дальнейшем этот опыт был взят на вооружение следующим поколением революционеров – социал-демократов. Здесь уместно вспомнить ленинскую фразу: «Мы пойдем другим путем».

Народничество серьезно повлияло на общественную жизнь страны и сумело вовлечь в нее большое количество молодежи. По сути, народничество стало инициативой, которая заставила власть считаться с мнением общества, пусть пока и небольшой его части.

Читайте также:
Почему древние греки украшали храм снаружи, а не внутри

Народничество – это что такое? Зарождение, идеология народничества

Народничество – это общественно-политическое движение, возникшее в России во второй половине 19 столетия. Его появление было связано с либеральными реформами Александра II, которые разрешили свободу слова, расширили полномочия университетов, что, в свою очередь, привело к активизации демократической интеллигенции.

Предпосылки

Зарождение народничества тесно связано с общеполитической ситуацией в России в указанное выше время. Преобразования императора привели к изменению не только социальной структуры российского общества, но и к формированию новых идеологических направлений. Многие представители демократической интеллигенции были недовольны проведенными реформами, считая их незавершенными.

Некоторые из них считали, что крестьяне, хотя и получили личную свободу, однако были обделены экономически, так как, по новым законам, были вынуждены отрабатывать право на владение землей. Народничество – это движение, которое выражало интересы крестьянского сословия. Его главным постулатом было возвращение им земельной собственности и защита их народной воли (отсюда и пошло название самого направления).

Возникновение

Новая идеология оформилась в среде городской интеллигенции в начале 1860-х. Это был период активного развития общественно-политической мысли, связанный с подготовкой отмены крепостного права, а также проектов других реформ. Основными представителями течения были студенты. Именно университеты становились центрами формирования кружков, члены которых рассматривали различные проекты по улучшению положения крестьянства. Первой организацией, представлявшей новое течение, была «Земля и воля». Она возникла в 1861 году и, просуществовав всего три года, стала основой для возникновения других подпольных революционных объединений.

Народники считали политические вопросы второстепенными и все свое внимание обращали на быт, жизнь и хозяйство крестьянства. Теоретики данного направления считали необходимым созыв всенародного Земского собора, который бы стал основой государственного строя. Они большие надежды возлагали на крестьянскую общину, которую считали залогом будущего прогресса.

Эти люди надеялись на то, что Россия минует стадию капитализма и сразу вступит в фазу социализма. Народники, опираясь на теорию А. Герцена, полагали, что в России есть для этого все предпосылки: круговая порука, общее землепользование, особый народный менталитет, основанный на коллективности.

Идеология

Народничество – это совокупность идей и организаций, выражавших интересы крестьянского сословия. Показателен тот факт, что его представители уделяли мало внимания интересам рабочего класса, хотя и учитывали возможность его участия в социально-экономических преобразованиях. Первая организация находилась под сильным влиянием А. Герцена и Н. Чернышевского. Его члены основали несколько кружков в разных городах России.

Они считали главным двигателем прогресса крестьянскую революцию, на которую возлагали большие надежды. Народничество – это направление, представители которого поначалу считали, что крестьяне, недовольные результатом земельной реформы, поднимут бунт. Также они возлагали надежды на польское восстание. Тем не менее никакой народной революции не произошло, и в 1864 году организация распалась.

«Хождения в народ»

Так назывались акции студенческой и городской молодежи, которые отправлялись в деревню для просвещения крестьян. Народничество 19 века возникло во многом благодаря твердому убеждению части интеллигенции в необходимости вернуть долг народу. Участники этого движения селились в деревнях, пытались привлечь крестьян к их проблемам, занимались их просвещением. Однако все их попытки встретили непонимание со стороны жителей деревни, многие селяне даже относились к ним враждебно.

Правительство приняло серьезные меры по пресечению этих акций. Многие участники движения были арестованы, так что очень скоро народники были вынуждены сменить тактику.

Вторая «Земля и воля»

Это новое объединение возникло в 1876 году и просуществовало всего три года. Тем не менее его представители значительно развили идеи своих предшественников. Теперь они решили не ждать крестьянских выступлений, а самим ускорить бунт. В этот период популярно было так называемое революционное народничество. Его идеологи считали, что необходимо подтолкнуть народ к массовым выступлениям. Среди организаторов нового объединения были В. Фигнер, Н. Морозов, А. Михайлов и многие другие. У них была своя программа, которая предполагала созыв всенародного Земского собора, защиту народной воли, передачу земли крестьянам. Участники объединения селились в деревнях, где образовывали своеобразные сельские колонии и поселения, целью была активизация недовольства народа. Кроме того, они издавали газеты, распространяли листовки. Однако все эти меры не привели к желаемому результату. Более того, в самой организации наметились расхождения во взглядах.

Раскол

Идеология народничества к концу 1870-х годов претерпела изменения. В рядах его представителей возникли серьезные противоречия. Часть народовольцев решила сменить тактику и перейти к террору (А. Желябов, С. Перовская, Н. Морозов и другие), вторая же предпочла продолжать работу в деревне (Г. Плеханов, М. Попов). Более радикально настроенные члены распавшейся организации создали свое объединение, которое они назвали «Народная воля». Ими было совершено несколько покушений на императора Александра II. В 1881 году им удалось его убить, однако вместо ожидаемой революции последовала политическая реакция со стороны как общества, так и правительства. Народничество в России, представлявшее деревенское направление, продолжило прежнюю деятельность в деревне. Впоследствии многие из них примкнули к марксистам.

Читайте также:
Рабство в Древнем Риме - особенности, мотивация, права

Направления

Рассматриваемое общественно-политическое течение не было однородным. Будучи вначале революционным, оно впоследствии стало либеральным. Цели деятелей изменились: вначале лидеры жаждали государственного переворота и изменения строя, но затем перешли на более узкие задачи.

Эти люди решили, что необходимо проводить работу в деревне, создавая сельские колонии, занимаясь образованием и просвещением. Так оформились три течения народничества. Первое из них было связано с именем М. Бакунина. Этот известный мыслитель и философ считал, что русское крестьянство склонно к вооруженному мятежу.

Поэтому он призывал к агитации народа к совершению революции, и данное направление получило название «бунтарского». Другое течение оформилось благодаря трудам П. Лаврова. Этот деятель считал главной целью проведение идеологической работы в деревне, поэтому данное течение называется «пропагандистским».

Третье течение возникло благодаря П. Ткачеву, которые считал, что необходимо изменить государственный строй с помощью заговора отдельных лиц, поэтому данное направление получило название «заговорщического». Указанные направления народничества получили широкое распространение среди демократически настроенной интеллигенции.

Экономические и социальные теории

Народники уделяли большое внимание экономике. Некоторые из них много сделали для развития экономической науки в нашей стране. В частности, они внесли большой вклад в понимание сущности особенностей капитализма в России. Этими проблемами занимались Даниэльсон и Воронцов. В центре их внимания также были крестьянские хозяйства и аграрный сектор, который даже на рубеже столетий продолжал играть определяющую роль в хозяйстве.

Народники разработали теорию «героя и толпы». Они полагали, что историю творят выдающиеся личности. Поэтому авторы придавали большое значение воспитаю нового человека – человека будущего, который способен изменить ход общественного развития. Особое значение придавалось воспитанию в нем таких качеств, как любовь к физическому труду, нигилизм, пренебрежение к гуманитарным наукам и интерес к естественно-научным.

Эволюция идеологии

Ближе к концу 19 века народничество претерпело серьезные изменения. В связи с развитием земской реформы многие общественно-политические деятели оставили революционную деятельность и перешли на работу в деревне. Так возникла теория «малых дел», согласно которой небольшой прогресс в деревне способен улучшить ситуацию в стране. Поэтому многие бывшие народники стали земскими деятелями: учителями, врачами, агрономами и т. д.

Другие же разочаровались в идеологии и перешли на сторону официальной власти. Ярким примером служит судьба народника Л. Тихомирова, который вначале разделял эту революционные идеи, но впоследствии изменил своим убеждениям и стал монархистом. И наконец, те, кто остался верен революционным идеям, перешли к тактике индивидуального террора. Ими было осуществлено множество терактов, в том числе покушение на императора. Этот раскол свидетельствовал о глубоком кризисе народничества, которое к концу столетия уже изжило себя. В конце 19 – начале 20 века место народничества занял марксизм. Эта новая идеология оказалась гораздо более устойчивой к социально-политическим переменам, так как совмещала идею революции и экономического прогресса.

Народничество – причины возникновения, основа движения, значение

НАРОДНИЧЕСТВО

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

НАРОДНИЧЕСТВО – течение русской общественно-политической мысли и движение дворянской и разночинной интеллигенции в России сер. 19 в., возникновение которого было во многом обусловлено противоречиями и трудностями процесса модернизации социальной и политической в стране. В основу идеологии народничества легли идеи осуществимости крестьянской социальной революции в России и возможности построения более совершенного, нежели буржуазно-капиталистическое, социалистического общества на основе крестьянской общины, минуя фазу капиталистической трансформации общественных отношений. Идеологи народничества полагали, что социально-политическая отсталость России, патриархальный уклад русской деревни, существование в ней института общины, тормозящего социальное расслоение крестьян и формирующего их особый коллективистский менталитет, создают в совокупности необходимые предпосылки для перехода к социализму. При таком положении вещей капиталистическое развитие страны воспринималось как анахронизм, как фактор, замедляющий историческое развитие страны.

Впервые в общем виде идеи народничества были сформулированы А.И.Герценом в его книге «С того берега» (1848–49) и развиты им же в последующих произведениях – «Русский народ и социализм», «Старый мир и Россия» и др. Герцен исходил из того, что традиционные элементы, присущие общинному укладу, «встречаются с западным стремлением экономического переворота» и отвечают как требованиям распространения начал самоуправления, так и достижения социальной справедливости. Подобные представления впоследствии получили развитие в трудах Н.Г.Чернышевского, который с известным скептицизмом относился к возможности эффективного с экономической точки зрения ведения хозяйства в рамках крестьянской общины (община в этом смысле явно уступала частновладельческому хозяйству), но полагал, что с точки зрения справедливости распределения конечного продукта общине нет альтернативы.

Читайте также:
Славянские боги - кто был главным у наших прародителей читать онлайн

Подобные принципы и идеи были развиты в 60–70-е гг. 19 в. идеологами народничества Н.К.Михайловским, П.Л.Лавровым, М.А.Бакуниным, П.Н.Ткачевым в довольно стройную систему этических, социальных и политических воззрений, в своеобразную, исходящую из возможностей трансформации существующих социальных отношений под воздействием революционной агитации идеологию поисков своего российского пути социально-экономического развития, опирающегося на общину и на традиционное общинное право. Философскую основу народнического движения составили положения «субъективной социологии», разработанной Лавровым, Михайловским и др., которая рассматривала представителей отечественной интеллигенции, «критически мыслящих личностей» в качестве движущей силы истории, носителей идеалов просвещения, справедливого общественного устройства, нравственного сознания (идея «долга перед народом»).

Бакунин стремился опереться на революционное творчество крестьянских масс (эти положения позже были развиты Бакуниным и П.А.Кропоткиным в доктрину анархизма). В отличие от Бакунина Лавров отнюдь не считал крестьянство готовым к революции. По его мнению, революционные и социалистические идеи должны нести в народ представители русской интеллигенции, «критически мыслящие личности». Главная задача движения в этом случае заключалась не в немедленной организации крестьянских бунтов, а в последовательной пропаганде в массах населения революционной идеологии. Результатом революционной агитации, как полагал Лавров, уже через шесть лет после ее начала станет формирование многотысячной армии сознательных борцов с самодержавием.

Теоретические положения Бакунина и Лаврова стали идейной основой не имеющего прецедентов в мировой истории движения отечественной дворянской и разночинной интеллигенции – массового «хождения в народ» с целью пробуждения его к революционной борьбе, начавшегося в 1874 и продолжавшегося с некоторыми перерывами вплоть до 1878. Однако результаты этого мероприятия с точки зрения приближения социального переворота в стране оказались весьма разочаровывающими. Более тысячи участников «хождения» были арестованы властями. Крестьянство в полной мере обнаружило свои царистские иллюзии, а не коммунистические инстинкты. Революционной армии, о которой рассуждал в своих произведениях Лавров, создать так и не удалось. Тогда в середине 70-х гг. Михайловский и ряд других теоретиков народничества высказали мысль о необходимости объединения усилий «критически мыслящих личностей» и создания централизованного руководства движением. В результате в 1876 возникает первая из институционализированных народнических организаций – «Земля и воля».

После разгрома революционного народничества в 1881–83 ведущую роль в движении стало играть т.н. либерально-демократическое направление. Либеральными народниками развивались концепции «развития через дифференциацию культуры» (С.Н.Южаков), «этической критики капитализма» (В.П.Воронцов, Н.Ф.Даниельсон и др.), «формулы прогресса» (Михайловский). Представители либерального народничества по-прежнему пытались противопоставить типы социально-экономической эволюции России и Европы. Однако если в 70-е гг. для этого еще было достаточно оснований, то к нач. 90-х гг. 19 в. разложение общины, развитие товарно-денежных отношений в деревне зашло слишком далеко. В этой связи оценки перспектив некапиталистического развития оказывались отнюдь не оптимистичными, а убеждение в коллективизме, коммунистичности, якобы присущей русскому народу, померкло даже в среде убежденных народников (особенно ярко это обстоятельство проявилось в творчестве Г.И.Успенского и Н.Н.Златовратского). Народническое движение в России постепенно сошло на нет к началу 20 в., уступив место на радикальном левом фланге политического спектра социал-демократии.

Элементы народнической доктрины (неприятие и критика капитализма как общественно-политического строя, вера в созидательные возможности народных масс и т.д.) тем не менее проявлялись на всем протяжении 20 в. в т.н. популистских движениях народнического типа в странах третьего мира.

1. Алексеева Г.Д. Народничество в России: Идейная эволюция. М., 1990;

2. Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (Истоки и эволюция). М., 1993;

3. Иванов-Разумник Р.И. История русской общественной мысли. М., 1997;

4. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993;

5. Хорос В.Г. Популистские движения народнического типа в развивающихся странах. М., 1980.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: