Разряды наречий по значению
Укажем, какие разряды наречий по значению выделяют в русском языке.
Разряды наречий объединяют в группы слова, которые обозначают качественный или количественный признак действия, признака и состояния или обстоятельственные отношения.
В связи с этим по лексическому значению знаменательные наречия делятся на две группы: наречия определительные и наречия обстоятельственные.
Ветви слегка шумели от легкого ветра, жидко и голо , будто они ощупывали друг друга (Г. Троепольский)
В зависимости от того, наречие называет признак действия, предмета или другого признака или только указывает на него, все слова этой части речи делятся на знаменательные и местоименные.
В свою очередь по лексическому значению среди знаменательных наречий выделяют две многочисленные группы:
- определительные наречия;
- обстоятельственные наречия.
Таблица с примерами
Разряды | Вопросы | Примеры |
---|---|---|
Образа действия | Как? Каким образом? | Хорошо, быстро, геройски, набело, верхом, исподволь, безупречно, впотьмах. |
Времени | Когда? | Сегодня, вчера, утром, зимой, накануне, сейчас, допоздна, спозаранку, теперь, уже. |
Места | Где? Куда? Откуда? | Вблизи, дома, сюда, направо, справа, вверху. |
Меры и степени | Сколько? Насколько? | Слишком, еле-еле, впятеро, очень, весьма, совсем, чересчур, крайне, чуть-чуть. |
Причины | Почему? Отчего? | Сгоряча, сослепу, поневоле, недаром, спросонок, со зла, неспроста. |
Цели | С какой целью? Для чего? | Назло, нарочно, невзначай, специально, в шутку, наперекор. |
Определительные наречия
Слова этого разряда наречий обозначают качество действия, признака, образ и способ совершения действия. Сюда включаются
- наречия образа действия;
- наречия меры и степени;
- сравнительно-уподобительные;
- наречия со значением совместности.
Наречия образа действия
Эти наречия называют качественно-определительными. Они поясняют глагол-сказуемое или деепричастие в предложении и отвечают на вопросы как? каким образом?
- приятно вспоминать;
- заливисто смеяться;
- вести себя вызывающе;
- выглядеть безупречно;
- делать исподтишка.
Среди них выделяется большая группа наречий с суффиксом -о/-е, образованных от однокоренных качественных прилагательных (грустно, весело, быстро, медленно) и адъектированных причастий (угнетающе, вызывающе, блестяще, кричаще). Укажем наречия образа действия, мотивированные существительными (шагом, пешком, бегом).
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные (М. Горький).
Наречия меры и степени
Этот смысловой разряд наречий называется количественно-определительным. Наречия меры и степени обозначают количество действия, степень его интенсивности или меру проявления признака.
Солнце греет еще по-летнему, а трава уже чуть-чуть пожелтела.
Добьёмся мы урожая втройне (В. Маяковский).
Перечислим наречия меры и степени (количественно-определительные):
- совсем
- очень
- страшно
- крайне
- совершенно
- чересчур
- вдвое, втрое, впятеро и пр.
- почти
- чрезвычайно
- слегка
- исключительно
- гораздо
- много
- немного
- абсолютно
- чуть
- чуть-чуть
- еле
- еле-еле
- едва
- капельку и пр.
Причем одни наречия определяют только прилагательные, а другие — только прилагательные и наречия в форме сравнительной степени:
- крайне сердитый;
- совершенно невидим;
- абсолютно неузнаваемый;
- немного растерянный вид;
- гораздо шире;
- втрое толще.
Сравнительно-уподобительные наречия
Разряд определительных наречий объединяет слова со значением сравнения или уподобления. Сравнительно-уподобительные наречия образуются как от существительных, так и от прилагательных и местоимений, например:
- вздохнуть по-бабьи;
- ходить по-медвежьи;
- сделать по-нашему;
- стоять столбом;
- подстричься ёжиком;
- подняться дыбом;
- свернуться калачиком.
Наречия со значением совместности
В этот смысловой разряд определительных наречий включены следующие слова:
- прийти вдвоем;
- делать сообща;
- быть заодно;
- построиться попарно;
- учиться вместе;
- остаться наедине;
- встретить поодиночке;
- выступать в одиночку.
Покамест у нас будут исправники заодно с ворами, до тех пор не будет он [ Дубровский] пойман (А. Пушкин).
Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с другом (В. Мазалова).
У Павла сидел Николай Весовщиков, и, втроем с Андреем, они говорили о своей газете (М. Горький)
Обстоятельственные наречия
В связи с семантикой эта многочисленная группа наречий имеет следующую градацию:
- наречия места;
- наречия времени;
- наречия цели;
- наречия причины.
Наречия места
Эти слова, как видно из их названия, обозначают место действия и отвечают на вопросы где? куда? откуда?
- около
- поблизости
- рядом
- спереди
- дома
- кверху
- издалека
- влево
- справа
- внизу
- вверху
- изнутри
- издали и пр.
Я забрёл далеко, и уже не только стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе…(И. Тургенев).
Вокруг в парном воздухе томились кусты и травы (В. Белов).
Тут же, недалеко, попалось мне целое гнездо незабудок, и букет мой начал пополняться (Ф. Достоевский).
Слева невдалеке лежало село Высоково (А. Мусатов).
Наречия времени
Эта семантическая группа наречий включает слова, которые называют время действия и отвечают на вопросы когда? с (до) каких пор? как долго?
- теперь
- издавна
- сначала
- вовремя
- вчера
- завтра
- днем
- ночью
- утром
- вечером
- допоздна
- зимой
- накануне
- скоро и пр.
Сначала мы слышали и шелест листвы вокруг, и всплески воды в озере, чувствовали под собой землю (М. Горький).
Наконец я замечаю под блестящими, как будто кожаными, листьями ягоды брусники (В. Мазилова).
Потом за моей спиной раздался плеск, и вскоре я увидел, что, высоко подняв морду и отчаянно шлепая лапами, выбиваясь из последних сил, сбоку ко мне подплывает Брутик (А. Гайдар).
Наречия цели
В эту группу входят слова, которые обозначают цель совершения действия и отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего?
- сделать назло;
- уронить нарочно;
- поднять на смех;
- приготовить впрок;
- сказать в насмешку.
А теперь, кроме всех прочих неприятностей, нас ещё поднимут на смех! (Жюль Верн).
Это задание приготовлено специально для старшеклассников.
На зиму многие хозяйки заготавливают впрок овощи и фрукты в виде солений и варенья.
Наречия причины
В этой группе наречий объединены слова, которые указывают на причину, в силу которой происходит (произошло) действие:
- выпалить сгоряча;
- поступить со зла;
- задеть сослепу;
- герой поневоле;
- зацепиться спьяну;
- болтать сдуру;
- отказаться неспроста;
- делать спроста.
Если быть точнее, сболтнул сгоряча, не подумал (В. Филиппов).
Неужто наши снаряды поневоле попадали в корпус моего судна? (Жюль Верн).
Наречие
О чем эта статья:
4 класс, 7 класс
Определение наречия
Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».
У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.
- Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
- запомнить (как?) наизусть,
- стремиться (куда?) вверх,
- сообщить (почему?) неспроста.
- Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
- путь (какой?) напрямую,
- платье (какое?) наизнанку,
- яйцо (какое?) всмятку.
- Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
- потрясающе яркий,
- очень хорошо,
- вдвое больше.
Грамматические особенности наречия
Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.
Неизменяемость наречий
Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:
- гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
- крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.
По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:
- вытереть насухо;
- стоять справа;
- сидеть взаперти;
- пить компот вприкуску.
Только наречия с суффиксом -о могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:
- рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
- радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).
Знаменательные и местоименные наречия
По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:
- идти (как?) быстро;
- стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
- улыбка (какая?) невзначай.
Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:
- идти (куда?) туда;
- (в какой мере?) нисколько не стеснительный.
У местоименных наречий есть своя градация:
Разряды местоименных наречий
здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому
нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.
везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому
где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?
где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего
Классификация наречий по значению
В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.
Таблица с общей классификацией наречий по разрядам:
Разряды по значению
хорошо, открыто, искренне, безупречно
образа и способа действия
втрое, капельку, слишком, чуть-чуть
Где? Куда? Откуда?
вблизи, дома, сверху
сегодня, весной, накануне, уже
нарочно, невзначай, наперекор, в шутку
Определительные наречия выражают определительно-количественные признаки действия, признака или предмета. Эти слова поясняют глаголы, существительные, прилагательные, наречия и слова категории состояния:
- лететь (как?) высоко;
- прыгнув (куда?) вверх;
- (в какой степени?) очень симпатичный;
- взгляд (какой?) исподлобья;
- (в какой мере?) совершенно секретно.
В предложении определительные наречия могут быть обстоятельством или определением.
Обстоятельственные наречия выражают только признак действия. Такие наречия примыкают к глаголам и обозначают различные условия, обстоятельства осуществления действия:
- нырнуть (куда?) вглубь;
- светит (когда?) днем;
- сказать (с какой целью?) в шутку;
- задеть (по какой причине?) сослепу.
В предложении такие наречия выступают в роли обстоятельства.
Классификация наречий по способу образования
Кроме разрядов по значению, наречия можно классифицировать по способу образования:
- суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
- приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;
- приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;
Возможно сложение разных видов:
- сложение слов: еле, еле — еле-еле;
- сложение с первым элементом полу-: полулежа; полусидя;
- сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом; половина, сила — вполсилы.
Правописание наречий с дефисом
Через дефис пишутся:
- наречия на -ому, -ему, -ки, -ски, -ьи с приставкой по- (по-другому, по-хорошему, по-русски);
- в наречиях на -ых, -их с приставкой во-, в-, которые образованы от порядковых числительных (во-первых);
- в неопределенных наречиях с приставкой кое- и суффиксами -то/-либо/-нибудь/-таки/-ка (где-то, как-то);
Еще дефис используют, когда есть:
- повторение слов и основ слов (еле-еле, волей-неволей, как-никак);
- сочетание синонимических слов (нежданно-негаданно).
Приставка по- пишется слитно:
- в наречиях, которые образованы от прилагательных с помощью приставки и суффиксов -у, -еньку, -оньку (попросту, потихоньку);
- с формами сравнительной степени наречий (повыше);
Слитно пишутся наречия, которые образованы:
- соединением предлогов с наречиями (извне, навсегда);
- соединением предлогов в и на с собирательными числительными (вдвое, втрое);
- соединением предлогов с полными прилагательными (вкрутую);
- соединением предлога и существительного (наверх, вследствие);
- через соединение предлога с вопросительными и указательными местоимениями (почему, отчего).
Раздельно пишутся наречия, образованные из предлога в и полного прилагательного с первой гласной буквой (в открытую).
Синтаксическая роль наречий
Как мы помним, наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета.
В предложении наречия чаще всего выполняют функцию обстоятельства, реже — определения или сказуемого. К этому второстепенному члену предложения можно задать обстоятельственные вопросы: «где?», «как?», «куда?», «откуда?», «зачем?», «почему?».
Классификация наречий
- Смысловая и групповая классификация
- Обстоятельственные наречия
- Места
- Времени
- Цели
- Причины
- Определительные
- Определение степени и меры
- Образа действия
- Сравнительно-уподобительные
- Со значением совместности
Все группы наречий относятся к неизменяемой части речи, обозначают признак действия, признак признака, реже – какого-либо предмета и не зависят от других частей речи. Основные вопросы: почему? как? зачем? в какой степени? куда?
Н. не изменяется по числам, падежам, родам, не изменяется по склонениям, не спрягается подобно глаголу. Наречие как часть речи делится на смысловые группы. Чаще всего относится к глаголу, может быть частью деепричастного оборота. Иногда же относится к существительному (например, эспрессо по-римски, яйцо всмятку, бег вприпрыжку).
Смысловая и групповая классификация
Наречия классифицируется на две смысловые группы – обстоятельственные и определительные. Первая группа отражает характер действия, вторая же характеризует отношение к происходящему.
Обстоятельственные наречия
Обстоятельственные – группы наречий, которые определяют критерии времени, решаемых задач, причинные и пространственные факторы. Они классифицируются на следующие группы: н. места, цели и причины, времени. Подробная классификация смысловых н. обстоятельственной группы:
Места
Обстоятельство места характеризует принадлежность к определенной локализации, направлению. Проверяющие вопросы: «откуда?», «где?», «куда?». Примеры: «далеко», «назад», «здесь», «навстречу», «рядом», «вблизи», «внизу», «кругом», «вверху», «снизу».
Времени
Обстоятельство времени определяет временной промежуток выполняемого действия, признака или конкретного предмета. Типичные вопросы: «как часто?», «насколько?» «когда?», «с/до каких пор?». Примеры: «всегда», «накануне», «дотемна», «вчера», «позавчера», «утром», «осенью», «смолоду», «раньше», «иногда», «редко», «часто», «тогда» и др.
Определение цели наречия выполняется вопросами: «для чего?», «с какой целью?», «зачем?». Примеры н.: «назло», «наперекор», «специально», «случайно» или «неумышленно», «нечаянно».
Причины
Обстоятельства причины отвечают на следующие вопросы: «по какой причине?», «почему?», «отчего?». Типичные примеры: «cгоряча», «оттого», «недаром», «сдуру», «поневоле», «потому».
Определительные
Определительные н. – большая группа слов, означающих качественные, количественные признаки, состояние действия. Они, в свою очередь, классифицируются на следующие группы:
- качественные, которые описывают образ действия (вопросы: «каким образом?», «как?») – «втроем», «так», «быстро», «стремглав», «по-мужски», «пешком», «ровно»;
- количественные, которые характеризуют меру или степень происходящего события, признака или отдельного предмета (вопросы: «насколько?», «в какой мере?») – «втрое», «нисколько», «чрезвычайно», «почти», «слегка».
Таким образом, определительная группа наречий прямо определяет качественно-количественные признаки предмета, текущего события, действия или какого-либо признака.
Определение степени и меры
Критерий меры и степени определяет интенсивность влияния признака, действия или какого-либо другого признака. Проверяющие вопросы таковы: «сколько?», «в какой мере или степени?», «насколько?», «сколько раз?». Для примера: «всплакнуть еле-еле», «намного лучше», «ошибиться дважды», «продрогнуть чуть-чуть», «абсолютно правильно», «раскаяться вполовину», «совершенно неприемлемо».
Образа действия
Данная группа отвечает на вопросы «как?», «каким образом?». Примеры слов и словосочетаний: «галопом», «печально слышать», «внезапно прыгнуть», «по-прежнему», «вытереть насухо», «идти пешком», «книги вперемешку», «узнать наверняка», «вхолостую».
Сравнительно-уподобительные
Сравнительно-уподобительные н. описывают характер действия, отличительного признака или конкретного предмета. Отвечает на проверяющие вопросы «как?», «каким образом?». Для примера слова и словосочетания: «по-дружески», «по-волчьи выть», «заниматься по-военному», «по-моему», «по-осеннему дождливо», «по-турецки», «шницель по-венски», «хвост дугой», «нестись стрелой», «бежать вихрем», «ноги колесом», «падать камнем» и др.
Со значением совместности
Группа определительных н., обозначающих принадлежность к кому-нибудь, чему-нибудь, и отвечает на вопросы «как?», «каким образом?». Для примеров следующие слова и словосочетания: «впятером», «вдвоем», «по трое», «делать гимнастику повзводно», «жить вдвоем», «ходили стаями» и др.
Сравнительно-уподобительные или означающие совместность н. нередко рассматривают в составе наречий способа или образа действия, так как имеют схожие смысловые характеристики, одинаковые проверяющие вопросы.
Разряды наречий по значению: характеристика, виды, примеры. ВИДЕОУРОК
Наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, предмета или другого признака и отвечает на вопрос как? где? куда? когда? в какой степени? почему? зачем? сколько?
Разряды наречий объединяют в группы слова, которые обозначают качественный или количественный признак действия, признака и состояния или обстоятельственные отношения.
Характеристика наречия
Морфологически наречия характеризуются тем, что:
- не изменяются (не склоняются, не спрягаются);
- не обладают грамматическими категориями и не выражают грамматических значений.
Важнейшими синтаксическими свойствами наречий являются:
- способность сочетаться с другими знаменательными словами по способу примыкания: падать быстро, всегда печальный, царственно спокойна, недавно раскрывший листья;
- употребление (чаще всего) в функции обстоятельства: я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает (В. Распутин).
Для обозначения признака предмета наречия используются редко, в тех случаях, когда нет соответствующих прилагательных: яйца всмятку, рубашка навыпуск, прогулка верхом, чтение нараспев, вслух; кофе по-турецки, шаг назад.
У наречий всмятку, навыпуск, верхом, вслух, назад нет однокоренных прилагательных, которые могли бы их заменить.
Прилагательное турецкий не соответствует наречию по-турецки по значению: турецкий кофе — это «кофе, привезенный из Турции», а сочетание кофе по-турецки — кофе, приготовляемый так, как готовят его турки».
Еще реже наречие употребляется в форме сказуемого:
- Пальто тебе впору;
- Факты теперь налицо;
- Его приезд был очень кстати: Мы были начеку.
По словообразовательной структуре наречия соотносятся со всеми знаменательными частями речи, являясь производными, или мотивированными, а также могут быть и непроизводными.
Большая группа наречий мотивирована именами прилагательными: красиво, медленно, сурово, тягуче, вызывающе, дружески, по-новому, по-братски, по-волчьи, заново, досуха, впустую.
Количественно меньшими группами представлены наречия, образованные от существительных, числительных, местоимений, глаголов, наречий: весной, летом, верхом, внизу, позади, без толку, напрокат, за границей, на днях; вдвоем, втроем, надвое, вдвое, втрое, дважды, трижды; зачем, отчего, незачем, мельком, молчком, вплавь, нараспашку, невмоготу, нехотя; позавчера, отныне, недаром, ненадолго.
Немотивированными являются наречия: тогда, тут, там, здесь, где, теперь, куда, очень, почти, едва, чуть.
Таблица с примерами
Как определить разряд наречия по значению?
Чтобы определить, к какому разряду относится наречие в словосочетании или предложении, надо поставить к нему вопрос от слова, к которому оно примыкает (от глагола, существительного, прилагательного, наречия, категории состояния).
Примеры: приехать (когда?) вечером – наречие времени; спрятать (с какой целью?) в шутку – наречие цели; втрое (насколько?) больше – наречие меры и степени.
Определительные наречия
Слова этого разряда наречий обозначают качество действия, признака, образ и способ совершения действия. Сюда включаются:
- наречия образа действия;
- наречия меры и степени;
- сравнительно-уподобительные;
- наречия со значением совместности.
Наречия образа действия
Эти наречия называют качественно-определительными. Они поясняют глагол-сказуемое или деепричастие в предложении и отвечают на вопросы: как? каким образом?
Примеры: приятно вспоминать; заливисто смеяться; вести себя вызывающе;выглядеть безупречно; делать исподтишка.
Среди них выделяется большая группа наречий с суффиксом -О/-Е, образованных от однокоренных качественных прилагательных (грустно, весело, быстро, медленно) и адъектированных причастий (угнетающе, вызывающе, блестяще, кричаще). Укажем наречия образа действия, мотивированные существительными (шагом, пешком, бегом).
Пример: Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные (М. Горький).
Наречия меры и степени
Этот смысловой разряд наречий называется количественно-определительным. Наречия меры и степени обозначают количество действия, степень его интенсивности или меру проявления признака.
Примеры: Солнце греет еще по-летнему, а трава уже чуть-чуть пожелтела. Добьёмся мы урожая втройне (В. Маяковский).
Наречия меры и степени (количественно-определительные):
- совсем
- очень
- страшно
- крайне
- совершенно
- чересчур
- вдвое, втрое, впятеро и пр.
- почти
- чрезвычайно
- слегка
- исключительно
- гораздо
- много
- немного
- абсолютно
- чуть
- чуть-чуть
- еле
- еле-еле
- едва
- капельку и пр.
Причем одни наречия определяют только прилагательные, а другие — только прилагательные и наречия в форме сравнительной степени:
- крайне сердитый;
- совершенно невидим;
- абсолютно неузнаваемый;
- немного растерянный вид;
- гораздо шире;
- втрое толще.
Сравнительно-уподобительные наречия
Разряд определительных наречий объединяет слова со значением сравнения или уподобления. Сравнительно-уподобительные наречия образуются как от существительных, так и от прилагательных и местоимений, например:
- вздохнуть по-бабьи;
- ходить по-медвежьи;
- сделать по-нашему;
- стоять столбом;
- подстричься ёжиком;
- подняться дыбом;
- свернуться калачиком.
Наречия со значением совместности
В этот смысловой разряд определительных наречий включены следующие слова:
- прийти вдвоем;
- делать сообща;
- быть заодно;
- построиться попарно;
- учиться вместе;
- остаться наедине;
- встретить поодиночке;
- выступать в одиночку.
Примеры. Покамест у нас будут исправники заодно с ворами, до тех пор не будет он [ Дубровский] пойман (А. Пушкин).
Мы разбрелись поодиночке и только перекликаемся друг с другом (В. Мазалова).
У Павла сидел Николай Весовщиков, и, втроем с Андреем, они говорили о своей газете (М. Горький)
Обстоятельственные наречия
В связи с семантикой эта многочисленная группа наречий имеет следующую градацию:
- наречия места;
- наречия времени;
- наречия цели;
- наречия причины.
Наречия места
Эти слова, как видно из их названия, обозначают место действия и отвечают на вопросы: где? куда? откуда?
- около
- поблизости
- рядом
- спереди
- дома
- кверху
- издалека
- влево
- справа
- внизу
- вверху
- изнутри
- издали и пр.
Примеры. Я забрёл далеко, и уже не только стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе…(И. Тургенев).
Вокруг в парном воздухе томились кусты и травы (В. Белов).
Тут же, недалеко, попалось мне целое гнездо незабудок, и букет мой начал пополняться (Ф. Достоевский).
Слева невдалеке лежало село Высоково (А. Мусатов).
Наречия времени
Эта семантическая группа наречий включает слова, которые называют время действия и отвечают на вопросы: когда? с (до) каких пор? как долго?
- теперь
- издавна
- сначала
- вовремя
- вчера
- завтра
- днем
- ночью
- утром
- вечером
- допоздна
- зимой
- накануне
- скоро и пр.
Примеры. Сначала мы слышали и шелест листвы вокруг, и всплески воды в озере, чувствовали под собой землю (М. Горький).
Наконец я замечаю под блестящими, как будто кожаными, листьями ягоды брусники (В. Мазилова).
Потом за моей спиной раздался плеск, и вскоре я увидел, что, высоко подняв морду и отчаянно шлепая лапами, выбиваясь из последних сил, сбоку ко мне подплывает Брутик (А. Гайдар).
Наречия цели
В эту группу входят слова, которые обозначают цель совершения действия и отвечают на вопросы: зачем? с какой целью? для чего?
- сделать назло;
- уронить нарочно;
- поднять на смех;
- приготовить впрок;
- сказать в насмешку.
Примеры. А теперь, кроме всех прочих неприятностей, нас ещё поднимут на смех! (Жюль Верн).
Это задание приготовлено специально для старшеклассников.
На зиму многие хозяйки заготавливают впрок овощи и фрукты в виде солений и варенья.
Наречия причины
В этой группе наречий объединены слова, которые указывают на причину, в силу которой происходит (произошло) действие:
- выпалить сгоряча;
- поступить со зла;
- задеть сослепу;
- герой поневоле;
- зацепиться спьяну;
- болтать сдуру;
- отказаться неспроста;
- делать спроста.
Примеры. Чему обрадовался сдуру? (И. Крылов).
Если быть точнее, сболтнул сгоряча, не подумал (В. Филиппов).
Неужто наши снаряды поневоле попадали в корпус моего судна? (Жюль Верн).
Видеоурок. Наречие как часть речи. Разряды наречий
Наречия меры и степени примеры в русском
Наречия меры и степени примеры в русском
Наречия меры и степени примеры в русском. Наречия меры и степени примеры в русском Они касаются суффиксов -ев -ив- без ударения -ев- и -енск- -инск- -инск- в прилагательных от основы на -ин-, -и-, -а-.
Наречие
Наречие — это самостоятельная неизменяемая часть речи, которая обозначает признак и отвечает на вопросы «как?», «где?», «куда?», «когда?», «откуда?» и «почему?».
У наречия особое грамматическое значение. Эта часть речи может обозначать три вида признаков в зависимости от того, к какой части речи относится в предложении или словосочетании.
- Признак действия — наречие примыкает к глаголу или деепричастию:
- запомнить (как?) наизусть,
- стремиться (куда?) вверх,
- сообщить (почему?) неспроста.
- Признак предмета — наречие примыкает к существительному:
- путь (какой?) напрямую,
- платье (какое?) наизнанку,
- яйцо (какое?) всмятку.
- Признак другого признака — наречие примыкает к прилагательному, наречию, причастию:
- потрясающе яркий,
- очень хорошо,
- вдвое больше.
Грамматические особенности наречия
Чтобы понять, что такое наречие в русском языке, разберем грамматические особенности, которые отличают его от других частей речи.
Неизменяемость наречий
Специфический морфологический признак наречия — это его неизменяемость. Она выражается в неспособности наречия образовывать грамматические формы рода, числа, падежа или лица. Наречия не склоняются и не спрягаются. У них нет специальных окончаний. Проверим:
- гулять (как?) весело, гуляем весело, будем гулять весело;
- крайне (в какой степени?) сладкий, крайне сладкого, крайне сладким.
По правилам могут изменяться глаголы и прилагательные, а наречия всегда сохраняют неизменную грамматическую форму. Конечные буквы наречий «о», «а», «е», «и», «у» — это не окончания, а словообразовательные суффиксы:
- вытереть насухо;
- стоять справа;
- сидеть взаперти;
- пить компот вприкуску.
Только наречия с суффиксом -о могут образовать формы степеней сравнения, которые при этом тоже не изменяются:
- рано — раньше, более рано (раньше всех встать);
- радостно — радостнее, более радостно (радостнее всех выглядеть).
Знаменательные и местоименные наречия
По функции все наречия можно разделить на знаменательные и местоименные. Если наречие обозначает признак действия, другого признака или предмета, оно считается знаменательным:
- идти (как?) быстро;
- стеснительный (в какой степени?) чрезмерно;
- улыбка (какая?) невзначай.
Ряд наречий только указывают на признак, конкретно его не называя. Это местоименные наречия:
- идти (куда?) туда;
- (в какой мере?) нисколько не стеснительный.
У местоименных наречий есть своя градация:
Разряды местоименных наречий
здесь, там, тут, туда, так, оттуда, тогда, затем, оттого, потому, поэтому
нигде, никуда, никогда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипочем и пр.
везде, всюду, отовсюду, всегда, всячески, по-всякому, по-иному, по-другому
где-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
где? куда? когда? зачем? как? почему? откуда? отчего?
где, куда, когда, зачем, как, почему, откуда, отчего
Классификация наречий по значению
В отличие от других частей речи, знаменательные наречия делятся на разряды по значению. Если наречие обозначает качество действия, признака, образ или способ совершения действия, то его называют определительным. Если наречие обозначает условия совершения действия, оно называется обстоятельственным.
Наречия меры и степени примеры в русском
Синтаксическая функция: в предложении обычно является обстоятельством , реже — определением.
Он пришёл домой затемно (когда? — обстоятельство времени). Чей-то голос донёсся издалека (откуда? — обстоятельство места). Прогулка (к а к а я?) пешком взбодрила меня (определение — наречие зависит от существительного и обозначает признак предмета)
Морфологические признаки наречия: 1) неизменяемость, 2) разряд по значению, 3) степень сравнения.
Наречие обозначает:
- признак действия, если относится к глаголу, причастию или деепричастию (встречаться ( когда? ) вечером, опускаясь ( куда? ) вниз, идущий (как? ) быстро).
- признак предмета, если относится к имени существительному (жаркое ( какое? ) по-русски, яйцо ( какое? ) всмятку).
- признак другого признака, если относится к имени прилагательному, причастию или другому наречию (важный ( в какой степени? ) чрезвычайно, прыгнувший ( как? ) далеко, далеко ( насколько? ) очень).
Разряды наречий:
Особую группу составляют наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них, а именно:
- указательные (здесь, там, тут, тогда и др.);
- неопределённые (где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.);
- вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему);
- отрицательные (нигде, никуда, негде, никогда).
Они, помимо основного назначения, используются для связи предложений в тексте: Путник увидел в лесу покинутую сторожку. Там он и заночевал .
Степени сравнения наречий
Наречия на о ( е ), образованные от качественных имён прилагательных , могут образовывать степени сравнения — сравнительную и превосходную.
Нужно запомнить!
Образование степеней сравнения у прилагательных и наречий во многом совпадает, поэтому возникают омонимичные формы двух разных частей речи: Эта задача проще. — Я смог решить задачу проще ; Синее платье более красиво. — Оно на тебе сидит более красиво.
Чтобы различать две части речи, надо выяснить: от чего зависит сравнительная степень и каким членом предложения является. Сравнительная степень прилагательного относится к существительному , отвечает на вопрос каков? (какова? каково? каковы?), является сказуемым . Сравнительная степень наречия относится к глаголу , отвечает на вопрос как? и является обстоятельством . Сравним: задача (какова?) проще — прилагательное, смог решить (как?) проще — наречие.
Следует различать омонимы в составе наречий, в составе слов категории состояния (СКС) и в составе имён прилагательных. Например:
- У меня на душе спокойно (категория состояния);
- Река течёт спокойно (наречие);
- Дитя спокойно (имя прилагательное).
Обратите внимание : некоторые наречия образуют форму сравнительной степени от другого корня: хорошо — лучше , плохо — хуже .
Конспект урока по русскому языку «Наречие как часть речи«. Еще конспекты по теме «Наречие это»:
Наречия меры и степени примеры в русском
1.Наречия способа и образа действия
Наречия способа и образа действия обозначают характер протекания ситуации; прототипическое местоименное наречие – как (в школьной грамматике «вопрос», на который «отвечают» эти наречия). В этот класс входят наречия на -о/-е от качественных прилагательных. Это самый крупный разряд наречий – около 5.5. тыс. из учтённых в [Евтюхин 2008: 559] 6 тыс. лексем.
Данный класс гетерогенен [Филипенко 2003: 30], он включает в себя:
- наречия эмоции (весело);
- параметрические наречия, указывающие на выразимый количественно признак (медленно);
- наречия внешней оценки (хорошо, нечестно);
- так называемые сравнительно-уподобительные, указывающие на сходство с ситуацией, типичной для некоторого класса объектов (по-человечески);
- наречия количественной характеристики участников ситуации – единичность и дистрибутивность (сообща, вместе, порознь и т.п. ), среди которых выделяются наречия, образованные от собирательных числительных (втроём, впятером); см. также Числительное.
Для наречий данного класса первична обстоятельственная функция; в качестве вторичной распространена функция определения при отглагольных существительных и в некоторых особых случаях (см. п. 4. Синтаксис).
2. Наречия меры и степени
Наречия меры и степени характеризуют интенсивность проявления признака, в прототипическом случае обозначенного прилагательным или другим наречием: очень талантливый, крайне откровенно, слишком поспешный, чересчур подробно. Выделяется класс наречий кратности, образованных от собирательных числительных: вдвое, втрое, стократ(ы); см. также Числительное.
Наречия меры и степени сочетаются также с глаголами, содержащими в семантике измеряемый (градуируемый) компонент: очень спешил (=‘действовал быстро’), очень любил (=‘испытывал сильное чувство’), но *очень шёл; слегка коснулся (=‘вступил в неполный контакт’), но *слегка сидел.
Метафорически в функции наречий меры и степени (как синонимы прототипического очень) широко используются наречия образа действия: исключительно редкий, глубоко образованный,мертвецки пьяный, ничтожно малый, смехотворно скудный и т.п. Экспрессивная синонимия интенсификаторов является типологической универсалией [Dahl 2004].
(31) А люди его часто надувают, пользуясь странной манерой Кирсана тратить до копейки все, что он получает, и воруют в его окружении просто по-черному! [А. Тарасов. Миллионер (2004)]
Сочетаемость наречий меры и степени с различными степенями сравнения неодинакова. Одни наречия меры и степени употребляется только с наречиями и прилагательными положительной степени: очень, страшно, исключительно; другие – только с компаративами, причём в семантику их входит соответствующий элемент: гораздо, намного; третьи – и с теми, и с другими: слегка,немного, сильно.
Особо отметим сочетаемость наречий меры и степени со сравнительной степенью на по-. В современном языке такие компаративы модифицируют лишь наречия третьего типа: сильно получше, слегка посильнее.
(32) Молодая женщина отдельно и те двое людей сильно постарше, ― он экономист, она историк, оба с большим стажем. [Л. Петрушевская. Найди меня, сон (1998-1999)]
В XIX веке в этой позиции выступали и наречия второго («только компаративного») типа: гораздо побольше, вдвое повыше:
(33) Пелагея, подай стакан пуншу да гораздо покрепче. [А. И. Герцен. Кто виноват? (1841-1846)]
(34) Собственный пароходик у него будет, «Батрак», вдвое почище да и побольше вот этой посудины. [п. Д. Боборыкин. Василий Теркин (1892)]
3. Наречия причины и цели
К наречиям причины и цели относятся наречия, выражающие обусловленность; прототипические местоименные наречия – почему и зачем. Обычно почему трактуется как наречие причины, азачем – как наречие цели; тем не менее, в определённых контекстах они взаимозаменимы, и в целом подобные образования в славянских языках неустойчивы семантически (ср. польск.dlaczego ‘почему’ и po co ‘зачем’):
(35) Но тогда зачем подменять русское слово «сведения» иностранным ― «информация»? Поскольку получателями сообщений могут быть не только люди, но и технические устройства, то спрашивается, могут ли последние воспринимать сведения, содержащиеся в сообщениях? А если нет, то почему? [ «Информационные технологии» (2004)]
Этимологически они восходят, как правило, к предложно-падежным сочетаниям (см. п. 3.2.3), где предлог (ставший приставкой) означает направление причинно-следственной связи (с – причина, на – цель), а именной корень – причину, ср. с-пьяну, с-проста, на-зло, на-показ и т.п. Для этих сросшихся фразеологизмов характерна неодобрительная (пейоративная) семантика (ср., однако, впрок); в языке они немногочисленны (причём местоименных больше, чем знаменательных), а в текстах знаменательные наречия причины и цели малочастотны. Обусловленность (следствие, уступка и т.п. ) гораздо чаще выражаются развёрнутыми обстоятельственными оборотами.
4. Наречия места и направления
Наречия места означают статическое нахождение объекта в пределах ориентира: сверху, дома, везде; прототипическое местоименное наречие – где.
Наречия направления, в отличие от наречий места, означают динамическое перемещение объекта в сторону ориентира или от него: домой, назад, сюда, прочь, издали, отсюда; прототипические местоименные наречия – куда, откуда.
Наречия пространственного предела малоупотребительны и представлены архаичными или просторечными словами: доселе, докуда, доколе (имеют также временную интерпретацию).
Для русских пространственных наречий характерно наречие нескольких серий, передающих различные типы и оттенки пространственной ориентации, причём семантика в значительной степени лексикализована и не всегда выводится из значения приставки и корня: вверх – кверху – вверху (в пределах верхней части чего-л.) – сверху (на чем-л., вне верхней части ориентира, «где»; аблативное значение, «откуда») – наверху – поверх (о «перекрывании», ср. поверх барьеров), вперед (направление к цели) – кпереди (общее направление) – впереди (о местонахождении) – спереди (статическое положение).
Наречия кпереди, кзади являются специальными терминами анатомии и биологии и фиксируются в Корпусе начиная с работ И. М. Сеченова (1863):
(36) Искривления в шейном и поясничном отделах позвоночника говорят о лордозе (изгиб кпереди), в грудном отделе ― о кифозе (прогибание сзади). [Л. Пирогова. Боль в спине: что это такое и как с ней бороться? (2003)]
5. Наречия времени
Наречия этой группы означают локализацию ситуации во времени. Соответствующее местоименное наречие – когда. К данной группе относятся, в частности, наречия теперь, сейчас, раньше,поздно, рано, (после)завтра, сегодня, наречия срока (вмиг, сразу), намеченного срока (надолго). Среди наречий времени, как и среди наречий места, выделяются наречия исходного предела (отвечающие на вопрос с каких пор? – издавна, сыздетства) и конечного предела (до каких пор? – дотемна, поныне). Эти два подтипа несколько архаичны и заменяются в современной речи на словосочетания (до сих пор – впрочем, отнесение этого устойчивого фразеологизма, пишущегося раздельно, к наречиям тоже вполне возможно; с давнего времени, с детства). Еще более архаичными являются соответствующие местоименные наречия – многозначные доколе, отколе (имеющие и пространственную семантику, см. п. 5.3.4).
Выделяются наречия меры длительности (долго, немного) и кратности (часто, редко, неоднократно, включая наречия от прилагательных на еже-, по— – ежедневно, помесячно, от числительных на-жды – дважды, трижды, многажды). Наречия меры длительности и кратности семантически близки к наречиям меры и степени (см. п. 5.3.2).
Глава 14. Морфология. Наречие
§1. Общая характеристика наречия
Наречие – это самостоятельная часть речи.
Наречия – разнородный класс слов. К нему относят несклоняемые, неспрягаемые и несогласуемые слова. Наречия примыкают к другим словам. Большинство наречий – знаменательные слова, например: вчера, слева, утром, вдаль, очень, но есть и местоименные, например: там, куда, где, всюду (там – указательное, куда, где – вопросительные и относительные, всюду – определительное). Местоименные наречия имеют форму наречий, а роль – местоимений. Местоименные наречия одни из самых древних.
Класс наречий пополняется за счёт слов разных частей речи: существительных, прилагательных, глаголов, числительных. Становясь наречием, слово утрачивает характеристики, свойственные другим частям речи, становится неизменяемым, используется как штамп.
1. Грамматическое значение – признак признака, признак действия, реже – признак предмета.
Очень красивый – признак признака,
Весело смеяться – признак действия,
Кофе по-турецки – признак предмета.
Наречия отвечают на разные вопросы. Рациональнее привести их ниже, когда будут рассматриваться разряды наречий по значению.
2. Морфологические признаки:
- постоянные– неизменяемость,
- изменяемые – степени сравнения (только у наречий, образованных от качественных прилагательных: хорошо – лучше, красиво – красивее).
3. Синтаксическая роль в предложении – обстоятельство или сказуемое в двусоставных предложениях.
Мы сделали работу быстро.
Примечание:
Важная информация относительно слов на -0- в безличных предложениях приводится в этой главе при рассмотрении наречий и слов категории состояния.
§2. Разряды по значению
1. Обстоятельственные:
1) места (где? куда? откуда?): слева, вдали, наверху, там, туда, снизу,
2) времени (когда? как долго?): весной, вчера, тогда, когда, долго,
3) причины (почему?): сгоряча, сдуру, по глупости, потому,
4) цели (зачем? для чего? с какой целью?): зачем, затем, назло.
2. Определительные:
1) качественные, или образа действия (как? каким образом?): весело, медленно, так, втроём,
2) количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Разряд качественных наречий самый многочисленный.
§3. Качественные наречия на –о//-е. Степени сравнения
Качественные наречия образованы от качественных прилагательных с помощью суффиксов -о или -е.
Как и прилагательные, такие наречия имеют степени сравнения, которые показывают, как проявляется признак: в бо ´ льшей (ме ´ ньшей) или в наибольшей (наименьшей) степени.
Примеры:
- положительная степень: Сын поёт громко.
- сравнительная степень: Сын поёт громче, чем обычно. Сын поёт более громко, чем его друг.
- превосходная степень: Сын поёт громче всех.
Как и у прилагательных, степени сравнения у наречий бывают простые и составные.
Простая сравнительная степень образована с помощью суффиксов: -ее-, -ей-, -е-, -ше-, например:
весело – веселее (веселей),
легко – легче,
тонкий – тоньше.
Составная форма сравнительной степени наречий образована сочетанием слов более или менее и формы наречия в положительной степени, например:
более тонко, менее легко, более чётко, менее ярко.
Превосходная степень также имеет простую и составную формы, но в современном языке составная форма более употребительна. Она образуется с помощью слов: наиболее или наименее: наиболее серьёзно, наименее ярко, а также слов всех и всего, например, серьёзнее всех, вкуснее всего.
После слов наиболее и наименее наречие употребляется в положительной степени, а перед словами всех и всего наречие – в сравнительной степени.
Простая превосходная степень наречий встречается лишь в некоторых устойчивых сочетаниях: покорнейше, нижайше, глубочайше, почтительнейше прошу.
Для некоторых наречий степень сравнения является постоянным признаком.
Ты больше мне не пиши. Ты лучше мне не пиши.
Здесь слова больше, лучше не являются степенью сравнения.
Обычно наречия в сравнительной или превосходной степенях сравнения выражают то же значение, что и наречие в положительной степени: Сын запел громче (еще более громко, компонент значения громко в сравнительной степени сохраняется).
В приведённых выше примерах: Ты мне больше не пиши ( больше не означает: много). Ты мне лучше не пиши (лучше не означает: хорошо)
§4. Что чем считать? Наречия и слова категории состояния
Как и всегда, в этой рубрике рассматриваются различные интерпретации, мнения, точки зрения.
В чём проблема? Что обсуждается?
В языке есть группа слов, имеющих некоторые особенности.
Эти слова обозначают состояние природы или человека:
На улице холодно. Мне холодно.
Формально эта группа объединяет слова с суффиксом -о, образованные от качественных прилагательных и имеющих степени сравнения.
На улице стало холодно . На улице холоднее, чем дома.Холоднее всего было на первом этаже.
Из примеров видно, что в предложении эти слова бывают в составе сказуемого в безличных предложениях.
Традиционно эту группу слов рассматривали как группу особенных наречий и не выделяли в отдельную часть речи. Ряд авторов в своих учебниках выделяет особую часть речи. Называют её по-разному. Чаще всего вслед за академиком В.В. Виноградовым – категорией состояния. Известны и другие названия этой группы слов: предикативные наречия, слова состояния и даже имя состояния.
Слова категории состояния могут иметь омонимы других частей речи:
- Ей холодно (кат. состояния).
- Она ответила холодно (наречие).
- Её лицо было холодно , на нём не было и тени улыбки (краткое прилагательное).
Слова: можно, нельзя, стыдно, пора, жаль и другие подобные омонимов среди других частей речи не имеют. Они употребляются только в функции части сказуемого безличного предложения и относятся к категории состояния.
Альтернативная точка зрения определяет эти слова как особую подгруппу наречий. В этом случае, чтобы сохранить последовательность, необходимо понимать, что наречия в предложении могут быть обстоятельством, некоторые наречия – обстоятельством и сказуемым в безличном предложении, а некоторые – только сказуемым в безличном предложении.
Справа был лес.
Она ответила холодно.
Ей стало холодно.
Мне было стыдно.
Авторы школьных учебников трактуют этот материал по-разному. Если ты учишься по учебнику, в котором слова категории состояния выделены в особую часть речи, то обязательно обратись к главе, в которой они рассмотрены подробнее: Глава 15. Морфология. Категория состояния.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Правила фонетического разбора
Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы.
Обозначения
Используемые при фонетическом разборе обозначения:
- Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с’им’й’а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с’им’й’а ́];
- Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с – [с], и – [и], м – [м’] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь – [–];
- Мягкость звука помечается знаком апострофа: м – [м’];
- Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т’эн’:ис], грузчик → [грущ’:ик];
вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком; - В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.
Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице план и примеры.
Правила для ь, ъ
- Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
- Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.
Фонетика гласных
- Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
- Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
- Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл’] . - Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
Мяч → [м’ач’], мел → [м’эл] . - Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
Рябина → [р’эб’ина], пятно → [п’итно], весело → [в’эс’ила], корова → [карова] . - Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й’а], ю → [й’у], е → [й’э], ё → [й’о] (под ударением) и я → [й’и], е → [й’и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
- Буква и после ь обозначает звук [й’и].
Ручьи → [руч’й’и] . - Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].
Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:
а | о | и | е | у | ю | ё | я | э | ы | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
под ударением | а | о | и | э | у | у | о | а | э | ы |
без ударения | а | а | и | и | у | у | о | э, и | э, и | ы |
в начале слова | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
после гласных | а | о | и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
после ь, ъ | а | о | й’и | й’э | у | й’у | й’о | й’а | э | ы |
после ж, ш, ц | ы | о | ы | ы | у | у | о | а | э | ы |
Фонетика согласных
- В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ‘: [л’], [с’], [ч’] и т.д.
- В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ ж ], [ ц ].
- Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й’], [ч’], [щ’]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
- Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
- Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й’].
- Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
- Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
- Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
столб → [столп], поезд → [пой’эст] . - Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
чувство → [ч’уства], солнце → [сонц’э] . - Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] . - Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
миллион → [м’ил’ион], аллея → [ал’эй’а] .
В некоторых случаях:
- Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
сделал → [з’д’элал] . - Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
когти → [кокт’и], мягкий → [м’ах’к’ий’] - Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
зонтик → [зон’т’ик] . - Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
стаканчик → [стакан’ч’ик], сменщик → [см’эн’щ’ик] . - Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
конечно → [кан’эшна], скучно → [скушна], что → [што] .
Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:
- Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
изжить → [иж:ыт’], уезжать → [уиж:ат’] . - Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
купаться → [купац:а] . - Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
звёздный → [зв’озный’], лестница → [л’эс’н’ица] . - В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
золотого → [залатова], синего → [син’эва] . - Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ’]:
счастливый → [щ’асливый’], извозчик → [извощ’ик], перебежчик → [п’ир’иб’эщ’ик] .
Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»
Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].
Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!