Нам не дано предугадать анализ стиха Тютчева и история создания

Стихотворение и анализ «Нам не дано предугадать…»

«Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, –

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…»

Нам не дано предугадать

судьбы крутые повороты

её падения и взлёты

Нам не дано предугадать.

Нам не дано себя понять,

какими будем через годы,

как не познать каприз природы…

Нам не дано себя понять.

Нам не дано, увы, узнать,

чем наше слово обернётся,

когда последний день прервётся…

Нам не дано, увы, узнать.

Нам не дано вернуть назад

весны прелестное дыханье

и детских лет воспоминанье

нам не дано вернуть назад.

Коль не дано, так будем ждать,

и не грешить, как это было,

чтоб сердце от обид не ныло…

Коль не дано, так будем ждать.

А так ведь хочется узнать…

Краткое содержание

Е. Ромашко. Поэтический натюрморт. 2000

В первой строке поэт говорит о том, что невозможно с точностью предугадать последствия произнесённых фраз. Последствия бывают позитивными и негативными, однако их действие мы можем заметить не сразу. Слова способны оказывать на жизнь людей огромное воздействие. Они могут вызвать плохие и хорошие эмоции, смертельно ранить и поддержать в трудную минуту. Люди должны аккуратнее относиться к тому, что говорят. Две заключительные строчки сообщают о том, что помимо слов человек может испытывать добрые чувства. С их помощью люди способны помогать окружающим: писатели и поэты своими произведениями должны воздействовать на читательские души.

История создания

Тютчев написал это философское стихотворение в 1869 г., находясь в Санкт-Петербурге. Произведение относится к позднему периоду творчества поэта: периоду философских размышлений о месте творца в обществе, о жизни, о душе. Результат своих размышлений Тютчев вложил в произведение.

Впервые опубликовано стихотворение было спустя 30 лет после написания: читатели смогли познакомиться с ним лишь в начале двадцатого века, в 1903 г., через много лет после кончины автора. Первая публикация появилась на страницах альманаха «Северные цветы».

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец лирико-философской поэзии. Большинство литературоведов обоснованно относят это произведение к жанру «стихотворный афоризм»: его основная мысль выражается крайне полно и ёмко. Тютчев зарекомендовал себя, как поэт «чистого искусства»: он не затрагивает социальных и бытовых тем. Его интересует исключительно красота мира и философские размышления о мирской сущности.

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на две смысловые части:

Первая часть повествует о том, что невозможно предушадать, какой будет реакция слушателя на услышанное слово. Натура человека отличается изменчивостью, поэтому отзыв на сказанное непредсказуем. Поэт употребляет слово «наше», тем самым подчёркивая единство творца с людьми.

Вторая часть повествует о чувстве сострадания, позволяющем прощать собеседникам их резкие высказывания. Под словом «благодать» поэт подразумевает любовь Бога к человеку. По мнения Тютчева, именно сочувствие является великой благодатью. Таким образом, автор охватывает период, состоящий из двух частей: первая часть – это причина, а вторая часть – следствие. Настроение стихотворения немного назидательное, но, при этом, умиротворённое и спокойное.

Образы и символы

Тютчев представляет нам ёмкие по смысловой нагрузке образы, позволяющие полноценно раскрыть главную мысль стихотворения:

образ лирического героя – рассуждения героя о силе словесного воздействия позволяет говорить о большом личном опыте поэта в этом вопросе. Герой призывает читателей быть гуманными и сдержанными, терпимыми и тактичными. Лирический герой добр и мудр, он умеет прощать и смиряться;

образ слова символизирует ответственность говорящего человека перед своим собеседником. Именно слово становится лакмусовой бумажкой на наличие в ораторе таких свойств личности, как: совесть, нравственность и ответственность.

Темы и настроение

Ключевая тема произведения – размышления поэта о силе и роли слов в жизни людей. Тютчев рассуждает о том, какое влияние его творчество оказывает на жизнь читателей. Он утвердительно отвечает на «вечный» вопрос: способно ли слово сделать мир совершеннее.

Основная идея

Основная идея произведения проста и понятна: любое произнесённое слово способно убить и воскресить, обрадовать и опечалить. Каждую фразу сначала следует тщательно обдумать, взвесить последствия и лишь затем произносить. Случайно брошенное слово может иметь серьёзные последствия.

Средства выразительности

Автор использует в произведении небольшой арсенал выразительных средств, среди них:

развёрнутое сравнение – «как нам даётся благодать»;

возвышенная лексика – «благодать», «предугадать».

Читайте также:
«Судьба барабанщика» - краткое содержание повести А. Гайдара, главные герои

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.
История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать“.

Метафора – “слово наше отзовется“.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать»

Анализ стихотворения Нам не дано предугадать следует начать с того, что это произведение было написано Ф. Тютчевым в 1869 году, незадолго до смерти поэта и уже близко к концу его творческого пути. Оно и по форме является своеобразным подведением итогов, созданным на вершине творческого расцвета Тютчева, и потому зрелым и безупречным по своей структуре.

Смысл, вложенный в него поэтом, и сейчас остается актуальным и имеющим значение для современных писателей. Таким образом, почти за сто пятьдесят лет, которые эти слова пережили, они все еще не устарели, и вряд ли это произойдет когда-либо в будущем.

Чтобы сделать дальнейший анализ стихотворения Нам не дано предугадать, обратимся непосредственно к тексту произведения.

Обобщение «наше слово», которое дает Федор Тютчев в самом начале своего стихотворения, сразу же отсылает нас к некой объединенности, общности поэта с прочими окружающими людьми, а заодно подчеркивает, что любые слова, не только принадлежащие великим поэтам или писателям, могут оказать поистине магическое воздействие, и требуют большой осторожности в обращении с ними. Отсутствие определение того, в ком именно отозваться может слово, также имеет важное значение – это дает нам понять, что слова могут подействовать не только на конкретных людей и тех, кто находится в непосредственной близости с говорящим или пишущим, но оказать влияние на всех людей, включая далеких потомков. Творчество самого Ф. Тютчева стало тому наглядным примером.

Потом поэт переходит сразу как к упоминанию некой высшей силы, которой даруется сострадание, так и к разговору о сострадании вообще. Он называет его в качестве того, что может уберечь от пагубного разрушительного влияния неосторожных слов, ведь именно при помощи сострадания человек может понять другого человека и простить ему резкие слова.

Что касается синтаксической структуры предложения, то тут Федор Тютчев использует одну из сложнейших конструкций – период, делящийся на две части, одна из которых причинная, а вторая – следственная. Это необычно, но, благодаря строгой выдержанности всех элементов конструкции, а также синтаксическому параллелизму и употреблению анафоры, рассматриваемое стихотворение Ф. Тютчева производит впечатление четкой и законченной композиции, целиком выразившей сложную мысль.

К-во Просмотров: 8663

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Нам не дано предугадать», то Вам точно к нам!

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

Читайте также:
Коровьев - характеристика персонажа в Мастер и Маргарита

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

«Размышления у парадного подъезда» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – образы, жанр, эпитеты и антитеза

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать. » (восприятие, истолкование, оценка)

Ф.И. Тютчев вошел в историю русской поэзии как поэт-философ и поэт-психолог. В его творчестве наблюдается влияние лирики Пушкина, Лермонтова, Фета. Тютчев, как последний русский романтик, творивший в эпоху реализма, считается предвестником символизма и экзистенциализма в русской поэзии.

В лирике этого выдающегося поэта выделяются традиционные поэтические темы: пейзажная, любовная, гражданская, философская. Но в трактовке Тютчева они получают свое, неповторимое, индивидуальное звучание.

Ф.И. Тютчев (1803 — 1873) жил в эпоху мировых потрясений, изменений и катаклизмов. Этим, а также драматическими событиями в судьбе поэта, особенно в конце жизни, объясняется его трагическое мироощущение. Тютчев считает, что мир и человеческая жизнь, по большому счету, негармоничны и никогда не смогут достичь гармонии («Наш век», «Пророчество», «Кончен пир, умолкли хоры»). В этом дисгармоничном мире человек обречен чувствовать себя одиноким («Душа моя, элизиум теней…»)

Стихотворение «Нам не дано предугадать…» написано в конце жизни поэта — в 1869 году. Оно представляет собой философскую миниатюру – сжатую, краткую и очень выразительную. Можно сказать, что это наблюдение зрелого человека, прожившего долгую жизнь и имеющего большой опыт. Всего четыре строчки, но какой глубокий смысл в них заложен!

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется, —

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Это стихотворение представляет собой, на мой взгляд, некую загадку, ребус, в котором каждое слово имеет большое значение. Разгадав эту загадку, можно стать посвященным в еще одну тайну, закон жизни.

Рассмотрим первые две строки стихотворения:

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется…

Чье слово отзовется? Местоимение «наше» указывает на множественное число, значит, это философское раздумье касается не только автора, и даже не только его читателей, но и каждого человека, живущего в России и вообще на планете Земля.

Метафора «слово отзовется» заставляет задать следующий вопрос: отзовется где, в ком? Поэт использует в данном случае метафору одушевления, значит, на мой взгляд, он считает слово живой материей, способной влиять на людей. Возвышенный глагол «предугадать» усиливает магическое действие человеческого слова: оно способно, по мнению Тютчева, влиять как на повседневные события в жизни людей, так и на их судьбы в целом. А также на судьбы целых поколений — в зависимости от того, какой опыт, какое назидание оставят их предки. Это влияние, конечно же, может быть как положительным, так и отрицательным, но, в любом случае, оно всегда очень сильно.

Первая строка стихотворения представляет собой безличное предложение. Высшая божественная сила, по мнению Тютчева, управляет людьми, их действиями и поступками. Только Бог может знать, как «слово наше отзовется». Возможно, под его влиянием мы эти слова и произносим, ради каких-то неведомых нам целей, иногда — как бы помимо своей воли:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

В утешение той же Высшей силой (безличные предложения) нам дается «сочувствие». Как понимать это слово? Сочувствие – это и отзывчивое отношение к переживаниям других людей, и благожелательное отношение к ним.

Мне кажется, что здесь имеется в виду и то, и другое значение. Из-за того, что мы сами можем стать виновниками чьих-то переживаний и даже страданий, нам дается дар сочувствия – дар сопереживания другим людям. В то же время способность к сочувствию позволяет нам прощать друг друга: мы понимаем людей, которые делают нам плохо, и прощаем им, относимся к ним благожелательно. За это, а может быть, и просто из-за любви к любям Бог посылает нам свое сочувствие как благожелательное отношение. Недаром Тютчев использует в качестве завершающей строки сравнение «как нам дается благодать…» Благодать – сила, ниспосланная человеку свыше Богом. Здесь, как мне кажется, имеется в виду благодать и как дар человеческого сочувствия, и как любовь Бога к человеку.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Крылатые выражения» из комедии Грибоедова

В синтаксическом плане стихотворение представляет собой сложную конструкцию – период. Он делится на две одинаково построенные части: сложноподчиненные предложения со сравнительными придаточными (с союзом «как»). Первая часть содержит в себе причину, а вторая – следствие.

Кроме синтаксического параллелизма, в стихотворении используется анафора (нам — нам, как – как нам). Произведение заканчивается умолчанием, которое выражается на письме многоточием. Это создает ощущение раздумья, многократно обдуманных мыслей, воплотившихся наконец в слове.

Данное произведение представляет собой четверостишие (катрен) с кольцевой рифмовкой, создающее ощущение цельности и законченности произведения.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Вклад поэта в наследие русской литературы

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» стало настолько известным в народе, что на него очень часто ссылаются в написании тех или иных статей, презентаций на актуальные темы, связанные с русской поэзией. Кроме того, оно нередко упоминается в обычных жизненных ситуациях. И как не парадоксально, многие люди, хорошо знающие текст данного произведения, зачастую затрудняются назвать фамилию автора, путая его с другими авторами. Нужно отметить, что первая строчка стихотворения «Нам не дано предугадать» уже давно стала крылатой.
Можно сказать, что данный шедевр Тютчева нашел своё достойное место в сокровищнице русской поэзии. Несмотря на свой небольшой объём, он получил множество положительных отзывов в сердцах людей. Его изучают в школах, лицеях и прочих учебных заведениях, где преподаётся русская литература. Уже несколько поколений ценителей поэзии Тютчева используют его в различных жизненных ситуациях.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Основная мысль

Основная мысль, которая тянется лентой через все стихотворение – общение между людьми, важность сказанных слов. Всего в нескольких куплетах поэт сумел уместить мысли, переживания, эмоции и смысл. Поэт ставит акцент на то, как реагируют на слова окружающие люди:

«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…»,

Во время написания произведения Тютчев постарался донести до людей главную мысль – одна из самых важных вещей в жизни это бережное отношение друг к другу, понимание потребностей и переживаний собеседника. Он считал, что слова имеют огромное значение. Ведь никогда нельзя узнать наперед, чем обернется для человека неосторожное, резкое слово, брошенное в его адрес. Каждый человек имеет разный характер, что для одного может быть незначительным и быстро забудется, для другого может стать настоящей трагедией и обернуться шквалом негативных эмоций и душевными терзаниями на долгое время.

Читайте также:
Души мертвые и живые в поэме Гоголя - кто является мертвыми душами

Роль и значение стихотворения

Глубина и духовность стихотворения несёт в себе и некий познавательный смысл, который имеет большое значение для представителей разных возрастных категорий вне зависимости от каких-либо временных рамок. В этом и состоит привлекательность не только данного стихотворного произведения, но и многих иных творений Тютчева.
Русские поэты, которые воспитывались на поэзии Тютчева, впитывали в себя её колорит и глубину, в собственных произведениях поднимали темы, которые ранее освещались этим легендарным представителем поэзии позапрошлого века. В связи с этим, можно заметить продолжение его творчества в произведениях более поздних авторов, что формирует определённую преемственность нравственных категорий в поэзии.

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» Тютчева

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 26.

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 26.

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причём в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам даётся благодать“.

Метафора – “слово наше отзовётся“.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трёх десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею в небольшом, но очень ёмком стихотворении.

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Произведение относится к философской лирике: поэт размышляет о высоких материях, подчёркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.
Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и чёткому четырёхстопному ямбу со смежной рифмой Тютчеву удаётся вложить в стихотворение максимум своей философской идеи.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовётся сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке всё же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом, Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос: необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Читайте также:
«Одиночество»️ анализ стихотворения Ивана Бунина, история создания

Это лирическое стихотворение: в нём отражены раздумья лирического героя на тему, очень важную для него – роль поэтического слова в жизни людей.

Это произведение не зря иногда называют стихотворным афоризмом – мысль в нём выражена максимально ёмко, полно и кратко одновременно.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных средств – развернутое сравнение “ как нам даётся благодать “, метафора “ слово наше отзовётся “, анафора “ как-как “, но и стихотворение очень небольшое.

Важную роль также играет использованная в нём возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, её близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Полный анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» (Ф.И. Тютчев)

Полный анализ стихотворения «Нам не дано предугадать», которое написал Федор Иванович Тютчев, дает возможность разобраться в темах, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Команда Литеровед.ру подготовила материал по данной теме, с помощью которого ученикам будет легче готовиться к предстоящему уроку.

  1. История создания
  2. Жанр, размер
  3. Композиция
  4. Образы и символы
  5. Темы и проблемы
  6. Средства выразительности
  7. Основная мысль произведения

История создания

Произведение «Нам не дано предугадать» было написано Федором Ивановичем зимой 1869 года. На тот момент он находился в Санкт-Петербурге. Стихотворение появилось за несколько лет до смерти автора, поэтому относится к позднему периоду его творчества. Но опубликовано оно было не сразу. Лишь в начале двадцатого века оно появилось в альманахе «Северные цветы», когда автора уже не было в живых.

Литература была далеко не главной в жизни Федора Ивановича. Свою жизнь он больше посвятил дипломатии, в которой достиг очень многого. Царь очень ценил труд Тютчева, поэтому он неоднократно приставлялся к награде и премировался.

Федор Иванович был ответственный так же за цензуру, которой подвергалась иностранная литература. Поэтому у Тютчева были нередко разногласия с правительством. Автор всеми путями старался оказать помощь в распространении свободы слова, а так же либерализации цензурных ведомств.

Благодаря специфике своей работы, которая была связана с огромным количеством литературы, автор делает выводы о значимости сова. В данном стихотворении он поднимает именно эту немаловажную тему, которую выражает через свои размышления. Мы можем видеть мысли автора, изложенные на бумаге, которые касаются роли слова в нашей жизни. Его огромная роль и необходимость показывается автором.

Жанр, размер

Данное произведение относится к философской лирике. Размер написания – четырехстопный ямб. Рифма смежная. Данное стихотворение так же часто именуют стихотворным афоризмом. Данное название появилось не просто так. В стихотворении «Нам не дано предугадать» автор выражает свои мысли очень ёмко и в полном объеме.

Часто можно встретить то, что творчество данного автора называют «чистым искусством». Тютчев не использует насущные темы, которые поднимают проблемы общества. Он пишет о красоте, которая нас окружает ежедневно. Так же в его творчестве можно заметить рассуждения автора на данную тему.

У Федора Ивановича большое количество философских произведений, которые поднимают тему вечного, а не насущного. Это дало лирике Тютчева своего рода бессмертие, потому что она не потеряла своей актуальности и по сей день.

Композиция

Произведение делится на две части. Первая часть показывает, что у нас нет возможности знать наверняка, какую именно реакцию понесет за собой сказанное слово. Люди и их взгляды меняются, поэтому реакцию на творчество предугадать невозможно. Поэт старался понять настроение народа и жить с ним одним целым.

«Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…»

Вторая часть произведения говорит о том, что необходимо снисходительно относиться к высказыванию других людей и уметь прощать. Автор говорит о божественной любви к людям. Автор считает, что сочувствие и есть великой благодатью. Автор грамотно показывает на двух частях произведения то, как может обернуться сказанное слово. Какую силу оно несет, и какие последствия могут быть из-за этого.

Коль не дано, так будем ждать,
и не грешить, как это было,
чтоб сердце от обид не ныло…
Коль не дано, так будем ждать.

Произведение «Нам не дано предугадать» написано очень красиво, поэтому читается на одном дыхании. Автор использует достаточно устаревшие обороты речи, это придает стихотворению особую изюминку. Его легко понять любому читателю. Автору удалось добиться понимания каждого читателя и затронуть самые потаенные струны души.

Читайте также:
С годом Быка: подборка весёлых новогодних стихотворений к Новому Году

Образы и символы

Автор представляет в образе лирического героя поэта, который многое повидал в жизни, и имеет богатый опыт за плечами. Он ведет интересные рассуждения на тему слова и его ценности, о том, как оно влияет на жизнь и судьбы народа. Лирический герой вступает в диалог с читателем, рассказывая о духовных и нравственных ценностях. Ему удается убедить читателя, что слово вызывает сочувствие в человеческом сердце.

Он хочет, чтобы люди были более человечны и гуманны. Порой умение сдерживать внезапные порывы гнева, который всегда являлся плохим советчиком, является одним из самых главных качеств человека. Этому и пытается научить его поэт в своем стихотворении. Сдержанность, чувство такта и терпимость – вот одни из главных качеств человека. Своим примером он дает пример. Ведь сам он является добрым и мудрым человеком, а главное – он умеет прощать.

Все стихотворение имеет спокойный характер, чем немного заражает и читателя. Спокойствие и умиротворение появляется на душе после прочтения данного произведения.

Темы и проблемы

Основной темой данного произведения является сила и роль слова в жизни обычного народа. Так же автор задумывается о том, как же влияет его творчество на людей. Он размышляет на тему того, сможет ли слово изменить жизнь и мир в лучшую сторону. Он ищет ответ на это вопрос, ведь он далеко не первый, кто задумался об этом. Тютчев уверен в том, что это возможно.

Так же, автор заставляет задуматься над тем, что невольно брошенное слово способно принести весьма печальные последствия. В этом и видит основную проблему поэт. Никогда не стоит бросать слова, за которые потом может быть стыдно. Человек может невольно обидеть сказанным словом, даже не заметив этого. Поэтому необходимо несколько раз подумать и взвесить то, что хочешь сказать другому человеку, чтобы потом не пожинать плоды своего же легкомыслия и неосторожности.

Средства выразительности

В стихотворении «Нам не дано предугадать» мы не видим большого количества троп.

Автор использует развернутое сравнение, метафоры и анафоры. Но и без большого количества средств выразительности стихотворение получилось очень ярким и живым. Не последнюю роль так же сыграла возвышенная лексика, которую использует поэт для передачи своих мыслей и размышлений.

Основная мысль произведения

Основной мыслю произведения «Нам не дано предугадать» является то, что каждое свое слово необходимо взвешивать и обдумывать, прежде чем сказать другому человеку. Мы с сочувствием должны понимать, что можем невзначай обидеть чувства другого человека.

Мы очень часто срываемся и своими словами и выражениями больно раним чувства других людей? Почему так происходит? Ведь мы не желали этому человеку зла и не хотели наговорить гадостей. Что же произошло, что мы своей речью нанесли человеку весомый удар. Все это происходит потому, что чаще всего человек сразу выплескивает свои эмоции, а лишь потом задумывается над тем, а не обидел ли он кого-то.

Стоит с осторожностью подбирать слова, которые не обидят и не заденут чувства других людей. Параллельно, автор вскользь упоминает то, что самые главные мысли, мечты и желания мы все равно не сможем выразить словами. Самое главное обычно понятно без слов.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

«Нам не дано предугадать…» — анализ стихотворения Тютчева

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворений Тютчева — Нам не дано предугадать. Используйте материал статьи в качестве основы для написания сочинений по этому стиху.

Вариант 1

Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в аль­манахе «Северные цветы» за 1903 год.

Произведение относится к философской лирике, жанр его — стихотворный афоризм.

Читайте также:
Тема природы в лирике Тютчева - особенности и своеобразие

Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении — «слово», «сочувствие» и «бла­годать». Стихотворение состоит из единой строфы, одного чет­веростишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представ­ляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части. Первая часть — это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о не­возможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жиз­ни, собственную душу:

Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихот­ворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь…

Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:

И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, — о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим поня­тием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих — это великая бла­годать для человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы — метафору, развернутое сравнение и анафору.

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о не­возможности выразить свою личность и душу в искусстве и про­стом человеческом общении — стихотворений «Silentium!», «Ког­да сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение По­эта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гар­монии в человеческом общении.

Вариант 2 (кратко)

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.
История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать“.

Метафора – “слово наше отзовется“.

Вариант 3

Анализ стихотворения Нам не дано предугадать следует начать с того, что это произведение было написано Ф. Тютчевым в 1869 году, незадолго до смерти поэта и уже близко к концу его творческого пути. Оно и по форме является своеобразным подведением итогов, созданным на вершине творческого расцвета Тютчева, и потому зрелым и безупречным по своей структуре.

Смысл, вложенный в него поэтом, и сейчас остается актуальным и имеющим значение для современных писателей. Таким образом, почти за сто пятьдесят лет, которые эти слова пережили, они все еще не устарели, и вряд ли это произойдет когда-либо в будущем.

Чтобы сделать дальнейший анализ стихотворения Нам не дано предугадать, обратимся непосредственно к тексту произведения.

Обобщение «наше слово», которое дает Федор Тютчев в самом начале своего стихотворения, сразу же отсылает нас к некой объединенности, общности поэта с прочими окружающими людьми, а заодно подчеркивает, что любые слова, не только принадлежащие великим поэтам или писателям, могут оказать поистине магическое воздействие, и требуют большой осторожности в обращении с ними. Отсутствие определение того, в ком именно отозваться может слово, также имеет важное значение – это дает нам понять, что слова могут подействовать не только на конкретных людей и тех, кто находится в непосредственной близости с говорящим или пишущим, но оказать влияние на всех людей, включая далеких потомков. Творчество самого Ф. Тютчева стало тому наглядным примером.

Читайте также:
Цель жизни Штольца в романе И.А. Гончарова «Обломов» жизненные идеалы и взгляды героя, образ и род деятельности персонажа, путь и стремления

Потом поэт переходит сразу как к упоминанию некой высшей силы, которой даруется сострадание, так и к разговору о сострадании вообще. Он называет его в качестве того, что может уберечь от пагубного разрушительного влияния неосторожных слов, ведь именно при помощи сострадания человек может понять другого человека и простить ему резкие слова.

Что касается синтаксической структуры предложения, то тут Федор Тютчев использует одну из сложнейших конструкций – период, делящийся на две части, одна из которых причинная, а вторая – следственная. Это необычно, но, благодаря строгой выдержанности всех элементов конструкции, а также синтаксическому параллелизму и употреблению анафоры, рассматриваемое стихотворение Ф. Тютчева производит впечатление четкой и законченной композиции, целиком выразившей сложную мысль.

Вариант 4

Имя Федора Тютчева связано не только с литературой, но и с русской дипломатией, так как этот человек почти 20 лет представлял интересы России за рубежом. Однако мало кто знает о том, что Тютчев был не только поэтом-романтиком и известным государственным деятелем, но и философом, который стремился к внутренней гармонии, несмотря на хаос окружающего мира. Впрочем, сам поэт был убежден в том, что каждый русский человек по своей натуре является философом, потому что умеет постичь тайный и глубинный смысл жизни, совершенно не стремясь к этому.

В качестве примера Тютчев в своих мемуарах неоднократно ссылается на собственную жизнь, отмечая, что ему свойственны минуты просветления, когда внутреннему взору открывается некая непреложная истина. В такие моменты поэт часто формулировал свои мысли в стихотворной форме, и примером тому может служить произведение под названием «Нам не дано предугадать…», написанное в 1869 году. К этому времени Тютчев, по собственному признанию, ощущал себя «глубоким стариком», который набрался опыта и мудрости, но не сумел ими воспользоваться для собственного блага.

Первые сточки этого короткого четверостишия носят обобщающий характер, так как поэт выступает не от собственного имени, а от лица всех людей, утверждая: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». В эту фразу автор вкладывает огромный смысл, считая, что язык дан человеку для не только для общения, но и для управления миром. Действительно, при помощи слов можно возвысить своего ближнего или же уничтожить его, изменить ход истории, предотвратить любую катастрофу или же, наоборот, разжечь кровавую войну. О силе слова Тютчев-поэт и Тютчев-дипломат знает не понаслышке. Но при этом автор убежден, что человек не в состоянии оценить этот могущественный дар, он не умеет управлять словом и не знает, каковы будут последствия, если его произнести.

В этом Тютчев видит высший промысел, потому что умение управлять словами дается лишь избранным – тем, кто действительно этого достоин. Иначе само слово утратило бы свою значимость, превратившись вместо грозного оружия в детскую игрушку, которая не в состоянии повлиять на мысли и чувства окружающих. Всем же остальным в утешение «сочувствие дается, как нам дается благодать». Эта фраза означает, что слова способны пробуждать в человеческой душе все самое светлое и доброе, что скрыто под слоем напускного безразличия. И это следует воспринимать как высший дар и Божью благодать.

Анализ стихотворения «Нам не дано предугадать» (Ф.И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 20.07.2020 · Обновлено 20.07.2020

Фёдор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт. Темы, которые он затрагивал в своих стихотворениях, актуальны и по сей день. Таково, например, произведение «Нам не дано предугадать». Для ознакомления с творчеством Тютчева предлагаем прочитать анализ приведённого стихотворения по плану. Многомудрый Литрекон желает Вам приятного просвещения!

История создания

Стихотворение «Нам не дано предугадать» Тютчев написал зимой 1869 года в Санкт-Петербурге (незадолго до своей смерти, он умер в 1873). Это был поздний период творчества поэта. Стоит отметить, что произведение было опубликовано лишь в начале XX века в альманахе «Северные цветы» уже после того, как Тютчева не стало.

Ф.И. Тютчев никогда не считал литературу своей главной деятельностью. Он служил дипломатом и добился впечатляющих высот. Его деятельности высоко ценили в царской семье, поэтому он не раз удостаивался премий и наград. Именно поэтому ему доверили цензурный орган, который проверял иностранную литературу. Многочисленные стычки Тютчева с правительством показывают, что он, как мог, способствовал распространению свободы слова и либерализации цензурных ведомств. Видимо, именно специфика его деятельности (связанной с редакцией и вычиткой книг) натолкнула его на размышления о значимости слова.

Читайте также:
Как хорошо ты, о море ночное - анализ стихотворения Тютчева

Хотя стихотворение довольно небольшое, поэт выражает глубокие мысли о роли слова в жизни человека.

Жанр, направление, размер

«Нам не дано предугадать» — лирическое стихотворение. Оно относится к философской лирике. Размер – четырёхстопный ямб со смежной рифмой. Кстати, произведение также называют стихотворным афоризмом, и не просто так: его основная идея выражена одновременно ёмко и полно.

Направление творчества Ф.И. Тютчева называлось «чистое искусство». Автор избегал злободневных тем и посвящал свою музу только красоте мира и размышлениям о его сущности. У него много философских стихотворений, которые говорят с читателем о вечном, а не о насущном. Поэтому лирика Тютчева до сих пор вызывает живой интерес у читающей публики.

Композиция

Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» разделено на 2 части.

  1. В первой выражена мысль о том, что невозможно знать наперёд, какой будет реакция на произнесённое слово. Человеческая натура изменчива, так что отзыв о поэтических творениях непредсказуем. Обобщение «наше» свидетельствует о единстве поэта с людьми.
  2. Во второй части поэт пишет о сострадании, как о том, при помощи чего мы можем прощать другим их резкие высказывания. Под «благодатью» Тютчев подразумевает любовь Бога к человеку. Сочувствие, как считает поэт, — великая благодать. Итак, автор словно охватывает период, состоящий из двух частей: первая – причинная, вторая – следственная.

Стихотворение «Нам не дано предугадать» читается очень легко, несмотря на устаревшие обороты слов. Оно доступно для понимания каждому.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Нам не дано предугадать», его рассуждения о силе слова и воздействии последнего на сознание окружающих людей позволяют говорить о большом опыте поэта. Он ведёт с читателем разговор о духовно-нравственных ценностях и убеждает в том, что слово призвано вызывать сочувствие в сердцах людей.

Лирический герой призывает людей к гуманности и сдержанности, такту и терпимости. Он мудр и добр, склонен прощать и смиряться. Тональность стихотворения спокойная, чуть-чуть назидательная.

Темы, проблемы и настроение

Основная тема стихотворения «Нам не дано предугадать» — размышления о силе и роли слова в жизни людей. Тютчев рассуждает о влиянии на жизнь людей его творчества. Поэт также отвечает на «вечный» вопрос о том, возможно ли с помощью слова сделать мир лучше. Его ответ утвердителен – да, возможно.

Последствия неосторожного слова — вот основная проблема стихотворения «Нам не дано предугадать». Автор обращает наше внимание на то, что каждую фразу необходимо сначала взвесить и обдумать, ведь мы даже не представляем, к чему может привести наша неосторожность.

Основная идея

Смысл стихотворения «Нам не дано предугадать» состоит в том, что каждое наше слово должно быть проникнуто, прежде всего, сочувствием, ведь это самое ценное чувство, что дается человеку на Земле. Не стоит гнаться за самоутверждением и гордыней, выражать словами гнев и злобу. Необходимо осторожно подбирать их и не использовать во вред. Последствия ошибки губительны, и наш ум не в состоянии их оценить.

Кроме того, автор намекает, что невозможно выразить состояние своей души словами. Эта же главная мысль звучит также и в некоторых других его произведениях («Silentium!», «Когда сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…»).

Средства выразительности

Тютчев использует довольно мало художественных приёмов. Среди них:

  • развёрнутое сравнение («как нам даётся благодать»),
  • метафора («слово… отзовётся»),
  • анафора («как, как»).

Значительную роль играет и возвышенная лексика, подчёркивающая ценность мысли, высказанной автором.

«Нам не дано предугадать» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – идея, жанр, образы

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нам не дано предугадать.

Читайте также:
Загадки по русскому языку для школьников

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать“.

Метафора – “слово наше отзовется“.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “как нам дается благодать“, метафора “слово наше отзовется“, анафора “как-как“.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: