Мусоргский Модест Петрович (1839-1881) биография, личная жизнь

Модест Петрович Мусоргский

Фото Все

Видео Все

Мусоргский: «Вперед, к новым берегам!» (Документальный фильм 2005)

Слово о музыке. Модест Петрович Мусоргский (1976)

Модест Мусоргский. Краткая Биография

Модест Мусоргский — биография

Модест Мусоргский – самый популярный из русских композиторов, входил в состав «Могучей кучки». Настоящую славу принесла ему опера «Борис Годунов».

Модеста Мусоргского не зря называют исконно русским композитором. Он творил под впечатлением отечественных фольклорных и исторических традиций, при этом наотрез отказывался следовать канонам западной музыки. Его произведения – это уникальный национальный колорит, в котором ярко выражена вся уникальность и самобытность русского человека, мощь его характера и сила души. Хотя именно эту самобытность и не оценили современники великого композитора, настоящую популярность его произведения получили только в 20-м веке. Если бы Мусоргский написал всего лишь одну оперу – «Борис Годунов», он бы и так остался в истории отечественной музыки, как создатель «самобытного русского произведения». Но за свою короткую жизнь он успел поработать в самых разных жанрах, написать несколько оркестровых пьес, романсов, множество песен, вокальную и фортепианную музыку.

Детство

Место рождения Модеста Мусоргского – родовое имение отца — Карево Псковской губернии. Именно там он и родился 9 марта 1839 года, в состоятельной семье землевладельцев, потомков смоленских князей. Их предками были древние князья Рюриковичи. Отца будущего композитора звали Петр Мусоргский, он служащий в петербургском сенате. Дед по отцовской линии – Алексей Мусоргский, в свое время служил в Архангелогородском пехотном полку, вышел в отставку в чине секунд-майора. Владел большой усадьбой Карево Торопецкого уезда, которую оставил в наследство сыну Петру. После того, как Петр унаследовал это имение, он оставил свою службу, взял в жены Юлию Чирикову из соседней деревни Наумово. Ее отец тоже в прошлом военный.

Модест Мусоргский в юности

На момент рождения Модеста в семье уже подрастал старший сын Филарет. Семья Мусоргских была довольно обеспеченной, поэтому детские годы Модеста прошли как в сказке. У него была няня, которая с ранних лет читала ему русские сказки и пела народные песни, что и повлияло на формирование любви к народным обычаям и традициям. Мама занималась с ним классической музыкой, учила его играть на пианино. В семилетнем возрасте Модест уже на слух играл довольно сложные пьесы для фортепиано, много импровизировал, добавляя к ним собственные мелодии.

Когда Мусоргскому исполнилось десять лет, он начал обучение в немецком училище Петришуле в Санкт-Петербурге, куда его отправили вместе с братом. Модест и там продолжал заниматься музыкой, его первым педагогом стал известный пианист Антон Герке. В 1852-м Мусоргский уже мог похвастаться первой пьесой для фортепиано, написанной собственноручно. Родителям очень льстил успех сына, но они даже думать не хотели о том, что он свяжет свою биографию с музыкой. Они сами принадлежали к семье военных, поэтому верили, что сын продолжит семейную традицию, и пойдет по стопам своих дедов. На семейном совете было принято решение о продолжении обучения Модеста в школе гвардейских офицеров, где дисциплине и строгости отводилось главное место.

Мусоргский подчинился режиму, царящему в этом заведении, но музыку не бросил. Напротив, врожденный талант и приобретенные навыки сочинять музыку, быстро помогли ему освоиться в новых реалиях, найти друзей, выступать на всех праздничных мероприятиях, которые организовывали в школе. Именно в те годы будущий великий композитор пристрастился к спиртному, которое лилось рекой и сопровождало разгульную студенческую жизнь того времени.

В 1856-м гвардейская школа осталась позади, впереди маячила военная служба. Карьера военного началась для Мусоргского в санкт-петербургском Преображенском полку. Благодаря проживанию в столице, у музыканта появилось множество знакомых среди военных и творческой элиты.

Прошло немного времени, и Мусоргский уже на постоянной основе посещал вечеринки, которые проводил в своем доме композитор Александр Даргомыжский. В это же время у него появляются и новые друзья – Александр Бородин, Владимир Стасов, Милий Балакирев, Цезарь Кюи – известные российские культурные деятели. Именно Балакирев взял на себя роль воспитателя Мусоргского, он занялся его музыкальным образованием, тем более, что Модест объявил о своем намерении уйти с военной службы ради того, чтобы полностью отдаться любимому занятию – музыке.

Музыка

Творческий путь великого композитора начался с того, что он перекладывал симфонические произведения, и таким образом оттачивал мастерство и навыки сочинительства и аранжировки. По мере работы Мусоргский понимает, что ему не хватает размаха, что его фантазиям тесно в малых жанрах, и достаточно скоро он приходит к выводу, что нужно писать оперу. До этого вышла его соната для фортепиано, пьеса «Марш Шамиля» и два скерцо для оркестра.

Модест Мусоргский

На протяжении трех лет композитор писал произведение, руководствуясь мотивами трагедии «Царь Эдип» Софокла, потом пытался положить на музыку «Саламбо» Флобера, затем переключился на творчество Гоголя, работал над сюжетом «Ночи накануне Ивана Купала». По мере написания фрагментов, композитор разочаровывался в своих трудах, а потом и вовсе потерял к ним всяческий интерес, поэтому ни одно из этих произведений так и не было доведено до логического завершения.

Читайте также:
Николай Николаевич Миклухо-Маклай краткая биография путешественника

В 60-е годы Мусоргский начал экспериментировать с жанрами, принялся за написание песен на стихотворения русских поэтов. Самыми популярными произведениями этой серии получились «Царь Саул», «Песнь старца», «Калистрат». Именно с этих песен и начали прослеживаться в его творчестве народные традиции на злободневную социальную тематику, они были наделены своеобразным драматизмом.

После этого Мусоргский принялся за жанровые романсы – «Песнь Яремы», «Светик-Савишна», «Семинарист», которые стали необычайно популярны у слушателей, хотя и были восприняты далеко не однозначно. В 1867-м композитор представил свое новое детище – симфонию «Иванова ночь на Лысой горе», которая по идее задумывалась как хоровая.

Кружок «Могучая кучка»

В это время Мусоргский вступает в кружок под названием «Могучая кучка», у него появляются новые друзья среди коллег-композиторов, разделяющих с ним увлечение национальными традициями. Менялась политическая обстановка в стране, поэтому в воздухе «запахло» новыми веяниями, которые нашли отражение в тонкой душе музыканта. У него появилось желание воплотить в музыке драматические события прошлого и настоящего, показать развитие исторических моментов на Руси.

Участники кружка «Могучая кучка» старались как можно сильнее связать творчество и действительность, прибегали к использованию нетрадиционных форм. И в результате поисков у Мусоргского получилось написать «Женитьбу», произведение, которое сам автор назвал «разговорная опера». Это была как будто разминка великого композитора перед тем, как приступить к монументальному произведению, а именно опере «Борис Годунов».

Модест начал писать ее в 1868 году, и пушкинский сюжет так легко ложился на музыку, что буквально за год он написал клавир и закончил работу над основной партитурой. Интересно и то, что Мусоргский очень долго обдумывал свои будущие произведения, поэтому, когда садился за написание музыки, то черновики никогда не использовал.

В соответствии с историко-поэтической идеей, композитор взял за основу две темы – судьбу отдельного человека и судьбу всего народа, не стал использовать сольные номера, заменив их масштабными хоровыми сценами. Именно поэтому опера «Борис Годунов» не понравилась руководству Мариинского театра, и премьера в 1870-м так и не состоялась.

Вместе с соратниками композитор приступает за переработку своего произведения. За короткий промежуток времени он внес изменения в сюжет и ввел в действие несколько новых образов. Мусоргский сумел поставить жирную точку в финале оперы, в виде массовой народной сцены. Натуралистические образы, колоритность персонажей, множество фольклорных песен – это основные характеристики оперы «Борис Годунов», благодаря которым ее считают непревзойденной. Модест Мусоргский получил заслуженную славу и почет. В феврале 1874-го в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы.

Успех после премьеры был омрачен неоправданной критикой, которая раздавалась в адрес композитора, но Мусоргский не обращал на нее внимания. Окрыленный реакцией публики на его работу, он принялся за написание нового произведения. На этот раз его заинтересовали кровавые стрелецкие бунты. Свое новое детище Модест назвал «Хованщина». В отличие от предыдущего произведения, работа двигалась намного медленнее, чем хотелось ее создателю. Мусоргский хотел многое успеть, поэтому параллельно с «Хованщиной» занимался другими проектами, отвлекался на написание романсов и песен, которые впоследствии вошли в сборник под названием «Детская». Были среди его работ и пьесы для фортепиано, объединенные в сборнике «Картинки с выставки».

К середине 70-х композитор приостановил работу над «Хованщиной», и занялся созданием вокального цикла «Песни и пляски смерти». Тогда же познакомил коллег с набросками к другой опере, которой дал название «Сорочинская ярмарка».

Несколько последующих лет Модест метался между написанием двух начатых опер. Его финансовое положение стало критическим, композитор находился на грани нищеты. Это очень замедляло работу, угнетало его не только физически, но и психически. В 1879-м при помощи друзей Мусоргский гастролировал по России, кроме того появился фонд в его поддержку. Благодаря этому, композитор продержался еще два года, однако закончить «Хованщину» и «Сорочинскую ярмарку» так и не смог.

Личная жизнь

Практически всю свою сознательную жизнь композитор прожил в Санкт-Петербурге, среди его знакомых была творческая и культурная элита страны. Коллеги из кружка «Могучая кучка» заменили ему семью, с ними он делился своими невзгодами и достижениями, поражениями и победами.

Несмотря на обширный круг влиятельных знакомств, он так и не сумел устроить свою личную жизнь. Композитор никогда не был женат, детей у него тоже нет. Ходили слухи, что в двадцатилетнем возрасте Модеста увлекла кабацкая певица, и что он даже снял для них квартиру. Но она бросила его ради другого мужчины, и это доставило композитору много мучений.

Была еще одна дама, которая вызывала у Модеста прилив нежных чувств. Ее звали Людмила Шестакова, она приходилась сестрой композитору Михаилу Глинке. Но женщина не любила Модеста, это была скорее материнская сердечная привязанность. Об этом говорит и их переписка, письма хранятся в творческом архиве Мусоргского.

Особые отношения связывали композитора и Надежду Опочинину, которая приходилась ему дальней родственницей, и была старше его на 18 лет. Они проводили за беседами много времени, именно ей посвящено несколько романсов Модеста и «Надгробное письмо», которое он написал к ее смерти.

Надежда Опочинина

Еще одна дама будоражила сердце композитора – Мария Шиловская, красивая одаренная певица-сопрано. Она тоже была намного старше, и ей тоже музыкант посвятил романс.

Читайте также:
Юрий Владимирович Долгорукий (1090-1157) краткая биография, интересные факты, внешняя и внутренняя политика основателя Москвы, основные достижения великого князя

Близкие отношения связывали композитора и Дарью Леонову, которая опекала его за несколько лет о смерти. Модест жил у нее на даче, они вместе гастролировали по югу России, Дарья пела его «Блоху». Их разница в возрасте тоже была достаточно приличной, к тому же у Леоновой имелся муж.

Смерть

В начале 70-х композитор впервые осознал, что у него начались проблемы со здоровьем. Причиной тому стала бурная юность, беспробудные пьянки и бесконечные кутежи. Именно они привели к тому, что к 40-летию Мусоргский начал страдать от приступов безумия, спровоцированных злоупотреблением спиртным.

Модест Петрович серьезно опасался помутнения рассудка, поэтому решил, что ему нужен личный доктор. Он решил воспользоваться услугами Джорджа Каррика, который в те годы возглавлял петербургское общество врачей, и попробовал бросить пагубную привычку.

Возможно, у него все и получилось бы, если бы в один «прекрасный» день композитора не выгнали со службы. Мусоргский переживал не лучшие времена, подступала нищета, а с ней и приступы белой горячки, которых за это время случилось четыре. В результате, композитор оказался в больнице. Друзья собрали необходимую сумму, чтобы оплатить его пребывание в лечебнице, но это не спасло положение, просто ненадолго отстрочило финал. Среди тех, кто пожертвовал деньги на лечение, был и Илья Репин, автор предсмертного портрета Мусоргского.

Металкогольный синдром вновь напомнил о себе 16 марта 1881 года, в виде очередного приступа, который и спровоцировал смерть Модеста Мусоргского. Местом вечного упокоения величайшего из русских композиторов стал Александро-Невский монастырь, на территории которого его и похоронили коллеги.

В 1972-м музей памяти Модеста Мусоргского открылся в селе Наумово, под него выделили фамильный особняк его матери – Юлии Чириковой. А вот усадьба отца, где родился композитор, не сохранилась.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Модест Мусоргский

Биография

Модест Петрович Мусоргский – великий русский композитор, чьи сочинения были вдохновлены историческими и фольклорными традициями. Сознательно игнорируя устоявшиеся каноны западной музыки, творец-новатор создал произведения с уникальным национальным колоритом, прославившим мощь и самобытный характер русского народа. Опера «Борис Годунов» стала образцом вокально-симфонического фундаментализма и повлияла на творчество многих сочинителей конца 19 – начала 20 веков.

Детство и юность

Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.

Модест Мусоргский

Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.

Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.

Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.

Модест Мусоргский в молодости

В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.

Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.

Музыка

Творческая биография Мусоргского началась с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, 2 оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля», Модест Петрович задумался об опере.

Композитор Модест Мусоргский

Читайте также:
Сообщение про Гиппократа биография, заслуги и вклад философа в науку и медицину, интересные факты о достижениях ученого, основные положения учения

В течение 3 лет Мусоргский сочинял произведение по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип», затем переключился на сюжет флоберовского «Саламбо», а через некоторое время занялся адаптацией «Ночи накануне Ивана Купала» Николая Гоголя. Написав некоторое количество фрагментов, автор потерял интерес к проектам и не окончил ни один из них.

В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальны драматизмом.

Юлиан Барышников исполняет романс Модеста Мусоргского «Семинарист»

Далее последовала серия жанровых романсов «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и других, приобретших невероятную популярность у современников и вызвавших неоднозначные отклики слушателей. А в 1867 году свет увидела симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.

Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в кружок «Могучая кучка», Мусоргский впитывал национальные традиционные идеи и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой. Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий, происходивших на Руси в прошлом и имевших место в настоящем.

Кружок «Могучая кучка»

Музыканты стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал «разговорной оперой», ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов».

Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений и, сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.

Иван Козловский исполняет арию из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на 2 темах, судьба человека и судьба народа, и отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция «Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году.

Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.

Портрет Модеста Мусоргского

Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору. Он постоянно отвлекался на другие проекты, писал песни и романсы, которые в итоге объединил в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, известные под названием «Картинки с выставки».

В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», Модест Петрович сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».

Галина Вишневская, цикл песен Модеста Мусоргского «Песни и пляски смерти»

В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора. В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло Мусоргскому продержаться в течение 2 лет, но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.

Личная жизнь

Большую часть жизни Мусоргский провел в Санкт-Петербурге, вращаясь в обществе культурной и творческой элиты. Члены «Могучей кучки» стали для композитора второй семьей, с которой он разделял успех и невзгоды, победы и поражения.

Михаил Глинка и его сестра Людмила Шестакова

Несмотря на то, что Модест Петрович вращался в обществе, он не был счастлив в личной жизни и не имел ни жены, ни детей. Единственной дамой, к которой сочинитель питал нежные чувства, была Людмила Ивановна Шестакова, сестра Михаила Глинки, отвечавшая Мусоргскому сердечной материнской привязанностью. Свидетельством этих отношений стали письма, сохранившиеся в творческом архиве композитора.

Смерть

В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего. Бурная молодость с бесконечными вечеринками и кутежами привела к тому, что в 40-летнем возрасте композитор начал испытывать приступы безумия, причиной которых было злоупотребление алкоголем.

Памятник на могиле Модеста Мусоргского

Опасаясь за собственный рассудок, Модест Петрович нанял личного доктора Джорджа Каррика, действующего президента петербургского общества врачей, и с его помощью попробовал избавиться от пагубной привычки.

Кризис наступил, когда Мусоргского уволили со службы. Композитор, доведенный до нищеты, пережил 4 приступа белой горячки и попал в больницу. Друзья, в числе которых был художник Илья Репин, написавший предсмертный портрет композитора, оплатили лечение, но этим лишь ненадолго отсрочили неизбежное.

Портрет Модеста Мусоргского. Художник Илья Репин

16 марта 1881 года Модест Петрович вновь впал в безумие, и очередной приступ металкогольного психоза стал причиной смерти великого русского композитора. Через несколько дней коллеги похоронили Мусоргского в Санкт-Петербурге на территории Александро-Невского монастыря, а в 1972 году в фамильном особняке матери открыли музей, посвященный жизни и творчеству автора «Бориса Годунова».

Читайте также:
Клавдий Птолемей биография древнегреческого ученого, вклад

Пагубная страсть Модеста Мусоргского

За окном еще стояла хмурая петербургская ночь. В комнате с облупившейся штукатуркой умирал человек. Фельдшер у постели сонно листал книгу, взятую с прикроватного столика. Он посмотрел на заглавие скучного трактата: Берлиоз «Об инструментовке». Фельдшер усмехнулся в прокуренные усы: «Чего только не придумают эти артисты». Он посмотрел на больного, судорожно перебиравшего тонкими пальцами край серого больничного одеяла: «Кончается». Фельдшер неторопливо направился за врачом.

Так, 16 марта 1881 года, на казенной больничной койке завершился земной путь великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Его жизнь была наполнена взлетами могучего таланта, творческими метаниями и, увы, падениями в бездны алкогольных запоев. 21 марта мы отметили памятную дату: в этот день 180 лет назад композитор появился на свет.

Будущий автор опер, оркестровых пьес, циклов вокальной и фортепианной музыки, замечательных романсов и песен родился в 1839 году в селе Карево на Псковщине в семье дворянина Петра Алексеевича Мусорского (букву «г» в фамилии он стал писать только с 1863 года и даже придумал себе родословную, происходящую прямо от Рюриковичей).

Модест был четвертым, младшим ребенком в семье. Два старших брата умерли в младенчестве. Любовь к музыке маленькому Моденьке привила мать Юлия Ивановна, к которой он был бесконечно привязан всю жизнь. В пять лет мальчик бойко играл на фортепиано.

В 1849 году вместе с братом Филаретом он поступил в Петропавловскую школу при лютеранской церкви в Санкт-Петербурге, а в 1852-м был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, где раньше учился Лермонтов. В 13 лет создал первое самостоятельное произведение – польку «Подпрапорщик».

Илья Репин, Портрет композитора М.П. Мусоргского, холст, масло, 1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. Фото: globallookpress.com

В заведении царила дедовщина – цуг. Старшие ученики устраивали скачки на младшеклассниках. Но Модеста не трогали: его с удовольствием приглашали на пирушки, где он играл на пианино и пел арии из итальянских опер.

Кутежи, карты, танцы, мотовство – учеба шла весело. Особо ценилось умение пить не пьянея. Директор школы Александр Сутгоф упрекал 15-летнего Мусоргского: «Какой же, mon cher, выйдет из тебя офицер?»

16 июня 1856 года Модест был зачислен в Преображенский полк, где возлияния продолжились. С молодым композитором из-за его запоев опасались договариваться об участии в концертах.

В 1857-м Мусоргский познакомился с композиторами «Могучей кучки» – Балакиревым, Бородиным, Римским-Корсаковым, Кюи. Чтобы не бегать друг к другу по нескольку раз в день, Мусоргский и Римский-Корсаков вместе снимают квартиру на Пантелеймоновской улице в Санкт-Петербурге.

В 1858-м Модест Петрович вышел в отставку. Чтобы заработать, преподавал музыку. Во время уроков рядом всегда стояло «подкрепление» – тарелка с грибами и рюмочка.

1861-1864 годы провел в имении брата Минкино Санкт-Петербургской епархии – «поправлял здоровье»: ловил рыбу и пил самогон с крестьянами.

В 1865-м, когда Мусоргскому исполнилось 26 лет, умерла его мать, и Модест ушел в долгий запой. Начинается приступ «нервной болезни» – алкогольной горячки.

В 1868 году композитор создал грандиозную оперу «Борис Годунов». Но пагубная страсть не отпускала его. В 1873 году Бородин написал: «…в Павловске Мусоргского видели совсем пьяным (он там поднял шум; дело дошло до полиции…) …Мне сообщили, что он уже допивался до чертиков и ему мерещилась всякая дрянь».

Через год композитор поступил на службу в Лесной департамент и написал оперу «Женитьба». Но по ночам он глушит горькую в питерском кабаке «Малый Ярославец».

В 1872-1877-х появился вокальный цикл «Детская», Модест Петрович работает над «Хованщиной», но жалуется на галлюцинации слуха и зрения.

Фото: globallookpress.com

После 1874 года он отходит от «Могучей кучки»: ее члены сторонились талантливого, но опустившегося композитора-забулдыги, который распродает мебель и одежду и до утра «коньячится» в дешевых кабаках. Мусоргский аккомпанирует на частных певческих курсах. Живет в меблированных комнатах, заваленных пустыми бутылками, почти ни с кем не общается.

4 февраля 1881-го состоялось одно из последних публичных выступлений Мусоргского. В Петербурге шел вечер памяти Достоевского. Перед публикой вынесли траурный портрет писателя, и тут Мусоргский сел за рояль. Он начал импровизировать и сыграл похоронный колокольный звон так, что у присутствующих побежали мурашки по телу. По воспоминаниям очевидца, эта музыка была его «последним «прости» не только усопшему певцу «униженных и оскорбленных», но и всем живым».

Композитор серьезно заболевает. Помраченное сознание, тревожность, страх, двигательное возбуждение, зрительные галлюцинации, потливость — налицо все признаки белой горячки. В начале марта его доставили в Сухопутный госпиталь, но выглядит он так, что его отказываются принимать. Гения оформляют под именем денщика. Жена композитора Кюи присылает ему халат – тот самый, в котором Репин изображаете Модеста Петровича на знаменитом портрете. И только в разгар работы окружающим становится очевидно: пациент не так прост, как кажется. На покосившемся столике фельдшер видит трактат Берлиоза.

Читайте также:
Салтыков-Щедрин биография, роль в истории, интересные факты

6 марта Мусоргский дает сторожу 25 рублей и просит принести бутылку коньяка и яблоко на закуску. После приема спиртного у больного развивается паралич. Ранним утром 16 марта он произносит свои последние слова: «Все кончено! Ах, я несчастный!».

Модест Петрович умер, не дожив и до 43 лет. Похоронен композитор на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Мусоргский Модест Петрович

Модест Мусоргский. Биография

Он был желанным гостем на концертах Петербургского дворянства. После школы ему предстояло стать кадровым военным, учился он старательно. В то же время Мусоргский сочинил первое собственное музыкальное произведение — пьесу для фортепиано. Эту работу он посвятил своим товарищам по юнкерской школе, их дружбе.

Юность и творчество

Модест Мусоргский думал о том, как совместить военную службу со своим увлечением музыкой. Онслужил в Преображенском полку, где организовал кружок любителей музыки. Члены кружка вместе посещали театры слушали оперу и обсуждали услышанное. Он был знаком с А. Доргомыжским и Н. Римским-Корсаковым.

Музыка была его приоритетом. Тогда де появилось содружество, которое получило название «Могучая кучка». В 1858 году Мусоргский стал работать над оперой «Эдип в Афинах». Эта работа так и осталась незаконченной. В поисках своего стиля Мусоргский решался на музыкальные эксперименты. Его первые произведения не знали успеха, но он не обижался на критику. В 1861 году Мусоргский создал инструментальное произведение «Интермеццо». Его оценили высоко. Эту композицию Мусоргский написал под впечатлением от наблюдения за крестьянами и их жизнью, работой, бытом.

Первая опера, над которой работал Мусоргский «Саламбо» осталась незавершенной, однако, свои наработки композитор использовал для создания оперы «Борис Годунов». Однако её части композитор использовал оперы Борис Годунов. Когда этот масштабный труд был наконец окончен, его передали дирекции Императорских театров. Однако поставить её удалось лишь в 1874 году. Несмотря на неоднозначную реакцию прессы, опера былоа известна и любима народом. Члены «Могучей кучки» приняли ее не слишком тепло, но Мусоргский не сдавался и не оставил творчество.

Последние годы

Оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре стали показывать в усеченном виде, цензура не допустила финальную сцену. Для Муоргского это стало ударом. Он писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром. Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе».

В 1880 году Мусоргский был уволен с официального места работы Ревизионной комиссии Государственного контроля. С тех пор он жил на подарки друзей, которые собирали ему ежемесячно небольшую сумму и давал частные уроки. В 1881 году его выселили из квартиры за неуплату, здоровье его становилось все хуже.

Мусоргского поместили в Николаевский военный госпиталь, где он снова стал работать над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Закончить работу композитору не удалось. 28 марта 1801 года Мусоргский скончался и был похоронен на Тихвинском кладбище. Там великий композитор, недооцененный при жизни, покоится и сейчас.

Произведения Мусоргского

  • Саламбо (1863-1866, не окончена)
  • Женитьба (1-е д., 1868)
  • Борис Годунов (1869; 2-я ред. 1872)
  • Хованщина (1872-80)
  • Сорочинская ярмарка (1874-80)

для оркестра:

  • скерцо B-dur (1858)
  • интермеццо (1867)
  • Ночь на Лысой горе (1867)
  • марш Взятие Карса (1880)

для фортепиано:

  • Картинки с выставки (1874)

для хора и оркестра:

  • хор из трагедии Софокла «Царь Эдип» (1860)
  • Поражение Сеннахериба (1867)

для хора, солистов и фортепиано:

  • Иисус Навин (1877)

для голоса с фортепиано

  • сборник Юные годы (1857-1865)
  • Детская (1868-72)
  • Без солнца (1874)
  • Песни и пляски смерти (1875-77)

песни и романсы

  • на сл. Н. А. Некрасова (Калистрат, Колыбельная Ерёмушке)
  • Т. Г. Шевченко (Гопак, На Днепре)
  • А. В. Кольцова (По над Доном сад цветёт, Пирушка)
  • А. К. Толстого (Рассевается, расступается, Спесь)
  • Голенищева-Кутузова (баллада Забытый)
  • А. Н. Плещеева (Листья шумели уныло)

Читайте также:

«Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора Мусоргского

21 марта (по новому стилю) 1839 года родился Модест Петрович Мусоргский – русский гений, чьё творчество оказало влияние на европейскую музыку ХХ столетия. Однако при жизни ему пришлось столкнуться с непониманием, одиночеством и нуждой

Единственный прижизненный портрет Мусоргского кисти Репина потряс современников. Больной, неряшливый, одинокий человек в больничном халате поверх расшитой рубахи, вглядывается куда-то мимо зрителя. Модесту Петровичу всего 42 года. Репин торопился запечатлеть любимого друга: пусть и жестокая, но – правда.

Как раньше художник ценил общение с этим удивительно тонким, очаровательным, эрудированным собеседником! Сколько было дивных разговоров о судьбах русского искусства, хохота, шуток… Позже доходили слухи, что Мусорянин (так прозвали его друзья) то ли болен нервной болезнью, то ли впал в депрессию, а может, его затянула привычка, которую по традиции у нас именуют пагубной.

Вот и сейчас, после ужасного приступа, друг угасал в военном госпитале. Илья Ефимович работал в больничной палате почти на коленке, без мольберта, и у него было всего четыре сеанса. На пятый художника уже не пустили: Мусорянин умер. Однако в прощальном взгляде композитора на портрете нет отчаяния. Напротив, он полон надежды: все, что успел написать, – талантливо, пусть это и отказывались признавать современники.

Читайте также:
Твардовский - биография, произведения, стихи и поэмы

Душка-офицер, свежеиспеченный корнет привилегированного лейб-гвардии Преображенского полка, как будто только что «вылупившийся из яйца» – таким впервые увидел 17-летнего Модиньку Мусоргского молодой военный медик, будущий прославленный химик и композитор Александр Бородин. В мундирчике с иголочки, изящный Мусоргский производил впечатление утонченного светского фата. Он и слова выговаривал немного сквозь зубы, как это было принято у гвардейцев. Модничал, как мы сказали бы сейчас.

В своем офицерском кругу Модест уже был знаменитостью: душа компании, он блестяще импровизировал на фортепиано, уморительно разыгрывал сценки из популярных водевилей, изображая своим бархатистым баритоном сразу всех персонажей. «Дамы ухаживали за ним», – замечает Бородин.

М.П. Мусоргский. Преображенский полк. Фото: www.globallookpress.com

Виртуозными импровизациями Мусоргский прославился еще в «Школе гвардейских подпрапорщиков» – престижном учебном заведении Санкт-Петербурга, где дети аристократов получали военное образование. Это была воля родителей, родовитых, но небогатых псковских дворян, пожелавших сыновьям армейскую карьеру в столице империи. Однако папенька и маменька поощряли и занятия музыкой, нанимая Модесту лучших педагогов по фортепиано. Всё-таки, блистая артистическими талантами, провинциальному молодому человеку было легче продвинуться в высокомерных гостиных Санкт-Петербурга. Директор школы заметил даровитого юношу и частенько приглашал к себе в дом помузицировать с генеральской дочкой в четыре руки.

Юность Мусоргского совпала с тем временем, которое историки культуры называют русским Возрождением. После поражения в Крымской войне и унизительного Парижского мирного трактата 1856 года молодые прогрессивные люди Российской империи вдруг осознали себя русскими. Юный Модест писал, что теперь он не «космополит» и все больше любит Россию. Ему было досадно, что с нашей страной поступают так бесцеремонно.

В эти годы молодые дарования со всей империи стекались в столицу. Из Нижегородской губернии прибыл вундеркинд, пианист Милий Балакирев, движимый идеей создать самобытную национальную школу русской музыки. Не меньше! Он стал лидером группировки музыкантов, которая с лёгкой руки их идеолога Владимира Стасова вошла в историю искусства как «Могучая кучка». Помимо Балакирева, Мусоргского, Кюи и Бородина к кучкистам присоединился только что вернувшийся из кругосветки юный гардемарин Римский-Корсаков.

Балакиревский кружок – “Могучая кучка”. Репродукция с картины А. В. Михайлова. Фото: www.globallookpress.com

Их кумиром был Глинка – автор первых русских опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя». Начиная с 1857 года вечерами собирались у Балакирева, исполняли всё, что сочиняли за день. Это была творческая мастерская, где на правах наставника 20-летний Балакирев заставлял подмастерьев писать новаторскую музыку в национальном стиле, нещадно редактируя их опусы.

Музыкального образования, кроме домашнего, не было ни у кого. Да они и отвергали академизм, как нечто западное. Первая консерватория в Петербурге будет создана пианистом Антоном Рубинштейном только в 1862 году. Впрочем, члены «Могучей кучки», поначалу со всем юношеским максимализмом, противопоставляли себя этому учебному заведению, организованному на западный манер.

Через год усердных занятий в кружке единомышленников Модест уволился с военной службы навсегда, чтобы целиком посвятить себя музыке. А вместе с гвардейской карьерой уйдёт и житейское благополучие: после отмены крепостного права зарабатывать дворянам было нечем. Позднее, отдав свою часть наследства женившемуся брату, Модест всё же вынужден вернуться на государственную службу чиновником. Эта работа будет сильно изматывать его и мешать творческим поискам. К тому же наш герой поставил перед собой сложную задачу: выразить в «живой музыке живого человека», подразумевая жизнь русскую, разумеется.

…Язвительные критики будут на все лады ругать эти попытки Мусоргского, мол, композитор дошёл до того, что сочиняет «шипение самовара» и «поиск извозчиком кнута в тёмной комнате».

М.П. Мусоргский. Фото: www.globallookpress.com

Впрочем, и собратья-композиторы вели себя по отношению к Мусорянину несправедливо. Считали его необычные творческие находки недостатком образования, досадными промахами, которые надлежит немедленно исправить. Энергичный наставник Милий Балакирев говорил, что у Мусоргского «слабые мозги». Даже Владимир Стасов поначалу полагал, что Модесту следует писать что-нибудь сатирическое, например, водевиль «Бобыль». Будет придираться к каждому такту новаторских опер соратник-кучкист Цезарь Кюи. Все они, конечно, любили своего друга, но не сдерживали раздражения.

Даже близкий друг Римский-Корсаков отзовётся о неоконченной опере «Хованщина»: «какофония, безграмотность и грязь». Это случится позже, когда Модесту уже совсем тяжело будет справляться и со своим характером, и с ударами судьбы. Композитор всё чаще будет находить утешение в сомнительных компаниях.

Вспомним и Петра Ильича Чайковского, который в письмах своему брату называл творчество Модеста Петровича «мусоргской музыкой, которую нужно послать к чёрту». Возможно, коллег задевало то, что «звезда светских гостиных», экс-военный и «недоучка» замахнулся на святое – оперу!

По совету друга-пушкиниста, для первой своей серьёзной оперы Мусоргский выбрал трагедию «Борис Годунов». Ещё никто из «кучкистов» не брался за музыкальное полотно, изображающее не сказочных фольклорных русских, а реалистичных и суровых граждан, которые в скором времени ещё покажут себя во всей «красе». Чего только стоит сцена «Под Кромами», где толпа мужиков терзает ненавистного государева чиновника. Какое тут «бельканто».

Читайте также:
Геродот - биография, список географических достижений, вклад

В то время Мусоргскому 30 лет, он снимает квартиру на пару с таким же холостяком Римским-Корсаковым. Один пишет своего «Бориса», другой – оперу «Псковитянка». И коренной псковитянин Мусоргский помогает другу советами.

Как вспоминал позже Николай Андреевич, это было невиданное в истории совместное жительство двух композиторов. До обеда роялем пользовался Мусоргский, затем уходил на службу в департамент. После обеда – сочинительствовал Римский-Корсаков.

Опера “Борис Годунов”. Большой театр. Фото: www.globallookpress.com

Стасов в своих воспоминаниях о Мусоргском любопытно описал это время: с раннего утра критик приходил будить спящих творцов опер, подавал им халаты, панталоны, умываться. Затем все вместе они пили чай с любимым швейцарским сыром. И начинался праздник творчества: композиторы проигрывали Стасову в лицах сочинённое накануне.

Либретто и клавир «Бориса Годунова» Мусоргский отнёс в оперный комитет Дирекции императорских театров. Несколько месяцев мучительно ждал ответа. И вот – отказ. Официальной причиной было объявлено, что в произведении нет ни одной полноценной женской партии, как нет и привычной зрителю любовной линии.

Театральной музыкой в то время заправляли, в основном, иностранцы: постановщики водевилей, оперетт, балетов. Они категорически не приняли произведение, в котором необычным было всё.

Вспомним одну из самых гениальных сцен: Борис Годунов в Кремле венчается на царство. И всё это звучит так, будто под ним земля ходит ходуном. Величественные и страшные крестообразные удары симфонических колоколов перемежаются настоящими звонами. Кажется, что эта тяжелая мистическая поступь тысячелетней русской истории вот-вот призовёт к ответу. В стремлении услышать живую историческую жизнь своего народа Мусоргский заглянул в бездну будущего. Шостакович, Прокофьев, Стравинский будут считать Мусоргского своим учителем, как и великие французские импрессионисты – Равель и Дебюсси.

В 1872 году появилась вторая редакция оперы «Борис Годунов»: в ней уже был целый польский акт, расчётливая соблазнительница Марина Мнишек, разбитная хозяйка корчмы. Наконец, после давления сторонников композитора и даже ультиматума со стороны примы Мариинки, певицы Юлии Платоновой, столичное оперное начальство сдалось. «Бориса Годунова» поставили на сцене Мариинского театра.

Успех был ошеломляющим, на премьере присутствовал даже брат императора. Продвинутая молодёжная галёрка вызывала автора на бис раз 20. Однако академическая «тусовка» вылила свою желчь на страницы газетной критики. Оперу назвали «какофонией в пяти актах», «настоящей мерзостью», «музыкой бедлама».

Как всё это выносил душевно хрупкий, не от мира сего, Мусоргский – несложно представить. Вдобавок ко всему один за другим начали отпадать друзья: скоропостижно скончался чуткий и преданный товарищ, архитектор Виктор Гартман, которому посвящены «Картинки с выставки». Это он всегда называл Модеста «Божественный Мусорянин». Уехал за границу Стасов. Обзавёлся семьей ближайший товарищ, граф Голенищев-Кутузов, женился и Римский-Корсаков. Мусоргский же тщательно скрывал от всех свою сокровенную личную жизнь, мотался по съёмным квартирам или годами жил у родственников и знакомых. Частенько бедствовал и, по-видимому, заливал горе. В результате так и остались незавершёнными оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Их заканчивали уже коллеги.

Ф. Федоровский. Эскиз декорации к опере “Хованщина”. Фото: www.globallookpress.com

Все архивы после смерти Мусоргского попали к Римскому-Корсакову. Николай Андреевич досочинил «Хованщину» и основательно отредактировал «Бориса Годунова», фактически переписав на свой вкус многие сцены. Дошло до того, что долгие годы вплоть до нашего времени публика знала «Бориса Годунова» только в редакции Римского-Корсакова.

К счастью, сегодня подлинный Мусоргский возвращается, хотя услышать его в репертуаре русских оперных театров всё ещё непросто.

Биография Модеста Мусоргского

Русский композитор, пианист Модест Петрович Мусоргский родился 21 (9 по старому стилю) марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Карево Куньинского района Псковской области).

Его отец — Петр Алексеевич Мусоргский — происходил из старинного рода смоленских дворян.

В раннем детстве Мусоргский обучался игре на фортепиано, после переезда в Санкт-Петербург в 1849 году продолжал занятия с пианистом Антоном Герке, поощрявшим его первые опыты сочинения музыки. Первым напечатанным музыкальным сочинением Мусоргского была полька Porte-enseigne Polka (1852).

В 1852 году, следуя семейной традиции, он поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856 году.

В 1856-1858 годах Мусоргский служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка.

Во время службы произошла его встреча с ординатором военно-сухопутного госпиталя и композитором Александром Бородиным. Зимой 1856-1857 годов Мусоргский познакомился с композиторами Александром Даргомыжским, Цезарем Кюи, Милием Балакиревым и музыкальным критиком Владимиром Стасовым и примкнул к созданной ими “Новой русской музыкальной школе”, известной как “Могучая кучка”. Под руководством Балакирева он начал серьезно заниматься композицией.

В июне 1858 года Мусоргский вышел в отставку с военной службы и целиком посвятил себя музыке.

В конце 1850-х — начале 1860-х годов он написал ряд оркестровых, фортепианных сочинений (некоторые из них не окончены), песен и романсов. В 1858 году написал два скерцо в переложении для оркестра, одно из которых было исполнено в концерте русского музыкального общества оркестром под управлением Антона Рубинштейна в 1860 году. Затем Мусоргский начал писать музыку к “Эдипу” Софокла (сохранилась лишь часть).

Читайте также:
Моцарт биография , самые популярные музыкальные произведения

Стесненные обстоятельства заставили композитора в 1863 году снова поступить на службу. В 1863-1868 годах он был чиновником Инженерного управления, в 1868-1879 годах работал в Лесном департаменте, в 1879 году служил в Государственном контроле.

В 1863 году он принялся за оперу “Саламбо” по сюжету Гюстава Флобера. Произведение не было окончено, и его музыкальные материалы Мусоргский использовал для других своих сочинений, особенно – оперы “Борис Годунов”.

После ряда романсов композитор начал писать комическую оперу “Женитьба” на текст Гоголя. В 1868 году был создан первый акт, который так и не был напечатан.

Вершиной творчества Мусоргского 1860-х годов стала опера “Борис Годунов” на сюжет Александра Пушкина, поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году. Опера была начата 1868 году и была готова в 1870 году, но дирекция Мариинки отказалась принять ее, ссылаясь на чрезмерное обилие хоров и ансамблей и недостаток solo. Мусоргский переделал “Годунова” соответственно этим указаниям, добавив финальную картину въезда Лжедмитрия. В течение десяти лет после постановки “Борис Годунов” был дан 15 раз и затем снят с репертуара.

В 1872 году была начата последняя опера композитора – “Хованщина” по сюжету Владимира Стасова, либретто Мусоргского. Произведение было окончено в набросках в 1880 году. Одновременно с 1875 года композитор писал оперу “Сорочинская ярмарка” по Николаю Гоголю, но бросил ее, не окончив.

В жанре социальной сатиры Мусоргским были написаны романсы “Козел”, “Семинарист”, “По грибы”, “Пирушка”. Богатой колоритностью отмечены песни “Калистрат”, “Колыбельная Еремушки” (слова Николая Некрасова), “Спи-усни, крестьянский сын” (из “Воеводы” Александра Островского), “Гопак” (из “Гайдамаков” Тараса Шевченко), “Светик Савишна” и “Озорник” (обе – на слова Мусоргского), “Блоха” и другие. Выразительная декламация отличает песни “Сиротка” и “Забытый” на сюжет известной одноименной картины Василия Верещагина. Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни “Детская” на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием “Песни и пляска смерти” (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях.

Образы народного быта и фантастики нашли отражение в симфонических произведениях Мусоргского — “Интермеццо” (1861, инструментовано в 1867 году) и фантазии “Ночь на Лысой горе” (закончена и инструментована Николаем Римским-Корсаковым в 1867 году). Известны музыкальные эскизы “Картины с выставки”, написанные для фортепиано в 1874 году в виде музыкальных иллюстраций к акварелям Виктора Гартмана.

В 1879 году композитор в качестве аккомпаниатора предпринял концертное путешествие по России с певицей Дарьей Леоновой. С 1880 по 1881 год он работал аккомпаниатором в открытых Леоновой Музыкальных классах.

В феврале 1881 года по состоянию здоровья Мусоргский был помещен в петербургский Николаевский военный госпиталь. В этом лечебном заведении художник Илья Репин написал известный портрет композитора.

28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств. При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия – “Борис Годунов” и несколько вокальных произведений. Друг Мусоргского композитор Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все его сочинения. Завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Так, он сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу “Борис Годунов”, поставленную в конце 1896 года.

В 1927 году музыковедом Павлом Ламмом была подготовлена сводная авторская редакция “Бориса Годунова”. В 1940 году свою редакцию оперы Мусоргского предложил Дмитрий Шостакович.

Модест Петрович Мусоргский: биография и творчество

  • 21 Февраля, 2020
  • Искусство
  • Анисимова Светлана

Биография Мусоргского – великого русского композитора, не признанного при жизни гения и новатора, намного опередившего время и оказавшего влияние не только на музыку России, но и Европы, сложна и трагична. Его музыка вышла из недр русского фольклора, пропитана любовью к родной земле и народу.

Родословная

Свой отсчет род Мусоргских, записанный в Бархатную книгу, берет из глубины русской истории – от князя Смоленского, Рюриковича. Его потомок Роман Мусорга, живший в XV веке, дал начало роду, представители которого исправно служили государям. Один из них, Иван Николаевич, за усердную службу и доблесть в борьбе с поляками, был пожалован большим поместьем под Псковом.

Его правнук, Михаил Иванович Мусоргский, за отличие в войне 1654-1656 гг. пожалован вотчиной в Луцком уезде, рядом с родовым поместьем. В итоге его площадь составила 10 тысяч десятин. Все члены рода по мужской линии были военными. Исключение составил только отец Модеста Мусоргского. Это произошло не из-за того, что он не хотел продолжить династию.

В биографии Мусоргского Петра Алексеевича можно отметить одну пикантную деталь – он был незаконнорожденным. Его мать Ирина Егоровна – крепостная, служившая в поместье ключницей, была первой запевалой и хороводницей. Барин Алексей Григорьевич не мог ее не заметить. У них родилось трое детей: две дочки и сын Петр. До тех пор, пока была жива его жена, отец не мог усыновить их. Это стало возможным только после ее смерти. Но время было упущено, военная карьера для Петра была закрыта. Он становится наследником имения, так как сыновей от первого брака у Алексея Григорьевича не было. Вся надежда легла на сыновей Петра, которые должны были продолжить семейную династию.

Читайте также:
Чингисхан (Тэмуджин, Темучин, Темучжин) биография, жена, дети, завоевания хана, реформы и последствия, интересные факты о правлении великого хана Монгольской империи

Детство

Детские годы – это самое счастливое время в жизни Модеста Мусоргского. Он появился на свет в 1839 году в родовом имении, расположенном в селе Карево Псковской губернии, в семье Петра Алексеевича и Юлии Ивановны Мусоргских. У них родилось четыре сына. Модест был последним, самым младшим. Два старших умерли в детстве. Поэтому Филарет стал единственным братом для маленького Моди.

Петр Алексеевич не отягощал себя заботами. Отслужив в сенате 8 лет, он в должности коллежского советника вышел в отставку, женился и поселился в имении, ничем себя не утруждая. Он почивал гостей, вел вольный образ жизни, потихоньку закладывая по частям имение.

Юлия Ивановна была также из знатного рода, одним из ее родственников был М. И. Кутузов. Она воспитывалась в пансионе благородных девиц и поэтому говорила по-французски, любила музыку и хорошо играла на фортепиано. Юлия Ивановна мечтала, чтобы ее сыновья стали военными.

Мать занимала самое важное место в жизни сына, так как именно она, помимо того что обожала своих мальчиков, первая заметила его способности и стала учить маленького Модеста основам музыки. Он быстро освоил игру по нотам, мог исполнить любое произведение на фортепиано по слуху. Модя все усваивал с такой легкостью, что родители, чтобы обучать его музыке дальше, пригласили в дом преподавательницу немку. Она занималась с детьми немецким языком и музыкальной грамотой.

Имение в Карево

Годы, проведенные в усадьбе, были самыми светлыми и счастливыми для Мусоргского. Детство Модест Петрович вспоминал с нежностью и теплом, и не только потому, что оно было беззаботным, а потому, что рядом была мама, такая добрая и ласковая. Своим мальчикам она не запрещала играть с дворовыми детьми. Прогулки на природе, неяркая и неброская красота здешних мест оставили неизгладимые впечатления, которые позднее нашли свои отражения в его музыкальных произведениях.

В биографии Модеста Петровича Мусоргского также немаловажную роль сыграла и его няня. Он заслушивался сказками, которые она рассказывала братьям. По всей видимости, эта женщина была духовно богатым человеком, так как мальчики были к ней очень привязаны. Под действием фантазий, навеянных ее рассказами, ночью он долго не мог заснуть, представляя в музыке сказочных персонажей. Обо всем этом он не раз вспоминал позднее.

Петербург, годы обучения в школе

Для детей обучение было организовано дома, а когда Модесту исполнилось 10 лет, его родители переехали в Петербург и определили сыновей в частную школу «Петришуле», так как в военное училище принимали только с 13 лет. Преподавание велось на немецком языке. Здесь были очень строгие порядки, но учиться Модесту нравилось, в школе давали обширные знания детям.

В биографии Мусоргского кратко стоит отметить один важный момент, который позволил ему познакомиться с произведениями великих композиторов и стать отличным музыкантом. Это уроки игры на фортепиано у известного преподавателя Антона Горке, много сделавшего, чтобы Модест стал отличным пианистом, хотя таланта будущего композитора не заметил. Он занимался с ним только игрой на фортепиано, которую оттачивал в своих учениках до блеска. Теорию музыки и композицию он Модесту не преподавал, зато видел в нем гениального пианиста, включал его в концерты. В одном из них, проходившем в модном салоне Рюминой, он представил его как вундеркинда. Его игра имела большой успех.

Школа подпрапорщиков

Проучившись в «Петришуле» три года, он поступает в Николаевское кавалерийское училище (школа подпрапорщиков). Это привилегированное учебное заведение, которое окончили многие видные военные России.

Но у Мусоргского в мечтах была только музыка. Ему повезло. В училище Закон Божий преподавал отец Крупский. Благодаря его усилиям Модест постиг суть греческой, католической и протестантской церковной музыки, параллельно продолжая обучаться игре на фортепиано.

Военная карьера

В 1856 году он блестяще окончил училище. В биографии Модеста Мусоргского начинается новый этап: перед ним открывается возможность военной карьеры, так как он поступает на службу в элитный Преображенский полк. В Петербурге Модест Мусоргский и его брат слыли блестящими гвардейскими офицерами. Вместе с матерью они снимали частную квартиру. Их отец умер в 1853 году, оставив семье жалкие остатки некогда огромного имения.

В первое время военная служба мало чем отличалась от занятий в училище. Утреннее построение и маршировки, дальше учения. Как правило, день заканчивался кутежами и попойками. Модест усвоил все черты блестящего гвардейца: манеру одеваться, ходить, держаться в обществе. Военная служба стала тяготить Мусоргского, тем более что денег на кутежи стало явно не хватать.

Знакомство с Даргомыжским

В это время в России музыка русских композиторов была не в чести. Произведения великого композитора Михаила Глинки, его знаменитая опера «Жизнь за царя», подвергались жестокой критике последователей классической музыкальной школы. Но Мусоргского, воспитанного на русском фольклоре, очень интересовала музыка Глинки. Он с радостью принял предложение своего товарища Ванлярского представить его русскому композитору Даргомыжскому, в доме у которого собирались музыканты и почитатели таланта М. Глинки.

Читайте также:
Творчество Бунина кратко: этапы, направление, тематика

В биографии М. П. Мусоргского эта встреча с известным композитором сыграла поворотную роль: она изменила судьбу гвардейского офицера и сделала из него великого композитора. Первый вечер в доме Даргомыжского – его встреча с единомышленниками, впоследствии известными русскими композиторами, – был не забываемым. Впервые он попал в круг людей, профессионально занимающихся музыкой.

Он стал постоянным гостем и членом этого удивительного музыкального сообщества, где, в противовес официальной музыкальной школе, исполняли произведения Глинки, романсы Даргомыжского и других русских композиторов. Самое главное – члены этого кружка своим творчеством продвигали русскую музыку.

Занятия с Балакиревым

Здесь он познакомился со студентом военно-инженерной академии Цезарем Кюи, страстно увлеченным музыкой. Они играли в четыре руки Шумана, Бетховена, Шуберта, показывали свои музыкальные зарисовки. Серьезно писать музыку стало возможным после знакомства с Милем Балакиревым, профессиональным музыкантом, в будущем известным композитором, который сыграл основополагающую роль в биографии Мусоргского.

Краткая встреча сблизила их. Они были ровесниками. Модест попросил Балакирева о том, чтобы заниматься с ним композицией. Тот согласился. С этого времени Мусоргский постигал науку сочинения музыки, о которой мечтал. Балакирев объяснял Модесту фактуру и форму музыки, значение оркестровки, давал задания сочинять небольшие произведения: скерцо, сонаты, перелагать для фортепиано симфонии, отрывки из опер.

Могучая кучка

Мусоргский много работал, сочиняя музыку. Вскоре к их кружку присоединился Николай Римский-Корсаков. В. В. Стасов, известный музыкальный критик, постоянный участник группы, назвал молодых композиторов «Могучей кучкой». Жизнь их была посвящена русской музыке, ее особенностям, новаторству.

В России в это время открывается первая консерватория, в которой господствуют европейский стиль классической музыки. Из-за противоречий во взглядах ни один участник «Могучей кучки» не пошел учиться в это заведение, продолжая развивать традиции русской музыкальной школы.

Творчество Мусоргского

Модест Петрович, в краткой биографии которого невозможно передать все перипетии его жизни и творчества, будучи очень бедным человеком, должен был разрываться между работой в учреждениях и занятием музыкой.

Он уволился с военной службы, чтобы полностью посвятить себя любимому занятию, несмотря на то что все его товарищи по «Могучей кучке» уговаривали его не делать этого. Каждый из них продолжал служить, чтобы жить нормально.

Жизнь музыканта в России, тем более новатора, временами не понятого не то что широкой публикой, но и даже его товарищами, обрекала его на бедность. В 1652 году издается пьеса «Подпрапорщик», навеянная учебой в Николаевском училище (школе подпрапорщиков). В 1860 году оркестром под управлением Рубинштейна было исполнено скерцо, которое имело успех.

Мусоргский берется за написание крупных музыкальных форм. Первая его работа – опера «Эдип» по трагедии Софокла. Она, к сожалению, осталась незаконченной, как и оперы «Саламбо» на сюжет Флобера, «Женитьба» по пьесе Гоголя.

Жемчужиной мировой музыки является опера «Борис Годунов» по мотивам трагедии Пушкина. Это любимое произведение Федора Шаляпина. Свое признание получила только в ХХ веке. На сегодня это одна из самых исполняемых опер в мире. Это непревзойденное, уникальное произведение, в котором история не фон, а действительность.

«Хованщина» – народная музыкальная драма. Музыка к ней была полностью написана, кроме 2-го действия и некоторых сцен 5-го действия. Увидела свет после смерти композитора в редакции Н. Римского-Корсакова.

Для оркестра написана симфоническая пьеса «Ночь на лысой горе», для фортепиано – «Картинки с выставки» и многие-многие другие.

Последние годы

Стоит отметить в краткой биографии Мусоргского: самое главное, содержание всей его жизни – любовь к русскому народу, его культуре, быту. Ничего не могло затмить ее. Всю свою жизнь он посвятил музыке, желая писать ее так, чтобы в каждом звуке, каждой музыкальной фразе звучало русское слово.

«Могучую кучку» можно было сравнить только с русскими художниками-передвижниками, с некоторыми из которых Модест Петрович дружил. Он много работал, оставаясь бедным. Несмотря на то что его «Борис Годунов» был поставлен в театре и имел успех, его запретили к постановке. Мусоргский был знаменитым, хотя многие его произведения явно опережали время.

У него случались затяжные депрессии, так называемая «нервная болезнь». Бесконечно одинокий Мусоргский пристрастился к алкоголю – наследие армейской жизни. После распада «Могучей кучки» у него случился очередной нервный срыв, он запил.

После его гастрольной поездки по югу России с певицей Д. Леоновой, которая хотела помочь ему и пригласила с собой, он вернулся в Петербург вдохновленным. Но узнав, что его уволили с работы, он снова запил.

Мусоргский поступил в Николаевский госпиталь 13.02.1881 г. с белой горячкой. Его друг Илья Репин успел написать его портрет. 16 марта он умер в госпитале. Ему было только 42 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: