Морфологический разбор существительного – порядок и схема

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический раз­бор име­ни суще­стви­тель­но­го — это ука­за­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных при­зна­ков суще­стви­тель­но­го как само­сто­я­тель­ной части речи.

Составим план, как после­до­ва­тель­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор суще­стви­тель­но­го. Приведем обра­зец и при­ме­ры раз­бо­ра суще­стви­тель­ных, име­ю­щих раз­ную грам­ма­ти­че­скую форму.

Прежде чем узнать, как выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор суще­стви­тель­но­го, напом­ним, какие сло­ва мож­но отне­сти к этой части речи.

  • (кто?) сын, сосед, чело­век;
  • (что?) доро­га, небо, чер­теж.

Как выполнить морфологический разбор имени существительного?

Приняв о вни­ма­ние это опре­де­ле­ние, мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор име­ни суще­стви­тель­но­го начи­на­ем с ука­за­ния части речи и обще­го грам­ма­ти­че­ско­го значения.

Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние име­ни суще­стви­тель­но­го заклю­ча­ет­ся в спо­соб­но­сти обоб­щён­но назы­вать предмет.

Затем выявим посто­ян­ные при­зна­ки име­ни существительного:

  • соб­ствен­ное или нарицательное;
  • оду­шев­лен­ное или неодушевленное;
  • отвле­чен­ное или конкретное;
  • веще­ствен­ное, собирательное;
  • род (муж­ской, сред­ний, женский)
  • скло­не­ние (пер­вое, вто­рое или третье).

У неко­то­рых суще­стви­тель­ных кате­го­рия чис­ла явля­ет­ся посто­ян­ным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком, если эти суще­стви­тель­ные име­ют фор­му толь­ко един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Остальные при­зна­ки явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми. Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

Морфологический раз­бор суще­стви­тель­но­го закон­чим ука­за­ни­ем его син­так­си­че­ской роли (какой член пред­ло­же­ния). Имя суще­стви­тель­ное может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния как глав­ным (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое), так и вто­ро­сте­пен­ным (опре­де­ле­ние, допол­не­ние, обстоятельство).

Эти эта­пы раз­бо­ра суще­стви­тель­но­го как части речи пред­ста­вим в виде плана.

План морфологического разбора существительного

I. Часть речи. Общее грам­ма­ти­че­ское значение.

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • соб­ствен­ное или нарицательное;
  • оду­шев­лен­ное или неодушевленное;
  • по зна­че­нию кон­крет­ное или абстракт­ное, веще­ствен­ное, собирательное;
  • род
  • чис­ло (у суще­стви­тель­ных толь­ко един­ствен­но­го или мно­же­ствен­но­го числа);
  • скло­не­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • падеж
  • чис­ло

III . Синтаксическая роль

Источник изоб­ра­же­ния: http://razum.myinsales.ru

В пред­ло­же­нии может быть несколь­ко суще­стви­тель­ных. То суще­стви­тель­ное, кото­рое тре­бу­ет­ся разо­брать как часть речи, ука­зы­ва­ет­ся циф­рой 3 спра­ва над ним. Приведем при­ме­ры мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра существительного.

Образцы разбора

Летним утром дети пошли в лес за земляникой³.

I. Слово «за зем­ля­ни­кой» — это суще­стви­тель­ное, обо­зна­ча­ет пред­мет, отве­ча­ет на вопрос за чем? Начальная фор­ма — «зем­ля­ни­ка».

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • нари­ца­тель­ное
  • неоду­шев­лен­ное
  • веще­ствен­ное
  • жен­ский род
  • I скло­не­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • тво­ри­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль — дополнение.

У меня над голо­вой яркая сине­ва неба³.

I. Слово «неба» — это суще­стви­тель­ное, обо­зна­ча­ет пред­мет, отве­ча­ет на вопрос чего? Начальная фор­ма — «небо».

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • нари­ца­тель­ное
  • неоду­шев­лен­ное
  • кон­крет­ное
  • сред­ний род
  • II скло­не­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • роди­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль — опре­де­ле­ние (несо­гла­со­ван­ное).

Слово «неба» пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное «сине­ва» и отве­ча­ет на син­так­си­че­ский вопрос:

Синева неба = небес­ная сине­ва.

I. Слово «на часах» — это суще­стви­тель­ное, обо­зна­ча­ет пред­мет, отве­ча­ет на вопрос на чём? Начальная фор­ма — «часы».

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • нари­ца­тель­ное
  • неоду­шев­лен­ное
  • кон­крет­ное
  • мно­же­ствен­ное число
  • скло­ня­ет­ся как суще­стви­тель­ное мно­же­ствен­но­го числа

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • пред­лож­ный падеж

III . Синтаксическая роль — обстоятельство.

Вчера дядя Семен пой­мал огром­ную щуку³.

I. Слово «щуку» — это суще­стви­тель­ное, обо­зна­ча­ет пред­мет, отве­ча­ет на вопрос кого? Начальная фор­ма — «щука».

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • нари­ца­тель­ное
  • оду­шев­лен­ное
  • кон­крет­ное
  • жен­ский род
  • I скло­не­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • вини­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль — дополнение.

Видеоурок

Морфологический разбор слова в начальных классах

Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.

Читайте также:
Столяров ударение как правильно ставится в слове?

Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на “хорошо”»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.

Морфологический разбор существительного

1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

3. Указать признаки:

род (мужской / женский / средний);

склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)

падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);

число (единственное / множественное).

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени существительного

Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».

Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.

Начальная форма — котёнок.

нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;

в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.

4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).

Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.

Котята — сущ., погнались (кто?) котята;

Н.ф. (начальная форма) — котёнок;

Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;

4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.

Морфологический разбор имени прилагательного

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).

род прилагательного, падеж, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».

Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.

Начальная форма — красивый.

В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.

Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.

Красивая (мелодия) — прилаг.;

Мелодия (какая?) — красивая — определение.

Морфологический разбор имени числительного

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.

(для количественных: целое/дробное/собирательное);

число и род (если есть);

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 2 класса 1 четверти

Образец морфологического разбора имени числительного

Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».

Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;

Начальная форма — двое;

Постоянные признаки: простое, собирательное;

непостоянные: в форме именительного падежа;

Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.

Во дворе меня ждали двое товарищей.

Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;

4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.

Больше интересных материалов:

Морфологический разбор местоимения

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.

а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),

б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора местоимения

Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».

Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.

Начальная форма — ты.

Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.

Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).

Я позвоню тебе в пятницу вечером.

Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;

4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.

Морфологический разбор глагола

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.

спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),

время (прошедшее / настоящее / будущее),

лицо (если есть), род, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора глагола

Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».

Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.

Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;

глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.

4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).

Снег усиливался с каждой минутой.

Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;

I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.

Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.

Морфологический разбор наречия

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Морфологические признаки (неизменяемость).

Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора наречия

Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».

Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.

Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).

На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок.

План морфологического разбора

План морфологического разбора слова зависит от части речи слова. Покажем порядок морфологического разбора для каждой части речи.

Имя существительное

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж)
    • Постоянные признаки: собственное или нарицательное; одушевленное или неодушевленное; род; склонение.
    • Непостоянные признаки:падеж, число.
  2. Синтаксическая роль.
Читайте также:
Опоздала как пишется по правилам русского языка

Имя прилагательное

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
    • Постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное.
    • Непостоянные признаки: у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма.
      У всех прилагательных: падеж, число, род в единственном числе.
  2. Синтаксическая роль.

Имя числительное

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж).
    • Постоянные признаки: простое или составное, количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое.
    • Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
  2. Синтаксическая роль.

Местоимение

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
    • Постоянные признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).
    • Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
  2. Синтаксическая роль.

Глагол

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (неопределённая форма).
    • Постоянные признаки: вид, переходность, спряжение, возвратность.
    • Непостоянные признаки: наклонение, число, время (если есть), лицо (если есть), род(если есть).
  2. Синтаксическая роль.

Причастие

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
    • Постоянные признаки: действительное или страдательное, время, вид.
    • Непостоянные признаки: полная или краткая форма (у страдательных), падеж (у причастий в полной форме), число, род.
  2. Синтаксическая роль.

Деепричастие

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Начальная форма (неопределённая форма глагола).
    • Вид.
    • Неизменяемость.
  2. Синтаксическая роль.

Наречие

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Неизменяемое слово.
    • Степень сравнения.
  2. Синтаксическая роль.

Категория состояния

Категорию состояния выделяют из наречий не так давно, но эту часть речи включают в новые учебники. Категория состояния обозначает состояние предмета: весело, грустно, холодно, мрачно и т.д.

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Неизменяемое слово.
  3. Синтаксическая роль.

Предлог

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Простой или составной, производный или непроизводный.
  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Сочинительный или подчинительный, простой или составной.

Частица

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Разряд.

Междометия

Для междометий морфологические разборы не делаются.

Синтаксическая роль

В конце морфологического разбора определяется синтаксическая роль слова, то есть каким членом предложения слово является. Выделяют: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие (категория состояния), глагол (причастие, деепричастие) являются членами предложения. Предлог, союз, частица не являются членами предложения, поэтому в плане морфологического разбора либо опускается пункт 3, либо пишется с формулировкой «Не является членом предложения». Читайте подробнее про члены предложения.

Памятки для морфологического разбора
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Морфологический разбор слов и порядок разбора предложения

Скачать:

Вложение Размер
pamyatki.docx 14.37 КБ

Предварительный просмотр:

1.Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2.Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное.

3.Определи предложение по наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

4.Подчеркни главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

5.Подчеркни второстепенные члены предложения.

6.Укажи части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог.

Морфологический разбор имени существительного.

2.Начальная форма (им.п., ед.ч.).

– собственное или нарицательное;

– одушевлённое или неодушевлённое;

4. Непостоянные признаки:

5. Роль в предложении.

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

4. Изменяемые признаки:

– лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

– род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Морфологический разбор имени прилагательного.

2.Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

– род (только в ед.ч.);

4. Роль в предложении.

Морфологический разбор местоимения.

2.Начальная форма (им.п.).

4. Непостоянные признаки:

-род (только в 3 лице ед.ч.).

5.Роль в предложении.

1.Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2.Определи предложение по интонации: восклицательное, невосклицательное.

3.Определи предложение по наличию второстепенных членов: распространённое или нераспространённое.

4.Подчеркни главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

5.Подчеркни второстепенные члены предложения.

6.Укажи части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог.

Морфологический разбор имени существительного.

2.Начальная форма (им.п., ед.ч.).

– собственное или нарицательное;

– одушевлённое или неодушевлённое;

4. Непостоянные признаки:

5. Роль в предложении.

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

4. Изменяемые признаки:

– лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

– род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Морфологический разбор имени прилагательного.

2.Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).

– род (только в ед.ч.);

4. Роль в предложении.

Морфологический разбор местоимения.

2.Начальная форма (им.п.).

4. Непостоянные признаки:

-род (только в 3 лице ед.ч.).

5.Роль в предложении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка “Морфологический разбор” (4 класс)

Схема морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Памятка по русскому языку “Морфологический разбор”

УМК “Перспективная начальная школа”. Памятка по русскому языку для морфологического разбора существительного, прилагательного, глагола.

Памятки морфологического разбора

Памятки морфологического разбора имени существительного, имени прилагательного, глагола для учащихся.

Памятка “Планы морфологического разбора”

Данное пособие будет полезным , как для учащихся начальной школы, так и для учащихся среднего звена.

Памятки для уроков русского языка. Разбор предложения. Морфологический разбор частей речи.

Памятки предназначены для 4 класса.

Памятка по морфологическому разбору имени прилагательного

Памятка для морфологического разбора имени прилагательного.

Памятки для морфологического разбора имён существительных и имён прилагательных

План разбора имени существительного, образцы разбора имён существительных.План разбора имени прилагательного, образцы разбора имён прилагательных.

Морфологический разбор существительного – порядок и схема

Морфологический разбор существительного. План морфологического разбора имени существительного.

I. Часть речи. Общее грамматическое значение (предмет). Вопрос.

II. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
2. Постоянные признаки:

а) нарицательное / собственное (парта / Москва);

б) одушевленное / неодушевлённое (девочка / школа);

в) род:
⇒ женский (мама);
⇒ средний (облако);
⇒ мужской (папа);
⇒ общий (сирота);

г) склонение 1 :
♦ 1-е (мама, папа, земля, дядя);
♦ 2-е (облако, мяч_, море);
♦ 3-е (мышь_, степь_);
♦ разносклоняемое (мать_, дочь_, путь_ + 10 сушествительных на мя 2 );
♦ несклоняемые (кофе, пальто);
♦ адъективные (склоняются как имена прилагательные: вожатый);
♦ вне склонения (только во множественном числе: сливки);

  • д) разряд 3 :
    ⇒ конкретные (называют конкретные предметы живой/неживой природы: парта,дом,ребёнок);
    ⇒ вещественные (называют различные вещества: молоко, железо, масло);
    ⇒ отвлеченные / абстрактные (называют явления, воспринимаемые мысленно: учение,чтение,бег,упрямство,радость,храбрость,выносливость);
    ⇒ собирательные (называют множество одинаковых предметов как одно целое: детвора, учительство, листва — только в единственном числе);
    ⇒ со значением парных предметов 4 (брюки,ворота,очки,ножницы — только во множественном числе).
3. Непостоянные признаки (употреблено в форме):
  • а) число:
    ♦ единственное число (машина,корова,карандаш) + только в единственном числе (воздух,молоко);
    ♦ множественное число (машины,коровы,карандаши) + только во множественном числе (ножницы,сливки);
  • б) падеж 5 (И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.);

III. Синтаксическая роль (может быть любым членом предложения).

Примеры:

Концевые сноски:

1 Склонением называют изменение имён существительных по падежам и числам. Изменяемые имена существительные в русском языке распределяются по трём склонениям:

2 10 разносклоняемых имён существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя.

3 Вещественные, отвлечённые/абстрактные, собирательные, имена существительные со значением парных предметов не изменяются по числам: имеют либо только форму единственного числа, либо только форму множественного числа. Изменяются по числам лишь в отдельных случаях: сливочное масло (ед. ч.); НО: эфирные масла (мн. ч.), т. е. разные виды масел. Некоторые существительные во множественном числе приобретают новое значение: чтение — название действия, которое выполняет человек, читая что-либо написанное; чтения — цикл докладов или лекций, посвящённых какому-либо вопросу (в данном случае отвлечённое/абстрактное существительное «чтение», употребленное во множественном числе переходит в разряд конкретных) .

4 Иногда данный разряд объединяют с разрядом конкретных имён существительных.

5 Несклоняемые существительные не изменяются по падежам.

Вы смотрели конспект урока по русскому языку «Морфологический разбор существительного». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по русскому языку.
  • Найти конспект по Кодификатору ОГЭ Русский язык.

Все конспекты уроков по теме «Имя существительное«:

Морфологический разбор существительного – порядок и схема

В морфологическом разборе имён существительных есть много замысловатых ловушек, о которых часто забывают. Напомним самое главное.

По своему значению и морфологическим признакам существительные делятся на несколько разрядов: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Собственные имена легко узнать: они называют какой-нибудь единичный предмет и пишутся с большой буквы (Петя, Зорька, Рига, Италия, «Огонёк»), иногда образуют наименования в виде словосочетаний (Красная Пресня, Александр Сергеевич Пушкин, Великая Отечественная война), имеют только единственное число. Собственное наименование выписываем целиком и разбираем как одно существительное.

У существительных общее грамматическое значение – предмет. Вопросы кто? или что? помогают различить одушевлённые и неодушевлённые существительные. Но наши представление о живом и неживом не всегда совпадают, поэтому используем подсказку: сравниваем падежи во множественном числе. У одушевлённых совпадают винительный и родительный падежи (вижу брата – нет брата), у неодушевлённых – винительный и именительный (вижу книги – лежат книги).

Предмет может быть разным: живым существом, растением или лицом, промежутком времени, событием или явлением природы, качеством или процессом. Группы конкретных (ворона, стол), вещественных (сахар, водород), отвлечённых (смелость, вражда) и собирательных существительных (вороньё, народ) в школьном разборе не указываются, но играют не последнюю роль в определении некоторых признаков. Например, одушевлённости или числа, рода или падежа.

Конкретные существительные поддаются счёту, хорошо сочетаются с количественными числительными, употребляются в единственном и множественном числе.

Вещественные называют пищевые продукты, напитки, материалы, ткани, химические элементы, лекарства, имеют форму только единственного числа (молоко, нефть) или только множественного числа (духи, опилки), их можно измерить, но не сосчитать. В количественном значении они имеют окончание -У в родительном падеже: купить мёду, плитка шоколаду, дайте сахарку.

Абстрактные (отвлечённые) существительные обозначают понятия, никак не связанные со счётом, и тоже не изменяются по числам, обладают суффиксами -ИЗМ-, -ОСТЬ-, -ИЗН-, -ИН-, -ОТ-, -СТВ-, -ТИЙ-, -НИЙ-: героизм, смелость, белизна, тишина, доброта, озорство, прибытие, воспитание.

Собирательные называют множество предметов как единое целое, являются неодушевлёнными, имеют только единственное или только множественное число, не поддаются счёту (листва, мебель). Узнать их можно и по суффиксам -j-, -ОТ-, -В-, -СТВ, -ЕСТВ-, -НИК-, -НЯК-: вороньё, беднота, листва, студенчество, ельник, ивняк.

После указания разрядов существительных переходим к роду, который определяем по форме именительного падежа единственного числа или методом подстановки местоимений ОН-ОНА-ОНО; МОЙ, МОЯ, МОЁ. Формально род можно определить и по окончаниям:

-А, -Я, нулевое, -О, -Е, особый тип как у прилагательного -ОЙ, -ЫЙ, -ИЙ – это мужской род (папа, дядя, врач, домишко, топорище, больной, участковый, рабочий);

-А, -Я, нулевое, особый тип как у прилагательного -АЯ, -ЯЯ – это женский род (мама, тётя, степь, гостиная, передняя);

-О, -Е, слова на -МЯ, особый тип как у прилагательного -ОЕ, -ЕЕ – это средний род (окно, море, время, мороженое, будущее);

-А, -Я – это общий род (плакса, соня).

Слова общего рода делятся на 3 группы: неофициальные имена Женя, Шура), несклоняемые фамилии (Живаго, Гюго) и существительные со значением свойств и оценки лиц по внешности (коротышка), поведению (забияка), интеллекту (тупица), нравственности (скряга), социальному положению (деревенщина). К общему роду не относят существительные, обозначающие профессии или род занятий (учитель, агроном, директор – все мужского рода).

У несклоняемых существительных род определяется по смыслу и зависимым словам (маэстро, леди, горячий кофе, тёплое пальто). Нельзя установить род у слов во множественном числе (часы, сани).

Склоняемые существительные распределяются на три группы. К 1 склонению: мужской и женский род с окончаниями -А, -Я; ко второму – средний род с окончаниями -О, -Е, мужской род с нулевым окончанием, к 3 склонению: женский род с нулевым окончанием.

Есть группа слов разносклоняемых (10 слов на -МЯ и «путь») и несклоняемых (иноязычные слова, имена собственные, сложносокращённые слова и аббревиатуры на гласные). У слов, имеющих форму только множественного числа, и у существительных, перешедших из прилагательных, с особым типом склонения, нельзя определить склонение, например: грабли, ворота; животное, раненый.

Большинство конкретных слов изменяются по числам: кот – коты, чудо – чудеса, человек – люди, новое пальто – новые пальто. Но если существительное имеет только одну форму числа, это его постоянный признак.

Все падежи, кроме именительного, принято называть косвенными, так как они употребляются с предлогами и без них, а предложный падеж только с предлогами. Падежи отличаются вопросами и окончаниями.

Именительный (Им.п.): есть кто? что?

Родительный (Р.п.): нет кого? чего?

Дательный (Д.п.): дам кому? чему?

Винительный (В.п.): вижу кого? что?

Творительный (Т.п.): горжусь кем? чем?

Предложный (Пр.п.): думаю о ком? чём?

Нельзя путать падежи! Рассуждайте так.

В предложении: Весь год шли дожди – слово «дожди» стоит в Им.п., так как связано со сказуемым «шли», шли как долго? (временной отрезок) год – это слово стоит в В.п.

В предложении: Завтра будут объявлены результаты конкурса – слово «результаты» в Им.п. связано со сказуемым «будут объявлены», результаты чего? конкурса – это слово стоит в Р.п.

В предложении: Нужно вылечить животных – слово «животных» стоит в Р.п. при сказуемом, выраженном переходным глаголом.

В предложении: По истечении срока гарантии товар нельзя починить – слово «по истечении» стоит в Пр.п. (думаю о чём? об истечении).

Если существительное употреблено в именительном падеже, оно может быть подлежащим или обращением, именной частью сказуемого или приложением. Существительное в косвенных падежах выступает в роли дополнения, обстоятельства и определения.

Знакомимся с планом морфологического разбора существительных и приступаем к изучению примеров.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
– разряд:
собственное или нарицательное,
одушевлённое или неодушевлённое;
– род,
– склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– числе,
– падеже.

3. Синтаксическая роль существительного.

Предложения выбраны из смешных рассказов детского писателя Сергея Вольфа.

Сначала мы по бульвару вышагиваем.

1. (По) бульвару – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): бульвар
Постоянные (П.п.):
– нарицательное,
– неодушевлённое;
– м.род,
– 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– ед.числе,
– Д.падеже.
3. Вышагиваем (по чему? где?) по бульвару (обстоятельство места).

Там цветы растут, похожие на укроп, деревья и второй день мяукает кошка, которую я никак не могу выследить.

1. Цветы – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): цветок
Постоянные (П.п.):
– нарицательное,
– неодушевлённое;
– м.род,
– 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– мн.числе,
– Им.падеже.
3. Растут (что?) цветы (подлежащее).

На улице мы взялись за руки и дошли до парка.

1. (На) улице – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): улица
Постоянные (П.п.):
– нарицательное,
– неодушевлённое;
– ж.род,
– 1 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– ед.числе,
– Пр.падеже.
3. Взялись (на чём? где?) на улице (обстоятельство места).

— Что с тобой, Алёша ? — сказала она и потрогала мой лоб.

1. Алёша – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Алёша
Постоянные (П.п.):
– собственное,
– одушевлённое;
– м.род,
– 1 склонение,
– имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– Им.падеже.
3. (Кто?) Алёша (не является членом предложения, т.к. обращение).

Отпустите вашего мальчика в Москву !

1. (В) Москву – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Москва
Постоянные (П.п.):
– собственное,
– неодушевлённое;
– ж.род,
– 1 склонение,
– имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– В.падеже.
3. Отпустите (во что? куда?) в Москву (обстоятельство места).

Но он неделю назад взял расчёт и уехал в Сибирь строить новую железную дорогу.

1. (В) Сибирь – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): Сибирь
Постоянные (П.п.):
– собственное,
– неодушевлённое;
– ж.род,
– 3 склонение,
– имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– В.падеже.
3. Уехал (во что? куда?) в Сибирь (обстоятельство места).

Потом мы пьём кофе и едим слоёные пирожки.

1. Кофе – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): кофе
Постоянные (П.п.):
– нарицательное,
– неодушевлённое;
– м.род,
– несклоняемое,
– имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– В.падеже.
3. Пьём (что?) кофе (прямое дополнение).

Очень стыдно в наше время верить во всякое такое.

1. (В) время – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): время
Постоянные (П.п.):
– нарицательное,
– неодушевлённое;
– ср.род,
– разносклоняемое,
– имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– В.падеже.
3. верить в время (во что? когда?) время (обстоятельство времени).

Сядут, расставят шахматы и – давай о литературе.

1. Шахматы – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): шахматы
Постоянные (П.п.):
– нарицательное,
– неодушевлённое;
– нет рода,
– нет склонения,
– имеет только мн.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– В.падеже.
3. Расставят (что?) шахматы (прямое дополнение).

Во дворе уже полно было ребят из соседних домов.

1. Ребят – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): ребята
Постоянные (П.п.):
– нарицательное,
– неодушевлённое;
– нет рода,
– нет склонения,
– имеет только мн.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– В.падеже.
3. Полно было (кого?) ребят (прямое дополнение).

И лошадь вытянула морду и мягко так, губами взяла этот сахар прямо с Сергея Васильевича ладони.

1. Сахар – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): сахар
Постоянные (П.п.):
– нарицательное,
– неодушевлённое;
– м.род,
– 2 склонение,
– имеет только ед.число.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– В.падеже.
3. Взяла (что?) сахар (прямое дополнение).

Вошёл учитель Лев Евгеньевич.

1. Учитель – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): учитель
Постоянные (П.п.):
– нарицательное,
– одушевлённое;
– м.род,
– 2 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– ед.числе,
– И.падеже.
3. Вошёл (кто?) учитель (подлежащее).

Учишься ты неплохо, но я не знал, что ты такая балда .

1. Балда – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): балда
Постоянные (П.п.):
– нарицательное,
– одушевлённое;
– общий род,
– 1 склонение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– ед.числе,
– И.падеже.
3. Ты (кто?) балда (составное именное сказуемое).

Отнесёшь папины рубашки в прачечную .

1. (В) прачечную – существительное, т.к. обозначает предмет.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч.): прачечная
Постоянные (П.п.):
– нарицательное,
– неодушевлённое;
– ж.род,
– склоняется как прилагательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
– ед.числе,
– В.падеже.
3. Отнесёшь (во что? куда?) в прачечную (обстоятельство места).

Тренировочные задания

Выполните морфологический разбор указанных имён существительных.

1)”Видишь, − говорит, − а имя моё запомнил, приятно.

2)Но вот когда ребята поставили спектакль “Ну, погоди” и я увидел Светулю в костюме зайца , я потерял голову .

3)Весь день я ходил сам не свой и очень радовался.

4)Я так запутался в этих размышлениях .

5)У меня плотва брала нормально, более или менее часто, у Светы − тоже ничего себе.

6)Там, в полукилометре от санатория , обнаружилась речка, дед даже поначалу воспрянул духом, удочку-то он с собой взял, но быстро выяснилось, что речка − совсем крохотуля , узенькая, а главное − там ничего, кроме пескаря, не было.

7)Все, как это обычно бывает в начале пути , ошеломленные отъездом, сидели по своим купе , в коридоре вагона было пусто и тихо, вообще (я прислушался) стояла полная тишина .

8)Кто-то пискнул и завозился в кустах ивняка …

Литература

1. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имени существительного / Русский язык в школе и дома. – 2002. – № 3.

2. Чуглов В.И. О морфологическом разборе / Русский язык в школе. – 2002. – №3.

Требования к оформлению документов по делопроизводству

Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. Правила оформления документов и их значение
  2. Требования ГОСТа
  3. Документы организации: учитываем новый стандарт

Независимо от формы собственности организации, вида ее деятельности, наименования документации, места ее составления существуют общие требования по оформлению документов. Ранее делопроизводители ориентировались на стандарт 6.30-2003 при оформлении документов, но относительно недавно в действие был введен новый ГОСТ. Какие требования имеют место при ведении делопроизводства и насколько серьезные изменения внес в эту сферу действующий менее года государственный стандарт, рассказывается в статье.

Правила оформления документов и их значение

Оформление документов в широком смысле — это соблюдение требований законодательных актов, нормативных документов в процессе составления, подготовки, копирования, согласования, заверения, пересылки документации.

В более узком смысле – расположение реквизитов документа на материальных носителях: бумажном, электронном, в соответствии с действующими правилами.

Грамотное, в соответствии с нормативными требованиями оформление реквизитов документов не только свидетельствует о делопроизводственной культуре, но и гарантирует юридическую силу документа, а также имеет вполне практическое значение — сокращает время на обработку документа и его регистрацию, обеспечивает правильное направление на исполнение, позволяет связаться с непосредственным исполнителем для решения технических вопросов в рабочем порядке и т.п.
Как оформить реквизиты документов?

Требования, в соответствии с которыми оформляется документ, устанавливаются на федеральном уровне ГОСТом. Это документ нормативно-технического характера, на основе которого каждая организация, ведомство, учреждение разрабатывает свои нормативные акты, касающиеся оформления документации:

  • положения о документообороте;
  • инструкции;
  • правила;
  • регламенты.

Требования к оформлению документов по ГОСТу включают в себя в том числе порядка 30 реквизитов, предназначенных для различных целей. Каждый вид документа содержит собственный набор необходимых реквизитов.

Соблюдение требований к созданию и оформлению документации необходимо:

  • в целях обеспечения юридической силы документа;
  • для оперативной обработки документа;
  • для оперативного поиска документа;
  • для создания условий работы с использованием оргтехники.

Расположение реквизитов по ГОСТу позволяет не только работать с ним быстро и эффективно, без потерь времени, но и экономить полезную площадь на бланке, придать документу качественный внешний вид.

Требования ГОСТа

ГОСТ Р 7.0.97-2016 введен в действие 01/07/18, и именно он устанавливает базовые требования по оформлению документов в делопроизводстве. Рассмотрим обзорно, что собой представляет этот документ.

Он достаточно объемный, с подробным изложением информации, предназначенной для делопроизводителей, секретарей, руководства. Требования подразделяются в нем следующим ниже порядком:

  1. Общие требования к созданию документа. Сюда входят: характеристика материальных носителей документа (бумажный, электронный), порядок нумерации страниц, рекомендуемые для набора шрифты, отступы, интервалы, выравнивание, длина строки – в цифрах, с выделением важных нюансов.
  2. Состав реквизитов. Первая группа 01-08 включает в себя герб, товарный знак, знак обслуживания, код документальной формы, наименование организации, ее подразделения, должности автора документа, данные организации справочного характера. Вторая группа 09-16 объединяет данные о документе: наименование, дату, номер, ссылку на рег. номер, где составлен, пометку об ограничении доступа, кому адресован, гриф, подтверждающий утверждение. Третья группа 17-18 – это реквизиты заголовка текста и сам текст. Четвертая группа 19-30 – различные визирующие, резолюционные, контрольные, согласовательные отметки, подпись, печать, данные об исполнителе. По каждому реквизиту даны рекомендации, как он оформляется и где располагается в документе. К примеру, подчеркивается, что наименование вида документа можно опустить, только если это деловое письмо, а место составления можно не указывать, если указание на местонахождение организации уже есть в ее наименовании.
  3. Бланки. Отдельно законодатель характеризует бланки документов, рекомендуемый формат для обычных документов, для резолюций, предельные размеры полей. Следует описание, как должны располагаться реквизиты на том или ином бланке, какого вида бумага должна использоваться.

В приложениях А, В даны:

  • схема расположения реквизитов документа на титульном листе;
  • образцы бланков документов организации с расположением реквизитов.

На заметку! В ГОСТе уделено много внимания вопросам электронного документооборота, в связи с его все более широким распространением.

Документы организации: учитываем новый стандарт

На какие реквизиты документов и правила оформления следует обратить внимание особое внимание, используя ГОСТ Р 7.0.97-2016, прежде всего?

Вот эти важные моменты:

  1. Шрифты. Для создания документа размер шрифтов ограничен, можно использовать только 12, 13, 14 номера. Допускается более мелкий шрифт, но только в таблицах.
  2. Герб. На документах теперь можно отражать герб субъекта РФ, муниципального образования (10 мм от верха листа).
  3. Реквизиты. Такие реквизиты фирмы, как ОКПО, ОГРН, ИНН, КПП, указываются в составе реквизита «справочные данные об организации».
  4. Отметка об ограничении доступа к информации документа. Она проставляется на первом листе, сверху, в углу.
  5. Обращение к адресату. Теперь можно использовать обращение «господин» и «госпожа», сокращая его: «г-ну», «г-же». Если у адресата есть электронная почта и письмо отправлено по этому каналу, можно указать электронный адрес, на который отправлялось письмо.
  6. Печать организации. Она не должна «перекрывать» подпись должностного лица под документом.
  7. Подпись. Гражданин, имеющий право подписывать документы за временно отсутствующего руководителя, не может в напечатанном бланке перед должностью руководителя ставить знак косой черты, использовать предлог «за». Исправление может быть внесено от руки или поставлен определенного вида штамп, свидетельствующий о том, что подписывает документ другой человек.

Заключение

Требования к оформлению документов в делопроизводстве устанавливаются в настоящее время государственным стандартом, действующим с середины прошлого года за №Р 7.0.97-2016. На основе ГОСТа организации и учреждения разрабатывают собственные нормативы по оформлению документации. Стандартизация документооборота необходима, поскольку дает возможность оперативно обрабатывать, искать и копировать документы. Исполнение требований по оформлению документов позволяет говорить о них как о юридически значимых.

В действующем ГОСТе законодатель предлагает рекомендации по оформлению реквизитов, бланков, излагает требования при создании документов. По сравнению с утратившим силу стандартом, некоторым спорным и неясным вопросам уделено особое внимание. В частности, разъясняется, каким шрифтом должен создаваться документ, как оформляется подпись за директора иного ответственного лица, и говорится о том, что печать организации не должна ставиться поверх подписи ответственных лиц.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: