Морфема – определение, функции и типы, правило образования

Понятие о морфеме. Типы морфем

Морфема – мельчайшая значимая единица языка. В отличие от слова и предложения, которые способны употребляться самостоятельно, морфема выступает как самостоятельная часть слова и формы слова: пи-са-тель, ход-и-л-а. Слово – коммуникативная, предложение – коммуникативная, морфема – строевая единицы языка.

В отличие от фонем морфемы являются двусторонними единицами языка: у них 2 стороны – семантическая (план содержания) и фонетическая (план выражения). Прим: слово “пальто” пальт – корень и о – суффикс. Суффикс о планом выражения имеет фонему [о], а планом содержания – значение среднего рода. Чтобы полностью описать структуру морфемы, введены понятия морфы и семы. Морфа – конкретный фонетический вариант морфемы. Сема – мельчайшая единица семантической стороны морфемы. Морфемы бывают моносемными (однозначными) и полисемными (многозначными). Т.е. суффикс о в “пальто” имеет одну сему – показатель среднего рода. Прим: село флексия о содержит три семы:

2. падеж (именительный или винительный);

3. число (единственное).

Флексия – полисемное окончание, суффикс – моносемное окончание.

1. нулевые морфемы – морфемы без морфы, т.е. материального (фонетического) выражения. Пример: древнерусский язык раб ъ.

2. нулевые флексии добр (добра, добро)

Типы морфем: по назначению в языке морфемы делятся на: 1) корни; 2) основы; 3) аффиксы.

Корень – общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо. Пример: на стол ьный.

Основа – общая часть слов и форм слова, находящихся в непосредственной связи. Основа выражает лексическое и грамматическое значение данного слова.

Аффиксы – в отличие от корней и основ, они имеют только грамматическое значение и не могут существовать без них (корней и основ). По положению относительно корня и основы аффиксы подразделяются на постфиксы и префиксы.

Постфиксы – аффиксы, находящиеся после корня или основы. Они делятся на: суффиксы и флексии(окончания). Суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими. Напр.: в русс. языке суффикс л встречается в словах мыло , затхлый, мыл. В первых двух словах (мыло, затхлый) суффикс словообразующий, в слове мыл – формирующий (мыли, мыла).

Префиксы – аффиксы, находящиеся перед корнем или основой. Префикс в школьной грамматике – приставка.

Особенно широка сфера и применения при внутриглагольном словообразовании: ходить – входить – исходить – находить – походить – переходить – сходить – уходить и т.д.

Префиксы используются и как показатели грамматических значений, как формообразующие аффиксы. В индоевропейских языках префиксация при формообразовании встречается редко. Напр.: в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола: сделать (делать), написать (писать). В немецком языке префикс ge- служит для образования причастия: gemacht (сделанный) от machen, geschrieben от schreiben. Однако в этом случае у слабых глаголов имеется не только ge , но и суффикс. В языке существуют многоморфемные и одноморфемные слова. Существительное пре-по-да-ва-тель-ни-ца состоит из 7 морфем. Много многоморфемных слов в немецком языке. Существуют морфемы – повторы: повтор (редупликация) тех или иных отрезков в рамках слов и даже повторы целых словоформ. Редупликация может выступать как средство организации слова или отдельных форм слова. Она может быть полной (повтор целой единицы или морфемы) и частичной (частичный повтор). Рассмотрим примеры: обычно это повтор слога или согласного: в детских словах (мама, папа, баба, дядя, тятя, няня); в звукоподражающих словах (гав-гав, ку-ку, динь-динь, ха-ха и производных от них куковать, хохотать и т.д.). Нем.: Mischmasch (мешанина), Wirrwarr (путаница). Франц.: pele – mele (всякая всячина), rififi (потасовка). Итак морфемы являются “строительным материалом” для образования слов.

Что такое морфема в русском языке?

Морфема — это мини­маль­ная зна­чи­мая неде­ли­мая часть слова.

Узнаем, что такое мор­фе­ма в рус­ском язы­ке, какие быва­ют мор­фе­мы в сло­ве, что они обо­зна­ча­ют и как их выделить.

Слово «мор­фе­ма» явля­ет­ся линг­ви­сти­че­ским тер­ми­ном, исто­ки кото­ро­го най­дем в гре­че­ском языке.

Что такое морфема?

Греческое сло­во morphe бук­валь­но зна­чит «фор­ма». Это сло­во при­ме­ни­тель­но к язы­ку име­ет так­же зна­че­ние «образ», «вид». Каждое сло­во име­ет такой грам­ма­ти­че­ский вид, кото­рый созда­ют состав­ля­ю­щие его части, при­чем име­ю­щие не толь­ко грам­ма­ти­че­ское, но и лек­си­че­ское зна­че­ние, например:

в соста­ве сло­ва «при­ле­те­ли» ука­жем сле­ду­ю­щие зна­чи­мые части:

  • при- — это при­став­ка, обо­зна­ча­ю­щая приближение;
  • -лет- — это корень, име­ю­щий лек­си­че­ское зна­че­ние, свя­зан­ное с пере­дви­же­ни­ем в воз­ду­хе с помо­щью кры­льев (у птиц) или спе­ци­аль­ных меха­низ­мов (у само­ле­та, вер­то­ле­та, раке­ты) или сво­бод­но­го паре­ния (листьев дере­вьев, топо­ли­но­го пуха, пара­шю­ти­стов и пр.)
  • -е- — древ­ний сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный суф­фикс гла­го­ла, кото­рый обо­зна­ча­ет «что-то делать, про­из­во­дить дей­ствие»;
  • -л- — суф­фикс про­шед­шей фор­мы гла­го­ла, кото­рый ука­зы­ва­ет на то, что дей­ствие уже состоялось;
  • -и- — это окон­ча­ние, кото­рые име­ет грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние мно­же­ствен­но­го числа.
Читайте также:
Как пишется учитель - разбор слова на морфемы и правило

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое морфема.

Виды морфем

В рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко видов морфем:

  1. глав­ная мор­фе­ма — корень слова;
  2. аффик­сы — при­став­ка, суф­фикс, окон­ча­ние, постфикс;
  3. интер­фик­сы и соеди­ни­тель­ные гласные.

При мор­фем­ном раз­бо­ре слов пер­вый шаг — выде­ле­ние окончания.

Окончание

Окончание явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мой: оно име­ет­ся в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Окончания выра­жа­ют раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния, например:

  • при­не­сти — принес_ (м. р.) — принесл-а (ж. р.), принесл-о (ср. р.), принесл-и (мн. ч.);
  • дорог-а (ж. р. ед. ч.) — дорог-и (мн. ч.):
  • смо́тр-ите (2 лицо, мн. ч. насто­я­ще­го вре­ме­ни глагола).

Основа слова

Чтобы выде­лить в сло­ве осно­ву, сле­ду­ет отде­лить фор­мо­об­ра­зу­ю­щие мор­фе­мы (окон­ча­ние, суф­фикс, постфикс).

Например:

  • глаз а — осно­ва глаз-;
  • у ход и л а — осно­ва уходи-;
  • свет ящ ий ся — осно­ва свет-.

Основа явля­ет­ся посто­ян­ной частью сло­ва во всех его фор­мах в отли­чие от окон­ча­ния. В зави­си­мо­сти от того, сколь­ко кор­ней име­ет­ся в мор­фем­ной струк­ту­ре сло­ва, осно­ва бывает:

  • про­стая, содер­жа­щая один корень в соче­та­нии с аффиксами;
  • слож­ная, содер­жа­щая два и более корней.

Например:

  • слов ечк о: словечк- про­стая осно­ва (слов- корень);
  • земл е черп алк а: землечерпалк- — слож­ная осно­ва (земл-, черп- — 2 корня).

Непроизводную осно­ву име­ют нечле­ни­мые сло­ва, состо­я­щие толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния или толь­ко из кор­ня, например:

  • сестр а
  • гроз а
  • пестр ый
  • когда
  • чуть .

Производные осно­вы обра­зо­ва­ны от дру­гих слов и состо­ят из кор­ня, при­став­ки, суф­фик­са, постфикса:

  • сест­рин­ский — сестр ин ск -;
  • пред­гро­зо­вой — пред гроз ов -;
  • пест­ро­та — пестр от -.
  • весн а → весен н ий;
  • холодн ый → холодн ость ;
  • пе ть → пе в ец .

Корень — главная морфема слова

В корне заклю­ча­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние одно­ко­рен­ных слов. Корень объ­еди­ня­ет род­ствен­ные сло­ва в одну семью, например:

  • -уч- : учить, уче­ный, учи­тель, учи­тель­ни­ца, учеб­ник, уче­ник, уче­ни­ца, заучить, научить, приучить;
  • -трав- : тра­ва, тра­вуш­ка, тра­вя­ной, трав­ник, трав­ни­ца, затравенеть;
  • -прям- : пря­мой, пря­мо, пря­ми­ком, пря­мо­та, пря­миз­на, выпря­мить, рас­пря­мить, прямодушный.

Аффиксальные морфемы

Различают два типа аффик­саль­ных мор­фем (аффик­сов): сло­во­об­ра­зу­ю­щие и формообразующие.

  • Словообразующие аффик­сы упо­треб­ля­ют­ся для обра­зо­ва­ния новых слов: учить — учи­тель;
  • Формообразующие аффик­сы исполь­зу­ют­ся для обра­зо­ва­ния толь­ко грам­ма­ти­че­ских форм и име­ют толь­ко грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние: сто­ять — сто­ял.

Приставка

Словообразовательной мор­фе­мой явля­ет­ся при­став­ка, или по-латински пре­фикс (praefixus — «при­креп­лен­ный впе­ре­ди»). С помо­щью при­став­ки мож­но обра­зо­вать новые сло­ва и выра­зить раз­ные оттен­ки их зна­че­ния, например:

  • ходить — у ходить, при ходить, за ходить, пере ходить, от ходить, в ходить, ис ходить;
  • бежать — при бежать, за бежать, у бежать, пере бежать, с бежать, от бежать, в бежать, из бежать.

В рус­ском язы­ке в соста­ве слов выде­ля­ют искон­но рус­ские и ино­языч­ные при­став­ки.

Суффикс

  • гриб → гриб ник ;
  • побе­дить → побе­ди тель ;
  • резать → рез чик ;
  • заяц → зайч онок ;
  • сереб­ро → серебр ист ый.

Ряд суф­фик­сов обра­зу­ют фор­мы слов, за что назы­ва­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми, например:

  • теп­лый — тепл-ее, тепл-ейш-ий;
  • пла­вать — плава-ющ-ий, плава-вш-ий, плава-я;
  • скло­нять — склоня-ющ-ий, склоня-вш-ий, склоня-ем-ый;
  • весе­ло — весел-ее.

В соста­ве слов быва­ет один, два и даже три суф­фик­са.

Суффиксы могут выра­жать субъ­ек­тив­ные оцен­ки пред­ме­тов, например:

  • гла­за — глаз к и;
  • шар — шар ик ;
  • мешок — мешоч ек ;
  • зима — зим ушк а;
  • стек­ло — стёкл ышк о;
  • утро — утр ечк о;
  • грязь — гряз ищ а.

Постфикс

Постфикс (лат. post — «после», fixus — «при­креп­лён­ный») — это слу­жеб­ная мор­фе­ма, кото­рая нахо­дит­ся после всех дру­гих частей сло­ва. Постфиксы как обра­зу­ют новые сло­ва, так и выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское значение.

Читайте также:
Лечу как пишется - разбор слова и объяснение правила правописания

Например, пост­фик­сы обра­зу­ют новые слова:

  • что — что-то;
  • как — как-нибудь;
  • где — где-либо.

Постфикс -ся обра­зу­ет воз­врат­ные фор­мы глаголов:

  • сла­вить — сла­вить ся ;
  • стро­ить — стро­ить ся ;
  • бро­сать — бро­сать ся .

При мор­фем­ном раз­бо­ре таких слов фор­мо­об­ра­зу­ю­ший пост­фикс -ся не вхо­дит в их осно­ву. Но в соста­ве ряда гла­го­лов пост­фикс -ся выпол­ня­ет сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную роль, и тогда их осно­ва явля­ет­ся пре­ры­ви­стой, например:

  • улыба-ть-ся — улыба_ся;
  • нрави-ть-ся — нрави_ся;
  • доби-ть-ся — доби_ся.

Глагольный пост­фикс -те обра­зу­ет фор­мы мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния глаголов:

  • сидеть — сиди те ;
  • сто­ять — стой те ;
  • пла­кать — плачь те .

Интерфиксы и соединительные гласные

Интерфиксы (лат. inter — «меж­ду», fixus — «при­креп­лён­ный») — струк­тур­ные эле­мен­ты слов, кото­рые не выра­жа­ют ника­ких зна­че­ний, а выпол­ня­ют толь­ко соеди­ни­тель­ную функ­цию меж­ду их частя­ми. Интерфиксы и соеди­ни­тель­ные глас­ные нахо­дят­ся меж­ду кор­ня­ми в соста­ве слож­ных слов, например:

  • сух-о-фрукты;
  • овощ-е- хра­ни­ли­ще;
  • птиц-е-лов;
  • пят-и-томник;
  • тр-ёх-палубный паро­ход;
  • дв-у-стишие;
  • дв-ух-уровневая квар­ти­ра.

Видеоурок

Абрамова Ксения Вадимовна

Тема 3.1. Словообразование. Морфемика. Морфема. Классификация морфем. Виды аффиксов. Морфемный анализ слова

Словообразование как особый раздел науки о языке включает две составные части – морфемику и собственно слообразование (деривацию).

Предметом изучения в словообразовании является слово; исследуется состав, способ образования слова как единицы словообразовательной системы. Словообразовательная система русского языка тесно связана с другими его сторонами (уровнями) – лексикой и грамматикой. Связь с лексикой: новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой: новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка (оформляются как опред. часть речи).

Морфемика – это учение о значимых частях слова (морфемах), т.е. учение о строении, структуре слова.

Понятие морфемы ввел А.И. Бодуэн-де-Куттене. До него этого термина не было, но составом слова занимались подробно и были более частные термины (корень, суффикс). Говоря о морфемном составе слова, мы имеем в виду самостоятельные слова. Термины имеют особую структуру: их основы не членятся, выделяется только окончание (напр., подлежащее, сказуемое).

Морфема – это минимальная значимая часть слова, которая регулярно повторяется в других словах.

Классификация морфем

По роли в слове

1. Главные (корень). Корень – это главная, обязательная морфема в слове, его идееноситель. Корни объединяют слова в словообразовательные гнезда (однокоренные, родственные слова).

Вариативные корни связаны с историческим чередованием согласных: любить – люблю; или гласных: заря – зори, касаться – коснуться, день – дня. К вариативным корням относятся и чередования мягкого / твердого (80 % в рус.яз).

Связанные и свободные корни. Свободный корень – тот, который может быть равным основе, т.е. непосредственно может соединяться с окончанием (домашний, оконный). Связанный корень во всех словах стоит рядом с суффиксом или приставкой, с окончанием напрямую не соединяется (при-выч-ка, об-у-ть, о-де-жда, при-ба-вить, оптим-изм).

2. Аффиксы : префиксы, постфиксы (суффиксы и флексии), интерфиксы (в уз. пон. – соед. гласные). К последним Земская относит асемантические прокладки (сад-ов-ник, чит-ин-ский, америк-ан-ец). Некоторые морфемы в глаголах близки к ним (говор-и-ть, леж-а-ть). Эти же самые буквы могут быть суффиксами, если глагол – производный (шагать ← шаг, белить ← белый, чернеть ← черный.

Приставка и суффикс отличаются не только местом расположения в слове, но и тем, что суффикс более грамматичен:

1.по суф. всегда можно узнать часть речи;

2.суффиксы образуют лексико-семантический разряд частей речи (-ин-, -ов-, -ий-: притяжат. местоимения; -сь, -ся – возвратные глаголы).

3.среди суф. есть не только словообразующие, но и формообразующие (суф. причастий, деепричастий, повелит. накл.).

Приставка не может указывать часть речи.

По материальной выраженности

Нулевые аффиксы (обычно окончание: старик, башен, ходил).

Материально выраженные (звуком, буквой).

Есть и нулевые суффиксы:

1.грамматические (нес_ _, вез_ _ – м.р., ед.ч.)

2.словообразователные (выход_ – опредмеченное действие, ений – пение, мышление; синь_, зелень_, глушь_ – опредмеченное качество, -ость-, -изн-).

Окончание – часть грамматически изменяемого слова, которая участвует в соединении слов в предложении и в выражении грамматических значений. Обычно находится на конце, но может находится и перед постфиксом (дв-е-ст-и пять-_-дест_ семь_).

Окончаний не имеют наречия, деепричастия и неизменяемые существительные. Некоторые окончания уникальны, поэтому затруднительно их выделение (к-то: кого, кому).

Читайте также:
Шарфы ударение как ставить - правильное произношение слова

Окончания в русском языке выполняют грамматическую роль, но в некоторых случаях являются словообразовательными (кум – кума, пять – пятый).

1.часть слова без окончания (перешл-а);

2.часть слова без формообразовательных элементов (переш-ла).

Основа производная , если слово образовано от другого слова (столик, ветреный). Непроизводная основа – не образуется от другого слова (белка, дом, земля). Производящая основа бывает и производной и непроизводной (вода→водяной→водянистый→водянистость).

Простая основа – один корень, сложная – два, три корня.

Членимая – основа, в которой легко выделяются морфемы, т.к. они есть в других словах (писатель), слабочленимая – сложно выделить суффикс или корень (ра-дуга, стекл-ярус, поп-адья, низ-верг-нуть).

Тема 3.2. Типы основных словообразовательных значений и способы их выражения. Словообразование основных частей речи. Активные процессы в современном русском словообразовании

Дериватология – это раздел словообразования, изучающий способы и типы образования слов. К основным понятиям дериватологии относятся дериват, исходная база, формант, словообразовательный тип, значение, способ, словообразовательная пара, гнездо и т.д.

В словообразовании, как и в лексике, имеются многозначность, омонимия, синонимия.

Так, например, многозначна приставка при-, придающая словам следующие значения: 1) пространственной близости, смежности (приморский, пришкольный), 2) приближения, присоединения (пригибать, приделать), 3) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок (приоткрыть, приостановиться), 4) доведения действия до конца (приготовить, приискать), 5) совершения действия в чьих-либо интересах (приберечь, приманить), 6) действия, сопутствующего другому действию (пританцовывать).

Примером словообразовательной омонимии может служить суффикс -ец, который выделяется в существительных, обозначающих лиц мужского пола по: 1) местности (горец, кавказец), 2) национальности (испанец, немец), 3) роду занятий (гребец, торговец), 4) социальной принадлежности, убеждениям (разночинец, сопротивленец, вольнодумец), 5) характерным свойствам (мудрец, хитрец, корыстолюбец), 6) принадлежности к учебному заведению (суворовец, нахимовец), 7) приверженности учению, политическим взглядам (мичуринец, якобинец) и др.

Примером словообразовательной синонимии могут служить параллельные названия жителей городов, областей типа ростовец – рос-товчанин, хабаровец – хабаровчанин, крымчак – крымчанин, смоленец – смолянин – смоленчанин – смоленянин.

Непроизводные и производные основы

Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.

Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а паводок, пригорок – производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).

Непроизводная основа (немотивированная) – это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) – составное единство, членимое на отдельные морфемы.

Членимость производной основы на значащие части является морфологической особенностью этой основы и отличает ее от непроизводной. Это свойство производной основы наличествует в ней лишь тогда и до тех пор, пока в языке наличествует непроизводная основа, соответствующая данной производной. Основы слов горец, курица, палочка являются производными; они расчленяются на отдельные морфемы потому, что в современном языке имеются соответствующие им непроизводные основы: гор-а, кур-ы, палк-а.

Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).

Лексико-семантическое словообразование

Лексико-семантическое словообразование выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например: кулак (кисть руки, сжатая для удара) и кулак (эксплуататор); бабка (то же, что бабушка), бабка (надкопытный сустав ноги у животных), бабка (одна из парных частей токарного станка), бабка (несколько снопов хлеба, уложенных определенным образом).

Лексико-синтаксическое словообразование

Лексико-синтаксическое словообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыреста), наконец (на конец), сейчас (сей час).

Читайте также:
Неужели как пишется по правилам русского языка

При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса -к), а определяемое имя вовсе опускается. Такое свертывание двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле: пятиэтажка (пятиэтажный дом), оборонка (оборонная промышленность), наличка (наличные деньги), высотка (высотное здание), зачетка (зачетная книжка), духовушка (духовое ружье), визитка (визитная карточка) и др. Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп – пшенка, гречка, овсянка, а также других пищевых изделий – тушенка, жженка.

Поскольку в данном типе словообразования участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести и к морфолого-синтаксическому, а точнее – лексико-морфолого-синтаксическому.

Морфолого-синтаксическое словообразование

Морфолого-синтаксическое словообразование осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные запятая, булочная, лесничий, слабительное перешли в имена существительные; причастие заведующий перешло в имя существительное; деепричастия благодаря, несмотря (на) перешли в предлоги и т.д.

Морфологическое словообразование

Наиболее продуктивным в обогащении лексики современного русского языка является морфологическое словообразование, т.е. создание новых слов на базе имеющегося в языке строительного материала путем закономерного сочетания морфем в слове. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, – сложение, безаффиксный способ словообразования и аффиксация.

Сложение – это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.

Путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). При основосложении наиболее продуктивным является образование имен существительных мужского рода с ведущей глагольной непроизводной основой (вертолет, атомоход). Глаголы этим способом в русском языке не образуются. Такие слова, как благословить, многословить и т.п., заимствованы из старославянского языка, в котором они были кальками с греческого языка.

Сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).

Слова, имеющие в своем составе два или несколько корней, не всегда образуются посредством основосложения. Так, слова железобетонный, полеводческий, коневодство, радиовещание произведены от сложных слов (железобетон, полевод, коневод, радиовещать) посредством суффиксов -н, -ческ-, -ств-, -ни-, а не образованы путем сложения основ.

С другой стороны, в современном русском словообразовании в качестве словообразовательного элемента могут выступать неполнозначные основы -вод, -вед, -носец, -видный, -образный, -творный и др. (ср. растениевод, языковед, орденоносец, разновидный, человекообразый, благотворный.

Безаффиксный способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. Этот способ применяется только при образовании имен существительных (от некоторых глаголов) и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т.п.).

Существительные пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. Эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. Этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.

Аффиксация – наиболее продуктивный способ образования слов, при котором новое слово создается присоединением к основе того или иного словообразовательного элемента. Возможны три вида аффиксации – суффиксальный, префиксальный и суффиксально-префиксальный. Разновидностью суффиксального является способ постфиксальный (лат. post – после и fixus – прикрепленный).

При морфологическом словообразовании суффиксы и приставки могут выполнять две функции – использоваться и для образования отдельных слов, и для выражения грамматических значений. Совмещение обеих функций – словообразующей и формообразующей – наблюдается чаще всего у приставок и реже у суффиксов и в отдельных случаях у окончаний. Например: в глаголах зашуметь, полежать приставки за- и по- не только образуют новые слова (ср. шуметь, лежать), но создают в образованных глаголах грамматическое значение совершенного вида (ср.: шуметь и зашуметь – начало действия, лежать и полежать – ограниченность действия во времени).

Читайте также:
Как пишется вкусный - объяснение правила и примеры

Суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. Слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-.

Префиксальный способ словообразования выражается в прибавлении префикса к слову, которое выступает в роли производящей основы. Слова спутник, сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок с-, со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать.

Суффиксально-префиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе и суффикса и префикса. Слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по; про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.

Постфиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе постфикса. Термин постфикс имеет два значения: 1) любой аффикс, стоящий после корня; 2) аффикс, стоящий после флексии и противопоставленный по этому признаку суффиксу. Глагольные основы присоединяют постфикс -ся/-сь: мыться, моюсь; местоименные – -то, -либо, -нибудь: кто-то, какой-либо, что-нибудь.

При образовании глаголов, как правило, постфиксальный способ совмещается с префиксальным и суффиксальным, образуя три разновидности: префиксально-постсуффиксальный (нервничать – разнервничаться), суффиксально-постфиксальный (резвый – резвиться), префиксально-суффиксально-постфиксальный (говорить – переговариваться).

При определении способа морфологического словообразования в слове с производной основой нужно установить, от какой основы это слово образовано, с какой производящей основой оно соотносится.

Производные основы слов соседний, отделка, содружество, сосуществование, затылок, сбиться в современном русском языке семантически и грамматически соотносятся с производящими основами сосед, отделать, дружество, существование, тыл, бить. Наличие этого соотношения между основами производными и производящими служит основанием для заключения, что слова соседний и отделка образованы суффиксальным способом, слова содружество и сосуществование – префиксальным, а слова затылок и сбиться – суффиксально-префиксальным.

Разные виды аффиксации имеют различную продуктивность в образовании частей речи: имена существительные и прилагательные чаще образуются посредством суффиксов, а глаголы – посредством префиксов; суффиксально-префиксальный способ словообразования более продуктивен в области глаголов и менее продуктивен в области имен. Суффиксы и префиксы выступают в процессе словообразования по-разному: суффиксы образуют новое слово от производящей основы, а префиксы – от целого слова; при суффиксально-префиксальном способе словообразования слова образуются и от основы слов (существительных и прилагательных), и от целого слова (глаголов).

Словообразовательные возможности аффиксов различаются и с точки зрения грамматической. Префиксы образуют слова только того лексико-грамматического разряда, к которому принадлежит производящее слово; суффиксы же могут образовывать слова и иного лексико-грамматического разряда; при суффиксально-префиксальном способе образуются и слова того же лексико-грамматического разряда и иного, например: от имен образуются и существительные, и прилагательные, и слова, относящиеся к другим частям речи, а от глаголов – исключительно глаголы.

В составе словообразовательных аффиксов русского языка имеются заимствованные из других языков, например приставки а-, ре-; про-, анти- и др. и суффиксы -ит, -ент, -акт-, -аж и др.: аморальный, репродукция, проректор, антисоциальный; плеврит, ассистент, музыкант, персонаж.

Иноязычные морфемы обычно входят в состав иноязычных слов, бытующих в русском языке, но иногда они сочетаются и с русскими основами (ср.: авиатор – новатор, дирижер – ухажер).

При словообразовательном анализе слов с иноязычной производящей основой и аффиксом учитываются живые связи между словами, существующие в современном русском языке. Такой анализ исключает учет связей между иноязычными словами в том языке, из которого заимствовано слово. Например, наличие в современном русском языке родственных слов доктор, докторат, докторант, докторантура дает возможность отнести три последних слова к производным основам и выделить в них суффиксы -aм, -ант, -ант, -ур и производящую основу доктор: Отсутствие в русском языке слов с непроизводной основой докт- исключает возможность выделения в слове доктор суффикса -ор, и потому слово доктор относится к непроизводным основам. В латинском языке, из которого заимствовано слово доктор, основа докт-ор не лишена словопроизводственных связей и, естественно, относится к производящим основам (ср. доктрина, докторальный).

Что такое морфема?

Содержание:

Морфема (от греч. morphe – форма) – это наименьшая неделимая единица языка, значимая часть слова, каждая из которых несет в себе смысловую нагрузку.

Читайте также:
Орфоэпия - что это в русском языке, определение науки, нормы произношения

Раздел языкознания, изучающий морфемы, их виды, морфемное строение слова называется морфемикой.

Тесно связаны с морфемикой разделы «Словообразование» и «Орфография».

Словообразование изучает способы образования слов, в том числе с помощью морфем (морфологический способ).

Орфография – раздел языкознания, изучающий правила правописания слов. Орфографические правила объясняют условия выбора правильных написаний в морфемах слова.

Виды морфем (классификация)

Классификацию морфем можно представить в следующей схеме.

Формообразующие и словообразующие морфемы

Слова, образованные морфологическим способом, т.е. с помощью морфем, приобретают новое лексическое значение. Следовательно, морфемы, которые участвуют в образовании нового слова, называются словообразующими.

К словообразующим морфемам относятся

  • суффикс
  • приставка
  • постфикс.

Окончание (флексия), некоторые суффиксы меняют форму слова, но не его лексическое значение. Такие морфемы называются формообразующими.

Окончание меняет форму падежа, числа, лица, рода. У неизменяемых слов окончания нет. Кроме того, окончание служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях.

К формообразующим суффиксам относятся: -Л-, -И-, -Е-, -ЕЕ-, -ЕЙ-

  1. -Л- служит для образования прошедшего времени глагола;
    • Прошел, поливала, раскладывали
  2. –И- служит для образования повелительного наклонения глагола;
    • Сорви, потерпи, служи, порви
  3. –Е-, -ЕЕ-, -ЕЙ- служат для образования сравнительной степени имени прилагательного.
    • Короче, сильнее, больней

Обязательные и необязательные морфемы

По положению и роли в слове морфемы делятся на обязательные и необязательные.

К обязательным морфемам относится корень.

Корень – значимая часть слова, которая несет в себе основное лексическое значение, повторяется в целом ряду слов, составляя ряд родственных слов.

Существуют корни-омонимы, которые одинаково пишутся, но имеют разное лексическое значение.

Аффиксы (от лат affixum, т.е. «прикрепленный») являются необязательными морфемами. К ним относятся приставка, суффикс, постфикс, окончанию

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Постфикс – значимая часть слова, которая стоит после окончания и служит для образования новых слов.

Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит в конце слова и служит для образования новых форм слова.

Основа – часть слова без окончания.

Морфемный разбор слова

Морфемный анализ (разбор) слова – это разбор слова по составу.

Порядок морфемного разбора

  1. Определить часть речи.
  2. Выделить окончание. У неизменяемых слов окончание не выделяется (наречие, деепричастие, сравнительная степень прилагательного, некоторые иноязычные существительные)
  3. Выделить основу слова.
  4. Выделить корень (для этого необходимо устно подобрать однокоренные слова).
  5. Выделить приставки, суффиксы, постфиксы (если есть)

Для чего нужно определить часть?

При определении части, определяем, есть ли в слове окончание. В неизменяемых частях речи окончания не существует.

  • Налево – наречие (неизм.)

В словах-омоформах (совпадающих по написанию в одной из грамматических форм) состав может быть абсолютно разный.

Прием для правильного выделения приставки и суффикса

Подберите слова с другими корнями, но с этими же приставками и суффиксами.

Морфемный разбор слова очень важен для формирования орфографических навыков. Умение вычленить все части слова поможет подобрать однокоренные слова, определить способ словообразования, составить словообразовательную цепочку.

При морфемном анализе необходимо определить часть речи слова, что заставляет вспомнить основные грамматические признаки каждой части речи.

При детальном разборе формируется грамотность, потому что проводится анализ орфограмм, которые находятся в отдельно взятой морфеме.

Орфограммы в корне:

  • «Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных»;
  • «Правописание звонких и глухих согласных»;
  • «Непроизносимые согласные»;
  • «Чередование гласных в корне».

Орфограммы в приставке:

  • «Правописание З и С на конце приставки»;
  • «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Орфограммы в суффиксах:

  • «Правописание суффиксов в разных частях речи»

Орфограммы в окончаниях:

  • «Правописание падежных окончаний»;
  • «Правописание личных окончаний глаголов».

Морфема

Слева указана «эмическая» единица, справа — «этическая». Цветом выделен уровень односторонних (незнаковых) единиц (дифференциальный)

Морфе́ма (от др.-греч. μορφή «форма») — мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в составе слова и выполняющая функции словообразования и формообразования (словоизменения). Понятие морфемы в науку ввел Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Если фонема неделима с точки зрения формы, то морфема неделима с точки зрения содержания.

Читайте также:
Не с наречиями - разбор правил, как пишется, на примерах

Mорфема — двусторонняя единица, одна её сторона — семантическая, то есть план содержание (означаемое), вторая — фонетическая или графическая форма, то есть план выражение (означающее).

Содержание

Морфы и алломорфы

В большинстве концепций морфема рассматривается как абстрактная языковая единица. Конкретная реализация морфемы в тексте называется морфой или (чаще) морфом.

При этом морфы, представляющие одну и ту же морфему, могут иметь различный фонетический облик в зависимости от своего окружения внутри словоформы. Совокупность морфов одной морфемы, имеющих одинаковый фонемный состав, носит название алломорф.

Так, в предложении «Я бегу, и ты бежишь, а он не бежит» морфема «бег-» представлена тремя морфами (бег- в бегу, беж- в бежишь и беж- в бежит) и только двумя алломорфами (бег- и беж-).

Соотношение между морфом, алломорфом и морфемой примерно такое же, как между фоном (звуком речи), аллофоном и фонемой. Важно понимать, что для того, чтобы два морфа относились к одному алломорфу, они не должны обязательно иметь полностью одинаковое звучание: должны быть лишь одинаковыми фонемный состав и ударение.

Варьирование плана выражения морфемы вынуждает некоторых теоретиков (а именно, И. А. Мельчука и Н. В. Перцова) сделать вывод, согласно которому морфема является не знаком, а классом знаков.

Так, в работах Н. В. Перцова утверждается, что «в обиходе, даже среди специалистов по морфологии, термин „морфема“ часто употребляется в значении морф» и что «иногда подобное неразличение в словоупотреблении проникает даже в публикуемые научные тексты». Н. В. Перцов считает, что «следует быть внимательным в этом отношении, хотя в подавляющем большинстве случаев из контекста ясно, о какой именно сущности — конкретно-текстовом морфе или абстрактно-языковой морфеме — идёт речь».

Классификация

Рассматривается распространенность в языках мира.

По обязательности наличия в слове: корневые (корни) и аффиксальные (аффиксы).

Корневые (корни), обязательные

Корень — основная значимая часть слова. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня (кроме редких вторичных образований с утраченным корнем типа русского «вы-ну-ть (префикс-суффикс-окончание)», хотя в искусственном эсперанто такие слова далеко не редкость, напр. aĵ-o — вещь (суффикс-окончание), aĉ-aĵ-o — гадость (суффикс-суффикс-окончание)). Корневые морфемы могут образовывать слово как в сопровождении аффиксов, так и самостоятельно. Главная морфема – корень, без него не может существовать слово. От значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов. Например, слова с корнем -бел- (беленький, белый, беловатый, белезна, побелить, побелка, белок, беломраморный, белоснежный) объединены значением “цвета снега или мела, светлый”, а слова с корнем -черн-//-чёрн- (чёрненький, чернота, дочерна, чернеть, очернить, чернобровый, чернослив, чернозём) объединены противоположным значением – “цвета сажи, угля, тёмный”.

Аффиксальные (аффиксы), необязательные

Аффикс — вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений. Не могут самостоятельно образовывать слово (в русском языке) — только в сочетании с корнями. В отличие от некоторых корней (как, например, почтамт, стеклярус), не бывают единичными, встречающимися только в каком-то одном слове.

Морфема в русском языке

Термин морфема восходит к древнегреческому μορφή – форма, вид. Так называется минимальная единица языка, отличительные признаки которой:

  • значимость – каждая морфема в слове несёт определённое значение;
  • неделимость – членение приводит к утрате значения.

Например, слово подводный включает:

  • корень вод , семантически связанный с понятием воды – бесцветной и безвкусной жидкости заданного химического состава;
  • приставка под , выражающая значение «нахождение ниже»;
  • суффикс н , служащий для образования прилагательных, то есть вносящий значение признака;
  • окончание ый , указывающее на грамматические признаки (падеж, число, род).

В целом складывается единое толкование: признак по отношению к воде, выражающий расположение ниже её поверхности и принадлежащий предмету, наименование которого употреблено в начальной форме (муж. род, ед. число, им. пад.).

  1. Классификация морфем
  2. Корневые
  3. Некорневые морфемы
  4. Словообразующие
  5. Формообразующие
  6. Нулевое выражение морфем
  7. Основа слова
  8. Соединительные элементы в слове

Классификация морфем

Корневые

Категория включает единственный элемент, по наименованию которого и названа.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 10 класса 3 четверть

Отличительный признак корня – обязательность. Слов, где он бы отсутствовал, не существует, хотя встречается слово с нулевым его выражением.

Вторая отличительная черта – способность существовать в слове индивидуально, без присоединения некорневых элементов (шоссе, вдруг, через, из и пр.)

Существующие определения корня не содержат исчерпывающей характеристики, каждое предполагает наличие исключений.

Морфема, содержащая базовое лексическое значение – исключает варианты с внеморфемной семантикой ( беседка – садовое архитектурное сооружение, состав слова не отражает смысла).

Общая часть родственных слов – недействительно для случаев отсутствия таковых (шимпанзе, отнюдь и пр., как и непроизводные вспомогательные слова, родственных не имеют).

Корни делятся на:

  • свободные , не предполагающие ограничений в употреблении или отсутствии добавочных элементов ( лес – лес ной, под лес ок);
  • связанные , выделяемые в словах, содержащих аффиксы, но вне соединения с ними не встречающиеся (на де ть – раз де ть – о де ваться).

Некорневые морфемы

Функционально этот тип делится на словообразу́юшие и формообразу́ющие .

Название Вид Место в слове Примеры
Приста́вка (пре́фикс) Словообр. В начале (или в начале второй части сложного слова). на грузка
само на водящийся
Су́ффикс Словообр. и формообр. Посткорневое расположение. чай ник
лете л и
По́стфикс Словообр. и формообр. После окончания. учили сь
наслаждает ся
Оконча́ние (фле́ксия) Формообр. Завершение (при отсутствии постфикса) слова, реже – первой его части. выставк а
вернул и сь
сем и десят и

Классификация имеет варианты в зависимости от научной школы. Отмечаются и терминологические расхождения: аффиксами в рамках одной теории именуются все некорневые варианты, другая использует это название только для словообразующих – точка зрения, отражённая и в данной статье.

Словообразующие

Различаются позицией в слове. При словообразовании одновременно способны прибавляться к слову составляющие, располагающиеся с разных сторон корня. Элементы одного типа присоединяются только по одному.

Различия между видами представлены в таблице.

Приставки (префиксы) Суффиксы (словообразоват.)
Препозиционное расположение Постпозиционное расположение
В длинных словах приобретают факультативное ударение, слабее основного (све́рхполе́зный) Меньшая самостоятельность в составе слова, тесная связь с корнем
Не связаны с корневыми чередованиями Влияние на выбор чередующихся гласных (уб е рёт – уб и р а ет) и согласных (рука – руч н ой)
Не закреплены за определённой частью речи ( под снежник, под прыгнуть, под польный) Закреплённость за определённой частью речи (-чив-, -лив- – прилагательные, -ива-, -ыва- – глаголы)
Без участия посткорневых аффиксов не образуют слов, принадлежащих к части речи, отличной от исходной Способность образовывать слова со сменой части речи (глина – сущ., глин ист ый – прил.)
Обладают конкретным значением Не только конкретные, но и абстрактные значения (-тель – тот, кто совершает действие, от наименования которого образуется слово: читать – чита тель , сеять — сея тель ; -н – абстрактное значение признака: туман – туман н ый, река — реч н ой)

В языке частотны слова с разнотипными аффиксами ( по дорож ник ) или безаффиксные (путь), а также с включением одного-двух аффиксов обоих типов ( бес-про- свет- н-ость ). Максимальное отмеченное количество элементов одного типа – четыре.

Словообразовательная морфема, занимающая позицию после окончания и называемая постфиксом , вызывает разногласия по вопросу её включения в ту же категорию или выделения в самостоятельную. Также нет единого мнения по поводу перечня постфиксов: школьная программа относит к ним только -ся ( -сь ) или не выделяет вообще, альтернативная классификация причисляет к постфиксам также местоимённо-наречные -то , -либо и -нибудь (где- либо , кто- то ).

Формообразующие

Разновидность содержит морфемы-носители грамматических характеристик, не связанные с лексическим значением.

Название Употребление Функции Примеры
Окончание (фле́ксия) Изменяемые слова Выражение грамматического значения красив ый (муж. род, ед. число, им. пад.);
скач ет (ед. число, II лицо)
Связь слов в синтаксических конструкциях они вид ят (предикативн.);
заросш ей дорогой (согласов.);
рассмотреть картин у (управл.).
Суффикс (формообр.) Глаголы прошедшего времени Выражение грамматического значения -л-
ходи л , вез л а, сда л ось
(вёз – нулевой )
условного наклонения -л-
сшиб л и бы, зна л бы
(сшиб бы – нулевой )
повелительного наклонения -и-
привез и , полож и
Прилагат. простая сравнительная степень -е-, -ее-, -ей-
дольш е , быстр ее , длинн ей
простая превосходная степень -ейш-, -айш-
мудр ейш ий, тиш айш ий
Читайте также:
Как пишется рядом по правилам русского и почему

Не имеют окончаний:

  1. части речи, которые не обладают непостоянными признаками (быстро – наречие, сидя – дееприч., на – предлог, что – союз, ого – междометие);
  2. неизменяемые, преимущественно заимствованные слова, относящиеся к способным изменяться частям речи (панно – сущ., хаки – прилаг.).

Относительно инфинитива высказываются две точки зрения. Приверженцы одной считают в нём -ть окончанием, что не вяжется с отсутствием непостоянных характеристик, но объясняет исключение из основы при словообразовании. Сторонники второй относят эту морфему к формообразующим суффиксам.

Причастия и деепричастия относятся исследователям как к самостоятельным частям речи, так и к глагольным формам. В зависимости от этого суффиксы, участвующие в их образовании, считаются либо словообразующими, либо формообразующими.

Постфикс -ся ( -сь ) образует как возвратные формы глаголов (мыть-мыть ся ), так и самостоятельные слова (улыбать ся ) и, соответственно, выступает то как словообразовательный, то как формообразовательный элемент.

Нулевое выражение морфем

Если элемент слова имеет звуко-буквенное выражение, а в отдельных вариантах его теряет, то в этом случае он определяется как нулевой.

Безоговорочно признаётся лингвистами наличие этого явления у флексий . Оно наблюдается у изменяемых слов, если окончание исчезает в определённых формах (забор – забор а , забор ом ; горяч – горяч а , горяч и ).

Нулевое выражение отсутствует у приставок .

Зафиксирован случай его появления у корня : вынуть

  • вы- – приставка, указывающая на направление изнутри наружу ( вы глядывать, вы грузить);
  • -ну – суффикс однократности (шаг ну ть, глот ну ть);
  • -ть – окончание (по альтернативной классификации – суффикс) инфинитива.

При этом говорить об отсутствии корня в слове неверно, поскольку в однокоренных словах он получает звуко-буквенное выражение (вы ним ать).

Нет единства мнений по поводу существования нулевого суффикса . Эта морфема выделяется рядом лингвистов как словообразовательная при образовании, например, существительного от глагола (выход – от выходить) или прилагательного (зелень от зелёный) и как формообразовательная – в повелит. накл. глагола (подвинь, ляг). В школьном курсе это понятие отсутствует, а способ словообразования характеризуется как бессуффиксный.

Основа слова

Основа несёт полное лексическое значение слова. В её состав включаются словообразующие элементы. Однако в школьном курсе понятие формообразующего суффикса даётся или не даётся в зависимости от выбранной программы и относящихся к ней учебников. Если формообразовательные элементы включены в программу, то при морфемном разборе они не входят в основу ( познакоми -л-и- сь ). В противном случае из состава основы исключается только окончание ( познакомил -и- сь ).

Соединительные элементы в слове

Соединительные элементы (интерфи́ксы) используются в словах для соединения морфем. Традиционная лингвистика относит к этой категории:

  1. соединительные гласные:
  • сам о ходный ( -о- );
  • овц е водство ( -е- );
  • шест и летний ( -и- );
  • дв у составный ( -у- );
  1. звуковые сочетания между частями сложного слова:
  • тр ёх этажный ( -ёх- );
  • дв ух моторный ( -ух- ).

Альтернативный подход предполагает причисление к интерфиксам всех используемых при образовании и изменении слов вставных элементов, не вносящих дополнительного значения. В этом случае среди них также выделяются два типа.

Тип Содержание Примеры
Словообразовательные соединительные гласные лес о воз, везд е ход, десят и процентный
согласные, возникающие после корня перед суффиксом петь – пе в чий,
земной — зем л я
Формообразовательные не несущие дополнительного значения элементы формообразования дочь – доч ер и,
сын – сын ов ья,
время – врем ен а
гласные перед -ть в глаголах плав а ть, стер е ть

В традиционном варианте согласные и группы букв, возникающие после корня, принято считать его наращениями, а гласные в глаголах и -ен- в падежах разносклоняемых существительных – суффиксами.

Разбор по составу (морфемный) слова «учитель»

Разбор по составу (морфемный) «учитель»:

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Если кто-либо спросит, в чем суть истории, я действительно не знаю.»

Морфологический разбор слова «учитель»

Фонетический разбор слова «учитель»

Значение слова «учитель»

Синонимы «учитель»

Разбор по составу слова «учитель»

Карточка «учитель»

Предложения со словом «учитель»

Разобрать слово по составу, что это значит?

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

Читайте также:
Неужели как пишется по правилам русского языка

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы – «проспал»;
  • два суффикса: «а» – суффикс глагольной основы, «л» – этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» – действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон – проспать – проспала;
  • корень «сп» – в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: