Мир глазами географа – сферы изучения, инструменты ученых

Мир глазами географа — окружающий мир

  1. Что изучает наука география?
  2. Чем занимается географ?
  3. Инструменты географа: карта и глобус
  4. История зарождения географической науки
  5. Подведение итогов
  6. Вопрос – Ответ (FAQ)

В ходе развития цивилизации стало очевидным, что человеку для жизни необходимы знания. Эти знания относятся ко всему многообразию нашей деятельности.

Без знаний мы не сможем добывать полезные ископаемые, необходимые для промышленности и энергетики, выращивать сельскохозяйственные культуры для пропитания, создавать транспортные средства для разных перевозок, осваивать космос для запуска спутников, например для того, чтобы в каждой точке нашей планеты был Интернет.

Со временем накопленные человечеством знания и опыт стали науками.

Наука – это строгое и чёткое изложение знаний в определённой сфере деятельности человека. И одной из самых важных и интересных является наука география.

Что изучает наука география?

География (от греческих гео – земля и графия – описание) – это система естественных и общественных наук, описывающих географическую оболочку земли, природные, производственно-территориальные и социально-территориальные комплексы и их компоненты.

Это сложное и строгое научное определение можно переложить на простой и понятный язык.

География – это описание Земли, её поверхности, на которой расположены материки (континенты), окружённые Мировым океаном.

Чем занимается географ?

Географ – это учёный, который занимается наукой географией.

География как наука включает в себя:

  1. Физическую географию – землеведение, ландшафтоведение;
  2. Смежные науки – геоморфологию, климатологию, океанологию, гидрологию, гляциологию, географию почв, биогеографию, палеогеографию;
  3. социально-экономическую географию – экономическую географию, политическую географию, географию населения, рекреационную географию и другие науки;
  4. Картографию – страноведение и ряд дисциплин прикладного характера (медицинская география, военная география и другие).

География изучает также саму природу, население и хозяйство, и устанавливает, как взаимодействует человеческое общество с географической средой (земной природой, включённой в сферу человеческой деятельности).

Таким многообразным и интересным представляется окружающий мир учёному-географу.

Инструменты географа: карта и глобус

На самом раннем этапе – этапе зарождения географии как науки, были изобретены основные (базовые) географические инструменты: карта и глобус.

Без этих инструментов не может обойтись ни один специалист-географ.

И в современном мире картография (составление и использование географических карт) выделена в особую географическую науку.

Географические карты – это карты земной поверхности, показывающие размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, их изменения во времени, развитие и перемещение.

Слово происходит от греч. карта – листок или свиток папируса для письма.

Географические карты делятся на виды по разным признакам:

  • по территориальному охвату – мировые карты, карты материков, карты государств;
  • по содержанию – общегеографические карты и тематические карты;
  • по масштабу – крупномасштабные карты, среднемасштабные карты и мелкомасштабные карты;
  • по назначению – справочные карты, учебные карты, туристские карты.

Глобус (от лат. globus – шар) – это картографическое изображение на поверхности шара, сохраняющее геометрическое подобие контуров и соотношение площадей.

Описывая простым языком это определение, можно представить, что если уменьшить нашу планету Земля до размеров небольшого мяча, и при этом сохранить всё, что есть на планете целым и невредимым, то перед нами на столе будет стоять глобус Земли (бывают ещё глобусы Луны и других планет).

История зарождения географической науки

История составления первой географической карты отсылает нас на зарю человеческой цивилизации. Учёными найдены наскальные и пещерные рисунки древнего человека, на которых изображена местность (холмы, реки) и находящиеся на ней жилища.

В Чехии в окрестностях города Павлова были найдены изображения долин, рек и гор, похожие на карты. Этим картам, по данным исследователей, более 25 тысяч лет.

Читайте также:
Чем человек отличается от животного простыми словами

Так зарождалась наука география.

Отцом-основателем географии как науки считается древнегреческий поэт-сказитель Гомер, создатель поэм “Илиада” и “Одиссея”.

Составителем же первой в истории человечества карты мира считается древнегреческий учёный-географ Анаксимандр из Милета ( ок. 611 – 546 гг. до н. э.).

Многие учёные Древней Греции на протяжении долгих лет пытались составить карту Земли (Евдокс Книдский, Эратосфен, Клеомед, Страбон, Клавдий Птоломей).

Следует особо отметить, что древнегреческий учёный Клавдий Птоломей (90-168 гг. н. э.) написал восьмитомный труд “География” с картами, на которых были указаны географические названия, обозначены широта и долгота мест (для облегчения их поиска), был указан масштаб и условные обозначения.

Подведение итогов

В нашей статье мы познакомили, Вас, уважаемый читатель, с многообразным миром глазами географа. Географическая наука всегда была и остаётся важной наукой для человека. Многовековое развитие географии до современного уровня – долгий исследовательский процесс, который, без сомнения, будет продолжать своё развитие на всём протяжении существования человеческой цивилизации.

Мир глазами географа

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1117.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 1117.

География — это одна из самых древних наук. Увидеть мир глазами географа — значит собрать безграничные знания о Земле, ее обитателях, населении, ресурсах. В данной статье мы расскажем о самых важных аспектах науки географии и поможем отлично подготовиться к уроку в 4 классе.

Эволюция географии

География, в переводе с греческого, означает описание Земли (гео – земля, графия – описание). На протяжении многих веков у науки было два задания – рассказать о тех землях, которые были уже известны или открыть те, которые были недоступны. Сейчас, когда мы знаем, где что находится и как туда добраться, перед географами возникают другие задания. Ответить на вопросы “почему?” и “как?

Современная география — это сложный комплекс, состоящий из множества наук, охватывающих знания о естественных и экономических закономерностях, происходящих на Земле.

Инструменты географа

Самые замечательные инструменты, которые были придуманы для описания мира – это глобус и карта.

Первая в мире карта была создана древнегреческим ученым Анаксимандром 2,5 тысячи лет тому назад. Она была круглой, а в центре изображалась Греция, окруженная другими известными в то время землями. Всю сушу омывал океан.

Глобус – это уменьшенная модель Земли. Он имеет два полюса – Северный и Южный, между которыми проходит ось. Естественно, у планеты эти точки и сама ось воображаемые, но, благодаря глобусу, мы видим под каким наклоном Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.

По всей поверхности глобуса проходят вертикальные и горизонтальные круговые линии. Это меридианы и параллели.

которые читают вместе с этой

Меридианы – линии на глобусе и карте, условно проведенные по поверхности Земли от Северного географического полюса к Южному. Они имеют одинаковую длину. Отсчет начинается с нулевого меридиана, который проходит через старейшую обсерваторию Гринвич в Великобритании и делит полушарие на Западное и Восточное.

Экватор – это условная линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов и делящая Землю на Северное и Южное полушарие. Параллельно экватору изображаются параллели. Приближаясь к полюсам, они уменьшаются в длине, пока не превратятся в точку.

Меридианы и параллели образуют градусную сетку, с помощью которой можно найти любой объект на карте или глобусе.

Виды карт

Карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости с помощью условных знаков. Есть множество видов карт. Самые распространенные:

Читайте также:
Двойные стандарты - как они формируются и зачем нужны?

  • физическая карта;
  • политическая карта;
  • климатическая карта;
  • карта природных зон;
  • демографическая карта;
  • карта природных ресурсов;
  • И т.д.

Рис. 3. Физическая карта мира

Карты могут отображать Землю в целом, отдельные континенты, страны, регионы и области. Поэтому, самое важное – это масштаб.

Масштаб – это отношение определенного расстояния на карте к реальной длине. Например, один сантиметр на карте соответствует 200 км на местности. В таком случае масштаб будет записан так: 1:200 000 000 (в одном сантиметре – 200 тысяч километров).

Что мы узнали?

Окружающий мир глазами географа – это изучение планеты Земля и всех явлений, происходящих на ней. Большая роль отводится географическим картам. Главная задача учеников – научиться читать карты, чтобы досконально узнать мир.

Мир глазами географа!. Введение Цель работы: познакомить с наукой, изучающей Землю, – географией; сформировать представление о глобусе и географической. – презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемmetod-nach3.tgim1.edusite.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Мир глазами географа!. Введение Цель работы: познакомить с наукой, изучающей Землю, – географией; сформировать представление о глобусе и географической.” — Транскрипт:

1 Мир глазами географа!

2 Введение Цель работы: познакомить с наукой, изучающей Землю, – географией; сформировать представление о глобусе и географической карте; закрепить умение работать с картой и глобусом; развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

3 Сегодня мы посмотрим на окружающий нас мир глазами географов, узнаем, что такое география и что она изучает.

4 Что же такое география? Это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание». Это слово образовалось из двух слов: «гео» – Земля и «графо» – пишу. Хотелось бы добавить, что «гео» – это сокращение от «Гея» – так звали греческую богиню Земли. А как толкует слово «география» С.И. Ожегов? География – комплекс наук, изучающих поверхность Земли с ее природными условиями, распределение на ней населения, экономических ресурсов. Глава 1

5 1.1. Кто такие географы? Географ – специалист по географии. Что изучает география? Что же нам может объяснить современная география? География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность. География объясняет, почему Земля такая круглая, почему в одних районах лежит снег, а в других жаркое лето, почему в одних странах ловят рыбу, а в других добывают нефть. Какие изобретения человека помогают нам путешествовать по планете? Это глобус и географическая карта.

6 Глава 2 Какую форму имеет глобус? Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого. Какую он имеет окраску? Почему? На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий – вода, желтый, коричневый, зеленый суша, белый – лед. Почему глобус называют «мяч в сетке»? Глобус покрыт линиями, будто сеткой.

7 Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? При вращении на месте остаются полюса: северный и южный. Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки. Как называют «главный пояс Земли»? «Главный пояс земли» – экватор». Что вы скажете о вертикальных линиях? Вертикальные линии соединяются в одну точку на полюсах.

8 Глава 3 Каждая линия на глобусе имеет, свое название. Вы уже сказали, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель».

9 Как же называют остальные горизонтальные линии? Как они расположены друг относительно друга? Линии расположены параллельно. Как их можно назвать? Параллели. Вертикальные линии, соединяющие полюса, называются меридианами. На глобусе указаны материки и океаны. Четыре океана на земном шаре: Тихий, Атлантический,Индийский и Северный Ледовитый. Что вы можете сказать о материках? Материков шесть: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

Читайте также:
Средние века кратко - исторические события периода читать онлайн

10 Глава 4 Глобус не всегда был таким, как сейчас. Создателем первого глобуса был Немецкий географ Мартин Бехайм. Это было в 1492 году. Свою модель он назвал «земное яблоко». Чем глобус Бехайма отличается от современного глобуса? На нём не было Северной и Южной Америк, они не были открыты. По мере изучения Земли на глобусе появлялось все больше и больше географических объектов. Представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу? Нет, глобусом в путешествии пользоваться неудобно.

11 Глава 5 В пути нужен другой помощник. Это географическая карта. Некоторыми видами географических карт мы уже пользовались: Физическая карта России, Политическая карта мира, Экологическая карта. Географическая карта – это изображение Земли на бумаге. Географическая карта – это условное изображение поверхности Земли на плоскости.

12 5.1. Сравним глобус и карту полушарий. Что между ними общего? На карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс. Глобус – это целый шар, а на карте две половинки. Совсем не случайно эту карту называют «Карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Западное полушарие и Восточное полушарие. Обратите внимание на масштаб. Он нам показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

13 Глава 6 Экономическая география изучает территориальную организацию человеческого общества.Экономическая география

14 Исходя из уровня социально- экономического развития, страны мира сегодня принято подразделять на два типа: экономически развитые страны и развивающиеся страны.страны мира

15 Заключение Только география дает наиболее полные знания о природе, населении и хозяйстве того или иного региона нашей страны и мира в целом, она помогает прогнозировать и моделировать, те изменения природы, которые вызываются хозяйственной деятельностью людей. Без учета особенностей природы и населения нельзя определить политику развития региона. География обеспечивает контроль над состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу, дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий.

16 Домашнее задание: Прочитать текст учебника стр Ответить на вопросы стр.29. Подготовиться к тесту.

Мир глазами географа

Урок 3. Окружающий мир 4 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Мир глазами географа”

Сегодня на уроке мы узнаем, что изучает наука география. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения географа, использовать глобус и карту для получения информации о Земле.

География – это одна из наук о Земле. Название этой науки в переводе с греческого означает «землеописание». Оно образовалось от двух слов: «ге» – Земля и «графо» – пишу. География — одна из древнейших наук. Учёные-географы и путешественники на протяжении тысяч лет исследовали и описывали нашу планету. С точки зрения географа, мир – это Земля, огромная планета с материками и океанами, равнинами и горами, реками и озёрами, лесами и пустынями, со множеством городов, стран, народов. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность. Хотя название науки переводится как «землеописание», современная география не только описывает Землю, но и объясняет, почему она такая. Почему, например, одни участки планеты покрыты снегом и льдом, а на других растут вечнозелёные леса или располагаются пустыни.

Читайте также:
Наши ближайшие соседи - список пограничных стран для 3 класса

Почему нефть добывают в одних странах, а везут в другие. Почему в одних регионах проживает много людей, а другие вообще не заселены.

Глобус и карта – два замечательных географических изобретения.

Гео­гра­фи­че­ская карта – это умень­шен­ное изоб­ра­же­ние зем­ной по­верх­но­сти на плоскости с помощью условных знаков. Географические карты появились очень давно. Когда-то путешественники, отправлявшиеся в дальнюю дорогу, не имели ни карт, ни навигационных приборов — ничего, что позволяло бы определять местоположение. Приходилось рассчитывать на свою память, Солнце, Луну и звёзды. Люди делали зарисовки мест, в которых им удалось побывать. Так появлялись первые карты. Ранние картографы сами занимались сбором описаний различных частей мира.

Они опрашивали моряков, солдат и путешественников, затем отображали собранные данные на карте, а недостающие места заполняли с помощью своей фантазии или честно оставляли незарисованные белые пятна. Первые карты содержали огромное количество неточностей, и поначалу никто и не помышлял о строгости измерений, масштабах, единстве условных знаков. Но даже такие карты ценились очень высоко.

Создателем первой географической карты считают древнегреческого учёного Анаксимандра. Примерно 2500 лет назад он начертил первую карту известного тогда мира, изобразив Землю в форме плоского круга, окружённого водой. Эта карта не сохранилась, но о том, как она выглядела, учёные судят по картам, составленным позже.

Одна из первых географических карт России была создана более 400 лет назад по указу царя Ивана Грозного.

Она называлась «Большой чертёж». На ней было показано 400 городов, 880 рек, около 60 озёр. К сожалению, и эта карта не сохранилась. Зато сохранилась книга с её описанием – «Книга Большому чертежу». В ней подробно рассказано о природе и хозяйстве России тех времён.

Современные географические карты очень разнообразны. Например, есть физические и политические карты. Кроме того, на одних картах показана поверхность всей Земли, на других – только какая-нибудь её часть. Особый интерес представляет карта полушарий. Рассмотрим её. На карте изображены две половины земного шара – полушария, западное и восточное. Как-будто глобус разделили пополам и перенесли на лист бумаги!

Эта карта передаёт форму Земли лучше, чем обычная карта мира. Поэтому очертания материков и другие изображения на ней более точные. На карте можно увидеть океаны: Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский. Также на ней можно найти шесть материков: Евразию, Африку, Северную Америку, Южную Америку, Австралию и Антарктиду. Когда работаешь с картой, следует обращать внимание на её масштаб. Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте. Например, масштаб этой карты полушарий нам говорит о том, что один сантиметр на карте соответствует двумстам километрам на местности.

Если поставить вопрос «Какова форма Земли?», любой человек ответит: «Круглая, как шар». И, наверное, нет среди нас того, кто никогда не видел глобус. Глобус – это уменьшенная модель земного шара. На нём изоб­ра­же­ны ма­те­ри­ки, ост­ро­ва, оке­а­ны, моря. Они имеют те же очер­та­ния, что и на по­верх­но­сти Земли, и рас­по­ло­же­ны от­но­си­тель­но друг друга так же. Таким об­ра­зом, на гло­бу­се ми­ни­маль­ны ис­ка­же­ния зем­ной по­верх­но­сти. Если рас­смот­реть гло­бус вни­ма­тель­нее, то можно увидеть, что по его по­верх­но­сти про­ве­де­ны кру­го­вые линии. Линии на гло­бу­се или на карте, услов­но про­ве­ден­ные по по­верх­но­сти Земли от од­но­го по­лю­са к дру­го­му, на­зы­ва­ют­ся ме­ри­ди­а­на­ми. Все ме­ри­ди­а­ны имеют оди­на­ко­вую длину. Ну­ле­вым счи­та­ют ме­ри­диан, ко­то­рый про­хо­дит через ста­рей­шую аст­ро­но­ми­че­скую об­сер­ва­то­рию в Ве­ли­ко­бри­та­нии, расположенную в Грин­виче, — одном из районов Лондона.

Читайте также:
Сообщение об амурском тигре для 4 класса 🐅 описание животного

Линия, проходящая через Грин­вич­ский ну­ле­вой ме­ри­ди­а­н и его продолжение — 180-й меридиан, делит зем­ной шар на За­пад­ное и Во­сточ­ное по­лу­ша­рия. На рав­ном рас­сто­я­нии от по­лю­сов про­хо­дит линия, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся эк­ва­тор. Экватор делит зем­ной шар на Се­вер­ное и Южное по­лу­ша­рия. Па­рал­лель­но эк­ва­то­ру на глобусе про­ве­де­ны па­рал­ле­ли. Экватор – самая длин­ная па­рал­лель, а длина дру­гих умень­ша­ет­ся к по­лю­сам. Конечно же, вы не увидите параллели и меридианы на Земле, это воображаемые линии. Но они помогают определить точное положение какого-либо географического объекта.

Люди придумали глобус очень давно. Античные писатели в своих произведениях говорят о том, что ещё древний философ, которого звали Кратет, создал первое подобие глобуса ещё во втором веке до нашей эры. Но подтверждения до наших дней не сохранились. Самый древний глобус, который дошёл до нас, был создан более пятисот лет назад немецким учёным Мартином Бехаймом. Свою модель учёный назвал «Земное яблоко». А глобусами, что в переводе с латинского – «шар», модели Земли стали называть позже. На «Земном яблоке» Бехайма не было Северной и Южной Америки – эти материки тогда ещё не были открыты. Модель земного шара была достаточно большого размера. Диаметр первого глобуса был равен пятидесяти четырём сантиметрам. Глобус Бехайма находится в одном из музеев Германии.

Вскоре после своего появления глобусы стали пользоваться большим спросом у моряков и учёных, поскольку они намного точнее отображали имеющиеся знания о нашей Земле. Глобусы стали появляться во дворцах монархов, в домах богатых людей, став символом просвещения.

А сейчас давайте подведём итог сказанному.

География — это одна из наук о Земле. Она очень древняя.

География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность.

В географии широко используются глобус и географическая карта, которые по праву считаются одними из самых замечательных изобретений человечества.

Окружающий мир. 4 класс

Конспект урока

Окружающий мир

Урок № 2 «Мир глазами географа».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. История
  2. Наука география.
  3. Глобус
  4. Карта.

География – наука о Земле.

Масштаб – показывает, какое расстояние на местности соответствующий каждому сантиметру на карте.

Параллели – воображаемые горизонтальные линии пересекающие земную поверхность.

Меридианы – воображаемые вертикальные линии, соединяющие полюса.

Экватор – воображаемая линия, делит земной шар на Северное и Южное полушария.

Географические объекты – материки, океаны, моря, равнины, леса, реки, озёра и др.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 4 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014 С. 22-28
  1. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2014
  2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014.

От земли до неба. Атлас-определитель: кн. для учащихся нач.кл./А.А. Плешаков.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Современные путешественники, туристы, водители, отправляясь в путь, пользуются навигаторами, которые показывают дорогу. Но так было не всегда! В древности люди ориентировались по звёздам. Позднее, примерно две тысячи пятьсот лет назад в Древней Греции появились первые карты. Первая карта имела круглую форму, в середине её была изображена Греция. Со временем представления о Земле менялись, люди открывали новые географические объекты: земли, моря, реки, острова. Карты становились точнее и содержательнее. Немецкий географ Мартин Бехайм, в тысяча четыреста девяносто втором году создал первый глобус. Он хранится в одном из музеев Германии. На этом уроке, мы узнаем, что такое «земное яблоко» и научимся «читать» карты.

Читайте также:
Что такое снег, как он образуется, почему тает - читать онлайн

Мы постараемся взглянуть на мир глазами географа. Наверняка, у вас возникнет вопрос: «Кто это?». Давайте, разберёмся. Слово «география» в переводе греческого языка, обозначает два слова: «гео» – земля, «графо» – пишу, то есть землеописание. География изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность. А учёные и специалисты, изучающие и описывающие нашу планету, называются географами. Для работы им нужны глобус и различные географические карты.

Глобус – это модель Земли. Рассмотрим внимательно глобус. Он имеет шарообразную форму и напоминает яблоко, именно поэтому Мартин Бехайм назвал созданную им модель «земляное яблоко». На глобусе мы увидим синие, жёлтые, коричневые, зелёные и белые цвета. Синим цветом обозначают океаны, моря, озёра, реки; коричневым – горы, возвышенности; жёлтым – возвышенности, зелёным – равнины; белым – снег и лёд. Но если пристальнее рассмотреть глобус, то он больше напоминает мяч в сетке, чем яблоко, потому что покрыт линиями. Зрительно сравним горизонтальные линии, и мы поймём, что они разные по длине, а у полюсов превращаются в маленькие колечки. Они расположены параллельно экватору и называются параллелями.

Воображаемая линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария называется экватором.

Вертикальные линии, которые соединяются в одну точку на полюсах называют меридианами. Через Северный и Южный полюса проходит воображаемая ось Земли.

При работе с глобусом, можно видеть только одну сторону поверхности. Для того, чтобы сразу можно бы увидеть поверхность всего земного шара, глобус условно разрезали вертикальной линией на две части и перенесли половины земного шара на карту. Таким образом получилась карта с Западным и Восточным полушарием.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Конечно, размеры всех географических объектов показаны в уменьшенном размере. На каждой карте указывается масштаб. Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте.

Карты, на которых изображены различные географические объекты: океаны, моря, материки, горы, равнины, реки, озёра называются физическими.

Карты, на которых показаны страны называются политическими. Страны, города тоже являются географическими объектами.

Умение пользоваться картой человеку нужно для выбора маршрута в походе, поиска и добычи полезных ископаемых, для определения места строительства домов. Географическая карта и глобус по праву считаются самыми замечательными изобретениями человечества.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Текст вопроса: Расставьте подписи к изображениям.

Правильный вариант ответа:

Картинка 1: Физическая карта мира

Картинка 2: Карта полушарий

Разбор типового контрольного задания

2. Выберите правильный ответ.

1. География – это наука, изучающая ….

а) движение ветров и облаков

б) небесные и космические тела

в) природу земной поверхности

2. Географ – это человек,

а) занимающийся изучением звёздного неба

б) летающий в космос

в) изучающие и описывающие нашу планету

3. Физическая карта – это

б) изображение поверхности Земли на плоскости

Конспект урока по окружающему миру «Мир глазами географа», 4 класс

Разработка урока окружающий мир в 4 классе на тему «Мир глазами географа». УМК «Школа России»

Цели: познакомить с географией как наукой; сформировать представление о глобусе и географической карте.

Читайте также:
Кто дышит жабрами и как у животных это получается под водой

Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебные задачи, высказывать предположения; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные — удерживать цель деятельности до получения ее результата, анализировать собственную работу; личностные — установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, карточки для индивидуальной и групповой работы, глобус, географическая карта, на каждом столе географические карты с условными обозначениями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

1. Индивидуальное задание на карточке

— Как называются эти созвездия и звезды?

(Ответы: 1 — Большой Пес, Сириус; 2 — Малая Медведица, Полярная звезда; 3 — Волопас, Арктур; 4 — Большая Медведица.)

2. Тест

1. Галактика, в которой мы живем, называется:

а) туманность Андромеды

б) Большое Магелланово Облако

а) раскаленный газовый шар +

б) холодный шар, состоящий из твердых веществ

в) прославленное имя

3. Созвездия — это:

а) группы звезд, изменяющие свои очертания

б) группы звезд, не изменяющие свои очертания +

в) фигуры на небе

4. Звезда Сириус находится в созвездии:

б) Большая Медведица

5. Полярная звезда всегда указывает направление на:

6. Самые яркие звезды имеют цвет:

(Также учитель может использовать задания теста 1 «Звездное небо» из пособия «Окружающий мир. Разноуровневые задания. 4 класс / Сост. Т.Н. Максимова». М.: ВАКО.)

3. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение задания 5 на с. 13 рабочей тетради.

— На что похожи созвездия Большая Медведица и Малая Медведица? (На ковшик с ручкой.)

— Прокомментируйте шуточное стихотворение.

Две медведицы смеются:

Эти звезды нас надули!

Нашим именем зовутся,

А похожи на кастрюли!

III. Самоопределение к деятельности

— Предлагаю расшифровать слово, которое обозначает название науки.

(Анаграмма на доске или на листочках на каждой парте.)

— Что вам известно об этой науке?

— Как называют ученых, которые занимаются данной наукой? (Географы.)

На уроке представим себя учеными-географами.

— Прочитайте тему урока. («Мир глазами географа».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Предлагаю проверить ваши высказывания о географии. Выполните задание 2 на с. 14. Найдите и запишите точное определение этой науки. (В учебнике на с. 22 сказано, что это наука о Земле. В переводе с греческого «география» означает «землеописание».)

Слово «география» образовано из двух слов: «ге» — Земля и «графо» — пишу. Интересно, что «ге» — это сокращение от «Гея» (так звали древнегреческую богиню Земли).

Географические знания необходимы нам на каждом шагу. Мы хотим пойти в магазин и мысленно вспоминаем маршрут, как туда добраться. Летом на каникулах собираемся отправиться в дальнее путешествие к морю (или на дачу) и обязательно изучаем путь следования. Вот и получается, что без карт и маршрутов никуда. География — важная наука!

— Давайте попробуем рассказать о мире с точки зрения географа. Какие слова будем использовать?

(Ученики читают ключевые слова на с. 22 учебника (их можно выписать на доску), составляют рассказ, работая в парах. Заслушать 2-3 рассказа.)

Читайте также:
Сообщение для детей на тему: "Как появляются родники?" - определение

2. Работа по учебнику

3. Работа в группах

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чем тут фокус?

Я держу руками. (глобус).

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шел отважно

На одном листе бумажном. (Географическая карта.)

(Учитель показывает глобус и карту.)

— Для чего эти предметы? (Они помогают путешествовать по планете.)

— Узнаем больше об этих предметах. Для этого поработаем в группах. Первая группа найдет ответы на предложенные вопросы и расскажет нам о глобусе.

(Вопросы для работы на карточке.)

1. Какую форму имеет глобус? (Глобус имеет форму шара, немного приплюснутого.)

2. Какой он по цвету? Почему? (На глобусе есть синий, желтый, коричневый, зеленый, белый цвета. Синий — вода, желтый, коричневый, зеленый — суша, белый — лед.)

3. Почему глобус сравнивают с мячом в сетке? (Глобус покрыт линиями, будто сеткой.)

4. Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении? (Северный и Южный полюсы.)

5. Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально? (Горизонтальные линии разные по длине, у полюсов это маленькие колечки.)

6. Как называют «главный пояс Земли»? (Экватор.)

7. Что вы скажете о вертикальных линиях? (Вертикальные линии соединяются в одной точке на полюсах.)

— Вторая группа познакомится с картой полушарий на с. 24—25 учебника и расскажет о ней. (Географическая карта — это условное изображение поверхности Земли на плоскости. Карта полушарий разделена пополам на полушария — Западное и Восточное. Масштаб показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.)

— Третья группа сравнит карту и глобус, рассмотрев вопросы на с. 23 учебника. (Общее: на карте и на глобусе встречаются одни и те же цвета — синий, белый, коричневый, зеленый, желтый, указаны материки и океаны, мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный и Южный полюсы. Различие: глобус — это целый шар, а на карте две его половинки.)

— Четвертая группа познакомится с историей карты и глобуса на с. 27 учебника.

(Можно использовать дополнительный материал к данному уроку. Идет работа в группах. Затем от каждой группы выступает один ученик и делится новой информацией.)

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление

1. Практическая работа

(У каждого на парте географическая карта с условными знаками.)

— Рассмотрите условные знаки географических карт. Выполните задание 3 под цифрой 2 со скобкой на с. 15 рабочей тетради.

(Ученики работают в парах.)

Модель Земли называют . . А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют . . Существует много видов географических карт. Это . На физической карте синим цветом обозначена . коричневым, желтым, зеленым — . белым — . . Каждая карта имеет свой . Если работаешь у настенной карты, стой. когда держишь указку в правой руке, и . когда указка в левой.

(Ученик читают доработанный текст вслух по цепочке. Затем обсуждение слов географа по поводу карт в рубрике «Обсудим!» на с. 26 учебника. Ученики высказывают свое мнение.)

2. Работа с CD

VII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли?

— На все ли поставленные вопросы в начале урока мы ответили? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 26 учебника.)

VIII. Рефлексия

— Закончите начатое предложение.

• Сегодня на уроке я узнал.

• Сегодня я удивился.

• Я поставил себе на уроке отметку. потому что.

Читайте также:
Памятники ЮНЕСКО - самые знаменитые наследия России и всего мира

• Я считаю, что дома мне надо. так как.

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 22—28 учебника.

2. Выполнить задания на с. 14—15 рабочей тетради.

3. Написать сочинение на тему «Какой я представляю Землю, глядя на глобус (географическую карту)».

Дополнительный материал

Интересные факты из истории глобуса

Один из первых глобусов в России изготовил в конце XVII в. псковский дьякон Карп Максимов. Глобус диаметром 91,4 см до 1793 г. хранился в кабинете Петра I в Кунсткамере.

В конце 30-х гг. XIX в. нижегородский учитель географии В.И. Иванов изготовил первый в России рельефный земной глобус. Он сохранился до наших дней и находится в Санкт-Петербурге.

Жизнь животных и растений без воды

В пустынях, где воды почти нет, растения и животные выработали необычные стратегии выживания, умудряясь разными способами добывать и запасать влагу.

Пустыня в центре Саудовской Аравии кажется совершенно безжизненной. Но это не так. Она полна жизни. В середине дня ее обитатели скрываются из виду, спасаясь от палящего солнца. Однако с наступлением вечерней прохлады они выходят из своих укрытий, и пустыня преображается.

Длинные корни и мелкие листья

Растения выработали разные способы выживания в пустыне. Одни, в том числе дикие арбузы, образуют широкую корневую систему, чтобы собирать воду с как можно большей площади. У других, например у пустынных акаций, корни уходят на глубину до 30 м, поглощая воду из земных недр. Некоторые пустынные растения могут годами покоиться в виде семян, а после сильного дождя прорастать, цвести и за считаные дни образовывать новые семена. Вельвичия удивительная, встречающаяся в Намибии и на юге Анголы, поглощает выпадающую на рассвете росу двумя необычайно длинными плоскими листьями. Эти листья продолжают расти на протяжении всей жизни вельвичии, постепенно отмирая на концах и расщепляясь на узкие ленты (ремни).

Другие растения, особенно представители семейств молочайных и кактусовых, выживают благодаря способности запасать воду. Такие растения называются суккулентами. Листья у них маленькие или вообще отсутствуют, а стебли толстые и мясистые. Плотные покровы предотвращают испарение воды из тканей. Некоторые суккуленты накапливают воду в корнях или мясистых листьях.

Защита от солнечного удара

В засушливых районах Африки и Ближнего Востока живут антилопа адцакс и три вида антилоп ориксов. Эти жвачные животные с длинными полыми рогами получают воду, питаясь стеблями, корнями и клубнями суккулентов, а также слизывая росу, образующуюся на листьях растений на утренней заре. Микрофлора их желудков способна расщеплять целлюлозу на более простые соединения, из которых в тканях образуется вода. Экскременты у пустынных антилоп абсолютно сухие.

Аддаксы особенно устойчивы к засушливым условиям. Они могут месяцами обходиться без воды, получая необходимую влагу исключительно из растительного корма. Кроме того, аддаксы чуют источники воды, находящиеся у поверхности почвы, и иногда добираются до нее, раскапывая землю копытами. Они также обладают удивительной способностью находить участки пустыни, зазеленевшие после коротких дождей.

Эти животные никогда не перегреваются даже под палящем солнцем. Их светлая шерсть отражает его лучи, а хорошо развитая сеть капилляров охлаждает головной мозг. Такие приспособления надежно предохраняют пустынных антилоп от солнечных ударов.

Доркасы и другие газели, приспособленные к засушливым условиям существования хуже, чем ориксы и адцаксы, в поисках воды и зеленых пастбищ совершают далекие кочевки.

Прохладные убежища

Особенно трудно приходится в пустынях мелким млекопитающим – песчанкам, тушканчикам, африканским лисичкам фенекам и пустынным зайцам. Зверьки рискуют быстро умереть под палящим солнцем от обезвоживания. Поэтому жаркие дневные часы они пережидают в глубоких норах, а на поиск еды выходят только в сумерках или ночью. В самые жаркие месяцы года некоторые мелкие млекопитающие даже впадают в спячку. В это время температура их тела падает, обмен веществ замедляется, и организм может долго обходиться без воды и пищи.

Читайте также:
Жизнь в улье - как трудятся пчелы и кто у них главный

Длинные задние ноги позволяют тушканчикам удирать от опасности большими быстрыми прыжками, почти не касаясь раскаленного песка. Передние ноги у зверьков короткие, но сильные. С их помощью тушканчики роют норы и обдирают поедаемые растения.

Спасибо, я не пью!

Некоторые песчанки и тушканчики вообще не пьют воду. Всю необходимую для организма влагу они извлекают из пищи, переваривая сухие стебли и семена растений и окисляя образующиеся углеводы в процессе клеточного дыхания. В результате вырабатывается углекислый газ, который зверьки выдыхают, и вода, которую организм расходует крайне экономно. Моча у них очень концентрированная, а помет совсем сухой. Потовые железы у этих грызунов редуцированы, поэтому зверьки не теряют влагу с потом. Благодаря выдыхаемому водяному пару в норках у них довольно влажно. Пустынные грызуны приступают к размножению только с наступлением дождей. Когда пустыня на короткое время покрывается зеленью, самки наедаются сочных растений, чтобы компенсировать расходы воды на кормление детенышей молоком.

Что же до хищников, таких, как фенеки и дикие пустынные кошки, то они получают влагу с поедаемой плотью жертв. На мелких грызунов, птиц, насекомых и ящериц фенек обычно охотится ночью, а днем спит в норе, которую выкапывает в песчаном грунте.

Достаточно капли

По утрам на Берег скелетов в Намибии ложится густой туман — единственный источник влаги для обитателей здешних очень засушливых мест. Он постоянно образуется в результате смешения холодного воздуха, дующего с Атлантического океана, с горячим дыханием пустыни Намиб, протянувшейся вдоль морского побережья. При оседании тумана на листьях растений остаются маленькие капельки росы. Этой влаги вполне хватает для жизни жукам-чернотелкам, пустынным паукам и некоторым ящерицам.

Нередко можно видеть ползущего по песку жука, который удерживает между ногами крупную каплю росы. Она образовалась на его жестких надкрыльях и скатилась к ногам. На рассвете жуки круто поднимают вверх заднюю часть тела и собирают на надкрыльях росу. Восковой слой на поверхности покровов многих пустынных насекомых препятствует испарению влаги из организма.

Вода из жира

Двугорбые и одногорбые верблюды выделяют очень концентрированную мочу. С мочой они теряют всего 1 л воды в сутки. В горбах у этих животных накоплен жир, который при сжигании обеспечивает организм энергией и влагой. Верблюд расходует свои жировые запасы, когда ему остро не хватает пищи и воды: жир превращается сначала в углеводы, а затем — в углекислый газ и воду. Добравшись после изнурительного путешествия до водоема, верблюд может выпить за один присест до 120 л воды. Она запасается в выстилке желудка. Обезвоживание верблюд переносит легко: долго не получая воду, он может потерять до 20% веса без ущерба для здоровья (для сравнения: человек, потерявший из-за обезвоживания всего 12% веса, неминуемо погибает).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: