Мифология Древнего Рима – о возникновении, основные боги и существа

Боги и богини Древнего Рима

В древние времена римляне представляли богов в виде неких сил, повсюду окружающих человека. По мере усиления контактов с Грецией в римской религиозной системе произошли значительные изменения: божества «получили» человеческий образ, а многие из них были отождествлены с греческими богами. Более того, с течением времени некоторые греческие мифы и легенды распространились на римских богов.

Юпитер, верховный бог

Бог неба, грозы и дневного света, высшее божество, охраняющее мировой порядок, покровитель римского государства. Его символы – орел и молнии.

Марс, бог войны

Как легендарный отец Ромула и Рема считался родоначальником и покровителем всех римлян. Изначально был богом – охранителем полей, но потом стал богом войны как ремесла. В честь него был назван месяц март. Его символы – копье и щит.

Меркурий, бог торговли и всякого промысла

Вестник богов, податель сновидений и проводник умерших. Кроме того, он был богом изобретений, гимнастических изобретений, музыки и красноречия. Покровитель торговцев и воров. Изображали его в виде юноши в крылатых сандалиях с кадуцеем (жезлом, перевитым двумя змеями) и кошельком в руках.

Либер, или Вакх, бог – покровитель виноделия

Бог вина и веселья. В деревнях во время сбора винограда в его честь пели веселые и шутливые песни. В городах при праздновании Либералий, посвященных ему, устраивали театральные представления.

Нептун, бог моря

Он управляет всеми морскими явлениями: посылает бури и успокаивает волны. Как колебатель земли, производит землетрясения и рассекает скалы. Неумолим и яростен в гневе. Его почитали также как покровителя коней и конных соревнований. Часто изображали стоящим на колеснице с трезубцем в руках.

Аполлон, бог – защитник блага и порядка

Вестник воли Юпитера, следит за ее исполнением, поражая ослушников стрелами и болезнями, а исполнителям даруя благоденствие. Бог предсказаний, поэзии, музыки и пения. Изображали в виде прекрасного юноши с луком в руке и колчаном за спиной или в виде вдохновенного певца с лирой в руках.

Дит, бог подземного мира

Обладатель несметных богатств, скрытых в недрах земли. Другое его имя -Орк, бог разрушения и смерти, увлекающий свою жертву в подземное царство и держащий ее там в плену.

Сатурн, бог посева и жатвы

Согласно легендам, после свержения с неба Юпитером поселился как царь у подножия Капитолия. Во время своего пребывания на земле научил людей выращивать зерно и виноград, а также жить в мире и согласии. В память о его царствовании римляне справляли праздник Сатурналии .

Янус, бог всякого начала

Двуликий бог, одновременно смотрящий вперед и назад. Ему были посвящены начало года и каждого месяца, дверные косяки и арки. Его храм имел форму городских ворот: их открывали во время войны и закрывали с наступлением мира.

Вулкан, бог огня и очага

К нему всегда обращались с молитвами об охране от пожара. Был покровителем кузнечного ремесла, и его самого часто изображали , в виде плечистого, но хромого кузнеца. Одна из его мастерских, согласно легендам, находилась в недрах сицилийской горы Этна.

Купидон, или Амур

Сын Венеры. Обычно его изображают в виде крылатого юноши или мальчика с луком в руке и колчаном за плечами. Он полон хитрости и лукавства, а от его стрел, способных как разжечь любовь, так и погубить ее, нет спасения ни людям, ни богам.

Диана, богиня луны и растительной жизни

Покровительница лесных растений и животных, но в то же время богиня-охотница. Помогала женщинам во время родов. Считалась защитницей плебеев и рабов. Ее изображали в виде молодой девушки с луком и стрелами, иногда в сопровождении лани.

Церера, богиня земледелия и хлеба

Имя этой богини происходит от латинского глагола со значением рождать, создавать. Ей поклонялись в основном в сельской местности, справляя в ее честь праздники перед началом посева и во время сбора урожая. Часто изображали в виде женщины средних лет с венком из хлебных колосьев на голове, с колосьями в одной руке и с факелом – в другой.

Квирин

Его точное происхождение и функции неизвестны. По одной версии, это божество племени сабинян , по другой – Ромул, ставший богом после своей смерти.

Венера, богиня природы, любви и красоты

Олицетворение производительных сил природы. Покровительница супружеской любви. Ее изображали в виде необыкновенно прекрасной женщины. Особым уважением и почитанием эта богиня стала пользоваться со времени правления императора Августа, так как считалась прародительницей рода Юлиев, к которому принадлежали Юлий Цезарь и сам Октавиан Август .

Веста, богиня домашнего очага и огня на нем

В древности центром каждого дома был очаг, поэтому богиня, олицетворение горящего на нем огня, почиталась как основательница и охранительница домашней жизни. Считается, что государственный культ этой богини ввел Нума Помпилий. Ее храм, в отличие от других, круглый в плане, находился на Форуме, 6 жриц-весталок постоянно поддерживали в нем огонь. Римляне верили,что их государство будет существовать до тех пор, пока будет гореть огонь в храме Весты.

Читайте также:
«Обезьяна и очки» анализ и мораль басни И.А. Крылова, характерные признаки

Минерва, богиня мудрости

Главные черты этой богини – благоразумие и сила. Она покровительница Рима, руководительница и защитница городов во время мира и войны. Под ее опекой находились также учителя, писатели, поэты и актеры. Изображали ее с копьем в руке, шлемом на голове и эгидою, чешуйчатым панцирем на плечах и груди, а у ног помещали сову или змею, символы мудрости.

Юнона, царица неба

Она была одновременно сестрой и женой Юпитера. Почиталась как заступница и покровительница девушек и женщин: она заботилась об устройстве браков, святость которых строго охраняла, дарила счастье в семейной жизни и помогала при родах. Как супруга верховного бога считалась защитницей города Рима и всего государства. Ее изображали в виде женщины средних лет с диадемой на голове, скипетром в правой руке (знаками царского достоинства) и жертвенной чашей или гранатом, символом любви, – в левой.

Bestiary.us

Быстрый переход

  • Мир Гарри Поттера Вымышленный мир, в котором происходит действие серии романов о юном волшебнике Гарри Поттере. Действие происходит в нашем мире, в Англии, в 1990-х годах. В отличие от реального мира, среди обычных людей (маглов) живут волшебники (маги), обладающие способностью к использованию магии.
  • Средневековые бестиарии Бестиарии практически составляли особый жанр в средневековой литературе, совмещавший в себе черты естественнонаучного сочинения, теологического трактата и художественных произведений, и рассказывающий нам о представлениях средневековой Европы о животных и чудовищных племенах.
  • Транслятор имен Здесь у Вас есть уникальная возможность узнать, как могло бы звучать Ваше имя на языках различных вымышленных рас. При этом результат имеет смысловую нагрузку. Так к примеру, эльфийские имена собираются по грамматическим правилам квэнья и других эльфийских языков исходя из значения Вашего настоящего имени.
  • Unread
    • Latest Updates
    • Newest art
  • Encyclopedia
    • Alphabetical Index
    • Full list of articles
  • Gallery
    • Main gallery
    • Creatures galleries
    • Galleries by authors
    • Movie galleries
    • Games Galleries
    • Illustration geography
  • Library
    • Film collection
  • Tales and Legends
  • Hall of Fame
  • Forum
    • English speaking thread
  • Community
  • Calendar
  • Creatures Map
  • Непрочитанное
    • Последние обновления
    • Свежие статьи
    • Новые иллюстрации
  • Энциклопедия
    • Алфавитный указатель
    • Список статей
    • Культуро-географическая классификация существ
    • Классификация существ по ареалу обитания
  • Галерея
    • Общая галерея
    • Галереи существ
    • Галереи авторов
    • Галереи фильмов
    • Галереи игр
    • География иллюстраций
  • Сказки и легенды
  • Библиотека
    • Зал славы
    • Фильмотека
  • Сообщество
    • Сообщество ВКонтакте
    • Сообщество в Facebook
  • Порталы
    • Рождественский бестиарий
    • Белорусский бестиарий
    • Бестиарий «Ведьмака»
    • Бестиарий «Волчонка»
    • Городские легенды
    • Игра престолов
    • Мир Гарри Поттера
    • Мифы Ктулху
    • Сверхъестественное
    • Средиземье
    • Средневековые бестиарии
    • Японская мифология
  • Сервисы
    • Транслятор имен
    • Календарь
  • Карта
  • Форум

Римская мифология

Римская мифология — мифология Древнего Рима, испытавшая сильное влияние древнегреческой мифологии.

в античной традиции и средневековых бестиариях морская птица, кладущая яйца прямо на поверхности моря отчего море сразу успокаивается

в античной мифологии варварское племя дев-воительниц

в античной, средневековой и фентези литературе, змея с двумя головами по обе стороны тела

в христианстве, средневековых европейских бестиариях и в славянской мифологии крылатая змея, опустошающая земли

по свидетельствам римлян, скандинавское животное, напоминающее лося, но с негнущимися ногами и огромной верхней губой, из-за которой может ходить только пятясь задом

тварь зело ужасная, взглядом жертв умерщвляющая, да воду дыханием зловонным отравляющая

существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем хищной птицы

в греческой мифологии, а позднее в средневековых бестиариях и геральдике, многоголовая змея или дракон

в античных мифах морской конь с рыбьим хвостом

воплощение обобщенного представления о неопределенной потусторонней силе, злой или благостной

в античной мифологии миксантропные создания, сопровождающие морских божеств

существа с человеческим торсом, передними ногами коня или льва и рыбьим хвостом

в латинских источниках, в частности у Вергилия, чудовищный великан, извергающий из груди пламя

в античной мифологии полудева-полузмея, демоница, сосущая кровь своих жертв

в древнеримской мифологии духи умерших насильственной смертью, вернувшиеся ради мести

в классической традиции морское чудовище с пастью, усеянной зубами

в греко-римской мифологии рождённое землёй чудовище в виде быка со змеиным хвостом

в древнегреческой мифологии лесные божества, демоны плодородия, жизнерадостные козлоногие существа

полуптицы-полуженщины, крылатые девы, чарующими песнями заманивающие на верную смерть плывущих мимо путников

в представлениях позднеантичного язычества персонификация конечности времени в виде мощного мужчины с львиной головой

в древнегреческой мифологии богини мести, насылающие безумие на преступника

Как зарождались древние мифы Рима

Мифология древнего Рима возникла под влиянием античной культуры древней Греции и народов этрусков. Установить точную дату возникновения языческой религии Рима достаточно сложно. Предположительно, к этому периоду относится заселение территории государства италиками — местными племенами, проживающими на Апеннинском полуострове до создания государственного управления Рима. Миграция занимала длительное время — с конца II по начало I тыс. до н.э.
Официальной датой образования Римской империи считается 753 г. до н.э. Эпоха с VIII по VI до н.э. отмечена как формирование аппарата управления власти и религии вновь образованного государства. В это время складывается представление о мифах и пантеоне культов древнего Рима. Примечательно, что с покорением соседних территорий, римлянами заимствовались идолы и обычаи поклонения других народов.

Читайте также:
Эпические жанры литературы - определение, виды, примеры

Мифология древнего Рима и Греции: различия

В древней Греции и Риме мифы складывались под воздействием культуры покоронных народов. Отличия религий двух древних цивилизаций были существенными: у греков идолы обладали человеческими качествами, в римской мифологии культы считались антропоморфными существами, у них отсутствовали чувства, сложно было выделить их половую принадлежность.
Греческая мифология основана на понятии семейственности. Небесные существа представляли единую семью, в которой иногда происходили разногласия. Все они обладали идеальными качествами характера и огромной слой. Вокруг их личных качеств создавались мифы.
В римской традиции мир был заполнен постоянно враждующими между собой существами. Они сопровождали людей в любой ситуации, с рождения до первых шагов и на всем жизненной пути. Люди находились под покровительством этих небесных жителей и покровительствовали им при разрешении важных дел. Они сопутствовали им при заключении брака, получении богатств, даровали удачу. После смерти на последнем пути душу человека сопровождало множество религиозных культов: предвестник смерти, отбирающий дух и др.
Важной чертой мифологии Рима была тесная связь с реализацией власти в государстве. Ответственным за совершение всех религиозных обрядов в партриархальном обществе был отец. Семейные праздники со временем приобретали статус официальных пиршеств, когда устраивали бои гладиаторов.
Положение духовенства в Риме значительно отличалось от принятого в древней Греции. Если в греческом обществе жрецы составляли отдельную социальную касту, то в Риме священики выполняли государственные функции. Все жрецы делились на саны: весталки, понтифики и авгуры.

По мифам древнего Рима — Зевс

Связь мифов древней Греции и Рима

В пантеон культов Рима входит обширный список имен. Это основатель всего сущего Уран, могучий Темпус, а также Амур, Сатурн, Хаос и титаны — их дети. Всего в третьем поколении выделялось 12 идолов.
Подобное распределение ролей отмечается в греческой традиции. На небесном олимпе восседали Юпитер, он же Зевс, посылающий молнии и грозы. Его супруга Юнона, она же Гера, покровительствующая семейным узам. Церера, называемая также Деметрой, олицетворяла плодородие.

Смотреть фильмы о мифах древнего Рима

На римском пантеоне также находились культы Фатум — Судьба, Фортуна — Удача, Психея — Душа, Либертас — Свобода, Ювента — Юность, Виктория — Победа. Особое значение придавалось существам, дающим урожай и плодородие при проведении сельхозяйственных работ.
Римляне причислили к жителям небесного пантеона Гермеса, Аполлона, Геркулеса, и Диониса, носящих характерные черты для мифов древней Греции. Исключительно римское происхождение носили Вулкан, Юпитер, Марс, Веста и Сатурн. Со временем идолов накопилось так много, что древние римляне стали распределять их на «старых» и «новых».

Античная мозаика по мифам древнего Рима

Основные легенды и мифы Древнего Рима

Большинство мифических историй римляне заимствовали у греков. Часть легенд, однако, носила оригинальное происхождение. Например, о создании мира Янусом. Центральная культовая фигура олицетворяла небо, солнце и начало всего сущего. Он отличался двуличием: одна его сторона была обращена в прошлое, другая смотрела в будушее.
Римляне, как и все древние народы, придавали природе растениям мифические свойства. Один из мифов гласит, что все люди произошли от дуба. Религиозные обряды обычно проводились в специально отстроенных парках, в центре которых находилась смоковница — священное дерево. По легенде, близнецы Ромул и Рем были выкормлены дикой волчищей. В центре мифологии Рима находился дуб Капиталия, именем которого был назван знаменитый Капитолийский холм.
В мифах древнего Рима присутствовали птицы, особое значение придавалось орлам и дятлам. С расширение границ государства в мифах, взятых у греков и измененных под римские традиции, появляются все новые объекты поклонения.
Все мифы древнего Рима разделяют на три вида:

  • мифы о культах и их поступках;
  • рассказы о возникновении римского государства;
  • истории о легендарных героях.
Миф о создании города Рим

Миф об образовании Рима известен во многих странах современного мира. Город был основан двумя братьями-близнецами. Легенда повествует о том, что Амулий, захвативший силой власть в государтсве, боялся за судьбу своего сына, который должен занять престол после него. Избегая прихода на престол сына Нумитора, он убил племянника во время охоты. Рею, дочь Нумитора, он объявил изранницей Весты, поэтому замуж она не вышла.
Пантеон по-другому распорядился ее участью, сделав ее женой влиятельного Марса. От брака родилось два мальчика. Нумитор был разгневан таким поступком и забрал близнецов у весталки. Рею оставили навечно замурованной под землей, а детей бросили в Тибр, протекающий у берегов города. Служители дворца сжалились над младенцами и уложили их в деревянную ладью, пущенную по реке.
Корыто доплыло до смоковницы и прибилось к берегу. Детский плач услышала волчица и отправилась кормить детей собственным молоком. Увидел это пасущий рядом овец Фавстул и взял на воспитание детей. Когда мальчики подросли, им рассказали о их судьбе. После этого они посетили дворец Нумитора, убили его сына Амулия и провозгласили царем своего деда. В награду им были обещаны земли Тибра, где они основали поселение. На берегах плодородной реки были заложены основы нового могущественного госудаства. Поспорив, кому достанется царство, Ромул убил Рема.

Читайте также:
«Одиночество»️ анализ стихотворения Ивана Бунина, история создания

Волчица, Ромул и Рем скульптура

Миф о сыне Афродиты Энее

Друг Гектора, сражающегося во время Троянской войны, сын прекрасной Афродиты Эней бежал с отцом и младенцем в страну, населенную латинами после разграбления Трои. Он взял в жены Лавинию, дочь царя италийских земель Латина. Сыновья Энея, Ромул и Рем, основали на берегу Тибра город Рим.

Ленегда об основателях древнего Рима

Книги о мифах древнего Рима

Литература в иллюстрациях для детей о мифах древней Греции станет лучшим поучительным пособием. В числе самых читаемых произведений можно выделить:

  • Мифы древнего Рима и Греции. Н.А. Кун
  • Легенды и сказания древнего Рима. А.А. Нейхардт.

Благодаря бессмертным произведениям древнеримского эпоса «Энеида» Вергилия и «Метаморфозы» и «Фасты» Овидия сегодня можно узнать многое об истории развития Рима и жизни его населения.
Мифы Древнего Рима: презентация

Мифы Древнего Рима: особенности создания и главные герои

Древний Рим — одна из могущественных цивилизаций прошлого, на основах которой построен миропорядок современной Европы. Это государство достигло своего расцвета около 2000 лет назад, оставив после себя многочисленные архитектурные памятники и прекрасные города. Чрезвычайно интересны мифы Древнего Рима, в которых тесно переплетались старинные легенды, религиозные верования и попытки упорядочить жизнь общества.

  1. Особенности мифологии
  2. Ранние времена
  3. Заимствование из Греции
  4. Древнеримские боги
  5. Похищение сабинянок
  6. Муций Сцевола

Особенности мифологии

Мифология Рима строится на традиционных историях, которые неразрывно связаны с возникновением этого государства и самого Вечного города. Одной из её особенностей является полное подчинение моральным устоям, гражданскому долгу и политике. Римляне взяли на вооружение практику заимствования верований из других культур. В частности, первоначально это были сказания и баллады этрусков и италийцев, а в последующем активно использовалась мифология Древней Греции.

Одной из задач римской мифологии было исключить у простых жителей какие-либо сомнения в правильности их устоев жизни. Также такие рассказы и легенды объясняли имеющийся существенный разрыв в благосостоянии представителей разных сословий. Если первоначально Древний Рим имел республиканскую форму правления, то в последующем тут появилась монархия. Узурпировавшие власть императоры с помощью всевозможных мифов пытались донести до народа тот факт, что они являются божественными избранниками.

Многочисленные божества в Древнем Риме являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и быта. Так, с их помощью засевали и пахали землю, ожидая хороших урожаев, даже в обычных атмосферных осадках тут видели проявления высшей силы. Боги покровительствовали различными видами деятельности, требуя взамен небольших жертвоприношений. Именно поэтому в Риме в прошлом было так много храмов, а число богов перевалило за несколько десятков.

Помимо многочисленных божеств, которых насчитывается несколько десятков, древние римляне с трепетом относились ко всем проявлениям природы и многочисленным животным.

Например, хорошо известен миф о священном дереве смоковнице. Именно под сенью его кроны легендарная волчица вскормила двух братьев Ромула и Рема, которые стали основателями древнего города.

Ранние времена

Известно, что в период формирования римского государства, когда еще был только заложен Вечный город, а это приблизительно 753 год до нашей эры, у местных жителей отсутствовало как таковое понятие божеств и мифологии. В те времена люди верили, что существуют индивидуализированные персонажи, благодетельные или безразличные вредоносные силы. В скором времени появляются уже специальные символы тех или иных богов, например, камень у Юпитера, копьё у бога войны Марса и огонь и у Юпитера.

Для мифологии ранних времен характерно:

  • упрощенное представление богов;
  • обожествление проявлений природы;
  • различные сказания о сотворении Рима.

В последующем, по мере развития цивилизации, сложилась собственная уникальная культура, традиции и верования, была создана разветвленная сложная мифология, которая включала религиозные представления жителей древнеримской империи о создании мира.

Также появились специальные сложные ритуалы, которые существенно отличались друг от друга в зависимости от конкретного божества и религиозного праздника. Была создана соответствующая иерархия высших сил, в которой, как и в жизни, присутствовал верховный правитель.

Заимствование из Греции

Для любой цивилизации прошлого характерно активное заимствование из традиций и культуры более древних и прогрессивных народов и стран. То же самое касается Рима, первоначально мифология которого строилась на сказаниях и преданиях этрусков. Во II веке до нашей эры происходит полное подчинение Греции, которая к тому времени имела хорошо организованный структурированный пантеон богов. Неудивительно, что римляне решили позаимствовать и видоизменить такую афинскую мифологию.

Читайте также:
Тарантьев характеристика героя в романе И.А. Гончарова "Обломов"

Конечно, полного копирования тут не было, однако многие боги в Древнем Риме имеют поразительное сходство с греческими небожителями.

Например, верховным божеством и отцом всех высших сил на Апеннинах был Юпитер, который в точности копировал греческого Зевса. То же самое касается Нептуна, считающегося у римлян морским богом, это был аналог Посейдона у афинян.

Между этими верховными божествами существовала строгая иерархия, при этом они были наделены своим характером и имели непростые взаимоотношения друг с другом. В представлении римлян такие боги были скорее добрыми помощниками и наставниками, которые всегда незримо присутствовали рядом с человеком. Именно к ним обращались за советом, шли в трудные времена в специальные храмы, приносили пожертвования, которые представляли собой небольшую денежную сумму или различные дары.

Древнеримские боги

В Древнем Риме насчитывается около десятка высших божеств, которые были наделены огромной силой и покровительствовали людям в их начинаниях. Несмотря на наличие верховного бога, часто такие небесные силы вступали в конфликт друг с другом, что и объясняло страшный неурожай, засуху, болезни и эпидемии или же поражения в войнах.

Пантеон римских богов:

  • Юпитер.
  • Янус.
  • Юнона.
  • Минерва.
  • Диана.
  • Венера.
  • Марс.
  • Флора.
  • Бахус.
  • Вулкан.

Отцом богов в древнегреческой мифологии являлся Юпитер.

Это грозное, но справедливое божество, проживавшее на вершине самых высоких гор. Юпитер часто выступал в качестве судьи в спорах других высших сил. Одним из древнейших римских божеств являлся Янус, изображавшийся двуликим с необычной головой, которая с двух сторон имеет отличающееся лицо. Считается, что этот бог олицетворял хаос, начало и конец всей жизни.

Юнона — это супруга Юпитера и покровительница брака, женщин и материнства. Эта богиня считалась хранительницей семейных традиций и домашнего очага. Известно, что римляне приблизительно с IV—III вв. до нашей эры стали моногамными. Чтобы закрепить такие отношения, и была придумана Юнона, которая олицетворяла протест против распространённой в прошлом полигамии (многоженства). Минерва — это древняя италийская богиня, которую в особенности почитали этруски. Она считалась покровительницей воинов, также её славили во время многочисленных гладиаторских игр.

Диана — богиня животного и растительного мира, плодородия и женственности. Это заимствованный персонаж, причём не только из греческой мифологии, где была Артемида, но и из Карфагена. В этом древнем североафриканском государстве почитали небесную богиню Целесту. Венера считалась покровительницей плодородия, весны и всех плодоносящих сил в природе. В последующем ее стали отождествлять с Афродитой, считая богиней красоты и любви.

Похищение сабинянок

По легенде, изначально Рим был населён лишь мужчинами, а жители соседних племен не желали выдавать дочерей в жёны бедным поселенцам недавно созданного города.

Мудрый Ромул придумал, как решить эту проблему, он задумал похитить сабинянок, насильно выдав их замуж. Нужно лишь было заманить в город соседей вместе с их семьями и молодыми девушками.

Ромул устраивает небольшой праздник, на который приглашает соседей со всей округи. В Рим прибывают жители окрестностей, они пришли на праздник со своими семействами, взяв также с собой молодых девушек-дочерей. По условному знаку Ромул с товарищами набрасывается на безоружных людей, похищает женщин, которые в последующем стали их супругами. Латиняне объявили им войну, но проиграли, тем более что воевать против законных мужей своих дочерей они не хотели.

Муций Сцевола

Это известный миф, который повествует о юноше патриции, легендарном герое Рима. Гай Муций Сцевола известен тем, что попытался спасти свой народ от порабощения, совершив покушение на этрусского царя. Молодой патриций проник в лагерь неприятеля, планируя ночью совершить убийство, пожертвовав при этом своей жизнью.

Однако Муций не знал, как выглядит этрусский царь Порсена, поэтому в шатре он выбрал самого богато одетого человека и зарезал его. Оказалось, что это был обычный вельможа, который имел страсть к пышным нарядам.

Как только Сцеволу схватили и стали пытать, молодой человек сам поднес руку к огню, смотря в глаза Порсене и не издав при этом ни звука.

Царь этрусков поразился такой храбрости, сказав, что если все римляне такие же бесстрашные, то победить их невозможно, он прекратил войну и подписал мирный договор.

Топ 10 самых популярных и увлекательных мифов Древнего Рима

Рим издавна известен своими мистическими историями, связанными с его происхождением и легендарными богами. Они были представлены в произведениях искусства и литературы, причем Овидий был мастером придания этим латинским мифам и легендам физической формы. Римляне всегда верили в сверхъестественное, что отражено в их верованиях, и тема героизма является одной из самых распространенных и важных тем во многих историях. Легенды имеют дело с силой морали и политики. В Риме есть все — от мифов об основании до легенд о божественном законе. Вот список из 10 захватывающих и увлекательных мифов и легенд Древнего Рима:

Читайте также:
Рок опера преступление и наказание кратко читать

1. История Ромула и Рема

Согласно римской мифологии, история этих братьев-близнецов рассказывает о происхождении города Рима. Они были детьми Марса и Реи Сильвии, и, согласно Вергилию и многим другим писателям, их приключения были неразрывно связаны с основанием Рима.

Рожденные в Альба-Лонге, они представляли угрозу царю Амулию, и поэтому, чтобы спастись, он приказал бросить их на берегу реки Тибр. Новорожденных оставили умирать, но Тиберий, мифологический отец реки, спас их, и они выжили под его опекой. Волчица кормила их грудью в пещере недалеко от Луперкалия. Позже их усыновил пастух Фаустул. Не зная о своей личности, они выросли, работая фермерами и пастухами. Но независимо от того, как далеко они ушли от своих настоящих родителей и дома, их корни проявили себя, а врожденные лидерские качества помогли им собрать много сторонников.

Повзрослев, они вступили в спор между сторонниками Амулиуса и Нумитора. Как следствие, Рем был заключен в тюрьму в Альба Лонге, в том самом месте, где он родился. Дедушка царя и Рема заподозрил его настоящую личность. Тем временем Ромул был занят поисками способов освободить своего брата. Пока все это происходило, они оба узнали о своей настоящей личности и объединили усилия со своим дедом, чтобы восстановить трон. В конце концов, они победили, и Амулий был убит.

Вернувшись к семи холмам, они спорили о том, где построить город. Ромул предпочитал Палатинский холм, но Рем хотел, чтобы он находился на Авентинском холме. Поскольку они не могли прийти к соглашению, попросили о помощи богов, используя предсказания или толкование предзнаменований. Ромул увидел 12 благоприятных птиц и одержал победу, тогда как Рем видел только шесть. Это вызвало новый спор, и, в конце концов, Рем был убит. Затем Ромул основал город Рим.

2. История Энея

Эней — мифологический герой Рима и Трои. Гомер упоминает его в «Илиаде», как двоюродного брата царя Приама из Трои. В «Энеиде» Вергилий описывает его как героя и предка Ромула и Рема. В «Энеиде» говорится, что Эней был одним из немногих троянцев, которые не были ни убиты, ни порабощены после поражения Трои. Собрав группу и получив приказ богов бежать, он отправился в Италию, чтобы стать прародителем римлян. Эта команда называлась Энеады. Он нес с собой статуи троянских богов и установил их в Италии. Они скитались шесть лет и наконец, поселились в Карфагене. Здесь у Энея и царицы Карфагена Дидоны был роман в течении года, после чего Дидона сделал ему предложение, чтобы они могли вместе править как троянцами, так и карфагенянами. Афродита (римская версия Венеры и мать Энея) с помощью Юпитера заставила Энея осознать свои истинные мотивы, которые заставили его тайно покинуть это место. Боль его ухода заставила Дидону произнести проклятие вражды над Римом. После этого она ударила себя мечом, который дала Энею во время их первой встречи.

Затем Энеады вернулись на Сицилию, и Эней окончательно поселился в Лациуме. Чтобы почтить память своего отца, умершего годом ранее, Эней устроил серию похоронных игр. После собственной смерти он спустился в подземный мир, встретил своего отца и Дидону и узнал о будущем своих преемников, другими словами, об истории Рима. Эта история о происхождении римлян через троянцев через Энея и земель, которые он основал, пользуется большим уважением у историков.

3. Миф о Юпитере и пчеле

Римские легенды всегда успешно преподавали уроки жизни. Одним из таких мифов о сладости и мести является миф о Юпитере и пчеле. История рассказывает о том, как месть может иметь ужасные последствия.

В один прекрасный день, рассердившись на смертных, уносящих ее мед, царица улья решила навестить Юпитера. Достигнув Олимпа, она поднесла Юпитеру свежий мед. Обрадовавшись его вкусу, Юпитер пообещал исполнить одно из ее желаний. Она попросила: «Дай мне, молю тебя, жало, если кто-нибудь из смертных приблизится, чтобы забрать мой мед, я смогу убить его». Недовольный ее просьбой из-за своей любви к человечеству, он исполнил ее желание, но с риском для ее собственной жизни. Он сказал: «Ибо, если вы воспользуетесь своим жалом, оно останется в ране, которую вы нанесете, и тогда вы умрете от ее потери».

Мораль истории — довольствоваться тем, что у вас есть. Желание добра для себя за счет других всегда приводило к падению. Даже сегодня, если пчела использует свое жало, это приводит к ее собственной смерти.

Читайте также:
Алеша Попович и Тугарин змей кратко - читать онлайн за 2 минуты

4. История Аполлона и Кассандры

Аполлон — один из самых выдающихся богов греческого и римского пантеона. Он — единственный бог, который появляется как в греческой, так и в римской мифологии. Миф об Аполлоне и Кассандре стоял за падением Трои, потому что Кассандра была самой красивой дочерью царя Приама. Аполлон был влюблен в нее, и, чтобы его любовь осуществилась, он пообещал Кассандре силу пророчества, если она согласится выполнить его желания. Она согласилась на его условия и получила дар пророчества. Получив то, что хотела, она отказалась заключить с ним союз, из-за чего Аполлон вспыхнул пламенем. Затем он проклял ее, чтобы никто не поверил ее пророчествам, несмотря ни на что. В результате люди стали считать ее лгуньей и сумасшедшей, и она была заключена в цитадель собственным отцом. Несмотря на несколько предупреждений троянцев о греках, никто не поверил ее словам, и Троя была, в конечном счете, разрушена.

5. Легенда о Лукреции

Лукреция была легендарной героиней Рима, самоубийство которой, как считалось, изменило римское правительство от монархии к республике. Ее изнасилование сыном этрусского царя вызвало немедленный мятеж против римской монархии, и этот инцидент вызвал бурю недовольства тираническим правлением последнего римского царя Луция Тарквиния Супербуса. В результате все известные и влиятельные семьи сформировали республику против латинского и этрусского вмешательства, а первым консулом Римской республики стал муж Лукреции. В результате изнасилование стало главной темой европейской литературы и искусства. Историки воспринимают ее историю не как миф, а как реальный случай, навсегда оставивший отпечаток в старом мире.

6. Миф о Юпитере и Ио

Жрица Ио была одной из смертных любовниц Юпитера, которая была известна своим поведением, похожим на Казанову. Юпитер влюбился в Ио и превратился в черное облако, чтобы он мог жить ближе к ней, прячась от своей жены Юноны. Однако Юнона не была женщиной, которую можно было обмануть. Она заметила черное облако и легко узнала в нем своего мужа. В тот самый момент, когда Юнона прибыла на Землю, Юпитер превратил Ио в белую корову, чтобы защитить ее от гнева своей жены. Несмотря на несколько попыток скрыть Ио, Юнона нашла белую корову и поставила ее под наблюдение Аргуса, у которого была сотня глаз, которые почти никогда не закрывались.

Чтобы освободить Ио, Юпитер послал своего сына Меркурия рассказывать Аргусу истории, пока тот не заснул. Меркурию удалось усыпить Аргуса, затем он убил его и освободил Ио. Зная все это, Юнона была так расстроена, что послала ядовитого овода ужалить Ио или белую корову. И только когда Юпитер поклялся никогда больше не преследовать Ио, Юнона была освобождена из заключения. После этого она отправилась в Египет, поселилась там и стала первой египетской богиней.

7. Легендарная женщина Клелия

Клелия считается самой храброй из всех женщин и относится к самым ранним римлянам. После того, как война между Клузиумом и Римом подошла к концу из-за мирного договора в 508 г. до н.э., этрусский царь Ларс Порсена взял римских заложников. Одной из них была юная Клелия, бежавшая из лагерей заложников во главе группы римских девственниц. Она сбежала на лошади и переплыла Тибр. Затем Ларс Порсена поставил условие для ее возвращения. По возвращении Порсена был настолько впечатлен ее храбростью, что удовлетворил ее желание взять половину заложников. Она выбрала молодых римлян, чтобы война продолжалась. Ее ум и храбрость были бесценны для римлян, и в ее честь на Виа Сакра была построена конная статуя.

8. Плутон и река Стикс

Планета Плутон была названа в честь римского бога смерти. И планета, и бог означали холод. Согласно римскому мифу, каждый, кто умирает, должен отправиться в подземный мир. Во-первых, мертвые должны пересечь Стикс, также известный как Река мертвых. Мертвого хоронят с монетой, чтобы заплатить паромщику Харону за переправу через реку. Монету нужно держать во рту умершего, и только тогда Харон перенесет его душу. Луна планеты Плутон получила свое название от лодочника Харона. Вода в этой реке считалась дурным предзнаменованием, поскольку даже боги не могли избежать ее последствий. Если бы кто-нибудь соприкоснулся с ней, он бы потерял голос на девять лет.

9. Мифы о Геракле

Известный своей невероятной силой, Геркулес был адаптирован римлянами из произведения искусства и греческой мифологии. Он был наполовину человеком и наполовину богом. С Гераклом связано несколько мифов, самый популярный из которых — Двенадцать подвигов Геракла:

2. Геркулес и гидра

3. Геркулес и керинейская лань

4. Геркулес и эриманфский вепрь

5. Геркулес и Авгиевы конюшни

6. Геркулес и Стимфалийские птицы

7. Геркулес и критский бык

8. Геркулес и кобылы Диомеда

Читайте также:
Сочинение Любовь, аргументы, роль любви в жизни человека

9. Геркулес и пояс Ипполиты

10. Геркулес и Герионский скот

11. Геркулес и яблоки Гесперид

12. Геркулес и Цербер

Мифы изображали Геракла как символ безграничной силы, которой обладал полубог. Он также был заметной фигурой в более позднем западном искусстве и литературе.

10. Миф о Янусе

У Януса, римского бога начала, было два лица, одно из которых отражало прошлое, а другое — будущее. Даже месяц Январь обязан своим названием Янусу. Более того, именно он отвечал за движения и изменения, происходящие во времени. Он сыграл важную роль в древнеримском мифе, например, когда Ромул похитил сабинянку, Янус появился в картине как спаситель. Он спас женщину, затопив путь к ней вулканическим горячим источником, который похоронил всех похитителей под пеплом и кипящей водой.

Существует бесчисленное множество мифов и историй римской цивилизации. Некоторые из них являются адаптациями из греческой мифологии. Но несмотря, ни на что, Древний Рим был колыбелью культуры, из которой будущие поколения развили свои собственные верования и мифы.

Справочник автора/Греко-римская мифология

Мифология древних греков — пожалуй, одна из самых популярных (и «попсовых») в наше время. Практически в каждом фэнтези присутствуют те или иные элементы греческих мифов, начиная чудовищами с богами и заканчивая героями. Однако, как и в случае скандинавской мифологии, многие МТА довольно слабо представляют себе, как устроена древнегреческая Ойкумена, довольствуясь лишь самыми известными фактами — есть гора Олимп, на ней сидят боги (те ещё сволочи, между нами говоря), они воевали с титанами и отняли у них власть над миром. А пока олимпийцы интригуют, пируют и совокупляются со всем, что увидят, по земле бегают герои — Геракл, Тесей и Персей, Ясон и сотоварищи плывут за Золотым Руном, а Одиссей придумал деревянного коня, благодаря которому Трою захватили, а потом десять лет не мог попасть домой. Но это лишь капля в море, известном как «Греко-римская мифология» и автор данной статьи по мере сил попытается рассказать про вещи, коими МТА пренебрегают. А пренебрегают они зря.

Нужно отметить, что греческая мифология, как и легенды других европейских (и частично азиатских) народов. восходит к праиндоевропейской культуре, но Античность впитала слишком много чуждых элементов, а архетипы и образы неоднократно переосмысливались философами и поэтами. Таким образом, знакомые нам легенды — крайне далекий родич праиндоевропейских верований, а общее между Зевсом и, к примеру, Перуном, — по сути лишь то, что они оба связаны с небом и грозой, а также занимают ключевое положение в своих пантеонах. Потому, если вы увидите некий источник, где утверждается, что греческая и славянская мифология повторяли друг друга почти во всём, вплоть до мелочей, то скорее всего, вы наткнулись на творчество героя вот этой статьи [1] . Также не следует смешивать воедино греческие и римские элементы — легионеры девятого легиона, возглавляемые лично Аресом, сражающиеся с Геркулесом, которому помогают Афина, Юпитер и племена диких сатиров, явно свидетельствуют о том, что автор подобного опуса плохо знает матчасть (или намеренно ею пренебрегает).

В отдельную статью были вынесены многочисленные тропы и штампы, встречающиеся в античных мифах.

Внимание! Античная мифология не имеет единого канонического свода текстов, подобного Библии или японской Кодзики. Все, что мы о ней знаем, известно нам главным образом по античной художественной литературе. Поэтому между разными изводами мифов могут быть сильные разногласия.

Содержание

  • 1 Греческая мифология
    • 1.1 Что посмотреть/почитать/поиграть/послушать?
  • 2 Римская мифология
    • 2.1 Что посмотреть/почитать/поиграть/послушать?
  • 3 Тропы и штампы
  • 4 Примечания

Греческая мифология [ править ]

С III по I тысячелетие до н. э. на территории материковой Греции, островах Эгейского моря (включая Крит) и значительной части Малой Азии (то есть Турции) существовала Эгейская цивилизация, она же Крито-Микенская культура, которая, в свою очередь была разделена на Западноанатолийскую (к каковой относилась историческая Троя), Элладскую, Кикладскую, Минойскую и Микенскую культуры. Последняя была основана ахейцами, предками греков — со временем они ассимилировали негреческое население Крита и других регионов, а их языки — т. н. догреческий субстрат, — во многом стали основной для знакомого нам греческого языка. Крито-Микенская цивилизация была весьма продвинута для своего времени — тогда бурными темпами развивалось мореплавание, установление контактов с цивилизациями Древнего Востока (включая Египет) и создание иероглифической письменности. Конец этой цивилизации положило очень мощное извержение вулкана Санторини и последовавшее за ним вторжение дорийцев и «народов моря», случившееся в конце Бронзового века. После этого начался Полисный период, длившийся с XI по IV век до нашей эры и сформировавший более знакомую нам Древнюю Грецию с полисами-государствами и демократией. В религии же это, вероятно, отобразилось в виде смены веков — сперва был Золотой Век, когда всем было хорошо, затем пошел нескольку уступающий ему Серебряный, потом Медный, Бронзовый и наконец-то самый худший, Железный [2] .

Читайте также:
Образ Сони Мармеладовой - характеристика и роль, описание комнаты

О мифах того времени известно мало, но судя по всему, богов тогда было не слишком много и у большинства (включая Зевса) было несколько имён мужского и женского рода. Из глиняных табличек времён Микенской культуры можно почерпнуть кое-что интересное, многие боги пришли в классическую мифологию именно оттуда. Стоит также упомянуть различные мистерии и тайные культы, например культ Диониса, которые также вносили лепту в формирование привычного образа богов. О мифологии же античных Тёмных веков, длившихся с краха Микенской цивилизации и до начала Полисного периода, известно лишь из позднейших сочинений греческих авторов. К ним относятся «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода и «Библиотека» Псевдо-Аполлодора. Как уже было сказано, античная мифология (а за ней и римская) впитала немало чужеродных элементов — греки основали множество колоний по всему Средиземноморью, где знакомились с местными верованиями и порой ассимилировали их. Самый яркий пример — индийский поход Александра Македонского и создание Греко-буддизма. Поскольку единой церковью с догматами тогда даже не пахло, греческая мифология представляет собой тот ещё гремучий коктейль даже в «отредактированном» виде, что уж говорить про народные культы и предания.

Поскольку статья разрослась, аки головы Гидры, было решено распилить её на подстатьи:

Что посмотреть/почитать/поиграть/послушать? [ править ]

  • Труды Гомера, Гесиода и других древнегреческих поэтов, само собой.
  • Н. Кун, «Легенды и мифы Древней Греции».
  • Генри Лайон Олди, «Ахейский цикл» — без некоторой клюквы (вроде хитонов, в бронзовом веке-то!) не обошлось, но авторы сознательно пренебрегли деталями, дабы неискушенный читатель смог представить нужную картину и образы. В остальном же Эллада до-дорийского вторжения передана достаточно правдоподобно.
    • Андрей Валентинов, «Диомед, сын Тидея» — роман в той же вселенной (язык не поворачивается назвать фанфиком).
  • Трилогия Елены Кисель Аид, любимец судьбы — описание жизни самого страшного бога от рождения до Гигантомахии. В наличие — поэтический слог, философские беседы о разном и интриги, в которых вынужден участвовать подземный царь.
  • Д. Смирнов, «Геракл без галстука» — для тех, кто желает изучить эллинскую мифологию в стиле «гоблинского перевода». Нужно отметить, что автор не только прекрасно шутит, но и очень хорошо знает материал, упомянув (и обстебав) в том числе те мифы, о которых общественность не слышала и которые отсутствуют в данной статье.
  • Мини-сериал «Одиссея» от нашего земляка Андрея Кончаловского. Автор статьи считает его лучшей экранизацией легендарного эпоса.
  • Мультфильмы Александры Снежно-Блоцкой — «Возвращение с Олимпа», «Лабиринт. Подвиги Тесея», «Аргонавты», «Персей» и «Прометей». Не обошлось без прикрученной идеологий, но смотрится это вполне органично и даже к месту.
  • Диснеевский мультфильм «Фантазия» 1940 г. — новелла «Пастораль» с участием персонажей греческой мифологии: богов, купидонов, пегасов, сатиров и кентавров.
  • «Геркулес» (1997) от Walt Disney Pictures и одноимённый мультсериал по его мотивам — экранизация двенадцати подвигов Геракла очень далёкая от мифологии история Геркулеса с музыкальными номерами, изменённой мифологией под христианские мотивы, любовной линией и чёрным юмором от Аида.
  • «Ясон и герои Олимпа» от Saban.
  • God of War же! Прямо скажем, изучать мифологию по этой серии так себе затея, но статус культовой и звание одной из главных иконок слэшера она получила не за красивые глаза.
  • «Assassin’s Creed Odyssey» — несмотря на свойственные «Ассасинам» исторические огрехи, атмосфера Греции четвёртого века до н. э. получилась прекрасной.
  • Видеоигра-платформер Apotheon, в котором мы играем за смертного воина Никандра, вознесённого Герой на Олимп, чтобы набить лица Зевсу и прочим богам, попутно отняв их силы ради спасения человечества. Автору правки более всего подсластило наличие цитат и отрывков из классических трудов, вроде «Теогонии».
  • Видеоигра-рогалик от Supergiant Games — «Hades». Главный героем является малоизвестный персонаж Загрей или Загреус — сын Аида из вышеупомянутых мистерий. Примечательна увлекательным геймплеем, красивым дизайном и малым количеством отсебятины. Ну, относительно малым. Всё-таки в этой игре боги — куда более порядочные личности. Как минимум, истории с Каллипсо и Зевсом здесь попросту не было.

Римская мифология [ править ]

Около двух тысяч лет до нашей эры, на территории Италии обитало несколько племён, из которых наиболее значимыми являлись латины и сабины. Именно они основали Рим (тогда ещё — скромную деревеньку) у реки Тибр, на пересечении важных торговых путей. В народе однако более известна история о Ромуле и Реме, двух братьях-близнецах. Согласно легенде, дед близнецов — царь могущественного города Альба-Лонги Нумитор, — был свергнут своим братом Амулием, а дочь Нумитора принудили стать весталкой, т. е. жрицей Гестии/Весты, которым предписывалось быть вечными девственницами, чтобы её дети не смогли отомстить за деда. Не помогло — её посетил Марс, от которого и родились Ромул и Рем. Братьев спустили в корзине по реке, где их нашла и вскормила волчица, из-за чего римляне особенно любили волков. Потом близнецов нашла и воспитала чета пастухов, а когда они выросли, то убили Амилия и вернули трон Нумитору. По воле деда, они решили основать новый город, но не смогли определится, где именно он будет стоять — на Палатинском или Капитолийском холме. Произошла ссора, в которой Ромул убил Рема и построил город, которому дал своё имя [3] .

Читайте также:
«Шаганэ ты моя, Шаганэ»️ анализ стихотворения С.А. Есенина, история создания, жанр, стихотворный размер, кому посвящено

Огромное влияние на формирование Рима оказало племя этрусков. В первом тысячелетии до н. э. они занимали весь северо-запад Апеннинского полуострова (на его месте сейчас находится современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и построили весьма развитую цивилизацию. Именно из культуры этрусков римляне позаимствовали образы многих богов и их имена, не говоря уже о народных верованиях, традициях и обычаях. Цивилизация этрусков прекратила свое существование во втором веке до нашей эры из-за ассимиляции с римлянами.

Подробнее о римской мифологии в следующих подстатьях:

Что посмотреть/почитать/поиграть/послушать? [ править ]

  • Труды римских авторов, например, Светония и Вергилия.
  • Телесериал «Рим» от создателей небезызвестной Игры престолов.
  • Комиксы про Астерикса и Обеликса — отличная пародия на любимый многими «имперский пафос» с большим количеством злодеев-недотёп из числа римлян.
  • Серия игр Total War, а конкретно — «Rome» и «Rome 2». Первая часть примечательна тем, что пользователь отыгрывает роль полководца одного из трёх знатных домов — Юлиев, Брутов или Сципионов. Римская влать представляет собой отдельную фракцию, с которой нужно будет воевать, если игрок желает стать императором.
    • А также, внезапно, Атилла. Путём некоторых мучений (или мода, снижающего процентный порог для принятия новой религии) можно восстановить в христианских ЗРИ и ВРИ (или принять в любой другой стране) римское язычество. Субверсия, однако, так как посмотрите на дату игры. Язычество будет представлено не Марсом, Юпитером и Нептуном, а Сераписом, Исидой, Непобедимым Солнцем, Божественным Императором и Гермесом.
  • Видеоигра-слэшер «Ryse: Son of Rome» — правда, Рим здесь достаточно условный и даже император Нерон не имеет со своим прототипом почти ничего общего.
  • Некоторые песни группы Ария, например, «Колизей».

Тропы и штампы [ править ]

Поскольку штампов и архетипов в античной мифологии также очень много, им тоже посвящена отдельная статья:

Мифология Древнего Рима – о возникновении, основные боги и существа

Мифы и предания Древнего Рима

Римская фантазия (фрагмент). Художник П. Панини

Древний Рим – не просто самая могущественная из цивилизаций античности, это целая эпоха мировой истории и культуры, длившаяся с восьмого века до нашей эры по пятый век эры нашей. Это величайшее государство, в период наивысшего могущества охватывавшее территории от севера Англии до севера Африки, от Гибралтара до Персидского залива, получило название по главному своему городу – Риму. Когда-то небольшое поселение изгоев и отщепенцев, основанное легендарным полубогом Ромулом на берегу реки Тибр, Рим со временем превратился в самое блистательное творение рук человека античности и, по праву получив титул «Вечного города», стал сердцем огромной империи. Именно там, в столице мира, стоит искать квинтэссенцию римской культуры, ради чего, собственно, и написана эта книга. Поэтому на протяжении всего повествования мы так и не сможем далеко отойти от стен Вечного города.

Корпус историко-культурных сведений о Риме колоссален, под этой же обложкой вы найдете лишь краткий обзор римских верований и легенд. Римская культура специфична и интересна тем, что, веками поглощая и впитывая обычаи и нравы покоренных народов, сохранила под всеми этими наслоениями собственный стержень и собственный неповторимый дух. Познакомить читателя, ранее не соприкасавшегося с этой эпохой, с пантеоном римских богов и верованиями римлян, с логикой и этикой римской духовной культуры, с самыми известными или характерными легендами и преданиями Рима мы и намеревались, подбирая истории для данной книги. Все написанное ниже – это изложение трудов известных античных авторов, по мере надобности откомментированное с привлечением трудов известных историков и для удобства восприятия разбитое на законченные очерки и разделы. Мы надеемся, что эта книга станет лишь первым шагом на долгом пути вашего знакомства с величественной и суровой эпохой Древнего Рима.

Отбирая сюжеты для дальнейшего повествования, мы старались, во-первых, останавливаться лишь на том, что действительно способно заинтересовать современного читателя, во-вторых, делать акценты на ключевые моменты в понимании римской жизни: мышление, поведение, нравы и обычаи людей той эпохи. Немаловажным представлялась нам и необходимость должным образом, с позиций того далекого времени, раскрыть известные, позже многократно использовавшиеся в мировой культуре сюжеты.

Первый раздел нашей книги полностью посвящен характеристике и эволюции римских верований, взаимоотношениям римлян с богами и духами обширного пантеона. Во втором и третьем разделе собран корпус самых известных, любопытных и характерных римских легенд и преданий, соотнесенный с канвой исторических событий. Последний же раздел охватывает короткий, но, вероятно, самый освещенный период римской истории – век первых императоров, где мы по мере сил разбираем и эпизоды, возможно, уже известные читателю, наполняя их немаловажными подробностями и комментариями, позволяющими более объективно взглянуть на героев и эпоху.

Читайте также:
Функциональные стили речи русского языка - классификация и особенности

Мы надеемся, что любознательному читателю, открытому для всего нового, эта книга принесет немало интересных сведений, неординарных наблюдений и, конечно, много часов увлекательного чтения.

По дороге в храм. Художник Л. Альма-Тадема

Пантеон и верования Древнего Рима

О римской мифологии

Прежде чем начать рассказ о римских мифах, следует сказать пару слов о сущности древнеримской мифологии как таковой. Часто мы воспринимаем римскую мифологию как заимствованную у греков, что едва ли верно. На самом деле древнеримская религия очень самобытна и все греческое влияние на нее – довольно позднее, хотя и внушительное. Римский пантеон крайне обширен и сложен по своему составу и функциям входивших в него божеств, при этом различные аспекты верований пронизывали все сферы жизни древних римлян.

Римская религия развивалась в течение многих столетий по мере роста римского государства – от небольшого города до огромной империи. Попробуем коротко и поверхностно разобраться в различных аспектах формирования классического римского пантеона – того, с которым все мы скорее всего знакомы еще по греческой мифологии.

Самыми древними объектами религиозного почитания у римлян были духи – покровители рода, культ которых старше самого города Рима. Сами римляне считали, что почитание этих духов пришло в Рим из Лавиния и Альбы-Лонги, более древних городов Италии. К таким духам-покровителям относятся маны – тени умерших, оберегающие свой род после смерти, домашние божества пенаты и лары. Пенаты, лары и маны не имели собственных имен, не персонифицировались и почитались римлянами как некое безымянное множество. Подробнее речь о них пойдет в соответствующих разделах.

Культ покровителей рода имел, конечно же, частный, семейный характер. Часто покровителем рода был некий легендарный предок, например род Юлиев чтил в этом качестве Юла, сына Энея. По мере формирования государства и утраты значимости родовой организации некоторые родовые боги стали почитаться в пределах целого государства, сменив приписываемые им функции. Есть мнение, например, что культ Фавна, веселого бога – покровителя пастухов, изначально принадлежал родам Фабиев и Квинктилиев.

Как и большинство известных нам древних народов, римляне обожествляли также ручьи и источники. Как пенаты и лары, эти силы представлялись римлянами в виде безымянного множества духов. Группу таких водяных духов римляне почитали под именем «камены». Каменам легендарный римский царь Нума Помпилий посвятил источник в Риме, в их честь строились маленькие бронзовые часовенки в рощах, где приносили в жертву воду и молоко. Их аналогами в некотором роде были греческие нимфы, а впоследствии камены отождествились с греческими музами, богинями искусств и наук.

Важнейшей отправной точкой формирования классического римского пантеона являются так называемые аграрные культы: обряды и верования, связанные с земледелием и скотоводством. Многие важнейшие боги римского пантеона, получившие в будущем иные функции, ведут свое происхождение именно от аграрных культов. Так, например, Марс, бог войны в классическую эпоху, в древности считался богом оплодотворения, покровителем земледелия и скотоводства; Венера, отождествленная впоследствии с греческой Афродитой и превратившаяся в богиню любви и красоты, изначально была божеством садоводства и виноградарства.

В значительной мере сложный состав римского пантеона порожден пестротой групп, составивших римскую общину: в нее входили латинские, сабинские и этрусские племена. Каждое племя, каждый род привносили в римский пантеон своих божеств. Со временем римское государство разрасталось, и когда территория его включала в себя новые земли, римский пантеон обзаводился и новыми богами со всей Италии.

Надо отметить, что древнеримская мифология в сравнении с греческой довольно бедна на яркие образы богов и запоминающиеся мифы об их деяниях. О почитании безымянных множеств духов мы уже упоминали, также распространены были культы таких божеств, как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость. Эти абстрактные понятия были практически обезличены, их нельзя даже считать настоящими олицетворениями. Тем не менее в их честь приносились жертвы и строились храмы.

Любопытно, что часть древних римских богов не имела определенного пола, например древнейшее божество пастухов Палес упоминается и как бог, и как богиня. Зачастую жрецы сами не были уверены, к какому полу принадлежит божество, и обращались к нему «sive deus, sive dea» – «или бог, или богиня».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: