Место прокуратуры в системе государственных органов РФ понятие

ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ российской федерации Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игорь Анатольевич Королев

В статье рассматриваются место и значение прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Игорь Анатольевич Королев

Office of Public Prosecutor in system of state structures of the Russian Federation

In article the place and value of Office of Public Prosecutor of the Russian Federation in system of state structures of the Russian federation are surveyed.

Текст научной работы на тему «ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ российской федерации»

прокуратура в системе государственных органов

Игорь Анатольевич КОРОЛЕВ, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Университета прокуратуры Российской Федерации,

кандидат юридических наук E-mail: 1090248@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

Аннотация. В статье рассматриваются место и значение прокуратуры Российской Федерации в системе государственных органов Российской Федерации.

Ключевые слова: прокуратура; прокурорский надзор; законность; Конституция РФ; надзор; законодательная, исполнительная, судебная ветви власти.

Annotation. In article the place and value of Office of Public Prosecutor of the Russian Federation in system of state structures of the Russian federation are surveyed.

Keywords: Office of Public Prosecutor; public prosecutor’s supervision; legality; the Constitution of the Russian Federation; supervision; legislative, executive, judicial branches of the power.

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти и обеспечивает выполнение комплекса задач, от эффективного решения которых зависит не только фактическое состояние законности и правопорядка, но и обеспечение построения такого общества, где личность с ее правами и свободами выходит на первый план и является высшей ценностью.

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). При этом положения, касающиеся прокуратуры, до последнего времени были включены в главу 7 «Судебная власть» Конституции РФ (ст. 129).

Согласно же ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-11 (далее — Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору РФ и осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и испол-

нением законов, действующих на ее территории, иные функции, установленные федеральными законами в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В настоящее время Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»2 название главы 7 Основного закона изложено следующим образом: «Судебная власть и прокуратура».

Две эти системы находятся в тесном взаимодействии практически во всех сферах деятельности, что, безусловно, связано с общностью их целей и задач, таких, как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, общества и государства.

Таким образом, взаимодействие прокуратуры и судов (Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов) заключается в сотрудничестве и взаимном профессиональном контроле, имеющем целью повыше-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

ние уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.

Следует отметить, что по данному вопросу имеется и практика Верховного Суда РФ, который в своем решении от 11 февраля 2005 г. № ГКПИ04-14793 указал, что прокуратура не входит в систему федеральных органов исполнительной власти и ее нормативные правовые акты не подлежат государственной регистрации и публикуются в журнале «Законность».

Что же касается взаимоотношений прокуратуры и других органов исполнительной власти, то они в значительной мере строятся на отношениях надзора.

Так, согласно ч. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре в предмет прокурорского надзора входит соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Из содержания Конституции РФ и Закона о прокуратуре следует, что прокуратура не может относиться и к такой ветви власти, как законодательная. Осуществляя надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов (в том числе и представительными (законодательными) органами субъектов РФ), участвуя в законодательном процессе, органы прокуратуры взаимодействуют с законодательной властью, способствуя достижению ею своих задач, но не являются разновидностью органа законодательной власти, или, как считалось ранее, органом, осуществляющим свои полномочия под контролем законодательной власти.

Читайте также:
Права ученика и как они защищаются в России

В то же время взаимоотношения прокуратуры с законодательной властью весьма тесные.

В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ Генеральный прокурор РФ и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Феде-

рального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.

Из указанного следует, что надзорные полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы правовых отношений.

Прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов, являющихся органами исполнительной власти, по борьбе с преступностью.

Контролирующие органы обязаны представлять в прокуратуру материалы о правонарушениях, требующих прокурорского реагирования, оказывать прокуратуре и другим правоохранительным органам содействие при реализации ими своих полномочий (путем проведения аудита, выделения специалистов для участия в проверках, предоставления дополнительной информации и т.д.).

Прокуратура информирует контролирующие органы о мерах, принятых ею по представленным материалам, при необходимости вносит предложения по устранению правонарушений и обстоятельств, им способствующих.

Таким образом, прокуратура Российской Федерации не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной ветвям власти, а представляет собой самостоятельный правовой институт4.

Указанная позиция нашла поддержку и в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

Так, в рекомендациях по результатам парламентских слушаний «Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации»5 подчеркивается, что «прокуратура Российской Федерации ни функционально, ни структурно не включена в классическую триаду ветвей государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Роль прокуратуры в демократическом федеральном правовом государстве определяется тем, что она представляет собой необходимый и надежно работающий государственный институт в системе разделения и взаимодействия властей. Прокуратура принимает меры к устранению лю -бых нарушений законов».

В связи с этим Конституции Российской Федерации требуется четкая и ясная характеристика данного органа и определение его важнейших полномочий. Вопросы, связанные с орга-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2020

низацией и деятельностью прокуратуры Российской Федерации, по нашему мнению, следует выделить в отдельную, обособленную главу.

Целесообразно также поставить вопрос о придании действующему Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» статуса Федерального конституционного закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Такое решение соответствует нынешнему положению прокуратуры в системе органов государственной власти России, реальному воплощению на практике принципа разделения властей.

1 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.12.1992 г. № 2202-1 (с послед. изм. и доп.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

2 СЗ РФ. 2014. № 6. Ст. 548.

3 Официально не опубликовано.

4 См.: Смольников С.Б. Конституционно-правовой статус прокурорской (надзорной) власти в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007. С. 16;

Шевченко В.Ю. Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2009. С. 19-29.

5 Утверждено Советом палаты Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17.06.2008 г.

1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.12.1992 г. № 2202-1 (с послед. изм. и доп.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

2. Смольников С.Б. Конституционно-правовой статус прокурорской (надзорной) власти в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2007.

3. Шевченко В.Ю. Прокуратура в системе разделения властей и государственном механизме защиты конституционных прав граждан: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2009.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Актуальные проблемы конституционного права России

Актуальные проблемы конституционного права России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (квалификация «магистр») / Под ред. Б.С. Эбзеева, В.О. Лучина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 495 с. — (Серия «Magister»).

Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.

Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.

Место и роль прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации

В системе государственной власти прокуратура РФ занимает особое положение , предопределенное ст. 129 Конституции РФ, установившей, что прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ.

Читайте также:
Административные наказания понятие, виды, общая характеристика

В свою очередь, согласно ч.1 ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуратура РФ представляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих, наряду с другими функциями, прежде всего надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Именно компетенция прокуратуры, содержание ее полномочий по реализации возложенных на нее функций являются параметрами, определяющими ее место в государственно-правовом механизме.

Прокуратура – это основной орган осуществляющий надзор за точным и единообразным применением законов. Как указывает Ефанова, место прокуратуры среди государственных ветвей власти не определено.

Существует несколько точек зрения по поводу определения места прокуратуры:

1) это орган при Президенте;

2) относится к исполнительной власти, так как обеспечивает исполнение законов, осуществляет надзор за органами исполнительной власти;

3) относится к законодательной ветви власти, так как прокуратура обеспечивает точное и единообразное исполнение законов;

4) относится к судебной ветви власти, так как в Конституции прокуратура указана в главе о судебной власти (ст. 129).

В рекомендациях по результатам парламентских слушаний “Роль и место органов прокуратуры в системе государственных институтов Российской Федерации” (утв. Советом палаты – Совета Федерации ФС РФ 17.07.2008) подчеркивается, что “прокуратура Российской Федерации ни функционально, ни структурно не включена в классическую триаду ветвей государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная). Роль прокуратуры в демократическом федеральном правовом государстве определяется тем, что она представляет собой необходимый и надежно работающий государственный институт в системе разделения и взаимодействия властей. Прокуратура принимает меры к устранению любых нарушений законов”.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Законом на прокуратуру также возложен надзор за исполнением законов:

– органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;

– администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительной характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности, которая заключается в том, что прокурор издает приказы и распоряжения. Но в самом процессе правотворческой деятельности он не участвует. Прокуроры субъектов РФ обладают правом законодательной инициативы, также издают приказы или распоряжения нижестоящим прокурорам.

Ст.9 ФЗ «О прокуратуре РФ» – участие в правотворческой деятельности:

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования, действующих НПА вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Прокурор разъясняет – Прокуратура Свердловской области

Прокурор разъясняет

  • 15 февраля 2021, 17:09

Прокуратура Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти. Одной из особенностей её статуса является многофункциональный характер прокурорской деятельности, направленной на обеспечение в Российской Федерации верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Ещё одной особенностью является то, что в Конституции Российской Федерации регулированию правового статуса прокуратуры посвящена специальная статья – статья 129, которая находится в главе 7 – «Судебная власть и прокуратура».

В 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, а также после одобрения в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, которые, в частности затронули статью 129.

Конституционное закрепление получили основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования о гражданстве, предъявляемые к прокурорам, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров.

В настоящее время в ст. 129 Конституции Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти») определено, что прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

Читайте также:
Англосаксонская правовая семья общая характеристика, особенности

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

15 февраля 2021, 17:09

Конституционно – правовой статус прокуратуры Российской Федерации. Аппарат прокуратуры области

Прокуратура Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти. Одной из особенностей её статуса является многофункциональный характер прокурорской деятельности, направленной на обеспечение в Российской Федерации верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Ещё одной особенностью является то, что в Конституции Российской Федерации регулированию правового статуса прокуратуры посвящена специальная статья – статья 129, которая находится в главе 7 – «Судебная власть и прокуратура».

В 2020 году по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, а также после одобрения в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, которые, в частности затронули статью 129.

Конституционное закрепление получили основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования о гражданстве, предъявляемые к прокурорам, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров.

В настоящее время в ст. 129 Конституции Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти») определено, что прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются федеральным законом.

Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Прокурорам в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации. Иные прокуроры могут назначаться на должность и освобождаться от должности Президентом Российской Федерации, если такой порядок назначения на должность и освобождения от должности установлен федеральным законом. Если иное не предусмотрено федеральным законом, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Функции и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации

Предназначение прокуратуры в системе государственных органов, разделения и взаимодействия властей предопределяется точностью и полнотой состава функций, необходимых для выполнения возложенных на прокуратуру задач. Ключевой правовой категорией, которая раскрывает и объясняет предмет, структуру, содержание и пределы деятельности прокуратуры, как и иного органа, являются ее функции.

Читайте также:
Товарищество собственников жилья: как работает, основные понятия

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры. Закон раскрывает его через основную функцию – надзор за исполнением законов. При этом подчеркивается, что “прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами”. В другой норме определяется, что “на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами” (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится по существу перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем не содержится общее определение понятия функции. Основываясь на общих положениях государственно-правовой теории, понятие функции прокуратуры можно сформулировать как такой вид ее деятельности, который предопределяется социальным предназначением прокуратуры, выраженным в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств их реализации. Названные элементы, характеризующие функцию, находятся в строгой взаимозависимости. Их изменение, уточнение, прежде всего в части задач прокуратуры, сфер проявления ее деятельности должно неизбежно влечь корректировку в остальных частях функциональной характеристики. Наиболее подвижной и очевидной составной частью каждой функции являются полномочия прокуратуры и правовые средства их осуществления, которые придают ей требуемую выраженность и логическую завершенность и которые должны иметь четкую правовую форму.

Важнейшим условием эффективности деятельности прокуратуры является полнота, внутренняя взаимосвязанность и взаимообусловленность функций. Такая взаимообусловленность вытекает из единства задач обеспечения законности и правопорядка. Главной функцией прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 Закона о прокуратуре. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы органов управления, органов предварительного расследования, органов исполнения наказаний и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции. Каждая из этих подфункций сохраняет все структурные части функции, наполняя их вместе с тем различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:

  • надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше органами и лицами.

Одна из сущностных характеристик надзора прокурора состоит в его деятельности по проверке исполнения законов, установлении правонарушений, их правовой оценке и в требовании (предложении) к компетентным органам и должностным лицам принять меры к устранению выявленных нарушений. В некоторых сферах правовых отношений в связи с их спецификой прокурор полномочен непосредственно восстановить нарушенную законность (отменить незаконное решение дознавателя, передать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому и т.п.).

Надзорные подфункции тесно между собой связаны, находятся в системной взаимосвязи и обусловленности. В совокупности они составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый от имени России на всей ее территории и во всех сферах правовых отношений, на которые распространяется надзорная компетенция прокуроров. Наряду с общим предметом, каждая из отраслевых подфункций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений. Это обстоятельство нашло свое закрепление в Законе о прокуратуре, в котором в соответствующих главах выделяются специальные нормы, определяющие особенности предмета надзора при осуществлении соответствующей надзорной деятельности (ст. 21, 26, 29, 32).

В сфере судопроизводства предмет деятельности, полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются соответствующим процессуальным законодательством РФ. Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и во всех судебных инстанциях. По основаниям и в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законом, выделяется задача вносить представления (жалобы, протесты) на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В этом проявляется специфичность деятельности прокурора в сфере судопроизводства. В связи с этим следует подчеркнуть, что прокуроры надзор за судами не осуществляют. При отправлении правосудия суды независимы и подчиняются только закону, требованиям которого должны соответствовать судебные решения.

Читайте также:
Унитарное предприятие - особенности, кто собственники, примеры

Признаками самостоятельной функции обладает осуществляемое прокуратурой уголовное преследование за совершение преступлений. Его основным содержанием является полномочие проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства и требовать от этих органов устранения допущенных ими нарушений. Прокурор полномочен давать органу дознания письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий, изымать любое уголовное дело у органа дознания и предварительного следствия, а также передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому. Только прокурор утверждает обвинительное заключение (обвинительный акт) по уголовному делу, а в ходе судебного производства по нему поддерживает государственное обвинение.

Самостоятельной функцией является координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Она состоит в обеспечении согласованной взаимоувязанной деятельности правоохранительных органов, осуществляемой каждым из них в соответствии с особенностями своих целей и задач, полномочий и средств их реализации. Координация преследует цель наиболее успешного осуществления мер по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принятия или рекомендации компетентным органам мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений. Предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении ими общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов. Координация зачастую позволяет достигать такой кооперации, взаимодополнения, сложения сил и средств, которая позволяет получать качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью.

В последнее время наметилась тенденция определения актами Президента РФ и Правительства РФ координаторов из числа правоохранительных органов, объединяющих усилия органов исполнительной власти по борьбе с определенными видами преступлений, в конкретной сфере правовых отношений (ФСКН России, ФСБ России, таможенная, миграционная службы и др.). Так, для организации борьбы с терроризмом, экстремистскими проявлениями создан Национальный антитеррористический комитет при координирующей роли ФСБ России. Для противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ создан Государственный антинаркотический комитет под председательством директора ФСКН России. В этих условиях возрастает значимость координационной роли прокуратуры как “координатора координаторов”. Координационные полномочия прокуроров усиливаются путем осуществления надзора за исполнением этими органами законодательства об исполнении возложенных на них обязанностей по координации деятельности в закрепляемой за ними сфере общественных отношений.

Другой самостоятельной, но тесно связанной с надзорной функцией прокуратуры является ее участие в правотворческой деятельности. Эта функция состоит в том, что прокурор в ходе реализации своих надзорных и иных полномочий с целью совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы или принятия иных нормативных правовых актов, соответствующего и нижестоящего уровней, предложения об их принятии, изменении, дополнении или отмене. Предназначение ее предопределяется тем, что характер задач, возложенных на прокуратуру, содержание деятельности ее органов, распространенность прокурорского надзора практически на все сферы отношений, урегулированные нормами законодательства, объективно делают прокуратуру широко осведомленной не только об исполнении законов, но и о состоянии правового регулирования. Такая информированность прокуратуры отвечает интересам обеспечения правового регулирования в соответствии с потребностями общества и государства. Было бы крайне расточительным для государства не использовать имеющуюся у прокуратуры разностороннюю информацию о недостатках и потребностях правового регулирования, получаемую прежде всего в результате осуществления надзора за исполнением законов.Прокуроры не только вправе, но и обязаны вносить такие предложения, если их принятие будет способствовать укреплению законности, развитию общественных отношений, защите прав человека и гражданина, т.е. выполнению задач прокуратуры.

Специфической формой участия Генпрокурора РФ в правотворческой деятельности является согласование, совместное издание с иными государственными органами нормативных актов в случаях и порядке, определенных федеральным законом. Форма согласования используется как способ правового контроля за соответствием требованиям закона данного нормативного правового акта или решения управомоченного органа и принятия мер к устранению имеющихся в проекте недостатков. Так, согласно Федеральному закону от 15.07.1995 N 103-ФЗ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” данные лица содержатся в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания. Осужденные, отбывающие наказание в колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться на их территории изолированно от осужденных, отбывающих наказание. Перечень таких тюрем и исправительных учреждений министр юстиции согласовывает с Генпрокурором РФ (ст. 10). Согласование с Генпрокуратурой РФ нормативных правовых актов осуществляется и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

Читайте также:
Закон понятие, основные характеристики, применение судами, кем принимаются федеральные законы, функции закона, признак отличающий закон от иных нормативных актов

Самостоятельным видом государственной деятельности прокуратуры является функция участия представителя прокуратуры во всех видах судопроизводства, установленных Конституцией РФ, с целью содействия соответствующему суду в принятии законного, обоснованного, объективного и справедливого решения. С учетом особенностей конкретных видов судопроизводства (конституционное, административное, гражданское, уголовное) эта задача прокурора не меняется. Однако изменяются виды процессуальных режимов, возникает существенная специфика оснований участия и полномочий прокуроров, правовых средств их реализации, что дает основание отнести участие прокурора в каждом из названных видов судопроизводства к относительно самостоятельным функциям прокуратуры. Так, в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

В гражданском судопроизводстве прокурор, не имея собственных интересов, но от имени государства инициирует или вступает в уже начатый процесс по делу в роли истца с “особым” статусом в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также в защиту неопределенного круга лиц и законных интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований.

Помимо функций используется и такое понятие, как “основные направления деятельности органов прокуратуры (приоритеты)”. Эти понятия тесно между собой связаны, но четко различаются. Дело в том, что прокуратура не должна и не может подменять другие государственно-правовые структуры по обеспечению законности, с одинаковой интенсивностью осуществлять надзор за исполнением всех законов, во всех сферах правовых отношений. В этом зачастую и нет необходимости. Здесь должны быть правильно выбраны приоритеты, от обеспечения которых в решающей степени зависит состояние законности и правопорядка в районе, городе, субъекте РФ, в стране в целом. Такие приоритетные направления деятельности прокуратуры и являются основными. Они реализуются с помощью названных выше надзорной и иных функций прокуратуры в приоритетном, первоочередном порядке, могут составлять основное содержание деятельности органов прокуратуры в определенные периоды. В разные периоды в зависимости от изменений в состоянии, структуре и динамике преступлений и иных правонарушений такими основными направлениями выделяются борьба с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, коррупцией и др.

Постоянным приоритетом надзорной и иной функциональной деятельности прокуратуры является обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В ряде случаев приоритетность в деятельности прокуратуры непосредственно вытекает из требований закона (например, Федерального закона “О противодействии коррупции”), из прямых поручений Президента РФ, в том числе сформулированных в его ежегодных посланиях, в иных выступлениях и документах, основанных на глубоком, комплексном анализе положения дел в стране. Приоритеты деятельности органов прокуратуры находят отражение в организационно-распорядительных актах Генеральной прокуратуры РФ, прокуратур субъектов РФ, прокуратуры города, конкретизируются в планах их деятельности.

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени государства деятельность специально уполно­моченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точно­го исполнения и единообразного применения Конституции РФ и зако­нов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Цели прокурор­ского надзора :
    • обеспечение верховенства закона;
    • обеспечение единства и укрепления законности;
    • защита прав и свобод человека и гражданина;
    • защита охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов:

    • федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
    • органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • судебными приставами;
    • администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

    • федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

3) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

Читайте также:
Категории преступлений основные виды, признаки, степени и критерии категоризации, особенности классификации по степени тяжести в уголовном праве, примеры

5) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Характерные черты прокурорского надзора:
    1. этот вид надзора рас­пространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам (принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществля­емого государственными органами надзора и контроля: администра­тивного, экологического, санитарного и т. д.);
    2. прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и, со­ответственно — высшими должностными лицами государства. Исклю­чены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово “суд” (третейский суд, суд чести, товарищеский суд и т. д.);
    3. прокурорский надзор является лишь одним из направ­лений прокурорской деятельности.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принци­пах, среди которых можно выделить принципы единства и центра­лизации, независимости от федеральных и местных органов и гласно­сти (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Место прокуратуры в системе государственных органов

По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) орга­ны прокуратуры составляют единую централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).

Про­куратура строится в соответствии с административным и националь­но-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ. Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о проку­ратуре. Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

  1. Генераль­ная прокуратура РФ;
  2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  3. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
  4. научные и образовательные учреждения;
  5. редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генераль­ная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует Главная военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором). В со­став военной прокуратуры, кроме того, входят военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее – органы военной прокуратуры).

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

    1. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами;
    2. действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
    3. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности .

Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Читайте также:
Виды договора купли продажи - условия, участники, форма, нюансы

Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 23.03.2021 2021-03-23

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Акимова, Я. А. Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти / Я. А. Акимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79381/ (дата обращения: 17.11.2021).

История формирования и развития любого государственного органа помогает найти ответы на ряд актуальных на сегодняшний день вопросов: каковы цели и задачи органа, какое место в системе государственной власти органов управления он занимает. С учетом исторического опыта его деятельности можно оценить законодательные новации и организационные изменения, которые необходимы для повышения эффективности деятельности этого органа на современном этапе развития. Все это, непосредственно относится и к органам прокуратуры, имеет важное значение для установления ее системы, организации и деятельности, оказывает влияние на выполнение ею своих функций.

Историю российской прокуратуры можно разделить на три основных этапа. Первый этап — это создание прокуратуры, которое связано с реформами в системе государственного управления Петра I в начале XVIII в. В это время возрастает преступность среди должностных лиц — кражи, взяточничество, что вызвало необходимость в создании государственной службы по борьбе с беспорядками. Так, 12 января 1722 года была учреждена Российская прокуратура, деятельность которой на тот момент была ограничена функциями надзора над центральными и местными органами управления.

Второй этап связывают с усилением деятельности прокуратуры при Александре II, его проведении Судебной реформы в 1864 году, где государственный орган стал участвовать в уголовном, и отчасти, гражданском судопроизводстве: осуществлять надзор за деятельностью полиции и следствия.

Третий этап истории российской прокуратуры относится к советскому периоду, где происходит важнейшая трансформация с включением отдельной главы в Конституцию СССР 1917 года, где была определена сфера деятельности прокуратуры, в частности, ее основная функция — осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми общественными организациями. Также определилась ее организационная структура и статус самостоятельного органа государственной власти, то есть сформировались те черты, которые сохраняются, и по сей день в прокуратуре.

С момента основания, до настоящего времени этот государственный орган претерпевал многочисленные и серьезные изменения, отвечая потребностям меняющегося государства, в том числе касательно целей и задач деятельности прокуратуры. Все изменения неоднократно становились предметом научных исследований, политических споров. На сегодняшний день цели деятельности прокуратуры определены в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», и одним из основных направлений ее деятельности, по обеспечению верховенства закона, «единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства», — является осуществление надзорной функции.

Цели реализуются всегда путем решения многочисленных задач. Они вытекают не только из требований законов, но и конкретных ситуаций в регионах, состояние законности которых, остается проблемным. В таком случае решение достигается посредством осуществления прокурорского надзора, иных возложенных на прокуратуру функций и направлений деятельности.

Задачи государственного органа обычно разделяют на 3 уровня: частные, специальные и общие задачи. Частные характеризуются быстротой исполнения, своей конкретизированностью, разнообразием, поэтому перечислить их практически невозможно. Они различаются в зависимости от направления надзора, от конкретных случаев, к примеру: подготовка отчета, или получение информации о конкретном нарушении законов в городе, области, за запрашиваемый период.

К специальным задачам относятся задачи, вытекающие из определённой функции, направления прокурорского надзора, поэтому они также могут считаться и общими, так как вносят конкретику в решения, и задачи каждого направления, к примеру: выявление всех незаконных актов, издаваемых объектами, перечисленными в ст.21 ФЗ «О прокуратуре РФ».

К общим задачам можно отнести те, которые выполняются всеми органами прокуратуры без исключения, независимо от вида, специфики, функций и уровня, они определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», а также рядом отраслевых законодательств, к примеру: достижение наибольшей эффективности в прокурорской деятельности.

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Стоит отметить, что Конституция РФ не определила ответа на вопрос о месте прокуратуры в системе разделения властей, который является одним из ключевых с точки зрения определения места и роли прокуратуры системе органов государственной власти.

Читайте также:
Протокол и как его вести на рабочей встрече, собрании плюс образец

В главе 7 Конституции РФ включены положения, касающиеся прокуратуры, которая так и называется «Судебная власть и прокуратура». Исходя из этого, некоторые исследователи полагают, что тем самым законодатель отнес прокуратуру к судебной власти, однако это отнесение прокуратуры к судебной власти является ошибочным. Уже из самого названия главы седьмой видно, что законодатель отделяет прокуратуру от судебной власти. С другой стороны, две эти системы непосредственно связаны практически во всех сферах деятельности, потому как имеют общие цели и задачи. Взаимодействие прокуратуры и судов заключается в их сотрудничестве и взаимном профессиональном контроле, целью которых является повышение уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.

По мнению российского ученого-правоведа Олега Емельяновича Кутафина — «Прокуратура РФ не является составной частью судебной власти и, следовательно, ст.129, посвященная прокуратуре, ошибочно включена в эту главу, что не может не дезориентировать как науку, так и практику». Несмотря на то, что область взаимодействия двух структур достаточно широка, прокуратуру не следует относить к органам судебной власти, так как согласно ст.118 п.1 Конституции РФ, право осуществления правосудия закреплено только за судом.

Прокуратура также не может относиться к исполнительной власти, так как согласно ч.1 ст. 21 Закона о прокуратуре, предметом надзора является — «Соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации…» [3]. Однако именно во взаимоотношениях прокуратуры с исполнительными органами власти, больше всего прослеживается реализация её главной надзорной функции, их совестные действия также необходимы для осуществления общих задач.

Существуют и иные предположения, где ученые относят прокуратуру к ветке исполнительной власти. Так, российский специалист в области права, политических и правовых учений Владика Сумбатовича Нерсесянца, который в своем труде «Философия права» относит прокуратуру к органам исполнительной власти — «Неопределенность статуса прокуратуры (она упомянута в главе о судебной власти, хотя должна быть отнесена к исполнительной власти)».

Еще один исследователь профессор А. Д. Бойков считает, что прокуратура является органом государства по надзору за законностью, деятельность свою ведущий в равной степени как по отношению к законодательной, исполнительной, так и к судебной ветви власти. [4]

Из содержания ч.1 ст. 21 Закона о прокуратуре и Конституции РФ следует, что прокуратура не относится и к законодательной власти. По мнению российского правоведа Валентина Вениаминовича Клочкова, общий надзор может осуществлять только законодательная власть, к которой, по его мнению, и должны относиться органы надзора. Эти изменения принесли бы в какой-то степени положительный результат, с точки зрения правотворческой деятельности, так как прокуратура видит проблемы, противоречия в правовом регулировании, которые можно было бы решить. К примеру, вспомним советский опыт, Конституцию СССР 1977 года, которая включала в число субъектов права законодательной инициативы Генпрокурора СССР. Но такой взгляд был характерен для советского этапа развития, что не подойдет для сегодняшних современных реалий.

Судья Конституционного суда РФ Николай Васильевич Мельников отмечает — «Прокуратура не должна являться органом законодательной власти… порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора по представлению Президента Советом Федерации, и обязанность его ежегодно представлять палатам Федерального Собрания и Президенту доклад о состоянии законности и правопорядка в стране, ни в коей мере не свидетельствуют о подчиненности либо вхождении прокуратуры в законодательную или исполнительную ветви власти. [2] Также ученый предлагает внести изменения в Конституцию РФ, включив в нее главу «Прокурорская власть», где отразилось бы осуществление прокурорского надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих законов на территории РФ.

К подобному мнению пришел и начальник правового управления Генеральной прокуратуры РФ Артур Завалунов в своей статье «Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти» где предлагает посвятить отдельную главу в Конституции РФ и определить место прокуратуры в системе органов государства как единственного независимого органа, осуществляющего высший надзор за соблюдением законности в государстве». [1] По его предположению, включение отдельной главы, будет способствовать повышению эффективности её деятельности, направленной на укрепление законности и соблюдению требований закона всеми государственными органами, их должностными лицами и гражданами.

После внесения изменений в Конституцию РФ в 2020 г. позиция отношения прокуратуры к президентской власти представилась наиболее актуальной, так как изменился объем и характер взаимодействия главы государства с прокуратурой, в частности затронули статью 129. Конституционное закрепление получили основные функции прокуратуры Российской Федерации, требования о гражданстве, предъявляемые к прокурорам, изменен порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним по правовому статусу специализированных прокуроров, что говорит об усилении полномочий Президента.

Читайте также:
Источники трудового права понятие, общая характеристика, основные виды

Таким образом, можно сделать вывод, что прокуратуру РФ нельзя относить ни к одной из ветвей органов государственной власти, так как она представляет собой самостоятельный правовой институт. В связи с этим появилась необходимость посвятить прокуратуре самостоятельную главу в Конституции РФ. Что поспособствует повышению ее эффективности детальности, определит её место в системе органов государства, выступающего как единственного независимого органа, осуществляющего надзор за соблюдением законности и правопорядка в государстве, в котором личность с ее правами и свободами является высшей ценностью.

Статья 30. Ограничение дееспособности гражданина

Статья 30. Ограничение дееспособности гражданина

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 30 ГК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ в пункт 1 статьи 30 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2013 г.

1. Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Совершать другие сделки он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности, в интересах подопечного в порядке, предусмотренном статьей 37 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ пункт 2 статьи 30 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении двух лет после дня вступления в силу названного Федерального закона

2. Гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Такой гражданин совершает сделки, за исключением сделок, предусмотренных подпунктами 1 и 4 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса, с письменного согласия попечителя. Сделка, совершенная таким гражданином, действительна также при ее последующем письменном одобрении его попечителем. Сделки, предусмотренные подпунктами 1 и 4 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса, такой гражданин вправе совершать самостоятельно.

Гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, может распоряжаться выплачиваемыми на него алиментами, социальной пенсией, возмещением вреда здоровью и в связи со смертью кормильца и иными предоставляемыми на его содержание выплатами с письменного согласия попечителя, за исключением выплат, которые указаны в подпункте 1 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса и которыми он вправе распоряжаться самостоятельно. Такой гражданин вправе распоряжаться указанными выплатами в течение срока, определенного попечителем. Распоряжение указанными выплатами может быть прекращено до истечения данного срока по решению попечителя.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить такого гражданина права самостоятельно распоряжаться своими доходами, указанными в подпункте 1 пункта 2 статьи 26 настоящего Кодекса.

Гражданин, дееспособность которого ограничена вследствие психического расстройства, самостоятельно несет имущественную ответственность по сделкам, совершенным им в соответствии с настоящей статьей. За причиненный им вред такой гражданин несет ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ статья 30 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3, вступающим в силу по истечении двух лет после дня вступления в силу названного Федерального закона

3. Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности. На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

Если психическое состояние гражданина, который вследствие психического расстройства был в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи ограничен в дееспособности, изменилось, суд признает его недееспособным в соответствии со статьей 29 настоящего Кодекса или отменяет ограничение его дееспособности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: