МЧС доклад – пример для детей к уроку окружающего мира

Окружающий мир 3 класс 2 часть Проект Кто нас защищает – МЧС России

Проект по теме: “Кто нас защищает. МЧС России” для 3 класса

Цель проекта: Подготовить презентацию, доклад или сообщение по предмету “Окружающему мир”, рассказать для школьников о работе Министерства Чрезвычайных Ситуаций и ее служб. Узнать о том, в чём состоит работа спасателя. Узнать об отмечаемых праздниках.

План проекта:

  1. Вступление
  2. Работа МЧС
  3. Структура
  4. Профессия спасателя
  5. Специальный транспорт
  6. Профессиональные праздники
  7. Вывод
  8. Пример готовой презентации

Доклад к проекту:

Каждый год в разных уголках мира и нашей страны случаются чрезвычайные ситуации. Горят леса, происходят землетрясения, случаются техногенные катастрофы и многое другое. При этом разрушаются здания, иногда целые города, страдают и гибнут люди.

Кто поможет им в беде, кто спасёт и защитит их?

Для выполнения этой благородной задачи и существует Министерство по Чрезвычайным Ситуациям.

Именно её сотрудники всегда оказываются первыми на месте катастроф и аварий, они стоят на переднем фланге обороны и зачастую своими жизнями спасают миллионы людей.

Это очень важная и ответственная задача.

Работа МЧС

Это министерство занимается не только предотвращением и устранением последствий опасных для человека ситуаций.

В её ведении находятся также вопросы Гражданской Обороны и устранение любых ситуаций, угрожающих жизни людей. Например, МЧС занимается спасением унесённых в море на льдинах рыбаков.

Главное управление службы находится в Москве, но ещё в четырёх городах действуют региональные центры, под контролем которых оказывается вся территория нашей огромной страны.

Руководство деятельность МЧС осуществляет непосредственно Президент Российской Федерации, а министром МЧС в настоящее время является Евгений Зиничев.

Большую роль в становлении МЧС сыграл Сергей Шойгу, имя которого до сих пор многие связывают именно с МЧС.

Структура министерства:

  • Аэромобильный спасательный отряд
  • Федеральная противопожарная служба
  • Инспекция по маломерным судам
  • Центр экстренной психологической помощи
  • Военизированные горноспасательные части.

Службы МЧС выполняют самые разные задачи.

Они принимают участие в тушении лесных пожаров, занимаются поиском потерявшихся людей, спасают пропавших на воде и в горах, ликвидируют последствия техногенных и природных катастроф.

Самолёты и бригады МЧС России регулярно оказывают помощь соседним странам в ликвидации последствий ЧС.

Профессия спасателя

Всех сотрудников министерства называют одним словом – спасатели. Ведь их главная задача состоит в том, чтобы спасти человеческие жизни. И они великолепно с ней справляются.

Невозможно подсчитать, скольких попавших в беду уже спасли эти мужественные люди. Они всегда на страже жизни и безопасности. Они на переднем фронте борьбы со стихией.

Это очень мужественная профессия, связанная с постоянным риском для собственной жизни. Но нет ничего более благородного, чем рискуя своей, спасать чужие жизни.

Я горжусь этими людьми и хочу быть похожими на них.

Транспорт:

В своей работе сотрудники МЧС пользуются самым разным транспортом. Это обычные автомобили и специализированные машины, вроде пожарных. Это вертолёты и самолёты. Это различные катера и даже целые корабли.

Есть огромные самолёты, которые могут сбросить тонны воды на природный пожар. Есть катера, которые вызволят рыбаков, на отколовшихся льдинах. А вертолёты могут оказаться в самом глухом уголке страны и очень быстро доставить к медикам пострадавших.

Праздники:

МЧС России было создано 10 января 1994 года, но и до этого в стране существовали организации, которые занимались критическими ситуациями и гражданской обороной.

Официальным праздником сотрудников МЧС является день спасателя, который отмечается ежегодно 27 декабря.

Отмечая заслуги службы, в Москве и Пятигорске установлены памятники сотрудникам этой организации.

Вывод:

Любой из нас может оказаться в ситуации, когда его жизни и здоровью будет угрожать опасность. Иногда угроза настолько огромна, что пострадать могут тысячи. И всегда на помощь спешат суровые, мужественные, но очень добрые спасатели. Они настоящие герои, на которых мы должны равняться.

Пример презентации

Чтобы посмотреть образец оформления презентации, кликните на иллюстрацию и листайте.

Знакомство с работой МЧС. Классный час для 3–5-го классов

  • Познакомить с деятельностью МЧС России.
  • Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни.
  • Ориентировать учащихся на выбор будущей профессии.
  • Оборудование: презентация (Приложение 1), компьютер и медиапроектор для показа презентации.

    Ход мероприятия

    1. Слайд 3.

    (Учитель читает историю создания МЧС, знакомит с эмблемой.)

    У: Что такое МЧС? Стихийные бедствия не зависят от человека и предсказать их очень трудно. А бывает, что стечение людских ошибок приводит к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе. Следствием небрежности и несоблюдения правил безопасности могут возникнуть пожары, охватывающие большие территории. Вы знаете, что такое чрезвычайная ситуация?

    У: Правильно. Это опасность, которая угрожает сразу многим людям, называют чрезвычайной ситуацией. Справиться своими силами, в одиночку в таких обстоятельствах невозможно. Для этого надо большое количество людей, которые будут оказывать помощь, много специальной техники и разных специалистов. Для руководства такими спасательными операциями в нашем правительстве создали специальное министерство. Оно называется так – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Сокращённо его называют МЧС России. Образовалось оно в 1990 году. Именно МЧС руководит отрядами спасателей, готовит специалистов и технику.

    Читайте также:
    Признаки животных - чем отличаются от млекопитающих читать онлайн

    У: 10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, который остаётся в этой должности и в настоящее время. Прочитайте, какой это героический человек.

    У: Спасатель – профессия героическая Когда человек попадает в беду, ему нужна помощь окружающих. Часто эта помощь необходима, потому что не хватает собственных сил, иногда человек не может долго настроить себя на борьбу с бедой, переживает неприятные последствия происшедшего. Долгое время в нашей стране не было специалистов, которые бы могли квалифицированно бороться с последствиями бедствий, катастроф, аварий. Часто эта задача возлагалась на армию, которая не имела для этого специального оборудования, не имела специально подготовленных людей. Только с 1992 года в нашей стране начали готовить специалистов по профессии – спасатель. Многие из них стали героями.

    (Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о героизме спасателей)

    Воробьёв Юрий Леонидович

    В 1991 г. стал заместителем Председателя Российского корпуса спасателей. С 1991 по 1994 гг. – первый заместитель Председателя ГКЧС России, с 1994 по 2007 гг. – первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Является одним из организаторов Российского корпуса спасателей и основателей МЧС России. Внёс большой вклад в создание и развитие системы РСЧС. Непосредственно руководил рядом сложнейших операций по ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (ЧС). Герой Российской Федерации (2003).

    Замараев Валерий Валентинович

    Заместитель начальника ПСС отряда “Центроспас” МЧС России. Возглавлял самые ответственные и сложные поисково-спасательные операции. Погиб, спасая детей в городе Беслане Северной Осетии 3 сентября 2004 года. Указом Президента Российской Федерации №1532 от 11 декабря 2004 года за мужество и отвагу, проявленные при освобождении заложников, подполковнику запаса Валерию Валентиновичу Замараеву посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

    Чернышев Евгений Николаевич

    Начальник службы пожаротушения Федеральной противопожарной службы Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по г. Москве, полковник внутренней службы. Погиб 20 марта 2010 г. при исполнении служебного долга. При ликвидации пожара в здании бизнес-центра на 2-й Хуторской улице Чернышев повторно вошел в горящее здание, чтобы убедиться в отсутствии там людей и попал под обрушившуюся кровлю. Приехал в свой выходной день на личной машине через 15 минут после сообщения о пожаре. Указом Президента Российской Федерации посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации 24 марта 2010 за №343.

    Легошин Владимир Данатович

    Сотрудники “Центроспаса”, в том числе и В.Д.Легошин, принимали участие в боевых действиях в период Первой и Второй чеченских войн. Обстрелы и террористические акты не помешали им выполнять гуманитарные операции по оказанию помощи мирному населению. Несколько сотрудников МЧС России погибли в Чеченской Республике.
    28 мая 1995 года мощное землетрясение стерло с лица Земли город Нефтегорск на Сахалине. В.Д.Легошин прибыл туда с первым самолётом МЧС и незамедлительно организовал проведение спасательной операции. Благодаря умелым и самоотверженным действиям своего командира, подчинённые В.Д.Легошина сумели отыскать и извлечь из-под завалов живыми 35 человек. Девять спасённых жизней было на личном счету В.Д.Легошина.

    У: Предлагаю почтить минутой молчания память всех спасателей, отдавших жизнь, спасая людей.

    У. Какие же подразделения включает в себя МЧС? Это и Пожарно-спасательные силы, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны, и авиация МЧС, и служба спасения на водах и множество других подразделений. Транспортная авиация МЧС доставляла гуманитарную помощь в разные страны: Японию, Афганистан, Сербию, Колумбию, Грецию. С её помощью вывозили больных, раненных, лишённых крова людей, тушили пожары, высаживали десант спасателей в труднодоступные районы.

    В распоряжении отрядов спасателей имеются самолёты и вертолёты , которые могут в любое место страны доставить все необходимое людям, оказавшимся в беде. МЧС России входит в пятёрку лучших спасательных служб мира. Важным результатом работы МЧС за эти годы является сотни тысяч спасённых жизней. Сотрудники МЧС принимали участие в международной операции по оказанию помощи населению Юго-восточной Азии пострадавшему от цунами. Жители Индонезии получили помощь в Аэромобильном госпитале МЧС За десять дней он принял 729 пострадавших, в том числе 333 детей.

    У: Как вы думаете, кто еще помогает спасателям в поиске людей после землетрясения или лавины? Конечно, спасатели – собаки.

    В наше время для спасательных работ после схода лавин для поиска пострадавших под завалами, а также после землетрясений и других природных катастроф чаще всего применяются немецкие овчарки. Они лучше всего адаптируются в экстремальных погодных условиях, а также поддаются даже самой жесткой дрессировке. В спасении на водах используются ньюфаундленды, которые способны работать даже в условиях очень сильного шторма. Они прекрасно держаться на воде и понимают свое важное предназначение. Сенбернары, как мы уже говорили, специализируются на спасении альпинистов и горнолыжников.

    Читайте также:
    Созвездие - это что такое, сколько их существует читать онлайн

    Если поиски пропавших ведутся на суше, собака может тремя способами сообщить, что она нашла человека: подать голос, взять что-либо у спасенного и вернуться с подмогой, находиться между хозяином и пострадавшим.

    Самым сложным считается поиск людей под обломками. Собака должна четко улавливать человеческий запах от массы других и обнаруживать пострадавшего из-под обломков толщиной в метр.

    При спасении на водах собаки подплывают к утопающему в специальном жилете. Пострадавший добирается до берега, опираясь на пса. Если же пострадавший без сознания, то спаситель тянет его на сушу за руку.

    У: А нередко и сами животные нуждаются в помощи спасателей. Ребята, вы можете привести примеры таких случаев?

    У: Иногда для вызова спасателей достаточно и таких ситуаций, которые могут произойти в любой момент с каждым из нас. Женщина вышла на балкон повесить выстиранное белье, а дверь порывом ветра случайно защелкнулась. Она была дома одна. Помочь ей никто не мог. Холодным осенним днем женщина оказалась на холодном балконе в легком платье. Кто-то из соседей услышал ее и вызвал…

    Как вы думаете, кого вызвали соседи? (Спасателей)

    – Действительно, спасателей – бесстрашные люди, которые всегда оказываются в самых опасных местах нашей планеты. Спасатель – профессия особенная!

    – А вам интересно, чем закончилась спасательная операция, о которой я начала рассказывать? (Спасателям пришлось сначала вскрывать металлическую входную дверь, а затем и балконную. Женщина, к счастью, не простудилась, ведь спасатели провели всю операцию быстро и умело)

    У. Пройдет время. Вы вырастете, перед вами встанет вопрос выбора профессии. Служба МЧС рада будет принять в свои ряды смелых и выносливых бойцов.

    Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство детей с профессией спасателя МЧС»

    Анна Григорьева
    Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство детей с профессией спасателя МЧС»

    Цель: закрепить знания детей о профессии спасателя; активизировать словарь на эту тему; познакомить детей с переносным смыслом слов (доброе сердце); способствовать запоминанию и пониманию стихотворения, пословиц и поговорок; развивать творческие способности, умение фантазировать; формировать у детей умение в случае опасности быстро реагировать на ситуацию, не теряться и звать на помощь.

    -Расширять знания детей об особенностях профессии «Спасателя».

    -Учить предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности.

    -Научить детей правилам вызова служб специального назначения.

    -Развивать любознательность, память, логическое мышление, способность делать выводы.

    -Закреплять знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.

    -Сформировать понятие у детей о важности и необходимости данной профессии.

    -Расширить словарный запас детей.

    -Воспитывать в детях желание помочь окружающим, если они в беде.

    -. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.

    Методические приемы: вопросы; дидактические игры и упражнения; уточнения; напоминания; чтение стихотворения; пение песни; игровые ситуации.

    Предварительная работа: беседа и занятие на темуПрофессия спасатель“; беседа “Безопасность дома”; разучивание стихотворения; песни; чтение книг.

    Ход ЗАНЯТИЯ

    – Друзья, мне очень понравилось одно стихотворение, и мне хочется вам прочитать его. Стихотворение называется «Спасатель».

    Спасатель там, где есть беда,

    Придет на помощь он всегда.

    И сомневаться нет причин:

    Спасать – работа для мужчин.

    Они придут на помощь нам,

    Когда бушует океан,

    Тайфун иль наводнение.

    Рискуя жизнью, нас спасут –

    Такой у них опасный труд!

    Ребята, сегодня я расскажу вам об удивительной профессии Спасателя. Профессия спасатель – это героическая работа, о которой мечтают многие молодые люди. Спасатель ежедневно занимается решением вопросов, связанных с сохранением здоровья и жизни людей, животных, окружающей среды. Спасателей еще называют сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций).

    В МЧС России – объединяются много других профессий: врачи, водители, пожарные, альпинисты, водолазы, летчики. Ежечасно мы узнаем о стихийных бедствиях, катастрофах, терактах, во время которых страдают люди. Спасатели всегда первыми приходят на помощь в любых ситуациях. Прибыв на место, они моментально оценивают обстановку, и организовывают работу так, благодаря чему, живыми остаются, тысячи человеческих судеб. Работа спасателя МЧС очень тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают – отважные, исполнительные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, умеющие работать в команде, сочувствовать чужому горю.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете какой он спасатель?

    Дети: Смелый, храбрый, сильный, бесстрашный, отважный, ловкий, находчивый, умный, умелый, сообразительный, решительный, добрый, чуткий.

    Воспитатель: А какого человека не возьмут в спасатели?

    Дети: Злого, трусливого, слабого, бесчувственного, ленивого.

    Воспитатель: Как вы думаете, что надо делать, чтобы стать спасателем?

    Дети: Заниматься спортом, делать зарядку, быть добрым, внимательным, чутким, уметь слушать, хорошо заниматься, надо освоить профессию спасателя.

    Воспитатель: Ребята, сейчас я бы хотела вам показать как работают спасатели.

    Воспитатель: А вы ребята, хотели бы стать помощниками спасателей?

    Дети: Конечно, хотели бы.

    Воспитатель: Сегодня мы получили на электронную почту письмо от спасателей МЧС. Спасатели пишут, что вы можете стать их помощниками, если выполните правильно все задания, которые они для вас приготовили. А задания сейчас мы увидим на экране. Вы готовы к испытаниям?

    Читайте также:
    Памятники ЮНЕСКО - самые знаменитые наследия России и всего мира

    Воспитатель: Вот вам первое задание. Оно называется “Не ошибись”. Слушайте внимательно. Я буду называть слова, если вы услышите слово, которое относится к профессии спасателя, хлопайте в ладоши. А если услышите слово, которое не относится к этой профессии, топайте ногами. Все ясно?

    Воспитатель: Торт, пила, каска, петь, огонь, рисовать, трусливый, помогать, умелый, книга, вытаскивать, играть, спасать, краски, веревка, инструменты.

    Воспитатель: Вы справились с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется “Что можно, а что нельзя?”

    Внимание: Если то, о чем говорю я делать можно, вы должны сказать “можно”, если этого делать нельзя, сказать “нельзя”.

    Переходить улицу на зеленый свет светофора?Дети: Можно

    Играть со спичками и зажигалками?Дети: Нельзя

    Кататься на роликах по дороге?Дети: Нельзя.

    Кататься на каруселях в парке?Дети: Можно.

    Уходя из дома, оставлять включенным утюг?Дети: Нельзя.

    Перелазить через перила?Дети: Нельзя.

    Переходить дорогу по пешеходному переходу?Дети: Можно.

    Перегибаться через перила балкона, высовываться из окон?Дети: Нельзя.

    Открывать дверь не узнав, кто за ней находится?Дети: Нельзя.

    Переходить улицу на зеленый свет светофора?Дети: Можно.

    Воспитатель: И с этим заданием вы справились.

    Физкультминутка “Кошкин дом”.

    Тили-бом! Тили-бом! – наклоны вправо – влево.

    Загорелся кошкин дом. – поворот головы вправо и влево.

    Загорелся кошкин дом. – поворот головы вправо и влево.

    Идет дым столбом. – потягивания — руки в стороны.

    Кошка выскочила, – наклон вперед.

    Глаза выпучила. – наклон назад.

    Бежит курица с ведром – бег на месте.

    Заливать кошкин дом. – бег на месте.

    А лошадка – с фонарем, – руки сцеплены в замок перед грудью.

    А собачка – с помелом, – плавное вращение туловищем.

    Серый заюшка – с листом. – вращение туловищем.

    Раз! Раз! – дети машут руками.

    Раз! Раз! – дети машут руками.

    И огонь погас. – руки вниз.

    Воспитатель: Быстро справились с пожаром. Хорошие из вас получатся пожарные. Хорошо справились вы с этим заданием. А теперь следующее задание, которое называется “Доскажи словечко”.

    Ну-ка, дети, подскажите,

    Я начну, а вы заканчивайте,

    Раз, два, три, четыре –

    Дети: В квартире.

    Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг,

    Кто не выключил?

    Воспитатель: Красный отблеск побежал,

    Кто со спичками?

    Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом,

    Кто сушил белье над?

    Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву.

    Кто из дома жег?

    Воспитатель: Бросил кто в огонь при этом

    Незнакомые?

    Воспитатель: Дым увидел – не зевай

    Воспитатель: Помни каждый гражданин-

    Воспитатель: Для выполнения следующего задания я предлагаю вам стать за столы. Задание называется “Экстренная помощь”. Я буду описывать случай, а вы должны будете поднять карточку, на которой написан номер телефона, по которому нужно вызвать помощь в этом случае.

    Воспитатель: Если в дверь начнут ломиться – ?

    Дети показывают карточку с телефоном – 02.

    Воспитатель: Правильно, звони по номеру – 02!

    Если чувствуется запах газа.

    Воспитатель: Открыть окно и позвонить по номеру – 04.

    Если возник пожар?

    Воспитатель: Правильно, нужно набрать – 01.

    Если у соседки сердечный приступ?

    Воспитатель: Обязательно вызвать “Скорую помощь” по номеру – 03.

    Воспитатель: Да! С огнем шутить опасно, он может натворить много бед. А еще очень часто несчастья случаются из-за беспечности и неосторожности самих людей. Вот, как в этом случае.

    Воспитатель: А вот и следующее последнее задание и на этом ваши испытания закончатся /Пословицы и поговорки/.

    Воспитатель: Какие пословицы и поговорки вы знаете по безопасности жизни?

    Осторожность – мать безопасности.

    Друзья познаются в беде.

    Не всякий встречный – друг сердечный.

    Поспешишь – людей насмешишь.

    Слезами горю не поможешь.

    Тише едешь – дальше будешь.

    Не всякому верь, запирай крепче дверь.

    Вода и огонь, хорошие слуги, но и страшные господа.

    Воспитатель: Много пословиц и поговорок вы знаете. Я думаю, они вам очень помогут в жизни.

    Воспитатель: Вот и наступила долгожданная минутка. Вы справились со всеми заданиями. Как вы знаете, у спасателей мало свободного времени и поэтому они поручили мне поздравить вас, ребята, с вступлением в ряды “Юных спасателей” и наградить памятными медалями. И думаю, сейчас вы с полным правом можете почитать стихи и послушать “Песенку спасателей“.

    Песня пожарных и спасателей – Семен Хмелевской

    Сквозь бури, снег и грозы,

    Через горящий лес,

    Спешит на помощь людям

    Спасатель МЧС.

    Его отряд из самых

    Пойти навстречу смерти,

    Любой из них готов.

    На это раз их ждет.

    На их счету есть сотни,

    Спасенных человек.

    Упрямых стрелок бег!

    Мой друг – спасатель. Этим словом,

    Не просто так зовут людей,

    От бед спасти кого угодно,

    Он может даже средь морей.

    Не испугать его стихией,

    Лавиной снежной, иль огнем,

    Прикрыть друзей от туч ненастья,

    Готов всегда своим плечом!

    Смел огонь, они смелее,

    Он силен, они сильнее,

    Их огнем не испугать,

    Читайте также:
    Как образуются облака и как передвигаются по небу

    Им к огню не привыкать!

    Пожарное дело – для крепких парней.

    Пожарное дело – спасенье людей,

    Пожарное дело – отвага и честь,

    Пожарное дело – так было, так есть.

    Служба детская спасения появилась и у нас,

    Есть проблемы? Сообщите! Мы прибудем в тот же час!

    Коль случится неприятность и возникнет вдруг опасность,

    Надо знать,что нужно делать: не теряться, зря не бегать, меры нужные принять.

    Прикреплённые файлы:
    znakomstvo-s-rabotoi-spasatelei_mhnrk.pptx | 12641,55 Кб

    Знакомство детей средней группы с профессией Тамбовского края «Лесник» Конспект занятия по программе «Ранняя профориентация» в средней группе Тема занятия: «Знакомство детей с профессией Тамбовского края.

    Фотоотчёт о занятии по ознакомлению детей с окружающим миром во второй младшей группе «Знакомство с профессией врача» Задачи: – познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; учить отвечать на вопросы; – воспитывать уважительное отношение к.

    Фотоотчет о творческих работах детей средней группы «Знакомство с профессией повара» Цель: развитие творческих и художественных способностей детей среднего дошкольного возраста. Задачи: 1. Продолжать совершенствовать изобразительные.

    Конспект непрерывно образовательной деятельности в средней группе «Знакомство с профессией строителя» Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием.

    Конспект НОД «Знакомство с профессией почтальона» Открытый просмотр образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в средней группе “Знакомство.

    Конспект занятия на тему «Весна» в подготовительной группе Конспект занятия на тему «Весна» в подготовительной группе. Воспитатель: Бобохидзе Татьяна Валерьевна Цель: обобщение знаний детей о времени.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой М» Задачи: -Знакомство с буквой М; -формирование навыка чтения слогов,слов,предложений; -составление предложения. Ход занятия 1. Организационный.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ы» Программное содержание: -познакомить с буквой Ы; -учить составлять предложения из трех слов, обозначать их полоской, делить слова на слоги,.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с гласной буквой У» Задачи: -Познакомить с гласной буквой У;.

    Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И» Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой И» Цель: Познакомить с гласной буквой И. Задачи: -закрепление знаний.

    Проектная работа” МЧС России” учащихся 3 класса

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №101 имени П.А. Полушкина» Советского района г.Казани

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

    на тему: «Кто нас защищает – МЧС России»

    Авторы ученики 3 класса «Б»:

    Алексеева А.А., Галямов Р.М., Гафарова Г.М.

    Дорощук П.В., Ибрагимова Р.Р., Леонтьев Д.А.

    Назарова А.Ю., Нурлайева Д.Д.

    Научный руководитель: Белова Светлана Петровна,

    учитель начальных классов, 1 категории

    Список использованной литературы

    Актуальность проектной работы. В 90-е гг. в России была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, центральным органом которой является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). МЧС России, реализует важнейшую функцию государства – обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан.

    Цель работы: заключается в изучении деятельности МЧС России и создании презентации.

    изучить историю создания МЧС России;

    посетить Музейно-выставочный центр ГУ МЧС России по РТ;

    посетить Детскую Библиотеку №6 – Филиал ЦБС для сбора информации и изучения деятельности МЧС России;

    Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни;

    нарисовать рисунки для отражения изучаемой темы;

    рассказать своим одноклассникам как и что делать при ЧС.

    Что такое МЧС России?

    «МЧС России» – это министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

    Что такое Чрезвычайная ситуация?

    «Чрезвычайная ситуация» – состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

    Основные задачи МЧС России:

    реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности;

    осуществление мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами страны;

    осуществление нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

    осуществление управления в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;

    осуществление сбора и обработки информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информации.

    Читайте также:
    Мухомор описание внешнего вида гриба, особенности строения, где растет, виды и лечебные свойства, интересные факты, применение, польза и вред

    Эмблемы МЧС России

    Основным символом МЧС РФ является Белая Звезда Надежды и Спасения, представляющая собой вытянутый по вертикали восьмиугольник, в центре которого расположен международный отличительный знак гражданской обороны – голубой треугольник в круге оранжевого цвета.

    Большая эмблема представляет собой изображение двуглавого орла со щитом оранжевого цвета на груди. В центре щита расположена Белая Звезда Надежды и Спасения. Эта эмблема используется на флаге, штандарте министра, ведомственных наградах, переходящих вымпелах и нарукавном знаке министра.

    Средняя эмблема представляет собой изображение двуглавого орла, на груди которого расположена Белая Звезда Надежды и Спасения. Она используется на знаменах, вымпелах, нарукавных знаках, ведомственных наградах, при оформлении территорий и помещений военных городков, а также на рекламной, сувенирной и печатной продукции.

    Техника МЧС России

    Техника МЧС России имеет цветографические схемы, специальные звуковые и световые сигналы, единые для любых аварийно-спасательных служб: техника предотвращения и помощи при чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны — основной цвет белый, цвет декоративных полос оранжевый, вдоль оси симметрии декоративной полосы наносят дополнительную полосу синего цвета шириной не более 1/4 ширины контрастирующей полосы; противопожарная служба — основной цвет красный, цвет декоративных полос белый.

    История создания МЧС России

    17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей. 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).

    19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.

    10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу, в настоящее время Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – Владимир Андреевич Пучков.

    Придёт на помощь

    Рискуя жизнью нас спасёт

    Защищает, рискует, помогает

    Не знает слова страх

    Проблема предотвращения возникновения катастроф, смягчения их последствий и ликвидации весьма актуальна сегодня не только для России, но и для всего человечества.

    На сегодняшний день есть очень много служб, которые призваны защищать население, но нам кажется, что службы МЧС России занимают наиболее важное место в нашей жизни. Сотрудниками МЧС становятся мужественные, сильные, выносливые и отважные люди, которые каждый день готовы рисковать своей жизнью, спасая и защищая людей и животных.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Безопасность в чрезвычайных ситуациях /под ред. Н. К. Шишкина. -М.:ГУУ,2000.

    Безопасность в чрезвычайных ситуациях/ Б.С. Мастрюков – М.: Изд. Центр “Академия”, 2003.

    Добрые советы от МЧС для детей и взрослых http://central.mchs.ru/document/217359

    Официальный сайт МЧС России (www.mchs.gov.ru)

    Рыклина М.В. Пресс-служба МЧС России, Москва, 2010 г.

    Электронная энциклопедия «Википендия», изд. Фонд Викимедиа – 2009г.

    Рассказ о пожарной службе детям

    Потушить костер в лесу сможет каждый, но если вдруг случится настоящий пожар? Кто придет на помощь и спасет людей? Вы, ребята, конечно же, знаете, что с огнем борются храбрые пожарные! Эти люди по первому сигналу примчатся к месту происшествия и ликвидируют пожар любой сложности.

    Пожалуй, вы видели мчащиеся c ревом сирены огромные красные машины – это бравые борцы с огнем выехали на помощь. Знаете ли вы, что трудятся пожарные целые сутки! Смена начинается в восемь часов утра и завершается в то же время на следующий день.

    Требования к сотрудникам

    Пожарные не только тушат возгорания, но и предупреждают их. Сотрудники МЧС следят за строительством каждого здания в городе или деревне. Если оно не отвечает правилам пожарной безопасности, то разрешения на постройку никто не получит.

    Пожарные регулярно осматривают учебные заведения, рестораны, офисы, больницы на наличие огнетушителей, пожарных рукавов, аварийных выходов и плана эвакуации. Эти меры значительно снижают риск появления огня и лишних жертв.

    А еще пожарные проводят беседы в школах и детских садах. Настоящие спасатели рассказывают о мерах пожарной безопасности, правильном поведении в горящем помещении или лесу, о последствиях игр с огнем.

    Вы, ребята, уже знаете, что пожарные должны быть смелыми, сильными и ловкими, но к спасателям предъявляется гораздо больше требований! Давайте вместе составим список качеств борцов с огнем:

    1. быстрая реакция;
    2. выносливость;
    3. умение моментально принимать решение;
    4. глубокие знания (это необходимо для быстрой ликвидации возгорания);
    5. смелость;
    6. отзывчивость;
    7. ловкость;
    8. дисциплинированность;
    9. внимательность;
    10. честность;
    11. опрятность;
    12. умение оказывать первую медицинскую помощь.

    Знали ли вы, что у пожарных есть свой собственный кодекс чести? При вступлении на службу они дают особую клятву, обязуясь исполнять все правила, изложенные в сборнике.

    Читайте также:
    Страус прячет голову в песок - интересный миф или чистая правда?

    Для того, чтобы соответствовать требованиям профессии, пожарные очень много тренируются. На станции для них оборудован спортзал, чтобы спасатели всегда были в форме.

    Еще борцы с огнем в особых комнатах отрабатывают на время каждую возможную ситуацию (например, закинуть крюк в окно и зацепиться за подоконник, а затем за шесть секунд попасть в помещение по тросу). Пожарные также много и усердно учатся. На станции есть и специальные классы, где старшие специалисты знакомят с тонкостями пожарного дела.

    Пожарные – это обычно крепкие юноши и мужчины, но в пожарных частях трудятся и женщины. Чаще они работают диспетчерами. Эта профессия требует внимательности и точности, с чем девушки с успехом справляются.

    Диспетчер пожарной части – важный человек в команде: он принимает звонки, выясняет что и где горит, на карте обнаруживает ближайший гидрант и вычисляет самый короткий путь к месту происшествия.

    Боевая экипировка

    Одежда пожарного шьется не из обычной ткани, а из особой. Она не горит в огне и мало нагревается. Такая ткань называется арамидной, ее волокна включают пропитанные специальными средствами полульняные и винилискожу (или дермантин). Материалы в одежде различаются в зависимости от сложности пожара.

    В комплект входят:

    1. куртка защитная;
    2. комбинезон;
    3. удобные и прочные сапоги;
    4. ватная куртка и штаны;
    5. защитные перчатки;
    6. теплоотражающий металлический костюм;
    7. теплоотражающая маска с респиратором;
    8. противогаз с чехлом;
    9. каски из металла и пластмассы;
    10. маска с пелериной.

    Благодаря такому снаряжению пожарным нипочем жара и огонь!

    Знаете дети, снаряжение для пожарного очень важно! С помощью него можно пробиться через возникшие препятствия, попасть в здание через окно и так далее.

    Обязательными на каждом выезде являются предметы, обеспечивающие дыхание в задымленном помещении: респираторы, противогазы и фильтры.

    Они крепятся к специальному поясу и хранятся в футлярах. Чтобы освещать дорогу в темных помещениях, у каждого пожарного должен быть фонарик.

    Для преодоления различных препятствий борцы с огнем носят много оборудования. Пожарными топорами храбрые спасатели прорубают обвалившиеся балки и доски, для удобства этот инструмент крепится к поясу. Пожарные веревки и веревочные лестницы, кобура и карабин позволяют взобраться в труднодоступные места, вытащить людей, животных и вещи.

    Иногда причиной возгорания становятся электроприборы и провода. Для устранения огня в этом случае, необходимо сначала обесточить проблему. Тушить водой включенные электроприборы – опасно для жизни!

    Для таких ситуаций у пожарных в арсенале имеются особые диэлектрические перчатки и сапоги, коврики и ножницы.

    Для экстренных эвакуаций спасатели используют различные ручные лестницы: лестница-палка, механическая раздвижная лестница, лестница штурмовка. Они позволяют вызволить людей с высоких этажей.

    Как тушат огонь

    На самом деле существует несколько способов ликвидации возгорания. С давних пор самым известным и распространенным является вода. Для подачи ее по всему городу стоят пожарные гидранты, к которым присоединяют рукав (пожарный шланг). Также воду перевозят в цистернах специальные пожарные машины. Из них ее выкачивают специальными ручными или механическими насосами.

    Однако водой потушить можно не все: воспламенившиеся электроприборы при взаимодействии с водой могут привести к гибели людей. Для начала их необходимо обесточить, а затем засыпать песком. Его носят в специальных конусообразных ведрах.

    В снаряжении пожарного всегда есть огнетушители. Они бывают разных типов, то есть заполнены разными веществами. Одни заполнены газом (например, углекислым, углеводородом и аэрозольным), другие – пеной (нельзя использовать при воспламенении электроприборов и горючего топлива вроде бензина), а третьи – порошком.

    Знали ли вы, что первые огнетушители появились еще в первой четверти XVIII века? В 1715 году немецкий изобретатель Захария Грейл запатентовал устройство, представляющее собой бочку из крепкого дерева, заполненную двадцатью литрами воды.

    К сосуду прикреплялся фитиль и емкость с порохом. Огнегаситель кидали в очаг возгорания, где взрывался, тем самым туша пожар. А в начале XIX века англичанин Джордж Мэнби изобрел огнетушитель в том виде, какой мы видим и в наши дни. Его устройство представляло собой медный сосуд, заполненный химическим порошком под большим давлением.

    Если вдруг случается пожар, необходимо позвонить по телефону «01», сообщить адрес и что конкретно воспламенилось. После принятия сигнала тревоги диспетчер высчитывает кратчайший маршрут, находит по карте пожарный гидрант и передает всю информацию спасательной команде.

    Все эти действия выполняются менее 60 секунд. Получив сигнал тревоги, пожарные за 20 секунд полностью собираются и выезжают на помощь.

    Это очень опасная и нервная профессия, поэтому каждый сотрудник пожарной службы должен быть стрессоустойчивым, иметь молниеносную реакцию и находиться в прекрасной физической форме.

    Какое образование необходимо?

    Чтобы соответствовать квалификационным требованиям пожарному не обязательно иметь высшее образование. Вполне достаточно будет наличие диплома об окончании среднего профессионального образования, полученного будущим сотрудником МЧС в колледже, техникуме или училище. Основой получения знаний в этих учреждениях считаются практические занятия с оборудованием и техникой.

    Высокую должность можно получить, обучаясь в академиях МЧС. Помимо практических знаний в университетах и институтах закладывается серьезная теоретическая основа, помогающая лучше освоиться на новой работе, понимать, как вести себя в каждой ситуации.

    Читайте также:
    Почему Солнце светит днем - объяснение простыми словами детям

    Немного интересных фактов

    Может быть, вы замечали на старых снимках, что практически у всех пожарных есть длинные усы? Это отнюдь не украшение, как у гусар, приносило пользу на службе.

    Во время тушения огня, пожарные мочили во рту усы и вставляли в нос. Такая хитрость помогала дышать даже в сильно задымленном помещении. Именно от этого и пошло выражение «моченые усы».

    В Древней Руси верили, что молоко или квас оберегает дома от пожаров. Если загоралась постройка, перед тушением в огонь бросали обруч с квасной шайки.

    Первые прародители пожарных служб, а также мер по регулированию правил пожарной безопасности были замечены еще в Древнем Египте, потом опыт перенялся в Китай, Русь и Европу.

    Профессия пожарного – очень ответственная и опасная работа. Именно борцы с огнем ежедневно спасают сотни жизней!

    Доклады и рефераты в начальной школе

    Начиная прямо с первого класса учителя по программе предлагают детям написать творческую работу. Называется она или проект, или доклад, или реферат.

    Начиная прямо с первого класса учителя по программе предлагают детям написать творческую работу. Называется она или проект, или доклад, или реферат.

    Ученикам дается общая тема по которой они должны собрать материал, найти подходящие фотографии или картинки, оформить работу в тетради или на отдельных листиках.

    А потом на уроке в классе рассказать о своей работе одноклассникам.

    В первом классе буквально в самом начале учебного года предлагается написать первый проект – “Моя малая родина”. Затем реферат на тему краснокнижных животных региона. Спустя какое-то время опять творческое задание – проект “Моя семья”. И так далее.

    Многие родители возмущаются, что в возрасте 6-9 лет дети просто не в состоянии изучить и систематизировать нужный материал, не говоря уже о том, чтобы его правильно оформить. И, гоняясь за хорошими отметками для ребенка, взваливают всю работу на себя, создавая красочные “творения” на десятки листов. Вторые просто находят возможность заказать реферат на Автор 24, скачивают, распечатывают и “сдают работу”. Третьи просто отмахиваются от детских проблем, мол, тебе задали, ты и делай. Ребенок, попыхтев, пишет пару фраз на листике, приносит свой “реферат” в класс и там краснеет от стыда, глядя на “шедевры” одноклассников.

    Так зачем же детям дают такие задания?

    Я считаю, что главная цель такого вида заданий – совместная работа взрослого и ребенка. Не нужно делать ВМЕСТО, надо делать ВМЕСТЕ. Благодаря совместной работе школьник учится находить материал, анализировать его, отбирать нужные факты и отбрасывать второстепенные, систематизировать и обобщать информацию, правильно и красиво ее оформлять, а потом рассказывать всем. Взрослые только подсказывают шаги в этой работе и помогают технически. Нет ничего плохого в том, что мама или папа будут записывать или набирать на компьютере текст, который придумал и озвучил ребенок. И если родители вместе с ребёнком сходят в зоопарк или к городским достопримечательностям, сделают свои фотографии, или даже селфи на нужном фоне, распечатают и именно их добавят в реферат, это принесет огромную пользу развитию маленького человека.

    Как правильно оформлять реферат

    Так как рефераты придется писать на протяжении всей школьной жизни и потом в студенчестве, лучше сразу научить ученика делать это правильно.

    Структура реферата:

    • титульная страница
    • содержание
    • вступление
    • основная часть
    • заключение
    • список литературы
    Титульная страница

    Вверху страницы по центру пишется название учебного заведения

    Немного ниже заглавными буквами вид работы – РЕФЕРАТ, ПРОЕКТ

    Затем предмет, по которму делается работа и название темы

    Еще немного ниже и по правой стороне листика пишется:

    Работу выполнил:
    ученик (ца) такого-то класса
    Фамилия и имя
    Проверил учитель:
    ФИО учителя

    В самом низу страницы название вашего населенного пункта

    Содержание

    Здесь надо перечислить все разделы работы с указанием страниц.

    Содержание выглядит следующим образом:

    Введение
    Список глав или разделов
    Заключение
    Список литературы

    Напротив каждого пункта проставляется номер страницы.

    Титульная страница – это 1. Содержание – это 2. Но на этих страницах номера при распечатке не проставляются.

    Введение – это страница 3. И так далее.

    Вступление

    Во вступлении обычно описывается цель всего проекта.

    Начинать можно с вводной фразы типа: “В этой работе я хочу рассказать. “, “Целью проекта является. “, “В данной работе я постарался собрать интересные факты. “

    Здесь желательно рассказать о проделанной работе – какие книги прочитаны, какие места посещены, что изучено новое.

    Основная часть

    Здесь представлены все материалы по теме. Их желательно структурировать по подтемам. Отдельно можно выделить блок фотографий или картинок.

    Заключение

    Подведение итогов. Выполнена ли поставленная задача. Планы на будущее

    Список литературы

    Если при выполнении проекта использовалась литература, ее нужно указать. Если искали материалы в интернете, надо дать ссылки на соответствующие ресурсы.

    Вот, в принципе, и все.

    Уважаемые читатели!

    Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

    Читайте также:
    Мир глазами географа - сферы изучения, инструменты ученых

    Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

    Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

    Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
    Заранее Вам спасибо.

    Аэродинамика и механика полёта птиц.

    Полет, что это? Штурвал в руке и пара педалей под ногами или ощущение управления воздухом, телом и трехмерным пространством? Перегрузка, вдавливающая в кресло, или дрожь вихрей воздуха на кончиках пальцев и плечах на вираже? «Покатушки» на дельтаплане или «обнимание» теплого потока воздуха, поднимающегося от земли? Холодный расчет конструктора или неторопливый шаг эволюции к совершенству? К сожалению, большинство из этих вопросов риторические. Природа создала птиц, чувствующих небо, человек — летательные аппараты, железки, которые в меру своих возможностей транспортируют его в воздушном океане. Летать самостоятельно он так и не научился, да и не научится. Полет в полном смысле и ощущениях так и останется давней и, к сожалению, совершенно неосуществимой мечтой человека. Своими силами ему в воздух не подняться. Мало того, отрасти у него крылья, он даже не смог бы удержать свой вес в воздухе. По крайней мере, пятьдесят отжиманий — одно из довольно сложных гимнастических упражнений, а для того чтобы взлететь, человеку потребовалось бы постоянно и крайне интенсивно совершать отжимания от воздуха на трехметровых крыльях. Представить размер и формы грудной мускулатуры такого спортсмена можно, если взглянуть на скульптуры монстров, украшающих собор Парижской Богоматери.


    Аэродинамика и механика полёта птиц.

    И проблема-то, в общем, не в мышцах, а в скорости работы или, как принято говорить в физике, в мощности мышц и всего организма в целом. Ну не может человек пробежать стометровку за три секунды, а для того чтобы взлететь, надо бегать именно так, причем постоянно. Желательно, кстати, на руках. Вот и приходится человеку седлать самые разнообразные летательные аппараты, которые предоставляют ему крылья и, как минимум, 10—20 лошадиных сил под тем самым седлом. Говорить об ощущениях полета в подобных машинах не приходится. Все эти ощущения опосредованы штурвалом, креслом и лямками возле него. Максимум на что может рассчитывать пилот, – это на упругость ветра между пальцами. Да и то, только в том случае, если выставит руку за кокпит, что не всегда рекомендуется. Вот и остаются людям мечты да сны, в которых они чаще всего летают не как птицы, а как воздушный шар, наполненный усилием воли.


    Орлан-белохвост – одна из немногих птиц, которая по всем характеристикам и типу полета наиболее близка к самолетам.

    И только дайверы различных мастей, давно забросили неосуществимую мечту покорения воздуха и с огромным удовольствием испытывают все ощущения полета в воде. Отсутствие веса, уходящие вниз водоросли и скалы, рельеф дна, парящие рыбы, легкость трехмерного перемещения — все как у пилота в самолете, только все это своими ногами, руками и силами. Но все это в воде, а ощущение полета в воздухе так и остается доступным лишь организмам, которые многим пожертвовали, чтобы летать. Например, птицы «пожертвовали» ради этого «руками», легкими, сердцем, костями и многим другим. И что было кардинально изменено эволюцией в угоду всего одной задаче – полететь. И как полетели, как полетели – на зависть всем аэродинамикам, авиаконструкторам и прочим выпускникам МАИ. И эта «доброкачественная» зависть, а может быть, просто тоска «о небе в ладони», постоянно поддерживает интерес людей к особенностям полета птиц.


    Орлан-белохвост – большой рыболюб, а следовательно, обитатель крупных водоемов.

    Взлет.


    В начале взлета силы крыльев не хватает для разгона 12 кг живого лебединого веса и птица помогает себе ногами.

    Самая сложная и загадочная часть полета. Чтобы крыло перестало быть передней конечностью и стало по-настоящему крылом, птице необходимо приобрести скорость. Стрижи и сипы решают эту проблему, просто прыгая с какого-то возвышения и набирая скорость в падении. Качурки и альбатросы разворачивают клюв на ветер, расправляют крылья и, еще находясь на земле или воде, уже начинают двигаться в воздухе. Но абсолютное большинство птиц все-таки способно покинуть землю, не прибегая к подобным ухищрениям, хотя, при возможности, несомненно, пользуется ими.


    Крыло пошло вверх В этот момент его лучше немного сложить для снижения сопротивления воздуху.

    Как происходит такой взлет? Часть обученного всем правилам аэродинамики населения земли, считает, что птицы взлетают подобно вертолету, хотя и признает, что ни одной «вращающейся части» у них нет.


    Дополнительная подъемная сила может возникать и за счет грамотного расположения хвоста и тела.

    Да, при взлете птица взмахивает крыльями и может показаться, что именно при резком их опускании возникает основная сила, толкающая птицу вверх. Однако не все так просто. При первом взмахе крылья птицы движутся не просто вверх, они смещаются еще и вперед. Что это дает? Я бы назвал эффект, возникающий в этот момент, эффектом Мюнхгаузена. Барон, помнится, выдергивал себя за голову из болота вместе с лошадью и хвастался, что умной головы для этого достаточно. Стоит с ним согласиться, пустая голова для этого подходит гораздо меньше полной. Но о бароне позже, сначала о птицах.

    Читайте также:
    Степной орел краткое описание интересные факты, общая информация


    Движение, или, как говорят аэродинамики, кинематика крыла сложна. Так же как и сложны потоки воздуха, обтекающие его. При поднимании крыла, воздух «продавливает», маховые перья и стекает с них назад, создавая тягу, так необходимую для разгона.

    Выдвигая крыло вперед при первом взмахе, птицы широко расставляют крайние, самые большие перья крыла (биологи их так и называют — маховые, да еще и первостепенные). Каждое такое перо само по себе крыло или, если хотите сравнить с вертолетом, лопасть. Таких лопастей у птиц по 10 на каждом крыле (у вертолета всего от двух до восьми). И каждая такая «лопасть» при движении вперед создает подъемную силу.


    30 секунд и 50 м разбега позади.

    В результате даже при первом резком выбросе крыла вверх и вперед птица зацепляется, а лучше сказать, прилипает «перьями-пальцами» к воздуху и просто вытягивает свое тело за крылом. Чем не мюнхгаузеновский способ покинуть грешную землю? (Кстати, решение вопроса о том, с какой скоростью должна двигаться голова барона весом в 1 кг, чтобы, схватившись за нее, можно было вытащить из болота бренное тело вместе с лошадью, оставляю читателю. Знаю одно: пустая голова должна двигаться быстрее умной).


    Впереди небо. Осталось поджать ноги и продолжить свободный полет.

    Полет.


    Птица зависла в небе. Механика полета как при взлете. А если развернуться головой на ветер, то можно сэкономить много сил за счет «обнимания» потока воздуха.

    Дальнейшие события при взлете – дело техники. Чем выше скорость, тем меньше нужны расставленные «маховые пальцы», скоро они складываются вместе, и крыло становится крылом самолета, а не винтом вертолета. Уже при скорости 3—5 м в секунду большинство птиц может спокойно планировать, не утруждая себя «вертолетными» проблемами, а просто опираясь на подъемную силу крыла. Однако хочешь не хочешь, а эту скорость надо поддерживать. Остается только выяснить, что толкает птицу вперед? Где зашиты в ней те самые моторы, винты, турбины, реактивные двигатели и прочая атрибутика, создающая тягу на произведениях авиационного искусства человека? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Кто-то из орнитологов считает, что тяга возникает в момент опускания крыла, кто-то — в момент поднимания. Как обычно все по-своему правы.


    Полярная крачка – любительница рыбы и прекрасный во всех отношениях летун.

    Первая точка зрения традиционна, но небезупречна. Действительно, махнул крылом вниз, подвернул его при этом чуть назад – и «дал тягу». Но так бывает только тогда, когда именно махнул крылом. Махнул, а не двинул. Беда в том, что от глаз и сознания человека часто скрывается то, что птица при движении в воздухе уже не машет крыльями, а все-таки двигает ими, так же как плывущий человек не машет, а гребет руками. С этой точки зрения тяга при опускании крыла совсем необязательна, особенно если учитывать, что именно при движении крыла вниз оно работает как плоскость, создающая подъемную силу. Другое дело, совершенно нелепое, с точки зрения человека, движение крыла вверх. Оно кажется бесполезным — разве что вернуть крыло в удобное и необходимое положение. Однако именно при этом движении птица за счет наклона крыла создает тягу внешней его частью. Крыло-то идет вверх, а вот воздух, стекающий с него, устремляется назад и дает ту самую тягу. Так что поднимание крыла не совсем бесполезное занятие, в этот момент оно по сути, превращается в винт самолета. Способов управления полетом у птицы масса. Пока она планирует или парит, ее механика и действия мало чем отличаются от механики аэроплана и действий пилота. Те же закрылки, предкрылки и элероны, те же рули высоты. Наверное, и те же навыки-рефлексы. Захотел полететь помедленнее – выставь закрылки или раздвинь маховые. Захотел повернуть – выдвигай элероны или делай так, чтобы одно из крыльев подтормаживало. Выше, ниже? Нет проблем, работай хвостовым оперением. Главное при этом не свалиться в штопор, чтобы поток воздуха не сорвался с верхней поверхности крыльев, ведь вопреки распространенному мнению, основная подъемная сила действует на крыло сверху, а не снизу. Чем быстрее и ровнее поток воздуха, обтекающий эту сторону крыла, тем лучше оно к нему «прилипает». Именно поэтому верхняя поверхность крыльев птиц покрыта более плотным и прочным пером.


    Время of времени птица может превращать свое тело в единое летающее крыло.

    Вся эта механика управления полетом теперь стала доступна в понимании не только летчикам, но и рядовым «пилотам» персональных компьютеров, проводящим свободное время за штурвалами различных FLY-симуляторов. Но это механика негнущегося крыла. У птиц крылья гнутся, каждое перо почти крыло, а все «осмысление» полета зашито с рождения в мозжечке. И думаю, им было бы так же интересно поиграть в симулятор ходьбы человека, как нам в симуляторы полета. Особенно если ходьбу разложить на составляющие, как полет, а потом долго получать из этих составляющих нечто цельное. И все-таки в запасе у птиц остаются режимы, которые человеком до сих пор не освоены. Зависание, или, как его еще называют, трепетание на месте – поведение, доступное крачкам, чайкам, колибри, некоторым хищным и многим другим птицам, и совершенно недоступное, например альбатросу, как классическому представителю «самолетной идеи» в творчестве эволюции. Механика та же, что и при взлете, только движения вперед нет. Вот она настоящая борьба за выживание в небе. Это вам не воздух рубить лопастями. Каждый вихрь, каждая аэродинамическая закорючка или поток становятся значимыми и каждую из них надо почувствовать и опереться на нее. Высочайший класс полета, экзамен на зрелость в эволюции летающих животных. Овладевший им по определению не падает. Единственная проблема – огромные затраты энергии на подобное поведение. Все-таки птице оно обходится как минимум в 1,5 раза дороже, чем полет по прямой, и в 16 раз, чем планирование или сидение на ветке.

    Читайте также:
    Еж обыкновенный описание животного, чем питаются и где живут, интересные факты о характере размножения млекопитающего, информация о продолжительности жизни


    Не путайте полярную крачку с чайками, у которых никогда не бывает столь стройного облика и хвоста с длинной «вилочкой».

    Посадка.


    Клуша, довольно крупная чайка – обитательница морских побережий. Отличная летунья, часто использующая порывы ветра, для экономии энергии в полете.

    И последнее – приземление, хотя в применении к птицам это слово лучше заменить на слово посадка. Любой пилот знает, что без автопилота попасть на «нитку» посадочной полосы длиной 2 км и шириной 50 м достаточно сложно. Что уж говорить о попадании на ветку дерева, раскачивающуюся на ветру. Это уже мечта не летчика, а спортсмена-парашютиста, всю жизнь старающегося попасть в кружок на земле. В жизни птиц это обыденное явление.


    Классический пример «мюнхгаузеновского» взлета. Выдергивание тела из воды за счет «прилипания» крыла птицы к воздуху.

    Какой тип приземления выбирает птица — «самолетный» или «вертолетный», во многом зависит от особенностей ее жизни. Птицы, живущие на открытых и особенно водных пространствах, не утруждают себя переходом на вертолетный режим при посадке. Выдвинул «закрылки-махи», задрал передний край крыла вверх, выпустил ноги, скользнул или пробежал по поверхности, и приземление или приводнение состоялось. Лесные виды себе этого позволить не могут. Для того чтобы попасть на ветку, им необходимо остановиться перед ней еще в воздухе, а это значит, что при каждой посадке надо опять «становиться вертолетом».


    5 секунд после взлета. Полет серой цапли еще не уравновешен. Чтобы подвести центр масс под центр крыла и не «клюнуть» в воздухе, ей придется , вытянуть ноги и согнуть шею.

    Кстати преобладание того или иного типа полета в жизни птицы довольно легко определить по строению ее крыльев. У «птиц-самолетов» они длинные, часто с заостренными концами, по которым стекают паразитные вихри, образующиеся на крыле. У «птиц-вертолетов» — короткие, с широким краем. Существует предположение, что вихри, образуемые таким крылом, используются птицей как точки опоры в полете. Однако большинство подобных предположений до сих пор так и остаются предположениями, так как проверить их крайне сложно. А потому и вопросов к полету птиц у человека гораздо больше, чем ответов. А может быть, на эти вопросы и не стоит отвечать? Ведь даже создание махолета вряд ли добавит что-то новое к чувству полета у человека, а природа, вследствие физических запретов, не может создать активно летающий теплокровный организм более 20 кг весом. Так же как и не может наделить его скоростью и грузоподъемностью разнообразных Ту, Илов, Боингов и Дугласов, прекрасно справляющихся с массой утилитарных задач. И все же, за несколько миллионов лет кропотливой работы она создала птиц, для которых чувство воздуха стало основным инстинктом. За это чувство стоит бороться и отвечать на те самые вопросы. И пусть новое знание будет для человека в основном виртуально. Может, мы и не научимся летать, но сопереживать полету никто не запрещал. И если человеку хоть раз в жизни приснится сон, в котором он ощутит воздушные вихри на кончиках пальцев и сможет опереться на них, значит труд исследователей был потрачен не зря. Ведь в индивидуальном жизненном опыте такое ощущение будет более значительным, чем комфортабельное пересечение Атлантики на совершенном во всех отношениях произведении человеческого разума.


    Посадка. Изломы крыла и невероятная «осанка» птицы – лишь выполнение требований аэродинамики при переходе от самолетного режима полета к вертолетному.

    Автор – Антон Ефремов, фото – А. Черенкова.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: