Массовая культура – признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

Массовая культура: понятие, примеры из жизни, признаки, виды

Что такое массовая культура?

Массовая культура — культура быта, развлечений и информации, ориентированная на максимально широкую аудиторию. Она направлена на формирование интереса у подавляющего большинства людей, независимо от социального статуса, профессии или достатка. Это культура обыденной и привычной каждому жизни, которая транслируется по телевидению, через интернет и художественные произведения. Ее содержание базируется на желаниях и потребностях, являющихся обязательными и привычными элементами повседневной жизни для подавляющего большинства людей.

Массовая культура подвержена влиянию главного рыночного условия – спрос формирует предложение. Люди получают то, что хотят увидеть, потрогать, почувствовать. Общественность и широко распространенные идеи оказывают взаимное влияние друг на друга. Основной культурный элемент – коммерция. Зрители готовы заплатить за отвлечение своих мыслей от существующих проблем, получения чего-нибудь незаурядного, создания разнообразия в жизни, развлечений.

Термин «массовая культура» впервые использовал немецкий философ и социолог Макс Хоркхаймер в 1941 году, а так же американский писатель Джон Данн Макдональд в 1944 году. У термина довольно противоречивая природа. Под массовой культурой можно понимать «культуру для всех» и «не совсем культуру». В определении данного понятия делается акцент на широком распространении, наличии общего доступа, легкости изучения и понимания.

Примеры массовой культуры

Массовая культура играет эмоциями людей, влияет на их чувства, эксплуатирует такие темы, как дружба и любовь, вызывает страх. Яркая картинка и современные способы транслирования в совокупности с системным воздействием делают подобный эффект еще сильней. Примеров массовой культуры — бесконечное количество. Рассмотрим популярные и знакомые каждому примеры из современной жизни:

  • телевизионная передачи — например, «Пусть говорят», «Давай поженимся»;
  • сериалы и фильмы, которые снимаются для просмотра подавляющим большинством зрителей, например, сериалы «Улицы разбитых фонарей» или более молодежные «Сумерки». Фильмы — «Американский пирог», «Мстители».
  • желтая пресса, например, журнал «Стар-хит», или «Постер. Все звёзды».
  • книги, которые не подразумевают серьезных интеллектуальных усилий для их прочтения, например, детективы Дарьи Донцовой, или книги про фантастику — «Звёздные войны».
  • шоу развлекательного характера, например, «Форд-Боярд».
  • поп-музыка — песни «Верки Сердючки», группы «Блестящие», или более современные и молодёжные исполнители — «Моргенштерн», «Егор Крид».
  • коммерческие спортивные передачи, другие представления, ориентированные на массового зрителя. Например, состязание по боксу между звездами «Король ринга» или «Танцы со звёздами».

Признаки массовой культуры

Выделим основные признаки массовой культуры, которые отличают её от других видов культуры (элитарной и народной):

  • создатели массовой культуры ориентируются на вкусы и предпочтения основной массы населения, потакают им. Для создания массовой культуры учитываются современные тенденции, во внимание берутся досуги и хобби основной массы населения, условия их общения, темы для обсуждения и т.д;
  • цель массовой культуры – получение прибыли. Массовая культура, как правило «пропитана» деньгами и ориентирована на них;
  • для поп-культуры характерны простота и легкость. Она касается лишь эмоций, событий, которые люди понимают, вызывают у них интерес.
  • массовой культуре характерна недолговечность. Происходит постоянное изменение вкусов и предпочтений людей, а массовая культура «подхватывает» сменяющиеся тенденции, гонится за ними;
  • массовой культура доносится до людей через СМИ, интернет, социальные сети, компьютерные игры;
  • авторами массовой культуры могут быть и простые люди без соответствующего образования, таланта.

Как возникает массовая культура?

Родиной массовой культуры считается Америка, а непосредственным её месторождением и источником распространения считается Голливуд. Он становится местом для формирования и отправки через определенное количество лет молодежных субкультур в Россию, стандартов красоты, определенных ценностей.

Массовая культура – результат становления индустриального общества. Периодом зарождения массовой культуры считается начало XX века. Ее появление можно объяснить следующими факторами:

  • массовизация труда, отдыха;
  • возникновение новой современной категории – масса;
  • улучшение статуса рабочего класса;
  • увеличение границ действия демократических институтов;
  • развитие общей грамотности;
  • включение рабочих людей в жизнь гражданского общества.

Почему массовая культура так популярна?

Массовая культура пользуется большой популярностью. Это обусловлено использованием усредненного, универсального языка общения, который понятен человеку любого уровня образования и любой профессии. Кроме того, причина популярности массовой культуры связана с устройством самого человека, речь идёт о некоторой пассивности сознания многих участников общественности, отсутствие у них желания принимать активное духовное, умственное участие процессах социального характера. Вместо этого преобладает желания только лишь потреблять «готовый» продукт культуры. Еще одна причина – наличие желания забыть про обыденные проблемы, рутинную жизнь. Третья причина – поиск понимания, сопереживания своим проблемам со стороны других людей.

Читайте также:
Скульптура определение, история происхождения изобразительного искусства

Причиной известности массовой культуры можно так же назвать массовизацию жизни в период ХIХ-ХХ веков. Для данного времени характерно повышение роли масс людей в разных жизненных областях. К ним можно отнести экономическую и политическую деятельность, управление. Испанский философ и публицист Ортега-и-Гассет сформулировал следующую трактовку категории «масс»: масса – толпа, представляющая собой в количественно, зрительном отношении большое количество, которое в рамках социологии и принято называть массой. Масса — средний человек. Общественность всегда была подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – определенное количество значимых лиц. В качестве причины появления формирования массы на Ортега назвал как раз низкое качество культуры.

Плюсы и минусы массовой культуры

Массовая культура – противоречивое и самостоятельное явление. Все действующие сегодня в обществе точки зрения можно условно квалифицировать на 2 группы. Представители первой группы положительно высказываются по поводу роли массовой культуры в общественной жизни, считают, что она:

  • позволяет зафиксировать представления людей о мире, отношениях друг с другом, жизненном образе. Данная информация помогает большому количеству людей лучше сориентироваться в современном и динамичном мире, получить представление о современных тенденциях;
  • произведения массовой культуры не считаются средством для самовыражения людей — они используются для прямого обращения к читателям, зрителям с учетом их запросов;
  • соответствует потребностям большого количества людей, включая пожеланием в интенсивном отдыхе, разрядке с психологической точки зрения.

Ученые считают, что для массовой культуры характерно и отрицательное воздействие. В качестве ее основных минусов можно назвать:

  • снижение общего уровня духовной общественной культуры;
  • стандартизация и унификация жизненного образа, мышления миллионов жителей планеты;
  • пассивное потребление;
  • формирование стереотипов в сознании человека;
  • создание искусственной потребности за счет применения рекламы, СМИ;
  • навязывание при помощи СМИ искаженных реалий жизни.

Считается, что противопоставление позитивной и негативной оценок массовой культуры будет неправильным. Разумно предположить, что явление массовой культуры, ее воздействие на общественность не могут быть однозначными, т.к. влияние массовой культуры весьма субъективно. Многое зависит от самого человека — если он способен впитать только лучшее от взаимодействия с массовой культурой, выявив и отбросив негативные аспекты, то влияние будет положительным. Если же человек не стремится к анализу поступающей информации, не обладает критическим мышлением, то вполне возможно, что влияние массовой культуры приведет к деградации личности.

Заключение

Массовая культура – обязательный атрибут общественной жизни. Но ее продукция не является долговечной. С учетом присутствия в ней потребительской культуры она сразу реагирует на возникающий спрос на определенную продукцию. После исчезновения спроса пропадает и продукция, которая была нужна для его удовлетворения.

Массовая культура – её плюсы и минусы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 02:02, реферат

Описание работы

Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт).

Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….2
Глава I. Понятие «Культура» ………………………………………. 3
1.Определение. Виды. Элементы.…………………………………. 3
2.Типология культур………………………………..………………….4
Глава II. «Массовая культура»…………………….………………….6
1.Основные проявления и направления массовой культуры…….….7

2. Характеристика «массовой культуры»…………………………….8
Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»…………………10

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»

Исследователей массовой культуры можно условно разделить на два «лагеря»: на тех исследователей, которые относятся к масскульту критически и на тех, кто смотрит на массовую культуру более оптимистически.

Первые считают ее «низкой», «примитивной», ведущей только к полной стандартизации, деградации населения. В их понимании это даже не культура, а антикультура. Массовая культура в их представлении – «чудовище», возбуждающее в людях «низменные инстинкты» и создающее угрозу для «высокой культуры».

Вторая же группа исследователей рассматривает массовую культуру как вполне удовлетворительную форму культуры, характерную для развитого индустриального общества с высоким уровнем образования, с высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций.

Я не могу отнести себя ни к первому, ни ко второму «лагерю». Я нахожусь, как бы между этими полюсами, потому что вижу в массовой культуре, как плюсы, так и минусы.

Читайте также:
Культура Древнего Китая - развитие, интересные факты

1. Положительные стороны

Из положительного в существовании массовой культуры я вижу три аспекта.
Во-первых, массовая культура «демократична», потому что она обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства.

Во-вторых, массовая культура как бы компенсирует эмоциональный дефицит, который все больше присутствует в нашей жизни, ведь она (массовая культура) носит развлекательный характер. Каждый человек имеет право после сложной трудовой недели, прийти, например, в тот же самый кинотеатр, и от души повеселиться, похохотать на какой-нибудь американской комедии, не имеющей особого смысла и относящейся по всем признакам к массовой культуре. Люди имеют полное право не только «трудиться мозгами», но и просто получать удовольствие.

Ну и, в-третьих, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. Так по телевидению мы имеем возможность посмотреть фильмы, которые были сняты еще в прошлом веке, какой-нибудь спектакль или концерт. В сети Интернет мы можем найти много, действительно, интересного и полезного – книгу или репродукцию картины известного художника.

Еще можно добавить, что, благодаря массовой культуре, на сегодняшний день доступной становится элитарная. Можно не ходить в театр, но залезть в Интернет и найти необходимую музыку или постановку, информацию. Раньше, такой возможности у большинства населения не было. И все равно, как не крути, но элита осталась. И именно она направляет массовую культуру в нужное русло, пропагандирует то, что выгодно.

  1. Отрицательные стороны.

С другой стороны, массовая культура направлена на производство «массового человека», заимствующего свои мысли из радио- и телепередач, рекламы, глянцевых журналов. Заимствуя мысли и образцы поведения, человек становится простым исполнителем заданных ролей с атрофированной личностью, т.е. человек обезличивается.

Люди не хотят думать, не хотят не то чтобы что-то свое сочинять, но и просто читать. Человек уже не выражает себя ни в чем, а только потребляет готовое. Массовая культура направлена на упрощение общества. Все проще и проще, все однообразнее и однообразнее. Под воздействием массовой культуры обезличиваются не только отдельные люди, но и взаимоотношения между ними. Люди все больше общаются по Интернету, пишут письма по Интернету, выходят замуж по Интернету, не выходя из дома, заказывают продукты и так далее. А ведь людям очень важно посмотреть в глаза друг другу при разговоре, чтобы понять, что каждый из них собою представляет. Сейчас это, к сожалению, исчезает.

Продукция массовой культуры навязывает определенные нормы и ценности, при этом активно воздействуя на психологию человека. Человек как бы становится «пленником» этой культуры, причем никто и не пытается выбраться из этого плена. Массовая культура, и в частности, сериалы, ток-шоу, различные сайты в сети Интернет занимают слишком много свободного времени у современного человека, просто нагло «воруют» его!
Но ведь, если задуматься, не существовало бы массовой культуры без самих масс. В наше время люди, действительно, зависимы от массовой культуры. Они уже сами не представляют свою жизнь без нее.

“Массовая культура” делает из людей серую безликую массу и прививает нам упрощенные образцы и стереотипы поведения.

Заключение

Данная тема никогда не перестанет быть актуальной, так как занимает слишком большую часть нашего сознания, по крайней мере, многих. Массовая культура, на мой взгляд, прочно вошла в наш быт и сознание, от нее мы не сможем уже никуда деться. У массовой культуры много как плюсов, так и минусов. Вы бор остается за каждым прислушиваться к ней или игнорировать.

Достоинства и недостатки массовой культуры

Понятие «массовая культура» давно стало неотъемлемой частью нашей жизни, характеризующей современное общество – общество потребления, в котором даже такой вечный ценностный ориентир, как искусство, стал предметом, в первую очередь, коммерческой выгоды, превратившись в «продукт массовой культуры».

Существует стереотип, что продукт массовой культуры не отличается ни высоким качеством, ни глубиной раскрытия, ни наполненностью моралью, ни оригинальностью подачи. К тому же принято считать, что массовая культура не создает ничего нового, а лишь переводит высокую культуру в упрощенную форму с целью тиражирования ее для массового потребителя. Но тут же возникает закономерный вопрос: «Так почему же спрос на массовую культуру остается, сквозь десятилетия, необычайно высок?» Остается предположить, что не все так плохо в массовой культуре, и попытаться рассмотреть это явление чуть более объективно, чем это свойственно стереотипному мышлению.

Читайте также:
Эпоха Ренессанса - представители и выдающиеся деятели, особенности

Итак, что же такое массовая – или поп-культура? Выражаясь современным сленгом, массовая культура – это мэйнстрим, это такая культура, которая пользуется спросом и популярностью среди широкого круга потребителей, она доступна и понятна каждому, будь то искусство, мода, литература, спорт, развлечения, быт. Можно сказать, что каждый человек в разной степени задействован в развитии массовой культуры, и для этого не нужны специальные знания и умения: распространяя ее через соцсети, мобильные гаджеты, трансформируя на свой вкус, создавая что-то новое или каверы на уже существующие продукты, просто используя в повседневной жизни, человек уже становится участником процесса массовизации культуры. Своим существованием поп-культура обязана средствам массовой информации, благодаря которым она, словно вирус, распространяется моментально, захватывая внимание самых различных слоев населения, преодолевая всевозможные географические условности.
Чем же обусловлена такая простота и доступность масскультуры? Тем, что по своей сущности она является чисто коммерческим товаром и ее главная задача – зарабатывание больших денег, что возможно лишь при условии, что она заинтересует широкий круг потребителей. Огромную роль в популяризации продуктов массовой культуры играет реклама, которая сама является ее частью. Из всего вышеперечисленного можно выделить первое достоинство массовой культуры, выросшее из ее главного недостатка – это ее вседоступность как результат ее коммерциализации.

К важным, но спорным достоинствам поп-культуры можно отнести то, что она зачастую использует продукты элитарной культуры в качестве основы. Это ведет не только к росту престижа новообразованного образчика потенциального мэйнстрима, но и способствует пробуждению интереса потребителей к оригиналу, знакомству с забытыми или ранее малоизвестными произведениями искусства. Спорным же здесь выступает следующий вопрос: теряет ли оригинал свою элитарную принадлежность после своей интеграции с поп-культурой? Конечно, нет. То, что создавалось под покровительством высокой культуры и было признано многими поколениями, остается непоколебимым шедевром, в то время как продукт симбиоза элитарной и массовой культур будет относиться к массовой культуре. Так, известнейшая работа Леонардо да Винчи «Мона Лиза» является, пожалуй, одним из наиболее часто используемых в массовой культуре изображений, начиная с мемов в социальных сетях и заканчивая крупными рекламными кампаниями. «Мона Лиза» при этом не теряет свою уникальность и «душу», но и мемы и рекламные кампании этого, к сожалению, не приобретают. В этом заключается ключевая особенность поп-культуры: если элитарная культура может спуститься до уровня поп-культуры, то поп-культура никогда не сможет подняться до уровня элитарной. К менее кощунственным реинкарнациям шедевров в современной масскультуре можно отнести использование отрывков классических произведений в качестве музыкальных заставок к популярным ТВ – и радио – программам. Так, «Время вперед» Г. Свиридова стало заставкой к новостной программе «Время» на Первом канале, автоматически превратившись в элемент массовой культуры.

Массовая культура обладает еще одним важным, с точки зрения глобализации, достоинством: охватывая все сферы жизни и все слои населения, стирая национальные, географические, этнические, социальные границы, она способствует развитию чувства единства людей в мире, позволяет им общаться на одном языке, будь то поп-музыка, поп-литература, популярные ТВ-шоу и массовое кино, язык соцсетей, модные тенденции и др.
В то же время многообразие форм и источников массовой культуры дает человеку свободу выбора и позволяет иметь собственное мнение, хотя выбор и является относительным – он ограничен теми рамками, которые установили СМИ и, в частности, реклама. Мы можем выбирать только из того, что нам известно, и пользоваться тем, что нам предоставлено в свободный доступ.

Касательно личного мнения, оно действительно может быть любым, если только личность сформирована и способна мыслить отлично от конформистских взглядов. Примером могут быть Интернет-ресурсы вроде Кинопоиска, где каждый желающий может оставить свою как положительную, так и отрицательную рецензию на просмотренный фильм.

Какие бы преимущества не предлагала массовая культура, ее недостатки так же очевидны. Часть из них уже была отражена в приведенных в начале эссе стереотипах – это и низкое качество, и слабая моральная составляющая, и неоригинальность, – но помимо этого существует еще ряд существенных недостатков.

Читайте также:
«Мона Лиза» - описание картины Леонардо да Винчи история создания

Во-первых, массовая культура искажает культурные ценности, подменяет вечное сиюминутным, создает соблазнительный мир доступных удовольствий и проходящих идеалов, нескончаемых счастливых моментов, мир, в котором социальный статус зависит не от личных качеств, а от обладания набором престижных вещей типа модной одежды, новинок техники, билетами на мировые шоу и пр. Это делает общество дезориентированным в духовно-ценностном плане, рождает неверные представления о морали, заставляет вести навязанный образ жизни, будь то еженедельный просмотр киноновинок, покупка очередного нового телефона или планшета или предпочтение одежды популярных брендов неизвестным маркам.

Во-вторых, недостаток массовой культуры – это ее короткая жизнеспособность. Продукт массовой культуры, являясь коммерческим предложением, устаревает так же быстро, как и входит в моду, хотя спрос на массовую культуру в совокупности всегда высок. Это делает неразумным ориентироваться на идеалы массовой культуры, ведь сегодня они одни, а завтра будут проповедоваться совершенно противоположные. В прошлом сезоне в моде были ботильоны, а в этом – тимберлэнды. Вчера все создавали каверы на Gangam Style, а сегодня – на Harlem Shake. Массовая культура не терпит постоянства.
В-третьих, массовой культуре свойственно возведение в культ конкретного образа или вещи и поклонение ему (ей), что опять-таки является результатом

обширных рекламных и пиар-кампаний. Культ основан на желании быть таким же модным и популярным, как объект культа (если это конкретный образ), или быть модным и поднять свой престиж, обладая предметом культа (если это вещь). Это выливается в такой недостаток психологического плана, как зависимость от образа кумира и потеря индивидуальности.

Четвертый недостаток перекликается с третьим: продукт массовой культуры приобретается массовым потребителем или пользуется популярностью среди широко круга населения, что означает уравнивание вкусов, мнений, потребностей, стиля – то есть опять речь идет о потере идентичности и слабая возможность самовыражения через элементы массовой культуры. Это ведет к истощению творческого потенциала общества, застою в культурной сфере и, как следствие, к упадку общества в целом, ведь общество, питающееся лишь массовой культурой, обречено на деградацию.

Рассмотрев обе стороны массовой культуры, можно попытаться ответить на ранее поставленный вопрос: «Так почему же спрос на массовую культуру остается, сквозь десятилетия, необычайно высок?» На мой взгляд, это возможно по той причине, что производители продуктов массовой культуры чутко реагируют на текущее настроение общества, предлагают то, что релевантно его потребностям в данный момент. Массовый потребитель, в свою очередь, мысля категориями массового сознания, будучи подверженным действиям толпы, не может отказаться от возможности почувствовать себя частью некоего единого организма, имеющего единые навязанные потребности. Также решающими здесь оказываются факторы доступности и простоты использования элементов поп-культуры, ее демократичность.
Но, хотя спрос на массовую культуру и высок, всегда найдутся люди, которые не станут закрывать глаза на ее недостатки и из чувства протеста или простого желания создавать что-то поистине стоящее и оригинальное будут творить для узкой аудитории или для себя то, что опередит свое поколение на несколько десятилетий. Это будет уже иная культура, отличная от массовой по всем критериям, но именно ей будет суждено развивать общество, и пока такая культура буде существовать, обществу не страшно развлекать себя такой приятной и простой, такой доступной и яркой поп-культурой.

Массовая культура и общество. Признаки, отличия от элитарной и народной культуры

Определение массовой культуры

Массовая культура — это форма культуры , ориентированная на широкого потребителя. Ее основная цель — коммерческий успех.

Культура в одном из значений — это деятельность людей по созданию, распределению и потреблению духовных ценностей. К культуре относятся литература, искусство, архитектура, устное народное творчество, кино и т.п. Обычно выделяют три формы культуры: массовую, элитарную и народную.

К произведениям массовой культуры относятся:

популярное кино и сериалы, клипы и видеоролики;

средства массовой информации;

Концерт поп-певца Джастина Бибера. Фото: Reuters

Первыми термин «массовая культура» стали использовать в 1940-е годы Марк Хоркхаймер и Дуайт Макдональд. Синоним — поп-культура.

Развитие массовой культуры

Развитие массовой культуры связано с переходом от традиционного к индустриальному обществу . Благодаря промышленному производству появилась возможность массово тиражировать популярные произведения. Новые технологии позволили дешево издавать книги, печатать репродукции картин, записывать музыку на пластинки. Радио, кино и телевидение дали возможность быстро охватить многомиллионную аудиторию.

Читайте также:
Описание картины Васнецова Три богатыря - история создания

Так наряду с народной культурой и элитарной культурой «для богатых и образованных» появилась массовая культура — для всех, кто способен заплатить за доступ к ней небольшие деньги.

В постиндустриальном обществе автоматизация производства и развитие средств связи лишь ускорили эти процессы. Сегодня благодаря интернету и глобализации новые культурные веяния быстро достигают всех уголков Земли. Люди в разных странах смотрят одни и те же фильмы-блокбастеры, читают книги-бестселлеры, слушают одинаковые музыкальные хиты.

Признаки массовой культуры

Произведения массовой культуры создаются профессионалами — так же, как и произведения элитарной. В отличие от народной культуры, авторы известны по именам, не анонимны.

Массовая культура ориентируется не на узкий слой ценителей, а на максимально широкий круг потребителей. Массовая культура демократична.

Масскульт отличается простотой форм и стандартизированностью, его произведения должны быть понятны человеку без специальной подготовки.

Массовая культура ориентирована на коммерческую выгоду. Главный критерий ее успеха — востребованность аудиторией. Поэтому поп-культура подчиняется законам спроса и предложения .

Преимущества и недостатки массовой культуры

Уже много десятилетий в философии и социологии ведутся дискуссии о том, чего больше приносит поп-культура — пользы или вреда?

Вот что можно сказать в защиту массовой культуры:

Она отличается демократичностью, доступна каждому.

Напрямую обращается к человеку, учитывает его желания и интересы.

Помогает ориентироваться в современном мире, утверждая простые и понятные представления.

Позволяет человеку расслабиться, снять стресс.

Лучшие ее произведения становятся достижениями «высокой» культуры.

В то же время массовую культуру критикуют за то, что она:

Потакает невзыскательным вкусам, «снижает планку» вместо того, чтобы делать людей лучше.

Ориентирована на пассивное потребление, а не на размышление или творчество.

Подменяет собой реальную жизнь. Насаждает мифы.

Унифицирует мысли и образ жизни.

Создает искусственные потребности, формирует «общество потребления».

Девочки в Боливии фотографируются на фоне фигуры Капитана Америки из «Мстителей». Фото: Reuters

Связь массовой культуры с народной и элитарной

Нельзя сказать, что массовая, элитарная и народная культура враждебны. Наоборот, они часто питают друг друга. Вот как это происходит.

Массовая культура черпает идеи и из народной, и из элитарной

Например, популярный артист (массовая культура) может вдохновляться классической музыкой (элитарная культура). Так, рэпер Warren G в 1997 году выпустил сингл Prince Igor, где использовал фрагмент из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» (фрагмент называется «Половецкие пляски», в нем звучат слова «улетай на крыльях ветра»).

The Rapsody feat. Warren G & Sissel – Prince Igor

А вот пример заимствования из народной культуры: группа «Иван Купала» пишет электронную музыку, в основу которой положены аутентичные народные песни, зафиксированные этнографами. Самая известная композиция группы — «Кострома», ее использовали даже на церемонии закрытия Олимпиады-2014 в Сочи.

Лучшие массовые произведения становятся частью элитарной культуры

Массовую культуру создают профессиональные режиссеры, музыканты, художники, так что ее произведения могут быть качественными по форме и достаточно глубокими по содержанию. В этом случае популярный шедевр может занять место в числе лучших произведений своей эпохи.

Так, кассовые фильмы, созданные лучшими режиссерами, сценаристами и актерами, с годами становятся классикой мирового кинематографа.

«Крестный отец» – пример коммерчески успешного фильма, ставшего признанной классикой. Paramount Pictures / Кинопоиск

Элитарная культура со временем может быть усвоена массами

Со временем элитарные произведения, ориентированные на узкий круг ценителей, могут стать понятнее массам. Так произошло, например, с творчеством художников-импрессионистов. Когда в 1874 году они провели первую выставку, большая часть посетителей посчитала картины некрасивыми, а художественные критики высмеяли новое направление в искусстве.

Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца». 1872 год

Но уже спустя несколько десятилетий художники Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и другие стали считаться живыми классиками.

Пьер Огюст Ренуар. «Лягушатник». 1869 год

Сегодня импрессионизм — одно из самых узнаваемых направлений в изобразительном искусстве, поэтому его активно использует массовая культура. Картины упомянутых художников знает любой школьник. Ежегодно продаются миллионы репродукций и сувениров с этими изображениями, а в смартфонах есть приложения, позволяющие превратить свое фото в стилизованную «картину в духе импрессионизма».

Суждения о массовой культуре. Задания из ЕГЭ с ответами

В ЕГЭ по обществознанию регулярно встречаются вопросы о трех формах культуры. Нужно хорошо знать признаки произведений масскульта и уметь выбрать их из списка. Разберем несколько заданий из экзаменов прошлых лет:

Читайте также:
Кино как вид искусства - основы, жанры и приемы, примеры

Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) премьера фильма ужасов
2) фестиваль рекламных роликов
3) переиздание детектива-бестселлера
4) выставка художников-авангардистов
5) областной смотр фольклорных коллективов
6) открытие международного конкурса пианистов
Правильный ответ: 123

Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.
1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.
2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.
3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.
4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.
5) Телесериал интересен кругу знатоков.
6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.
Правильный ответ: 146

За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) развивают традиции народного вокального творчества
2) исполняют композиции собственного сочинения
3) деятельность имеет коммерческую направленность
4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка
5) выполняют функцию накопления культурного опыта
6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики
Правильный ответ: 3

Плюсы и минусы массовой культуры

Термин «массовая культура» очень часто используется в СМИ, образовательной и публицистической литературе. При этом, что характерно, не всегда корректно. Например журналисты, описывая те или иные популярные культурные движения, привыкли использовать термин исключительно в негативном ключе. Так, начиная с прошлого века, в критических статьях к набирающим популярность тогда музыкальным течениям таким как блюз, джаз, рок-н-ролл и т. д., термин «массовая культура» использовался для того, чтобы подчеркнуть деструктивный и упадочный характер музыки. При этом журналисты забывали, что газеты и журналы, в которых они работают также являются неотъемлемой частью массовой культуры.

Для того, чтобы не совершать подобных ошибок, стоит сразу дать определения термину. Массовая культура — это культура масс, то есть большей части населения. Она противопоставляется элитарной культуре, которая доступна только сливкам общества.

Стоит отметить, что как и многие другие аспекты современного общества, массовая культура очень противоречива, и ее нельзя назвать однозначно хорошей или плохой. Можно только выделить некоторые пункты, которые по своей сути являются положительными либо отрицательными.

Плюсы массовой культуры

Самая первая положительная черта массовой культуры является ее основополагающей и кроется в самой сути этого явления. Конечно речь идет об ее общедоступности. Собственно, массовая культура — достаточно молодое явление в масштабах общечеловеческой истории. Предпосылки к ее зарождению появились лишь в конце 17 века, а расцвет ее начался только во второй половине 18 столетия. Это связано с тем, что тогда общество начало кардинально меняться. Обусловлены эти изменения были первой промышленной революцией, которая положительно сказалась на материальном благосостоянии большинства жителей городов. Это позволило им иметь больше свободного времени, а также возможность коротать досуг по новому: проводить время в театрах, читать книги. Также стало более доступным образование.

Интересно, что в Советском Союзе было принято использовать термин «массовая культура» для описания различных течений на «загнивающем Западе», в то время как на самом деле он означает именно культуру пролетариата.

Также нельзя не упомянуть тот факт, что массовая культура — неотъемлемая часть процесса глобализации, который несмотря на то, что еще более противоречив, но все же позволяет стирать границы и делать всех людей похожими вне зависимости от расы, рода занятий и социального статуса.

Минусы массовой культуры

Как ни странно, главный минус массовой культуры созвучен с одним из его плюсов: массовая культура — неотъемлемая часть глобализации. Глобализация же подразумевает всеобщую унификацию, причем она касается не только продуктов деятельности человека, но и самой человеческой личности. Массовая культура делает людей похожими друг на друга, убивает то, что так ценится в человеке — его индивидуальность.

Глобализация же стирает не только различия, которые могут стать причиной противоречий между различными нациями, но и уничтожает национальную культуру. Так было утеряно множество обрядов, песен, легенд различных народностей. Многие могут отметить, что они устарели, но они должны были занять свое место в учебниках и музеях, как важная часть человеческой истории. Даже устаревшие ценности — ценности.

Читайте также:
Жанры музыки определение и описание, список направлений вокальной и инструментальной музыки, основные виды, примеры популярных исполнителей

Коммерциализация породила такие привычные для нас вещи как мода и реклама. Сами по себе они не имеют никакой практической пользы, но тем не менее играют значительную роль в современном обществе. Интересно, что несмотря на всю бессмысленность этих явлений, они имеют большое влияние на человека.

Социологи и религиоведы видят в этом проявление имплицитной религиозности (квазирелигии) — явления, которое не принято считать религией, но которое по своей сути и проявлении таковым является. Так, как в 18 веке культура поделилась на массовую и элитарную, в 20 столетии массовая культура под давлением моды стала дробиться на мейнстрим и андеграунд. Причем, часто андеграундные течения становились основными, что хорошо видно по музыке того времени. Изначально такие жанры как блюз, джаз, рок, реп были популярны только в узких кругах, и лишь когда в них находили потенциал, способный начать приносить деньги, они попадали в ротацию радиостанций и становились достоянием всего общества.

Несмотря на то, что минусов массовой культуры было перечислено больше чем плюсов, не стоит считать, что это явление отрицательное, напротив — это один из тех факторов, которые делают нас на шаг ближе к утопическому обществу, описанному во множестве художественных произведений.

Массовая культура – её плюсы и минусы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:19, реферат

Краткое описание

Массовая культура – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры ХХ в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….2
Глава I. Понятие «Культура» ………………………………………. 3
1.Определение. Виды. Элементы.…………………………………. 3
2.Типология культур………………………………..………………….4
Глава II. «Массовая культура»…………………….………………….6
1.Основные проявления и направления массовой культуры…….….7
2. Характеристика «массовой культуры»…………………………….8
Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»…………………10
1.Положительные стороны…………………………………………..10
2.Отрицательные стороны…………………………………………. 11
Заключение …………. ………………………………………………12
Список литературы………………………………………………….

Содержимое работы – 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Массовая культура – её плюсы и минусы

реферат по социологии

Мещерякова Маргарита Ильинична, ПО-I.2

Калягина Ольга Игоревна, старший преподаватель кафедры философии и гуманитарных наук

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………….2
Глава I. Понятие «Культура» ………………………………………. 3
1.Определение. Виды. Элементы.…………………………………. 3
2.Типология культур………………………………..…………………. 4
Глава II. «Массовая культура»…………………….………………….6
1.Основные проявления и направления массовой культуры…….….7

2. Характеристика «массовой культуры»…………………………….8
Глава III. Плюсы и минусы «массовой культуры»…………………10

Введение

Массовая культура – понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры ХХ в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации.

Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк — от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт).

Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным.

Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает ее потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др.

Глава I. Понятие «Культура»

  1. Определение. Виды. Элементы

Слово культура одно из наиболее популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Изучением культуры занимаются многие науки – история, археология, социология, этнография, искусствоведение, антропология. Существуют множество различных определений того, что можно назвать культурой, десятки подходов к ее изучению, теоретических концепции, моделей культуры.

Культура – система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей. Культура является специфическим признаком человека, присущим ему с начала его существования. В социологии выделяют два вида культуры: материальную (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения и здания; техника и др.) и нематериальную (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.).

Она охватывает многие стороны жизни человека:

    • Биологическая – еда, сон, отдых, и т.п.
    • Производственная – создание средств материального жизнеобеспечения (пища, одежда, жилище)
    • Социальная – коммуникация, социальные отношения.

Внутри культуры выделяют составляющие ее подсистемы: материальная и духовная, производственная, жизнеобеспечивающая, соционормативная, коммуникативная, художественная и т.п.

Развитие культуры зависит от способности к передаче знаний следующим поколениям и к обучению. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Культура создается людьми, культуре обучаются. Так как она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему. Этот процесс является основой социализации.

Читайте также:
Культура - функции, виды, структура, система и развитие, формы

В результате усвоения норм, ценностей, верований, правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование ее поведения. В случае прекращения процесса социализации в массовом масштабе перестала бы существовать и культура. Таким образом, культура формирует личности членов общества, и этим в значительной степени регулирует их поведение.

Культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда. В социологии культура рассматривается в аспекте, который непосредственно связан с регулированием поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом.

В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяются язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень в обществе, в социологии принято различать три формы культуры: элитарную, народную, массовую.

2. Типология культур.

В зависимости от того, что создает культуру и какой ее уровень, социологи различают 3 ее формы – элитарную, народную и массовую.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества или по ее заказу профессионалами. К высокой культуре относятся специфические формы, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь только небольшой группе людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, и в силу этого называемые элитой общества. Ее культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг потребителей высокой культуры – это высокообразованная часть общества (критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты). Этот круг расширяется, когда уровень образования на селения растет. Однако нередко высокое искусство оказывается временной и преходящей формой эстетического соутверждения разных общественных групп, которые выделяются по социальному или возрастному признаку. К высокой культуре относится изящное искусство, классическая музыка и литература.

Народная культура включает в себя два вида – популярную и фольклорную культуры. По этому в народной культуре можно выделить два уровня – высокий (связан с фольклором, включает народные предания, сказки, эпос, старинные танцы, которые сегодня существуют как историческое наследие, и постоянно пополняются новообразованиями – с временным городским фольклором) и сниженный (ограничен так называемой поп-культурой). Авторы фольклорных произведений обычно неизвестны. Анонимность авторов не позволяет отнести эти творения к элитарной культуре. В отличие от элитарного искусства функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (рассказ легенды), групповыми (исполнение песни или танца), массовыми (карнавальные шествия). Аудитория народной культуры в индустриальном обществе – большинство общества. Но в постиндустриальном обществе ситуация меняется

Массовая культура (от лат massa – ком, кусок и cultural – возделывание, воспитание) не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Она появилась в середине ХХ в., когда СМИ (радио печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Термин “массовая культура” впервые был введен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 г. и американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г.

Глава II. «Массовая культура»

В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная.

Временем появления и развития масскультуры является середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовые коммуникации – радио, кино, телевидение, гигантские тиражи иллюстрированных журналов, дешёвых «карманных» книг, грампластинок; индустриально-коммерческий тип производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры, повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете средней семьи – вот те сдвиги которые произошли при отказе от буржуазного строя и переходе к монополии капитализма.

Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ в. не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе – в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное — в тоталитарных обществах она практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

Читайте также:
Художественная культура Японии - своеобразие, особенности

1. Основные проявления и направления массовой культуры

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

  • индустрия “субкультуры детства” – преследующая цели явной или закамуфлированной стандартизации содержания и форм воспитания детей, внедрения в их сознание унифицированных форм и навыков социальной и личной культуры.
  • массовая общеобразовательная школа – приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям.
  • средства массовой информации(печатные и электронные) – транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, фактически манипулирующие сознанием людей и формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.
  • система национальной (государственной) идеологии и пропаганды – контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп, манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит.
  • массовые политические движения – инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политических интересов элит.
  • массовая социальная мифология -упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуальных оппозиций (“наши – не наши”), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым .
  • индустрия развлекательного досуга – где потребитель, выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее (порой не без помощи допинговых стимуляторов). Для этой культуры характерно тиражирование уникального и сведение его к обыденно-общедоступному, а порой и ирония над этой общедоступностью и т.п.;
  • индустрия оздоровительного досуга – где помимо объективно необходимой физической рекреации человеческого организма, дает индивиду возможность “подправить” свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа.
  • индустрия интеллектуального досуга – приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую “гуманитарную эрудицию” у населения.
  • система организации, стимулирования и управления потребительским спросом – формирующая в общественном сознании стандарты социально престижных образов и стилей жизни, интересов и потребностей.
  • разного рода игровые комплексы – от механических игровых автоматов до систем виртуальной реальности, развивающие определенного рода психомоторные реакции человека, приучающие его к быстроте реакции в информационно недостаточных и выбору в информационно избыточных ситуациях, что находит применение как в программах профессиональной подготовки определенных специалистов так и в общеразвивающих и развлекательных целях;
  • всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п.- рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей “с улицы”.

2. Характеристика «массовой культуры»

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полу культурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он был скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Она адресована вам людям без различия классов, бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX—XX вв. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая со временем стала расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».

Характеризуя её, американский психолог М. Белл подчеркивал: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, бедности и богатства. Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность».

Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают , что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой , а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением».

«Массовой культуре», или «поп культуре», часто противопоставляют «элитарную культуру», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятию культуру. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

Читайте также:
Архитектура Древнего Рима - инженерные достижения и их черты

«Популярная культура» и «элитарная культура» не враждебны друг другу. Достижения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства » через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются «массовой культурой», повышая её уровень. Весьма специфической областью культуры конца двадцатого века является культура народная. Она разворачивается между классической фольклорной традицией, из которой вырастает, и вышеупомянутой «массовой культурой». Отношения народной культуры с «массовой культурой» противоречивы. С одной стороны, «массовая культура» навязывает народному творчеству определённый образ мышления и выражения. В тоже время сама эта культура подпитывается от народной.

Массовая культура – признаки, функции, влияние, плюсы и минусы

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс» .
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

Элитарная культура

Элитарная культура — это высокая культура , противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию .
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.

Особенности элитарной культуры:

  • сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;
  • способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;
  • способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;
  • наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;
  • жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;
  • индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;
  • созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;
  • использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;
  • смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: