Любить иных тяжелый крест анализ, жанр, основная тема

Анализ стихотворения Пастернака «Любить иных тяжелый крест»

«Любить иных тяжелый крест» — произведение Бориса Пастернака, написанное в период жизни, когда его чувствам к законной супруге было суждено стихнуть. У поэта появилась новая любовь, вдохновившая на написание строк. Жизнь автора вообще была полна мимолетных романов и интрижек. Но делая анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест», можно увидеть глубину чувств и переживаний Пастернака.

  1. История написания
  2. Главный образ
  3. Стиль и композиция
  4. Главная тема
  5. Литературные приемы

История написания

Первая строка стиха, начинающаяся словами «Любить иных», Пастернак посвятил своей жене. Ею была Евгения Лурье — талантливая художница, с которой у поэта сразу после знакомства закрутился роман. Вскоре пара поженилась, их семейная жизнь казалась образцовой. Но уже через несколько месяцев, когда страсть утихла, супруги столкнулись с проблемами.

Евгения Лурье была младше мужа, отличалась буйным нравом и любила жить одним днем. Как творческая личность, девушка любила заниматься рисованием, посвящая этому все свое время, так что на быт и домашние дела его не оставалось. Борис Пастернак так и не смог дождаться от супруги заботы, взял на себя бытовые дела. На этой почве в паре возникало много ссор, и чувства быстро угасли.

В то время Пастернак познакомился с супругой своего близкого друга — пианиста Генриха Нейгауза, Зинаидой. Эта женщина была полной противоположностью его жены — в ней не было творческих амбиций и своенравности. При этом она была скромной, домашней, готовой посвящать себя домашнему очагу и растворяться в любимом мужчине. Борис Пастернак отбил Зинаиду у мужа, сам развелся с первой женой, и пара стала жить вместе.

Главный образ

Слова, посвященные новой музе поэта, на первый взгляд кажутся нелестными. Он обращается к возлюбленной, говоря «А ты прекрасна без извилин». Но на самом деле, в эти строки вложена теплота и восхищение качествами Зинаиды, покорившей сердце поэта.

Вспоминая ссоры и скандалы с первой женой, он делал вывод: «любить иных тяжелый труд». А новые отношения с незамысловатой женщиной, уступавшей Евгении Лурье по интеллекту и образованности, приносили ему только положительные эмоции. Героине произведения и одной из роковых женщин в жизни Пастернака были присущи такие качества, как:

  • хозяйственность;
  • легкость характера;
  • уступчивость;
  • отходчивость;
  • простота и легкость в общении;
  • наивность и безыскусность.

Борис Пастернак на собственном опыте убедился, что женщину красят не высокий интеллект и умение держать лицо, а искренность и способность идти за своим мужчиной. Зинаида стала музой поэта на долгие годы и ей были посвящены позже другие произведения автора.

Стиль и композиция

Произведение имеет форму монолога — автор как бы разговаривает то ли с собой, то ли делится своими мыслями с читателями. Стихотворение условно делится на две части:

  • первая — размышления о секрете женщины, которая восхищает мужчину, описание ее качеств;
  • вторая — попытка понять смысл отношений и вообще жизни, с философской точки зрения, характерной для поэта.

Жанр стихотворения — элегия, в которой затрагиваются глубокие, философские темы, навеивающие нотки грусти. Рифмовка перекрестная, размер произведения — четырехстопный ямб.

В стихе хорошо заметен, присущий Пастернаку стиль — немногословный, но наполненный смысла. Поэт делится с читателями чувством, которое считает самым важным и поглощающим человека полностью — любовью. Но все свои переживания и эмоции он умещает в 12 строк, причем глубина мыслей раскрывается полностью.

Главная тема

Главная тема произведения — восхищение образом любимой женщины, способной стать музой и вдохновлять мужчину. При этом автор прибегает к сравнению первого неудачного опыта семейной жизни, научившего его ценить в избранницах действительно важные качества. Осознав, что двум творческим натурам вместе не ужиться, Борис Пастернак признал, что ему нужны другая.

Читайте также:
Я встретил вас — и всё былое, анализ, история, жанр, тема и идея

«Твой смысл, как воздух, бескорыстен» — это одна из ключевых строк стихотворения. Автор приклоняется перед женщиной, которой чужды кокетство, притворство, но которая умеет готовить обед, вести хозяйство и быть ведомой мужчиной. Такой была Зинаида, к которой поэт привязался душой и которую ценил выше всего в жизни.

Настоящая женщина может «Легко проснуться и прозреть, словесный сор из сердца вытрясть». Другими словами, ее день начинается с того, чтобы освободить свой ум от переживаний, быть легкой и радовать окружающих, излучая теплоту и заботясь о них. К такой женщине, способной создать уют и непринужденную атмосферу в доме, будут тянуться мужчины. Даже если она не обладает высоким интеллектом, умением вести светские беседы и яркой внешностью.

Литературные приемы

Борис Пастернак использует в произведении литературные приемы, придающие ему выразительность. К ним относятся:

  • эпитеты: «прекрасна», «бескорыстен»;
  • метафоры: «и прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов»;
  • сравнение: «смысл, как воздух».

Такие простые, но лаконичные литературные приемы характерны для стиля написания поэта. Они не отвлекают от главной тематики, поэтому произведение читается легко. Читатель сосредотачивается на смысле, в воображении появляются образы, побуждающие задумываться.

Анализ стихотворения «Любить иных тяжелый крест» Пастернака

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 25.

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 25.

В биографии Пастернака были три женщины, которых можно назвать его музами. Одновременно двум из них посвящено стихотворение «Любить иных – тяжёлый крест…», которое написано в форме монолога-обращения. Изучается оно в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Любить иных – тяжёлый крест…» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1931 г., спустя два года после знакомства с Зинаидой Нейгауз.

Тема стихотворения – любовь; размышление о том, в чём прелесть любимой женщины.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к любимой. Он лаконичный, но, тем не менее, делится на смысловые части: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, краткие раздумья над умением жить без «сора» в сердце.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная АВАВ.

Метафоры«любить иных – тяжёлый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть».

Эпитеты«ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость».

Сравнение«твой смысл, как воздух, бескорыстен».

История создания

Историю создания стихотворения следует искать в биографии Пастернака. Первой женой поэта была Евгения Лурье, художница. Она не любила и не хотела заниматься бытом, всё время отдавая творчеству. Борису Леонидовичу пришлось самому заниматься домашними делами. Ради любимой жены он научился готовить, стирать, но надолго его не хватило.

В 1929 г. поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, женой его друга-пианиста Генриха Нейгауза. Скромная, миловидная женщина сразу понравилась Пастернаку. Как-то он прочитал ей свои стихи, вместо похвалы или критики Зинаида сказала, что ничего не поняла из прочитанного. Автору понравилась эта искренность и простота. Он пообещал писать понятнее. Любовные отношения между Пастернаком и Нейгауз развивались, она ушла от своего супруга и стала новой музой поэта. В 1931 г. появилось это стихотворение.

В стихотворении развивается популярная в литературе тема любви. На строки произведения накладывают отпечаток жизненные обстоятельства поэта, поэтому читать стихи нужно в контексте биографии Пастернака. Лирический герой произведения полностью сливается с автором.

Читайте также:
Мечта и реальность в романе Мастер и Маргарита, примеры и аргументы

В первой строке Пастернак намекает на отношения с Евгенией Лурье, любить которую действительно было непросто, так как женщина была вспыльчива и своенравна. Далее лирический герой обращается к новой возлюбленной. Её преимущество: « прекрасна без извилин», то есть не обладает высоким интеллектом. Поэт считает, что именно это придаёт избраннице прелести: она более женственная, может быть прекрасной хозяйкой.

Автор считает, что возлюбленная живёт не столько умом, сколько чувствами, поэтому она умеет слышать сны, новости и истины. Она такая же естественная как воздух. В последней строфе поэт признаётся, что рядом с такой женщиной легко меняться и ему. Он понял, что очень легко «словесный сор из сердца вытрясть» и не допускать засорения впредь.

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога-обращения к любимой. Его можно разделить на смысловые части: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, краткие раздумья над умением жить без «сора» в сердце. Формально произведение состоит из трёх строф.

Жанр стихотворения – элегия, так как автор раздумывает над вечной проблемой; в первой строке чувствуется грусть, видимо оттого, что он на себе ощутил этот «тяжёлый крест» . В произведении есть также признаки послания – обращение к возлюбленной. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использует перёкрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания образа идеальной женщины Пастернак использует художественные средства. Главную роль играет метафора: « любить иных – тяжёлый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть» . Гораздо меньше в тексте эпитетов: «ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость» . Сравнение одно: «твой смысл, как воздух, бескорыстен» .

«Любить иных тяжелый крест» анализ стихотворения Пастернака по плану кратко – жанр, идея, образы

В жизни Пастернака было три женщины, которые смогли покорить его сердце. Двум из возлюбленных посвящено стихотворение, разбор которого представлен в статье. Изучается оно в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Любить иных – тяжелый крест» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1931 г., спустя два года после знакомства с Зинаидой Нейгауз.

Тема стихотворения – любовь; качества женщины, заслуживающие любви.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к любимой. Он лаконичный, но, тем не менее, делится на смысловые части: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, краткие раздумья над умением жить без «сора» в сердце.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«любить иных тяжелый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть».

Эпитеты«ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость».

Сравнение«твой смысл, как воздух».

История создания

Историю создания стихотворения следует искать в биографии Пастернака. Первой женой поэта стала Евгения Лурье. Женщина была художницей, поэтому не любила и не хотела заниматься бытом. Борису Леонидовичу пришлось самому заниматься домашними делами. Ради любимой жены он научился готовить, стирать, но надолго его не хватило.

В 1929 г. поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, женой его друга-пианиста Генриха Нейгауз. Скромная, миловидная женщина сразу понравилась Пастернаку. Как-то он прочитал ей свои стихи, вместо похвалы или критики Зинаида сказала, что ничего не поняла из прочитанного. Автору понравилась эта искренность и простота. Он пообещал писать понятнее. Любовные отношения между Пастернаком и Нейгауз развивались, она ушла от своего супруга и стала новой музой поэта. В 1931 г. появилось анализируемое стихотворение.

Читайте также:
Прозаседавшиеся - анализ, жанр и тема, настроение

В стихотворении развивается популярная в литературе тема любви. На строки произведения накладывают отпечаток жизненные обстоятельства поэта, поэтому читать стихи нужно в контексте биографии Пастернака. Лирический герой произведения полностью сливается с автором.

В первой строке Пастернак намекает на отношения с Евгенией Лурье, любить которую действительно было непросто, так как женщина была вспыльчива и своенравна. Далее лирический герой обращается к возлюбленной. Ее преимуществом он считает «отсутствие извилин», то есть не слишком высокий интеллект. Поэт считает, что именно это придает женщине прелести. Такая представительница слабого пола более женственная, может быть прекрасной хозяйкой.

Автор считает, что возлюбленная живет не столько умом, сколько чувствами, поэтому она умеет слышать сны, новости и истины. Она такая же естественная, как воздух. В последней строфе поэт признается, что рядом с такой женщиной легко меняться и ему. Он понял, что очень легко «словесный сор из сердца вытрясть» и не допускать, нового засорения.

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога-обращения к любимой. Его можно разделить на смысловые части: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, краткие раздумья над умением жить без «сора» в сердце. Формально произведение состоит из трех катренов.

Жанр стихотворения – элегия, так как автор раздумывает над вечной проблемой, в первой строке чувствуется грусть, видимо от того, что он на себе почувствовал этот «тяжелый крест». В произведении есть также признаки послания. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Автор использует перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания образа идеальной женщины Пастернак использует художественные средства. Главную роль играет метафора: «любить иных тяжелый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть». Гораздо меньше в тексте эпитетов: «ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость». Сравнение всего одно: «твой смысл, как воздух».

Стихотворение и анализ «Любить иных тяжелый крест»

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это – небольшая хитрость.

Краткое содержание

Б. Пастернак и З. Нейгауз. Фотография

Пастернак рассказывает читателям о том, как непросто любить. Дело в том, что в определённый момент жизни, супруга стала для поэта непосильной ношей, которую невозможно скинуть и приходится тащить, превозмогая боль и отчаяние. Первая строчка, которая стала крылатой, косвенно свидетельствует об этой сложной ситуации.

Во второй строке романтический герой повествует о своей новой избраннице, которая «прекрасна, без извилин». Несмотря на то, что с новой возлюбленной невозможно разговаривать на сложные философские темы, она от этого не теряет своей привлекательности. Лирический герой повествует о чувствах любимой женщины: она способна слышать новости, понимать сны и следовать истинам. Избранница романтического героя естественна, словно воздух. Она не требует никакой платы за свою любовь.

В рамках третьего четверостишия герой клянётся «вымести» из своего сердца весь лишний сор, желая начать жизнь с чистого листа. Герой мечтает «легко проснуться и прозреть». Он приходит к выводу, что гораздо проще жить без философских споров и разгадывания таинственных символов, ведь для всего этого не требуется никакая особая хитрость.

В финале произведения герой получает всё то, о чём так активно мечтал: дом, в котором возлюбленная мастерски ведёт быт. Герой счастлив, и его нисколько не смущает тот факт, что дама его сердца не обладает высоким уровнем интеллекта.

Читайте также:
Кубок краткое содержание баллады В.А. Жуковского, история создания, анализ произведения, характеристика главных героев, основная мысль и идея, смысл, жанр, тема, сюжет
История создания

Первопричину появления на свет данного произведения следует искать в биографии автора. Первой супругой Пастернака была художница по имени Евгения Лурье. Всё своё время женщина посвящала живописи, категорически не желая заниматься бытом. Поэтому все житейские проблемы легли на плечи Пастернака. Поэт вынужден был заниматься домом: стирать, убираться, готовить и пр. Но, как показывает история, надолго его не хватило: поэт страшно устал от быта, и супруга стала раздражать его всё больше.

Судьбоносная встреча с Зинаидой Нейгауз случилась в жизни Пастернака в 1929 г. Зинаида являлась супругой Генриха Нейгауз, его друга пианиста. Женщина приглянулась поэту с первой встречи: она обладала миловидной внешностью и заметной скромностью. Особенно на Пастернака произвёл впечатление один забавный случай: как-то раз он прочёл Нейгауз свои стихи, но вместо ожидаемой похвалы либо критики, услышал от Зинаиды признание в том, что она ничего не поняла из прочитанных им произведений. Поэт был сражён естественностью, искренностью и простотой женщины. В ответ на её замечание, Пастернак пообещал писать стихи понятнее.

Любовная связь между Зинаидой Нейгауз и Борисом Пастернаком оказалась весьма прочной. Искренне полюбив, Зинаида призналась мужу в измене, и принялась строить отношения с женатым на тот момент Пастернаком, у которого помимо законной супруги имелся ещё и малолетний сын. Всё в их отношениях было невероятно сложно и неоднозначно. Данное произведение, написанное по мотивам всех вышеизложенных событий, появилось на свет в 1931 г.

Жанр, направление, размер

Данное стихотворение является ярким образцом жанра элегии: в нём лирический герой размышляет над вечной проблемой любовного выбора. Также, в стихотворном тексте легко заметить очевидные признаки лирического послания. Поэтический размер – любимый поэтом четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная.

Композиция

Произведение короткое, насчитывает всего лишь три катрена. Исходя из того, что оно создано в форме монолога – обращения к возлюбленной, с композиционной точки зрения стихотворение можно разделить на две семантических части:

  1. Первая часть содержит повествование о настойчивой попытке лирического героя разгадать тайну особенной красоты своей избранницы.
  2. Вторая часть содержит краткие размышления лирического героя на тему умения строить жизнь, избавившись от сердечного «сора».
Образы и символы

Стихотворное «полотно», созданное Пастернаком, содержит широкую образную палитру:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Он испытывает благоговение перед возлюбленной, преисполнен желания действовать во благо объекта своей любви. Герой испытывает трансформацию своих любовных чувств. Он преклоняется перед избранницей, называя её «разгадкой жизни», «шорохом снов», «шелестом новостей и истин». Герой особенно ценит способность возлюбленной вытрясти «словесный сор из сердца». Для романтического героя любовь к женщине синонимична любви к жизни и миру в целом. Герой является человеком эмоциональным, страстным, искренним и совестливым;
  • образ возлюбленной – центральный. Лирический герой восхищается простотой и естественностью своей избранницы. Более того, его не смущает свойственная ей безвкусность. Поэтому он сообщает читателям о том, что «прелести» её «секрет разгадке жизни равносилен». Этой фразой герой подчёркивает тот факт, что женщину украшает вовсе не ум и не природная привлекательность. Сила возлюбленной героя состоит в умении жить, следуя законам природы. Чтобы так жить, женщине не обязательно быть эрудированной и уметь разговаривать на сложные философские темы;
  • образ «шороха снов» – данный образ служит олицетворением загадочности и непостижимости мироустройства. «Шорох снов», по мнению лирического героя, невозможно понять посредством человеческого разума. Для его понимания необходимо обращаться к энергии и мудрости сердца;
  • образ «словесного сора» – данный образ выступает символом негативных эмоций человека, тягостных переживаний прошлых лет, накопленных обид. Лирический герой желает вымести «словесный сор» из своей души, чтобы получить возможность обновления, преображения во имя любви;
  • образ «шелеста новостей и истин» – данный образ символизирует жизненную активность вне зависимости от влияния внешних раздражителей, потрясений, событий и пр. Лирический герой утверждает следующее: жизнь непостижимым образом продолжает своё движение, невзирая на события внешнего мира. Наперекор всем и всему жизнь стремится вперёд в «шелесте новостей и истин».
Читайте также:
«Денискины рассказы» В. Драгунского пересказ для читательского дневника
Темы и настроение

Пастернак обращается в своём произведении к самой популярной теме не только русской, но и мировой литературы – теме любви. Чтобы осознать смысл стихотворных строк, следует понимать, какие события в личной жизни поэта побудили его взяться «за перо». Данное произведение невозможно читать вне контекста биографии Пастернака. Настроенческий пафос стихотворения жизнеутверждающий, благостный и миролюбивый. Автор признаётся в чувствах к своей новой избраннице, прекрасно осознавая все сильные и слабые стороны её натуры.

Основная идея

Главная идея произведения изложена Пастернаком в начале произведения, буквально с самых первых строк. Основная идея заключается в следующем утверждении: истинная красота женщины заключается в её естественности, искренности и простоте. Ни одну женщину невозможно понять в полной мере, так как «прелести её секрет разгадке жизни равносилен». Автор уверяет читателей: самое ценное, что даётся человеку от рождения – это способность любить. Только в любви люди проявляют лучшие стороны своей натуры.

Средства выразительности

С целью максимально полного раскрытия темы любви и формирования образа идеальной возлюбленной Пастернак обращается к следующим средствам художественной выразительности:

  • эпитеты – «смысл … бескорыстен», «ты прекрасна», «не большая хитрость»;
  • метафоры – «шорох снов», «словесный сор из сердца вытрясать», «шелест новостей и истин»;
  • сравнение – в произведение присутствует лишь одно сравнение: «твой смысл, как воздух».

«Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака

Удивительно, но две первые строки этого относящегося к лирике стихотворения Бориса Пастернака давно стали афоризмами. Причем, цитируются они в разных ситуациях и с разной эмоциональной окраской: «Любить иных — тяжелый крест» — с горечью и чувством обречённости, а иногда сарказмом; «А ты прекрасна без извилин» — с юмором или иронией. Поэтические строки, в которых есть откровенная антитеза, зажили своей жизнью и перестали ассоциироваться у людей непосредственно со стихотворением Пастернака. Что ж, исправить эту ситуацию можно, поняв, о чём же всё-таки писал автор и что лежало в основе его произведения.

Биография писателя показывает, что стихотворение «Любить иных — тяжелый крест», датированное 1931 годом, имело своих адресатов и более чем конкретный жизненный сюжет. В первой строке стихотворения выражена вся тяжесть жизни с первой женой поэта художницей Евгенией Лурье, некогда страстно им любимой, которая круглые сутки занималась творчеством и совершенно не касалась быта. В результате чего поэт был вынужден овладеть навыками домохозяйки и совершенно потерял интерес к перспективе потакать прихотям «богемной» жены.

Вторую строку стихотворения следует воспринимать почти буквально. Она была посвящена новой музе поэта, в корне отличавшейся от своей предшественницы. На момент встречи с Брисом Пастернаком она была замужем за его другом пианистом Генрихом Нейгаузем, но, невольно разрывая условности, совершенно очаровала поэта своей непосредственностью и наивностью. Видимо, на контрасте с Евгенией, его женой, Зинаида Нейгауз значительно выигрывала своей приземлённостью и отсутствием «извилин». Под этой метафорой поэт подразумевает и простоту нрава его новой музы, и недостаток интеллекта (особый случай, когда это воспринимается как достоинство).

Читайте также:
Повесть о настоящем человеке - краткое содержание, анализ, сюжет

Интерес к Зинаиде, с которой после развода поэт вступил в брак, впоследствии себя оправдал, так как Пастернак в душевном и бытовом комфорте прожил со второй женой вместе ещё много лет. «Странность, загадка», — скажет кто-то. И будет прав. Даже для самого поэта «прелести» «секрет» его жены был «Разгадке жизни равносилен». То есть непостижим, а потому, наверно, и интересен.

Сердцу поэта милы и «шорох снов», и «шелест новостей и истин», из которых, благодаря жене, состоит его безмятежная семейная жизнь. Очевидно, метафора «шелест новостей и истин» означает разговоры о простых и понятных, а потому настоящих вещах, которые поэт принимает всем сердцем. А «шорох снов» может означать как частое обсуждение сновидений, так и лёгкие и счастливые дни, похожие на сон. Это предположение подтверждается фразой: «Твой смысл, как воздух, бескорыстен», — в которой есть характерное сравнение — «как воздух». Такой видит возлюбленную лирический герой стихотворения. Но Пастернак замечает и источники столько лёгкого нрава и отношения к жизни: «Ты из семьи таких основ», — и это вызывает у него бесспорное одобрение. Удивительно, но интеллигентному и интеллектуальному человеку, в голове которого идёт постоянный творческий процесс, приятно…

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,

Не засоряясь? … Что имеет в виду поэт? Пожалуй, не просто словесный сор, а сор долгих и мучительных выяснений отношений. Им он противопоставляет семьи других «основ» и подытоживает: «Все это — не большая хитрость».

Бесхитростное, но мелодичное стихотворение, состоящее из 3 строф, легко запоминается читателю благодаря использованному в нём четырёхстопному ямбу (двусложная стопа с ударением на втором слоге) и перекрёстной рифме.

Пастернак, обнаружив в своей новой возлюбленной заметную растерянность и непонимание его стихотворений, дал обещание, что специально для Зинаиды будет писать стихи более простым и понятным языком. Произведение «Любить иных — тяжелый крест» вполне может быть подтверждением того, что поэт стремился быть понятым женой и, скорее всего, добился своей цели.

«Любить иных – тяжелый крест…»: о восприятии, смыслах и критике пастернаковской поэзии

Меню статьи:

Борису Пастернаку принадлежат разные тексты – от философских до любовных. Произведение «Любить иных – тяжелый крест…» принадлежит к любовно-романтической линии пастернаковского творчества. В биографии писателя сыграли ведущую роль три девушки. Двум из женщин литератор посвятил это произведение. Анализируемый стих вошел в сборник автора под названием «Второе рождение».

Об истории создания шедевра

Всякая любовь есть переход в новую верую…
Борис Пастернак. «Охранная грамота»

Под словосочетанием «новая вера» писатель подразумевал обновление, расширение, дополнение любви. Произведение, о котором идет речь в этой статье, рассказывает о переменах в жизни Пастернака. В это время первая семья писателя распалась, зародилась новая любовь.

Музой поэта стала Зинаида Нейгауз.

Книга «Второе рождение» описывает трудный эпизод жизни писателя. Пастернак сумел переосмыслить эту ситуацию. Так родился образ любви – это вечно спасительное и драматическое чувство. Драматический и спасительный аспекты любви можно разделять лишь на бытовом уровне. Для поэзии стороны этого чувства едины.

Таким образом, Пастернак соединяет в этом произведении два аспекта единого чувства. Тяжесть креста любви, идеальный характер романтических отношений – эти линии воплотились в едином образе красоты, вечности, природы.

Женщины в жизни русского писателя

Впервые Пастернак женился на художнице – Евгении Лурье. Творческая натура, Евгения ненавидела бытовые дела. Домашние заботы легли на плечи поэта. Пастернак готовил, стирал, убирал, однако постепенно бытовые неурядицы истощили Бориса Леонидовича.

Роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» стал одним из наиболее противоречивых произведений современности. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

1929 год ознаменовался для автора знакомством с Зинаидой. Госпожа Нейгауз приходилась супругой другу-пианисту Пастернака – Генриху. Девушка отличалась скромностью, миловидностью. Пастернак сразу проникся симпатиями к прекрасной Зинаиде. Борис читал девушке свои произведения, однако Зинаида не стала хвалить или критиковать тексты писателя. Нейгауз просто не поняла содержания пастернаковских шедевров. Пастернака восхитила искренность девушки, простота ее поведения. Борис Леонидович пообещал Зинаиде написать понятное ей произведение. Таким образом, постепенно Нейгауз превратилась в новую музу русского литератора.

Читайте также:
Хлестаков Иван Александрович - характеристика героя в Ревизор
Настроения стиха

Писатель создает атмосферу искренности – непроизвольного, доверительного чувства. Это основное настроение произведения. Мысль автора движется стремительно. Пастернаку всегда было свойственно желание представить полную картину мира в своих текстах. Литератор не изменяет своей привычке и здесь, стремясь к глобальности. Писатель отражает причины и следствия чувства, которое охватило его душу. Автор также анализирует черты женщины, пленившей его. Любовь для Пастернака выступает непреложным законом бытия.

В центре повествования находится попытка выразить сердечную привязанность. Для осуществления этой цели писатель не прибегает к страстным признаниям или использованию слов, вроде «любви». Произведение похоже, скорее, на дружеское письмо. Писатель концентрирует свою нежность в строках:

Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен…

В произведении Пастернака любовь предстает тихим и ясным чувством. Любви не нужны громкие слова или признания. Настоящее чувство порождается простыми жестами, легкими взглядами, незамысловатыми новостями истинами.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен…

О пастернаковском стиле

Здесь кроется загадка пастернаковского стиля – немногословность, желание избавиться от суеты. Авто очищает свои чувства от преходящих, посторонних элементов. Писатель, таким образом, вмещает любовь – великое, всеохватывающее чувство – в три четверостишия. Пастернак говорит с читателем по душам, откровенно, на уровне эмоций и жестов. Такие разговоры не нуждаются в лишних словах. Писатель наделяет любовь чертами самой природы – первозданной, молчаливой, неопровержимой. Любовь носит безусловный характер, а потом не требует вербализации или аргументов в свою пользу.

Пастернаковские строки отличаются четким характером. Автор оставляет читателям собственный завет вечной любви. Текст лишен патетичности, полон разговорной речи. Особенно ярко эти черты проявились в последней строфе:

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь.
Все это – небольшая хитрость…

Звуковые игры стиха

Автор лишил последнее четверостишие броскости, эффектности, но наградил уверенностью, ясностью. Мысль и чувство здесь приобретают свой совершенный, окончательный вид. Пастернак использует в этом фрагменте текста полновесную рифму – каноническую и внутреннюю. С одной стороны, в этой части произведения доминируют гласные, но с другой стороны – автор делает акцент на звуках «р», «л» и «н». Аллитерация создает ощущение рокота. Писатель словно изображает рокочущую, переливающуюся всеми красками любовь. Это чувство приходит внезапно, существует незаметно, но влияет на жизнь, будто землетрясение.

Пастернак не отличался склонностью к скрупулезному, микроскопическому отмериванию ритма своих произведений. Особенности звуковой организации текста, пастернаковская звукопись проступает из-за внутренней структуры произведения. Это стихийная черта. Для текстов русского автора были характерны зрительные образы. Но в этом произведении Пастернак нарушает привычные правила, вводя скорее аудиальные, звуковые, образы, чем визуальные эффекты. Читатель заметит в этих строках акцент на абстрактности, а не на предметности, как это было в других текстах писателя.

Читайте также:
Сочинение на тему: "Эраст - злодей или коварный соблазнитель" 🖋️ рассуждение

Литератор порождает магию слов и ритмов, поэтому стих вышел таким удивительно музыкальным. Настроение произведения светлое, четкое, умиротворенно-торжественное.

Пастернаковская лирика глазами публики

Публика восприняла произведения русского автора как новаторство в сфере литературы. Читатели считали Пастернака оригинальным литератором потому, что автор отказался от привычного ритма в своих текстах. Обычно писатели выбирали четырехстопный ямб – классический размер для русской литературы. Но Пастернак избирает другие пути выражения своих чувств и мыслей. Для советской критики такой стиль представлялся совершенно новым и непривычным.

Стихотворение Бориса Пастернака “Февраль. Достать чернил и плакать” – раннее произведение писателя, еще до мирового величия. Сам автор признал, что текст этого произведения знаковый для биографии автора. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Этот текст – результат жизненного и творческого перепутья Пастернака. Автор вдохновлялся свежими, «горячими» впечатлениями, писал «по живому».

О тематике произведения

Образы женщин и семейной жизни

Вернемся к знакомству писателя с Зинаидой Нейгауз. Первый семейный опыт для Пастернака оказался неудачным. Трудности быта заставили литератора искать в женщине хозяйку. И Нейгауз прекрасно подходила на эту роль. Жизнь с первой женой Пастернак видел как несение «тяжелого креста». С одной стороны, у Евгении и Бориса было много общего в творческом плане, но, с другой стороны, семейная жизнь требовала большего. Евгения всю жизнь посвящала творчеству, поэтому семейные обязанности были женщине в тягость. Пастернак осознал, что два таланта не могут ужиться вместе на одной территории.

Женщина и интеллект

Евгения – это прямая противоположность теплой и заботливой Зинаиды. Пастернак видит в первой жене равную себе личность. Автор признает, что с Лурье интересно общаться на философские темы. Однако семейная жизнь – это больше, чем сходство интересов и умные разговоры. Литератора умиляла доверчивость, бескорыстие, простота, наивность новой знакомой – Зинаиды. Пастернак осознал, что любовь строится не на восхищении умом, талантом и интеллектом. Любовь не имеет рациональной основы.

Женщина и хозяйственность

Нейгауз дала Пастернаку то, что поэту не хватало: счастье, уют семейной жизни. Более того, писатель спустился с поэтического Олимпа ради своей новой музы. Нейгауз не понимала абстрактных творений литератора. Так что Пастернак пообещал девушке создавать простые и доступные образы. Поэт пошел на «небольшие хитрости», маленькие жертвы ради будущего счастья в браке.

Кстати, первый брак Пастернака – поздний. Писатель женился, когда ему исполнилось 33 года. Отношения с Евгенией отличались страстностью, привязанностью, сложностью. Влюбленные ссорились, мирились. Однако брак страдал от непонимания между супругами. Поэт говорил, что любить Евгению трудно. С другой стороны, любить женщину «без извилин» легко. Пастернак устал от жизни с интеллектуалкой, обратившись к другому полюсу – заботливой, безыскусной хозяйке Зинаиде. Женщины, подобные Нейгауз, создаются специально для семейной жизни, для брака. Новая муза предстала для писателем идеалом хозяйки, матери и супруги.

Романы писателя

До женитьбы жизнь русского поэта полнилась мимолетными романами и кратковременными увлечениями. Однако лишь несколько женщин повлияли на жизнь и творчество писателя.

Пастернак любил вторую супругу, но любовь не уберегла литератора от новых увлечений на стороне. В 1946-м поэт увлекся женщиной, которая работала в «Новом мире» – популярном литературном издании. Это была Ольга Ивановская. В результате, Ольга осталась беременной от Пастернака. Но ребенок не заставил поэта разрушить семейное счастье с Зинаидой.

Любовные мотивы

Любовь – это вечная тема в искусстве. Этому великому чувству посвящали свои работы писатели, музыканты и художники. Пастернак черпает любовные образы, мотивы из собственной биографии. Поэт вдохновляется жизненными обстоятельствами, которые непременно накладывают отпечатки на творчество. Личность героя в этом стихе слилась с личностью автора.

Читайте также:
«Близнецы» - анализ стихотворения в прозе Тургенева, история написания

Первая часть произведения посвящается непростым отношениям с первой женой. Любовь поэта к художнице была непроста и полна трудностей. Евгения отличалась своенравным, вспыльчивым, слегка эгоистичным характером.

Вторая часть – это обращение к новой возлюбленной, музе. Девушка идеальна, лишена изъянов. Высокий интеллект не был присущ Зинаиде, но писатель считал это только преимуществом. Простота, по мнению Пастернака, делала женщину приятнее, прелестнее, милее. Автор ценил в Зинаиде женственность, легкость, естественность и хозяйственность. Пастернак пишет, что жизнь возлюбленной – это чувства, а не мысли, это сны, новости и истины.

Композиционные и жанровые особенности текста

Пастернак придает своему произведению форму монолога. Текст, по сути, является обращением к любимой женщине. Автор условно делит свое творение на два фрагмента. В первой части герой размышляет о тайнах красоты женщины. Вторая же часть посвящается попытке понять суть жизни без лишнего сора в душе. Формальная структура произведения включает три катрена.

Литературоведы определяют жанр этого текста «Любить иных – тяжелый крест…» как элегию. Во-первых, автор обращается к вечным философским проблемам. Во-вторых, от произведения веет легкой грустью. Произведение также напоминает послание.

Пастернак выбрал нестандартный размер для лирики, воспользовавшись четырехстопным ямбом. Текст написан с применением перекрестной рифмовки.

Специфика средств выразительности произведения

Пастернак раскрывает образ женщины-идеала. С этой целью автор пользуется метафорами: «любить иных – тяжелый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть». Пастернак также широко применяет эпитеты: «прекрасна», «бескорыстен», «большая» и т. д. В тексте замечается единственное сравнение: «твой смысл, как воздух».

Художественные средства – простые, ясные и лаконичные – выражают ключевую идею произведения. Смысл пастернаковского шедевра состоит в том, что истина любви состоит в легкости и простоте. Пастернак, безусловно, идеализирует возлюбленную. Тропы, которые поэт включил в эту работу, призваны отразить таинственность, контрастность, противоречивость и красоту, очарование любви.

Похожей цели служит также инверсия, которая встречается в произведении. Инверсия выражает сложность любви. Впрочем, стих все равно остается воздушным и невесомым. Литературные критики отмечают уникальную пастернаковскую звукопись. Автор делает акцент на шипящих и свистящих звуках: «с», «ш» и другие. Этот прием раскрывает интимный характер любви, которая говорит шепотом и ходит на цыпочках. Образы женщины и природы сливаются воедино.

Анализ стихотворения «Любить иных — тяжёлый крест»

Тема любви часто поднималась в произведениях поэтов. При помощи поэзии раскрывается внутренний мир человека, всё сокровенное. Борис Пастернак за всю свою жизнь был влюблён в трёх женщин. Двум из них он посвятил своё произведение «Любить иных — тяжёлый крест». Анализ стихотворения поможет понять читателю смысл, который вложил в него автор, и подготовиться к сочинению в 11 классе.

История написания

История написания тесно переплетается с личной жизнью поэта. Первой женой Бориса Пастернака стала художница Евгения Лурье. Женщина обожала творчество и не была готова заниматься бытовыми делами. Тогда поэту пришлось самому всё делать по дому. Ради любви Пастернак научился готовить и стирать, но это продлилось недолго, и супруги развелись.

В 1929 году произошло знакомство поэта и Зинаиды Нейгауз, жены его хорошего друга. Женщина сразу приглянулась Пастернаку. Как-то раз он решил прочитать Зинаиде свои произведения. Однако вместо критики или восторженных отзывов она сказала, что ничего не поняла. Такая душевная простота покорила поэта. Началось развитие любовных отношений между Зинаидой и Пастернаком. В 1931 году поэт написал свой стих «Любить иных — тяжёлый крест».

Читайте также:
Сочинение на тему: "Эраст - злодей или коварный соблазнитель" 🖋️ рассуждение

Тема и проблематика

В произведении поднимается тема любви, которая очень популярна среди поэтов и писателей. Однако в этом случае автор использует ситуации из своей жизни. Истинный смысл стихотворения содержится в биографии Пастернака.

В первых строках поэт намекает на свои предыдущие отношения с Лурье. Женщину действительно любить было непросто, так как она отличалась вспыльчивостью. Дальше Пастернак обращается непосредственно к само́й Зинаиде. Он отмечает, что та «прекрасна без извилин», что отличало от других.

Поэт любил её небольшой интеллект. Борис Пастернак уверен, что такая черта добавляет женщине простоту и прелесть. Он считал, что из девушек с невысоким интеллектом выходят прекрасные хозяйки и любящие жёны.

Поэт отмечает, что его возлюбленная из-за своей простоты очень естественна и умеет чувствовать и любить не только умом, но и сердцем. Последняя строфа отображает мысли поэта по поводу отношений с Зинаидой. Он признаётся, что рядом со своей возлюбленной в нём просыпается желание самому меняться.

Проблематика:

  • Как любовь влияет на человека;
  • Роль любви в жизни человека;

Душевное состояние героя

Читатель может наблюдать, как на протяжении всего произведения меняется внутреннее состояние лирического героя. Его прежняя жизнь отошла на второй план, а на замену ей пришёл бытийный смысл. Для Бориса Пастернака неожиданно нашёлся тот человек, который будет его любить всей душой и сердцем. В этом случае отсутствие образования и способность размышлять о чём-то возвышенном воспринимается поэтом как подарок свыше.

Лирический герой готов хоть до конца своей жизни разгадывать свою возлюбленную, как загадку. Он рад, что может освободить свои мысли от предыдущих отношений и разочарований. Анализ стихотворения показывает, какие кардинальные изменения произошли с поэтом, когда в его жизни появилась Зинаида. Об этом свидетельствует строка «легко проснуться и прозреть».

Композиция, жанр и средства выразительности

Композиция произведения составлена в форме монолога-обращения к своей возлюбленной. Само стихотворение делится на две части: попытка героя понять, в чём заключается тайна женщины, и размышления о том, как хорошо жить, когда стираешь всё прошлое из памяти и сердца.

Жанр произведения — элегия, так как на протяжении всего стихотворения поэт поднимает важную для общества тему и понимает, что сам за свою жизнь успел ощутить «тяжёлый крест». Также в произведении отчётливо прослеживается послание.

Для того чтобы более красочно описать свою возлюбленную и чувства к ней, Пастернак прибегает к использованию средств выразительности. При помощи их удаётся прочувствовать мысли и душу автора. В стихотворении встречаются такие средства выразительности:

  • Метафоры: «словесный сор из сердца вытрясть», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен»;
  • Эпитеты: «ты прекрасна», «не большая хитрость»;
  • Сравнение: «твой смысл, как воздух»;

Анализ произведения Бориса Пастернака «Любить иных — тяжёлый крест» даёт понять читателю, какие чувства испытывал автор, будучи в отношениях со своей возлюбленной Зинаидой. Он нашёл ту самую простую девушку, которая безумно будет его любить от всего сердца. Стихотворение может служить примером для сочинения на тему «Как любовь влияет на человека».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: