Лука Лукич Хлопов – характеристика личности смотрителя училищ

Образ и характеристика Луки Лукича Хлопова — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Внешность

В «Замечаниях для господ актёров» Н. В. Гоголь охарактеризовал внешность и характеристику речи некоторых персонажей пьесы, но о смотрителе училищ там указаний нет. Только в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“» автор комедии, описывая немую сцену, которой заканчивается пьеса, указывает, что за почтмейстером стоит Лука Лукич, «весь бледный, как мел». В тексте комедии написано, что в немой сцене Лука Лукич стоит «потерявшийся самым невинным образом». Таким образом, главное во внешности Хлопова — постоянное выражение страха на лице.

Речевая характеристика

Узнав, что в город едет ревизор, смотритель училищ заволновался и забросал городничего вопросами: «Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?» В этих повторяющихся вопросах виден сильный страх.

Когда Луке Лукичу пришлось беседовать с мнимым ревизором, он от страха и растерянности не мог выговорить некоторых слов (действие 4, явление 5).

Отношение к службе

Хлопов старается так исполнять свои обязанности, чтобы не вызывать нареканий начальства, но это ему не удаётся, так как он безвольный человек и не умеет руководить и призывать к порядку учителей, которые плохо себя ведут.

В училище один из учителей сопровождал своё преподавание гримасами, а учитель истории так горячился, рассказывая об Александре Македонском, что от избытка чувств ломал стулья. Городничий говорит Хлопову, чтобы он внушил учителям, чтобы вели себя приличнее. Лука Лукич оправдывается перед городничим, что делал им много раз замечания, но они продолжают вести себя по-прежнему. То есть, смотритель училищ не пользуется у учителей авторитетом, они не выполняют его рекомендации.

Семейное положение, черты характера

Лука Лукич Хлопов женат, он ласково называет жену Настенькой, а она его Луканчиком. Жена у него очень болтлива (действие 5, явление 6).

Смотритель училищ — самый запуганный из персонажей комедии «Ревизор». По натуре он училищ нерешителен, очень робок и труслив. Эти качества его характера усиливаются за счёт постоянных проверок, ревизий, выговоров неизвестно за что. Например, Лука Лукич говорит городничему, что предводитель дворянства сделал ему выговор за то, что учитель в классе сделал от чистого сердца такую рожу, какую он ещё не видывал. Предводитель посчитал, что этим учитель внушает юношеству вольнодумные мысли, и сделал за это выговор смотрителю училищ.

Сам о себе Хлопов говорит, что воспитан так, что если с ним заговорит кто-нибудь одним чином повыше, у него «просто и души нет и язык, как в грязь, завязнул» (действие 4, явление 1).

Когда подошла ему очередь представляться мнимому ревизору, Лука Лукич не мог решиться зайти к нему в комнату. Пришлось другим чиновникам почти вытолкнуть его из дверей со словами: «Чего робеешь?»

Нерешительность Хлопова проявляется в том, что он не знает, брать или не брать сигару, предложенную ему Хлестаковым. Когда тот уговорил его взять сигару и закурить, Лука Лукич дрожит и пытается закурить. Хлестаков говорит ему, что закуривает он не с того конца, и смотритель училищ, испугавшись, роняет сигару.

Хлопов ненаходчив: когда Хлестаков спрашивает, блондинки или брюнетки ему больше нравятся, он отвечает: «Не смею знать».

Когда Хлестаков попросил у него взаймы 300 рублей , Лука Лукич растерялся и испугался того, что вдруг у него их нет, и, найдя в карманах деньги, дрожа, подал их «ревизору» (действие 4, явление 5).

Смотритель училищ простодушен и нелицемерен. Когда все поздравляют городничего и его жену с тем, что ревизор женится на их дочери, чиновники говорят в сторону о городничем очень неуважительно и грубо, но Лука Лукич так не делает. Он желает городничему получить чин генерала, не сказав в сторону ничего плохого о нём (действие 5, явление 7).

В письме к Тряпичкину Хлестаков очень нелицеприятно и даже грубо отзывается о чиновниках города, а о Луке Лукиче написал, что он насквозь протухнул луком. На это обескураженный Лука Лукич, обернувшись к зрителям, божится, что никогда в рот не брал лука. Хлестаков так написал о смотрителе учебных заведений, вероятно, исходя из его имени-отчества.

Значение фамилии Хлопов

Смотритель учебных заведений олицетворяет холопский тип характера. Его фамилия, очевидно, произошла от польского слова «хлоп», то есть «холоп». Эта фамилия очень подходит смотрителю, так как ему присуще раболепие перед начальством, низкопоклонство, чинопочитание.

Авторская характеристика

На нерешительность, робость и трусость Хлопова автор указывает с помощью следующих ремарок в тексте пьесы:

  • «весь дрожит»;
  • «находится в совершенном недоумении, что сказать»;
  • «подаёт, дрожа, ассигнации»;
  • «Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом».

Н. В. Гоголь в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“» отметил, что смотритель училищ — человек, напуганный «частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что». Поэтому он «боится, как огня, всяких посещений и трепещет, как лист, при вести о ревизоре, хотя и не знает сам, в чём грешен». По всей видимости, автор комедии относился к этому персонажу с сочувствием.

Вывод

Характеристика Луки Лукича Хлопова, персонажа из комедии «Ревизор», показывает, как частые проверки учебных заведений и придирки проверяющих, которым хочется показать, что они умные люди, способствуют запугиванию служащих учебных заведений и часто являются причиной их трусости.

Характеристика образа Луки Лукича Хлопова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Образ и характеристика Луки Лукича Хлопова в комедии Ревизор Гоголя сочинение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Гоголь
  4. Лука Лукич в комедии Ревизор

Лука Лукич – один из главных действующих персонажей комедийного произведения Гоголя под названием «Ревизор». Он занимает должность небольшого чиновника в городке, а также является смотрителем училищ. Именно от его профессиональной деятельности зависит благополучие обычных жителей города, но он не всегда качественно подходит к поручаемым ему заданиям.

Читайте также:
Что такое подвиг для сочинения по русскому языку 9 класс

Характером сильно отличается от других чиновников, занимающих подобные должности. Он больше запуган и смирен, привык выполнять все указания, поступающие свыше. Так, например, Земляника, который привык быть настоящим пронырой, и Городничий, считающий себя настоящим городским правителем и титулованным царем, которому позволено все, разительно отличаются от Луки Лукича.

Автор характеризует его как самого настоящего труса, основными принципами которого являются следующие фразы: авось пронесет и как бы ничего не произошло. Главным законом для него является городничий, который регулярно выдает ему поручения, которые необходимо соблюдать.

Самым главным правилом является то, что нельзя брать в педагоги людей умных и свободомыслящих. Оптимальным вариантом, являются люди со знаниями, но относительно тупые, не способные применять полученные знания. Он должен контролировать свободомыслие и наличие инакомыслящих в школах и других образовательных системах. Это необходимо для того, чтобы исключить возможность воспитания детей, мыслящих и свободных, тех, кто хочет идти против системы.

Дома всем заправляет супруга Анастасия, она по-доброму называет его Луканчик, принижая достоинство мужчины. Когда он не может четко высказать собственного мнения, его озвучивает жена, выдавая свое мнение за решения мужа. Так можно заключить, когда именно Настя поздравляет городничего со свадьбой дочери, а герой промолчит до последнего и согласиться с ее словами.

Лука Лукич стандартный представитель общества того времени, привыкший жить так, как диктует окружающее общество. Он не имеет собственное мнение, а если оно и осталось глубоко внутри, то он постоянно его скрывает, так как на работе все за него решает Городничий, а дома всем заведует супруга, привыкшая держать власть в собственных руках и не давать спуска мужу. А сам Лука Лукич и не думает менять сложившуюся ситуацию, поэтому просто плывет по течению и подчиняется окружающим людям, решающим за него, что будет лучше и как подойти к решению той или иной проблемы.

Вариант 2

Одним из героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор» предстает перед читателем Лука Лукич. Он, занимая должность маленького чиновника в очень небольшом городке, но был еще и смотрителем училищ. Благополучие простых жителей городка напрямую зависит от его профессиональной деятельности. Однако он не всегда соответствует поставленным перед ним задачам.

Характер героя имеет своеобразные черты по сравнению с другими чиновниками в комедии, которые занимают аналогичные должности. Он более запуган и скромен, привык следовать всем указаниям начальства. А чиновник по фамилии Земляника, слывший пронырой, сильно отличается по характеру от Луки Лукича. Как и его коллега, Городничий, мнящий себя призванным единоличным правителем города.

Автор описывает Луку Лукича, как истинного труса с устоявшимися принципами: «он перенесет это и как бы ничего не произойдет». Главный закон для него — слово городничего, регулярно дающего ему указания, которые необходимо соблюдать.

Самое важное правило заключается в том, что нельзя принимать умных и свободомыслящих людей на преподавательскую должность. Лучшая кандидатура для такого рода занятия — это люди со знаниями, но относительно глупые, неспособные применить свои знания на практике. Лука Лукич обязан контролировать свободное мышление и присутствие диссидентов в школьных учреждениях. Это важно для того, чтобы предупредить вероятность воспитания детей в инакомыслящей форме. А также предотвратить сплочение вольных единомышленников, желающих пойти против государственной системы.

Жена чиновника, Анастасия, дома занимает главенствующую позицию. Называя своего супруга Луканчиком, она унижает его человеческое достоинство. Когда он не может четко выразить личное мнение, жена выдает свои мысли за его, навязывая мнение по решениям насущных вопросов. В доказательство этому можно привести сцену, в которой Настя сама поздравляет городничего со свадебным торжеством его дочери, а Лука Лукич лишь поддерживает речь своей жены.

Лука Лукич — обычный представитель общества того времени. Он освоился в нем и старается не выделяться на фоне окружающих. У него нет собственного мнения, и даже если оно появляется, то остается не озвученным. Он постоянно прячет его, потому что на работе решает за него начальство и дома за все отвечает властная супруга. Ему удобно такое положение, поэтому он и не сопротивляется обстоятельствам, полагаясь на решения окружающих его людей.

Отношение к работе

Смотритель училищ совершенно не умеет управлять людьми. Во всех учебных заведениях, находящихся под его директивой, происходит хаос. Студенты, выпускающиеся из училищ города N, не обладают необходимыми знаниями. Они прослыли в народе неучами.

Тихий и запуганный смотритель попросту не может воспитать кого-то другого. Это становится причиной для осуждения со стороны других городских власть имущих людей. Они прямо говорят, что под руководством Хлопова трудятся безграмотные и необразованные учителя, выпускаются туповатые студенты, формирующие некультурное юношество. Подопечных смотрителя сравнивают с руководителем, их называют:

  • безвредными;
  • малоопасными;
  • безобидными;
  • неопытными.

О безвольности и забитости героя также говорит его поведение после приезда ревизора-обманщика. Будучи человеком «образованным», Лука Лукич легко попадается на удочку мошенника. Понимая, что от проверяющего зависит дальнейшая судьба занимаемой им должности, он начинает нервничать. Во время беседы чиновник роняет сигарету, которую не может от волнения подкурить с нужной стороны. После этого дает мошеннику взятку.

Коллеги управленца также не понимают, как Хлопову удалось занять высокий руководящий пост. Они постоянно сравнивают героя с якобинцем, высмеивают его поведение. Титулярный советник и сам не прочь унизить себя. Вполне логично, что другие чиновники будут смеяться над руководителем, не умеющим нести ответственность за студентов.

Вызывающий сначала жалость персонаж постепенно становится неприятен читателям, поскольку он не пытается предпринять что-либо для изменения своего положения.

Образ Луки Лукича

В этом произведении Лука Лукич занимает должность, суть которой заключается в контролировании городских училищ. персонаж не первой важности, но имеющий свое значение, хоть и небольшое. В этом уездном городе благополучие зависит и от него, конечно, но только, как от любого госслужащего.

Холопов живет по принципу, моя хата с краю и я не причем! По своей натуре он трус и не станет вписываться в даже различные, провокационные ситуации! Государственный чин, который ему дан, титулярный советник. Женат на очень сварливой женщине, которая держит его под каблуком. Обращаясь к нему по прозвищу «Луканчик», она сразу же расставляет акценты в их отношениях и общий порядок в доме. Зовут ее Анастасия. Когда к ним приходят гости, особенно важных чинов, она смело перехватывает инициативу, чтобы ее муж еще больше не казался убогим. К слову сказать, он и двух слов не произнесет тому, кого боится. Даже если ситуация делает его правым!

Читайте также:
“Обломов” краткое содержание - романа Гончарова по главам и частям

Трусость Холопова порождает его тупость. Он действительно думает, что учителя могут принести больше пользы, потому что не допускают инакомыслия или вольностей. Из безвредность привлекает его, поэтому свою работу считает очень важной и занимательной.

Приезд мнимого ревизора сильно пугает Луку Лукича. А, когда тот ему еще и сигару предлагает, холопов чуть в обморок не падает. Отсюда можно сделать вполне допустимый довод, что основу его характера составляет робость. Даже подарки от таких важных лиц он не решает брать сразу. Долгие раздумья наводят на вторую черту его характера — нерешительность. Она настолько сильно отвлекает его, что, испугавшись собственных действий, он прикуривает ее не стой стороны. А когда Хлестаков окончательно обнаглев спрашивает у него денег в долг, холопов сразу же дает и говорит такую фразу: « Не смею больше задерживать присутствием». Отсюда третья важная черта заключающаяся в услужливости. То есть, он становится именно тем, кого от него ждут.

Такие люди нужны и даже важны по своему, но отсутствие стрежня в них скажется крайне негативно не будущем их работы, края, где живут и даже целой страны. Ведь если человека можно сломать даже не начав это делать, зачем он вообще такой нужен? Что полезного он принесет? Никто не говорит о том, что нужно быть бунтарями. Но свою точку зрения и право на жизнь отстаивать необходимо!

Характер, внешность и поведение

Прочитав вдумчиво комедию Гоголя, можно дать точную характеристику Хлопова из «Ревизора». Писатель точно описывает своего героя, давая читателю понять, насколько бесполезны чиновники, не делающие ничего на занимаемой должности. Автор выделяет следующие особенности характера, поведения и внешности персонажа:

  • Чин Хлопова — титулярный советник, но работу свою он выполняет из рук вон плохо.
  • Он постоянно робеет, о чем неосознанно говорит себе вслух.
  • Винит во всем проклятую робость.
  • Он труслив, боится людей, занимающих более высокие чины. Его язык сразу словно увязывает в грязи, а душа уходит в пятки.
  • Любит играть в карты.
  • От героя постоянно пахнет луком.

Автор пытается показать читателям, насколько некомпетентен Лука Лукич и труслив. Вместо того чтобы командовать, он прогибается под более статусными начальниками. Даже давая взятку мнимому проверяющему, он считал это действие честью для себя.

Словно Хлопов радовался, что приходится расставаться с немалой денежной суммой. Прося прикурить, герой смущается, нервничает, роняет сигарету, зажигает ее с обратной стороны. Все это говорит о безвольности, забитости персонажа.

История создания

О создании «Ревизора» сохранились интересные факты:

  1. Замысел.
    Идею для пьесы Гоголю дал А. С. Пушкин, рассказав о том, как в городе Устюжна Платон Волков выдал себя за чиновника третьего отделения и обобрал многих горожан. Сохранился даже полицейский рапорт об этом событии, но дело закрыли. Может, это и вдохновило писателя на сатиру.
  2. Цель пьесы «Ревизор»
    . Гоголь говорил, что собрал в этой комедии всё самое дурное, что есть в России, чтобы подвергнуть это жестокому осмеянию.
  3. Сценическая судьба
    пьесы сложилась непросто, дворянская публика встретила её в штыки. Во все анналы вошёл комментарий императора Николая I после премьеры: «Всем досталось, а мне больше всех». Однако самому царю, как ни странно, комедия понравилась, и он советовал сходить на нее всем своим министрам. Интересно также, что многие его поддакивали, хоть и считали пьесу «глупой фарсой», как сказал один из них, Е. Ф. Канкрин
  4. Прототипы
    . Считается, что прототипом городничего стал сам Николай Первый. Прототипом Хлестакова послужил петербургский журналист Павел Свиньин, патологический лжец. О других реальных прототипах ничего не известно.

Градоначальник маленького провинциального городка, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, узнаёт о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга. Собрав людей, ответственных за городские службы, он начинает лихорадочно готовиться к проверке, однако местные помещики — Добчинский и Бобчинский, сообщают о таинственном молодом человеке из Петербурга, который находится в городе уже очень долгое время. Перепуганное градоначальство делает вывод, что именно этот проезжий и является ревизором из столицы.

На самом деле таинственный молодой человек — обычный мелкий чиновник Иван Хлестаков, промотавший все деньги. Он не был в состоянии оплатить услуги в трактире, где остановился, поэтому медлил с отъездом. Стремясь избежать наказания и добиться своих целей, самые влиятельные люди города окружают проезжего Хлыща почётом и вниманием. В итоге Хлестаков, получив многочисленные взятки и подарки, а также пообещав жениться на дочери городничего, уезжает.

Во время подготовки к свадьбе городничий получает от любопытного почтмейстера письмо Хлестакова к другу, в котором вскрывается вся правда о самообмане градоначальства. В этот момент Антона Антоновича вызывает к себе закончивший проверку города настоящий ревизор.

Другие персонажи

Не все упоминаемые персонажи появляются в пьесе лично, иные присутствуют в ней опосредованно, например, жандарм Прохоров. Но некоторые лица заслуживают особого внимания.

Слуга Хлестакова пожилых лет, ворчлив и немного ленив. В противопоставление своему барину гораздо умней и сметливей. Он быстро понимает, что произошла ошибка, но подыгрывает ситуации, ожидая своей выгоды.

Жалобщики

Слух о прибывшем с инспекцией ревизоре быстро разносится по городу. К Хлестакову с просьбой о заступничестве прибывает делегация купцов. Они составили письменную жалобу о бесчинствах городничего: притеснения, выдуманные налоги, отбирание товара даром.

Приема добилась слесарша Пошлепкина, ее мужа незаконно постригли в солдаты. Другая жалобщица – вдова унтер – офицера Иванова, которую арестовали и наказали розгами по ошибке.

Читайте также:
Анна Снегина краткое содержание, образы героев, сюжет

Марья Антоновна

Дочь городничего, романтически настроенная восемнадцатилетняя девушка. В отличие от своей матери достаточно образована.

Тряпичкин

Не присутствует в пьесе лично, но именно ему Хлестаков описывает комичность ситуации, чтобы в последующем Тряпичкин смог написать веселую статью в газету.

Характеристика чиновников в «Ревизоре» – Земляника

Особое внимание автор уделяет попечителю богоугодных заведений. Пронырливый Земляника мастерски льстит высшим чинам. Самовлюбленные правители помогают ему добиться успехов в делах, оставляют при должности, будучи падкими на лесть.

Герой прекрасно ознакомлен со страхами людей, гордыней. Он знает, когда вовремя сказать комплимент, предложить поддержку или восхититься человеком. В душе персонаж является подлым, низким. Он готов обойти друзей, коллег, родных ради своей выгоды. Совершенно не занимается работой. Больные гуляют, курят трубки в коридорах.

Чиновник Ляпкин-Тяпкин – один из представителей власти

Аммос Федорович – судья, страдающий завышенной самооценкой, самовлюбленностью. В общении он ведет себя по-свойски с любым собеседником, в том числе с городничим. Социальный статус городничего намного выше. Аммос уверен – он настоящий интеллектуал. За годы своей жизни герой осилил не больше шести книжек.

Работа судью не интересует, он все делает наотмашь. Главные интересы – охота, взятки. В качестве взяток его не прельщают деньги, он берет дорогих щенков. Ляпкин-Тяпкин считает, что взяточничеством можно назвать только передачу денег, борзые не являются взятками.

В судебной канцелярии происходит хаос. В коридорах разгуливают гуси, судебные дела в полнейшем беспорядке. Судья сам забывает, где записал важную информацию.

Главные герои

Главное действующее лицо – лже-ревизор Хлестаков. Но Гоголь выделил прочих персонажей, заслуживающих особое внимание.

Хлестаков

Молодой, щеголеватого вида человек двадцати трех лет отроду. Стройный, манерный, любит азартные игры, кутежи и застолья. Сам автор описывает Хлестакова, как глуповатого, несдержанного на язык юношу, любящего почести и угодливое обращение. Имея низший канцелярский чин, часто стеснен в средствах.

Следуя в имение к отцу, Хлестаков начисто проигрался одному офицеру и оказался в незнакомом уездном городе без гроша в кармане. Неожиданно его принимают за важного питерского чиновника, прибывшего с инспекцией.

Пытаясь задобрить «высокого гостя», служащие городской управы всячески угождают юноше, снабжают деньгами, сосватывают дочь городничего. Поначалу, испугавшийся встречи с градоначальником, Хлестаков постепенно смелеет и принимает подношения и почести, как должное.

Сквозник-Дмухановский

Городничий – человек, начавший службу с самых низов. Весьма неглуп, солиден, речь образована. Сосредоточив городскую власть в своих руках, не стесняется брать взятки. Любое дело обставляет с выгодой для себя. На службе носит мундир и сапоги со шпорами.

Ляпкин-Тяпкин

Местный судья и начальник тюрьмы. Считается образованным человеком, поскольку прочитал с десяток книг. Слова выговаривает растянуто, придавая речи значительность и особый смысл. Считает, что ему-то ревизия не страшна, так как взятки он берет не деньгами, а борзыми щенками.

Хлопов

Смотритель учебных заведений – личность глуповатая, трусливая, не имеющая ни авторитета, ни уважения среди преподавателей и учеников. В подотчетном ему ведомстве царят хаос и беспорядок.

Земляника

В качестве попечителя богоугодных учреждений весьма успешно делит поступающие из казны деньги с городничим, судьей и прочими чиновниками. При этом не гнушается донести на «ближнего», если видит в этом свою выгоду.

Шпекин

Чиновник, возглавляющий почту и службу доставки – человек наивный со слабостью к чтению чужой корреспонденции. Именно он раскрывает грандиозный обман, распечатав письмо Хлестакова.

Бобчинский и Добчинский

Персонажи невероятно похожие друг на друга не только внешне, но и речью, движениями, поведением. Малообразованные, неуклюжие, но услужливые помещики первыми разглядели в приезжем «ревизора», о чем тут же донесли городничему.

Анна Андреевна

Жена городничего, моложавая, довольно привлекательная женщина. В пьесе представлена кокеткой, любительницей пышных туалетов, не лишенной тщеславия. Это поверхностная особа, завоевать расположение которой можно лишь упоминанием громких имен, чем и пользуется Хлестаков.

Образ и характеристика Луки Лукича Хлопова — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» осмеивает порядки и устои общественной жизни первой половины 19 века. Основные герои пьесы — чиновники уездного города N. Среди них — Лука Лукич Хлопов, который имеет чин титулярного советника и занимает должность смотрителя училищ.

  1. Внешность
  2. Речевая характеристика
  3. Отношение к службе
  4. Семейное положение, черты характера
  5. Значение фамилии Хлопов
  6. Авторская характеристика
  7. Заключение

Внешность

В «Замечаниях для господ актёров» Н. В. Гоголь охарактеризовал внешность и характеристику речи некоторых персонажей пьесы, но о смотрителе училищ там указаний нет. Только в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“» автор комедии, описывая немую сцену, которой заканчивается пьеса, указывает, что за почтмейстером стоит Лука Лукич, «весь бледный, как мел». В тексте комедии написано, что в немой сцене Лука Лукич стоит «потерявшийся самым невинным образом». Таким образом, главное во внешности Хлопова — постоянное выражение страха на лице.

Речевая характеристика

Узнав, что в город едет ревизор, смотритель училищ заволновался и забросал городничего вопросами: «Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?» В этих повторяющихся вопросах виден сильный страх.

Когда Луке Лукичу пришлось беседовать с мнимым ревизором, он от страха и растерянности не мог выговорить некоторых слов (действие 4, явление 5).

Отношение к службе

Хлопов старается так исполнять свои обязанности, чтобы не вызывать нареканий начальства, но это ему не удаётся, так как он безвольный человек и не умеет руководить и призывать к порядку учителей, которые плохо себя ведут.

В училище один из учителей сопровождал своё преподавание гримасами, а учитель истории так горячился, рассказывая об Александре Македонском, что от избытка чувств ломал стулья. Городничий говорит Хлопову, чтобы он внушил учителям, чтобы вели себя приличнее. Лука Лукич оправдывается перед городничим, что делал им много раз замечания, но они продолжают вести себя по-прежнему. То есть, смотритель училищ не пользуется у учителей авторитетом, они не выполняют его рекомендации.

Читайте также:
Данко кратко читать легенду Горького из Старухи Изергиль

Семейное положение, черты характера

Лука Лукич Хлопов женат, он ласково называет жену Настенькой, а она его Луканчиком. Жена у него очень болтлива (действие 5, явление 6).

Смотритель училищ — самый запуганный из персонажей комедии «Ревизор». По натуре он училищ нерешителен, очень робок и труслив. Эти качества его характера усиливаются за счёт постоянных проверок, ревизий, выговоров неизвестно за что. Например, Лука Лукич говорит городничему, что предводитель дворянства сделал ему выговор за то, что учитель в классе сделал от чистого сердца такую рожу, какую он ещё не видывал. Предводитель посчитал, что этим учитель внушает юношеству вольнодумные мысли, и сделал за это выговор смотрителю училищ.

Сам о себе Хлопов говорит, что воспитан так, что если с ним заговорит кто-нибудь одним чином повыше, у него «просто и души нет и язык, как в грязь, завязнул» (действие 4, явление 1).

Когда подошла ему очередь представляться мнимому ревизору, Лука Лукич не мог решиться зайти к нему в комнату. Пришлось другим чиновникам почти вытолкнуть его из дверей со словами: «Чего робеешь?»

Нерешительность Хлопова проявляется в том, что он не знает, брать или не брать сигару, предложенную ему Хлестаковым. Когда тот уговорил его взять сигару и закурить, Лука Лукич дрожит и пытается закурить. Хлестаков говорит ему, что закуривает он не с того конца, и смотритель училищ, испугавшись, роняет сигару.

Хлопов ненаходчив: когда Хлестаков спрашивает, блондинки или брюнетки ему больше нравятся, он отвечает: «Не смею знать».

Когда Хлестаков попросил у него взаймы 300 рублей, Лука Лукич растерялся и испугался того, что вдруг у него их нет, и, найдя в карманах деньги, дрожа, подал их «ревизору» (действие 4, явление 5).

Смотритель училищ простодушен и нелицемерен. Когда все поздравляют городничего и его жену с тем, что ревизор женится на их дочери, чиновники говорят в сторону о городничем очень неуважительно и грубо, но Лука Лукич так не делает. Он желает городничему получить чин генерала, не сказав в сторону ничего плохого о нём (действие 5, явление 7).

В письме к Тряпичкину Хлестаков очень нелицеприятно и даже грубо отзывается о чиновниках города, а о Луке Лукиче написал, что он насквозь протухнул луком. На это обескураженный Лука Лукич, обернувшись к зрителям, божится, что никогда в рот не брал лука. Хлестаков так написал о смотрителе учебных заведений, вероятно, исходя из его имени-отчества.

Значение фамилии Хлопов

Смотритель учебных заведений олицетворяет холопский тип характера. Его фамилия, очевидно, произошла от польского слова «хлоп», то есть «холоп». Эта фамилия очень подходит смотрителю, так как ему присуще раболепие перед начальством, низкопоклонство, чинопочитание.

Авторская характеристика

На нерешительность, робость и трусость Хлопова автор указывает с помощью следующих ремарок в тексте пьесы:

  • «весь дрожит»;
  • «находится в совершенном недоумении, что сказать»;
  • «подаёт, дрожа, ассигнации»;
  • «Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом».

Н. В. Гоголь в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует „Ревизора“» отметил, что смотритель училищ — человек, напуганный «частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что». Поэтому он «боится, как огня, всяких посещений и трепещет, как лист, при вести о ревизоре, хотя и не знает сам, в чём грешен». По всей видимости, автор комедии относился к этому персонажу с сочувствием.

Заключение

Характеристика Луки Лукича Хлопова, персонажа из комедии «Ревизор», показывает, как частые проверки учебных заведений и придирки проверяющих, которым хочется показать, что они умные люди, способствуют запугиванию служащих учебных заведений и часто являются причиной их трусости.

Характеристика образа Луки Лукича Хлопова, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: «Ревизор» — краткое содержание комедии Н. В. Гоголя

Сочинение: Характеристика Луки Лукича Хлопова в пьесе «Ревизор» (+ таблица с цитатами)

(566 слов) Одним из главных произведений Николая Васильевича Гоголя является комедия «Ревизор«, которая имеет ярко выраженную социально-сатирическую направленность. В 1835 году известный писатель создал свою пьесу, однако последние правки в неё Гоголь внёс только в 1842 году. В своем произведении писатель правдиво отобразил негативные явления, характерные для девятнадцатого столетия. Автор продемонстрировал общественные пороки, свойственные людям того периода. Среди них можно отметить духовную опустошенность, лицемерие, эгоизм, недалекость и глупость. В произведении «Ревизор» Николай Васильевич показал множество интересных персонажей. Одним из главный героев пьесы является Лука Лукич. Чтобы лучше понять замысел комедии, рассмотрим характеристику этого героя поподробнее.

В образе Луки Хлопова Николай Гоголь воплотил самого робкого и тихого чиновника. Несмотря на то, что робость обычно считают положительным качеством человека, этого нельзя сказать о герое. Ведь Луке Лукичу присуща чрезмерная робость, которая очень отрицательно влияет на исполнение его должностных обязанностей.

Листая страницы известного произведения, читатель замечает, что Хлопов не может самостоятельно принимать никаких решений. При этом главный персонаж ощущает себя ниже по положению любого, кто оказывается рядом с ним. Запуганность и смирение — вот его главные черты. О робости Хлопова также свидетельствует его речевая характеристика. Так, одними из любимых у Луки являются высказывания «как бы чего не случилось» и «авось, пронесёт». Они же говорят о его инфантильности. Сам он ничего не делает для того, чтобы его «пронесло».

По своей натуре персонаж был насколько трусливым, что ко всем окружающим он относился так, как к своим начальникам. Весьма комично выглядит сцена, когда Лука Лукич давал взятку так называемому «ревизору». Он посчитал, что это является для него честью. Складывалось впечатление, будто Хлопов был очень счастлив расстаться с деньгами. Не менее смешным является момент в комедии, когда герой сильно начал нервничать, попросив прикурить. Персонаж сначала уронил сигарету, а затем прикурил её, но совсем с другой стороны. Таким образом, Хлопов был очень трусливым и безвольным человеком, которому роль начальника совершенно не подходит.

Читайте также:
Стихи о неизвестном солдате - сборник о погибших в ВОВ

Лука Хлопов по своей должности был начальником училищ. Однако под его началом работали только глупые и безграмотные педагоги. По мнению персонажа, такие безвольные учителя являются наиболее безвредными и безопасными. Когда Лука Лукич находится в одной комнате со своими коллегами, он чувствует себя солдатом среди генералов. Персонаж принижает себя, пытаясь услужить всем. «Авось обойдётся», — таков жизненный принцип Луки Хлопова. Такая позиция является совсем не приемлемой для чиновника. Ведь именно на нем лежит ответственность за уровень образования. Однако слово «ответственность» является абсолютно не уместным для человека, который всего боится в жизни. Он не способен ничего регулировать, поэтому всё и разрушается. Именно из-за таких безответственных чиновников, как Хлопов, царит разруха.

Супруга Хлопова контролирует всю его жизнь. Женщина всегда приходит ему на помощь и ласково его называет «Луканчик». В те моменты, когда герой проявляет излишнюю робость и не может подобрать подходящих слов, его жена Анастасия берет всю ответственность на себя, спасая сложившуюся ситуацию. Становится очевидным, что человек, за которого все решает супруга, не может быть настоящим начальником. Однако для города, представленного в комедии, это является довольно типичной ситуацией. Здесь подобных начальников можно встречать уже не один десяток лет подряд.

Можно утверждать, что образ Луки Хлопова является собирательным. Ведь он олицетворяет типичных представителей чиновничьей среды того времени. К сожалению, таких чиновников можно встретить и в наши дни. Лука Лукич является типичным представителем самодержавной эпохи, когда никто не чувствовал себя ответственным и полновластным хозяином хотя бы своей жизни. Хлопов привык, что все решения за него принимают другие люди. При этом он обладает способностью профессионально лицемерить и льстить. Люди, подобные Луке, не имеют собственного мнения, они живут по законам общества.

2532. Образ и характеристика Луки Лукича Хлопова в комедии Ревизор Гоголя сочинение Русский язык

Сочинение — Лука Лукич в комедии Ревизор. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Лука Лукич – один из главных действующих персонажей комедийного произведения Гоголя под названием «Ревизор». Он занимает должность небольшого чиновника в городке, а также является смотрителем училищ. Именно от его профессиональной деятельности зависит благополучие обычных жителей города, но он не всегда качественно подходит к поручаемым ему заданиям.

Характером сильно отличается от других чиновников, занимающих подобные должности. Он больше запуган и смирен, привык выполнять все указания, поступающие свыше. Так, например, Земляника, который привык быть настоящим пронырой, и Городничий, считающий себя настоящим городским правителем и титулованным царем, которому позволено все, разительно отличаются от Луки Лукича.

Автор характеризует его как самого настоящего труса, основными принципами которого являются следующие фразы: авось пронесет и как бы ничего не произошло. Главным законом для него является городничий, который регулярно выдает ему поручения, которые необходимо соблюдать.

Самым главным правилом является то, что нельзя брать в педагоги людей умных и свободомыслящих. Оптимальным вариантом, являются люди со знаниями, но относительно тупые, не способные применять полученные знания. Он должен контролировать свободомыслие и наличие инакомыслящих в школах и других образовательных системах. Это необходимо для того, чтобы исключить возможность воспитания детей, мыслящих и свободных, тех, кто хочет идти против системы.

Дома всем заправляет супруга Анастасия, она по-доброму называет его Луканчик, принижая достоинство мужчины. Когда он не может четко высказать собственного мнения, его озвучивает жена, выдавая свое мнение за решения мужа. Так можно заключить, когда именно Настя поздравляет городничего со свадьбой дочери, а герой промолчит до последнего и согласиться с ее словами.

Лука Лукич стандартный представитель общества того времени, привыкший жить так, как диктует окружающее общество. Он не имеет собственное мнение, а если оно и осталось глубоко внутри, то он постоянно его скрывает, так как на работе все за него решает Городничий, а дома всем заведует супруга, привыкшая держать власть в собственных руках и не давать спуска мужу. А сам Лука Лукич и не думает менять сложившуюся ситуацию, поэтому просто плывет по течению и подчиняется окружающим людям, решающим за него, что будет лучше и как подойти к решению той или иной проблемы.

Вариант 2

Лука Лукич – это чиновник, а так же смотритель училищ в комедии “Ревизор”. Он является небольшим чиновником, так сказать чиновник в узких кругах. Так же его профессиональный взгляд отражается на благополучном существовании маленького города. Его можно назвать слабым чиновником, потому что он очень часто снисходительностью подходил к разным поручениям.

Его характер очень странный, он отличается от всех других чиновников. Он отличается тем, что он постоянно всего боится, выполняет все указания которые ему дают, в общем не имеет своего собственного мнения и оценки предстоящей ситуации. Он всем отличается от Земляники, который привык всем всегда угождать, так же он сильно отличается от Городничего, который всегда уверен в себе и который думает что он царь и король. Лука – это просто трус, не способный отвечать за свои слова, и не способным не чего доказывать делом!

Лука Лукича в комедии нам преподносят как трусливого человека, так сказать мальчик на побегушках. Он не уверен в себе, он не может рационально оценить ту или иную ситуацию, поэтому всегда говорит: а может и пронесёт, а может и не чего не случится. Сразу видно по такой манере разговора, что человек крайне не уверен в себе. Городничий постоянно даёт ему разные указания, которые Лука обязан выполнять.

У него очень странная политика в сфере образования. Он убеждён на том, что в школах и других образовательных учреждений, должны быть люди относительно не грамотные и без способностей кого либо чему научить. Он контролирует в образовательных учреждениях свободу слова и мнения. Зачем это сделано? А сделано это потому, чтобы все были равные, не кто не как не отличался своими мыслями и словами.

Читайте также:
Реакция помещиков на предложение о покупке мертвых душ, анализ

У Луки есть жена Анастасия, которая в основном хлопочет по дому. А так как Лука ещё и без своего мнения и позиции, иногда даже приходится жене отвечать вместо него. Она выдаёт своё мнения за мнение Луки, а Лука с её мнением конечно же соглашается.

И так, подведём итоги всего выше сказанного о Луке Лукиче. Лука Лукич это пример того времени, который живёт так как все, а точнее живёт по каким то принципам, придуманных обществом. Он без собственного, личного мнения, он постоянно всего биться, постоянно скрывает своё мнение, за него всё излагает жена. За него на работе все предлагает и решает Городничий. Его жена так же не даёт ему спуска, постоянно контролирует его, во всём, в любых делах. Лука живёт как живётся, не чего не меняет, не может грамотно продумать ситуацию, он плывёт по течению жизни. Всем подчиняется. Вот такой вот очень странный герой комедии!

Сочинение Лука Лукич

Лука Лукич – чиновник, персонаж комедийного произведения под названием «Ревизор», он занимал должность чиновника в небольшом уездном городе, так же был смотрителем училищ. Также он относится к ряду государственных служащих, которые должны отвечать за благосостояние городских жителей. Его главными качествами является смирение и страх перед чиновниками, занимающими более высокие чины.

Он значительно отличается от Земляники, привыкшего быть двуличным и подлизываться в любом случае, а также от Городничего, который привык считать себя настоящим Царем города и фактически богом, которого нужно подчиняться. В отличии от них Лука Лукич – самый настоящий трус, не способный бороться за собственные права. Это характеризуют и его любимые фразы, которые он регулярно произносит: авось пронесет и как бы ничего не случилось.

Поэтому он полностью подчиняется распоряжениям городничего. Именно поэтому он уверен, что необходимо в своем подчинении держать только безвольных и туповатых педагогов, не способных перечить герою. В то время прогрессивные взгляды и свободомыслие не приветствовались на территории государства, поэтому умные люди не пользовались большим спросом. Особенно это касалось тех, кто работал в школах и училищах, ведь именно там происходило основное воспитание подрастающего поколения.

Нельзя было, чтобы учителя могли привить антиправительственные взгляды и собственные воззрения на происходящее в окружающем мире.

Лука Лукич привык подчиняться и дома, всем заведует его супруга Анастасия, она ласково называет мужа «Луканчик», подчеркивая его незначительность в стенах дома. Он типичный человек того общества, не привыкший смело высказывать собственное мнение и вообще иметь его. Поэтому он полностью подчиняется тому, что говорит его непосредственный начальник, дома, он подчиняется тому, что говорит жена. Когда Лука Лукич молчит, она привыкла самостоятельно озвучивать его мнение.

Лука Лукич типичный представитель того общества, привыкший, что все решения за него принимают другие люди. Он привык льстить и лицемерить, при этом он делает это достаточно профессионально, поэтому привык жить таким образом.

Характеристика Хлопова в комедии Ревизор кратко, образ с цитатами героя Лука Лукич для сочинения в таблице

Одним из второстепенных персонажей комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», представляющих российское чиновничество, является смотритель училищ Лука Лукич Хлопов. Герой настолько труслив и робок, что не способен принимать волевые решения при управлении государственной структурой, и эта слабость неизменно сказывается на качестве работы. Характеристика Хлопова необходима для понимания того, как личные качества отдельных чиновников способны оказывать прямое влияние на благополучие всего общества в целом.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.

Полное имя — Лука Лукич Хлопов.

Возраст — не указано.

Род занятий — чиновник, смотритель училищ.

Семья — женат.

Социальное положение — разночинец-чиновник.

Происхождение — родом из мещанского семейства.

Воспитание — воспитан в страхе перед начальством и вышестоящими чинами.

Образование — не указано, но достаточно образован для того, чтобы занимать пост смотрителя училищ.

Внешность — не указано.

Характер — мягкий, робкий, трусливый, безответственный человек с заниженной самооценкой.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — безвольный, трусливый, никудышный начальник и организатор, чинопочитатель.

Произведение — «Ревизор».

Автор — Николай Васильевич Гоголь.

Цитатная характеристика

Описание Хлопова с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Хлопова основан на том, что он является чиновником и занимает пост смотрителя училищ.

«Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ»./q> («Действующие лица»)

«Вот и смотритель здешнего училища…» (Действие четвертое, явление 5)

«…оттуда в уездное училище, осмотреть порядок, в каком преподаются у нас науки». (Действие второе, явление 10)

Лука Лукич отвечает за образование молодого поколения в уездном городе.

«Так уж лучше Луке Лукичу, как просветителю юношества». (Действие четвертое, явление 1)

Хлопов имеет чин титулярного советника — чин IX класса, следом за которым следовал чин коллежского асессора, дававшего право на потомственное дворянство. Таким образом, Хлопов является разночинцем-чиновником, то есть лицом, не принадлежащим ни к одному из установленных сословий: дворянству, мещанству, духовенству или крестьянству.

«Имею честь представиться: смотритель училищ, титулярный советник Хлопов». (Действие четвертое, явление 5)

Хлопов — женатый человек. По всей видимости, он счастлив в браке: жена его неизменно ласково называет Луканчиком.

«…так обрадовалась, что говорю мужу: «Послушай, Луканчик, вот так счастие Анне Андреевне!» (Действие пятое, явление 6)

«Уже Лука Лукич говорит: «отчего ты, Настенька, рыдаешь?» — «Луканчик, говорю, я и сама не знаю…» (Действие пятое, явление 6)

Черты характера и поступки

Лука Лукич в силу своего воспитания испытывает большой страх перед высокими чинами.

«Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул». (Действие четвертое, явление 1)

Читайте также:
Митрофан - характеристика героя Недоросль, описание образа

Хлопов — человек робкий, который не способен спокойно и свободно общаться с людьми, занимающими высокое положение.

«Хлестаков …Вот огонь, закурите. (Подает ему свечу.)

Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит.

Да не с того конца!

Лука Лукич (от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя.) Черт побери все! сгубила проклятая робость!» (Действие четвертое, явление 5)

Хлопов настолько сильно смущается от внимания к собственной персоне, что способен сильно краснеть и заикаться.

«Хлестаков. А! а! не хотите сказать. Верно, уж какая-нибудь брюнетка сделала вам маленькую загвоздочку. Признайтесь, сделала?

Лука Лукич молчит.

А! а! покраснели! Видите! видите! Отчего ж вы не говорите?

Лука Лукич. Оробел, ваше бла… преос… сият… (В сторону) Продал проклятый язык, продал! »(Действие четвертое, явление 5)

Хлопов настолько сильно боится начальства, что всем своим видом показывает рвение служить, готовность тотчас же исполнить любой приказ.

«Лука Лукич (вытягиваясь и придерживая шпагу). Не смею долее беспокоить присутствием.

Лука Лукич (летит вон почти бегом и говорит в сторону)». (Действие четвертое, явление 5)

Хлопов — не любитель курения.

«Хлестаков. Вы, как я вижу, не охотник до сигарок» (Действие четвертое, явление 5)

Хлопов — «трусливый» взяточник. Он очень боится столичного «ревизора», но при первой же возможности с радостью дает ему взятку.

«Хлестаков. Вот со мной престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?

Лука Лукич (хватаясь за карманы, про себя) Вот те штука, если нет! Есть, есть! (Вынимает и, подает, дрожа, ассигнации)» (Действие четвертое, явление 5)

Лука Лукич очень боится проверки и надеется, что после разговора с ревизором тот откажется от похода в училище.

«Лука Лукич (летит вон почти бегом и говорит в сторону.) Ну, слава богу! авось не заглянет в классы!» (Действие четвертое, явление 5)

Хлопов не способен следить за порядком в училище.

«А вот вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием». (Действие первое, явление 1)

Будучи слабым, безвольным человеком, Лука Лукич не пользуется авторитетом среди учителей, которые игнорируют его замечания.

«Что ж мне, право, с ним делать?Я уж несколько раз ему говорил». (Действие первое, явление 1)

«Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал…» (Действие первое, явление 1)

Хлопов боится умных, просвещённых людей.

«Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Действие первое, явление 1)

Любимым занятием Хлопова, как и остальных чиновников уездного города, является карточная игра.

«А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей». (Действие третье, явление 5)

Воспитание

Лука Лукич воспитан в глубочайшем почтении и страхе перед начальством, вышестоящими чинами.

«Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул». (Действие четвертое, явление 1)

Характеристика Хлопова другими героями

Хлестаков

В общении с Хлоповым Хлестаков замечает большую робость, который тот испытывает перед начальством.

«Хлестаков …Вот огонь, закурите. (Подает ему свечу.)

Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит.

Да не с того конца!

Лука Лукич (от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя.) Черт побери все! сгубила проклятая робость!» (Действие четвертое, явление 5)

Хлестаков, заметив робость Хлопова, начинает откровенно над ним издеваться, всячески смущая безропотного чиновника.

«Хлестаков. А! а! не хотите сказать. Верно, уж какая-нибудь брюнетка сделала вам маленькую загвоздочку. Признайтесь, сделала?

Лука Лукич молчит.

А! а! покраснели! Видите! видите! Отчего ж вы не говорите?

Лука Лукич. Оробел, ваше бла… преос… сият… (В сторону) Продал проклятый язык, продал!» (Действие четвертое, явление 5)

Хлестаков в своем письме к другу-литератору пренебрежительно описывает Хлопова, как дурно пахнущего человека.

«Коробкин (продолжая читать) «Смотритель училищ протухнул насквозь луком».

Лука Лукич (к зрителям) Ей-богу, и в рот никогда не брал луку». (Действие пятое, явление 8)

Подробная характеристика Хлестакова.

Городничий

Городничий уверен, что в подведомственных Хлопову учреждениях нет порядка.

«А вот вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием». (Действие первое, явление 1)

Земляника

Земляника, будучи большим сплетником, доносит на Хлопова Хлестакову, называя смотрителя училищ опасным вольнодумцем, прививающим молодежи излишне смелые взгляды на жизнь.

«Вот и смотритель здешнего училища… Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность: он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно». (Действие четвертое, явление 5)

Земляника, так же, как и другие жители города, считает Хлопова представителем интеллигенции, просветителем подрастающего поколения.

«Так уж лучше Луке Лукичу, как просветителю юношества». (Действие четвертое, явление 1)

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Хлопова вместе!

Биография

Лука Лукич Хлопов занимает пост смотрителя училищ в одном из российских уездных городов. За годы службы он дослужился до чина титулярного советника. Это значит, что герой, скорее всего, является человеком незнатным и малоимущим, которому удалось выслужиться из разночинцев.

На службе Хлопов демонстрирует полную несостоятельность в качестве начальника, в обязанности которого входит контроль образовательного процесса. Излишне мягкий и робкий, он не в состоянии принимать важные решения, обеспечивать дисциплину и должный уровень образования.

Читайте также:
Сочинение Война - 9 и 11 класс ЕГЭ, рассуждение на военную тему

Лука Лукич — женатый человек, который и в семье в силу своего характера находится на вторых ролях. Однако жизнь с властной и деятельной супругой его вполне устраивает.

Образ Хлопова

Лука Лукич Хлопов — самый тихий, робкий и скромный из всей плеяды провинциальных чиновников, описанных в комедии «Ревизор». На первый взгляд может показаться, что это положительный персонаж, однако мягкость и робость Хлопова обусловлена не его природной добротой и высокими нравственными качествами, а исключительно душевной слабостью и трусостью.

С детства Хлопов воспитывался родителями в страхе перед всеми, кто занимает более высокое положение, нежели он сам. При общении с начальством или с более высокими чинами Лука Лукич робеет настолько, что мысли и слова его начинают путаться и он не в состоянии адекватно реагировать на происходящее.

Хлопов явно не соответствует занимаемой должности. Это безвольный, трусливый человек, не способный принимать волевые решения и следить за порядком в учебных заведениях. Кроме того, он явно остерегается действительно умных людей, и под его руководством работают невежественные, безграмотные, равнодушные к учебному процессу преподаватели. Именно с такими людьми Хлопов чувствует себя комфортнее всего.

В любом обществе Лука Лукич стремится не привлекать к себе всеобщего внимания. Он всячески принижает себя, пытается всем услужить, руководствуясь жизненным принципом — «не случилось бы чего».

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Ревизор»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Ревизор»
  • для самых компанейских — Главные герои «Ревизор»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Ревизор»
  • для самых крутых — Читать «Ревизор» полностью

Вывод

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя Лука Лукич Хлопов является второстепенным персонажем и в силу природной робости не привлекает к себе особого внимания. Однако именно в его трусости, безволии, некомпетентности, чинопочитании и кроется большая опасность — чиновники с подобными качествами зачастую наносили вреда больше, чем более активные и деятельные их коллеги.

В этом и заключается основная роль героя в произведении. Характеристика Хлопова с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Лука Лукич Хлопов — характеристика героя в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ревизор.
Полное имя — Лука Лукич Хлопов.

Возраст — не указано.

Род занятий — чиновник, смотритель училищ.

Семья — женат.

Социальное положение — разночинец-чиновник.

Происхождение — родом из мещанского сословия.

Воспитание — воспитан в страхе перед начальством и вышестоящими чинами.

Образование — не указано, но достаточно образован для того, чтобы занимать пост смотрителя училищ.

Внешность — не указано.

Характер — мягкий, робкий, трусливый, безответственный человек с заниженной самооценкой.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — безвольный, трусливый, никудышный начальник и организатор, чинопочитатель.

Произведение — «Ревизор».

Автор — Николай Васильевич Гоголь.


Характер, внешность и поведение

Прочитав вдумчиво комедию Гоголя, можно дать точную характеристику Хлопова из «Ревизора». Писатель точно описывает своего героя, давая читателю понять, насколько бесполезны чиновники, не делающие ничего на занимаемой должности. Автор выделяет следующие особенности характера, поведения и внешности персонажа:

Автор пытается показать читателям, насколько некомпетентен Лука Лукич и труслив. Вместо того чтобы командовать, он прогибается под более статусными начальниками. Даже давая взятку мнимому проверяющему, он считал это действие честью для себя.

Словно Хлопов радовался, что приходится расставаться с немалой денежной суммой. Прося прикурить, герой смущается, нервничает, роняет сигарету, зажигает ее с обратной стороны. Все это говорит о безвольности, забитости персонажа.

Цитатная характеристика

Описание Хлопова с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Хлопова основан на том, что он является чиновником и занимает пост смотрителя училищ.

«Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ»./q> («Действующие лица»)

«Вот и смотритель здешнего училища…»

Источник: Действие четвёртое, явление 5

«…оттуда в уездное училище, осмотреть порядок, в каком преподаются у нас науки».

Источник: Действие второе, явление 10

Лука Лукич отвечает за образование молодого поколения в уездном городе.

«Так уж лучше Луке Лукичу, как просветителю юношества».

Источник: Действие четвёртое, явление 1

Хлопов имеет чин титулярного советника — чин IX класса, следом за которым следовал чин коллежского асессора, дававшего право на потомственное дворянство. Таким образом, Хлопов является разночинцем-чиновником, то есть лицом, не принадлежащим к дворянству, а к другому сословию: мещанству, духовенству или крестьянству.

«Имею честь представиться: смотритель училищ, титулярный советник Хлопов».

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Хлопов — женатый человек. По всей видимости, он счастлив в браке: жена его неизменно ласково называет Луканчиком.

«…так обрадовалась, что говорю мужу: «Послушай, Луканчик, вот так счастие Анне Андреевне!»

Источник: Действие пятое, явление 6

«Уже Лука Лукич говорит: «Отчего ты, Настенька, рыдаешь?» — «Луканчик, говорю, я и сама не знаю…»

Источник: Действие пятое, явление 6

Черты характера и поступки

Лука Лукич в силу своего воспитания испытывает большой страх перед высокими чинами.

«Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул».

Источник: Действие четвёртое, явление 1

Хлопов — человек робкий, который не способен спокойно и свободно общаться с людьми, занимающими высокое положение.

«Хлестаков …Вот огонь, закурите. (Подаёт ему свечу.)

Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит.

Читайте также:
Стихи про маму трогательные до слез, четверостишья от дочери

Да не с того конца!

Лука Лукич (от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя.) Чёрт побери всё! сгубила проклятая робость

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Хлопов настолько сильно смущается от внимания к собственной персоне, что способен сильно краснеть и заикаться.

«Хлестаков. А! а! не хотите сказать. Верно, уж какая-нибудь брюнетка сделала вам маленькую загвоздочку. Признайтесь, сделала?

Лука Лукич молчит.

А! а! покраснели! Видите! видите! Отчего ж вы не говорите?

Лука Лукич. Оробел, ваше бла… преос… сият… (В сторону) Продал проклятый язык, продал

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Хлопов настолько сильно боится начальства, что всем своим видом показывает рвение служить, готовность тотчас же исполнить любой приказ.

«Лука Лукич (вытягиваясь и придерживая шпагу). Не смею долее беспокоить присутствием.

Лука Лукич (летит вон почти бегом и говорит в сторону)».

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Хлопов — не любитель курения.

«Хлестаков. Вы, как я вижу, не охотник до сигарок»

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Хлопов — «трусливый» взяточник. Он очень боится столичного «ревизора», но при первой же возможности с радостью даёт ему взятку.

«Хлестаков. Вот со мной престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы?

Лука Лукич (хватаясь за карманы, про себя) Вот те штука, если нет! Есть, есть! (Вынимает и подаёт, дрожа, ассигнации)»

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Лука Лукич очень боится проверки и надеется, что после разговора с ревизором тот откажется от похода в училище.

«Лука Лукич (летит вон почти бегом и говорит в сторону.) Ну, слава богу! авось не заглянет в классы!»

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Хлопов не способен следить за порядком в училище.

«А вот вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, учёные и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с учёным званием».

Источник: Действие первое, явление 1

Будучи слабым, безвольным человеком, Лука Лукич не пользуется авторитетом среди учителей, которые игнорируют его замечания.

«Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил».

Источник: Действие первое, явление 1

«Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал…»

Источник: Действие первое, явление 1

Хлопов боится умных, просвещённых людей.

«Не приведи господь служить по учёной части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

Источник: Действие первое, явление 1

Любимым занятием Хлопова, как и остальных чиновников уездного города, является карточная игра.

«А у меня, подлец, выпонтировал вчера сто рублей».

Источник: Действие третье, явление 5

Воспитание

Лука Лукич воспитан в глубочайшем почтении и страхе перед начальством, вышестоящими чинами.

«Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул».

Источник: Действие четвёртое, явление 1

Характеристика Хлопова другими героями

Хлестаков

В общении с Хлоповым Хлестаков замечает большую робость, который тот испытывает перед начальством.

«Хлестаков …Вот огонь, закурите. (Подаёт ему свечу.)

Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит.

Да не с того конца!

Лука Лукич (от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя.) Чёрт побери всё! сгубила проклятая робость!»

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Хлестаков, заметив робость Хлопова, начинает откровенно над ним издеваться, всячески смущая безропотного чиновника.

«Хлестаков. А! а! не хотите сказать. Верно, уж какая-нибудь брюнетка сделала вам маленькую загвоздочку. Признайтесь, сделала?

Лука Лукич молчит.

А! а! покраснели! Видите! видите! Отчего ж вы не говорите?

Лука Лукич. Оробел, ваше бла… преос… сият… (В сторону) Продал проклятый язык, продал!»

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Хлестаков в своём письме к другу-литератору пренебрежительно описывает Хлопова, как дурно пахнущего человека.

«Коробкин (продолжая читать) «Смотритель училищ протухнул насквозь луком».

Лука Лукич (к зрителям) Ей-богу, и в рот никогда не брал луку».

Источник: Действие пятое, явление 8

Подробная характеристика Хлестакова.

Городничий

Городничий уверен, что в подведомственных Хлопову учреждениях нет порядка.

«А вот вам, Лука Лукич, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчёт учителей. Они люди, конечно, учёные и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с учёным званием».

Источник: Действие первое, явление 1

Подробная характеристика городничего.

Земляника

Земляника, будучи большим сплетником, доносит на Хлопова Хлестакову, называя смотрителя училищ опасным вольнодумцем, прививающим молодёжи излишне смелые взгляды на жизнь.

«Вот и смотритель здешнего училища… Я не знаю, как могло начальство поверить ему такую должность: он хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно».

Источник: Действие четвёртое, явление 5

Земляника, так же, как и другие жители города, считает Хлопова представителем интеллигенции, просветителем подрастающего поколения.

«Так уж лучше Луке Лукичу, как просветителю юношества».

Источник: Действие четвёртое, явление 1

Подробная характеристика Земляники (Ревизор).

Популярные сочинения

Давайте поговорим о годах, которые проходят, пока мы учимся в школе. Это время, которое было есть или будет в жизни каждого человека. И это одно из самых важных, самых счастливых и самых запоминающихся периодов в жизни каждого из нас.

Произведение о вымышленном солдате было написано в годы Великой Отечественной войны. К этому «приложила руку» редколлегия ленинградской газеты «На страже Родины», в состав которой входил и сам Твардовски

Каждый человек на нашей планете, независимо от того, является ли он художником-пейзажистом, поэтом или простым неизвестным жителем, очень ценит любой источник воды.

Биография

Лука Лукич Хлопов занимает пост смотрителя училищ в одном из российских уездных городов. За годы службы он дослужился до чина титулярного советника. Это значит, что герой, скорее всего, является человеком незнатным и малоимущим, которому удалось выслужиться, выходец из разночинцев.

На службе Хлопов демонстрирует полную несостоятельность в качестве начальника, в обязанности которого входит контроль образовательного процесса. Излишне мягкий и робкий, он не в состоянии принимать важные решения, обеспечивать дисциплину и должный уровень образования.

Читайте также:
Стихи про лису короткие четверостишия для детей, красивые стихотворения

Лука Лукич — женатый человек, который и в семье в силу своего характера находится на вторых ролях. Однако жизнь с властной и деятельной супругой его вполне устраивает.

Отношение к службе

Хлопов старается так исполнять свои обязанности, чтобы не вызывать нареканий начальства, но это ему не удаётся, так как он безвольный человек и не умеет руководить и призывать к порядку учителей, которые плохо себя ведут.

В училище один из учителей сопровождал своё преподавание гримасами, а учитель истории так горячился, рассказывая об Александре Македонском, что от избытка чувств ломал стулья. Городничий говорит Хлопову, чтобы он внушил учителям, чтобы вели себя приличнее. Лука Лукич оправдывается перед городничим, что делал им много раз замечания, но они продолжают вести себя по-прежнему. То есть, смотритель училищ не пользуется у учителей авторитетом, они не выполняют его рекомендации.

Образ Хлопова

Лука Лукич Хлопов — самый тихий, робкий и скромный из всей плеяды провинциальных чиновников, описанных в комедии «Ревизор». На первый взгляд может показаться, что это положительный персонаж, однако мягкость и робость Хлопова обусловлена не его природной добротой и высокими нравственными качествами, а исключительно душевной слабостью и трусостью.

С детства Хлопов воспитывался родителями в страхе перед всеми, кто занимает более высокое положение, нежели он сам. При общении с начальством или с более высокими чинами Лука Лукич робеет настолько, что мысли и слова его начинают путаться и он не в состоянии адекватно реагировать на происходящее.

Хлопов явно не соответствует занимаемой должности. Это безвольный, трусливый человек, не способный принимать волевые решения и следить за порядком в учебных заведениях. Кроме того, он явно остерегается действительно умных людей, и под его руководством работают невежественные, безграмотные, равнодушные к учебному процессу преподаватели. Именно с такими людьми Хлопов чувствует себя комфортнее всего.

В любом обществе Лука Лукич стремится не привлекать к себе всеобщего внимания. Он всячески принижает себя, пытается всем услужить, руководствуясь жизненным принципом — «не случилось бы чего».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Ревизор»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Ревизор»

для самых компанейских —

Главные герои «Ревизор»

для самых занятых —

Читательский дневник «Ревизор»

для самых крутых —

Читать «Ревизор» полностью

Отношение к работе

Смотритель училищ совершенно не умеет управлять людьми. Во всех учебных заведениях, находящихся под его директивой, происходит хаос. Студенты, выпускающиеся из училищ города N, не обладают необходимыми знаниями. Они прослыли в народе неучами.

Тихий и запуганный смотритель попросту не может воспитать кого-то другого. Это становится причиной для осуждения со стороны других городских власть имущих людей. Они прямо говорят, что под руководством Хлопова трудятся безграмотные и необразованные учителя, выпускаются туповатые студенты, формирующие некультурное юношество. Подопечных смотрителя сравнивают с руководителем, их называют:

О безвольности и забитости героя также говорит его поведение после приезда ревизора-обманщика. Будучи человеком «образованным», Лука Лукич легко попадается на удочку мошенника. Понимая, что от проверяющего зависит дальнейшая судьба занимаемой им должности, он начинает нервничать. Во время беседы чиновник роняет сигарету, которую не может от волнения подкурить с нужной стороны. После этого дает мошеннику взятку.

Коллеги управленца также не понимают, как Хлопову удалось занять высокий руководящий пост. Они постоянно сравнивают героя с якобинцем, высмеивают его поведение. Титулярный советник и сам не прочь унизить себя. Вполне логично, что другие чиновники будут смеяться над руководителем, не умеющим нести ответственность за студентов.

Вызывающий сначала жалость персонаж постепенно становится неприятен читателям, поскольку он не пытается предпринять что-либо для изменения своего положения.

Вывод

В комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя Лука Лукич Хлопов является второстепенным персонажем и в силу природной робости не привлекает к себе особого внимания. Однако именно в его трусости, безволии, некомпетентности, чинопочитании и кроется большая опасность — чиновники с подобными качествами зачастую наносили вреда больше, чем более активные и деятельные их коллеги.

В этом и заключается основная роль героя в произведении. Характеристика Хлопова с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку литературы, написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Популярные сегодня темы

Когда мы видим преподавателя, который разрешает не делать домашнюю работу или не спрашивает в классе, то говорим: какой добрый учитель. Когда видим педагога, который заставляет много учиться, то говорим о злом педагоге.

Больше всего на свете Некрасов любил охотиться. И вот во время одной из них ему в голову и пришла мысль создать поэму «Коробейники». И частенько вместе с ним охотились крестьяне

Рождаясь, человек проходит этапы физического, умственного, духовного развития. Развитие идет очень бурными темпами. Развитие идет в ногу с взрослением, становлением более умным, физическим и духовным развитием

У каждого автора имеется большое количество произведений, которые помогают не только задумываться, но и порой менять что-то в своей жизни в другую сторону.

Рассматривая картину художника Н.П.Крымова «Зимний вечер» можно не только насладиться зимней природой, но и почувствовать, как мороз щиплет за нос, и щеки горят от холода.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: