Литература – предмет, задачи, изучение, понятие, определения

Литература как учебный предмет.
методическая разработка по литературе ( класс) на тему

Представлены особенности литературы на современном этапе.

Скачать:

Вложение Размер
literatura_kak_uchebnyy_predmet.rar 18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Литература как учебный предмет в современных условиях. Современные подходы к преподаванию литературы в средней школе.

Литература в современной школе является одним из ведущих гуманитарных предметов и содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина и патриота своей Родины.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателем.

Художественная картина жизни, нарисованная в произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только эмоционально, но и рационально. Литературу не случайно называют « учебником жизни». Литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять

библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Сущность литературы как учебного предмета – это формирование, воспитание читателя, направление его деятельности и развития.
Этот учебный предмет имеет сложное строение: он включает в себя определённый круг произведений художественной литературы, научные статьи о ней, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы как классической, так и современной.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений; знакомство с биографией и творчеством писателя; литературный процесс и историко-культурные сведения, необходимые для понимания включённых в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.
Современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием. Появились школы и классы с углубленным изучением литературы, гимназии и лицеи гуманитарной направленности. Это потребовало разработки новых подходов к определению содержания образования и планируемых результатов, в основе которых лежат 1) личностные универсальные учебные действия, 2) регулятивные универсальные учебные действия, 3) коммуникативные универсальные учебные действия, 4)познавательные универсальные учебные действия по предметам филологического цикла вообще и по литературе в частности.
В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления. Нередко встречается разумное взаимодействие позиций. Но всех волнует опасность отчуждения молодежи от художественных достижений, потеря интереса к сознательному чтению.
Первостепенным является внимание к чтению, к его углублению в процессе анализа художественных произведений, к целостному изучению литературы, включающему индивидуальность художника слова, поэтику, литературные оценки, «движение» произведения во времени.
Поэтому главными проблемами современной методической науки являются
− проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира;
− взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы;
− углубление связей между восприятием произведения, интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся;
− проблема изучения литературного развития учащихся;
− историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные;
− формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности;
− поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.
Поскольку проблема чтения, формирования читателя, духовного мира продолжает быть самой актуальной проблемой, в методической науке предпочтение отдается приемам работы, обеспечивающим целостность восприятия художественного текста, глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование. Чтобы активизировать учебный процесс, необходимо привлечение разнообразных средств обучения: демонстрационные пособия в различных вариантах (настенном или индивидуально-раздаточном), экранно-звуковые пособия, настенные таблицы (термины и понятия по литературоведению), портреты писателей, современный урок по литературе должен быть также оснащен компьютерными средствами обучения. Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать как личностные, так и предметные и метапредметные результаты изучения литературы и ориентируются на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу.

Задачи литературоведения

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение понятий «литературоведение» и «литература»

Литературоведение – это одна из основных частей филологии, науки, изучающей культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Второй составной частью филологии является лингвистика.

Под литературоведением понимается набор дисциплин, которые связаны с изучением литературы. Литературовед – это ученый, занимающийся вопросами в области литературы, который имеет определенные литературоведческие знания и навыки.

Понятие «литературоведение» впервые появилось в Германии в середине XIX века, однако в России это понятие было введено намного позже, примерно в 20-х годах XX века. В англоязычных странах этот термин и вовсе отсутствует, там он заменен на термин «литературная критика».

В свою очередь достаточно сложно определить границы понятия «литература», они всегда будут условны. Обыватель под понятием литература понимает, например, оды М. Ю. Лермонтова, романы Л. Н. Толстого, поэмы А.С. Пушкина. В разные исторические эпохи и в разных странах понятие «литература» интерпретировалось по-разному. Учитывая все эти особенности, философ Цветан Тодоров пришел к выводу, что понятие литература является ни чем иным, как устойчивым мифом, который не имеет реальных оснований. С подобным мнением многие ученые отчасти соглашаются. Действительно определить границы понятия «литература» не так просто. Следует начать с того, что в переводе с латинского языка «литература» переводится как «буквеность», то есть под литературой можно понимать не просто художественный текст, а именно написанный текст. Таким образом можно сделать вывод, что литературоведение должно заниматься изучением текста, который адресован именно читателю, а не слушателю.

Однако не следует сводить на нет роль неписьменных форм словесного искусства. В последнее время интерес к этим формам неуклонно возрастает.

Готовые работы на аналогичную тему

Цели и задачи литературоведения

Несмотря на различия в терминологии, цели и задачи науки о литературе являются одинаковыми. Наиболее значимая цель литературоведения состоит в том, чтобы выработать механизмы правильного понимания текста. Задача литературоведа в данном случае состоит в том, чтобы наладить связь с литературным произведением и сделать эту связь понятной и интересной для читателя. Иными словами, задача специалиста заключается в том, то бы обнаружить в тексте произведения то, что не профессионал не сможет увидеть, некое необычное, спрятанное внутри текста явление.

Литературоведение по своей сути не является схоластической дисциплиной. Она не дает только набор данных относительно литературы и не предлагает лишь стандарты анализа литературного произведения. Одной из главных задач литературоведения является помощь читающему человеку наилучшим образом понять и прочувствовать глубинный смысл и эстетику художественного текста.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что еще одной целью литературоведения является воспитание квалифицированного читателя, способного адекватно интерпретировать художественный текст.

Разделы литературоведения, связанные с интерпретацией текста, являются основными литературоведческими дисциплинами, к ним относятся:

  • история литературы
  • теория литературы
  • литературная критика

Задачи истории литературы

Основными задачами истории литературы являются:

  1. Изучение связи литературы и действительности (например, какие социальные и философские проблемы породили написание определенных литерных произведений)
  2. Выстраивание хронологии литерного процесса (решение этой задачи заключается не только в описание развития литературы в разные эпохи в разных странах, но и дает сведения, которые позволяют исследователю сделать выводы относительно общих и различных тенденций в литературах разных стран в разные эпохи)
  3. Исследование хронологии жизни и творчества писателей (в качестве одного из вариантов решения этой задачи можно назвать актуальное на сегодняшний день издание многотомных словарей, которые содержат материалы о жизни и творчестве большинства русских писателей определенного периода).

Задачи теории литературы

Такая дисциплина как теория литературы ставит перед собой задачи по изучению построения и функционирования художественного текста. Теория литературы отвечает на вопросы возникновения художественной литературы, ее места среди других форм деятельности человека, изучает внутренние законы, по которым существует и функционирует литературное произведение.

Теория литературы имеет два направления:

  • поэтику
  • риторику

Поэтика в свою очередь подразделяется на:

  • общую поэтику
  • историческую поэтику

Задачи литературной критики

Критика как отдельная отрасль литературоведения признается не во всех странах. Например, в англоязычных странах под критикой понимают то же самое, что литературоведение, однако в Германии и в России между этими понятиями нельзя поставить знак равенства, даже несмотря на то, что критик и литературовед может быть одним и тем же лицом.

В общем под критикой понимается оценочная статья о литературе в целом, литературном направлении или литературном произведении.

Отличием критики от литературоведения так же является и то, что первая является более публицистичной, ориентированной на актуальные темы, работает в основном с новыми литературными произведениями.

Выводы

Сегодня современное литературоведение ставит перед собой ряд актуальных исследовательских задач:

  • Во-первых, литературоведение, ставит перед собой задачу определить сущность и предназначение художественной литературы и литературного творчества в целом.
  • Во-вторых, в задачи литературоведения входят выполнение диахронического и синхронического описания развития процессов в литературе.
  • В-третьих, литературоведение занимается вычленением критериев оценки литературных произведений.

Кроме того, литературоведение помогает в совершенствовании писательского мастерства и знакомит с набором основных художественных приемов.

Помимо этого, литературоведение определяет читательские вкусы, контролирует процесс изменения читательских интересов и изучает восприятие художественного текста читателем.

Литературоведение как наука. Цели, задачи изучения, структура курса. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитайте 2 главу Евангелия от Матфея и 2 главу Евангелия от Луки.

Литературоведение – наука, изучающая специфику, генезис и развитие словесно-художественного творчества.Предмет литературоведения – это литература и литературные явления. Основные литературоведческие дисциплины и вспомогательные. К основным относят теорию литературы, историю литературы и литературную критику. История литературы изучает литературу как процесс, её прошлое. Литературная критиказанимается сегодняшним состоянием литературы. Отдельные образцы литературоведческого анализа остаются образцами на протяжении долгого времени. Теория литературы изучает понятийный аппарат, сущность литературных явлений, структурные элементы художественного произведения и закономерности литературного процесса. Поэтика – составная часть теории литературы, наука о системе поэтических средств, о формах свлоесно-образного выражения. Все дисциплины между собой связаны. Теория литературы – это база для других. Теория литературы решает 2 задачи: определяет философские основы литературоведения в целом, методологию и методы исследования литературных явлений. 2 задача: внутри теории литературы вырабатывается язык с его категориально-терминологическим аппаратом.

Вспомогательные дисциплины: Библиография – информация о художественной литературе и трудах по литературоведению. Источниковедение– источники истории и теории литературы.Текстология – установка точного текста литературных памятников и исторических документов для их научного издания. Археография – памятники письменности.Палеография – памятники древней письменности с целью их прочтения и определения времени и места создания

Три учения, лежащие в основе литературоведческой науки: учение о литературном творчестве, учение о литературном произведении, учение о литературном процессе.

Теория литературы взаимодействует с лингвистикой, философией, эстетикой, психологией (психология не только творчества, но и восприятия).

Действительность => художник => оценка.

2.Искусство – образное воспроизведение действительности. Н.Г.Чернышевский о соотношении искусства с действительностью.

Искусство зародилось в глубокой древности, в каменном веке. Для первобытного человека первоначальные формы художественной деятельности – создание мифов, песен, танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела – имели огромное значение, так как способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, их отличие от животных, т. е. служили великому историческому делу очеловечения человека.

Искусство, одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к Искусству относят группу разновидностей человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу и т. п., Они являются специфическими – художественно-образными – формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово “Искусство” относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле.

В своей диссертации Чернышевский: сначала он разбирает господствующие идеалистические представления о цели и предмете искусства, а именно понятия о прекрасном. Затем он провозглашает свой тезис «прекрасное есть жизнь». Провозглашая данный тезис Ч. Брал жизнь во всей безграничности её проявлений, в значении радости бытия (лучше быть, чем не быть). Он трактовал жизнь в её социально-классовых проявлениях. Ч. Говорил, что имеются различные представления о красоте у крестьян и у господ. Например красота сельской девушки и светской барышни. Он выдвинул классовый принцип понимания проблемы прекрасного. Так же Ч. Указал, что не следует ограничить сферу искусства одним прекрасным, «общеинтересное в жизни – вот содержание искусства». Кроме задачи воспроизведения действительности, искусство имеет назначение давать объяснение жизни, быть учебником жизни. Таково внутреннее свойство самого искусства. Цель искусства по Ч. Заключается в воспроизведении действительности, в объяснении её и в приговоре над ней. Некоторые критики считают, что Ч. Возвращается к идеям Беллинского. Особое место в его диссертации имеет место тезис о приговоре над жизнью. Но в дессер-ии Ч. Есть и упрощения. Он утверждал: искусство вторично, а действительность первична(«выше искусства»). Однако, сопоставление образов искусства с живыми предметами Ч. Проводит не в том плане, что искусство соотносится с жизнью, как «вторая действительность». Ч. Признаёт за искусством только право средства информации, комментария, «суррогата действительности». Даже выражение «учебник жизни» имеет узкий смысл – справочник жизни, сокращённое её изложение. Ч.полагал, что хотя суждении о действительности и входит в намерение писателя, он всё же не поднимается до обобщений учёного, а произведение искусства до научного сочинения. По мнению Ч. Разница только в том, что история, например, говорит о жизни человечества и жизни общества, а искусство об индивидуальной жизни человечества. Ч. Указывал в своей диссертации на то, что искусство может легко восполнить неполноту картины действительности, и оно имеет в этом смысле превосходство перед действительностью. Но всё же Ч. Не считал эти возможности искусства существенными и тут же ограничивал их значение (пейзаж – лишь рамка, аксессуар). Воображение писателя только украшает, придумывает новые комбинации, разнообразит сочетания тех элементов, которые предоставляет ему дейст-ть.

3.Специфика искусства: его предмет и содержание, формы отражения. Отличие искусства от науки.

Художественное творчество существует, чтобы удовлетворять потребность людей к прекрасному. Для чего предназначено искусство? Объяснить необъяснимое. Искусство – это форма духовного освоения действительности. Для того чтобы можно было творчески преобразовывать этот мир.

Поскольку искусство – это освоение мира с точки зрения человека. Оно создано для того, чтобы человек мог упорядочить свои отношения с миром. Космос – это мироздание, где всё создано по законам, порядку. А хаос – это полный беспорядок. Человек, благодаря искусству, может воспринимать мир либо как космос, либо как хаос. Изображая мир как хаос, герой тоскует о космосе. Содержанием искусства – вся жизнь человека, всё, что его окружает, мир как эстетическая ценность; освоение ценностного бытия человека. Предмет искусства – человек. Форма отражения в искусстве – это художественный образ. В науке обобщение опыта происходит с помощью понятий и рассуждений ценою абстрагирования. В науке движение от частного к общему. Художник воспроизводит жизнь в форме самой жизни, наглядно, предметно, образно, обращаясь к воображению и к чувству читателя, зрителя, слушателя. В искусстве обобщение опыта происходит путём конкретизации. Художественный образ всегда обобщает, но с конкретных позиций, путём индивидуализации и конкретизации.

Искусство и наука: общее: 1.Являются знаковыми системами познания человеком природы и самого себя, для этого используют эксперименты, анализ и синтез.2.И.и Н.-два великих двигателя культуры, до эпохи Возрождения они были слиты в единое целое.3.В основании – философские представления о природе Вселенной и человека. 4.Объективно отражают реальность, познают существенные стороны бытия. Отличия: 1.В отличие от науки, И.не ставит себе целью давать специальную информацию о частных областях общественной практики и выявлять их физические и др. закономерности. 2.Искусство эстетически осваивает действительность, наука теоретически-прикладными методами. 3.Искусство оказывает большое влияние на психологию. Наука – на материальный мир. 4.Искусству свойственен субъективизм: автор вкладывает в творение собственное «я». Наука же добивается объективности. 5.В искусстве всегда есть место интуитивности и непосредственности. Научный метод строго рационален. 6. Каждое произведение искусства – единично и закончено. Каждое научное открытие – звено в цепи предшественников и последвателей.

Литература – предмет, задачи, изучение, понятие, определения

Лекция 1. Литературоведение как филологическая наука. Его структура. Вспомогательные и смежные относительно литературоведения науки.

Литературоведение – филологическая наука о сущности, происхождении и развитии художественной словесности как вида искусства. Литературоведение – это наука о художественной литературе. Литература как предмет изучения литературоведения обусловливает ряд методологических проблем, которыми занимается наука о литературе: понимание специфической природы, генезиса, закономерностей исторического развития и общественного значения художественной словесности как вида искусства. Художественное произведение может изучаться имманентно (без привлечения каких-либо контекстов), а также в различных контекстах (лингвистическом, социологическом, историческом, психологическом и т.д.), что порождает разнообразие применяемых методик анализа.

Поскольку предметом изучения литературоведения является художественная литература, и в целом, художественная словесность, необходимо разобраться в понятиях «литература», «текст», «произведение», определивших своеобразие принципов собирания, изучения, классификации материала, а так же методов его изучения.

В переводе с латинского литература означает « буквенность », то есть литература у каждого народа возникала тогда, когда он овладевал письменностью, создавал или заимствовал систему знаков для записи отдельных высказываний или целых произведений. Литература или словесность входит в состав словесной или языковой деятельности человека. Отсюда следует, что литературоведение близко примыкает к лингвистике. Многие проблемы могут быть отнесены как к лингвистике, так и к литературоведению. Однако существуют и специальные вопросы, которые изучаются литературоведением. В практической сфере язык является для нас средством общения и сообщения. В устной речи выражения творятся в процессе произнесения и исчезают после того, как достигли слушателя. Практическая речь, ее характер и форма определяются обстоятельствами, взаимоотношениями и интересами говорящих, степенью их понимания. Практическая речь неповторима, поскольку неповторимы обстоятельства, сам разговор. Однако существуют изречения, пословицы, поговорки, которые сохраняются и повторяются в нашей речи, не теряя своего первоначального значения. Они имеют фиксированную форму, представляя собой сохраняемые словесные конструкции, закрепленную форму, словесную ткань, систему выражений, – иными словами текст. Если текст закреплен в письменной или печатной форме, мы имеем дело с письменной литературой. Но возможна и изустная передача текста, его запоминание, тогда мы получаем устную литературу, то есть фольклор. Таким образом, основными свойствами литературного произведения являются независимость от случайных бытовых условий произнесения речи и закрепленная неизменная форма текста.

Художественная литература – это множество литературных произведений, каждое из которых представляет собой самостоятельное целое. Литературное произведение существует как завершенный текст, написанный на том или ином языке, и является результатом творчества писателя или поэта. Обычно произведение имеет заглавие, а в лирических произведениях его функцию иногда выполняет первая строка. Заглавие – своего рода минитекст , приглашающий к чтению, в котором уже содержится предварительное общее представление о произведении. В состав заглавия входит и имя (псевдоним) автора. Нередко писатели используют псевдонимы не только, чтобы скрыть свое имя, но и из-за желания подчеркнуть какую-то сторону своего творчества, наделяя псевдоним выразительной семантикой. Тогда он становится органичной частью художественного текста и для читателя и для автора. Например, Козьма Прутков (коллективный псевдоним А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых) , Максим Горький ( А.М.Пешков ), Саша Черный ( А.М.Гликберг ), Демьян Бедный ( Е.Д.Придворов ), Андрей Белый ( Б.Н.Бугаев ).

Итак, произведение существует как отдельный текст, имеющий границы, заключенный в рамку: начало (заглавие) и конец. Текст воспринимается в линейной последовательности знаков, рамочные компоненты отделяют его от всех остальных текстов. Но у художественного произведения есть и другая рамка. Как единица художественной литературы произведение функционирует как эстетический объект. Чтение текста порождает в сознании читателя образы, представления предметов в их целостности. Именно к этому стремится писатель, создавая произведение, – он превращает слова и фразы в образы. Если это удается автору, то за текстом, за словесной тканью, перед читателем возникает художественный мир произведения (условный, образный), в котором создается новая действительность по законам красоты и гармонии. Произведение, таким образом, имеет двойную рамку: оно существует как условный мир, творимый автором, и отделенный от реальной действительности условностью, и как текст, отграниченный от других текстов.

В общих чертах мы уже можем представить себе, насколько сложен предмет изучения литературоведения – художественная литература – и насколько сложна сама наука о ней.

Литературоведение состоит из трех основных разделов, научных дисциплин: история литературы, теория литературы и литературная критика. Они отличаются друг от друга подходом к изучаемым явлениям художественной литературы.

История литературы – это наука, занимающаяся исследованием процесса возникновения и развития художественной литературы. Историк литературы изучает памятники фольклора, т.е. устного народного творчества, изучает творчество писателей в хронологической последовательности, чтобы постичь процесс развития литературы одного, нескольких народов, всей мировой литературы.

Творчество писателя – это совокупность всех созданных им литературных произведений, и историк литературы исследует не только творчество писателя в целом, но и каждое созданное им произведение, а также циклы произведений разных жанров. Кроме того, он занимается изучением процессов взаимосвязей, взаимовлияний ряда национальных литератур. Его интересует литературное произведение как неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в ряду других явлений. Изучая отдельные стороны произведения, он стремится раскрыть его как целостность. Освещая произведение исторически, историк литературы тем самым устанавливает связи между литературными явлениями и определяет их значение в эволюции литературы. В поле зрения историка попадают группировки литературных школ и стилей, их смена, значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и произведений. История литературы является отраслью общей истории культуры.

Теория литературы – дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, о закономерностях литературного процесса.

Теория литературы подвергает литературные явления обобщению, то есть рассматривает их не в своей индивидуальности, а как результат применения общих законов построения литературных произведений. Каждое произведение сознательно разлагается на его составные части, различаются приемы его построения. Каждый прием изучается с точки зрения его художественной целесообразности, то есть анализируется, зачем применяется данный прием и какой художественный эффект им достигается.

Таким образом, теория литературы – это наука, исследующая 4 круга проблем:

1. она выявляет специфические свойства художественной литературы как словесного вида искусства, занимается сопоставлением художественной литературы с другими видами искусства;

2. исследует закономерности литературного процесса, становления и развития методов и направлений, систем литературных жанров, законы литературного развития;

3.теория литературы определяет связи художественной литературы с жизнью общества, проблемы народности, национального и интернационального, проблемы соотношения мировоззрения и метода писателя и др.;

4.теоретики литературы определяют приемы и принципы научного изучения произведений.

Литературная критика-это наука, обращенная к современному литературному процессу. Слово «критика» происходит от греческого « критикос » – «судящий».

Литературный критик интерпретирует, то есть анализирует, изучает только что вышедшее литературное произведение, дает ему оценку, определяет его место и значение как в творчестве писателя, так и в литературном процессе его народа, и в современном литературном процессе. Литературный критик влияет на судьбу литературного произведения, на формирование эстетических вкусов читателей, но для этого он сам должен быть высоко эрудированным в области истории и теории литератур разных народов, обладать эстетическим чутьем, отличаться гражданским мужеством.

Все три основные научные дисциплины, составляющие литературоведение, тесно связаны между собой. Историк литературы пользуется приемами анализа, разработанными теоретиками. Теоретики литературы делают свои выводы, обобщения на основе глубокого изучения национальной литературы.

Для литературного критика необходимо знание истории и теории литературы.

II . Вспомогательные науки – ряд научных дисциплин, помогающих литературоведу в его научной работе, в экономии времени, облегчении поиска необходимой литературы. К вспомогательным наукам относятся: библиография литературоведения, историография литературоведения, текстология с атрибуцией , палеография ( от лат. «древний»).

1) Библиография (от греч .« библио » – книга, «графо» – «пишу», то есть «описание книг») занимается систематизацией, упорядочением художественной и литературоведческой литературы. С этой целью в библиотеках создаются каталоги, алфавитные и систематические, публикуются библиографические справочники, указатели, «летописи» журнальных и газетных статей, в которых сообщаются фамилии авторов, названия вышедших за последнюю неделю книг и статей в центральных и местных издательствах по разным отраслям знаний, в том числе и по филологическим наукам.

В библиографических справочниках и указателях, которые издаются в виде книг, есть сведения о типах изданий произведений писателя.

Известны издания двух типов: массовые и научные. Массовые издания предназначены для широкого круга читателей, содержат только художественный текст и иногда небольшую вступительную статью.

Научный тип издания осуществляется московским и ленинградским издательством «Наука». Это издательство рассчитано на узкий круг специалистов, печатается небольшим тиражом. При подготовке научного издания художественный те кст тщ ательно сверяется с рукописью автора, кроме того, публикуются, наряду с основным, каноническим (не подверженным изменениям) текстом, отвергнутые автором варианты произведения. Это издание обычно сопровождается подробными комментариями, примечаниями, сведениями по истории печатного текста и снабжается большой основательной статьей о произведении писателя и его творчестве в целом.

В библиографических справочниках в алфавитном и хронологическом порядке указана основная научная литература как о творчестве писателя в целом, так и об его отдельном произведении. Библиографические справочники издаются редко (1 раз в 15-20 лет), поэтому источниками информации о вновь вышедших произведениях и научной литературе становятся «Летописи журнальных статей и рецензий», которые выходят раз в месяц, газета «Книжное обозрение».

II . Историография литературоведения – это история литературоведения и его основных разделов, т.е. история теории литературы, история истории литературы, история литературной критики.

В каждой серьезной научной работе обязательно содержится историографическое введение. В нем исследователь кратко характеризует основные работы своих предшественников по избранной теме и таким образом обосновывает новизну, важность своей работы, определяет её задачи.

Текстология – это наука о художественном тексте, о выявлении подлинного, канонического текста, наиболее соответствующего воле автора. Текстологи освобождают текст от искажений, опечаток, цензурных сокращений и восстанавливают подлинный текст. Работа текстологов незаменима при подготовке текста и печати. К текстологии примыкает наука атрибуция.

Атрибуция – это наука по определению автора анонимных и псевдонимных произведений (Вольтер – Фатима; Аврора Дюдеван – Жорж Санд).

Палеография – это наука о древних рукописях. Она чем-то похожа на текстологию, но палеограф имеет дело с рукописными текстами, в которых многое изменялось самими переписчиками. Палеографы освобождают такие тексты от искажений переписчиков.

Смежными относительно литературоведения науками называют совершенно самостоятельные науки, имеющие свои задачи, но соприкасающиеся с литературоведением.

Во-первых, значительную группу смежных наук образуют науки лингвистические – это история языка, морфология, семантика, синтаксис, лексика, диалектология и т.д. Смежными они являются потому, что объектом их изучения является словесность.

Во-вторых, художественная литература – это вид искусства, поэтому наука о литературе может соприкасаться с науками о других видах искусств, т.е. теорией и историей живописи, с художественной критикой, историей и теорией музыки, музыкальной критикой, историей театра, историей искусства кино – всё это необходимо и очень важно для литературоведа. Кроме того, литературовед должен быть знаком с данными науки эстетики. Эстетика – наука об общих законах развития искусств. Эстетика изучает формы проявления эстетического, чувственно воспринимаемого в разных сферах жизни, в том числе и в литературе.

Художественная литература – это такой вид искусства, который тесно связан с процессами и явлениями общественной жизни. Поэтому наука о художественной литературе непосредственно связана с науками об обществе: с историей народа, на языке которого написано произведение, этнографией (наукой об обычаях и нравах народа), философией – наукой о наиболее общих законах общества и природы, социологией искусства, политэкономией. Литературоведам необходимы сведения по генетике (наука о наследственности), психологии.

В последние десятилетия всё большее применение в литературоведении находят точные методы анализа литературных явлений (математический, аналитический методы), с помощью машин возможно выполнение ряда основных и вспомогательных литературоведческих задач. С помощью ЭВМ проводится анализ повторяющихся явлений в стихотворных произведениях и произведениях устного народного творчества. С помощью ЭВМ ускоряется во много раз работа по составлению библиографических справочников, указателей, осуществляются социологические исследования популярности литературных произведений, решаются также некоторые текстологические задачи.

Николаев А. И. Основы литературоведения

Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011

Основные и вспомогательные дисциплины литературоведения

Основные и вспомогательные дисциплины литературоведения

Основные литературоведческие дисциплины

1. История литературы решает несколько основных задач. Во-первых, она изучает связи литературы с жизненной реальностью. Скажем, когда мы говорим о том, какие социальные и философские проблемы вызвали к жизни «Горе от ума» А. С. Грибоедова или «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, мы оказываемся в лоне историко-литературного подхода. Во-вторых, история литературы выстраивает хронологию литературного процесса. Например , фундаментальная «История всемирной литературы» [1] – плод совместного труда многих выдающихся филологов – не просто описывает, как развивалась литература в разные эпохи в разных странах, но и предлагает сравнительные таблицы, позволяющие филологу наглядно увидеть общие и различные тенденции в мировых литературах разных эпох. В-третьих, история литературы исследует хронологию жизни и творчества отдельных авторов. Например, к историко-литературному типу изданий можно отнести выходящий сейчас (к настоящему моменту вышел пятый том) многотомный словарь «Русские писатели. 1800 – 1917», содержащий огромный фактический материал о жизни и творчестве большинства русских писателей ХIХ – начала ХХ веков.

Любое филологическое исследование так или иначе затрагивает сферу истории литературы.

2. Теория литературы призвана решать совершенно иные задачи. Важнейшим вопросом, определяющим сферу интересов теории литературы, является следующий: в чем особенности художественного текста, отличающие его от всех других текстов? Другими словами, теория литературы изучает законы построения и функционирования художественного текста. Теорию литературы интересует проблема возникновения художественной литературы, ее место среди других форм деятельности человека, а главное – внутренние законы, по которым живет художественное произведение. Изучение этих законов составляет сферу поэтики – основной части теории литературы. Различают общую поэтику (науку о наиболее общих законах построения текстов), частные поэтики (изучаются художественные особенности текстов автора или группы авторов, либо анализируются частные формы организации литературного произведения, например, стих), историческую поэтику (науку о происхождении и развитии отдельных форм и приемов словесного искусства). Кроме того, к сфере теории литературы порой не без основания относят риторику – науку о красноречии, хотя чаще (во всяком случае, в русской традиции) риторика рассматривается как самостоятельная дисциплина.

Конечно, никакой строгой границы между видами поэтик не существует, деление это довольно условно. Не существует строгой границы и между теорией и историей литературы. Например, если мы говорим: «Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» писался в основном в 20-е годы ХIХ века», – то в этой фразе «роман в стихах» явно относится к теории (так как мы говорим о жанре), а вторая часть фразы – к истории литературы.

В то же время отсутствие четких границ не означает, что этих границ вовсе не существует. Есть множество изданий и исследований, имеющих либо выраженную теоретическую направленность (например, теория жанров), либо историко-литературную (например, биографические словари). Разумеется, серьезный филолог должен быть в равной степени подготовлен и историко-литературно, и теоретически.

3. Литературная критика признается частью литературоведения далеко не всеми. Как уже говорилось, во многих традициях, прежде всего в англоязычной, слова «критика» и «наука о литературе» синонимичны, причем термин «критика» доминирует. С другой стороны, в Германии эти слова означают совершенно разное и отчасти противопоставлены друг другу. Там «критика» – это лишь оценочные статьи о современной литературе. В русской традиции «критика» и «литературоведение» также зачастую противопоставляются друг другу, хотя границы менее определенны. Проблема в том, что «критик» и «литературовед» могут оказаться одним и тем же человеком, поэтому в России критика часто сливается с литературоведческим анализом, во всяком случае, опирается на него. В целом критика более публицистична, более ориентирована на злободневные темы; литературоведение, напротив, более академично, более сосредоточено на эстетических категориях. Как правило, литературоведение занимается текстами, уже завоевавшими признание, в то время как сфера критики – новейшая литература. Разумеется, не так уж важно, будем ли мы считать критику частью литературоведения или отдельной дисциплиной, хотя в реальности это сказывается на характере литературного образования. Скажем, в России филологи не только активно используют достижения критиков, но даже изучают специальный курс «История критики», тем самым признавая родство двух этих сфер. Более далекие сферы, связанные со словесной культурой, например, журналистика, фактически оказываются за пределами стандартов филологического образования.

И все-таки, повторимся, вопрос о месте литературной критики в структуре литературоведения (или, напротив, за ее пределами) отчасти носит схоластический характер, т. е. мы ведем спор ради спора. Важнее понимать, что пути подхода к литературным текстам могут сильно различаться, в этом нет ничего страшного. Эти подходы кардинально различаются и внутри «классического» литературоведения.

Итак, основными дисциплинами литературоведения можно считать историю литературы, теорию литературы и (с известными оговорками) литературную критику.

Вспомогательные дисциплины литературоведения

Вспомогательными дисциплинами литературоведения называются те, которые напрямую не направлены на интерпретацию текста, однако помогают в этом. В других случаях анализ проводится, но имеет прикладной характер (например, нужно разобраться с черновиками писателя). Вспомогательными дисциплинами для филолога могут стать самые разные: математика (если мы решим провести статистический анализ элементов текста), история (без знания которой вообще невозможен историко-литературный анализ) и так далее.

По сложившейся методической традиции принято говорить о трех вспомогательных дисциплинах литературоведения, наиболее часто выделяемых в учебниках: библиографии, историографии, текстологии.

1. Библиография – наука об изданиях. Современное литературоведение без библиографии не только беспомощно, но и просто немыслимо. Любое исследование начинается с того, что изучается библиография – накопленный материал по данной проблеме. Кроме опытных библиографов, способных дать нужные консультации, современному филологу помогают многочисленные справочники, а также Интернет.

2. Историография. Студенты по неопытности порой путают ее с историей литературы, хотя это совершенно разные дисциплины. Историография описывает не историю литературы, а историю изучения литературы (если мы говорим о литературоведческой историографии). В частных исследованиях историографическую часть иногда называют «история вопроса». Кроме того, историография занимается историей создания и публикаций того или иного текста. Серьезные историографические работы позволяют увидеть логику развития научной мысли, не говоря уже о том, что экономят время и силы исследователя.

3. Текстология – это общее название для всех дисциплин, исследующих текст в прикладных целях. Текстолог исследует формы и способы письма в разные эпохи; анализирует особенности почерка (это особенно актуально, если нужно определить авторство текста); сравнивает различные редакции текста, выбирая так называемый канонический вариант, т. е. тот, который потом будет признан основным для изданий и переизданий; проводит тщательную и всестороннюю экспертизу текста с целью установления авторства или с целью доказательства подделки. В последние годы текстологический анализ все ближе сходится с собственно литературоведческим, поэтому не удивительно, что текстология все чаще называется не вспомогательной, а основной литературоведческой дисциплиной. Очень высоко ценил текстологию наш замечательный филолог Д. С. Лихачев, немало сделавший для изменения статуса этой науки.

[1] История всемирной литературы: В 9 тт. Т. 1–8. М., 1983–1994.

Объект и предмет исследования – как написать, пример

Одной из самых сложных частей студенческой работы является введение. Оно имеет свою структуру, которая предполагает точное описание будущей работы по пунктам.

Самые сложные определения – это объект и предмет исследования. Многие часто путают данные термины и не могут правильно их определить. На самом деле они предполагают почти одинаковый ответ с разной степенью углубленности. Они обозначают то, что изучает исследователь в своей научной работе. Однако при этом объект имеет более широкое значение, чем предмет.

Давайте рассмотрим, что такое объект и предмет исследования и как их правильно написать в введении подробно. Чтобы лучше понять посмотрите наглядный пример из разных видов работ.

Что такое объект исследования?

Что такое предмет исследования?

Объект и предмет исследования – в чем все-таки разница?

Как определить предмет и объект исследования в курсовой – примеры

Как написать предмет и объект исследования в дипломной работе – примеры

Объект и предмет исследования – примеры правильного написания в диссертации

Типичные ошибки при определении предмета и объекта исследования

Как проверить уникальность текста?

Как повысить уникальность текста?

Что такое объект исследования?

Студентам важно разобраться, что такое объект исследования, потому что его необходимо называть в каждой научной работе.

Один объект исследования может изучаться разными науками и дисциплинами, для которых будет выбран один предмет. К примеру, возьмем человека. Рассматривать человека как существо биологическое свойственно биологам, медикам, антропологам. Исследовать интеллект, разум человека приходится психологам, психотерапевтам, медикам, нейролингвистам. Так как человек социально-биологическое существо, общественную сторону жизни изучают социологи, культурологи, филологи и т.д.

Таким образом, человек является для всех этих областей наук общим объектом. Рассматривать все внутренние системы человека и внешние проявления жизни человека одновременно одной науке невозможно. Поэтому каждый вид науки выделяет для себя определенную часть организма или сторону социальной жизни.

Также, к примеру более узкий объект – язык человека. Он может рассматриваться как орган медиками, биологами, антропологами, либо как психическое явление психологами, либо как знаковая система лингвистами, семиотиками.

В частности, язык как объект лингвистики рассматривается разными дисциплинами: нейролингвистикой, когнитивной лингвистикой, прагмалингвистикой, диахронической лингвистикой и т.д.

Таким образом, объект исследования – это явление или предмет, на который направлено внимание науки. Его не выделяют в отдельный специальный предмет изучения для определенной области, и он может быть рассмотрен разными видами или направлениями наук (медициной, филологией, культурологией и т.д.; либо внутри одной науки – когнитивной психологией, генетической психологией, психоанализом и т.д.).

Объект состоит из разных предметов, процессов и свойств, как человек состоит из разных систем, органов и в разных проявлениях в внешней жизни. Одним словом, это общая тематика, которую можно разобрать на отдельные предметы исследования.

На сервисе Анти-антиплагиат.рф можно заказать оформление работы по ГОСТ онлайн. Быстро поможем оформить работу по вашей методичке.

Также вы можете заказать проверку оригинальности текста в Антиплагиат ВУЗ. При необходимости поможем повысить уникальность до 80-90%. Кодировка документа не изменит текст, а обработка займет всего несколько минут. Пришлем готовый результат без предоплаты.

Что такое предмет исследования?

Предмет исследования – это более глубокое понятие для объяснения того, что изучается в научной работе. Предмет обязательно выделяется из объекта, поэтому в первую очередь всегда нужно указать объект.

Предмет исследования науки социологии – это все социальные отношения людей. Однако для гендерной социологии предметом будет – социальные проявления гендерных различий, т.е. различия между поведением мужчин и женщин. Тогда как общая тематика социальные отношения станет объектом.

Таким образом, на каждом уровне науки меняется объект и предмет. Каждое направление или дисциплина выбирает из общей тематики науки свой предмет исследования.

Поэтому в научных работах выбирают самые глубокие и узкие предметы исследования. Обычно это либо свойства, структура, характеристика (Например, «Анализ работы акционерного общества»), либо отношения между элементами (Например, «Бухгалтерский баланс и анализ финансового состояния и кредитоспособности предприятия»).

Объект и предмет исследования – в чем все-таки разница?

Давайте подведем итоги и разберемся, в чем все-таки разница между объектом и предметом исследования.

Самое главное ‒ степень углубленности. Объект существует непосредственно от человеческого восприятия. А предмет ‒ это определенный взгляд на объект с какой-либо стороны. Поэтому объект всегда будет шире предмете.

Изобразим таблицу и покажем какой предмет соответствует для каждого уровня науки.

Вид направление, дисциплина науки Объект Предмет
Экономика Человек и общество / социальная сторона жизни человека Распределение ограниченных ресурсов на разные цели и нужды человека
Менеджмент Распределение ограниченных ресурсов на разные цели и нужды человека Эффективное управление ресурсами, способы управления
Рационалистическое направление менеджмента Эффективное управление ресурсами, способы управления Рациональная структура направления
Школа научного направления Рациональная структура направления Научные методы управления

Вы можете увидеть закономерную цепь расстановки объекта и предмета. Спускаясь на более низкий уровень, предмет становится впоследствии объектом. Поэтому советуем вам проводить для понятия объекта и предмета своего исследования начинать определение издалека. Тогда вы легко придете к тому, что нужно написать в введении научной работы.

Как определить предмет и объект исследования в курсовой – примеры

Давайте рассмотрим на разных примерах, как определить предмет и объект исследования в курсовой.

Тема курсовой работы по психологии: «Социальное познание и виртуальная реальность».

«Объект исследования – виртуальная реальность как технология развития навыков в сфере социального познания. Предмет исследования – помощь психологическим больным с расстройствами социального познания посредством технологий виртуальной реальности».

Тема курсовой по математике: «Теория вероятностей».

«Объект исследования ‒ теория вероятностей. Предмет исследования ‒ применение алгоритмов при решении задач».

Тема курсовой по рекламе и пиару: «Этапы создания рекламного ролика на телевидении»

«Объект исследования: телевизионная реклама. Предмет исследования: создание рекламного ролика».

Таким образом, вы можете заметить тесную связь между названием темы работы и объектом, предметом исследования. Также название работы повторяет проблему исследования. Поэтому всегда выбирайте близкую для вас тему, чтобы легче понять, как написать объект и предмет.

Как написать предмет и объект исследования в дипломной работе – примеры

Приведем примеры, как написать предмет и объект исследования в дипломной работе.

Тема ВКР по истории: «Женщины в социально-политической жизни российского общества в XIX веке».

«Объектом исследования является процесс развития женского движения XIX века. Предметом исследования является деятельность женщины на разных социальных ступенях российского общества».

Тема диплома по биологии: «Направления регулирования орнитофауны городских парков».

«Объект исследования: птицы парка Ветеранов. Предмет исследования: механизмы регулирования разнообразия и численности птиц».

Тема дипломной работы по маркетингу: «Разработка эффективной стратегии бренда на основе социальных коммуникаций».

«Объектом исследования являются стратегии бренда, основывающиеся на социальных коммуникациях. Предметом исследования выступают особенности эффективности стратегий бренда в условиях возрастающей роли социальных коммуникаций в современном обществе».

Таким образом, выделение объекта и предмета исследования в дипломной работе повторяет схему, как в курсовых. Поэтому тема, объект и предмет исследования почти совпадают.

Мы советуем писать введение уже после того, как будет выполнен ВКР. Так вы сможете лучше понять, какие определения больше подходят.

Объект и предмет исследования – примеры правильного написания в диссертации

Теперь посмотрим на пример объекта и предмета исследования в диссертации.

Тема диссертационной работы по юриспруденции: «Гражданско-правовой режим инсайдерской информации».

«Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в области правомерного использования, раскрытия инсайдерской информации, обеспечения защиты нарушенных прав субъектов в случае ее неправомерного использования.

В качестве предмета исследования выступают правовые нормы, регулирующие отношения, складывающиеся по поводу инсайдерской информации; локальные акты, договоры, связанные с обращением инсайдерской информации; судебная практика; практика Банка России в сфере выявления неправомерной инсайдерской деятельности; научная доктрина в области гражданского, предпринимательского и информационного права по исследуемой проблематике».

Тема диссертации по педагогике: «Аксиологические ориентиры воспитательной системы А.С. Макаренко».

«Объект исследования: педагогическое наследие А. С. Макаренко. Предмет исследования: воспитательная система А. С. Макаренко в контексте педагогической аксиологии».

Тема диссертации по философии: «Идеология и практика славянского неоязычества».

«Объектом исследования является славянское (русское) неоязычество, его место и роль в религиозной и политической жизни, в общественном сознании россиян. Предмет исследования ‒ истоки формирования неоязычества, его идеология и практика».

Таким образом, выглядят объект и предмет исследования в диссертационной работе.

Типичные ошибки при определении предмета и объекта исследования

Давайте рассмотрим, какие ошибки нельзя допускать при написании объекта и предмета исследования.

  • Не путайте объект исследования и научную базу. Многие в определение объекта исследования пишут «Открытые сайты, источники интернета» или «монографии и статьи исследователей». Объектом исследования может быть интернет, книга какого-либо писателя, статьи на определенную тематику – если студент изучает именно их. Источники, которые указываются в списке используемой литературы, являются научной базой. Они нужны для теоретической части, чтобы показать степень изученности проблемы или историю развития предмета исследования.
  • Не путайте объект и предмет. Объект всегда шире предмета.
  • Не забывайте писать определения объекта и предмета в своих научных работах.

Это самые типичные ошибки, которые допускают студенты в своих работах. Из-за них могут не принять ваше исследование на проверку.

Также работу могут не принять из-за несоответствия ребованиям ГОСТ. Мы подготовили для вас специальное видео, которое поможет правильно оформить курсовую работу.

Как проверить уникальность текста?

После того, как работа будет дописана, вам необходимо проверить уникальность текста.

Вы можете обратиться на бесплатный сервис Антиплагиат ру . Здесь можно загрузить работу любого объема и быстро получить результат анализа на плагиат. Однако прежде вам потребуется зарегистрироваться на сайте, а также конвертироваться работу из формата DOC в PDF или TXT.

Многие опции ограничены, как, например, поиск заимствований через закрытые источники, полный отчет и выгрузка результатов.

Поэтому вы можете воспользоваться услугой от сервиса анти-антиплагиат.рф и проверить уникальность через Антиплагиат ВУЗ . Это расширенная версия Антиплагиат ру, разработанная специально для университетов. В настоящее время получить доступ к системе самостоятельно невозможно.

Однако разработчики анти-антиплагиат.рф получили доступ к лицензионной версии Антиплагиат ВУЗ . Обратившись на наш сервис, вы получите возможность узнать точный процент оригинальности, провести документ через все 30 модулей поиска заимствований и получить полный отчет . Потребуется только загрузить файл на сервис и отправить его, указав адрес электронной почты.

Как повысить уникальность текста?

Если вас не устроил ваш результат оригинальности, мы расскажем, как повысить уникальность текста. Существуют такие бесплатные способы:

  • Выполнить перевод текста через онлайн переводчик. Для этого скопируйте свою работу и вставьте в окно программы. Затем выберете иностранный язык, например, французский, и переведите. Скопируйте получившийся результат и переведите на узбекский язык. С узбекского – на английский, с английского ‒ немецкий, с немецкого ‒ на русский. Так, вы увидите, как преобразился ваш текст. Осталось отредактировать работу и устранить все ошибки программы. Благодаря этому процент самостоятельности поднимется.
  • Используйте пересказ. Вы должны прочитать заимствованную часть документа и попытаться изложить ключевую мысль своими словами.
  • Замените слова на синонимы. Вы можете выполнить это самостоятельно, либо обратиться к программе синонимайзер. Она за пару секунд обработает ваш текст. Однако придется самостоятельно доработать результат, чтобы убрать все ошибки.

В итоге, лучше использовать все эти методы одновременно. Тогда вы точно сможете повысить уникальность своей работы.

Либо вы можете обратиться на сервис анти-антиплагиат.рф и заказать услугу «кодировки». Ваш документ будет обработан через специальную программу, которая никак не изменит ваш текст. Однако при этом процент оригинальности возрастет до 80-95%. Нажмите на кнопку « повысить уникальность », чтобы перейти на страницу заказа. Сервис предоставляет услугу без предоплаты. Поэтому вы сможете прежде убедиться в эффективности способа, а уже затем оплатить работу.

Таким образом, выбирайте наиболее удобный для себя способ повышения самостоятельности текста.

Сегодня мы с вами рассмотрели тему: «Объект и предмет исследования – как написать, пример». Обязательно используйте наши примера для образца при написании введения работы. Обратите внимание на ошибки, которые допускают многие люди и ни в коем случае их не допускайте. А мы желаем вам успеха.

Методы изучения литературы

Одна из ключевых задач теории литературы состоит в определении и построении методологии исследования литературы как явления и объекта интереса литературоведения; а значит, пора приступить к рассмотрению методов изучения литературы. Эти методы, являющиеся принципами, способами и приёмами в исследовании своего актуального предмета, обуславливаются последним, в случае каждого метода своим (но не исключительно). Поэтому, говоря о методике изучения литературы, как в её совокупности, так и при рассмотрении частного метода, следует помнить его связь с своим изыскательным предметом. Нередко, когда метод – это совокупность его специфических предметов внутри объекта или основного предмета(ов) своей науки.

  • Биографический метод (создан Шарлем Сент-Бёвом) заключается в том, что исследование произведения акцентирует внимание на самом авторе, в частности, на его научной биографии. То есть, суть метода в том, чтобы научно соотнести факты биографии и творчество автора;
  • Художественный метод теории литературы изучает влияние художественного мышления автора в создаваемых им произведениях; то, как автор изображает что-либо через призму своего художественного восприятия, субъективное осмысление, создание по-своему на основании отражённого разумом. По сути, эта методика теории литературы изучает метод творческой деятельности, имеющий тот же эпитет;
  • Культурно-исторический метод изучения литературы, созданный Ипполитом Тэном, более интересуется историческими и культурными, например, национальными особенностями, которые влияют на создаваемый литературный продукт. То есть, этот подход предлагает акцентировать внимание на более системных, протяжённых в времени и крупных признаках, критериях, связях и предпосылках, говоря иначе – основательных. Сложно отрицать влияние своего времени, культуры и процессов в социуме, окружающем автора, на его творчество;
  • Сравнительно-исторический метод, кросскультурный или компаративистика (от латинского comparo – сравниваю) – методика изучения литературы, заключающаяся в сравнительном исследовании всех продуктов литературного процесса независимо от национальной, культурной или иной принадлежности автора. Достоинство в том, что исследуется большой объём разнообразных факторов, влияющих на литературный продукт;
  • Социологический или социально-исторический метод – основной подход социологии литературы, изучающий влияние социальных групп и классов на литературу, а также значение и влияние литературы в обществе, как одну из её функций – социальную. Предметами интереса внутри этого метода являются не только рода, виды, жанры литературы или темы, мотивы, изображаемые объекты, а также то, как взаимодействуют публика и автор. Последнее часто далеко не ограничивается созданием произведения с одной стороны и выбором ознакомляться с ним или нет, с другой. Также необходимо отметить, что социология литературы – междисциплинарная научная отрасль;
  • Метод литературной герменевтики состоит в интерпретации литературных произведений согласно рационально выстроенной системе научных знаний. Можно понять, что применяя этот метод с очерченной выше целью к продуктам субъективного производства, неизбежно столкнёшься с проблемой соотнесения системного научного знания, старающегося быть наиболее объективным, с частным опытом и его художественным воплощением различных субъектов литературного процесса (авторов). По мнению Эрика Хирша, являвшегося видным представителем исследователей недавнего прошлого, развивающих данный метод, он (метод) – это нахождение первоначального значения литературного произведения. Хирш уточнил содержание трёх направлений при интерпретации текста: метафизическое – поиск значения текста, следуя концепции историчности (объективное историческое исследование произведения), дескриптивное – описание значения текста как системы знаков, и нормативное – толкование значения текста, исходя из этических ориентиров исследователя, неизбежно. В виду последнего Эрик Хирш призывал отделить дескриптивное измерение, содержащее суть объективного исследования, от нормативного – представляющего её цель в субъективной форме;
  • Формальный метод изучения литературы акцентирует внимание на изучении имманентных, то есть присущих внутренне, свойств литературы; как заявил Роман Якобсон: предмет теории литературы не сама литература, а её литературность, то есть то, что делает произведение литературным. Здесь важно словесное искусство, сам текст, а не особенность отражения чего-либо (например, внутреннего мира автора или эпохи) в литературном продукте. Формалисты настаивают на необходимости уточнения науки литературоведения, акцентирования её внимания на тексте и только на нём, а не обстоятельствах и иных сопутствующих его созданию. Поэтому этот метод изучения литературы называется именно так, ибо он прибегает к исследованию только формы и приёмов текста, игнорируя прочее;
  • Структурный метод теории литературы изучает литературный продукт как системы, состоящие из отдельных элементов, соединённых связями и через них осуществляющих свои частные функции; то есть речь идёт о многообразии структур литературных произведений. Ранее упомянутый Роман Якобсон внёс вклад и в этот метод; последний, как и предыдущий, сформировался в лингвистике, а лишь затем распространил своё влияние в литературоведение. Необходимо отметить то, что структурализм преобразовался в постструктурализм из-за прихода к пониманию того, что значение структур и элементов, их составляющих, может бесконечно меняться, либо отсутствовать вообще, в зависимости от воспринимающего; вышесказанное означает для научной дисциплины непознаваемость предмета с использованием заданного метода.

Здесь перечислены и кратко раскрыты не все методы изучения литературы, но наиболее крупные и знаковые из них. Но сказанного достаточно для создания картины о теме, заявленной в заголовке статьи. А за более детальными и глубокими сведениями следует обратиться к соответствующей литературе, с схожими содержащейся информации размерами; либо к другим статьям по литературоведению по ссылке ниже.

Читайте также:
«Витя Малеев в школе и дома» краткое содержание повести Н.Н. Носова
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: