Листьев как пишется – вместе или раздельно читать правило в статье

«Также» или «Так же». Как правильно писать: слитно или раздельно

Путаница со слитным и раздельным написанием «также» или «так же» возникает из-за того, что в русском языке есть производные союзы. Они образовываются от сочетаний других частей речи.

Сочетания слов и союзы звучат одинаково, но имеют несхожие лексические и грамматические значения и в составе предложений ведут себя тоже по-разному.

Чтобы не допустить ошибку, разберитесь, какая часть речи перед вами.

Слитно пишется служебная часть речи, сочинительный союз «также». В предложениях он выполняет одну из нижеперечисленных функций.

1. Соединяет равноправные части сложного предложения или однородные члены предложения.

2. Имеет соединительное значение. Вместо него по смыслу можно подставить союз «и» или заменить на синонимичный союз «тоже».

3. В простых предложениях становится частью сочетания «а также» — как правило, в завершении ряда однородных членов предложения (и в этом случае имеет уже добавочное значение).

Словарь русского языка С. И. Ожегова дает толкование значению слова «также», оговариваясь при этом, что существует путаница в написании: «Выражает добавление (не смешивать с сочетанием наречия «так» и частицы «же»)».

  • «В прошлом году мы также отдыхали в Сочи».

В этом случае союз близок по значению к союзу «и»:

    «Завтра пасмурно, также ожидаются осадки».

Здесь слово «также» употребляется в значении «вместе с тем, одновременно»:

    «Сегодня я провел совещание, сдал отчет, атакже посмотрел вебинар».

В сочетании с союзом «а» образуется сложный союз с присоединительным значением.

    «Также в городе стали предлагать занять очередь на заправочной станции за одну тысячу рублей».

В предложении выше «также» можно заменить на частицу «еще», поэтому пишем слитно.

Раздельно пишется наречие «так же», которое произошло от местоименного наречия «так» и частицы «же».

За сочетанием «так же», отмечает Д. Э. Розенталь в «Справочнике по правописанию и стилистике», часто следует наречие «как». Но даже если в предложении его нет, попробуйте мысленно подставить «как». Если смысл сохранился, «так же» надо писать раздельно.

  • «А вы хотите так же (как и мы)
  • «Так же, как и мы, ребята опоздали к началу фильма».
  • «Какао на безлактозном молоке так же вкусно, как и на обычном?»

Оксана Александровна Мизко, завкафедрой режиссуры, актерского мастерства и сценической речи ХГИК, кандидат культурологии, доцент, лингвист-эксперт (@lingvist.expert):

— «Также» — это сочинительный союз, и пишется он слитно. Как понять, что перед нами союз? Легко. Его можно заменить союзом «и» или союзом «тоже», и смысл предложения не поменяется. А вот частицу «же» опустить не получится:

Я также подготовила этот вопрос на семинар, давай вместе ответим. = И я подготовила этот вопрос. = Я тоже подготовила этот вопрос.

Здесь также холодно = Здесь тоже холодно. = И здесь холодно.

А еще не забывайте о том, что к союзам вопрос задать нельзя. Они не являются членами предложения. Попробуйте убрать союз «также» из предложения — большой смысловой потери нет: «Здесь холодно», «Я подготовила этот вопрос на семинар».

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 7 класса 1 четверти

«Так же» — это местоименное наречие с частицей. «Так» обозначает образ действия. Отвечает на вопрос «Как?» Частица «же» в предложениях с такими сочетаниями безболезненно отбрасывается или перемещается. Смысл предложения при этом не искажается:

Я так же выполнила это задание. = Я так выполнила это задание. = Я же так выполнила это задание?

А еще показателем раздельного написания будет наличие слов «что» и «как» после частицы «же». И не забывайте в этом случае про запятые:

«Я нарисовала это так же, как и учитель».

Правописание «не» с разными частями речи

«Не» с раз­ным частя­ми речи пишет­ся как слит­но, так и раз­дель­но. Составим таб­ли­цу частей речи и их грам­ма­ти­че­ских форм, с кото­ры­ми отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся все­гда толь­ко раз­дель­но. Рассмотрим слу­чаи слит­но­го и раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми и наре­чи­я­ми с суф­фик­сом .

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во с «не», сна­ча­ла опре­де­ля­ем часть речи, к кото­рой оно при­над­ле­жит. В рус­ском язы­ке суще­ству­ет ряд частей речи, кото­рые с «не» пишут­ся все­гда раз­дель­но. Перечислим их.

«Не» пишется всегда раздельно

«Не» явля­ет­ся отри­ца­тель­ной части­цей, кото­рая пишет­ся все­гда раз­дель­но со сло­ва­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми фор­ма­ми сле­ду­ю­щих частей речи.

Часть речи Примеры
Глаголы (кро­ме гла­го­лов с недо-) не стро­ит, не гово­ришь, не усну
Деепричастия не думая, не проснувшись
Краткие при­ча­стия не постро­ен, не отправлены
Относительные при­ла­га­тель­ные не шел­ко­вое пла­тье, не брат­ская помощь
Притяжательные при­ла­га­тель­ные не соба­чьи сле­ды, не мамин платок
Краткие при­ла­га­тель­ные, не име­ю­щие пол­ной фор­мы или име­ю­щи­ми в пол­ной фор­ме иное значение не рад, не горазд, не дол­жен, не склонен,
не прав, не наме­рен, не согласен
Прилагательные в срав­ни­тель­ной степени не луч­ше, не боль­ше, не мень­ше, не старше
Числительные не два, не оба, не седьмой
Местоимения (кро­ме отри­ца­тель­ных и неопределенных) не ты, не этот, не любой
Наречия (кро­ме отри­ца­тель­ных и наре­чий на ) не здесь, не вче­ра, не полностью
Слова с дефис­ным написанием не по-летнему, не всё-таки
Категория состо­я­ния не надо, не жаль, не пора, не лень

«Не» пишется слитно

1. Если сло­ва, при­над­ле­жа­щие к раз­ным частям речи, не упо­треб­ля­ют­ся без началь­но­го эле­мен­та не-, то их сле­ду­ет писать слитно.

Понаблюдаем:

  • име­на суще­стви­тель­ные — недо­тро­га, неря­ха, невеж­да, небы­ли­ца, ненастье;
  • име­на при­ла­га­тель­ные — несу­раз­ный, невзрач­ный, неле­пый, нераз­луч­ные, незлобивый;
  • наре­чия — нев­про­во­рот, нев­по­пад, неспро­ста, нелишне, невдо­мёк, невзначай;
  • гла­го­лы — невзлю­бить, недо­уме­вать, него­до­вать, неистов­ство­вать, ненавидеть;
  • кате­го­рия состо­я­ния — нель­зя, недо­суг, неохо­та.

2. Глаголы с при­став­ка­ми не-до-, кото­рые при­да­ют сло­ву зна­че­ние непол­но­ты, недо­ста­точ­но­сти дей­ствия по срав­не­нию с какой-то нор­мой, пишут­ся слитно:

  • недо­оце­нить противника;
  • недо­люб­ли­вать соседа;
  • недо­смот­реть молоко;
  • недо­по­нять объяснение.

Их сле­ду­ет отли­чать от созвуч­ных гла­го­лов с при­став­кой до- и пред­ше­ству­ю­щей части­цей «не». Такие гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие неокон­чен­ное, не дове­ден­ное до кон­ца. Часто такие сло­ва име­ют при себе допол­не­ние с пред­ло­гом «до»:

  • не досмот­рел фильм до конца;
  • не досчи­та­лись до утра;
  • не дого­ва­ри­вать до это­го момента.

3. Существительные, каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные и одно­ко­рен­ные наре­чия с суф­фик­сом пишут­ся слит­но с при­став­кой не-, обра­зу­ю­щей новое поня­тие с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Такие сло­ва зача­стую мож­но заме­нить сино­ни­мом без этой приставки:

  • прав­да → не прав­да (ложь);
  • весе­лый → не весе­лый (груст­ный);
  • гром­ко → не гром­ко (тихо).

4. Прилагательные на -мый, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, пишут­ся слит­но с при­став­кой не-:

  • нево­об­ра­зи­мый шум;
  • неукро­ти­мый гнев;
  • неуло­ви­мое сходство;
  • непо­пра­ви­мая ошибка;
  • неза­ви­си­мый человек.

Многие такие при­ла­га­тель­ные не суще­ству­ют без не-.

5. Приставка не- пишет­ся слит­но с неопре­де­лен­ны­ми и отри­ца­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми и наречиями:

  • некто, нечто, несколь­ко, неко­то­рый, неко­го, нечего;
  • негде, неку­да, неко­гда, незачем.

Если у место­име­ния в падеж­ной фор­ме появ­ля­ет­ся пред­лог, то оно пишет­ся раз­дель­но в три слова:

  • не у кого;
  • не о ком;
  • не с чем;
  • не при чём.

Раздельное написание «не» с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями

Отрицательная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но с суще­стви­тель­ны­ми, при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми в пол­ной фор­ме и наре­чи­я­ми с суф­фик­сом в опре­де­лен­ных условиях.

Перечислим их:

1. Имеется про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а»

  • это не прав­да, а ложь;
  • у него не доб­рый, а злой взгляд;
  • не сте­лю­щий­ся, а под­ни­ма­ю­щий­ся квер­ху туман;
  • све­тит не ярко, а тускло;

2. в соче­та­нии со сло­ва­ми «отнюдь», «вовсе», «дале­ко»

  • он мне вовсе не товарищ;
  • отнюдь не гром­кий голос;
  • дале­ко не про­ве­рен­ное задание;
  • нахо­дит­ся отнюдь не близко;

3. в при­сут­ствии отри­ца­тель­ных место­име­ний или наречий

  • это нисколь­ко не успех;
  • ничуть не спо­кой­ный голос;
  • не изу­чен­ный никем район;
  • рас­по­ло­жен нисколь­ко не далеко.

4. Причастия в пол­ной фор­ме пишут­ся раз­дель­но, если име­ют зави­си­мые сло­ва, то есть обра­зу­ют при­част­ный оборот:

  • не успе­ва­ю­щий закон­чить к поне­дель­ни­ку проект;
  • еще не опе­рив­ший­ся птенец;
  • не засе­ян­ное вовре­мя поле.

Это пра­ви­ло не рас­про­стра­ня­ет­ся на «быв­шие» при­ча­стия, кото­рые утра­ти­ли при­знак дей­ствия и пере­шли в при­ла­га­тель­ные. С при­став­кой не- они полу­чи­ли новое значение:

  • необи­та­е­мый мир (пустын­ный);
  • неви­дан­ный экзем­пляр (дико­вин­ный);
  • неви­ди­мый берег (скры­тый);
  • неслы­хан­ный посту­пок (пора­зи­тель­ный);
  • неза­бы­ва­е­мое собы­тие (памят­ное).

Эти сло­ва пишут­ся раз­дель­но, если име­ют при себе отри­ца­тель­ное место­име­ние или наречие:

  • нико­гда не видан­ное зрелище;
  • нико­му не види­мый берег;
  • ничуть не забы­ва­е­мое событие.

Алгоритм определения правописания «не» с разными частями речи

Видеоурок

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

Общие правила слитного и дефисного написания слов

1. Пишутся слитно сложные слова с элементами авто-, авиа-, аэро-, био-, библио-, вело-, гео-, гелио-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, квази-, кино-, лже-, макро-, микро-, метео-, мото-, мульти-, нео-, палео-, поли-, псвевдо-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фото-, фоно-, электро- (вне зависимости от их количества в слове).

  • Примеры: автошкола, аэросани, библиография, гелиотерапия, геополитика, гидроузел, зоомагазин, лжепророк.

Исключение: сложные слова, вторая часть которых – имя собственное.

  • Примеры: Лже-Иванов, лже-Анастасия, лже-Дмитрий (но истор.: Лжедмитрий).

Исключение: сложные слова с несколькими такими элементами, соединёнными союзом и.

  • Пример: теле- и радиопрограмма.

2. Пишутся слитно слова с иноязычными приставками: анти-, архи-, гипер-, интер-, инфра-, контр-, пан-, псевдо-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-.

  • Примеры: архиважный, гиперурбанизм, интерпозиция, инфракрасный, субпродукты, супермодный.

Исключения: слова с этими приставками и следующей за ними прописной буквой: Пан-Европа.

  • Примеры: контр-адмирал, экстра-класс.

3. Пишутся слитно сложные слова с первой частью – числительным в родительном падеже (с суффиксами -и-, -у-, -ух-, -а- и др.).

  • Примеры: семилетка, двухдюймовка, двуличный, сорокалетие.

4. Пишутся слитно слова с первым элементом полу-, полутора-, четверть-.

  • Примеры: полуоткрытый, полушутя.

Примечание.

Сочетания, в состав которых входит слово половина, пишутся раздельно.

  • Пример: трёх с половиной километровое расстояние.

Исключения: трёхсполовинный, четырёхсполовинный.

5. Правила написания слов с первым элементом пол-, полу-

Слитное и дефисное написание сложных существительных

А) Пишутся слитно:

  1. сложные существительные, образованные с помощью соединительной гласной.
    • Пример: земледелие.
  2. сложносокращённые слова.
    • Пример: вуз, спецкор.
  3. сложные существительные со второй частью град, город, метр.
    • Пример: Волгоград, вольтметр.
  4. сложные существительные с первым элементом борт.
    • Пример: бортпроводница.
  5. сложные существительные с первой глагольной частью в повелительном наклонении (с суффиксом -и).
    • Пример: горицвет, вертихвостка.
    • Исключение: перекати-поле.
  6. некоторые сложные географические названия.
    • Пример: Верхнеколымск, Новоржев.
  7. сложные существительные, образованные от дефисных написаний, называющих народностей, племена, людей по роду занятий, интересам, месту жительства.
    • Пример: Пуэрто-Рико – пуэрториканец, Нью-Йорк – ньюйоркцы.

Примечание.

  1. Слова, сокращённые до первых букв, обычно пишутся прописными буквами (ООН, ГКО).
  2. Точки внутри сложносокращённых слов не ставятся: ФСБ, госуниверситет.
  3. Если элементы зав-, зам-, пом- отделены от существительного прилагательным, то они пишутся раздельно и после них ставится точка: зам. генерального директора, пом. главного режиссёра.

Б) Пишутся через дефис:

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

НО

Если к этим словосочетаниям добавляется пояснительное слово, то они пишутся раздельно:

  • Например: густонаселенные районы но густо населенные неграми районы.

НО

Сложные прил., где первая часть наречие, следует отличать от обычных словосочетаний состоящих из наречия и прил.

  • Например: чисто русские, плохо скрываемые.

Правописание наречий

Важно запомнить!

  • Вдребезги, впросак, воочию, вкупе, навзничь, навзрыд, наизусть, наотмашь, натощак, наискосок, насмарку, поодаль, понаслышке, невдомек, невзначай.

Важно запомнить!

  • Наречия, начинающиеся на впере-, напере-, впри-, враз-, вза-, вна-, наы-, впол-, пишутся слитно: вперебежку, наперевес, вприглядку, вразбивку, взаем, внакидку, навыворот, вполглазка.

Исключения: в придачу, в прибавку, в забросе, в замену, в наклон, в насмешку, на выбор, на выучку, на выручку, на вырост.

Слитное написание наречий

  • В, НА, ЗА + прилагательное, числительное, местоимение, наречие + О, И, Е =>влево, навеселе, заживо, вкратце.
  • ИЗ, ДО, С, ПО + прилагательное, числительное, местоимение, наречие + А, И, У =>издавна, донага, сослепу, потихоньку.
  • В + прилагательное на согласную + УЮ =>вслепую, вручную, вкруговую.
  • В, НА + собирательное числительное (двое, трое. ) + ОМ/ЁМ, Е, О =>вдвое, вдвоём, натрое, вдевятером.
  • ВО, НА + местоимение =>вовсе, навовсе.
  • ПО + сравнительная степень прилагательного =>побогаче, покрупнее, пореже.
  • Любой предлог + наречие =>кстати, ксверху, повсюду. НО: до завтра, под утро, на всегда, на после, не к спеху, к месту.

Раздельное написание наречий

  • В, БЕЗ, С, ПОД + прилагательное, существительное на гласную =>в одиночку, в открытую, без устали.
  • С (СО), БЕЗ, ДО, ПОД, ЗА + существительное =>без ведома, с панталыку, за границу. НО: дотла, доверху, довеку, дочерна, сдуру, снаружи, подчас, спросонок.
  • ЗА, НА, ПО + числительное + ИХ, ЫХ, Е =>на двоих, за четверых, по трое.
  • В, НА + существительное + АХ, ЯХ в сердцах, на днях. НО: впотьмах, впопыхах, впросонках, вгорячах, второпях.

Дефисное написание наречий

  • ПО + местоимение прилагательное + ОМУ/ЕМУ, СКИ/КИ, ЬИ =>по-моему, по-боевому, по-январски, по-лисьи.
  • КОЕ + наречие + -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ =>кое-как, когда-то, куда-либо, где-нибудь
  • В, ВО- + порядковое числительное + ИХ, ЫХ =>во-первых, в-третьих.

Написание в зависимости от смысла

Предлоги или существительное с предлогом

Слитное, раздельное или дефисное написание предлога и существительного с предлогом:

Написание частиц

Союзы или местоимения и наречия с предлогом и частицей

Союзы так что, так как, как будто, при этом, не то… не то, то есть пишутся раздельно.

Поиск ответа

Всего найдено: 112

Вопрос № 308283

Как пишется слово “не полученный” – вместе или раздельно в предложении: Прошу вернуть деньги за не полученный мной товар.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 306601

Пространственновременные пли пространственно-временные – пишется вместе или раздельно ?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 304464

слово неапостилированный писать вместе или раздельно не апостилированный? Апостиль- специальный международный штамп придающий юридическую силу документу в другой стране

Ответ справочной службы русского языка

В отсутствие зависимых слов пишется слитно: неапостилированный.

Вопрос № 300021

Доброго времени суток. Фраза: “Признать незаконным бездействие такого-то должного лица, выразившегося в ненаправлении такого-то документа, непринятии мер таких-то”. Интересует написание слов “ненаправлении”, “непринятии”. Вместе или раздельно ? Как правильно? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: бездействие лица, выразившееся в ненаправлении. непринятии.

Вопрос № 297093

“Для всех нас важно благосостояние, однако общественный прогресс требует быть здоровым. Если люди нездоровы, общество не прогрессирует”. Почему не*здоровы нужно писать вместе или раздельно ?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание при возможности синонимической замены на прилагательное без не (нездоровы = больны).

Вопрос № 296891

Здравствуйте.))) Мне необходима помощь следующего рода: моя дочка просила проверить орфографию и пунктуацию в нижеследующем четверостишии, и конкретно нас интересует, вместе или раздельно пишется в данном контексте частица не со словом «пожившей», действительным причастием прошедшего времени, cудя по информации с справочных сайтов, данного вида причастие должно писаться с не слитно при отсутствии зависимых слов, противопоставления, etc., только это как-то неорганично выглядит; также нам нужно узнать, ставится ли тире между местоимением «мы» и конструкциями со сказуемыми в первых трех строчках – насколько я понимаю, согласно «букве языка» тире быть не должно, а «по духу» языка, то есть исходя из авторского посыла, это допустимо. Были бы безмерно благодарны и безгранично признательны за помощь и подсказки.))) Мы с тобою родные по крови – не ко времени пролитой, не пожившей, до срока застывшей в тоненьких голубых жилах Мы – лишь несдержанное обещание счастья, обреченное очарование, совершенство, что не сложилось В высшую рифму, не перелилось в нужную форму, не наполнилось божественным содержанием Мы – как тайные знаки, которыми ангелы, встретившись на земле, обмениваются при прощании

Ответ справочной службы русского языка

1. Причастие с не может писаться как слитно, так и раздельно. Раздельное написание подчеркивает отрицание (перед причастием с не мысленно можно подставить слово вовсе). 2. По правилам тире после мы не ставится. Но в авторском тексте можно поставить интонационные тире (если после мы делается пауза).

Стихотворный отрывок написан без ошибок, только не хватает точек после предложений.

Вопрос № 292655

как пишется “не” вместе или раздельно ? Необходимо отметить роль биотина, содержащегося в сыворотке в достаточно большом количестве, как важнейшего фактора роста дрожжей, неспособных его синтезировать.

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать слитно. Также см. вопрос 286408.

Вопрос № 290273

Добрый день. Как пишется “в случае не*заключения договора на вышеуказанные работы, предприятие гарантирует полную оплату. “. Не*заключения вместе или раздельно ?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 288490

Здравствуйте, уважаемые специалисты Грамоты! Немного неясно, как тут в этим примере “Непрочитанной пользователем считается запись, . ” писать НЕ с причастием – вместе или раздельно . Это не является оборотом, но есть зависимое слово. Разъясните, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Правило таково: “С полными формами причастий отрицание не пишется раздельно, если при них имеются зависимые слова”. Поэтому верно: Не прочитанной пользователем считается запись.

Вопрос № 286112

подскажите, пожалуйста, как правильно написать: в крест простирания угленосных пород; “в крест ” вместе или раздельно ? предлог вставить нельзя вроде бы, если наречие, то тогда можно слитно писать.

Ответ справочной службы русского языка

В крест (в значении “перпендикулярно”) пишется в два слова.

Вопрос № 282721

Здравствуйте. Скажите, как и в каких случаях “в виду” можно писать вместе или раздельно ?

Ответ справочной службы русского языка

Слитно пишется предлог ввиду: не пришел ввиду (= по причине) болезни . Раздельно пишется сочетание предлога в и формы предложного падежа существительного вид: иметь в виду, бросить якорь в виду берега.

Вопрос № 281460

с не признанным обществом писателем ( вместе или раздельно с НЕ?)

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 281438

несоответствующих требованиям
Подскажите пожалуйста не пишется вместе или раздельно ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: не соответствующих требованиям.

Вопрос № 280612

в словосочетании “в связи с несдачей экзамена” как пишется “не” вместе или раздельно ?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно слитное написание: в связи с несдачей экзамена.

Вопрос № 278716

двадцативековой — вместе или раздельно ?

Ответ справочной службы русского языка

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Теория к заданию 14 из ЕГЭ по русскому языку

1. Правописание -то, -либо, -нибудь, -таки, кое-

Через дефис пишутся приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь, -таки.
Например: все-таки, кое-где, что-либо
2. Правописание слов с приставками пол-, полу-
Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно.
Например: полуботинки, полустанок.
Правописание слов с приставкой пол-
1) Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л.
Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
2) В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно.
Например: полмоста, полвагона
3. Правописание наречий
Через дефис пишутся следующие наречия:
а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов;
Например: мало-помалу, тихо-мирно
б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и;
Например: по-старому, по-летнему, по-дружески
в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых.
Например: во-вторых, в-третьих

4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис пишутся прилагательные:
– обозначающие оттенок цвета:
Например: ярко-красный, светло-зеленый
– образованные от сложных существительных
Например: северо-восточный
– обозначающие оттенок качества
Например: горько-соленый
– первая часть которых заканчивается на -ико
Например: историко-архитектурный
Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
– между частями которых можно поставить сочинительный союз и.
Например: русско-английский словарь (русский и английский)
Слитно пишутся прилагательные:
– образованные от подчинительных словосочетаний
Например: железнодорожный (железная дорога).
– образованные от сложных существительных, пишущихся слитно
Например: железобетонный
– образовавшиеся путем сращения слов
Например: дикорастущий

5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис пишутся существительные:
– образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной
Например: диван-кровать
– обозначающие некоторые географические названия
Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
– обозначающие стороны света, партии, единицы измерения
Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
– первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др.
Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан
6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую.
Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:
– если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи;
Например: смотреть (куда?) в сторону
– если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог.
Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки
Правописание производных предлогов:
напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).
7. Правописание предлогов
Предлоги из-за, по-над, из-под, по-на всегда пишутся через дефис.
8. Правописание союзов
Раздельно пишутся:
– союз то есть
– составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Слитно пишутся:
– союз зато (по значению близок союзу но)
Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.
Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за.
Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.
– союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и).
Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.
Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то.
Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запечеными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.
– союз чтобы (имеет значение цели)
Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.
Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы
Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.

Правописание “так же” и “так же”: когда в два и одно слово, примеры, пунктуация, синонимы

Правописание слов «также» и «так же» зависит от того, какая перед нами часть речи. Правило такое: союз пишется слитно, наречие с частицей – раздельно.

Раздельное написание

Правильно писать «так же», если «так» – это наречие, а «же» – частица. Их используют для сравнения объектов.

  • Она во всем стремилась походить на подругу: так же ярко красила губы, подолгу крутилась перед зеркалом и манерно растягивала слова.
  • Стоял апрель, а на улице все так же хлопьями валил снег.

Подсказка: попробуйте вставить после «так же» словосочетание «как и».

  • Так же, как и я, она терпеть не может сливки.
  • Животные так же, как и люди, умеют любить.

Слитное написание

«Также» представляет собой союз, который образовался путем сращения наречия с частицей. Писать его нужно слитно.

  • Артист нервничал перед выступлением, в зале также ощущалось волнение.
  • Доллар, как и евро, также продолжает стремительно расти.

Подсказка: союз «также» можно заменить другим союзом – «и».

  • Артист нервничал перед выступлением, и в зале ощущалось волнение.
  • И доллар, как евро, продолжает стремительно расти.

Задаем вопрос

Написание слова зависит еще и от вопроса. К наречию с частицей можно задать вопрос «как?». Зато с союзом такой номер не пройдет, поскольку это не самостоятельная часть речи.

Отбрасываем частицу

Рассмотрим такое предложение:

  • Мой сегодняшний день прошел так же, как и вчера.

Помня о том, что частица «же» придает лишь эффект усиления, попробуем ее отбросить. Что у нас получилось?

  • Мой сегодняшний день прошел так, как и вчера.

Предложение абсолютно не пострадало, значит, в данном случае «так же» следует написать раздельно.

Теперь другой пример:

  • Мой друг любит суши и роллы, я также люблю японскую кухню.

Попробуем снова отбросить «же». И вот что у нас получится:

  • Мой друг любит суши и роллы, я так люблю японскую кухню.

С предложением явно что-то не то! Еще бы, ведь в этом случае мы отбросили не частицу «же», а оторвали кусочек союза! Запоминаем: в такой ситуации наше слово пишется слитно.

В то же время, если заменить также на тоже – смысл не изменится. Это – убедительный повод для слитного написания.

  • Мой друг любит суши и роллы, я тоже люблю японскую кухню.

Синонимы

Наречию с частицей “так же” соответствуют следующие синонимы:

  1. таким же образом,
  2. точно так же,
  3. как и,
  4. равно как и,
  5. так же как,
  6. подобно,
  7. похоже,
  8. одинаково,
  9. аналогично.

Союз “также” можно заменить словами:

  1. тоже,
  2. в равной мере,
  3. вместе с тем,
  4. равным образом.

Помните о том, что правильно подобранный синоним способен разрешить целый ряд орфографических проблем.

Тяжелый случай

Бывают, правда, непростые ситуации, когда смысл можно определить лишь по широкому контексту, который включает в себя несколько предложений, либо по интонации.

  • Девочка была так же очень красивая. (Эта девочка была такая же красивая, как и другая.)
  • Настроен он был также решительно. (И настроен он был решительно.)

Пунктуация

Наши слова имеют свои пунктуационные особенности при оформлении на письме. Например, после наречия с частицей «так же» часто следует слово «как». Мы привыкли, что перед «как» обычно ставится запятая. Но это не всегда справедливо. Рассмотрим на примерах:

  • Я, так же как и большинство студентов, рассчитываю на стипендию.

(= Я, равно как и большинство студентов, рассчитываю.)

  • Я так же, как и большинство студентов, рассчитываю на стипендию.

(= Рассчитываю таким же образом, в такой же степени.)

Надеемся, наша статья помогла вам уяснить разницу между союзом «также» и наречием с частицей «так же». Всегда обращайте внимание на контекст – он поможет разрешить любые трудности. А также не забывайте руководствоваться правилами и подсказками. И на десерт – поучительная лингвистическая сказка.

О силе дружбы

Жили-были на свете наречие Так и частица Же. Так всегда сторонилась Же, потому что считала себя выше нее.

– Я самостоятельное слово! А она кто? – говорило Так вздернув нос.

Же молча сносила обиды и порой даже уходила из предложения, чтобы не оказаться рядом с высокомерным Так. Пожалуй, так бы они никогда и не подружились, если бы не один случай.

Союз И однажды сильно захворал. Настолько, что не мог встать с постели и занять свое законное место в предложении: «И дружба важна для нас». И ведь, как назло, все его ближайшие друзья разъехались – некому было подменить несчастного! Тогда слова решили собрать совет.

– Как же нам быть! Если И не встанет в предложение, оно потеряет смысл!

– Жаль бедолагу. Но мы все можем лишиться работы.

И все слова тихонечко заплакали. Как вдруг Так подошло к Же и опустив голову прошептало:

– Прости меня. Давай дружить. Я знаю, мы сможем помочь.

Же приветливо улыбнулась, протянула Так руку и сказала:

– Дружба также важна для нас.

И тут случилось чудо: предложение обрело смысл! Слова подняли удивленные глаза на бывших врагов и просияли. Они спасены!

С тех пор Так и Же стали такими друзьями, что водой не разольешь. А если и оказывались в предложении порознь, то все равно поддерживали друг друга.

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Диктанты 9 класс

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговый диктант
9 класс 1 четверть

Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли. С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения;
  3. Выполните синтаксический разбор предложения:
    1 вариант – 2 предложение 3 абзаца;
    2 вариант – 3 предложение 3 абзаца.
9 класс 2 четверть

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова. Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста;
  2. Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.
9 класс 3 четверть

Приближение грозы Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее. Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста
  2. Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия .
Итоговые диктанты за 9 класс

Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригинальна его форма, но почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии. Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни кипарис, ни даже сама роза. Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов. В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите вид подчинения придаточных.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: