Летчики герои Великой Отечественной войны 1941 1945, список

Летчики Великой Отечественной войны

Наверное, самым важным фактором победы советского народа в Великой Отечественной войне стал массовый героизм. Около 500 советских летчиков применили в воздушном бою таран. Десятки экипажей, как и капитан Н. Гастелло, направили свои горящие самолеты на скопления боевой силы противника. Сегодня мы расскажем о некоторых героях – летчиках Великой Отечественной войны, которые навечно вписали свое имя в этот героический список.

1. Попков Виталий Иванович (01.05.1922 – 06.02.2010)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, командир звена 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии. Дважды Герой Советского Союза.

К февралю 1945 года совершил 325 боевых вылетов, в 83 воздушных боях лично сбил 41 и в группе 1 самолет противника. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве.

Факты биографии Виталия Ивановича легли в основу фильма Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”».

2. Гулаев Николай Дмитриевич (26.02.1918 – 27.09.1985)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, генерал-полковник авиации. Дважды Герой Советского Союза.

Всего за время войны совершил 250 боевых вылетов. В 49 воздушных боях лично сбил 55 самолетов противника и 5 в группе.

3. Речкалов Григорий Андреевич (09.02.1918 (или 1920) 20.12.1990)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.

Всего за время войны Речкаловым было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя. Данные о сбитых самолетах разнятся. По одним источникам, сбито 56 самолетов лично и 6 в группе.

4. Головачёв Павел Яковлевич (15.12.1917 – 02.07.1972)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.

За время войны совершил 457 боевых вылетов, в 125 воздушных боях сбил лично 31 и в группе – 1 самолет противника. Свою последнюю победу одержал 25 апреля 1945 года в небе над Берлином.

5. Боровых Андрей Егорович (30.10.1921 – 07.11.1989)

Участник Великой Отечественной войны, генерал-полковник авиации, командующий авиацией Войск ПВО СССР (1969–1977), дважды Герой Советского Союза.

Всего за годы войны совершил более 470 боевых вылетов, провел свыше 130 воздушных боев, сбил лично 32 и в группе – 14 вражеских самолетов.

6. Евстигнеев Кирилл Алексеевич (04(17).02.1917 – 29.08.1996)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.

К весне 1945 года совершил около 300 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях, сбил 53 самолета противника лично, 3 – в группе; кроме того, один бомбардировщик ему не был засчитан.

7. Колдунов Александр Иванович (20.09.1923 07.06.1992)

Участник Великой Отечественной войны, советский военный и государственный деятель, Главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза. Член ЦК КПСС, депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР.

Всего за годы войны совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в ходе которых им лично сбито 46 вражеских самолетов и 1 – в составе группы.

8. Скоморохов Николай Михайлович (19.05.1920 14.10.1994)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР. Депутат Верховного Совета СССР.

Всего за время Великой Отечественной войны совершил 605 боевых вылетов, провел более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит. Имел позывной «Скоморох». О нахождении его в небе гитлеровцы предупреждали своих пилотов как о серьезной опасности.

9. Ефимов Александр Николаевич (06.02.1923 31.08.2012)

Участник Великой Отечественной войны, Заслуженный военный летчик СССР, маршал авиации. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС. Дважды Герой Советского Союза.

Всего за годы войны совершил 288 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, в ходе которых им лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолетов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских летчиков всех родов авиации) и 8 самолетов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.

10. Клубов Александр Фёдорович (18.01.1918 01.11.1944)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, советский ас, дважды Герой Советского Союза.

Всего за годы войны совершил 457 боевых вылетов. Лично сбил 31 самолет противника и еще 19 – в группе. Александр Клубов погиб 1 ноября 1944 года во время тренировочного полета на новейшем истребителе Ла-7.

11. Недбайло Анатолий Константинович (28.01.1923 – 13.05.2008)

Участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 75-го гвардейского авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза.

Читайте также:
Устройство средневекового замка - план строительства крепости феодала

Капитан Анатолий Недбайло совершил 209 боевых вылетов, нанеся противнику большие потери в живой силе и технике.

12. Сафонов Борис Феоктистович (13(26).08.1915 30.05.1942)

Участник Великой Отечественной войны, первый дважды Герой Советского Союза.

Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолетов.

30 мая 1942 года подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознаменного авиаполка ВВС СФ, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника Борис Сафонов погиб.

13. Ворожейкин Арсений Васильевич (15(28).10.1912 23.05.2001)

Участник боев на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войн, летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, первый заместитель командующего ПВО Черноморского флота СССР, генерал-майор авиации.

Всего на счету летчика-истребителя около 400 боевых вылетов, 52 лично сбитых самолета противника (6 – на Халхин-Голе) и 14 – в группе.

14. Гризодубова Валентина Степановна (14(27).04.1909 28.04.1993)

Участница Великой Отечественной войны, советская летчица, полковник. Первая женщина – Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Депутат Верховного Совета СССР.

Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком авиации дальнего действия. Лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

15. Павлов Иван Фомич (25.06.1922 12.10.1950)

Участник Великой Отечественной войны, командир звена 6-го гвардейского штурмового авиационного полка 3-й воздушной армии Калининского фронта, дважды Герой Советского Союза, майор.

Всего за время войны совершил 237 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Участвовал в Ржевско-Сычёвской, Великолукской и Смоленской операциях, в освобождении Белоруссии и Прибалтики.

16. Глинка Борис Борисович (14(27).09.1914 11.05.1967)

Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, полковник.

Всего за время войны сбил 30 самолетов лично и 1 – в группе.

17. Одинцов Михаил Петрович (18.11.1921 12.12.2011)

Участник Великой Отечественной войны, советский военный летчик бомбардировочной и штурмовой авиации, военачальник. Заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза.

За время войны сбил в воздушных боях 14 самолетов противника, что является наивысшим достижением среди летчиков-штурмовиков.

К концу войны совершил 215 боевых вылетов, завершил войну в звании гвардии майора.

18. Покрышев Пётр Афанасьевич (24.08.1914 22.08.1967)

Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

К августу 1943 года совершил 282 боевых вылета, участвовал в 50 воздушных боях и имел на личном счету 22 сбитых вражеских самолета и 7 – в группе.

19. Долина Мария Ивановна (18.12.1920 03.03.2010)

Участница Великой Отечественной войны, советская летчица, Герой Советского Союза.

Выполнила 72 боевых вылета на самолете Пе-2, сбросила 45 000 килограмм бомб. В шести воздушных боях ее экипаж сбил 3 истребителя противника в группе.

20. Маресьев Алексей Петрович (07(20).05.1916 18.05.2001)

Участник Великой Отечественной войны, советский военный летчик, Герой Советского Союза.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов врага. 5 апреля 1942 года самолет Маресьева был сбит. 18 суток пробирался летчик к своим. В результате врачи были вынуждены ампутировать обе отмороженные ноги летчика.

Еще в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами.

В феврале 1943 года совершил первый пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизнь двум советским летчикам и сбил сразу 2 вражеских истребителя Fw-190, прикрывавших бомбардировщики Ju-87.

21. Покрышкин Александр Иванович (06(19).03.1913 13.11.1985)

Участник Великой Отечественной войны, советский военачальник, маршал авиации, летчик-ас, первый трижды Герой Советского Союза. Кандидат в члены ЦК КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР, Депутат Верховного Совета СССР.

В Советском Союзе официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе.

22. Кожедуб Иван Никитович (08.06.1920 08.08.1991)

Участник Великой Отечественной войны, советский военачальник, маршал авиации, летчик-ас. Трижды Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР, Народный депутат СССР.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника.

Читайте также:
Лимита это кто в истории СССР - краткий экскурс в прошлое

Летчики герои Великой Отечественной войны 1941 1945, список

2384 дн. с момента
Дня Победы!

Летчики

Среди Героев и дважды Героев Советского Союза было больше всего лётчиков. В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 г., первыми звания Героя Советского Союза были удостоены молодые летчики 158-го истребительного авиационного полка младшие лейтенанты Здоровцев С.И. и Харитонов П.Т., таранившие под Ленинградом немецкие бомбардировщики, и младший лейтенант Жуков М.П., сумевший сбить несколько немецких самолетов.

В конце июля капитан Гастелло Н.Ф. – командир эскадрильи 207-го авиационного полка 42-й бомбардировочной авиационной дивизии, во главе своего экипажа (штурман лейтенант Бурденюк и стрелок лейтенант Калинин) – направил свой подбитый, объятый пламенем самолёт на скопление немецких войск.

Громя фашистов, отстаивая свободу и независимость Родины, советские летчики на протяжении всей войны проявляли массовый героизм. Наши летчики оказали героическое сопротивление опытному, технически превосходящему противнику в начальный период войны, а в августе 1941 г. начали бомбардировки Берлина и других немецких городов.

Несмотря на большой урон, нанесённый в первые дни войны нашей авиации, в результате бомбардировки аэродромов, врагу не удалось сломить высокий моральный дух наших летчиков и их непоколебимую стойкость. Господство в воздухе немецких асов оказалось временным. Люфтваффе начали терпеть поражения в небе Москвы, Сталинграда, Кубани, Курска.

Таранные удары в воздухе прочно вошли в практику боя летного состава всех родов авиации. К примеру, в ходе Великой Отечественной войны летчики-истребители применили воздушный таран в бою около 600 раз. Таранные удары наносились также по наземным целям. Их еще называли огненными таранами. За годы войны летчики-штурмовики совершили около 300 огненных таранов.

Но героизм наших летчиков проявлялся не только в применении таранного удара. Он, прежде всего, заключался в их стремлении нанести врагу максимальный урон, не взирая на его численное преимущество или другие неблагоприятные условия. Обычно советские лётчики от боя не уклонялись, героически сражались с превосходящими силами противника. Кроме этого, ответственность за судьбу своих боевых товарищей и безусловное стремление к выполнению боевой задачи также лежали в основе подвигов наших лётчиков.

Так старший лейтенант Покрышкин А.И., в будущем трижды Герой Советского Союза, на второй день войны вступил в бой с пятью «мессершмиттами» и один самолёт сбил. Старший лейтенант Горовец А.К. вступил в бой с 20-ю (!) немецкими бомбардировщиками, дрался до последнего патрона и уничтожил в этом бою 9 машин противника, за что был удостоен звания Героя Советского Союза.

Развивая тактику боя, советские лётчики в ходе боевой деятельности добивались выдающихся результатов. Среди них трижды Герои Советского Союза: гвардии майор Кожедуб И.Н. и полковник Покрышкин А.И.; дважды Герои Советского Союза: гвардии майор Гулаев Н.Д., гвардии капитан Головачев П.Я., гвардии майор Плотников П.А., гвардии майор Ефремов В.С., гвардии майор Беда Л.И., гвардии майор Одинцов М.П. и многие другие.

Александр Иванович Покрышкин старательно и творчески лично отрабатывал тактические приемы воздушного боя, внимательно изучал тактику неприятеля и делился своим опытом с молодыми летчиками. 30 его учеников стали впоследствии Героями Советского Союза, а шестеро из них дважды удостоились Золотой Звезды Героя. За годы войны только они уничтожили более 500 немецких самолетов.

В дальнейшем ВВС Советской Армии окончательно завоевали господство в воздухе и завершили войну победителями. Но эта Победа досталась нам дорогой ценой. Десятки тысяч советских летчиков погибли, защищая фронтовое небо. Вечная им память и слава!

За отличное выполнение боевых заданий, героизм и мужество около 200 тысяч лётчиков и авиационных техников отмечены государственными наградами. 2420 человек удостоены звания Героя Советского Союза, 65 героев отмечены этим званием дважды и два человека трижды награждены медалью «Золотая Звезда».

Нам бесконечно дороги российские лётчики-герои Покрышкин и Маресьев, Кожедуб и Белоусов, Речкалов и Шипов, Боровых и Андрианов, Плотников и Карпов и многие и многие другие. В годы Великой Отечественной войны 30 женщин – авиаторов стали Героями Советского Союза: Литвяк Л.В., Зеленко Е.И., Буданова Е.В., Шулайкина Л.И., Егорова А.А., Константинова Т.Ф., Литвинова Л.Н. и другие.

Летчики-асы Великой Отечественной войны

Летчики-асы Великой Отечественной войны

Наши летчики-асы во время Великой Отечественной войны наводили ужас на немцев. Широко известным стал возглас “Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!”. Но Александр Покрышкин был не единственным советским асом. Мы вспомнили самых результативных…

Иван Никитович Кожедуб

Иван Кожедуб родился в 1920 году в Черниговской губернии. Он считается самым результативным русским летчиком-истребителем в личном бою, на его счету 64 сбитых самолета.

Читайте также:
Завоевание Римом Италии (история, 5 класс) кратко о подчинении территорий

Начало карьеры прославленного летчика складывалась неудачно, в первом же бою его самолет был серьезно поврежден вражеским «Мессершмитом», а при возвращении на базу его еще по ошибке обстреляли русские зенитчики, и лишь чудом ему удалось приземлиться.

Самолет восстановлению не подлежал, и незадачливого новичка даже хотели перепрофилировать, но командир полка за него заступился. Лишь во время своего 40-го боевого вылета на Курской дуге Кожедуб, сам уже став «батей» — заместителем командира эскадрильи, сбил своего первого «лаптежника», так наши называли немецкие «Юнкерсы». После этого счет пошел на десятки.

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл в небе над Берлином. Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт.

За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьезные повреждения.

Александр Иванович Покрышкин

Покрышкин – один из самых известных асов русской авиации. Родился в 1913 году в Новосибирске. Свою первую победу он одержал уже на второй день войны, сбив немецкий «Мессершмит». Всего на его счету 59 сбитых лично самолетов и 6 в группе. Впрочем, это лишь официальная статистика, поскольку, будучи командиром авиаполка, а затем и авиадивизии, Покрышкин порой отдавал сбитые самолеты молодым пилотам, чтобы поощрить их таким образом.

Его тетрадка, озаглавленная «Тактика истребителей в бою», стала настоящим пособием для воздушной войны. Говорят, что немцы предупреждали о появлении русского аса фразой: «Ахтунг! Ахтунг! Покрышкин в воздухе». Тому, кто собьет Покрышкина, сулили большую награду, но русский летчик оказался немцам не по зубам.

Покрышкин считается изобретателем «кубанской этажерки» – тактического приема воздушного боя, немцы прозвали его «кубанским эскалатором», поскольку расположенные попарно самолеты напоминали гигантскую лестницу. В бою уходившие от первой ступени немецкие самолеты попадали под удар второй, а затем и третьей ступени. Другими его излюбленными приемами были «соколиный удар» и «скоростные «качели».

Стоит отметить, что большинство своих побед Покрышкин одержал в первые годы войны, когда немцы имели значительный перевес в воздухе.

Николай Дмитриевич Гулаев

Родился в 1918 году в станице Аксайской неподалеку от Ростова. Его первый бой напоминает подвиг Кузнечика из кинофильма «В бой идут одни старики»: не имея приказа, впервые в жизни взлетев ночью под вой воздушной тревоги на своем «Яке», ему удалось сбить немецкий ночной истребитель «Хейнкель». За такое самовольство ему объявили взыскание, при этом представив к награде.

В дальнейшем одним сбитым самолетом за вылет Гулаев обычно не ограничивался, трижды он одержал четыре победы в день, дважды уничтожил три самолета, в семи боях сделал дубль. Всего сбил 57 самолетов лично и 3 в группе.

Один вражеский самолет Гулаев, когда у него кончился боезапас, взял на таран, после чего сам попал в штопор и едва успел катапультироваться. Его рискованная манера боя стала символом романтического направления в искусстве воздушного поединка.

Григорий Андреевич Речкалов

Родился в 1920 году в Пермской губернии. Накануне войны на врачебно-летной комиссии у него была обнаружена легкая степень дальтонизма, но командир полка даже не посмотрел на медицинское заключение – пилоты были очень нужны.

Свою первую победу одержал на устаревшем биплане И-153 под номером 13, несчастливом для немцев, как он шутил. Затем попал в группу Покрышкина и прошел обучение на «Аэрокобре» – американском истребителе, который прославился крутым нравом – он очень легко входил в штопор при малейшей ошибке пилота, сами американцы на таких летали неохотно.

Всего сбил 56 самолетов лично и 6 в группе. Пожалуй, ни у одного другого нашего аса на личном счету нет такого разнообразия типов сбитых самолетов, как у Речкалова, это и бомбардировщики, и самолеты штурмовой авиации, и разведчики, и истребители, и транспортники, и относительно редкие трофеи – «Савойя» и ПЗЛ-24.

Георгий Дмитриевич Костылев

Родился в Ораниенбауме, нынешнем Ломоносове, в 1914 году. Лётную практику начинал в Москве на легендарном Тушинском аэрополе, на котором сейчас строится спартаковский стадион.

Легендарный балтийский ас, закрывавший небо над Ленинградом, одержавший наибольшее количество побед в морской авиации, сбил лично не менее 20 самолетов противника и 34 – в группе. Свой первый «Мессершмит» сбил 15 июля 1941-го. Воевал на полученном по лендлизу британском «Харрикейне», на левом борту которого красовалась большая надпись «За Русь!».

В феврале 43-го угодил в штрафбат за то, что устроил разгром в доме майора интендантской службы. Костылев был поражен изобилием явств, которыми тот потчевал своих гостей, и не смог сдержаться, поскольку знал не понаслышке, что происходило в блокадном городе. Его лишили наград, разжаловали в красноармейцы и отправили на Ораниенбаумский плацдарм, в места, где прошло его детство.

Читайте также:
Западный фронт Первой мировой войны причины конфликта и диспозиция сторон, ход военной кампании и основные события, итоги наступлений

Штрафники сберегли героя, и уже в апреле он вновь поднимает в воздух свой истребитель и одерживает победу над врагом. Позже его восстановили в звании, вернули награды, однако вторую Звезду Героя он так и не получил.

Маресьев Алексей Петрович

Человек-легенда, ставший прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», символ мужества и стойкости русского воина. Родился в 1916 году в городе Камышине Саратовской губернии.

В бою с немцами его самолет был подбит, раненному в ноги летчику удалось приземлиться на территории, занятой немцами. После чего он 18 дней ползком выбирался к своим, в госпитале ему ампутировали обе ноги. Но Маресьеву удалось вернуться в строй, он научился ходить на протезах и снова поднялся в небо.

Поначалу ему не доверяли, в бою всякое может случиться, однако Маресьев доказал, что он может воевать не хуже других. В итоге к сбитым до ранения 4 немецким самолетам добавилось еще 7. Повесть Полевого о Маресьеве разрешили напечатать только после войны, чтобы немцы не дай Бог, не подумали, что в советской армии некому воевать, приходится инвалидов посылать.

Попков Виталий Иванович

Этого летчика также нельзя не упомянуть, ведь именно он стал одним из самых известных воплощений летчика-аса в киноискусстве – прототипом знаменитого Маэстро из фильма «В бой идут одни старики». «Поющая эскадрилья» действительно существовала в 5-м гвардейском истребительном авиационном полку, где служил Попков, в ней был свой собственный хор, а два самолета ей подарил сам Леонид Утесов.

Попков родился в Москве в1922 году. Свою первую победу одержал в июне 1942 года над городом Холм. Участвовал в боях на Калининском фронте, на Дону и Курской дуге. Всего он совершил 475 боевых вылетов, провел 117 воздушных боев, лично сбил 41 самолет противника плюс 1 в группе.

В последний день войны Попков в небе над Брно сбил легендарного немца Хартмана, самого результативного аса Второй мировой, но тому удалось приземлиться и остаться в живых, правда, от плена это его все равно не спасло. Популярность Попкова была так велика, что ему при жизни в Москве был поставлен памятник.

Лётчики – герои Великой Отечественной войны, «побратимы Маресьева»

Многим лётчикам Великой Отечественной войны было присвоено звание Героя Советского Союза. Кого мы знаем из геройских лётчиков Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.?

Разумеется, прежде всего – самых результативных лётчиков Второй мировой войны, асов-истребителей.

Самые известные советские асы Второй мировой войны – это Александр Покрышкин и Иван Кожедуб. Этих асов Великой Отечественной войны знают все, от мала до велика. Как и Алексея Маресьева, который научился управлять боевым самолётом на протезах. Другие лётчики асы Второй мировой войны СССР знакомы гораздо меньшему кругу людей. Даже немецкий самый результативный лётчик Второй мировой войны Эрих Хартманн у нас в стране известен больше

Но были и другие лётчики Великой Отечественной войны – Герои Советского Союза, с судьбой как у Маресьева, но оставшейся в тени, практически неизвестной широкой аудитории. Потому, что их истории не попали в то время на глаза какому-нибудь известному писателю.

  1. Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию
  2. Летчик – герой двух войн
  3. Советский лётчик, который и без ноги долетел до Берлина
  4. Ещё один летчик ас времен Великой Отечественной войны, бивший врага и без ног
  5. Безрукий летчик герой ВОВ

Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию

Пилот ВВС Северного флота Захар Артёмович Сорокин, воевавший на истребителе МиГ-3, в первые месяцы войны сбил пять немецких самолётов. Но 25 октября 1941 года во время боя он был ранен и был вынужден посадить повреждённый самолёт в тундре.

Пока раненый в бедро лётчик добирался до людей (почти 70 км, часть из которых – ползком) – он отморозил ноги, и ступни ему пришлось ампутировать.

Долго добивался Сорокин разрешения вернуться в строй. Дошёл до главкома ВМФ адмирала Кузнецова. Наконец, в феврале 43-го вернулся за штурвал истребителя (правда, ему пришлось осваивать уже новый самолёт – американский, «Аэрокобра»).

В августе 1944 года Захар Артёмович получил заслуженную Золотую Звезду.

Летчик – герой двух войн

В 1942 году лишился обеих ног лётчик-истребитель Леонид Георгиевич Белоусов. При этом правую ногу ему пришлось отнять выше колена. Тем не менее, в 1944 году он возвратился в свой полк, восстановил навыки пилота и продолжил воевать на истребителе Ла-5.

Читайте также:
Партизанское движение в годы ВОВ - определение, история и причины

Белоусов Л.Г.

Причём Белоусов уже во второй раз возвращался в строй после тяжелейшего увечья: в феврале 1938 года его И-16 потерпел аварию, из-за которой у пилота очень сильно обгорели лицо и руки. Но и «оставшийся без лица» лётчик продолжил службу – он прошёл всю советско-финскую и Великую Отечественную.

Заслуженная награда нашла своего героя в 1957 году: именно тогда Леонид Георгиевич был удостоен звания Героя Советского Союза.

Советский лётчик, который и без ноги долетел до Берлина

В конце августа 1942 года, в районе города Ржева, бомбардировщик Ильи Антоновича Маликова поразил снаряд немецкого зенитного орудия. При этом пилот получил тяжёлые ранения, однако смог довести повреждённый самолёт до свей территории и посадить его «на брюхо».

Маликов И.А.

В госпитале ему пришлось ампутировать правую ногу. Но на гражданку лётчик не собирался, поэтому в мае 1943 года возвратился в свой полк и снова начал летать. Вначале – на самолёте У-2, выполняя только технические (связные) полёты. А затем – и боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2. Боевых вылетов после ампутации ноги он совершил 66. Последние – уже во время Берлинской наступательной операции.

Золотую звезду Героя Маликов получил в 1946 году, когда после войны продолжал службу в Группе советских войск в Германии.

Ещё один летчик ас времен Великой Отечественной войны, бивший врага и без ног

В число знаменитых летчиков Великой Отечественной войны хотелось бы включить и Георгия Павловича Кузьмина, который храбро сражался на истребителе даже после ампутации ног и, к сожалению, погиб в 30 лет в небе над Донбассом.

19 сентября 1941 года в районе Ельца Кузьмин был тяжело ранен и сбит в воздушном бою. Его внесли в списки потерь как погибшего – не зная, что старший лейтенант совершил вынужденную жёсткую посадку и с простреленными обеими ногами добрался до своих. В госпитале пилоту отрезали ступню левой и часть ступни правой ноги.

Кузьмин Г.П.

А он не смирился с инвалидностью, и в мае 1942-го добился возвращения к боевым вылетам. 28 апреля 1943 года Кузьмин стал Героем Советского Союза (сбил 15 самолётов противника лично и ещё 6 в составе группы).

18 августа 1943 года его самолёт поразил огонь немецкой зенитки. Георгий Павлович успел выпрыгнуть с парашютом, но ему не повезло: парашют загорелся от горящего самолёта.

Безрукий летчик герой ВОВ

В июле 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге, пилот-истребитель Иван Антонович Леонов сбил Fw-190, однако и сам был сбит другим немецким истребителем, получив тяжёлое ранение. Осколок разворотил ему всё левое плечо, но лётчик сумел выбраться из горящего самолёта и спастись на парашюте.

Ампутировать ему пришлось не просто руку, а весь плечевой сустав, вместе с лопаткой. Но после выхода из госпиталя он даже не думал оставлять небо. Управлял этот ас самолётом одной рукой, немного помогая себе самодельным алюминиевым протезом-крюком.

Леонов И.А.

Золотую Звезду Героя этот лётчик получил лишь к 50-летнему юбилею Победы – в 1995 году.

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого открыла всему миру, каким мужеством обладают лётчики СССР, какова сила воли русского характера. Это произведение заслуженно прославило Алексея Петровича Маресьева, и многие думают, что его случай был уникальным. Нет – лётчиков-героев, которые не позволили, чтобы их списали, и продолжили сражаться, было гораздо больше.

Боги войны. Советские лётчики-асы, про которых никто не знает

После завершения Великой Отечественной и разгрома нацистов в тени лётчиков Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина оказались десятки уникальных боевых специалистов, результативность которых, по разным данным, была выше, чем у знаменитой советской “двойки”.

Фото © Фотохроника ТАСС

Разделение на асов и всех остальных

Статистика — инструмент, который в армии всегда любили и уважали. Но после того, как люфтваффе начало “утюжить” советские аэродромы, какое-то время командованию ВВС СССР было не до цифр — нужно было срочно придумывать, как выбить противника, занявшего небо. Такая ситуация сохранялась вплоть до 1942 года, когда приказом № 0685 впервые было определено понятие “боевой вылет”. Вылет считался боевым, если наши самолёты встречались с противником, успешно защищали бомбардировщики, проводили штурм позиций противника и возвращались обратно.

Читайте также:
Медицина в годы ВОВ - врачи армии Советского союза и Германии, подвиги

Фото © Фотохроника ТАСС

У немцев всё было с точностью до наоборот с самого начала — после каждого вылета все лётчики давали подробный отчёт о том, что произошло за время выполнения задания. Как результат — немецкая статистика пестрит уничтоженными самолётами противника, а в число уничтоженных самолётов часто включались и борты, которые удалось превратить в груду металла до отрыва от взлётно-посадочной полосы. При этом самый результативный лётчик из состава советской авиации, трижды герой СССР Иван Кожедуб, был не первым и не единственным лётчиком-асом. Историк Андрей Союстов отмечает, что термин “ас” в Советском Союзе носил лишь условный, нарицательный характер.

Звание “ас” не присваивалось приказом, как тот же “эксперт” у немцев. “Асами” у нас по умолчанию считались Герои Советского Союза. А это звание можно было получить за десять лично сбитых самолётов-бомбардировщиков (разведчиков) или за пятнадцать лично сбитых самолётов других типов

Для того чтобы заслужить неформальное звание аса, нужно было изрядно поработать, да и по большому счёту работа лётчика в небе с точки зрения военной бюрократии не была решающей. Для получения звания лётчику нужно было собрать множество документов и подтверждений, чего в условиях боевой обстановки часто не делали. Именно по этой причине в списке асов те, кому больше повезло, хотя все лётчики бились с противником насмерть. Такое положение дел сохранялось до 1943 года — уничтожение немецкого самолёта (а значит, и награда, и премия) засчитывалось только после подтверждения третьей стороной. Третья сторона, разумеется, в лучшем случае подтверждала лишь половину поражений от общего числа.

Футбол на руинах. Матч возрождения в разорённом войной Сталинграде

Первые после Бога

И хотя достижения Ивана Кожедуба с 64 подтверждёнными уничтожениями и званием трижды Героя Советского Союза никто не принижает, по суммарному соотношению вылетов к победам в советской авиации были лётчики и покруче. Например, второй в списке самых результативных — дважды Герой Советского Союза Николай Речкалов. Всего боевых вылетов — 450 (против 330 у Кожедуба), побед в боях — 65 (64 у Кожедуба). Формально первой строчки в списке суперлётчиков Великой Отечественной его лишили за четыре победы в составе группы, но Кожедуб тоже не летал в одиночку, поэтому система подсчёта до сих пор остаётся непонятной.

День Победы

“Мы никогда бы не стали независимым народом”. Президент Чехии поздравил Путина с Днём Победы

8 мая 2020, 20:46

“Мечты победителей”. Волонтёры исполнили заветное желание 101-летнего ветерана войны — видео

8 мая 2020, 20:01

Горняки Кузбасса совершили круг почёта с портретами фронтовиков на 130-тонных БелАЗах — видео

8 мая 2020, 18:58

Третья строчка рейтинга — легенда советской авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. За советским асом зафиксировано 650 боевых вылетов (больше, чем у Кожедуба и Речкалова) и 140 воздушных боёв (больше, чем у первой “двойки” асов). Личных побед — 59 и ещё шесть групповых, то есть Покрышкин должен стоять на первом месте как самый эффективный лётчик с точки зрения боевого применения авиации.

Однако ни Покрышкин, ни Кожедуб по количеству боевых вылетов не сравнятся с лётчиком Алексеем Решетовым, которого за выносливость и постоянную готовность драться немецкие лётчики прозвали “сталинским дьяволом”. За Решетовым зафиксирован рекорд — 821 боевой вылет и 127 воздушных боёв. И хотя результативность Решетова официально несколько ниже, чем у самых известных лётчиков-асов (22 личные победы и 10 побед в группе), свою Звезду Героя СССР он получил наравне со всеми.

Алексей Решетов со своим ведомым Николаем Сальниковым. Фото © Полки и самолёты

Наградные документы на второго лётчика по общему числу вылетов и боёв вообще едва не затерялись в пыльных кабинетах и полевых штабах. Андрей Кулагин получил свою Звезду Героя лишь в 1944 году, однако уникальный рекорд всё равно остался за ним — 762 боевых вылета и 153 воздушных боя с результатом в 35 сбитых самолётов. Своя Золотая звезда нашла и другого героя — лётчика “восьми полков” Андрея Баклана.

Андрей Кулагин. Фото © История миров

Его результативность поражала командование, поэтому летавший на самолётах Яковлева и Лавочкина ас перебрасывался из полка в полк в качестве руководителя “пожарной команды” — группы быстрого реагирования на вражескую авиацию. К концу войны его результативность составила 722 боевых вылета, 45 воздушных боёв и 44 уничтоженных самолёта противника.

Лётчик Николай Скоморохов с результатом в 605 боевых вылетов, 143 боя и 54 победы, а также Александр Лобанов с 610 вылетами и 100 боями, в которых зафиксировано 32 уничтожения самолётов противника, должны были находиться на одной строчке с Покрышкиным и Кожедубом, однако их документы дошли до штабов Военно-воздушных сил позже, чем успели “сверкнуть” самые известные лётчики-асы.

Читайте также:
Основание Киева - история возникновения столицы государства

Псы войны. Как собаки взрывали нацистов и спасали раненых

Всего, вопреки распространённому заблуждению об уникальности лётчика-аса в военное время, в почётном списке 176 фамилий. Каждый из лётчиков награждён Золотой Звездой Героя СССР за проявленное в бою мужество и уничтожение противника. Примерно десять процентов от всех награждённых Звездой Героя за уничтожение противника в воздухе не дожили до конца войны. Кто-то погиб в воздушном бою, кто-то, как лётчик-ас Фёдор Шикунов (220 вылетов, 54 боя, 22 уничтоженных самолёта), первым ворвался в оккупированную немцами Польшу и не смог увернуться от чудовищного огня с земли.

Фото © Фотохроника ТАСС

После празднования 75-летия со дня разгрома нацистов и Победы советского народа в Великой Отечественной войне почти наверняка станут известны и другие подробности судеб и боевых подвигов советских лётчиков-асов. Однако из-за военной неразберихи вплоть до 1943 года, бюрократии в механизме подтверждения сбитых самолётов и борьбы фронтовых штабов со лжеподвигами и подлогами реальные цифры по лётчикам-асам могут оказаться совсем другими. Военный историк Борис Попов отмечает, что для изучения документов может потребоваться не только доступ в Центральный архив Минобороны России, но и несколько лет времени.

Главная проблема подсчёта в том, что результативность лётчиков в первые два года войны можно установить лишь примерно. С учётом того какие силы были брошены на уничтожение советских городов и как яростно лётчики бились за то, чтобы отбросить немцев назад, уже известные данные совершенно точно можно будет корректировать в сторону увеличения. Это не сочинительство какое-то, просто то, что известно сейчас, это главным образом накоплено уже с того момента, когда авиационные, штурмовые и бомбардировочные полки начали давить немцев обратно, туда, откуда они пришли. Но нельзя забывать, что мясорубка в воздухе была с первого дня войны

Военный историк, кандидат исторических наук

Историки не исключают, что после пересмотра данных об эффективности советских лётчиков вплоть до мая 1945 года может радикально поменяться список самых результативных асов времён Великой Отечественной. Через несколько лет вполне может выясниться, что Покрышкин и Кожедуб могут уступить звание рекордсменов в деле уничтожения авиации люфтваффе почти никому не известным другим советским асам.

В годы Великой Отечественной войны советские летчики громили фашистов несмотря на тяжелейшие травмы.

Леонов Иван Антонович

Иван Леонов родился зимой 1923 года в Брянской области (тогда еще она называлась губернией). И был, что называется, «последышем» – так на Руси называли ребенка, ставшего в семье тринадцатым. После семилетки он окончил железнодорожное училище. И некоторое время работал в депо. Но паренька манило небо, и он пошел в авиаклуб Осоавиахима. А весной 1941-го его призвали в армию. Летные навыки пригодились молодому солдату – с началом войны его отправили на учебу в Армавирскую школу пилотов, а затем – служить на Дальний Восток. После переподготовки в Арзамасе в 1943 году он, пилот «Ла-5», попал на Курскую дугу, где в воздухе сходились в смертельной битве тысячи самолетов одновременно! Как вспоминает сам герой, бои шли в два, а то и в три яруса. В июле он был сбит. Ранение оказалось тяжелейшим: снаряд от вражеской авиапушки попал в бронеплиту, осколком которой Леонову разворотило плечо.

Самолет же превратился в пылающий факел, и пилот с криком «Господи, помоги!», выпрыгнул из кабины. Получив от фашиста еще и пулю, когда уже спускался на парашюте, Иван плюхнулся в яму с водой на ничейной полосе. А рядом… приземлился невредимым немецкий летчик, самолет которого он только что сбил в воздухе. Понятно, что с двух сторон тут же начались попытки спасти своих. «Это был настоящий ад, – вспоминал впоследствии ветеран. – Даже «Катюши» ударили, отсекая фашистскую пехоту, кинувшуюся спасать своего немца. А что такое реактивные минометы, все хорошо знают. В общем, вынесли меня, а немца, который открыл огонь по нашим, убили». Ивана Антоновича прооперировали: ампутировать пришлось не просто руку, но и весь плечевой сустав, в том числе и лопатку.

После выздоровления он и не думал оставлять небо. Всеми правдами и неправдами убедил кадровиков оставить его в строю. Сначала Ивана Леонова отправили на должность офицера наведения в одну из частей. Но с течением времени ему удалось встретиться с легендарным летчиком Михаилом Михайловичем Громовым, командовавшим на тот момент воздушной армией. И не просто поговорить, но и убедить командующего разрешить ему вернуться на летную службу: генерал лично назначил его пилотом самолета связи. Позже вместе с однополчанином он разработали макет дюралюминиевого протеза. Управлял герой самолетом одной рукой. А пилотировать самолет таким образом – задача весьма не простая.
На счету Ивана Леонова 8 вражеских самолетов и 110 боевых вылета, половину из которых он совершил уже без руки. В 1944 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно – в госпитале что-то перепутали и записали его в число погибших. А он воевал и только в 1947 году был уволен из рядов РККА по инвалидности.

Весельчак и очень открытый человек, кавалер множества орденов и медалей, Иван Антонович любит жизнь. Он женился, родил двух дочек, усыновил еще трех и двух мальчиков. В молодости гонял на мотоцикле, будто и не было страшной ампутации. А водительский стаж его составляет более полувека. В 1995 году о необычном ветеране вспомнили и присвоили ему Звезду Героя России. Иван Антонович до сих пор жив и проживает в Туле, где его называют «тульским Маресьевым». А имя его по понятным причинам занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Осенью 1941-го летчик Григорий Кузьмин атаковал армаду фашистских бомбардировщиков, уничтожив два из них, но вынужден был приземлиться на занятой немцами территории. Героя спрятали у себя колхозники, но, увы, стараниями полицаев и гестапо он был обнаружен и помещен в концентрационный лагерь, из которого, правда, вскоре бежал. Партизанил, потом был переправлен на Большую землю, где выяснилось, что ноги его обморожены и нужна срочная ампутация ступней. Григорий Павлович добился возвращения в строй и воевал с большим успехом: на его счету десятки единиц бронетехники и автомобилей, 22 вражеских самолета, живая сила противника, и многое другое. Все это он уничтожил, совершив 278 боевых вылета. Весной 1943-го ему вручили Звезду Героя. А вскоре он трагически погиб: во время очередного боя его самолет, подбитый немецким асом, загорелся. Но Кузьмину удалось покинуть его. Однако парашют тоже охватило пламя, и он сгорел еще в воздухе, погубив Григория Павловича.

К концу войны совершил 157 боевых вылетов. Уничтожил и повредил танков и бронетранспортёров — 76, железнодорожных эшелонов — 6, большое количество автомашин, телег с грузом и живой силой, составов с боеприпасами и продуктами, вывел из строя 18 дотов, разрушил 4 моста, сжёг на аэродромах 9 самолётов врага и сбил в 24 воздушных боях — 5 самолётов.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, Славы всех 3-х степеней; медалями.

Мы часто вспоминаем своих героев, и в нашей истории есть немало славных страниц. Но то, как воевали люди, которых практически списали, то, какую волю они проявляли для того, чтобы вернуться в строй, не поддается нормальному человеческому осмыслению. Понятно только одно: пока в России есть такие герои, завоевать ее невозможно.

Ира, Большое Спасибо!

В истории Отечества всегда были, есть и будут люди-легенды.

Таков Александр Иванович Покрышкин, которого президент США Ф. Рузвельт, выступая в Конгрессе, назвал лучшим летчиком-истребителем Второй мировой войны.

Таня, Спасибо большое за отличное дополнение! Преклоняюсь пред людьми военного поколения. Светлая память ушедшим! Доброго здравия живущим ветеранам!

Тебе, Танечка, доброго дня!

Преклоняюсь пред людьми военного поколения. Светлая память ушедшим! Доброго здравия живущим ветеранам!

Присоединяюсь к твоим словам, Ириша, потому что думаю абсолютно так же

Легендарный лётчик Алексей Маресьев широко известен не только в нашей стране, но и за рубежом. Первый боевой вылет совершил 23 августа 1942 в районе Кривого Рога. Несмотря на инвалидность после известного случая вернулся в небо и успешно воевал совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолётов, в том числе 7, после ранения и ампутации ног.

Иван Никитич Кожедуб

Самый выдающийся ас Великой Отечественной Войны, трижды герой Советского Союза, Иван Никитич Кожедуб, сбил 62 немецких самолета. Больше всех советских летчиков и летчиков союзников. Правда немецкие асы могли похвастаться и более высокими результатами – до 300-т самолетов. Однако, как оказалось впоследствии, в их среде процветали приписки, а так же учитывались самолеты, не успевшие подняться со своих аэродромов. Советские же летчики «рисовали звездочки» только за самолеты, сбитые в воздушном бою. Вот потому-то и имелись у Германии асы с неправдоподобным количеством одержанных побед. Еще бы, ведь большинство французской, польской, а потом и половина советской авиации была уничтожена именно на аэродромах и записана на счет некоторых «героических» немецких асов.
А Иван Никитич Кожедуб мог бы похвастаться 64-я воздушными победами, на две больше, если бы…Дело в том, что в самом конце войны, в небе над Берлином, наши самолеты были внезапно атакованы американскими истребителями, и несколько было сбито. Иван Никитич, не думая о последствиях, поднял в небо свою эскадрилью и лично сбил двух «американцев». После этого инцидента все ожидали международного скандала, но его не случилось. Благополучно приземлившиеся на парашютах американские летчики с ужасом рассказали, что их атаковали немецкие самолеты с огромными крестами. У страха, как говорится, глаза велики.
Но это была не последняя война Ивана Никитича Кожедуба. Через несколько лет он вновь встретился с американскими летчиками, но уже над небом Кореи. Его назначили главнокомандующим нашей военно-воздушной группировкой, расположившейся на аэродромах восточного Китая. Эта была странная война. Даже Китай в ней официально не участвовал. Только китайские добровольцы, миллион из которых погибло. А Южную Корею поддержали США, Австралия и еще с десяток стран, направивших на корейский полуостров свои войска. Советские же летчики вообще носили корейскую военную форму, и даже во время воздушного боя им предписывалось переговариваться по корейски. Однако в бою все забывалось и слышалась только русская речь, а точнее – русский мат.
Ивану Никитичу было строжайше запрещено самому участвовать в боях. Но кто же удержит на земле такого человека. И, как впоследствии выяснилось, он садился в самолет при первом удобном случае и лично сбил 17 американских самолетов. Хотя и сам был один раз сбит, и приземлился на парашюте на нейтральной полосе. Китайские добровольцы сумели спасти его от плена.
Но самый значительный и далеко идущий по своим последствиям случай произошел еще в начале войны, в апреле 1951-го года. Именно тогда Иван Никитич поднял в воздух 44 «Миг-15» и атаковал 48 американских «Б-29» (летающие крепости) в сопровождении 90-а истребителей. Двадцать пять летающих крепостей было сбито. Многие военные аналитики считают, что этим была предотвращена ядерная война, которую американцы планировали начать не позднее 1953-го года. Однако ввиду того, что основной на тот момент носитель ядерного оружия показал свою полную неэффективность, Вашингтон отменил свое решение.
После окончания корейского конфликта, воюющие стороны остались каждая при своем. Если не считать более 2-х миллионов человек – солдат воюющих армий и мирных жителей, навеки упокоившихся на негостеприимных корейских полях.
Что же касается авиационных потерь СССР и США, то они составили:

СССР: 335 самолетов.
США: 1097 самолетов.

Лучшие советские лётчики-асы Великой Отечественной войны. Инфографика

Перед нападением на СССР военно-воздушные силы фашистской Германии не рассматривали советских лётчиков в качестве серьёзных противников. В Люфтваффе было принято считать, что неприятности немецким асам может создать лишь вражеская ПВО. Впрочем, вскоре после агрессии гитлеровцам пришлось кардинально поменять своё отношение к советским лётчикам. Наша авиация оказала захватчикам такой отпор, который нацисты не встречали нигде в Европе.

Смотрите в инфографике АиФ.ru, кто из советских лётчиков-асов сбил больше всего немецких самолётов.

Иван Кожедуб

Иван Никитович Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины). Первая встреча Кожедуба с авиацией началась в аэроклубе химико-технологического техникума города Шостка, куда он поступил после школы. Именно там в апреле 1939 года он совершил свой первый полёт. Красоты родной земли, открывшиеся с высоты 1500 метров, произвели на юношу сильнейшее впечатление и предопределили всю его дальнейшую жизнь. В начале 1940 года Кожедуб был принят в Чугуевское военное авиационное училище. По воспоминаниям однокурсников, летал он много, часто экспериментировал, оттачивая пилотажное мастерство и обожал теорию самолётостроения. Полученные во время учёбы навыки впоследствии очень пригодились Кожедубу: боевую машину, по словам товарищей, он знал лучше, чем свои пять пальцев. За всю войну лётчик ни разу не был сбит, даже сильно повреждённый истребитель он, рискуя жизнью, всегда возвращал на аэродром. После разгрома фашистской Германии Кожедуб продолжил обучение, в 1949 году он с отличием закончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. Крепкие знания и богатый опыт пилота уже очень скоро нашли своё применение. В 1951–52 гг. Кожедуб во время войны в Корее командовал целой авиационной дивизией, его соколы сбили в том конфликте 258 самолётов неприятеля.

Александр Покрышкин

Александр Иванович Покрышкин родился в Новониколаевске (ныне Новосибирск). Он увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, когда увидел в небе полёт самолётов. Впоследствии Покрышкин поступил в 3‑ю Военную школу авиатехников, а в конце 1934 года стал старшим авиатехником 74‑й Таманской стрелковой дивизии.

Однако для того, чтобы стать не авиатехником, а лётчиком, Покрышкину пришлось пройти длинный и непростой путь. Чтобы получить эту профессию, он четыре года настойчиво изучал историю полётов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в лётное училище, однако каждый раз он получал отказ. Ситуация юношу в корне не устраивала и в сентябре 1938 года во время очередного отпуска за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Наконец, в свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием её окончил, теперь уже став лётчиком.

Пройденный учебный путь стоил того: уже в 1941 году, прослыв виртуозом лётного дела, старший лейтенант Покрышкин был назначен заместителем командира эскадрильи. Существует расхожая легенда, что, получив информацию о приближении истребителя этого пилота, немцы начинали передавать друг другу срочные сообщения: «Ахтунг, ахтунг! В небе Покрышкин!».

Николай Гулаев

Николай Дмитриевич Гулаев родился в станице Аксайская (ныне город Аксай Ростовской области). Окончил 7 классов неполной средней школы и школу ФЗУ, вечерами учился в аэроклубе. Это увлечение помогло ему в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году.

Во время войны Гулаев пользовался репутацией сорвиголовы. В августе 1942 года с ним приключился инцидент, который показал как отвагу, так и некую своевольность его характера. У молодого лётчика не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил Гулаев, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты. Вместе с ними полетел и Гулаев, который решил доказать, что он не хуже «стариков». В итоге в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».

Григорий Речкалов

Григорий Андреевич Речкалов родился в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской области). С авиацией он познакомился во время учёбы в кружке планеристов при фабрично-заводском училище Верх-Исетского завода Свердовска. В 1937 году он поступил в Пермскую военную школу лётчиков и впоследствии с успехом её закончил. В 1939 году в звании сержанта он был зачислен в 55-й авиационный истребительный полк в Кировограде.

Основной чертой Речкалова была настойчивость. Несмотря на то, что медкомиссия определила у лётчика дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк. По словам сослуживцев, Речкалов отличался довольно неровным характером. Являя образец дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника.

Кирилл Евстигнеев

Кирилл Алексеевич Евстигнеев родился в селе Хохлы Птиченской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Хохлы Кушмянского сельсовета Шумихинского района Курганской области). По воспоминаниям односельчан, он рос крепким и очень выносливым мальчиком.

Занятия в аэроклубе Евстигнеев совмещал с работой на Челябинском тракторном заводе. Позднее он закончил Бирмскую военную школу лётчиков. Наблюдая за лёгким и точным каскадом исполняемых им в воздухе фигур, было трудно предположить, что Евстигнеев страдает недугом, имея который, запрещалось служить в авиации, — язвенной болезнью. Однако, как и другой лётчик-ас Речкалов, Естигнеев проявил настойчивость и добился того, чтобы его оставили на службе. Мастерство пилота было так высоко, что, по рассказам сослуживцев, он мог приземлить истребитель на одно колесо или же на расчищенную от снега узкую дорожку между двумя метровыми ледяными барьерами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: