Культура ислама кратко об особенностях развития мусульманского искусства

Культура ислама — кратко об особенностях развития, достижениях и влиянии

Немногие специалисты могут рассказать о культуре ислама кратко. Ведь она создавалась под многовековым влиянием религии, именно её устои и особенности лежат в основе наук, искусства, ремесел. В мусульманских странах слишком много запретов, которые отражаются на их мировоззрении. Но и строгие ограничения не мешают таким государствам развиваться в разных направлениях.

Важность религии

В переводе с арабского языка слово «ислам» означает «покорность». Это одна из мировых религий, последователями которой являются мусульмане. Впервые она появилась еще во II столетии в Аравии, а основателем считается пророк Мухаммед. На самом деле ислам долгие годы складывался под особым влиянием иудаизма и христианства. Но в результате завоеваний Ближнего и Среднего востока эта религия распространилась и там.

Все принципы отражены в главной книге мусульман — Коране. Последователи религии верят в бессмертную душу и загробную жизнь. При этом они соблюдают пять предписанных правил:

  • Верить нужно только в Аллаха и его посланника Мухаммеда.
  • Необходимо 5 раз в день совершать молитвы.
  • Обязательно подавать в пользу бедных милостыню.
  • В месяц Рамадан все должны соблюдать пост.
  • Хотя бы раз в жизни мусульмане совершают паломничество в Мекку — хадж.

    После смерти пророка Мухаммеда в 632 году религия раскололась на два течения — шиизм и суннизм. Но все мусульмане верят в единого бога, ангелов, священные книги, пророков и посланников, существование ада и рая. Позже появилось такое понятие, как предопределение. То есть считается, что всё происходящее в мире и жизни каждого человека обусловлено волей всевышнего.

    Ислам значительно повлиял на культуру тех государств, в которых он распространён. Это отражается в особых религиозных традициях, архитектуре и науке, искусствах. Коран регулирует даже этичное поведение человека, социальные отношения, юридическую деятельность.

    Развитие наук

    Божественные откровения ислама побуждали древние цивилизации к изучению наук. Сначала люди пытались истолковать Коран, чтобы приобрести необходимые знания. На основе религиозного наследия и началось развитие:

    • математики;
    • астрономии;
    • химии;
    • истории и географии;
    • медицины.

    Именно ислам подарил всему миру арабскую систему цифр. Она позволила проводить письменные расчёты, а также был создан нуль как символ пустого места. Именно мусульмане изобрели десятичную систему исчисления, создали основные четыре арифметических действия, научились решать задачи с дробями. В арабском языке возникли такие термины как «алгоритм» и «алгебра».

    В древних мусульманских странах развивалась химия. Местные ученые часто работали с разными веществами, металлами, полезными ископаемыми и минералами. Они добывали и перерабатывали их.

    Ислам дал начало и таким наукам, как физика и астрономия. Многие ученые написали особые работы, которые были переведены на европейские языки. Исследования мусульман позволили открыть некоторые звёзды, объяснили движение космических объектов. В исламских странах люди верили в астрологов и их предсказания.

    Мусульмане работали над созданием трактатов по географии. Они составили атлас из 71 карты и написали первый в мире учебник. В 13 веке в исламских странах появился глобус. А некоторые географы путешествовали практически через весь земной шар. Хотя считается, что мыс Доброй Надежды открыл Васко да Гама, на самом деле на тех берегах задолго до этого события уже обитали мусульмане. Они плавали туда с торговыми целями и с намерением распространить свою веру.

    Тесно взаимосвязаны мусульманская культура, религия и медицина. Врачеванием в тех странах занимались многие учёные. А Ар-Рази составил самую большую медицинскую энциклопедию. В её основу легли опыты и наблюдения из его врачебной практики, а также знания из священного Корана.

    Искусство ислама

    В краткий доклад или сообщение на тему мусульманской культуры стоит включить информацию о разных видах искусства. Ислам ограничивает их религиозными принципами, но современные художественные культы иногда попадают под влияние Европы и США. В мусульманских странах развито несколько видов искусств:

    • каллиграфия;
    • миниатюра;
    • керамика;
    • ковроткачество.

    В исламе запрещено изображать человека, хотя на самом деле в Коране нет четких указаний по этому поводу. Но истинные правоверные считают, что некоторые предания и поступки пророка Мухаммеда не разрешают рисовать не только людей, но и любых других живых существ. Ислам осуждает изготовление идолов как объектов поклонения, защищает своих приверженцев от многобожия. А также запрещено изображать человека с четкими чертами лица, так художник может уподобить его самому Создателю. Из-за таких принципов Коран никогда не иллюстрируется, в мечетях также нет изображений святых. Но мусульмане часто используют миниатюры, рисуют уменьшенные человеческие фигуры.

    В связи с подобными запретами хорошо развилась каллиграфия. Так называют умение писать разборчивым и четким почерком. Сначала мастера копировали священные тексты из Корана, но позже создавали собственные орнаментально-ритмические композиции. В некоторых случаях каллиграфия сочетает в себе буквы с растительными или геометрическими узорами.

    В исламе зародилась миниатюра, в основу которой легли традиции настенной живописи. Довольно быстро этот вид искусства распространился и в другие восточные страны, где редко соблюдают запрет на изображение живых существ. В Азербайджане, Иране и Турции развилась архитектурная керамика. Мастера создавали узорные кирпичные кладки, особым образом облицовывали здания, а также расписывали фаянсовые сосуды.

    Мусульманские страны известны своими коврами. До сих пор в этих государствах продают изделия, сотканные вручную. Самыми дорогими считаются ковры из Персии, Турции и Азербайджана. Они довольно дорогие, зато благодаря высокому качеству могут прослужить не одно десятилетие.

    Читайте также:
    Культура - функции, виды, структура, система и развитие, формы

    Мусульманская литература

    Исламскую литературу можно разделить на два вида — религиозную и художественную. В первом случае главной книгой считается Коран. Это святыня для арабов и других народов, которые обратились в ислам. А также к религиозной литературе относятся сборники Хадисов, которые рассказывают о жизни пророка Мухаммеда. Самыми достоверными у суннитов являются 6 книг Кутуб ас-ситта — это «Сахих», «Сунан» и «Джами» разных авторов. Шиитские хадисоведы написали собственные сборники. У них самых важных только четыре:

    • «Аль-Кафи».
    • «Тахзиб аль-акхам».
    • «Аль-Истибсар».
    • «Ман ла йахдуруху-ль-факих».

    Что касается художественной литературы, то здесь самыми известными произведениями являются сборники легенд и сказаний, а также народный эпос и мифы. Практически во всём мире есть переводы книги «Тысяча и одна ночь», которая включает пересказы разных историй от лица персидской царевны Шахерезады. Известным стал и иранский народный эпос «Шахнаме» о мифах и героях в истории Ирана.

    Уже появились авторы, которые создают философские романы. Первыми были Ибн ан-Нафис и Ибн Туфайль. Основы исламской литературы составляют книги разных мусульманских народов. Достойные произведения пишут арабы, иранцы, турки и азербайджанцы. А также ценится литература Индонезии, Пакистана, Сомали, Урду.

    Некоторые книги были переведены на латинский и английский языки. Они послужили вдохновением для известных писателей: Даниэля Дефо, Данте Алигьери, Шекспира. На мировоззрение этих творцов повлияли мусульманские сюжеты.

    Особенности архитектуры

    В реферате об исламской культуре стоит рассказать также и об архитектуре. Изначально мастера строили только культовые сооружения — минареты, мавзолеи и мечети. Но позже появилась необходимость в создании библиотек, общественных бань, госпиталей, крытых рынков и цитаделей. Современные жители мусульманских городов привыкли использовать культурное наследие своих предков. Они ищут места, где уже есть старые здания, и преобразовывают их на современный манер. Даже древние цивилизации ислама во время завоевания городов не разрушали сооружения, а просто переделывали их.

    При строительстве мусульмане пользуются критерием полезности. Архитекторы старались разрабатывать универсальные методы возведения зданий. Они применяли их как при строительстве дворцового павильона, так и для создания мощной цитадели. А мусульманские математики разработали специальные способы преобразования простейших геометрических фигур в сложные конструкции.

    Архитектура стран Востока отличается изысканными формами и богатой отделкой. Архитекторы сочетают полировку, мозаику, роспись и резьбу. Они предпочитают работать с мрамором, стеклом и деревом. Некоторые здания снаружи выглядят непритязательными, но за их стенами скрываются красивые внутренние дворы с мраморными фонтанами.

    Практически во всех дворцах и богатых домах есть собственные сады или оранжереи. Выращиванию разных растений и цветов архитекторы уделяли особое внимание, так как флора очень ценится в мусульманских странах. Как в случае с изобразительным искусством, так и в зодчестве запрещено использовать изображение людей. Фрески и мозаики могут передавать разные природные явления или исторические события, но лица и тела человека на них не будет.

    Мусульманская культура довольно оригинальная и самобытная. Она завораживает своим глубоким смыслом, эстетикой и красотой. Ее невозможно перепутать ни с одной другой мировой культурой.

    Особенности художественной культуры ислама

    Распространение ислама сопровождалось резким культурным подъемомв странах этого региона.

    Архитектура и искусство.В области изобразительного искусства запрещается реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.

    Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска – своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений растительности, геометрических фигур и изящных надписей арабской вязью. Но арабеска – это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом.

    В то же время в арабоязычных странах не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах.

    В ниабольшей степени проявляются национальные особенности арабоязычных стран в декоративно-прикладном искусстве – росписи на тканях, керамике, металлических сосудах и др. В целом декоративно-прикладное искусство не вполне согласовывалось с установками исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям различных народов халифата и подтверждало тот факт, что не все искусство было подчинено религиозным установкам.

    Мечеть (араб. «масджид» – место, где совершают земные поклоны) как основное культовое сооружение возводится с 7-8 вв. в подражание христианским храмам. Первая мечеть появилась в селении Куба сразу после прибытия Мухаммада в Медину – 4-хугольный двор с навесом вдоль стен. Сначала к зданию мечети не предъявляли особых требований, но в нем должны отсутствовать идолы или изображения живых существ. Любое здание, способное вместить в пятницу всех верующих данной округи. Использовали христианские церкви, храмы зороастрийцев, языческие храмы, к которым пристраивали двор с водоемом для омовения.

    Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда к ней начали пристраивать минарет (от араб. – «маяк») – башню, с которой возглашают призыв на молитву. Минарет может составлять единый ансамбль с мечетью или строился отдельно. Имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни. Количество минаретов различно, но чаще – два, что символизирует руки, возносящие молитвы Богу.

    Читайте также:
    Рыцари история и легенды происхождения, характеристика вооружения

    Внутри мечети в одной из стен делают михраб – нишу, направление в сторону Мекки. Туда лицо молящегося. Прежде чем принять согбенную позу молитвы, человек предстает перед Богом во весь рост. Михраб должен напоминать жемчужину, т.к. именно ее Бог сотворил первой. Справа от михраба минбар – кафедра для проповедника, а в центральной мечети рядом отгораживается деревянной решеткой максуда – павильон для правителя и иных высокопоставленных лиц.

    С самого начала мечеть не только молитвенное, но и общественное здание (резиденция правителя, казна, место для хранения важных документов, суд, школа, ночлег для странников). Постепенно мечеть освобождается от светских функций, но нет обряда освящения храма. В мечети требуется чистота, снять обувь, женщины молятся отдельно.

    Архитектура мечети – космос мусульманина. Верхняя точка купола символизирует Единосущного; пространство купола – Дух; само здание – символ земного бытия. Часто надписи над дверями мечетей предупреждают о входе в иное пространство. Особая символическая роль порога в исламе. Вход в мечеть всегда открыт.

    Существует устойчивая символика цвета: белый символизирует ислам; желтый – веру; темно-синий – божественную милость; зеленый – устойчивый покой; красный – интуитивное знание; черный – страстную любовь к богу.

    Перед молитвой раздается пение муэдзина -«призывающего». С минарета, повернувшись в сторону Мекки, держась за мочки ушей большим и указательным пальцами, нараспев читает азан («молитвенный призыв»).: «Аллах велик. Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха. Идите на молитву. Ищите спасения».

    К наиболее известным ранним памятникам относится мечеть Омейядов в Дамаске (705-715 гг.), перестроенная христианская базилика.. Чудом архитектуры мавританской Испании является соборная мечеть г. Кордова, заложенная в 785 г. и достроенная в 10 в. Внутренний объем мечети разделен 800 колоннами, которые попарно соединены подковообразными красно-белыми арками. Зал из мрамора, порфира и яшмы освещается 1000 подвесных серебряных лампад.

    В Испании (Гранада) в 14 в. был построен знаменитый архитектурный ансамбль дворец Альгамбра.

    В Средней Азии и Иране наряду с колонной мечетью получили распространение 4-х айванные ансамбли (айваны -сводчатые залы, открывающиеся во внутренний двор мечети). Айваны используются и как место для занятий По углам фасада высятся минареты. Например, Площадь Регистан в Самарканде, образованная тремя порталами медресе. Мечеть Биби-ханым в Самарканде (1404). По замыслу Тимура самое величественное здание на земле. Вход в мечеть – через арку, между двух 8-гранных минаретов.

    Грандиозные купола Самарканда облицованы керамической плиткой сине-голубого цвета, сливающегося с небом. Наружные стены украшены мозаикой, во внутреннем убранстве преобладает растительный орнамент и сочетание синего и золотого.

    Семейная усыпальница Тимура – Гур-Эмир (нач. 15 в.). На 8-гранном основании – высокий барабан, на котором покоится ребристый голубой купол. Внутри мрамор, до высоты человека – нефрит. Из темного нефрита надгробие Тимура, окруженное ажурной мраморной оградой.

    В Индии в 13 в. сформировались особенности местной архитектуры: сочетание камней разных пород и цветов, здания на платформе и украшались по углам шлемовидными куполами. Период Великих Моголов (16-17 вв.) – сочетание изящества с грандиозностью – мавзолей Тадж-Махал (Агра, 1632-1650).

    Многочисленные города, основанные арабами (Каир, Багдад и др.), строились по заранее разработанным планам, в которых предусматривалась ширина улиц, расположение дворцовых комплексов, жилых кварталов, базаров и т.п. Города не изолировались – выход в степь для выгона скота. Через центр города дорога -как в Мекке. В центре мечеть и дворец, окруженные обширным рынком. Позднее дворцы на краю. Каждому племени свой квартал: город объединял всех вокруг веры.

    Арабская литература имеет глубокие доисламские корни. «Когда арабы жили в пустынях, они были народом бесписьменным и для увековечивания чего-нибудь прибегали к запоминанию и изустной передаче. Поэтому-то поэзия и стала для них вместилищем знаний памяткой о битвах и родословиях», – отмечал ал-Бируни (973- ок.1050). Главным жанром поэзии была касида (поэма, ода), которая содержала много сюжетов о природе, домашних животных, о любви.

    Расцвет арабоязычной поэзии приходится на 9-11 вв. Автором многочисленных рубаи – афористических четверостиший был классик персидско-таджикской поэзии, математик, астроном и философ Омар Хайям (1048-1123). В основе его творений было прославление мирских наслаждений, что явно не соответствовало догматическим принципам ислама.

    В Испании благодаря творчеству Ибн Кузмана (1080-1160) возник своеобразный жанр строфической поэзии – заджал (мелодия), который повлиял на формирование ранней провансальской лирики и поэзии вагантов.

    Среди прозаических произведений получает развитие жанр сатиры, содержащей выпады против отдельных правителей и богачей, но не затрагивающей социальной системы в целом. К этому направлению следует отнести макаму (рассказ, новеллу), которая возникла в 12 в. на основе городского фольклора. В ней воспевается тип героя-ловкача, у которого высокая образованность и ум сочетается с цинизмом и плутовством. Также в 12 в. на основе фольклора многих народов халифата окончательно сложился цикл сказок «1001 ночь».

    До середины 9 в. исламский мир знал только литературу, написанную на священном языке Корана – арабском (в основном – поэмы). Потом возникла вторая исламская литература – неоперсидская в Иране, распространившаяся затем в районы Средней Азии и Закавказья. Достижением этой литературы было создание жанра эпической поэмы, самые известные из которых «Шах-Наме» (Книга царей) Фирдоуси (925-1020) и «Хамсе» (Пятерицы) Низами (ок.1141-1209).

    Читайте также:
    Лунная соната история создания произведения Людвига ван Бетховена

    Отличительной чертой средневековой арабской культуры явилось развитие точных наук и философии. Арабы усердно изучали и переводили произведения греческих классиков, ученых Индии и других стран. Аристотель, Гиппократ, Евклид, Птоломей был хорошо известны арабским ученым, а европейцы впервые познакомились с этими авторами по переводам на латинский язык с арабского. В столицах разных халифатов – Багдаде, Кордове, Каире – существовали высшие школы, наподобие средневековых европейских университетов, – медресе (от араб. «изучать»). Крупные библиотеки с сотнями тысяч рукописей были созданы в Каире, Кордове и др. городах. В Багдаде, Дамаске и Самарканде имелись большие обсерватории, благодаря которым арабские астрономы открыли много новых звезд и составили карты звездного неба.

    Ученые пользовались покровительством и материальной поддержкой официальных властей. Например, халиф ал-Мамун создал в Багдаде «Дом науки» – своеобразную академию, в которой размещались библиотеки, лаборатории, коллегии переводчиков и предоставлялись места для проживания ученым.

    В медицине арабы не только освоили опыт античных медиков, но и значительно продвинулись вперед. Они использовали в своей работе вивисекцию (операцию на живом животном с целью изучения функций организма), тщательно изучали анатомию, свойства различных лекарственных препаратов. Большой известностью не только на Востоке, но и в Европе пользовался Ибн Сина (Авицена, 980-1037), таджик по национальности. Главное его произведение – «Канон врачебной науки», в частности, высказал предположение, что некоторые болезни передаются невидимыми «мельчайшими животными».

    Средневековый математик Аль-Хорезми (787-ок.850) прославился своими сочинениями по алгебре (это слово арабское), его имя вошло в математику для обозначения системы вычислений, выполняемых по строго определенным правилам – алгоритм. Аль-Хорезми вычислил размеры Земли, которая признавалась им как шарообразное тело.

    Общепризнаны достижения арабских философов. Среди них практически не было атеистов, но поражает различие точек зрения на проблемы мироздания.

    В 8 в. возникло движение кадаритов, которые поставили под сомнение догмат о фатальной предопределенности судьбы человека. На основе рационализма греческих философов отстаивали идею свободной воли, т.е. ответственности человека за свои поступки.

    Живший в Испании философ Ибн Рушд (Аверроэс, 1126-1198), развивая материализм Аристотеля, отстаивал идеи о вечности и несотворенности мира, отрицал бессмертность индивидуальной души. На основе учения Ибн Рушда в Европе возникло материалистическое направление «латинского аверроизма».

    Значительный вклад в развитие мировой науки внесли произведения арабских историков, географов, экономистов. С конца 7 в. на арабском, также персидском, турецком, малайском непрерывно писались труды по всемирной истории и отдельных народов, хроники и генеалогические летописи царских династий и отдельных родов, составлялись биографические словари. Интерес и к культуре других народов: описания путешествий, достопримечательностей, происшествий и глобальных событий.

    Хотя историческое повествование было рассчитано не только на интеллектуалов, но исследуются сложные проблемы философии истории – Бируни в 11 в. обзор по категории времени.

    Если в Западной Европе единая хронология формируется с 11 в., в исламе – с 8 в. Анализ достоверности письменных или устных источников, сопоставление, критический анализ. Образец «История» Ат-Табари 10 в.

    Обычай хронологической организации материала позволил 14 в. Ибн Хальдуну осмыслить взаимосвязь исторических событий и проследить возникновение, развитие и упадок отдельных социальных общностей (арабов, берберов, персов, византийцев). Любое общество, по Ибн Хальдуну, колеблется между кочевым и городским образом жизни. Развитие происходит под влиянием экономических и политических процессов ( внутренний источник).

    Возникновение религии ислама и начало арабской экспансии в период раннего средневековья способствовали возникновению нового типа цивилизации – арабо-мусульманской. Особенность ее – полиэтнический состав и одновременно культурно-историческая устойчивость. На основе создания общего культурного пространства ислам и художественные традиции разных народов обогатили друг друга, а некоторые национальные жанры и сюжетные линии приобрели общемусульманское значение.

    § 3. Ислам и искусство

    § 3. Ислам и искусство

    Развитие искусства в мусульманском мире. Распространение ислама способствовало бурному развитию различных видов искусства. Традиционные мусульманские школы зодчества, прикладного и изобразительного искусства формировались и развивались под влиянием существовавших раннесредневековых школ. Обращаясь к художественным традициям византийских, персидских, коптских, туркестанских, согдийских и индийских мастеров, мусульманские зодчие и живописцы использовали известные эстетические приёмы для выражения духовного превосходства ислама.

    В VI–VII вв. искусство народов Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки было проникнуто религиозными идеями. Монументальная скульптура и искусство Сирии, Палестины, Египта и Северного Азербайджана характеризовались христианскими мотивами. Творчество персидских мастеров содержало мифологические сюжеты и зооморфные изображения символического значения, связанные с зороастризмом. Художественные традиции народов Афганистана развивались под влиянием буддизма, а памятники зодчества и прикладного искусства народов Центральной Азии содержали элементы местных языческих культов.

    Ислам оказал значительное влияние и на искусство мусульманских народов России. Подчёркивая этот факт, президент Республики Татарстан М. Ш. Шаймиев сказал: «Ислам является историей, образом жизни, основой культуры и искусства татарского народа». Для мусульманских народов ислам нечто большее, чем просто религия. С ним связано становление государственности и развитие языка, формирование культурных традиций и образа жизни. Искусство, музыка, литература, поэзия, архитектура — все сферы культурной и духовной жизни мусульман проникнуты духом Священного Корана и исламской религии. В национальных костюмах тоже прослеживаются исламские традиции: женские наряды скромны, закрывают волосы, плечи, руки и ноги, но в то же время они подчёркивают изящество и таинственность образа женщины-мусульманки.

    Читайте также:
    Сообщение о флейте определение, история создания инструмента

    Строгие монотеистические традиции определили религиозный запрет на изображение людей и животных, особенно в тех случаях, когда это может привести к обожествлению творений или отвлечь от поклонения Аллаху. Благодаря этому творческая энергия скульпторов и живописцев была направлена на развитие декоративно-прикладного искусства. Удивительные по красоте и замыслу геометрические, растительные и письменные орнаменты не просто радуют глаз; они отражают философские принципы бесконечности, гармонии и многообразности.

    Памятники мусульманского зодчества, хотя и сохраняли определённые элементы местных школ, с самого раннего периода распространения ислама стали выражением мусульманской духовности. Словно отражая дуализм человеческой природы, фасад мечетей и культовых сооружений подчёркивал величие и могущество ислама, а их интерьер символизировал духовный поиск в мире гармонии и порядка, наводил верующих на философские размышления.

    Музыкальные традиции в мусульманском мире тоже имеют свои особенности. Удивительная ритмичность Священного Корана и азана сформировали особое отношение к этому виду искусства у мусульманских философов и суфиев, которые рассматривали музыку в первую очередь как средство нравственного воспитания и духовного обогащения. В период расцвета исламской культуры арсенал музыкальных инструментов значительно обогатился.

    Каллиграфия и миниатюрное искусство. Интерес мусульман к литературе, поэзии и наукам способствовал развитию книгоиздания, каллиграфии, декоративного и миниатюрного искусства. Правители, учёные и коллекционеры собирали рукописи и заказывали уникальные издания, которые переписывались известными каллиграфами и иллюстрировались искусными живописцами. Чтобы книги жили долго, мастера изготавливали переплёты из кожи и других прочных материалов, заботились о качестве бумаги и чернил. Для обеспечения гладкости бумага окрашивалась, крахмалилась, а затем глянцевалась. Существовали рецепты приготовления различных сортов чернил и красок, а также правила обращения с пером и его хранения.

    Формы букв служили поэтическими метафорами, символизировали могущество слова и существующую во Вселенной взаимосвязь. Издревле народы Аравийского полуострова применяли почерк куфи с прямолинейными и угловатыми буквами, который позже породил семейство «сухих» почерков. Легендарный каллиграф Мухаммад бин Мукла (886–940) изобрёл главный принцип «мягких», курсивных почерков — «окружность диаметром в алиф» — и на его основе разработал шесть почерков с тонкими линиями и округлыми формами букв. Его последователи Ибн аль-Бавваб (ум. 1022) и Джамал-ад-дин аль-Мустасими (ум. 698/1298) внесли свой вклад в усовершенствование этих почерков, ставших в итоге «классической шестёркой» (ситта): насх, сульс, мухаккак, рейхан, тауки ирика. Вплоть до XVI в. они служили образцом мастерам каллиграфии, и на их основе были созданы иранские (персидские) и турецкие (оттоманские) почерки: талик, насталик, шикастах, дивани, иджаза, рука, саякат. Так, персидский мастер Мирали Тебризи (ок. 1330–1405) придал окончательную форму почерку насталик, для которого характерны длинные штрихи с заострёнными концами. В Османской Турции каллиграфия достигла высокого уровня во многом благодаря усилиям шейха Хамдуллаха (1436–1519) и его последователей.

    Параллельно с развитием каллиграфии возникали и совершенствовались виды письменного орнамента, который использовался не только для украшения рукописей, но и в прикладном искусстве. Аяты Священного Корана и высказывания Пророка, записанные каллиграфической вязью, украшали стены мечетей, Медресе и дворцов. Мудрые изречения, вставленные в растительный или геометрический орнамент, придавали особую красоту всевозможным глиняным и бронзовым изделиям.

    Одним из наиболее характерных жанров мусульманского искусства стала миниатюрная живопись, которой были свойственны изящество и богатая цветовая палитра. Миниатюры создавались на бумаге, слоновой кости, глиняных и прочих изделиях. Большой популярностью пользовались экспрессивные книжные миниатюры. Особой популярностью миниатюристов пользовались сборник прозаических новелл «Макамы» аль-Харири (ум. 1122), героический эпос «Шахнаме» Абу аль-Касима Фирдоуси (ок. 940–1020), «Хамсе» Низами Гянджеви (1141–1209).

    Багдад, Шираз, Герат, Тебриз и другие города славились своими традициями миниатюрного творчества. Если в рукописях, оформленных в Халебе и Дамаске, ощущается влияние византийской живописи, то миниатюры, созданные в Мосуле и Багдаде, отражают торжественность придворного стиля. Новые приёмы в миниатюрное искусство привнёс выдающийся багдадский живописец конца XIV века Джунейд ас-Султани. Изысканностью сложных многофигурных композиций отличалось творчество видного представителя тебризской школы Камал-ад-дина Бехзада (1455–1535) и его последователей.

    В XVI–XVII вв. традиционные приёмы миниатюрного искусства поддерживались мастерами из Бухары и Самарканда. Большой вклад в развитие этого вида искусства внесли турецкие мастера, создавшие самобытное направление, для которого были характерны некоторая угловатость фигур и прозаичность композиций.

    В конце XVI века при дворе сефевидского шаха Аббаса I возникла школа, основанная придворным мастером Али Резой Тебризи. Его произведения, известные далеко за пределами Ирана, отличались элементами реализма. Во второй половине XVII века иранские и азербайджанские миниатюристы освоили стили западноевропейских художников, сочетая их с романтическими традициями сефевидской живописи.

    Прикладное искусство. Расцвет ремесленничества и торговли в мусульманском мире послужил толчком для развития прикладного искусства, которое отличалось высоким мастерством исполнения и разнообразием изделий. Во всех уголках Халифата изготавливались шёлковые ткани, расписная керамика, бумага, предметы из металла, кожи и слоновой кости, ювелирные изделия, стальное оружие, бронзовые люстры и многое другое. Многие предметы быта, украшенные удивительным орнаментом, представляют собой шедевры народного творчества, хотя имена большинства авторов остались неизвестными.

    Читайте также:
    Классицизм в музыке определение, кратко об особенностях музыкального стиля, характерные черты, основные этапы формирования, список известных представителей

    Среди живописных решений художественного оформления архитектурных сооружений и произведений прикладного искусства большое значение приобрели арабески. Так была названа система орнамента, состоящая из ритмически повторяющихся геометрических и растительных узоров, иногда включающих надписи и изображения животных. Популярность арабесок была связана с определённым взглядом на пропорцию и гармонию, не терпящим пустых пространств, не заполненных сложным рисунком.

    Растительный орнамент занимает одно из основных мест в декоративно-прикладном искусстве мусульманских народов. Он поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний. Рядом со степными узорами азиатского и древнеэллинского происхождения (тюльпаны, пальметты, трилистники) мирно уживаются в стилевом единстве изображения садовых и полевых растений более позднего происхождения. На некоторых предметах встречаются и фантастические цветы, но даже в своей фантазии народные умельцы руководствовались чувством меры, ритма, масштаба.

    Геометрический орнамент уступает по своему распространению цветочно-растительным узорам. Тем не менее он тоже широко применялся для декорации сельских жилищ, ювелирных изделий и органически связывался с узорным ткачеством. Некоторые виды геометрического орнамента использовались для украшения надгробных камней.

    Иногда в декоративные узоры включались силуэты: людей и животных, однако в XIV–XV вв. они практически исчезают из орнаментов, а на смену им приходит каллиграфическая вязь, привлекающая внимание не только содержанием текста, но и удивительным по красоте и исполнению почерком.

    Во всех областях мусульманского мира процветала художественная обработка металла. Изделия из бронзы и латуни — чаши и кувшины, подсвечники и курильницы — украшались гравировкой и чеканкой, иногда они имели форму диких зверей и птиц. Бронзовые пластины с прорезным и чеканным узором украшали створки дверей в крупных мечетях и дворцах. Внимание созерцателей привлекала не столько форма изделий, сколько мастерски выполненный орнамент.

    Из больших кристаллов ремесленники искусно вырезали бокалы, флаконы и кувшины, на поверхности которых чёткими линиями гравировали декоративные композиции. Пышные узоры украшали рукодельные ковры. Золотым шитьём покрывали занавесы, одеяла, подушки, подолы длинных одежд. Разнообразием композиций отличались узоры дорогих тканей, особенно шёлковых.

    Кожаная мозаика находит применение в создании узорной обуви. Сапожки (ичиги), прекрасные образцы художественно-конструктивного решения обуви, своей популярностью обязаны тонкому умению и технической изобретательности создателей, сложной природе ичижного шва, остроумному расположению мозаичных узоров, скрывающих место стачивания швов.

    При создании узора сапожков кожа разного цвета складывалась слоями, а затем прорезалась особым способом по орнаментальным трафаретам. Из кусочков кожи составлялся сложный узор, а затем они сшивались встык вощёной нитью с одновременным прокладыванием декоративного шва в виде узлов вышивальной цепочки из цветных шёлковых и в отдельных случаях золотых или серебряных нитей. В получившемся вышивальном шве чередовались участки двух-трёх разных цветов.

    Читайте также

    Искусство

    Искусство Исламская традиция с любовью и восхищением относится к красоте и призывает к ней во всем. Однако считается, что приоритет принадлежит нравственности, а не эстетике, т. е. ислам утверждает, что принцип эстетики следует за принципом нравственности и связан с ним.

    Исламское искусство

    Исламское искусство Арабский халифат, возникший в VII веке, постепенно стал огромным государством, территория которого на западе включала Северную Африку и Испанию, на востоке доходила до границ Индии и Китая, на севере – до степей Казахстана. Вошедшие в состав Халифата

    Искусство и творение

    Искусство и творение В периоды кризиса мы всегда надеемся и ждем, что явятся творцы, множество творцов, люди, которые, подобно Христу, пройдут по водам нашего взвихренного бытия, дабы заменить его бытием спасительным.Если говорится о творении, значит, наше бытие не

    Искусство святости [263]

    Искусство святости [263] Пока поеживается в постели Мое постыдное не хочу, Упругим шагом приходит надо – Молоденький веселый трубач. Ю. Левитанский. В миру я лучше жила, – вздыхала одна девица, – работала над собой… многие, обескураженные монастырским жестким распорядком,

    Искусство похищения

    Искусство похищения В царстве Ци жил Богач из рода Владеющих, а в царстве Сун — Бедняк из рода Откликающихся. Бедняк пришёл из Сун в Ци выспросить секрет богатства. Богач сказал:— Я овладел искусством похищения. С тех пор, как начал похищать, за первый год сумел

    Искусство жить

    Искусство жить Искусство жизни заключается в том, чтобы стать удовлетворенным тем, что имеешь прямо сейчас. Это кажется трудным, потому что нескончаемый поток желаний не дает покоя беспокойному уму и толкает нас на великие дела ради собственных интересов. Такая жизнь

    Искусство сознания

    Искусство сознания Один господин пришел к дзэнскому наставнику Банкэю. чтобы спросить его о дзэнском “искусстве сознания”. Однако Банкэй не только не приветствовал такой вопрос, но, напротив, укорил господина, сказав: “Насколько мне известно, вы прогнали одного ученого, не

    Искусство искусства

    Искусство искусства Дзэнский наставник Тэцуо великолепно владел искусством кисти, имя его гремело повсюду, и многие люди приходили к нему учиться. Он часто говорил своим будущим ученикам: “Вы обязаны помнить следующие слова: “Если не хочешь быть зависимым от людского

    ИСКУССТВО

    ИСКУССТВО Какое искусство полезно для христианина и какое нетВы выразили желание пропитаться мыслью, что вы – гражданка Небесного Царства… Помочь в этом вам и всем того желающим лучше всего могут искусства, – очам, слуху и воображению представляя и напоминая

    Читайте также:
    Архитектура Древнего Рима - инженерные достижения и их черты

    Искусство подкупа

    Искусство подкупа Издатель журнала First Things отец Ричард Джон Нейхауз 8 марта 1997 года написал письмо в Courant, где он возмущался «оскорбительными обвинениями в адрес отца Масьеля» и хвалил деятелей Легиона. Осенью того же года Ватикан заявил о своем огромном доверии к

    ИСКУССТВО

    ИСКУССТВО 1. Искусство есть единственная безусловно активная форма человеческой деятельности.2. Все остальные формы человеческой деятельности программируются внешним миром.3. Все формы человеческой деятельности, кроме искусства, социально обусловлены.4. Иными

    Искусство в Исламе — основа развития

    В Исламской культуре искусство всегда занимало важное место. Эстетический взгляд на мир является стержнем религиозного мировоззрения. Как говорится в известном хадисе: «Поистине, Аллах — Прекрасен, и Он любит прекрасное». Красота признается атрибутом Аллаха. Яркий акцент на соблюдение этикета в поклонении и в повседневной жизни, а также разъяснение Корана о красоте, ясно свидетельствует о серьёзном внимании мусульман к красоте.

    Если посмотреть на явление «исламское искусство», начиная архитектурой и градостроительством и завершая поэзией и другими видами литературы, станет ясна важность искусства в исламском мире в его традиционном понимании. Шедевры исламской культуры, такие как соборная мечеть в Кордове (Испания), мечеть Тадж-Махал в Индии, Ибн -Тулун в Каире и другие архитектурные памятники на востоке (Стамбул, Исфахан, Самарканд) непосредственно отражают дух религии. Эти здания воплотили в своей соразмерности гармонию, спокойствие и безмятежность.

    Развиваясь, мусульманские художники, на протяжении многих веков, достигли такой атмосферы в обществе, в которой мусульмане жили, постоянно помня и размышляя о красоте. Исламское искусство стремится отразить единственность Всевышнего, красоту Его творений и Его замысла.

    Ислам всегда подчеркивал тесную связь между искусством и знанием. Это подтверждают и многократно повторенные высказывания мастеров о том, что искусство рождается от синтеза умения и мудрости.
    Персидский поэт Хаким Абулькасим Фирдоуси писал:

    Для человека с чистою душой
    Без разума нет радости земной.

    К словам разумных ты ищи пути,
    Весь мир пройди, чтоб знанья обрести.

    Дух исламского искусства и его различные воплощения черпают свое вдохновение из Откровения и находятся с ним в непосредственной связи. Глубокое изучение Корана, его скрытого смысла, размера стихов, звуков, слов и рифмы и того удивительного воздействия, которое он оказывает на души мусульман, а также глубокое проникновение и размышление о жизни Пророка ислама (да благословит его Аллах и да приветствует) и красоте его души, которая отражается в хадисах — высказываниях и делах Пророка,- все это показывает внутренние источники и фундаментальные основы исламского искусства.

    Конечно, такие виды исламского искусства, как архитектура, литература, производство тканей, создание изделий из бронзы и меди и т.д., позаимствовали многие примеры и методы у различных цивилизаций, в частности Древнего Ирана и Византии. Однако всё это было переработано в свете коранического Откровения, что дало совершенно новые формы и образы, которые можно встретить и на западе, и на востоке.

    Хотя и имелись явные местные различия между направлениями искусства в различных регионах исламского мира все виды и школы искусства в исламской цивилизации совпадают между собой в основных принципах.

    Влияние Священного Писания мусульман на творчество многих известных поэтов неоспоримо. Причем иногда поэтические образы, созданные под впечатлением сур и аятов достигали самых величественных и выразительных форм стихосложения. И что удивительно – коранические этюды вдохновляли не только поэтов-мусульман, но и представителей других цивилизаций, в том числе европейцев и россиян.

    Священный Коран – заслуживает очень внимательного отношения, ведь он является источником вдохновения для любых дел.

    Исламская поэзия и литература.

    Исламское искусство держится на нескольких столпах, одной из которых является поэзия. Одними из тех, кто довел исламскую поэзию до совершенства, стали те, кто провел свою жизнь в поисках Всевышнего. Поиск Всевышнего замечательно описывался во многих поэтических произведениях. Знакомство с образцами мусульманской поэзии вызывает восхищение, настолько возвышенны эти образцы уникального лирического творчества.

    Среди множества поэтов, принадлежащих исламской цивилизации, нужно выделить некоторых из них. Например, Джалалуддин Руми и Саади Ширази. Эти поэты оставили богатейшее наследие мусульманскому миру.

    Джалаладдин Руми — один из любимейших поэтов Персии, родился в Балхе (находится на территории современного Афганистана), писал на персидском языке и жил в Конье, которая в то время была столицей Сельджукского султаната.

    Творчество Руми отличается своей искренностью по отношению к Богу. Еще в юности достигнув высочайшего уровня в различных науках, будущий поэт почувствовал потребность в духовном развитии. Это впоследствии привело его на путь самосовершенствования, а прекрасный дар стихосложения как нельзя лучше помог ему выразить свои чувства.

    «Вы слышите свирели скорбный звук?
    Она, как мы, страдает от разлук.
    О чем грустит, о чем поёт она?
    «Я со своим стволом разлучена.
    Не потому ль вы плачете от боли,
    Заслышав песню о моей недоле.
    Я – сопечальница всех, кто вдали
    От корня своего, своей земли…
    И если друг далек, а я близка,
    То я ваш друг – свирель из тростника…».

    Читайте также:
    Архитектура Древнего Египта - описание храмов и пирамид

    Поэт напоминает нам так же о важности поиска не мирского блага,а расширения сознания:

    «Мирское благо – то, что всех обманет,
    Лишь редких птиц иное благо манит.
    Чтобы попасть им в ту, иную сеть,
    Они готовы многое стерпеть…
    Меж тем владыка мира под луной
    Лишь тот, кто избежал тщеты земной.
    И душно в этом мире, как в темнице,
    Где душам вашим суждено томиться».

    Цель жизни – проснуться, скинуть пелену с глаз, избежать мирской суеты, что мешает нам увидеть истинную реальность:

    «Душа того, кто бдит, усыплена,
    И это бденье много хуже сна.
    Меж тем безумье нам дарует плен
    Благоразумью трезвому взамен.
    И все же Истина к тому, кто верит,
    Стучит, как путник в запертые двери.
    И если ты в душе своей таишь
    Лишь мысли, где убыток, где барыш,
    Мне жаль тебя: на тропах к высям вечным
    Блаженства не познать людям беспечным».

    Джалялетдин Руми говорит: «До тех пор, пока мы не найдем Бога, наша «душа усыплена» – она полностью погружена в мирское. Лишь «безумная» любовь сможет вывести нас из плена этого мира, и привести к Богу – быстрее, чем что бы то ни было еще:

    «Немало раковин на дне морском,
    Но лишь в немногих жемчуг мы найдем.
    Ракушки схожи все, но неспроста
    В той – жемчуг, в этой – только пустота.
    Мы, люди, – раковины, и отнюдь
    Не всех сходна с жемчужинами суть».

    Творчество Саади Ширази входит в золотой фонд классической таджикской литературы. Его творчество освещено не так ярко, как оно того заслуживает. Однако лучшие творения поэта очаровали не одного классика мировой культуры. Возможно, на творчество повлияло детство поэта – рано оставшись сиротой, он испытал немало страданий и горестей. Это находит отражение в его, пронизанных состраданием, стихах:

    «Бедняге сиротке, о, друг мой, помоги –
    Обмой, вынь занозу ему из ноги.
    И если поник сирота, пожалей –
    Своих перед ним не жалей ты детей.
    С очей сиротинки слезу кто утрет?
    Коль гневен – к спокойствию кто призовет?
    Ах, если до слез сироту ты довел,
    Всколеблется Всевышнего Бога престол»

    Поэзия Саади с одной стороны проста и понятна, с другой – изысканна. Несмотря на бытовавшее в советский период мнение о нерелегиозности поэта, его творчество полностью опровергает эти, навеянные безбожной эпохой предположения:

    «Ничтожный раб у трона Бога я,
    Плод вечных благ Его – душа моя.
    В душе немного доблести иль много –
    Но уповаю я на милость Бога.
    Хоть не богат товарами мой склад,
    Хоть благочестьем я и не богат,
    Но может Бог спасти раба от муки,
    Хоть у раба и опустились руки.
    Своих рабов, доживших до седин,
    Отпустит Благородный Господин.
    О Боже, мироздания основа,
    Прости же ты меня – раба седого!».

    Также стихи Саади не просто заставляют задуматься о бренности жизни, но и побуждают к действию.

    «О Саади, стань на священный путь,
    Иди в Каабу, в драгоценный путь…
    Злосчастный только не признает Бога –
    Другого в мире не найти порога…».

    Однозначно, первым памятником арабской письменности был Коран. Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе.

    Поэзия была очень развита в доисламские времена, но с приходом истинной религии на аравийский полуостров, она начала стремительно развиваться.

    Арабские предания сохранили имена приблизительно 125 доисламских поэтов (конец V — 1-я половина VII века), в их числе Имру аль-Кайс (500—540), которому приписывают создание классического типа касыды; Тарафа (543—569), Харис ибн Хиллиза аль-Йашкури (? — 570), Зухайр ибн Аби Сульма (530—627), Антара ибн Шаддад аль-Абси (525—615) и др. Это доказывает, что арабское искусство, в том числе и мусульманское, не является абсолютным заимствованием у древних цивилизаций, таких как Персия или Древняя Греция, как считают некоторые.

    С середины XI века в поэзии преобладает мистика, в прозе — дидактика. Видными представителями мистической поэзии был Ибн Араби (1165—1240) и египтянин Ибн аль-Фарид (1182—1235).

    Наиболее известным произведением исламской художественной литературы является «Тысяча и одна ночь», которая является компиляцией многих ранних легенд и сказаний в пересказе от персидской царевны Шахерезады. Также большу́ю известность получил иранский народный эпос Фирдоуси «Шахнаме», который повествует о мифической и героической истории Ирана.

    Ибн Туфайль и Ибн ан-Нафис являются пионерами философского романа. Ибн Туфайль написал первый роман на арабском языке «Хай ибн Якзан» (лат. Philosophus Autodidactus). В основу романа легла выдуманная история. «Хай ибн Якзан» оказал значительное влияние на арабскую, персидскую и европейскую литературу, после перевода в 1671 году на латинский, а затем и на другие европейские языки. Эта работа также оказала влияние на классическую исламскую и на современную западную философию. И разумеется стала одной из самых важных книг, которая заявила о будущем просвещении. Этот роман также считается предшественником европейского жанра романа воспитания.

    А затем Ибн ан-Нафис пишет вымышленный роман «ар-Рисала аль-Камилия» (лат. Theologus Autodidactus). Этот труд также является одним из первых романов на арабском. Его также можно считать ранним примером фантастического романа, истории о переходном возрасте и повести о необитаемом острове.

    Читайте также:
    Эпоха неолита история развития, общая характеристика, признаки

    Латинский перевод работы Ибн Туфайла «Philosophus Autodidactus» появился в 1671 году подготовленный Эдуардом Пококом младшим, а затем, в 1708 году, переводится на английский Саймоном Окли. Эти переводы позже вдохновили Даниеля Дефо на написание «Робинзона Крузо», который рассматривается как первый роман на английском языке.

    Персидские поэты, такие как Фирдоуси, Саади, Хафиз Ширази, Руми и Омар Хайям, хорошо известны во всем мире и оказали влияние на литературу многих стран.

    Ислам – это не свод запретов. Ислам – это эстетика, это искусство, культура, религия, отражающая истинное бытие.

    Гид по исламскому искусству

    Какие бывают мечети, какая музыка звучит во время мусульманских богослужений, как понимать книжную миниатюру и о чем сообщают самые известные надписи в исламе

    Пророк Мухаммад и начало ислама

    Кем был Мухаммад, как он начал проповедовать — и как новая религия одержала победу на большей части Аравийского полуострова

    Кем был Мухаммад, как он начал проповедовать — и как новая религия одержала победу на большей части Аравийского полуострова

    Что написано в Коране

    Как слово Бога стало Кораном, из чего он состоит и как одна книга повлияла на всю мусульманскую культуру

    Как слово Бога стало Кораном, из чего он состоит и как одна книга повлияла на всю мусульманскую культуру

    Во что верят мусульмане

    Символ веры мусульман, пять столпов ислама, а также пророки, ангелы, джинны, рай и ад, грехи, добродетели, покаяние и мусульманские святые

    Символ веры мусульман, пять столпов ислама, а также пророки, ангелы, джинны, рай и ад, грехи, добродетели, покаяние и мусульманские святые

    Течения и направления в исламе

    Различные представления мусульман об управлении общиной, а также исламские богословские и правовые школы

    Различные представления мусульман об управлении общиной, а также исламские богословские и правовые школы

    История Арабского халифата

    Расцвет цивилизации: новые города, ремесла, искусства и науки

    Расцвет цивилизации: новые города, ремесла, искусства и науки

    Что такое суфизм

    Философия течения ислама, поэзия суфиев о любви и вине, их музыка и танцы — а также критики суфизма

    Философия течения ислама, поэзия суфиев о любви и вине, их музыка и танцы — а также критики суфизма

    Мусульмане и православные: от Волжской Булгарии до революции 1917 года

    Как мусульмане жили в Московской Руси и в Российской империи

    Как мусульмане жили в Московской Руси и в Российской империи

    Ислам в Советском Союзе

    Как мусульмане сохраняли свою культуру в условиях переселений, закрытия мечетей, репрессий, русификации и пересмотра национальной истории

    Как мусульмане сохраняли свою культуру в условиях переселений, закрытия мечетей, репрессий, русификации и пересмотра национальной истории

    Ислам после распада СССР

    Как русская культура и русский язык объединяют мусульман Средней Азии

    Как русская культура и русский язык объединяют мусульман Средней Азии

    Cредневековое искусство ислама

    Византийский собор Св.Софии, перестроенный под мечеть

    В художественной культуре человечества важное место принадлежит средневековому искусству народов, когда- то входивших в огромное феодальное государство – Арабский халифат. Многочисленные арабские племена объединились в единое государство благодаря единой религии, которая была названа исламом , а верующие стали называться мусульманами. По арабски – «ислам» означает «покорность», а название «мусульмане» присходит от слова «муслим» — предавший себя Аллаху, во множественном числе — «муслимун».

    В VII веке арабы покорили весь Аравийский полуостров, а затем стали завоевывать страны за его пределами. Поэтому ислам быстро распространился на огромных территориях Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Южной Испании, и в этих странах утвердилась мусульманская культура. Завоевывая другие страны, арабы усваивали и их культуру, так, в состав халифата входили богатые византийские колонии — Сирия и Палестина с традициями греческой и римской культуры. Сильно сказывалось и воздействие иранской культуры, достигшей к тому времени особой торжественности и совершенства. Достижения собственной культуры в сочетании с традициями других цивилизаций помогли арабам добиться огромных успехов. Арабы внесли серьезный вклад в мировую литературу и поэзию, философию и медицину, математику и астрономию, географию и историю, создали прекрасные и оригинальные произведения искусства.

    Культура мусульманских стран стала связующим звеном между античностью и средневековьем Западной Европы. Земли Сирии, Ирака, Египта, Ирана, Афганистана, Средней Азии, Азербайджана и Турции, Туниса, Алжира, Марокко и Южной Испании украшали прекрасные, густонаселенные, благоустроенные города с великолепными зданиями. Здесь возникли новые типы монументальных построек : мечети, вмещавшие тысячи молящихся, минареты — башни, медресе — здания мусульманских учебных заведений, госпитали, библиотеки, дворцы, утопавшие в зелени садов, протяженные на несколько километров крытые рынки, постоялые дворы — караван-сараи, которые воздвигались в городах и на путях караванной торговли.

    Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Были созданы разнообразные формы арок — стрельчатых, подковообразных, многолопастных, фестончатых, изобретены особые системы сводов — перекрытий. Иногда внутреннее помещение выглядело подобно лесу, благодаря многочисленным колоннам. Здания богато украшались утонченным, прихотливым орнаментом, причудливой резьбой.

    Особого расцвета мусульманская культура достигла в 10 — 15 веках, когда небывалого совершенства достигли художественные ремесла. Широкий торговый и культурный обмен способствовал расцвету наук и художественного творчества. Культура народов Ближнего и Среднего Востока в первые века ислама стояла выше европейской. К сожалению, не так много, как хотелось бы, осталось памятников великолепного зодчества той поры. Бесчисленные войны, стихийные бедствия, безжалостное солнце, ветры, наступающие пески превращали цветущие оазисы в заброшенные мертвые руины. И все же незабываемое впечатление и поныне оставляют старые кварталы Дамаска, Халеба (Алеппо), Каира, Туниса, Кайруана и особенно городов Марокко.

    Читайте также:
    Художественная культура Японии - своеобразие, особенности

    Минарет аль-Мальвия в Самарре. 847г.


    Минарет аль — Мальвия. Это уникальное для своего времени сооружение необычной формы: на квадратном основании усеченный конус, охваченный внешним спиральным обходом — пандусом. Минарет был построен при самой крупной мечети в мусульманском мире — в г. Самарре, от которой осталась только одна стена. Одиноко возвышаясь на плоской земле, минарет, высота которого достигает 50 метров, виден издалека. Он спирально ввинчивается в небо, и подъем по пандусу, все более крутой к вершине, оставляет незабываемое впечатление. Редкой красотой отличается цвет аль- Мальвии и стен мечети. Цвет кирпичных построек меняется от времени дня, от освещения. Он то бледно-желтый, как пески пустыни, то, словно загораясь в лучах солнца, становится ослепительно золотистым и с оттенками розового.

    Большая мечеть Омейядов


    В условиях средневекового города мечеть играла роль главного общественного центра, где вершилось правосудие, возникали научные и поэтические дискуссии, назначались деловые и дружеские встречи, читались лекции. В эпоху халифата Омейядов в столице Сирии Дамаске была воздвигнута большая мечеть – прославленное сооружение мусульманского мира. Дамаск — один из древнейших городов мира, он входил когда-то в состав провинций Византии и Рима, поэтому на искусство Сирии наложили отпечаток культуры разных стран восточного Средиземноморья. Мечеть Омейядов была перестроена из большой христианской церкви Иоанна Крестителя, которая, в свою очередь, была воздвигнута на месте римского храма Юпитера Дамасского. Вытянутый прямоугольный план христианской базилики был изменен согласно арабского зодчества. Здесь использованы стройные мраморные колонны с коринфскими капителями из предшествующего здания. Внутреннее пространство здания просматривается в глубину со всех сторон. Множество арок и аркад украшают архитектуру сооружения.

    Альгамбра. Дворик Львов.


    В отличие от стран арабского Востока, североафриканские страны, расположенные к Западу от Египта, получили арабское название Магриба, то есть Запада. Средневековое искусство этих стран — Алжира, Туниса,Марокко и мусульманской Испании значительно отличалось от предыдущего и получило условное наименование мавританского.
    В 10 веке Арабская Испания превратилась в самую богатую,населенную и благоустроенную страну Европы. В противоположность остальной Европе мусульманская Испания была в основном грамотной и получила гордое название «обиталища наук». Искусство Магриба 14 века вошло в мировое наследие как самое чистое воплощение мавританского стиля. Поражает своей красотой и великолепием прославленный архитектурный комплекс Альгамбра с его мощными крепостными стенами и разномасштабными башнями на вершине холма аль-Сабика в Гранаде (Испания). Дворец Львов — дворцовый жилище-сад, где протекала частная жизнь монарха. В центре композиции открытый дворик с фонтаном, который окружают двенадцать каменных изваяний львов. Вдоль всего дворика идет галерея из подковообразных арок, опирающиеся на тонкие мраморные колонны. Дворик Львов пленяет строгой соразмерностью частей, симметрией композиции и изысканной причудливостью. Под тяжестью деревянного карниза стоят крепкие и сильные колонны. Помещения, которые окружают Дворик Львов, это поистине сказочные чертоги. Неисчерпаемо богатство украшающего их орнамента.

    Большая мечеть в Кордове


    Примером мавританского искусства следует назвать и искусство города Кордова, который в 10 веке соперничал с Константинополем, Дамаском, Багдадом, Каиром. Вот знаменитый памятник в Кордове – Большая соборная мечеть. Заложена в 8 веке, а расширялась вплоть до конца 10-го. Основное пространство занимает колоссальный молитвенный зал, в котором расположено свыше восьмисот колонн, образующих 19 нефов. Колонны несут на себе двухъярусные аркады, выложенные из белых и красных клинчатых камней. Молитвенный зал аркады справедливо сравнивают с густым, разросшимся лесом. Невысокие колонны из голубого и розового мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы пальм, от них, подобно переплетенным кронам, отходят в стороны подковообразные арки. Мечеть была настолько прекрасной, что испанцы-христиане, овладевшие городом в 1296 году, не решились ее разрушить.

    Внутреннее помещение мусульманских зданий

    Башня – минарет

    Вход в здание сплошь покрывают арабески


    Декоративно-прикладное искусство в мусульманских странах также развивалось по своему, особенному пути. В отличие от стран Запада, в странах ислама изобразительное искусство не применялось для пропаганды религиозных идей. Силу своего воздействия религия основывала на слове, а не на изображении живых существ. Главными святынями стали не иконы и статуи, а старые рукописные Кораны.

    Мечеть с минаретом, украшенные арабесками


    Бога нельзя было изображать, но можно было обозначать буквами и знаками. Поэтому в оформлении зданий получил развитие геометрический орнамент, состоявший из знаков и символов, имеющих религиозное значение. Например, слово » а л л а х » обозначалось четырьмя вертикальными линиями. Составленные в квадрат, они становились символом Каабы (Кааба-буквально-куб, святилище в Мекке). Два пересеченных квадрата образовывали восьмилучевую звезду — самый распространенный элемент мусульманского орнамента. Пятиугольник обозначал 5 заповедей ислама (вера в единого бога, пятикратная молитва, милостыня, пост, паломничество в Мекку). Поэтому нередко орнамент читался в мусульманском обществе как открытая книга. Наряду с геометрическими узорами и надписями широкое применение в орнаменте нашли растительные мотивы. Орнамент — «музыка для глаз» — стал для художников главной сферой приложения творческих сил, его невиданное развитие как бы восполняло ограничения некоторых изобразительных видов искусства.
    Следует сказать, что религиозный запрет соблюдался далеко не всегда, например, это было связано с требованиями светской культуры. Высокого расцвета в мусульманском средневековом искусстве достигли миниатюра ( как правило, это книжные иллюстрации), дворцовые росписи, богато украшенные декоративные сосуды, посуда. Своим совершенством покоряет и восхищает также изящная, причудливая резьба по дереву, камню.

    Читайте также:
    Славянские праздники - языческие праздники, список зимних, праздников

    Узор на ковре

    Купол, украшенный узорами

    Арабески и каллиграфия на стенах мечети

    Украшение каллиграфией

    Каллиграфическая надпись на колоннах

    Ажурная декоративная арка

    Богато украшенный арабесками купол

    Особенности мусульманской культуры

    Мусульманская культура сформировалась в результате взаимодействия культур различных народов, обратившихся в ислам. Каждый из них внёс свой вклад в развитие исламских традиций и обычаев, общественных норм и устоев. Каждая культура имеет материальную и духовную составляющие. Материальная составляющая — это тело культуры. Она выражается в архитектурных памятниках, сооружениях, средствах производства, одежде и прочих материальных достижениях. Духовная составляющая культуры — это совокупность убеждений и представлений, обычаев и норм поведения, которые выражаются в поступках людей, взаимоотношениях между ними, их взглядах на бытие, Вселенную и человека.

    Мусульманская культура своеобразна, самобытна и не похожа на культуры других цивилизаций. Она отражает внутренний мир последователей ислама, и для правильного её понимания необходимо иметь верные представления о кораническом вероучении. Как пишет наш современник, известный исследователь мусульманского Востока М. А. Родионов, «всем нам необходимо учиться разговаривать с носителями мусульманской традиции, учиться понимать и быть понятыми. Только на этом пути мы откроем для себя подлинное богатство исламского мировосприятия и завяжем плодотворную беседу с мусульманской культурой».

    Священный Коран лежит в основе мусульманской культуры. Исламский монотеизм и признание Аллаха единственным Творцом, Кормильцем и Законотворцем считаются основными факторами, под влиянием которых формировались исламские ценности. Религиозное мировосприятие оказало огромное влияние на быт, обычаи и нравы мусульман, придало им форму и наполнило их содержанием. Вера в Единственного Бога стимулировала мусульман к постижению знаний, борьбе с произволом и насилием, труду во имя общественного прогресса.

    Мусульманская культура гармонична, в ней идеально сочетаются материальная и духовная стороны жизни. Обычаи и нравы мусульман опираются на справедливые и умеренные законы Корана, порицающие как чрезмерную жёсткость, так и преступную небрежность. Дух умеренности, пронизывающий все стороны жизни мусульман, просматривается в словах Аллаха: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (сура 28 «Рассказ», аят 77) .

    Мусульманская культура гуманистична, ибо человек является её главной ценностью и средством. Ислам призывает к тому, чтобы все наши поступки были направлены на обеспечение мира и согласия, счастья и процветания всего человечества: «Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен» (сура 20 «Та ха», аят 2) . В мусульманском мире особое внимание уделялось повышению качества жизни, распространению грамоты и знаний, развитию системы здравоохранения, обеспечению и защите прав человека. Одной из важнейших ценностей в исламе считалась душевная гармония, без которой немыслимы ни личное счастье, ни общественное благополучие. Коран возложил на человека ответственность за благоустройство земного мира, наделил его правами наместника, вдохновил на пользование всеми благами, какие есть на земле и в её недрах, чтобы человек мог прожить достойную жизнь, поклоняясь Аллаху и указывая путь грядущим поколениям. Для достижения этой цели человек нуждается в глубоких знаниях, и поэтому ислам придаёт огромное значение изучению и религиозных, и светских наук.

    Мусульманская культура — культура знаний и просвещения. Кораническое вероучение пробуждает пытливые умы и вдохновляет учёных на передачу знаний молодому поколению, обещая им признание и добрую молву в этом мире, а также щедрую награду в будущей жизни. Мусульмане во все времена уделяли внимание развитию общественной и философской мысли, легко усваивали достижения других цивилизаций и вносили свой вклад в мировую науку. Следуя кораническим заповедям, они ценили время и постоянно совершенствовали механизмы управления.

    Мусульманская культура динамична. Она легко усваивается представителями немусульманских народов, обращающихся в ислам, не требует от них отказываться от национальных традиций, не противоречащих основам монотеизма и общечеловеческим ценностям. Она вобрала в себя лучшие качества древних цивилизаций и продолжает развиваться, обогащаясь достижениями мусульманских и немусульманских народов. Она не ограничивается географическими, национальными или историческими рамками, и потому её вполне можно назвать достоянием всего человечества.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: