Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе читать

Сказание о Борисе и Глебе

У князя Владимира Святославича было двенадцать сыновей от разных жён. Третьим по старшинству был Святополк. Мать Святополка, монахиня, была расстрижена и взята в жены Ярополком, братом Владимира. Владимир убил Ярополка и овладел его женою, когда она была беременна. Он усыновил Святополка, но не любил его. А Борис и Глеб были сыновьями Владимира и его жены-болгарки. Своих детей Владимир посадил по разным землям на княжение: Святополка — в Пинске, Бориса — в Ростове, Глеба — в Муроме.

Когда дни Владимира приблизились к концу, на Русь двинулись печенеги. Князь послал против них Бориса Тот выступил в поход, но врага не встретил. Когда Борис возвращался обратно, вестник рассказал ему о смерти отца и о том, что Святополк попытался скрыть его смерть. Слушая эту повесть, Борис заплакал. Он понял, что Святополк хочет захватить власть и убить его, но решил не сопротивляться. Действительно, Святополк коварно завладел киевским престолом. Но, несмотря на уговоры дружины, Борис не захотел прогнать брата с княжения.

Тем временем Святополк подкупил киевлян и написал Борису ласковое письмо. Но его слова были лживыми. На самом деле он хотел убить всех наследников своего отца. И начал он с того, что приказал дружине, состоявшей из вышгородских мужей во главе с Путыней, убить Бориса.

Борис же раскинул стан на реке Альте. Вечером он молился у себя в шатре, думая о близкой смерти. Проснувшись, он велел священнику служить заутреню. Убийцы, подосланные Святополком, подошли к шатру Бориса и услышали слова святых молитв. А Борис, заслышав зловещий шёпот возле шатра, понял, что это убийцы. Священник и слуга Бориса, видя печаль своего господина, горевали о нем.

Вдруг Борис увидел убийц с обнажённым оружием в руках. Злодеи устремились к князю и пронзили его копьями. А слуга Бориса прикрыл своим телом господина. Этот слуга был родом венгр по имени Георгий. Убийцы поразили и его. Раненный ими, Георгий выскочил из шатра. Злодеи хотели нанести князю, который был ещё жив, новые удары. Но Борис стал просить, чтобы ему позволили помолиться Богу. После молитвы же обратился князь к своим убийцам со словами прощения и сказал: «Братья, приступивши, заканчивайте повеленное вам». Так умер Борис в 24 день июля. Убили и многих его слуг, в том числе Георгия. Ему отрубили голову, чтобы снять с шеи гривну.

Бориса обернули в шатер и повезли на телеге. Когда ехали лесом, святой князь приподнял голову. И два варяга пронзили его ещё раз мечом в сердце. Тело Бориса положили в Вышгороде и погребли у церкви Святого Василия.

После этого Святополк задумал новое злодеяние. Он послал Глебу письмо, в котором писал, что отец, Владимир, тяжко болен и зовёт Глеба.

Юный князь отправился в Киев. Когда он доехал до Волги, то слегка повредил ногу. Он остановился недалеко от Смоленска, на реке Смядыни, в ладье. Весть о смерти Владимира тем временем дошла до Ярослава (ещё одного из двенадцати сыновей Владимира Святославича), который тогда княжил в Новгороде. Ярослав послал Глебу предупреждение, чтобы он не ездил в Киев: отец умер, а брат Борис убит. И, когда Глеб плакал об отце и брате, перед ним внезапно появились злые слуги Святополка, посланные им на убийство.

Святой князь Глеб плыл тогда в ладье по реке Смядыни. Убийцы находились в другой ладье, они начали грести к князю, а Глеб думал, что они хотят его приветствовать. Но злодеи стали перескакивать в лодку Глеба с обнажёнными мечами в руках. Князь стал умолять, чтобы они не губили его юную жизнь. Но слуги Святополка были неумолимы. Тогда Глеб начал молиться Богу об отце, братьях и даже о своём убийце, Святополке. После этого повар Глебов, Торчин, зарезал своего господина. И взошёл Глеб на небеса, и встретился там с любимым братом. Случилось же это 5 сентября.

Убийцы же вернулись к Святополку и рассказали ему о выполненном повелении. Злой князь обрадовался.

Тело Глеба бросили в пустынном месте меж двух колод. Проходившие мимо этого места купцы, охотники, пастухи видели там огненный столп, горящие свечи, слышали ангельское пение. Но никто не догадался поискать там тело святого.

Читайте также:
В добрый час краткое содержание читать за несколько минут онлайн

А Ярослав двинулся со своим войском на братоубийцу Святополка, чтобы отомстить за братьев. Ярославу сопутствовали победы. Придя на реку Альту, он стал на том месте, где был убит святой Борис, и помолился Богу об окончательной победе над злодеем.

Целый день длилась сеча на Альте. К вечеру Ярослав одолел, а Святополк бежал. Его обуяло безумие. Святополк так ослабел, что его несли на носилках. Он приказывал бежать, даже когда погоня прекратилась. Так на носилках пронесли его через Польскую землю. В пустынном месте между Чехией и Польшей он скончался. Его могила сохранилась, и от неё исходит ужасный смрад.

С тех пор в Русской земле прекратились усобицы. Великим князем стал Ярослав. Он нашёл тело Глеба и похоронил его в Вышгороде, рядом с братом. Тело Глеба оказалось нетленным.

От мощей святых страсто­терпцев Бориса и Глеба стали исходить многие чудеса: слепые прозревали, хромые ходили, горбатые выпрямлялись. А на тех местах, где братья были убиты, созданы церкви во их имя.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе

Князь Киева Владимир имел 12 детей от разных женщин. Сыновья Борис и Глеб были произведены на свет женой из Болгарии. Князь Владимир каждому из наследников выделил по княжеству в различных землях. Борис был князем Ростова, а Глеб княжил в Муроме.

Когда состарился князь Владимир, он тяжело заболел. В это время из Ростова пришел Борис. На Русь направились полчища врагов, и старый князь, дав Борису большое войско, отправил его против захватчиков. Борис двинулся в поход, но врага не повстречал, и когда возвращался назад, узнал от вестника, о том, что отец скончался. Святополк, третий сын Владимира, ради владения всеми княжествами, решил убить своих братьев, чтобы быть единовластным правителем.

Святополк скрыл смерть отца, он отвез его тело на санях в церковь святой Богородицы. Борис горько переживает смерть отца. Дружина князя зовет его пойти на Киев и отбить престол у Святополка, но набожный и покорный Борис противился этому. Он готов умереть, чем пойти против брата.

Окружавшие Бориса люди, видя его благоразумие и благородство, печалились и скорбели о душе его, чистой и святой. Кроткий Борис был спокойным и беззлобным, он заботился обо всех обездоленных и являл всем свое милосердие. Убедившись, что Святополк собирается его убить, он возносит молитвы Господу, прося об упокоении и утешении души его. Борис испытывает тревожные волнения перед готовившимся на него убийством. С усердием он молиться в шатре, который окружают люди, подосланные Святополком для свершения убийства. Поразив Бориса копьями, заговорщики везут его в город. Смертельно раненый Борис в мольбах взывает к упокоению, и страдальца добивают мечами, нанося удары прямо в сердце великого блаженного. Младший брат Бориса, Глеб, такой же мученик, ему также предстоит смерть от рук брата злодея Святополка. Наивный и простодушный Глеб является самым светлым и трогательным образом в летописях древнерусской литературы. В отличие от своего старшего брата Бориса, Глеб не испытывает никаких дурных предчувствий, и по первому зову брата Святополка отправляется навстречу своей погибели.

Святополк подсылает убийц, и они настигают Глеба вблизи Смоленска. Блаженный Глеб ни о чем не догадывается, с простодушным восторгом он воспринимает окружающий мир, не верит тому, что на него готовится убийство. Даже когда убийцы вплотную приближаются к Глебу, он как бы не замечает их мрачного вида, обрадовавшись встрече. Только когда подосланные убийцы, с мечами в руках, прыгают в лодку, Глеб догадывается обо всем, и начинает умолять о пощаде. Приспешники Святополка не вняли мольбе молодого князя, неумолимо приближаясь к Глебу. Тогда святой князь начал возносить Богу молитвы о своем умершем отце, о братьях, и о Святополке, своем мучителе. Торчин, кашевар Глеба, заколол хозяина. Душа Глеба отправилась на небеса, чтобы соединиться там с душой милого брата Бориса.

Читайте также:
Композиция повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» идейная структура произведения, версии интерпретации эпизодов и интересные особенности сюжетной линии

Святополк, получив донесение о выполнении его ужасающих приказаний, был очень рад, он уже представлял себя единовластным правителем.

Убийцы кинули Глеба на пустыре. Над ним вознеслось благословенное пламя, и пение архангелов окружило его, но проходящие мимо того места люди не придали этому значения.

Ярослав, воспылал местью, собрал свое войско и пошел в поход на Святополка, убийцу братьев. Начав безжалостную войну, Ярослав всегда одерживал победу, удача была на его стороне, а Святополк спасался бегством. Однажды Святополк пришел на битву с огромным войском печенегов, Ярослав же, со своим преданным войском, остановился на месте убийства брата своего Бориса. Перед началом битвы Ярослав умоляет Бога помочь отомстить за пролитую кровь святых своих братьев. Началась безудержная битва ранним утром, и Альтское поле было усыпано телами убитых.

Только ближе к ночи Ярослав одержал победу, а на Святополка напала слабость, он не мог держаться в седле, и воинам пришлось убегать, положив безумного князя на носилки. Святополк не мог находиться на одном месте, преследуемый божьим гневом, скончался братоубийца в безлюдном месте между Польшей и Чехией. Божьим велением приобрел вечную муку. Могила Святополка, дышит ужасной вонью в урок всем живущим.

С того времени Ярослав стал править всей Русью, и прекратились междоусобные войны. Разыскал князь тела убитых братьев: Борис был погребен в Вышгороде, а тело Глеба было найдено у Смоленска, нетленным пролежавшим не мало лет. Глеба перевезли в Вышгород, и похоронили в одной могиле с Борисом.

Погребенные мощи святых братьев излучают чудодейственную силу: дарят зрение ослепшим, излечивают хромоту, и многие еще чудеса творят.

В память великих страстотерпцев, святых Бориса и Глеба, на местах их убийства, возведены церкви.

Терпению и смирению учит сказание, человеколюбию и единению.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сказание о Борисе и Глебе. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Жил мужик по имени Левонтий. Старательный был. В молодые годы медь добывал, поэтому здоровье потерял. Отправили его потом на золотой прииск трудиться. Но там от него толку мало оказалось, поскольку совсем он ослаб

Старый моряк останавливает одного встречного человека торопящегося на свадьбу, которому рассказывает историю приключившуюся во время его дальнего плавания.

Самой очаровательной и красивой девушкой в Сомюре, считалась дочь папаши Гранде, Евгения. Её отец сумел разбогатеть в смутные времена революции, тогда-то ему и удалось прикупить в свои владения церковные земли

Колымские рассказы посвящены жизни заключенных Севвостлага, написаны были после посещения Колымы. Все рассказы связаны единой темой, которые являются осмысленными впечатлениями автора после долгого проживания на Колыме

Творчество Уильяма Сидни Портера, боле известного читателю под псевдонимом О. Генри, занимает особое место не только в американской, но и мировой литературной сокровищнице.

Краткое содержание «Сказание о Борисе и Глебе»

Предлагаем прочитать краткое содержание «Сказание о Борисе и Глебе», которое пригодится для читательского дневника или для подготовки к уроку. Это произведение по праву относится к памятникам древнерусской литературы XI века. Оно повествует о том, какой смертью погибли Борис и Глеб, сыновья князя Владимира, которые позже были причислены к лику святых. Их убийство организовал сводный брат Святополк, опьянённый жаждой власти. Этим поступком сын Владимира обрёк себя на презрение потомков.

Главные герои

Князь Владимир Святославович – великий князь, отец двенадцати сыновей.

Борис и Глеб – два сына князя Владимира, рождённые его женой-болгаркой, добрые и глубоко верующие люди.

Святополк – их сводный брат, который пошёл на братоубийство ради княжеского престола, жестокий и подлый человек. Святополк был усыновлён Владимиром, это сын его брата Ярополка. Владимир недолюбливал приёмного сына.

Ярослав – сын Владимира, справедливый и решительный, наказал Святополка за братоубийство.

Краткое содержание

Владимир Святославович был отцом двенадцати сыновей, рождённых разными женщинами. Матерью двоих из них, Бориса и Глеба, была болгарка. Когда пришло время, князь отправил своих сыновей управлять городами. Борису он передал Ростов, Глеб поехал в Муром, а Святополк правил Пинском.

Читайте также:
Аленький цветочек краткое содержание сказки С.Т. Аксакова , анализ

Владимир Святославович занемог. Узнав об этом, в сторону Руси выдвинулись печенеги. Отразить их набег князь поручил Борису, но тот не встретил нигде врагов. Возвращаясь в свой город, Борис узнал о кончине отца. Он также получил известие о коварном замысле своего старшего брата Святополка, желавшего избавиться от остальных наследников и занять престол.

Дружина Бориса настаивала на свержении Святополка, но молодой человек хотел решить все разногласия миром. Он собирался принять волю Святополка, признать его великим князем, чтобы устранить вражду между братьями. Однако его мечты о победе добра и веры над злодейством не сбылись. Старший брат подослал к нему убийц, которые свершили своё грязное дело. Предчувствуя близкую кончину, юный князь погрузился в молитвы и печальные раздумья. Он всегда был добрым, кротким и спокойным юношей, помогал бедным и обездоленным. Даже в такую минуту, зная о коварном намерении Святополка, Борис просил у Бога прощения для брата, об успокоении его души.

Перед смертью раненый Борис попросил у своих палачей разрешения помолиться. Завершив молитву, молодой князь обратился к посланцам Святополка со словами прощения и призвал их закончить начатое. Убив Бориса, злодеи не пожалели и его верных слуг. Особенно жестоко казнили они прислужника по имени Георгий, который как мог прикрывал юного князя, пытаясь спасти его. Было это всё 24 июля.

Когда князя везли на телеге домой, он неожиданно приподнял голову, после чего злодеи пронзили его сердце мечом. Похоронили князя-мученика возле церкви Святого Василия.

«Окаянному» Святополку было мало одного братоубийства. Он решил избавиться и от Глеба и придумал для этой цели коварный план. Князь написал младшему брату, что их отец болен. Глеб немедленно отправился в столицу, но по дороге задержался. В это время он от брата Ярослава узнал правду о смерти Владимира и Бориса. Ярослав просил Глеба отказаться от поездки в Киев и не верить Святополку.

Для Глеба случившееся было настоящим ударом. Его образ в летописях описывается как образ самого наивного и светлого из братьев. Пока молодой человек оплакивал кончину дорогих ему людей, к нему подоспели отправленные Святополком убийцы. Глеб начал просить их о пощаде, но «безжалостные кровопийцы» были неумолимы. Произошло это всё на реке Смядыни, в ладье. Когда Глеб понял, что пришёл его час, он начал усиленно молиться. Первым на хозяина поднял руку повар Глеба. Смерть забрала Глеба 5 сентября.

Подлые заговорщики вернулись к Святополку и доложили о выполнении страшного преступления. Тот обрадовался. Он хотел уничтожить всех братьев по одному, чтобы никто не мог свергнуть его с трона.

Между тем тело Глеба было брошено в колодец в каком-то пустынном месте. Люди, проходившие мимо, видели, что там светился огненный столп и слышалось пение ангелов. Но они не стали искать причину этих странных обстоятельств и не заметили тело убитого князя.

Весть о гибели двух братьев быстро распространилась и дошла до Ярослава. Он решил отомстить за преступление и восстановить справедливость. Он выступил против Святополка. Дойдя до места гибели Бориса, Ярослав просил Бога помочь ему в осуществлении мести за безвинно убитых Бориса и Глеба. Всевышний внял его мольбам, и Ярослав смог одолеть войско Святополка. Битва продолжалась целый день, пока Святополк не сдался и не убежал с поля боя. Он ослаб от страха, и его понесли на носилках. Трусливый князь приказывал нести его ещё быстрее, в то время когда за ними давно уже никто не гнался. Так и пронесли его через всю Польшу. Где-то в этих землях он и умер, а от места, где его погребли, как утверждали люди, шёл ужасный смрад. Смерть и ужасная могила Святополка напоминали людям, что так будет со всяким, кто начнёт братоубийственную войну.

После этих событий никаких разногласий между русскими князьями больше не возникало. Ярослав занял трон великого князя. Обоих братьев он похоронил рядом. Мощи страстотерпцев оказались целебными и помогали людям при различных недугах: слепые обретали зрение, хромые начинали бегать, а у горбатых выпрямлялись спины. На местах, где они погибли, были построены церкви.

Читайте также:
Цель жизни Штольца в романе И.А. Гончарова «Обломов» жизненные идеалы и взгляды героя, образ и род деятельности персонажа, путь и стремления

Сказание о братьях-страстотерпцах учит жить в мире с близкими, любить их. Непорочные и духовно чистые образы Бориса и Глеба учат смирению, всепрощению. Братья были согласны принять смерть ради Господа и для того, чтобы не идти против брата.

Краткое содержание «Сказание о Борисе и Глебе»

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 420.

О произведении

«Сказание о Борисе и Глебе» – памятник древнерусской литературы, написанный в середине XI века. Произведение посвящено убийству сыновей князя Владимира Крестителя, Бориса и Глеба, которые в дальнейшем были причислены к лику святых.

Поскольку сказание написано в жанре жития, мученичество показывается как высшая форма святости, нашедшей реализацию в гибели Бориса и Глеба.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказание о Борисе и Глебе» на нашем сайте.

Главные герои

  • Борис и Глеб – родные братья, сыновья князя Владимира от его жены-болгарки, порядочные, верующие, добрые люди, страстотерпцы.
  • Святополк – один из старших сыновей князя Владимира, подлый, жестокий человек, решивший на братоубийство ради единоличной власти.

Другие персонажи

  • Владимир Святославович – великий киевский князь, отец Бориса, Глеба, Ярослава и еще девятерых сыновей.
  • Ярослав – один из сыновей князя Владимира, победивший Святополка.

Краткое содержание

Князь Владимир Святославович «имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные» . Борис и Глеб были его сыновьями от жены-болгарки. Когда они выросли, князь Владимир отправил их на княжение: Бориса – в Ростов, а Глеба – в Муром.

Когда Владимир оказался на смертном одре, на Русь двинулись полчища печенегов. Узнав об этом, Владимир отправил Бориса сразиться с неприятелем. Однако молодой князь так никого и не встретил.

Тем временем скончался Владимир Святославович. Один из его старших сыновей, Святополк, решил скрыть эту весть, убить всех наследников и занять престол. До Бориса дошли вести о смерти отца и коварных планах брата. Однако он, несмотря на уговоры дружины, не собирался прогонять Святополка с незаконного княжения. Борис считал, что «спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви» . Он собирался поклониться Святополку и признать его великим князем. Однако благочестивым планам его не суждено было сбыться. Вскоре явились убийцы, посланные коварным Святополком, и убили Бориса и его верных слуг. Останки молодого князя погребли возле церкви Святого Василия в Вышгороде.

«Не остановился на этом убийстве окаянный Святополк» , и принялся вынашивать план убийства Глеба. Он написал ему письмо, в котором призывал явиться к постели тяжело больного отца. Во время пути в Киев его предупредили о смерти князя Владимира Святославовича и убийстве брата Бориса. Эта весть стала большим ударом для Глеба. Когда он оплакивал любимых людей, «внезапно появились посланные Святополком злые слуги его, безжалостные кровопийцы, лютые братоненавистники, свирепые звери» . Юный князь умолял не губить его, но слуги Святополка были неумолимы. Тогда он принялся неистово молиться Господу и вскоре взошел на небеса, где встретился с любимым братом. Убийцы же вернулись к своему хозяину и доложили о выполненном задании. На месте, где лежало тело Глеба, путники видели высокий огненный столп и слышали прекрасное ангельское пение.

Узнав о смерти Глеба и Бориса, их брат Ярослав двинулся со своей дружиной на Святополка. Он молился Богу, прося его осуществить справедливость и отомстить за смерть ни в чем не повинных братьев. С божьей помощью Ярослав одолел войско Святополка, и тот в страхе бежал. Скончался он на пустыре неподалеку от Польши, а от могилы его исходил ужасный смрад.

С той поры «прекратились усобицы в Русской земле, а Ярослав принял всю землю Русскую» . Став князем, он нашел нетленное тело Глеба и похоронил его рядом с телом Бориса. От мощей святых страстотерпцев и поныне исходят многие чудеса: «слепые прозревают, хромые бегают быстрее серны, горбатые выпрямляются» .

Заключение

Произведение описывает одно из самых страшных преступлений – братоубийство. Осознанно пойдя на этот грех, Святополк обрек себя на смерть и презрение потомков.

Читайте также:
Загадки про солнце - для детей 7, 9 лет, 1, 2, 3, 4, 5 класса

После ознакомления с кратким пересказом «Сказания о Борисе и Глебе» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по произведению

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Краткое содержание произведения «Сказание о Борисе и Глебе»

Одно из самых известных произведений древнерусской литературы «Сказание о Борисе и Глебе» было написано в 1115 году. В нём рассказывается о трагической смерти двух братьев, которые впоследствии были причислены к лику святых. «Сказание о Борисе и Глебе» в кратком содержании поможет школьникам лучше подготовиться к уроку литературы, написать сообщение, сделать анализ и заполнить читательский дневник.

  1. Герои произведения
  2. Краткое содержание
  3. Коварный план Святополка
  4. Следующее убийство
  5. Месть Ярослава

Герои произведения

В произведении присутствуют несколько главных и второстепенных персонажей. Каждый из них вносит свой незаменимый вклад в создание и развитие сюжета. Центральные персонажи:

  • Борис и Глеб — родные братья. Герои были очень добрыми и верующими князьями.
  • Святополк — старший сын Владимира. Именно он убил своих братьев Бориса и Глеба, чтобы быть единоличным правителем Руси.

В произведении встречается несколько героев второго плана. С их помощью сюжет становится ярче и интереснее. Характеристика других героев:

  • Владимир — киевский князь, у которого было много сыновей.
  • Ярослав — ещё один потомок Владимира, сумевший победить своего брата Святополка.

Все герои в процессе развития сюжета неоднократно пересекаются. Чтобы проследить за их связью, рекомендуется изучить произведение об убийстве Бориса и Глеба кратко.

Краткое содержание

Пересказ анонимного «Сказания о Борисе и Глебе» читать следует с особой внимательностью, ведь оно повествует о реальных событиях истории Руси.

У Владимира было 12 детей, а матери были у них разные. Борис и Глеб родились от супруги-болгарки. Когда братья стали старше, Киевский князь отправил их управлять своими землями в качестве наместников. Глебу достался Муром, а Борису — Ростов.

Когда Владимир находился при смерти, на государство с походом пошли печенеги. Узнав об этом, князь приказал Борису разобраться с неприятелем. Юноша послушался отца, но никаких печенегов на своём пути он не встретил.

Коварный план Святополка

В скором времени великий Киевский князь скончался. Один из его сыновей — Святополк, решил скрыть эту новость от братьев, убить всех остальных наследников и стать правителем Руси.

О задуманном узнал Борис. Несмотря на уговоры приближённых, князь не стал выступать против Святополка и забирать у него престол. Герой был верующим человеком, и считал, что спасение можно найти лишь в добрых делах. Он решил поклониться Святополку и признать его верховную власть.

К сожалению, планам молодого князя не суждено было сбыться. В скором времени к нему пришли подданные Святополка и убили Бориса и всех его слуг. Тело князя предали земле рядом с церковью Святого Василия в Вышгороде.

Следующее убийство

Одной смерти Святополку было недостаточно, и он стал придумывать план, как избавиться от ещё одного брата — Глеба. Князь написал ему письмо и попросил приехать в Киев, чтобы попрощаться с умирающим отцом. По пути в столицу Глебу стало известно, что Владимир уже был мёртвым. Рассказали ему и о том, что Святополк убил брата.

Когда он начал оплакивать умерших родственников, к нему приехали безжалостные подданные обезумевшего родственника. Глеб умолял их не лишать его жизни, но люди Святополка не собирались нарушать слово. Князь начал молиться и вскоре покинул землю, а на небесах он встретился со своим любимым братом. Убийцы, исполнившие приказ, вернулись к Святополку, и доложили о проделанной работе. Как потом говорили путники, на месте, где лежало тело Глеба, появился большой огненный столп, и было слышно чудесное пение ангелов.

Месть Ярослава

Когда вести об убийстве дошли до Ярослава, он собрал дружину и двинулся на Святополка. По пути князь молился Богу, прося о справедливости. Ярослав хотел отомстить брату за смерть невинных. С помощью Бога у князя получилось разбить войско врага, а сам Святополк испугался и бежал. Умер он вблизи Польши, а от его могилы шёл ужасный запах.

С того момента жестокие убийства закончились, и на Руси началась спокойная жизнь. Ярослав занял княжеский престол и первым делом решил найти тело брата — Глеба, чтобы похоронить с Борисом. Согласно легенде, находясь рядом с мощами мучеников, с людьми происходят настоящие чудеса — слепые начинают видеть, хромые — бегать, а горбатые — ходить прямо.

Читайте также:
Характеристика Гринева в повести "Капитанская дочка", описание внешности Петра, жизненный путь главного героя, основные черты, рыцарство, дорога чести, судьба, речь

В повести говорится об одном из самых страшных преступлений — братоубийстве. Святополк взял на себя этот грех осознанно, после чего он умер сам и потерял уважение в глазах потомков. После изучения краткого содержания о житие Бориса и Глеба, рекомендуется начать читать текст произведения полностью.

Александр Балыбердин — Чтение о Борисе и Глебе. Переложение сочинения прп. Нестора Летописца

О произведении

«Сказание о Борисе и Глебе» – памятник древнерусской литературы, написанный в середине XI века. Произведение посвящено убийству сыновей князя Владимира Крестителя, Бориса и Глеба, которые в дальнейшем были причислены к лику святых.

Поскольку сказание написано в жанре жития, мученичество показывается как высшая форма святости, нашедшей реализацию в гибели Бориса и Глеба.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказание о Борисе и Глебе» на нашем сайте.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Мученический подвиг князей Бориса и Глеба

Жизнь страстотерпцев князей русских Бориса и Глеба была принесена в жертву основному христианскому доброделанию — любви. Братья своей волей показали, что за зло нужно воздавать добром. Это было еще ново и непонятно для Руси, привыкшей к кровной мести.

Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28).

Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека. «Видите ли, братия, — говорит преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Русские князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но властолюбивый Святополк оказался наказан за братоубийство. В 1019 году Киевский князь Ярослав Мудрый (ок. 978 — 20.02.1054 гг.) — единокровный брат Бориса и Глеба, один из сыновей князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка.

Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века). 1.Борис и Глеб удостаиваются Христом мученических венцов. 2. Борис идет на печенегов

По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит князь Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно библейскому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая братьями Борисом и Глебом ради предотвращения междоусобных распрей, оказалась тем благодатным семенем, которое укрепляло единство Руси.

Краткое содержание

Князь Владимир Святославович «имел 12 сыновей, и не от одной жены: матери у них были разные». Борис и Глеб были его сыновьями от жены-болгарки. Когда они выросли, князь Владимир отправил их на княжение: Бориса – в Ростов, а Глеба – в Муром.

Когда Владимир оказался на смертном одре, на Русь двинулись полчища печенегов. Узнав об этом, Владимир отправил Бориса сразиться с неприятелем. Однако молодой князь так никого и не встретил.

Тем временем скончался Владимир Святославович. Один из его старших сыновей, Святополк, решил скрыть эту весть, убить всех наследников и занять престол. До Бориса дошли вести о смерти отца и коварных планах брата. Однако он, несмотря на уговоры дружины, не собирался прогонять Святополка с незаконного княжения. Борис считал, что «спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви». Он собирался поклониться Святополку и признать его великим князем. Однако благочестивым планам его не суждено было сбыться. Вскоре явились убийцы, посланные коварным Святополком, и убили Бориса и его верных слуг. Останки молодого князя погребли возле церкви Святого Василия в Вышгороде.

Читайте также:
Бедные люди, Достоевский: читать онлайн бесплатно

«Не остановился на этом убийстве окаянный Святополк», и принялся вынашивать план убийства Глеба. Он написал ему письмо, в котором призывал явиться к постели тяжело больного отца. Во время пути в Киев его предупредили о смерти князя Владимира Святославовича и убийстве брата Бориса. Эта весть стала большим ударом для Глеба. Когда он оплакивал любимых людей, «внезапно появились посланные Святополком злые слуги его, безжалостные кровопийцы, лютые братоненавистники, свирепые звери». Юный князь умолял не губить его, но слуги Святополка были неумолимы. Тогда он принялся неистово молиться Господу и вскоре взошел на небеса, где встретился с любимым братом. Убийцы же вернулись к своему хозяину и доложили о выполненном задании. На месте, где лежало тело Глеба, путники видели высокий огненный столп и слышали прекрасное ангельское пение.

Узнав о смерти Глеба и Бориса, их брат Ярослав двинулся со своей дружиной на Святополка. Он молился Богу, прося его осуществить справедливость и отомстить за смерть ни в чем не повинных братьев. С божьей помощью Ярослав одолел войско Святополка, и тот в страхе бежал. Скончался он на пустыре неподалеку от Польши, а от могилы его исходил ужасный смрад.

С той поры «прекратились усобицы в Русской земле, а Ярослав принял всю землю Русскую». Став князем, он нашел нетленное тело Глеба и похоронил его рядом с телом Бориса. От мощей святых страстотерпцев и поныне исходят многие чудеса: «слепые прозревают, хромые бегают быстрее серны, горбатые выпрямляются».

«Сказание о Борисе и Глебе»: сходство и различие с каноническими житиями

1. Особенности жанра жития. 2. Исторический контекст жития Бориса и Глеба. 3. Особенности повествования в «Сказании…». Житие — это литературное произведение биографического характера, созданное в соответствии с определенными правилами (канонами), прославляющее силу веры и достойные поступки человека, признанного церковью святым. Жанр жития возник достаточно давно. Пожалуй, можно сказать, что Евангелие является житием Христа, а в Деяниях апостолов рассказывается о первом христианском мученике Стефане. В первые века христианства жития в основном и были рассказами о судьбе мучеников, пострадавших за веру в Христа. Однако постепенно, с распространением новой веры в Европе, появились и другие жития, в которых рассказывается о жизни праведных людей, как монахов, так и мирян, которые были признаны святыми благодаря своим добродетелям и совершенным ими по воле Божьей чудесам.

Цель любого жития — это наставление читателей, пробуждение в них благоговейного трепета и смирения перед величием Бога. Достигается же эта цель благодаря рассказу о жизни святого. В житиях нередки пространные рассуждения, которые также должны настроить читателя на высокие размышления о Боге. Практически неотъемлемым элементом жития является рассказ о чудесах, совершенных святым при жизни или происходящих на его могиле после смерти. Также чудеса могут происходить со святым и до его рождения, как, например со св. Сергием Радонежским. Что же касается личностных, индивидуальных черт святого, то они зачастую опускаются. В житии важнее всего показать силу веры, упования на Бога, а не конкретные человеческие особенности.

Каноническое житие включает ряд обязательных элементов. Во-первых, оно должно начинаться с прославления Бога и заканчиваться тем же, ибо это и есть главная цель всех подобных литературных произведений. Во-вторых, в житии должна присутствовать похвала святому, о жизни которого идет речь. Ведь он стал святым, потому что угодил Богу, и его следует рассматривать как образец для подражания. В-третьих, прославлению святого противопоставляется самообличение автора жития, признающего себя грешным и недостойным взяться за описание жизни праведного человека. В-четвертых, в житии обязательно рассказывается о чудесах святого, зачастую начиная с его рождения. Как правило, родители святого также являются людьми высоконравственными и искренне верующими. В-пятых, в житии повествуется о кончине святого, что особенно важно, если речь идет о мученике. Ведь кончина в этом случае выступает в качестве свидетельства веры, то есть одновременно прославления Бога и своего рода чуда. Но и в тех случаях, когда святой умер естественной смертью, значение описания этого момента также играет большую роль. Авторы житий показывают, что высокие добродетели и вера, сопровождавшие святого в жизни, не покидают его и в последние мгновения перед переходом в мир иной. А теперь посмотрим, насколько соответствует вышеприведенной схеме «Сказание о Борисе и Глебе», написанное неизвестным автором, жившим, по мнению исследователей, на рубеже XI—XII веков. Однако сначала вспомним, о каких исторических событиях идет речь в этом произведении. В 1015 году скончался князь киевский Владимир Святославич. Святополк Ярославич, племянник Владимира, захватил власть в Киеве. Незадолго до кончины Владимир приказал своему любимому сыну Борису отправиться в поход против печенегов, слухи о приближении которых дошли до князя. Однако Борис не обнаружил врагов и повернул обратно. Вскоре к нему прибыли гонцы от Святополка, извещавшего его о смерти Владимира, а также уверявшего его в дружеском расположении. Борису было известно, что Святополк намерен его убить, однако Борис отказался от предложения своей дружины выступить против Святополка. Разочарованная дружина покинула Бориса, и вскоре он был убит сторонниками Святополка. Через некоторое время был убит и его брат Глеб, который, узнав о смерти отца и гибели брата, поехал к Святополку, невзирая на предупреждение брата Ярослава. Борис и Глеб были похоронены в Вышгороде и скоро стали объектом почитания народа, а в 1071 года канонизированы церковью.

Читайте также:
Сочинение на тему: "Чацкий: победитель или побежденный" рассуждение

«Сказание о Борисе и Глебе», не являясь каноническим житием, тем менее обладает рядом характерных для этого жанра черт. Так, в «Сказании…» мы находим похвалу высоким добродетелям святых — их смирению, почитанию старших, незлобивости. Зная о том, что замышляет.Святополк, братья не пытаются помешать ему. Конечно, с обыденной, житейской точки зрения это кажется странным, но с точки зрения автора-христианина подобная кротость перед лицом смерти, прощение своих убийц расценивается как проявление высших добродетелей христианина. Автор жития восхищается и такими чертами характера Бориса, как его набожность, любовь к отцу и брату Глебу. Аналогичным образом автор описывает и Глеба: он горько сокрушается о смерти отца и гибели брата, не противится своим убийцам, но кротко умоляет их о милосердии, прощает их.

В «Сказании…» то и дело встречаются цитаты из Священного Писания. Правда, они характерны не только для житий, но и для других жанров древнерусской литературы, например подобных цитат достаточно много в «Поучении Владимира Мономаха». Есть в «Сказании…» и упоминание о чудесах. На могиле Глеба порой люди видели свет и слышали ангельские голоса. Именно благодаря этим чудесам и были найдены останки Глеба, место захоронения которого сначала было неизвестно. О Борисе же, похороненном в Вышгороде, говорится, что, когда раскопали его могилу, чтобы положить рядом тело его брата, то оказалось, что тело Бориса нисколько не пострадало от времени. Относительно Глеба подобное, видимо, подразумевается, так как нетленность мощей — одно из существенных свидетельств святости человека. «Так Бог сохранил своего страстотерпца тело!» — это похвала и Богу, и святому, обязательная в житии. Однако несоответствие «Сказания…» канону жития очевидно. Невзирая на наличие некоторых обязательных элементов последнего. Так, автор «Сказания…» начинает свое повествование с небольшой цитаты из Священного Писания, которая звучит похвалой святым; обязательное для жития прославление Бога опущено. Рассказ о родственных связях Святополка с Борисом и Глебом, упоминание о родителях этих персонажей — всего лишь историческая справка. Нет похвалы родителям святых, напротив, о Владимире говорится, что он убил брата и сделал его вдову своей любовницей, имел много жен, а о матери Бориса и Глеба вообще ничего не сказано, кроме того, что она была «болгарыней». Нет и рассказа о детстве братьев, озаренного неземным светом веры. Отчасти это и понятно — речь идет не о будущих монахах, а о сыновьях князя, то есть будущих воинах. Зато «Сказание…» сближает с житием то, что в нем повествуется о мученической кончине братьев — их смерть от рук убийц и легла в основу сюжета «Сказания…».

Почитание святых Бориса и Глеба. Тропарь, кондак и канон

Благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Рассказывают и о других случаях заступничества святых во время войн и вооруженных конфликтов в позднейшие времена.

Читайте также:
Высказывания о Тургеневе - современники о русском писателе


Явление Бориса и Глеба перед Невской битвой

Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном I (1008—1035 гг.).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки князя Глеба, бывшие непогребенными 4 года, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Один варяг неблагоговейно стал на могилу святых братьев, и внезапно исшедшее пламя опалило ему ноги. От мощей святых князей получил исцеление хромой отрок, сын жителя Вышгорода: князья-страстотерпцы Борис и Глеб явились отроку во сне и осенили крестом больную ногу. Мальчик пробудился от сна и встал совершенно здоровым.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на месте сгоревшей церкви каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства.

Годом канонизации святых страстотерпцев принято считать 1072. Они стали первыми русскими святыми. Однако известно, что греческие архиереи, которые в то время возглавляли Русскую Церковь, без особого энтузиазма отнеслись к прославлению русских святых. Но большое количество чудес, исходивших от мощей святых страстотерпцев, и народное почитание сделали свое дело. Грекам, наконец, пришлось признать святость русских князей. В народном предании святые князья, прежде всего, фигурируют как заступники земли Русской. В честь святых было сочинено немало молитвословий, включая уникальные, знаменитые житийные Паремии, которые сохранялись в русской Богослужении вплоть до начала XVII века.

Число икон, медного литья и других изображений святых Бориса и Глеба — огромно. Практически в любом историческом музее, посвященном древнерусской иконописи, сегодня можно найти иконы святых самых разных размеров и уровней иконописного мастерства.


Святые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Москва, ГТГ


Святые князья Борис и Глеб на конях. Икона XIV века. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Начало XIV века. Украина, Киев, Музей русского искусства


Святые князья Борис и Глеб. Вторая четверть XIV века. Москва, ГТГ


Святые князья Борис и Глеб. Первая треть XVII века. Москва, собрание арт-галереи «Дежа Вю» Святые Владимир, Борис и Глеб с житием Бориса и Глеба. Икона, Москва, первая половина XVI века. ГТГ Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Псковская икона XIV век. СПб, Русский музей

Известны также и собственно старообрядческие иконы Бориса и Глеба. Так, после церковного раскола большое распространение получили литые иконы святых, коих существует около 10 разных вариантов.

Старообрядческая икона Бориса и Глеба. XVIII век

Также в честь святых названо несколько городов и населенных пунктов.

Установлены следующие дни почитания святых Бориса и Глеба:

  • 15 мая — перенесение мощей святых мучеников князей русских Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Роман и Давыд (1072 и 1115 гг.);
  • 2 июня — первое перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба (1072 г.);
  • 6 августа — совместное празднование святым Борису и Глебу;
  • 24 августа — перенесение ветхих рак святых страстотерпец князей Бориса и Глеба от Вышгорода в Смоленск (1191 г.);
  • 18 сентября — успение святого и благоверного князя Глеба, по плоти брата святого Бориса (1015 г.).

Краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе для читательского дневника

Борис и брат его, Глеб, были сыновьями князя Владимира. Всего сыновей у него было 12. Посадил он Бориса в Ростове княжить, а Глеба в Муроме.

Дошла весть о нападении печенегов на русские земли. Отправил против них Владимир Бориса с войском. Тот врага не нашел. И, стал возвращаться.

Тем временем, скончался Владимир. А еще один из его сыновей, Святополк, решил скрыть эту весть, убить всех наследников его и один завладеть престолом.

Читайте также:
Сочинение на тему: «Собака — друг человека» ✒️ рассуждение о бескорыстной дружбе

До Бориса же уже дошла весть о смерти отца и о коварных планах брата. Остановился он на реке Альте. Получил он письмо от Святополка. В предчувствии скорой смерти своей, всю ночь молился в шатре Борис. А наутро приказал служить заутреню. В это время и подоспели убийцы, посланные братом.

Было это 24 июля. Борис был убит. Не пощадили подосланные и слуг его. Большинство из них тоже полегло вместе с господином своим. Погребли молодого князя подле церкви святого Василия в Вышгороде.

А Святополк продолжает братоубийство. Пишет он письмо к Глебу. Обманывает его, говоря, что зовет его отец их. Прочитав о том, отправляется Глеб в Киев.

Княжил еще один брат их в то время в Новгородской земле – Ярослав. До него дошли известия и о смерти отца, и о бесчинствах страшных Святополка. Решил предупредить он о том Глеба.

Глеб получил эти известия, находясь возле реки Смядыни. В тот момент и убийцы нагнали его. Поплыл Глеб в ладье по реке. Но, нагнан был. Попрыгали с мечами обнаженными в ладью его слуги Святополка. Стал он умолять их не убивать его. Затем, стал молиться. Мольбы его были и о братьях, и о отце, и, даже, о братоубийце Святополке. Тогда, зарезал Глеба повар его. А тело бросили на пустыре. Пролежало там оно, покуда не было найдено Ярославом. Прохожие видели, будто в том месте являлся столп огненный и слышалось пение ангельское.

Тем временем, собрал войско Ярослав. И двинулся он на Святополка. Битва произошла на реке Альте. На месте, где был убит Борис, Ярослав обратился к господу с мольбами о победе. И, бежал Святополк, как обезумевший. Во время бегства своего он и скончался.

Ярослав, после победы над братоубийцей, отыскал труп Глеба и похоронил подле Бориса. На местах убийств их возведены после были церкви. А к могилам святых приходил люд для исцеления. После смерти своей творили чудеса мученики. Целебными были мощи их.

Один из стршных самых грехов – это братоубийство. Жить нужно с близким в мире. Этому и учит сказание. У Бориса и Глеба были кроткие сердца и любили они ближних. Молитвы их были и за того, по вине которого приходится принимать смерть им. А убийца получил по заслугам. Зло, особенно страшное, должно наказываться.

Читать краткое содержание Сказание о Борисе и Глебе. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Сказание о Борисе и Глебе

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Действие романа начинается с момента, когда Этьен Лантьен, пытается трудоустроиться. Герой произведения остался без работы, так как ударил своего начальника.

В саду было весело. Весна была в разгаре: цвели черемуха и пионы, воробьи прыгали по деревьям, скворцы грелись на солнце, по усадьбам бегали черная такса и дворняга Тузик. У берегов Елагина тянулась обсаженная черёмухой коса, посередине которой

1 мая 1924 года в Красноярском крае родился Виктор Петрович Астафьев. Его семья была крестьянской. Он был третьим ребенком. Когда мальчику было 7 лет, отец попал в тюрьму. Спустя пару лет он остался и без мамы, она погибла

Повесть Дети синего фламинго – это рассказ о приключениях, в которых побывал самый обычный мальчик из нашего времени. Обманным путем его заманивают на остров, которого нет ни на одной карте

Известный английский писатель создавал нереальную историю для собственных детей в надежде их назидания и обретения лучших человеческих качеств. Наполненная глубоким смыслом, сказка представляет уникальный повод малышам

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: