Композиция повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» идейная структура произведения, версии интерпретации эпизодов и интересные особенности сюжетной линии

Композиция повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — особенности, идея и место эпизода

В 30-е годы Пушкин обратился к Смутным временам XVIII и. к восстанию Пугачева (1773 — 1774). Писатель изучал документы, а в 1833 г. совершил поездку в те места, где 60 лет назад бушевало восстание. Он побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, Бердской слободе — столице Пугачёва. В течение нескольких месяцев Пушкин читал новые документы, встречался с людьми, помнившими Пугачёва. Своё исследование писатель завершил созданием исторического очерка «История Пугачёва».

Государю, который был личным цензором поэта, труд Пушкина показался интересным, но он внёс 23 поправки и предложил назвать его «История пугачёвского бунта». Пушкин согласился с поправкой: «…Царское название, признаемся, точнее», — говорил он.

В 1834 г. «История…» увидела свет. А в 1836 г. была напечатана повесть «Капитанская дочка», анализ которой мы проведем.

Оба произведения написаны на одном историческом материале. Но если в «Истории…» исследуется такое понятие, как «пугачевщина», то в «Капитанской дочке» в центре внимания судьбы людей, попавших в водоворот кровавого бунта.

Задумав произведение о пугачёвских временах, Александр Сергеевич хотел сделать главным героем офицера, который перешел на сторону Пугачёва. Но изучив документы и свидетельства очевидцев, понял, что такой поступок был нетипичен для дворян.

Историческая повесть

Сторонники первой версии придерживаются мнения, что «Капитанская дочка» — историческая повесть. На первом плане главенствует линия Емельяна Пугачева. Любовная часть вторична, она призвана скрыть внимание автора произведения к пугачевскому восстанию.

Характеристика проблематики романа Пушкина «Капитанская дочка» и подтверждение этой версии подробно расписаны у Азаровой. Художественная идея романа «Капитанская дочка» и содержание раскрывается в следующей последовательности:

  1. Экспозицией выступает биография Гринева, все моменты до его приезда Белогорскую крепость.
  2. В качестве завязки описывается знакомство с Марией Ивановной.
  3. Развитие действия продолжается с описания жизни в крепости и конфликт со Швабриным.
  4. Кульминация в виде дуэли и письмо отцу в пятой главе.

В результате развитие любовной линии завершается. Основной особенностью окончательно становится историческая часть. Аналогичного мнения придерживалась и Марина Цветаева. Она остро восприняла образ лидера мятежников, что побудило ее записать мнение о произведении.

Вариант 2

Повесть «Капитанская дочка» — это история Петра Гринева, история о взрослении героя, который из юноши превращается во взрослого мужчину, имеющего за спиной огромный жизненный опыт. Гриневу пришлось принять участие в пугачевском восстании, которое помогло ему заново взглянуть на обычные, казалось бы, давно понятые вещи. Но принципы у героя остались, Петр Гринев прошел проверку, сохранил достоинство и остался верен воинской присяге.

Действие в произведении охватывает огромный промежуток времени, мы видим в книге большое количество самых разных персонажей, описанных с удивительной точностью. Мы видим как персонажи, на всем протяжении книги, взрослеют, если хотите, то проходят некую духовную эволюцию.

Многие читатели удивятся, мол, почему у книги такое название? Почему произведение не озаглавлено в честь основных героев, то есть в честь Гринева или Пугачева? Роман назван в честь Марии Мироновой, таким образом, Александр Сергеевич отдает дань уважения к отваге юной девушки, которая оказывается для нас абсолютно внезапной. Ведь кто бы ещё посмел просить у самой императрицы за помилование изменника! И, в конце концов, ей удалось это сделать.

События, описанные в произведении, действительно имели место быть в реальности во времена правления Екатерины Второй. Явление, о котором ведется повествование, носит название «пугачевщина», то есть бунт Емельяна Пугачева против действующей власти. В этой крестьянской войне 1773-1775 годов приняли участие самые разные люди – крепостные крестьяне, уральские казаки, представители национальных меньшинств. Эти люди были возмущены беспределом господствующего класса и грабительской политикой внутри государства. Те, кто не соглашался быть рабом, убегали на окраины страны и объединялись в банды, преследующие преступные интересы. Но, как мы понимаем, иного выхода у них не оставалось. Именно над судьбами этих бедных людей и размышляет Пушкин. Он описывает Емельяна Пугачева не как абсолютно отрицательного персонажа, а как человека с чертами добродетели.

Взрослея, человек обязательно сталкивается с проблемами и тяжелыми испытаниями. Они помогают человеку обрести твердость духа, помогают в создании зрелой личности. Не стоит бояться испытаний, их нужно преодолевать. В этом, как кажется, и есть главная идея романа «Капитанская дочка».

Вторая версия

Сторонники иной версии увязывают место эпизода в композиции повести «Капитанская дочка» с историческим романом. На переднем плане рассматривается история вымышленных персонажей. А исторические личности, несмотря на композиционную структуру, не считаются основными героями.

Это позволяет оправдать историческое название романа и то, какова роль Марии Мироновой. Тогда сюжетная схема становится близка первой версии:

  1. Сначала наблюдается второстепенная линия между Гриневым и Пугачевым.
  2. А также раньше происходит развязка исторической линии.
  3. Главным становится любовный сюжет, его кульминация и развязка происходят позже.

Важно учитывать, что поездка в мятежную слободу нужна была для спасения Маши Мироновой. Без этого третья встреча Гринева и Пугачева не состоялась бы. При каждой встрече последний миловал сына барского класса за подаренный когда-то тулуп. И все-таки, гораздо важнее для героя любовь к будущей жене и матери будущих детей.

Тема и идея произведения

В романе рассматривается несколько тем. Центральная тема произведения – крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. И конечно, образ Пугачева в этом произведении занимает не последнее место. Свое отношение к крестьянскому бунту Пушкин выразил в конце произведения.

Читайте также:
Андрей Штольц характеристика героя в романе И.А. Гончарова Обломов

Тема любви выражена в отношениях Маши Мироновой и Гринева, в отношении Швабрина к Маше, и наконец, в поступке Маши, когда она не побоялась отправиться к императрице.

Тема офицерской чести выражена в противостоянии между Гриневым и Швабриным.

Интересный момент в произведении

Практически во всех изданиях дополнением печатается так называемая «Пропущенная глава». Она была напечатана спустя 43 года. Предисловие к ней написал Тургенев и высказал интересную мысль, которая заключалась в том, что недавние события снова привлекли внимание к мятежам и бунтам.

Кратко по сюжету, Гринев возвращается в имение. На плоту располагается виселица с 3 телами. Пугачевцы тем временем захватывают родителей Гринева и Машу. Их удерживают в амбаре, чтобы впоследствии сжечь. При этом местные крестьяне положительно относятся к хозяевам.

Именно Швабрин приводит злодеев в имение. После этого Гринев приходит с небольшим по численности отрядом, противники бегут, а родители высвобождены. По мнению Красухина, указанную главу не стоило печатать в романе, раз сам автор ее исключил из кольцевого плана.

Композиционные особенности повести «Капитанская дочка»

“Капитанская дочка” — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории. Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко. Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат “История Пугачевского бунта” воспринимался современниками Пушкина как научный труд. Если “История Пугачевского бунта” — историческое сочинение, то “Капитанская дочка” написана совсем в другом жанре. Это исторический роман. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении, — это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде “Капитанской дочки” можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом/ Форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его исторической зоркости. В XVIII веке действительно можно было подобным образом описать “пугачевщину” в воспоминаниях, для внуков. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением. Пушкин намеренно выбрал для этого дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению и офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице. Но он и отвергает восстание “как бессмысленный и беспощадный бунт”, кровопролитие. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. “Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде,— говорит Гринев,— данной мне им в.одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…” Образ Гринева дан в динамике: Гринев-юноша, недоросль, и Гринев-старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но и оценивает юношу. Иронично рассказывает Гринев о своем детстве; при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет герою посмотреть на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка. Значительное место в повести занимает и Емельян Пугачев. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий. Первая встреча происходит в главе “Вожатый”, в следующий раз это уже предводитель мятежников. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: “Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать”. В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который своим тайным присутствием все время наблюдает за событиями и поступками героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая. Во-первых, очевидно, что Гринев выражает мысли автора о восстании. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев ведет себя по желанию автора. Сам факт выбора рассказчика для передачи исторических событий — большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность повести “Капитанская дочка”. Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Жанр произведения

Хотя «Капитанская дочка» имеет небольшой объем, многие считают ее романом, поскольку это многоплановое произведение, и в нем просматриваются несколько сюжетных линий:

  • Взаимоотношения Гринева с родителями;
  • Взаимоотношения Гринева с Машей;
  • Швабрин, и его поступки;
  • Пугачевская война.

И, наконец, встреча Маши Мироновой с императрицей. Каждую из этих сюжетных линий иной писатель развил бы до размеров всего произведения, Но одной из характерных черт творчества Пушкина является его краткость, способность сосредоточиваться на главном.

Читайте также:
Митрофан Недоросль сочинение - несколько примеров для школы

Произведение называется «Капитанская дочка», хотя Маша не является центральным персонажем. Пушкин все события выстраивает как бы вокруг девушки. Из-за Маши происходит дуэль Гринева со Швабриным. О Маше заботятся, пекутся и беспокоятся родители, ради нее Петр Андреевич едет в крепость.

В условиях обычной жизни в крепости она хрупкая, трепетная девушка, ужасно боится пушечных выстрелов. Однако, оказавшись в крепости, одна без поддержки близких, во власти Швабрина, она проявляет удивительную стойкость духа. И потом, когда узнает, что ее любимому грозит каторга, решается ехать к самой Императрице, чтобы рассказать всю правду, свидетельницей которой она стала. Государыня тепло приняла девушку, прислушалась к ее словам, и даже одарила свадебным приданым.

Композиция

Композиция в этом произведении в целом классическая. Завязкой служит сюжет в доме родителей Гринева, когда отец принимает решение отправить сына на службу. Далее следует развитие сюжета. Это эпизоды, повествующие о приезде Гринева в Белогорскую крепость, его знакомство со Швабриным и дуэль из-за Маши.

Кульминацией произведения является казнь дворян и офицеров царской армии на площади, момент, когда гибнут капитан Миронов с женой, а на шее Гринева оказалась петля. Далее следует развязка. Лирическим отступлением произведения можно назвать сон Гринева, когда он попал в метель и заблудился.

В то же время каждая глава построена по классической схеме, в каждой главе встречаются свои кульминационные сюжеты.

Сочинение на тему «Идейно-композиционные особенности повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Перед Вами сочинение, посвященное анализу произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Особое внимание в данном сочинении уделяется идейно-композиционным особенностям.

Вы можете также посмотреть и другие сочинения по данному произведению.

Капитанская дочка — идейно-композиционные особенности повести.

«Капитанская дочка» отличается такими же стройностью и логичностью композиции, что и роман «Евгений Онегин«. Композиционной структурой произведения раскрываются основные идеи и проблемы полвести, представляются события и образы героев. Четкость архитектоники позволяет выделить наиболее важные места в раскрытии противоречивости личности Пугачева, внутреннего мира Гринева, враждующих сторон.

Повесть содержит 14 глав. Первые две заключают в себе экспозицию, знакомство с главными героями, через взаимоотношения которых будет представлен основной внутренний конфликт. Названия «Сержант гвардии» и «Вожатый» говорят об этом. От этих глав в дальнейшем будут протянуты смысловые нити повести. Интересно, что во 2-й главе Пушкин использует прием «пророческого” сна. Гринев видит во сне будущее, представленное в аллегорической форме.

Следующие семь глав повествуют о пребывании Гринева в Белогорской крепости. Первые три главы спокойны по своему содержанию по сравнению с последующими, а 4-я глава, «Пугачевщина«, является кульминацией, смысловым центром пребывания Гринева в крепости. Первые три главы (жизнь Гринева в крепости) относятся по смысловой нити к 1-й главе «Сержант гвардии«. Далее, в «Пугачевщине» — перемена событий, и следующие три главы («Приступ”, «Незваный гость«, «Разлука«) связаны со 2-й главой «Вожатый«. В этих трех главах рассматриваются образ, поступки Пугачева, его устремления, надежды, внутренние качества. В последующих четырех главах (до последней) пересекаются две линии — Пугачев и Гринев. Здесь происходит кульминационный момент в развитии внутренней темы — Гринев обращается к Пугачеву по поводу судьбы Маши Мироновой.

В расположении глав «Осада города» и «Мятежная слобода» также использован композиционный прием. Контрастно (методом антитезы) противопоставляются принципы, методы правления: генерал отказывает Гриневу в помощи, а Пугачев даже сам лично ее осуществляет. Следующие главы, «Сирота» и «Арест» также построены по принципу контраста: Пугачев отпускает Гринева, а официальные власти сажают Гринева в тюрьму.

Последующая глава является развязкой. Действие возвращается в поместье к родителям Гринева. Можно сказать, что композиция кольцевая (как и в «Евгении Онегине»). Пушкин использует симметричные способы развертывания сюжета и действия. Гринев едет к Пугачеву просить о смягчении участи Маши Мироновой — Маша едет просить о смягчении участи Гринева императрицу. Так же симметрично расположены образы Екатерины и Пугачева. Они представляют собой две разные власти. Мне кажется, неверно говорить о том, что Пушкин рисует кого- то из них в положительных, а кого-то — в отрицательных тонах. Он только показывает столкновение двух непримиримых сил. И Пугачев, и Екатерина суровы, а в определенных ситуациях жестоки и непреклонны, но они могут быть великодушны и справедливы. И Пугачев, и Екатерина помогают Гриневу.

Основной внутренний конфликт — взаимоотношения Гринева и Пугачева — раскрывается именно во время их встреч, разговоров. Чувство долга побеждает в Гриневе, что Пугачева, как сильную личность, не может не восхищать. Гринев сам замечает реакцию Пугачева на свои ответы, и, может быть, это придает ему силы:

— Послужи мне верой и правдой, и я тебя пожалую и в Фельдмаршалы, в князья. Как ты думаешь?

— Нет,- отвечал я с твердостью. — Я природный дворянин; я присягал государыне…

M. Цветаева назвала эту сцену ’поединком в великодушии, соревнованием в величии’. Гринев не может изменить долгу (перед Отечеством, перед самим собою), и Пугачев не хочет изменить себе, поэтому идет до конца, возможно, чувствуя свою обреченность (притча о вороне и соколе). Их судьбы в данном смысле очень схожи: находясь перед выбором, они выбирают долг перед своей совестью. Они понимают друг друга, поэтому Гринев жалеет Пугачева, поэтому Пугачев кивнул Гриневу в последнюю минуту.

Читайте также:
Материнская любовь определение и аргументы, рассуждение о родительской любви

Пушкин как бы проводит параллель между суровыми расправами Пугачева и государственным правлением (вспомним заседание военного совета). По существу, народ мстит за себя, на жестокость отвечая еще большей жестокостью. Жестокость порождает жестокость — Екатерина сурово расправилась с бунтовщиками.

Наверное, при написании повести Пушкина интересовали не только вопросы долга, но и проблемы свободы — извечного стремления человеческой души. Каждый волен выбирать между страхом и совестью, предательством и честью.

Композиция романа “Капитанская дочка” Пушкина: особенности произведения

“Капитанская дочка”.
Художник П. Соколов

Композиция романа “Капитанская дочка” Пушкина: особенности произведения

Ю. М. Лотман о композиции “Капитанской дочки”:

“Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде — суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту.

Затем Гринев оказывается в беде, причина которой, на сей раз, кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь своего жениха.”

(Ю. Лотман “Идейная структура «Капитанской дочки»”, 1962 г.)

Д. Благой о композиции “Капитанской дочки”:

“. во всей “Капитанской дочке” нет ни одного. ненужного штриха, ни одной лишней детали.

В романе довольно много персонажей, но среди них почти нет случайных, так сказать, “проходных” лиц (появился и исчез). Все они обычно связаны между собой в общий и тугой композиционный узел.

Первые две главы, почти равновеликие по объему. представляют собой экспозицию: ставят друг подле друга оба главных лица, история отношений которых и оставляет основную внутреннюю тему романа: молодого дворянина Гринева и вождя крестьянского восстания Пугачева. Это композиционное расположение подчеркнуто названиями глав: “Сержант гвардии”, “Вожатый”.

Следующие семь глав (III – IX) повествуют о приезде Гринева в Белогорскую крепость и о жизни его там. Первые три из этих семи глав (III – V) представляют собой как бы непосредственное продолжение самой первой главы романа – первой части экспозиции. Пугачева здесь нет, и все эти главы не выходят за рамки семейной истории Гринева, перипетий его романа. В них дается подробное описание семейства Мироновых, рассказывается о возникновении чувства Гринева к Маше Мироновой, столкновении его из-за нее со Швабриным, объяснении в любви между раненым Гриневым и Машей.

Глава “Пугачевщина” является как бы водоразделом, членящим семь “белогорских” глав на две почти равные половины, отделяющим первые три, чисто “семейные”, главы от других трех глав, в которых романические отношения Гринева и Маши вовлекаются в вихрь исторических событий и политических потрясений.

Соответственно меняется и самый темп рассказа. В первых трех белогорских главах описывается то, что происходило в течение почти целого года (с начала зимы 1772 года до октября 1773 года); в трех последних – то, что произошло на протяжении всего около суток.

Так же стройно сочленены между собой в композиционном отношении. четыре непосредственно следующие за ними главы (10-ая галва – “Осада города”, 11-ая глава – “Мятежная слобода”, 12-ая глава – “Сирота” и 13-ая глава – “Арест”), которые имеют особенно важное значение для раскрытия основной внутренней темы романа – отношений между положительным героем-дворянином и вождем крестьянского восстания.

Контраст двух лагерей – правительства и Пугачева – подчеркивается и композиционно: расположением двух глав – оренбургской (“Осада города”) и бердской (“Мятежная слобода”) – непосредственно друг подле друга. Мало того, этот контраст проводится, но только в обратном порядке, и расположением двух следующих глав – “Сирота” и “Арест”.

После главы “Арест” следует еще одна – и последняя, заканчивающая весь роман, – глава “Суд”.

И, как это почти всегда у Пушкина, начало “Капитанской дочки” гармонически перекликается с концом.

В начале романа птенец вылетает из своего дворянского гнезда; в конце романа. он снова в него возвращается.

Между первой и последней главами Пушкин протягивает нити соответствий и даже прямых совпадений. В середине последней главы мы – снова в симбирском поместье Гриневых. Перед нами опять же старики Гриневы – властный и суровый отец, безропотная, любящая мать; та же обстановка; повторяются и те же характерные детали (чтение отцом Придворного Календаря, упоминание о влиятельном петербургском родственнике, князе Б.). Но подле стариков Гриневых новое лицо – полюбившаяся им невеста сына – Марья Ивановна Миронова, и нет самого сына, Петруши, осужденного за участие в “замыслах бунтовщиков” и приговоренного к ссылке.

В последней главе, как и в первой, батюшка – с Придворным Календарем в руках. Но в первой главе он внимательно читатего его. В последней главе он рассеянно переворачивает листы.

В первой главе – “матушка варила в гостиной медовое варенье”; в последней – в той же гостиной “матушка молча вязала шерстяную фуфайку. “. Совершенно очевидно, что каждая из этих деталей органически связана со свем остальным, полностью соответствует данной ситуации. Варить варенье матушка должна была именно в первой. главе; наоборот, так естественно, что в последнец главе она вяжет “шерстяную фуфайку”. конечно, для сосланного теперь в Сибирь Петруши.

В первом случае матушка плачет горькими слезами при мысли о разлуке с сыном; во втором случае – радостными слезами, слезами надежды на то, что Марье Ивановне удастся ее замысел – добиться оправдания Петруши.

Читайте также:
Родион Раскольников и Соня Мармеладова - история взаимоотношений

Симметрия. проводится. до самого конца.

Гринев смело явился к. Пугачеву. для спасения своей невесты и достиг этого. Маша едет к императрице. и. в свою очередь спасает своего спасителя.

И, как всегда у Пушкина, это отнюдь не только внешний композиционный прием. Посредством параллельного развертывания сюжета “Капитанской дочки” Пушкин получает возможность непосредственно сопоставить между собой двух главных антагонистов – вождя крестьянского восстания и дворянскую императрицу, на столкновении которых основана историческая канва романа.

Особенно наглядно сопоставление Пугачева и Екатерианы II в параллельном описании их “резиденций”.

С другой стороны, лучшие черты характера Гринева также особенно рельефно проступают на отношениях его с Пугачевым, которого он покоряет своей отзывчивостью и добротой (все тот же эпизод с “заячьим тулупом”).

Наконец, в параллельном эпизоде – встреча Маши с императрицей – по-настоящему раскрывается нам и характер капитанской дочки, простой русской девушки.

Замечательный образ вождя крестьянского восстания и пафос конечного торжества простых хороших людей – именно эти черты и сообщают историческому роману Пушкина присущую ему глубокую внутреннюю демократичность.

Наиболее полному и яркому выражению этих черт служат все художественные средства и приемы. среди которых одно из важнейших мест принадлежит продуманной и стройной, сложной и в то же время в высшей степени простой, композиции романа. “

Анализ «Капитанская дочка» Пушкин

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 5108.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 5108.

События повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения «Капитанская дочка» по плану. Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833–1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» является нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют тема любви и тема воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведёт рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вёл разговоры с участниками событий пугачёвского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. Писателем было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачёва. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

Анализ произведения «Капитанская дочка» требует раскрытия основной мысли данного повествования. Основная мысль данного произведения вынесена в эпиграф: “Береги честь смолоду”.
Наряду с этой мыслью явно звучит ещё одна. Любая власть действует на подавление личности, используя жёсткий режим. Писатель приходит к мнению: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

для самых рациональных –

для самых нетерпеливых –

для самых компанейских –

для самых занятых –

для самых крутых –

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринёва, ради неё он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гринёвым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте со Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить её жизнь.

Пугачёв, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринёва, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нём чувству любви Гринев смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачёву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же с его бездуховностью и мелочным подлым характером не сумел выдержать испытания и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Читайте также:
Образ дороги в поэме Мертвые души - символический образ

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. С помощью различных выразительных художественных средств излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идёт война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачёв, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский писатель дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют пейзажи. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведённые факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергается герой, его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, начинаешь понимать, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твёрдые убеждения и сильная воля дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки», а для основных подготовили отдельные страницы:

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга, отображающая реальные события, относится к направлению реализм, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачёв, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

“Капитанская дочка”: сюжет, композиция, история создания повести

Сюжет повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина. Обоснование выбора и анализ композиции повести. Роль исторических событий и отношение автора к ним. Особенности противопоставления народного и дворянского лагерей. Место пейзажей и история создания повести.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 16.05.2011
Размер файла 17,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Капитанская дочка» роман

Сюжет повести «Капитанская дочка» Молодой дворянин из хорошей дворянской семьи едет на службу в гарнизон в Белогорскую крепость. По дороге он проиграл ротмистру Зурину на бильярде 100 рублей, чем очень огорчил своего преданного слугу Савельича.

Отправившись в дальний путь, они попали в буран, откуда их вывел мужик, которому Гринев подарил заячий тулуп к большому неудовольствию Савельича. В гарнизоне он знакомится с семьей капитана Миронова и офицером Швабриным, тайно влюбленным в дочь капитана Миронова Машу. Они оказываются соперниками и дерутся на дуэли. Гринев тяжело ранен. Между Машей и Петром Гриневым вспыхивает любовь, но родители Петруши не дают согласия на брак. Пугачев захватывает Белогорскую крепость, казнены капитан Миронов и его жена.

Маша была спасена попадьей. Спасен и Гринев, Пугачев оказался тем вожатым, которому Петр Андреевич подарил заячий тулуп. Дальнейшие события развиваются уже в отношениях между Гриневым и Пугачевым. Пугачев испытывал к Гриневу настоящее уважение, что позволило тому использовать это уважение для спасения невесты. После разгрома Пугачевского восстания Гринев был арестован по доносу Швабрина, который был осужден как государственный преступник. Маша, отправившись к императрице за милостью, а не за справедливостью, добивается помилования своему жениху. Пугачев казнен. Маша и Гринев счастливы в супружеской жизни.

Повесть построена в форме семейных записок П.А. Гринёва, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение». Такая форма изложения давала возможность Пушкину провести через цензурные рогатки произведение, в котором основной является тема крестьянской революции. Автор записок П.А. Гринёв — рядовой дворянин конца XVIII века, разделяющий взгляд правительственных и помещичьих кругов на пугачёвское восстание как на разбой, а на войско Пугачёва как шайку мошенников. Поэтому с первого взгляда кажется, что всё в повести с официальной точки зрения политически благонадёжно: симпатии Пушкина якобы на стороне дворянства, Пушкин жалеет казнённых Пугачёвым защитников Белогорской крепости, царица выступает в роли благодетельницы Маши Мироновой. На самом же деле всё это далеко не так. Дело в том, что Пушкин заставляет Гринёва подробно и точно излагать факты, и вот эти-то факты при их сопоставлении говорят читателю не то, что хотел бы сказать Гринёв, и читатель осмысливает их по Пушкину, а не по Гринёву. Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идёт борьба, и основные герои «семейственных записок» — Гринёв и Маша Миронова — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами.

Читайте также:
Обрыв краткое содержание романа Ивана Гончарова - читать онлайн

Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру. Но если следить за тем, как изображены появляющиеся на страницах повести представители враждующих сил, то легко заметить, что всё честное, благородное, справедливое, истинно человеческое отдано автором записок (по воле Пушкина) народному миру, а не дворянско-помещичьему.

Первый раз представители двух враждебных лагерей показаны во второй главе («Вожатый»): Пугачёв и оренбургский генерал, начальник края. Какая резкая разница между ними! Вожатый — воплощение лучших черт народа, он кровно с ним связан. Генерал оторван от народа, он даже плохо знает русский язык. Удовлетворяя просьбу старика Гринёва, он назначает Петра Андреевича в Белогорскую крепость, так как там он будет «на службе настоящей, научится дисциплине». Стоит только вспомнить о коменданте крепости, о том, что там не было ни службы, ни дисциплины, чтобы понять, как плохо знал генерал своих подчинённых и то, что творилось в подначальных ему Укреплениях. В восьмой главе описывается военный совет у Пугачёва, а в Десятой — у генерала. Они даны также контрастно. У Пугачёва — живое, свободное обсуждение, в результате которого принимается смелое, правильное решение.

Сатирически зарисован совет у генерала, на котором принято было решение, «что всего благоразумнее и безопаснее внутри города ожидать осады», которая, как позднее отмечает Гринёв, оказалась «гибельна для жителей». Резко противопоставлены Пугачёв и генерал и в отношении к судьбе Маши Мироновой, оказавшейся во власти Швабрина. С какой бессердечностью отнёсся генерал к Маше! И наоборот, какое человеческое сочувствие проявил Пугачёв! «Кто из моих людей смеет обижать сироту?» — закричал он. И едет сам в Белогорскую крепость выручать невесту Гринёва. Повесть в целом и каждую из её глав Пушкин снабдил эпиграфами. Они определяют содержание или дают характеристику основного героя (или героев) данной главы.

Однако есть эпиграфы (к гл. II, VIII), имеющие противоположный смысл. Оба эти эпиграфа относятся к Пугачёву и излагают дворянскую точку зрения на Пугачёва, которую Пушкин опровергает содержанием глав. Пейзажи в повести поражают своей реалистической точностью. Пушкин сжато, буквально в нескольких словах, умеет нарисовать полную и впечатляющую картину природы.

Так, например, даны пейзажи во второй главе и в последней, идейно связанные с образами Пугачёва и Екатерины II. Если сравним картину бурана, нарисованную Пушкиным, с описанием бурана в книге «Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии» (1772), то мы поразимся точности пейзажа у Пушкина. В книге говорится: «Особливо ж зимою, в декабре и январе месяцах, бури, по тамошнему названию бураны, бывают с снегом и при самом жестоком морозе, что от того многие люди замерзают и пропадают, которые тем паче опаснее, что иногда при весьма тихой и умеренной погоде в один час такая туча, или буран, наступит, что при сильном снеге сверху и лежащий на земле несёт, и оным весь воздух столько сгустит, что в трёх саженях ничего видеть невозможно».

Это сопоставление наглядно показывает, насколько реалистичен и точен Пушкин в своих художественных картинах природы. Пейзаж в повести не только простое описание местности или погоды, он выполняет важную роль в характеристике героя и в развитии действия произведения. Вожатый — единственный человек, который во время бурана не растерялся, не пал духом.

Он стоял на твёрдой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться. Важно и то, что таинственный вожатый появляется в «мутном кружении метели». Снежная буря, во время которой возникает перед Гринёвым фигура вожатого (Пугачёва), как бы символизирует и предсказывает ту социальную бурю (народное восстание), которая вновь столкнёт Гринёва с Пугачёвым, на этот раз вожатым народа, вождём крестьянской революции. Наконец, буран является завязкой сюжетной линии Гринёв — Пугачёв. Если бы не было бурана, не произошло бы знакомства Гринёва с Пугачёвым и судьба Гринёва сложилась бы иначе. В сцене свидания Марьи Ивановны с Екатериной II пейзаж иной, резко контрастирующий с первым. Там — «мрак и вихорь», здесь — прекрасное утро, пожелтевшие под свежим дыханием осени липы. В такую ясную погоду, в обстановке царскосельского парка с его озером, лугами и памятниками славе русского оружия, Марья Ивановна встречается с Екатериной II, которая дарует милость дочери капитана Миронова. Интересно отметить, что в то время, как портрет Пугачёва Пушкин создаёт сам, резко расходясь с изображением его у дворянских писателей, Екатерину II он рисует так, как она представлена на портрете Боровиковского, т. е. отказываясь от самостоятельной зарисовки. Это тем более интересно, что всегда верный правде Пушкин на этот раз отступает от неё.

У Боровиковского, рисовавшего портрет Екатерины II в 1791 году, она изображена уже стареющей, а встреча Марьи Ивановны с царицей произошла в 1774 году, т. е. когда Екатерине было 45 лет. Значение прозы Пушкина хорошо раскрыл Горький. «Как прозаик, — пишет А. М. Горький, — он написал исторический роман «Капитанская дочка», где с проницательностью историка дал живой образ казака Емельяна Пугачёва, организатора одного из наиболее грандиозных восстаний русских крестьян. Его рассказы «Пиковая дама», «Дубровский», «Станционный смотритель» и другие положили основание русской прозе, смело ввели в литературу новизну тем и, освободив русский язык от влияния французского, немецкого, освободили и литературу от слащавого сентиментализма, которым болели предшественники Пушкина».

Читайте также:
Лексический повтор - определение, виды приема, примеры

История создания повести «Капитанская дочка»

повесть пушкин капитанский дочка

С середины 1832 года А.С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева. В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773-1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной.

Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773-1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь – честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий – Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону. Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Особенности сюжета повести “Капитанская дочка” А.С. Пушкина. П.А. Гринёв как главный герой произведения, молодой офицер, проходящий службу в Белогорской крепости на нижнем Урале. Отображение восстания под предводительством Емельяна Пугачева в повести.

презентация [114,3 K], добавлен 09.12.2012

“Капитанская дочка” А.С. Пушкина как прощальное произведение великого писателя, основная идея повести и особенности ее изложения. Историческое начало “Капитанской дочки” и отражение в ней духовных переживаний героев, этапы описания образа предателя.

презентация [1,8 M], добавлен 26.12.2011

Представление жанра исторической повести в романе “Капитанская дочка” Пушкина. Выявление глубокого синтеза и взаимодействия различных жанровых элементов в сочинении: роман-воспитание, элементы семейно-бытовой и психологической повести, любовного романа.

реферат [23,9 K], добавлен 13.12.2011

Высказывания классиков о произведении А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, освещающем события крестьянского восстания. Описание образов благородного Петра Гринева, самоотверженной Марии Мироновой, справедливого Емельяна Пугачева. Содержание финала повести.

презентация [2,8 M], добавлен 05.12.2012

Общая характеристика и особенности композиции романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Описание исторических событий, отраженных в данном произведении, предпосылки его написания. Сравнительное описание главных героев: Гринева, Пугачева и Екатерины.

презентация [2,3 M], добавлен 30.09.2013

Художественное понятие чудесности. Наследие фольклора в произведениях А. Пушкина. Сюжетные значения. Диалектика русского Века Просвещения. “Капитанская дочка”-повесть не о народном восстании, а об общечеловеческих проблемах. Жестокость крестьянской войны.

реферат [25,3 K], добавлен 23.11.2008

Характеристика образов природной стихии в творчестве А.С. Пушкина их эстетическая, философская, символическая и сюжетная функции. История Пугачева и его образ в произведении “Капитанская дочка”. Изображение народа в контексте пугачевского восстания.

реферат [25,9 K], добавлен 24.02.2011

Урок литературы в 8 классе. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка. Историческая основа. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр.
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

В уроке представлены особенности жанра и композиции романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, а также рассматривается историческая основа создания романа

Скачать:

Вложение Размер
Урок литературы в 8 классе 24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка. Историческая основа. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр.

Учитель русского языка и литературы:

Рылина Елена Борисовна

Цели: расширить представление учеников о личности Пушкина как историка; ознакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; рассказать об особенностях жанра и композиции; развить умение связно мыслить и логично отвечать на поставленные вопросы.

Методические приемы : объяснение учителя, беседа по вопросам, блиц-опрос, сжатый пересказ, комментарий учителя.

Оборудование: компьютер, проектор.

  1. Проверка домашнего задания. Повторение и обобщение изученного. Слайд 1.

В этом году мы вновь обратимся к творчеству А.С. Пушкина, и наш урок мне бы хотелось начать с проверки домашнего задания. Я задавала прочитать статью из учебника про жизнь и творчество Александра Сергеевича и для проверки выполнения задания, я проведу блиц-опрос, состоящий из 8 вопросов. Слайд 2.

  • 1. В каком городе родился Пушкин?
  • 2. Любимое время года поэта?
  • 3. Назовите фамилию, имя и отчество няни.
  • 4. Что в переводе с греческого означает имя Александр?
  • 5. Кому Пушкин посвятил эти строки:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты…

  • 6. Перечислите повести Белкина.
  • 7. Как звали станционного смотрителя?
  • 8. Как звали капитанскую дочку?

(После написания ответов, учащиеся обмениваются тетрадями, и с помощью ответов на слайде 3 проверяют друг друга, кто не допустил ни одной ошибки, получает оценку «5»).

  1. Вступительное слово. Слайд 4.

В 8 классе мы познакомимся с повестью «Капитанская дочка», с последним крупным произведением писателя, которому сам Пушкин придавал большое значение. В этой повести автор предстает не только как писатель, но и как историк. История всегда интересовала Пушкина, прошлое для него – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Мысли писателя по поводу исторических событий и персонажей актуальны и в наши дни.

Тема нашего урока: « А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка. Историческая основа повести. Пушкин в работе над историческим материалом. Композиция и жанр повести». (запись в тетрадь). Слайд 5.

В ходе урока нам предстоит выполнить сл.задачи (слайд 6) :

расширить представление о личности Пушкина как историка; познакомиться с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»; узнать об особенностях жанра и композиции .

  1. Беседа по вопросам.

– Какие произведения А.С. Пушкина на исторические темы вам известны? («Песнь о Вещем Олеге», «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник», а также незаконченная повесть «Арап Петра Великого»). Слайд 7.

– О каком историческом событии идет речь в повести «Капитанская дочка»? (о Пугачевском бунте).

– Что вам известно об этой эпохе и о причинах восстании?

IV. Сообщение ученика об эпохе Екатерины II и причинах Пугачевского бунта. (Слайд 8-9).

XVII век – век царствования Екатерины II. В августе 1745 года она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В июне 1762 года Екатерина II пришла к власти, свергнув с престола Петра III, своего мужа, который был убит. Дворяне, оказавшие ей помощь, были щедро вознаграждены. При Екатерине любимцы царицы, фавориты становились могущественными вельможами.

Екатерина II правила Россией практически всю вторую половину 18 столетия. Это время стали называть екатерининской эпохой. В годы ее правления расширилась территория государства. Россия вела активную внешнюю торговлю через порты Прибалтики и Причерноморья. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещение искусства требовало денег.

Екатерина II была умна и образованна. Она придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются для «воспитания граждан». В годы ее правления выросли налоги. Вся тяжесть которых легла на плечи крестьян. Но и не все дворяне были сторонниками ее власти. Положение крепостных крестьян ухудшалось, их можно было продавать как скот, как вещи. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, творить произвол. Бесправие, нищета, толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись.

В такой обстановке разнеслись слухи, что император жив, что он появится перед народом, вернет свой престол, накажет царицу и помещиков, даст крестьянам свободу и земли, ведь в народе всегда жила вера в «доброго» царя.

В 1773 года в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры, что царь Петр III появился, об этом говорили воззвания, написанные на простом и понятном для народа языке. Петром III объявил себя Емельян Пугачев. Народ поверил в своего царя и пошел за ним. Восстание охватило большую территорию и длилось полтора года, оно было жестоко подавлено.

V. Слово учителя. Пушкин – историк. Пушкин – писатель.

( Слайд 10). В начале 30 годов 19 века после подавления кровавого бунта военных поселений в Старой Руссе Пушкин начинает изучать архивные материалы, он обращается к разным людям с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Тему эту писатель решает в двух планах: в качестве профессионально историка в «Истории Пугачева» и в качестве писателя в «Капитанской дочке».

Сначала Пушкин работал над историческим произведением, он посетил места, где произошли главные события времен пугачевского бунта, сравнивая документы с воспоминаниями еще живых, но уже старых очевидцев.

В «Истории Пугачевского бунта» последовательно описан ход восстания, действия бунтовщиков и противодействие властей. Главная цель этого исторического труда была вполне современной: указать на необходимость преобразований в стране. В повести «Капитанская дочка» решались более глобальные проблемы: как достичь единства нации, как примирить противоречия, как добиться улучшения нравов, как избежать насильственных потрясений.

«История Пугачева» была завершена в ноябре 1833 года и опубликована в 1834 году. Цензором книги являлся сам император – Николай I , который изменил ее на «Историю Пугачевского бунта». Первая часть содержания – сама история пугачевского бунта, а вторая – приложения, состоящие из документов, манифестов, донесений, мемуаров и др.исторических памятников, относящихся к событиям 1773-1775 гг.

«Историю Пугачевского бунта» вышла в декабре 1834 года, в количестве 3 тыс. экземпляров, но успеха у читателя не имела, в отличие от вышедшей позднее «Капитанской дочки».

(Слайд 11). Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах сохранилось шесть различных планов повести «Капитанская дочка». Трижды берется Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванвич – офицер, подпоручик, перешедший на сторону Пугачева. В ходе работы Пушкин отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям, как Шванвич, и не восторгался крестьянским восстанием. «Не приведи, Бог, видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный», – говорит устами главного героя автор повести.

Многие черты Шванвича переданы отрицательному герою – Швабрину. На их связь указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается. В черновых вариантах появляется Башарин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к солдатам. Потом герой снова возвращается в царскую армию и вновь выступает против Пугачева. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Появляется новый прототип героя, живой современник Пушкина – Валуев, девятнадцатилетний юноша.

Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, которых станет главным в окончательном тексте – Гринев, эта фамилия взята из архивных материалов. Подпоручик Гринев числился среди тех офицеров, которые были подозреваемы в « сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны».

Вместе с этим героем в ходе работы мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед, путь постижения мудрости, любви и милосердия.

VI. Жанровое своеобразие и композиция.

– А теперь мы с вами попробуем определить жанр «Капитанской дочки». (слайд 12).

  • Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.
  • Роман – эпическое повествование с элементами диалога, иногда и с включением драмы или литературных отступлений, сосредоточенное на истории отдельной личности в общественной среде.
  • Исторический роман— роман, действие которого развертывается на фоне исторических событий.
  • Хроника — историческое описание событий в хронологическом порядке.
  • Мемуары – воспоминания автора о реальных событиях, в которых он принимал участие или был свидетелем.

– (Слайд 13) Сам Пушкин, направив первую часть «Капитанской дочки» (конец сентября 1836 года), а потом и весь ее текст (октябрь 1836-го) цензору П.А. Корсакову, неизменно называет свое произведение романом. Но первый же отклик на только что напечатанную в «Современнике» «Капитанскую дочку», принадлежащий В.Ф. Одоевскому, зафиксировал, что приятель Пушкина воспринимает это произведение как повесть.

1. Белинский всякий раз называет «Капитанскую дочку» повестью, а первый пушкинский биограф П.В. Анненков — романом.

2. Для Чернышевского пушкинское произведение — повесть, а М. Горький был убежден, что Пушкин написал исторический роман

В строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, ни мемуарами, так как она создана творческим воображением писателя, но все же в форме мемуаров, семейных записок, показывает быт и нравы частных лиц, но вместе с тем изображает и исторических деятелей.

Поэтому заключает в себе особенности всех этих жанров. Но все же это повесть . В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Давайте запишем в ваши тетради определение повести.

Повесть – произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

(Слайд 15). Композиция.

1. Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринёва, главным образом о тех «неожиданных происшествиях», которые «имели важные влияния на всю его жизнь и дали его душе сильное и благое потрясение».

2. Повесть построена так, что в исторической её части всё время сопоставляются два враждебных лагеря: народный, во главе которого стоит Пугачёв, и дворянский, возглавляемый Екатериной II. Между ними идёт борьба, и основные герои «семейственных записок» — Гринёв и Маша Миронова — волею обстоятельств сталкиваются и с тем и другим лагерем. Они должны были сделать выбор между двумя борющимися силами. Они его и сделали: остались верными дворянско-помещичьему миру.

(Слайд 16). Три цикла глав.

1. I – V гл. рисуют формирование личности рассказчика.

2. VI – XII гл. – картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика.

3. XII – XIV гл. – роль развернутого эпилога.

Каждую главу мы с вами будем анализировать на следующих уроках .

VII. Итого уроки (Слайд 17).

1. Чем был вызван интерес Пушкина к эпохе Екатерины II?

2. Чем можно объяснить многочисленные крестьянские бунты в екатерининскую эпоху?

3. Как власть и общество восприняли «Историю Пугачевского бунта?

4. В чем вы видите связь «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки»?

VIII. Домашнее задание. (Слайд 18).

Прочитать 1-2 гл. повести.

Подготовить пересказ отрывка «Встреча с вожатым»

«Капитанская дочка» анализ произведения Пушкина – тема, план, смысл названия и жанр рассказа

События повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» происходят на фоне восстания Емельяна Пугачева. Повествование ведется от лица главного героя, Петра Гринева, который был участником тех событий, и сумел сохранить честь и мужество настоящего офицера, пройдя через суровое жизненное испытание. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения по плану «Капитанская дочка». Данный материал может быть использован для работы на уроках литературы в 8 классе, и при подготовке к ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.

Год написания – 1833 – 1836 гг.

История создания – Пушкин работал над повестью в течение периода с 1833 года по 1836. Сначала поэт хотел создать документальное сочинение, но в процессе изучения исторических материалов, у него возникла идея создания художественного произведения.

Тема – Основной темой «Капитанской дочки» считается нравственный выбор в сложных условиях, сохранение чести и достоинства. Также в тексте присутствуют темы любви и воспитания.

Композиция – Повесть выстроена в виде записок молодого дворянина, в которых он ведет рассказ о пугачевском восстании.

Жанр – До сих пор остается открытым вопрос по поводу жанра «Капитанской дочки». Произведение охватывает большой период времени, фазы взросления главного героя, исторические документальные данные, все это позволяет относить данное сочинение к жанру романа. Во времена писателя романами считались многотомные работы, и «Капитанская дочка» получила жанр повести.

Направление – Реализм и романтизм.

История создания

История создания «Капитанской дочки имеет много мотивов, некоторые из них писатель почерпнул из романов Вальтера Скотта, в произведениях которого присутствовали исторические факты. Поэт много изучал историю российского государства, и большой интерес у него вызывала фигура Емельяна Пугачева. Пушкин собирал исторические факты, вел разговоры с участниками событий пугачевского бунта. Изначально его решением было создание документального исторического произведения. У писателя было собрано много материала, и ему пришла в голову мысль о написании художественного повествования, где более ярко был выражен образ Пугачева. Автор начал работу над «Капитанской дочкой» в 1833 году, окончательный год написания повести – 1836.

В «Капитанской дочке» анализ произведения требует раскрытия основной мысли данного повествования. Любая власть действует на подавление личности, используя жесткий режим. Поэт приходит к мнению, что: «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

В этом и весь смысл его повести.

Тема крестьянской революции охватывает огромную проблематику того смутного времени. Главные проблемы «Капитанской дочки» – это проблема власти, нравственного выбора человека, его место в истории, и, как одна из составляющих, проблема воспитания.

Дело в том, что смысл названия «Капитанская дочка», заключает в себе суть всего произведения. На фоне любовной темы проходит все действие повести. Именно Мария Миронова стала катализатором всех действий Гринева, ради нее, он готов на подвиги. Чувство любви, испытываемое Гриневым, играет большую роль в становлении его характера, это выражается и в конфликте с Швабриным, когда Гринев, не задумываясь становится на защиту чести девушки, и в эпизоде с Пугачевым, когда дворянин опять пытается защитить Марию и сохранить ее жизнь.

Пугачев, увидев такую самоотверженность и отвагу Гринева, достойно оценивает его поведение. И сама Мария, эта робкая и беззащитная девушка, ради любви к Гриневу, посмела обратиться за помощью к самой Екатерине Второй.

Благодаря проснувшемуся в нем чувстве любви, Гринев, смог продемонстрировать высокие моральные принципы, он противопоставил себя Пугачеву, но смог сохранить честь и достоинство, важную роль в этом сыграло и достойное воспитание молодого человека.

Швабрин же, с его бездуховностью и мелочным подлым характером, не сумел выдержать испытания, и легко совершил предательство. Его изворотливая натура готова лишь на то, чтобы любыми средствами сохранить свою жизнь.

Композиция

Использованные писателем особенности композиции, позволили ему преодолеть цензурные преграды. Своими выразительными художественными средствами, как бы излагая суть происходящих событий устами Гринева, автор достоверно и последовательно преподносит исторические факты крестьянской революции.

В композиционном построении повести описываются два противоборствующих лагеря, между которыми идет война. Во главе народного лагеря стоит Емельян Пугачев, а во главе дворян – Екатерина Вторая.

Методом контраста великий русский поэт дает отчётливо понять, что на самом деле представляют собой эти противоборствующие силы. Огромное значение в повести имеют описания пейзажей. Нарисованные с максимальной точностью, они полностью соответствуют происходящим событиям, придавая им большую выразительность и значимость.

Сопоставляя все приведенные факты анализа, можно сделать вывод, что нравственная зрелость человека приходит через испытания, которым подвергаются его убеждения. Многое в становлении характера зависит от воспитания, от той среды, где жил и воспитывался человек. Немаловажную роль в этом играет личный пример старших товарищей, их самоотверженность и отвага, твердое убеждение в своей правоте, целеустремленность и непоколебимая воля.

Разбираясь в том, чему учит это произведение, становится ясным, что автор призывает к тому, что честь человека воспитывается с юных лет, и только твердые убеждения, и сильная воля, дают возможность сделать правильный нравственный выбор.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Капитанской дочки».

Многие из критиков высоко оценили жанровое своеобразие повести Пушкина.

Некоторые из них пришли к выводу, что автор в своем художественном произведении, смог придать достоверную историческую окраску, приводя непоправимые факты событий той эпохи.

Современники поэта были убеждены, что его книга относится к направлению реализма, отображающая реальные события, но описания, использующие исторические материалы, центральной фигурой которых является романтический герой Пугачев, придают ему характеристику романтизма.

И историческая линия, и романтический сюжет, все это оставляет повесть «Капитанская дочка» популярной и в наши дни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: