Княжна Элен Курагина – характеристика героини Война и мир, описание

Характеристика Элен Курагиной (Безуховой), образ, описание | “Война и мир” Толстого

Пьер Безухов и Элен Курагина.
Художник А. Николаев

Красавица Элен Курагина является одной из ярких второстепенных героинь романа “Война и мир” Толстого.

Характеристика Элен Курагиной (Безуховой) в романе “Война и мир”, образ, описание

“. утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой. ” (том 2 часть 3 глава IX)

“. ее брат Анатоль. Брат ее – Ипполит. Отец ее – князь Василий. ” (том 1 часть 3 глава I)

“. он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены. “ (том 1 часть 2 глава II)

“Это была графиня Безухова, жена Пьера.” (том 2 часть 5 глава VIII)

О внешности Элен Курагиной известно следующее:

“. необычайною, античною красотою тела. ” (том 2 часть 3 глава V)

“Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов. ” (том 1 часть 1 глава III)

“. красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала. ” (том 1 часть 1 глава III)

“. на свою полную красивую руку, легко лежавшую на столе, то на еще более красивую грудь, на которой она поправляла бриллиантовое ожерелье. ” (том 1 часть 1 глава III)

“. сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен. ” (том 1 часть 1 глава IV)

“. слышал скрып ее корсета при дыхании. ” (том 1 часть 3 глава I)

“Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем. ” (том 1 часть 3 глава I)

“. только на мраморном, несколько выпуклом лбе. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“. сама графиня в белом атласном халате, шитом серебром, и в простых волосах (две огромные косы en diadème [диадемою] огибали два раза ее прелестную голову) вошла в комнату спокойно и величественно. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“. высокая, красивая дама, с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем. ” (том 2 часть 5 глава VIII)

“. любовалась красотой плеч и жемчугов. ” (том 2 часть 5 глава VIII)

“. графиня Безухова, сияющая добродушною и ласковою улыбкой, в темнолиловом, с высоким воротом, бархатном платье. ” (том 2 часть 5 глава XII)

Элен Курагина (Безухова).
Художник Н. Рушева

“. похвалилась и своим новым платьем en gaz métallique металлического газа, которое она получила из Парижа. ” (том 2 часть 5 глава XII)

“. на блестящие, обнаженные плечи Элен, выступавшие из темного газового с золотом платья. ” (том 3 часть 1 глава III)

“. она дотронулась своею белою в кольцах рукой до рукава его фрака. ” (том 3 часть 3 глава VII)

“— Quelle belle personne! <Что̀ за красавица!> – говорил каждый, кто ее видел. ” (том 1 часть 1 глава III)

“Очень хороша, – сказал князь Андрей. ” (том 1 часть 1 глава III)

“У меня будет прекрасная Элен, на которую никогда не устанешь любоваться.” (Анна Павловна Шерер об Элен, том 1 часть 3 глава I)

“. и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке. ” (том 1 часть 1 глава III)

“. улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. ” (том 1 часть 1 глава III)

“. улыбнулась ему тою улыбкою, ясною, красивою, которою она улыбалась всем. ” (том 1 часть 3 глава I)

“. сказала она Наташе с своею однообразно-красивою улыбкой. ” (том 2 часть 5 глава IX)

“. Элен с своею обворожительною улыбкой. ” (том 1 часть 3 глава VIII)

“Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру. ” (том 1 часть 3 глава I)

“. Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену. ” (том 2 часть 5 глава IX)

“Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась. ” (том 2 часть 5 глава IX)

“. графиня Безухова встала, повернулась к ложе Ростовых (грудь ее совершенно была обнажена)..” (том 2 часть 5 глава IX)

“. своею противоположностью изяществу и такту жены. ” (том 2 часть 3 глава IX)

“. вошла в комнату спокойно и величественно. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“. указывая на отплывающую величавую красавицу. – И как держит себя! Для такой молодой девушки и такой такт, такое мастерское уменье держать себя!” (том 1 часть 3 глава I)

“. о том необыкновенном ее спокойном уменье быть молчаливо-достойною в свете. ” (том 1 часть 3 глава I)

“. гордился ее величавою красотой, ее светским тактом. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“Для такой молодой девушки и такой такт. ” (том 1 часть 3 глава I)

Элен носит “шифр” – золотой вензель, который получают выпускницы Смольного института и/или фрейлины:

“. красавица Элен. Она была в шифре и бальном платье. ” (том 1 часть 1 глава II)

“Успех ее в качестве красивой и элегантной женщины не удивлял Пьера. ” (том 2 часть 3 глава IX)

“. не понимаю этого всегдашнего спокойствия, удовлетворенности и отсутствия всяких пристрастий и желаний. ” (Пьер об Элен, том 2 часть 1 глава VI)

“. вошла в комнату спокойно и величественно. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“Она с своим всёвыдерживающим спокойствием не стала говорить при камердинере. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“. у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой и необычайною, античною красотою тела. ” (том 1 часть 1 глава III)

“. для этой блестящей, светской женщины. ” (том 2 часть 3 глава IX)

“Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума; молодые люди прочитывали книги перед вечером Элен, чтобы было о чем говорить в ее салоне, и секретари посольства, и даже посланники, поверяли ей дипломатические тайны, так что Элен была сила в некотором роде.” (том 2 часть 3 глава IX)

“. гордился тем своим домом, в котором она принимала весь Петербург. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“У ней бывали господа французского посольства и большое количество людей, известных своим умом и любезностью. ” (том 2 часть 3 глава IX)

“Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума. ” (том 2 часть 3 глава IX)

“. рассказывала своим близким друзьям (а это был весь Петербург)..” (том 3 часть 3 глава VII)

“. глядя на ее успех в глазах старых и молодых мужчин и женщин. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“. смотрите, как за ней увиваются и старые и молодые. И хороша и умна. Говорят, принц… без ума от нее. ” (том 2 часть 3 глава XV)

“Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней. ” (том 2 часть 5 глава IX)

“. Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела. ” (том 2 часть 5 глава I)

“Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. ” (том 1 часть 3 глава I)

“. Пьер, который знал, что она была очень глупа. ” (том 2 часть 3 глава IX)

“Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна только глупость. ” (о светском салоне в доме Элен, том 2 часть 3 глава IX)

“. и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер. ” (том 2 часть 5 глава I)

“. успела приобрести себе репутацию «d’une femme charmante, aussi spirituelle, que belle» . ” (том 2 часть 3 глава IX)

“. и репутация d’une femme charmante et spirituelle [женщины прелестной и умной] так непоколебимо утвердилась за Еленой Васильевной Безуховой, что она могла говорить самые большие пошлости и глупости и все-таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала. ” (том 2 часть 3 глава IX)

“. Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной. ” (том 3 часть 2 глава VI)

“Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера.

– О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты. ” (том 2 часть 5 глава XX)

“Графиня Безухова, по справедливости, имела репутацию обворожительной женщины. Она могла говорить то, чего не думала, и в особенности льстить, совершенно просто и натурально. ” (том 2 часть 5 глава IX)

“. все это доставляло ей удовольствие; но из‑за этого удовольствия она ни на минуту не упускала своей цели. ” (том 3 часть 3 глава VI)

“Потом он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на ее воспитание в высшем аристократическом кругу. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“. вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“Я знал, что она развратная женщина, – повторял он сам себе, – но не смел признаться в этом. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене. ” (том 2 часть 5 глава XX)

“Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история и что от этого услали Анатоля. ” (том 2 часть 5 глава IV)

“. Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя. ” (том 2 часть 1 глава VI)

“В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве. В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем. Когда она возвратилась в Петербург, принц и вельможа были оба в Петербурге, оба заявляли свои права, и для Элен представилась новая еще в ее карьере задача: сохранить свою близость отношений с обоими, не оскорбив ни одного. ” (том 3 часть 3 глава VI)

“. Элен, к удовольствию своему, узнала, что она теперь вступила в истинную католическую церковь и что на днях сам папа узнает о ней и пришлет ей какую‑то бумагу. ” (том 3 часть 3 глава VI)

“. Элен, прежде чем давать деньги, настаивала на том, чтобы над нею произвели те различные операции, которые бы освободили ее от мужа. ” (том 3 часть 3 глава VI)

“. присоединилась еще одна страшная новость. Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale < грудной ангины>..” (том 4 часть 1 глава II)

Критик Д. И. Писарев об образе Элен Курагиной:

“Глупая красавица, достойная сестра Ипполита Курагина, графиня Элен Безухова, пользующаяся репутациею прелестной и очень умной женщины и привлекающая в свой салон все, что блестит умом, богатством, знатностью или высоким чином, — находит для себя удобным приблизить красивого и ловкого адъютанта Бориса к своей особе.” (Д. И. Писарев, статья “Старое барство: («Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы I, II и III. Москва, 1868 г.)”

Характеристика и образ Элен Курагиной в романе Толстого Война и мир

Самым ярким женским образом романа Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать образ Элен Курагиной, дочери князя Василия Курагина, жены Безухова, молодой женщины, красотой которой восхищался весь Петербург. Этим преимуществом девушка ловко пользовалась, окружая себя мужчинами разных чинов и возрастов.

«Красавица» Элен обладала изящным античным строением тела, мраморной кожей, пышной грудью, густой косой. Черные глаза, манили глубиной взгляда любого, кто смотрел в них. Обворожительная улыбка не сходила с лица. Она была элегантной девушкой, с блестящими манерами, благодаря которым достойно держалась в обществе. Эти качества создавали впечатление умной женщины. Однако истинное лицо и натуру девушки видели немногие. Муж Пьер Безухов, наоборот, считал ее предельно глупой особой. Глупость скрывалась за миловидным личиком и красивым, притягивающим взгляды, телом, которое она постоянно выставляла напоказ, притягивая множество взглядов. Неискренняя и лживая улыбка позволяла ей умело льстить тем, кто проявлял к ней интерес.

При этом, она могла использовать в речи довольно вульгарные выражения, лишенные какого-либо смысла, прикрывая это своим аристократическим происхождением и отменными манерами. Ее наряды носили предельно откровенный характер. Платья были открытыми спереди и сзади, создавая впечатление, что ее бюст почти полностью оголен. Скорее всего, общественность понимала это, но не обращала внимания на данный изъян. Многим она казалась красивым украшением вечера, «куклой», способной поднять настроение, улыбнутся, вовремя сказать комплимент.

Курагиной интересны лишь пышные балы, салоны и деньги, которыми она может обеспечить себе безбедную, разгульную жизнь. В поисках богатства, она соблазняет неопытного в отношениях, однако обладающего достаточными для нее денежными средствами Пьера Безухова и выходит за него замуж. Когда же он ей надоедает, разводится, забирая себе часть его имущества, и идет искать новый источник дохода. Ее можно назвать достаточно расчетливой дамой.

Элен Курагина – заурядная личность, которая не способна любить никого, кроме себя и своего тела. Вместо ума, она умело пользуется красивой внешней оболочкой для достижения своих личных целей. Высшее общество устраивает такое положение дел. Одни удовлетворяют свою потребность в обладании красивой дамой, которая может нужными словами, действиями превознести их собственное достоинство и значимость; другая – пожинает плоды своих трудов, блистая в обществе и живя в достатке.

Вариант 2

Тема поиска нравственного идеала девушки была очень популярной на рубеже 19 века. Многие писатели рассуждали в своих произведениях над этой темой. Л.Н. Толстой в «Войне и мире» изобразил массу женских образов, непосредственно сравнивая их.

Одним из самых эффектных образов романа «Война и мир» является образ Элен Курагиной. Красавица Элен подобна античной статуе, ее отличает мраморность кожи, изящность и грация. Привлекательная и загадочная улыбка никогда не сходит с лица Элен Курагиной. Она знает как себя преподнести, знает как держаться в высшем свете. На первый взгляд, Элен кажется незаурядной девушкой, умной, волевой. Но за всей внешне красивой оболочкой на самом деле ничего нет, есть только глупость, пустота, неискренность, ложь и обман.

Элен интересуется только сплетнями, балами, светскими раутами и деньгами, которыми она может поддерживать свой разгульный образ жизни.

Образ Элен Курагиной – совершенная противоположность образам Наташи и Марьи. Заурядность ума, эгоизм, ограниченность, внутренняя пустота противопоставляется доброте, преданности и скромности.

Элен Курагина не может любить никого, кроме себя. Она прекрасный представитель высшего общества, она лишь одна из многих, ее образ типичен. Она дитя того времени, лишь красивая кукла, которая играет роль в всеобщем спектакле.

Элен никогда не станет верной супругой и матерью, а семья, материнство, забота о детях для Толстого это и есть смысл жизни женщины.

Автору удалось показать, что за внешней красотой человека может ничего не стоять. В описаниях внешности княжны Элен есть что-то зловещее, будто ее грехи отображаются в ее фигуре и лице. Элен всего лишь часть света, его отражение и символ.

Толстой – великолепный психолог, знаток человеческих душ. На протяжении всего повествования мы не видим, чтобы Элен испугалась, обрадовалась, посочувствовала кому-то, складывается впечатление, что у нее нет чувств, что она просто неспособна на это. «Где вы – там разврат, зло», – так говорит Пьер своей жене.

Жизнь Элен бесцельна, неудивительно, что смерь ее также глупа, как и ее жизнь. Она совсем погрязла в интригах, сплетнях и во лжи.

Элен Курагина. Характеристика

Автор в своем произведении описал множество женских образов. Лев Николаевич пишет о том, что женщина – это человек, которая охраняет семью и налаживет семейный быт.

Элен Курагина – это антипод Наташи Ростовой. Она описывается как красивая девушка, от которой люди, в том числе и женщины из светского общества, теряют голову от ее красоты. Но за ее невероятной красотой прячется жадная личность.

В начале романа читатель симпатизирует Элен. Автор описывает ее идеальное лицо и прекрасную фигуру. Элен холодна в своих чувствах с окружающими людьми.

Элен Курагина всегда принимала участие в светских мероприятиях. Она воспитывалась в типичной аристократичной семье, где ее существование заключалось в том, чтобы успешно выйти замуж за богатого человека. При этом не важно, будет она его любить или нет.

Элен никогда не испытывала симпатии к Пьеру. Она не стала для него хорошей хозяйкой и матерью его детей. После того, как Элен вышла замуж на Пьера, она продолжает свою светскую жизнь. Читатель понимает, что Безуховы не любят друг друга. Но из-за своего благородства, Пьер не может расстаться с Элен. В этой истории сложилось два фактора. Пьер женился на красоте Элен, а Элен вышла замуж за деньги Пьера.

Для Элен всегда было важно лишь то, что будут о ней говорить в обществе. После того, как Пьер вызывает на дуэль ее любовника Долохова, она пытается выкрутиться перед своим мужем. Она боится за свою репутацию в аристократическом обществе. Тогда для читателя становится ясно, что за этой красотой девушки стоит уродливая и жадная душа. Она никогда не испытывала ни к кому чувства любви. Ей чуждо это чувство. Она считает своей личной победой вскружить голову миллионам мужчин. Родители Элен воспитали эгоистичную даму, готовую на все, чтобы сохранить хорошую репутацию в светском обществе.

Многие персонажи романа называли Элен хищником. У нее нет совести и нет принципов. Смерть Элены Курагиной очень глупа. Она выпивает огромную дозу лекарства и погибает мучительной смертью. Автор пишет о том, что за красивой внешностью не всегда может стоять красивая личность. Судить о человеке стоит только по его внутренним качествам, принципам и его поступкам. Лев Николаевич ставит в противовес Наташу Ростову, которая была душевно красивая, но не обдала яркой внешностью.

Таким образом, Элен Курагина в произведении «Война и Мир» – это красивая «обертка» уродливой куклы, которая ищет наживу. Она добилась своего исключительно благодаря своей красоте. Автор считает, что человек, которому чуждо такое чувство, как любовь, обречен на мучительную смерть.

Сочинение Образ Элен Курагиной

В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой описывает много образов различных женщин. Толстой пишет, что женщина это дивное существо. Ее природа в сохранении семьи и налаживании быта. Женщина это продолжение рода и хранительница очага.

Образ Элен Курагиной это противоположность Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Элен очень красивая девушка, но за ее красотой прячется тщеславная и жадная личность. В начале знакомства с Элен она вызывает симпатию. Черты ее лица и фигуры идеальны. Мужчины, окружавшие Курагину, сходят с ума от ее красоты. Элен никогда не выражает своих чувств и эмоций. Она холодна и расчетлива.

Курагина яркая представительница светских мероприятий. Она была воспитана так что ее предназначением было выйти удачно замуж независимо от того будет она любить своего избранника или нет. Она выступала в роли красивой куклы, которую отец выдал удачно замуж. Элен не любила Пьера Безухова и не стала матерью его детей и хорошей хозяйкой. Она продолжала светскую жизнь. Супруги не любят друг друга, но Пьер не бросает Элен, потому что он был благородный человек. Он женился на ее красоте, а она вышла замуж за деньги Безухова.

В начале описания образа Элен читатель влюбляется в нее. Она очень красива и стройна, на ее лице всегда присутствует улыбка. Но углубившись в образ, становится понятно, что это расчетливая женщина. У нее много любовников и она ведет достаточно распутный образ жизни.

Элен восхищала своей красотой множество мужчин, но никто не знал, что за ее красотой нет ни чувств, ни души. Ее отец Василий просчитал до мелочей брак с Пьером. Ведь Безухова никто не любил, и презирали в обществе. Сыграв на красоте и утончённости своей дочери, он выдает Элен за него замуж. Курагина всячески доводила своего мужа, и ее лишь интересовало, что скажут о ней в обществе. В один очередной день Безухов решает вызвать любовника своей жены на дуэль. Тогда Элен закатывает Пьеру грандиозный скандал. Она говорит, что ей стыдно, что муж ей не верит и что же про нее теперь скажет светское общество. Даже в этой ситуации после дуэли с Долоховым Элен выкручивается перед Безуховым. Ей главное не уронить лицо среди светских дам.

В этот момент читатель понимает насколько низка и уродлива личность Элен Курагиной. Толстой раскрывает вторую сторону девушки. Она далека от образов приличных, хрупких русских красавиц. Ей не нужна любовь, она готова кружить головы мужчинам. Родители Курагиной воспитали ее эгоистичной личностью. О ней отзывались как о «животном» и называли «хищником». У этой девушки не было принципов и совести. Элен любила исключительно только себя. Она занималась самолюбованием. Важнее чем она сама в жизни Курагиной никого не было.

Когда Курагина решает провести аферу с двумя своими любовниками, она еще не знает чем, все закончится. Она подумывает выйти замуж за обоих своих любовников, но у нее ничего не выходит. Курагина по глупости умирает, она выпивает большую дозу лекарства и умирает в муках. Лев Николаевич хотел сказать, что внешность порой обманчива и стоит судить о человеке по его душевным качествам. Ведь за внешностью может скрываться злой и скупой человек на чувства и эмоции.

Сочинение 5

Элен Курагина описывается как прекрасная девушка, которая очень нравится людям. Но за её прекрасной внешностью скрывается алчный человек.

В самом начале произведения Элен симпатизирует у читателя. Она слишком холодна к окружающим её людям. Курагина завсегдатай изысканных вечеринок. Её воспитывали в аристократической семье, где вся её жизнь сводилась к тому, что надо выгодно выйти замуж. И совсем не важно, влюблена она в него или нет. Элен нисколько не нравится Пьер.

Для Безухова она хорошая хозяйка, а для его детей хорошая мать. После замужества, Элен не прекращает светскую жизнь. Читатель видит, что у Безуховых нет взаимной любви друг к другу. Но из-за благородного воспитания, Пьер не расстаётся с Элен.

В этом приключении складываются две причины, женитьба Пьера на Элен из-за её того, что Элен хороша собой, а Элен выходит замуж за богатство Пьера. Элен придаёт огромное значение тому, какие слухи ходят о ней в народе. После вызова на поединок Пьера её возлюбленного Долохова, она делает попытку оправдаться пред супругом, так как она очень боится, что о ней пойдут сплетни в высшем свете. Тогда тому, кто читает, становится отчётливо понятно, что за наружной привлекательностью девушки, находится непривлекательная и алчная личность. Она никого не любит. Ей не присуще чувство любви.

С детства Элен воспитывали эгоистичным человеком, который может пойти на все, чтобы не испортить чистое общественное мнение о себе в элитном круге. Большинство героев романа считают Элен хищницей. У нее отсутствует стыд и нет убеждений. Смерть Элен Курагиной слишком нелепая. Она умирает страшной смертью от передозировки лекарствами.

Автор показывает то, что за красивой натурой не всегда стоит прекрасная индивидуальность. Думать о человеке следует не только по внешности, но и по внутренним параметрам, и по его жизненному поведению. Лев Николаевич ставит для сравнения Наташу Ростову, прекрасную в душе, но не обладающую красивыми внешними чертами. В романе «Война и Мир» Элен – это яркая «упаковка» ужасной куклы, ищущей наживы. Она добивается чего хочет только с помощью своей красоты. Писатель показывает, что человек, какому не присуще такое чувство, как любовь, обречен на чудовищный финал.

Характеристика 6

Элен Курагина один из ярких персонажей произведения «Война и мир». Нельзя назвать ее главной героиней, но именно на ее примере Толстой показал, какие существовали женщины в тот период. Надо сказать, что прототипы Элен можно найти и среди современных женщин.

Если Елену рассматривать с точки зрения писателя, который придерживался строгих правил и считал, что предназначение женщины быть примерной женой и матерью, то впечатление создается о ней как об отрицательном персонаже. Но если познакомится поближе с ней, то не такая уж и плохая она по своей сути. Сейчас бы ни кто не стал упрекать женщину в том, что она строит карьеру и для этого вышла замуж по расчету. А для Элен признание общества своего рода карьера и ее нельзя за это строго судить.

Элен была красива, хорошо воспитана и образована. К сожалению, не все женщины даже с хорошим образованием могут не только поддержать разговор, но увести его в то русло, в которое им надо. Поэтому она пользовалась успехом не только у мужчин, но и у женщин.

Она еще сравнительно молодая, но достаточно опытная. Толстой не уточняет, сколько ей лет точно, но явно, что не больше двадцати пяти. По тогдашним меркам это достаточно почтенный возраст для девушки, которая должна задуматься о замужестве. Элен это понимает, но в тоже время ей нужен такой муж, который не будет ограничивать ее свободу и к тому же будет богат. И судьба ей улыбнулась в образе Пьера.

Что мог он в ней найти? Несмотря на то, что ее описывают коварной, циничной, эгоистичной, в ней много обаяния, которое она пускает в ход, когда надо очаровать нужного ей человека.

Жизнерадостная с прекрасными, изящными манерами она любит быть в обществе. Естественно молодые люди без ума от красотки. Для такой женщины не составило труда, понравится наивному и простодушному Пьеру. Конечно, не он один был увлечен молодой и роскошной женщиной, но она выбрала не человека, а богатство.

Ну как можно устоять при виде женщины с божественной красотой. Невозможно просто оторвать взгляд от холеных мраморных плеч, лебединой шеи. Улыбающееся лицо, обрамленное локонами, радостные глаза. Все это очаровывало окружающих.

И хотя красивые и умные женщины пользуются всеобщим вниманием, их в душе мало кто любит, потому что ждут подвоха.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Элен Курагиной в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Дорогой водитель! Я так рада, что мы всем автобусом едем отдыхать на море. Это намного лучше, чем сидеть в школе на уроках. Но вот мы едем и учимся. И так здорово, что вы включаете хорошую музыку

С работами великолепного стихотворца мое знакомство произошло еще в детском саду. Как-то раз на одном из утренников, посвященных природным богатствам, я продекламировала стихотворение Есенина «Береза».

В эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц. Безусловно, кто-то из них является положительным героем, а кто-то отрицательным. Каждый читатель проникается историей одного из персонажей

Мама – главный человек в жизни любого ребенка. Даже если ты уже взрослый, даже если уже пожилой, пока мама рядом, то ты маленький. Мама может заменить всегда и всех, а вот ее заменить уже явно не получится.

Денисов Василий Дмитриевич являлся гусарским офицером, азартным человеком. Денисов так же был командиром и хорошим другом Ростова. Его можно описать как храброго, способного на необдуманные поступки человека.

Образ и характеристика Элен Курагиной — героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Портрет: описание внешности, манера поведения, речь

Полное имя этой героини — Елена Васильевна Курагина. Её возраст в начале романа не указан, отмечено только, что она молодая девушка.

В эпизодах романа, где присутствует эта величавая красавица, автор всегда отмечает её улыбку. У княжны на светских вечерах постоянно была неизменяющаяся, ясная, красивая улыбка. Она улыбалась так всем, поэтому улыбка не выражала истинного отношения Элен к людям. Лицо девушки с этой сияющей улыбкой было прекрасно, чудесные волосы Элен блестели глянцем, полные плечи отличались белизной и античной красотой.

Давая на страницах романа описание внешности этой красавицы, Толстой часто даёт такие определения как «мраморная», «античная». Часто упоминает он о блестящей белизне плеч, сиянии однообразной улыбки Элен, о её блестящих глянцем волосах, но никогда не пишет об её взгляде, блеске глаз, вообще о глазах (в отличие, например, от княжны Марьи и Наташи Ростовой).

Вела себя эта красавица на светских приёмах скромно, без кокетства, «ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту» (том 1, часть 1, глава 3). Носила же наряды она очень откровенные, открытые спереди и сзади, по тогдашней моде.

Светская дама Анна Павловна Шерер восхищалась её мастерским умением держать себя в обществе, её такту. Пьер Безухов удивлялся спокойному умению Элен «быть молчаливо-достойной в свете». Говорила она действительно мало, но не от скромности, а потому что была глупа и потому, что ничего, кроме себя, её не интересовало. Эта светская красавица с её мраморной красотой была почти всегда молчалива и улыбалась ясной, красивой улыбкой, одинаковой для всех.

Характер

Элен Курагина обладала непростым характером. Отчего у неё проявились отрицательные черты характера, неясно, ведь о её детстве и отрочестве в романе не рассказывается. Но, исходя из её поступков, можно сделать вывод, что воспитание, данное ей, не было хорошим. Единственно, что она прекрасно усвоила, — это искусство держать себя в светском обществе.

Толстой выделяет следующие черты характера Элен:

  • Эгоистичность, самодовольство. Пьер вначале был очарованный Элен, её мраморной красотой, но затем понял, что она не любит ничего, кроме своего тела. Толстой отмечает, что улыбка её спокойная и самодовольная.
  • Лицемерие. Она умеет очень натурально и просто льстить, может говорить не то, что думает.
  • Грубость, вульгарность. В романе эти черты характера Элен проявляются в её обращении с мужем. Она была воспитана в высшем аристократическом обществе, но ей были свойственны грубые выражения («я не какая-нибудь дура… поди сам попробуй…»).
  • Расчётливость. Выбрала себе богатого, удобного мужа, не мешавшего ей блистать в свете. После ссоры с мужем, согласилась с ним расстаться, только если он даст ей состояние. Она получила большую часть состояния Пьера, и он уехал от неё в Петербург.
  • Глупость. Элен глупа, но в светском обществе считалась умной женщиной. Пьер понимал, что эта женщина очень глупа и удивлялся, что в Петербурге она приобрела в светском обществе репутацию не только прелестной женщины, но и умной. Эта репутация так прочно утвердилась за графиней Еленой Васильевной Безуховой, что «все восхищались каждым её словом и отыскивали в нём глубокий смысл, которого она сама и не подозревала» (том 2, часть 3, глава 9). Говорила же она в основном глупости и пошлости, при этом умела казаться умной.
  • Бездуховность, безнравственность. Её бессердечность проявилась в том, что она свела своего брата Анатоля (по его просьбе) с Наташей Ростовой, не думая о том, что может разрушить жизнь наивной, доверчивой девушки. Ей просто показалось забавным свести брата с Наташей.
  • Распущенность, развратность, склонность к пороку. Вскоре после свадьбы, состоявшейся вначале 1806 года, Элен стала изменять мужу с офицером Долоховым. Узнав об этом, оскорблённый Пьер вызвал Долохова на дуэль и ранил его. Элен строго отругала его за это, отрицая, что изменяет ему. После этого Пьер разорвал с ней отношения, уехав в Петербург. Через три года Элен уговорила его восстановить отношения. В Петербурге она устроила свой салон, где собирался высший свет, а также секретари посольств, посланники и т. д. Завсегдатаем салона Элен стал Борис Друбецкой, новый её любовник, которого она называла своим пажом.

Отношение к семье и окружающим

Толстой не показал в романе привязанности Элен к отцу и братьям Анатолю и Ипполиту. Однако, ходили слухи, что она и Анатоль были влюблены друг в друга, и князь Василий, их отец, из-за этого удалил Анатоля из своего дома.

К людям высшего общества Элен относилась ровно, со светским тактом. Она умела держать себя в светском обществе, налаживать нужные связи, поэтому и смогла добиться популярности своего салона у людей света.

Элен Курагина и Пьер Безухов: отношения

Пьер привлёк Элен тем, что получил большое наследство и стал очень богат. Пьер женился на Элен, потому что был слабохарактерный. Зная, что эта девушка глупа, он, очарованный её «мраморной» красотой, поддался на намёки князя Василия и на то, что князь и его дочь вели себя так, будто Пьер хочет на ней жениться.

После женитьбы Пьер понял, что связав свою судьбу с этой женщиной, он совершил ошибку. Элен ни во что не ставила его, он был для неё лишь удобным мужем.

Узнав об измене жены с Долоховым, Пьер разорвал с ней отношения и уехал в Петербург. Через три года он поддался на её уговоры и раскаяние и снова стал жить с ней вместе.

Как складывалась судьба Элен в 1812 году

Элен решила выйти замуж за молодого иностранного принца, с которым сблизилась, когда была с царским двором в Вильно. Так как в православии не разрешается вступать в брак от живого мужа, она приняла католичество, чтобы развестись с Пьером. А чтобы светское общество благожелательно отнеслось к тому, что она выйдет замуж за другого, не будучи вдовой, эта дама сказала старому вельможе, особым покровительством которого пользовалась в Петербурге, что если он не женится на ней, потеряет её расположение. На него очень подействовала уверенность Элен, что «это также просто и естественно, как выход девушки замуж».

Так что петербургское общество, узнав, что «несчастная интересная Элен» находится в недоумении о том, за кого из двух ей выйти замуж, решило, что вопрос о поругании таинства брака уже не стоит. Светские люди решили, что коли вельможа хочет жениться на Элен, имеющей живого мужа, значит, этот вопрос о поругании таинства брака решён уже для людей «поумнее нас с вами (как говорили)». Если же усомниться в правильности решения вопроса, то можно «выказать свою глупость и неумение жить в свете».

В начале августа 1812 года Элен послала Пьеру письмо, что намерена выйти замуж за NN (принца) и что она приняла католичество и просит его исполнить все формальности, необходимые для развода.

Как видим, эта дама недаром пользовалась в свете репутацией умнейшей женщины, ведь она так сплела эту интригу, что сохранила свою близость отношений и с принцем, и со стариком-вельможей.

Когда Пьер был освобождён из плена партизанами Василия Денисова и находился в Орле, он узнал о смерти жены и получил письма от её отца князя Василия и других людей из Петербурга, где сообщалось о её долгах.

Элен Безухова неожиданно заболела в конце августа 1812 года и от чего скончалась, точно неизвестно: то ли от припадка angine pectorale (грудной ангины, как называли раньше стенокардию), то ли в результате приёма какого-то опасного средства, который мог дать ей итальянский доктор. Ему она вверилась вместо того, чтобы обратиться к знаменитым петербургским докторам, которые её обычно лечили.

Вывод

Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» — это образ персонажа, который олицетворял для автора разврат и зло. Недаром писатель, подчёркивая античную красоту героини, никогда не упоминает её взгляд и вообще глаза. Глаза считаются зеркалом души, а эта женщина — бездушный человек. Жизненные цели Элен Курагиной состояли в том, чтобы обеспечить себя богатством, любовниками и блестящим положением в светском обществе. Образ Элен Курагиной противопоставлен образам Марьи Болконской и Наташи Ростовой, любимых героинь Толстого.

Характеристика образа Элен Курагиной, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Образ и характеристика Элен Курагиной в романе “Война и мир” (Элен Безухова): описание внешности и характера

Меню статьи:

Один из принципов, позволяющих более детально и глубоко понять суть произведения, поступки и характеры героев, заключается в исследовании биографических данных, предпочтений и позиции автора касаемо того или иного вопроса. Одним из важных моментов для понятия персонажей Л.Толстого является его позиция к семье и места женщины в общественной жизни.

Толстой был убежден, что женщина должна посвятить свою жизнь семье; забота о членах семьи, воспитание детей – вот что должно интересовать женщину. Она должна не просто научить детей принципам морали, но и быть абсолютным носителем этих качеств, быть примером для подражания. Исходя из этой позиции, часто, герои произведений Толстого делятся на два лагеря. В первом находятся идеальные, с точки зрения Толстого, носители моральных качеств, принципов и позиций персонажи.

Они всегда действуют, руководствуясь чувством справедливости, их поступки сопоставляются с законами чести. Другие же, напротив, имеют антиморальный облик – они ведут аморальный, распутный образ жизни. Ложь, коварство, интриги – эти слова зачастую являются постоянными спутниками для их характеристики. Как раз к персонажам второго типа и относиться Елена Васильевна Курагина – дочь придворного чиновника, князя Василия Сергеевича Курагина.

Происхождение, внешность

Автор не подает информацию о детстве и юности Элен, поэтому провести параллель в диахроническом срезе невозможно. О полученном образовании девушки мы тоже мало что можем узнать. Вполне вероятно, что она окончила Смольный институт. Толстой не говорит это прямым текстом, но факт того, что она носила шифр, дает право сделать такое предположение (шифр также носили фрейлины, поэтому абсолютной уверенности в этих данных нет). Сколько было лет Елене на момент начала романа – тоже вопрос спорный, потому что Лев Николаевич не дает этой информации. Курагину часто в начале текста называют «молодой», что дает возможность ориентировочно определить ее возраст, выделив промежуток 18–25 лет.

Предлагаем ознакомиться с “Образом Андрея Болконского” в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Такая позиция связана с тем, что после 25 лет девушки считались старыми, они мало вызывали интерес, даже будучи красивыми и знатными, а ситуация с Еленой совсем не такая. При этом ее возраст не меньше 18 – в противном случае возрастная ценз был бы причиной удерживания интереса по отношению к ее особе.

В процессе развития сюжета романа можно проследить как быстро и резко порой меняется внешность персонажей. Елена Курагина – героиня, которой удается сохранить себя практически без кардинальных изменений. Черные глаза, глянцевые волосы, античное телосложение, полноватые руки, красивая грудь, белая кожа – Толстой довольно скуп на описание внешности Елены, поэтому судить о ее внешности только по описанию невозможно. Больше информации можно получить, анализируя реакцию на нее окружающих.

Уже с первых страниц романа мы узнаем о немыслимой красавице и кокетке Елене – она способна очаровать каждого. И мужчины, и женщины с любопытством рассматривают ее и это не удивительно – уникальная красота, умение вести себя в обществе вызывает восторг и чувство зависти у многих. «Как она красива!» – то и дело восклицают ей вслед молодые кавалеры.

Такое расположение было вызвано, скорее всего, не только природными данными девушки – она выглядела всегда жизнерадостно, на ее устах застыла милая, искренняя улыбка – такой настрой не может не располагать к себе, ведь гораздо проще, приятней и легче общаться с человеком, который позитивно настроен, которого радует общение с вами (даже если это всего лишь игра), чем с унылой флегмой, которая не видит выхода сама, да еще и к тому же затягивает в свою трясину окружающих.

Елене нравится проводить время в высшем обществе, и она делает это мастерски. У нее отточено все: и пластика движений, и манера говорить, улыбаться. Она знает как себя вести и делает это на высшем уровне.

Кажется, что она знает весь Петербург – Елена очень общительна. Девушка проявляет себя очень сдержано, спокойно, что так же располагает к общению с ней.

В обществе бытует мнение, что она – женщина высокого ума и глубоких знаний. Но, на самом деле все совсем не так – ее слова часто понимают неправильно, в них пытаются отыскать какой-то скрытый смысл, которого на самом деле нет.

Брак с Пьером Безуховым

Елена – корыстная женщина. Она стремится быть богатой – это дает ей возможность выглядеть в другом свете в привлекаемом ее обществе. Ей совсем не важно, кто будет ее муж, сколько ему будет лет, и как он будет выглядеть. Именно такая позиция стала губительной для их взаимоотношений и брака с Пьером Безуховым.

Знал ли Пьер о неразумном поведении Елены, о том, что девушка его не любит? Вполне вероятно, у него возникала тень сомнения на этот счет, но тот факт, что он знал князя Василия (ее отца), да и саму Елену с самых малых лет, позволил закрыть глаза на многие вещи.

К тому же, кому не хотелось иметь женой такую красавицу, ведь о ней мечтал, без преувеличения, каждый мужчина. Такое положение вещей льстило, не отличавшемуся красотой и стройностью телосложения Пьеру.

И так, он стал «обладателем красавицы жены», но, на удивление Пьера, это не принесло ему счастья, а стало причиной разочарований. Елена, после замужества не собиралась менять своих привычек – она все так же часто проводила время вне дома, либо же устраивала званые обеды в своем новом, а точнее семейства Безуховых, доме. Обрушившееся на нее богатство позволило еще больше быть в центре внимания. Ее дом, недавно отстроенный, еще старым графом, стал поводом для гордости. Ее наряды стали еще более вычурнее и открытие – слишком оголенная спина и грудь – для нее это было обыденностью. Как видим, все у Елены направлено на привлечение внимания к себе – вызывающая одежда, дорогие шикарные вещи, умение держаться в обществе и вести беседу.

Пьер с первых же дней женитьбы почувствовал на себе всю ошибочность своего поступка.

Жена совершенно не воспринимала его как мужа и всячески отвергала даже мысль о том, чтобы быть матерью его детей.

В последнем, вероятно заключено сразу два непримиримых факта – графиня Безухова не желала быть матерью априори – ей была чужда сама мысль о беременности и материнстве – это бы не позволило ей так же легко наслаждаться светской жизнью. К тому же, и Пьер ей был отвратителен – она вышла замуж руководствуясь исключительно желанием обогатиться.

В браке явно проявляется еще один ее порок – она тяготеет к изменам мужу. До брака с Пьером ходили слухи о ее любви с братом Анатолем, но князь Василий пресек ситуацию грозящую закончиться инцестом. Курагин территориально разлучил влюбленных, и таким образом спас семью от позора. Но вряд ли это способствовало устранению влечения между братом и сестрой. Анатоль часто приезжал к, уже замужней сестре, и предавался целованию ее обнаженных плеч. Елена была от этого в восторге и не пресекала подобные действия. На этом любовные похождения женщины не заканчиваются – влиятельные господа один за другим пополняют ее список любовников. Наивный Пьер, как обычно бывает с доверчивыми мужьями, узнает об этот самым последним и даже после прямых доказательств измены не желает верить в коварство и падение нравами жены. Он всерьез уверен, что это клевета. Исходя из того, что Безухов не был дураком, можно выделить еще одно качество Елены – умение переубеждать и внушать необходимую информацию.

Она явно умеет воспользоваться ситуацией и хорошо разбирается в людях. Ее действия по отношению к мужу еще раз подтверждает это. Графиня не боится перегнуть палку – она твердо уверена, что Пьер несмотря ни на что не выставит ее на улицу, а будет терпеть все ее выходки. И это осуществляется в полной мере. После дуэли с Долоховым – одним из ее любовников – Елена превращается в фурию, она бесстыдно обвиняет мужа в неподобающем поведении, несмотря на всю свою неправоту. Вспышка гнева, вызванная этим скандалом со стороны Пьера ее усмирила, но ненадолго – чувства мужа поутихли, и она снова пользуется его финансами и влиянием.

Со временем у женщины возникает желание развестись с мужем. Дело не в том, что такое положение вещей для нее стало слишком тягостным, а в том, то она планирует выйти замуж за другого человека. Православие не предусматривает таких процессов, поэтому Елена принимает католичество. Однако ее планам на вторичное замужество не суждено было сбыться – она скоропостижно умирает о болезни.

Причина смерти

Причина смерти Безуховой стала поводом для дискуссий в самых разных кругах читателей и исследователей. Толстой не объяснил, что именно стало причиной смерти, а неопределенность всегда манит и влечет открыть завесу тайны. Одними из распространенных версий являются сифилис и прерывание беременности. В пользу абортативных последствий говорит тот факт, что Пьер не замечал у себя никаких признаков заражения ни во время брака с Еленой, ни после. Факт заражения сифилисом после прекращения всяких контактов с мужем также исключается – болезнь за такой короткий срок не могла стать причиной смерти.

Елена не была предрасположенной к материнству, поэтому ее желание избавиться от нежелательной беременности вполне возможно. В подтверждение этому говорит еще и тот факт, что некоторое время графиня принимала какие-то капли – именно таким образом осуществлялся аборт в то время. Одним словом, возникновение кровотечения в результате аборта велико, но, так как Толстой не дает однозначного ответа, утверждать, что это единственно правильная версия невозможно.

Таким образом, Елена Курагина, она же, впоследствии, графиня Безухова, является абсолютно негативным персонажем. Ее внешние данные – это единственное, что можно сказать позитивного о ней. Толстой был уверен, что такая модель поведения недопустима для женщины (не только высшего общества, но и любой представительницы прекрасного пола). Поэтому не жалел красок для изображения уровня нравственного упадка и деградации героини.

Элен Курагина

Элен Курагина. Актриса И. Скобцева. Х/ф «Война и Мир». 1967

Элен Курагина (Безухова) – героиня второго плана, один из наиболее ярких женских образов романа Л.Н. Толстого. Эту светскую красавицу автор наделил такими чертами, как фальшь, бездуховность и распущенность. По этой причине она занимает место в списке аморальных антигероев романа. У Элен есть реальные прототипы: это Екатерина Скваронская, жена Багратиона, известная своим легкомысленным поведением, и Надежда Акинфова – знаменитая столичная скандалистка, любительница разгульной жизни.

Описание героя

Биография Элен

Отец Элен – князь Василий Курагин, любитель придворных интриг, по сути, пустой человек, живущий, скорее, не сердцем, а инстинктами. Его позиция – всегда находиться среди полезных людей, и игнорировать тех, кто ниже по положению (отказывает в помощи обедневшей княгине Анне Михайловне Друбецкой). В то же время, его уважают и считают очень влиятельным человеком. У него есть два сына – Ипполит и Анатоль, которые приходятся Элен родными братьями.

Элен крайне избалована и эгоистична, привыкла получать все по первому требованию. Мечта отца – найти ей богатого и именитого мужа. Родители дали ей хорошее образование – девушка окончила Смольный институт и получила Вензель – свидетельство ее высокого статуса.

Мать Элен, некогда эффектная женщина, представляет собой располневшую особу, завидующую красоте своей дочери. Она никогда не занималась воспитанием детей, поэтому Анатоль и Элен вобрали в себя самые отвратительные человеческие пороки – подлость и крайнюю развращенность.

Внешность

Полное имя Элен – Елена Васильевна Курагина. Толстой не называет ее точного возраста, но ей не более двадцати пяти, потому что в романе она представлена молодой девушкой. Составить представление о ее внешнем облике помогают слова автора: «Высокая красивая дама, с огромной косой и очень оголенными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов». У Элен, сжигающие сердца мужчин, черные глаза и совершенная фигура, словно вылепленная руками античных мастеров. Ее соблазнительные изгибы, красивая грудь, мраморная кожа сводят с ума сильный пол и вызывают восхищение женщин, которые пытаются подражать ее манерам и гардеробу.

Все наряды Элен соответствуют парижской моде, она носит очень глубокие декольте и пользуется всеми приемами обольщения. Когда она своей плавной, величественной походкой шествует мимо мужчин, каждый готов броситься ей навстречу и протянуть руку для поддержки. В такие моменты Элен улыбается ослепительной белоснежной улыбкой, хотя эта улыбка, больше дежурная, одинаково предназначенная для всех.

Характер

С возрастом Элен начинает превращаться в обыкновенную светскую хищницу. Эгоизм ее усугубляется, приобретая форму крайней эгоцентричности. Ее единственная цель – покорение как можно большего числа мужчин, она подпитывается их обожанием и восхищением. В то же время, она умна и у нее есть положительные черты: сдержанность, умение себя вести в любом обществе, любезность и даже хозяйственность.

У Элен бесчисленное количество всевозможных связей, начиная от представителей городской знати, и заканчивая высокими государственными мужами. По слухам, о ней вздыхает даже сам принц. Поразительно, что никто из ее окружения не замечает в ней тех пороков, которые составляют основу ее натуры: пошлость, лицемерие, подлость, лживость, вульгарность. Все это искусно прикрыто ее внешним лоском, манерами и божественной красотой. Тем не менее, в свет иногда просачиваются слухи о том, что в свое время Элен и ее родной брат Анатоль были влюблены друг в друга, но эта порочная связь была пресечена их строгим отцом, князем Василием.

Брак с графом Безуховым

Для Элен было совсем неважно, кто станет ее мужем, главное, чтобы этот человек был очень богат. Поэтому, когда она узнала, что Пьер получил огромное наследство, то решила, что брак с ним будет самым большим выигрышем в ее жизни. Князь Василий тут же подключился к планам дочери, и вскоре Пьер был покорен. Ему льстило, что он берет в жены самую роскошную женщину Петербурга, но он еще не догадывался, что связал свою жизнь с алчной интриганкой.

Безухов не сразу раскусил Элен, любовь еще долго затмевала его разум. Только со временем он начал понимать, что совершил огромную ошибку. В планах Элен не было ни одного пункта, который бы соответствовал любой порядочной замужней женщине. Она не хотела детей и продолжала вести себя так, словно Пьер был не мужем, а богатым приложением к ее красоте. В ней проявилась еще одна черта – немыслимая расточительность. Огромные средства расходились на бесконечные званые вечера, приемы, заграничные туалеты, которые с каждым разом становились все откровеннее и вульгарнее.

По отношению к Пьеру у Элен нет ни грамма уважения. Она не скрывает, что не любит его, а терпит только из-за богатства, поэтому почти открыто изменяет ему. Зная слабохарактерность Безухова, она уверена в своей безнаказанности. Какое-то время Пьер, действительно терпит свое униженное положение, но все более откровенные романы жены приводят его к решению о разводе. Тем более, у Элен уже появился новый жених иностранец, и она собирается за него замуж. Ради этого, она даже меняет веру и становится католичкой.

Элен и ее мужчины

Долохову не составило никакого труда добиться расположения Элен, и вскоре они стали любовниками. Основой их связи была не только страсть, но и сходство в их характерах – они оба были абсолютно безнравственны. Долохов, как и его возлюбленная, предпочитал жить в праздности, и был, подобно ей, распущен и порочен. Несмотря на то, что он не богат, Элен пользуется им в целях закрутить вокруг себя все большую интригу, становясь центром внимания всего света. Оскорбленный Долоховым Пьер, вызывает соперника на дуэль и чуть не убивает его. Потрясенный тем, что из-за распутной Элен он чуть не лишил жизни человека, Безухов окончательно разрывает с женой.

Какое-то время Элен сохраняет маску незаслуженно оскорбленной добродетели, но вскоре заводит роман с молодым Борисом Друбецким. Теперь уже он использует Элен в своих карьеристских целях, ведь, благодаря ее связям, он получает доступ к кругам высшего света. Однако, Элен бросает Бориса после знакомства с принцем одного из зарубежных государств. Любовник становится помехой в ее новых отношениях, но Борис не готов так просто сдаваться. Элен оказывается в затруднительном для нее положении выбора, сделать который ей мешает смерть.

Смерть блистательной графини

Неизвестно, что стало причиной внезапной болезни Элен. Лечить ее взялся доктор итальянец, применяя какие-то свои новые методы. Возможно, если бы родные Элен обратились к питерским докторам, болезнь бы отступила и Элен осталась жива. Но судьба распорядилась по-своему, Элен умерла совсем молодой, ей было всего тридцать два года.

Роль героя в произведении

В романе «Война и Мир» почти все негативные герои, так или иначе, противопоставлены положительным персонажам. Не составляет исключения и Элен Курагина, которая является антиподом Наташи Ростовой и Марьи Болконской. На фоне их доброты, чистоты и скромности еще ярче проявляются ее распущенность и духовная пустота.

Л.Н. Толстой представляет в романе эту женщину, как абсолютно отрицательный персонаж. Ее поведение он считает неприемлемым не только для девушки из высшего света, но и вообще для любой, уважающей себя женщины. Чтобы ярче подчеркнуть это, он изобразил Элен при помощи всех доступных ему инструментов художественного выражения.

На определенном этапе Элен становится уже не нужна автору. Ей нет места в развитии сюжетной линии Пьера с Наташей. Поэтому Л.Н. Толстой выводит ее из повествования, как выполнивший свое предназначение, персонаж.

Литература

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». — Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.

Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» Льва толстого с цитатами

Лев Николаевич Толстой требовательно относился к женским образам своих героинь. Автор пренебрежительно указывал на неправильные черты лица, но настойчиво акцентировал внимание на внутренних достоинствах. Наоборот, на фоне прекрасного облика писатель часто показывал низменность инстинктов. Образ и характеристика Элен Курагиной в романе «Война и мир» является карикатурным портретом красавицы, не обременяющей себя материнскими хлопотами и правилами приличия.

Как выглядела героиня

Дочь Василия Курагина была красивой девушкой. Ее черные глаза жгли сердца мужчин. Силуэт княжны напоминал линии античной скульптуры, привлекая взгляды кавалеров. Тугой корсет подчеркивал соблазнительный изгиб талии. Мраморного цвета выпуклый лоб прекрасно сочетался с выбранной прической. Ухоженные волосы девушки отличались ярким блеском, подчеркивая блики драгоценностей, обильно украшающих ее шею, грудь и голову.

Светская львица одевалась согласно парижской моде, носила платья с глубоким декольте, полностью открывая полные белые плечи.

Элен прекрасно понимала, что женская улыбка является сильным инструментом в деле соблазнения мужчин, она обворожительно улыбалась умело и часто. Белизна зубов оттеняла белизну тела.

Характер и поведение

Элен росла с детства избалованной, с возрастом приобретая черты эгоцентризма. Смыслом жизни княжны стали разные увеселительные мероприятия, где можно было находиться в центре внимания мужчин. О высоком статусе девушки свидетельствует вензель, которым она владеет в подтверждение того, что является выпускницей Смольного института для фрейлин ее величества.

После замужества графиня Безухова стала элегантной дамой, о ней говорят, как об умной собеседнице, способной поддержать разговор высшего общества. Женщину всегда выделяет холодное спокойствие, подтверждающее, что она всегда контролирует ситуацию. Круг дружеских знакомств Элен очень широкий:

Графиня Безухова знает, как вести хозяйство в самом богатом петербургском доме. Бывать у нее на вечере считается весьма престижно,

Как только Пьер Безухов получил титул графа и стал самым богатым женихом России, семья Курагиных окружила его тесным кольцом заботы. Элен пустила в ход свои чары, пытаясь привязать к себе обеспеченного жениха. Наивный молодой граф не успел опомниться, как оказался женатым человеком:

Выходя замуж, героиня руководствуется выгодой и жадностью. Лев Толстой осуждающе относится к женщинам, не желающим рожать и воспитывать детей, поэтому в глазах автора графиня Безухова является бездушным образом прозябающей в веселье и излишествах кокеткой. Семья для Элен – это только способ устроить личное материальное положение. Шикарный образ жизни требует много денег.

Граф Безухов, униженный бесчисленными изменами жены, разочаровывается в их браке. Для него Элен раскрылась, как глупая женщина, играющая своим статусом и богатством. Ничто не интересует ее, кроме удовольствия плотских утех.

Мужчины в жизни Курагиной

Героиня воспринимает измену не как предательство, а способ жизни. Личность, наделенная эгоизмом, никому не изменяет, потому что никого не любит, кроме себя.

Когда в доме Безуховых появился Долохов, между ним и хозяйкой сразу возникла взаимная симпатия. Обоих объединяло безнравственное отношение к жизни, страсть к удовольствиям и праздные привычки. Элен нужны были эмоциональные волнения вокруг своей персоны, она мастерски устраивала интриги, доводя мужчин до гнева, ревности, отчаяния. Последовавший за этой связью скандал закончился дуэлью между Безуховым и Долоховым, и ранением любовника.

Пьер шокирован своей способностью убить человека, разрывает отношения с женой, подписывая ей все доверенности на имущество, которые она требует. Получив относительную свободу действий, Элен возвращается в Петербург, надев маску оскорбленной несчастной женщины. Графиня Безухова делает своим фаворитом Бориса Друбецкого. Однако присутствие молодого любовника не мешает ей развить серьезный роман с принцем соседнего государства.

Принц требует разрыва со всеми кавалерами женщины, что озадачивает Элен. Разорвать старую любовную связь с придворным всемогущим чиновником намного сложнее, чем кажется. На фоне пережитого стресса героиня заболевает и умирает, впервые не достигнув своей цели.

Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства.

Элен Курагина — образ и характеристика героини романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Красивая, но…

У Льва Толстого есть, наверное, излюбленный приём в разработке женских персонажей, применение которого позволяет уже в начале произведения определить, благоволит ли автор изображаемой им женщине. У великого русского писателя женщины, которым он благоволит, которых делает воплощением своих идеалов и представлений о жизни, в большинстве своём или откровенно некрасивы, или не особенно яркие. Вспомним хотя бы бесспорно любимую Толстым Наташу Ростову. Описывая её, писатель не стесняется даже употребить слово «некрасивая».

А Элен Курагину он описывает как очень эффектную светскую даму с какой-то «мраморной», «античной» красотой и всегда одинаковой для всех красивой улыбкой. О её глазах и взгляде он никогда не упоминает.

И Элен очень неплохо пользовалась своими бесспорно выигрышными внешними данными. Предпочитала максимально открытые наряды, понимая, что её прекрасное тело прельщает мужчин не меньше, а даже больше, чем её красивое лицо.

О ранних годах девушки в романе практически нет информации, но есть эпизоды, которые позволяют читателям составить представление о порочности этой особы. В частности, упоминание о романе Элен Курагиной с родным братом, Анатолем (один из отрицательных персонажей-мужчин в романе-эпопее). Их отцу, князю Василию, чтоб не допустить инцеста и позора для уважаемой семьи, пришлось разлучить брата и сестру, выслав Анатоля из своего дома.

Главное в жизни для Элен Курагиной — наряды и блистание в светском обществе. Она была не особенно умна, но определенное образование имела. В романе содержится намек, что девушка, возможно, училась в Смольном институте. Возможно, из-за этого в обществе её ошибочно считали не только красивой, но и умной.

Этот персонаж в противовес Наташе Ростовой — воплощение другого контраста: если у Наташи внешняя некрасивость компенсировалась красотой, добротой и отзывчивостью души, то у Элен Курагиной душа была черства, сердце бесчувственно, а желания — корыстны и порочны. Ей присущи также следующие черты характера: самодовольство, эгоистичность, безнравственность, эгоистичность, лицемерие, глупость.

Наказание за порочность

Элен влюбляет в себя одного из главных мужских персонажей романа — Пьера Безухова. Не разобравшись в её истинной сути, он женится на этой красивой девушке из хорошей и уважаемой им семьи.

Но этот брак дал трещину в первые же дни после свадьбы. Оказалось, что Курагиной от Пьера было нужно только одно — его богатство. Она всегда мечтала быть не только красивой, но и состоятельной дамой, её прельщала статусность, она рассматривала богатство как возможность иметь лучшие наряды, лучшие украшения, блистать в обществе, устраивать приемы и званые обеды, быть уважаемой и желанной.

Элен не собиралась быть примерной женой и хорошей матерью. Она совсем не хотела детей, а от Пьера Безухова — тем более. И ей была абсолютно чужда супружеская верность. Но при этом женщина была настолько порочной, что даже свои измены мужу обставляла по-особенному. И пример этого — её отношения с Долоховым. Изменив Пьеру с этим кутилой и повесой, который в обществе Безухова кичился своей «победой», издевался над Пьером. После дуэли между Безуховым и Долоховым, во время которой муж ранил любовника, Элен отчитывает Пьера, обставляя всё так, будто она — несчастная оклеветанная женщина, а он — обезумевший ревнивец.

В конце концов, Элен получает то, к чему стремилась: расстаётся с мужем, получив в пользование большую часть его состояния. Она собралась выйти замуж за иностранного принца. Чтобы получить развод с Пьером, Элен перешла из православия в католичество.

Но Лев Толстой не был бы Львом Толстым, если бы такой персонаж как Элен восторжествовал. У этого писателя нет для таких персонажей позитивных финалов. Элен умирает в молодом возрасте, предположительно, из-за приступа стенокардии.

Вывод

Характеристика образа Элен Курагиной может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Читайте также:
Краткое содержание Три девочки и мораль - читать онлайн бесплатно
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: