Кельты – военные победы, культура и быт древнего народа

Кельты: появление на исторической арене

Античная цивилизация зародилась в прибрежных областях Средиземного моря. В географическом плане Средиземноморье представляет собой единый ландшафт, который состоит из зажатых горами прибрежных долин, являвшихся центрами земледелия и городского образа жизни. От центральной части Европейского континента оно отделено естественными барьерами в виде горных систем — Балканами, Альпами, Пиренеями.

Имея довольно полное представление о других народах Средиземноморья, греки и римляне слабо представляли себе мир за его пределами. Его обитателей они считали дикими варварами и обычно не удостаивали своим интересом. Будучи плохо информированными о том, что происходит в землях варваров, они оказались застигнутыми врасплох, когда оттуда на них надвинулась военная угроза в лице многочисленных кельтских племен. О том, откуда и зачем пришли в Средиземноморье кельты, рассказывает первая статья нового цикла.

Кельты глазами древних греков

Одним из первых среди греческих авторов об обитателях центральной и западной части Европы упоминает Геродот (485–425 годы до н.э.). Рассказывая в своём повествовании об истоках Истра (Дуная), он сообщает, что верховья реки находятся у подножия гор, где живут кельты, самый западный народ Европы. Согласно Геродоту, кельты живут также в Иберии за Геракловыми столбами по соседству с лигурами-кинетами.

Такая картина расселения кельтов характерна также и для более поздних греческих авторов. Эфор (405–330 годы до до н.э.) упоминает страну кельтов «Кельтику» на дальнем западе континента. Тимей (350–250 годы до н.э.) пишет о том, что кельты живут на берегу Океана и что в него впадают стекающие с гор реки Кельтики. Он также впервые упоминает о кельтиберах, народе, возникшем в результате смешивания кельтов и иберов. В целом, греки в это время считали кельтов крупнейшим варварским народом, жившим в области, простиравшейся от северных склонов Альп и истоков Дуная до западного окончания континента.

Одним из первых греческих авторов, сообщивших о военных походах кельтов, стал Гераклид Понтийский (388–310 годы до н.э.). В своём сочинении, не сохранившемся до нашего времени и известном нам лишь из упоминания о нём Плутарха (50–120 годы до н.э.), он сообщал о том, как варварское войско, явившееся из страны гипербореев, захватило и разрушило греческий город Рим, лежащий где-то на Великом море. Это сообщение, в котором правда и выдумка сливаются самым непостижимым образом, является хорошим отражением того, как слабо греки в это время представляли себе мир, лежавший за пределами их собственного.

Аристотель (384–322 годы до н.э.), по словам того же Плутарха, также имел сведения о взятии Рима кельтами. Кроме того, Феопомп (376–315 годы до н.э.) упоминал о кельтах в Подунавье, которые в 359–358 годах до н.э. одолели живших здесь иллирийцев, отравив им еду. Известен также факт кельтского посольства к Александру Македонскому в 335 году до н.э., если, конечно, он не является выдумкой более поздних авторов.

Появление кельтов в Италии

Для римлян первым опытом знакомства с кельтами, или галлами, как называли их жители Вечного города, стало галльское вторжение в северную Италию и взятие самого Рима. Из-за утраты более ранних рассказывавших об этом событии источников определяющим дату этого события является указание Полибия (200–118 годы до н.э.), который датирует его девятнадцатым годом после битвы при Эгоспотамах. Это соответствует 387 или 386 годам до н.э.

Римский историк Тит Ливий (59 год до н.э. – 17 год н.э.) придерживается датировки этого события 390 годом до н.э. Однако современные авторы считают это результатом допущенной Ливием ошибки хронологии и обычно придерживаются полибиевой датировки.

Рассказывая об этих драматических событиях, Полибий исходит из того, что галлы появились в северной Италии лишь незадолго до этого времени. Прежде чем напасть на Рим, они нанесли поражение этрускам и захватили их владения в долине Пада (По).

Той же хронологии придерживались Диодор Сицилийский (90–30 годы до н.э.), Аппиан (100–180 годы до н.э.) и другие греческие и римские авторы. Корнелий Непот (99–24 годы до н.э.), которого цитирует Плиний Старший (23–79 годы н.э.), даже датирует победу галлов над этрусками и последовавшее за ней разрушение богатого города Мельпума тем же самым днём и годом, когда римляне захватили Вейи, т.е. 396 годом до н.э.

Иной точки зрения на последовательность событий придерживается Тит Ливий. Победу галлов над этрусками и последовавшее за ней нападение на Рим он считает лишь очередным эпизодом в длительном процессе галльского проникновения за Альпы. Ему предшествовали более ранние контакты и, возможно, более ранние миграции. О первом появлении галлов в Италии он пишет:

«Совершенно ясно, что осаждавшие Клузий не были первыми, кто перешел через Альпы. Ведь галлы пришли в Италию еще за двести лет до осады Клузия и взятия Рима; воинства же галльские сражались сперва не с этими этрусками, но еще много прежде они нередко сталкивались с теми из них, что жили между Апеннинами и Альпами».

Далее Ливий рассказывает следующую историю:

«Когда в Риме царствовал Тарквиний Древний, высшая власть у кельтов, занимавших треть Галлии, принадлежала битуригам, которые давали кельтскому миру царя. В доблестное правление Амбигата и сам он, и государство разбогатели, а Галлия стала так изобильна плодами и людьми, что невозможно оказалось ею управлять. Поскольку население стремительно увеличивалось, Амбигат решил избавить свое царство от избытка людей. Беловезу и Сеговезу, сыновьям своей сестры, он решил назначить для обживания те места, на какие боги укажут в гаданиях. Они могли взять с собой столько людей, сколько хотели, дабы ни одно племя не было в состоянии помешать переселенцам. Тогда Сеговезу достались лесистые Герцинские горы, а Беловезу, к огромной его радости, боги указали путь в Италию. Он повел за собой всех, кому не хватало места среди своего народа, выбрав таких людей из битуригов, арвернов, сенонов, эдуев, амбарров, карнутов и аулерков».

Некоторое время кельты находились в стране трикастинов между Альпами и Пиренеями, а затем через западноальпийские перевалы перешли горы и оказались в туринской области в Италии. Здесь они сразились с этрусками на реке Тицине, разбили их войско и изгнали из занимаемой ими страны.

Развитие археологии

Историки-классики XIX – начала ХХ веков., в том числе великий Теодор Моммзен, при изложении римской истории V–IV веков до н.э. были вынуждены опираться на данные античной повествовательной традиции, в этом вопросе зачастую фрагментарные и, увы, далеко не всегда достоверные.

Читайте также:
Смутное время на Руси, кратко самое главное, предпосылки, причины, этапы, последствия, правители в Российском государстве

Поскольку археология в это время делала лишь свои первые шаги, проверить достоверность свидетельств античных источников было попросту нечем. Благодаря её бурному развитию в середине – второй половине ХХ века наши знания о древнейшем прошлом европейского континента значительно увеличились.

Неуверенные поиски и первоначальные догадки постепенно уступили место систематическому изучению, в процессе которого были сделаны попытки восстановить утерянную доисторию западной и центральной Европы в древности. Полученная таким образом информация позволяет нам в числе прочего корректировать некоторые старые выводы, сделанные преимущественно на основе толкования античных текстов.

Галльштаттская культура

Время, когда кельты попадают в поле зрения античной исторической традиции, совпадает со значительными изменениями, происходившими в их обществе и культуре. Согласно оценкам археологов, период между 650 и 475 годами до н.э. связан с последней стадией развития Галльштаттской культуры раннего Железного века.

Своё название она получила от могильника близ Галльштатта в Юго-Западной Австрии, где в середине XIX века были проведены первые крупномасштабные раскопки, ознаменовавшиеся обнаружением более 2 тысяч погребений с богатыми приношениями, датируемые VIII–V веками до н.э. Сходные погребальные практики и материальные артефакты впоследствии были обнаружены в других частях европейского континента, что позволило исследователям объединить их под общим названием Галльштаттской культуры.

В период максимального расцвета её ареал распространялся на огромном пространстве центральной и западной Европы, включая юг Германии, Швейцарию, Францию, северную часть Балканского полуострова, значительную часть Испании и Британии. Исследователи выделяют внутри ареала Галльштаттской культуры ряд географических регионов, где её развитие протекало с местными особенностями. С исторической точки зрения важно различать две главные области: восточно-галльштаттскую (от восточных предгорий Альп до Карпатской котловины и берегов Адриатики) и западно-галльштаттскую (южно-немецкую, швейцарскую и западно-французскую). Поскольку основные центры Галльштаттской культуры находятся в тех местах, где античные авторы размещали кельтов, современные исследователи сходятся в том, что её основными носителями в западно-галльштатском ареале являлись кельты или, по крайней мере, протокельты, а на Балканах — также иллирийцы и фракийцы.

Галыштаттская эпоха характеризуется высоким уровнем развития металлургии с постепенным ростом применения железа, из которого изготавливались оружие и основные ремесленные инструменты. Среди наиболее характерных находок встречаются железные мечи с клинком, расширяющимся в средней части, и рукоятью с антенновидным навершием. Такая форма подражает более ранним моделям, отливавшимся из бронзы. Также найдено много кинжалов, топоров, ножей, железных и медных наконечников копий.

К числу украшений относятся фибулы – очкообразные, арбалетовидные, змеевидные, украшенные фигурками зверей или плоскими привесками в виде треугольников, – бронзовые накладки на пояса с выбитыми изнутри выпуклыми узорами, а также шейные гривны и браслеты. Большинство украшений сделано из бронзы, но изредка встречаются вещи из золота, стекла, янтаря и слоновой кости. Серебро встречается очень редко.

Галльштаттская керамика довольно однообразна в различных регионах. Большинство сосудов изготавливалось вручную, без помощи гончарного круга. Поверхность сосудов имеет характерный черный блеск и украшена характерным геометрическим орнаментом в виде перевёрнутых треугольников, заштрихованных косыми клетками ромбов, и рядов очень сложных меандров, сделанных белой, красной и чёрной красками.

Характерной чертой погребального обряда становится распространение курганных захоронений, через юг Германии и северо-запад Швейцарии постепенно доходящих до восточной Франции. Курганные насыпи, которые иногда достигают огромных размеров, сооружались кельтами над просторными погребальными камерами со стенками, обложенными деревом. Вместе с телом покойного внутри камеры обычно находят остатки четырёхколёсных повозок, а также роскошную конскую упряжь с бронзовыми накладками, меч в бронзовых ножнах и пиршественные принадлежности (столовая утварь и приборы, рога для питья, котлы, керамические сосуды).

Инвентарь роскошных «княжеских» погребений свидетельствует о далеко зашедшей социальной дифференциации и необычайной роскоши, которой при жизни окружала себя знать. Эти погребения содержат множество золотых изделий: широкие браслеты со штампованным орнаментом, височные подвески, шейные гривны. Золотом украшались эфесы мечей и антенны кинжалов, и даже на самом железном клинке выполнялась инкрустация в виде золотых кружков.

Многие вещи из кельтских погребений являются драгоценными импортами, прибывшими издалека в результате торговых сношений, в которые была вовлечена захоронённая в курганах галльштаттская знать. Таковы различной формы фибулы, браслеты, подвески и т.п. Среди импортных материалов, кроме янтаря, встречаются слоновая кость (для бус, колец и украшения рукоятей мечей и кинжалов), средиземноморские кораллы (для бус и вставок в металлические изделия) и стекло.

Торговые связи и галльштаттские элиты

В поздний период центром Галльштатской культуры были южная Германия наряду с восточно-альпийским регионом, Чехия и, со временем во всё большей и большей мере, земли к западу от Рейна на территории современной северо-восточной Франции. Здесь находятся остатки наиболее крупных городищ, являвшихся центрами прилегающих территорий, а также укреплённые наподобие замков резиденции знати и примыкающие к ним курганные могильники, в которых с большой роскошью хоронили их хозяев.

Одним из наиболее известных памятников северо-альпийской зоны является городище Хохен Асперг, возле которого было обнаружено богатое погребение князя из Хохдорфа; западной зоны – городище в Мон Лассу в истоках Сены с примыкающим к нему княжеским могильником в Виксе. В территориальном плане этот регион располагался на водоразделе речных систем Роны, Соны, Сены, верхнего Рейна и Дуная, вдоль которых осуществлялась торговля между богатыми месторождениями золота, серебра, олова, свинца и меди регионами атлантического побережья и потребляющими их во всё более возрастающих количествах средиземноморскими промышленными центрами.

Помимо слитков драгоценных металлов и бронзы в число перевозимых товаров входили также соль, кожи, меха, шерсть и рабы. За эти товары греческие и этрусские торговцы главным образом расплачивались вином. Остатки средиземноморской керамики, найденной как на городищах, так и в составе инвентаря княжеских погребений, подтверждают слова греческих и римских авторов о слабости, которую кельты питали к этому плоду средиземноморской цивилизации. Резкое увеличение количества находок свидетельствуют о значительном расширении такого рода контактов со второй четверти – середины VI века до н.э.

В хронологическом плане этот процесс совпадает с основанием греками-фокейцами колонии Массалии (Марсель) около 600 года до н.э., после которого коридор Рона – Сона стал важнейшей осью коммуникации между средиземноморским и внутренним регионами европейского континента. Помимо греческих, им пользовались также и этрусские торговцы, о чём свидетельствует большое число находок бронзовых сосудов этрусского производства, датируемых временем между 540 и 480 годами до н.э.

Эти находки следует отличать от, собственно, этрусской торговли, которая расцвела в самом конце галльштаттского периода между 480 и 450 годами до н.э. и стала результатом начала колонизации этрусками долины По в северной Италии и появления там этрусских поселений. Эта торговля осуществлялась преимущественно через область западно-альпийских перевалов (Сен-Готард, Монженевр, Большой и Малый Сен-Бернар). Посредниками в ней служили лигуры, носители археологической культуры Голасекка на востоке Ломбардии, Пьемонта и швейцарского кантона Тичино. О связях жителей этих территорий с населением трансальпийских регионов свидетельствуют предметы материальной культуры, такие как оружие и украшения, а также обычай использования погребальных повозок в захоронениях местной знати в Сесто Календе и Каса Морта.

Читайте также:
Раскулачивание в СССР - почему началось, кто такие кулаки читать онлайн

Конструктивные элементы повозки из последнего погребения имеют сходство с несколько более ранней по времени повозкой из Викса. С другой стороны, женщина из княжеского погребения Викса, по мнению антропологов, сама происходила откуда-то из альпийской области северной Италии. Эти и другие признаки свидетельствуют о наличии постоянных культурных контактов между населением по обе стороны Альп в течении длительного периода. Наличие соответствующих связей, с одной стороны, облегчило этрусское торговое проникновение в трансальпийский регион после 480 года до н.э., а с другой стороны –обусловило движение в обратном направлении, которое в итоге привело к появлению кельтов на севере Италии.

Конец галльштаттской эпохи и ранний Латен

Во второй четверти V века до н.э. на территории европейского континента к северу от Альп произошёл ряд кардинальных изменений, связанных с переходом от Галльштаттского к Латенскому периоду Железного века. Этот переход хорошо заметен на примере эволюции предметов материальной культуры и изменения художественного стиля, однако связанные с ним социальные и политические трансформации остаются не вполне понятными до сих пор.

В территориальном плане политические центры Латенского времени смещаются ещё далее на северо-запад к среднему течению Рейна, Марны, Мозеля, Майна и Неккара. При этом старые центры, расположенные в верхнем течении Дуная, в это время не просто приходят в упадок, но явно оказываются разрушенными. Значительно сокращается зона пышных захоронений знати, которые сменяются относительно бедными грунтовыми могильниками.

Количество средиземноморских импортов в составе погребальных комплексов также значительно уменьшается. Вместо предметов демонстративного потребления и драгоценных украшений в могильники помещается оружие (меч, копьё, иногда щит), вместо четырехколёсной погребальной повозки – двухколёсная боевая колесница. К настоящему времени обнаружено более 200 подобных погребений с колесницами. Эти изменения, которые одновременно прослеживаются от Шампани по всей северной Франции до самого Рейна, отражают возросшую милитаризацию общества и фрагментацию традиционной политической структуры.

По поводу причин и характера происходящих в это время изменений высказывались разные мнения. Некоторое время назад они объяснялись проникновением на территорию центральной и западной Европы новых групп населения с востока. В наше время эта точка зрения полностью отброшена, ибо сегодня ясно, что переход от раннего к позднему Железному веку связан не с миграциями, а с какими-то внутренними конфликтами и неурядицами.

Поскольку новый тип захоронений впервые появляется в отдалённых районах, мало затронутых средиземноморскими влияниями, и лишь затем проявляется в центре кельтского мира, было высказано предположение о том, что события V века до н. э. представляют собой реванш периферийных обществ, в течение длительного времени находившихся в зависимости от западно-галльштаттских политических центров, но постепенно развивших собственную склонность к южной роскоши.

Во главе этих обществ стояли военные вожди, власть которых основывалась на одержанных на поле боя победах и на захваченной во время набегов добыче. Они могли вовлекать целые племена в разбойничьи походы, что позволяет вспомнить рассказанную Титом Ливием легенду о Беловезе и Сеговезе, беспокойных племянниках царя Амбиката. Их набеги вполне могли вызвать дестабилизацию и разрушение старой политической системы, за которым произошло изменение направлений торговых потоков.

Итогом миграционных процессов, сопровождавших распространение латенской культуры на большую часть европейского континента, стали хорошо документированные вторжения кельтов, затронувшие италийские, а позже также греческие центры античной цивилизации.

  1. Биркхан Г. Кельты. История и культура. М., 2007.
  2. Коллис Дж. Кельты: истоки, история, миф. — М., 2007.
  3. Пауэлл Т. Кельты. Воины и маги. М., 2003.
  4. Широкова Н. С. Переселения кельтов // Город и государство в древних обществах. Л., 1982.
  5. Филлип Я. Кельты и кельтская цивилизация. Прага. 1961.
  6. Collis, J. R. The European Iron age. London, 1984.
  7. Cunliffe B. Ancient celts. Oxford, 1997.

Древние кельты – загадочный народ

Содержание:

Король Артур и рыцари круглого стола, мудрый волшебник Мерлин, сказочные эльфы из толкиновского «Властелина колец», все эти хорошо знакомые нам полулегендарные персонажи на самом деле пришли в современную массовую культуру прямиком из древнего кельтского фольклора. В те далекие времена, когда на юге Европы, в Средиземноморье пышным цветом расцвели античные цивилизации Греции и Рима, на севере Европы жил загадочный народ кельтов. Загадочный во многом благодаря тому, что обладая развитой культурой, богатой мифологией, интересными традициями, не оставил после себя никаких письменных свидетельств. Все что мы знаем про кельтов из письменных источников – это в основном труды древнеримских историков, которые не могут быть объективными в силу того факта что римляне и кельты частенько воевали, да и сами кельты виделись римлянами этакими дикарями, варварами, которых нужно непременно завоевать и «цивилизовать».

Где жили кельты

В момент расцвета своей цивилизации древние кельты жили на обширных европейских территориях, занимая современные Ирландию, Англию, Францию, Бельгию, часть Германии и Австрии.

Карта расселения кельтов.

Впрочем, будучи любителями к странствиям, некоторые кельтские племена забредали даже в Малую Азию, были на Балканах и в Испании. Что касается нашей страны Украины, то есть гипотеза, согласно которой кельты жили в Карпатах и в частности наши гуцулы являются отдаленными потомками кельтов. Но это всего лишь гипотеза, предположение, прямых доказательств того, что гуцулы, это потомки кельтов – нет. А вот современные ирландцы, шотландцы, бретонцы, валлийцы – действительно являются далекими потомками тех самых древних кельтов.

Происхождение

Прежде всего, стоит заметить, что само название этого народа «кельты» не является правдивым. Так их называли древние греки, римляне же называли их галлами, что значит «петухи», вероятно из-за воинственного нрава свойственного кельтам, дескать, такие драчливые как петухи. Как же кельты называли сами себя мы, к сожалению, не знаем, так как письменности у них не были, и никаких письменных источников о самих себе они не оставили.

Также мы не знаем и точного места появления кельтов на исторической сцене. В первые кельты упоминаются в трудах «отца истории» Геродота, согласно ему, они жили в верховьях Дуная, и соседствовали с кинетами, крайним западным племенем, по мнению греков. Однако археологические данные говорят нам, что уже в V веке до н. э. кельты населяли обширную территорию, от Англии и до верховьев Дуная, где же был источник появления кельтской цивилизации, увы, доподлинно не известно.

Читайте также:
Андрей Боголюбский - биография, политика, походы князя

История

На протяжении всей своей истории кельтская цивилизация как будто соперничала с античной, в лице древнего Рима. Причем соперничала, порой, весьма успешно, так когда Рим только набирал силу, кельты вторглись в северную Италию, одержали ряд блестящих побед и даже осадили «вечный город». И его бы они захватили и разграбили, если бы не гуси, согласно легенде кельты решили предпринять ночной штурм, когда римская стража уснула. Но нежеланных гостей заметили гуси из храма богини Весты и подняли такой шум, что весь город был на ногах, готовый отбить атаку. Отсюда пошла поговорка «Гуси Рим спасли». Хотя, скорее всего это просто поэтическая легенда.

Но вернемся к кельтам, помимо Италии они вторгались и на Балканы, и на территорию древней Греции, и в Малую Азию, так например царь Вифинии (современной Турции) Никомед І нанял большое войско кельтов-галатов для войн с местными кочевниками. А Александр Македонский выступая в свой знаменитый поход на Персию, заключил с кельтами так званый договор о ненападении, таким образом, обезопасив свой тыл, так как набеги кельтов на территорию Греции были вполне реальными.

Тем временем Рим набирал свою силу и мощь, подчинив себе всю Италию, он начал внешнюю экспансию, и вот уже римские войска вторгаются на кельтские земли, завоевав сначала Галлию (современную Францию), а затем и Британию. Успешно теснят римские легионеры и кельтские племена на Дунае и Балканах.

Почему же кельты не смогли отразить римское вторжение и в результате оказались завоеванными римлянами, ведь они всегда были храбрыми и отважными воинами, владели при этом значительными территориями, пользовались большим влиянием в Европе того времени? Наверное, все дело в отсутствии единства и дисциплины, живя от Британии до Балкан, обладая общей культурой, религией, традициями, обрядами, обычаями кельты так и не смогли создать единого централизованного государства. Кельты были разобщены, в то время как римляне наоборот, создали сильное централизованное государство. Также и в воинском деле, да кельты были сильными и храбрыми воинами, но, как и другие варварские племена ничего не смогли сделать против слаженного римского легиона.

Кельты против римлян.

Завоеванные римлянами кельты постепенно переняли их культуру, обычаи, научились письменности, позже многие из них сами вступали на римскую службу. Разумеется, порой случались и восстания кельтов против римского владычества, самым большим таким восстанием было восстание в Галлии в 54 году до н. э. под предводительством галльского вождя Верцингетрикса. Подавить это восстание удалось талантливому римскому военачальнику и будущему римскому императору Юлию Цезарю. Именно он сломил окончательное сопротивление кельтов, помимо Галлии завоевав еще и Британию. С этих пор кельтская цивилизация навсегда сошла с исторической сцены.

Культура

Хотя кельты и не оставили нам о себе письменных источников, тем не менее мы многое знаем о культуре древних кельтов из многочисленных археологических находок по всей Европе. В частности мы знаем, что:

  • Кельты одними из первых научились получать железо и сталь.
  • Кельты первыми научились получать медь, ртуть, свинец и олово с глубокозалегающих месторождений.
  • Повозки кельтов под лошадиную упряжку были лучшими в древнем мире.
  • Кельты первыми начали добычу золота на альпийских реках.

Это лишь малая часть исторических фактов про кельтов, полученная благодаря археологии. Также мы знаем, что кельты были умелыми архитекторами: например, только на территории современной Баварии кельты воздвигли 250 культовых храмов и основали восемь больших городов. В частности именно кельтами были основаны такие известные современные города как Париж, Турин и Будапешт.

А самым знаменитым памятником архитектуры кельтов является, конечно же знаменитый Стоунхендж в Англии.

Ученые до сих пор спорят о назначении этого грандиозного сооружения. А тот факт, что положения камней Стоунхенджа можно увязать с астрономическими явлениями говорит о глубоком познании древних кельтов в астрономии, а некоторые ученые даже считают, что сам Стоунхендж был не только храмом, но и гигантской обсерваторией.

Теперь дадим слово римским историкам и хронистам, по их описанию все кельты были прирожденными всадниками, их женщины отличались щегольством, они сбривали брови, носили узкие пояса. Женщины в кельтском обществе пользовались большой свободой, в частности они легко могли добиться развода и даже забрать свое приданное у мужа. Мужчины носили усы и золотые кольца на шее, а женщины браслеты на ногах.

Интересный факт: у кельтов был закон, согласно которому все должны быть худыми, и кому не налезал стандартный пояс, того штрафовали за полноту. Поэтому во избежание штрафа все усиленно занимались спортом.

Во главе же кельтского общества стояли особенные люди – друиды, которые были не просто жрецами – священнослужителями в кельтском обществе, а выполняли и множество других важных общественных функций, в частности они были:

  • лекарями, так как отлично знались на разных лекарственных травах,
  • судьями, решая споры между рядовыми членами общины,
  • учителями для тех, кто собирался сам стать в будущем друидом,
  • историками, точнее хранителями древних сказаний, легенд, историй о прошлом. Вся информация передавалось устно, поэтому друиды должны были обладать очень хорошей памятью.

Как мы писали выше, у кельтов не было единого государства, максимум они создавали племенные союзы, во главе же каждого племени стоял вождь. Но власть вождя не была абсолютной, в своих решениях вожди кельтов часто советовались с друидами, и бывало так, что последнее слово было за друидами, которые в определенных вопросах обладали даже большей властью, нежели вожди.

В целом комический образ кельтов весьма весело передан в старом добром французском мультике «Астериск и Обелиск».

Искусство

Наверняка многие произведения кельтского искусства не сохранились до наших дней. Но по тем вещам, которые сохранились, мы можем смело утверждать, что кельты были весьма умелыми по части художественного орнамента на металле. Нанесения орнамента на металлические изделия осуществлялось гравировкой, а позднее стали изготавливаться рельефные изображения. В самих орнаментах кельтов преобладают геометрические, растительные и зооморфные элементы.

Обратная сторона британского бронзового зеркала с кельтским орнаментом.

В скульптуре кельтов было сильное влияние античного искусства, хотя встречаются и самобытные кельтские произведения.

Камень из поселка Хилтон-оф-Кадбол.

Религия

У кельтов была своя языческая религия, множество богов которым они поклонялись, богатая мифология. Правда, мифология кельтов в отличие от древнегреческой мифологии увы далеко не такая раскрученная и популярная, но от этого она не менее интересная.

Читайте также:
Астраханское ханство - как образовалось, годы существования, значение для России

Среди богов кельтского пантеона можно отметить таких персонажей как:

  • Луг – бог-покровитель ремесел и искусств. В том числе и искусства войны, поэтому его именем кельты называли многие военные крепости, например французский город Лион, также основанный кельтами, в древности носил название Лугундун – Крепость Луга.
  • Таранис – бог-громовержец, покровитель природных стихий: ветров, бурь, грозы, дождя. Изображался с молотом в руках, во многом похож на нашего славянского бога Перуна.
  • Цернун – бог-покровитель лесного царства, деревьев и всех растений и животных.
  • Бригита – женская богиня любви, плодородия и врачевания, кельты верили, что именно Бригита помогает женщинам во время родов.

Помимо богов кельты почитали и некоторые растения, например вечнозеленый кустарник омелу, которая считалась священной. Друиды, считая свойства омелы чудодейственными, срезали ее специальным золотым серпом в строго определенное астрономическое время, чтобы затем использовать ее при определенных очистительных церемониях.

Очень интересными были верования кельтов о загробном мире, в частности они подобно индусам верили в реинкарнацию, перерождение души после смерти в другом теле. Но согласно кельтской религии, душа перерождается не сразу, а попадает в загробное царство, некие райские острова, где предается райскому блаженству, пока вновь не родится в нашем материальном мире.

Интересные факты

  • Всем известный праздник Хэллоуин на самом деле имеет кельтские корни, его оригинальное кельтское название – Самайн (или Самхайн или Саван). Согласно верованиям кельтов в этот день 31 октября приоткрываются двери между миром живых и миром мертвых. С приходом христианства этот праздник приобрел христианскую окраску, его стали называть «днем всех святых» (All Hallows eve), а традиция ходить на кладбища, вспоминать умерших родственников идет из кельтских поверий.
  • Поминки у кельтов разительно отличаются от оных у других народов, если обычно на поминках принято плакать, то у кельтов все было с точностью до наоборот, на поминках они неистово веселились, празднуя возвращения души умершего в загробное царство, где его ожидает райское блаженство. В наше время интересная традиция веселиться на поминках сохранилась у ирландцев – потомков кельтов.
  • Плач новорожденных младенцев кельты также весьма интересно объясняли в соответствии со своими верованиями о загробной жизни, дескать, они плачут по утраченному потустороннему миру и тому райскому блаженству, в котором они пребывали после смерти до момента своего нового рождения – реинкарнации.
  • Кельты верили в существования разных магических существ, эльфов, троллей, гномов. Теперь вы знаете, откуда английский писатель и лингвист Джон Толкиен брал идеи для своих произведений. Правда толкиновские эльфы и эльфы в кельтских верованиях разумеется, имеют множество отличий. То же касается гномов, троллей и прочих гоблинов.

Видео

И напоследок предлагаем вам посмотреть интересный документальный фильм о кельтах.

Древние кельты

О культуре и истории кельтов нам известно из героического эпоса, по археологическим находкам и сведениям из сочинений античных историков. Но эта информация все равно не может полностью пролить свет на загадочность древнего племени.

Кельты расселялись по Западной Европе. Их следы были найдены в Британии, в Малой Азии. Они не создали какого-то прочного союза, но изредка объединялись из нескольких племен в одно большое.

  1. Еще не государство, но уже не племя
  2. Военная сфера
  3. Быт
  4. Поклонение богам
  5. Занятие вне войны

Еще не государство, но уже не племя

Несмотря на ощутимую хаотичность и отсутствие структурированного государства, кельтская аристократия имела серьезную власть. Например, в Ирландии племена кельтов имели следующую структуру: король, аристократия и свободный люд. Королем становился кто-то из родни предыдущего вождя.

Очень важная роль в обществе у кельтов отводилась друидам.

Друиды – это жреческое сословие, которое руководило религиозной жизнью племени и имело существенное политическое положение.

О друидах и их власти мы узнаем преимущественно из преданий о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

Военная сфера

Военная мощь кельтов тоже формировалась хаотично – не было постоянного регулярного войска, но при этом военная аристократия имела веское слово в обществе. Они могли сражаться на колесницах или верхом, в то время как обычный люд сражался пешими, а рядом с мужчинами часто воевали и женщины.

Их обмундирование было скудным – щит, шлем, хотя позже и появились доспехи. До нас дошли некоторые экземпляры шлемов, украшенные орнаментами и облицованные золотом. Это говорит о том, что такого рода обмундирование могла себе позволить разве что знать.

Основное оружие кельтов, которым они пользовались в бою, был меч. Также встречались копья, дротики, лук и стрелы.

У каждого военного отряда был свой отличительный знак в виде деревянного стержня с бронзовой фигуркой кабана.

Действительно, кельты носили рубахи, штаны, плащи, застегивающиеся на фибулы. Знать надевала пояса с богатыми украшениями. Кстати, об украшениях. Как у женщин, так и у мужчин было принято носить браслеты. Их делали из бронзы, золота, янтаря, стекла или железа. Воины также носили шейные обручи, выполненные из золота.

Кельтские племена питались преимущественно хлебом и мясом. Они любили свинину, которую жарили на вертеле, ели также баранину и говядину. Обычная трапеза у них бывала прямо на земле – достаточно было положить шкуру, в крайнем случае, можно было поставить низкий столик. А когда устраивали пиры, то организовывали бои и пели песни под лиру.

Поклонение богам

У кельтов было множество богов, как минимум 400. Они с особым почитанием относились к духам леса, гор и рек. Богов принято было умасливать жертвоприношениями, в том числе, и людскими – подношенных сжигали, топили или вешали. Есть предположение, что кельты не чурались есть человеческое мясо во время подаяний своим божествам.

Врагов кельты не просто убивали, а использовали их головы для хранения в своих немногочисленных храмах. Для этого даже использовались специальные ниши. Но таких храмов действительно было немного. В основном кельты организовывали что-то вроде священных мест. Им незачем было строить святилища, ведь их почтение отдавалось деревьям, лесам, горам и для молитвы они шли к ним. Дары в виде оружия, цепей, украшений, которые приносили к своим божествам кельты, до сих пор находят у рек и подножий гор.

Если говорить о ритуалах захоронения, то они отличались – умерших сжигали или закапывали в могилы. Если хоронили, то использовали какие-то атрибуты или вещи. Друиды верили, что душа после смерти человека переселялась в другое тело.

Читайте также:
Союз трех императоров история создания соглашения между Россией

Занятие вне войны

Основными занятиями кельтов, если они не воевали, были земледелие и скотоводство. Считается, что обработка земли производилась не только сохой, но и железным плугом. Кельтские племена славились ремеслом и ювелирным искусством. Второстепенные признаки их мастерства указывают на то, что на них оказали влиянием этруски, греки и римляне.

Все-таки, несмотря на талант к искусству и земледелию, воинский быт занимал главное место. Постоянная угрожающая опасность заставляла кельтов обносить поселения рвами, валами, стенами.

Если забыть о таинственной силе друидов, кельты известны, в первую очередь тем, что, не организовывая государства (как появлялись первые государства), уже не являлись простыми племенами. Удивительно, что, оставаясь всего лишь союзными племенами, они умудрились сохранить свою жизнь и быт вплоть до Средних веков.

Время кельтов

Кадр из фильма «Король Артур», 2004 г.

В этой статье мы немного поговорим о кельтах, которые примерно с середины VIII в. до н. э. и до рубежа старой и новой эпох были настоящими хозяевами Европы.

На пике своей экспансии племена кельтов занимали территорию Франции, Бельгии, Швейцарии, Британских островов, северные районы Италии, значительные части Германии, Испании, Балканского полуострова. На этой карте мы видим европейские регионы, заселенные кельтами. Жёлтым цветом выделена область, где, как считают многие историки, селились самые первые кельтские племена:

Полагают, что именно кельты первыми в Европе научились изготавливать железные орудия труда. Кроме того, считается, что они были первыми европейцами, носившими штаны.

О внешности кельтов мы можем судить по сообщению римского историка Полибия, который писал:

Диодор Сицилийский сообщает, что отличительной особенностью внешности кельтских воинов были яркая пестрая одежда (часто полосатая или в клетку), длинные усы и волосы, которые стояли торчком, подобно конской гриве (для этого кельты смачивали их в известке).

Основным занятием кельтов было земледелие и скотоводство.

Пика своего могущества кельты достигли в IV–III вв. до н. э. В 390 году (по другой версии – в 387) они даже разграбили Рим. В битве у реки Аллия вождь кельтского (галльского) племени сенонов Бренн решил атаковать не главные силы римлян, а их резервные части, расположившиеся на одном из холмов. Гордые квириты, решив, что галлы окружили их, бежали с поля боя.

Тит Ливий сообщает:

Паника была такой, что большинство жителей Рима бежали из города, оставшиеся 7 месяцев укрывались в крепости Капитолия. Именно тогда «гуси спасли Рим». И тогда Бренн, бросив меч на весы, произнес свою знаменитую фразу: «Горе побежденным».

Однако сильного централизованного государства кельты так и не создали.

Первые сведения о кельтах

Первые дошедшие до нашего времени упоминания о кельтах содержатся в трудах Геродота – историка, жившего в середине V в. до н. э. Именно он и назвал племена, живущие на севере и западе от Эллады, кельтскими. Более поздние авторы приводят уже названия отдельных племен. Кельты, нападавшие на Македонию, Грецию и Малую Азию, были известны, как галаты.

Кельтов на Британских островах называли бриттами, бриттанами и скоттами. А кельты, занимавшие территории современной Франции и Северной Италии именовались аквитанами, эдуями и гельветами. Римляне же называли кельтов «петухами» – то есть галлами. Это прозвище они получили за воинственный, драчливый характер и любовь к яркой, бросающейся в глаза одежде.

Но особенно удивлял и греков, и римлян обычай кельтов давать взаймы с условием выплаты долга после смерти – в загробном мире. Об этом писал, например, римский историк Валерий Максим.

Расселяясь на новые территории, кельты постепенно смешивались с другими племенами: иберами, лигурами, иллирийцами, фракийцами. На этой карте мы видим, как проходила экспансия кельтских племен.

Лишь некоторые из кельтских племен на протяжении долгого времени сохраняли свою идентичность. Таковыми были, например, лингоны и бойи. Расплатой за это стала их малочисленность. Так, Гай Юлий Цезарь утверждал, что в 58 году до н. э. чистокровных кельтов племени бойев было всего 32 тысячи, тогда как гельветов – 263 тысячи человек (в числе других многочисленных племен называются белги и арверны). В конце концов, бойи были вытеснены римлянами из Цизальпинской Галлии (Северная Италия) и обосновались на территории современной Чехии (центральная и северо-западная ее части), дав этим землям название Богемия (Boiohaemum). Здесь они встретились со славянами и были ассимилированы ими.

Другие кельтские племена северной Италии и южной Франции ещё до полного завоевания этих областей Римом подверглись значительной романизации.

Кельтские воины

Но как же выглядели эти туземцы древней Европы?

Большинство наших современников представляют их примерно так.

В самом худшем и кошмарном случае кельты и вовсе предстают вот в таком облике.

Между тем в Археологическом музее Стамбула имеется изображение кельтского воина II века до н. э.

А вот и другие изображения воинов-кельтов.

В 1876 году в Ла Горже Майле (Франция) было найдено двойное кельтское погребение с колесницей, которое датировали V в. до н. э.

Специалистами лаборатории визуальной криминалистики под руководством Филиппа Фроша была проведена реконструкция лиц воинов, захороненных в ней.

Этому человеку было дано условное имя Веллокат – «Тот, кто борется».

А этого назвали Катумаросом – «великим бойцом».

А вот как представлен североевропейский воин-кельт на одной из исторических реконструкций.

Обычным оружием кельтов Диодор Сицилийский называет длинный меч, который они носили на цепи на правом боку, копье или дротики.

Кольчугу и бронзовый шлем носили не все, многие сражались обнаженными.

А это – рогатый бог кельтов Кернунн. Изображение найдено при раскопках в подвалах парижского храма Нотр-Дам. Вероятно, именно ему подражали носившие рогатые шлемы кельты.

Этот шлем имеет крепление для плюмажа, в качестве которого использовались перья или конские хвосты.

А вот на этих бронзовых кельтских шлемах из музея d’Archeologie nationale et Domaine national de Saint-Germain-en-Laye рогов нет.

Разновидности кельтских шлемов:

Кельтские щиты были длинными – в человеческий рост. Порой украшались рельефными бронзовыми фигурками.

Знатные люди сражались верхом или на боевых колесницах, с которых в начале битвы метали дротики.

Рядовые сражались пешими.

Женщины кельтов

А это – попытка представить, как могла бы выглядеть кельтская женщина.

Кстати, у кельтов не было бога войны – его место занимала воинственная богиня Морриган. И кельтские женщины часто сражались вместе с мужчинами. Дольше всего этот обычай сохранялся в Ирландии, где только в 697 году н. э. был принят закон, освобождающий женщин от воинской службы. Именно кельтские женщины-воительницы стали прототипами всевозможных «Зен-королев воинов». Вот как выглядит одна из таких героинь в фильме «Warrior Queen» (в России это название перевели как «Королева против Рима»), 2003 г.

Читайте также:
Западный фронт Первой мировой войны причины конфликта и диспозиция сторон, ход военной кампании и основные события, итоги наступлений

И даже М. Семёнова, считающаяся автором произведений в стиле «славянского фэнтези», видимо, спутав славян с кельтами, пишет, что учителем боевых искусств Волкодава была женщина – жрица Кендарат. А также сообщает, что кнесинка Елень – дочь знаменитой воительницы, погибшей в битве с тамошними викингами. Еще и дева-воительница Эртан в романе имеется – куда же нам без «славянских амазонок»?

Некоторые исследователи полагают, что испытания жениха, о которых рассказывается во многих сказках – это отголосок кельтских традиций. Если против брака никто не возражал, задания были чисто символическими и носили формальный характер. Но когда родители невесты или девушка были против, испытания назначались очень серьёзные.

Если женихов было несколько, чтобы никого из них не обидеть и не оскорбить, устраивалось состязание. Иногда это были просто загадки, иногда – соревнование в борьбе или беге, стрельбе из лука и т.д. Причем часто победить в каком-то состязании требовалось не только соперника, но и невесту (или – только невесту). Как вы понимаете, у претендента, который был этой девушке симпатичен, шансов на победу было гораздо больше.

А порой давались по-настоящему опасные задания, связанные с реальным риском для жизни. Например, принести 5 голов воинов враждебного племени или угнать скот. В этом случае жениху могли помогать друзья. Более того, иногда в таких экспедициях принимала участие девушка, к которой посватался молодой человек: если родители были против брака, а она – за.

Жених мог отказаться от испытания. И второго шанса посвататься у него уже не было. Но если претендент выполнял все условия, то ни девушка, ни ее родители отказать не имели права.

Кельты против Рима

Диодор сообщает, что перед битвой лучший воин кельтов обычно вызывал на бой храбрейшего из противников. При этом он пел песню, в которой восхвалял предков и собственные подвиги, оскорблял неприятелей. В случае победы, он отрезал голову поверженному противнику и вешал ее на шее своего коня. Голова римского консула Луция Постума, убитого в долине По в 216 году, была законсервирована и привезена в один из храмов. Доспехи убитого победитель прибивал к стене своего дома.

История сохранила имена некоторых римлян, одержавших победу в таких поединках.

Победивший огромного кельта Тит Манлий снял с его шеи золотое украшение (торквес), после чего и получил прозвище Торкват. Марк Клавдий Марцелл, в будущем – один из противников Ганнибала, в 222 г. до н. э. убил в поединке галльского вождя Виридомара.

Надо сказать, что при первых столкновениях кельты поразили римлян своим свирепым видом. Их облик был настолько устрашающим, что римские легионеры поначалу весьма неохотно вступали в бой.

Однако вскоре выяснилось, что физически сильные и выносливые противники имеют более слабое вооружение и недисциплинированны. Да и профессиональной армии у них не было: когда начиналась война, оружие в руки брали все, кто был способен его удержать, в том числе и женщины. Полибий сообщает, что, вступая в войну, кельты не имели плана кампании и вели боевые действия под влиянием сиюминутных побуждений.

В общем, сталкиваясь с хорошо организованной и дисциплинированной армией, ведомой опытным полководцем, кельты, как правило, не имели шансов на победу. Но они оказались очень хорошими наемниками и прекрасно показали себя в армии Ганнибала. А затем их активно привлекали в ряды своих войск римские полководцы.

Куда исчезли кельты?

Кельтов ослаблял не только постоянный натиск Рима (а также и германских племен), но и междоусобные войны. В итоге, под ударами германцев кельты отошли за Рейн. Юлий Цезарь в компаниях 58–51 гг. до н. э. захватил Галлию. Во время правления Октавиана Августа римляне завоевали земли по верхнему Дунаю, северную Испанию и Галатию. При императоре Клавдии в состав империи вошла часть Британии. Кельты либо уходили с завоёванных Римом земель, либо теряли идентичность, подвергаясь ассимиляции и романизации. В настоящее время потомками кельтов считаются ирландцы, валлийцы (жители Уэльса), горные шотландцы, бретонцы Франции.

Проиграв историческое соревнование другим народам, кельты и их потомки оказали большое влияние на развитие западноевропейской цивилизации. Так, принявшие в V веке христианство ирландцы в VI–VII веках «экспортировали» множество святых в Британию и различные страны материковой Европы.

115 ирландцев были признаны святыми в Германии, 45 – во Франции, 44 – в Англии, 36 – на территории современной Бельгии, 25 – в Шотландии и 13 – в Италии. Кельтские предания являются важной составной частью европейской литературы Средних веков и Нового времени. Но это влияние было взаимным. И кельтские легенды впитали в себя фольклорные мотивы пришлых скандинавов и туземцев-пиктов.

В следующих статьях мы продолжим рассказ о кельтах. Поговорим о друидах и бардах, потом расскажем о короле Артуре и некоторых его рыцарях, о Мерлине и феях, а также о Святом Граале.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

История Кельтов

История древних Кельтов

Кельты были странствующим народом, принадлежавшим к индоев­ропейской языковой семье. Каждое из их племен (или каждый клан), продвигаясь в поисках новых земель, несло с собой историю и тради­ции своих предков. Со временем они осели на северных территориях Уэльса, Шотландии, Германии, Британии и Ирландии. Спустя тыся­чи лет в Европу пришло христианство, вытеснившее многие древние кельтские традиции. Те прежние кельтские боги и богини, которые по своим делам и качествам соответствовали христианским доброде­телям, стали называться святыми, сыграв, таким образом, важную роль в создании новой религиозной культуры. Те же божества, которые проявляли неповиновение единому Богу, были отвергнуты как пороч­ные и изгнаны из новых верований.

Однако время оказалось не властно над страстной любовью кель­тов к природе, над их глубокой верой в духов иного мира (фей, богов и богинь) и над глубоким почитанием жизненных циклов, наблюдае­мых ими в окружающем мире. Эти следы кельтского прошлого и на­стоящего прослеживаются во многих религиях. И нынешние кель­ты — как христиане, так и нехристиане — продолжают оставаться верными наследию своих предков, исполняя обеты приношений сво­им богам и святым у священных родников и источников, обожая саму Землю как священную живую сущность, которой они поклоняются с огромной любовью.

Читайте также:
Кто продал Аляску, почем, для чего она понадобилась США - читать онлайн

Кельтская духовность, которую теологи считают порой народными фантазиями, страдает от недостатка уважения к древним традициям только потому, что она чтит не одного бога, а многих. Кельты поклоня­лись божествам гор, рек, небес и морей. Каждое из племен или каждый из кланов связывали своих богов с какой-либо определенной особенно­стью края, в котором жили,— с плодородием местной почвы, либо с оберегающим их лесом, или с величием близкого моря. Но при этом они, безусловно, уважали подобных богов, чтимых другими кланами. В ряде случаев боги — носители определенных качеств и добродете­лей — назывались одинаково в различных племенах. И даже в гречес­кой мифологии есть боги и богини, обладавшие такими же силами и качествами — героизмом, могуществом и плодородием,— которые сла­вились в легендах и преданиях древних кельтов.

Духовный путь кельтов

Духовность кельтов и в наши дни заключается в следовании своему личному пути прозрения и познания (особенному для каждого чело­века), а также в объединении со всем сущим, что окружает человека теперь, что составляет круг всей его жизни и нуждается в его участии и поддержке. Эта духовность не предполагает жестких религиозных ритуалов. Важны не обязательные догматические обряды, а ощуще­ние сопричастности всему окружающему тебя. При этом каждый человек свободен в выборе боготворить прежде всего те стороны все­мирной души Природы, которые сильнее отражают его личные веро­вания.

Духовный опыт кельтов часто путают с шаманством и колдовством. Однако, хотя древние друиды обладали такими качествами ша­манов, как способность заклинать или изгонять духов, они не были истинными шаманами. И, несмотря на то, что многое в духовной прак­тике и философии кельтов связано с колдовскими чарами, разве обя­зательно прибегать к ритуалам колдовства, заклинаниям и прорица­ниям, чтобы научиться любить и чтить Землю так, как по-прежнему любят и чтят ее кельты?

Вы можете вступить на этот путь кельтской духовности в одиноч­ку, а можете пройти его более организованно, посещая одну из мно­гих церквей, продолжающих хранить веру кельтов. Важно лишь то, что верой этой можно проникнуться не только в храме, но и на тихой лужайке, поскольку она одинаково притягательна как для тех, кто поклоняется многим богам, так и для тех, кто верует в одного Бога, а также и для тех, кому предстоит еще обрести свой собственный ду­ховный путь.

Жизнь с природой кельтов

В душе своей кельты хранят почитание земли, моря и неба, превыше всего ценя ту щедрость, которую несут нам эти стихии, и тот круг жизни, который совершается в них. В этом почитании заключается, возможно, самая важная причина жизнеспособности кельтского духа и его нынешней привлекательности и популярности в современном обществе.

Наша культура, с ее уклоном в сторону технологического разви­тия, способствует во многих отношениях отрыву человека от мира Природы. Увлекаемые западным стилем жизни, мы все больше утрачиваем ощущение опасности нашего отношения к природе, особенно неразумного обращения с ограниченными природными ресурсами. Многие теперь считают, что кельтская духовность воз­вращает нас в уютное лоно покинутого нами дома, заботливо оберегаемого нашей хранительницей Природой; возвращает к благо­датным дарам, приносимым нам более простой жизнью и более глубоким постижением окружающего мира. При этом мы обрета­ем возможность и силу выбрать свой собственный, индивидуаль­ный путь установления прямых и личных взаимоотношений с теми силами, которые питают и поддерживают саму жизнь.

Мы познаем Вселенную, тесная связь с которой позволяет нам стать хранителями планеты Земля, не становясь при этом ее безраздельны­ми владетелями. Мы не отправились в кратковременную прогулку по Земле без какой-либо ответственности за нее. Наша жизнь — не оди­ночное путешествие, но путешествие души, в котором мы связаны (через рождение, смерть и новые рождения) с тем, что было до нас, и получаем возможность влиять на будущий мир.

Кельты представляют природу живой, священной сущностью. При­нятие подобного взгляда на природу не обязывает человека исполнять какие-либо религиозные ритуалы или церемонии, равно как и не зас­тавляет его отказываться от прежних религиозных верований. Такое представление о природе вполне сочетается с традиционными молит­вами и медитацией, в которых человек просит благословения всего в жизни,— от малого до большого, от приготовления завтрака по утрам до помощи свыше в делах дома и на работе. При этом вы начинаете ценить все, что жизнь дарует вам, и в ответ на это ощущаете свою от­ветственность за эту жизнь, за ограждение ее от всего дурного.

Кельтская духовность является, по сути дела, искусством благода­рения и признания всего, что несет в себе энергию и жизненную силу, включая души тех, кто жил до нас. Она преподносит нам уроки из нашего прошлого, а также от тех, кто был нашим предком или просто ушедшим из жизни членом семьи… Кельты хранят в своей жизни дух и энергию этих «оставивших нас», пребывая в постоян­ном контакте с ними. В кельтской философии — так же как и в иных языческих религиях — смерть представляется естественной частью жизненного цикла, являющегося постоянной чередой рождений новых поколений, в которой дух наших предков всегда рядом с нами. «Даже листья с самого высокого дерева,— говорят они,— падают вблизи его корней».

Кельтская духовность: прошлое и настоящее

Жизнь и смерть, небеса и Земля

Влияние культуры древних кельтов обнаруживается в современных традициях народов всего мира. Это свидетельствует о том, что, несмот­ря на глубокую укорененность кельтского духа в душах людей ранней Европы, кельты путешествовали на дальние расстояния от Евразийско­го континента, широко распространяя свою духовность и обычаи. Ран­ние христианские монахи из числа кельтов стремились к жизни уединенной и преданной Богу. Их дальние проповеднические путешествия были подобны отшельническим странствиям пророков других рели­гий. Желая обрести Бога глубоко в своей душе, они раздавали свое иму­щество и отказывались от семейных связей ради того, чтобы лучше по­нять наставления Бога, пускаясь в странствия ради любви к Нему.

Многие ирландские монахи отправлялись в море на суднах без ве­сел, радуясь мысли, что Сам Бог выберет для них направление пути и место для проповеди. Другие искали подобного озарения, ведя отшель­ническую жизнь на далеких и бесплодных землях. Эти же ранние хри­стианские монахи впервые начали записывать предания и легенды из древнего прошлого кельтов, проявляя в этом большое мастерство и прекрасный художественный вкус. По мере укрепления христианства традиционные друиды и барды языческих времен стали отступать в тень забвения, скрываясь от враждебных к ним королей, заставляв­ших их молчать. Но их верования выжили — как выживали и в про­шлом,— сохранившись в легендах и фольклоре, и постепенно стали сосуществовать с доминирующими новыми религиями. И теперь в общепризнанных празднествах, от Хэллоуина до Рожде­ства, можно распознать многие традиции, пришедшие к нам из вре­мен дохристианских кельтов.

Читайте также:
Был ли потоп на Земле на самом деле - читать онлайн в статье

Хотя названия многих сезонных праздников и ритуалов, песнопе­ний и молитв о благословении изменялись с течением веков вслед­ствие религиозных эволюций (а порой и насильственных революций в сфере верований), культурное родство между древними кельтами и всем остальным миром дает о себе знать и ныне, как и прежде.

Так, например, схожесть между кельтскими традициями и обыча­ями, соблюдаемыми в Индии, находит отражение в общих ритуалах обращения с животными. То же можно сказать и об общности куль­та тотемов у кельтов и американских индейцев. Даже в далеких Со­единенных Штатах, в пещерах, расположенных в Колорадо и Окла­хоме, обнаруживают исторические письмена на древнем алфавите кельтов Огхам, что вновь ставит под вопрос первенство Колумба в от­крытии Нового Света. И хотя известные археологи всего мира еще не до конца разгадали смысл этих древних кельтских символов, как не до конца поняли предназначение многих каменных руин и священ­ных построек, оставшихся после древних кельтов, ясно одно: широко распространенное мнение о кельтах как о варварском племени миг­рирующего народа мореплавателей, воинов и охотников является не чем иным, как мифом, препятствующим истинному постижению истории.

Древние свидетельства культуры и религии кельтов, датируемые 800—450 годами до нашей эры, повествуют нам о стройном порядке миросозерцания этого народа, который хорошо понимал взаимосвязь между Солнцем и Луной, рождавшими смену времен года и периодические морские приливы, и осознавал цикличную природу всей жизни. Люди эти были преданы «благу своего народа в целом» и строго порицали тех, кто проявлял жадность и нечестность. Они были большими мастерами в работе с металлом и камнем, создавали как абстрактные символы, так и священные обычаи, пережившие нескон­чаемую череду воинских нашествий, религиозных репрессий и наци­ональных бедствий — таких, как голод. Хотя их история передавалась от поколения к поколению в виде устного фольклора через подроб­ные, красочные, причудливые повествования, процесс образования молодого поколения не был стихийным, он отличался организован­ностью и порядком, а взаимоотношениям между учителем и учени­ками уделялось большое внимание. Почитание учителя являлось важ­ной частью культуры кельтов. Они были земледельцами, мастеровыми, строителями, художниками и поэтами, создававшими легенды и пес­нопения, и во всех этих делах являлись наследниками мастерства сво­их предков, испытывая благодарность за благословение духов, столь щедро одаривавших их изобилием таких благ. Это был дружный, се­мейный народ, воспитывавший и обучавший детей всего клана; при этом профессиональное мастерство кузнеца или ткача передавалось следующим поколениям ради будущего выживания всего рода через использование полученных навыков.

Сама смерть была лишь другим видом существования в кельтских верованиях; переход в это славное царство иного мира был возможен, если ваши дела были благородны и достойны уважения и о ваших да­рах миру было провозглашено всем после вашей кончины. Вот почему ирландские поминки, производимые перед погребением и заключаю­щиеся в постоянном бдении рядом с умершим, сопровождаются про­славлением его жизни пением и танцами. Этот современный обычай является данью древнему ритуалу прошлого, когда сказания о делах умершего и празднования в его честь продолжались несколько дней.

Древние кельты не сомневались в жизни после смерти и твердо верили в перевоплощение. Эта вера придавала их воинам силу и бес­страшие. Часто можно было слышать о случаях явления людям умер­ших героев. Так, Ку Чулайна видели мчащимся в ночи на своей ко­леснице спустя много лет после его гибели. Способность переходить из одного мира в другой нередко упоминается в кельтских сказани­ях, при этом особенностью кельтской мифологии является существование промежуточного состояния между этими мирами. Вера в эту способность согревала сердце каждого героя-воина, мечтавшего до­стичь божественного статуса благодаря своей храбрости. Они вери­ли также, что сами боги всегда присутствуют в битве, сражаясь на их стороне. Когда Ку Чулайн лежал израненный, бог Солнца Лаг очи­стил его раны, сказав: «Лежи спокойно, я отражу все атаки» (Джон Шарки. «ТАЙНЫ КЕЛЬТОВ: ДРЕВНЯЯ РЕЛИГИЯ»),

Честь воина и чувство долга опирались на силу его духа в не мень­шей мере, чем на крепость его меча. Кельтские воины не боялись смерти, и, несмотря на то, что они предпочитали разрешать конф­ликты с помощью искусства символической битвы, не прибегая к яростному сражению, римский стиль кровопролитной битвы со вре­менем становился все более неизбежным, и они хорошо усвоили его, не страшась гибели. Яркость и драматизм кельтского духа проявля­лись даже во время сражения: воины выходили на бой, вооружив­шись всем величием украшений из драгоценных камней, яркой цветной росписью и освященными талисманами. Согласно описа­нию Цезаря, они окрашивали себя в синий цвет вайдой, чтобы выг­лядеть более устрашающими в сражении. Короче говоря, кельты были и остаются яркими и полнокровными, как сама жизнь, и тем не менее они верят, что без смерти не может быть обновления, как без тьмы зимы не может наступить возрождение света весной. Само рождение дня виделось им не в восходе Солнца, а в последнем сгу­щении тьмы, окружающей Луну. Тьма всегда предшествовала све­ту — так же, как посев семян открывает путь будущей жатве. Кель­ты встречали большими празднествами и ритуалами каждую новую фазу Луны (или каждый новый сезон), включая поворотные момен­ты перехода в новые времена года, те промежуточные состояния в природе, когда духи странствуют по земле.

Источник: 10 минут кельтской духовности. Розмари Робертс

Рекомендуемые записи

Посвящается Дню Победы. Елена Лёвина. Мои родные в годы Великой Отечественной войны. Михаил Афанасьевич Захаров.…

Кельты: много истории и мало фотографий

Здравствуйте, дорогие подписчики моего магазина и все его гости!

Раз уж отпуск в этот раз у меня получается тематичный, а не просто пляжно-расслабленный, буду понемногу писать. Пользуясь случаем, хочу немного рассказать о народе кельтов, чьё наследие в виде винтажных брошей и других аксессуаров, я надеюсь, в ближайшее время пополнит ассортимент моего Сундучка.

Древние кельты – народ интересный, и писать о нём можно очень много, поэтому простите мне небольшой экскурс в историю, после которого я, конечно же, сосредоточусь исключительно на рассказе о национальных украшениях.

Кельты являются одной из ветвей индоевропейцев, в которую входили также германцы, славяне, греки и другие народы. Существует несколько версий их происхождения и расселения по миру, я приведу одну, которая показалась мне наиболее достоверной. Родиной кельтов были причерноморские и прикаспийские степи, откуда они и отправились покорять Европу, Центральную и Южную Азию примерно в 4000-х годах до н.э. В это время на Северном Кавказе уже наступил бронзовый век и индоевропейцы были довольно продвинутыми в смысле технологий того времени. Прото-кельты прибыли на Балканы и в Центральную Европу около 2500 до н.э. Местное население в то время не знало лошади и колеса, не умело ковать металлическое оружие, что, очевидно, давало переселенцам массу преимуществ, благодаря чему они быстро завоевали Западную Европу от Иберии до Британских островов.

Читайте также:
ОПГ 90 х - десять самых опасных банд в России читать о них онлайн

Коротко перечислю основные достижения этого народа на новых территориях:

* Именно они дали отчет началу бронзового века среди европейских народов в этой части света, когда научились из железной руды получать сталь и железо. Кстати, они же заложили и древнейшие в Европе соляные копи, разработки которых до сих пор можно увидеть во время различных экскурсий по региону.

* Кельты первыми научились делать бесшовные браслеты из расплавленного стекла – недостижимая наука для любого другого народа того времени. Из стекла же делали многочисленные бусы и заколки для волос.

* Народ кельтов научился добывать олово, ртуть, медь и свинец из весьма глубоких залежей. Кстати, есть мнение, что именно из-за таких своих шахтерских навыков у них так прочно прижились легенды о карликах, гномах и других подземных мастерах.

* Именно их кузнецы первыми отковали стальные шлемы, кольчуги и мечи – самое лучшее оружие в Европе того времени. Непревзойденными инструментами были и кельтские напильники, топоры, ножи, кочерги, плуги, косы и другие предметы быта.

* Они нашли в альпийских реках золото и разработали способ его добычи. Это дало толчок развитию ювелирного мастерства. Так появились красивейшие диадемы, браслеты, венцы и другие украшения. Золотые прииски способствовали и появлению собственных денежных монет в империи галлов.

Золотые бусины – кулоны, гальштатская культура, VI век до н.э.

Классическая кельтская культура образовалась в Центральной Европе в районе современной Австрии, Баварии и Швейцарии. Самые ранние кельтские поселения (с 1200 г до н.э.) найдены в Верхней Австрии, в районе Хальштата (отсюда и название – хальштатская или гальштатская культура). Одной из первых находок этой культуры стало захоронение вождя. Из раскопок которого мы, например, знаем, что уже тогда существовали знаменитые кельтские торквесы, встречались геометрические или круговые орнаменты, зооморфные изображения буйволов, коров, водоплавающих птиц – чувствовалось влияние эстетики греческой, этрусской и финикийской культур.

Продолжающая хальштатскую, культура Ла-Тен распространилась от Альп по всей Западной и Центральной Европе между 600 и 400 гг до н.э., когда часть кельтов мигрирует на территорию Испании и Восточной Турции. Именно тогда постепенно появляются те самые кельтские мотивы, которые мы сейчас все знаем: в узоры включаются элементы движения, самый узнаваемый из которых – трискелион, (о нём я ещё напишу подробнее чуть позже). В IV в до н.э. кельты живут уже по всей территории Европы, от Балкан до Британских островов.

Люди на этой территории говорили на близких языках, имели близкие религиозные представления, традиции и искусство. И хотя у кельтов никогда не было единого государства, но была общая культура, искусство, язык и обряды. Расселившиеся на большой территории племена, конечно, приобретали со временем больше различий, так, если говорить об украшениях и орнаментах на оружии, то галло-римское искусство (Галлия – кельтское государство на территории сегодняшней Франции, уничтоженное Юлием Цезарем) отличают невероятно сложные узоры, а в Ирландии и Великобритании в тот же период сохраняется кельтское наследие в своем первозданном виде.

Золотой торквес, 1 век до н.э.

Культура Ла-Тен закончился с началом римского вторжения. Но римляне никогда не ступали на ирландские земли, потому примерно с V века н.э. аутентичное кельтское искусство сохранялось, в основном, на территории Зелёного острова. Именно там, в Ирландии и Великобритании, были найдены тигли, которые кельты начали использовать еще в V веке до н.э., когда жили на континенте.

Хотя кельты не имели своей письменности (или в зачаточном состоянии, как предполагают некоторые исследователи), найдено много надписей на кельтском языке, сделанных с помощью латинского и греческого алфавитов. Кельтские языки постепенно исчезли в средние века – сегодня осталось не очень много людей, говорящих на них – в Уэльсе, Бретани и западной Ирландии.

Что касается религии этого народа, то они были язычниками, как и у греков, римлян, германцев и индусов, у кельтов существовало многобожие. Религиозные представления варьировались от одного региона к другому, но некоторые боги, такие как Луг, бог солнца, или Дану, богиня-мать. признавались во всем кельтском мире. Как и римляне, кельты, не колеблясь, уважали и чтили чужих богов.

Пара брошей Драконы: металл, эмали. 1-2 век н.э, Кент.

Друиды были не только священниками, прорицателями и астрономами, они также были судьями, посредниками и политическими советниками, вообще, играли большую роль в обществе, особенно в решениях, связанных с объявлением войны или мира. Чтобы стать друидом нужно было учиться 20 лет. Как и христианское духовенство в средние века, друиды, как правило, были из благородных семей и их обучением занимались с детства. Крупные друидические центры находились на территории Великобритании и в центральной части Галлии.

В кельтской религии первостепенное значение имели дубы. Даже само слово “друид” связано с кельтским словом, обозначающим дуб, а место сбора галатийских друидов называли Drunemeton, буквально “дубовое святилище”. “Неметон” – чаще всего интерпретируется как священная роща. Неметоны встречаются по всему кельтскому миру – в Испании, Шотландии, Центральной Турции и т.д.

Кельты практиковали ритуальные человеческие жертвоприношения богам, как правило, рядом с водой (озеро, река) или в лесных рощах. Жертвы чаще всего были военнопленными или преступниками. Друиды могли выносить решения о гражданских и военных казнях, которые сопровождались чествованием богов.

Кельты не верили в рай или ад, но верили в реинкарнацию на Земле, независимо от своих поступков в жизни. Кельтские воины обезглавливали пораженных врагов после битвы, и брали головы домой в качестве трофеев. Иногда они заменяли людей огромными амфорами с вином и имитировали обезглавливание, отсекая верхнюю часть амфоры мечом. Разлившееся вино символизировало кровь.

А в заключение первой части рассказа о кельтах – несколько не самых известных, но довольно любопытных фактов:

Читайте также:
Города-герои России ВОВ, список обладателей звания, вклад

* Недавние исследования показали, что кельты были более развиты, чем римляне в некоторых научных и экономических вопросах. Кельтский календарь был гораздо более точным, чем римский и даже, возможно, более точным, чем григорианский календарь, использующийся в настоящее время.

* Кельты были очень богаты. Сейчас хорошо известно, что главная причина, побудившая Юлия Цезаря завоевать Галлию, заключалась в желании наложить руки на кельтское золото. Более 400 кельтских золотых рудников находились только на территории современной Франции. У римлян на землях золота было мало.

* В древнем кельтском обществе женщины были более свободными, чем в римском и греческом, где они могли претендовать только на роль домохозяек. Кельтские женщины могли быть лидерами племени и даже, при желании, участвовали в войнах.

* Кельты у греков и римлян имели репутацию грозных варваров. Около 400 г. до н.э. они захватили территорию между Аппенинами и Альпами (Северную Италию) и в 390 г.до н.э. разграбили Рим. Даже Александр Великий постарался избежать войны с кельтами, охотно подписав мирный договор с ними в 335 году до н.э., прежде чем приступить к завоеванию Персии. После его смерти кельты снова стали угрозой для греков. Привлеченные богатствами, накопленными в греческих храмах, галатийские кельты вторглись в Македонию в 281 году до н. э. и разрушили храм в Дельфах в 279 году до н. э.

* Кельты, особенно северные, были крупными и высокими, римляне же были скорее среднего роста, Юлий Цезарь при росте 170 см считался высоким для римлянина. В итоге во время столкновений кельты были примерно на голову выше римлян, что дало почву многочисленным рассказам римских солдат о “гигантских варварах из лесов”.

* Кельты не разбавляли вино водой, что рассматривалось римлянами и греками как варварская практика, хотя в наше время это бы никто не считал странностью или дикостью.

* Генетические исследования выявили широкое распространение кельтских генов у европейских народов. А ещё именно кельтов считают основными распространителями гена рыжих волос.

Надеюсь, вам было интересно и вы готовы продолжить наш экскурс в историю. Далее я обещаю подробнее остановиться на традиционных кельтских узорах и, конечно же, самых известных украшениях этой культуры.

Больше не буду вас сегодня утомлять, до скорых встреч!

Кельты [Кельтские племена]

Карта кельтского мира

История кельтов

  • Ок. 800 г. до н. э. — устоялся кельтский уклад жизни.
  • 390 г. до н. э. — кельты разрушают часть Рима.
  • Ок. 279 г. до н. э. — кельты (галлы) нападают на греческий храм в Дельфах и подвергают его разграблению.
  • Ок. 278 г. до н. э. — появление кельтов в Малой Азии.
  • 58-51 гг. до н. э. — римский военачальник Юлий Цезарь покоряет кельтские племена в Галлии (современной Франции).
  • 343 г. н. э. — завоевание Британии римлянами.

Расселение кельтов

Существовало много кельтских племен. Они имели схожий язык и уклад жизни. Он сложился примерно к 800 г. до н. э. в местечке Гальштате (современная Австрия). Мало-помалу кельты расселились на большей части Европы, основав свои поселения в покоренных ими землях. Одно племя осело даже на полуострове Малая Азия (территория современной Турции).

Завоевание кельтов римлянами

С ростом Римского государства кельтам все труднее становилось защищать свои земли. Конечно, они не могли тягаться с римским войском. Большинство кельтских племен было покорено. Кельтский уклад жизни сохранился лишь в Ирландии и отдаленных уголках Шотландии и Уэльса.

Войны кельтов

Кельты были жестокими воинами, их племена часто нападали друг на друга. При нападении на врага предводители кельтов устремлялись на колесницах, а потом бились в пешем строю. Некоторые кельтские воины сражались на конях. Во время атаки их боевые трубы издавали устрашающие звуки, а воины с криком атаковали врага.

У кельтских колесниц на колесах были крепкие ободья из железа. Деревянный щит атакующих был обтянут сверху кожей. Чтобы угрожающе торчали волосы воинов, они смазывали их соком лайма. Некоторые воины для устрашения рисовали на теле узоры синей краской.

Жизнь и быт кельтов

Крепости

Чтобы защитить женщин, детей и животных во время вражеских нападений, кельты строили на вершине холмов крепости. Их окружали огромными земляными насыпями, между которыми прорывали рвы.

Дома кельтов

Где бы кельты ни селились, они строили небольшие деревни и заводили хозяйство. Жилища делали из дерева или камня. Основу жилища кельтов составлял каркас из деревянных жердей, крышу покрывали соломой. Стены строили из обмазанных жидкой глиной плетней. Чтобы сберечь тепло в жилище, перед входом в дом кельты вешали звериные шкуры. Над входом часто вешали череп врага.

Внутри дома кельтов было лишь одно большое помещение, где женщины стряпали, а потом вся семья ела и спала. Посреди помещения на очаге стоял железный котел для варки пищи. Спали кельты на соломенных тюфяках. Возле дома кельтов стояла бочка для дождевой воды, в доме — бочки с пивом, кувшины с зерном.

Занятия кельтов

Мужчины кололи дрова для очага, женщины ткали ткани из шерсти с разными рисунками, растирали зерна в муку, готовили пищу (наиболее популярное блюдо было жаркое из дикого кабана). Среди игр у детей были распространены игры с игральными костями.

Ремесла у кельтов

Кельты были искусными мастерами по металлу. Из железа они изготавливали прочное оружие и орудия труда. Также они создавали прекрасные предметы из бронзы, серебра и золота. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Праздники кельтов

В честь победы в битве воины устраивали большой праздник. Их развлекали поэты-музыканты (барды), которые декламировали поэмы о храбрых деяниях кельтских героев и играли на арфах. На праздниках присутствовал вождь (военачальник) кельтского племени. Присутствующие ели жареных на вертеле поросят и пили вино из фляг.

Культура кельтов

Религия кельтов

Кельты верили, что некоторые из их богов живут в реках, скалах и деревьях. Жрецы, или друиды, в дар богам бросали в реки и озера ценные предметы. Иногда они приносили в жертву животных или людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: