Казачество кто такие казаки и когда они появились, история возникновения имперского казачьего союза, ФЗ о казачьих обществах, образ казачества в современности, где живут казаки

Кто такие казаки, каковы их права и полномочия?

Многие люди задают вопрос – кто такие казаки и по какому праву они участвуют в разгоне митингов и патрулировании улиц? Рассмотрим основные правовые нормы, регулирующие деятельность так называемых казаков, рассмотрим, какие права и обязанности есть у казаков при исполнении ими своих должностных функций, и как грамотно дать отпор в случае нарушения ваших прав.

Чтобы понять абсурдность нынешнего казачества, стоит вспомнить историю. Термин «казаки» был принят на Руси для обозначения самостоятельного и самоуправляемого вооруженного населения на различных территориях. Самая крупная группа казаков образовалась в бассейне реки Дон. Это была группа свободных и независимых людей, не подчинившихся контролю русских князей, несмотря на то что крепостное право было обычным явлением.

История казачества

К началу XIX века казаки выделились в отдельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы, участвовали во множествах войн и даже служили в личном конвое царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от уплаты налогов и так далее.

Многовековая казачья служба Российской империи закончилась революцией 1917 года и отречения императора Николая II. После революции казаки разделились: часть, как и раньше, осталась верна царю и Отечеству, а другая часть поддержала советскую власть. Но та самая советская власть, несмотря на поддержку большого количества казаков, всё же стало прибегать к политике расказачивания.

За время существования советской власти казачество было практически истреблено как сословие, остались только идейные люди, которые помнят и чтят традиции своих предков.

В начале 90-х годов началось возрождение казачества, но новое казачество приняло совершенно иные формы и смысл. Во-первых, далеко не все люди, являющиеся по происхождению казаками, приняли участие в возрождении казачества и, наоборот, люди, решившие возрождать казачьи традиции, никакого отношения к историческому казачеству не имели.

В 90-х годах у казачества не было абсолютно никакого правового обоснования, это были кружки по интересам. Ряженые казаки не имели никаких прав и полномочий, но с большим рвением цепляли себе погоны полковников и генералов, присваивали себе кучу орденов, которые сами придумывали и сами изготавливали.

Современное казачество

Чтобы хоть как-то урегулировать данный вопрос, в 1995 году был создан Государственный реестр казачьих обществ. Данный реестр им также не давал никаких полномочий, но их хотя бы посчитали и официально признали их существование.

В 2005 году российская власть обеспечила принятие федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». В законе содержится понятие о Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, как информационном ресурсе, содержащем сведения о казачьих обществах.

Законом предусмотрено, что российское казачество оказывает содействие государству в выполнении целого ряда функций, среди которых перечисляются содействие в воинском учете, военно-патриотической подготовке призывников, участие в мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в охране общественного порядка, охране государственной границы Российской Федерации и обеспечении экологической и пожарной безопасности.

Таким образом, законодательство допускает возможность участия казаков в выполнении целого ряда функций органов государственной власти. По сути своей любое казачье общество – это некоммерческая организация с довольно сложным правовым статусом. У них, вроде как, и есть какие-то цели и полномочия, но все они выражены в оказании содействия государству, то есть сами они никаких действий предпринимать не вправе.

Сейчас казаки привлекаются к государственной службе довольно часто. Отдельные казачьи формирования активно участвуют в подавлении выступлений оппозиции. Естественно, что такая деятельность казаков осуществляется ими исключительно при поддержке государства, но здесь руководство страны допустило определенную ошибку.

Участие казаков в охране и разгоне политических мероприятий вызывает множество вопросов. Например, в 2018 году доблестные московские казаки, что само по себе абсурд, разгоняли людей, пришедших на митинг, с помощью кулаков, дубинок и нагаек, причём, по словам очевидцев, агрессия казаков была гораздо сильнее, чем сотрудников полиции и Росгвардии.

Согласно тексту федерального закона № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», деятельность казачества также может финансироваться за счет государственного бюджета. Деятельность казаков в разных регионах определяется разными соглашения между казаками и муниципалитетам.

Например, на территории Краснодарского края деятельность кубанского войскового казачьего общества регулируется законом Краснодарского края № 539 от 5 ноября 2002 года. Несмотря на то что во многих регионах казачьи дружины привлекаются к охране общественного порядка и патрулированию улиц, никаких полномочий на задержание нарушителей или проверку документов у казаков нет.

Максимум, что они могут сделать, – это сообщить в полицию о нарушении. Если же казаки патрулируют улицы вместе с сотрудниками полиции, то в этом случае они являются исключительно руками сотрудника полиции и выполняют функции «принеси-подай».

В данный момент всё так, но инициативные казаки сейчас пытаются всеми возможными путями увеличить количество своих полномочий. Например, в начале 2020 года атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда вошел в состав рабочей группы по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации и не просто присутствовал при разработке поправок, а предложил создать в регионах казачью милицию. Мотивировал он это предложение тем, что главная опора правоохранительных органов сейчас это казаки, которым небезразлична судьба своего города, хутора и станицы. К его большому сожалению, пока данное предложение поддержки не нашло, но ходят слухи о проведении подобного эксперимента на территории Краснодарского края.

В настоящее время, по имеющимся сведениям, общая численность казачьих обществ составляет более 700 000 человек. Президент неоднократно говорил о том, что он очень доволен деятельностью казаков и считает, что зачастую казаки выполняют функцию охраны общественного порядка гораздо лучше полиции.

Отсюда у меня возникает вопрос к вам: считаете ли вы необходимым создание казачьей милиции и считаете ли вы необходимым государственное содержание и развитие казачества в Российской Федерации?

КАЗАЧЕСТВО

Казачество (от тюрк. казак — «удалец», «вольный человек») — этно-социальная и историческая общность (группа) людей — казаков, представителей различных народов — русских, украинцев, а также калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и других — как их субэтносов.

Читайте также:
Отмена крепостного права при каком императоре произошла, причины и условия, предпосылки, суть положения об освобождении крестьян в Манифесте, итоги

В Российской империи К. юридически значилось особым воинским сословием, имевшим привилегии за несение обязательной службы.

Формирование К. шло с конца ХIV в. на степных незаселенных просторах (окраинах) между Московской Русью, Великим княжеством Литовским, Польшей и татарскими ханствами в условиях распада Золотой Орды, в постоянной борьбе с многочисленными противниками, вдали от развитых культурных центров. История протоказачества из-за отсутствия источников окутана легендами.

С географической и этнографической точек зрения, первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и русских. Среди тех и других было деление на вольных и служивых казаков. Центрами возникновения вольного К. стали крупные реки (Днепр, Дон, позднее — Яик, Терек, Волга) и степные просторы, что во многом определяло жизненный уклад казаков. На Украине вольное К. было представлено Сечью Запорожской; первая община русских вольных казаков возникла на Дону. Первоначально основными хозяйственными занятиями вольных казаков были охота, рыболовство, животноводство. Так, у донских казаков до начала ХVIII в. хлебопашество запрещалось под страхом смертной казни. Казаки находились в условиях постоянного военного противостояния с соседями-кочевниками, поэтому огромное значение в жизни казачьих общин имела война. Военная добыча, получаемая в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ, была важнейшим источником существования.

Служивое К. на Украине было представлено «реестровыми» казаками, получавшими жалованье за службу в Польско-литовском государстве. Русские служивые казаки, согласно первому уставу сторожевой станичной службы, составленному в 1571 князем М. И. Воротынским, назывались городовыми, полковыми и сторожевыми. Они использовались для защиты засечных черт и городов, получали за это жалование и земельные участки в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служивым людям по прибору» (стрельцы, пушкари и т. п.), но, в отличие от них, имели станичную организацию и выборную систему военного управления и в таком виде просуществовали до начала ХVIII в.

Крупная территориальная казачья общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлась Войском. Военная (войсковая) организация с выборной системой управления, демократические порядки, отсутствие налогов являлись главной особенностью общественной жизни казаков. Важнейшие решения: вопросы войны и мира, прием послов, получение и раздача жалования, выборы всех должностных лиц (войсковых и станичных атаманов, есаулов, дьяков, атаманов зимовых и легких станиц), суд над провинившимися, — принимались на общеказачьих собраниях (станичных и войсковых кругах или радах), являвшихся высшими органами управления и главными символами суверенитета К.

Со 2-й трети ХVI в. и до начала ХVIII в. казачьи республики выступали в качестве значительной военной силы, успешно противостоявшей турецко-крымской экспансии на русские земли. Регулярные дипломатические отношения К. с Русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. Взаимоотношения К. с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, находившихся в союзе против общего врага — Османской империи и Крымского ханства. Однако дух независимости и братства казаков провоцировал постоянный отток из Русского государства предприимчивых и смелых людей, что вызывало недовольство Москвы. В казачьих областях скапливались люди, которые в русских официальных документах представлялись как антиобщественные и антигосударственные силы («гулящие люди», «воры», «разбойники»). К. шло в авангарде мощных антифеодальных выступлений. Из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний — С. Разин, К. Булавин, Е. Пугачев.

В русской истории казаки впервые всерьез заявили о себе в начале ХVII в. — в Смутное время. Поддержав Лжедмитрия I, они составили важную часть его военных отрядов. При этом казаки принимали активное участие в военных действиях самых разных противников. В 1611 они представляли главную военную силу Первого ополчения, на Земском соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим в избрании царем Михаила Федоровича Романова, что на некоторое время обеспечило вольным казачьим сообществам благожелательное отношение российских властей. Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, побудила правительство с ХVII в. проводить политику резкого сокращения отрядов служивых казаков на основной территории государства. Но в стратегическом плане правительство, учитывая важнейшие функции К. как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить себе казачью вольницу. К концу ХVII в. оно сумело добиться принятия присяги на верность российскому престолу всеми казачьими Войсками. Последним в 1671, после подавления восстания под руководством Разина и утверждения России в Приазовье, присягнуло Войско Донское (см. Донское казачье войско). Для подчинения К. российскими властями делались различные преференции казачьей элите, получившей название «старшины» (атаманы и «лучшие казаки»); конец этому положил указ императора Павла I 1798, согласно которому все донские казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на российское дворянство.

С ХVIII в. Российское государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, унифицировало и модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы империи. В ХVII—ХVIII вв. казачьи военные формирования считались иррегулярными частями, К. в юридическом отношении постепенно превращалось в отдельное сословие. Если в Соборном уложении 1649 регламентировалась лишь организация военной службы казаков, то с 1721 казачьи части поступили в ведение казачьей экспедиции Военной коллегии. В 1723 император Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последние остатки казачьей независимости были потеряны после разгрома Пугачевского бунта в 1775, когда по указу императрицы Екатерины II была ликвидирована Запорожская Сечь.

В 1802 разработано первое Положение для казачьих Войск (примером для других послужило Войско Донское). С 1827 августейшим атаманом всех казачьих Войск стал назначаться наследник престола. В 1838 утвержден первый строевой устав для казачьих частей, в 1857 К. перешло в ведение Управления (с 1867 — Главное управление) иррегулярных (с 1879 — казачьих) Войск военного министерства, с 1910 — в подчинение Главного штаба. В 1870 в казачьих частях стал применяться армейский дисциплинарный устав, в 1875 издан устав строевой службы для казачьих Войск. Казачья служба по закону 1875 продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста: 3 года в подготовительном разряде, 4 года на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 лет в запасе. На службу каждый казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.

Читайте также:
РСДРП (российская социал-демократическая партия) - история

Во все времена К. являлось универсальным родом вооруженных сил. Казаки на основе многовекового военного опыта владели самой разнообразной тактикой ведения боевых действий — как в конном, так и в пешем строю, на суше, на море, могли совершать дерзкие набеги, штурмовать и оборонять города и крепости. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава К. укрепилась на полях сражений Северной войны 1700—1721, Семилетней войны 1756—1763, во время Итальянского похода А. В. Суворова 1799 и Швейцарского похода А. В. Суворова 1799. Особенно отличились казачьи полки в эпоху наполеоновских войн. Возглавляемое донским атаманом М. И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после Заграничных походов русской армии 1813—1814, по словам генерала А. П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Без казаков не обошлись ни одна русско-турецкая война ХVIII—ХIХ вв. (см. Русско-турецкие войны XVII-XIX вв.), ни Кавказские войны, ни присоединения Казахстана и Средней Азии, ни освоение Сибири и Дальнего Востока.

Накануне Первой мировой войны в Российской империи насчитывалось 11 казачьих Войск: Донское (1,6 млн человек), Кубанское (1,3 млн), Терское (260 тыс.), Астраханское (40 тыс.), Уральское (174 тыс.), Оренбургское (533 тыс.), Сибирское (172 тыс.), Семиреченское (45 тыс.), Забайкальское (264 тыс.), Амурское (50 тыс.), Уссурийское (35 тыс.) и 2 отдельных казачьих полка. Они занимали 65 млн десятин земли с населением 4,4 млн человек (2,4 % всего населения империи), в том числе 480 тыс. служивого состава. Среди казаков в национальном отношении преобладали русские (78 %), за ними шли украинцы (17 %) и буряты (2 %). Большинство казаков исповедовало православие, имелся большой процент старообрядцев (особенно в Уральском, Терском, Донском Войсках).

В сражениях Первой мировой войны принимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей). Война показала неэффективность использования больших конных масс (казаки составляли 2/3 численности русской кавалерии) в условиях сплошного фронта, высокой плотности огневой мощи пехоты и возросших искусственных и технических средств обороны. Исключения составили сформированные из добровольцев-казаков мелкие партизанские отряды, успешно действовавшие в тылу противника при выполнении диверсионных и разведывательных заданий.

Мировой военный конфликт мобилизовал боевой потенциал К., который, несмотря на усталость от войны, был перенесен в водоворот событий Гражданской войны. Боевой опыт и профессиональная воинская подготовка казаков были использованы при решении острых внутренних социальных конфликтов. Декретом Всероссийского Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров от 17 ноября 1917 К. как сословие и казачьи формирования были упразднены. В Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения (особенно Дон, Кубань, Терек, Урал), и именно там велись самые ожесточенные бои. Казачьи части являлись в численном отношении главной военной силой белых армий в борьбе с большевиками. К этому К. подтолкнула проводимая красными политика расказачивания (массовые расстрелы, взятие заложников, сожжение станиц, реквизиции, стравливание с иногородними). В Красной армии также имелись казачьи подразделения, но они представляли малую часть К. (менее 10 %). После поражения в Гражданской войне большое количество казаков (около 100 тыс. человек) оказалось в эмиграции.

Несмотря на то, что в 1925 пленум ЦК РКП(б) признал недопустимым «игнорирование особенностей казачьего быта и применение насильственных мер в борьбе с остатками казачьих традиций», официальная политика расказачивания в советское время фактически продолжалась. Казаки считались «непролетарским элементом» и подвергались ограничению в правах, в частности, запрет служить в рядах Красной армии отменили лишь в 1936, когда были созданы несколько казачьих кавалерийских дивизий (а затем и корпусов), отлично проявивших себя в Великой Отечественной войне. Гитлеровское командование с 1942 также формировало казачьи части (15-й корпус вермахта), общей численностью более 20 тыс. человек. Они большей частью использовались для охраны коммуникаций и борьбы против партизан в Италии, Югославии, Франции.

Современное К. в 1988—1989 возникло как историко-культурное движение за возрождение у потомков казаков (по подсчетам около 5 млн человек) культурных традиций и исторической памяти. К 1990 движение вышло за культурно-этнографические рамки и стало политизироваться. Началось интенсивное создание казачьих организаций и союзов как на местах бывшего компактного проживания казаков, так и в крупных городах, где за советский период осело большое количество потомков казаков, спасавшихся от политических репрессий. Массовость движения, а также участие военизированных казачьих отрядов в боевых действиях в Югославии, Приднестровье, Южн. Осетии, Абхазии, Чечне, заставили правительственные структуры и местные власти обратить внимание на проблемы К. Росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ от 16 июня 1992 «О реабилитации казачества» и издания ряда других законов. При президенте РФ создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства (министерство внутренних дел, погранвойска, министерство обороны).

Лит.: Воскобойников Г. Л. Казачество в первой мировой войне 1914—1918 гг. М., 1994; Галушко Ю. Казачьи Войска России. М., 1993; Гордеев А. А. История казаков. Т. 1—4. М., 1991—1993; Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов-на-Дону, 1998; Железнов И. И. Уральцы: Очерки быта уральских казаков. Т. 1—3. СПб., 1888; Заседателева Л. Б. Терские казаки. М., 1994; Казин Х. В. Казачьи войска. СПб., 1912; Мухин А., Прибыловский В. Казачье движение в России и странах ближнего зарубежья (1988—1994). Т. 1—2. М., 1994; Рыжкова Н. В. За Веру, Отечество и други своя: Донские казаки в Великой войне 1914—1917 гг. Ростов-на-Дону, 1998; Станиславский А. А. Гражданская война в России ХVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990; Хорошхин М. Казачьи войска. СПб., 1881; Яворницький Д. I. Iсторiя запорозьких козакiв. Т. 1—3. Киiв, 1990—1993.

Читайте также:
Палеозойская эра - общая характеристика, основные события, особенности

Кто такие казаки?

Кто такие казаки? Происхождение слова

Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».

Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.

В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».

Происхождение казачества

Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:

  • Польше,
  • Чехии,
  • Хорватии,
  • Австрии,
  • Украины,
  • России,
  • Казахстана.

Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.

Немецкий историк Г. Штекль пишет:

«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».

Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:

  • России (Советского Союза),
  • Великого княжества Литовского,
  • Польши,
  • «вольного города» Гамбурга,
  • короля Швеции Карла XII (Мазепа и Гордиенко),
  • Османской империи (Правобережная Гетманщина под Османским протекторатом /1669−1685/, «некрасовцы» и Задунайская Сечь),
  • Персии (Персидская казачья дивизия),
  • Украинской Народной Республики,
  • Парагвая, Германии (Kosakenlager),
  • Маньчжоу-го,
  • Японии (Квантунская армия).

Казаки на Руси

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.

Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.

К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.

Современные казаки

Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.

Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.

Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.

Иерархия казаков

Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.

Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.

Казачьи чины

  • Казак — рядовой
  • Приказный (приказной казак) — ефрейтор

Унтер-офицерские (младшие) чины:

  • Младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант
  • Урядник — унтер-офицер, сержант
  • Старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант
  • Младший вахмистр — старшина
  • Вахмистр — фельдфебель, прапорщик
  • Старший вахмистр — старший прапорщик
  • Подхорунжий — младший лейтенант

Обер-офицерские (старшие) чины:

  • Хорунжий — подпоручик, лейтенант
  • Сотник — поручик, старший лейтенант
  • Подъесаул — штабс-капитан, капитан
  • Есаул — майор
Читайте также:
История Московского государства и его значение

Штаб-офицерские (главные) чины:

  • Войсковой старшина — подполковник
  • Казачий полковник — полковник

Генеральские (высшие) чины:

  • Генерал-майор — генерал-майор
  • Генерал-лейтенант — генерал-лейтенант
  • Генерал от кавалерии — полный генерал
  • Генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал

Форма казаков

Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.

По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.

Другие элементы одежды казака:

  • фуражка,
  • папаха,
  • бешмет,
  • шаровары.

Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.

Женщины в казачьих сообществах

Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.

Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.

Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.

Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».

Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.

Традиционный элементы одежды:

  • на праздники надевали кубелек – платье с V-образным вырезом и вышивкой ручной работы;
  • замужние женщины носили сукман – сарафан с короткими рукавами;
  • верхний праздничный наряд – кохта;
  • повседневно женщины носили сарафан поверх рубашки;
  • чтобы не запачкаться, использовали белый передник, «запон»;
  • шарованы широкие или узкие;
  • зимой женщины спасались жупейкой;
  • нижнюю юбку, спидницу, украшали символическими узорами;
  • в холода надевали юбку-плахту;
  • на шапку надевали капюшон «башлык».

Кухня казаков

Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.

Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.

Казаки, прославленные Русской Православной Церковью

Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:

  • потомственный оренбургский казак, полковник, архимандрит Варсонофий Оптинский (в лике преподобных);
  • потомственный сибирский казак Далмат Исетский (в лике преподобных);
  • потомственный полтавский казак Даниил Ачинский (в лике праведных).

Казаки в художественной литературе

Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.

Проза

  • Гоголь Н. В. «Тарас Бульба».
  • Толстой Л. Н. «Казаки», «После боя».
  • Шолохов М. А. «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы».
  • Седых К. Ф. «Даурия», «Отчий край».
  • Петров (Бирюк) Д. И. «Кондратий Булавин», «На Хопре», «Сказание о казаках».
  • Мирошниченко Г. И. «Азов».
  • Егоров Иван Яковлевич «Буйные травы».
  • Калинин А. В. «На юге».
  • Никулин М. А. «Полая вода».
  • Краснов П. Н. «От Двуглавого Орла к красному знамени».
  • Шукшин В. М. «Я пришёл дать вам волю»
  • А. П. Чехов «Казак»

Поэзия

  • Туроверов А. «Конь боевой с походным вьюком».
  • Туроверов Н. Н. «Стихи».
  • Софронов А. В. стихотворения «Медвежье ухо», «Седло», «Казачья слава», «Казаки за бугром».

Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)

История казачества в России

26 мая в Омске проходит заседание совета при президенте РФ по делам казачества.

Казачество – военное сословие в России в XVIII – начале XX вв., которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян, бежавших от крепостного гнета. По берегам Дона, Волги, Днепра, Терека, Яика (Урала) возникали вольные казачьи общины, которые за короткий срок освоили огромные пространства вплоть до Черного и Каспийского морей, Кавказских гор. Казаки также активно участвовали в продвижении русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток.

В XIV-XVII веках вольные люди – городовые и сторожевые казаки – несли службу на российских границах. В XV- начале XVI вв. на Днепре, Дону, Волге, Тереке, Яике возникли самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян). Это были общины донских, волжских, днепровских (черкасских), гребенских и яицких казаков. В первой половине XVI в. возникает Запорожская Сечь, во второй половине XVI в. – общины терских казаков и служилое сибирское казачество. В середине XVII в. на территории восточной части Украины, отошедшей к России, образовалось Слободское казачество.

Основу хозяйственной жизни казаков вначале составляли промыслы – охота, рыболовство, скотоводство; со второй половины XVII в. стало распространяться земледелие.

В XVI-XVII вв. основными источниками существования казаков были военная добыча и жалование от государства.

В XVI – первой половине XVII века русское правительство использовало казаков для обороны южных границ, с XVII века – как вооруженную силу в войнах. В начале XVIII века казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1721 г. они перешли в ведение военного ведомства; постепенно была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством.

К XVIII в. казачество превратилось в особое привилегированное военное сословие.

За службу государству за каждым казачьим войском закреплялась занятая им земля, которую войско передавало в пользование казачьим станицам.

В начале XX в. в России существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 г. Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк министерства внутренних дел.

Все казачьи войска и области, населенные казаками, были в военном и административном отношении подчинены Главному управлению казачьих войск, а с 1910 г. – Казачьему отделу Главного штаба Военного министерства во главе с атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 г. являлся наследник престола.

Читайте также:
Доклад про фараонов древнего Египта история развития страны, описание

Во главе каждого войска стоял “наказный” (назначенный) атаман, а при нем войсковой штаб, который управлял делами войска через назначенных атаманов отделов или окружных атаманов (в Донском и Амурском войсках). Станичные и хуторские атаманы избирались на сходах. Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков (рада, круг), на решения которого рядовая масса оказывала некоторое влияние. Высшим проявлением демократии были и остаются решения казаков в области внутреннего строительства казачьих обществ, выборность своих руководителей (атаманов) с безусловным подчинением решениям большинства. То, что решил Большой казачий круг, подлежит неукоснительному исполнению всеми членами казачьего общества.

Мужское казачье население с 18 лет было обязано нести военную службу в течение 20 лет.

Казаки всегда верой и правдой служили своему Отечеству, видя в этом главный смысл своего существования. В силу ряда исторических и политических причин Отечество ими воспринималось, прежде всего, как служение царю: казаки поступали на службу именно царю, а не государству вообще.

В 1916 г. в Российской империи казачество насчитывало 4 млн 434 тысячи человек, из них служилого состава около 480 тысяч. Национальный состав казачества был неоднородным: кроме русских, составлявших его основу, в него входили украинцы, татары, башкиры, калмыки, народы Кавказа, казахи, буряты, якуты и многие другие народы России.

Благодаря своей боевой подготовке и военным традициям казачьи части играли значительную роль в войнах России XVIII-ХIХ вв., особенно в Семилетней войне (1756-1763), Отечественной войне 1812 года, Кавказской войне (1817-1864), Крымской войне (1853-1856), русско-турецкой войне (1877-1878).

В гражданскую войну казачество в основном выступало на стороне белого движения, но были казачьи части и соединения, сражавшиеся на стороне Советской власти.

В Советской России казачьи формирования были упразднены в 1917 г. В 1920 г. казачество было упразднено как сословие, одновременно проводилась политика “расказачивания”, сопровождавшаяся репрессиями.

В 1936 г. были сформированы донские кавалерийские казачьи части и соединения, которые в составе Советской Армии сражались в годы Великой Отечественной войны.

Упраздненное в 1920 г., казачество сохранило свои традиции, обычаи и самобытную культуру предков.

Хранителями казачьих обычаев и традиций выступали старики, поэтому почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старикам расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.

Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными казачьими законами. Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.

Младшие по возрасту никогда не обращались к старикам без предварительного разрешения. Без разрешения стариков не садился даже атаман, а молодежь вообще не имела права садиться в их присутствии. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке “смирно”, не строевых возрастов и без формы – сняв шапки. Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только на “Вы”. Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.

В казачьих семьях за столом право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Были случаи, когда пожилой старик мог наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу.

Сход утверждал решение учить непокорных сыновей поркой розгами по числу прожитых годов виновника. “Ученый” вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.

Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей – продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой.

Нарушителей этой традиции наказывали, вплоть до изгнания из казачьих общин и предания анафеме (при этом публичная порка провинившегося являлась легчайшим из наказаний). В традициях казаков порка назначается всего за три провинности: изнасилование, дезертирство и воровство.

От предков достались и другие методы воздействия, например, многократно описанная “холодная” (что-то вроде изолятора временного содержания), куда сажали буянов и пьяниц. Провинившегося также приговаривали к штрафу – общественным работам на виду у всей станицы.

Казаки бережно хранят свои традиционные песни, фольклор. Музыкальность, хоровая культура были естественной, отличительной чертой казачьих семей. Традиции казачьего песнопения живы до сих пор.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Зарождение казачества

До сих пор среди исследователей не утихают споры о том, кем же являются казаки — бравые воины колоритной внешности, с юных лет мастерски владеющие саблей и ловко управляющие конём. Были ли они славянами, или же это обрусевшие представители восточных народов? Являются ли они самостоятельным субэтносом, или их общность основана на культурных и социальных признаках? Попробуем разобраться в этих вопросах, а также найти ранние упоминания о казаках в письменных источниках.

Теории и гипотезы

Существует несколько теорий о происхождении казачества. Первая, самая романтическая, возникла в XVIII веке, по всей видимости, в среде казацкой старшины. Она гласит, что казаки — прямые потомки хазар, создавших некогда могущественный Хазарский каганат. В основе такого взгляда лежала схожесть названий «козаки» и «козары». В научной среде эта теория не закрепилась, но она наглядно показывает стремление казаков выставить себя отдельным сословием, не имеющим ничего общего с украинским крестьянством.

Вторая теория, популярная на рубеже XIX и XX веков, также подчёркивает обособленность украинских казаков и выводит их происхождение от бродников или берладников — этнически смешанного населения причерноморских и приазовских степей, жившего преимущественно в низовьях Днестра, Днепра и Дона.

Примерно в это же время появилась и теория «уходничества», согласно которой определённые категории населения приграничных со степью районов летом уходили на юг на сезонные промыслы. Объединившись в ватаги, они занимались преимущественно охотой и рыболовством. В советское время эта теория была дополнена необходимым социалистическим оттенком: теперь на юг уходили исключительно разорившиеся крестьяне, спасавшиеся от непосильных налогов, введённых панами-феодалами.

Читайте также:
Последствия крещения Руси и его значение для дальнейшей истории

Однако не очень понятно, как бедный забитый крестьянин, оказавшись за Днепровскими порогами, словно по мановению волшебной палочки сразу же превращался в украинского Джона Рэмбо. Современные исследователи отмечают малоподвижность украинских крестьян, привязанных к земле вплоть до конца XVI века. Получается, что они не могли служить базой для создания казачества. Кто же тогда мог?

Социальная принадлежность

В конце XV – начале XVI века европейские страны охватил социальный кризис, ознаменовавшийся упадком рыцарства. В связи с развитием продуктивных сил и укреплением королевской власти полностью изменилось военное дело. Наёмное войско заменило феодальное ополчение. Теперь рыцарь не отправлялся в поход за славой по приказу сюзерена. Он предпочитал получать прибыль не от награбленных трофеев, а от эксплуатации подданных. В связи с этим довольно многочисленная прослойка военных слуг, сопровождавших ранее рыцаря в походе и не выполнявших никаких повинностей, стала ненужной своему господину. От них, по мнению феодала, будет намного больше пользы, если перевести их в категорию платящих налоги, а землю, с которой те кормились, включить в состав своих владений. Но работать они не приучены. Разбивать головы, убивать, жечь, грабить — это пожалуйста, а вот с работой и налогами сложнее. И эта прослойка пыталась найти новые способы существования с прежними льготами. В Европе они становились конкистадорами, ландскнехтами, рейтарами, чиновниками, а на территории Великого княжества Литовского подались в казаки.

Основой зарождения украинского казачества стала, по-видимому, категория «бояр-слуг», или «панцирных бояр». На рубеже XV–XVI веков в Княжестве шёл процесс юридического подтверждения благородного (шляхетного) происхождения, и очень быстро шляхта превратилась в закрытый клуб, куда попасть было просто невозможно. Одновременно литовские и польские магнаты формировали крупные хозяйства, поглощавшие земли «бояр-слуг». Последние теряли как социальные права, так и экономическую основу. Перед ними замаячила возможность полной утраты своих прежних привилегий и попадания в категорию простых крестьян.

Значительное обострение ситуации произошло после 1471 года, когда было ликвидировано Великое княжество Киевское, бывшее составной частью ВКЛ. «Бояре-слуги», составлявшие значительную часть воинского контингента Киевщины и основную массу княжеского двора, утратили свои привилегии. Начавшийся перераздел земли часто затрагивал земельные владения «бояр-слуг». Это вынудило многих из них, желавших сохранить свободу, оставить насиженные земли и уйти на юг в степь, где их военные навыки позволили наладить сносную жизнь за счёт грабежа. В свободное от него время «бояре-слуги» были вынуждены заниматься охотой и рыболовством.

Изменения в социальной структуре коснулись и других слоёв населения. Крестьяне в своём большинстве, стиснув зубы, терпели процесс закрепощения. Бегство в далёкую степь отмечалось очень редко: если крестьянин и бежал от пана, то, как правило, не дальше, чем на несколько десятков километров. А вот мещане пограничных территорий часто уходили в степь на промыслы, чтобы прокормить семью. В условиях постоянных опасностей степного пограничья «уходники» были вынуждены объединяться в ватаги и быть готовыми к отражению внезапного нападения татар, считавших украинные степи исключительно своими угодьями. Впрочем, если «уходникам» подворачивался татарский табун или купеческий караван, это считалось подарком судьбы и сулило хорошую поживу.

И «бояре-слуги», и мещане проводили в степи только тёплое время года, а на зиму возвращались поближе к цивилизации, в окрестности Киева и Черкасс. Разница между двумя группами была не очень велика, и именно из них выплавилось на рубеже XV–XVI веков украинское казачество. Но кроме них «ходити козакувати» (или попросту в степь, или «на низ» за добычей) отправлялось множество самых разных людей, большинство из которых попросту скрывалось от закона. Тут были и шляхтичи-изгнанники, и беглые крестьяне, да и просто искатели приключений из Великого княжества, польской Короны, Московского царства, Молдавского воеводства и даже из Крымского ханства.

Восточное влияние

Не обошлось и без восточного (татарского) влияния на украинское казачество. Подобные «уходники» встречались и в соседнем Крымском ханстве. Однако было их намного меньше. Смешиваясь с «коллегами» из ВКЛ, татары зачастую растворялись в их массе, распространяя в новой среде элементы восточного быта. Среди казаков, проживавших в Черкассах, встречались тюркские имена: Бахта, Байдык, Брухан, Гусейн, Каранда, Мехмедер, Малик-баша, Ногай, Охмат, Теребердей, Чарлан и т.д.

Известен случай, когда в 1507 году ханский посол случайно встретил в Черкассах бывшего слугу хана Менгли-Гирея, сбежавшего от своего господина. Посол попытался задержать беглеца, но за того вступились казаки и отстояли его. Один из наиболее известных сподвижников Богдана Хмельницкого, Филон Джеджалий, был татарского происхождения. Иконографическим олицетворением украинского казака стал казак Мамай, а все его украинские приметы от оселедца до шаровар имеют явное восточное происхождение.

Даже само слово «казак» имеет восточные корни. Первоначально оно встречается в Codex Cumanicus — словаре и сборнике христианских текстов, написанном крымско-татарским языком и относящемся к XIII веку. Словом «козак» в кодексе обозначают охранника, сторожа. В 1308 году «казаки» упоминаются в крымском Судаке, но как полная противоположность — в данном случае они уже не охранники, а разбойники. И именно в таких двух ипостасях казаки фигурируют на протяжении XV века: то казаки-стражники несут конвойную и охранную службу в Кафе, то казаки-разбойники грабят купеческий караван. В этих же ипостасях термин попал и на украинское пограничье.

Первые реляции

Первое упоминание о собственно украинских казаках относится к событиям 1489 года. Мартин Бельский в своей «Хронике» указывает, что польско-литовскому войску, выступившему в поход против татар, дорогу указывали казаки, которые выполняли и функции разведчиков. В это же время на Таваньской переправе через Днепр казаки разграбили московский купеческий караван.

В 1492 году казаки захватили в низовьях Днепра татарское судно. По-видимому, этого им показалось мало, и они угнали пасшееся неподалёку стадо волов, причём татарских пастухов тоже увели с собой. Аппетит приходит во время еды: за волами последовал табун лошадей, опять же, вместе с пастухами. Крымский хан Менгли-Гирей потребовал от великого князя литовского Александра компенсацию за нанесённый ущерб. Александр признал требования Крыма закономерными, пообещал устроить обыск у казаков и, если украденные предметы будут найдены, вернуть их татарам, а виновников казнить. Однако чем закончилась эта история, нам неизвестно.

Читайте также:
Первая русская революция 1905-1907 гг. причины и предпосылки, этапы и основные события, задачи и итоги кратко, последствия, участники, список партий в годы революции

В любом случае, на дальнейшие действия казаков это не повлияло, и уже в следующем году их жертвой стало московское посольство. А со временем нападения казаков в степи стали регулярными. В 1499 году Менгли-Гирей жаловался московскому князю Ивану III на постоянные набеги подданных Великого княжества Литовского на окрестности Очакова, что приносило большие убытки (здесь речь явно идёт о бывших «боярах-слугах»), а также на беспошлинный сбор соли (тут подразумеваются мещане-«уходники»).

Степные путешествия превратились в кошмар для послов всех стран. В 1500 году черкасские и киевские казаки устроили засаду на московского посла, но последнему удалось её счастливо избежать. Зато зимой 1502–1503 годов казаки сполна отыгрались на крымском посольстве. Следующим летом грабёж ханского посла был удачно повторён. Кроме того, казаки поживились за счёт турецкого купеческого каравана. Весной и летом 1510 года казаки несколько раз появлялись в окрестностях новой татарской крепости Ислам, причиняя, по словам хана, огромный ущерб. Наиболее известной акцией в тот год стал угон ханского табуна в 150 коней, отправленных прямиком в Черкассы.

Власти на пограничных землях уже в конце XV века попытались установить контроль над казачеством и заставить его платить налоги. В уставной грамоте, датированной 1499 годом, указано, что казаки должны отдавать киевскому воеводе десятую часть захваченной добычи, а занимавшиеся рыболовством «уходники» — десятую часть улова.

Первые вожди

О первых казацких вождях практически ничего неизвестно. В летописях и документах фигурируют исключительно имена литовских приграничных старост и воевод. Сложно сказать, какую роль они сыграли в становлении казачества. С уверенностью можно утверждать лишь то, что они не были исключительно казачьими руководителями, но часто использовали казаков в борьбе против крымских татар или в других прибыльных делах. Одним из первых пограничных администраторов, чьё имя оказалось связано с казаками, был киевский воевода Юрий Пац — именно его люди ограбили московских купцов. Получил ли воевода какую-либо часть добычи, неизвестно. Возможно, налёт на караван случился даже без его ведома. Сохранились некоторые имена участников этой акции: Богдан, Голубець, Васько Жила.

Более известен современник Паца, черкасский наместник князь Богдан Глинский. В 1493 году он совершил поход в низовья Днепра («на Низ») и разграбил недавно основанную татарами крепость Очаков. Хан Менгли-Гирей в переписке с московским царём сообщал, что основу войска Глинского составляли «казаки черкасские». Их добычей стали «30 тысяч алтын», а из 64 ханских людей, находившихся в крепости, часть изрубили, а часть забрали в плен. Михаил Грушевский допускал, что ряд казачьих походов в степь конца 1480-х – первой половины 1490-х годов напрямую связан с деятельностью Б. Глинского, но подтвердить этот факт в наше время невозможно.

Документы указывают, что среди солдат, находившихся на службе у князя Дмитрия Путятича, преемника Паца на посту киевского воеводы, уже официально числились казаки. Именно у них во время обыска, проводимого черкасским старостой Семёном (Сенько) Полозовичем по требованию великого князя литовского Александра, нашли награбленное татарское добро. Полозович, пожалуй, является первым действительным претендентом на звание «организатора украинского казачества». Мартин Бельский назвал его «Полоз Русак, славный казак». В 1508 и 1511 годах С. Полозович нанёс поражение татарам. Вероятно, он был участником нескольких степных походов, и не случайно, что, когда власти ВКЛ впервые задумались о принятии казаков на официальную пограничную службу, то вопрос был поручен Семёну Полозовичу. Планировалось принять на службу от 1 000 до 2 000 казаков.

Совместно с чернобыльским старостой Криштофом Кмитичем в 1524 году Полозович навербовал казаков, с которыми совершил поход под Тавань и в течение недели контролировал переправу через Днепр. Татарское войско в это время возвращалось из набега на польские земли и оказалось в странной ситуации: почти вернулись домой, а в дом попасть не могут. Если бы войска, собранные королём Сигизмундом для отражения татар, отправились за ними в степь, то тем было бы не избежать погрома. Однако, не догнав в пределах коронных земель врага, шляхта повернула домой. Казаки же, продемонстрировав свою силу, ушли на украинское порубежье. По возвращении из похода Полозович предложил набранных на службу казаков разместить небольшими гарнизонами вдоль границы для обороны против татар. Однако проект пришлось свернуть из-за нехватки денег. С планами о государственной службе казаки на время простились. Идея уже витала в воздухе, но её воплощение будет связано с совершенно другими людьми.

Казачество — история возникновения, участие в войнах, современность

В процессе развития любого народа возникали периоды, когда определенные группы этносов отделялись и образовывали собственную культурную прослойку. Так произошло и с казаками. Зародилось казачество в XV столетии, когда европейские страны вовсю вели борьбу за территорию. В дальнейшем были различные войны, в которых казаки принимали активное участие.

Общая информация

Ближе к концу XV века произошло возникновение крупных сообществ, которые жили в центральной Евразии, неподалеку от проходящих торговых путей. В то время пути пролегали через Днепр, Дон и Волгу. К сообществам присоединялись переселенцы, которых было немало. В основном приезжали из западных и северных земель. В результате образований, к следующему веку произошло основание вольных воинских формирований, которые назывались казачьим войском. Существовали следующие войска:

  • Запорожские.
  • Волжские.
  • Яицкие.
  • Донские.

Во времена «Великого голода» в 1601—1603 году многие боевые холопы теряли свое пристанище, потому что землевладельцы не могли прокормить их. Холопам приходилось бежать и искать еду на вольных просторах. Имея боевой опыт, они сбивались в ватаги и начинали разбойничать. Они также оказали немалое влияние на формирование казачества вдоль рек, где зарождались новые городки.

За всю историю существования казачество входило в состав самых разных вооруженных сил: Советского Союза, России, Литовского княжества, Османской империи, Персии, Парагвая, Германии и многих других.

Российская империя ограничивала свободу казаков, призывая их верно и преданно служить родине. Это приводило к организации восстаний, самые известные из которых — это прежде всего борьба Пугачева, Баловнева, Балаша, Болотникова, Разина, Булавина. Российские власти жестоко подавляли восстания.

Например, после восстания Булавина Донское войско официально лишили независимости, а часть их земель была передана слободским казакам. Это действие сильно испортило отношения между казачествами. К слову, одни казачьи полки нередко помогали подавлять восстания других казачьих полков.

Читайте также:
Западный фронт Первой мировой войны причины конфликта и диспозиция сторон, ход военной кампании и основные события, итоги наступлений

Конфликты существовали между Запорожьем и центральным правительством, которое осваивало Новороссийские земли. Запорожцы нередко громили соседние земли: Новосербию, Славяносербию, Донское войско. Так как запорожцы поддерживали Костю Гордиенко, участвовали в восстании Емельяна Пугачева, то Екатерина II приказала расформировать сечь. Также вступил в силу приказ о переименовании Яицкого казачьего войска в Уральское и лишении остатков автономии. Волжское войско было расформировано.

После войны 1812 года тысячи французских военнопленных остались на территории Оренбургского казачества. Позднее французы, а также их потомки были причислены к казачьему войску, поначалу это выглядело дико, но затем все пришло в норму. Пленные поляки из войска Наполеона попали в состав пленных казаков. Позже им давали право выбора: остаться здесь или вернуться на родину. Большинство получило воинские звания, женилось на русских и решило остаться. Некоторые из них имели очень хорошее образование и пригодились для казачьих училищ.

К XIX веку казаки составляли самостоятельное сословие, охраняли государственные и этнические границы, участвовали во многих конфликтах, служили в конвое царя. Государство, в свою очередь, освобождало их от налогов, разрешало пользоваться плодородными землями и так далее. За пределами России казаки стали стереотипом государства.

Во время Гражданской войны (1917−1922 гг.) казачьи области играли огромную роль для Белого движения. После войны немало казаков эмигрировало. Многие казаки выступали на стороне большевиков. В период Второй мировой они воевали на стороне как СССР, так и Германии.

После того как Советский союз распался, началось возрождение и объединение казачества, казаки снова стали принимать участие в различных конфликтах. Сегодня немало казачеств существует на территории современных стран СНГ: Беларуси, Казахстана, Украины и других. Общество дало некоторым представителям казачества обидное прозвище — ряженые казаки.

Идентификация, численность и расселение

К проблеме этносоциальной идентификации казачества подходят с разных сторон. Сторонники марксисткой традиционной школы приписывали казаков к историческому сословию, а в настоящий момент казачество описывают как специфическую социогруппу, входящую в состав славянских народов. Представители новых течений рассматривают его как некий субэтнос, который входит в состав русской нации.

Вопрос происхождения остается открытым; Также довольно спорно то, что этнос является славянским, научных доказательств нет. Некоторые казаки проживают в других странах и практически не знают русского языка. Само значение слова «казак» является тюркским и означает вольный кочевник. Ту же этимологию имеют и казахи.

Численность казаков выяснить сейчас довольно трудно. Последняя перепись, в ходе которой людей приписывали конкретно к казакам, произошла в 1926 году. Сказать, что она была полноценной, нельзя. На то было несколько причин: во-первых, казачьи регионы в тот период времени искусственно разделяли. Например, Донское войско делили между несколькими краями и губерниями. Во-вторых, не во всех казачьих областях велся учет казаков.

По переписи 1897 года численность казаков достигала отметки 3 миллиона человек. В переписи 2010 года они утверждали, что переписчики не хотят записывать их казаков. Им также не выдают свидетельства с указанием национальности. В январе 2013 года в Волгограде и Ростове-на-Дону по этому поводу даже проводились митинги.

Сейчас казаки проживают в основном на территории России, в Казахстане (ближе к границе с северным соседом), Украине (восточная часть). Существуют и заграничные диаспоры — эмигрировавшие во время Гражданской войны. Немалая часть казачества была выселена из своих родных территорий и ассимилирована в других регионах.

Образование казачества

В 1467 году осуществлялся поход на Казань. В общем войске был казачий отряд, которым руководил атаман Иван Руда. Приблизившись к городу, Ивана избрали главным воеводой. Князь Иоан, руководивший войском, был человеком нерешительным и никак не мог начать штурм. Тогда Руда и его казаки бросились в бой, увлекли за собой остальных солдат и захватили город. В результате удалось взять много пленных и разной добычи.

Казаки с Дона приняли присягу в 1671 году, через 50 лет поступили на службу Военной коллегии. Когда время правления Петра Великого подошло к концу, к донским и яицким казакам примкнули и другие казачества. Правительство подчинило бо́льшую часть казаков и использовало их для охраны границ государства.

Хоперские казаки обитали возле Верхнего Дона, Медведицы, Бузулука. Письменные источники, которые указывают на них, датируются временами Золотой Орды. В XVII веке в Хоперском крае было 7 городков, в каждом по 2−3 тыс. жителей. Они имели небольшое оборонительное укрепление в виде рва и ограды поверх него. Власть осуществлялась общественным самоуправлением, которое избиралось всем городом.

Хоперский край имел неплохие леса, а основным занятием казаков в этих местах было судостроение, охота, рыболовство и бортничество. Помимо этого, здесь разводили скот. Хоперские обитатели сильно отличались от других казаков и характером, и речью.

В 1181 году на реке Вятке был основан городок Хлынов, который в конце XVIII века был переименован в Вятку. Так и произошло образование хлыновских казаков. Они нередко совершали разбойничьи нападения, например, в 1361 году был разграблен древний Сарайчик — столица Золотой Орды.

Хлыновским обществом управляли атаманы, а сам город считался сильнейшим на северо-востоке России. Жители занимались выращиванием хлеба, торговлей с другими областями. Общественное устройство хлыновских казаков походило на устройство донских. В 1489 году Иван III подчинил себе этот город и присоединил к Москве.

Читайте также:
Первобытное общество - история развития, периодизация

Мещерские казаки обитали в лесостепи, в области Мещера — нынешняя юго-восточная часть Московской области, юг Владимирской и север Пензенской областей. Мещеряки в большинстве своем были тюркизированными половцами.

После 50-х годов XVI века в Среднем Поволжье неплохо развились русские казачества. Место было довольно удачным:

  • Можно было быстро попасть к Дону и Яику.
  • Доступны были проплывающие по Волге караваны.
  • Недалеко были города Казанского ханства.

Впервые о волжских казаках стало известно в 1551 году, когда они атаковали караван русского посольства. Казаки так удачно расположились в Жигулевских горах, что практически ни один караван не ускользал от них. Московские власти пытались договориться и нанять их, но успехом это не увенчалось.

В 1586 году была построена крепость Самара, которая защищала караваны от набегов кочевников. В XVII веке Волжское казачество практически в полном составе защищало крепость от Калмыцкой Орды.

Сибирское и Яицкое войска, Запорожье

Сибирское войско было официально зарегистрировано 16 декабря 1582 года. Именно в этот день Иван Грозный назвал дружину Ермака «Царская Служивая Рать». Сделано это было в качестве благодарности за взятие Сибирского ханства. Однако полноценное войско было создано лишь в конце XVIII — начале XIX века. В середине XIX века к Сибирскому войску причислили Тобольский и Томский полки.

Яицкое войско было сформировано в результате образований вольных общин казаков в конце XV века. Основу составляли переселенцы из Русского царства, казаки, пришедшие с Волги и Дона. Основным занятием в казачестве было рыболовство, также занимались добычей соли и охотой. В XVI веке русское правительство нанимало казаков для охраны юго-восточных границ.

Яицкое войско принимало активное участие в восстании Пугачева, поэтому после жестоких расправ Екатерина II приказала переименовать войско в Уральское. Чтобы забыть случившиеся смуты, Яицкий городок переименовали в Уральск. Даже река Яик поменяла свое название на Урал.

Запорожская сечь появилась в период между 1553 и 1556 годами. Основал ее волынский князь Дмитрий Байда. Сечь располагалась на территории современной Украины и имела независимость. Однако позже она все больше попадала в зависимость от Речи Посполитой. Главой Запорожского войска был кошевой атаман. Казаки охраняли границы, помогали в войне с Турцией и Швецией. Их звали реестровыми. Среди них были панцирные казаки.

Позднее, Польша начала давить на казаков, что привело к совместному существованию реестровых воинов, которые служили польскому королю, и не реестровых. Последних власть пыталась ликвидировать, но из этого ничего не вышло. Это противостояние затем вылилось в национально-освободительную войну против Польши, что сильно повлияло на геополитический баланс всей Восточной Европы.

После завоевания независимости запорожское казачество попросило Россию принять его к себе. Осенью 1653 года вошло в состав. Запорожье сохранило администрацию, армию и политические возможности. Также Запорожье известно своими челнами, которые позволяли преодолевать значительные расстояния по воде.

Казаки в войнах

Казачество часто выступало против центральной власти, в основном из-за того, что государство урезало его права и свободу, призывая служить стране. Все это приводило к восстаниям:

  • М.Баловнева (1614−1615 гг.).
  • И.Балаша (1632−1634 гг.).
  • С.Разина (1670−1671 гг.).
  • Е.Пугачева (1773−1775 гг.).

В войне 1812 года казачьи войска не могли выступать в качестве самостоятельной боевой единицы, так как были слабы в военной подготовке и вооружении. Их послали в качестве вспомогательной силы: для конвоирования пленных, ведения партизанской войны, нападения на малые вражеские гарнизоны.

Во время Первой мировой численность казачьих войск возросла до 200 тысяч человек. Было выставлено 160 полков и 176 сотен.

В период Гражданской войны казаки были в основном за Белых. Они стали опорой всего Белого движения. Самыми крупными центрами сопротивления большевикам стала Донская Казачья Республика, Оренбургская и Уральская армии. Немалая часть казаков служила Советской армии.

После Гражданской войны осуществлялся процесс расказачивания. Войска были расформированы, так как воевали против победителей. Казачье население подверглось массовым репрессиям. Элиту обезглавливали. Лишь недавно жертвы террора были реабилитированы указом президента.

История Российского казачества


История казачества неотъемлемая часть истории всей Российской цивилизации. Этот уникальный субэтнос сыграл важнейшую роль в обороне рубежей страны и освоении новых земель.

Зарождение казачества

Впервые казаки упоминаются в летописях в конце XIV века. Рассказывается, что они совершили нападение на работорговцев в окрестностях города Судак в Крыму. Происхождение самого слова казаки остаётся неизвестным. Существует большое количество различных версий по этому поводу, но ни одна из них не является преобладающей и исчерпывающе убедительной для специалистов. Несомненно, в формировании казачества принимали участие, как выходцы из России и Речи Посполитой (объединённого польско-литовского государства), переселявшиеся на южные окраины, так и люди из местных народов, обитавших в степных низовьях Днепра, Дона и Волги с давних времён. Казачество возникло в результате постепенного освоения знаменитого Дикого поля, на протяжении многих веков остававшегося своеобразной буферной приграничной зоной между населением лесной и степной природно-географических зон Восточной Европы.

Создание Запорожской Сечи

В 1552 году князь Вишневецкий за свои средства создал военную базу на острове Малая Хортица в нижнем течении Днепра, получившую название Запорожская Сечь. Уже в 1557 г. эту деревянную крепость татары сумели разрушить. Но подобные военные лагеря в последствие возникали на других близлежащих островах в течении примерно двух с половиной столетий. В 1572 году польский король Сигизмунд II Август издал универсал, включивший часть запорожских казаков в состав регулярного войска. Их стали называть реестровыми. Они не только обороняли рубежи страны от набегов крымцев, но иногда привлекались и для подавления крестьянских восстаний. В XVII веке запорожцы и сами неоднократно поднимали восстания против поляков. В итоге Левоборежная Украина с Киевом перешла под власть России.

Участие в смутах и в восстаниях

Большую роль казаки сыграли в эпоху Смуты начала XVII века, составляя значительную часть вооружённых формирований, служивших в армии самозванцев, в войске казака Ивана Болотникова, возглавившего восстание против царя Василия Шуйского, а также в рядах народного ополчения. Из-за неурожая и Великого голода 1601-1603 годов, значительные массы беглых, а нередко и изгнанных землевладельцами крестьян и холопов стекались в низовья Дона и Волги, существенно пополнив ряды казаков. В те времена они зачастую вели разбойничий образ жизни.
На Земском Соборе 1613 года представители казачества поддержали избрание Михаила Романова на царский престол. К началу XVIII века в России казачество получило официальный статус военного сословия. Однако казаки не хотели расставаться с прежними вольностями и нередко поднимали антиправительственные мятежи. Они участвовали в крестьянской войне Степана Разина 1670-1671 годов. После восстания под предводительством Кондратия Булавина в 1707-1708 годах донских казаков царь Пётр I лишил прав автономии и возможности избирать атаманов. Многие казаки в 1773-1775 годах активно участвовали в крестьянской войне Емельяна Пугачёва, выдававшего себя за императора Петра III. Во время следствия Пугачёв под пытками признался в своих планах объединиться с запорожскими казаками и содействовать возвращению их прав и вольностей и восстановлению Речи Посполитой. Это крайне разгневало Екатерину II. По её распоряжению Яицкое казачье войско переименовано в Уральское, а Запорожское и Волжское расформированы. Упразднена власть Украинского гетмана. Часть запорожцев переселилась на Дунай, образовав Задунайскую Сечь. Другая значительная часть (около 25 тысяч человек) позднее была переселена на Кубань на земли ногайцев, отвоёванные в ходе русско-турецкой войны. Там было образовано Кубанское казачье войско.

Читайте также:
Первобытное общество - история развития, периодизация

Опора престола

Казачество участвовало во всех войнах России, проявив себя как не всегда дисциплинированное, но весьма опытное и боеспособное войско. Во время Бородинского сражения кавалерийский рейд казаков атамана Платова и уланов генерала Уварова по тылам противника нанёс существенный урон французам, затруднив им развитие наступления. После войн с Наполеоном многие пленные французы и поляки, оставшиеся жить в России, были записаны в казачье сословие.
К началу XX столетия существовало 11 отдельных казачьих областей, размещавшихся в приграничных районах всей огромной империи от Дона до Уссури. Каждое из них подчинялось военному министерству через главное управление казачьих войск. С 1827 года на должность главного командующего казачьими войсками всегда назначался наследник императорского престола. Общая численность казачьего сословия согласно переписи 1897 года составляла почти 3 млн человек. Вплоть до 1869 года казакам категорически запрещался выход из сословия. Они были освобождены от налогов и податей и в границах своих областей имели привилегию не платить торговых пошлин. По достижении 18-летнего возраста каждый казак нёс службу в войске, срок которой составлял 20 лет.
С конца XIX века казаки активно привлекались для подавления революционных выступлений, демонстраций и забастовок, зарекомендовав себя как надёжную опору самодержавного строя.

Гражданская война и расказачивание

После февральской революции в казачьих воинских частях, в том числе и в тех, которые были расквартированы за пределами казачьих областей, формировались отдельные выборные органы. Это привело к усугублению обособления казачества от остального населения страны. В ходе разгоревшейся Гражданской войны значительная часть казаков поддержала Белое движение. Войско Донское возглавил с мая 1918 года атаман Пётр Краснов. Он проводил политику, направленную на создание в Области Войска Донского отдельного казачьего государства при поддержке Германии. Германия осуществляла поставки оружия в обмен на продовольствие. Такая политика Краснова вступала в непримиримое противоречие с политикой командующего Добровольческой армией генерала Антона Деникина, ориентировавшегося на союзников России по Антанте и боровшегося за сохранение территориальной целостности страны. Эти противоречия существенно помешали координировать совместную борьбу с большевиками вплоть до окончательного поражения Германии в I Мировой войне в ноябре 1918 года. После этого донские казаки признали верховенство власти Деникина, а Пётр Краснов ушёл в отставку с поста атамана. При отступлении армии Врангеля, многие казаки эмигрировали, многие подвергались репрессиям. Директивой ЦК РКП(б) от 1919 года и постановлением ВЦИК от 1920 года казачество было подвергнуто массовому террору. Проводилось так называемое «расказачивание», уравнивание прав казаков с прочим населением страны и репрессирование недовольных. Все, подозревавшиеся в участии в Белом движении или в симпатиях к нему, подлежали поголовному истреблению. На выходцев из казачьих областей были наложены ограничения на прохождение воинской службы, отменённые лишь в 1936 году. Тогда начали формироваться и отдельные кавалерийские части из населения казачьих областей.

Участие во II Мировой войне

Казачьи подразделения успешно сражались в годы Великой Отечественной войны. Но из-за недостаточного вооружения они порой несли значительные потери. Многие из них получили звание гвардейских. Подразделения казаков принимали участие в параде Победы на Красной площади в Москве.
Отдельные казачьи воинские формирования, скомплектованные из белоэмигрантов и военнопленных, находились на стороне Гитлера, считая, что сражаются за освобождение России от власти большевиков и возрождение казачества. Нацистские идеологи считали казаков арийцами, потомками германского племени готов. Казачьи подразделения с 1939 года существовали и в войсках марионеточного прояпонского государства Маньчжоу-Го. Но в августе 1945 года после начала войны с СССР, японцы уничтожили этих казаков на железнодорожной станции Бухэду, чтобы не допустить их переход на сторону Советской армии.

Возрождение казачества в постсоветский период

В постсоветский период прилагаются активные усилия к возрождению казачества. Созданы различные общественные организации, объединяющие казаков. Принятый в апреле 1991 году Верховным Советом РСФСР «Закон о репрессированных народах» причислил к таковым и казаков. Осенью 1991 года за несколько недель до подписания Беловежских соглашений на созванном Большом круге казаков Юга России обсуждались планы создания государственного казачьего образования, которое могло бы войти в обновлённый СССР на правах Союзной республики. К настоящему времени принят большой пакет различных законодательных актов, регламентирующих деятельность казачьих общественных организаций. Их члены привлекаются к охране правопорядка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: