Как запомнить словарные слова ребенку – понятные советы для родителей

Как выучить словарные слова легко и с удовольствием?

Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.

И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов

Классические способы запоминания словарных слов

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова — воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти

Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения

7. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву

8. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

9. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.

А дальше, в нужное слово добавлять фигуры или рисовать с помощью них.

Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоулольные и треугольные апельсины

10. Способ мнемотехнический

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)

11. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Уже в этот четверг состоится бесплатный семинар, на котором мы отработаем эти и другие мощные техники запоминания словарных слов.
  • Как быть, когда слов много, а скоро диктант?
  • Как быстро убрать ошибки в словарных словах перед экзаменом (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
  • Что нужно делать, чтобы запоминить удвоенные согласные, или что делать, когда орфограмм в слове несколько?
  • Какие еще есть эффективные методы запоминания слов?
  • Как быстро научиться писать грамотно?

Ведь в век интернет-общения первое впечатление о человеке создается именно по тому, как грамотно он пишет.

Мы разберем лучшие стратегии усилить грамотность на тренинге — Как легко запомнить словарные слова?

На практике отработаем правописание топ 50 самых сложных слов русского языка

А участники Премиум версии так же получат раздаточные материалы- Списки словарных слов по классам в удобной для отработки технологии форме

В апреле мы проведем еще 7 похожих программ, 3 бесплатных и 4 платных

Подробное расписание, а так же специальная акция на апрель в нашей группе — https://vk.com/rkirilina?w=wall-84297351_4208

Читайте также:
Как написать об отсутствии ребенка в школе - инструкции

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов

адаптированные к детям с речевыми проблемами способы и методы работы над словарными словами

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они – словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов “абрикос” и “лопата”?

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее.

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.

Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

Важно помнить:
1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:
– постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
– звукобуквенный анализ слова,
– деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
– подбор однокоренных слов,
– составление словосочетания, предложения с этим словом,
– подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).

11. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
– по родам;
– по числам;
– по склонениям;
– с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
– с непроверяемой и проверяемой гласной;
– одушевленные или неодушевленные предметы;
– по тематике (например: “Город” и “Деревня”);
– по частям речи;

13. Выписать из данных слов:
– слова, состоящие из двух, трех слогов;
– слова с Й;
– слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу – побеждать).

Читайте также:
Развитие памяти у детей - эффективные упражнения читать онлайн

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла. ный, керо. ин, шо. е, ро. а, ка. ир, ба. ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить. ).

Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами .

“Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать “опасную” букву. Какая буква “мигает”?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь”.
(Все выполнять с закрытыми глазами.)

Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов . Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
Например: береза.

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе-ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.

4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
– цвету;
– месту расположения;
– форме;
– звучанию;
– действию;
– вкусу;
– материалу;
– назначению;
– количеству
и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза – по цвету _бЕлая
* береза – кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:

б_Е.реза – б_Е.лая,
– гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б_Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета – бум_А.га,
к_А.рман – дыр_А.,
д_И.рект_О.р – кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт – н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод – труб_А.,
к_О.рабль – в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й – б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь – л_А.па,
к_А.пуста – з_А.яц
к_А.рандаш – гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака – хв_О.ст

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.

1. Агафонов В. В. “Неправильные правила” для словарных слов – и не только”.

2. “Словарные слова в образах и картинках”. Пособие для логопеда в двух частях.
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.

3. Парамонова Л. Г. “Как овладеть правописанием “словарных” слов”.
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.

4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие “Словарные слова. 1-4 класс”
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим “Учись” позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим “Проверь себя” предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим “Контроль” позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

Читайте также:
Со скольки оставлять ребенка одного дома – пояснение родителям

5. Зегебарт Г. М. “Учение без мучения. Коррекция дисграфии”.
Издательство Генезис М. – 2007 г.

Комментарии к статье
Работа над словарными словами

20.03.2008, 21:35
светлана

смотрите шпаргалки в копилке опыта там есть стихи на трудные буквы 14.04.2008, 19:17
татьяна

большое спасибо за вашу статью. Легко в работе, не надо тратить время при подготовке к уроку, выдумывать способы и формы работы над словом. 02.06.2008, 21:17
Vera

Молодец, Оксана! Ты хороший друг для начинающих логопедов. 12.06.2008, 22:55
Татьяна

Статья понравилась, многое буду использовать на практике 28.09.2008, 13:31
Елена

Спасибо. Очень полезная информация. Буду использовать на практике в нач школе. 30.09.2008, 17:28
Ирина

Спасибо, Оксана! Вы предлагаете очень интересные методы! 23.11.2008, 00:24
Анюта

Спасибо. ))) 23.12.2008, 21:38
Елизавета

Спасибо большое. =) замечательная статья 17.02.2009, 18:11
Валентина

Спасибо огромное. Мне очень помогают Ваши советы и рекомендации.Это хорошая помощница тем, кто не может получить помощь логопеда. 02.11.2009, 09:05
Ева

Спасибо за статью 08.12.2009, 20:00
наталья

спасибо. очень полезная и интересная информация. 23.03.2010, 04:17
Марианна

здравствуйте! спасобо вам большое. Есть ли у вас план индивидуальной работы с детьми ОНР 3 уровня? 09.04.2010, 12:58
карина

13.05.2010, 16:57
Катя

мне очень помогло—— 22.10.2010, 19:57
Оксана

Очень понравилась Ваша статья. Подскажите, где можно купить книгу и диск Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие “Словарные слова. 1-4 класс”. Буду очень признательна 04.05.2011, 22:58
Ирина

Спасибо от меня и моей дочурки. Спасибо за направление, в котором мы должны двигаться, чтобы исправлять наши проблемки. :-) 09.01.2017, 10:02
Наталья

Очень грамотная статья. Спасибо! 22.05.2018, 11:07
Надежда

Спасибо огромное! Очень хорошая статья, очень подробная, понятная, много вариантов работы!

Как легче запоминать словарные слова в начальной школе

Как научиться писать грамотно: графические ассоциации

Гюзель Абдулова тренер по развитию памяти и внимания, нейропсихолог, руководитель школы “Супермозг”

Словарные слова в современной школе предлагается запоминать через многократное повторение, то есть зубрёжку. Но существуют более эффективные и интересные способы, позволяющие легко выучить не только словарные слова, сложные словосочетания, но и лучше понять и запомнить орфографические правила. Один из них — метод графических ассоциаций.

Чтобы запомнить слово, его нужно нарисовать и выделить на этом рисунке “проблемную” букву. Метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова не только на слух, но и подключая моторику, зрительный образ и ассоциацию. Дети любят рисовать, и этот метод им очень нравится.

Например, нужно запомнить слово “корзина”. Мы говорим “кАрзина”, а пишем “кОрзина”. Как это усвоить ребёнку? Можно сто раз повторить, и всё равно на сто первый раз будет допущена ошибка. Но лучше предложите ребёнку нарисовать корзину и на этом рисунке найти букву “О”.

“Проблемную” букву нужно выделить пожирнее или обвести другим цветом. Важно, чтобы ребёнок сделал это сам!

Попробуйте ещё. Говорим слово “пугАвица”, пишем — “пугОвица”, рисуем пуговицу. Пусть ребёнок найдёт на рисунке букву “О”.

При использовании метода графических ассоциаций лучше брать несколько слов, объединённых общей темой. Например, можно представить мОлОко в стакане. Полезно также соединить получившийся образ со словом “корова”.

Даёт корова молоко. Мы находим в слове “кОрОва” и на рисунке буквы “О”. Это может быть мордочка или пятно. Молоко мы видим в ведре.

Читайте также:
Мотивация к школе - как настроить ребенка на учебу читать онлайн

Разрешите детям самим поиграть, нарисовать, пофантазировать. Иногда взрослые не могут быстро придумать ассоциацию, а дети легко справляются с этой задачей.

На одном из занятий нужно было запомнить слово “автобус”. В группе были дети и взрослые. Взрослые предложили найти букву “В” на колёсах. Но тут один мальчик сказал: “Ой, смотрите, сиденье похоже на букву “В”. Такой “ВВВесёлый” автобус легко запомнить.

А ещё в автобус можно посадить вОдителя или шОфёра. Букву “О” легко найти на руле, в зеркале, на кепке водителя, на очках или на колёсах.

Поролон. Часто дети и взрослые допускают ошибки в этом слове. Как можно его себе представить и нарисовать? У меня это слово ассоциируется с поролоновой губкой. Если внимательно на неё посмотреть, то заметишь много букв “О”. Букву “А” на рисунке найти невозможно.

Если на рисунке нужная буква не находится, нам поможет приём трансформации. Например, требуется запомнить слово “апЕльсин”. На апельсине буква “Е” не угадывается. Попросите ребёнка представить, как он чистит апельсин, а корка свисает по спирали, напоминающей букву “Е”.

Любой предмет можно трансформировать и нарисовать подходящую картинку. Задействуйте воображение, и получившийся образ надолго останется в памяти.

Рисунки лучше делать на карточках и периодически играть в них, чтобы закрепить в памяти трудную информацию. Дети не воспринимают карточки как учёбу. Для них это интересное развлечение. Причём начинать играть по методу графических ассоциаций можно с 5–6 лет. Отлично зарекомендовал себя этот метод также при работе с теми, кто испытывает трудности в обучении даже в старших классах. Ведь фантазировать любят не только дошкольники.

Задание 1: словарный диктант. Повторите графические ассоциации и продиктуйте ребёнку слова: поролон, ягода, корзина, гражданин, солнце, автомобиль, апельсин, яблоко, носок, окно, аллея, молоко, корова, шофёр, пуговица.

Задание 2: придумайте ассоциации. Попробуйте с ребёнком придумать ассоциации и нарисовать картинки к словам: фонарь, забор, воробей, абажур, портрет, светофор, вокруг, карандаш, конфета, снеговик.

Если у вас не получилось, посмотрите мои варианты графических ассоциаций.

Как пополнять словарный запас ребенку 6-7 лет

6-летний возраст – это очень ответственный период в жизни родителей, потому что остается всего один год и ребенок пойдет в школу. Каждая мама хочет, чтобы к этому непростому и ответственному периоду жизни ребенок был правильно сформирован и подготовлен не хуже его сверстников.

При этом многие родители не задумываются, как важно развивать саму речь и насколько важен богатый словарный запас. В этом можно убедиться, если попросить ребенка что-нибудь рассказать, поделиться впечатлениями об услышанном или увиденным. В итоге можно заметить, что его речь невнятна, изобилует словами-паразитами и он с трудом подбирает нужные слова.

Словарный запас у детей складывается к 6-7 годам. В основном он обогащается через семью, общение с родителями, близкими родственниками. В норме активный словарный запас у ребенка 6-7 лет должен составлять от 3500 до 7000 слов. В дальнейшем он будет пополняться новыми словами в ходе учебного процесса (прочитанные литературные произведения, словесные игры, услышанное на экскурсиях и т.д.).

Формирование словарного запаса у детей

Когда ребенок зачисляется в первый класс, в большинстве школ проводится тестирование, необходимое для оценки речевого развития. При этом статистика часто оказывается неутешительной (в Москве до 80% старших дошкольников имеют признаки недоразвития речи).

В возрасте 5-7 лет ребенок должен не только знать, как можно больше слов, но и знать их значение, уметь разделять и понимать:

  • части тела;
  • оттенки и цвета;
  • временные понятия (секунда, минута, месяц, год), дни недели, месяца, времена года (зима, лето и т.д.);
  • бытовые предметы;
  • природные явления;
  • ориентацию в пространстве (лево, право, низ, верх);
  • виды спорта, профессии;
  • виды транспортных средств;
  • числительные (желательно в пределах стони);
  • фрукты, растения, домашние животные, овощи и т.д.

Если ребенок знает и произносит не так много слов, то нужно знать, как пополнять словарный запас, чтобы он был полностью готов к обучению в общеобразовательном учреждении.

Читайте также:
Как приучить малыша ухаживать за собой - полезные советы,

Словесные игры

Многие словесные игры достаточно просты и занимают не более 10-15 минут, поэтому каждый родитель сможет найти время для занятий со своим ребенком.

Есть несколько игр на расширение и активизацию словаря:

Игра «Лови да бросай – цвета называй»

Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, которое обозначает цвет. Ребенок должен поймать мяч и вернуть его, назвав при этом существительное, которое подходит к сказанному прилагательному.

  • зеленый – лук, огурец, лес;
  • красный – флаг, помидор, огонь;
  • синий – море, чернила.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Взрослый называет любое слово и кидает малышу мяч. Если сказанное слово обозначает предмет, который можно съесть, то ребенок ловит мяч, а если несъедобное, то отбрасывает.

Игра «Скажи наоборот»

Взрослый называет слово, а задача ребенка назвать другое слово, противоположное по значению.

  • день – ночь;
  • сильный – слабый;
  • горячо – холодно;
  • мягкий – твердый;
  • стоит – бежит;
  • война – мир.

Игра «Кто где живет?»

Взрослый бросает мяч ребенку и называет какое-нибудь животное. Задача ребенка – при возвращении мяча назвать место, где это животное живет.

  • дятел – на дереве;
  • собака – в будке (конуре);
  • синица – в гнезде;
  • лиса – в норе.

Игра «Кто подберет больше слов»

Игра «Большой – маленький»

диван – диванчик и т.д.

Игра «Угадай профессию»

Человек, который возит людей на автобусе, работает…. (Ответ: шофером, водителем).

Человек, который строит дома, это …. (Ответ: строитель).

Игра «Угадай предмет»

Ноги, пятачок, уши (свинья).

Кора, листья, сучья, ветки (дерево).

Игра «Подбери слово»

Свежий – воздух, хлеб.
Старая – скатерть, мебель, бабушка.
Свежая – зелень, новость, газета, булка.

Советы родителям

Чтобы словарный запас у детей формировался правильно, очень важна роль родителей, ведь именно от того, какие слова они произносят, как разговаривают между собой, зависит развитие речи у ребенка.

Обогащение словаря возможно с помощью вышеуказанных упражнений, которые нужно проводить регулярно. Помните о том, что лучше заниматься по 10 минут, но каждый день, чем по 30-60 минут, но 1 раз в 3-5 дней.

Есть и другие рекомендации для родителей:

  • Больше общайтесь. При этом следите за своей речью, старайтесь использовать побольше метафор, прилагательных и синонимов слов. Не бойтесь использовать в разговоре с ребенком слова, которые он не понимает – он обязательно переспросит, что это значит, а вы в простой и доступной форме должны ему объяснить. Именно так он знакомится и запоминает новые слова.
  • Читайте с ребенком. При этом делайте это с выражением, интонационно выделяя запятые. Спрашивайте малыша, понимает ли он смысл услышанного, и если какие-то слова ему непонятны, то их нужно объяснить.
  • Побольше обсуждайте с ребенком картинки и изображения в книгах, которые вы читаете. Можно попросить составить краткий рассказ по какой-нибудь картинке.
  • Постепенно приучайте малыша учить стихотворения. Можно начать с самых простых, и они обязательно должны вызывать у него интерес.

Занимаясь со своим ребенком, вы не только обогащаете его словарный запас, расширяете его представления об окружающем мире, но и формируете более доверительные отношения друг с другом.

Советы родителям «Развиваемся, играя. Как развивать, обогащать словарный запас ребенка дома?»

Татьяна Костюченко
Советы родителям «Развиваемся, играя. Как развивать, обогащать словарный запас ребенка дома?»

Часто у родителей возникает вопрос: как можно развивать, обогащать словарный запас дома, если все родители, особенно мамы, загружены ежедневными домашними делами, и к концу дня накапливается усталость, трудно выделить время для занятий с ребёнком. Развить словарный запас ребенка не сложно. Для этого необходимо непрерывное общение со взрослыми, которые могут научить его новым словам, новым понятиям, расширить кругозор ребенка. Игровая форма усвоения знаний наиболее доступна и увлекательна во всех возрастах. К сожалению, в жизни современных родителей не всегда есть место и время для игр со своими детьми. Работа, домашняя суета отнимают очень много времени, сил и внимания не позволяя погрузиться в волшебный мир игры. Но, как известно, безвыходных ситуаций не бывает. Я расскажу вам, как можно провести полезно время по дороге в садик, в очереди к кассе магазина, на кухне, в ванной, на прогулке и т. д. Эти игры для расширения, обогащения словарного запаса ребенка не требуют инвентаря и не занимают дополнительного времени. Помните, что все хорошо в меру, если внимание ребенка переключается на что-то другое, не стоит настаивать, отложите игру на другое время.

Читайте также:
Агрессивный ребенок - причины злости и методы воспитания

1. Играем в слова на кухне. Назвать предметы мебели. Назвать посуду. Какие продукты лежат в холодильнике? Какие продукты лежат в шкафу. Что делает мама на кухне (активизация глаголов? Варит, режет, моет, жарит, трёт, чистит, солит, тушит… Что мама варит из фруктов? (компот, варенье). Что варит из овощей? (суп, борщ, щи). Блюдо, приготовленное мамой, какое на вкус? (Вкусное, сладкое, солёное и т. д.). Помоги маме разложить продукты. (Куда положить хлеб? В хлебницу. Куда положить сахар, конфеты, сухари, масло? В вазу, в шкаф, в холодильник и т. д.) «Кто что ест?» «Помоги маме варить суп». Объясните малышу, что из овощей можно готовить суп и другие горячие блюда, а из фруктов – нет.

2. Играем в слова в ванной комнате. Что есть в ванной? (мыло, полотенце, мочалка, губка и т. д.) Какое полотенце? (мягкое, пушистое) Какое мыло? (скользкое, чистое, белое и т. д.) Что будем стирать? Что нужно для того, чтобы постирать?

3.На прогулке: дидактическая игра «Поводырь». На прогулке мама закрывает глаза, и ребенок ей описывает, что их окружает.

4. «Ищем детали». Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. “Вот автомобиль, а что у него есть?” – “Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. ” – “А что есть у дерева?” – “Корень, ствол, ветки, листья. “

5. «Что бывает круглым?» Находим предметы глазами. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Можно предложить ребенку поиграть в эту игру таким образом,перечислять по очереди:

– Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

– Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур.)

– Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, дом, шкаф.)

– Что бывает зеленым? (Трава, кусты, кузнечики, машина, платье.)

– Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

– Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

– Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

– Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

– Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

– Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

– Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка)

6. «Придумываем историю». Мама начинает рассказывать историю, когда она делает паузу, ребенок вставляет нужное по смыслу слово.

7.«Назови ласково». На прогулке мы часто встречаем собачек, кошек, птичек….Все это можно так же использовать для расширения словарного запаса слови получения навыка образования относительных прилагательных: – Назови ласково птиц (соловей – соловушка, воробей- воробышек, ворона – воронушка, журавль- журавушка, журавлик и т. д.

8. Игра «Один – много»

Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. «Мы – волшебники немного: был один, а станет много».

Примеры: Стол – столы, двор – дворы, нос – носы, гора – горы, нора – норы, мост – мосты, дом – дома, глаз – глаза, провод – провода, холод – холода, день – дни, лоб – лбы, ухо – уши, стул – стулья, лист – листья, дерево – деревья и т. п.

9. «Что может быть?» Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему – существительные. Например, «Белое». Что может быть белым? Ребенок перечисляет: снег, краска, потолок, мороженое… Затем игра наоборот. Называется предмет, что угодно и к нему подбираются прилагательные. «Банан, какой?» Желтый, вкусный, сладкий, большой…

10. «Игра «Чья голова?»

Расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях. «Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова».

Читайте также:
Подготовка рук к письму упражнения для тренирования навыков у дошкольников

Мама говорит: «У вороны голова.», а ребенок заканчивает: «. воронья».

Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы – рыбья, у кошки – кошачья, у сороки – сорочья, у зайца – заячья, у кролика – кроличья, у верблюда – верблюжья, у лошади – лошадиная, у утки – утиная, у лебедя – лебединая, у оленя – оленья, у лисы – лисья, у собаки – собачья и т. д

Если вы на улице с мячом, то можно бросать мяч ребенку, а ребенок отвечая бросает мяч вам.

11. «Что увидел?» Обратите внимание ребенка на проплывающие облака. Что напоминают воздушно-небесные корабли? На что похожа эта крона дерева? А эти горы? А этот человек, с каким животным ассоциируется?

12. «Бюро путешествий». Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

13. «Всегда под рукой». Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, – например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, – чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка.Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна – улыбающаяся, другая – печальная, третья – удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

14. «Найти повтор». Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».

15. «Игра в антонимы», в слова противоположные по значению. Взрослый называет слово, ребенок подбирает слово антипод. «Горячее-холодное, зима-лето, большой – маленький».

16. «Игра в синонимы». Например, синоним к слову «палка» – трость, клюка, костыль, посох.

17. Истории из жизни. Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом. Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

18. Игра «Я собрал в огороде…». Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. Взрослый начинает игру,произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенокповторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры».Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним.В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т. д.

19. «Чем закончилось? Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте “вспомните” про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

20. Игра «Посылка». Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Ребенок и родители получает «посылку» (коробку с предметом внутри, так же это может быть мамина сумка, где всегда есть много чего интересного). Первый игрок берет, что то из сумки и прячет за спиной, начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Читайте также:
Букет на 1 сентября своими руками - читать онлайн ТОП идей подарка

21. «Мой репортаж». Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.

Как родителям развивать неречевые психические функции у детей дома, используя только карандаши, лист бумаги и 10 картинок Работа с родителями – важный аспект в коррекционно-развивающей работе логопеда. Очень важно, чтобы специалист образовывал и просвещал родителей.

Консультация для родителей «Как пополнить словарный запас ребёнка?» Чем больше слов мы имеем в запасе, тем более точно и легко выражаем свои мысли в речи. Словарный запас каждого человека делится на пассивный.

Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Как расширить словарный запас детей 3-4 лет» Как же радуются родители первым словам малыша, стараются запомнить,.

Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребёнка?» Важнейшими компонентами развития навыков речи являются понимание смысла слов и запоминание их. Надо стремиться пополнять словарный запас.

Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Гиперактивность представляет собой.

Сидим дома и развиваемся. В помощь родителям. Космическая викторина «Путешествие в космос» 12 апреля – День авиации и космонавтики. Это особенный, триумфальный праздник! Именно в этот день, 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин,.

Советы родителям «Чего не надо делать за ребенка» Родители очень часто своему ребенку дают готовые алгоритмы или указания, чтобы ребенок научился самостоятельно принимать какие-нибудь решения.

Советы родителям «Как развивать речь ребенка» У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной.

Как запомнить словарные слова ребенку – понятные советы для родителей

Если ваш ребенок учится в начальной школе, то вам, вероятно, приходилось сталкиваться с тем, что особую трудность для него представляют словарные слова. Правил для их написания не су­ществует. Проверить их родственными словами не получается. И вот выстраи­ваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно «просто запомнить». А память ребенка ещё не приспособлена к «простому запоми­нанию» ничего не знача­щего для него символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная. Воспользуемся этим и придумаем для словарных слов свои прави­ла – «неправильные».

Сделаем это с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образ­ная память малыша активно заработает. Свяжем наше слово с дру­гим, обыграем ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загад­ке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родствен­ник», который поможет выделить и прочно запомнить нужную букву в слове. С настоящими родственными словами таких «приемных родственников» не спутаешь: уж слишком далеки они друг от друга по смыслу.

Чем связь между словами в ассоциативной паре неожиданней, смешней и аб­сурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифма, ритм стихотворения, дополнительные ассоциа­тивные «ниточки», которые протягиваются от образа к об­разу и от слова к слову.

Иногда удается составить пару из двух «упрямых» слов, которые становятся «приемными родственниками» друг для друга: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород». Такая пара работает особенно эффективно.

А ещё можно «насытить» текст стихотворения «упрямой» буквой, и пусть соответствующий ей звук ахает, охает, громыхает, перекаты­вается в стихах – и опять-таки напоминает ребенку, как нужно писать словарное слово.

Иногда можно и не искать «приемных родственников», а просто включить «упрямое» слово и нужную букву в сюжет стихо­творения или сказки, сделать их персонажами: ведь интересный сюжет дети непременно запомнят, а вместе с ним и саму букву, причем без всяких усилий. У всех этих приемов одна и та же основа – опора на эмоционально-образную память ребенка и его способность к ассоции­рованию.

Более ста слов нашли в этой книжке свои «неправильные правила», но учить их наизусть, в отличие от настоящих правил, совсем не нужно – разве что сами запомнятся. Просто дайте ребенку их прочесть, жела­тельно и вслух, и про себя. Если однажды память все же подведет его, подскажите – но не букву, а сюжет или образ, и в следующий раз ошибки не бу­дет.

Такие «правила» может придумывать и сам ребенок, дайте только ему интуитивно уловить, как формируются ассоциативные связи. Примеров в книжке так много, что вполне можно перейти к активным действиям. При этом ребенку вовсе не обязательно сочинять стихи или сказ­ки. Доста­точно, если в его сознании возникнет ассоциация и ро­дит­­ся образ. Самое главное – что он сможет потом тем же способом с легкостью усваивать другую информацию, самую разную, и не только на уроках русского языка.

Уже несколько лет «неправильные правила» работают в школах: кто-то из учителей нашел их в первых изданиях этой книги, выходившей раньше в двух частях («Неправильные правила» и «Со­всем неправильные правила»), а кто-то в учебниках русского языка О.Л.Соболевой – в них включены некоторые из моих стихотворений и сказок об «упрямых» словах. По словам этих учителей, весь класс у них обычно пишет словар­ные диктанты вообще без ошибок.

Но больше всего меня радует то, что ребята действительно легко усваивают алгоритм создания «неправильных правил» и активно исполь­зуют его, сочиняя замечательные сказки об «упрямых словах»! Одну из них приведу для вас прямо здесь: ее написала Катя Тимофеева из гимназии №116 города Санкт-Петербурга.

«Жили-были две буквы – и и й. Они были очень похожи друг на друга, хотя немножко и отличались. У буквы й был бантик, а у и его не было. Первоклассники всё время их путали. Вместо и писали й и наоборот.

Читайте также:
Ребенок матерится - что предпринимать родителям читать онлайн

Однажды ночью буквы посовещались и придумали, как помочь детям. Они попросили слог НЕ устроиться между ними, и на доске появилось предложение: «И не й

Утром дети увидели его и обрадовались. Буквы им очень помогли! А учительница сказала: «Какое красивое слово серебрит­ся на нашей доске!» И дети хором прочитали слово иней. С этого дня они навсегда запом­нили, как пишется это красивое слово».

Кстати, Катя в этой сказке не только придумала, как запомнить написание «упрямого» слова, но еще и сумела подчеркнуть разницу между графическими образами похожих букв.

Возможно, вы скажете: «Ну уж самим-то сочинять сказки для каждого словарного слова детям слишком долго!» А вы подумайте: сколько времени нужно это слово зазубривать, чтобы запомнить его навсегда? У разных детей по-разному, но все равно очень много. А при­думанная ребенком сказка или найденный им самим «приемный род­ст­вен­­­ник» помогут запомнить «упрямое» слово на всю жизнь прак­ти­чески с первого раза. Потому что это уже творчество, а то, что создал сам, врезается в память накрепко!

Очень многое, конечно, будет зависеть и от вас.

16 лайфхаков для школы, которые помогут облегчить жизнь

Портфели собраны, форма наглажена — вот-вот начнётся учебный год. Опять будильник и задания. Как тут не заработать стресс? Доктора советуют за неделю начать менять график сна. Учителя предлагают порешать задачки, чтобы «размять» мозги. Ну, а у школьники нашли свой подход — 16 лайфхаков, которые помогут максимально быстро втянуться в новый учебный год.

Трудно запомнить расписание уроков? Сделай фото и установи на экран

Увы, это не фото крутой звезды. И даже не обалденный шмот. Это всего лишь расписание занятий. Но зато через пару дней уже легко вы будете вспоминать, какой третий урок в среду. Визуальная память творит чудеса!

Радужный маркер — лучший вариант для подчёркивания!

Просто поставьте несколько точек на основном маркере другими цветами! Красивое подчёркивание радует глаз. А когда надоест, просто хорошенько распишите маркер, и он вернётся в изначальный вид.

Читайте также:
Пластилинография для детей: как научиться рисовать пластилином

Для заточки большого количества карандашей используйте дрель

Просто вставьте карандаш туда, куда нужно вставлять сверло. Очень эффективный метод, но не стоит забывать об аккуратности и осторожности.

Кроссовки неприятно пахнут после физ-ры? Есть решение!

Пара пакетиков чая решат проблему. Просто положите их внутрь обуви на ночь. Разумеется, сухие и неиспользованные.

Скрепка для «молнии»

Сломался язычок «молнии» на пенале или рюкзаке? Не проблема — просто вставьте скрепку или пружинное кольцо от брелока.

Чтобы долго не искать нужную тетрадь — вспомните библиотеку или первый класс

Чтобы не перебирать тетради в стопке, сделайте пометку на корешках обложек маркером. А ещё хороший приём — раскидать тетради, учебники, решебники и т.п. по разноцветным папкам-конвертам. Один предмет — одна папка. Теперь «партнёры» никогда не разлучатся, а вычислить их в рюкзаке или на полке легче лёгкого по цвету.

Для хорошего усвоения урока, прочтите материал лекций перед сном

Сон творит чудеса. Если проглядеть лекции текущего дня перед отдыхом, они отпечатаются в мозгу почти намертво. Единственное, надо соблюдать режим и именно ложитсья спать, а не падать в обморок от измождения часа в три ночи.

Чтобы не забыть о допзанятиях, заполните календарь в телефоне

Стикеры и записные книжки — мусор, которые занимает место и норовит потеряться в нужный момент. Заполните гугл-календарь, и верный смартфон вовремя напомнит о занятиях и о том, что надо бы к ним подготовиться.

Замените стандартный Гугл на scholar.google.com

Специальный поисковик для учебников и разной информации серьёзно облегчает учебную жизнь.

Лень читать полностью страницу? Жевательные мишки помогут!

Просто положите конфеты на конец каждого абзаца и съедайте по 1 штуке. Но только как прочтёте до конца! Можно, конечно, и шоколадные дольки на фольге-подложке использовать, но это сразу скажется на коже.

Учебники слишком тяжёлые? Разделите обязанности с соседом.

Поделите с соседом учебники — кто-то носит алгебру, а кто-то физику. В зависимости от расписания установите порядок. Хотя…. Фитнес же в моде? Используйте полный комплект учебников для каридотренировки ;)

Как выучить быстро стих

Лучше всего учить вслух. Но этого мало — нужно представлять образы. Память цепляется за то, что мы представляем и видим. Таким способом любой стих можно выучить за несколько минут! Если стих совсем уж лирический, используйте ассоциации или бит. Чёткий ритм помогает вливаться материалу в мозг (только не читайте в темпе рэпа — преподаватель вряд ли оценит).

Стираем карандаш без резинки

Ластик вечно теряется. Если нужно стереть карандаш, то подойдёт любая вещь с резиновой поверхностью.

Лёгкий утренний подъём!

Чтобы поспать подольше, разложите все вещи вечером, причём разместите рядышком, чтобы не носиться по квартире из комнаты в комнату. Завтрак — то же самое. Скомпонуйте ланч-тарелку, которую останется только в микроволновке подогреть.

Быстрый и сытный завтрак

Чтобы позавтракать за 10 минут, подойдут почти любые имеющиеся продукты. Главное — измельчить и залить яйцом. Например, с вечера колбасу нарезать и натереть сыр, а утром добавить яйцо и поставить в микроволновку на 4 минуты. Пока умываетесь — завтрак готов!

Как стереть с бумаги шариковую ручку?

Обмакните ватную палочку в жидкость для снятия лака. Задержите кончик палочки на листе. Подождите пару секунд и аккуратно проведите марлей. Либо наклейте скотч на ненужную надпись и осторожно оторвите его.

При хорошей смекалке можно легко втянуться в учебу! А 16 лайфхаков для школы в этом помогут.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: