Как закончить школу экстерном – инструкция, последствия

Приложение. Положение об экстернате в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования РФ

от 31 мая 1995 г. N 2

Положение
об экстернате в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации

1. Экстернат в государственном образовательном учреждении среднегопрофессионального образования (среднем специальном учебном заведении) – аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины согласно основной профессиональной образовательной программе (учебному плану) по избранной специальности.

2. Правом получения среднего профессионального образования через экстернат пользуются лица, имеющие среднее (полное) общее образование или начальное профессиональное образование, полученное на базе среднего (полного) общего образования.

3. Аттестация экстернов в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования в рамках получения первого среднего профессионального образования проводится бесплатно.

4. Право на открытие экстерната предоставляется учредителю образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения). Перечень специальностей среднего профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается, устанавливается в порядке, определяемом Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1168.

ГАРАНТ:

См. Перечень специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната в образовательных учреждениях среднего профессионального образования не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 463

5. Аттестация подразделяется на промежуточную и итоговую.

– прием экзаменов и зачетов по курсам дисциплин, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой по избранной специальности;

– рецензирование контрольных и курсовых работ, отчетов по производственной, технологической и преддипломной практикам;

– прием лабораторных, контрольных и курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике.

– защиту дипломного проекта (работы).

6. К промежуточной аттестации при получении первого среднего профессионального образования экстерн допускается приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), где будет проводиться аттестация.

Сроки (дата) проведения промежуточной аттестации устанавливаются по соглашению между учебным заведением и экстерном.

7. Итоговая аттестация проводится в сроки, установленные для выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), в котором экстерн допускается к итоговой аттестации.

8. Прием у экстерна экзамена (зачета) по курсу (части курса) проводится комиссией из 3 человек, назначаемой приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) и состоящей из штатных преподавателей.

9. Экзамены по курсу (части курса) предусматривают письменные и (или) устные ответы на вопросы, указанные в билете, и вопросы членов комиссии. Сдача экзамена протоколируется членами комиссии. К протоколу прилагаются письменные ответы и другой письменный материал, сопровождающий устный ответ.

Другие виды промежуточной аттестации проводятся в устной форме. Наличие разработанного и защищаемого экстерном материала (работы, проекта и др.) обязательно.

10. Оценка знаний (результат промежуточной аттестации) выставляется членами комиссии в специальной аттестационной ведомости (приложение N 1) за их подписями. Ведомость визируется заведующим отделением.

11. Количество повторных (свыше двух) промежуточных аттестаций по одной дисциплине определяет среднее специальное учебное заведение.

12. Срок действия аттестационной ведомости не может превышать установленного государственным образовательным стандартом срока освоения данной образовательной программы более чем на 3 года.

13. Итоговая аттестация проводится государственной аттестационной комиссией и оформляется в установленном порядке.

14. К итоговой аттестации экстерн допускается по завершении всего комплекса промежуточной аттестации, т.е. при условии наличия у него не утративших срока действия аттестационных ведомостей по всем дисциплинам основной профессиональной образовательной программы (учебного плана).

15. При допуске к итоговой аттестации приказом директора (начальника) учебного заведения могут быть перезачтены результаты аттестации знаний студента, не завершившего обучения в среднем специальном учебном заведении и претендующего на получение диплома о среднем профессиональном образовании экстерном.

16. Допуск экстерна к итоговой аттестации осуществляется на основании его заявления и оформляется приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), в котором экстерн желает получить диплом о среднем профессиональном образовании, не позднее чем за месяц до окончания семестра, предшествующего итоговой аттестации.

17. Экстерн имеет право получать необходимую литературу из библиотечного фонда учебного заведения, организующего экстернат.

18. Помимо аттестации по желанию экстерна образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением) экстерну может быть оказана любая образовательная услуга (обучение как в рамках основой профессиональной образовательной программы, так и сверх нее) за плату, размер которой определяется договором. Плата осуществляется за счет средств юридического или физического лица.

19. В рамках получения второго среднего профессионального образования в государственном среднем специальном учебном заведении аттестация оплачивается экстерном.

20. Размер оплаты услуг, предоставляемых в соответствии с пп. 18, 19, устанавливается договором между:

– экстерном и образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением);

– экстерном, предприятием (организацией) и средним специальным учебным заведением;

– экстерном, благотворителем и средним специальным учебным заведением.

Примерные формы договора приводятся в приложениях NN 2 – 5.

21. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору определяется сторонами в соответствии с гражданским законодательством.

22. Порядок делопроизводства в экстернате устанавливается образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением) самостоятельно. Результаты аттестации (успеваемости) экстернов отражаются в отчетности среднего специального учебного заведения отдельной графой.

Читайте также:
Как держать ручку - веселые упражнения для детей

23. В рамках получения второго среднего профессионального образования допуск экстерна к аттестации осуществляется по приказу директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) на основе договора, соответствующий вид которого указан в п. 20 настоящего Положения.

24. Экстерн, успешно прошедший промежуточную и итоговую государственную аттестации, получает диплом государственного образца об окончании среднего специального учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности подготовки.

25. Диплом выдается экстерну государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением), в котором он успешно прошел итоговую аттестацию. Наименование среднего специального учебного заведения, в котором экстерн приступил к промежуточной аттестации, и ее дата указываются в дипломе согласно данным аттестационной ведомости. Специальность, квалификация, наименование среднего специального учебного заведения и дата выпуска экстерна устанавливаются решением государственной аттестационной комиссии по данным итоговой аттестации, к которой экстерн допускается согласно пп. 13, 14, 15 настоящего Положения.

26. Количество специалистов, выпущенных средним специальным учебным заведением в отчетном году в рамках экстерната, отражается в государственной статистической отчетности по форме 2-нк в соответствии с Инструкцией по ее заполнению.

ГАРАНТ:

Приказом Росстата от 5 июня 2009 г. N 106 форма N 2-нк утратила силу с отчета на начало 2009/2010 учебного года.

См. форму N СПО-1 “Сведения о государственном образовательном учреждении, реализующем программы среднего профессионального образования”

27. Оплата труда преподавателей и других работников учебного заведения, обеспечивающих функционирование экстерната, осуществляется за счет средств данного учебного заведения.

Начальник Главного управления
среднего профессионального образования

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июля 1995 г.

Регистрационный N 896

*) Заполняется в двух экземплярах. Срок действия – согласно п. 12 Положения об экстернате в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

**) Оценка экзамена или зачета по курсу ставится в строке “председатель”. Оценка работы (проекта, отчета, реферата) ставится в одной строке “член комиссии” (в этом случае строка “председатель” отсутствует).

*) Помимо вида услуги, указывается точное наименование дисциплины, по которой она оказывается.

*) Помимо вида аттестации и услуги, указывается точное наименование дисциплины, по которой они проводятся.

**) Чтение лекций, проведение лабораторной работы (практического занятия, семинара), собеседование, консультация осуществляются с согласия экстерна.

*) В форме договора между благотворителем, экстерном и учебным заведением: “___________________________________________, именуемые в (фамилия, имя, отчество) дальнейшем “благотворитель”. “, далее по тексту.

**) Помимо услуги, указывается точное наименование дисциплины, по которой она оказывается.

***) В форме договора между благотворителем, экстерном и средним специальным учебным заведением:

**) Помимо вида аттестации и услуги, указывается точное наименование дисциплины, по которой они оказываются.

***) Чтение лекций, проведение лабораторной работы (практического занятия, семинара), собеседование, консультация осуществляются с согласия экстерна.

****) В форме договора между благотворителем, экстерном и учебным заведением:

  • Приложение N 1. Аттестационная ведомость
  • Приложение N 2. Договор при получении первого среднего профессионального образования
  • Приложение N 3. Договор при получении второго среднего профессионального образования
  • Приложение N 4. Договор при получении первого среднего профессионального образования
  • Приложение N 5. Договор при получении второго среднего профессионального образования
>
N 1. Аттестационная ведомость
Содержание
Постановление Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г. N 2 “Об утверждении Положения об экстернате в государственных образовательных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Пошаговое руководство для перехода на экстернат (семейное образование)

После того, как вы приняли решение переходить на экстернат, соблазнившись немалыми преимуществами оного, вам придется преодолеть еще две проблемы: это ваша вера в себя и вера ваших родителей в вашу разумность. По сути, это одна проблема, и решение для нее тоже одно. Если вы и ваши родители верите в ваши силы, тогда не читайте дальше – просто идите в школу и пишите заявление на переход на семейную форму обучения или на экстернат(для 10-11 класса).

В большинстве случаев ваши родители считают, что вы просто не будете учиться, а потом “будет поздно”. Если причина их сопротивления в чем-то другом, то данный план может и не помочь. Однако помните, что не всегда люди говорят то, что думают, они могут называть любые причины, кроме самой главной. С этим тоже можно бороться.

Почему вы можете не справиться? Лень, неумение планировать свою работу, неумение работать самостоятельно, неправильная оценка своих сил и возможностей. Т.е. всё то, что школа заботливо “выращивала” в вас все школьные годы. Я хочу сделать отступление и сказать, что я встречал немало учителей, которые являются хорошими специалистами и просто хорошие люди, но это не меняет систему. Да, забыл о еще одном моменте: подсознательная программа на неуспех, которая прививается не очень умными взрослыми (родителями и учителями). Некоторые люди настолько не верят в свои силы, что даже когда у них начинает получаться, умудряются “завалить дело”, чтобы реализовать подсознательную программу “неудачника”.

Иначе говоря, мир полон опасностей, и вам нужны гарантии успеха, не так ли? А вашим родителям – двойные гарантии. Причем вашим словам они не поверят. И будут правы, потому что верить надо делам. Значит делами и нужно показать, что вы сможете освоить школьную программу самостоятельно. Каким может быть дело, доказывающее, что вы в состоянии учиться самостоятельно, без понуканий и надзора?

Читайте также:
Лайфхаки для школы - топ-10 идей для легкой учебы читать онлайн

Самое очевидное, что приходит в голову – это самостоятельное освоение части учебной программы. Т.е. вы подготовитесь (об этом ниже), самостоятельно изучите большой раздел какого-либо предмета, получите подтверждение от учителя (сдадите тест, например) и покажете результат родителям. Но этого мало. Еще надо составить и показать план вашей дальнейшей работы над собой (обучения), приемы, которые облегчат вам работу (например ваше умение структурировать информацию и составлять краткие конспекты, умение работать с библиотечным каталогом, понимание структуры учебного плана, знакомство с программой обучения в школе и т.д.). Будет совсем не лишним рассказать родителям о преимуществах и о недостатках выбранного вами способа, о способах использования преимуществ и уменьшения влияния недостатков.

Вам нужно “продать” свой проект. Вы должны показать родителям (да и себе) готовый результат ДО того, как перейдете на экстернат, а не после этого. Это как с кредитом на бизнес – под работающий бизнес кредит дадут охотно, а под красивое описание возможностей – вряд ли.

Как ни забавно звучит, но первый пункт в плане будет “составить план”.

1. Составить план.

План перехода на экстернат (вы его смотрите)

План обучения на экстернате.

План дальнейшего обучения. Даже если еще не определились с выбором ВУЗа или специальностью, это не страшно. Можно указать в плане решение этой проблемы: поездки по ВУЗам на дни открытых дверей, изучение трудового рынка через сайты типа hh.ru

2. Приготовить инструменты.

В процессе самостоятельного изучения вам не потребуется умение прятаться за спину других, списывать или угадывать ответ. А вот умение составлять конспекты, умение оформлять схемы, умение рисовать образные карты для лучшего запоминания – потребуется. Этому можно и нужно учиться. Это и будет первое учебное задание. Неплохо добавить скорочтение, слепой десятипальцевый метод печати, работу с Excel и Word

2.1. Слепой десятипальцевый метод печати (необязательно, но желательно).

“Соло на клавиатуре” В.В. Шахиджаняна поможет решить эту проблему.

2.2. Умение быстро и грамотно конспектировать (обязательно!)

2.3. Красивое оформление конспектов Если еще не умеете, надо придумать. Не получается – подглядите у кого-нибудь.

2.4. Мыслекарты (mindmap) как средство запоминания и структурирование информации

2.5. Книги по психологии обучения

2.6. Хороший карандаш (автоматический, с мягким грифелем), хороший ластик, удобная ручка, блок с цветными разделителями, диктофон.

2.7. Разберитесь с каталогами в библиотеке. Какие бывают, как искать, что означают коды в библиотечной карточке.

3. Выбрать “подопытный” предмет и тему для самостоятельного изучения. Не очень уверены в своих силах – берите тот предмет, что нравится. Важно получить положительный опыт. Уверены в своих силах – берите то, что не очень нравится, но без отвращения. Экстремально уверены в своих силах – выбирайте тот предмет, который ненавидите. Тему нужно выбрать такую, которую вы еще не изучали в школе. И очень важно – нужно брать только то, опирается на хорошо знакомый вам материал или просто полностью новая тема. Брать тему “особенности рейнского диалекта ранногерманского языка” при условии, что вы весь немецкий проболели – самоубийство.

Размер темы для изучения должен быть примерно такой, какой вы должны изучить за 3-4 месяца в школе. Обращайтесь ко мне – помогу выбрать.

4. Возьмите учебный план и учебную программу по предмету.

Во-первых, как еще можно узнать, что вы будете проходит и в каком объеме?

Во-вторых, при защите вы сможете красиво потыкать пальчиком в план обучения. Это, если и не обезоружит ваших противников, то будет выглядеть очень убедительно.

5. Подберите источники, по которым будете работать Лучше, если это будет не только учебник. Методические рекомендации для учителя, сборник вопросов, контрольных – хорошее решение. Если не получиться их достать, то можно поработать с ними в библиотеке методического центра (должен быть такой при управлении образования). 99%, что вам там не откажут.

Поход в библиотеку (обязательно!), выписать названия книг, авторов, аннотацию (кратко для себя) по этой теме. Это может не потребоваться для учебы, но потребуется для защиты проекта. Поиск в интернете (с сохранением ссылок на источники). Беглый просмотр всего этого богатства с выбором одного-двух дополнительных к учебнику источников. Художественная литература, затрагивающая близкую тематику, лишней не будет. На нее можно красиво сослаться. Неплохо бы спросить мнение учителя, но только если вы ему доверяете!

Полностью исключать неудачу нельзя. Для вас неудача в этом проекте – это повод проанализировать ошибки и взяться за следующую попытку. Но для тех, кто был в курсе ваших планов, неудача может оказаться поводом лишний раз сделать вам неприятно, напоминая об этом. Посвящайте только тех, кому доверяете, а лучше – никого (меня можно).

6. Работа в команде или одному?

Если вы найдете еще одну отчаянную голову – это будет замечательно. А если еще три – идеально! Однако, пока нет опыта работы в команде, лучше “больше двух не собираться”. И будьте честны со своим партнером – не тащите его в этот проект, если он явно не готов. Можете создать ему неприятности. А вот использовать кого-то для объяснения ему материала, в котором вы пытаетесь разобраться – это отличный способ понять самому. К сожалению, это настолько затасканная мысль, что ее перестали воспринимать серьезно. И напрасно. Объясняйте другим то, что изучаете сами.

Читайте также:
Дислексия у детей - что это такое и как ее лечить советы родителям

7. Пройдите тест (напишите контрольную работу и т.д.) по выбранной теме Будет отправная точка для сравнения.

8. Составьте поурочный план и выберите время.

Пока нет опыта – следуйте школьному поурочному плану (вы ведь взяли его в школе?). Посчитайте количество учебных часов, которое отводиться на эту тему в школе. Подумайте о том, когда вы сможете этим заняться: параллельно с основной учебой, на каникулах, на выходных. Идеальный вариант – лето. Если лето уже ушло, то каникулы. Нетяжелая болезнь тоже может подойти.

Считайте, что будете заниматься не более двух часов в день. А лучше проверьте, сколько часов за один прием вы сможете работать. Но помните, что усталость может накапливаться и, поработав в один день 5 часов, вы вряд ли продвинетесь следующие пару дней. Один-два часа в день – это нормально. Если в школе тема изучается 3-4 месяца, т.е. 12-15 недель, то это 24-30 часов. По одному-двум часам в день (каждый день или через день, но не реже) получиться три-четыре недели. Дело может пойти быстрее, но закладывать в план мы это не будем, чтобы не создавать авралов. Важно уметь работать в спокойном режиме. Если время не занято (каникулы, например), то 2 часа в день каждый день – это две недели. Составьте график (в календаре мобильного телефона, и/или в календаре Google и/или в Excel). Свяжите даты и темы. Это важно! Многие проекты были загублены из-за недостаточно четкого планирования. Да и пальчиком потыкать надо будет на защите проекта. “Вот тут я начал лениться и выбился из графика, здесь поработал больше и компенсировал отставание. Тут была сложная тема в школе и пришлось немного увеличить длительность проекта”.

9. Для каждого урока укажите, что нужно понять, чему нужно научиться (возьмите это из школьного плана или поурочного планирования). Обязательно проверочные вопросы и задания по каждому уроку! Обязательно! В плане добавьте время для повторения пройденного. Каждые четыре урока беглый просмотр и ответ на вопросы. Это важно! Вы же не в школе, вам нужно не “только бы до завтра” выучить – работайте честно!

10. Приступайте! На каждый урок делайте конспект. Он будет помогать при повторениях материала. Конспект – это не переписывание учебника. Это краткий план взглянув на который вы сможете вспомнить, о чем этот параграф (глава/тема).

11. Ведите записи. Номер занятия, дата, тема. Вопросы, вызвавшие затруднения, свои эмоции (пригодиться для анализа)

12. Обращайтесь за помощью

Учителя в школе, толковые ученики старших классов, сайты в Интернете, форумы учителей (обмен методиками), платные репетиторы (не обязательно постоянно ходить, можно просто заказать разовую консультацию)

13. После окончания пройдите итоговый тест и сравните результаты. Возрадуйтесь и возгордитесь (я верю, будет чем!) Сравните время, которая отводила школа и время, которое потратили вы. Задумайтесь. Подготовьте следующий аналогичный проект.

14. Подумайте, какие предметы вы можете освоить сами, по каким вам нужен репетитор. Найдите репетитора. Сами! Не просите помощи родителей. Дистанционно – удобнее и дешевле. Обязательно проведите тестовое занятие. Вы должны сами найти репетитора по сложным предметам, потому что вы в состоянии решать проблемы самостоятельно. Это будет ваш козырь в рукаве, и, когда вы услышите: “Ну а английский ты как сам будешь изучать?” – скромно достаньте этот козырь. Если в ваших родителях есть хоть капля адекватности – они не устоят.

15. Создайте презентацию, цель которой подвести итог (вы сами овладели темой) и донести главную мысль до родителей: “Вы – взрослый человек, который может ставить цели и достигать их”. К презентации нужно подойти серьезно. Не уверены, что справитесь сами – обратитесь ко мне, постараюсь помочь. Планы обучения, графики работы, список достижений, диктофонные записи ваших сомнений, ругательств и радостных вздохов, походов в библиотеку, разговоров с друзьями и учителями. Сделайте шоу! Это же, черт возьми, ваша инициация! Были ребенком – стали взрослым человеком! “Сидели на шее у родителей” – стали “выгодной инвестицией”. Уделите внимание борьбе с проблемами, не замалчивайте их, даже если часть их осталась нерешенной. Обратитесь за помощью (это ни в коем случае не должно быть ключевым моментом, просто небольшая проблема!). Обязательно покажите план дальнейших действий, где и будет указан ваш переход на экстернат. Не просите разрешения! Просто знакомьте с планом! (картинка, с успешной защитой проекта, все довольны)

16. Запустите еще один проект, по другому предмету Если терпит время, не требуйте немедленного соглашательства. В любом случае, вы сделали свой выбор. Работайте. В крайнем случае, договоритесь с учителем, что на изученную и защищенную вами тему вы не приходите, это время можно провести в библиотеке, работая над другой темой. Так победите!

Читайте также:
Как научить ребенка ставить ударение в словах - игры и упражнения

Читая этот план вы можете подумать, что придется много работать, что нужно много сил, но я вас уверяю – это не так! Нет ничего более утомляющего, чем бесцельное ожидание конца учебного дня в школе. Кроме того, когда вы имеете цель, когда вы работаете на себя и с полным пониманием того, чего хотите достигнуть – силы утраиваются. Кто будет лучше сражаться – наемник или человек, которому есть что и кого защищать?

P.S. Ладно, кое-что можно не делать. Экстремально краткий план выглядит так:

1. Возьмите учебник и изучите “следующую тему”.

3. Скажите родителям, что хотите учиться на экстернате и у вас получится.

Экстернат в школах и вузах

В новом законе об образовании экстернат как отдельная форма обучения или образования не рассматривается – он стал способом аттестации. Такой подход означает, что при определенных условиях в качестве экстерна по-прежнему можно пройти промежуточную или итоговую аттестацию в школах, колледжах и вузах, чтобы получить аттестат или диплом.

  • Что такое экстернат
  • В школе
    • Как оформить
    • Кто может сдавать экзамены экстерном
  • В вузе

Что такое экстернат

Согласно ФЗ № 273 образование любого уровня (начальное, основное, среднее и высшее) можно получать двумя способами:

  1. В образовательных организациях.
  2. Вне таких организаций – в форме семейного образования или самообразования.

С аттестацией тех, кто учится в школах, колледжах и вузах, все понятно: они проходят ее в своих учебных заведениях. Для тех, кто получает образование за пределами образовательных организаций, то есть в формате самообразования или семейного обучения (образования), промежуточная и итоговая аттестация проводится экстерном в учебных заведениях, которые учат по соответствующим программам, обязательно имеющим государственную аккредитацию.

Экстернат – это форма проведения аттестации, предусмотренная для школьников и студентов, которые учатся в формате семейного образования и самообразования.

Всю программу экстерн осваивает сам, а для проведения аттестации временно зачисляется в учебное заведение.

В школе

Осваивать школьную программу в форме семейного образования можно с первого по выпускной класс. Все это время аттестацию за каждый год надо проходить экстерном.

Семейное образование (так называют альтернативную учебу с 1 по 9 класс) и самообразование (в старших классах) удобно тем, что дает возможность проходить программу ускоренным темпом. За один год можно освоить курс, например, 7 и 8 класса и перейти сразу в 9-й.

Экстернат можно использовать и для аттестации только в 10 и 11 классах. Для этого надо с обычного обучения перейти на самообразование.

Как оформить

Чтобы перевестись на семейное обучение или перейти на самообразование и использовать экстернат для аттестации, надо:

  1. Поставить в известность местные органы управления образованием.

Для этого надо в департамент или управление образования отправить по почте или отнести лично заявление о переходе на семейное обучение/самообразование.

  1. Отчислиться из школы.

Забрать документы надо, даже если экстернат в 10 или 11 классах планируется проходить в этой же школе.

  1. Заключить договор со школой – прикрепиться для экстерната.

Специальных школ для экстерната нет – сдавать экзамены можно в любой. Лучше подбирать учебное заведение, которое лояльно относится к домашнему обучению.

Кто может сдавать экзамены экстерном

Чтобы перейти на семейное обучение или самообразование и получить право на экстернат, и не требуется особых справок и оснований. Обычно эту форму образования выбирают:

  • школьники, профессионально занимающиеся спортом, музыкой, творчеством, – им учебу удобнее организовать по своему графику;
  • постоянно живущие за границей или часто переезжающие ученики;
  • дети с особенностями здоровья;
  • целеустремленные способные ученики, которым скучно в школе, поэтому им нужен ускоренный тем обучения.

Экстернат в школе предусмотрен и для студентов колледжей, которые не выдают аттестатов о среднем образовании – только дипломы о получении профессии. Если выпускнику учебного заведения СПО для поступления в вуз нужен документ о среднем образовании, придется экстерном проходить итоговую аттестацию (сдавать ЕГЭ) в школе.

Аттестаты, которые выдают экстернам, не отличаются от документов остальных школьников.

В вузе

Экстернат как форма аттестации возможен и в высших учебных заведениях. В первую очередь он предусмотрен для студентов, которые учатся по неаккредитованным программам, но хотят получить дипломы государственного образца.

Экзамены в вузе можно сдавать экстерном и в других случаях:

  • Если студент учится в форме самообразования. Но программ бакалавриата, специалитета или магистратуры, для которых ФГОС допускают возможность учиться самостоятельно, практически нет, поэтому чаще всего право на экстернат получают студенты неаккредитованных программ.
  • Если вуз, в котором учился студент, лишили лицензии или программа, которую он изучал, утратила государственную аккредитацию.

Так же, как и школьники, студенты-экстерны зачисляются в вуз на время аттестации – минимум на месяц, максимум на год. Не больше чем через 30 дней после зачисления кафедра составляет индивидуальный учебный план с графиком экзаменов и зачетов – обычно он совпадает с расписанием аттестации остальных студентов программы.

Результаты промежуточной аттестации хранятся в личном деле экстерна. Кроме того, если все экзамены и зачеты сданы, вуз выдаст справку о периоде обучения. После защиты диплома или госэкзаменов (итоговой аттестации) студент-экстерн получит диплом государственного образца.

Читайте также:
Пластилинография для детей: как научиться рисовать пластилином

Экстернат вместо 11 класса: за и против

Школьникам обычно хочется быстрее закончить школу, прощание со скучными партами и домашними заданиями – мечта любого старшеклассника. И когда появляется перспектива получить аттестат в ускоренном режиме, многие всерьёз об этом задумываются. Поэтому мы во всех подробностях расскажем про экстернат-обучение.

В этой статье:

Что такое экстернат?

Экстернат – это форма аттестации, которая подразумевает самостоятельное прохождение всего материала.

Таким образом, экстернат – это не форма образования, как думают многие, а форма аттестации, где ученик проходит программу самостоятельно, и приходит в школу писать переводные контрольные и самостоятельные работы. Это отличный выбор для тех, кто здраво понимает, что программа 10-11 класса для него расписана очень растянуто, такие школьники способны усвоить весь материал за более короткий срок, учиться своими силами, а главное самостоятельно подготовиться к ЕГЭ.

Но мы говорим об экстернате вместо 11 класса, а это совсем другая история.

Ученики, которые делают выбор в пользу ускоренного прохождения 11 класса, дают себе возможность закончить обучение в школе, закрыв аттестацию в конце февраля/начале марта, и самостоятельно готовиться к ЕГЭ по выбранным предметам.

Кому нужен экстернат?

Экстернат – не только для тех, кто хочет быстрее пройти школьную программу и сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ. Поэтому аудиторией проекта могут стать:

  • Да, выпускники, которые просто хотят сократить время прохождения школьной программы;
  • Спортсмены, которые не могут посещать школу из-за тренировок и выездов;
  • Ребята, которые не могут учиться в школе по состоянию здоровья;
  • И учащиеся, которые работают уже во время учебы (артисты, певцы, актеры).

Большинство из них переходит на экстернат по причине того, что он позволяет не посещать школу, а получать образование самостоятельно, что очень удобно в сложившихся ситуациях.

Как поступить?

Тут всё достаточно просто.

Школ, которые специализируются только на экстернате НЕТ. Экстернат – это форма аттестации, которая может быть как представлена, так и не представлена в конкретном учебном заведении.

Вы можете поступить в экстернат в своей школе, если она предоставляет такую возможность и у неё есть на это специальное разрешение. В свою школу не будет необходимо сдавать какие-либо экзамены, вы просто пишете заявление о переводе, а администрация делает всё остальное.

Если же ваша школа не предоставляет такую возможность, то экстернаты ведут набор начиная с марта, вы можете записаться на консультацию и пройти вступительные испытания, по результатам которых будет вестись дальнейший отбор.

Но бояться не стоит. Как правило, всё проходит в рамках собеседования, которое показывает уровень вашей готовности и осознанности, но каждая школа диктует свои правила, так что какого-то конкретного «вступительного» не существует.

Чтобы помочь вам разобраться в необходимости экстерната, давайте разберём его плюсы и минусы.

Плюсы экстерната

  1. Появляется дополнительное свободное время. А ведь в среднем школьник тратит около 8 часов на «учебный день» вместе с дорогой.
  2. Программу вы подбираете себе самостоятельно. Когда вы выбрали направление, которое станет вашим после поступления в вуз, вы уже знаете, на какие именно предметы следует сделать акцент, а какие – вовсе не нужны.
  3. Личный график. Вы можете распределить время своего обучения самостоятельно. То есть если вы занимаетесь с репетиторами или самостоятельно, вы сами назначаете время и место для этого, что никак не может встать поперёк вашим личным делам, начинаниям и хобби.

Минусы экстерната

  1. Самообразование. Это не является минусом как таковым, просто, выбирая экстернат, вы должны быть готовы полностью взять на себя ответственность за полное прохождение программы. Тут могут злую шутку сыграть лень, банальный человеческий фактор и неправильная расстановка приоритетов.
  2. Репетиторы. Это очень частая практика для учащихся экстерната, так как самостоятельная подготовка – это всегда преодоление себя и большой труд. А, к сожалению, некоторые люди не могут делать что-то без хорошего пинка.
  3. Меньше постоянного общения с людьми. Понятно, что без обязательного посещения школы коммуникаций становится меньше. Но это не будет проблемой, если вы будете социализироваться другими способами.

Мнение об экстернате

Мы взяли небольшое интервью у студентки 3-го курса НИУ ВШЭ Грековой Анастасии, которая проходила программу 11 класса в экстернате №2086.

Какой, на твой взгляд, главный плюс экстерната?

– Основное преимущество, на мой взгляд, заключается в том, что ты полгода учишься по достаточно свободному графику, а время, которое появляется, посвящаешь подготовке к экзаменам. В остальные полгода ты занимаешься самостоятельно, ставишь себе столько репетиторов, сколько нужно именно тебе. Я занималась с тремя репетиторами в день, и у меня оставалось время для того, чтобы выдохнуть, а перед ЕГЭ – это очень важный момент.

– Возникали ли сложности с поступлением?

– Нет, в моём случае трудностей не было, я прошла ряд экзаменов, которые проверяли мои базовые знания, так как у меня был не профильный экстернат всё было быстро и просто.

– Сложно ли самостоятельно готовиться к ЕГЭ?

– Это в первую очередь зависит от человека. Если тебе не нужно, чтобы тебя всё время кто-то подталкивал, то да. Мне это пошло на пользу, так как в институте уже с первого курса тебя прекращают пинать, чтобы ты что-то делал. Поэтому экстернат подарил мне хороший опыт в этом плане.

Читайте также:
Развитие памяти у детей - эффективные упражнения читать онлайн

– Как проходила аттестация по второстепенным предметам?

– Чаще всего учителя относятся с пониманием, никогда не было такого, чтобы совершенно ничего не задавали, но объём был достаточно комфортный для самостоятельного изучения. Думаю, всё зависит от учителя и его отношения.

Подводя итог, можно сказать, что экстернат – это серьёзный шаг, который может стать решающим в вашей дальнейшей жизни. И этот шаг нужно делать осознанно и с пониманием всех возможных последствий. Поэтому важно осознать, что нужно именно вам, и трезво оценивать свои силы.

Экстернат: Быстро-школа

Все больше старшеклассников и их родителей выбирают экстернат

  • Законодательные парадоксы
  • На коротком поводке
  • Как выбрать школу экстернат?
  • Кто учится в экстернате

Как одновременно сдать школьные выпускные экзамены, подготовиться к вступительным и избежать при этом нервных перегрузок? Все больше старшеклассников и их родителей отвечают на вопрос однозначно: экстернат.

Новый век диктует: хочешь жить достойно — получай высшее образование. Не секрет, что поступить в престижный вуз без специальной подготовки невозможно. Знания выпускников обычных средних школ часто не отвечают ни требованиям школы высшей, ни требованиям современной жизни. Экстернат — хороший способ освободить время для подготовки к поступлению в вуз. Неслучайно за последние десять лет количество экстернов выросло почти в двадцать раз.

Аттестат они получают без особых пометок — такой же, как их сверстники из обычных школ. Правда, там может быть указано меньшее количество предметов, но основные (русский язык, литература, физика и т. п.) будут обязательно.

Законодательные парадоксы

Официально экстернатом называется такая бесплатная форма обучения, когда ребенок большую часть времени занимается самостоятельно, а в школу приходит только сдавать экзамены — не более 12 за год. Согласно Положению об экстернате ученик может участвовать в школьных олимпиадах и конкурсах, пользоваться библиотекой, посещать лабораторные и практические занятия. Кроме того, он вправе рассчитывать на двухчасовую консультацию по каждому предмету перед экзаменом. На этом участие школы в образовании ребенка заканчивается. Однако экстернат в чистом виде не очень популярен.

В действительности помимо консультаций педагоги обычно настоятельно рекомендуют дополнительные занятия, но за деньги. Здесь уже в силу вступает статья 45 Закона РФ “Об образовании”, согласно которой школа может оказывать платные услуги. Родители и ученики считают подобное обучение платным экстернатом, хотя официально такого понятия не существует. В этом случае два-три раза в неделю дети приходят в школу и прослушивают лекции учителей.

Третий вариант — экстернат + платный интенсив (те же лекции). Его-то чаще всего и выбирают старшеклассники. Они за год проходят школьную программу 10-11-го класса или за полгода — 11-го класса. Нередко предметы изучаются блоками: сначала — химия, потом — география и т. д. Материал обычно дается в сжатом виде, остальное доучивать приходится самостоятельно.

По словам Анны Андрияновой, заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы №96 (с экстернатом), 10-11-й классы за один учебный год проходят 64% всех экстернов. Действительно, очень удобно иметь после окончания школы целый год для подготовки к поступлению в вуз.

Другой точки зрения придерживается Татьяна Агашина, заместитель директора по экстернату школы №346: “Я бы советовала отдавать детей в экстернат по программе 11-й класс за полгода. В расписании 10-го класса еще есть новые предметы. Например, ученики осваивают стереометрию, о которой до этого понятия не имели. Если ребенок в 10-м классе получит необходимые базовые знания, то пройти 11-й за полгода ему не составит особого труда”.

Наконец, совсем недавно стали появляться своеобразные гибриды экстерната и подготовительных курсов. По такой программе занимаются, например, учащиеся базовой школы при экономическом факультете МГУ и слушатели Учебно-научного центра довузовского образования при МГУ.

Игорь Кривченков, директор Учебно-научного центра довузовского образования: “Утром наши ученики слушают лекции по непрофилирующим дисциплинам общеобразовательной школы, а после обеда в тех же классах начинаются занятия подготовительных курсов. Экстернат в этом случае — не более чем легкий способ получить аттестат о среднем образовании. Учителя понимают, что главное для их подопечных — сдать вступительные экзамены в вуз. Обучение в экстернате бесплатное, родители оплачивают только подготовительные курсы, причем могут выбрать столько предметов, сколько необходимо для поступления ребенка в вуз. Занятия на курсах ведут преподаватели разных факультетов МГУ”.

На коротком поводке

Для многих школа-экстернат — настоящее спасение. Исследования показывают, что рабочий день добросовестного ученика старших классов, который выполняет все домашние задания, длится 16 часов. А ведь многие еще занимаются на подготовительных курсах и с репетиторами.

Преподаватели считает, что в подростковом возрасте адаптация ко всему новому происходит очень быстро, и особых трудностей, связанных с переходом на экстернат, обычно не возникает. К тому же во многих школах есть психолог, к которому при необходимости ученик может обратиться.

Кроме того, экстернат помогает заранее адаптироваться к вузовской системе обучения. Домашние задания здесь проверяют редко, зато на лекции надо ходить регулярно, готовиться к промежуточным и выпускным экзаменам тоже. Все это значит, что человек действительно должен быть готов к постоянной самостоятельной работе.

Читайте также:
Эмоциональный интеллект ребенка: определение и методики развития

Однако многим ученикам, несмотря на осознанный выбор вуза, не хватает мотивации, они еще не умеют правильно планировать время. Даже если старшеклассник очень целеустремленный, а родители не привыкли вмешиваться в его жизнь, им придется взять ситуацию под контроль — хотя бы на несколько месяцев.

Ольга Владимирова, мать бывшего экстерна: “Цель достигнута — сын учится в МГУ. В аттестате — хорошие оценки, и получены они без лишней головной боли, хотя я помню, что временами ему приходилось тяжело. Да и нам было сложно постоянно “держать руку на пульсе”.

Иногда на помощь родителям приходят современные информационные технологии: в некоторых экстернатах на каждого ученика заводят персональную веб-страничку, доступную родителям через интернет.

Как выбрать школу экстернат?

Все зависит от ваших целей. Двоечник, который идет в экстернат, потому что не справляется с программой общеобразовательной школы, вряд ли заинтересован в качественных знаниях. Ему бы только получить официальный документ о среднем образовании, а где именно — вопрос десятый. Старшеклассники же, которые собираются поступать в вуз, подходят к выбору экстерната особенно тщательно.

Учиться экстерном можно в государственной и негосударственной школе. В первом случае цена — около 500 долл. за полгода, во втором — от 1000 долл. Но дороже — не обязательно значит лучше. Качество лекций всегда зависит от педагогов.

Поэтому нужно обратить внимание на то, какие учителя ведут предметы, необходимые для поступления в вуз, если есть возможность — поговорить с ними лично. Алексей Парфенов, выпускник экстерната при школе №199: “У нас был замечательный преподаватель химии. На его лекции я ходил с удовольствием, знал, что это не только интересно, но и полезно — и не жалею об этом. Сейчас учусь уже на четвертом курсе Российского химико-технологического университета им. Менделеева”.

Учителя экстернов знают о планах своих подопечных, и не станут предъявлять к гуманитарию слишком строгих требований по физике или биологии. Однако необходимые базовые знания в хорошем экстернате дадут по всем предметам. Если же выпускник, который собирается в гуманитарный вуз, искренне верит, что “Ом” — это такой журнал, а эбонитовая палочка — инфекционное заболевание, можно сказать наверняка, что он учился в плохом экстернате.

Обязательно поинтересуйтесь, предусмотрена ли итоговая аттестация в форме ЕГЭ. Ситуация с единым экзаменом меняется ежегодно, и, если руководство школы ссылается на недостаточное количество информации, при сдаче ЕГЭ в таком экстернате могут возникнуть проблемы.

Лучшим же критерием выбора сегодня, как и десять лет назад, остается рекомендация бывших учеников. Если среди ваших знакомых таких нет, можно воспользоваться современным вариантом “сарафанного радио” — интернет-форумами.

Кто учится в экстернате

Вопреки распространенному мнению, это не только круглые отличники и отпетые двоечники. Экстернат — идеальная форма обучения для одаренных ребят, которым приходится часто уезжать: музыкантов, спортсменов, цирковых артистов. Есть дети, которые не могут учиться в обычном режиме по состоянию здоровья или из-за конфликтов с учителями, одноклассниками.

Наконец, приезжать в школу только на экзамены могут дети, чьи родители работают за границей. Они, кстати, иногда проходят итоговую аттестацию не за год, а за целую ступень обучения — например, за всю начальную школу.

Мифы об экстернате: учёба для одарённых или для халтурщиков

1. Ускоренное образование качественным быть не может

Многие родители переживают, что за несколько дней в неделю справиться со школьной программой невозможно. В результате ребёнок будет или отставать по всем предметам, или получать высокие оценки ни за что. Но это неверно.

Во-первых, в соответствии с законом об образовании школьник, который учится дома и самостоятельно проходит программы начального, основного и среднего общего образования, всё равно должен проходить промежуточную аттестацию в учреждении с госаккредитацией. Проще говоря — в обычной школе. То есть оценки никто просто так не нарисует и экзамены всё равно придётся сдавать.

Во-вторых, школьники, которые на экстернате успевают прочитать школьные учебники заранее, могут глубже изучить отдельные темы, которые их заинтересовали. К примеру, прослушать курс лекций по истории и культуре, посетить профильные кружки и практикумы при вузе, позаниматься в творческих лабораториях. А значит — больше времени посвятить более подробному изучению предмета.

В-третьих, учёба на экстернате часто бывает более эффективной. В классе учитель доносит информацию одновременно до 30 человек, при этом кто-то невнимательно слушает, кто-то отвлекается, и время освоения темы затягивается в разы. При учёбе экстерном ребёнок разбирается с программой один на один в нужном ему темпе.

В моей практике обучающиеся экстерном в целом показывали более высокие результаты. Работать с ними было легче, они знали, чего хотят, были более мотивированные, усидчивые, чем их сверстники. Поэтому я бы не сказал, что все их оценки — только для галочки или что экзамены для них проводят легче.

2. Экстернат только для одарённых детей.

Считается, что учёбу на экстернате выбирают победители олимпиад или школьники, которые развиты не по годам. Вспомните хотя бы недавний случай с Алисой Тепляковой, которая в 8 лет сдала ЕГЭ и получила аттестат. Или спортсмены, которые настолько заняты на тренировках, сборах и соревнованиях, что просто не могут посещать школу. Но это не полный список тех, кому такая форма обучения подходит.

Читайте также:
Как заставить ребенка делать уроки - практические советы читать онлайн

Одна из главных причин, по которой многие дети уходят на экстернат, — это желание больше времени уделить подготовке к поступлению в вуз. То есть занятиям с репетиторами, которые готовят к ЕГЭ и к дополнительным вступительным испытаниям.

В экстернате необязательно перескакивать через класс и за один год сдавать экзамены за несколько лет. Есть школьники, которые просто учатся из дома по стандартной программе. Их цель — сэкономить время, которое они тратят на походы в школу и выполнение заданий по непрофильным предметам.

А есть те, кто выбирает ускоренный вариант, потому что хочет иметь дополнительный год на подготовку к вузу. Или на то, чтобы попробовать себя в профессии, попутешествовать по миру и понять, на кого дальше пойти учиться.

Профи для любой задачи

  • Английский язык
  • Массаж
  • Уборка
  • Маникюр
  • Консультация психолога
  • Фотосъёмка
  • Ремонт бытовой техники
  • Стрижки
  • Русский язык
  • Мелкий ремонт
  • Наращивание ресниц
  • Биология
  • Обществознание
  • Фитнес
  • Макияж
  • Математика
  • Физика
  • Мытьё окон
  • Коррекция бровей
  • Химия
  • Помощь по дому
  • Причёски

Как рассказывает репетитор по математике, физике и химии Андрей Михайлов, в его практике успеха в учёбе экстерном добивались и слабые школьники, которым на домашнем обучении проще было справиться с программой. Особенно если проблемы у них возникали не из-за «академической запущенности», а из-за проблем в общении с одноклассниками и учителями.

Андрей Анатольевич Михайлов репетитор по математике, физике и химии

У меня был ученик, который бурно реагировал на неадекватное отношение к нему в школе, и конфликт нарастал, как снежный ком. На тот момент я уже занимался с ним как репетитор и предложил ему учиться экстерном. Больше всего за успех такой формы обучения переживала мама, но мне удалось убедить её, что в случае с этим мальчиком дело не в знаниях, а именно в отношении учителей. Из-за него у школьника падала мотивация. Когда он пошёл в экстернат, все проблемы с учёбой закончились. В итоге он поступил в вуз на бюджет.

Позже ученик рассказал, что благодаря экстернату он научился сам организовывать учебный процесс, ставить себе цели и определять сроки. И это помогло ему лучше адаптироваться к учёбе на первом курсе института.

3. . и самостоятельных

С одной стороны, это правда: успех сильно зависит от того, насколько серьёзно настроен школьник. С другой — без контроля родителей или наставника вряд ли удастся обойтись.

Недавно появилась новая форма экстерната: интернет-школа. В ней занятия проходят в виде виртуальных лекций, после которых разбираются примеры заданий, и школьник получает задачи для отработки. В финале его ждёт онлайн-тест, который нельзя переписать. Если он всё сдаёт вовремя, то получает аттестат. Звучит здорово, но такая программа достаточно сложна для несамостоятельных детей. И я бы не советовала уходить на экстернат, если в семье нет каких-то нестандартных обстоятельств — переезда в другую страну, болезни и т.д.

По мнению Ирины Жидовленко, не стоит уходить на экстернат и тем, кто учится в школах с углублённым изучением каких-то предметов: лингвистических лицеях, физико-математических классах. Причина в том, что в таких школах обычно хорошо выстроены программы и работает сильный педагогический состав.

4. Учёба в четырёх стенах плохо влияет на психику

Ещё один аспект, который беспокоит многих родителей: а не станет ли ребёнок замкнутым, если перестанет общаться с одноклассниками каждый день? И не лишит ли его нагрузка на экстернате детства? На этот вопрос специалисты Профи ответили однозначно: нет. Наоборот, школьная нагрузка по внеклассной активности, разным проектам и необязательным работам становится в разы меньше.

Год в 11-м классе может быть очень сложным. Некоторые дети не спят ночами или спят два часа, бывают задёрганными, часто болеют. Ребёнок на экстернате находится в более комфортных условиях: он занимается подготовкой к ЕГЭ в первой половине дня, а не вечером, уставший после школы. В результате у него хватает времени на домашние задания. У меня были дети, которые, если бы ходили в школу, столько баллов бы по ЕГЭ не получили.

Что до общения — то его вполне можно восполнить в кружках и секциях по интересам, а стресс снять, занимаясь хобби. Таким образом, экстернат вполне может стать комфортной заменой школе. Конечно, если соблюдать ряд условий:

  • Нагрузка должна соответствовать возрасту. Вряд ли ребёнок, который прошёл всю школьную программу за пару лет, психологически готов воспринимать программу вуза и вообще входить во взрослую жизнь.
  • Экстернат не должен быть средством, чтобы доказать миру гениальность школьника. Это средство достижения более земных целей — комфортной учёбы, снижения нагрузки, расстановки приоритетов.

5. Экстернам будет сложнее сдать ЕГЭ

Минобрнауки не раз утверждало, что для сдачи ЕГЭ вполне достаточно знаний школьной программы. В реальности успех на экзамене во многом зависит от того, насколько выпускник знает формат и умеет его выдерживать. Поэтому форма обучения на количество баллов не влияет: и обычным школьникам, и экстернам может потребоваться помощь репетитора.

Читайте также:
Как запомнить формулы - советы для легкого изучения школьниками читать онлайн

Я занимался с мальчиком, который в 9-м классе сдавал экзамены за 11-й. Он быстро усваивал программу, и в обычной школе ему было скучно. Его перевели в частную, где был прекрасный преподаватель, хорошее оборудование для изучения биологии, но я как репетитор всё равно отдельно готовил его именно к ЕГЭ. Для одних тем вроде митоза и мейоза я использовал вузовские учебники, для других — к примеру, для системы пищеварения, давал знания, как в школе. Это зависело именно от того, как эту тему «спрашивают» на ЕГЭ.

При этом Ирина Жидовленко считает, что объём занятий с репетитором будет сильно зависеть от того, как именно школьник проходит обучение экстерном.

В интернет-школах, к примеру, программы, на мой взгляд, выстроены ещё недостаточно хорошо. Они покрывают задачи ЕГЭ процентов на 70. Этого недостаточно для сдачи экзамена и получения хотя бы 60 баллов, поэтому дополнительно заниматься просто необходимо.

Что делать, если ребёнок матерится

Наверное, большинству родителей в определенное время приходится сталкиваться с такой проблемой, как употребление нецензурных слов в речи своего ребенка. С таким явлением очень часто сталкиваются и воспитатели, и учителя в своей деятельности.

Ниже рассмотрим употребления нецензурных слов в зависимости от возраста.

2-4 года

До 4 лет малыши матерятся неосознанно по принципу «услышал — повторил». Естественно, они не понимают ни смысла слов, ни того, насколько они неуместны в определенной ситуации.

Детский сад и игровая площадка у дома — вот основные места, где малыш «учится плохому». Но нельзя винить только сторонние обстоятельства. Порой сами родители, общаясь между собой, совершенно не следят за тем, что говорят. Это только кажется, что малыш ничего не услышал и не понял. Скорее всего, он уже запомнил ваше выражение, особенно если вы акцентировали внимание на том, что вообще так говорить нельзя. И теперь при случае он обязательно произнесет выученное вслух.

5-7 лет

Дошкольнику, наверное, уже объяснили, что есть такие «нехорошие слова», которые произносить ни в коем случае нельзя. И тут вполне можно ожидать того, что мат для ребенка станет своеобразным бунтом против установленных взрослыми правил.

Значения бранных слов ребенок, конечно, еще не понимает. Но вполне улавливает те эмоции и посыл, что они несут. Поэтому можно ожидать, что ребенок будет материться вполне осознанно.

Что делать, если ребенок матерится в 7 лет? Родители чаще даже не догадываются, что их малыш с удовольствием практикует бранные слова. Ведь он, боясь наказания, только со сверстниками ведет себя таким образом.

8-10 лет

В этом возрасте ребенок уже четко понимает, где и с кем можно ругаться, а где этого лучше не делать. Младшие школьники с удовольствием копируют поведение старшеклассников, таким образом, приобщаясь к миру взрослых. Они используют нецензурные слова, чтобы влиться в коллектив сверстников.

11-14 лет

Подростковый кризис — сложный период для ребенка. Он проявляется резким изменением поведения, в том числе и активным появлением матерных слов в речи.

Ребенок бунтует против всех и вся, доказывает, что он взрослый и самостоятельной. И маты, к сожалению, самый простой способ для подростка достичь желаемого.

Подростковый период — тот самый момент, когда проще простого навсегда испортить отношения со своим ребенком.

В любом случае, эта проблема и ее нужно решать, но здесь очень важно соблюдать границы родителям, учителям и воспитателям.

Что нельзя делать:

1. Акцентируясь на том, что ребенок матерится, не стоит преувеличивать «ужасность» нецензурной речи.

Это важно, поскольку многие взрослые ругают детей так, будто он совершил самое настоящее преступление. Важно донести мысль, что мат — это не «плохое поведение», а «некультурное поведение». Это совершенно разные понятия.

2. Многие взрослые не находят никакого другого решения, кроме как запретить ребенку дружить с «плохими» ребятами.

Это точно нельзя делать, если ребенок матерится, эти действия не сработают. Во-первых, в средней школе матерятся очень многие, а значит, ему и вовсе придется переходить на домашнее обучение. А во-вторых, ребенок на ваши запреты отреагирует острой обидой и бунтом.

3. Для взрослого совершенно понятна аксиома, что материться — это некультурно.

Но для ребенка до 8 лет нравоучения взрослых — пустые слова. Поэтому упреки «не матерись» работать точно не будут. Корректируя проблему, ребенку нужно объяснить более понятно и доходчиво, почему бранные слова под запретом.

4. Когда ребенок вдруг произносит бранное слово прилюдно, родителям хочется сквозь землю провалиться.

Да, ситуация неприятная. Но это не повод прилюдно наказывать ребенка и стыдить его. Окружающие, скорее всего, скоро забудут об этой «оплошности», а вот ребенок то чувство стыда, что испытал, возможно, пронесет через всю жизнь. Лучшее решение — повременить с наказанием и воспитательную беседу провести уже дома.

5. Когда приходит время нравоучительной беседы и наказаний, многие родители перестают себя контролировать.

Важно говорить именно о конкретном проступке ребенка, а не вспоминать его прошлые «грехи». Необходимо акцентировать внимание на том, что этот поступок малыша нехороший, а не он сам. А неправильные обвинения лишь пошатнут уверенность ребенка в себе.

Читайте также:
Школа в сентябре 2021 - какие изменения ждут учеников в новом году читать онлайн

5. Ни в коем случае не применять физическое наказание (например, бить по губам, мыть мылом рот и т.д.).

Физическое наказание унижает ребенка и вызывает лишь только негативные чувства.

6. Оставаться в стороне и не обращать внимания.

Применение матерных слов на пустом месте не бывает. Необходимо понять причину, почему ребенок использует мат в своем словообороте.

7. Считать ребенка недалеким, опустившимся в глазах людей и т.д.

Всем людям свойственно ошибаться, а тем более детям. Из ошибок формируется опыт. Поэтому не стоит вешать ярлык на ребенка и ставить на нем крест, если он начал материться.

Что надо делать, если ребенок матерится:

1. Отнеситесь спокойно к проблеме

Ребенок никого не ударил, не мучил кошку, не сломал дорогую технику. Он произнес неприличное слово. Так стоит ли на это реагировать настоящим эмоциональным ураганом?

В этом случае попробуйте поступить так – вообще никак не реагируйте, будто ничего не слышали. Как правило, малыш сразу забывает о непонятном для себя слове, раз родителям все равно. А когда мама и папа реагируют бурно — злятся или, наоборот, смеются — ребенок понимает, что эти «странные» слова привлекают внимание, и будет проявлять еще больший интерес к ним.

2. Важно понять, почему ребенок ругается

Прежде чем что-то делать, важно понять, почему ребенок старше 8 лет матерится. Именно в этом возрасте дети уже понимают, зачем вообще нужны нецензурные слова. Может, ребенок выругался, потому что ему больно или обидно, скопировав таким образом ваше поведение в аналогичной ситуации? А еще дети подросткового возраста матерятся, прощупывая границы дозволенного.

Надо понять мотивы. Спокойно поговорите с ребенком, чтобы выяснить, что побудило его перейти от нормальной речи к нецензурной.

3. Если нужно, объясняйте значение слов

Распространенная ситуация — ребенок приходит с улицы и спрашивает у родителей, что означает слово «из трех букв». От кого-то услышал, а теперь ему важно знать, что же это такое. Не поднимайте панику, малыш всего лишь пришел за помощью. Лучше родителям рассказать о значении слова, иначе это сделают сверстники (и скорее всего, информация не будет верной). Спокойно объясните. А потом, конечно, уточните, почему его лучше не использовать прилюдно.

4. Скажите о своих чувствах

Вместо того чтобы обвинять ребенка за то, что он ругается, подберите другие слова. Пусть они выражают ваши чувства и эмоции по этому поводу. Подойдут такие варианты: «мне неприятно это слышать», «я не могу прийти в себя от того, как ты говоришь».

5. Научите ребенка грамотно выходить из конфликтов

Если мат в речи ребенка появляется только как проявление агрессии, злости или обиды, задача родителей — научить его выходить из конфликтных ситуаций. В данном случае ребенок просто не понимает, как ему вести себя. И самое очевидное для него — «обругать» обидчика.

Если у ребенка уже вошло в привычку именно матами решать конфликты и выражать свои чувства, то работа предстоит нелегкая. Воспитательные беседы нужно будет проводить после каждого неприятного инцидента. Но родителям стоит запастись терпением.

6. Уважайте личные границы ребенка

Тревожные родители, которые хотят держать под контролем жизнь ребенка, часто нарушают его личные границы. Распространенная ситуация — просмотр переписок в социальных сетях. И для взрослых становится настоящим шоком, что матов в переписках больше, чем нормальных слов. А дальше — скандалы, упреки, угрозы, наказания.

Младшие школьники могут спокойно реагировать на нарушение личных границ, но вот подростки точно этого не потерпят. Конфликтов не избежать.

Научитесь уважать своего взрослеющего ребенка. Если он матерится только с друзьями, не нарушая при этом дисциплины в школе, важно в который раз призвать на помощь спокойствие.

7. Показывайте положительный пример

Пример родителей — основа гармоничного взросления и развития ребенка. И этот пример должен быть положительным. Дети тех родителей, которые не матерятся, с большой долей вероятности даже в «плохой» компании не переймут нецензурный стиль общения.

Чтобы ребенок старше 6 лет даже и не захотел материться, установите в семье четкие правила — дома не выражаться.

Если ребенок видит, что вы сами нарушаете правила, то решит, что и ему дозволено так себя вести.

8. Воспитателям и учителям, столкнувшись с данной проблемой, необходимо в первую очередь донести информацию об употреблении ребенка нецензурной речи и решать вопрос вместе.

Учитель или воспитатель может провести беседу отдельно от всех детей, не привлекая внимания. Родители, в свою очередь, проводят беседу дома. Своевременный и правильный подход поможет быстро справиться с данной проблемой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: