Как пишется слово число по правилам русского языка

Как правильно писать «Вы» или «вы» в деловой переписке?

Меня смутило и возмутило это утверждение, потому что еще со школьных времен я помню, что при обращении к старшему или незнакомому человеку, выражая своё уважение, нужно обращаться к нему на «Вы» – с большой. «Вы» с маленькой буквы для меня – это множественное число местоимения «ты». То есть, на «вы» с маленькой я обращаюсь тогда, когда пишу нескольким людям, а не одному.

Для того, чтобы разобраться с этим вопросом, я решила обратиться к научной литературе по русскому языку. В справочных пособиях «Словарь трудностей русского языка» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой и «Прописная или строчная?» В.В. Лопатиной говорится, что с прописной (то есть, с большой) буквы местоимение «Вы» («Ваш», «Вам» и т.д.) пишется в таких случаях:

  1. при обращении к одному конкретному (физическому или юридическому) лицу в официальных сообщениях «Поздравляем Вас…»; «Сообщаем Вам…»; «Прошу Вас…»; «Искренне Ваш…»;
  2. в личных письмах к одному конкретному лицу (факультативное написание – выбор определяет сам пишущий, выражая или же не выражая вежливое или уважительное отношение к адресату), в том числе и по e-mail.

Во всех остальных случаях используется строчное (с маленькой буквы) написание местоимения «вы»:

  1. при обращении к нескольким лицам в частной и деловой переписке: «Прошу вас, уважаемый Сергей Петрович и Иван Васильевич…»; «Господа, ваше письмо…»;
  2. в газетных публикациях, в рекламе;
  3. в литературных произведениях (диалог, прямая речь, личное обращение): «. Но пусть она вас больше не тревожит // Я не хочу печалить вас ничем»;
  4. при цитировании;
  5. при обращении к пользователю на web-странице;
  6. если обращение гипотетическое, то и в письме: «Уважаемый коллега! По поводу высказанного вами предположения…».

Интересно, что в главе о «Трёх правилах про вы» А. Лебедев также ссылается на Д.Э. Розенталя, который говорит, что «прописная буква в словах Вы, Ваш и т.д. пишется только при обращении к одному лицу (физическому или юридическому), при этом обычно в личной переписке». Примечательно и то, что сам Д.Э. Розенталь в своём письме обращается к адресату на «Вы» с большой буквы.

Для меня всё стало ещё более очевидно после прочтения правил русского языка, о которых пишут лингвисты. Кроме того, в них сказано, что решение о прописной или строчной букве принимает сам автор личного письма.

Чтобы окончательно решить вопрос о написании местоимения «вы» я решила обратиться к преподавателям русского языка Томского государственного университета — Галине Николаевне Стариковой (кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Филологического факультета ТГУ) и Инне Витальевне Тубаловой (доктор филологических наук, доцент кафедры общего славяно-русского языкознания и классической филологии Филологического факультета ТГУ). Они сошлись во мнении о том, что местоимение «Вы» употребляется как форма вежливого обращения к одному лицу в письме официального, делового характера и в официальной документации, где адресат — одно лицо, а также при титульной лексике Ваше Высочество, Ваша честь. Во всех остальных случаях употребляется местоимение «вы». Обращение на «Вы» к нескольким лицам или определённой аудитории — грубая ошибка, указывающая на полное непонимание вопроса. Кроме того, они отметили, что при обращении к одному лицу в деловой переписке норма вариативна, то есть, выбирать нужно самим.

Тем не менее, в современной деловой среде, и особенно в сфере digital и IT сложилось мнение, что обращение в обычном email на «Вы» — это дурной тон, выражающий излишний пафос. Так, в «Учебнике для менеджеров в digital» известного российского дизайнера Олега Чулакова я снова наткнулась на то же утверждение: «Местоимение «вы» пишется со строчной во всех случаях. Излишний пафос ни к чему». В редакционных стандартах журнала «Тинькофф-журнал» также коротко и ясно сказано: «Пишем «вы» и «ваш», то есть со строчной».

Одним из возможных объяснений такого написания местоимения «вы» может быть то, что сфера дизайна, digital, IT — это сферы, которые начали развиваться и находятся под большим влиянием западных стран, основной язык коммуникации которых — английский. В английском нет деления на вежливое «Вы» и «ты», там все обращаются друг к другу просто «you». «You» с большой буквы в середине предложения никогда не пишется. Именно поэтому, возможно, в среде дизайнеров и разработчиков стало распространено использование русского эквивалента английскому «you» — «ты» или «вы».

Таким образом, писать «вы» с большой или маленькой буквы в деловом письме — выбор пишущего. По моему мнению, «Вы» – это не излишний пафос и моветон, а проявление уважения к собеседнику и соблюдение определенной дистанции, которые необходимы в деловой переписке.

Как правильно писать «цифра» или «цыфра»

Цифра или цыфра — как правильно написать это слово — через букву и или через букву ы? Нам подскажет орфорграфический словарь. Дело в том, что слово цифра — заимствованное, и посмотреть правильное его написание можно только в словаре.

Читайте также:
Хожу как пишется - подробное объяснение правила

Значение слова

Цифра — это значок, которым записываются числа. То есть, это все равно что буква в слове — если провести аналогию с русским языком. Поэтому и говорят «двузначное число» — потому что оно записывается двумя значками (двумя цифрами). Или, например, четырехзначное число 1000 записано четырьмя значками 1, 0, 0 и 0. Три из которых одинаковые.

С цифрой нельзя проводить вычислений, складывать или отнимать цифры нельзя, это можно делать только с числами. Чтобы быть грамотными людьми как в русском языке, так и в математике — важно говорить правильно и не называть слово буквой, а число цифрой.

К сожалению, сейчас очень многие люди грешат этим. Возможно, плохо учились в школе, а, может, они просто не умеют различать число от цифры. Ну, а вы теперь знаете это различие.

Для математика сказать на число цифра, все равно что для любителя русского языка сказать вместо «положить» — «покласть», также режет слух.

Правильное написание

Правильно писать цифра, хотя давным-давно в старославянском писали «цыфра», где в первом слоге стояла буква ы, но в современном русском языке такое написание уже считается ошибкой.

Правописание слов с ци и цы в корне

Правило правописание слов с ци и цы в корне такое: если буква ц встречается в корне слова, то после нее всегда пишется буква и, исключение составляют слова «цыпленок», «цыган», «цыц» и «цыпочка», а также все производные слов-исключений будут иметь «ы» после ц.

Поэтому слово цифра также попадает под это правило и пишется через букву и.

  • Ц ы ганка ц ы ганенка нянчила и говорила «ц ы ц, ц ы пленок ненаглядный, баюшки-баю».
  • Оц и фровка документов — важный шаг к ц и фровому пространству в нашей стране.
  • Если на ц ы почках мышка подкрадется к кошке, то кошка может этого даже и не заметить.
  • Ц и рк приехал — это всегда праздник и для детей, и для взрослых.

Если выучить правило, то вы уже никогда не будете ошибаться в правописании слов с буквой ц в корне.

Чтение поможет

Однако, для тех людей, которые читают много книг, правильное написание слов происходит интуитивно, потому что эти слова они много раз читали в книгах.

Читайте как можно больше книг, желательно бумажных, и при хорошем освещении, чтобы поберечь зрение. Тогда вы можете стать по-настоящему образованным человеком. Ведь абсолютная грамотность присуща только тем, кто много читает и обладает хорошей зрительной памятью.

Если ваш учитель русского языка предложит вам прочитать дополнительную литературу на каникулах — скажите ему большое спасибо за заботу о вашей грамотности и обязательно прочтите все книги, которые он вам даст.

Любите читать — в этом залог успеха не только в литературе, но и в русском языке.

Примеры со словами с слогом ци в корне

  • Первая ц и фра числа А 5, а вторая — 2. Напишите это число.
  • Чтобы не путать ц и фры 6 и 9 надо выучить правило — у ц и фры 6 хвостик наверху, а у ц и фры 9 — внизу.
  • Ц и фровое пространство — это пространство математики и тех чисел, которые образуют ц и фры.
  • В двоичной системе счисления всего две ц и фры 0 и 1.
  • Прочитайте медленно, пожалуйста, все ц и фры в номере вашего заказа.
  • Я вам не могу поставить ц и фру, я могу поставить оценку — и это оценка 5.
  • Иван Васильевич, вы же взрослый образованный человек, только двоечник может говорить на число ц и фра.
  • Мы учим ц и фры — их всего 10: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9.
  • Разве 25 миллионов это не ц и фра, Родион Петрович? — Нет, Петр Родионович, это — число.

Прекрасный русский язык — это живой организм, который все время развивается, поэтому появляются одни правила, уходят другие. Почаще заходите на наш сайт, чтобы быть в курсе самых последних веяний в прекрасном языке, который, как изысканные одежды одевает нашу жизнь в яркие, волшебные цвета.

Только в этом языке так многогранно можно выразить все оттенки чувств, даже если это просто наше отношение к миру и к цифровому пространству, к математике или к еде, к литературе или к балету, к любви или к ненависти.

Прочитайте еще наши статьи про правильное правописание слов:

Средний рейтинг 5 / 5. Количество оценок: 3

Пока оценок нет. Ваша оценка может стать первой!

Читайте также:
Пересдать как пишется - значение, разбор слова и правописание

Сожалеем, что эта информация вам не пригодилась!

Хотите улучшить информацию?

Расскажите, как мы можем улучшить эту статью?

11 правил оформления списков и перечней

11 простых правил, которые помогут вам научиться создавать правильные и удобочитаемые списки где бы то ни было: в презентацих, отчетах, документах или на сайтах.

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. Бывают простые и многоуровневые списки. Как их оформлять? В каких случаях использовать нумерацию, буквы и тире? Когда в конце каждого элемента списка уместной будет точка, а когда нужна запятая или точка с запятой?

При составлении документов мы часто сталкиваемся со всевозможными перечнями. При этом правил их оформления существует великое множество. Попробуем разобраться в них.

Обозначение элементов списка

Предваряющее перечень предложение и элементы последующего списка (перечисляются после двоеточия) могут писаться в виде единой строки. Но в длинных и сложных списках гораздо удобнее располагать каждый элемент с новой строки. И тут у вас есть выбор: вы можете ограничиться использованием абзацного отступа (Пример 1) или же заменить его на цифру, букву или тире (Пример 2).

Пример 1

Пример 2

От глубины членения зависит выбор символов, которые будут предварять каждый элемент списка. При оформлении простых перечней можно использовать строчные («маленькие») буквы, арабские цифры или тире.

Гораздо сложнее обстоит дело с составными перечнями. Для большей наглядности сочетания различных символов в списках приведем пример оформления 4-уровневого перечня:

Пример 3

Из данного примера видно, что система нумерации рубрик выглядит следующим образом: заголовок первого уровня оформлен при помощи римской цифры, заголовки второго уровня – при помощи арабских цифр без скобок, заголовки третьего уровня – при помощи арабских цифр со скобками и, наконец, заголовки четвертого уровня оформлены с применением строчных букв со скобками. Если бы данный перечень предполагал еще один, пятый уровень, то его мы оформили бы при помощи тире.

Система нумерации частей составного перечня может состоять только из арабских цифр с точками.Тогда структура построения номера каждого элемента списка отражает его подчиненность по отношению к расположенным выше элементам (происходит наращивание цифровых показателей):

Пример 4

Если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 3 и 4).

Пунктуационное оформление перечней

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв,а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка, а после точки, как все мы помним с начальной школы, начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы. После арабских цифр со скобками и строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы. Последнее положение, кстати, относится и к тире, поскольку трудно представить себе сочетание тире с точкой после него.

Обратите внимание на знаки препинания в конце заголовков перечня, а также в конце слов и словосочетаний в его составе.
Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка.

Пример 5

Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми (см. Пример 5). Если же части перечня усложнены (внутри них есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Пример 6

Наконец, если части перечня представляют собой отдельные ­предложения, они друг от друга отделяются точкой:

Пример 7

Иногда перечень оформляется таким образом, что его предваряет целое предложение (или несколько предложений). В этом случае в перечне используются лишь так называемые «низшие» уровни членения (строчные буквы со скобкой или тире), а точки в конце каждой части перечня не ставятся, т.к. в данном случае перечень представляет собой единое предложение:

Пример 8

Бывает, что в какие-либо части перечня, представляющие собой словосочетания, включается самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы. Независимо от того, что в конце предложения по правилам русского языка должна ставиться точка, каждый элемент списка будет отделяться от следующего точкой с запятой:

Пример 9

Согласованность элементов списка

При составлении перечней следует обязательно обращать внимание на то, чтобы начальные слова каждого элемента списка были согласованы между собой в роде, числе и падеже. В Примере 10 мы привели вариант неправильного оформления: последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными. Подобные ошибки обычно встречаются в длинных перечнях с большим количеством элементов.

Пример 10

Также все элементы списка должны быть обязательно согласованы в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие. Давайте вновь рассмотрим пример неправильного составления перечня, чтобы проанализировать ошибки.

Читайте также:
Создал ударение - объяснение правила орфоэпии
Пример 11

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, мы привели основные правила построения и оформления ­перечней, которые помогут сделать ваши документы еще более грамотными.

Как пишется слово число по правилам русского языка

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух спокойно проходит через полость рта и не встречает какой-либо преграды.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Для обозначения гласных звуков на письме используем 10 букв:

а, о, у, э, ы – обозначают твёрдость согласных звуков;

я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков (после согласного),

или обозначают 2 звука.

Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука:

Согласные – это звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду (язык, зубы или губы).

В русском языке 36 согласных звуков.

В русском языке 21 буква, которая обозначает согласный звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,

Согласный звук может быть:

– твёрдым или мягким;

– звонким или глухим;

Всегда твёрдые [Ж], [Ш], [Ц].

Всегда мягкие [Й’], [Ч’], [Щ’].

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, ы, э и ъ:

Мягкость согласных звуков обозначается буквами я, ё, е, ю, и и ь.

ЗВОНКИЕ согласные произносим с шумом и голосом, а ГЛУХИЕ только с шумом.

В предложении «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи!» все согласные глухие.

А остальные – звонкие: Б, В, Г, Д, З, Ж, и Й, Р, Л, М, Н.

ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Например: крыши, жираф.

ЧА-ЩА пиши с буквой А . Например: щавель, части.

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Например: чудак, щука.

СОЧЕТАНИЯ ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН И НЩ

Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ пишутся без мягкого знака.

Например: розочка, молочный, чтение, карманчик, сборщик, мощный, барабанщик.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ

Существуют парные согласные по глухости – звонкости:

Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, 3 – С.

Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.

Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.

Например: гриб, грибки — грибок, грибной.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах требуют проверки.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Для проверки слов с двумя безударными гласными в корне нужно подобрать два проверочных слова.

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание слов с непроверяемыми гласными в корне слова надо проверять по орфографическому словарю.

Написание некоторых из них надо запомнить.

МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

В конце слова после мягкого согласного пишется буква Ь

После мягкого Л в середине слова всегда пишется буква Ь.

После остальных мягких согласных в одних случаях пишется буква Ь .

В других случаях после мягкого согласного буква Ь не пишется

В случае затруднения обращайся к словарю.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Разделительный Ь пишется в корне и между корнем и окончанием.

Ь пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК

Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем слова, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я.

(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)

Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.

Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.

Между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.

Написал, записал, приписал, списал, дописал

Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.

Читайте также:
Имя существительное как часть речи - характерные признаки

Между предлогом и приставкой можно вставить другое слово или вопрос.

Сосна росла (у) берега.

Сосна росла у (чего? самого) берега.

1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.

2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Чудесно – чудо.

Запомни: лестница, праздник, чувство

Запомни: СН без Т

Ужасный – ужас, опасный – опасен.

ПРАВОПИСАНИЕ Ы И И ПОСЛЕ Ц

В корнях слов.

Например, цирк, цифра.

ИСКЛЮЧЕНИЯ : цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып – цып.

В окончаниях.

Например, синицы, куцый.

В словах на – ция.

Например, акция, лекция.

В словах с суффиксом

– ын . Например, курицын.

ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТИВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц

В окончаниях имен существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е.

Например: лучом, душем.

СОСТАВ СЛОВА

Слова состоят (или могут состоять) из приставки, корня, суффикса и окончания.

Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение: свет, светильник, освещать.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: ходить, подходить, переход, выход.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: школа, школьник, школьный.

Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в словосочетании или в предложении: читал книгу, нашёл в книге.

Разбор слова по составу

1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:

настольный, настольного, настольным, о настольном.

Окончание –ый, основа настольн-

2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:

стол, столик, столовая.

Общая часть слов – стол-. Это корень.

3. Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.

Такая приставка есть в словах наручный, настенный

4. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.

Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.

1 1. Слова переносятся по слогам .

Например: во-ро-на, пе-тух, лю-бовь

2 . Нельзя переносить одну букву и оставлять её на строке.

Например: ака-ция, мир, яма

3 . При переносе слов буквы Ь, Ъ, Й не переносят, а оставляют на строке с предыдущей согласной.

Например: боль-шой, крыль-цо, сой-ка, объ-езд

4. При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Например: жуж-жать, сум-ма, ап-петит

5 . При переносе слов с приставками нельзя отрывать одну букву от приставки или от корня.

Например: под-бить, при-слоняться, рас-крыть, пре-красный

6. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки (. , ! ? : ( ; – „ )

имя существительное предлог

имя прилагательное союз

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Например, школа, ученик, кровать, лошадь.

Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе (что? кто?)

Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? , называются одушевленными .

(Например, писатель, рак)

Имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что? , называются неодушевленными.

(Например, дождь, вода)

Имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы (имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, деревень, рек, морей …) называются собственными .

Например, Валентина, Новгород, Барсик

Все остальные – нарицательные.

Например, город, кошка, сестра, дом

Имена существительные бывают:

Женского рода (она моя), например, лодка, корова.

Мужского рода (он мой), например, стол, год.

Среднего рода (оно моё), например, солнце, окно.

Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.

Например, туфли – туфля (ж.р), ботинки – ботинок (м.р.)

Имена существительные изменяются по числам.

Существительные в единственном числе обозначают один предмет,

во множественном числе – два или несколько предметов.

Имена существительные изменяются по падежам.

Именительный – (есть) кто? что?

Родительный – (нет) кого? чего?

Дательный – (подошёл) кем? чем?

Винительный – (вижу) кого? что?

Творительный – (доволен) кем? чем?

Предложный – (думаю) о ком? о чём?

Как отличить И. п. от В. п.

Существительное в И.П. является в предложении главным членом – подлежащим и никогда не употребляется с предлогом.

Существительное в В. п. является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без.

Как отличить Р. п. от В. п.

Р. и В. падежи можно различать по предлогам.

От, до, из, без, у, для, около, в, на, за, через, про

Читайте также:
Как пишется учитель - разбор слова на морфемы и правило

У существительных 1 склонения Р. и В. падежи различаются по окончаниям.

Для того чтобы отличить Р. п. от В. п. у существительного 2 склонения , можно заменить это существительное существительным

1 склонения. (кошка)

Существительные в П. п. всегда употребляются с предлогом (о, об, обо, в, во, на, при)

Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются на гласные звуки. (об автомобиле, об урожае, об Илье)

Существительные бывают 1, 2 и 3 – го склонения.

1 склонение – существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, – я в именительном падеже.

2 склонение – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, -е.

3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием).

Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа.

Например, ехали по улице – улица (1 скл.)

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Чтобы проверить безударное окончание существительного, надо:

  1. определить падеж
  2. определить склонение
  3. вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже или подставить слово-помощник.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё?

Например, красная, цветной, праздничное, весёлые.

Начальная форма имени прилагательного – прилагательное в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. (какой?)

(окончания: – ой, – ый, – ий)

Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано по смыслу.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и по падежам.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Для того, чтобы правильно написать безударное окончание

имени прилагательного нужно:

1. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное, определить число, род и падеж.

2. Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже.

3.ИЛИ поставить вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

«О! выщчи ифругкты». Почему правил орфографии так много и точно ли все они нам нужны

«Какая же сложная эта орфография, давно пора упростить», — часто сетуем мы. Или некоторые из нас. Но можно ли взять и сделать все проще? Автор интернет-издания о русском языке и лингвистике «Изборник» Арсений Анисимов объясняет, почему все именно так, и предлагает новый взгляд на правила, которые не хочется учить. На примере книги Михаила Панова «И всё-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии», написанной более 50 лет назад.

С первого по одиннадцатый класс школьники учат или повторяют многочисленные правила русской орфографии. Одна неверно выбранная буква на ЕГЭ может помешать поступить в вуз мечты, а случайная ошибка в резюме — произвести плохое впечатление на работодателя. Михаил Панов пишет: «Кажется, будто орфография всем приносит только неприятности и благодарить её не за что. Дайте нескольким людям тему для рассказа „Орфография подвела!“ — и каждый придумает свой сюжет или вспомнит какой-нибудь особый случай».

Самый простой способ избавиться от ошибок — отменить правила орфографии. И оставить только одно: каждое слово можно записывать любыми способами, лишь бы читалось как произносится. Так, глагол «растёкся» с помощью букв можно изобразить по-разному: «растёкся», или «ростёкся», или «разтёкся» и так далее. Выходит, что писать без правил надо, тоже соблюдая правило, хотя оно единственное и нетрудное.

Михаил Панов предлагает представить город, в котором нет орфографии: «От знакомых нам городов он отличается разве что вывесками. Написано: „ремонд Шлябб“ — и нарисована шляпа с заплатой. Немного дальше — „Овасчи и фруккты“. На рисунке — репа, морковь, яблоки. Недалеко снова такая же вывеска: „О! выщчи ифругкты“, — и повторяется рисунок. Иной читатель, пожалуй, возмутится: зачем же так нелепо писать? Неужели не ясно, что и проще и понятнее „Ремонт шляп“, чем какой-то „ремонд Шлябб“?»

Такие написания выглядят странными только для грамотных людей, которые привыкли к определённому облику слов. Но для жителей вымышленного города вывеска «ремонт шляп» не кажется более правильной, чем «ремонд Шлябб».

В вымышленном городе без орфографии много мелких проблем, которые вместе создают большие неприятности. Например, судебное следствие замедляется. Нужно время, чтобы основательно заключить: двадцать различных буквосочетаний, часто встречающихся в деле, передают не двадцать разных фамилий, а одну и ту же.

«Чтение в этом городе — дело серьёзное и требует полного внимания. Мы с вами каждый день читаем и всюду видим строго единообразные написания. Слово не разгадывается каждый раз заново, а узнаётся как старый знакомый», — замечает Панов. Под буквенной маскировкой слова «Фтторнег» не сразу угадывается знакомое «вторник». Чтобы понять слово, нужно не слишком много усилий, но если так «замаскирован» весь текст, чтение быстро утомит.

Читайте также:
Старинный как пишется по правилам русского языка и почему

Орфография сберегает нашу нервную энергию, позволяет с минимальными усилиями понимать написанное

В городе без орфографии строчку читали бы на полсекунды дольше. А значит, на книгу в 300 страниц тратили бы два-три лишних часа. Читали бы меньше, а утомлялись бы сильнее. Всю работу выполняли бы, мягко говоря, медленнее. Трудно предвидеть во всех деталях, как многообразно отразилось бы на современной стремительной напряжённой жизни отсутствие стандартного письма.

Получается, нам всё-таки нужна орфография. Но можем ли мы упростить её правила? Почему бы просто не писать так, как слышим? Пусть каждая буква обозначает отдельный звук, а мягкий знак — мягкость на конце слова. Но за простой идеей кроется много трудностей.

Например, люди, которые живут в разных регионах России, разговаривают по-разному. В северорусских говорах распространено оканье: в слогах перед ударением там различают звуки [о] и [а]. А в регионах, где акают (например, в Москве или Воронеже), школьников учат проверять эти безударные гласные, чтобы правильно написать слово. В слове «вода» там произносят [а], но пишут «о», потому что есть проверочное «в[ó]дный». Носители северорусских говоров говорят не [вадá], а [водá], и им не нужно дополнительно проверять это слово.

Если бы наша орфография была фонетической, причём основанной на московском варианте русского языка, то жителям севера пришлось бы не ориентироваться на своё произношение, а следить, падает ли ударение на [о]. Это значит, что фонетическая орфография для всех удобна не будет. При этом оканье — далеко не единственное возможное диалектное различие.

Если упростить правописание для одних носителей русского, оно усложнится для других

Но действительно ли орфография упрощается хотя бы для кого-то? Попробуйте затранскрибировать слово «сделавший». Лингвисты могут передавать звуки речи с разной степенью детальности, это зависит от цели транскрибирования. Транскрипция, которая отражает все важные различия между звуками и при этом не детальна излишне, выглядит так: [зьдьэ́лəфшый]. Символ после «л» обозначает звук, похожий на нечто среднее между [а] и [ы]. Он находится после ударного слога, поэтому произносится кратко и нечётко.

Записать слово так, как оно звучит, — непростая задача. Для этого приходится анализировать отдельно каждый звук. С транскрипцией российские школьники знакомятся в пятом-шестом классе. Если бы делать фонетическую запись было просто, пришлось бы тратить на эту тему больше одного урока? Михаил Панов показывает, как выглядел бы текст, если бы мы делали его упрощённую фонетическую запись:

«Писать пришлось бы вот так. Нат каждым словам нужна была бы падумать: каг же ано праизносицца? Кажыцца, так, а можыд быть и эдак; улавить сваё праизнашения — вещ очинь трудная. И зьдесь йищо адна труднасьть: для таво, штобы пиридадь звучания нашый речи, в нашым алфавита нидастатачна букф. Ну, как, например, пиридадь звук [ə]? Нед для ниво асобай буквы. Можна писать букву а (зьдесь я так ы зьделал), но вить можна писать и букву ы, ана таг жа патхадящя и таг жа нипатхадящя для этава звука, каг буква а. Фсё равно: и так ы так нихарашо; пришлозь бы в алфавит ввадить новый буквы, и притом — нимала. Очинь многа звукаф, самых чястых, ни имеют у нас асобых букф для абазначения».

Соседние звуки влияют друг на друга не только внутри одного слова, но и на границах слов. Произнесите без паузы сочетания «с Шурой», «с Дорой», «с Тимой» и «с Димой». Во всех четырёх случаях предлог [с] будет звучать по-разному, поскольку соседствует с разными согласными — первыми звуками имён. Удобство русской орфографии заключается в том, что она почти всегда игнорирует такие позиционные изменения.

Русский и польский лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртене создал особый раздел лингвистики — фонологию. Она изучает, что в звуках речи существенно, а что второстепенно. Бодуэн де Куртене ввёл термин «фонема», который обозначает звук независимо от того, какие влияния он испытывает, какие на него ложатся «отсветы и блики».

Михаил Панов приводит пример: «В слове «головка» такие звуки: [галофка]. А фонемы /головка/. Ведь [а] появилось под влиянием безударного положения. Безударность наложила свою печать на этот звук; чтобы узнать, какая фонема, надо освободить звук от этой печати: поставить в ударное положение. Здесь-то и придется вспомнить «гóловы». Не будь влияния безударного положения, которое ослабляет, искажает облик фонемы, и звучало бы [о]. Звук [ф], а фонема /в/: [ф] появилось под влиянием соседнего звука [к]. Глухой потребовал глухости у соседа. Но без этого соседа было бы [в]: «головок». И вот у нас готовый результат: это слово состоит из фонем /головка/. Так мы и пишем; это потому, что орфография у нас фонемная. И когда мы пишем”с Шурой», «с Дорой», «с Тимой», «с Димой», то мы в предлоге обозначаем именно фонему, т. е. звук, отвлеченный, освобожденный от всяких влияний».

Читайте также:
Древнерусский как пишется - слитно или раздельно и почему?

Русская орфография фонемна, и это её главный плюс, считает Панов

От фонемного принципа есть отступления. Например, в приставках на -з/-с мы выбираем согласный в зависимости от следующей буквы. Это правило нельзя назвать полностью звуковым: в слове «безвкусный» пишется «з», но произносится [c], потому что оглушается всё сочетание согласных [сфк].

Нашу орфографию можно улучшить, если изменить то, что отступает от фонемного принципа. Больше всего несистемности вносят традиционные вкрапления, потому что их приходится просто заучивать. Например, правописание наречий «вдребезги», «из-под мышек», «в обрез», «поодиночке» и прочих. В этих словах тяжело найти какие-либо закономерности.

Ещё есть правила, которые запомнить легко, но которые тоже лишают орфографию единообразия. Например, мягкий знак на конце глаголов второго лица настоящего и будущего времени — «делаешь» / «сделаешь». Мы привыкли в этой форме всегда писать «ь», но он ведь не обозначает мягкость. Да и в предложении перепутать этот глагол с другой частью речи трудно.

В этой статье мы затронули только самые главные идеи из рассказа о русской орфографии. «Изборник» и «Мел» советуют прочитать книгу полностью. Из неё вы узнаете, как двигаются глаза при чтении, какие ещё бывают типы орфографии и почему частицы «не» и «ни» обязательно надо различать на письме. Книга Михаила Панова небольшая, сам автор отмечает, что о русской графике можно рассказать в сто раз больше. Но даже этот «минимум» — обещаем! — заставит по-новому посмотреть на скучные правила из школьных учебников.

10 правил русского языка, которые многих ставят в тупик

Как правильно писать “в Кемерово” или “в Кемерове?”, КВН-щик или кавээнщик, СМС-ка или эсэмэска. Ответы на данные вопросы и другие в материале “Царьград Новосибирск”

Относительно несложные слова, которые пишутся не так, как многие себе представляли – “Царьград Новосибирск” собрал топ-10 необычных правил русского языка, в которых люди чаще всего ошибаются согласно опросу редакции.

1. Название города Кемерово многие склоняют совершенно неправильно, ведь оно – слово среднего рода, которое склоняется. Правильно писать “Я живу в Кемерове”. В непринужденном разговорном общении допустимо не склонять: в Кемерово, из Кемерово.

Географические названия славянского происхождения, оканчивающиеся на -ово, -ево, -ино, -ыно, не склоняются в сочетании с родовым словом: из района Кемерово, в сторону района Кемерово, к району Кемерово, в городе Кемерово, из деревни Простоквашино, до края Косово. Если же родового слова нет, то возможны оба варианта, склоняемый и несклоняемый: в Кемерове и в Кемерово, в сторону Строгина и в сторону Строгино, в Иванове и в Иваново. При этом склоняемый вариант соответствует строгой литературной норме.

2. Участников КВН многие называют КВНщиками, но правильно пишется – кавээнщик. Похожую ошибку совершают и со словом ФСБшник, ведь правильно – эфэсбэшник. Самая распространённая ошибка среди людей – это написание слова СМСка. Правильно будет – эсэмэска.

КВН (кавээн) произошло от сокращения “Клуб весёлых и находчивых” – это викторина, в которой команды должны проявить эрудицию, находчивость и остроумие. Правильно писать – кавээновский, -ая, -ое, к-ие шутки.

3. Если речь заходит о действии, совершённом после прихода, прилёта или приезда, то правильно писать: по приходе, прилёте, приезде. Предлог “по” указывает на событие, после которого что-то совершается, значит употребляться существительные должны в предложном падеже.

В случае, если предлог По используется при обозначении действия, события, после которого что-либо совершается, происходит и прочее, то он по-прежнему употребляется с существительными в предложном падеже: по окончании, по прибытии, по прилете, по приезде.

Однако можно употреблять слово “По приезду/приходу/прилёту”, если речь идёт например о том, что “По приезду начальства работники поняла, что в компании начались проблемы”. Тогда будет правильно написать “По приезду”.

4. Множество людей также говорят “наращённые ресницы”, но это ошибка. Правильно говорить и писать “наращённые” – это причастие основано от глагола “наращивать”.

Проверочное слово – “наращивать”, где в корне отчетливо слышится буква «а». Ударение на 3-ий слог, так как, если в слове есть буква “ё”, то ударение всегда ставится на неё. В текстовом варианте букву «ё» ставить не считается обязательным. При этом: “наращёнЫ”, ударение – на букву “ы”.

5. Большая часть жителей России пишет слово кроссовки неправильно – это женский род. Правильно писать и говорить – “одна кроссовка”, а не “один кроссовок”. Такая же история с тапками: “один тапок” – это неправильно, а верно будет – “одна тапка”.

Слово кроссовки заимствованное слово (Cross – пересекать). Поэтому единственно верное написание слова нужно просто запомнить, так как оно не поддается определенным правилам русского языка. В современный язык слово вошло в популярной форме кроссовки, состоит оно из корня –кросс-, суффиксов –ов- и –к-, а также окончания –и.

Читайте также:
Как пишется прекрасный - значение, разбор слова

6. Экономкласс пишется слитно, а бизнес-класс через дефис – почему так? Всё дело в том, что бизнес-класс состоит из двух слов, которые могут использоваться самостоятельно, а экономкласс – это сложносокращённое от словосочетания “экономический класс”.

Корректное в настоящее время слитное написание обусловлено тем, что экономкласс – это сложносокращенное слово от экономичный класс. На таком же основании следует писать слитно слово экономмагазин. Слова бизнес-центр или фитнес-зал сложносокращенными не являются, поэтому они пишутся через дефис.

7. “Я весь внимание” – так правильно, а “я весь во внимание” – это ошибка. Во внимание можно принять что-либо, но быть во внимании невозможно.

“Внимание” — абстрактное понятие, человек не может в него проникнуть. Но может сосредоточиться на каком-либо объекте. Выражение “я весь внимание” показывает, что говорящий сравнивает себя с этим словом.

8. Местоимение “сколько” также склоняется по падежам, поэтому правильно писать и говорить так – “Ко скольким тебя ждать, до скольких ты будешь?”.

В русском произношении не свойственно проговаривать подряд несколько согласных. Лучше употреблять перед словом на согласную букву предлог “ко”, тем более, если за первым согласным идёт один или два согласных звука.

9. Кофе навынос будет правильно, а “кофе на вынос” – ошибка. К такому слову ближе вопрос “какой?”, а не “куда?” или “на что?”. В этой ситуации нужно использовать наречие. А наречие «навынос» по словарю пишется слитно.

Наречие “навынос” в значении “с собой” пишется слитно. Пример: взять кофе навынос. Существительное с предлогом “на вынос” пишется раздельно. Часто между ними можно вставить слово. Пример: Иметь разрешение на вынос вещей из здания.

Заходя про кофейни, стоит напомнить, что слово “бариста” не склоняется – оно сохранило итальянское окончание.

10. При смешанном числе существительных управляет дробь – правильно использовать “5,5 рубля”, а не “5,5 рублей”. Правильно также писать и говорить – 8,5 метра (восемь целых пять десятых метра), 9½ недели (девять целых одна вторая недели). Люди выражают много недовольств по этому правилу из-за того, что все читают “девять с половиной», а не «девять целых пять десятых».

Правило гласит использовать “рубль” в родительном падеже, а вот единственное или множественное число, зависит от контекста. При сочетании со словами: много, мало, нет используется множественное число – рублей.

Список терминов по русскому языку

Аллегория — Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлечённого понятия при помощи конкретного жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи и т.д.

Аллитерация — Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический приём. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).

Анафора — Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка): Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. (Шефнер)

Антитеза — Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит (Державин). Антитеза часто строится на антонимах. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (пословица).

Антоним — Слова, имеющие противоположное значение. Основой антонимии является наличие в значении слова качественного признака, который может возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имён прилагательных, выражающих понятия качества (хороший – плохой), различные ощущения (твёрдый – мягкий, сладкий – горький), объёма, размера, протяжённости (толстый – тонкий, большой – маленький, высокий – низкий) Контекстные антонимы – слова, противопоставленные в конкретном контексте: Для вас века – для нас единый час (Блок). Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лёд и пламень (Пушкин).

Архаизм — Устарелые для определённой эпохи, вышедшие из употребления слова и выражения, заменённые другими: вотще (напрасно, тщетно), сей (этот), выя (шея), живот (в значении «жизнь»), сущий (в значении «существующий»), зерцало (зеркало).

Ассонанс — Повторение одинаковых гласных для создания эффекта напевности или определенного звучания. Быстро лечУ я по рельсам чУгУнным, дУмаю дУмУ своЮ (Некрасов).

Бессоюзная связь — Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический приём. Швед, русский колет, рубит, режет (Пушкин). Люди знали: где-то, очень далеко от них, идёт война (Ажаев). Волков бояться – в лес не ходить (пословица).

Читайте также:
Исчерпать ударение на какой слог падает и почему?

Гипербола — Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета, явления. Средствами гиперболы автор усиливает нужное впечатление или подчёркивает, что он прославляет, а что – высмеивает. В художественной речи гипербола часто переплетается с другими средствами – метафорами, олицетворениями, сравнениями и др. В сто сорок солнц закат пылал (Маяковский).

Градация — Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создаётся нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Я победил его, разгромил, уничтожил.

Диалектизмы — Слова, употребляемые жителями той или иной местности. Рушник (полотенце), векша (белка), гуторить (говорить).

Инверсия — Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства (Коптяева)

Ирония — Троп, состоящий в употреблении слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается; одна из форм отрицания. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречие между ними, тем сильней ирония. В искусстве это проявляется в сатирическом и юмористическом изображении. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу).

Историзм — Устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали. Боярин, дьяк, опричник, урядник, арбалет. Историзмы используются как номинативное средство в научно-исторической литературе, где они служат названиями реалий прошлых эпох, и как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию колорита той или иной исторической эпохи.

Каламбур — Фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. Шёл дождь и два студента. Защитник вольности и прав в сем случае совсем не прав (Пушкин).

Литота — Троп, противоположный гиперболе. Литота – это образное выражение, оборот, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета или явления. Литота есть в народных сказках: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Некрасов).

Метафора — Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. «Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо – «жилище птицы», переносное – «человеческое сообщество»), крыло самолёта (ср.: крыло птицы), золотая осень (ср.: золотая цепь). В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создаёт компактность и образность употребления слов. Метафора – один из наиболее распространённых тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах. Нос корабля, ножка стола, заря жизни, льётся речь, стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.

Метонимия — Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними; разновидность тропа.

Многосоюзие — Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность (Короленко)

Неологизм — Слово или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или выражения нового понятия. Астронавт, космодром, лавсан. После того как слово входит в широкое употребление, оно перестаёт быть неологизмом

Оксюморон — Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество. Оксюморон всегда содержит элемент неожиданности. Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание, сладкая скорбь, грустная радость.

Олицетворение — Троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, живому существу, не наделённому сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку, – дар речи, способность мыслить и чувствовать. Олицетворение – один из древнейших тропов, своим возникновением обязанный анималистическому мировоззрению и всевозможным религиозным верованиям; занимает большое место в мифологии, в фольклоре: олицетворяются явления природы, быта; фантастические и зоологические персонажи былин, сказок, легенд. В современный период чаще всего встречается в языке художественной литературы: больше – в поэзии, в меньшей степени – в прозе. О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? (Тютчев).

Омоним — Слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Брак (супружество) – брак (испорченная продукция); ключ (для замка) – ключ (родник).

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 5 класса 1 четверти

Параллелизм — Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (Брюсов).

Парцелляция — Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский)

Плеоназм — Многословие, выражение, содержащее близкие или идентичные по смыслу и потому логически излишние слова (если только это не связано со стилистическим заданием, например в градации, построенной на синонимах). Каждая минута времени (минута всегда связана с понятием времени); в апреле месяце (в слове апрель уже заключено понятие месяца)

Риторический вопрос — Предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа. На кого не действует новизна? (Чехов).

Риторическое обращение — Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи.Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин).

Синекдоха — Один из тропов, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.

Синоним — Слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания. Неприятный, противный, отвратительный, мерзостный, омерзительный.

Сравнение — Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Выражается с помощью союзов как, будто, как будто, словно, точно или формы творительного падежа. Дождь стучал по крыше, как по барабану. Дождь стучал по крыше, будто барабанщик. Дождь барабанщиком стучал по крыше

Тавтология — 1. Тождесловие, повторение сказанного другими словами, не вносящее ничего нового. Авторские слова – это слова автора. 2. Повторение в предложении однокоренных слов. В борьбе за свои права рабочие объединились воедино. 3. Неоправданная избыточность выражения. Более лучшее положение (в форме лучшее уже заключено значение сравнительной степени). Самые высочайшие вершины (в форме высочайшие уже заключено значение превосходной степени).

Троп — Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространённые виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет

Умолчание — Оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль, предоставляя читателю (или слушателю) самому догадаться, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена (Пушкин).

Фигура речи — Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространённые фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора

Фразеологизм — Лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, ничтоже сумняшеся, остаться с носом, попасть впросак, зарыть талант в землю, ломиться в открытую дверь, плыть по течению, семь пятниц на неделе, закадычный друг, одержать победу, тоска берёт, играть роль, иметь значение и др.

Эвфемизм — Слово или выражение, служащее в определённых условиях для замены таких обозначений, которые представляются говорящему нежелательными, не вполне вежливыми, слишком резкими и грубыми. Эвфемизмы такого рода основаны на синонимии, например: Она в интересном положении вместо она беременна; не сочиняйте вместо не врите; задерживается вместо опаздывает

Экспрессия — Выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

Эпитет — Художественное, образное определение, вид тропа. Весёлый ветер, мёртвая тишина, седая старина, чёрная тоска. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол. Мороз-воевода, бродяга-ветер, старик-океан; гордо реет Буревестник (Горький)

Эпифора — Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: