Как пишется семнадцать – морфемный разбор и орфография слова

Разбор по составу (морфемный) слова «семнадцать»

Разбор по составу (морфемный) «семнадцать»:

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Если кто-либо спросит, в чем суть истории, я действительно не знаю.»

Морфологический разбор слова «семнадцать»

Фонетический разбор слова «семнадцать»

Значение слова «семнадцать»

Синонимы «семнадцать»

Разбор по составу слова «семнадцать»

Карточка «семнадцать»

Предложения со словом «семнадцать»

Разобрать слово по составу, что это значит?

Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.

План: Как разобрать по составу слово?

При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.

  • Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
  • Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
    • изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
    • имеет ли оно формообразующий суффикс?
  • Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
  • Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
  • Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
  • Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
  • Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
  • Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
  • Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
  • Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части

В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.

* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.

Порядок полного морфемного разбора по составу

Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.

  • Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
  • Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
  • Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
  • Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
  • Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
  • Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.
Читайте также:
Производные и непроизводные слова определение, структура, способы образования, функции и характеристики, основные признаки и отличия, значение, примеры

Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:

  • окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
  • основа форы – «проспал»;
  • два суффикса: «а» – суффикс глагольной основы, «л» – этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
  • приставка «про» – действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
  • словообразовательная цепочка: сон – проспать – проспала;
  • корень «сп» – в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.

Морфемный анализ слова

Содержание:

Морфемный анализ слова – это разбор слова по составу.

Слово состоит из морфем, минимальных, неделимых значимых частей.

Морфемы слова

Корень – значимая часть слова, содержащая в себе основное лексическое значение; с помощью нее подбирается ряд однокоренных слов. При морфемном анализе выделяется значком . Слова, состоящие из двух корней, называются сложными.

Приставка – неизменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком .

В слове может быть одна, две и более (реже) приставки.

Суффикс – неизменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком .

Слово может содержат более одного суффикса.

Окончание изменяемая часть слова, стоящая после суффикса или корня (если нет суффикса) и служащая для образования форм одного и того же слова. При морфемном разборе обозначается значком .

Окончание может быть нулевым.

Основа часть слова без окончания. При морфемном анализе обозначается значком .

Постфикс часть слова, стоящая после окончания, служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значками .

существует два постфикса – -СЯ, -СЬ.

Способы и принципы морфемного анализа

Для быстрого и правильного морфемного разбора необходимо придерживаться нескольких принципов.

1. Принадлежность к части речи. Изменяемость-неизменяемость слова. В неизменяемых словах полностью отсутствует флексия (окончание). Чтобы правильно ее выделить, необходимо изменить форму слова, не меняя значения:

  • правило (ед.ч.) – правила (мн.ч.)
  • худею (1 лицо) – худеешь (2 лицо)
  • белый (муж.р.) – белая (жен.р.)

наверно, быстро, учитывая неизменяемые части речи

Морфемы могут различаться в зависимости от части речной принадлежности слова.

2. Подбор однокоренных слов. Нельзя забывать о существующей омонимии корней (одинаковое написание, но разное значение).

Соленый, соль, посолить, пересолить

Солист, солировать, соло

3. Необходимо указать, если в слове есть формообразующие аффиксы (служат для образования формы слова).

Короткий – короче – суффикс образует форму простой сравнительной степени

Служит, служил суффикс образует форму прошедшего времени

4. Учитывать словообразовательные связи, т.е. для правильного вычленения морфем составить словообразовательную цепочку («способ матрешки»). Вычленять аффиксы, постепенно подбирая производящие основы для конкретного слова.

В данном примере словообразовательная цепочка помогла определить, что в слове льдинка – два суффикса, в слове снежинка один суффикс.

План морфемного анализа слова

  1. Определить часть речи
  2. Изменить форму слова и выделить окончание (если есть)
  3. Определить, есть ли формообразующие суффиксы.
  4. Выделить основу слова, формообразующие суффиксы не входят в основу слова
  5. Подобрать однокоренные слова и выделить корень
  6. Составить словообразовательную цепочку, выделить приставку, суффикс, постфикс

Этапы морфемного анализа

(Как разобрать слово?)

Подберезовика

  1. Определяем часть речи. Подберезовик – существительное, изменяемая часть речи, значит в нем есть окончание.
  2. Изменим форму слова, чтобы выделить окончание: подберезовика – подберезовик – подберезовиков – подберезовиком. В исходном слове изменилась часть слова У, следовательно, это окончание.
  3. Часть слова без окончания выделим как основу: подберезовик-.
  4. Для выделения корня подберем однокоренные слова. Лучше, если это будут разные части речи: подберезовик – береза – березовый – березняк. Одинаковая часть слова, передающая основное лексическое значение БЕРЕЗ. Для проверки определим лексическое значение исходного слова: подберезовик– гриб, который растет в березовом лесу, вблизи берез.
  5. Для вычленения словообразующих морфем составим словообразовательную цепочку в обратном порядке, т.е. к каждому производному слову подберем производящую основу.
    подберезовик – березовый – береза.
    Видим, что в слове отделилась приставка ПОД-, суффиксы ИК-, -ОВ-.
  6. Выделим словообразующие аффиксы.
  7. В слове подберезовик нет формообразующих морфем.
Читайте также:
Неопределённая форма глагола правило в русском языке, на какие вопросы отвечают глаголы, в чем заключаются особенности и как поставить глагол в неопределенную форму

Схема (порядок) морфемного анализа

Окончание → основа слова → корень → приставка, суффикс, постфикс

Примеры морфемного анализа

Устный разбор

Класс существительное, изменяется по родам, числам и падежам: класс-класса-классы. Окончание нулевое.

Все слово является основой – класс-.

Однокоренные слова: классный, классовый. Корень слова класс-.

Словообразовательная цепочка: класс – классный – классовый. «Способ матрешки» (из большего – меньшее) применить нельзя, т.к. слово состоит из одного корня, основа является производной.

Письменный разбор

Примеры письменного разбора

(формообразующий суффикс –Л-)

(буква –Л- играет роль соединительной гласной – интерфикса, поэтому в основу слова не входит. Нельзя утверждать, что происходит чередование фонем –Б- и –БЛ-, т.к. ни в одной другой форме слова ЛЮБИТЬ такого чередования нет, только в форме 1 лица)

Разбор слов по составу

Разбор слова по составу, или морфемный разбор – разбор, при котором у слова выделяют все его части: основу, приставку, корень, суффикс, окончания, префиксы, постфиксы. Морфемный разбор слова важен потому, что в русском языке морфемный принцип лежит в основе правописания. Большинство правил строится на определении того, где находится буква, в правильности написания которой возникают трудности.

К примеру, чтобы правильно написать о или ё в слове, надо понять, где она расположена: в корне пишется ё (черный, желудь), кроме слов-исключений, а в суффиксах и окончаниях прилагательных, существительных, наречий – под ударением – о, без ударения – е. Потому так важно грамотно сделать разбор по составу. В этом окажет помощь «словообразовательный словарь Тихонова», печатный или электронный. Привычка делать разбор слова по составу со словарем позволяет проникнуть в тонкости языка.

Для того, чтобы выплонить разбор слова, воспользуйтесь алфавитным указателем по морфемному словарю или формой поиска справа

Краткая шпаргалка по разбору

  1. найти окончание;
  2. найти основу;
  3. найти приставки;
  4. найти суффиксы;
  5. выделить корень;
  6. обозначить все части графически;
  7. найти слова с таким же составом и привести примеры.

Основные правила разбора и исключения

Чтобы грамотно разобрать слово по составу, нужно придерживаться принципа так называемой матрешки (когда одна матрешка снимается с другой, пока не дойдешь до самой маленькой).

Слово нужно «раздеть», снимая с него «одежки» по одной, чтобы добраться до сути, корня, общей части всех однокоренных слов: чайник – чайный, чай. Как это делают? Есть определенный порядок, по которому проводится разбор слова:

  1. Поиск окончания. Нужно найти окончание у изменяемых слов, для этого слово нужно изменить: чайник – чайника, окончание – а, основа – чайник; многие школьники пробуют разобрать по составу слово, выделяя сразу корень. Это ошибочный путь, потому что есть слова, у которых корень найти сложно (снять, съем, подъем) или где его нет (вы-ну-ть – есть только приставка, суффикс, окончание). Если смотреть глубже, в слове вынуть корень –н- спрятался под суффикс – ну, наложился на него и слился с ним, ведь есть же однокоренное слово – вы- ним-а-ть, где корень -ним. Чтобы не ошибиться, можно в сложных случаях проводить разбор по составу слова онлайн на нашем ресурсе, а также заглянуть в морфемный словарь, его еще иногда называют словарь морфем.
  2. Выделение основы. Все, что у слова осталось после того, как выделили окончание, называется основой: чайник – основа чайник (чайник-а, чайник-у, о чайник-е); если слово не изменяется (наречие, деепричастие), то все слово составит его основу: тихо, издали, делая. Если есть проблема в выделении окончания и основы, можно сделать разбор слова по составу онлайн бесплатно. Нужно учитывать, что есть разные школы русского языка, и разные авторы учебников и программ придерживаются той или иной школы. По одной точке зрения, к примеру, в слове плы-ть выделяют окончание глагола -ть, а по другой теории это суффикс. На морфемный словарь русского языка можно ориентироваться, учитывая эти тонкости. Существенно и то, на каком уровне обучения находится пользователь: ученик начальной школы он или студент университета. Для студента важна этимология. Морфемный разбор слова онлайн позволит провести разбор с учетом этимологии (происхождения) слова. К примеру, существительного с учетом его этимологии покажет, что у слов червь, червленый, червонный, червонец один и тот же корень – червь-червл, где есть чередование в//вл.
  3. Поиск суффиксов. Сначала выделяют формообразующие суффиксы, для этого данное слово сравнивают с другими его формами – суффикс -л- прошедшего времени глагола (сдела-л, сдела-ю). Потом находят словообразовательные суффиксы, ищут цепочку, чтобы увидеть, от какого слова и с помощью какого суффикса образовалось данное слово и убедиться, что такой суффикс есть в других словах: учи – тель – от слова учить с помощью суффикса -тель, еще такой же суффикс можно найти в слове воспита – тель. Словарь морфем русского языка позволит не ошибиться в поиске суффиксов, увидеть их смысл, понять законы словообразования в русском языке.
  4. Выделение приставки. Для этого нужно попытаться поменять одну приставку на другую, привести слова с такой же точно приставкой, можно разобрать слово по составу онлайн, чтобы избежать ошибок.
  5. Нахождение корня. Чтобы выделить корень слова, подобрать однокоренные слова и убедиться в правильности найденной морфемы (грибной – гриб, грибок).
  6. Все найденные части слова обозначают графически условными обозначениями. Убедиться в правильности разбора поможет морфемный словарь. Стоит подобрать еще одно слово с точно таким же составом.
Читайте также:
Правописание наречий - слитное, раздельное, через дефис

При затруднении в выделении частей слова поможет морфемно-орфографический словарь. Удобнее всего пользоваться электронной версией.

На нашем ресурсе дан большой морфемный словарь русского языка, он поможет учащимся любого уровня обучения провести разбор слова онлайн.

Выполнить разбор слова по составу

Данный сервис производит разбор слов по составу.

Разбор слов по составу (или морфемный анализ) — это один из типов лингвистического анализа, при котором определяется состав слова и его структура.

Морфемный анализ играет большую роль в русском языке.

Разбор слова по составу является основополагающим при правописании слов. Объясняется это тем, что большая часть правил русского языка зависит от того, где стоит проверяемая буква.

Например, правописание букв «о» и «ё».

Чтобы определить какая буква пропущена, нужно понять в какой части слова она находится. Правило гласит: «в корне слова пишется буква «ё». А в суффиксе, окончании прилагательного, существительного и наречия в безударном случае — пишется буква «е», под ударением «о». Получается, что правильно писать чёрный.

И таких правил великое множество.

По этой же причине, морфемный разбор включает в себя и определение части речи анализируемого слова.

Чтобы сделать разбор слова по составу, используйте форму выше. Просто вставьте искомое слово, в выпавшем списке найдите его и кликнете (или нажмите «ввод»).

Нажмите кнопку «разобрать».

Программа предоставляет графическую схему с обозначением всех морфем.

Существуют разные способы разбора слов по составу. В школе и институте это будут разные методики. У каждого автора морфемного словаря есть свои особенности разбора.

Нынешние учёные не могут прийти к одному мнению, поэтому немного разные варианты считаются одинаково верными.

Наш сервис ориентирован на школьную программу.

Порядок морфемного анализа слов:

1. Выясняется к какой части речи относится слово.

Для этого достаточно подобрать к анализируемому слову вопрос.

Выполним на примере слова «заросли».

Отвечает на вопрос «что?». Значит, это существительное.

В нашем сервисе часть речи указывается под словом в сокращённом виде.

Расшифровку аббревиатур можно посмотреть в «словаре сокращений» (по ссылке в описании программы).

Читайте также:
Безударный ударение на какой слог падает - объяснение

Вот основные из них:

СУЩ — имя существительное,

ПРИЛ – имя прилагательное,

2.Находится окончание.

Чтобы его найти, нужно изменить слово «заросли» несколько раз.

«У зарослей», «перед зарослями». Видим, что меняющаяся часть – «и». Следовательно, окончание – «и».

Данная морфема необходима для связки слов в предложении.

Следует помнить, что у слов бывает и нулевое окончание. Например, «компьютер», «стол» и др. А есть слова, не имеющие окончаний вовсе, т. к. они не изменяются: наречия, деепричастия и проч.

3. Обозначается основа.

Основа — это то, что осталось без окончания.

В нашем случае – «росли».

У наречий и деепричастий основой будет всё слово целиком.

4. Определяется корень слова.

К искомому слову подбираются однокоренные слова, т. к. у них общий корень. Для нашего слова это будут: зарослью, поросль, разросшийся, зарослям. Проанализировав, увидим, что неизменяемая часть у всех этих слов – «рос». Вот и корень. Он является самой главной частью любого слова.

Корней в слове бывает и несколько. Но без корней слов не существует.

5. Находится приставка.

Для того, чтобы найти приставку у слова, необходимо посмотреть на однокоренные слова и обратить внимание на ту часть перед корнем, которая изменяется. Она и будет являться приставкой. В нашем случае это – «за». С помощью приставок рождаются новые слова.

6. Определяется суффикс.

Суффикс, также, как и приставка, служит для образования новых слов.

Он стоит после корня (исключения — ся и -сь). В данном примере, у слова «заросли» суффиксом будет «л».

Суффиксов в слове может и не быть, а может быть и целых 2.

Помните, что в русском языке множество исключений из правил.

Пользуйтесь нашим сервисом, чтобы произвести разбор слов, но проверяйте сами себя каждый раз для более точного анализа.

Значение морфемного анализа при обучении орфографии
статья по русскому языку по теме

Научно- исследовательская работа.

Скачать:

Вложение Размер
slovoobr.docx 27.7 КБ
-n-nn-.docx 114.56 КБ

Предварительный просмотр:

Значение морфемного анализа при обучении орфографии

Между грамматикой и орфографией также существует внутренняя связь: орфография отражает грамматический строй языка. Почти нет такого орфографического правила, которое не было бы связано с грамматикой.

Вот почему в школе орфография должна изучаться в теснейшей связи с грамматикой. Осознать или понять правописание частей слова или частей речи – это значит понять, почему так, а не иначе пишется тот или иной корень слова, то или иное окончание имени существительного, прилагательного, глагола и других частей речи, та или иная приставка, суффикс.

Следовательно, все орфографические написания в современном русском письме морфологически конкретизированы: буква может быть определена лишь при условии, что в нужной степени охарактеризована морфема, в которой находится обозначаемый звук. Морфема выступает в качестве мотиватора определения буквы. Так, если гласный стоит в корнеслова, надо писать -ци- (кроме слов – исключений), если же в суффиксе или окончании существительного или прилагательного, пишем -цы- (огyрцы, курицы).

Только определив, что выбор -з- -с-осуществляется в приставке можно воспользоваться соответствующим правилом: НИСПАДАТЬ, но НИЗКИЙ(ср.: сделать, сбросить, на здоровье). Для правильного обозначения звуков корня или приставки достаточно знать морфему, окончание же требует уточнения слова как части речи, определения тех или иных характеристик (например, склонения у имён спряжения у глагола). Главное же заключается в том, что только через морфему можно правильно определить букву в тех позициях звука, где не используется правило «как слышишь, так и пишешь».

Таким образом, связь словообразования и орфографии очевидна. Выбирая правильное написание, пишущий должен непременно установить, в какой части слова находится орфограмма. Причём найти орфограммы в слове можно, не выходя за рамки его фонетических признаков (безударный гласный, согласный, парный по звонкости-глухости на конце слова и тому подобное), а для следующего шага- выбора правила – необходимо перейти на новый языковой уровень, морфемный. Другими словами. Большинство написаний может быть установлено только после того, как выяснится, в какой части слова находится орфограмма.

Поэтому для формирования прочного орфографического навыка не менее важна работа по морфемному анализу слов и умением детей вычленять морфемы в словах. Основной, наиболее ответственной темой, связанной с изучением состава слов, и в частности корня, является тема «Правописание безударных гласных корня».

Если в 1 классе усвоение правописания безударных гласных развивается на фонетической основе, то дальше формирование навыка писать безударные гласные должно идти иначе.

Уже во 2 классе совершается переход на морфемную основу. Если ученик верно выделил в слове корень, прочитал его отдельно, обратилвнимание на его графический образ, то этим уже в значительной мере обеспечено правильное написание гласной корня. Неумение соотнести

морфемы в проверяемом и проверочном словах часто приводит к ошибкам. Соотнести – значит убедиться, что часть слова, в которой находится орфограмма, и та, в которой имеется звук в сильной позиции, -одна и та же морфема ( корень проверяем корнем, окончание – окончанием…)

Случается, ученик проверяет безударный гласный в суффиксе с помощью сильной позиции в окончании или, напротив, окончание проверяет суффиксом (например, «без соле», потому что солёный) и тому подобное. Встречаются и другие случаи неверных обоснований, когда даже учитель не сразу находит нужное объяснение. Например, школьник, знающий, как проверяется парный по звонкости – глухости согласный на конце слова, предлагает «проверку» для буквы Т : «На конце глагола пишеТ, потому что пише ТЕ » . В обеих словоформах ученик имел дело с окончанием, к тому же с окончанием той же части речи (глагол) и того же вида (личное окончание).Но окончания – то эти разные: первое – окончание 3-го лица ед.ч., а второе – 2-го лица мн.ч. Следовательно, это разные окончания: у них разные грамматические значения и разный фонемный состав. А искать сильную позицию нужно в том же окончании. В данном случае проверить по сильной позиции невозможно. Можно только запомнить, что на конце слов, называющих действие, звук [т] может быть обозначен только буквой т , но не -д-(сравнить: го[т] год и ко[т] кот).

Приучить детей учитывать часть слова, по отношению к которой решается орфографическая задача ,помогают задания – «ловушки». При выполнении этих заданий формальный подход вступает в противоречие с содержательным анализом языкового материала. Чтобы избежать формального и неверного решения орфографических задач, необходимо постоянно углублять знания детей о морфемной структуре слова. Так, очень полезно задавать учащимся вопросы на сообразительность. Такие задания можно давать на дом в качестве поощрения детям, которые любят поразмышлять над загадками слов. Приведём примеры подобных вопросов и ответов к ним:

1. Когда помогает решить орфографическую задачу подбор родственных слов? (Когда орфограмма в корне).

2. Всегда подбор родственных слов обеспечивает решение орфографической задачи в корне? (Нет, в некоторых родственных словах позиция звука в корне постоянно слабая. Например, собака, собачий, собачонка).

3, Почему орфограмму в окончании нельзя найти, изменяя слово? (Потому что у каждого изменения слова своё окончание).

4, Почему орфограмму не в окончании часто можно найти, изменяя слово? (Потому что при словоизменении может поменяться позиция звука. Например, поля – поле).

Кроме морфологического анализа, необходимо проводить работу над значением морфем. Эта работа проводится с тем, чтобы ) учащиеся глубже осознали сущность того или иного орфографического правила и способ его применения. Например, при изучении правил правописания приставок -пре- и -при- рассматриваются слова с приставкой -ПРЕ-, близкой по значению к приставке -пере-: претерпеть (вытерпеть, перенести); прекратить (перестать делать что-нибудь); прервать (прекратить); преобразовать (совершенно переделать, изменить к лучшему); преградить (перегородить, поставить какое-нибудь препятствие ) ; превозмочь (пересилить).

Учителю необходимо обратить внимание учащихся на то, что глаголы с приставкой -пре- очень редко заменяются близкими по смыслу глаголами с приставкой -пере- (претерпеть – перенести, прекратить -перестать, преобразовать – переделать, превозмочь – пересилить и тому подобное). При изучении правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением, в поле зрения учащихся должны попасть слова запевать – запивать, выжать – выжить, развеваться – развиваться.

Применить соответствующее правило к данным словам учащиеся смогyт в том случае, если вдумаются в значение корня. при изучении правописания Н и НН в суффиксах прилагательных необходимо обратить внимание школьников на то, что в некоторых прилагательных суффикс -енн- имеет значение «сделанный, приготовленный, состоящий из чего-нибудь): тыквенный, соломенный, лиственный, клюквенный. Правописание этих прилагательных сопоставляется с написанием прилагательных с суффиксами -ан-, -ян-, которые также имеют указанное выше значение.

Итак, работа с морфемной структурой слова важна не только для лингвистического и общего развития детей, но и для формирования осознанных и прочных навыков правописания.

Анализ словообразовательной модели как средство повышения грамотности учащихся

Одним из средств повышения грамотности учащихся и вследствие этого прочного орфографического навыка является анализ словообразовательных моделей. Анализируя данные модели, ребята учатся находить не только общие лексико – грамматические признаки слов одной модели, но и «предвидеть» возможные орфографические затруднения, вызванные структурными особенностями словообразовательной модели. Таким образом, подобные задания- ещё один эффективный приём формирования прочных и осознанных навыков в области русского правописания. При этом выбор правильного написания происходит с опорой на морфемную структуру слова: от словообразовательной модели к выбору написания.

Для решения орфографических задач с помощью анализа словообразовательной модели на уроках русского языка можно использовать различные упражнения:

а) письменно объясните разницу в значении, строении и написании данных пар слов, употребляя каждое из них в словосочетании и разбирая каждое слово по составу. Определите, в каких случаях одинаково звучащие слова образованы по одной и той же словообразовательной модели

припадающие- преподающие, палить- полить, подсудный- посудный, раскачусь – расскачусь, судить – ссудить, податься – поддаться, умолять _ умалять, свиснете – свистните.

б) установите, одинаково ли строение созвучных слов. Сделайте орфографический вывод.

1 Дело делать не сп. шите, аккуратно все сп. шите. 2. Грязной тряпкой окна тру. – бесполезный это тру. 3. Деревенский ст. р. жил дом старинный ст. р. жил. 4. Носик нужно обл. зать – он не станет обл. зать. 5. Кот по ёлкой пос. дел – современно пос. дел.

2. Далее можно предложить упражнения, направленные на восстановление словообразовательного гнезда. Упражнения данного вида эффективно использовать на уроках по теме «Правописание безударных гласных в корне слова», так как они формируют понимание того, что все однокоренные слова пишутся одинаково:

а) запишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами, объясните написание корня во всех производимых словах. Сделайте вывод.

б) запишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня во всех производимых словах. Сделайте вывод.

ирова ть иров к а

в) запишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня во всех производных словах, сделайте вывод об особенностях написания данной группы однокоренных слов.

ическ ий овидныи

г) спишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня – гор -/- rар- в данных однокоренных словах. Сделайте вывод.

ение ев ой юч ий елый вы еть вы_ки

за еть за ать за ать за а ни е за елый

д) спишите словообразовательное гнездо, заменяя модели соответствующими словами. Объясните написание корня -зар- // -зор- в этих однокоренных словах.

Ний в ву доу испод у ку поу су

II. Пользуясь материалами данных словообразовательных гнёзд, объясните значение, образование и написание зашифрованных слов:

Запишите с этими словами предложения.

3. На уроках по теме «Правописание Н и НН прилагательных» целесообразно применять следующие упражнения:

а) распределите слова на 4 группы: ин ый, — ин н ый, — енн ый, — онн ый, — н н ый.

Общи. ый, змеи. ый, стари. ый, соловьи. ый, исти. ый, глуби. ый, голуби. ый, комиссио. ый, жизне. ый, миллио. ый, лимо. ый, клятве. ый, муравьи. ый, лебеди. ый, пле. ый, широче. ый, це. ый, батальо. ый, листве. ый, воробьи. ый, одекало. ый, огн. ый, воробьи. ый, мыши. ый, утре. ий, холсти. ьlй, ути. ый, равни. ый, журавли. ый, тыкве. ый, бульо. ый, обеде. ый, числе. ый.

б) От данный слов образуйте имена прилагательные с помощью суффикса -н (ый)-. Запишите полученные слова, объясняя их написание. Какая орфограмма объединяет эти слова? Сделайте орфографический вывод.

Желание, чулан, манка, обман, карман, туман, клапан, брань, экран, буран, сани, гортань, сарафан, лохань, барханы, кочан, песня, басня, антенна, цена, салон, талон, эшелон, циклон, лимон, купон, трон, сон, бетон, луна.

Установить, все ли слова, которые вы записали , соответствуют модели нн ый. Сделайте вывод.

б) Под диктовку запишите слова, распределяя их на 2 группы в зависимости от строения. Объясните написание Н и НН в этих словах. Сделайте вывод.

Глубинный, лавинный, винный, малинный, магазинный, старинный, осетринный, трясинный, машинный , корзинный , низинный , блинный , кувшинный, вершинный, целинный, долинный, картинный, лунный, перинный, тминный, чинный, шинный.

«Правописание Н и НН в прилагательных» тесно связано с морфемным составом и словообразованием. Данные упражнения учатвидеть эту связь, что делает знания учащихся более прочными.

4. На уроках по теме «Правописание приставок» следующие упражнения помогут лучше усвоить тему:

а) используя перечень корней, запишите слова, соответствующие указанным словообразовательным моделям. Объясните правописание приставок и корней в этих словах. Сделайте вывод.

Пре ени е при ени е

– Ближ -, – вращ -, – влеч -, – глаш -, – лож -, – гражд -, – греш -, -клон-, -лун-, -сеч-, -мир-, -ниж-, -сму-, -тяж-, -уч-, – числ -.

б) под диктовку запишите только те слова, состав которых соответствует схемам БЕС С и РАС С

Расстаться, рассыпать, распахнуться, беззаботно, бесспорно, раскрыть, раскат, раскачать, рассекать, раскалённый, бессловесный, бессмертный, беспрекословный, рассредоточить, рассчитаться, расстегнуться.

в) спишите зашифрованные слова, объясняя написание согласных в приставках и корнях. Сделайте орфографические выводы.

– беж, – кон, – клад, – вед, – коп, – крас, – воз, – купор, – паш, – гад,

-груз, – движ, – сеч, – мет, – сып, – топ, – молв, – точ, – нос, – рез

5.11. Морфемный состав слова и орфография

5.11. Морфемный состав слова и орфография

5.11.1. Правописание корней с чередующимися гласными

1. В корне гар– / -гор– под ударением пишется а, без ударения о (угар, угореть). Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

2. В корне зар– / зор– под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения пишется а (зарево, зорька, зарница). Исключение: зоревать.

3. В корне кос– / -кас(н)– пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях пишется а ( касаться, касательная, коснуться).

4. В корне клан– / -клон– под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о ( клаґняться, поклон, наклониться).

5. В безударном корне -лаг– / -лож– перед г пишется а, перед ж пишется о (предлагать, предложить). Исключение: полог (семантически уже не связывается с корнем -лаг-, -лож-.

6. Корень мак– пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость», (макать сухарь в чай); корень мок– пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость» (вымокнуть под дождем). Правило распространяется и на производные слова (макание, промокательная бумага).

7. В корне плав– гласная а может быть ударной и безударной (плавать, плавучесть); корень плов– пишется в словах пловец и пловчиха; корень плыв– в слове плывуны.

8. Корень равн– пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (уравнение, сравнить); корень ровн– пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять, ровесник, но равнина). Поэтому: подравнять (сделать равным) – подровнять (сделать ровным).

9. В корне раст– / -рос– пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о (расти, выросший, наращение). Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав.

10. В безударном корне скак– / скоч– перед к пишется а, перед ч пишется о ( подскакать, подскочить). Исключения: скачок, скачу.

11. В корне твар-/-твор– под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения – о ( тварь, творчество, творить). Исключение: утварь (семантически уже не связывается с корнем твар– / -твор-).

12. Чередование о / а в глаголах типа обусловливатьобуславливать носит не орфографический характер (т.к. гласный звук находится под ударением и затруднений на письме не вызывает), а грамматико-стилистический (формы с о присущи, как правило, книжному стилю речи, формы с а – разговорному).

13. В корнях бер– / бир-, дер– / дир-, мер– / мир-, пер– / пир-, тер– / тир– пишется и, если дальше следует суффикс –а– (собирать, стирать), в остальных случаях пишется е ( беру, умереть).

14. В корнях блест– / блист-, жег– / жиг-, стел– / стил-, чет– / чит– пишется и, если дальше следует суффикс –а– (блистать, читать), в остальных случаях пишется е (блестеть, вычет). Исключения: сочетать, сочетание, чета.

15. В корнях с чередованием а(я)– / им-, –а(я)– / –ин– пишется им и ин, если дальше следует суффикс –а– (пожимать, начинать). В производных формах сохраняется им, если после и не следует суффикс –а– (подниму, сними).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Состав

Состав Постоянно происходящие на нашей планете процессы выветривания приводят к тому, что твердые, обладающие плотной структурой горные горизонты с течением времени трансформируются, приобретая вид рыхлой массы, компонентами которой являются частицы разной величины.

ОРФОГРАФИЯ

ОРФОГРАФИЯ ВВЕДЕНИЕ Общие сведения о русском письме Русское письмо — звуко-буквенное: основные его единицы — буквы соотносятся с фонетическими (звуковыми) единицами языка. Правила, определяющие общепринятую запись слов, называются правилами орфографии. Они делятся на

Указатель слов к разделу «Орфография»

Указатель слов к разделу «Орфография» Ааббревиатура § 107Абд аль-Кадир § 124 п. 3Абиль-паша § 161Абиссинское нагорье § 169абитуриент § 7 п. 1абонемент § 43абонент § 9абруццкий § 85Абруццо-э-Молизе § 169 прим. 2абсент § 80абсолютно необходимый § 131абсолютный § 80абстракция § 79

Орфография

Орфография I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (м?рить) костюм

ОРФОГРАФИЯ

ОРФОГРАФИЯ Написание слов в русском языке подчиняется изложенным в настоящем разделе правилам. В тех же случаях, когда написание опирается не на правила, следует обращаться к нормативным словарям (см. приложение в конце

О слово старое поэта: / «Слова, слова, одни слова!»

О слово старое поэта: / «Слова, слова, одни слова!» Из стихотворения «Добро б мечты, добро бы страсти. » поэта, публициста-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова (1823— 1886).Шутливо-иронически о чьем-либо многословии; о словах, не подкрепленных

12. Состав памяти

12. Состав памяти Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации. Подразделяется на1) произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) – непроизвольное (не ставится

Состав ЗУ

Состав ЗУ Состоит из пресловутого сетевого адаптера, который часто и ошибочно именуют зарядным устройством (ЗУ). На самом деле ЗУ состоит из этого адаптера, но не одного, а в сочетании со встроенными в телефон электронными схемами, осуществляющими непосредственное

Раздел 4. Орфография

Раздел 4. Орфография 4.1. Понятие орфографии Орфография (от греч. оrthographia, orthos – «правильный» и grapho – «пишу») – правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. Характерной чертой литературного языка в отличие от диалектов является наличие в нем

4.8. Орфография имен собственных

4.8. Орфография имен собственных Имена собственные служат названиями единичных предметов. В отличие от имен нарицательных они пишутся с прописной буквы: Москва, Африка, Париж. Имена собственные могут заключаться в кавычки: газета «Правда», пароход «Челюскин».Имена

5.3. Состав слова (корень, суффикс, приставка, окончание, соединительные гласные)

5.3. Состав слова (корень, суффикс, приставка, окончание, соединительные гласные) Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения и не имеющие формы словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части:

Как правильно ставить ударение в слове «ЦЕМЕНТ»

Правильное ударение в слове «цемент», его морфемика, грамматика, происхождение, толкование, примеры предложений.

Как правильно ставить ударение в слове «ЦЕМЕНТ»?

Ударение в нашем языке способно озадачить практически любого. Например, можно засомневаться: где ударный слог в слове «цемент»? Спокойствие, только спокойствие! Мы сейчас же узнаем правду.

Ударение в слове «цемент»

Почему ударение на последний слог?

Особенных правил здесь нет. Подобное ударение сложилось исторически, и нам остается только зарубить его в памяти.

Как ставить ударение в формах слова «цемент»?

Таким образом, формы слова будут звучать так:

  • цемЕнта
  • цемЕнтов
  • цементу
  • о цемЕнтах

Примеры предложений, как пишется «цемент»

ЦемЕнт закончился, тащи еще мешок прямо сюда, да поживее!

Аккуратная дорожка из цемЕнта уводила куда-то вглубь дачи, под сень раскидистых деревьев.

— Следующая остановка — «ЦемЕнтный завод», — неожиданно объявил приятный женский голос.

Как запомнить ударение в слове «цемент»?

Существует специальная техника для запоминания непокорных ударений. Суть проста: берем интересующее нас слово и сочиняем с ним двустишие.

Можете поупражняться на досуге, а пока вот вам готовый вариант:

Свежий завезли цемент
Застывает он в момент!

Произношение с неправильным ударением

Акцентологическая норма современного русского литературного языка

По старым правилам русского языка

Однако так было не всегда. Если обратиться к старинным словарям, можно выяснить, что на протяжении многих лет ударение скакало туда-сюда. Одни рекомендовали выделять первый слог, другие же — второй.

А как говорят строители?

Цемент — одно из самых популярных слов у строителей. Многие из них постоянно используют его в работе. И ударение в таком важном для них термине они ставят как попало: кто на последний слог, а кто и на первый.

Это допустимо лишь в профессиональной среде строителей.

Грамматика слова «цемент»

Это неодушевлённое существительное. Оно имеет второе склонение и мужской род. Стоит в именительном падеже, а также единственном числе.

Морфемика слова «цемент»

Все слово считается корнем: -цемент-.

Окончание здесь нулевое.

Основа включает слово целиком: «цемент».

Орфография слова «цемент»

Толкование слова «цемент»

Обратившись к словарям, мы увидим, что у этого слова есть несколько значений:

  1. Минеральный порошкообразный материал, используемый в строительстве. При смешивании с водой он образует вязкую однородную массу, которая со временем застывает до состояния камня.
  2. В разговорной речи — синоним бетона.
  3. Костная ткань, что закрывает шейку и корень зуба.
  4. В переносном значении — что-то, что объединяет.

Родственные слову «цемент» слова

  • цементирование
  • цементик
  • цементный
  • цементирование

История слова «цемент»

Это слово происходит от латинского «caementum», что в переводе «тесаный камень». Ближайшие его «родственники» — латинское «caedere» (рубить, убивать) и праиндоевропейское «kae-id» (бить).

Итак, мы подробно изучили полезное слово «цемент». Теперь мы точно знаем, где в нем следует ставить ударение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: