Как пишется погрустнее по правилам русского языка

Лингвист рассказала, что ждать от нового свода правил русского языка

Минпросвещения подготовило законопроект «Об утверждении правил русской орфографии». Насколько этот законопроект своевременный, важный и нужный, «Газете.Ru» рассказала российский лингвист, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник сектора теоретической семантики Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН Ирина Левонтина.

— Какие значимые и конкретные изменения предлагается ввести в русскую орфографию в этом новом проекте?

— Это многостраничный документ. Но надо понимать, что никаких особых изменений там нет. Речь идет лишь о новой редакции, в которой правила, во-первых, будут более последовательно изложены, во-вторых, менее противоречиво, более логично. Потому что в некоторых случаях старые правила, 1956 года, изложены так, что в результате их прямого применения может следовать какой-то вывод, явно не соответствующий реальным написаниям слов, да и вообще что-то может быть изложено не совсем понятно. Поэтому и вносятся редакторские изменения. Конечно, учитываются и новые явления, всякие написания приставок, заимствованных частей. Какие-то положения уже были, какие-то добавлены.

По поводу более логичной подачи. Я посмотрела, как правописание окончаний глаголов разных типов описано — это отредактировано, сделано менее сложно и более последовательно.

Существует самый авторитетный орган, занимающийся русской орфографией, — Орфографическая комиссия при Российской академии наук, председатель которой сейчас — Алексей Дмитриевич Шмелев, доктор филологических наук, большой знаток орфографии. И сейчас готовится фундаментальное издание нового полного свода правил русской орфографии и пунктуации. Оно должно быть готово в 2023 году в виде большого интернет-портала, где будет абсолютно вся информация.

Это что касается большого полного свода правил русской орфографии и пунктуации. Но сейчас министерством было принято решение, что уже дальше невозможно терпеть такую ситуацию, когда с 1956 года не было официально утвержденных правил. Правила, учебники — были, не было официально утвержденного. И решили, что надо пока сделать такой краткий свод, касающийся только орфографии, без пунктуации, и только основных базовых вещей. Это то, что сейчас готовится, что опубликовано. Задача состоит в том, чтобы сделать по статусу что-то аналогичное правилам 1956 года с участием Орфографической комиссии. И это пока проект, дальше будут внесены какие-то исправления, учтены критические замечания. И потом это будет уже утверждено.

— В принципе, люди, работающие над этим, создали нечто новое, новый документ, они не взяли проект Орфографической комиссии или еще чей-то?

— Нет, это совместный труд, почти то же самое по форме, что половина правил 1956 года, посвященных орфографии, примерно так же это устроено, но обновленное, с дополнениями, с описанием того, что не попало, с исключениями того, что устарело, и с некоторыми поправками. Я хочу подчеркнуть для тех, кто боится так называемой орфографической реформы, что будут какие-то новые правила. Речь идет не об этом. Не отменяются никакие нормы правописания, просто уточняются формулировки, делаются более логичными описания.

На самом деле, в русской орфографии есть довольно малоудачные правила, но они все равно не отменяются. Вот, скажем, правило мое любимое про то, что «полмандарина» пишется слитно, а «пол-лимона» и «пол-апельсина» — через дефис… что «предынфарктный» пишется через «ы», а «постинфарктный» — через «и»… Ну, понимаете, если бы это даже изменили, то никакой культурной катастрофы бы не произошло, это было бы только более логично и последовательно, но ничего такого никто не трогает.

Многие болезненно относятся ко всему, что можно назвать орфографической реформой, потому что язык воспринимают как культурную ценность и, кроме того, боятся разрыва поколений. Так что это так и остается, только какие-то уточнения, формулировки, ну и обновления лексики в языке.

— Наверное, будет меньше неоднозначности, вольностей, которые раньше были, а теперь их количество уменьшится?

— Вообще говоря, тенденция в орфографии сейчас состоит как раз в увеличении количества допустимых вариантов, больше отдается на волю пишущего. Например, раньше были более жесткие правила, касающиеся написания буквы «ё». Еще я посмотрела правила переноса. И там мне тоже показалось, что они сформулированы несколько более либерально. Но большие лакуны остаются, например, с собственными именами, в частности, с географическими наименованиями. Потому что русская орфографическая традиция обычно не включала это все в словари, и когда возникает вопрос о том, как пишется или как склоняется какое-нибудь географическое наименование, начинают звонить лингвистам, спрашивать, и это всегда очень большая проблема.

— Удивляет, что документ подается без каких-либо фамилий его авторов, без каких-либо комиссий или учреждений, — только Минпросвещения и предложение утвердить постановлением правительства. И упоминание Орфографической комиссии, которая в этом пока напрямую не участвует.

— Ну, подача, надо сказать, не самая удачная. Потому что люди очень беспокоятся всегда по поводу языка, а кроме того, не ждут ничего хорошего от чиновников. В частности, для простого человека язык — это в значительной степени «как пишется слово «инженер». То есть язык воспринимают в первую очередь как нормы орфографии. И поэтому люди очень тревожатся по поводу «орфографической реформы». А с другой стороны, так уж вышло, что они не ждут от чиновников ничего хорошего. Поэтому вот эта «гениальная» подача — Министерство просвещения сейчас представит новые правила — означает, что человек, когда читает такую новость, думает, что сейчас сядут в Минпросвещения какие-нибудь чиновники, почешут в затылке и придумают новые правила, где писать «-н-», а где «-нн-» и так далее, и будут затем всем это навязывать и штрафовать, если человек будет писать «-н-» и «-нн-» как его учили в школе, а не так, как сказали эти чиновники… И это, конечно, людей приводит в ужас. И это очень глупо, потому что речь идет о другом, о том, что над этим работают лингвисты.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 6 класса 4 четверть, проверочные словарные

Между прочим, если помните, реформа 1918 года воспринимается всеми как большевистская, проведенная революционными матросами и т.д. А это результаты работы комиссии, в которую входили такие выдающиеся лингвисты, как Шахматов и Фортунатов, это все готовилось, обсуждалось именно с научной точки зрения. Но, действительно, осталось в памяти так, что революционные матросы врывались в типографии и выкидывали «ъ», даже не сообразив, что он нужен не только в конце слов, но и, допустим, после приставок, отчего появилось это уродливое написание слов вроде «под’езд» с апострофом. Так и сейчас: кажется, что это чиновники написали новые правила, и это, конечно, люди воспринимают плохо.

— А свод правил, введенный в 1956-м, — это можно назвать реформой русского языка?

— Нет, реформа языка — это вещь вообще невозможная, потому что язык все-таки живет сам по себе. Но это не было и реформой орфографии, это тоже было некоторое обобщение, были некоторые изменения внесены в написания отдельных слов, уточнили правила, но это тоже не было реформой. Это обобщение и создание свода; в основном, фиксация существовавших норм с небольшими уточнениями. А суть была в том, что в одном месте были собраны правила и им был придан официальный статус. Тут, вообще, вопрос: а нужен ли официальный статус орфографии и пунктуации? Можно считать, что государство вообще не должно в это вмешиваться, что для этого есть какие-то специальные научные институции. Но вот у большинства людей представление такое, что настоящее — это то, что утверждено государством. В нынешнем случае говорить про реформу тем более абсолютно невозможно, там практически нет изменений, какие-то дополнения, уточнения.

— А кого это будет касаться, кто должен взять, так сказать, под козырек? Школьники, учителя? Какая будет сфера применения всего этого?

— Понимаете, мы ведь как-то живем сейчас и даже сдаем ЕГЭ. Есть словари, в которые уже внесены изменения. И в учебниках по факту не копируются правила 1956 года, они по факту содержат какие-то изменения. Просто возникла асимметрия: старые правила имеют такую официальную апробацию, а то, что сейчас фактически действует, не имеет. Ну и вот к концу года примут, утвердят, поставят печать, и можно будет на это ссылаться. Аналогичная ситуация со словарями. Словарей очень много, и часто бывает, что в них противоречия. Несколько лет назад Министерство образования и науки опубликовало указ, содержащий список рекомендованных словарей.

Возникла, скажем, история с «йогуртом» смешная, отчасти журналистская утка. Так же, как сейчас, журналисты подавали это таким образом, что Министерство просвещения напишет новые правила. На самом деле, как я пыталась объяснить, это все совершенно не так. Так же и с этим несчастным «йогуртом»: журналисты написали, что сейчас разрешается ударение «йогýрт». Это полная ерунда, потому что «йогýрт» — это было как раз старое ударение, и если посмотреть в старые словари, в словарь Аванесова, например, основной орфоэпический словарь, — там, конечно, было только ударение «йогýрт». Но этого слова почти никто не знал.

И, между прочим, в эмигрантской печати часто можно было увидеть написание «ягýрт», именно потому, что ударение было на втором слоге, редуцированно произносилось, и было непонятно, какую там букву писать. Когда сам этот продукт в 1990-е годы появился, никто в словарь не посмотрел, и закрепилось ударение на первом слоге, может быть, под влиянием итальянского языка, так как появилось очень много именно итальянских молочных продуктов. В словари это внесли оперативно, хотя обычно словари очень консервативны, но «йогýрт» сразу не выкинули. И когда началось обсуждение орфографии, журналисты наконец открыли словарь и увидели, что, оказывается, разрешается еще и ударение «йогýрт»! И вот возникла идея, что теперь нам надо говорить именно так. В общем, все наоборот.

В действительности сейчас предпринимается попытка зафиксировать существующее положение вещей, собрать более-менее обобщающий свод правил, как на сегодняшний день это сложилось в грамотной речи, и придать этому какой-то официальный статус.

Читайте также:
Как пишется алюминий по правилам орфографии русского языка

Но для нас, лингвистов, конечно, гораздо интереснее дождаться 2023 года и получить уже полный свод правил орфографии и пунктуации от Орфографической комиссии, где действительно уже какие-то сложные и интересные моменты будут рассмотрены более подробно. И это, действительно, будет большое событие в русской лингвистике.

— В общем, школьные учебники переписывать и переиздавать не предполагается?

— Школьные учебники все время переиздаются и корректируются. В принципе, конечно, если при подготовке переиздания учебника — особенно если это учебник русского языка — окажется что-то не то, что в этом официально утвержденном своде, то это будет очень нехорошо, тем более, что это же вопрос баллов ЕГЭ. Если человек следует официально утвержденным правилам, а ему в соответствии с рекомендациями учебника снижают балл, то это очень плохо. Другое дело, что когда составляются задания ЕГЭ, то желательно, вообще-то, чтобы в них в принципе не попадали спорные моменты, где бывают разночтения.

А обычные граждане и сейчас в большинстве своем как-то не очень заморачиваются орфографией, особенно в интернете. Если это какое-то учреждение, то там будут свои внутренние требования. Скажем, на телевидении есть свой «Словарь ударений для работников радио и телевидения» спорный, на который они ориентируются. Но он не признается многими академическими лингвистами. В крупных компаниях есть свои нормы, на которые они ориентируются.

На «Первом канале» очень любят склонять существительные типа «Гальяново» и «Переделкино», что возмущает многих телезрителей, которые думают, что это какая-то инновация, а это, наоборот, старая норма.

Норма, когда не склоняется, уже утвердилась. И это тоже есть в новом своде правил. Конечно, лучше склонять: это старая, традиционная норма. Ахматова еще говорила, что «живу в Переделкино» — это как «живу в Москва». Но сейчас во многих случаях признается вариативность. Впрочем, «склоняется — не склоняется» — это не совсем вопрос орфографии. Там еще вопрос с творительным падежом, что пишется в творительном падеже. «Под Ростовом», но «с Ростовым» — в смысле с человеком. Разные окончания творительного падежа.

— Это законопроект, «за» или «против» которого можно по идее проголосовать. Он ведь может не пройти, если какое-то большое количество возмущенных граждан среагирует?

— В данном случае это действительно может сыграть злую шутку, потому что большинство людей все-таки, несмотря на наши рассказы,

будут воспринимать это таким образом, что чиновники из министерства придумали новые правила, и, конечно, на всякий случай проголосуют против. Поэтому посмотрим, как будут разворачиваться события.

Мало кто из обычных людей откроет многостраничный документ. Тут важна подача пресс-служб и журналистов. Вот внезапная новость, как гром с ясного неба: Минпросвещения создаст новые правила русского языка. Надо это все на всякий случай быстрее закопать! Любой человек придет в ужас. Но дело не в самом документе, тут скорее пожелание пресс-службе: аккуратнее ко всему подходить и более тщательно обдумывать, как представить эту новость. Конечно, прочитав обо всем этом, многие стали ужасаться.

Как пишется: “грустно” или “грусно”?

Почему? Правописание, правило.

Как правильно пишется слово: “грустно” или “грусно”?

Как правильно писать слово: “грустно” или “грусно”?

Какая часть речи слово грустно?

Пример предложения со словом грустно?

Как разобрать слово по составу грустно?

Морфемный разбор слова грустно?

Поскольку перед написанием слова “грустно” мы можем использовать однокоренные проверочные слова “грустить”, “грусть” или “загрустивший”, непроизносимая согласная “Т” необходима:

Писать “грусно” (без “Т“) нельзя. Это орфографическая катастрофа.

Не путайте со словом “грузно”.

Определение части речи:

  1. “Смотрит как? – смотрит грустно”. В данном случае – наречие.
  2. “Человеку как? – ему грустно”. Слово стало безличным предикативным наречием (из категории эмоциональных состояний). Сокращённо – категория состояния (предикатив).
  3. “Небо (каково?) грустно, тучи (каковы?) хмуры”. Одна из кратких форм прилагательного “грустный”.

Слово в большинстве случаев выполняет функцию наречия или предикатива. Оно не изменяется и не имеет окончания.

У прилагательного “грустно” появляется окончание “-О“. Концовка слова, таким образом, выбывает из основы:

Предложения:

  • “У Игнатьева было грустно на душе и одиноко”.
  • “Терентьев грустно покачал головою и вяло махнул рукой”.
  • “Это время года грустно, но в целом спокойно”.

Добрый день. Часто в русском языке встречаются слова, в которых не понятно какая буква пишется или вообще она нужна ли. Одним из способов узнать нужную букву – это подобрать проверочное слово.

Для данного слова подойдет “грусть”. Мы слышим четко букву “т”.

Правильный ответ: “грустно”.

Грустно, если кто-то прошел мимо и не заметил цветка, пробившегося навстречу солнцу.

Слово “грустно” обозначает состояние. Его называют словом категориии состояния или предикативным наречием, что суть одно и то же.

Наречие грустно произносится без согласного “т”, который имеет говорящее название – “непроизносимый”.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 4 класса 1 четверти

Но все-таки букву “т” в корне этого слова необходимо написать, так как в русском языке доминирует не фонетический принцип написания слов (как слышу, так и пишу), а морфологический, что значит: морфема должна сохраняться в слове в неизменном виде, невзирая на произношение, исключая случаи чередования согласных и гласных.

В слове “грустно” напишу букву “т”, доказав её присутствие с помощью однокоренных проверочных слов:

грустинка, грустиночка, грустить, погрустить.

Морфемный состав наречия:

В слове “грустно” имеется скопление согласных звуков “стн”, что приводит к тому, что при произнесении исчезает согласный “т”. Поэтому слышится “грусный”, а писать мы должны правильно, поэтому придется прибегнуть к помощи проверочных слов.

Подберем слова-помощники таким образом, чтобы после сомнительного звука “т” появился гласный, который и усилит его звучание. Проверочными словами могут быть такие, как “грустить”, “грустинка”, “грустен”. Во всех этих словах звук “т” приобрел силу и зазвучал, и все благодаря гласным звукам.

Теперь и в нашем слове “грусТно” мы можем писать букву “т”, что и будет правильным написанием.

Грустно – наречие, категория состояния, либо краткое прилагательное (вне контекста не определить).

В первом случае: корень – груст, суффикс – н, суффикс – о. Основа слова – само слово, т.е. “грустно”.

Во втором случае: Корень – груст, суффикс – н, окончание – о. Осова слова – грустн.

Пример предложения: При виде него мне становилось грустно.

Чтобы узнать, как правильно пишется интересующее нас слово, можно просто подобрать к нему проверочное слово, в котором непроизносимая согласная будет отчетливо слышна. Таким словом может быть самое простое, которое приходит нам в голову – грусть. В нем отчетливо произноситься буква “т”, следовательно и слово грустный надо писать именно именно с этой буквой.

Слово “грустно” – это наречие, отвечающее на вопрос “как?”, которое произошло от прилагательного “грустный”, “грустная”. Либо оно может быть кратким прилагательным. Конечно, иногда хочется сказать “грустно” без “т”, но это не правильно. Однокоренными словами к этому слову будут: грусть, грустный, грустная, грустить. Из чего мы видим, что в данном слове корнем будет -груст- и он неизменяемый. А -т- в слове “грустно” ускользает из произношения. Проверочным словом можно считать слово “грусть“.

Поэтому правильно будет: “грустно“.

Пример: Очень грустно наблюдать плачущий осенний закат.

Наречие «грустно» является типичным представителем слов с непроизносимой согласной в корне. В составе таких слов имеются три и более идущих подряд согласных звуков, для обозначения которых применяют термин «скопление согласных».

Пример скоплений согласных звуков в словах русского языка:

  • стн (грустно);
  • рдц (сердце);
  • стл (счастливый);
  • лнц (солнце);
  • вств (здравствуйте);
  • нтск (гигантский) и другие.

При произношении слов с такими скоплениями обычно выпадают звуки «т», «в», «д» и «л», которые и называются непроизносимыми.

При написании слов, содержащих непроизносимые согласные, потребуется проверка, при которой надо изменить форму слова или выбрать однокоренное слово так, что бы четко слышался непроизносимый звук.

Для слова «грустно» проверочными словами являются грусть или грустить.

Николай грустно вздохнул и в знак согласия кивнул головой.

Почему-то, с некоторых пор мне становится грустно в свой день рождения.

Правила орфографии

Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

Читайте также:
Как пишется ребенок по правилам русского и почему

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Как пишется погрустнее по правилам русского языка

Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные – это звуки, при произношении которых воздух спокойно проходит через полость рта и не встречает какой-либо преграды.

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Читайте также:
Как пишется рассказ - разбираем слово по составу и учим правило

Для обозначения гласных звуков на письме используем 10 букв:

а, о, у, э, ы – обозначают твёрдость согласных звуков;

я, ё, ю, е, и – обозначают мягкость согласных звуков (после согласного),

или обозначают 2 звука.

Буквы я, ё, е, ю обозначают два звука:

Согласные – это звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду (язык, зубы или губы).

В русском языке 36 согласных звуков.

В русском языке 21 буква, которая обозначает согласный звук: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т,

Согласный звук может быть:

– твёрдым или мягким;

– звонким или глухим;

Всегда твёрдые [Ж], [Ш], [Ц].

Всегда мягкие [Й’], [Ч’], [Щ’].

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами а, о, ы, э и ъ:

Мягкость согласных звуков обозначается буквами я, ё, е, ю, и и ь.

ЗВОНКИЕ согласные произносим с шумом и голосом, а ГЛУХИЕ только с шумом.

В предложении «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? – Фи!» все согласные глухие.

А остальные – звонкие: Б, В, Г, Д, З, Ж, и Й, Р, Л, М, Н.

ЖИ-ШИ пиши с буквой И. Например: крыши, жираф.

ЧА-ЩА пиши с буквой А . Например: щавель, части.

ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Например: чудак, щука.

СОЧЕТАНИЯ ЧК-ЧН, НЧ, РЩ, ЩН И НЩ

Сочетания ЧК-ЧН, ЧТ, НЧ, РЩ, ЩН и НЩ пишутся без мягкого знака.

Например: розочка, молочный, чтение, карманчик, сборщик, мощный, барабанщик.

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ В СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ

Существуют парные согласные по глухости – звонкости:

Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, 3 – С.

Согласная стоит в слабой позиции в том случае, когда она находится в конце слова или перед глухой согласной.

Чтобы проверить парную согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или звонкая согласная.

Например: гриб, грибки — грибок, грибной.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Гласные буквы а, о, и, е, я в безударных слогах требуют проверки.

ПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Для проверки слов с двумя безударными гласными в корне нужно подобрать два проверочных слова.

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание слов с непроверяемыми гласными в корне слова надо проверять по орфографическому словарю.

Написание некоторых из них надо запомнить.

МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ

В конце слова после мягкого согласного пишется буква Ь

После мягкого Л в середине слова всегда пишется буква Ь.

После остальных мягких согласных в одних случаях пишется буква Ь .

В других случаях после мягкого согласного буква Ь не пишется

В случае затруднения обращайся к словарю.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК

Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Разделительный Ь пишется в корне и между корнем и окончанием.

Ь пишется после согласных перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК

Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный, перед корнем слова, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я.

(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб)

Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре.

Приставки (В, У, К, С, НА, ЗА, ОТ, ОБ, ПРИ, ПО, ПОД, ИЗ, НАД…) пишутся слитно со словом.

Между ними нельзя вставить другое слово или вопрос.

Написал, записал, приписал, списал, дописал

Предлоги (К, ПО, В, НА, ЗА, С, ПОД, У, ПРО, ОТ, ДО, ПРИ, ИЗ…) пишутся отдельно от слова.

Между предлогом и приставкой можно вставить другое слово или вопрос.

Сосна росла (у) берега.

Сосна росла у (чего? самого) берега.

1. В некоторых словах согласные т, д, л, в пишутся, но не произносятся. Эти слова надо проверять.

2. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Чудесно – чудо.

Запомни: лестница, праздник, чувство

Запомни: СН без Т

Ужасный – ужас, опасный – опасен.

ПРАВОПИСАНИЕ Ы И И ПОСЛЕ Ц

В корнях слов.

Например, цирк, цифра.

ИСКЛЮЧЕНИЯ : цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц, цып – цып.

В окончаниях.

Например, синицы, куцый.

В словах на – ция.

Например, акция, лекция.

В словах с суффиксом

– ын . Например, курицын.

Читайте также:
Правила по русскому языку - основные правила, определения и упражнения

ПРАВОПИСАНИЕ О и Е В ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТИВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ и Ц

В окончаниях имен существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е.

Например: лучом, душем.

СОСТАВ СЛОВА

Слова состоят (или могут состоять) из приставки, корня, суффикса и окончания.

Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой заключено их общее значение: свет, светильник, освещать.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: ходить, подходить, переход, выход.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: школа, школьник, школьный.

Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или после суффикса и служит для связи слов в словосочетании или в предложении: читал книгу, нашёл в книге.

Разбор слова по составу

1. Найди и выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:

настольный, настольного, настольным, о настольном.

Окончание –ый, основа настольн-

2. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные слова:

стол, столик, столовая.

Общая часть слов – стол-. Это корень.

3. Выдели приставку и докажи, что такая приставка есть в других словах.

Такая приставка есть в словах наручный, настенный

4. Выдели суффикс и докажи, что такой же суффикс есть и в других словах.

Суффикс –н-, такой суффикс есть в словах школьный, классный.

1 1. Слова переносятся по слогам .

Например: во-ро-на, пе-тух, лю-бовь

2 . Нельзя переносить одну букву и оставлять её на строке.

Например: ака-ция, мир, яма

3 . При переносе слов буквы Ь, Ъ, Й не переносят, а оставляют на строке с предыдущей согласной.

Например: боль-шой, крыль-цо, сой-ка, объ-езд

4. При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят.

Например: жуж-жать, сум-ма, ап-петит

5 . При переносе слов с приставками нельзя отрывать одну букву от приставки или от корня.

Например: под-бить, при-слоняться, рас-крыть, пре-красный

6. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки (. , ! ? : ( ; – „ )

имя существительное предлог

имя прилагательное союз

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Например, школа, ученик, кровать, лошадь.

Начальная форма имени существительного – существительное в именительном падеже, в единственном числе (что? кто?)

Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? , называются одушевленными .

(Например, писатель, рак)

Имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что? , называются неодушевленными.

(Например, дождь, вода)

Имена существительные, которые пишутся с заглавной буквы (имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, деревень, рек, морей …) называются собственными .

Например, Валентина, Новгород, Барсик

Все остальные – нарицательные.

Например, город, кошка, сестра, дом

Имена существительные бывают:

Женского рода (она моя), например, лодка, корова.

Мужского рода (он мой), например, стол, год.

Среднего рода (оно моё), например, солнце, окно.

Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.

Например, туфли – туфля (ж.р), ботинки – ботинок (м.р.)

Имена существительные изменяются по числам.

Существительные в единственном числе обозначают один предмет,

во множественном числе – два или несколько предметов.

Имена существительные изменяются по падежам.

Именительный – (есть) кто? что?

Родительный – (нет) кого? чего?

Дательный – (подошёл) кем? чем?

Винительный – (вижу) кого? что?

Творительный – (доволен) кем? чем?

Предложный – (думаю) о ком? о чём?

Как отличить И. п. от В. п.

Существительное в И.П. является в предложении главным членом – подлежащим и никогда не употребляется с предлогом.

Существительное в В. п. является в предложении второстепенным членом. Оно употребляется как с предлогом, так и без.

Как отличить Р. п. от В. п.

Р. и В. падежи можно различать по предлогам.

От, до, из, без, у, для, около, в, на, за, через, про

У существительных 1 склонения Р. и В. падежи различаются по окончаниям.

Для того чтобы отличить Р. п. от В. п. у существительного 2 склонения , можно заменить это существительное существительным

1 склонения. (кошка)

Существительные в П. п. всегда употребляются с предлогом (о, об, обо, в, во, на, при)

Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются на гласные звуки. (об автомобиле, об урожае, об Илье)

Существительные бывают 1, 2 и 3 – го склонения.

1 склонение – существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, – я в именительном падеже.

2 склонение – существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, -е.

3 склонение – существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончанием).

Чтобы определить склонение имени существительного, его нужно поставить в именительный падеж единственного числа.

Читайте также:
Русский язык - предмет, определение, наука, задачи, изучение

Например, ехали по улице – улица (1 скл.)

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Чтобы проверить безударное окончание существительного, надо:

  1. определить падеж
  2. определить склонение
  3. вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже или подставить слово-помощник.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё?

Например, красная, цветной, праздничное, весёлые.

Начальная форма имени прилагательного – прилагательное в именительном падеже, в единственном числе, в мужском роде. (какой?)

(окончания: – ой, – ый, – ий)

Род, число, падеж имени прилагательного определяется по существительному, с которым оно связано по смыслу.

В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и по падежам.

Прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам. По родам они не изменяются.

Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Для того, чтобы правильно написать безударное окончание

имени прилагательного нужно:

1. Найти в предложении существительное, к которому относится прилагательное, определить число, род и падеж.

2. Вспомнить окончание прилагательных в этом падеже.

3.ИЛИ поставить вопрос от существительного к прилагательному и по окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

Проректор института Пушкина разъяснил новые правила русского языка от Минпросвещения

И предсказал куда более глобальную реформу

Министерство просвещения РФ составило проект новых правил орфографии и пунктуации русского языка. Так как глобальных изменений в этой сфере не было аж с 1956-го года, россияне поневоле встревожились. Чиновники успокаивают: просто за последние 60 лет в языке произошли сильные изменения, появились новые слова, к примеру, «дилер», «офшор», «дефолт» и прочая. О грядущих изменениях мы поговорили с Михаилом Осадчим, доктором филологических наук, проректором по науке Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина.

Михаил Осадчий. Фото: pushkin.institute.

– Ничего внезапного не произошло, надо понимать, что с 1956 года до сегодняшнего дня фактические изменения в орфографии, конечно, происходили. Они закреплялась переиздающимся орфографическим Словарём русского языка. Сначала Академическим, потом Русским орфографическим словарем под редакцией Лопатина, – говорит Михаил Осадчий. – Это важные издания, которые закрепляли написание некоторых новых слов, входивших в наш быт. С 1956 года выпускались разные справочники по орфографии, не имеющие силы академического свода правил, но они были авторитетными и всеми использовались. Справочники Дитмара Эльяшевича Розенталя, на которых выросло не одно поколение редакторов, журналистов, филологов. Усомниться в их полноте оснований нет.

Поэтому нельзя сказать, что шестьдесят лет был вакуум, что вообще ничего не происходило, что мы жили в отсутствии новых правил. Не было академического государственного консенсуса по этому поводу.

Сегодня мы имеем проект, который является результатом работы как раз целого академического коллектива. Является государственным актом. Это, конечно, другой уровень. Важно ли это? Конечно, важно, так как мы имеем дело с государственным языком, который является неотъемлемой частью любого государственного управления и вообще жизни общества.

Сегодня мы живем в век тестов, в век языка. Государство общается с гражданами текстами законов, и от того, насколько правильно те понимаются, пишутся, зависит качество работы государственных институтов. Насколько правильно журналисты отражают действительность в своих текстах, насколько адекватно читатели понимают эти тексты, от сферы коммуникации зависит информационное и психическое здоровье общества. Поэтому важно и в сфере орфографических правил выходить на уровень государственного консенсуса.

– То есть прежде всего в словари будут добавлены новые слова, как то «репер», «киллер», «риэлтор»?

– Слово «киллер» уже было. Важно подчеркнуть, что эти изменения никакой революции не произведут. Никакие правила не поменяются кардинально, но будет обобщена речевая практика, которая и сейчас уже существует. Изменения только устранят противоречия. Конечно, ритм жизни шестьдесят лет назад, двадцать пять лет назад и сейчас, в 2021-м году, существенно изменился. Он усилился. Разумеется, после 90-х, а особенно в цифровую эпоху, ускорилось проникновение в язык новых слов. Чрезвычайно разнообразной и свободной стала речевая практика. Письменная коммуникация увеличилась в объёме. Появились соцсети.

Но публичной, увы, стала в том числе и неграмотность. В 1956-м люди уж точно не писали массово в средствах массовых информации, а сейчас каждый может выражаться в соцсетях, комментировать.

– А что делать школьникам? Они придут на ЕГЭ – а тут новая орфография?

– Повторяю, что закрепляются изменения, которые были и до этого. Например, ранее считалось, что с большой буквы пишутся только органы высшего управления (Президент, Правительство), а вот министерства к ним не относились и должны были писаться с маленькой буквы, но практика такая, что почти везде и всегда они тоже пишутся с большой (к примеру, Минэкономразвития).

В задания по ЕГЭ спорные моменты никогда не вносились и вноситься не будут.

То, что произошло сегодня, полезно, но не революционно. Русская орфография живая, подвижная. Свод новых правил не ставит точку в ее развитии. Было бы правильнее пересматривать эти правила регулярно. Но не в плане их сущности и основ.

Читайте также:
Намерение ударение - нюансы произношения слова

Думаю, российского общество ещё не дозрело до того уровня, когда потребуется глобальная реформа орфографии, как было во времена Петра Великого, после Октябрьской революции.

Хотя я думаю, что такая реформа рано или поздно произойдет.

– «Ё» уберут?

– Это все мелочи. Я лично считаю, что нам нужно двигаться к фонетическому принципу правописания, избегая случаев, когда написание и произношение сильно отличаются.

Сегодня мы слишком много времени тратим на то, чтобы запомнить, как пишутся те или иные слова. А можно просто приблизить написание к произношению и тогда в освободившееся время мы просто занимались бы более важными делами.

Полагаю, рано или поздно вопрос о такой реформе все-таки встанет, может быть, не сейчас, но через 50 лет или через 100. Такая дискуссия уже ведётся. А то, что произошло сегодня, это никакая не реформа орфографии, а лишь дополнения к уже имеющимся правилам.

RusskiePravila.Ru

Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Читайте также:
Несомненно запятые - правила обособления в предложениях

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Как научить ребёнка писать без ошибок?

Может быть, у ребёнка дисграфия?

  • Как определить дисграфию у ребёнка?
  • Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Почти 70 % школьников делает те или иные ошибки на письме. Что это — повальная безграмотность? Неужели учителя не в состоянии научить каждого писать правильно?

Если ребенок ошибается на письме, родители заставляют зубрить правила и бесконечное число раз переписывать каждый текст. В итоге количество ошибок почему-то возрастает. А школьник проникается ненавистью к урокам русского языка.

Раньше таких детей считали лодырями, дурачками, не поддающимися стандартному обучению. Учителя махали на них рукой, ставили “натянутые” тройки и периодически оставляли на второй год.

Теперь таким детям ставят диагноз “дисграфия”. По некоторым данным, количество детей с дисграфией среди младших школьников в России составляет 30%!

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Как научиться писать без ошибок?

Сначала нужно вычленить нужный звук из слова. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве. После этого мозг “даёт команду” руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило русского языка нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо — это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком: лобные доли, височные, теменные и затылочные. Если говорить точнее, то в процессе письма один участок мозга передаёт необходимые импульсы следующему участку и так далее по цепочке. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, импульс идёт по неправильному пути, и ребёнок начинает писать с ошибками.

Значит, письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов.

Как определить дисграфию у ребёнка?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О наличии дисграфии у школьника говорят следующие типы письменных ошибок:

  1. Ошибки в ударных слогах (“рОдость” вместо “рАдость”).
  2. Пропуск букв.
  3. Недописывание слов и букв (“стака. ” вместо “стакаН”).
  4. Перестановка слогов (“ябколо” вместо “яблоко”).
  5. Повторение одной и той же буквы (“магазиМ” вместо “магазин”).
  6. Буквы “б”, “в”, “э”, “з”, цифры “4”, “3”, “5” перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).
  7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв (“ъ” и “э”).

И, наконец, “неаккуратность” в тетради:

  • Ребёнок “не замечает” поля и продолжает писать до самого края тетради.
  • “Съезжает” со строчек к концу предложения.
  • Переносит слова неправильно.
  • Часто не делает пробелов между словами.
  • Не замечает конца предложения, не ставит точки, продолжает писать следующее с маленькой буквы.
  • Читайте также:
    Указанный ударение на какой слог падает - объяснение

    Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

    Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды. Родители могут поиграть дома со своими детьми.

    1. Если ребёнок пропускает буквы, делаем упражнение “Волшебный диктант”.

    Вы читаете предложение или его часть Ребенок простукивает слоги (ма-ма, мы-ла, ра-му), чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов ставит черточки. Следующий этап — нужно записать каждое слово в виде точек (по количеству букв в слове).

    2. Если ребёнок не дописывает окончания, делаем упражнение “Образ слова”.

    Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву произнесенного вами слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль — на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему (например, животные, растения) — это будет хорошей тренировкой в классификации.

    3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах, предлагаем упражнение “Весёлый мультфильм”.

    Даём ребёнку задание мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина. Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

    После этого ребенок, вспоминая придуманный им сюжет, должен написать все эти слова. Затем — самопроверка: даёте ребенку образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

    Если есть ошибки, следующее задание: нужно так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно, какая в этом слове трудность (например, автору на занятиях рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

    4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка, делаем упражнение “Шифровка”.

    Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

    Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

    5. Если ребёнок не применяет правила при письме, делаем упражнение “Зоопарк”.

    Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь (руками изображает уши с кисточками), воробей (машет локтями-крыльями). Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

    Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Каждый должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

    Советы родителям

    • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из детей, имеющих проблемы с грамотностью, 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, так малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
    • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Это очень полезно для успешного обучения.
    • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает мозг кислородом.
    • Занятия музыкой (в частности, игра на фортепиано) развивают моторику рук и налаживают взаимодействие обоих полушарий мозга.
    • После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

    Всё это немедленно наилучшим образом отразится не только на грамотности, но и на общей успеваемости в школе.

    Статья предоставлена сайтом “Логопедический Портал”

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: