Как пишется низкий по правилам русского – объяснение подробно

Как пишется низкий по правилам русского – объяснение подробно

Все дети очень разные: одни схватывают все на лету, новое правило запоминают уже на уроке и упражнения выполняют почти без ошибок, другие запоминают медленнее, третьи, сколько с ними ни бейся, все равно ошибки допускают.

Как помочь ребенку дома? Повторять с ним правила? Проводить диктанты? Делать больше упражнений? В этой связи сразу всплывает то ли быль, то ли анекдот, то ли эпизод из фильма: учительница велит ученику после уроков сто раз написать на доске слово «шел», в котором он постоянно ошибается. Когда она возвращается в класс, вся доска исписана словом «шел», а внизу крупно: «Я все написал и пошол домой!»

Дело не в том, сколько упражнений ребенок выполнил, сколько раз он написал трудное слово и рассказывает ли правило наизусть. Если нет так называемой «врожденной грамотности», чтобы писать без ошибок, нужно уметь находить (видеть) в словах или между словами те места, к которым следует применять правила.

Подавляющее большинство школьников делать этого не умеют, у них не развита орфографическая зоркость. То же самое с предложениями: дети не видят, не умеют искать в предложении границы смысловых отрезков — места постановки знаков препинания. Их этому нужно специально учить.

Мы, взрослые, должны хорошо понимать, что орфографические и пунктуационные умения развиваются медленно и у каждого ребенка в своем темпе. К сожалению, только единицы, которым очень повезло, обладают «врожденной грамотностью», им достаточно двух-трех школьных уроков и домашних упражнений. Но большинству нужны регулярные занятия, с постоянным повторением и постепенным расширением круга изучаемых правил.


Источник.

4 важных орфографических умения

Они помогают ребенку писать без ошибок. Другими словами: умеет вот это и это — пишет грамотно.

Умение видеть орфограммы

То есть места в словах и между словами, где нужно выбрать написание из нескольких вариантов («о» или «а», «е» или «и», слитно или раздельно, «ь» или «ъ», с «ь» или без и т. д.). При этом правильным является только один вариант.

Находить орфограммы в словах нужно по специальным признакам. Например, если в слове слышим на конце глухой парный согласный звук: «зу[п]», «ле[ф]», — это опознавательный признак орфограммы — проверяемой буквы согласного. Обнаружив это «опасное место», ребенок применяет правило. Каждую орфограмму можно найти в слове по определенным признакам, и этому надо специально учить, показывать эти признаки. Чаще всего именно поэтому дети (и взрослые тоже) пишут неграмотно: зная правило, не видят в слове место, к которому его нужно применить.

Умение выбирать написание

Как только ребенок нашел в слове точку приложения орфографического правила, он легко может это правило применить и выбрать верное написание. Используем тот же пример: чтобы выбрать букву на конце слов «зу[п]», «ле[ф]», подбираем проверочные слова («зубы», «львы»), слышим отчетливо согласный звук перед гласным — и пишем «зуб», «лев».

Умение объяснить выбор написания устно и графически

Это умение нужно и когда ребенок пишет, и когда проверяет написанное. Проще, быстрее и полезнее делать это графически. Например, объясняя выбор букв «б» и «в» на конце слов «зу[п]» и «ле[ф]», ребенок должен написать так: «зуб — зубы»; «лев — львы» (букву «ы» он подчеркивает двумя чертами, потому что она обозначает гласный звук под ударением и помогает выбрать написание). Делая такие обозначения, ребенок по сути переводит содержание правила (текст) в иную, более краткую и наглядную, «говорящую» форму. И ему, и взрослому понятно, почему выбрано именно это написание.


Фото из личного архива автора.

Умение находить и исправлять ошибки

Оно базируется на трех предыдущих. Чтобы проверить себя (во время диктанта, изложения, любой письменной работы), ребенок должен проделать те же действия:

— убедиться, что орфограмма найдена правильно по опознавательным признакам;

— объяснить написание графически.

Именно поэтому я рекомендую родителям и педагогам простой прием: писать через строчку. Верхнюю строку над предложением мы всегда оставляем пустой, и при проверке все необходимые обозначения и записи делаются на этой строке. Если в процессе такой проверки ребенок сам находит свою ошибку и исправляет ее, отметка не только не должна снижаться — наоборот, ребенка нужно хвалить и всячески поощрять. Абсолютно нелогично и очень вредно, когда в школе ребенку за помарки и исправления снижают отметку за письменную работу.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 4 класса 2 четверти

Советы родителям, которые занимаются с ребенком сами

1. У каждого ребенка есть типичные, наиболее частотные ошибки. Нужно прежде всего определить какие, расположить правила в порядке их взаимосвязи и нарастания трудности. Далее определить, каких необходимых базовых знаний о языке и умений ребенку недостает, чтобы эти орфограммы освоить. Эти пробелы сначала надо восполнить и только потом заниматься собственно правописанием. Так последовательно нужно отработать все актуальные для ребенка правила.

2. Бессмысленно просто делать упражнения и писать диктанты. Нужна методически грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает.

3. Лучше, если ребенок мотивирован, то есть занимается правописанием осмысленно и с желанием. Как только он увидит, что все не так страшно и появляются первые результаты, процесс пойдет.

4. Ни в коем случае не надо этот процесс искусственно ускорять, торопить ребенка, сердиться на него, сравнивать ребенка с его более успешными одноклассниками. Сравнивать нужно только с ним самим: в прошлый раз было десять ошибок, а сегодня только восемь. Ты молодец, движешься вперед.

Если следовать этим советам и работать методически грамотно, результат будет обязательно.

Правописание “поподробнее”: почему только слитно, грамматика, употребление

Слово «поподробнее» правильно пишется слитно: «узнать поподробнее», «расскажите поподробнее», «изучим поподробнее», и т.д., поскольку является наречием с приставкой «по-», образованным от прилагательного в сравнительной степени.

Правописание

Действующее в данном случае правило орфографии запомнить несложно:

  • Наречия, образованные от прилагательных в сравнительной степени, с приставкой «по-» пишутся слитно: «красивый» ->«красивее» ->«покрасивее» , «малый» ->«меньше» ->«поменьше» , «солёный» ->«солонее» ->«попосолонее» , «хороший» ->«лучше» ->«получше» , «частый» ->«чаще» ->«почаще» , и т.п.

Первая особенность слова «поподробнее» в том, что оно происходит от прилагательного, изначально имеющего собственную приставку «по-», то есть в этом наречии две приставки «по-» собрались вместе: «подробный» -> «подробнее» -> «поподробнее» . Вот, как говорится, и весь фокус.

А бывает ли раздельно?

Обратить наречие «поподробнее» назад в прилагательное с предлогом «по подробнее» бывает необходимо, если это словосочетание в предложении прямо связано с причастием и существительным, согласно изменяющимися по родам, падежам и числам: «Снимите статистику ещё раз по подробнее отобранному материалу » (материал – мужской род; материалу – дательный падеж ед. числа; материалы – мн. ч.); «… по подробнее проверенным данным» (данные – средний род); «… по подробнее представленной выборке » (выборка – женский род).

Объяснение

Взятое для примера предложение сложное. «отобранный», «проверенный», «представленный» в нём это страдательные причастия, являющиеся сказуемыми к второму (подчинённому) подлежащему «материал», «данные», «выборка»; «подробнее» – определение к второму сказуемому (которое причастие).

Причастия, подобно прилагательным, склоняются по падежам, изменяются по родам и числам: «отобранный» (муж.) – «отобранная» (жен.) – «отобранное» (ср.) – «отобранные» (мн. ч.), и т.д. «подробнее» и здесь исключение, оно, и будучи прилагательным, является неизменяемым словом, как бы «ну так и просится в наречия».

Однако по правилам русской стилистики связка -> -> должна быть синтаксически согласована, то есть все эти члены предложения должны стоять в одном и том же роде, числе и падеже. Наречия все до единого неизменяемые слова, у них нет ни родов, ни чисел, ни склонений, ни спряжений, ни залогов. Поэтому в описанном случае и применяется прилагательное с предлогом «по подробнее»: прилагательному, хоть бы и неизменяемому, можно условно приписать род, падеж, число; наречию – нет. Ну, а предлоги, как известно, со всеми словами пишутся раздельно.

Читайте также:
Имя числительное как часть речи в русском языке - определение

Значение

У наречия «поподробнее» в русском языке одно-единственное значение:

  • Подетальнее, поглубже, пополнее, пообстоятельнее, пояснее (синонимы), поточнее (частичный синоним), чем ранее, прежде, до того: «Суть доклада ясна, то пунктыпоясните поподробнее»; «Отношение к вашей повести у меня сложилось в целом похвальное, но тему личной несостоятельности разверните, пожалуйста, поподробнее – нынче это в тренде и гарантирует читательский спрос».

Примечание: «поточнее» употребляется синонимом большей частью применительно к подробностям, выражаемым численно, цифрами – «Распишите поподробнее, на чём основаны показатели ожидаемой доходности».

Грамматика

Слово «поподробнее» обстоятельственное наречие способа и образа действия. Происходит от прилагательного «подробный», см. выше. В речи соотносится с глаголами; чаще всего в повелительном наклонении («объясните поподробнее», см. также выше). Состоит из добавочной приставки «по-», собственной приставки исходного прилагательного тоже «-по-», корня «-дроб-», суффиксов «-не-» и «-е». Вариант разделения по суффиксам «-н-», «-е», «-е», причём последний – бывшее окончание прилагательного (наречия, как неизменяемые слова, окончаний (флексий) иметь не могут). Такое вот несуразное слово. Постановка ударения по-под-ро́б-нее. В рукописях при нехватке места в строке допустимы переносы по-подр-о́бнее, но переносить, оставляя обе приставки в верхней строке (попо-дробнее) нельзя, это серьёзная стилистическая ошибка!

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Правила орфографии

Проверяемые и не проверяемые ударением безударные гласные в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать такое родственное слово или форму этого же слова, чтобы эта гласная была под ударением.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов

Если за корнем следует суффикс -а-, в корнях с чередующимися е(и) пишется и, а в корнях -лож-(-лаг-) и -кос-(-кас-) пишется а.

В корне гор-(гар-) в безударном положении пишется о. Исключения: выгарки, изгарь, пригарь (специальные и диалектные слова).

В корнях клон-(клан-), твор-(твар-) в безударном положении пишется о.

В корне зор- в безударном положении пишется а. Исключение: зоревать.

В корне -рос-(-раст-) перед ст и щ пишется а. Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов, Ростислав, Ростокино.

В корне -скоч-(-скак-) перед ч пишется о, перед к пишется а. Исключения: скачок, скачу.

От значения зависит правописание о и а в корнях -мок-(-мак-) и -ровн-(-равн-):
-мок- — в значении «пропускать жидкость»;
-мак- — в значении «опускать в жидкость»;
-ровн- — в значении «гладкий», «ровный»;
-равн- — в значении «одинаковый, тождественный»

В корне -плав- всегда пишется а: плавать, плавучесть. Исключения: пловец, пловчиха, плывун.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Для проверки правописания корней с непроизносимыми согласными (стн, здн, лнц, рдц) нужно подобрать такое родственное слово, чтобы эта согласная стояла перед гласной.

Правописание о(ё) после шипящих в корнях существительных и прилагательных

В корне слова после шипящих пишется ё, если в родственных словах оно чередуется с е; если оно образовано от глагола или страдательного причастия прошедшего времени.

О и Ё в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

В суффиксах и окончаниях после шипящих под ударением пишется о.

Правописание И-Ы после Ц

В корне после ц пишется и. Исключения: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц.
В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы (кроме слов на -ция).

Правописание О(Е) после Ц

В суффиксах и окончаниях под ударением пишется о, без ударения – е.

Мягкий знак в формах глаголов

Ь пишется в неопределенной форме глаголов: умываться, в форме повелительного наклонения: поставьте, в форме 2 л. ед.ч.: умываешься.

Правописание Ъ

Разделительный ъ пишется перед корневыми е, ё, ю, я после приставок на согласную и в иноязычных словах после следующих приставок на согласную: аб, ад, диз, ин, интер, кон, контр, об, суб, транс, а также после начального пан.

Правописание Ы-И на стыке приставки и корня

После приставки, оканчивающейся на твёрдую согласную, в корне слова вместо и пиши ы (как слышим, так и пишем). В слове взимать пишется и согласно произношению.
Примечание. Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова, например: пединститут, спортинвентарь.

После приставок меж-, сверх- сохраняется и, так как после шипящих и заднеязычных не пишется ы.

Читайте также:
Эксперт ударение как ставить - нюансы произношения слова

Сохраняется и также после иноязычных приставок и частиц (контр-, дез-, транс-, пан-, суб-, пост-, супер-).

Правописание приставок

Правописание приставок пре- и при-

Приставка при- употребляется в значениях:
– «приближение, присоединение, неполнота действия, близость»: пришить, приоткрыть, пришкольный.
– доведение действия до конца: пристукнуть.
– совершение действия в чьих-то интересах: припрятать.

Приставка пре- употребляется в значениях:
– «очень» (высшая степень проявления): пренеприятный.
– «пере-»: преградить.

Правописание приставок раз-(рас-) и других приставок (без-, воз- (вз-), из-, низ-, чрез- (через-) на з-с

В приставках на з-с з пишется перед звонким, а с — перед глухим согласным.

Правописание корня пол- в составе сложного слова

Пол- пишется через дефис перед корневыми гласными, л и прописными буквами. В остальных случаях пол- пишется слитно.
Приставка полу- пишется слитно.

Правописание сложных слов

Сложные слова — это слова, которые образованы с помощью соединения в одном слове двух основ.

Правописание сложных слов с соединительными гласными О и Е

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной о, если первая основа заканчивается на твердый согласный.

Корни в сложных словах соединяются при помощи соединительной гласной е, если первая основа заканчивается на мягкий согласный, шипящие и ц.

Слитное и дефисное написание сложных существительных

Через дефис пишутся
– названия сторон света: северо-восток, юго-запад;
– названия сложных механизмов и единиц измерения: дизель-мотор, койко-место. Исключение — трудодень;
– названия некоторых растений: Иван-чай;
– с начальными иноязычными элементами вице-, лейб-, штаб-, экс-.
– образованные из двух слов одной тематической группы (слова-синонимы, антонимы, уточняющие друг друга): горе-злосчастье (синонимы), плащ-палатка (плащ и он же — палатка).

Слитно пишутся сложные слова
с глаголом на и в первой части: сорвиголова. Исключение — перекати-поле;
с числительным в форме родительного падежа в первой части слова: пятикратный. Но: сороконожка (потому что не в прямом значении счёта). Исключения: 90 (девяностокилограммовый), 100 (стометровка), 1000 (тысячелетний);
названия жителя города: алмаатинец;
сложносокращённые: вещмешок.

Слитное и дефисное написание прилагательных

Через дефис пишутся прилагательные:
образованные от сочинительных словосочетаний: русско-английский словарь (словарь с русскими и английскими словами);
выражающие качество с дополнительным оттенком: светло-зеленый;
образованные от пишущихся через дефис существительных: нью-йоркский;
Остальные сложные прилагательные пишутся слитно.

Правописание суффиксов существительных и прилагательных

Суффиксы существительных

Суффикс -чик пишется в существительных со значением лица после корневых согласных д, т, з, с, ж, если перед ними нет других согласных: перебежчик; алиментщик.

Перед суффиксом -чик конечные согласные основы к, ц, ч заменяются т: раздача – раздатчик.

Перед суффиксом -щик пишется мягкий знак только после л: кровельщик.

Суффикс -ек пишется, если при изменении слова е выпадает: замочек – замочка, но: ключик – ключика.

Суффикс (безударный) -ец- пишется в существительных м.р.: колодец, -иц- — в существительных ж.р.: красавица.

Правописание суффиксов причастий

От основы инфинитива на -еть, -ить, -ти, -чь образуются срадательные причастия прошедшего времени с суффиксом -енн-.

От основы инфинитива на -ать, -ять образуются страдательные причастия прошедшего времени с суффиксом -нн-, при этом глагольные суффиксы –а- и –я- в причастии сохраняются.
(Грамотный человек. Учебное пособие. Л.Д.Беднарская, Л.А.Константинова, Е.П.Щенникова)

Поиск ответа

Всего найдено: 78

Вопрос № 308018

Добрый день! Я внимательно изучила ответ на вопрос № 294856 о правилах написания оё в суффиксах существительных и прилагательных. Тем не менее, не могу справиться с аргументацией случая написания трещОтка. Если это отглагольное существительное (от трещать), то почему не пишется в суффиксе Ё по аналогии с тушёнка, сгущёнка? Или это частный случай именно для низко частотного случая ОТК? Буду признательная за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Написание объясняется в информационно-поисковой системе «Орфографическое комментирование русского словаря». Там же можно прочитать уточненные правила.

Вопрос № 306329

Прошу внести ясность в споре над расстановкой ударения в слове ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Орфографический словарь Ожегова скомпрометирован! посмотрите слово “обрУшение”. Кроме этого словаря существуют и другие, не менее уважаемые источники, которые допускают ударение “обеспечЕние”. Например: “Русский орфографический словарь” под редакцией В.В.Лопатина, профессора Института русского языка, доктора филологических наук, “Современный орфоэпический словарь” И.Л.Резниченко. Эти словари используются в решении дискуссионных вопросов в употреблении русского языка на государственном уровне! После, абсолютно не выдерживающей критики, выходки низко пробного блогера, который обвинил президента в неграмотности, кто-то его низко качественно проинформировал и пошло-поехало. (Вспомнились незабываемые перлы (расстановка ударений) бывшего руководителя, родом из Ставропольского края). Ортодоксальным почитателям г-на Ожегова (в качестве редактора Орфографического словаря) и просто тех, кто считает правильным говорить “обеспЕчение” предлагаю быть последовательными и произносить (в соответствии с их логикой, т.к правила есть правила, но и исключения из оных никто не отменял. ) ознакОмление обнарУжение обморОжение назнАчение разгранИчение сосредотОчение обоснОвание и т.д и т.п. Очень интересно Ваше мнение на данную проблему. Своих детей-внуков я научу. Хотелось бы, чтобы не насиловали родной язык.

Ответ справочной службы русского языка

Большинство словарей русского языка по-прежнему отдают предпочтение ударению обеспЕчение. Вариант обеспечЕние раньше строго запрещался, сейчас постепенно становится допустимым, но время назвать его полностью нейтральным пока не пришло. Все-таки ударение нужно проверять не по орфографическим, а по орфоэпическим словарям (в задачи орфографического словаря не входит классификация произносительных вариантов).

Такой логики (если в слове А ударение падает на такой-то слог, то и в слове Б оно должно падать на этот же слог) в языке не существует. Наше ударение подвижное и разноместное, в разных словах может падать на разные слоги. Правильно: разграничЕние, но сосредотОчение, а в существительном обнаружение варианты с ударением на у и на е равноправны.

Читайте также:
Суффиксы - виды, признаки, правописание морфем разных частей речи
Вопрос № 305673

Фраза: Формируя цели в позитивном выражении, лучше сказать: «Мне нравится здоровая, низко калорийная, богатая витаминами пища», чем «Я не буду употреблять сахар, конфеты, мороженое и другую еду, которая ведет к набору веса». Ответьте, пожалуйста, верно ли начинать вторую реплику в кавычках с прописной буквы Я. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы оформили предложение верно, вторая реплика также пишется с большой буквы.

Вопрос № 305416

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно – газопроводы низко го и среднего давления или давлений?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: газопроводы низко го и среднего давления.

Вопрос № 304692

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как пишется ” низко -умеренный” (слитно, раздельно, через дефис) в предложении “Такие дозы ибупрофена считаются низко –умеренными”? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 302942

Качество звукозаписи очень низко е с периодическими помехами. Подскажите нужна запятая?

Ответ справочной службы русского языка

Возможный вариант пунктуационного оформления: Качество звукозаписи очень низко е, с периодическими помехами.

Вопрос № 299598

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в предложении: “Надежная защита глаз сверху и с боков от высокоскоростных частиц ( низко энергетический удар V=45 м/с), брызг растворов кислот и щелочей, УФ и ИК излучения.” какое правильное написание “УФ и ИК излучения” или “УФ- и ИК-излучения”? Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Правилен второй вариант: от. УФ- и ИК-излучения.

Вопрос № 298385

Уважаемая Грамота! Подскажите, пожалуйста, имеется ли ошибка в этом предложении: “Благодаря низко му ценовому сегменту компания занимает лидирующие позиции на рынке мультиварок.”

Ответ справочной службы русского языка

Возможно, есть смысловая ошибка: что значит “благодаря низко му ценовому сегменту”?

Вопрос № 295815

Как образовать прилагательное от существительного на ‘-ени’ (напр., ‘разрешение’, ‘выделение’ и т.д.)? Напр., я хочу образовать прилагательное от словосочетания ” низко е разрешение” (изображения на компьютере). Как мне это сделать? ” Низко разрешенный”? ” Низко разрешный”?

Ответ справочной службы русского языка

Такое прилагательное образовать невозможно. Принято говорить: изображение с низким разрешением или изображение низко го разрешения.

Вопрос № 294882

Почему в слове “низменность” пишется 2 буквы “Н”, как разобрать это слово по составу и, если корень “низм”, а однокоренное слово “низина”, откуда взялась буква “М”?

Ответ справочной службы русского языка

Существительное низменность образовалось от прилагательного низменный, от которого и было унаследовано две н. Написание нн в прилагательном можно объяснить двумя способами. Исторически низменный образовалось с помощью суффикса -енн- от вышедшего из употребления существительного низмя. Современное правило, под которое подпадает слово низменный, таково: двойное н пишется в прилагательных с беглым е между нн, напр.: беспрестанный (беспрестанен ) , благоуханный (-нен ) , блаженный (-жен и -женен ) , искренний (-нен ) .

Сейчас слово можно разобрать так: низ/менн/ость/. Откуда появилось м, этимологические словари не дают ответа. В словаре В. Даля зафиксировано еще одно однокоренное слово с мнизмянка « низко рослый лесок по дурной почве ; кустарный дрянной лес » и растение.

Читайте также:
Диктанты по русскому языку для 7 класса 1 четверти

Если нам удастся выяснить происхождение загадочного м, ответ будет дополнен. Спасибо за интересный вопрос.

Вопрос № 294756

Здравствуйте. Как правильно написать: высоко- и низко – активные какое правило тут применимо?

Ответ справочной службы русского языка

Сложные слова с первой частью высоко- или низко – пишутся слитно. Дефис применяется при записи конструкций с однородными членами, имеющими общий конечный элемент, если все члены, кроме последнего, представлены только начальными элементами; такой дефис называют «висячим».

Верно: высоко- и низко активные.

Вопрос № 289136

Здравствуйте! Подскажите, какой вариант предпочтительнее: “человек с малым ростом” или “человек малого роста”?

Ответ справочной службы русского языка

Возможно: человек малого роста, низко рослый.

Вопрос № 288977

Подскажите, верно ли слитное написание слова ” низко рискованный”?

Ответ справочной службы русского языка

Словарной фиксации нет. Корректно слитное написание, ср.: низко качественный.

Вопрос № 287933

Скажите, пожалуйста, какая частица, НЕ или НИ, должна использоваться в этом предложении: Практика свидетельствует, что какое бы оборудование НЕ(НИ) использовалось и как бы идеально НЕ(НИ) были настроены параметры, при низко м качестве припоя практически невозможно получить качественный результат.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 287368

Цитата вопроса 281519 “Добрый день! Как правильно написать фразу “Мясо из Беларуси” или “Мясо из Белоруссии”? Спасибо Natali123123 Ответ справочной службы русского языка Беларусь, Республика Беларусь – официальные названия государства (сокращенное и полное). В неофициальных контекстах, в живой устной и письменной речи страну по-русски по-прежнему называют Белоруссией. Поэтому лучше написать: мясо из Белоруссии.” Хотел бы выразить исключительно негодование ситуацией и недовольство вашим ответом. Это, извольте, чересчур. Вы не в праве решать, как называть иностранное государство. Так, как называют Беларусь россияне, совершенно неверно. Мы не в СССР, будьте любезны, не указывайте людям неверную информацию. Верно говорить, что “мясо из Беларуси”. Почему бы не называть Ваше государство Роиссей или же Россисией? Вполне так же, как и “Белоруссия”. Я, конечно, извиняюсь, но давать некорректную информацию людям, связанную с повсеместной безграмотностью на территории РФ, крайне низко . Ведь “пипл хавает” всё, что им сунут “спецЫалисты”. zl0tn1k0ff Ответ справочной службы русского языка Алексей, мы не даем некорректную информацию. В официальных текстах, как мы всегда отмечаем в наших ответах, употребляется официальное название государства – Республика Беларусь. Но слово Белоруссия никуда не исчезло из русского языка, оно употребляется в неофициальных текстах и ошибочным не является. Если бы в белорусском языке наша страна называлась бы «Роиссей или же Россисией» – тогда уже нам глупо было бы возражать против такого употребления: мы не вправе вмешиваться в нормы белорусского языка. Называют же французы нашу страну Russie, а, например, испанцы – Rusia, ну и что? Вряд ли кто-то в России негодует по этому поводу и пишет гневные письма во Французскую академию или Королевскую академию с требованием к французам и испанцам немедленно упразднить эти наименования и писать исключительно Rossiya” На белорусском “Россия” – “Расiя”. А свое негодование вам выражал человек, не живущий в Белоруссии (иначе он бы встречал это слово в выпусках новостей по ТВ) и не знающий белорусского языка.

Ответ справочной службы русского языка

Читайте также:
Одушевлённые и неодушевлённые существительные и их отличия

Правописание НЕ с именами прилагательными

О чем эта статья:

Когда не с прилагательными пишется слитно

Если без не слово не употребляется

Не с прилагательными пишется слитно, если такое слово нельзя употреблять без не.

Примеры: ненасытный, ненастье, негодовать, недоумевать, небылицы, ненавидеть.

Если есть сопоставление

Когда слова не противоречат друг другу, а по-разному описывают предмет или ситуацию, прилагательное и частица не пишутся слитно. Часто такой случай можно узнать по союзам но, и.

Холл небольшой, но уютный.

Холл небольшой и уютный.

Холл небольшой, уютный.

По этому предложению ясно, что холл маленький и все же уютный. Эти слова не противоречат друг другу, а дают разную информацию.

Если пояснительные слова — это наречия меры и степени

Когда прилагательное поясняют наречия меры и степени, не пишется слитно. Такими словами могут быть:

в высшей степени и т. д.

Эта ситуация в высшей степени несправедлива.

Человек напротив был крайне нескладным и угловатым.

Тайник оказался слишком незаметным.

Когда не с прилагательными пишется раздельно

Если есть противопоставление

Когда в предложении ясно, что одну его часть автор утверждает, а другую — отрицает, не с прилагательными пишется раздельно. Такие случаи можно узнать по союзу а. При этом оба слова должны противоречить друг другу, то есть быть антонимами. Это же правило касается и кратких прилагательных.

Это дерево не высокое, а низкое.

Дом на холме не близок от деревни, а далек.

Он встретил нас не гостеприимно, а грубо.

Иногда противопоставление автор не пишет, а лишь подразумевает. В этом случае не с прилагательным тоже пишется раздельно.

Отношения между ними были не дружескими.

Если есть отрицательные местоимения и наречия

Когда в предложении есть отрицательные местоимения и наречия, не с прилагательными пишется раздельно.

Такими словами могут быть:

нисколько и т. д.

Ремонт оказался вовсе не дорогим.

Хоть отец и не приехал, мне было ничуть не грустно.

Если у краткого прилагательного нет полной формы

Когда к слову нельзя подобрать полную форму и сохранить его значение, написание частицы не с прилагательным будет раздельным.

Я не готов к такому повороту событий.

Он явно был не рад видеть мою семью.

Если не используем с относительными прилагательными

Иногда предложение отрицает свойство предмета с помощью относительного прилагательного с не. В этом случае не следует писать раздельно.

Примеры: не каменный забор, не серебряные серьги, не шелковый шарф, не деревянный стол.

Если прилагательное передает цвет или вкус

Когда предложение отрицает цвет или вкус предмета с помощью качественного прилагательного, не пишется раздельно.

Примеры: не кислая вишня, не зеленый учебник, не синее пальто.

Если не используем с притяжательными прилагательными

Когда предложение отрицает, что предмет кому-либо принадлежит, не пишется раздельно. Такие прилагательные отвечают на вопросы: чей? чья? чьи? чье?

Примеры: не мамина сумка, не отцов дом.

Если предложение отрицает два одинаковых признака сразу

Когда сразу несколько прилагательных отражают одно и то же качество предмета, не пишется раздельно.

Она не молода и не стара.

Особые случаи, когда не с прилагательными пишется раздельно или слитно

Не с пояснительным словом совсем

В случае со словом совсем написание не с прилагательными может быть и слитным, и раздельным.

Если слово совсем мы используем в значении очень, совершенно, то не с таким прилагательным пишется слитно.

Совсем некрасивый человек (очень некрасивый).

Если же под совсем мы имеем в виду отнюдь или никоим образом, то прилагательное с не пишется раздельно.

Совсем не красивый человек (отнюдь не красивый).

Если прилагательное в сравнительной степени

Обычно прилагательные в сравнительной степени с не пишут раздельно.

Все детство я был не выше своей сестры.

Но бывают и исключения. Когда прилагательное в сравнительной степени образовалось от другого прилагательного с приставкой не, такое слово пишется слитно.

Читайте также:
Одушевлённые и неодушевлённые существительные и их отличия

Лекция была еще непонятнее, чем обычно.

Здесь прилагательное непонятнее образовано от слова непонятная. Противопоставления нет, и слово можно заменить синонимом без не — запутанная, сложная. Значит, не — это приставка.

Проверьте себя

Как пишется не с прилагательными в этих случаях? Для самопроверки можно использовать таблицу правописания частицы не с прилагательными ниже.

И он ушел, высокий, (не) складный, никем (не) понятый.

Перед нами открылась (не) крохотная полянка, а целое поле.

Это была (не) обычная новогодняя ночь: за окном светило совсем (не) зимнее солнце.

Он оказался (не) готов к такой резкой смене событий.

Ее (не) ряшливый вид кричал о тяжелом периоде в жизни.

45 несерьёзных правил русского языка, к которым следует отнестись очень серьёзно! (Много букв)

1. Тире между подлежащим и сказуемым — не ставится.

2. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.

3. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.

4. Страдательный залог обычно должен быть избегаем.

5. Не забывайте про букву «ё», иначе не различить: падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.

6. Кто не чёкнутый и не из чящи вышол, правильно пишет гласные после шыпящих.

7. Блестните неповерхносным чуством языка при написании непроизносимых согластных.

8. Надо придти к пониманию, что пишется только «прийти».

9. Пообтершись в корридорах оффисов, в будующем мы станем сведующими и прийдём к тому, что в наших текстах будет учавствовать всё меньшее колличество лишних букв.

10. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен определятся по наличию его в вопросе к глаголу, что иногда забываеться.

11. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.

12. У слова «нет» нету форм изменения.

13. Без пол-литровки пол России не поймёт как пишутся сложные имена-существительные.

14. Заканчивать предложение местоимением — дурной стиль, не для этого оно.

15. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.

17. Проверяйте в тексте пропущенных и лишних слов в тексте.

18. Что касается незаконченных предложений.

19. Если неполные конструкции, — плохо.

20. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.

21. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся».

22. Не стройте загадок из многоточия в конце исчерпывающего предложения.

23. Одного восклицательного знака вполне достаточно.

24. НИКОГДА !не выделяйте! слова. Человек, читающий текст с ВЫДЕЛЕНИЯМИ, чувствует, что его собственному пониманию смысла н е д о в е р я ю т.

25. Используйте параллельные конструкции не только для уточнения, но и прояснять.

26. Правиряйте по словарю напесание слов.

27. Числительные до 10-ти включительно лучше писать прописью.

28. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.

29. Задействуйте слова в предназначении, истинно отвечающем осмысленности.

30. Неделите не делимое и не соединяйте разно-родное, а кое что пишите через дефис.

31. Неуместная аналогия в тексте выглядит как шуба, заправленная в трусы.

32. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.

33. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.

34. Сюсюканье — фу, бяка. Оставьте его лялечкам, а не большим дяденькам.

35. Будьте более или менее конкретны.

36. Как учил Эмерсон: «Не цитируйте. Сообщайте собственные мысли».

37. Кому нужны риторические вопросы?

38. Слов порядок речи стиля не меняет?

39. Нечаянно возникший стих собьёт настрой читателей твоих.

40. Стих, где рифма на глаголах строится, самым первым на помойку просится.

41. По жизни усекай насчёт своего базара: хочешь неслабо выступить, — завязывай в натуре с жаргоном.

42. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.

43. Повторно повторять всё повторяющиеся однокоренные слова — это тавтология — лишнее излишество.

Читайте также:
Эксперт ударение как ставить - нюансы произношения слова

44. Если хочешь быть правильно понятым, не используй foreign language и варваризмы. Ферштейн?

45. Ради презентативности будь креативным промоутером исконно русских синонимов на топовые позиции рейтинга преференций.

Прочитал пункт 1 и начал уже ржать) Дальше читать не стал, лень еще ошибки искать)

P.S. Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражено существительными в именительном падеже. Мышка в сметане — несбыточная мечта кошки Матильды.

А как выбирали количество? Почему 45? Нужно продолжать.

Всем ДОБРОГО утра!

Оборот денег в семье.

Старший сын подарил младшей сестре 5000 руб на днюху(13 лет разница).
Сегодня она подходит ко мне:
– Пап, вот 5000 рублей. И вот мои заказы на али. Это подарки тебе, маме, брату, его жене и их мелкому. Успеют же приехать? Можешь оплатить по карте?
– Конечно, доча.
Оплатил. Деньги взял. Ибо это её решение. Добавлю их в её подарок. Но об этом ей, конечно, не скажу.

Новый Год на носу. Подарки. Берегла эти деньги с апреля. Вот так решила их потратить.

У меня хорошие дети.

Не рой яму другому.

Мастер спорта

Прошу юридической помощи, напали чеченцы в метро

Здравствуйте, я очень сомневался писать пост или нет, но сил уже нет бороться в одиночку с нашей правоохранительной системой. 30 августа я ехал на работу к 14:00, на выходе из метро Юго-Восточная на меня напали 2 чеченца ( https://www.m24.ru/shows1/14/308198 сюжет на Москва 24, правда они вырезали специально тот кусок, когда я отмахивался, разрывая дистанцию, уже после нескольких минут избиения в голову и назвали это “дракой”, хотя ни одного удара я не нанес), я подбежал к службе безопасности метрополитена, одна из сотрудниц сразу убежала, вторая стояла и смотрела как меня избивают, ничего не делая. В итоге мне сломали нос и нанесли множественные повреждения в области головы. Когда они меня били они орали, что они из Чечни и всех русских вы**ут и ничего им не сделают, явный состав 282 статьи УК РФ, однако в итоге им инкриминировали лишь 115. После их задержания, когда я ждал скорую, полицейская сказала, что у них был нож и они орали, что воевали против русских в чеченскую войну, а также что они находятся под действием наркотиков (в таганском отделении опер потом также сказал). После меня отвезли в ГКБ им. Пирогова, в приемное отделение к нейрохирургу, где я пробыл более 6 часов, как в последствии выяснилось, принял со скорой меня санитар, а заключение выдал медбрат. В итоге в заключении прописаны препараты, которые мне якобы ввели, но их не вводили + заключение противоречит в некоторых моментах самому себе. Госпитализировать меня отказались, хотя по словам врачей скорой должны были госпитализировать на 10-14 дней. На следующий день я пошел в травмпункт рядом с домом, чтобы снять всё-таки побои, но травматолог сказал, что поставил бы ушиб мягких тканей только в случае наличия разрыва кожи (хотя это уже должно быть рваной раной, в моём понимании).

На данном этапе мне не дали ознакомиться с материалами уголовного дела, нож по словам дознавательницы в деле не фигурирует, я просил ознакомить меня с записями с камер видеонаблюдения, мне было отказано, а также с дозоров полицейских, тоже было отказано. Дознавательница не присылает никаких повесток по следственным действиям, я посмотрел, её действия нарушают 164, 188 и 192 статьи УПК РФ, когда на очередной встрече я хотел написать заявление на отвод дознавателя. Я думаю, что дознавательница ангажирована к этим чеченцам и/или диаспоре. При первой встрече, назначенной на 10:00, она отказалась меня принять к оговоренному по телефону (повестки не было) времени, а когда из кабинета выходил другой сотрудник, я слышал, как она говорит кому-то из своих “мариную **анного терпилу”.

Прошу оказать юридическую помощь, что делать с этой дознавательницей? Что делать с врачами, которые отказались меня принимать и госпитализировать? Мне назначена очная ставка на 20 ноября, но я боюсь туда идти, потому что возможен вариант, что эти чеченцы придут туда с оружием.

Читайте также:
Неопределённая форма глагола правило в русском языке, на какие вопросы отвечают глаголы, в чем заключаются особенности и как поставить глагол в неопределенную форму

Подбегая к сотрудникам безопасности метро, я включил камеру, думал это их вразумит, я стал кричать, что они хотят меня убить, но люди даже не обернулись. У меня сохранился кусочек видео, до того момента, как один из нападавших выхватил телефон (когда он выхватил телефон, то прервал запись) у меня из рук и начал меня избивать.

Словосочетания — это смысловые конструкции русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о таком базовом понятии в русском языке, как словосочетание.

Казалось бы, все интуитивно понимают, о чем идет речь, но есть масса моментов, которые требуют разъяснения.

Что такое словосочетание

Словосочетание – это два или больше слов, которые связаны между собой по смыслу или грамматически, а часто и так и так.

Сразу скажем, что без словосочетаний просто не обойтись в повседневной жизни.

С их помощью мы акцентируем внимание на различных деталях и обстоятельствах.

Например, можно сказать ЭТА КАРТИНА или ЭТА КРАСИВАЯ КАРТИНА. В первом случае, это просто констатация факта, а во втором показано отношение конкретного человека, его оценка увиденного. Или, например, ПОШЛИ и ПОШЛИ ДОМОЙ. В первом случае это просто глагол, который несет в себе мало информации. А во втором – указание конкретной цели.

В чем отличие предложения от словосочетания

Предложение тоже состоит из ряда слов (иногда даже из одного), но представляет из себя законченную и оформленную мысль.

А вот словосочетание не выражает законченной мысли или какой-либо интонации. Хотя именно из них строятся предложения. Они как бы представляют из себя синтаксические единицы разного уровня.

Словосочетание — это самая малая синтаксическая единицу, которая передает некоторую информацию, но при этом не является отдельным суждением или завершенным сообщением.

А вот предложение – это уже языковая единица, которой свойственна смысловая и интонационная завершенность.

Предложение, в отличие от словосочетания, не просто информирует, а служит для выражения целостной мысли, побуждения к действию, формулировки вопроса, передачи эмоций.

Если говорить абстрактно, то словосочетание — это материалы для ремонта (обои, краска, паркет), а предложение — это отдельный уже законченный и оформленный в единое целое участок ремонтируемой площади (например, одна из отремонтированных комнат).

Виды словосочетаний и их примеры

Словосочетания бывают двух видов:

  1. сочинительные
  2. подчинительные

Подчинительные наиболее распространены. Они отличаются тем, что есть главное слово и зависимое/зависимые. Например:

ЗИМНЯЯ СТУЖА
ЛЕТИТ К ОБЛАКАМ
СИДИТ РОВНО
СВЕТИТ ЗА ОКНОМ
РИСОВАТЬ КАРТИНУ

В таких словосочетаниях всегда можно задать простой вопрос от главного слова к зависимому. Как в популярной телепередаче – «Что? Где? Когда?». Ну а также – «Какой? Сколько? Как?» и так далее.

СТУЖА (какая?) ЗИМНЯЯ
ЛЕТИТ (куда?) К ОБЛАКАМ
СИДИТ (как?) РОВНО
СВЕТИТ (где?) ЗА ОКНОМ
РИСОВАТЬ (что?) КАРТИНУ

И вот именно по этому принципу можно отличить словосочетания от простой пары слов. Так, МАЛЬЧИК ПИШЕТ, КОШКА ИГРАЕТ, СОЛНЦЕ СВЕТИТ и тому подобное не являются словосочетаниями, так как тут нет простых вопросов («Что делает?» и «Что сделает?» к таковым не относятся).

А вот сочинительные словосочетания – это очень малочисленная группа. К ней относятся фразы, в которых нет главного слова и зависимого. Все слова равны. Чаще всего они соединяются различными союзами:

ВОЙНА И МИР
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
НЕ БЕЖИТ, А НЕСЕТСЯ
МАЛЕНЬКИЙ, НО ТЯЖЕЛЫЙ

Интересная особенность, что сочинительные словосочетания крайне редко используются нами в повседневной жизни. Но зато их часто можно встретить на страницах книг.

Типы словосочетаний на примерах

Также все словосочетания можно разделить по тому, из каких частей речи они состоят.

Например, главное слово – существительное, а зависимое – это прилагательное. Это, пожалуй, самый распространенный вариант. Проверочный вопрос в этом случае «Какой?» и все его разновидности.

КРАСИВЫЙ КОСТЮМ
ЛЮБИМАЯ СКАЗКА
КЛУБНИЧНОЕ ВАРЕНЬЕ
ОСТРАЯ БОЛЬ

Читайте также:
Имя числительное как часть речи в русском языке - определение

Другой вариант словосочетаний с существительным в главной роли, это когда зависимое слово также является существительным. Связывающие вопросы в этом случае – «Куда?», «Где?», «Чей?», «Для чего?». И очень часто для соединения слов используются предлоги.

ПОХОД В ГОРЫ
ОТДЫХ НА МОРЕ
КРАСКА ДЛЯ ВОЛОС
ДНЕВНИК ШКОЛЬНИКА

Не менее распространены словосочетания, в которых глагол является главным словом, а зависимым становится существительное. Такая конструкция обозначает действие над каким-либо предметом. И отвечает на вопросы «Кто? Что? Кого? Чего?».

ИСКУПАТЬ РЕБЕНКА
УБРАТЬ МУСОР
ОПЛАТИТЬ СЧЕТ
ОТПРАВИТЬ ПИСЬМО

А есть разновидность существительных, в которых вместе с главным глаголом используются зависимые наречия. Проверочный вопрос – «Как?».

БЕЖАТЬ БЫСТРО
ОТВЕТИТЬ ГРУБО
ВСТАВАТЬ РАНО
СДЕЛАТЬ НАЗЛО

Также словосочетания могут быть:

  1. Количественные – в роли главного слова выступает числительное. ТРИ ТОПОЛЯ, ПЕРВЫЙ ГЕРОЙ;
  2. Местоименные – местоимения является главным словом. НЕКТО НОВЫЙ.
  3. Наречные – местоимение (что это?) в качестве главного слова. ОСОБО ОПАСЕН, ДАЛЕКО ОТ ДОМА.

Виды связи слов в словосочетании

Еще одна важная характеристика словосочетаний – как связаны между собой главное слово и второстепенные. Тут выделяют всего три разновидности:

  1. согласование;
  2. управление;
  3. примыкание.

Согласование – это когда основное слово диктует второстепенным, в каком роде, падеже или числе они должны употребляться. Соответственно, если меняется одно слово, тут же под него подстраивается и другое. Причем главное слово – это всегда существительное, а вот зависимым могут быть разные части речи.

ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА — ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ — ИНТЕРЕСНЫМИ КНИГАМИ
ДВЕ ТЕТРАДИ – ДВУМЯ ТЕТРАДЯМИ

Управление – тип связи словосочетаний, в которых падеж зависимого слова не зависит от главного. И даже если основное слово изменится, второстепенное останется таким же, какое оно есть. В данном случае главное слово – это глагол, прилагательное или существительное, а зависимое – чаще всего существительное.

ПАСПОРТ ДРУГА – ПАСПОРТА ДРУГА – В ПАСПОРТЕ ДРУГА
ПЕРЕДАТЬ ПОСЫЛКУ – ПЕРЕДАЛ ПОСЫЛКУ – ПЕРЕДАДУТ ПОСЫЛКУ
УТОМЛЕННЫЙ СОЛНЦЕМ – УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ – УТОМЛЕННАЯ СОЛНЦЕМ

И наконец, примыкание – это тип словосочетаний, в которых слова связаны преимущественно не лексически, а по смыслу. Главные слова чаще всего глаголы и существительные, а второстепенные – наречия и деепричастия (что это?). Отличительная особенность – зависимые слова остаются всегда неизменными.

БЕЖАТЬ НЕ СПЕША – БЕЖАЛИ НЕ СПЕША – УБЕЖАЛ НЕ СПЕША
УШЕЛ, НЕ ПРОЩАЯСЬ – УЙДЕТ, НЕ ПРОЩАСЬ – УХОДИТ, НЕ ПРОЩАЯСЬ

Как распознать словосочетания в предложении

Почти любое предложение – это набор самых разных словосочетаний. На уроках русского языка в 3-м классе, когда и проходят эти базовые понятия, школьников часто просят произвести синтаксический разбор какого-нибудь предложения. Сделаем это и мы.

Возьмем для примера фразу:

В СТЕННОМ ШКАФУ НА ВЕРХНЕЙ ПОЛКЕ ЛЕЖАЛИ ВАЖНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И КАНЦТОВАРЫ.

При разборе этого предложения сразу исключим грамматическую основу – «Документы и канцтовары лежали». Эти слова являются подлежащим и сказуемым, но не является словосочетанием.

В вот теперь перечислим все словосочетания, которые здесь используются:

В ШКАФУ (каком?) СТЕННОМ
ЛЕЖАЛИ (где?) В ШКАФУ и ЛЕЖАЛИ (где?) НА ПОЛКЕ
НА ПОЛКЕ (какой?) ВЕРХНЕЙ
ДОКУМЕНТЫ (какие?) ВАЖНЫЕ

И тут же есть редкое сочинительное словосочетание – ДОКУМЕНТЫ И КАНЦТОВАРЫ.

Вот собственно и все, что нужно знать о словосочетаниях. До встречи на страницах нашего блога.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

В широком смысле — логически связанная цепочка слов. В отличие от предложения, которое обязательно содержит знаки препинания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: